Человек который несколько лет не спал. Вот что происходит с человеком, который не спит длительное время

Человек который несколько лет не спал. Вот что происходит с человеком, который не спит длительное время

Этот венгерский солдат был совершенно обычным человеком, ничем не выделяющимся среди всех остальных. Пауль Керн был призван в австро-венгерские войска в Первую мировую войну, будучи кадетом. Во время одного из сражений 1914 года в составе ударных войск он проявил храбрость, за что был награждён медалью. Через год он был переведён в другую роту, в составе которой воевал против русских войск. Во время одного из таких сражений русский солдат выстрелил в голову Керну, тот получил тяжёлое ранение и был отправлен в госпиталь Лемберга. Пуля прошла через голову Пауля прямо в районе виска и уничтожила часть лобной доли головного мозга.

Венгр должен был умереть, но все-таки выжил - и навсегда перестал спать.

Очнувшись в госпитале, Керн так и не смог больше заснуть. Как оказалось, пуля попала в висок и уничтожила часть лобной доли головного мозга. Обычно такое ранение оказывалось смертельным, однако Пауль сумел выжить. Его проблемой занимался доктор Фрей, профессор Будапештского университета, однако не смог помочь Керну вернуться к прежнему образу жизни.

Пауль Керн стал настоящей головной болью медицины 20 века. После злосчастной травмы он не только забыл о сне, но и перестал испытывать болевые ощущения в принципе, а также лишился чувств истощения и утомления. Пуля уничтожила часть нервной системы Керна. До конца жизни он был очень деятельным человеком, работал в организации по помощи пенсионерам и умер в 1955 году, за 40 лет ни разу не заснув. История Керна - необъяснимый и потому еще более удивительный парадокс.

Жаль, что это вся информация о столь интересном человеке. Хотелось бы узнать, чем он занималась и как жил эти 40 лет. Кстати с полной тёской извращенцем фашистским доктором не путайте.

Ещё один известный случай долгого бодрствования.

Нгок Тхай, позитивный вьетнамец-крестьянин, не спит с 1973 года. Он родился в 1942 и был вполне здоровым и обычным ребенком, а с 1973 года перестал спать.

Как сам Нгок Тхай говорит, сон исчез после перенесенного приступа лихорадки, и с тех пор не спал ни дня. Тхай признается, что не испытывает проблем со здоровьем, но «чувствует себя как растение без воды». Факт на лицо - он просто не спит. Поначалу ему было трудно, и проявлялась раздражительность, потом, по всей видимости, мозг адаптировался и смирился с новым ритмом работы.

Это действительно уникальный случай, потому что человек без сна, так же как и без еды жить не может. Невозможность переключения мозга на дельта- и тета-ритмы создают эффект галлюцинаций, от которых можно легко сойти с ума. Кстати, в древности не давать спать человеку считалось очень жестокой пыткой.

Нгок Тхай умудрился использовать свой то ли дар, то ли проклятие себе на пользу и работает даже в ночное время, пока все благополучно отдыхают. За счет двойной нагрузки его хозяйство в отличном состоянии, чем он и занимается всю свою сознательную жизнь. Он женат и имеет четырех детей, все они здоровы и нормально спящие.

Таких случаев на самом деле история насчитывает около двух - трех десятков десятков. И это только известные и зарегистрированные. По непонятным причинам люди просто перестают спать и при этом не устают и не умирают от недостатка сна.

Встречали, когда-нибудь подобных людей?

Источники:


У реки Маиси в Бразилии живет необыкновенное племя индейцев Пираха. С неповторимым бытом и своей верой. Писатель и бывший миссионер Дэниэл Эверет прожил среди пираха 30 лет!

Они не умеют считать — даже до одного. Они живут здесь и сейчас и не строят планов на будущее. Прошлое для них не имеет никакого значения. Они не знают ни часов, ни дней, ни утра, ни ночи, и уж тем более, распорядка дня. Они едят, когда проголодаются, а спят лишь урывками по полчаса, считая, что длительный сон отнимает силы.

Им неизвестна частная собственность и глубоко наплевать на всё то, что представляет ценность для современного цивилизованного человека. Им неведомы тревоги, страхи и предрассудки, которые одолевают 99 процентов населения земного шара.



