Анализ примет о снах и сновидениях. Анализ сновидений

Анализ примет о снах и сновидениях. Анализ сновидений

Если практика интересуют единичные переживания осознанного сновидения, то простого изучения данного учебника и прочих материалов может быть вполне достаточно. Но если человек хочет добиться наибольших результатов, то ему не обойтись без включения своей собственной головы.

До тех пор, пока все вопросы решаются поиском ответов в различных источниках информации, никакого реального прогресса ожидать не стоит. Многие вещи никто описать и изъяснить не может. Всегда масса моментов остается на личное усмотрение и понимание. Найти все ответы просто невозможно. Мало того, это очень сильно тормозит прогресс, ведь ученику-практику приходится отвлекаться на утомительное чтение или разговоры.

А ведь другие могут заблуждаться. Ни в коем случае не должно быть никаких авторитетов и недостижимых идеалов. Ко всему и всем нужно относиться изначально скептически. Поэтому нужно чаще включать собственное мышление, чтобы решить какой-то вопрос, чем пытаться найти ответ где-либо. Учитывая тот фактор, что данный учебник содержит все самые главные темы и вопросы, то его вполне достаточно для развития самостоятельного анализа.

К примеру, если практик столкнулся в техниках осознанного сновидения или уже внутри нее с каким-то непонятным явлением или проблемой, в первую очередь, он должен самостоятельно попытаться понять причину их возникновения. И так нужно делать каждый раз. Надеяться нужно только на себя. Если всегда искать ответы вне собственного разума, то есть вероятность наткнуться на ложное мнение и принять его на вооружение.

Этот вопрос не затрагивался бы в этой книге, если бы не был настолько актуален. Многие упорно не хотят анализировать свои удачи и неудачи, а вместо этого открывают самые разные книги, часто противоречащие друг другу, и извлекают оттуда информацию, которую даже не удосуживаются проверить. Заканчивается все это обычно ничем, кроме как дальнейшими умножающимися заблуждениями.

Шкала анализа и поиска ошибок при различных методах входа в осознанное сновидение и нахождения в ней

Непрямой метод

Метод осознания во сне

Прямой метод

Добиться попытки на пробуждении

Добиться сильного намерения

Добиться провалов сознания

Добиться проявления любой техники, перебирая их

(уже осознанный сон!!!)

Добиться засыпания

Добиться глубокого провала сознания

(уже осознанный сон!!!)

Добиться разделения

Добиться осознания в процессе сновидения (уже осознанный сон!!!)

Добиться разделения

Добиться углубления осознанного сновидения

Добиться осуществления плана действий

Добиться долгого удержания осознанного сновидения

Добиться повторного выхода из тела

При проблемах со входом в осознанное сновидение или ее контролем, нужно по шкале определять пропущенные или не преодоленные шаги.

Все образы наших сновидений имеют под собой вполне реальные источники, которые относятся не только к внешней реальности, а в большей степени - к внут...

Анализ снов

Анализируя свое сновидение, используйте различные теоретические подходы и выбирайте такой, который наиболее подходит к вашему случаю. Рассматривая свое сновидение с разных точек зрения, необходимо понимать, что ни один взгляд не может быть абсолютно неверным. Попробуйте истолковать его различными способами. Каким бы методом вы ни пользовались, понять смысл сновидения должен тот человек, которому оно приснилось. Большинство людей думают, что прежде всего, необходимо понять значение сна. Однако это не так. Очень важно понять, что целью анализа является снятие внутренних напряжений, которые подсознание демонстрирует в сновидении. Опытный интерпретатор снов может и без ассоциаций человека понять значение сновидения. Но он не знает, что эти чувства значат для сновидца.

Самое главное при анализе снов - выяснить, какие чувства скрываются за сюжетом и как они связаны с прошлыми и нынешними чувствами. Только при этом условии анализ сновидения поможет снять внутренние напряжения. Кроме этого он должен помочь выяснить, как чувства, выраженные в сновидении, связаны с другими эмоциями человека. Основной задачей сновидений является показать эти чувства в картинках. Прежде всего, при анализе сновидений необходимо помнить, что только вы являетесь «автором сценария». И поэтому можете сделать со всеми персонажами сновидений все что хотите.

