Ассертивность: принципы, методы, способы развития. Техника ассертивности

Ассертивность: принципы, методы, способы развития. Техника ассертивности

Ассертивность - это очень важное понятие в психологической науке. Но о нем должны знать не только специалисты. Если поближе ознакомиться с данным термином, то он поможет в повседневной жизни. В этом особенно нуждаются те люди, которые постоянно чувствует себя раздраженными или виноватыми после разговора с другим человеком.

Крайности общения

Позиция жертвы - это слабая сторона, которая не желает принимать решения и перекладывает ответственность на собеседника. При этой крайности человек относит себя к разряду слабых, считая, что им все должны помогать. Кроме того, жертва постоянно жалуется и обвиняет в неудачах любых окружающих людей, но только не себя.

В книгах об ассертивности описывается и другая крайность - агрессор, который является полной противоположностью жертвы. Для этой позиции характерна открытая или завуалированная манипуляция другими людьми. Агрессор придерживается принципа: «Все должны делать то, что я скажу, потому что я всегда прав». Такие люди чувствуют себя сильными и потому уверенно подавляют собеседников во время разговора.

Что примечательно, если в диалоге один человек принимает позицию агрессора или жертвы, то второй собеседник непроизвольно начинает играть противоположную роль. Естественно, конструктивного обмена мыслями не получится. Общение, построение на ассертивности, призвано исключить подобные ситуации.

Если заглянуть в психологические словари, то можно увидеть, что ассертивностью называют способность с достоинством и уверенностью отстаивать свои интересы, при этом не попирая чужих прав. То есть, это открытое, прямое поведение, которое не имеет цели причинить вред другим людям.

Казалось бы, с точки зрения успешности такую позицию нельзя назвать приемлемой и эффективной в отношении себя. Однако если брать во внимание долгосрочную перспективу, то результаты будут ошеломлять. Ведь ассертивность представляет собой умение добиваться желаемого с расчетом на дальнейшую взаимопомощь и сотрудничество.

Ученые-психологи отмечают, что у всех людей разные темпераменты и характеры. Поэтому абсолютно нормально, если кто-то от природы не умеет терпеливо выслушивать собеседника и ненавязчиво доносить свою точку зрения. Для формирования необходимых навыков специалисты давно разработали специальные методики. Прежде всего, они направлены на развитие уверенности в себе. Человеку будет намного легче убедить окружающих, если он сам тверд в своих суждениях. При этом не должно быть криков и ссор, как и манипуляции. Все спорные вопросы необходимо решать в дружелюбной атмосфере.

Бывает, что человек внешне спокоен, а внутри происходят сильные душевные терзания. Ассертивность же позволяет быть уравновешенным и в том, и в другом случае. Это очень поможет в общении, ведь никакого негатива к другому человеку не будет возникать.

Необязательно в корне менять мировоззрение, чтобы освоить ассертивность. Достаточно пересмотреть способы восприятия и понять, как достичь целей без конфронтации.

Основные принципы

Чтобы усвоить суть правильной манеры взаимодействия, для начала следует изучить основные принципы. О них подробно говорится в книге психотерапевта Г. Линденфилда «Теория и практика ассертивности». Далее будут рассмотрены только самые важные принципы. Если им следовать, то можно постепенно развить у себя ассертивность.

Принятие ответственности

В первую очередь следует уяснить, что необходимо честно признавать собственные ошибки и отвечать за свои поступки. Если человек перекладывает ответственность на других, то это характеризует его не с лучшей стороны. Окружающие начинают думать, что он инфантилен и перестают воспринимать его всерьез.

Самоуважение и уважение

Основной составляющей ассертивности является самоуважение. Его следует, не стесняясь, демонстрировать другим, не позволяя к себе неподобающего отношения. Также важно уважительно себя вести с окружающими, ведь они тоже имеют право на подобное обращение с собой.

Умение слушать и слышать

Ассертивность - это в какой-то степени эмпатия, то есть, умение воспринимать и понимать чужие эмоции. Важно научиться слушать собеседника. Его нельзя перебивать и путать в мыслях, иначе это будет проявлением неуважения, что нарушает предыдущий принцип. Если необходимо вставить в чужой монолог фразу, то делать это нужно очень аккуратно, не вызывая раздражения.

Также важно не просто слушать, но и слышать собеседника. Для этого нужно вникать в суть разговора и стараться его понять.

Результативность общения

Чтобы диалог прошел конструктивно, а не как пустое сотрясание воздуха, следует проявлять открытость и честность. Все формулировки должны быть прямыми, без витиеватых оборотов, фраз и понятными для собеседника. Ведь важно, чтобы оппонент не только согласился с мнением, но и остался необиженным.

Уверенность в себе

Ассертивность - это способность отстаивать собственное мнение, не сомневаясь в своей правоте. Но здесь речь идет не о слепой самоуверенности, которая основана только на завышенном самомнении. Важно отлично знать предмет, о котором идет речь, и четко понимать степень своего профессионализма. Этим и объясняется непоколебимость позиций.

Позитивный настрой

Это нормально, когда человек перед важной беседой продумывает вероятные споры и неудачи. Но не стоит заранее настраиваться на конфликты и конкуренцию. Только позитивный настрой поможет расслабиться самому и получить признательность со стороны окружающих.

Типичные ошибки

Самая первая ошибка, которая совершается, состоит в том, что родители не учат своих детей ассертивности. Эту способность лучше осваивать в раннем возрасте, тогда и во взрослой жизни будет намного проще.

Вторая ошибка заключается в том, что люди после прочтения книг или прохождения занятий по ассертивности начинают выходить за рамки. Они считают, что научились управлять людьми, и начинают пробовать манипулировать ими. Однако это неправильно. Проблемы следует решать вместе с другими, а не за их счет.

Третья ошибка состоит в том, что даже после обучения ассертивности человек позволяет окружающим проявлять негативные реакции по отношению к себе. Более того, новое поведение может восприняться знакомыми в отрицательном ключе. Ассертивная личность должна понимать мотивы недовольства и адекватно на них реагировать. Ничего хорошего не выйдет, если просто отмалчиваться и делать вид, что все как раньше.

Техники ассертивного поведения

Ассертивный человек умеет без вины и обмана отказывать, защищаться от нахальных требований и навязчивых предложений. Для этого иногда приходится изменить свои привычные модели поведения. Далее будет предложено несколько техник, которые могут стать своеобразным тренингом ассертивности.

Сама невозмутимость

Эта техника дает наибольшую эффективность в тех ситуациях, когда собеседник начинает раздражаться, и в его голосе слышны агрессивные нотки. Ее смысл состоит не в нападении, а в обороне, спокойном отстаивании позиции.

Психологи рекомендуют постепенно снижать скорость и громкость речи, то есть, нужно говорить еще медленнее и тише. Тогда конфликтер «перейдет на ту же волну». Значит, ссоры не будет, и появится шанс решить возникшую проблему. В то время как повышение голоса только накалит страсти. Ведь агрессия порождает агрессию.

Уход от ответа

Ассертивность - это умение с улыбкой защитить собственные границы. Эту способность можно применить в случае, когда кто-то делает грубое замечание или пытается укорить.

Например, начальник агрессивно сообщает: «В вашем отчете есть ошибки! Как вы могли их допустить?! Неужели исходных данных было недостаточно?!» Здесь лучше не пытаться оправдаться, а тем более, не отвечать в резкой форме. Самый оптимальный вариант - это максимально вежливый и витиеватый уход. Например, начальнику можно сказать так: «Я все перепроверю. Покажите, где именно я допустил ошибки». Человеку ничего не останется, как согласиться с предложением.

Эта техника хороша тем, что не создает открытого противостояния, но в то же время не придется прямо признавать свою вину. Психологи отмечают, что иногда на работе лучше вообще не отвечать на замечания, а просто пристально посмотреть и молча удалиться.