Люди, которые не спят.


Что говорят друг другу люди, отправляясь спать? В разных культурах пожелания звучат, конечно, по-разному, но везде они высказывают надежду говорящего на то, что его оппонент будет спать сладко, видеть во сне розовых бабочек и проснется утром свежим и полным сил. По-пирахски же «Спокойной ночи» звучит как «Только не вздумай дрыхнуть! Тут всюду змеи!»

Пираха считают, что спать вредно. Во-первых, сон делает тебя слабым. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится — ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто. Ну и, в-третьих, змей тут и правда навалом. Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20-30 минут, прислоняясь к стене пальмовой хижины или прикорнув под деревом. А остальное время болтают, смеются, мастерят что-нибудь, танцуют у костров и играют с детьми и собаками. Тем не менее сон потихоньку видоизменяет пираха — любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.

«Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них — я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что фокус не получился и я опять поменялся, я беру себе другое имя…» В среднем пираха меняют имя раз в 6-7 лет, причем для каждого возраста у них есть свои подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике



Люди без завтра.


Возможно, именно такое устройство жизни, при котором ночной сон не разделяет дни с неизбежностью метронома, позволило пираха установить очень странные отношения с категорией времени. Они не знаю что такое «завтра» и что такое «сегодня», и также плохо ориентируют понятия «прошлое» и «будущее». Так что никаких календарей, счета времени и прочих условностей пираха не знают. А потому они никогда не задумываются о будущем, так как просто не умеют этого делать.

Эверея впервые посетил пираха в 1976 году, когда про пираха ничего не было известно. И лингвист-миссионер-этнограф испытал первое потрясение, когда увидел, что пираха не делают запасов еды. Вообще. Чтобы племя, ведущее фактически первобытный образ жизни, не заботилось о дне грядущем — такое по всем канонам невозможно. Но факт остается фактом: пираха не запасают пищу, ои просто ловят ее и едят (или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет).

Когда у пираха нет еды они относятся к этому флегматично. Ему вообще непонятно, зачем есть каждый день, да еще и по нескольку раз. Едят они не чаще двух раз в день и нередко устраивают себе разгрузочные дни, даже тогда, когда пищи в деревне много.



Люди без цифр.


Долгое время миссионерские организации терпели фиаско, пытаясь вразумить сердца пираха и направить их к Господу. Нет, пираха приветливо встречали представителей католических и протестантских миссионерских организаций, с удовольствием прикрывали свою наготу красивыми подаренными шортами и с интересом ели консервированный компот из банок. Но на этом общение фактически заканчивалось.

Никто так и не смог понять язык пираха. Поэтому Евангелическая церковь США сделала умную вещь: туда послали молодого, но талантивого лингвиста. Эверетт был готов к тому что язык окажется трудным, но он ошибался: «Этот язык не был сложен, он был уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается»

В нем всего семь согласных и три гласных. Еще больше проблем со словарным запасом. Местоимений пираха не знают и если им нужно показать в речи разницу между «я», «ты» и «они» пираха неумело пользуются местоимениями, которые употребляют их соседи индейцы-тупи (единственный народ с которым пираха кое-как контактировали)

Глаголы и существительные у них особо не разделяются, и вообще привычные нам языковые нормы тут, похоже, утоплены за ненадобностью. Например, пираха не понимают смысла понятия «один». Вот барсуки, вороны, собаки понимают, а пираха — нет. Для них это настолько сложная философская категория, что любой, кто попытается поведать пираха, что это такое, заодно может пересказать теорию относительности.

Цифр и счета они не знают, обходясь всего двумя понятиями: «несколько» и «много» . Две, три и четыре пираньи — это несколько, а вот шесть — уже явно много. А что такое одна пиранья? Это просто пиранья. Проще русскому объяснить зачем нужны артикулы перед словами, чем объяснить пираха зачем считать пиранью, если это пиранья, которую не нужно считать. Поэтому пираха никогда не поверят, что они — маленький народ. Их 300 человек, а это, безусловно, много. Про 7 миллиардов с ними говорить бесполезно: 7 миллиардов — это тоже много. Вас много, и нас мнгого, это просто замечательно.


Люди без вежливости.