В большинстве случаев сон показывает наше настоящее или возможные варианты будущего. Хотя в некоторых случаях один и тот же сон может показывать как настоящее, так и будущее одновременно. Психоаналитики различают сюжет сна и то, что за ним скрывается, - его истинное содержание. Анализ сновидений подтверждает важность родителей или близких людей, всех, кто оказывает влияние на процесс формирования внутреннего «Я» ребенка и событий, нанесших душевную травму. Специалистами по психологии было обнаружено, что проблема человека не обязательно представлена в сновидении конкретно. Ее могут заменить другие образы, и если во сне она решается успешно, то это помогает освободиться от психологического дискомфорта. Психотерапевты предлагают не бороться с неразрешимой ситуацией, а обратить свое внимание на другие сферы жизни и попытаться в них себя реализовать. В таких случаях конфликт теряет свою остроту.

Очень важными деталями для анализа снов служат те предметы, которые чем-то отличаются от реальных и обращают на себя ваше внимание. Изучая собственные сны, вы со временем станете настоящим специалистом в их трактовке. Анализ снов помогает усвоить жизненные уроки, необходимые для формирования новых взглядов, привычек. Он помогает укрепить связь между сознанием и подсознанием, так необходимую для развития личности. Анализируя свои сновидения, мы обнаруживаем начинающиеся конфликты и находим возможности их решения.

Теперь перейдем непосредственно к сновидениям и анализу снов. Для этого необязательно прибегать к помощи специалистов - психоаналитиков или психотерапевтов. Кто лучше вас самих знает события, происходящие в вашей жизни, и то, о чем вы думаете? А ведь все это отражается во сне. Просто придерживайтесь некоторых правил.

Вы должны:

Записать или пересказать сон.
Выделить основную мысль.
Выписать значения символов.
Понять, какие эмоции и чувства они выражают.
Добавить свои ассоциации и мысли по поводу того, что вы увидели во сне.

Анализируя сновидение, можно представить себе невидимого собеседника, который вам помогает. Он задает вопросы, обращает внимание на образы, увиденные вами. Выясните для себя, как элементы сна связаны между собой.

Рассматривая сновидения как пьесу, постарайтесь понять, какие ваши чувства или жизненные ситуации они показывают. Образы людей и предметов во сне отображают ваш характер. Ваше отношение к ним показывает отношение к себе, своим внутренним переживаниям. Очень часто бывает, что мы видим во сне человека, который напоминает нам кого-то другого. Предположим, вы видите своего начальника и в то же время - это ваш отец. Значит, ваши отношения к отцу и начальнику похожи. Если вы боялись отца, то и начальника вы побаиваетесь; относились к отцу с уважением, следовательно, и к начальнику относитесь так же.

Осознав свои эмоции, вы сможете лучше их контролировать, выработать такие черты характера, которые помогут справиться с любой проблемой. Ведь любая наша эмоция возникает не на «пустой почве». Она всегда является реакцией на внутреннее состояние или на внешние события нашей жизни. Ведь жизнь дает нам ровно столько, сколько мы можем осознать и воспринять. В ней воплощается только то, во что мы верим, признаем мы это или нет. Просто мы не всегда знаем собственные мысли и веру. Анализируя свои сновидения, мы изучаем сами себя. Наши сны можно назвать письмами самим к себе. Анализ сновидений помогает выяснить эмоциональные отношения и чувства, испытанные нами в прошлом, и то, какое влияние они оказывают на нас в данный момент. Свяжите свой сон с повседневной жизнью. Что вас более всего волнует в ней, то же вы увидите и во сне, только в виде символов.

Задайте себе такие вопросы:

Где происходит сон?
Что вы в нем делаете?
Делаете ли вы то, что хотите, или же подчиняетесь чужой воле?
Какая обстановка вас окружает и какие чувства она вызывает?
Были ли вы когда-нибудь в такой обстановке, и если да, то что вы при этом испытывали?
Есть ли еще в вашем сновидении люди? Что они делают?
Как вы к ним относитесь?
Какие черты характера они могут показывать?

Ответив на эти вопросы и обобщив всю полученную информацию, вы сможете понять смысл своего сновидения, также вы определите, какие события вызывают у вас бурные и отрицательные эмоции. Для примера рассмотрим сон, одной молодой девушкой: «Я иду домой по тропинке через лес. Чтобы быстрее идти, снимаю туфли и бегу. На тропинке попадаются ямы, болотистые места, мусор. Через все это мне приходится перепрыгивать, и я думаю, что зря сняла туфли. Наконец я вижу свой дом, но войти в него не могу, так как вижу, что возле двери стоит бомж. Мне хочется избежать встречи с ним. Я обхожу дом, чтобы войти в него с другой стороны, но там опять стоит бомж». Рассматривая сновидения как пьесу, постарайтесь понять, какие ваши чувства они показывают.

Выпишем основные мысли этого сновидения: «Я иду домой. Думаю, что зря сняла туфли. Мне хочется избежать встречи». Теперь выпишем символы и их значения, которые встречаются во сне.

