Бьюдженталь экзистенциальная психотерапия. Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Бьюдженталь экзистенциальная психотерапия. Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Экзистенциа́льная психотерапи́я (англ. existential therapy ) - направление в психотерапии , ставящее целью подвести пациента к осмыслению своей жизни, осознанию своих жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, с принятием полной ответственности за свой выбор. Экзистенциальная терапия зародилась в XX веке как приложение идей экзистенциальной философии к психологии и психотерапии/

Экзистенциальная терапия, вслед за философским экзистенционализмом, утверждает, что жизненные проблемы человека проистекают из самой человеческой природы: из осознания бессмысленности существования и необходимости искатьсмысл жизни ; из-за наличиясвободы воли , необходимости делать выбор и страха нести ответственность за этот выбор; из осознания равнодушия мира, но необходимости с ним взаимодействовать; из-за неминуемостисмерти и естественногостраха перед ней. Известный современный экзистенциальный терапевтИрвин Ялом определяет всего четыре ключевые проблемы, с которыми имеет дело экзистенциальная терапия:смерть ,изоляция ,свобода ивнутренняя пустота . Все остальные психологические и поведенческие проблемы человека, по мнению сторонников экзистенциальной терапии, проистекают из этих ключевых проблем, и только решение, или, точнее сказать, принятие и осмысление этих ключевых проблем может принести человеку подлинное облегчение и наполнить его жизнь значением.

Жизнь человека рассматривается в экзистенциальной терапии как череда внутренних конфликтов, разрешение которых ведёт к переосмыслению жизненных ценностей, поиску новых путей в жизни, развитию человеческой личности . В этом свете внутренние конфликты и проистекающие из нихтревога ,депрессия ,апатия , отчуждение и другие состояния рассматриваются не как проблемы и психические расстройства, а как необходимые естественные этапы для развития личности. Депрессия, например, рассматривается как этап потери жизненных ценностей, открывающий дорогу для нахождения новых ценностей; тревога и беспокойство рассматриваются как естественные признаки необходимости сделать важный жизненный выбор, которые покинут человека, как только выбор будет сделан. В этой связи задача экзистенциального терапевта заключается в том, чтобы подвести человека к осознанию своих самых глубинных экзистенциальных проблем, пробудить философское размышление над этими проблемами и вдохновить человека сделать необходимый на данном этапе жизненный выбор, если человек колеблется и откладывает его, «застревая» в тревоге и депрессии.

Экзистенциальная терапия не имеет общепринятых терапевтических техник. Сеансы экзистенциальной терапии обычно проходят в форме взаимно уважительного диалога между терапевтом и пациентом. При этом терапевт ни в коем случае не навязывает пациенту никаких точек зрения, а лишь помогает пациенту глубже понять себя, сделать собственные выводы, осознать свои индивидуальные особенности, свои потребности и ценности на данном жизненном этапе.

Методы и техники экзистенциальной психотерапии

Напомним, что И. Ялом определял экзистенциальную психотерапию как психодинамический подход. Сразу же необходимо отметить, что существуют два важных различия между экзистенциальной и аналитической психодинамикой. Во-первых, экзистенциальные конфликты и экзистенциальная тревога возникают вследствие неизбежной конфронтации людей с предельными данностями бытия: смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью.

Во-вторых, экзистенциальная динамика не подразумевает принятия эволюционной или «археологической» модели, в которой «первое» является синонимом «глубокого». Когда экзистенциальные психотерапевты и их пациенты проводят углубленное исследование, они не сосредоточиваются на повседневных беспокойствах, а размышляют об основных экзистенциальных проблемах. Кроме того, экзистенциальные подходы также могут быть использованы для решения проблем, связанных со свободой, ответственностью, любовью и творческим потенциалом. [И. Ялом пишет, что психотерапевтические подходы «отражают патологию, которую с их помощью можно излечивать, и формируются этой патологией».]

В связи со сказанным экзистенциальная психотерапия в основном ориентирована на долгосрочную работу. Однако элементы экзистенциального подхода (например, акцент на ответственности и аутентичности) могут быть включены и в относительно краткосрочную психотерапию (например, связанную с работой с посттравматическими состояниями).

Экзистенциальная психотерапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Обычно группа состоит из 9-12 человек. Преимущества групповой формы состоят в том, что пациенты и психотерапевты получают более широкую возможность наблюдать искажения, возникающие при межличностном общении, неадекватное поведение и корректировать их. Групповая динамика в экзистенциальной терапии направлена на выявление и демонстрацию того, как поведение каждого члена группы:

1) рассматривается другими;

2) заставляет других чувствовать;

3) создает у других мнение о нем;

4) влияет на их мнение о самих себе.

Наибольшее внимание и в индивидуальной, и в групповой формах экзистенциальной психотерапии уделяется качеству отношений психотерапевт-пациент. Эти отношения рассматриваются не с точки зрения трансфера, а с позиций ситуации, сложившейся у пациентов к настоящему времени, и опасений, мучающих пациентов в данный момент.

Экзистенциальные терапевты описывают свои отношения с пациентами с помощью таких слов, как присутствие, аутентичность и преданность. В индивидуальном экзистенциальном консультировании участвуют два реальных человека. Экзистенциальный психотерапевт - не призрачный «отражатель», а живой человек, который стремится попять и ощутить бытие пациента. Р. Мэй полагает, что экзистенциален любой психотерапевт, который, несмотря на имеющиеся у него знания и умения, может относиться к пациенту так же, как, говоря словами Л. Бинсвангера, «одно существование относится к другому».

Экзистенциальные психотерапевты не навязывают пациентам собственных мыслей и чувств и не используют контрпереноса. Это связано с тем, что пациенты могут прибегать к различным способам провоцирующего подключения психотерапевтов, которое позволяет им не обращаться к собственным проблемам. Ялом говорит о важности неявных «вливаний». Речь идет о тех моментах психотерапии, когда терапевт проявляет не только профессиональное, но и искреннее, человеческое участие к проблемам пациентов, тем самым иногда превращая стандартную сессию в дружескую встречу. В своем исследовании конкретных случаев («Каждый день немного сближает») Ялом рассматривает подобные ситуации как с позиции психотерапевта, так и с позиции пациента. Так, он был поражен, узнав, какое большое значение одна его пациентка придавала таким мелким личным деталям, как теплые взгляды и комплименты по поводу того, как она выглядит. Он пишет, что для установления и поддержания хороших отношений с пациентом психотерапевту необходима не только полная включенность в ситуацию, но и такие качества, как неравнодушие, мудрость и умение максимально включаться в психотерапевтический процесс. Психотерапевт помогает пациенту «будучи заслуживающим доверия и заинтересованным; ласково присутствуя рядом с этим человеком; веря, что их совместные усилия приведут в конечном счете к исправлению и исцелению».

Главной целью психотерапевта является установление аутентичных отношений в интересах пациента, поэтому вопрос самораскрытия психотерапевта является одним из главных в экзистенциальной психотерапии. Экзистенциальные психотерапевты могут раскрывать себя двумя способами.

Во-первых, они могут рассказывать своим пациентам о собственных попытках примирения с предельными экзистенциальными беспокойствами и сохранения лучших человеческих качеств. Ялом считает, что он совершал ошибку, слишком редко прибегая к самораскрытию. Как он отмечает в «Теории и практике групповой психотерапии» (Ялом, 2000), всякий раз, когда он делился с пациентами значительной долей собственного «Я», они неизменно извлекали из этого пользу для себя.

Во-вторых, они могут использовать сам процесс психотерапии, а не фокусировать внимание на содержании сессии. Это использование мыслей и чувств, касающихся того, что происходит «здесь и сейчас», с целью улучшения отношений психотерапевт-пациент.

В течение ряда психотерапевтических сессий пациентка А. демонстрировала поведение, которое сама расценивала как естественное и спонтанное, а другие участники группы оценивали его как инфантильное. Она всячески выказывала активность и готовность работать над собой и помогать другим, подробно и красочно описывала свои ощущения и эмоции, охотно поддерживала любые темы групповой дискуссии. При этом все это носило полуигривый-полусерьезный характер, позволявший одновременно и давать какой-то материал для анализа, и уходить от более глубокого погружения в него. Психотерапевт, предполагая, что такие «игры» могут быть связаны со страхом приближения к смерти, спросил, зачем она пытается быть то взрослой опытной женщиной, то маленькой девочкой. Ее ответ потряс всю группу: «Когда я была маленькой, мне казалось, что между мной и чем-то плохим в жизни стоит моя бабушка. Потом бабушка умерла и на ее место встала моя мама. Потом, когда умерла мама, между мной и плохим оказалась старшая сестра. И теперь, когда сестра живет далеко, я вдруг осознала, что между мной и плохим больше нет преграды, я стою к нему лицом к лицу, а для своих детей я сама являюсь такой преградой».