Заезженная пластинка

Также развитие ассертивности поможет в том случае, когда собеседник слишком настойчив, и никакие аргументы не заставляют его перестать давить. Таких личностей лучше не пытаться убедить в чем-либо. В случае с ними будет эффективна тактика заезженной пластинки. Ее суть состоит в повторении одной и той же фразы, причем ее конструкцию менять нельзя.

Например, знакомый просит дать в долг. Пожалуй, ситуация знакома многим. На просьбу можно ответить так: «Я бы дал, но денег нет». На все остальные доводы знакомого нужно отвечать той же самой фразой. «Я бы дал, но денег нет». Чем дальше зайдет такой диалог, тем быстрее собеседник поймет, что здесь его проблему не решат.

Правильный ответ на нескромный вопрос

Иногда встречаются настолько невоспитанные люди, что у них хватает наглости задавать неуместные и бестактные вопросы. И здесь агрессия оппонента вполне очевидна. Однако существуют конструктивные методы борьбы «с хамами» - это ассертивность.

Здесь можно пойти несколькими путями. Как вариант - ответить вопросом на вопрос. Можно просто его проигнорировать, если позволяет ситуация. Особо бестактным людям следует спокойно объяснить, что это их не касается, поэтому беседы по этой проблеме не будет. Если имеется желание продолжить диалог, то нужно как можно скорее перейти на другую тему.

Как повысить ассертивность?

Как уже говорилось, формирование ассертивности включает в себя развитие уверенности в себе. Поэтому, чтобы быть более твердым в своих суждениях, следует постараться реализоваться в жизни. Только применение на практике своих способностей позволяет в полной мере почувствовать собственную значимость. Самоутверждение как раз является действенным способом получить значимое положение в обществе. Только это следует делать без ущерба для окружающих. При ассертивности недопустимо вредить или кого-то подставлять ради достижения цели. К ней нужно двигаться сознательно и постепенно. Рано или поздно результат станет удовлетворительным.

Также ассертивность подразумевает, что человек будет оставаться невозмутимым практически в любых ситуациях. Поэтому важно развивать в себе чувство спокойствия и уравновешенность. Конечно, иногда окружающие могут раздражать и вывести из себя, и это нормально. Главное - не распылять понапрасну эмоции и не терять равновесие. Внешнее и внутреннее спокойствие будет способствовать сохранению энергии, которая просто необходима для поддержания хорошего настроения и физического самочувствия.

Итак, в публикации было представлено, что такое ассертивность. Это важнейшая черта характера, при наличии которой жизнь становится намного счастливее и проще. Это способность с достоинством и уверенностью отстаивать свои интересы, при этом не попирая чужих прав. Стоит заметить, что ассертивность является приобретенным, а не врожденным качеством. Поэтому при правильной работе над собой можно достичь прекрасных результатов. Только заниматься нужно регулярно и с верой в себя, чтобы все получилось. Также в формировании этого полезного качества могут помочь специальные техники ассертивного поведения, которые были рассмотрены в статье.

АССЕРТИВНОСТЬ – ЧТО ЭТО?
Стоит начать с определения. Что же это такое, ассертивность и ассертивное поведение человека.
В переводе с английского «to assert», означает настаивать. Термин «ассертивность», обозначает умение человека настаивать на своём и отстаивать свою точку зрения. Умение в сложных жизненных ситуациях, для решения проблем, не прибегать к агрессивному, или пассивному способу их решения.

В обыденной жизни, нам чаще всего встречаются две поведенческие модели: пассивная и агрессивная.
Пассивный способ решения проблем – это способ, при котором человек играет роль жертвы. Такой тип людей живёт по принципу «я слаб, нуждаюсь в помощи и поддержке, по этому, вы мне должны». Это люди не уверенны в себе, если они и имеют свою точку зрения, то вряд ли смогут открыто, о ней заявить.

Агрессивный способ решения проблем – это способ настоящего манипулятора, пытающегося любым способом подчинить себе, окружающих его людей. Эти люди всегда чувствуют своё превосходство и их жизненный принцип, «я сильнее вас, поэтому вы мне должны».

При агрессивном способе решения проблем у вас получится отстоять свои потребности, при этом потребности других людей (возможно не безразличных вам), будут проигнорированы.

При пассивном способе, вы отдадите право выбора другим, и их интересы окажутся выше ваших, а собственное чувство достоинства, самоуважение, в очередной раз останутся невостребованными.

Альтернативой, агрессивному и пассивному поведению, является Ассертивная модель поведения, (вы отстаиваете свои интересы, при этом сохраняя потребности других) «Я вам ничего не должен, и вы мне тоже, ничего не должны, МЫ ПАРТНЁРЫ».
Важно понимать, что ассертивность и ассертивное поведение это не снятие ответственности за свои поступки и не крайняя мера эгоизма, только потому что главный принцип ассертивности гласит «я вам ни чего не должен, а вы мне» Ассертивное поведение это позитивная установка развивающая уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Это способ решения проблемы, который устроит обе стороны конфликта.

ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Не бойтесь выражать свои чувства;
Отстаивайте своё мнение;
Если этого требует ситуация, не бойтесь сказать «НЕТ»;
Если ваша точка зрения изменилась, на противоположную, скажите об этом (человек имеет право ошибаться);
Не бойтесь выглядеть глупо, признавшись, что чего то, не понимаете (мы не можем знать абсолютно всё);
Не нужно подстраиваться под других, теряя свою индивидуальность (будьте самим собой);
Не перекладывайте свою ответственность на других, но и брать чужую ответственность на себя, тоже не стоит;
Нуждаясь в чьей то помощи, не бойтесь попросит о ней.

ТЕСТ НА АССЕРТИВНОСТЬ:

1) Умеете ли вы абсолютно искренне, без внутреннего напряжения, говорить людям, то что вы на самом деле, думаете и чувствуете, при этом ни в коем случае не уменьшая чувство собственного достоинства вашего собеседника?

2) Возможно ли для вас выражение гнева или злости, таким образом, что бы это не задело окружающих?

3) Сможете ли вы сказать твёрдо «нет», если чего то, не хотите делать?
4) Если во время жаркого спора вы вдруг поняли, что ошиблись, сможете ли вы признаться в этом?

Если хотя бы на один вопрос из четырёх, вы ответили «нет», то вам стоит поработать над улучшением ассертивного поведения.

АССЕРТИВНОСТЬ. ПРИМЕРЫ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

Ассертивность и ассертивное поведение метод: «Мистер Спокойствие»
Этот метод очень хорош при крайне агрессивном поведении вашего оппонента. Старайтесь быть последовательным и рациональным, а самое главное спокойным. Не отвечайте агрессору тем же, не позволяйте вовлечь себя в его игру. Ваш спокойный внешний вид и спокойные интонации голоса вскоре погасят излишнюю агрессию вашего собеседника.

Ассертивность и ассертивное поведение метод: «Испорченная пластинка»
Бывают ситуации, когда слишком сложно отстоять свою точку зрения, под натиском слишком настойчивого человека. Ни какие разумные доводы не могут заставить его, перестать давить на вас.
В такой ситуации довольно эффективен именно этот метод.
Найдите одну фразу, которая станет вашей «испорченной пластинкой», и не в коем случае, не меняйте её. Повторяйте её с каждым разом упорней и упорней. В конце концов, надоедливый собеседник поймет, что склонить вас к его точке зрения не возможно.
Например: на просьбу «Дай в долг»
Можно ответить: «Я бы рад, но у меня нет денег» и дальше на любые доводы и попытки убедить вас «дать в долг», Вы отвечаете лишь одной фразой «Я бы рад, но у меня нет денег»

Ассертивность и ассертивное поведение метод краба
Если вам некорректно и очень грубо сделали замечание иногда лучше уклончиво ответить, не давая возможности разжечь конфликт. К примеру, на вопрос: «Не ужели вы не смогли заметить такой простой ошибки?»
Вы можете ответить: «Возможно я сделал ошибку, но что бы ответить на ваш вопрос, я должен проанализировать ситуацию»
А иногда лучше, и вовсе промолчать, одарив оппонента многозначительным взглядом.