Дом - внутренний мир.
Тропинка - ход мыслей.
Лес - связь с подсознанием.
Туфли - жизненная позиция.
Снимать обувь - оставлять прошлое позади.
Бежать к кому-то или чему-то - озабоченность.
Яма - опасность.
Болотистые места - сомнения.
Мусор - ссора.
Прыгать - рисковать.
Дверь - чувства или отношения.
Бомж - нерешительность в принятии решения.

Итак, проанализируем этот сон. Уже из основных мыслей понятно, что девушка старается успокоиться, ей хочется избавиться от своих сомнений, тревог, которые ее пугают. Она подсознательно начинает понимать, что ссора, которая произошла между ней и молодым человеком, представляет опасность для их отношений. И девушка сожалеет о том, что они поссорились, понимая, что может потерять своего друга. Она пытается преодолеть свои сомнения и, предпринимая иногда рискованные действия, никак не может решить, что же ей делать. В своем внутреннем мире девушка не может найти покой. Ключевой фразой для анализа этого сновидения стала: «Я думаю, что зря сняла туфли».

Сны женщин

Перед началом толкования сна необходимо вспомнить его содержание, сконцентрироваться, мысленно, как бы, возвратиться в свой сон, прожить его еще раз, обращая внимание на каждые мелочи, и составлять при этом последовательную цепочку событий сна. Желательно ничего не пропускать - все важно. Затем, когда общая картина ясна, переходите к толкованию сна. Выделяйте самые запоминающиеся моменты, и при помощи сонника узнавайте определение тех или иных событий. Растолковав отдельные моменты сна, попытайтесь собрать их в одно целое - толкование всего сна. Вот несколько примеров толкований женских снов:

1. «Я с ребенком спускаюсь вниз по лестнице. Ребенок теряет обувь. И я думаю, что ему холодно. Затем я в каком-то доме. И знаю, что там я нежеланная гостья. Я захожу в ванную и вижу, что ванна полна мыльной воды, похожей на кашу. Я начинаю умываться». Эта женщина чувствует себя после развода одинокой и ненужной. Она пытается понять, зачем ее бывший муж «заварил эту кашу», хочет знать, как же ей жить дальше. Умываться - прояснять ситуацию.
2. Женщине снится, что она в парикмахерской делает прическу. К ней подходят две женщины и хотят дотронуться до ее волос. Это ее очень пугает. Этот сон свидетельствует о том, что у женщины появились новые мысли, пугающие ее. Когда об этом ей сказали, она очень удивилась и спросила: «Откуда вы это знаете? Парикмахерская - это изменение своих позиций, а волосы - это символ мыслей.
3. «Ко мне приходит женщина и просит помочь ей деньгами и одеждой. Я отвечаю, что деньги я могу дать, а одежду нет». К женщине действительно обратились за помощью. Деньги она этому человеку заняла. А одежда здесь символизирует его отношение к себе. И изменить его она не может. Это может сделать только сам этот человек.
4. «Я с подругой прихожу к себе домой. Мы заходим в кухню, а там ремонт. Я чувствую себя от этого неловко. Затем я иду по улице и по дороге покупаю куклу, чтобы подарить ее младшей сестре». Этот сон показывает внутренние перемены, которые беспокоят девушку. Она начинает осознавать, что она выросла и с детством пора расстаться. Ремонт - это переоценка ценностей, а игрушка символизирует детство.
5. «Я в своей квартире и, куда бы ни заглянула, везде нахожу своего ребенка. Вдруг я вижу, что на одежде ребенка нарисована пентаграмма. Я думаю, что это знак дьявола. Это меня очень пугает». Из этого сна видно, что молодая мать полностью поглощена заботами с ребенке. А мысли и желания пойти, предположим, погулять с подругами она считает запретными. Квартира - это внутренний мир, а дьявол символизирует запрет.
Сны мужчин
1. «Я рисую кошку и собаку, которые вдруг оживают. Я хочу помочь кошке выбраться из бумаги, а она говорит: "Не надо. Я сама"». Этот сон отражает семейные отношения. Мужчина хочет помочь своей жене, но она отвергает его помощь. Рисовать - это то, что мы создаем. Этот человек создал семью и предан ей, о чем свидетельствует образ собаки. Кошка в этом сне символизирует его желание заботиться о ком-нибудь, в данном случае - о жене.
2. «Я вижу автомобиль, который подъезжает к дому моей девушки. Из него выходят она с подругой. Вдруг машина взрывается, и девушки оказываются в больнице. Я прихожу к ним в палату и дарю своей девушке букет белых роз, а ее подруге - черные розы». Юноша предчувствует, что он и его девушка расстанутся, так как их отношения «больны», то есть они все время ссорятся, хотя он любит ее. Дарить цветы - символ любви и нежности, а черные розы означают разлуку.
3. «Я захожу в кухню и вижу там стоящие гробы. Моя мать говорит, что это отец получил зарплату. Я начинаю искать свой гроб и думаю, что еще, пожалуй, рановато». Этот сон приснился мужчине, когда он перешел с одной работы на другую. Гроб - это окончание одного периода жизни и начало нового. Мужчина переживает, сможет ли он достаточно зарабатывать и содержать семью, так как на новой работе зарплата идет от выработки.
4. «Я стою на берегу моря и ловлю рыбу. Попалась очень большая рыба, я пытаюсь ее вытащить. В это время начинается наводнение, вода все прибывает, мои вещи уплывают». Этот человек переживает, как будет развиваться его дело, будет ли прибыль, не потеряет ли он свои деньги, вложенные в бизнес. Эмоции, которые его захлестывают, мешают ему. Наводнение - это тревога, рыба - прибыль, вода - эмоции.
5. «Я стою под обрывом. Вдруг на меня сверху прыгает женщина. Я ловлю ее. Затем мы оказываемся в старом покинутом городе, женщина исчезает. Я хочу выйти из города, но не могу найти дорогу и все время хожу по одним и тем же улицам». Этот мужчина был неоднократно женат, но для него полной неожиданностью является распад очередной семьи. Сон показывает, что он все время повторяет одни и те же ошибки в отношениях с женщинами. Покинутый город означает старомодную позицию в его отношении к семье, из-за чего и происходят разрывы.
Методы анализа снов
Метод усиления
состоит в сборе информации о каждом образе и действии сновидения. Для примера рассмотрим сон одной женщины. Предприятие, на котором она работала, обанкротилось, и ее в этом обвинили. Женщина считала, что она все сделала правильно, и крах предприятия произошел не по ее вине. «Я рассматриваю свои школьные фотографии, Я вдруг на одной из них я оживаю, мое лицо становится очень красным. Я смеюсь и не могу остановиться». Чтобы собрать как можно больше информации и лучше понять, о чем говорится в сновидении, усилим его, задав следующие вопросы: почему фотографии школьные, а не семейные или с сотрудниками? Почему фотография оживает? Что означает краснеющее лицо? Какие обстоятельства скрываются за этим сновидением? Школьные фотографии показывают, что женщина переживает такие же чувства, какие испытывала в школе, когда, по ее мнению, учителя относились к ней несправедливо. Сновидение отсылает ее в то далекое прошлое, показывая, что такие переживания очень сильно повлияли на формирование ее личности. Фотография оживает, потому что в ее жизни уже были подобные ощущения. Краснеющее лицо говорит об очень сильном волнении, которое она переживает в данный момент. Женщина никак не может перестать смеяться - это значит, что она не, избавилась от прошлых переживаний и напряжения. Таким образом, с помощью метода усиления можно понять» как мы используем свой жизненный опыт, и прояснить для себя, от каких эмоций и чувств нам надо освободиться.

Гештальт-терапия

Гештальт - определенное сочетание составных частей целого. Это как мозаика, где картинка складывается из различных кусочков. Когда частей не хватает, то трудно понять, что на ней изображено. В гештальт-терации предлагается не анализировать сновидение, а проигрывать каждый его образ. Например: "Я иду по коридору в большом здании. Вдруг мне навстречу идет большой слон. Я очень боюсь, что он меня раздавит, поворачиваюсь и бегу назад". В данном случае представим себя слоном и, говоря от его имени, попытаемся понять, какие чувства скрыты за его образом. "Я слон, иду по большому широкому коридору. Меня никто не сопровождает. Я очень большой, сильный и миролюбивый. Мне нужен настоящий друг. Навстречу мне идет женщина, мне хочется с ней пообщаться, но она убегает от меня". Таким образом, образ слона говорит о большом потенциале этой женщины. Однако она его не использует, так как боится перемен в своей жизни. Этим сном подсознание подсказывает: надо доработать над собой и избавиться от страха. Так проигрываются все символы сновидения, самое главное при этом - если символ существует в жизни, то надо описывать его таким, каким он был во сне, не переключаясь на реальный. В этом методе человек сам передает всю информацию о своем сновидении и чувствах. Гештальт-терапия подчеркивает необходимость для человека жить настоящим моментом, а не прошлым или будущим. А также осознать важность своих эмоциональных переживаний.