Кроме этого, ключевыми процессами терапевтических изменений, согласно Ялому, являются воля, принятие ответственности, отношение к терапевту и вовлеченность в жизнь. Рассмотрим их на примере работы с каждой из базовых тревог.

Под результативностью психологического консультирования понимаются его конечные итоги для клиента, а именно – то, что в его психологии и поведении действительно изменилось под влиянием проведения консультирования.

Предполагается, что результаты психологического консультирования в большинстве случаев его проведения являются положительными, по крайней мере, – такими, какие ожидаются клиентом и психологом-консультантом. Однако одно дело ожидания и надежды, другое дело – реальная действительность. Иногда явный положительный, сиюминутный результат психологического консультирования может отсутствовать и даже на первый взгляд казаться отрицательным. В итоге проведения психологического консультирования что-то в психологии и в поведении клиента может действительно измениться, но не сразу.

Кроме того, иногда имеют место непредвиденные, неожиданные, отрицательные результаты психологического консультирования. Это нередко случается тогда, когда что-то существенное в консультировании заранее недостаточно продумано с точки зрения возможных отрицательных последствий или когда психологическое консультирование проводит профессионально не подготовленный, недостаточно опытный психолог. Однако по причине редкости отрицательных результатов в психологическом консультировании мы подобные случаи не будем специально обсуждать и сосредоточим свое внимание только на случаях с положительным или нейтральным исходом консультирования.

О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков.

Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как психолога-консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился в психологическую консультацию.

Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.

По завершении консультации обе ее стороны – консультант и клиент – признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни психологу-консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.

Психолог-консультант может считать, что консультирование было успешным и проблема клиента решена, в то время как сам клиент может в этом сомневаться, отрицать или не ощущать полностью реальных результатов психологического консультирования.

Иногда, напротив, клиенту кажется, что в результате консультирования ему полностью удалось справиться со своей проблемой, в то время как психолог-консультант сомневается в этом и настаивает на продолжении консультации, желая получить дополнительные убедительные доказательства того, что проблема клиента действительно успешно решена.

Положительные изменения в тех аспектах психологии и поведения клиента, на регуляцию которых непосредственно и было направлено психологическое консультирование. Имеются в виду основные, прогнозируемые и возможные дополнительные, позитивные эффекты, полученные от проведения психологического консультирования.

Дело в том, что, оказывая влияние на одни психологические процессы и формы поведения клиента, консультирование может существенно затронуть и другие. Как правило, в том случае, когда обнаруживаются положительные результаты воздействия психологического консультирования на личность клиента, также меняется и его поведение, взаимоотношения с людьми и многое другое в его психологии. Улучшение памяти клиента обычно положительно сказывается на его интеллекте, хотя возможно и обратное влияние интеллекта на память.

Нередко в практике психологического консультирования наряду с его бесспорными положительными результатами встречаются проблемные и спорные моменты оценивания его итогов.

Заметим, что по своим результатам психологическое консультирование может проявляться и по-другому: объективно, субъективно, внутренне и внешне.

Объективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в том, что ему сопутствуют достоверные факты, свидетельствующие об успешности консультирования.

Субъективные признаки результативности психологического консультирования проявляются в чувствах, ощущениях, мнениях и представлениях консультанта.

Внутренние признаки результативности психологического консультирования проявляются в изменениях психологии клиента. Они могут ощущаться (осознаваться) или не ощущаться (не осознаваться) клиентом, могут проявляться или не проявляться в его реальном поведении, в доступных внешнему наблюдению действиях и поступках клиента.

Внешние признаки результативности психологического консультирования, напротив, всегда и достаточно отчетливым образом проявляются в видимых, доступных прямому наблюдению и оценкам, формах его поведения.

    1. Введение
    2. Экзистенциальная психотерапия (энциклопедическая справка)
    3. Пять основополагающих постулатов экзистенциальной психотерапии
    4. Цель экзистенциальной терапии
    5. Теория и терапия неврозов

Введение

У каждого времени свои неврозы и каждому времени требуется своя психотерапия.Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому мы и говорим об экзистенциальном вакууме.

Экзистенциальная психотерапия

Собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути.Термин происходит от позднелатинского existentia существование. В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии философией существования, возникшей в двадцатом столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.Идейным истоком экзистенциализма явилось учение Кьеркегора феноменология философия жизни. Центральное понятие учения экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности. В узком смысле термин экзистенциальная психотерапия обычно упоминается, когда речь идет об экзистенциальном анализе Франкла. В более широком смысле под экзистенциальной психотерапией понимается гуманистическое направление в психотерапии в целом.