«Здравствуйте», «как дела?», «спасибо», «до свидания», «извините», «пожалуйста» — массу слов люди большого мира используют, чтобы показать, как хорошо они друг к другу относятся. Ничего из вышеперечисленного пираха не используют. Они и без этого всего друг друга любят и не сомневаются, что и все окружающие априори рады их видеть. Вежливость — это побочное дитя взаимного недоверия — чувства, которого пираха, по утверждению Эверетта, лишены полностью.


Люди без стыда.


Пираха не понимают, что такое стыд, вина или обида. Если Хааиохааа уронил рыбу в воду это плохо. Рыбы нет, обеда нет. Но причем тут Хааиохааа? Он ведь просто уронил рыбу в воду. Если маленький Киихиоа толкнул Окиохкиаа, то это плохо, потому что Окиохкиаа сломал ногу и ее нужно лечить. Но это случилось потому что это случилось, вот и все.

Даже малеьнких детей тут не ругают и не стыдят. Им могут сообщить что хватать угли из костра глупо, играющего на берегу ребенка придержат, чтобы тот не упал в реку, но бранить пираха не умеют.

Если грудной младенец не берет материнскую грудь — значит никто не будет кормить его насильно: ему виднее, почему он не ест. Если женщина, ушедшая к реке рожать, не может разродится и третьи сутки оглашает воплями лес — значит, она не хочет рожать на самом деле, а хочет умереть. Незачем идти туда и отговаривать ее делать это. Ну, муж еще может пойти туда — вдруг у него найдутся веские аргументы. Но зачем туда пытается бежать белый человек со странными железными штуками в коробке?



Люди, которые видят другое.


У пираха удивительно мало ритуалов и религиозных представлений. Пираха знают, что они как и все живое — дети леса. Лес полон тайн… даже нет, лес — это вселенная, лишенная законов, логики и упорядоченности. В лесу обитает множество духов. Туда уходят все мертвые. Поэтому лес — это страшно.

Но страх пираха — это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным опрделенного очарования. Можно сказать, что они любят боятся.

Однажды Эверетт проснувшись утром увидел, что вся деревня столпилась на берегу. Оказалось, что туда пришел дух, желавший о чем-то предупредить пираха. Выйдя на пляж, Эверетт обнаружил, что толпа стояла вокруг пустого места и испуганно, но оживленно с этим пустым местом беседовала. На слова: «Там же никого нет! Я ничего не вижу» — Эверетту ответили, что ему и не положено видеть, так как дух пришел именно к пираха. А если ему нужен будет Эверет, вот тогда ему будет прислан персональный дух.


Люди без бога.


Все вышеперечисленное делало пираха невозможным объектом для миссионерсокй работы. Идея единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с понятием «один» пираха, как уже говорилось, не дружат. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно. Надо же, такой большой и неглупый вроде мужчина, а не знает, как делаются люди.

История Иисуса Христа в переводе на пирахский тоже выглядела не слишком убедительно. Понятие «век» «время» и «история» для пираха пустой звук. Слушая про очень доброго человека, которого злые люди прибили к дереву гвоздями, пираха спрашивали Эферетта, видел ли он это сам. Нет? Видел ли Эферетт человека, который видел этого Христа? Тоже нет? Тогда как он может знать, что там было?

Живя среди этих маленьких, полуголодных, никогда не спящих, никуда не спешащих, постоянно смеющихся он пришел к выводу, что человек куда более сложное существо, чем рассказывает Библия, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. Лишь спустя годы он понял, что ему нужно учиться у пираха, а не наоброт.



У белых людей есть удивительный «талант» — нагло вторгаться на якобы неосвоенные территории и насаждать свои правила, обычаи и религию. Всемирная история колонизации — яркое тому подтверждение. Но всё-таки однажды, где-то на краю земли, обнаружилось племя, люди которого так и не поддались миссионерско-просветительской деятельности, ибо эта деятельность показалась им никчёмной и крайне неубедительной.

Американский проповедник, а по совместительству этнограф и лингвист Дэниел Эверетт в 1977 году прибыл в джунгли Амазонки, чтобы нести слово божье. Его целью было рассказать о Библии тем, кто ничего о ней не знал — наставить на путь истинный дикарей и безбожников. Но вместо этого миссионер встретил людей, живущих в таком согласии с окружающим миром, что те сами обратили его в свою веру, а не наоборот.