Ассертивность и ассертивное поведение: отвечаем правильно на не правильные вопросы.
Случается, что вопросы, которые задают нам люди, вызывают у нас желание, ответить довольно таки агрессивно. Учитывая бестактность и неуместность вопроса, агрессия была бы вполне понятна. Но, есть и другие способы борьбы с «хамством».
Начнем с того, что вы вовсе не обязаны отвечать на вопрос, только потому, что у «одного очень умного человека» хватило ума, совести и наглости, вам его задать. Ещё один вариант, это на вопрос ответить вопросом.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что:
Ассертивность и ассертивное поведение это не врождённое, а приобретённое качество и при достаточной работе над собой, вы можете достичь прекрасных результатов.

Под ассертивностью в психологии понимается такое поведение личности, при котором она умеет отстаивать собственные позиции, при этом не вступая в конфликт и не ущемляя права окружающих. Быть гибким в общении – значит уметь осознавать индивидуальные границы и уметь их защищать во взаимодействии с разными людьми. Всякое общение подразумевает взаимный обмен мнениями, принятие в той или иной степени чужой позиции. Множество людей не замечают того, как собеседник начинает ими открыто манипулировать. Принципы ассертивности помогают избежать такой ситуации. Они основываются на верности своей душе, которая всегда жаждет самопознания и раскрытия собственного потенциала.

На самом деле ассертивность – это подлинное искусство . Ведь важно так выстроить взаимодействие с окружающими, чтобы у человека не возникало повода обвинить вас в невнимательности или душевной черствости. Некоторые люди не умеют выстроить таких индивидуальных границ, которые помогли бы им оставаться в нейтральном состоянии. Именно, когда человек остается спокойным при любых обстоятельствах, он может всецело управлять собственной жизнью. Научиться этому можно, но необходимо приложить определенные усилия.

Принципы ассертивности

Принципы ассертивного поведения в психологии достаточно известны каждому человеку. Просто не все готовы принять на себя ответственность быть самим собой. Применение таких способов поведения позволяет оставаться целостной и гармоничной личностью. Таким человеком нельзя манипулировать, никто не сможет воспользоваться его внутренними жизненными ресурсами. Рассмотрим более подробно сами принципы.

Позитивное мышление

Удивительно, насколько люди иногда вязнут в собственных переживаниях, погружаясь в мрачные мысли! Они не замечают, как жизнь стремительно проносится мимо, унося с собой новые перспективы и возможности. Позитивное мышление поможет избежать негативных проявлений и общей ситуации безысходности. Ассертивность в этом случае помогает формировать положительное отношение к жизни. Человек начинает осознавать, что он во многих случаях волен поступать так, как велит ему голос совести. Просто не все умеют радоваться новому дню, встречать утро с подлинным позитивом. Множество людей не хотят просыпаться, идти на ненавистную работу. Формирование позитивного мышления поможет выработать открытое отношение к жизни.

Самоуважение

Без этой важной составляющей невозможно добиться ничего существенного в жизни. Самоуважение способствует реализации заложенного потенциала. Человек, который любит и уважает себя, начинает проявлять больше терпимости к окружающим, нежели тот, который привык во всем подстраиваться под мнение большинства. Принципы самоуважения базируются на принятии своих истинных желаний и намерений. Когда личность не противится своим внутренним порывам, то имеет возможность жить в ладу со своей собственной индивидуальной сущностью. Такой результат дорогого стоит, отражает силу характера конкретно взятой личности.

Цельность характера

Эта составляющая помогает достигать в жизни значительного успеха. Тот, кто чувствует себя самодостаточным, смелее решается на самые отчаянные поступки, не боится произвести дурное впечатление. Быть целостным – значит принимать себя таким, какой есть на самом деле, без прикрас и оговорок. Цельность характера невероятно завораживает, притягивает к себе восторженные взгляды. Такой человек выглядит красивым и самодостаточным, чем непременно завоевывает расположение окружающих. Цельность характера обязательно ощущается при общении. С таким человеком хочется разговаривать как можно дольше и больше. Окружающие невольно начинают прислушиваться к его мнению, поддерживать беседы.

Поиск компромисса

Ассертивность подразумевает умение уважать мнение окружающих. Его принципы базируются на поиске дополнительных альтернатив и возможностей. Поиск компромисса для достижения своих целей необходим для того, чтобы комфортно чувствовать себя в обществе. Человек, готовый учитывать мнение окружающих, несомненно, заслужит уважение и признание. В трудных ситуациях необходимо искать такие пути, которые помогли бы найти взаимно выгодное решение.

Честность

Ассертивность обязательно подразумевает, что человек будет оставаться честным с самим собой и окружающими. Люди будут чувствовать в нем непревзойденную силу и могущество. Такая личность невероятно располагает к себе, взывает доверие и уважение. Честность необходима для построения крепких и гармоничных отношений. Быть ответственным за результат своих действий – это тоже честность. Ее принципы затрагивают повседневные реалии человеческой жизни. Чем более открытым будет человек, тем больше вероятности у него выстроить действительно прочные отношения с теми, кто находится рядом. Ассертивное поведение помогает оставаться неуязвимым и самодостаточным, не обижая при этом никого.

Как повысить уровень ассертивности

Быть чутким, восприимчивым и смелым – это прерогатива сильного человека. Он полностью принимает на себя ответственность за происходящие изменения в жизни. Ассертивность подразумевает, что личность полностью отдает себе отчет за все, что с ней происходит. Как повысить ассертивность? Рассмотрим подробнее.

Самоутверждение

Для того, чтобы чувствовать себя более уверенно, необходимо стараться как-то реализоваться в жизни. Применение своих индивидуальных способностей помогает почувствовать в полной мере свою значимость. Самоутверждение – это реальный способ занять определенное место среди людей, обрести значимое положение. Только делать это надо без ущерба для окружающих. Недопустимо кого-то подставлять или вредить ради достижения своих целей. Как правильно и безболезненно самоутвердиться в жизни? Нужно, прежде всего, понимать, к чему хочется прийти в результате. Без ясного осознания этого момента невозможно добиться ничего существенного. Постепенное движение к желаемой цели рано или поздно приведет к удовлетворительному результату.

Спокойствие

Ассертивность как качество характера подразумевает, что человек практически в любых обстоятельствах должен оставаться невозмутимым . Конечно, окружающие порой могут вывести из себя и даже раздражать. Важно не терять присутствие духа, не распылять эмоции понапрасну. Спокойствие внутреннее и внешнее способствует сохранению энергии. Нет ничего дороже вашего внутреннего состояния, ведь от него зависит и настроение, и физическое самочувствие. Целостный человек берет на себя ответственность за результат. Он действует смело, открыто и предприимчиво.

Таким образом, ассертивность – важная черта характера. Такая личность начинает чувствовать себя намного счастливее своих коллег и даже родственников. Эту необходимую составляющую нужно стараться развивать в себе. Быть подлинным, жить в единстве со своей внутренней сущностью – мечта каждого человека. Но проблема заключается в том, что не каждый оказывается способным чувствовать себя счастливым. Не каждый действительно принимает на себя ответственность за совершаемые действия. Люди порой не могут отказаться от ожиданий окружающих.