В 1963 г. президент ассоциации экзистенциальной психотерапии Джеймс Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих постулатов:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
  3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).
Главной особенностью экзистенциальной психотерапии является ее направленность на человека как бытие-в-мире, т.е. на его жизнь, а не на личность как изолированную психическую целостность (кстати, многие экзистенциальные терапевты избегают использовать понятие «личность»). Само понятие «экзистенция» в дословном переводе означает «возникновение», «появление», «становление». Это точно отражает суть всего экзистенциализма не только в психологии и психотерапии, но и в философии, искусстве, литературе и т.д. В нём главным является не человек как статический набор характерологических и личностных качеств, форм поведения, психодинамических механизмов, а как существо, постоянно возникающее, становящееся, т.е. существующее.Основная цель экзистенциальной терапии помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять ею предоставляемые возможности и границы этих возможностей. При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестройку его личности; всё внимание сосредоточено на понимание процесса конкретной жизни, в её повседневности проявляющихся противоречий и парадоксов. Если человек видит реальность не искаженной, он избавляется от иллюзий и самообмана, отчётливее видит своё призвание и свои цели в жизни, видит смысл в повседневных заботах, находит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Другими словами, экзистенциальная терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека. Хотя это только самое общее определение целей экзистенциальной психотерапии, видно, что она больше похожа не на психологический анализ личности, а на философское исследование жизни человека.Именно по этой причине экзистенциальная психотерапия изначально взаимосвязана с философией. Похоже, что она является единственной психотерапевтической школой, методы которой имеют достаточно чёткое философское обоснование. Среди западных философов, имеющих исключительное значение для экзистенциальной психотерапевтической практики можно выделить основоположника экзистенциальной философии, датского мыслителя С.Кьеркегора, классика современной экзистенциальной философии, немецкого философа М.Хайдеггера, немецких философов М.Бубера, К.Ясперса, П.Тиллиха, французского философа Ж.-П.Сартра, хотя это и не исчерпывающий список имён. Среди русских философов, работы которых важны для экзистенциальной терапии, можно назвать в первую очередь В.Розанова, С. Трубецкого, С.Франка, Н.Бердяева, Л.Шестова. Многие свои понятия экзистенциальная терапия позаимствовала из экзистенциально-философского словаря экзистенция, бытие-в-мире (Dasein), чувство бытия, подлинность и неподлинность бытия и т.п.Первую попытку соединения философии и психиатрии предпринял швейцарский психиатр и психоаналитик Людвиг Бинсвангер в 30-х годах нашего века, предложив концепцию экзистенциального анализа (Daseinanalyse). Его можно считать основоположником экзистенциальной терапии. Хотя сам он практической психотерапией не занимался, но определил принципы феноменологического описания внутреннего мира пациента, с чего и начинается экзистенциальная терапия.Первую по настоящему психотерапевтическую экзистенциальную концепцию предложил другой швейцарский психиатр Медард Босс в 40-50 годах нашего века. Его версия экзистенциального анализа по форме была психоаналитической терапией, но реформированной на основе хайдеггеровской философии. При сохранении аналитического понятийного аппарата и методов, они, тем не менее, толковались в экзистенциальном или, как говорил М.Босс, в онтологическом контексте. Дазайнанализ как одно из направлений экзистенциальной психотерапии продолжает своё развитие и в наши дни.Очень плодотворной и оригинальной экзистенциальной психотерапевтической школой является логотерапия австрийского психотерапевта Виктора Франкла. В ней в качестве краеугольного камня в жизни человека рассматривается стремление человека к смыслу. Сама логотерапия является системой способов помощи человеку в преодолении экзистенциальной пустоты, при потери смысла существования.Для развития экзистенциальной терапии очень важна её американская ветвь, хотя в США экзистенциальная терапия не пользуется большой популярностью. В первую очередь следует упомянуть известного американского психолога, одного из отцов движения гуманистической психологии Ролло Мейя. Он первым, опираясь на европейскую экзистенциальную и феноменологическую традицию, сформулировал предпосылки и основные характеристики экзистенциальной установки терапевта в психотерапии (он отрицал существование экзистенциальной терапии как самостоятельного направления в психотерапии). Близко связанной с его концепцией является гуманистическая-экзистенциальная психотерапия Джеймса Бьюджентала, в которой он пытается соединить принципы гуманистической и экзистенциальной психологии (хотя они нередко противоречат друг другу).Современные представления об экзистенциальной терапии развивает так называемая английская школа, самыми яркими представителями которой являются Эмми ван Дойрцен и Эрнесто Спинеллию.Что выделяет экзистенциальную терапию среди других психотерапевтических школ? Прежде всего, это понимание человека как бытия-в-мире или как непрерывного процесса жизни, в которой неразрывно связана самость человека и его мир как контекст жизни. Таким образом, если хотим по настоящему понять человека, прежде всего должны исследовать его жизнь, проявляющуюся в его отношениях с миром. Выделяются 4 основные измерения человеческой экзистенции (бытия-в-мире): физическое, социальное, психологическое (личное) и духовное (надличное). В каждом из этих измерений человек «встречается» с миром и, переживая его, формирует свои базисные предпосылки (установки) жизни. Понять человека значит понять, как он существует одновременно в этих основных измерениях жизни в качестве сложнейшего био-социо-психо-духовного организма.Другой фундаментальной особенностью экзистенциальной терапии является стремление к пониманию человека через призму его внутренних онтологических характеристик или универсальных экзистенциальных факторов. Это факторы, которым подвластна жизнь каждого человека. Нами выделяется 7 таких универсальных характеристик человека:
  1. чувство бытия;
  2. свобода, её ограниченность и ответственность за неё;
  3. конечность человека или смерть;
  4. экзистенциальная тревога;
  5. экзистенциальная вина;
  6. жизнь во времени;
  7. смысл и бессмысленность.
В процессе психотерапии рассматриваются установки клиента по отношению к этим универсальным обстоятельствам жизни, в которых и скрыты корни наших психологических трудностей и проблем.Психологическое здоровье и возможность психологических расстройств экзистенциальная терапия связывает, соответственно, с подлинным и неподлинным способом существования. Жить подлинной жизнью, согласно Дж. Бьюженталу, значит полностью осознавать настоящий момент жизни; выбрать, как прожить этот момент; и принять ответственность за свой выбор. В реальности это достаточно сложно, поэтому большую часть жизни люди живут неподлинной жизнью, т. е. склоняются к конформизму, отказываются от риска, связанного с выбором, ответственность за свою жизнь пытаются переложить на других. Поэтому практически все люди в течении жизни постоянно сталкиваются с разными трудностями, проблемами, иногда достигающими степень выраженных расстройств.В экзистенциальной терапии терапевтические изменения связываются, прежде всего, с расширением сознания клиента, с появлением нового понимания своей жизни и возникающих в ней проблем. Что делать с этим новопоявившимся пониманием дело и ответственность самого клиента. С другой стороны, реальные результаты терапии должны проявляться не только во внутренних изменениях, но и обязательно в реальных решениях и действиях. Тем не менее, эти действия должны быть обдуманными, учитывая их возможные негативные последствия, скорее сознательными, чем спонтанными.Иногда экзистенциальной терапии предъявляется упрёк в чрезмерном пессимизме, проявляющемся в подчёркивании не столько неограниченных возможностей человека, сколько границ этих возможностей, в том числе и в терапевтических изменениях. Но это является скорее проявлением реализма, а не пессимизма. Экзистенциальная терапия выступает за реалистичный взгляд на жизнь и принятие многих обстоятельств как заданных, неизбежных.Клиентами экзистенциальной терапии могут быть без исключения все люди. Существует единственное требование активное включение самого человека в процессе исследования его жизни, желание как можно более открыто и честно, всесторонне посмотреть на свою не всегда удачную жизнь. С другой стороны, именно экзистенциальная терапия может быть наиболее эффективной в психотерапевтической помощи людям, попавшим в жизненные кризисы, столкнувшимся с исключительными обстоятельствами жизни. Это переживание бессмысленности, пустоты жизни, апатия и депрессия, суицидальные намерения, резкие изменения в качестве и в образе жизни (потеря работы, выход на пенсию, одиночество, ухудшение в качестве жизни, личные и профессиональные неудачи, развод и т. п.), потеря близких людей и переживание утраты, столкновение со смертью (несчастные случаи, неизлечимые болезни) и т. д. Экзистенциальная терапия в качестве вспомогательного средства может быть полезна при хронических или острых соматических заболеваниях, в работе с психическими больными в целях лучшего понимания и большего принятия изменившихся реалий жизни.Задача традиционной психотерапии проявить в сознании глубинные явления душевной жизни. В противоположность этому логотерапия стремится обратить сознание к подлинно духовным сущностям. Логотерапия как практика экзистенциального анализа призвана в первую очередь привести человека к осознанию собственной ответственности так как осознание ответственности является основой основ человеческого существования. Поскольку быть человеком это быть осознающим и ответственным, экзистенциальный анализ это психотерапия, основанная на принципе осознания ответственности.В явном или неявном виде этот вопрос присущ сам ой природе человека. Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке. Так, вполне возможно представить себе высокоорганизованных животных даже среди насекомых скажем, пчел или муравьев, - которые во многом превзошли человека по части организации своих сообществ. Но невозможно представить, чтобы подобные создания задумывались о смысле собственного существования, сомневаясь, таким образом, в нем. Только человеку дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить всю неоднозначность бытия. Эта способность сомневаться в значимости собственного существования значительно больше выделяет человека среди животных, чем такие его достижения, как прямохождение, речь или понятийное мышление.Проблема смысла жизни в своем предельном варианте может буквально завладеть человеком. Она становится особенно насущной, например, в подростковом возрасте, когда взрослеющие молодые люди в своих духовных исканиях вдруг обнаруживают всю неоднозначность человеческого существования. Как-то преподаватель естественных наук в средней школе объяснял старшеклассникам, что жизнь любого организма, в том числе и человека, в конечном счете есть не что иное, как процесс окисления и сгорания. Неожиданно один из его учеников вскочил и бросил учителю полный волнения вопрос: «Если это так, то в чем же тогда смысл жизни?». Этот юноша уже ясно осознал ту истину, что человек существует в иной плоскости бытия, чем, скажем, свеча, которая стоит на столе и сгорает, пока не угаснет совсем. Существование свечи можно объяснить как процесс сгорания. Человеку же присуща принципиально иная форма бытия. Человеческое существование принимает форму исторического бытия, которое в отличие от жизни животных всегда включено в историческое пространство («структурированное» пространство, по Л.Бинсвангеру) и неотделимо от системы законов и отношений, лежащих в основе этого пространства. И этой системой отношений всегда управляет смысл, хотя он может быть и не выраженным явно, а возможно, совсем не поддаваться выражению.