Психодрама

Метод, разработанный Якобом Леви Морено, в его основе лежит ролевая терапия. Он определил ее как исследование внутреннего мира и социальных отношений человека средствами ролевой игры». Психодраматический подход используется во всем мире не только при работе со сновидениями, а и во многих других областях. Например, ее элементы можно увидеть в семейной терапии, педагогике, консультативной практике. Так как психодрама учит взаимопониманию, она очень хорошо подходит для работы в бизнес-тренингах и группах личностного роста. Ведь обмен ролями помогает лучше понять другого человека. При этом методе можно стремиться к максимальному реализму, а также, возможно, включить в него элементы комедии, лирической поэмы, эпической драмы и театра абсурда. В психодраме можно использовать мифы и сказки, где возможны волшебства и чудеса.

В начале 20-30-х годов XX века методы психодрамы начали распространяться в большинстве европейских стран и в США. С 90-х годов эти методы начали быстро развиваться и в странах Восточной Европы, в том числе в Украине. Якоб Морено писал: «Психодрама - метод, раскрывающий истину души в действии». Этот метод во многом близок к драме человеческого существования. Психодрама жизненна, ведь в ней разыгрываются человеческие страхи, надежды, боль, страсти. Человек, который хочет разобраться в ситуации, вызывающей у него затруднение» разыгрывает ее. При этом отображается не сама ситуация, а взгляд человека на данную проблему. С ее помощью можно легче пережить утраты и распрощаться с людьми и иллюзиями. Так как психодрама - это действие, то она помогает, человеку обрести новые навыки поведения, открывать в себе новые возможности. В ней используются не только умственные способности человека, но также эмоции и движения, что помогает практически решать внутренние проблемы более эффективно. С помощью психодрамы можно экспериментировать с различными всевозможными и невозможными вариантами будущего.

Когда человек стоит перед выбором, у него всегда есть возможность проиграть варианты развития событий. А это означает возможность справиться с внутренними страхами и стереотипами, разобраться со своими ценностями и убеждениями, но кроме этого лучше понять и чужие взгляды на жизнь. Сновидение разыгрывается группой людей, как пьеса в театре. Человек, видевший сон, исполняет главную роль. Остальные участники играют роли животных, предметов, людей, увиденных в сновидении. Возможности этого метода заключаются в том, что чувства воплощаются в персонажей и человек может посмотреть на них со стороны и исследовать свой внутренний мир. Так как психодраматический процесс происходит в пространстве и в действии, то человек попадает внутрь себя. Он видит свои чувства и ощущения, разговаривает с ними, может потрогать руками. Во время работы над сновидением человек также получает возможность увидеть свои проблемы глазами других людей, и все это помогает скорее избавиться от отрицательных и травмирующих чувств. Ведь все, что есть в душе человека, может быть разыграно на психодраматической сцене.

представляет собой очень простой способ работы со сновидениями. Когда во сне вас что-то пугает или не устраивает, необходимо представить свой сон и изменить его в своем воображении так, как вам хотелось.

В этом методе есть четыре этапа:

1. Понять во время сна, что он вас не удовлетворяет, так как в нем вы испытываете отрицательные эмоция.
2. Осознать, чем это вызвано, и какие моменты во сне характеризуют вас с отрицательной стороны (предположим, вы убегаете от кого-то, вместо того чтобы встретиться с этим человеком лицом к лицу).
3. Постараться прервать любой плохой сон.
4. Изменить сон так, чтобы вы чувствовали себя комфортно.

Групповая работа над снами

При работе таким методом группа может быть от двух до семи человек. Если группой не руководит профессиональный психотерапевт, то им может быть или выбранный группой постоянный человек, или же лидером становится каждый член группы на один день. Руководитель группы должен создать атмосферу безопасности и доверия между людьми, помочь выразить свои сокровенные чувства и мысли, а также принимать без предвзятости мнение других. Члены группы ее высказывают свое мнение о значениях образов, а задают вопросы, возникающие у них в связи с образами. Человек, видевший сон, рассказывает его. Желательно так, как будто видит его сейчас, то есть в настоящем времени. Слушатели должны помочь рассказчику полнее раскрыть образ сновидения, которым человек может не уделить должное внимание. Чем более пристальное внимание уделяется образу, тем полнее его можно раскрыть. Члены группы все вместе решают, какой образ проанализировать. Но если человек не хочет углубляться в тот или иной образ, настаивать не следует. Необходимо, чтобы все члены группы чувствовали себя комфортно. Каждый должен решать сам, насколько быть откровенным. Затем выбирается один из образов, и его анализируют.