УДК 154.2 И.В. Лебедева

РАЗВИТИЕ АССЕРТИВНОСТИ И АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье ассертивность рассмотрена как интегральное качество личности, от которой в значительной мере зависит возможность человека стать успешным в жизни; определены структурные компоненты ассертивности: целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, независимость, инициативность, самоконтроль, эмоциональная стабильность, настойчивость, решительность, требовательность к себе и другим, рефлексивность, выделены особенности ассертивного поведения человека; представлена модель развития ассертивности, включающая в себя приемы развития ассертивности на учебных занятиях по любому предмету, технологии развития личностных черт, детерминирующие ассертивность, психотренинги. Приведены результаты реализации модели развития ассертивности, демонстрирующие позитивные изменения личностных черт, определяющих ассертивность личности.

Ключевые слова: ассертивность, ассертивное поведение, развитие, психотренинг.

development of assertiveness and assertive behavior of a person

The article deals with assertiveness as an integral personal quality, it mainly influences on the opportunity to be successful in life, the structural components of assertiveness: purposefulness, self-confidence, self-dependency, initiativeness, self-control, emotional stability, persistence, resoluteness, self-exactingness and exactingness to others, reflexiveness are defined. assertiveness The model of the development, including methods of development of assertiveness during the lessons of any subjects, technologies of development of personal qualities, psychological trainings determining assertiveness, is presented.

Key words: assertiveness, assertive behavior, development, psychological training.

Ассертивность является важным личностным качеством, необходимым для результативной деятельности человека. Наличие этого качества личности особенно значимо в условиях перехода страны к рыночным взаимоотношениям в сфере экономики, в период глобального экономического кризиса, когда достижение успеха в предпринимаемой деятельности зависит от целеустремленности, инициативности, настойчивости, активности, энергичности, работоспособности, уверенности в себе человека.

В связи с этим правомерно рассматривать актуальным и значимым развитие интегрального личностного качества - ассертивности учащихся как одной из основных задач системы образования и воспитания страны. Разработка и внедрение в психолого-педагогическую практику системы развития ассертивных качеств учащихся может стать новым научно-практическим направлением в решении проблемы подготовки учащихся к активной, эффективной, социально значимой деятельности в будущем. Решение такой задачи требует знаний о психологической сущности понятия ассертивности.

В психологии ассертивность как основное свойство субъекта, являясь интегральной, генерализированной характеристикой активности человека, ассоциируется с такими качествами личности, как целеустремленность, уверенность в себе, самостоятельность, независимость, инициативность, самоконтроль, эмоциональная стабиль-

ность, настойчивость, напористость, решительность, требовательность к себе и другим, рефлексивность, умение доводить начатое дело до конца. Эти же черты личности составляют структуру ассертивности.

Ассертивность характеризуется умениями выйти за пределы своего «Я», находить в неблагоприятно складывающейся ситуации позитивные моменты, способностью к социальной и личностной адаптации в существующих условиях и проявляется в любой ситуации независимо от характера ее содержания. Ассертивность как качество зрелой личности характеризует способность человека изменить свое поведение в совместной деятельности, общении и познании в позитивном направлении, выражается в ощущении внутренней силы, умении личностного самовыражения, раскрепощенности, ответственности за свое поведение, за результаты своих действий.

Ассертивный человек отличается высоким уровнем мотивации достижения успеха в деятельности, готовностью принимать решения в ситуациях неопределенности, конструктивным подходом к решению проблем, стремлением сделать что-то быстро и хорошо, достичь высокого уровня в различных сферах деятельности человека, если при этом еще является разумным, рациональным, мыслящим, знающим, вдумчивым, развитым, эрудированным. Направленность активности ас-сертивной личности в значительной мере определяется ее ценностными ориентациями.

Под ассертивным поведением понимают само-утверждающее поведение, обусловленное субъек-тностью личности, выражающейся, прежде всего, в самостоятельности, независимости от других и обстоятельств, в умении отстаивать свои права и мнение при самоуважении и уважении к другим людям. Таким образом, «формирование ассертив-ности как личностной черты в первую очередь предусматривает, чтобы человек отдавал себе отчет, насколько его поведение определяется его собственными склонностями и побуждениями, а насколько - кем-то навязанными установками» .

Обоснование необходимости развития ас-сертивности личности впервые представлено в теории американского психолога А. Солтера, который использовал понятие ассертивности в тренинге поведения пациентов и рассматривал ассертивное поведение как оптимальный, самый конструктивный способ межличностного взаимодействия, мироощущения в целом, в противовес к двум самым деструктивным способам - манипуляции и агрессии.

Целенаправленное формирование ассертив-ности и ассертивного поведения осуществляется в тренингах начиная с 60-х гг. ХХ в. (А. Солтер). В настоящее время тренинги ассертивности широко используются в психотерапевтической практике.

В систему развития ассертивности могут войти как целенаправленно организованные мероприятия на учебных занятиях по любому предмету, так и занятия в специально сформированных тренинговых группах.

На учебных занятиях формирование личностных черт учащихся, необходимых для ассертив-ного поведения, как показывает наша практика, можно осуществлять на основе реализации принципов развития познавательной активности учащихся, и это сильно зависит от мастерства педагога. В соответствии с этими принципами учитель (преподаватель) оказывает психологическое воздействие на учащихся интересным кратким рассказом, демонстрацией опытов, неожиданными вопросами, необычным поведением и т.п., чтобы завладеть их вниманием и вызвать у них любопытство. Затем умело поставленными вопросами учитель любопытство, возникший интерес превращает в любознательность, создавая проблемную ситуацию, акцентируя внимание на кажущихся противоречиях в предлагаемой для рассмотрения ситуации или в наблюдаемых яв-

лениях - у учащихся возникает познавательная потребность и начинается активная умственная деятельность, направленная на разрешение возникшей проблемы. Учителем поощряются любые варианты решения проблемы, преложенные учащимися, что способствует развитию уверенности, самостоятельности, независимости, инициативности. В процессе обсуждения вариантов решения проблемы под руководством компетентного учителя учащиеся учатся уважать мнения других, контролировать себя, свои высказывания, эмоции и поведение. После обсуждения возможных вариантов разрешения проблемы, их достоинств и недостатков делается обобщенный аргументированный вывод. Постепенное усложнение предлагаемых учащимся учебных проблем при сохранении у них интереса к процессу разрешения проблемных ситуаций способствует развитию у них настойчивости, решительности, умений доводить начатое дело до конца. Таким образом, систематическое, последовательное включение учащихся в процесс приобретения новых знаний и умений будет способствовать развитию всех личностных качеств, составляющих структуру ассертивно-сти.

При организации тренинговых занятий с учащимися по развитию у них ассертивного поведения мы руководствовались следующими положениями.

1. Общей целью тренингов является расширение сознания и самосознания индивида в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах. Достижению целей тренинга способствуют:

Предварительное выявление психологических проблем участников тренинговой группы;

Создание условий для свободного и откровенного обсуждения имеющихся у участников проблем в межличностных отношениях;

Изучение участниками тренинга психологических механизмов эффективного взаимодействия и общения людей (на семинарских занятиях).

При проведении занятий в психокоррекционных группах и индивидуальных консультаций необходимо придерживаться личностноразвивающей стратегии, предполагающей преобразование негативных проявлений мотивационных, интеллектуальных, аффективных, поведенческих структур личности.

2. Ассертивный тренинг имеет целью формирование уверенности в себе, уверенного поведения в обществе, в межличностных отношениях

без проявления агрессивности. При этом под уверенностью в себе понимают способность человека откровенно, честно и прямо выдвигать и претворять в жизнь собственные потребности, цели, желания, притязания, интересы, чувства и т.д. в отношении своего окружения так, чтобы подвести других людей к принятию их в расчет во взаимоотношениях .