Теория и терапия неврозов

Прежде чем начать говорить о том, что, собственно, такое логотерапия, стоит сказать, чем она не является: она не панацея. Выбор метода в конкретном случае можно свести к уравнению с двумя неизвестными, где первая переменная своеобразие и уникальность личности пациента, а вторая переменная не менее своеобразная и уникальная личность терапевта. Другими словами, как не может любой метод применяться в разных случаях с одинаковой надеждой на успех, так и не может любой терапевт пользоваться разными методами с одинаковой эффективностью. И то, что верно для психотерапии вообще, справедливо, в частности, и для логотерапии.«Логотерапия это не терапия, конкурирующая с остальными методами, но она вполне может соперничать с ними благодаря дополнительному фактору, который она включает.» Что может образовывать этот дополнительный фактор, раскрывает нам Н.Петрилович, высказавший мнение, что противоположность логотерапии всем остальным системам психотерапии проявляется не на уровне неврозов, а при выходе за его пределы, в пространство специфически человеческих проявлений. Например, психоанализ, в сущности, видит в неврозе результат психодинамических процессов и в соответствии с этим пытается лечить его, приводя в действие новые психодинамические процессы, например перенос. Поведенческая терапия, связанная с теорией научения, видит в неврозе продукт процессов научения или обусловливания и в соответствии с этим пытается воздействовать на невроз, организуя своего рода переучивание, переобусловливание. В противоположность им логотерапия выходит в человеческое измерение, включая в свой инструментарий те специфически человеческие проявления, с которыми она там сталкивается. Конкретно речь идет о двух фундаментально-антропологических характеристиках человеческого существования, а именно: во-первых, о его самотрансценденции, во-вторых, о столь же характерной для человеческого бытия способности к самоотстранению. Тем самым должно быть ясно, что только психотерапия, которая отваживается выйти за рамки психодинамики и поведенческих исследований и проникнуть в измерение специфически человеческих проявлений короче говоря, специфически человеческих проявлений короче говоря, только регуманизированная психотерапия, - будет в состоянии понимать приметы времени и отвечать на запросы времени. Другими словами, должно быть ясно, что даже для того, чтобы поставить диагноз «экзистенциальная фрустрация» или, тем паче, «ноогенный невроз», мы должны рассматривать человека как существо, постоянно находящееся благодаря самотрансценденции в поисках смысла. Что же касается уже не диагноза, а собственно терапии, в частности терапии не ноогенных, а психогенных неврозов, мы должны, дабы исчерпать все возможности, обратиться к столь же характерной для человека способности к самоотстранению, не последним из проявлений которой выступает способность к юмору. Таким образом, гуманная, гуманизированная, регуманизированная психотерапия возможна, если мы будем учитывать самотрансценденцию и использовать самоотстранение. Однако ни то, ни другое невозможно, если мы будем видеть в человеке животное. Животное не озабочено смыслом жизни, и животное не может смеяться. Мы не хотим этим сказать, что человек это только лишь человек и не является одновременно животным. Человеческое измерение является высшим по отношению к животному измерению, и это означает, что оно включает в себя и это низшее измерение. Констатация наличия у человека специфически человеческих проявлений и одновременно признание существования у него субчеловеческих проявлений ничуть не противоречат друг другу, ведь человеческое и субчеловеческое находятся друг к другу в отношении, так сказать, иерархической включенности, а отнюдь не взаимного исключения.Мобилизация способности к самоотстранению в контексте лечения психогенных неврозов достигается с помощью логотерапевтической техники парадоксальной интенции, а второй фундаментально-антропологический факт феномен самотрансценденции лежит в основе другой логотерапевтической техники техники дерефлексии. Для понимания этих двух терапевтических методов необходимо начать с логотерапевтической теории неврозов.В этой теории мы различает три патогенных паттерна реагирования. Первый можно описать следующим образом:ВызываетПодкрепляетСимптом фобияУсиливаетНекий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться вновь, и вместе с этим возникает страх ожидания (фобия), который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, что лишь усиливает изначальные опасения пациента. При известных условиях сам страх может оказаться тем, повторения чего пациент боится. Наши пациенты сами спонтанно говорили нам «о боязни страха». Как же мотивируют они этот страх? Как правило, они боятся обмороков, инфаркта или апоплексического удара. А как реагируют они на свой страх перед страхом? Бегством. Например, они стараются не выходить из дома. По сути, агорафобия является примером этого первого невротического паттерна реагирования по типу фобии.В чем, однако, «патогенность» этого паттерна реагирования? В докладе, сделанном в Нью-Йорке 26 февраля 1960 года по приглашению Американской ассоциации развития психотерапии, мы сформулировали это следующим образом: «Фобии и неврозы навязчивых состояний вызываются, в частности, стремлением избежать ситуаций, порождающих тревогу». Это наше положение о том, что бегство от собственного страха путем избегания вызывающей страх ситуации играет решающую роль в фиксации невротического паттерна реагирования по типу фобии, постоянно находит вместе с тем подтверждение и со стороны поведенческой психотерапии. Вообще нельзя не признать, что логотерапия предвосхитила многое, что было позднее поставлено поведенческой терапией на солидную экспериментальную основу. Ведь еще в 1947 году мы отстаивали следующую точку зрения: «Как известно, в определенном смысле и с некоторым правом механизм невроза можно рассматривать как условно-рефлекторный. Все преимущественно аналитически ориентированные психотерапевтические методы направлены главным образом на то, чтобы прояснить в сознании первичные условия возникновения условного рефлекса, а именно внешнюю и внутреннюю ситуацию при первом появлении невротического симптома. Мы, однако, придерживается мнения, что невроз как таковой явный, фиксированный невроз порождается не только первичными условиями, но и (вторичным) закреплением. Закрепляется же условный рефлекс, в качестве которого мы рассматриваем здесь невротический симптом, через посредство страха ожидания! Ну а если мы хотим, так сказать, «разомкнуть» закрепившийся рефлекс, важно прежде всего устранить страх ожидания способом, основанным на принципе парадоксальной интенции.Второй патогенный паттерн реагирования наблюдается не при фобиях, а в случаях неврозов навязчивых состояний. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытаясь их подавить.ВызываетДавление ПротиводействиеУсиливаетОн старается противодействовать им. Это противодействие, однако, лишь усиливает первоначальное давление. Круг опять замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга. В отличие от фобии, однако, невроз навязчивых состояний характеризуется не бегством, а борьбой, борьбой с навязчивыми представлениями. И здесь нельзя обойти вопрос, что движет пациентом, побуждает к этой борьбе. Как выясняется, пациент либо боится, что навязчивые представления не ограничатся неврозом, что они сигнализируют о психозе, либо же он боится, что навязчивые представления криминального содержания заставят его в самом деле причинить кому-либо зло кому-то или самому себе. Так или иначе, пациент, страдающий от невроза навязчивых состояний, испытывает не страх перед самим страхом, а страх перед самим собой.Задача парадоксальной интенции взломать, разорвать, вывернуть наизнанку оба эти круговых механизма. Сделать это можно, лишив подкрепления опасения пациента. При этом следует учитывать, что пациент с фобией боится чего-то, что может с ним случиться, в то время как больной неврозом навязчивых состояний боится также того, что может натворить он сам. Мы учтем и то, и другое, определив парадоксальную интенцию следующим образом: от пациента требуется, чтобы он захотел осуществления того (при фобии) или соответственно сам осуществил то (при неврозе навязчивых состояний), чего он так опасается.Как мы видим, парадоксальная интенция представляет собой инверсию той интенции, которая характеризует оба патогенных паттерна реагирования, а именно избегание страха и принуждения путем бегства от первого и борьбы с последним.Первая попытка экспериментально доказать действенность парадоксальной интенции была предпринята в русле поведенческой терапии. Профессора психиатрической клиники Университета Мак-Гилла Л.Сольом, Б.Л.Ледвидж отбирали из числа больных с неврозом навязчивых представлений пары с одинаково выраженными симптомами и одного из них подвергали лечению методом парадоксальной интенции, а другого оставляли без лечения в качестве контрольного случая. Было действительно обнаружено, что симптомы исчезли только у больных, подвергшихся лечению, причем это произошло в течение нескольких недель. При этом ни в одном случае не возникли новые симптомы вместо прежних.Парадоксальное намерение должно быть сформулировано в насколько возможно юмористической форме. Юмор относится к существенным человеческим проявлениям; он дает человеку возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и обрести тем самым полный контроль над собой. Мобилизация этой сущностной человеческой способности к дистанцированию и является, собственно, нашей целью в тех случаях, когда мы применяем парадоксальную интенцию. Поскольку это связано с юмором, можно считать устаревшим предостережение Конрада Лоренца о том, что «мы еще недостаточно принимаем юмор всерьез».Литература
  1. Психотерапевтическая энциклопедия; Под общей редакцией Б.Д.Карвасарского. С-Пб, 1990
  2. Экзистенциальная психотерапия; Ялом И.Д. Москва, 1999
  3. Человек в поисках смысла; Франкл Ю, Москва, 1990

Экзистенциальная психотерапия - это собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Экзистенциальный подход является больше взглядом на психотерапию, чем отдельным терапевтическим подходом. Ориентированный на экзистенциализм психотерапевт может использовать любой метод или подход, если он совместим с экзистенциальными взглядами.

