Чехов, анализ произведения пересолил, план.

 Чехов, анализ произведения пересолил, план.

Н.В.Леонова,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «СШ №33»

г. Смоленска

Особенности жанра юмористического рассказа А.П.Чехова (урок-исследование на основе рассказа «Пересолил») 5 класс

Его язык удивителен…

Как только я вчитался,

так этот язык и захватил меня.

Л.Н.Толстой

Викторина

1.Назовите станцию и деревню, в которых происходит действие в рассказе.(Гнилушки, Девкино)

2.Кто по профессии главный герой? (Землемер)

3.Какую работу он должен выполнить? (Межевание)

4.Как звали землемера? (Глеб Гаврилович Смирнов)

5.Назовите фамилию генерала, в имение которого направлялся землемер. (Хохотов)

6.Как звали возницу? (Клим)

7.В какое время года происходит действие? («Догорала осенняя заря»).

8.Что больше всего напугало возницу и заставило его убежать в лес?(Наличие револьвера у землемера)

9.Каково расстояние от станции Гнилушки до усадьбы? (Вёрст 30 – 40)

10.С какого раза телегу удавалось сдвинуть с места? (С четвёртого).

Класс делится на четыре группы, каждая из которых получает своё задание и работает над ним 5-7 минут. После этого происходит обсуждение результатов работы групп.

Задание 1 группе

Составьте событийный план рассказа. Какая из частей оказалась самой большой по объёму? Как вы это можете объяснить?

1.Землемер приехал на станцию Гнилушки.

2.Ищет лошадей для отправки в имение.

3.Отправились в путь.

4.Землемер испугался и начал врать.

5.Врёт всё больше и больше, и возница убегает.

6.Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.

7.Продолжают путь.

- Самая большая по объёму 5 часть; т.к. в ней землемер всё врёт, враньё всё нарастает и нарастает до невероятных размеров. Землемер так запугал своим враньём возницу, что тот, бросив и телегу, и лошадёнку, на четвереньках побежал в чащу леса. Поистине, перестарался - пересолил.

- Особенностями чеховских рассказов являются двойная развязка и кольцевая композиция.

-Где можно было бы закончить расказ?

(На эпизоде бегства возницы в чащу). Но действие рассказа продолжается. Это двойная развязка.

- Сравните начало и конец рассказа. Что у них общего?

(Подробно описан процесс троганья телеги с места) . Это кольцевая композиция.

- Как каждый раз реагирует на это действие землемер?

(Первый раз тряска и черепашья езда вызвали у героя чувство тревоги и недоверия, в конце «дорога и Клим ему уже не казались опасными»)

Задание 2 группе

Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Найдите его, прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера?

- Описание природы мрачное: «тёмная, замёрзшая равнина», «холодная весенняя заря», «темнеющий воздух», «какие-то бугры».

Мрачный пейзаж рождает у землемера чувство недоверия и страха; в голове Смирнова возникает мысль, что на него могут напасть и ограбить. На этом фоне и возница вызывает опасения: «морда у него зверская, подозрительная».

- Проведём эксперимент: заменим «чеховское» описание природы, например, таким:

«Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать…Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте … уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря. Кругом пели птицы, было тепло, солнечно».

- Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа?

(Изменилось бы настроение землемера и самого рассказа не было бы, исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно ориентироваться в сложившихся обстоятельствах).

Задание 3 группе

Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе - именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

1. «Говорящие» фамилии: землемер Смирнов, генерал Хохотов.

2.Название станции Гнилушки и деревни Девкино.

3.У здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами.

4.Богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги на четвереньках, побежал к чаще и заголосил: «Караул! Караул!»

5.Обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Задание 4 группе

На первый взгляд, основной формой речи в рассказе является диалог. Так ли это на самом деле? Как вы можете это объяснить? Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью?

- Большую часть объёма текста занимают монологи землемера, который, испугавшись сам, старается запугать и возницу, поэтому всё время говорит и говорит.

Чаще других знаков препинания конца предложения в этих монологах Чехов использует многоточие. Роль этого знака в обеих частях речи землемера неодинакова.

а)В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую.

Например: «Я люблю с разбойниками драться…на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что же ты думаешь?»

б)Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера.

Например: «Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!»

«Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат…На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…»

Землемер от страха даже заикается.

Домашнее задание: подготовить пересказ от лица Клима и определить, будет ли «новый» рассказ юмористическим.