3. Уверенность в себе предполагает наличие у субъекта:

Субъективной установки на самого себя (разрешать себе иметь собственные притязания);

Готовности и способности адекватно реализовать себя (владеть собственными притязаниями и добиваться их реализации);

Свободы от страха и заторможенности (склонности регистрировать и обнаруживать собственные притязания);

а также умений:

Объяснять причины реагирования решительным «нет» в ответ на какое-нибудь предложение собеседника без чрезмерно извинительного тона, но как можно быстрее и короче;

Просить объяснений, когда вам предлагают сделать что-либо неразумное;

Смотреть прямо в глаза при общении, выбирать и контролировать свое невербальное поведение;

Выражая досаду или критику, комментировать свое отношение к обсуждаемой проблеме, а не к личности, важно ненавязчиво подсказать альтернативное решение проблемы;

Воспользоваться заготовками уместных уверенных образцов поведения, которые показали свою продуктивность в соответствующих ситуациях в прошлом опыте;

Анализировать свои агрессивные выходки и находить способы управления подобными ситуациями в дальнейшем (Wolf J.L., 1975; Walen S., 1992).

4. Тренинг ассертивности представляет собой тренировку уверенности в себе путем коррекции: нерационального (неразумного, нелогичного) поведения; представлений, которые ведут к неуверенному, враждебному или агрессивному поведению; мыслей, связанных с осуждением себя за неуместные проявления, суждения в общении, препятствующие достижению намеченных целей. Тренинг ассертивности способствует формированию ассертивности индивида на основе выполнения упражнений по развитию настойчивости, готовности к разумному компромиссу,

коммуникативной компетентности, эмоциональной устойчивости, толерантности, ценностных ориентаций, эмпатии. однако психологу следует помнить, что самым трудным в психокоррекционной работе является формирование у человека умений изменить себя, умений стать другим.

5. В качестве ключевых положений тренинга ассертивности выделяются следующие права человека:

Судить о своем поведении, мыслях и эмоциях, нести ответственность за последствия их проявления;

Устанавливать разнообразные контакты с окружающими людьми;

Выдвигать требования, критиковать поведение и взгляды других;

Открыто обращать внимание на себя, на собственные цели и интересы;

Не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих его поведение;

Решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей;

Менять свое мнение и взгляды на основе анализа ситуации, рефлексии своего поведения;

Совершать ошибки и отвечать за них;

Сказать: «Я не знаю»;

Не зависеть от доброй воли других людей;

На нелогичные решения;

Сказать: «Я тебя не понимаю»;

Сказать: «Меня это не интересует» .

6. Изменение поведения индивида с ориентацией на позитивное проявление ассертивности может происходить в том случае, если меняется восприятие и осознание участником психотренинга самого себя, своих ценностных ориентаций (поскольку человек ведет себя в соответствии с Я-концепцией, т.е. со своими представлениями о себе).

Поведенческий тренинг ассертивного поведения с предъявлением модели можно проводить в соответствии с теорией социального научения А. Бандуры , в основе которой лежит процесс моделирования поведения формированием когнитивного образа определенной поведенческой реакции путем наблюдения за поведением лич-ностно значимых людей.

Научение через наблюдение регулируется процессами внимания, сохранения образа наблюдаемого, двигательного воспроизведения его поведения, мотивации к овладению наблюдаемым поведением. А. Бандура выделяет чистое подра-

жание (когда копирование внешнего поведения людьми происходит без осознания последствий этого поведения) и викарное научение (когда субъекты осознают последствия действий, которым они подражают).

Важной отличительной чертой теории социального научения А. Бандуры является учет уникальной способности человека к саморегуляции. Саморегуляцию А. Бандура рассматривает как регуляцию поведения внутренними средствами индивида и, прежде всего, высшими интеллектуальными способностями (способностями оперировать символами), которые посредством вербальных и образных репрезентаций создают ориентиры для будущего поведения в условиях реальной среды.

С точки зрения А. Бандуры, саморегулируе-мые побуждения усиливают активность в нужном направлении в основном благодаря мотивационному влиянию ожидаемых и реальных результатов активности. Уровень мотивации поведения определяется ценностью достигнутых результатов и соответствием поведения требованиям норм поведения.

Саморегуляцию в теории социального научения Бандуры можно рассматривать как форму адаптивной активности индивида для приспособления к условиям среды с опорой на индивидуально-личностные механизмы поведения, обусловливаемые направленностью, мотивами, ценностными ориентациями, убеждениями личности.

Научение через наблюдение и моделирование действий осуществляется при наличии мотивации или в том случае, если мотивация возникает на основе удовлетворения результатами своей познавательной деятельности человека .

На практике используются различные технологии развития ассертивности и ассертивного поведения личности, которые показали свою эффективность.

Технология «Заигранная пластинка» способствует развитию умений человека спокойно повторять снова и снова без объяснений причин те суждения, которые, по его мнению, верны и способствуют достижению целей совместной деятельности и исключают возможность манипулирования друг другом.

Технология «Игра в туман» формирует способность спокойно воспринимать критику в свой адрес, признавать ошибки как вполне возможные, на которые указывает оппонент. «Игра» позволя-

ет не реагировать на критику обеспокоенностью или необходимостью защищаться.

Игра в «Свободную информацию» способствует развитию умений находить в словах собеседника ту информацию, которая интересует участника тренинга или которая кажется ему важной; эта игра позволяет избегать смущений в разговоре, стимулирует перевести разговор на тему о самом собеседнике.

Использование технологии «негативное заявление» способствует развитию умений собеседника признавать свои ошибки и вину без извинений, стимулирует к высказыванию критики в адрес оппонента, вынуждает оппонента быть более ас-сертивным без попыток манипуляции партнером, способствует улучшению взаимоотношений.

Технология «Самораскрытие» способствует развитию умений признавать как положительные, так и отрицательные стороны своего характера, поведения, стиля жизни, позволяет освободиться от свойственных человеку ощущений непонимания его окружающими людьми, от беспокойства или вины в связи с этим.

Технология «Разумный компромисс» способствует формированию готовности к компромиссу без ущемления собственных интересов, желаний, чувств.

Ко всем применяемым на практике технологиям психокоррекции предъявляются такие требования, выполнение которых обеспечивало бы психологическую эффективность и относительно быстрый психокоррекционный эффект.

«Выбор адекватного практического метода или совокупности методов - это в значительной мере дело личного вкуса, опоры практического психолога на собственный опыт. В ситуации оказания помощи многое определяется потенциалом личностных возможностей конкретного специалиста, ибо инструментом оказываются методы, как бы сплавленные, сопряженные с его собственной психологической организацией» .

Методами ассертивного тренинга являются: поведенческие упражнения, ролевые игры, упражнения в соответствии с инструкциями и самоинструкцией в домашних условиях, упражнения в соответствии с моделями ассертивного поведения с установлением обратной связи с помощью видеороликов.

Психотренинги учащихся старших классов общеобразовательной школы по повышению позитивной ассертивной направленности активности мы проводили с учетом результатов исследований

Р.М. Грановской и в соответствии с опробованной ранее моделью активности и изменения поведения , направленной на решение личных проблем участников тренинговой группы:

Созданием условий для расширения представлений о себе и окружающем мире, о позитивных способах взаимодействия с окружающим миром и отношения к самому себе;

Оказанием помощи в выборе эффективных способов ассертивного взаимодействия на основе анализа альтернативных способов взаимодействия, а также соблюдением принципов реализации целей тренинга:

Гуманистичности, предполагающей ценностное отношение к себе и другим людям;

Осознанности, предполагающей рефлексию своего поведения;

Реализации приобретенных качеств ас-сертивности в практике деятельности, общения и познания .

Принятая нами и приспособленная для решения задач по развитию ассертивности модель изменения поведения включает в себя четыре стадии: подготовка, осознание, переоценка, действие.