В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии - философией существования, возникшей в XX столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Центральное понятие учения - экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой-экзистенции - забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть - человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Философская основа

Философской основой экзистенциальной терапии служит, как уже говорилось, феноменологический подход, цель которого состоит в отказе от принятия всех концепций реальности, чтобы дойти до того, в чем нельзя сомневаться, - до чистых явлений. Феноменологический подход связан с именем Эдмунда Гуссерля. Из него исходит философия Мартина Хайдеггера.

Хайдеггер утверждал, что люди, в отличие от предметов, существуют в интерактивном единстве с реальностью. Они, скорее, являются источником активности, чем фиксированными объектами, и постоянно ведут диалог со своим окружением. В каждый конкретный момент индивид является творческим соединением прошлого опыта и нынешней ситуации. В результате он ни на минуту не остается постоянным. Хайдеггер посчитал бы, что вера в фиксированную личностную структуру, включая навешивание различных ярлыков пограничной, пассивной или нарциссической личности, есть неаутентичный способ отношения к себе и к другим. Люди не «обладают» личностью; они постоянно создают и пересоздают ее с помощью собственного выбора и действий.

Жан-Поль Сартр предположил, что, когда люди сталкиваются с необходимостью нести ответственность за себя и за свой выбор, они начинают испытывать тревогу. Концепция фиксированной идентичности снижает тревожность. Отношение к себе как к хорошему человеку заменяет исследование своего поведения и возможность выбора на основе правильности и добродетели. Если вы определяете себя как пограничную личность, вам больше не нужно считать себя ответственным за свои импульсивные действия. Чтобы избежать ощущения тревожности при выборе, нам всем нужна зафиксированная идентичность, такая как «врач» или «честный человек». Однако на самом деле важно не то, кем мы являемся, а то, что мы делаем, то есть какой стиль поведения мы избираем.

Всякий раз, когда человек делает выбор, он открывает новые возможности как в себе, так и в окружающем мире. Например, если вы ведете себя жестоко по отношению к кому-нибудь, то вы обнажаете и свои негативные стороны, и, возможно, негативные стороны этого человека. Если вы ведете себя заботливо, вы можете позволить выйти наружу вашим потенциальным позитивным качествам.

Таким образом, люди - это существа, посредством которых реальность проявляет себя. Действия человека позволяют ясно выразить то, что было раньше лишь потенциальным или «спрятанным» в реальности. Наиболее важным видом знания является знание того, «как» (то есть оно связано с действиями). Например, обучение игре на гитаре выявляет не только творческий потенциал играющего, но и музыкальный потенциал инструмента. Мысленное знание фактов менее полезно. Терапия должна научать быть человеком, а не получать знания о себе, то есть о своем прошлом. Людям необходимо учиться слушать себя и соответствовать природе своей развивающейся личности (Тодд Дж., Богарт А. К., 2001).

Принципы экзистенциальной терапии

Экзистенциальная психотерапия, как и само понятие «экзистенциализм», включает множество разнообразных направлений и течений, однако в ее основе лежат некоторые общие идеи и принципы.

Конечной целью экзистенциальной терапии является предоставление клиенту возможности понять собственные цели в жизни и сделать аутентичный выбор. Во всех случаях терапия помогает им «снять с себя ограничения», а также способствует их развитию. Клиенты должны открыто посмотреть в лицо себе и тому, чего они избегали, - своей тревожности и, в конечном счете, своей предельности. Часто для контроля тревожности люди отказываются от своих глубинных потенциалов. Выбрать реализацию своего потенциала означает пойти на риск, но в жизни не будет ни богатства, ни радости, если люди не научатся прямо смотреть в лицо возможности утраты, трагедии и, наконец, смерти.

Первое, что нужно сделать клиенту, - это расширить способность осознания, то есть осмыслить: потенциал, от которого он отказывается; средства, используемые для поддержания отказа; реальность, которую он может выбрать; тревожность, связанную с данным выбором. Чтобы помочь клиенту преуспеть в этом, терапевт применяет два основных инструмента - эмпатию и аутентичность.

Эмпатия используется как форма феноменологического метода. Терапевт пытается отреагировать на клиента без предубеждений. Эмпатичное и нео.суждающее отношение может помочь клиенту раскрыть свой внутренний мир.

Другой важный инструмент - собственная аутентичность терапевта. Если целью терапии является достижение аутентичности клиента, то терапевт должен эту аутентичность смоделировать. Для того чтобы стать аутентичным, клиенту необходимо узнать, что ему не надо играть какую-то роль, не следует стремиться быть совершенным или таким, каким его хотят видеть. Ему не нужно также отказываться от аспектов собственного опыта и можно идти на риск. Терапевту следует смоделировать эти качества и попытаться стать реальным лицом в терапии.

В экзистенциальной терапии быть реальным или аутентичным означает делиться с клиентом, своими непосредственными впечатлениями и мнениями о нем. По сути, это предоставление клиенту непосредственной личной обратной связи.

Техники экзистенциальной психотерапии

Хотя экзистенциальные психотерапевты используют ряд техник, имеющихся в других подходах, в особенности в психоанализе, все же формы экзистенциальной терапии имеют ряд особенностей, отличающих ее от других подходов. Мэй отмечает шесть таких особенностей (Мэй Р., 1958).
1. Экзистенциальные психотерапевты используют широкий спектр техник. Эти техники отличаются гибкостью и разносторонностью, по выражению Мэй, «варьируют от пациента к пациенту и от одной стадии к другой во время лечения одного и того же пациента» в зависимости от того, что необходимо «для наилучшего выявления существования данного конкретного пациента в данный момент его личной истории» и «что наилучшим образом способно осветить его бытие-в-мире».

2. Экзистенциальные психотерапевты, в особенности: с психоаналитической подготовкой, используют психологические процессы, такие как перенос, вытеснение, сопротивление, но всегда с учетом их смысла в экзистенциальной ситуации текущей жизни пациента.

3. Акцент делается на присутствии, или реальности отношений психотерапевт-пациент, в которых психотерапевт «озабочен не собственно проблемами, а пониманием и переживанием, насколько это возможно, бытия пациента» за счет проникновения и участия в поле пациента. Этот взгляд разделяют также представители других психотерапевтических школ, рассматривающих пациента как сущее, требующее понимания, а не как объект, который необходимо подвергнуть анализу. «Любой психотерапевт экзистенциален в той мере, в какой, с учетом своей технической подготовки и полученных знаний о переносе и других психологических процессах, он обладает способностью относиться к пациенту как к „одной экзистенции, взаимодействующей с другой", говоря словами Бинсвангера». Пациент является не субъектом, а «экзистенциальным партнером», и отношения - это встреча, или «со-бытие», друг с другом в подлинном присутствии. Задача психотерапевта - не оказывать на пациента влияние, но наладить осмысленные отношения как взаимное переживание.

4. Психотерапевт пытается избегать видов поведения, способных затормозить или разрушить экзистенцию полного присутствия в отношениях. Поскольку полная встреча с другим человеком нередко порождает тревогу, психотерапевт может защищать себя, рассматривая этого другого как «всего лишь пациента», как объект, или же фокусируясь на поведенческих механизмах. Способом блокирования присутствия может быть использование техник.

5. Цель терапии состоит в том, чтобы пациент переживал свое существование как реальное. Ему необходимо полностью осознать свое существование, что включает осознание потенциальных возможностей и начало деятельности в соответствии с ними. Интерпретация механизмов или процессов как часть экзистенциальной терапии всегда будет происходить в контексте осознавания человеком собственной экзистенции. Задача терапии - не только показать пациенту, где, когда и почему он не смог реализовать свой человеческий потенциал в полном объеме, но и заставить его пережить это настолько остро, насколько возможно. Момент чрезвычайно важный, поскольку одна из особенностей невротического процесса в наше время - утрата смысла бытия, когда в попытке объективно себя оценить человек начинает воспринимать себя как объект или механизм. Просто дать индивиду новые представления о себе как о механизме значит лишь закрепить невроз, а терапия, которая это делает, лишь отражает и продолжает фрагментацию культуры, ведущей к неврозу. Такая терапия может вызвать устранение симптомов и тревоги, но за счет приспособления пациента к культуре и ограничения его существования за счет отказа от свободы.