Впервые обнаруженное португальскими золотоискателями 300 лет назад, племя Пираха живёт в четырёх деревнях в районе реки Маиси, притока Амазонки. И именно благодаря американцу, который посвятил годы жизни изучению их быта и языка, оно приобрело всемирную известность.

История Иисуса Христа не произвела никакого впечатления на индейцев Пираха. Мысль о том, что миссионер всерьёз верит рассказам про человека, которого сам никогда не видел, показалась им верхом абсурда.

Дэн Эверетт: «Мне было всего 25. Тогда я был горячо верующим человеком. Готов был умереть за веру. Готов был сделать всё, чего она потребует. Тогда я не понимал, что навязывание другим людям своих убеждений — это та же колонизация, только колонизация на уровне верований и идей. Я пришёл, чтобы рассказать им о Боге и о спасении, чтобы эти люди смогли попасть в рай, а не в ад. Но я встретил там особенных людей, для которых большинство вещей, которые были важными для меня, не имели значения. Они не могли понять, с чего я решил, что имею право объяснять им, как жить».



«Качество их жизни было во многих отношениях лучше, чем у большинства религиозных людей, которых я знал. Я нашёл мировоззрение этих индейцев очень вдохновляющим и правильным», — вспоминает Эверетт.

Но не только жизненная философия Пираха пошатнула систему ценностей молодого учёного. Язык аборигенов оказался настолько непохожим на все остальные известные языковые группы, что буквально перевернул традиционное представление о фундаментальных основах лингвистики. «Их язык не столь сложен, сколь уникален. Ничего похожего на Земле больше не встречается». По сравнению с остальными, язык этих людей кажется «более чем странным» — в нём всего семь согласных и три гласных. Зато на Пираха можно говорить, напевать, свистеть и даже общаться с птицами.



Одна их книг, которую Эверетт написал под впечатлением от «невероятных и совсем других индейцев», называется: «Don’t sleep there are snakes!», что дословно переводится: «Не спи, повсюду змеи!» И действительно, среди Пираха не принято спать подолгу — лишь по 20-30 минут и только по мере необходимости. Они убеждены, что длительный сон может менять человека, и, если много спать, есть риск потерять себя, став совсем другим. Режим дня у них отсутствует как факт, а регулярный восьмичасовой сон им просто не нужен. По этой причине они не спят по ночам, а лишь дремлют по чуть-чуть там, где их настигнет усталость. Чтобы не спать, они натирают свои веки соком одного из тропических растений.

Наблюдая изменения своего тела, связанные с этапами взросления и старения, Пираха верят, что всему виной сон. Постепенно меняясь, каждый индеец берёт себе новое имя — это происходит в среднем раз в шесть-восемь лет. Для каждого возраста у них есть свои имена, так что, зная имя, всегда можно сказать, о ком идёт речь — о ребёнке, подростке, взрослом или старике.



25 лет миссионерства Эверетта никоим образом не повлияли на убеждения Пираха. Зато учёный, в свою очередь, раз и навсегда заязал с религией и ещё сильнее погрузился в научную деятельность, став профессором языкознания. Постигая миры аборигенов, Дэниел то и дело сталкивался с вещами, которые с трудом укладывались в его голове. Одно из таких явлений — абсолютное отсутствие счёта и числительных. Индейцы этого племени используют только два соответствующих слова: «несколько» и «много».

«Пираха не используют чи́сла, потому, что не нуждаются в них — они прекрасно обходятся без этого. Однажды меня спросили: «Выходит, матери Пираха не знают, сколько у них детей?» Я ответил: «Они не знают точного числа своих детей, но знают их по именам и по лицам. Им не нужно знать число детей, чтобы узнавать их и любить».



Ещё более сверхъестественным кажется отсутствие отдельных слов для обозначения цветов. В это сложно поверить, но у аборигенов, живущих посреди наполненных яркими красками тропических джунглей, есть только два слова, обозначающих цвета этого мира — «светлый» и «тёмный». При этом, все Pirahã успешно проходят тест на цветоделение, различая силуэты птиц и животных в смешении разноцветных мазков.