Антон Павлович Чехов — известный русский писатель. В основном он писал короткие юмористические рассказы. В основе таких рассказов лежит юмористическая ситуация. В рассказе «Пересолил» простой сюжет. Землемеру Глебу Гавриловичу Смирнову надо попасть в деревню генерала Хохотова. Он нанимает телегу и по дороге разговаривает с кучером Климом. Для создания юмора в этом рассказе Чехов использует своих персонажей. Сначала он показывает, как они выглядят. Автор дает портрет Клима. Эго здоровый мужик, угрюмый, рябой, плохо одет. А вот авторского описания внешности землемера Смирнова нет. Я думаю, это сделано специально. Все, что происходило в дороге, дается только со слов Глеба Гавриловича. Он не является рассказчиком, но все показано как бы «через него». Глеб Гаврилович говорит, что он хотя и худой, но сильный. Сразу предстают образы здоровенного деревенского мужика и щуплого городского человека. Потом Чехов постепенно раскрывает их характеры. Сначала характер Глеба Гавриловича: землемер всего боится. Поэтому он сначала выдумывает, будто у него есть три пистолета. Но чем дальше они едут, тем страшнее ему становится. Он начинает рассказывать Климу разные истории о себе, потом об урядниках, которые сидят в засаде. А в самом конце он будто бы вспоминает о друзьях, которые его должны догнать. Так постепенно раскрывается характер Глеба Гавриловича. Он трусоват, ему везде кажется, что его об крадут или ограбят. Клим молчалив. Что бы у него ни спрашивал землемер, он отвечает неохотно. Поэтому не ожидаешь, что он так поступит, когда его попутчик решил «показать» ему револьверы. Когда давалось его описание внешности, казалось, что это очень сильный и смелый мужик. На самом деле он оказался еще большим трусом, чем Глеб Гаврилович. Клим просто все бросил и убежал. Он испугался маленького городского человека, хотя я думаю, что Клим был сильнее Глеба Гавриловича. Юмористическая ситуация рассказа образуеся из-за трусости двух людей. Они боятся друг друга. Один прячет свой страх за молчанием, а другой, наоборот, за разговором. В итоге они оба были испуганы.

Анализ произведения

Ранние рассказы А. П. Чехова, полные искреннего, зарази­тельного, беззаботного смеха, – это не только дань эпохе, но и часть особого восприятия мира писателем. Чехову была чужда приверженность некоторых его современников какой-либо идее, пусть самой незначительной. Писатель не выносил догматичнос­ти, “ярлыков”, поэтому все чаще и чаще он обращался к “про­стой” жизни, к “простому” человеку, “простому” событию. Чехов видел избитость “общих” идей, их необоснованность, неоправданность. Этим объясняется его пристальное внимание к вопросам о смысле жизни, к самой жизни во всей ее наготе. И сколько души, сколько обаяния в этих рассказах! Предметом изображения писа­теля становятся незначительные на первый взгляд сцены. Чехов умел с беглым и вместе с тем предельно точным лаконизмом выхватить из жизни самую суть ее. Однако уже в ранних рас­сказах Чехов начинает присматриваться к действительности как мудрый художник. Он начинает воспринимать жизнь не только как источник радости, но видит в ней и те застойные, косные явления, которые

впоследствии обыгрываются в его сатиричес­ких рассказах.

Чехова, как и многих других его современников, не могла не интересовать жизнь народная. Не раз обращается он к ней на стра­ницах своих произведений. Писатель прекрасно понимал, что от­мена крепостного права не принесет мгновенного облегчения, что потребуется еще много времени, чтобы в народе зародилось чув­ство самосознания, национального достоинства. Более того, он замечал, что происходящие исторические перемены вызывали к жизни новые формации общественного зла. Это и доведенная до крайних проявлений вековая привычка подчиняться и прислужи­ваться (“Унтер Пришибеев”), и чинопочитание, больше похожее на идолопоклонство (“Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”), и рабское мироощущение (“Пересолил”). “Выдавливать из себя по каплям раба” – жизненный девиз Чехова. Именно раб в каждом из нас – первая и основная мишень сатиры писателя. Этому подчинен и художественный замысел рассказа “Пересолил”.