6. Экзистенциальная терапия помогает пациенту развить установку или ориентацию на обязательства. Данная установка предполагает решения и действия, но не ради собственной выгоды. Скорее, это обязательства перед некоторым моментом в собственном существовании пациента. Такие обязательства являются необходимым условием приобретения знаний. Пациент не может позволить себе обрести инсайт или знание до тех пор, пока он не будет готов к принятию решений, не займет определенную жизненную позицию и не примет предварительных решений.

С. Паттерсон и Э. Уоткинс (2003) считают возможным добавить к этому перечню седьмую характеристику: в терапевтической ситуации экзистенциальная психотерапия сосредоточивается на ситуации здесь-и-сейчас. Прошлое и будущее вовлекаются лишь постольку, поскольку они входят в текущее переживание. Здесь-и-сейчас включает не только переживания пациента за рамками терапии, но также его отношения с психотерапевтом. Можно исследовать личную историю пациента, но не с целью объяснить ее в терминах какой-либо школы психотерапии. Скорее, она понимается как модификация общей структуры бытия-в-мире данного пациента (Binswanger L., 1964).

Этих аспектов, или акцентов, экзистенциальной психотерапии, отмечают Паттерсон и Уоткинс, едва ли достаточно в качестве основы для практики. Первостепенное значение имеют стоящие за ними концепции; важно, что объект, находящийся в фокусе экзистенциальной терапии, - то есть экзистенция как она есть, а не отдельные симптомы - отличается от объекта большинства традиционных подходов. Однако необходимо, чтобы эти концепции проводились в жизнь с помощью определенных методов, и можно предполагать, что если такая теория, как экзистенциализм, заметно отличается от других теорий своими концепциями и принципами, то и методы должны использоваться иные. Вместе с тем в настоящее время отсутствует подробное, систематическое описание природы и процедур экзистенциальной психотерапии, а оно представляется необходимым, в особенности с учетом того, что процедуры эти могут отличаться от принятых в других подходах.

Перед психотерапевтами, испытавшими на себе влияние экзистенциализма, не стоит проблема методов. Если они считают, что техники вторичны и не должны нарушать аутентичности отношений, они не будут опасаться чрезмерного увлечения техниками и анализировать механизмы их действия. Но в таком случае они не станут демонстрировать механизмы действия своих приемов и лишат другого человека возможности понять или освоить эти методы и процедуры. Тем не менее методы и процедуры должны существовать, и им следует уделять внимание, иначе подход будет считаться полностью интуитивным (Паттерсон С, Уоткинс Э., 2003).

(уникальной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.

В настоящее время целый ряд очень разных психотерапевтических подходов обозначается одним и тем же термином экзистенциальной терапии (экзистенциального анализа). Среди основных из них можно упомянуть:

  • Экзистенциальный анализ Людвига Бинсвангера.
  • Dasein анализ Медарда Босса.
  • Экзистенциальный анализ (логотерапия) Виктора Франкла .
  • Экзистенциальный анализ Альфрида Лэнгле.

Большинство из них уделяет внимание одним и тем же базовым элементам существования: любви, смерти, одиночеству, свободе, ответственности, вере и т. д. Для экзистенциалистов принципиально неприемлемо использование каких бы то ни было типологий, универсальных интерпретаций: постичь что-либо в отношении каждого конкретного человека можно только в контексте его конкретной жизни.

Экзистенциальная терапия помогает справиться со многими, казалось бы, тупиковыми жизненными ситуациями:

  • депрессиями;
  • страхами;
  • одиночеством;
  • зависимостями, трудоголизмом;
  • навязчивыми мыслями и действиями;
  • опустошенностью и суицидальным поведением;
  • горем, переживанием утрат и конечности существования;
  • кризисами и неудачами;
  • нерешительностью и потерей жизненных ориентиров;
  • потерей ощущения полноты жизни и др…

Терапевтическими факторами в экзистенциальных подходах являются: понимание клиентом уникальной сути своей жизненной ситуации, выбор отношения к своему настоящему, прошлому и будущему, развитие способности действовать, принимая ответственность за последствия своих действий. Экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их. Цель терапии - максимально полноценное, насыщенное, осмысленное существование.

Человек может быть тем, кем он решил быть. Его существование всегда дано как возможность выхода за пределы самого себя в виде решительного броска вперед, через свои мечты, через свои стремления, через свои желания и цели, через свои решения и действия. Броска, всегда сопряженного с риском и неопределенностью. Экзистенция всегда непосредственна и уникальна, в противоположность универсальному миру пустых, застывших абстракций.

См. также

Ссылки

  • Журнал «Экзистенциальная традиция: философия, психология»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Экзистенциальная терапия" в других словарях:

    Экзистенциальная терапия - (existential therapy) терапия, которая побуждает людей взять на себя ответственность за свою жизнь и наполнить ее большим смыслом и ценностями … Общая психология: глоссарий

    ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ - Форма психотерапии, основывающаяся на философской доктрине экзистенциализма. Практически, экзистенциалистский подход крайне субъективен и сосредоточивается на непосредственной ситуации (см. бытие в мире и Dasein). Она отличается от большинства… …

    - (англ. existential therapy) выросла из идей экзистенциальной философии и психологии, которые сосредоточены не на изучении проявлений психики человека, а на самой его жизни в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут бытие, бытие в мире … Википедия

    Терапия экзистенциальная - – вариант психотерапии, не направленный на устранение каких то конкретных симптомов расстройства, а имеющий своей первоочередной целью предотвращение их появление посредством осознания своего «способа бытия в мире». Основной в такой терапии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    - (нем. Gestalttherapie) направление психотерапии, основные идеи и методы которого разработал Ф.Перлз, Лаура Перлз, Пол Гудман. Большой вклад в развитие методологии и теории гештальт терапии внесли также Изедор Фром, Ирвен и Маряма Полстеры,… … Википедия

    Схемная (схематическая) терапия (англ. schema therapy) психотерапия, разработанная доктором Джеффри Янгом (Dr. Jeffrey E. Young) для лечения расстройств личности. Данная терапия предназначена для работы с пациентами, неспособными… … Википедия

    Рационально эмоционально поведенческая терапия, РЭПТ (англ. Rational Emotive Behavior Therapy (REBT); ранее рациональная терапия и рационально эмоциональная (эмотивная) терапия) активно директивный, обучающий, структурированный … Википедия

    зарубежные психотерапевтические техники - ГЛУБИННЫЕ ТЕХНИКИ Активная психотерапия (Фромм Райхманн). Анализ бытия (Бинсвангер). Анализ судьбы (Сонди). Анализ характера (В.Райх). Анализ Я (Х.Кохут, Э.Эриксон). Аналитическая игротерапия (М.Кляйн). Аналитическая терапия семьи (Richter).… … Большая психологическая энциклопедия

    DASEINANATYSE - Немецкий термин, означающий то, что в настоящее время известно как экзистенциальный анализ или экзистенциальная психология. См. экзистенциализм и экзистенциальная терапия … Толковый словарь по психологии

    БЫТИЕ-В-МИРЕ - Этот термин – общепринятый перевод термина Хай дегера Dasein. Эта неуклюжая, пишущаяся через тире фраза используется, прежде всего, в рамках экзистенциализма, где она представляет центральную идею этой философии, что целостность человека… … Толковый словарь по психологии

Книги

  • В поисках настоящего: экзистенциальная терапия и экзистенциальный анализ , Летуновский, Вячеслав Владимирович. Что такое экзистенциальная терапия? Каковы ее методы? Чем она отличается от других направлений психотерапии? Чем экзистенциальный анализ отличается от психоанализа? И почему популярность…
  • В поисках настоящего. Экзистенциальная терапия и экзистенциальный анализ , В. В. Летуновский. Что такое экзистенциальная терапия? Каковы ее методы? Чем она отличается от других направлений психотерапии? Чем экзистенциальный анализ отличается от психоанализа? И почему популярность…

Во все времена люди сталкивались с психологическими проявлениями, такими как разочарование, усталость от жизни, неуверенность в себе, переходящими в депрессию. Проблемы в разные эпохи были тоже разные, но чувства и переживания людей похожи. Сегодня все чаще человек страдает от утраты смысла жизни и внутренней опустошенности, причиной которых становятся какие-то жизненные неурядицы. Помочь таким людям призвана экзистенциальная психотерапия.