В отличие от соседей из других племён, этот народец не создаёт декоративных узоров на своих телах, что свидетельствует о полном отсутствии искусства. У Пираха нет форм прошедшего и будущего времени. Мифов и легенд здесь также не существует — коллективная память выстраивается лишь на личном опыте самого старого из ныне живущих членов племени. При этом, каждый из них обладает поистине энциклопедическими знаниями о тысячах растений, насекомых и животных — помня все названия, свойства и особенности.



Очередной феномен этих экстраординарных жителей глухой бразильской сельвы — полное отсутствие идеи накопления пищи. Всё, что добывается на охоте или рыбалке, немедленно съедается. А за новой порцией они отправляются только будучи сильно голодными. Если же вылазка за провиантом не приносит результатов, они относятся к этому философски — мол, часто есть также вредно, как и много спать. Мысль о заготовках еды впрок им кажется такой же нелепой, как россказни белокожих людей о едином боге.

Пираха едят не более двух раз в день, а порой, и того реже. Наблюдая за тем, как Эверетт с семейством уплетали свой очередной ланч, обед или ужин, Пираха искренне недоумевали «Разве можно столько есть? Вы же так умрёте!»

С частной собственностью — тоже всё не как у людей. Бо́льшая часть вещей — общая. Разве что незамысловатая одежда и личное оружие у каждого свои. Впрочем, если человек не пользуется тем или иным предметом, значит, он ему не нужен. А, следовательно такую вещь с лёгкостью можно позаимствовать. Если же сей факт расстроит прежнего хозяина, то ему её вернут. Следует также отметить, что дети Пирахa не имеют игрушек, что однако, ничуть не мешает им играть друг с другом, растениями, собаками и лесными духами.



Если задаться целью отыскать на нашей Планете людей, свободных от каких-либо предрассудков, то и здесь Пираха на первом месте. Никакой вымученной радости, никакой фальшивой вежливости, никаких «спасибо», «извините» и «пожалуйста». Зачем всё это нужно, когда Пираха и так друг друга любят без всяких глупых формальностей. Более того, они ни на секунду не сомневаются, что не только соплеменники, но и остальные люди всегда рады их видеть. Чувства стыда, обиды, вины или сожаления им также чужды. Какдый вправе делать то, что хочет. Никто никого не воспитывает и не поучает. Невозможно представить, чтобы кто-то из них украл или убил.

«Вы не встретите у Пираха синдром хронической усталости. Вы не столкнётесь здесь с самоубийством. Сама идея самоубийства противоречит их природе. Я никогда не видел у них ничего, хотя бы отдалённо напоминающего психические расстройства, которые мы связываем с депрессией или меланхолией. Они просто живут сегодняшним днём, и они счастливы. Они поют по ночам. Это просто феноменальная степень удовлетворённости — без психотропных препаратов и антидепрессантов» — делится впечатлениями Эверетт, посвятивший Pirahã более 30 лет своей жизни.


Взаимоотношения детей джунглей с миром сновидений также выходят за привычные для нас рамки. «У них совсем иная концепция объективного и субъективного. Даже когда они видят сны, они не отделяют их от реальной жизни. Опыт, пережитый во сне, считается таким же важным, как опыт, полученный во время бодрствования. Таким образом, если мне снилось, будто я гулял по Луне, то с их точки зрения, я действительно совершил такую прогулку», — поясняет Дэн.

Пираха видят себя неотъемлемой частью природы — детьми леса. Для них лес — это сложный живой организм, по отношению к которому они испытывают неподдельный трепет, а иногда даже страх. Лес наполнен необъяснимыми и странными вещами, которые они и не пытаются разгадать. А ещё там обитает целое множество таинственных духов. Пираха верят, что после смерти непременно пополнят их ряды — тогда-то они и получат ответы на все вопросы. А пока нет никакого смысла забивать себе голову всякой ерундой.

Эверетт неоднократно наблюдал за тем, как его друзья-индейцы крайне оживлённо, во весь голос общаются с невидимыми духами — так, будто это обычные люди. На вопрос, почему же учёный ничего подобного не видит, он всякий раз получал безапелляционный ответ — мол, что тут непонятного — духи пришли не к нему, а к Пираха.