Стадия подготовки начинается со знакомства участников друг с другом с использованием различных приемов, с установления доверия между участниками и психологом, ведущим тренинг и придерживающимся соучастной стратегии контакта. Проводится психодиагностика ассертив-ности участников с использованием теста «Ас-сертивны ли вы?», а также самодиагностика для осознания индивидом необходимости изменить себя. Одним из эффективных средств самодиагностики является составление списков «мои достоинства», «мои недостатки». Анализ таких списков (например, из 7 признаков) облегчает выбор целей избавления, искоренения, уменьшения тех личностных черт (к примеру: тревожности, чувства неполноценности, раздражительности, зависимости от чужого мнения и т.п.), которые, по мнению индивида, могут препятствовать развитию, являются нежелательными. Выявление таких личностных черт способствует определению цели развития желаемых черт, детерминирующих ассертивность и ассертивное поведение.

На стадии осознания будущие участники тренинговых групп принимают идею о возможности совершенствования своих личностных ка-

честв, определяющих успешное взаимодействие с окружающими людьми и достижение успехов в жизнедеятельности. Проводится анализ результатов тестирования и самодиагностики, выявляются причины неассертивного и непродуктивного стиля взаимодействия, и происходит осознание и оценка возможных альтернатив нежелательному поведению.

На стадии переоценки принимается решение об изменении поведения. Изменению поведения способствуют не только когнитивные процессы рефлексии, но и аффективные и оценочные процессы анализа поведения. На этой стадии в процессе тренингов, деловых игр и проигрывания проблемных ситуаций индивид становится все более независимым, способным осознать последствия проявления нежелательных личностных черт, принять решение изменить свое нежелательное поведение в общении, деятельности и познании.

На стадии действия участники тренинга предпринимают попытки реализовать в реальной обстановке знания и умения, приобретенные в психотренинговых группах, для продуктивного взаимодействия в общении. В случаях, когда член группы нуждается в совместном с руководителем анализе результатов таких попыток, руководитель предлагает ему рассмотреть альтернативные действия в сложившейся ситуации взаимодействия с другими и выбрать наиболее подходящие, по его мнению, действия. При этом руководитель просит участника аргументировать свой выбор. При групповом обсуждении результатов применения знаний и умений, приобретенных в психотренинговой группе, в реальной обстановке при встрече с трудностями, проблемами каждый член группы может получить поддержку выражением открытого и доверительного сочувствия, понимания, помощи. Одобрение результатов станет поощрением за осуществление изменений в поведении.

Реализация системы развития ассертивности и ассертивного поведения учащихся старших классов общеобразовательной школы привела к позитивному изменению личностных черт, детерминирующих ассертивность. Об этом свидетельствуют результаты тестирования учащихся по шестнадцатифакторному личностному опроснику Р. Кэттелла (16 PF), представленные на рисунке 1.

С Е G H I L NOQ2Q3

Рис. 1. Сравнительные показатели личностных черт, определяющих ассертивность испытуемых в начале обследования и после завершения цикла работ по развитию ассертивности

Примечание: по вертикали отложены показатели выраженности личностных черт в стэнах, по горизонтали - факторы.

3. Психология XXI века / под ред. В.Н. Дружинина. -М.: ПЕРСЭ, 2003.

4. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000.

5. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Практическая социальная психология как область профессиональной деятельности // Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, О.В.Соловьевой. - М.: Смысл, 1996. - С.7-21.

6. Грановская РМ. Психологическая защита. - СПб.: Речь, 2007.

7. Митина Л.М., Асмаковец Е.Г. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. - М., 2001.

8. Егорова Т.Е. Психологическая культура и саморегуляция стратегий тревожности // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С.68-76.

Лебедева Инга Викторовна - соискатель института развития образовательных систем Российской академии образования, педагог-психолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 91» (Красноярск).

Lebedeva Inga Victorovna - competitor of the Institute of development of educational systems of Russian Academy of Education, teacher-psychologist of Secondary comprehensive school № 91 (Krasnoyarsk).

УДК 378.18 А.В. Быкова, Е.М. Калмыкова

активизирующая роль тренинговых занятий

В РАЗВИТИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье представлен малоразработанный подход к проблеме развития самоактуализации личности средствами тренинговых занятий на примере тренинга креативности и этнопсихологического тренинга. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о значимости развития самоактуализации личности студентов с использованием тренингового метода. Эффективность проведенных тренинговых занятий подтверждена статистически.

Ключевые слова: самоактуализация личности, тренинг креативности, этнопсихологический тренинг, студенчество.

A.v. Bykova, E.M. Kalmykova

activizing role of training sessions in the development of self-actualizing of students’ personality

The article represents the approaches to the problem of self-actualization development with the help of creativity training and ethnopsychological training. The results of the held researches prove the importance of training in the process of self-actualization development. The effectiveness of the training is statistically proved.

Key words: self-actualization, creativity training, ethnic-psychological training, students.

Таким образом, целенаправленная работа по развитию ассертивности учащихся старших классов привела к улучшению показателей по таким личностным качествам, как уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, независимость, самостоятельность, самоконтроль, упорство, ответственность, обязательность, смелость, реалистичность, расчетливость, которые определяют ассертивное поведение человека.

Литература

1. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005.

2. Oxford dictionary of Psychology. Second edition. Andrew M. Colmen. Oxford Press, 2006.

□ в начале

Уверенное отстаивание своей позиции, независимо от внешнего давления и оценок - это и есть ассертивность. При этом человек самостоятельно регулирует собственное поведение и отвечает за него. То есть он не считает себя умнее или лучше окружающих, но и от них требует соответствующего отношения к себе.

Ассертивность - это способность проявлять здоровую самокритику, но без самоуничижения или излишнего восхваления себя в глазах других. В ассертивном поведении важно уважать мнение окружения, но не забывать и о собственных интересах.

Мозг предпринимателя работает не так, как у большинства людей. Эта точка зрения получает все больше научных подтверждений благодаря исследованиям.

Мы подготовили полезную статью, в которой рассказываем, чем отличается предпринимательское мышление и как его тренировать.

Бонус! В статье Вы найдете 4 способа тренировать предпринимательский мозг .

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

Основные стили поведения человека: агрессивность, пассивность, ассертивность

Агрессивное поведение

На работе агрессивное поведение проявляется, прежде всего, в неумении дослушать до конца. Смоделируем ситуацию: на совещании выступает ваш коллега, который рассказывает о ближайших планах по развитию компании, при этом подразделению, которым вы руководите, отводится в этой новой стратегии главная роль. Но вы в корне не согласны с этим, так как считаете, что у вас и так достаточно текущей работы, поэтому распределение задач необходимо пересмотреть.

Вы тут же начинаете возражать с места, перебивая выступающего. Тому удается вас урезонить, но как только он замолкает, вы опять берете слово и весьма жестко высказываете критику и упреки в адрес того, кто все это придумал. Вы уверены, что авторы новой стратегии даже не представляют, насколько тяжело воплотить в жизнь все их замыслы.

Далее ваш монолог постепенно отходит от заданной темы, и вы переходите к общему состоянию дел в компании. В частности вы жестко высказываетесь о внедренной недавно системе мотивации, которая заставляет ваших подчиненных перерабатывать, чтобы соответствовать критериям. Логично, что выступавший ранее начинает вам отвечать, приводя свои доводы. Но вас уже не остановить, вы всем своим видом показываете: ты, товарищ, сам не знаешь, о чем говоришь. Ваша совместная перепалка продлевается и продолжается.

Не придя к консенсусу, собрание приходится заканчивать. Итоги: вы уверены, что ваше мнение никто не воспринимает, отношения с коллегами испорчены, время потрачено впустую, так как ничего в компании не изменилось.

Этот пример является типичным для агрессивного поведения. Чувство недооцененности и никакого удовлетворения от работы. Кажется, что все усилия напрасны и придется смириться с таким положением дел. А между тем вас гложет мысль: ваше подразделение приносит компании ощутимый доход, вы работаете больше остальных, но этого никто не желает замечать.

И теперь вы озадачиваетесь одним: доказать остальным, насколько вы важны и нужны. Общие задачи фирмы уходят на второй план, так как главное теперь - показная бурная деятельность для галочки, только чтобы заметили.