Понятие экзистенциальной психотерапии

Экзистенциальная психотерапия - это свод правил и психологических подходов для возвращения человека к нормальной жизни, полной забот и смысла. Здесь делается упор на осознание себя не как отдельного объекта, замкнутого в себе и своих переживаниях, а как части бытия, реальности вокруг. Терапия формирует ответственность за свою жизнь и происходящее в ней. Сам термин произошел от латинского existentia - «существование». и психотерапия тесно перекликаются с философией. В двадцатом веке возникло такое направление, как «философия существования», которое близко по своей сути экзистенциальной психотерапии.

Экзистенциальное направление в психотерапии зародилось благодаря Основополагающим стало его учение, над которым он работал в 1830-х годах. Его основные постулаты говорили о том, что человек неотделим от внешнего мира, общественной жизни. Главные составляющие человеческого бытия - совесть, любовь, страх, забота, решимость. Человек начинает осознавать свою сущность в экстремальных ситуациях, коими выступают смерть, борьба, страдание. Переоценивая былое, человек становится свободным. Кьеркегор ввел понятие экзистенции, неповторимой и единственной в своем роде человеческой жизни, отдельной для каждого индивида. Он обнаружил связь с переломными моментами в судьбе и осознанием себя, другим взглядом на себя и на жизнь после пережитого потрясения.

Постулаты Бьюдженталя

Джеймс Бьюдженталь - президент ассоциации экзистенциальной психотерапии. В 1963 году он выделил основные понятия экзистенциальной психотерапии:

  • Человек - это целостное существо, которое должно быть оценено и изучено в сумме всех его составляющих. Другими словами, частичные функции не могут служить для оценки личности, только все факторы в целом.
  • Жизнь человека не обособлена, а завязана межличностными отношениями. Человека нельзя изучить, не принимая во внимание его опыт общения.
  • Понять личность возможно, только учитывая её самосознание. Индивид непрерывно оценивает себя, свои действия, мысли.
  • Человек является создателем своей жизни, он не сторонний наблюдатель, мимо которого пролетают картинки бытия, а активный участник действа. Получаемый опыт он создает сам.
  • В жизни человека есть смысл и цель, мысли его направлены в будущее.

Экзистенциальная психотерапия направлена на изучение человека в жизни, в окружающем его мире, со своими жизненными ситуациями. Каждый из нас приобретает свой жизненный опыт в общении с окружающим миром, с другими людьми. Это и складывает нашу психологическую картину, без которой в психотерапии невозможно помочь пациенту. Набор личных качеств не даст полного осознания личности, человек не живет изолированно, внутри своего кокона, он постоянно развивается, меняет формы поведения, оценивает окружение и, исходя из этого, выполняет те или иные действия. Поэтому некоторые психологи избегают понятия личности, так как оно не позволяет полностью изучить все аспекты существования и сознания человека.

Цели терапии

Экзистенциальная психотерапия имеет своей целью направить мысли человека в правильное русло, помочь разобраться в жизни, понять ее важность и все предоставленные возможности. Терапия не предусматривает изменения личности пациента. Все внимание направленно именно на саму жизнь, на переосмысление некоторых событий. Это дает возможность по-новому взглянуть на реальность, без иллюзий и домыслов, и выстроить планы на будущее, определить цели. Экзистенциальная психотерапия смысл жизни определяет в повседневных заботах, в ответственности за собственную жизнь и свободе выбора. Конечная цель - путем создания нового взгляда на бытие сделать его гармоничным. Можно сказать, что терапия помогает понять жизнь, учит противостоять проблемам, находить пути их решения, изучает все возможности для улучшения своего существования и побуждает к действию. Пациенты воспринимаются не больными людьми, а не умеющими рационально использовать свои возможности, уставшими от жизни. Если человек запутался в жизни и своих мыслях, большая ошибка - относиться к нему, как к больному. Так считают представители экзистенциальной психотерапии. Нельзя относиться к нему, как к беспомощному человеку, нужно лишь помочь ему переосмыслить происходящее вокруг и выбрать правильную дорогу, по которой он пойдет в будущее осмысленно и с определенной целью. Цель не состоит в изменении личности, но после прохождения терапии человек может сам понять, что ему нужно в чем-то поменяться, чтобы улучшить свою жизнь, что сейчас он живет не так, как хочется, потому что нужны решительные действия. Экзистенциальная психотерапия - это возможность получения знаний и свободы, силы, терпения. Она учит не закрываться от действительности, не прятаться от проблем, а изучать и чувствовать жизнь через страдания, переживания, разочарования, но воспринимать их адекватно.

Психотерапия и философия

Теперь становится понятно, почему экзистенциальная традиция в психотерапии произошла от философии, и почему она тесно с ней взаимосвязана. Это единственное психотерапевтическое учение, принципы которого обоснованы с помощью философии. Основоположником экзистенциального учения можно назвать датского мыслителя Серена Кьеркегора. Другие западные философы, которые внесли большой вклад в развитие экзистенциальной школы: немецкий философ, классик экзистенциональной философии М. Хайдеггер, а также М. Бубер, П. Тиллих, К. Ясперс, французский философ Сартр и многие другие. Со времнем широкое распространение получила экзистенциальная психотерапия. Представители русской философии также не остались в стороне и вложили не меньше сил и знаний в экзистенциальное учение. Это В. Розанов, С. Франк, С. Трубецкой, Л. Шестов, Н. Бердяев.

Впервые объединить философию и психотерапию решил швейцарский психоаналитик Л. Бинсвангер. Такую попытку он предпринял в 30-х годах двадцатого века, предложив экзистенциальный подход в психотерапии. Парадокс в том, что он не занимался на практике данным направлением, но смог определить основные принципы внутреннего мира человека, его поведения и реакции на окружающую действительность, заложить основы терапии. Его можно назвать основоположником экзистенциальной психотерапии. Медард Босс, швейцарский психиатр, предложил свою концепцию, первую в своем роде. Это случилось в 50-х годах двадцатого века. За основу он взял учения немецкого философа Хайдеггера и трансформировал их для применения в психотерапии. Он считается основателем одного из направлений экзистенциональной терапии - дазайн-анализа, который содержит в себе модель понимания человека. В 60-х Босс организовал программу подготовки для психоаналитиков и психотерапевтов по своей собственной методике. Множество течений имеет сейчас экзистенциальная психотерапия, техники ее различаются, но цель преследуют одну - сделать жизнь человека комфортной и качественной.

Психотерапия Франкла

Одним из самых типичных представителей экзистенциальной психотерапии можно назвать Виктора Франкла. Это австрийский психолог, психотерапевт и невролог. Экзистенциальная психотерапия, методы которой основаны на учениях Франкла, получила название логотерапии. Основная его мысль состоит в том, что главное для человека - найти смысл бытия и понять свою жизнь, к этому он должен стремиться. Если человек не видит смысла, жизнь его превращается в пустоту. Экзистенциальная психотерапия Франкла основана на понимании, что само существование ставит вопросы перед человеком о смысле бытия, а не наоборот, и человеку нужно отвечать на них поступками. Экзистенциалисты считают, что обрести смысл может каждый из нас, независимо от пола, возраста, национальности или религии, социального статуса.

Путь к смыслу индивидуален для любого человека, и если он не может сам его найти, приходит на помощь терапия. Но экзистенциалисты уверены, что человек и сам в состоянии это сделать, главным направляющим они называют совесть, которую Франкл считал «органом смысла», а возможность его находить назвал самотрансценденцией. Выйти из состояния опустошенности индивид может, только взаимодействуя с окружающей реальностью; замкнувшись в себе и заострив внимание на своих внутренних переживаниях, это сделать невозможно. Франкл утверждал, что 90 % наркоманов и алкоголиков стали такими из-за утраты смысла жизни и потери пути к нему. Другой вариант - рефлексия, когда человек концентрирует внимание на себе, пытаясь найти в этом счастье; это тоже ложный путь. Разработанная основана на противодействии рефлексии - дерефлексии, а также парадоксальной интенции.