Вопреки опасениям Дэниела, связанным с возможным исчезновением племени в силу столкновения с Большим Миром, численность Пираха в наши дни возросла с 300 до 700 человек. Находясь в четырёх днях пути по реке, племя и сегодня живёт довольно обособленно. Здесь по-прежнему почти не строят домов и не обрабатывают почву для обеспечения своих нужд, полностью полагаясь на природу. Одежда — единственная уступка Пираха современной жизни. Они крайне неохотно воспринимают блага цивилизации. «Они соглашаются принять только определённые подарки. Им нужна ткань, инструменты, мачете, алюминиевая посуда, нитки, спички, иногда — фонарики и батарейки, крючки и леска. Они никогда не просят ничего крупного — только мелочи», — комментирует Дэн, досконально изучивший нравы и предпочтения своих необычных друзей.

«Я считаю, что они счастливы, потому что не беспокоятся о прошлом и будущем. Они чувствуют, что в состоянии заботиться о своих потребностях сегодня. Они не стремятся получить вещи, которыми не обладают. Если я что-то даю им — хорошо. Если нет — тоже хорошо. В отличие от нас они не материалисты. Они ценят возможность путешествовать быстро и легко. Я никогда и нигде (даже среди других индейцев Амазонии) не встречал столь спокойного отношения к материальным объектам».



Как известно, ничто так не меняет сознание и внутренний мир, как путешествия. И чем дальше от дома удаётся забраться, тем стремительнее и мощнее этот эффект. Выход за рамки знакомого и привычного мира может стать самым сильным, ярким и незабываемым переживанием в жизни. Сто́ит покинуть зону комфорта, чтобы увидеть то, что не видел раньше, и узнать о том, о чём прежде не имел никакого понятия.

«Я часто проводил параллели между мировоззрением Pirahã и дзен-буддизмом», — продолжает Эверетт. «Что же касается Библии, то я понял, что в течение длительного времени был лицемером, потому что сам до конца не верил в то, что говорил. Человек — куда более сложное существо, чем рассказывает Священное Писание, а религия не делает нас ни лучше, ни счастливее. В настоящее время я работаю над книгой под названием «Мудрость Путешественников» — о том, насколько важные и полезные уроки мы можем получить от людей, которые сильно отличаются от нас самих. И чем больше эти отличия, тем большему мы можем научиться. Ни в одной библиотеке вы не получите столь ценного опыта».

Вряд ли у кого-то на этой Планете найдётся точное определение того, что такое счастье. Возможно, счастье — это жизнь без сожалений и страха перед будущим. Людям мегаполисов сложно понять, как вообще такое возможно. Зато, туземцы из племени Пираха, живущие «здесь и сейчас», по-другому просто не умеют. То, чего они не видят сами, для них не существует. Такие люди не нуждаются в Боге. «Нам не нужны небеса, нам нужно то, что на земле», — говорят самые счастливые люди на свете — люди, с лиц которых никогда не сходит улыбка — индейцы Пираха.

Сегодня в Большом Мире только три человека говорят на языке Pirahã — Эверетт, его бывшая жена, и миссионер, который был предшественником Дэниела в затерянных джунглях Амазонки.


Каков же язык и культура пирахa? Вот их основные признаки (а главный признак — чрезвычайная бедность абстрактного мышления):


  1. Самый бедный в мире набор фонем. Всего три гласных (a, i, o) и восемь согласных(p, t, k, ‘, b, g, s, h). Правда, почти каждой из согласных фонем соответствуют два аллофона. К тому же язык имеет и «свистящую» версию, употребляемую для передачи сигналов на охоте.

  2. Абсолютное отсутствие счета. Все остальные народы мира, сколь примитивными бы они ни были, умеют считать хотя бы до двух, т.е., различают «один», «два» и более двух. Пирахa же не умеют считать даже… до одного. Они не различают единственности и множественности. Покажите им один палец и два пальца — и они не увидят разницы. У них имеются только два соответствующих слова: 1) «маленький / один или немного» и 2) «большой / много». Тут следует заметить, что в языке пирахa нет слова «палец» (есть только «рука»), и они никогда ни на что не показывают пальцем — только всей кистью руки.