Пассивное поведение

Рассмотрим ту же ситуацию, но уже с позиции человека с пассивным поведением. Разумеется, перебивать вы никого не станете, а молча выслушаете все предложения, хотя в душе будете не согласны ни с одним из них. Вы считаете, что нет смысла пытаться что-то доказать, так как решение уже принято. Да, возможно было бы внести определенные коррективы для улучшения работы, но вы боитесь, что вас никто не послушает. Коллеги попросту решат, что вы надеетесь уйти от ответственности.

Когда вас напрямую спрашивают: «Согласны ли вы принять новшества?», вы неохотно соглашаетесь. Вам кажется, что при такой постановке вопроса можно на собрания вообще не ходить, ведь ваше мнение никто, по сути, не спрашивал, следовательно, время потрачено впустую.

Наоборот, вы теперь не знаете, как объяснить подчиненным, что скоро работы прибавится - руководство компании приняло решение об изменении курса развития и основные задачи придется решать вашему подразделению. Естественно, укоров не избежать и сотрудники будут возмущены.

Люди с пассивным поведением всегда стараются избегать конфликтов, предпочитая молча согласиться, чем начинать спор. Но это ведет лишь к разгоранию внутренних противоречий. Человек начинает винить себя в случившемся, так как не смог возразить и высказать свою точку зрения. Основная рабочая проблема при этом остается нерешенной: вы до конца не понимаете, как теперь строить рабочий процесс.

Пассивно-агрессивное поведение

Это некий средний вариант. На открытый конфликт вы идти боитесь, поэтому предпочитаете выкрикивать с места возгласы типа: «А может нам теперь на работу кровати принести, чтобы домой не ходить?». Выступающий сначала не понимает, в чем суть претензий, а потом начинает сбивчиво оправдываться. Вы без стеснения пользуетесь его замешательством, задавая уточняющие вопросы.

При этом окружающие уже успели оценить ваше чувство юмора, и вас это обстоятельство весьма радует, вы буквально ощущаете собственное превосходство. Но стоит оппоненту сказать напрямую: «Что конкретно вас не устраивает? Компания находится в кризисе, поэтому и необходимо менять стратегию. Да, возможно, работать придется больше, но ничего не поделаешь. Гораздо лучше трудиться и получать заработную плату, чем сидеть дома в кресле, ничего не делать, но и ни копейки не иметь!», наступает затяжное молчание.

Именно так проявляется пассивная агрессия. Вступать в отрытый конфликт - не ваш вариант. Для вас приемлемо возмущаться и показывать недовольство, отпуская едкие комментарии, вставляя несколько слов поперек. В конечном итоге вы добьетесь испорченных отношений с коллегой, который уже и так по достоинству оценил ваши высказывания. Но суть вопроса (внедрение новой системы работы) осталась до конца невыясненной.

Ассертивное поведение

Мы перешли к четвертому варианту человеческого поведения - ассертивному. Внимательно слушая выступающего, вы четко осознаете: нововведения не примет минимум половина вашего коллектива, более того, объяснять им что-то будет бессмысленно, так как все они напишут заявление об уходе. Кроме того, такая стратегия в определенных моментах в корне не подходит компании. Вырисовываются не лучшие перспективы.

В то время, пока докладчик говорил, вы уже нарисовали себе в голове иную модель работы. Молча дождавшись конца выступления, вы берете слово. При этом никого не перебиваете и не ставите в неудобное положение. Спокойным и вдумчивым тоном вы излагаете собравшимся свою точку зрения, при этом приводите весомые аргументы в свою пользу. Говорите, что большинство сотрудников уволится, а найти других с такой же квалификацией очень сложно, поэтому систему необходимо доработать. Да, сейчас кризис и приходится перестраиваться, но кардинально менять направление деятельности - не выход.

С произнесенными вами доводами соглашаются не все, поэтому во избежание возможных конфликтов и потери время на бессмысленные перепалки, вы предлагаете доработать нововведения с учетом всех нюансов. Уточняя период, который для этого необходим, устанавливаете дату следующего собрания, для более быстрой работы предлагаете помощь своего подразделения.

Подобная ассертивность поведения дала положительный результат: коллеги поняли, что ваше подразделение действительно важно для компании и начинать работать по-новому пока рано, разумнее будет немного перестроиться, учитывая изменения рынка. Вас услышали и восприняли (без скандалов).

Понятие ассертивности как раз и включает в себя умение доказать окружающим собственную правоту, при этом избежать столкновений, которые в дальнейшем выливаются в открытую неприязнь. Ваша цель на данном собрании - не продемонстрировать свою исключительность и высочайшую значимость для компании, а лишь улучшить работу фирмы.

Ассертивность с точки зрения психологии

Ассертивность в психологии (англ. assert - утверждать, доказывать) - это умение отстаивать собственные права, не затрагивая интересы других людей. Естественно, что у всех разные характеры и темпераменты и не каждому от природы дано умение терпеливо выслушать оппонента или донести свою точку зрения аккуратно и ненавязчиво. Для формирования подобных навыков психологи разработали специальные программы по воспитанию ассертивности.

Данные методики направлены на развитие уверенности в себе. Человек должен быть тверд в своих убеждениях, тогда ему намного проще убедить окружающих пойти за собой. При этом нельзя забывать и о другой стороне вопроса - уважительном отношении к людям.

Тренинг по ассертивности, регулярные упражнения делают человека самодостаточным, способным отстаивать собственные интересы, при этом окружающие уже не будут способны влиять на поведение ассертивной личности. Такой стиль общения не предполагает ссор и криков, все спорные вопросы решаются в дружелюбной атмосфере. Ассертивность полностью исключает агрессию или манипуляции.

Ситуации, когда человек испытывает на себе давление и вынужден подчиняться чужому мнению, всегда приводят к конфликтам. Агрессия здесь - лишь способ защититься. В итоге такой сотрудник даже уместную критику собственной деятельности воспринимает неадекватно.

Чтобы овладеть ассертивным поведением, совсем не обязательно полностью менять мировоззрение. Достаточно лишь слегка пересмотреть способ восприятия действительности и понять: как достигать своих целей без постоянных конфронтаций. Главное, помнить - неразрешимых ситуаций не бывает.

В психологии есть правило: ассертивность проявляется без агрессии. Внешнее спокойствие вовсе не означает, что человек не испытывает внутреннего волнения. Не исключено, что его душевные терзания гораздо сильнее, чем кажется с виду. Ассертивность позволяет быть действительно спокойным как внешне, так и внутренне.

Адекватное восприятие окружающей действительности также является частью ассертивности. Ассертивный человек грамотно интерпретирует происходящее, верно оценивает собственные силы и действия, то есть в состоянии анализировать возможные ошибки, исходя из поступков. При этом мнение окружающих в расчет не принимается.

Основные принципы ассертивности

  1. Человек всегда несет полную ответственность за собственные действия и слова: максимальная личная ответственность показывает и высокий уровень ассертивности. Индивид воспринимает ответную реакцию окружающих через анализ своих действий. Человек не перекладывает вину на других, убеждая себя в том, что его просто неправильно поняли.
  2. Самоуважение - основная составляющая ассертивности. Причем его необходимо демонстрировать другим, не позволяя относиться к себе неподобающим образом. Однако нельзя пренебрежительно вести себя с окружающими, так как и они требуют к себе уважительного отношения.
  3. Результативное общение. Чтобы диалог оказался конструктивным (а не пустым сотрясанием воздуха), необходимо проявлять честность и открытость, а формулировки беседы должны быть прямыми и понятными, без витиеватых фраз. Смысл - донести до собеседника свои мысли таким образом, чтобы он не только согласился с ними, но и не почувствовал себя обиженным.
  4. Уверенность в себе и положительный настрой. Твердое убеждение в своей правоте - половина успеха. Но здесь речь не идет о слепой самоуверенности, основанной лишь на завышенном самомнении. В ассертивности уверенность в себе - это всегда четкое понимание собственного профессионализма и отличного знания дела, которым занимаешься. Именно этим и обуславливается непоколебимость позиций.
  5. Когда ведешь диалог, важно не слушать собеседника, а слышать его, уважительно относиться к мнению каждого в коллективе, даже если оно в корне отличается от собственного. Те, кто уверен, что умеет слушать, на деле не в состоянии воспроизвести основную мысль, которую до него хотел донести собеседник. Мы часто перебиваем друг друга, стараясь как можно быстрее высказаться. Правила ассертивности исключают подобные моменты, так как они противоречат одной из основных задач ассертивности: уважать окружающих и их позицию.
  6. Ассертивность поведения - это работа без конфликтов. Стремление достичь консенсуса в отношениях с сослуживцами всегда продуктивнее вражды или споров по каждому из текущих вопросов.