Эту книгу я начал с выявления различий между знаками и символами. Знак всегда меньше, чем представляемое им понятие, тогда как символ всегда заключает в себе больше, чем его очевидное и сразу приходящее на ум значение. Более того, символ - это естественный и спонтанно возникающий продукт. Ни один гений не брался за перо или кисть со словами; «Ну, сейчас я сотворю какой-нибудь этакий символ». Ни один человек не может взять более или менее рациональную мысль, полученную путем логических умозаключений или направленным усилием, и придать ей «символическую» форму. В какие бы фантастические одежды ни облечь ее, она останется знаком, прикрывающим стоящую за ним рациональную идею, а не символом, таящим в себе что-то неведомое. Сны спонтанно порождают символы, поскольку сами случаются, а не изобретаются. Поэтому они являются основным источником всех наших знаний о том, что входит в понятие «символичность».

Я должен отметить, однако, что символы появляются не только во сне, но и в любых психических проявлениях. Бывают символические чувства и мысли, действия и ситуации. Зачастую создается впечатление, что даже неживые объекты взаимодействуют с подсознанием, создавая повторяющиеся символические ситуации. Известны многочисленные факты, достоверность которых не вызывает сомнений, когда часы останавливались после смертиих владельца. Один такой случай произошел с маятниковыми часами Фридриха Великого во дворце Сан-Суси: они перестали идти после кончины императора. Известны также аналогичные случаи, когда с приходом смерти разбивается зеркало или падает картина, или когда при сильном эмоциональном возбуждении одного из живущих в доме происходят мелкие, но необъяснимые поломки.

Хотя скептики отказываются верить в подобные истории, они, тем не менее, время от времени происходят. Одно только это должно было бы стать серьезным доказательствомих психологического значения. Существует, кроме того, ряд символов (в том числе и важнейшие из них), которые по своей сущности и происхождению являются не индивидуальными, а коллективными. Это главным образом религиозные образы. Верующие считают их возникновение божественным - через «откровения». Скептики же категорически утверждают, что их просто придумали. Не правы ни те, ни другие.

Скептики верно отмечают, что религиозные символы и концепции веками являлись объектом заботливой и вполне сознательной работы по их усовершенствованию. Так же верно и утверждение верующих о том, что их первоисточник настолько глубоко сокрыт под таинственным покровом прошлого, что кажется, будто они имеют нечеловеческое происхождение. В действительности они есть «коллективные представления», порожденные первобытными снами и творческими фантазиями, и как таковые являются спонтанно и непреднамеренно возникшими проявлениями, никем специально не придуманными.



Этот факт, как будет разъяснено ниже, имеет непосредственное и особенное отношение к толкованию сновидений. Очевидно, что человек, придерживающийся мнения о символическом характере снов, будет толковать их иначе, чем тот, кто считает, что мысль или эмоция, несущая основной заряд энергии, заранее известна и лишь «маскируется» сном. В последнем случае толковать сны бессмысленно, ибо вы обнаружите лишь то, что заранее вам известно.

Именно по этой причине я всегда говорил ученикам: «Научитесь всему, что известно о символичности, и забудьте об этом при анализе конкретного сновидения». Этот совет настолько полезен и практичен, что я взял за правило напоминать самому себе, что я никогда не пойму чужой сон настолько, чтобы верно его истолковать.

Я делал так с целью остановки потока моих собственных ассоциаций и реакций, которые в противном случае могли бы затмить неуверенную и нестабильную реакцию пациента. Работа по исследованию содержания сна и точному определению его посыла (то есть помощи подсознания сознанию) имеет огромное терапевтическое значение и должна проводиться максимально тщательно.

Это место хорошо иллюстрирует сон, приснившийся мне еще во времена совместной работы с Фрейдом. Мне приснилось, что я нахожусь у себя дома, скорее всего на втором этаже, в уютной приятной гостиной, меблированной под XVIII век. Меня поразило, что я никогда не видел этой комнаты раньше, и я заинтересовался, что из себя представляет первый этаж. Спустившись вниз, я увидел мрачноватые апартаменты с обшитыми деревом стенами и внушительной мебелью XVI века, а может, даже более старинной. Мое удивление и любопытство усилились. Я захотел изучить весь дом и спустился в подвал. Там была дверь, за которой оказались каменные ступени, ведущие в большую комнату, походящую на склеп. Ее пол был покрыт здоровенными каменными плитами, а стены казались очень древними. Изучив кладку, я обнаружил, что раствор перемешан с кирпичной крошкой. Это явно были древнеримские стены. Мое возбуждение усилилось. В углу помещения одна из плит оказалась с металлическим кольцом. Приподняв ее, я увидел узкую череду ступеней, ведущих в какую-то пещеру, напоминавшую доисторическое захоронение. На полу виднелись два черепа, остатки костей, обломки битой посуды. На этом я проснулся.