  3. Отсутствие восприятия целостности и частности. В языке пирахa нет слов «весь», «все», «всё», «часть», «некоторые». Если все члены племени побежали на речку купаться, то рассказ пирахa будет звучать так: «А. пошел купаться, Б. пошел, В. пошел, большой/много пирахa пошел/пошли». Также у пирахa нет чувства пропорции. Белые торговцы уже с конца 18 века ведут с ними меновую торговлю и всё дивятся: пирахa может принести пару перьев попугая и потребовать взамен всю кладь парохода, а может притащить что-то огромное и дорогое и потребовать за это глоток водки.

  4. Отсутствие подчиненности в синтаксисе. Так, фраза «он мне сказал, каким путем он пойдет» на пирахa дословно не переводится.

  5. Чрезвычайная бедность местоимений. До недавнего времени у пирахa скорее всего вообще не было личных местоимений («я», «ты», «он», «она»); те, которые они употребляют сегодня, совершенно явно заимствованы у соседей-тупи.

  6. Отсутствие отдельных слов для обозначения цветов, и, следовательно, слабое их восприятие. Строго говоря, есть только два слова: «светлый» и «темный».

  7. Чрезвычайная бедность понятий родства. Таковых всего три: «родитель», «ребенок» и «брат/сестра» (без какого-либо различия пола). К тому же «родитель» означает и деда, бабку и т.д.; «ребенок» — внука, и т.д. Слов «дядя», «двоюродный брат» и т.п. нет. А так как нет слов, нет и понятий. Например, половая связь тетки с племянником не считается инцестом, т.к. нет понятий «тетка» и «племянник».

  8. Отсутствие какой-либо коллективной памяти, более давней, чем личный опыт самого старого из ныне живущих членов племени. Например, современные пирахa не осознают, что было когда-то время, когда белых людей в округе вообще не было, что они когда-то пришли.

  9. Почти полное отсутствие каких-либо мифов или религиозных верований. Вся их метафизика основывается исключительно на снах; правда, даже и тут они не имеют ясного представления о том, что это за мир. Тут надо заметить, что в языке пирахa нет отдельных слов «мысль» и «сновидение». «Я сказал», «я подумал» и «я увидел во сне» звучат одинаково, и лишь контекст позволяет угадать, что имеется в виду. Никакого намека на миф творения нет. Пирахa живут в настоящем времени и сегодняшним днем.

  10. Практически полное отсутствие искусства (узоров нет, тела не раскрашивают, никаких серег или колец в носу не носят). Следует заметить, что дети пирахa не имеют игрушек.

  11. Отсутствие последовательного суточного ритма жизни. Все остальные люди днем бодрствуют, а ночью спят. У пирахa же такого нет: они спят в разное время и понемногу. Захотелось поспать — лег, поспал 15 минут или часок, встал, пошел на охоту, потом снова немного поспал. Поэтому фраза «поселок погрузился в мирный сон» к пирахa неприменима.

  12. Отсутствие накопления пищи. Никаких лабазов и хранилищ нет. Все принесенное с охоты мясо немедленно съедается, а если следующая охота неудачна — ходят голодными до тех пор, пока снова не повезет.

При всем при этом пирахa своей жизнью очень довольны. Они считают себя самыми обаятельными и привлекательными, а остальных — какими-то странными недочеловеками. Себя они называют словом, буквально переводимым как «нормальные люди», а всех не-пирахa (и белых, и других индейцев) — «мозги набекрень». Интересно, что самые близкие (в генетическом отношении) к ним индейцы мура когда-то, очевидно, были такими же, как и они, но затем ассимилировались с соседними племенами, утратили свой язык — и свою примитивность — и стали «цивилизованными». Пирахa же остаются такими же, как были, и на мура смотрят свысока.

Вот еще истории про племена и традиции: вот и действительно ли ? Вот тут и знаете ли вы . Вот из последнего такая тема как

» мы публиковали статью «Как меньше спать без вреда для тела? «, где постарались подробно ответить на этот вопрос. Как оказалось, в мире полно чудес, и в дебрях Амазонки существует целое племя: люди, которые никогда не спят. И взрослые, и дети, и старики. Мало того, что не спят — так ещё и другим не советуют.