На первый взгляд, это ничем не примечательная история, но стоит приглядеться, и мы увидим, что за ничтожными события­ми скрывается целый пласт русской действительности. Землемер Глеб Смирнов, совершающий поездку в. усадьбу, просит мужиков о помощи: подвезти его до места назначения. На помощь ему при­ходит Клим, мужик здоровенный и угрюмый. По дороге, испугав­шись темноты леса, да и самого Клима, Смирнов начинает храб­риться. Но в своем стремлении он перегибает палку. Он пугает до смерти самого Клима, так что мужик вываливается из телеги и убегает в лес. После долгих уговоров Клим возвращается, и они продолжают путь. В этих событиях, как и во многих деталях, есть много символичного. Благодаря этим мелочам Чехову удает­ся выйти на масштабные обобщения и выводы. Так, Глеб Гаврило­вич Смирнов приезжает на станцию “Гнилушки”. Здесь писатель использует говорящее название. Станция “Гнилушки” – вся со­временная Чехову Россия – это вопиющая нищета, косность, запустение. Такая же запущенность и в хозяйстве: “лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусан­ными ушами”. С каким трудом удалось мужику заставить ее тро­нуться с места: “Когда возница приподнялся и стегнул ее вере­вочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбра­нился и стегнул ее еще раз, то телега задрожала, как в лихорад­ке. После третьего удара телега покачнулась, после четвертого она тронулась с места”. Здесь Чеховым в аллегорической форме обыгрывается особенность русского национального характера: лень и нерасторопность. “До-о-едем!” – только и сказал Клим на взвол­нованные вопросы Смирнова. Так повелось в России – надеяться на “авось”.

События рассказа, казалось бы, должны сосредоточить вни­мание читателя на фигуре Смирнова. Предметом осмеяния здесь как будто должна быть человеческая трусость. Однако на самом деле Чехов показывает нам, насколько глубоко в человеке из народа может сидеть Раб. Особое внимание следует обратить на образ Клима. Писатель постоянно подчеркивает, что Клим был огромен, угрюм, “этакое дитя природы”. И этот детина с его не­дюжинной физической силой испугался тщедушного землемера. Почему же так происходит? Это явление русского менталитета корнями уходит в историю. Вековое господство крепостного пра­ва с его подчинением одних другими, привело к формированию особого склада ума – рабского. У Клима даже не возникает сомнения в том, что у Смирнова на самом деле есть револьвер. А уж о сопротивлении ему и вовсе не может быть и речи! Не­укоснительное подчинение, слепое повиновение, рабская по­корность – и ни одной мысли против. Сатирически обыгрывает Чехов тот факт, что здоровый, сильный Клим добровольно ос­тавляет свое добро, быть может, последнее у него, и убегает в лес. Но не только сатира слышна в рассказе. Здесь присутству­ет и едва уловимое чувство жалости автора к человеку из народа.

Характерно, что образ Клима в рассказе имеет черты типич­ного. Это собирательный образ русского народа, веками приучав­шегося к подчинению. В рассказе практически нет надежды на выздоровление от этой болезни, произведение полно драматизма. Проблески живой души, пробуждение собственного “Я”, первые ростки протеста появятся в более поздних рассказах Чехова. А пока это лишь сатирическое освещение существующих обще­ственных пороков.

Таким образом, тема этого рассказа – влияние крепостного права на мысли, поведение и мироощущение простых людей из народа.

План

1. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов тщетно ищет почто­вых лошадей до усадьбы.

2. Станционный жандарм советует ему поспрашивать у мужи­ков – может, кто подвезет.

3. Смирнов едет со здоровенным мужиком на тощей лоша­денке.

4. От страха землемер начинает запугивать мужика.

5. Испугавшись, мужик Клим выпрыгивает из телеги и убега­ет в лес.

6. Смирнов в течение двух часов умоляет мужика вернуться.

7. Продолжение пути. Дорога и Клим уже не кажутся земле­меру такими опасными.

Глоссарий:

  • анализ рассказа чехова пересолил
  • чехов пересолил
  • пересолил чехов
  • чехов пересолил анализ
  • пересолил чехов анализ

Другие работы по этой теме:

  1. Краткое содержание Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию Гни­лушки. Он был вызван в усадьбу генерала Хохотова для межева­ния. До места назначения Смирнову оставалось около...
  2. Анализ произведения Это произведение отличается глубиной художественного вос­произведения жизни. Главной героиней является восемнадцати­летняя девушка Аня, которая выходит замуж за пожилого чи­новника Модеста Алексеевича для того...

Тема урока : "Пересолил" А.П.Чехова как образец юмористического рассказа

Класс: 5

время: 40 мин

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Постановка целей и задач урока

Домашним заданием у вас было чтение юморичтического рассказа А. П. Чехова "Пересолил". как вы думаете0 чем сегодня на уроке мы с вами займемся?