Если бы Фрейд, анализируя этот сон, стал бы по моей методе изучать вызванные им ассоциации, а также подтекст сновидения, то чего бы только он не услышал - но, увы, он наверняка отклонил бы мой рассказ как попытку уйти от сути.

На самом деле этот сон был кратким изложением моей жизни, а точнее - этапов развития моих взглядов. Я рос в доме, построенном двести лет назад, нашей мебели было тоже около двух сотен лет, а наибольшим до сих пор потрясением души и разума было для меня столкновение с философией Канта и Шопенгауэра. Сенсацией того времени стала публикация работ Чарльза Дарвина.

Незадолго до этого я жил средневековыми представлениями своих родителей, для которых весь мир с его обитателями находился под покровительством Господнего всемогущества и провидения. Эти представления можно было сдавать в утиль.

После знакомства с восточными религиями и греческой философией мои христианские убеждения стали скорее относительными. Вот почему в моем сне первый этаж был тихим, сумрачным и запустелым.

Мой тогдашний интерес к истории начался с палеонтологии и сравнительной анатомии, захвативших меня с самого начала работы ассистентом в Анатомическом институте. Меня потрясли останки ископаемого человека, особенно вызвавшего столько дискуссий Neanderthalensis, и черепные кости Pithecanthropus, обнаруженные Дюбуа.

Таковы были мои ассоциации, вызванные сном, но я не осмелился сказать об этом Фрейду, ибо он не любил упоминаний о скелетах, черепах, трупах. Он почему-то упорно считал, что я предчувствую его раннюю кончину, выводя это заключение из моего активного интереса к мумиям, выставленным в Блейкеллере под Бременом, куда мы с ним заехали в 1909 году по пути в Америку.

Так что я не хотел открывать перед ним свои мысли - и особенно после того поразившего меня случая, когда я осознал, сколь глубоки различия между воззрениями и научным багажом Фрейда и моими собственными. Я боялся, что, открывшись, я потеряю в нем друга, ибо услышанное покажется ему крайне странным. Будучи не очень уверенным в своих собственных психологических мотивах, я почти автоматически солгал, выдумав «свободные ассоциации» только для того, чтобы не заниматься непосильным делом растолковывания моего сокровенного и ни с чем не соизмеримого внутреннего мира.

Я должен принести свои извинения за столь долгое описание истории, в которую «влип», рассказав Фрейду о приснившемся. Однако на этом примере хорошо видны трудности, возникающие при профессиональном анализе сновидений. Здесь очень многое зависит от индивидуальных различий между исследователем и пациентом. Смекнув, что Фрейд ищет в моем сне ненормальное, недопустимое желание, я подкинул ему предположение, что увиденные мною во сне черепа могли означать желание смерти кого-то из моих родных. Он согласился с этим, но я был недоволен таким, высосанным из пальца, решением.

Пока я искал подходящие ответы на вопросы Фрейда, ко мне вдруг пришло интуитивное понимание роли субъективного в психологическом процессе понимания. Озарение было столь сильным, что я решил поскорее закончить с возникшей путаницей, выбрав ложь как самый простой способ. Это не было элегантно или морально оправданно, но в противном случае мне бы предстояло неизбежное выяснение отношений с Фрейдом, чего мне не хотелось по многим причинам. Догадка, пришедшая ко мне, состояла в том, что мой сон означал меня самого, мою жизнь и мой мир, противопоставленных теоретическому построению, воздвигнутому чужим умом для каких-то его целей и задач. Это был мой сон, а не Фрейда, и мне внезапно открылось его значение.

Этот конфликт демонстрирует, что главное в анализе сновидений совсем не методика, которую можно выучить и применять по определенным правилам. Анализ сновидений - это прежде всего диалектический диспут двух личностей. Если подойти к нему механически, то индивидуальность пациента и его психологическое своеобразие не будут востребованы и терапевтическая задача сведется к простому вопросу: чья индивидуальность-исследователя или пациента - одержит верх?

Именно потому я и отказался от использования гипнотерапии, чтобы не навязывать свою волю испытуемым. Я хотел, чтобы процесс выздоровления вызревал благодаря личным импульсам пациентов, а не из-за моих внушений, дающих лишь кратковременный результат. Я действовал так, чтобы оберечь и сохранить достоинство и свободу моих пациентов, чтобы их жизнь направлялась их же желаниями. В диспуте с Фрейдом меня впервые осенило, что прежде чем разрабатывать общие теории о человеке и его психике, необходимо как можно ближе познакомиться с тем конкретным человеком, с которым собираешься работать.