Методы логотерапии. Дерефлексия

Дерефлексия предусматривает полную самоотдачу вовне, прекращение копания в собственных переживаниях. Этот метод применяют при наличии неврозов навязчивых состояний. Примером таких нарушений часто бывают проблемы в сексуальной жизни, связанные с боязнью импотенции, фригидности. Франкл считал, что сексуального характера связаны с желанием получить удовольствие и боязнью его отсутствия. Пытаясь найти счастье, постоянно концентрируя на этом внимание, человек не находит его. Он уходит в рефлексию, наблюдая за собой как бы со стороны, анализируя свои ощущения и не получая в конечном итоге никакого удовлетворения от происходящего. Решением проблемы Франкл видит избавление от рефлексии, самозабвение. В качестве примера успешного применения метода дерефлексии в практике Франкла можно выделить случай молодой женщины, которая жаловалась на фригидность. В юности она подверглась насилию и постоянно боялась, что этот факт наложит отпечаток на ее сексуальную жизнь и возможность получать от нее удовольствие. И вот именно эта нацеленность на себя, свои ощущения и эмоции, копание в себе спровоцировали отклонение, но не сам факт насилия. Когда же девушка смогла переключить внимание с себя на партнера, ситуация поменялась в пользу для нее. Она смогла получать удовольствие от половых отношений, проблема исчезла. Спектр применения метода дерефлексии широк и может быть полезен при решении многих психологических проблем.

Парадоксальная интенция

Парадоксальная интенция - понятие, основанное на учении Франкла о страхах и фобиях. Он утверждал, что какого-то события, переходящая в постепенно приводит его именно к тому, чего он боится. Например, индивид становится бедным или больным, потому что заранее переживает эмоции и чувства такого человека, боясь стать им. Термин «интенция» происходит от латинского intentio - «внимание, стремление», что означает внутреннюю направленность к чему-либо, а «парадоксальная» означает обратность действия, противоречие. Суть этого метода состоит в намеренном создании той ситуации, которая является причиной страха. Вместо того, чтобы избегать какого-либо обстоятельства, нужно идти ему навстречу, в этом и заключается парадокс.

Можно привести пример со сценой. Человек, однажды выступая на сцене перед зрителями и при этом волнуясь, заметил, что у него В следующий раз перед выходом он начал бояться, что руки снова будут трястись, и этот страх сбылся. Страх порождает страх, в результате все это превратилось в фобию, симптомы повторялись и усиливались, появилась боязнь ожидания. Для того чтобы избавиться от этого состояния и жить спокойно, получать удовольствие от жизни, необходимо устранить первопричину страха. Метод можно применить самостоятельно, сформировав четкое намерение создать ситуацию, обратную той, от которой хотелось бы избавиться. Приведем парочку примеров.

Один мальчик каждую ночь мочился во сне, и его психотерапевт решил применить к нему метод парадоксальной интенции. Он сказал ребенку, что каждый раз, когда это снова произойдет, он будет получать вознаграждение. Тем самым доктор трансформировал страх мальчика в желание, чтобы эта ситуация происходила снова. Так ребенок избавился от своего недуга.

Этот метод можно применять и при бессоннице. Человек долгое время не может уснуть, страх бессонной ночи начинает преследовать его каждый вечер. Чем больше он пытается понять свои ощущения и настроиться на сон, тем меньше у него это получается. Выход прост - перестать копаться в себе, бояться бессонницы и запланировать намеренно всю ночь не спать. Экзистенциальная психотерапия (прием парадоксальной интенции в частности) позволяет по-новому взглянуть на ситуацию, получить контроль над собой и своей жизнью.

Клиент-центрированный метод

Еще одно направление, которое включает в себя экзистенциальная психотерапия. Основные понятия и техника применения его отличаются от классических. Метод клиент-центрированной терапии был разработан американским психологом Карлом Роджерсом и описан в его книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория». Роджерс считал, что человек в своей жизни руководствуется стремлением к развитию, профессиональному и материальному росту, используя при этом имеющиеся возможности. Он так устроен, что должен решать проблемы, возникающие перед ним, направлять свои действия в нужное русло. Но только развиться эта способность может при наличии социальных ценностей. Роджерс ввел понятия, определяющие основные критерии развития личности:

  • Поле опыта. Это осознаваемый человеком его внутренний мир, через призму которого он воспринимает внешнюю реальность.
  • Самость. Объединение телесного и духовного опыта.
  • Я-реальное. Представления о себе, основанные на жизненных ситуациях, отношении окружающих людей.
  • Я-идеальное. Каким человек представляет себя в случае воплощения своих возможностей.

"Я-реальное" стремится к "Я-идеальному". Чем меньше между ними различий, тем более гармонично ощущает себя индивид в жизни. По мнению Роджерса, адекватная самооценка, принятие человека себя таким, каким он является, есть признак психического и душевного здоровья. Тогда говорят о конгруэнтности (внутренней согласованности). Если разница велика, человеку присущи амбициозность и самолюбие, переоценивание своих возможностей, а это может привести к неврозам. Реальное Я может так и не приблизиться к идеальному в силу жизненных обстоятельств, недостаточного опыта, или из-за того, что человек навязывает себе установки, модель поведения, чувства, которые отдаляют его от "Я-идеального". Основной принцип клиент-центрированного метода - тенденция к самоактуализации. Человек должен принять себя таким, каков он есть, приобрести самоуважение и стремиться к росту и развитию в пределах, не нарушающих его самости.

Техники клиент-центрированного метода

Экзистенциальный подход в психотерапии по методу Карла Роджерса выделяет семь этапов развития, осознания и принятия себя:

  1. Наблюдается отстраненность от проблем, отсутствие желания изменить свою жизнь в лучшую сторону.
  2. Человек начинает проявлять свои чувства, самовыражаться, приоткрывать свои проблемы.
  3. Развитие самовыражения, принятие себя со всей сложностью ситуации, своих проблем.
  4. Появляется потребность к самобытности, желание быть собой.
  5. Поведение становится органичным, спонтанным, легким. Появляется внутренняя свобода.
  6. Человек открывается себе и миру. Занятия с психологом можно отменять.
  7. Появление реалистичного баланса между Я-реальным и Я-идеальным.

Выделяют основные компоненты метода:

  • отражение эмоций,
  • вербализация,
  • установление конгруэнтности.

Кратко остановимся на каждом из них.

Отражение эмоций. Во время беседы психолог называет вслух те эмоции, которые испытывал клиент в той или иной ситуации, опираясь на его рассказ.

Вербализация. Психолог пересказывает своими словами сообщения клиента, но не искажает смысл рассказанного. Этот принцип создан для выделения самого существенного из повествования клиента, наиболее тревожащих его моментов.

Установление конгруэнтности. Здоровый баланс между реальным и идеальным Я. Процесс реабилитации можно считать успешным, если состояние клиента меняется в следующем направлении:

  • воспринимает себя адекватно, открыт для других людей и нового опыта, уровень самооценки приходит в норму;
  • повышается эффективность деятельности;
  • реалистичный взгляд на проблемы;
  • уменьшается ранимость, увеличивается приспосабливаемость к ситуации;
  • снижение тревожности;
  • изменение в поведении в положительную сторону.

Техника Роджерса довольно успешно применяется в школе с подростками, в конфликтологии. Есть у нее и противопоказание - применение ее нежелательно, если у человека реально нет возможности расти и развиваться.

Осознание смерти

Существует суждение, что люди, пережившие клиническую смерть или серьезные болезни, сильнее ценят свою жизнь и многого добиваются. Осознавая неизбежную конечность бытия, смерть, экзистенциальная психотерапия заставляет переосмыслить свое отношение ко всему окружающему миру, воспринять реальность в другом свете. Обычно человек не думает постоянно о смерти, но, столкнувшись с тяжелой болезнью, может вести себя неадекватно. Например, закрыться от окружающих, замкнуться в себе или начать мстить всем здоровым людям, окружающим его. Работа психолога по этому методу должна привести к принятию клиентом болезни как возможности личностного роста. Близость смерти для подготовленного человека приводит к переоценке ценностей, концентрации на настоящем моменте. Он открывается другим людям, его родные и друзья - не исключение: отношения становятся близкими и искренними.

Экзистенциальная психотерапия, техники осознания смерти которой кому-то покажутся мрачными, на самом деле помогает многим людям пережить достойно случившиеся с ними трудности.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top