3. Словарная работа

Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова. толкование слов, которые я вам раздала на листиках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста.
4.
Изучение нового материала .

Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества

    пересказ рассказа.

    Работа с текстом Карточка №1
    Найдите в тексте рассказа описание героев: их имена, внешний вид, одежда. Кто описывает возницу? А землемера? Подготовьте рассказ о них. подтвердите свои слова словами из текста.
    .
    Карточка №2 Проследите по тексту, как менялись поведение и настроение землемера? От чего они зависели? Как вел себя Клим? Составьте небольшую сравнительную таблицу: что делают герои, как их поступки взаимосвязаны

Землемер

Клим


Карточка №3 Мы говорили о роли несоответствий в юмористическом рассказе - именно на них строится смешное в таких произведениях. Найдите такие несоответствия в рассказе «Пересолил» и прокомментируйте их.

Они отметили прежде всего фамилии, использованные Чеховым (землемер Смирнов, генерал Хохотов), названия станции Гнилушки и деревни Девкино. Привлекли внимание ребят и несоответствия, связанные с возницей. Во-первых, у здоровеннейшего мужика Клима, оказывается, не лошадь, а молодая тощая лошадёнка с растопыренными ногами и покусанными ушами. Во-вторых, казалось бы, богатырского телосложения Клим должен быть спокойным и бесстрашным, а он, испугавшись россказней землемера, не просто убежал, но вдруг вывалился из телеги, на четвереньках побежал к чаще и заголосил: “Караул! Караул!” На смешном несоответствии строится и сюжет рассказа: обычная поездка землемера в усадьбу генерала Хохотова для межевания земель превратилась в целое приключение из-за того, что Смирнов неверно оценил ситуацию, в которой оказался.

Вывод учителя : писатель-юморист использует несоответствия как приём создания комического эффекта в произведении . Чем больше несоответствий, тем смешнее оказывается произведение.

Карточка №4 Обычно в юмористических рассказах не бывает пейзажа; действие должно идти быстро, а пейзаж его замедляет. Однако в рассказе «Пересолил» пейзаж есть. Найдите его,выразительно прочитайте и определите, какую роль он играет в рассказе, какие мысли он рождает в голове землемера. Проведите языковой эксперимент: замените пейзаж на прямо противоположный. Что получится?

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал - исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

Карточка № 5 Какой знак препинания конца предложения Чехов использует чаще всего? С какой целью? подтвердите примерами из текста.

В одном случае многоточие показывает, что землемер на ходу придумывает свои небылицы и в данную секунду ещё не подозревает, что скажет в следующую. Например: “Я люблю с разбойниками драться… на вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка… Однажды на меня напало три разбойника… так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли, на каторгу. И откуда у меня сила берётся, не знаю… Возьмёшь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”. В этих случаях значение многоточий усиливается и лексическими повторами: “так трахнул, что… что, понимаешь, Богу душу отдал”, “здоровилу, вроде тебя, и… и сковырнёшь”.

Когда же герой прямо обращается к вознице, многоточие передаёт страх землемера : “Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы… По… по… постой!” или “Что это ты всё время оглядываешься и движешься, как на иголках? Я, брат, тово… брат… На меня нечего оглядываться… интересного во мне ничего нет…” И повторы здесь играют другую роль, показывая, как землемер от страха даже заикается

Физкультминутка:

1. Вертим головой, как землемер осматривался по сторонам.

2. Клим боится и все быстрее стегает лошадей то правой, то левой рукой (вращательные движения руками)

3. Землемер говорит о пистолетах - Клим в страхе поворачивается всем корпусом вправо и влево.

5. Знакомство с литературоведческими терминами.
Определите элементы композиции рассказа А.П.Чехова «Пересолил»: завязку, развитие действия, кульминацию, развитие действия, развязку.

1 . Землемер приехал на станцию Гнилушки. Землемер ищет лошадей для поездки в имение. (Завязка)

2. Землемер и возница отправились в путь. Землемер испугался и начал врать. (Развитие действия)

3. Землемер врёт всё больше и больше, и возница убегает. (Пересолил.) Кульминация

4. Землемер уговаривает сбежавшего возницу вернуться.(Развитие действия)

5.Землемер и возница продолжают путь. (Развязка)

6. Этап закрепления изученного материала
- Ребята, конечно, вы знаете, что литературное произведение нас чему-то учит. Подумайте, чему учит нас рассказ Антона Павловича «Пересолил»?
Подумайте, могли бы вы оказаться в такой ситуации, как герои рассказа Чехова?
-Вам было бы смешно? А почему же когда вы читали рассказ, вам было смешно?
- Как называются рассказы, которые высмеивают недостатки характера людей?