Какие методы используют ассертивные личности

«Сама невозмутимость»

Чаще всего к нему прибегают в моменты, когда ваш собеседник явно начинает выходить из себя, в его голосе уже звучат агрессивные нотки. Здесь лучшая защита вовсе не нападение, а наоборот - спокойное отстаивание своей позиции (оборона). Ответная агрессия только распалит оппонента. Если вы не станете повышать голос, а начнете говорить тише и медленнее, то потенциальный агрессор незаметно для себя перейдет «на вашу волну». Следовательно, конфликта не будет и еще останется шанс решить возникший вопрос.

«Заезженная пластинка»

Некоторые люди совершенно не желают слышать окружающих, причем им не важны доводы и аргументы, которые те приводят в свою пользу. Они буквально не реагируют на них, продолжая упорно стоять на своем. Таких личностей убедить в чем-либо довольно трудно, но возможно.

Здесь подходит тактика повторения: вы начинаете произносить одну и ту же фразу, причем менять ее конструкцию нельзя, а говорить надо постоянно. Возможно, с виду покажется, что у вас «заела пластинка», но чем дольше вы будете ее повторять, тем быстрее собеседник поймет: вы не свернете со своего пути и мнения не измените.

Скажем, на предложение: «Пойдем в кино?» лучше всего отвечать: «Уже поздно, мне завтра рано вставать». И как бы человек ни уговаривал вас (говоря, что и фильм хороший, и билеты недорогие), слыша от вас одну и ту же фразу, он в итоге сдастся, а у вас появится возможность выспаться.

Уход от прямого ответа

В ответ на укор или грубое замечание, например: «Как вы могли допустить просчеты в вашем отчете? Исходных данных было более чем предостаточно?!», лучше не пытаться сразу оправдываться или резко отвечать, что никаких исходных данных не было вообще, пришлось все искать самостоятельно. Подходящий вариант - это витиеватый и максимально вежливый ответ: «Я уточню и все перепроверю. Укажите - где именно есть недочеты?». Тогда человеку ничего не остается, как согласиться с этим предложением. Отрытого противостояния не было, но и вы не признали за собой прямой вины.

Порой и отвечать на некоторые замечания по работе не стоит, достаточно пристально посмотреть и удалиться.

Ответы правильные, вопросы - нет

Формулировка верных вопросов - особое искусство, которым владеет меньшинство. Большинство же предпочитает спрашивать обо всем, причем особо не задумываясь об уместности и такте. Казалось бы, адекватная реакция на наглое поведение - агрессия. Но это очень простой вариант, но далеко не самый действенный.

Лучшим будет не отвечать вовсе. Ваше молчание поразит сильнее любого крепкого словца. Ведь ответы на неприличные и неуместные вопросы не входят в ваши обязанности, следовательно, вы вольны проигнорировать спрашивающего.

Развитие ассертивности

Хорошее развитие ассертивности дает возможность продуктивно вести деловые переговоры. Логично, что людям намного больше нравятся не замкнутые молчуны или агрессивные крикуны, а благодарные слушатели, адекватно воспринимающие приведенные аргументы.

Ассертивный человек найдет компромиссное решение, устраивающее всех участников. Ассертивность поведения - это, прежде всего, открытость и искренность. Безусловно, такая манера общения привлекает окружающих. Но в то же время индивида никто не воспринимает как «простачка», которого легко обмануть, ведь выдвинутые им предложения хороши и своевременны. Подобное поведение в общении с людьми невозможно без эмоциональной уравновешенности. Владение ассертивностью позволяет не навязывать свою волю окружающим путем давления, а мягко убеждать их в собственной правоте.

Специалисты по человеческой психологии уверены: ассертивность делает жизнь гармоничнее и спокойнее. Развитие в себе этого качества дает возможность личности не следовать слепо за другими и быть жертвой обстоятельств, а самостоятельно выбирать путь.

Имеются специально разработанные технологии по развитию ассертивности, эффективность которых доказана:

  1. «Заезженная пластинка» - спокойное, где-то монотонное повторение в диалоге верной фразы. Это позволяет исключить вариант с возможной манипуляцией со стороны кого бы то ни было.
  2. «Игра во мглу» - умение реагировать на критику. Зачастую нам трудно адекватно воспринимать негативные отзывы о своей работе, пусть даже они будут справедливы. «Игра» дает возможность уйти от прямого столкновения, где-то промолчать. Ты вроде бы согласен, что допустил ошибку, но в то же время твоя реакция спокойна, нет агрессии и ненужных оправданий. Ты сделаешь определенные выводы и в следующий раз не ошибешься.
  3. «Беглые данные» - помогают найти в словах собеседника суть, рациональное зерно.
  4. Технология признания собственных ошибок. Подобный вариант общения вынуждает оппонента искать точки соприкосновения, при этом с его стороны нет попыток манипуляции.
  5. «Здоровая самокритика» - умение адекватно оценивать собственные возможности, признавать недостатки. Когда ты сам понимаешь, что не идеален, лучше воспринимаешь окружающих, осознаешь, почему они относятся к тебе так, а не иначе.
  6. «Обоюдное решение» - готовность найти компромисс, не ущемляя свои интересы и чувства.

Все методы и технологии разработаны таким образом, чтобы их четкое выполнение вело к положительным изменениям личности. Результат, чаще всего, достигается довольно быстро.

Типичные ошибки формирования ассертивности

Вы выходите за рамки дозволенного.

Как ни странно, но большинство людей, пройдя тренинг развития ассертивности, начинают слегка выходить за рамки дозволенного, считая, что теперь умеют управлять людьми. Всегда необходимо понимать: вы решаете свои проблемы не за счет других, а вместе с ними. Следовательно, результат должен устраивать всех. Для того чтобы вы смогли адекватно оценивать свое новое поведение, попросите хороших друзей составить небольшой отзыв о вас, как им видится ваша манера общения. Главное - не торопиться с выводами.

Вы разрешаете окружающим проявлять негативную реакцию по отношению к вам, как ассертивной личности.

Ваши друзья привыкли видеть вас одним человеком, поэтому произошедшие изменения могут их не устроить и даже разочаровать. Ваша ассертивность поначалу может восприниматься ими с неверной точки зрения. Возможно, они будут выражать недовольство. Вам же, как ассертивной личности, необходимо понимать мотив этих высказываний и стараться адекватно реагировать. Молчать, делая вид, что вы не понимаете, о чем речь - не выход.

Расскажите приятелям, как для вас важны перемены. Настоящие друзья в итоге поймут вас и перестанут укорять. В том случае, когда все попытки объясниться ни к чему не привели, имеет смысл хорошо подумать: насколько общество таких людей важно для вас? Не лучше ли будет отказаться от него?

Вы попали в ситуацию, которую невозможно спрогнозировать и все вышло из-под контроля.

Во-первых, никогда не занимайтесь самоуничижением и самообвинением за произошедшую ситуацию.

Во-вторых, постарайтесь сделать определенные выводы из случившегося.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top