Индивидуальное - вот единственная реальность. Чем дальше мы уходим от личности к абстрактным представлениям о Homo sapiens, тем вероятнее мы совершаем ошибку. В нынешнее время социальных потрясений и необычных перемен желательно обладать большими знаниями об индивидууме, чем мы располагаем, ибо от качеств его ума и души столь многое зависит. Однако, если комплексно подходить к этому вопросу, то так же хорошо, как мы знаем наше настоящее, надо разобраться и с нашим прошлым. А для этого существенное значение имеет знание мифов и символов.

Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны - не случайное явление; они не бессмысленны и не беспорядочны, а представляют собой способ исполнения невыполненных желаний . Будучи продуктом бессознательного, сновидения служат хорошим материалом для психоанализа. Фрейд различал явное и скрытое содержание сна. Явное - это то, что фактически галлюцинируется во сне; скрытое - то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. «Явное сновидение, - пишет Фрейд, - теряет для нас свою значимость. Нам безразлично, хорошо оно составлено или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону, то мы все равно знаем, что она возникла благодаря искажению сновидения и может иметь к внутреннему его содержанию так же мало отношения, как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту».

Фрейд выделял такие понятия, как работа сновидений и толкование сновидений.

Работа сновидений есть перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование , напротив, - попытка добраться до скрытого смысла сновидений. Для того, чтобы грамотно толковать сновидения, необходимо знать основные закономерности их работы. Среди разнообразных закономерностей работы сновидений в качестве наиболее важных Фрейд отмечает три: сгущение , смещение сновидений и превращение мыслей в зрительные образы .

Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как является сокращенным переводом последнего. Смещение - это результат работы «цензуры», замещение истинного смысла сновидения отдельными намеками и символами. Наконец, третий результат работы сновидений - это регрессивное превращение мысли в зрительные образы.

Главный метод исследования сновидений - метод свободного ассоциирования . При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать три основных правила.

1. Не следует обращать внимание на внешнее содержание сновидения независимо от того, понятно оно больному или же кажется абсурдным , ясным или путаным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.

2. Сновидения следует разбивать на элементы ,- каждый из которых исследуется в отдельности. При этом пациента просят «объяснять» каждый элемент сновидения первыми пришедшими в голову словами, то есть свободно ассоциировать.

«Если я прошу кого-то сказать, - пишет Фрейд, - что ему пришло в голову по поводу определенного элемента сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного представления». Действительно, получается нечто, подобное «ассоциативному эксперименту», с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, то есть из того, что само может быть «производным от комплексов».

Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому, чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновидения вызвать ряд других - «заменяющих» - представлений, которые дают возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения.

3. При анализе сновидений исследователь должен набраться терпения и подождать, пока «скрытое, исконно бессознательное не возникнет само» .

При анализе сновидения аналитик наталкивается на сопротивление, особенно когда речь идет о вещах, с точки зрения пациента малозначительных, не относящихся к делу, или о предметах, о коих говорить неприлично. Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент обычно пытается подавить, оказываются наиболее важными, наиболее значимыми для раскрытия содержания бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, - пишет Фрейд, - когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессознательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрываемое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы показать, что в ней, значит, там что-то, что ему не разрешается иметь».

Из сказанного следует еще одно условие, которое непременно следует разъяснить анализируемому: не замалчивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.

Ключом к расшифровыванию скрытого смысла сновидений Фрейд считал символы , по его мнению, глубоко уходящие своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и имеющие свои «устоявшиеся переводы», то есть в какой-то степени унифицированные и пригодные для расшифровки любых сновидений у разных людей. Символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексуальную окраску. Дома с совершенно гладкими стенами подразумевают мужчин; дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, - женщин. Все длинные и торчащие вверх предметы, такие, например, как палки, зонты, шесты, деревья, обозначают мужской половой член.

«Женские половые органы, - утверждает Фрейд, - изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя, то есть при помощи шахт, щелей, пещер, сосудов и бутылок, коробок, табакерок, чемоданов, ящиков, карманов и т. д. Судно также относится к их разряду. Многие символы имеют большее отношение к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и, прежде всего, комната. Символика комнаты соприкасается с символикой двери, и ворота становятся символом полового отверстия».

Подобная пансексуальная символика сновидений вызвала несогласие и аргументированную критику даже самых близких учеников Фрейда - А. Адлера и К. Юнга. Выраженная пансексуальная интерпретация сновидений, отмечают В. Т. Кондрашенко и Д. И. Донской, заслуживает критического к себе отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное - ни в коей мере не умаляет значения разработанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top