Кто быстрее найдет определение Юмористического рассказа.

7. Рефлексия

на листочках, которые лежат у вас на столах, оцените свою работу на уроке.

5- работал на уроке старательно. отвечал на вопросы, добавлял ответы.

4- работал на уроке скромненько. два-три раза добавлял ответы

3. - работал на уроке очень скромно. ответил один раз (или добавил ответ один раз)

2- не работал на уроке. не отвечал и не добавлял ответы.

мне понравился урок тем, что....

мне не понравился урок, потому что...

8. Домашнее задание:

    Нарисовать иллюстрацию к рассказу "Пересолил"

Урок смыслового чтения

Рассказ А.П.Чехова "Пересолил" как образец юмористического рассказа

Цели урока:

Предметные: создание условий для формирования представлений об особенностях жанра юмористического рассказа, повторение литературоведческих понятий: композиция рассказа, идея произведения.

Метапредметные:

Личностные: формирование умения вести диалог, договариваться в группе; формирование потребности в самовыражении, самореализации, социальном признании; воспитание гордости за культурное наследие малой родины.

Регулятивные: создание условий для формирования целеполагания, умения планировать последовательность своих действий.

Коммуникативные: формирование умения слушать и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, эффективно сотрудничать.

Познавательные: умение работать со словарями и другими источниками информации, анализировать предлагаемый материал с целью выделения существенных признаков, умение строить доказательное, логически завершенное высказывание, формирование смыслового чтения, умение сжато выборочно передавать содержание текста, выбирать наиболее эффективные пути решения поставленной задачи.

Ход урока:

    Обращение к написанному на доске имени автора и заглавию рассказа :

« А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил».

Актуализация знаний. Приём анципации . Ассоциативный куст . (предтекстовая работа)

- Что можно сказать о содержании этого рассказа по его заглавию?какие слова-асоциаци приходят вам на память?(соль, кастрюля, обед и т.д.)

- Можно ли дополнить ваши предположения, зная, к какому жанру относится произведение?

Юмор, комическое, юмористический рассказ.

Приемы комического:

1. Комичные выражения, имена собственные («говорящие»).

2. Несоответствие поступков героев их образам.

3. Неожиданность в сюжете или поступках героев.

2. Постановка целей и задач урока Предположите, чем мы будем на уроке заниматься и какие задачи нам предстоит решить(постановка целей и задач урока).

3. Словарная работа

Чтобы нам лучше понять содержание произведения, давайте объясним некоторые слова. Прошу группы, используя словарь, найти толкование слов, которые я вам раздала на листиках: землемер, межевание, возница, почтовые лошади, жандарм, верста.

4. Изучение нового материала .

Итак, теперь мы готовы к тому, чтобы проникнуть в мастерскую великого писателя и попытаться приоткрыть тайну его творчества.

Работа с текстом
Знакомство с первой частью рассказа: с начала до слов возницы «…Н-о-о, прокля…тая!».

Чтение учителем первого абзаца.

- Подтвердилось ли ваше предположение о том,о чём будет рассказ?

Почему рассказ будет смешным? Какие выражения, слова этому способствовали?

Чтение учителем первой части до конца.

- Какой настрой создают имена собственные? (Первый прием комического).

- Часто ли на станцию Гнилушки приезжают пассажиры?

- Какое впечатление в начале рассказа создает землемер Смирнов?

- Как описан мужик, согласившийся довезти землемера?

- Какие еще описания встречаются в тексте? Их роль. (Лошаденка, телега).

- Что смешного в замечании возницы о телеге?

- Как вы думаете, последней репликой возница успокоил землемера?

- Давайте предположим, как сложится предстоящая нашим героям дорога?

5. Знакомство со второй частью рассказа: от слов «Когда телега выехала со станции, были сумерки» до слов «С десятью разбойниками можно справиться».

Чтение ученика.

- Насколько оправдываются ваши прогнозы?

- В какое время суток, время года происходит действие? Как называется описание природы в начале этой части рассказа? (Пейзаж).

- Связан ли данный пейзаж с внутренним состоянием землемера Смирнова?

- Какие элементы пейзажа создают впечатление неизвестности, тревоги?

- Какое предложение о героях внутри описания природы дополняет это впечатление?

Проведите эксперимент : замените пейзаж на прямо противоположный. Что получится?

Чтобы убедить учеников в том, что пейзаж играет в этом рассказе ключевую роль, предлагаем провести стилистический эксперимент: заменить “чеховское” описание природы, например, таким: “Когда телега выехала со станции, стало уже рассветать… Кругом простиралась яркая, цветущая равнина. На горизонте… уже вовсю разгоралась жаркая, летняя заря… Кругом пели птицы, было тепло, солнечно”. Что изменилось бы в произведении, если бы действие происходило на фоне такого пейзажа? Ребята постепенно приходят к выводу, что не только изменилось бы настроение землемера, но и самого рассказа не было бы: герой бы не испугался, что его ограбят, не стал бы врать, возница бы не убежал - исчез бы сюжет рассказа, построенный автором на неумении героев правильно сориентироваться в сложившихся обстоятельствах.

Работа в группах (разноуровневых):

- Найдите в размышлениях землемера (2 абзац) слова и фразеологизмы, которые передают его тревожное душевное состояние, страх. («Ни кола ни двора», «Не ровен час – нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали», «Этакое дитя природы пальцем тронет, так и душа вон!»).

- Как вы поняли из диалога Клима и землемера слово «шалят»?

- Почему землемер решил соврать? Соответствует ли его поведение фамилии землемера? (Второй прием комического).

- Каково будет продолжение рассказа?

6. Чтение третьей части рассказа: от слов «Стемнело. Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала…» до слов «Изволь, если хочешь, я их выну, покажу… Изволь…».

- Какое описание в начале этой части рассказа уже встречалось в тексте? (Описание телеги). Почему автор повторяет одни и те же слова? (Понятие художественной детали).

Работа в группах:

- Найдите и зачитайте слова землемера (внутренний монолог), передающие его нарастающее волнение.

- Проследите по тексту, что нового приходит в голову землемера по ходу диалога с Климом? Как меняется содержание его «небылиц»? Почему это происходит так быстро?

7. Чтение четвертой части : от слов «Землемер сделал вид, что роется в карманах…» до слов « … Где ты, Климушка?»

Чтение учителя.

- Ожидали ли вы такого поворота событий?

- Подумайте, какой прием комического использует здесь Чехов? (Прием неожиданности).

- Какие слова и действия Клима вызывают смех?

- Как изменилось поведение землемера после побега возницы? Обрел ли он спокойствие? Чего еще он боится?

8. Работа над развязкой рассказа.

- Попробуйте придумать, чем кончится действие, какова будет развязка рассказа. У вас есть возможность побыть в роли писателя

9. Знакомство с окончанием рассказа Чехова: от слов «Часа два кричал землемер» до конца.

- Ожидали ли вы такой развязки? Легко ли было писать продолжение рассказа?

- Найдите в заключении уже знакомую вам художественную деталь. Какое значение она имеет?

- Вспомните русскую пословицу, которая подходит по смыслу к ситуации рассказа. (У страха глаза велики). Можно ли было так озаглавить рассказ или заглавие Чехова более подходящее?

10. Работа после текста

Возвращение к началу. Смысл заглавия. Тема и основная мысль рассказа.

Было ли интересно читать? Смешно? Совпали ли читательские ожидания, вызванные названием рассказа, с его реальным содержанием? Оказалось, что ни о какой соли и приготовлении пищи в рассказе речи не идёт, а слово “пересолил” в названии употребляется в переносном смысле. Причиной возникновения комической ситуации в конце произведения «Пересолил» стал страх землемера. Юмористическая ситуация рассказа образуеся из-за трусости двух людей. Они боятся друг друга. Один прячет свой страх за молчанием, а другой, наоборот, за разговором. В итоге они оба были испуганы.

Выполните задания на карточках (работа в парах).

Карточка1. Восстанови последовательность сюжета.

1. Землемер Глеб Гаврилович Смирнов тщетно ищет почтовых лошадей до усадьбы.

2. Смирнов едет со здоровенным мужиком на тощей лошаденке.

3. Станционный жандарм советует ему поспрашивать у мужиков - может, кто подвезет.

4. Продолжение пути. Дорога и Клим уже не кажутся земле]меру такими опасными.

5. От страха землемер начинает запугивать мужика.

6. Испугавшись, мужик Клим выпрыгивает из телеги и убегает в лес.

7. Смирнов в течение двух часов умоляет мужика вернуться.

Карточка 2 .Догадайтесь, кто живёт в этих постройках, судя по табличкам на них, назовите полные имена и фамилии собственников. (Дом «Медицинское светило» занимает фельдшер Сергей Кузьмич Курятин из рассказа «Хирургия». Летний домик с названием «Шантажист» принадлежит семье Коли Замблицкого из рас сказа «Злой мальчик». В избе «Организатор катастроф» проживает Денис Григорьев («Злоумышленник»). Кого поселим в последний домик? (Постройка с надписью «Гроза разбойников» будет отдана Глебу Гавриловичу Смирнову («Пересолил»).

Карточка 3. Узелки на память

Герои произведения___________

Время и место действия____________

Начало событий_____________________

Поворотный пункт событий_______________

Проблема_________________ ____________

Решение проблемы__________________________

10. Рефлексия.

- Какое впечатление произвел рассказ «Пересолил»?

- Что понравилось в сегодняшней работе? Помогало ли восприятию рассказа чтение с остановками?

- Легко ли создавать юмористические произведения? Какими качествами должен обладать писатель-сатирик?

11. Домашнее задание.

Викторина или кроссворд по рассказам Чехова.

ПЕРЕСОЛИЛ

Землемер Глеб Гаврилович Смирнов приехал на станцию «Гнилушки». До усадьбы, куда он был вызван для межевания, оставалось еще проехать на лошадях верст тридцать - сорок. (Ежели возница не пьян и лошади не клячи, то и тридцати верст не будет, а коли возница с мухой да кони наморены, то целых пятьдесят наберется.)

Скажите, пожалуйста, где я могу найти здесь почтовых лошадей? - обратился землемер к станционному жандарму.

Которых? Почтовых? Тут за сто верст путевой собаки не сыщешь, а не то что почтовых... Да вам куда ехать?

В Девкино, имение генерала Хохотова.

Что ж? - зевнул жандарм. - Ступайте за станцию, там на дворе иногда бывают мужики, возят пассажиров.

Землемер вздохнул и поплелся за станцию. Там, после долгих поисков, разговоров и колебаний, он нашел здоровеннейшего мужика, угрюмого, рябого, одетого в рваную сермягу и лапти.

Чёрт знает какая у тебя телега! - поморщился землемер, влезая в телегу. - Не разберешь, где у нее зад, где перед...

Что ж тут разбирать-то? Где лошадиный хвост, там перед, а где сидит ваша милость, там зад...

Лошаденка была молодая, но тощая, с растопыренными ногами и покусанными ушами. Когда возница приподнялся и стегнул ее веревочным кнутом, она только замотала головой, когда же он выбранился и стегнул ее еще раз, то телега взвизгнула и задрожала, как в лихорадке. После третьего удара телега покачнулась, после же четвертого она тронулась с места.

Этак мы всю дорогу поедем? - спросил землемер, чувствуя сильную тряску и удивляясь способности русских возниц соединять тихую, черепашью езду с душу выворачивающей тряской.

До-о-едем! - успокоил возница. - Кобылка молодая, шустрая... Дай ей только разбежаться, так потом и не остановишь... Но-о-о, прокля...тая!

Когда телега выехала со станции, были сумерки. Направо от землемера тянулась темная, замерзшая равнина, без конца и краю... Поедешь по ней, так наверно заедешь к чёрту на кулички. На горизонте, где она исчезала и сливалась с небом, лениво догорала холодная осенняя заря... Налево от дороги в темнеющем воздухе высились какие-то бугры, не то прошлогодние стоги, не то деревня. Что было впереди, землемер не видел, ибо с этой стороны всё поле зрения застилала широкая, неуклюжая спина возницы. Было тихо, но холодно, морозно.

«Какая, однако, здесь глушь! - думал землемер, стараясь прикрыть свои уши воротником от шинели. - Ни кола ни двора. Не ровен час - нападут и ограбят, так никто и не узнает, хоть из пушек пали... Да и возница ненадежный... Ишь, какая спинища! Этакое дитя природы пальцем тронет, так душа вон! И морда у него зверская, подозрительная».

Эй, милый, - спросил землемер, - как тебя зовут?

Меня-то? Клим.

Что, Клим, как у вас здесь? Не опасно? Не шалят?

Ничего, бог миловал... Кому ж шалить?

Это хорошо, что не шалят... Но на всякий случай все-таки я взял с собой три револьвера, - соврал землемер. - А с револьвером, знаешь, шутки плохи. С десятью разбойниками можно справиться...

Стемнело. Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала и, словно нехотя, повернула налево.

«Куда же это он меня повез? - подумал землемер. - Ехал всё прямо и вдруг налево. Чего доброго, завезет, подлец, в какую-нибудь трущобу и... и... Бывают ведь случаи!»

Послушай, - обратился он к вознице. - Так ты говоришь, что здесь не опасно? Это жаль... Я люблю с разбойниками драться... На вид-то я худой, болезненный, а силы у меня, словно у быка... Однажды напало на меня три разбойника... Так что ж ты думаешь? Одного я так трахнул, что... что, понимаешь, богу душу отдал, а два другие из-за меня в Сибирь пошли на каторгу. И откуда у меня сила берется, не знаю... Возьмешь одной рукой какого-нибудь здоровилу, вроде тебя, и... и сковырнешь.

Клим оглянулся на землемера, заморгал всем лицом и стегнул по лошаденке.

Да, брат... - продолжал землемер. - Не дай бог со мной связаться. Мало того, что разбойник без рук, без ног останется, но еще и перед судом ответит... Мне все судьи и исправники знакомы. Человек я казенный, нужный... Я вот еду, а начальству известно... так и глядят, чтоб мне кто-нибудь худа не сделал. Везде по дороге за кустиками урядники да сотские понатыканы... По... по... постой! - заорал вдруг землемер. - Куда же это ты въехал? Куда ты меня везешь?

Да нешто не видите? Лес!

«Действительно, лес... - подумал землемер. - А я-то испугался! Однако, не нужно выдавать своего волнения... Он уже заметил, что я трушу. Отчего это он стал так часто на меня оглядываться? Наверное, замышляет что-нибудь... Раньше ехал еле-еле, нога за ногу, а теперь ишь как мчится!»

Послушай, Клим, зачем ты так гонишь лошадь?

Я ее не гоню. Сама разбежалась... Уж как разбежится, так никаким средствием ее не остановишь... И сама она не рада, что у ней ноги такие.

Врешь, брат! Вижу, что врешь! Только я тебе не советую так быстро ехать. Попридержи-ка лошадь... Слышишь? Попридержи!

А затем... затем, что за мной со станции должны выехать четыре товарища. Надо, чтоб они нас догнали... Они обещали догнать меня в этом лесу... С ними веселей будет ехать... Народ здоровый, коренастый... у каждого по пистолету... Что это ты всё оглядываешься и движешься, как на иголках? а? Я, брат, тово... брат... На меня нечего оглядываться... интересного во мне ничего нет... Разве вот револьверы только... Изволь, если хочешь, я их выну, покажу... Изволь...

Землемер сделал вид, что роется в карманах, и в это время случилось то, чего он не мог ожидать при всей своей трусости. Клим вдруг вывалился из телеги и на четвереньках побежал к чаще.

Послышались скорые, удаляющиеся шаги, треск хвороста - и всё смолкло... Землемер, не ожидавший такого реприманда, первым делом остановил лошадь, потом уселся поудобней на телеге и стал думать.

«Убежал... испугался, дурак... Ну, как теперь быть? Самому продолжать путь нельзя, потому что дороги не знаю, да и могут подумать, что я у него лошадь украл... Как быть?» - Клим! Клим!

Клим!.. - ответило эхо.

От мысли, что ему всю ночь придется просидеть в темном лесу на холоде и слышать только волков, эхо да фырканье тощей кобылки, землемера стало коробить вдоль спины, словно холодным терпугом.

Климушка! - закричал он. - Голубчик! Где ты, Климушка?

Часа два кричал землемер, и только после того, как он охрип и помирился с мыслью о ночевке в лесу, слабый ветерок донес до него чей-то стон.

Клим! Это ты, голубчик? Поедем!

У... убьешь!

Да я пошутил, голубчик! Накажи меня господь, пошутил! Какие у меня револьверы! Это я от страха врал! Сделай милость, поедем! Мерзну!

Клим, сообразив, вероятно, что настоящий разбойник давно бы уж исчез с лошадью и телегой, вышел из лесу и нерешительно подошел к своему пассажиру.

Ну, чего, дура, испугался? Я... я пошутил, а ты испугался... Садись!

Бог с тобой, барин, - проворчал Клим, влезая в телегу. - Если б знал, и за сто целковых не повез бы. Чуть я не помер от страха...

Клим стегнул по лошаденке. Телега задрожала. Клим стегнул еще раз, и телега покачнулась. После четвертого удара, когда телега тронулась с места, землемер закрыл уши воротником и задумался. Дорога и Клим ему уже не казались опасными.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top