Люди, которые никогда не спят, объединяются в племя-народность под названием «pirahã», пираха. Их немного, всего около 400 человек. Кстати, на нашем сайте мы уже затрагивали другое племя Амазонки (в статье «Водопад Анхель, джунгли, аборигены и приготовление бататовых лепёшек «). Правда, они более многочисленны и более цивилизованы… Но и менее счастливы. Но не будем забегать наперёд.

Люди, которые никогда не спят, отличаются рядом удивительных особенностей.

Что говорят, идя на боковую? Пожелания звучат различно, но везде выражают надежду на то, что собеседник будет спать сладко, видеть во сне голеньких поросят и проснется утром свежим и полным сил. По-пирахски же «Спокойной ночи» звучит как «Только не вздумай дрыхнуть! Тут всюду змеи! »

Пираха считают, что спать вредно.

  1. Во-первых, сон делает тебя слабым.
  2. Во-вторых, во сне ты как бы умираешь и просыпаешься немножко другим человеком. И проблема не в том, что этот новый человек тебе не понравится — ты просто перестанешь быть собой, если станешь спать слишком долго и часто.
  3. Ну и, в-третьих, змей тут и правда навалом.

Так что пираха не спят по ночам. Дремлют урывками, по 20-30 минут (знакомый ритм сна по статье «Как меньше спать без вреда для тела? «), оперевшись на что-нибудь. В остальном

  • болтают,
  • смеются,
  • мастерят,
  • танцуют у костров
  • играют с детьми и собаками
  • и т.д..

Тем не менее сон потихоньку видоизменяет пираха — любой из них помнит, что раньше вместо него были какие-то другие люди.

«Те были гораздо меньше, не умели заниматься сексом и даже питались молоком из грудей. А потом те люди все куда-то делись, и теперь вместо них — я. И если я не буду подолгу спать, то, возможно, и не исчезну. Обнаружив же, что фокус не получился и я опять поменялся, я беру себе другое имя…»

В среднем пираха меняют имя раз в 6-7 лет, причем для каждого возраста у них есть свои подходящие имена, так что по имени всегда можно сказать, идет речь о ребенке, подростке, юноше, мужчине или старике

Возможно, именно такой сон без различения дня и ночи создал необычное отношение ко времени. В языке племени нет понятий (или они очень плохо разработаны):

  • «завтра»
  • «сегодня»
  • «прошлое»
  • «будущее».

В общем, как в песне:

На проклятом острове нет календаря

Только «дикари» отнюдь не рыдают, а довольны и счастливы.

С отсутствием понятий о «завтра» пираха не могут думать о будущем. Они просто не умеют этого делать. Следовательно, они делают запасов еды. Вообще. Они просто ловят ее и едят (или не ловят и не едят, если охотничье-рыбацкое счастье им изменяет).

Что пираха делают, когда нет еды? Устраивают себе разгрузочные дни. Они практикуют лечебное голодание даже тогда, когда еды в деревне достаточно.

Проблема с языком привела к тому, что долгое время никто не мог понять пираха. В частности, постоянно проваливались попытки насадить им христианство.

Но после того, как в племени побывал лингвист, выяснилось, что барьер для понимания был глубоко в основах. Язык пираху оказался уникальным (единственный живой язык из семьи муранских языков — языков средней Амазонии). Например:

  • в языке в всего семь согласных и три гласных.
  • местоимений пираха не знают и если им нужно показать в речи разницу между «я», «ты» и «они» пираха неумело пользуются местоимениями, кторые употребляеют их соседи индейцы-тупи
  • глаголы и существительные у них особо не разделяются
  • пираха не понимают смысла понятия «один».
  • цифр и счета они не знают, обходясь всего двумя понятиями: «несколько» и «много» . Две, три и четыре пираньи — это несколько, а вот шесть — уже явно много.

Так что выяснить историю племени, пусть даже по мифам, — откуда у них такие представления о жизни — не представляется возможным. Разве что кто-то найдёт машину времени 🙂 Или всё же объяснит пираху категорию времени и разбудит воспоминания предков 🙂

Простота языка приводит к тому, что отсутствует множество «лишних» слов:

  1. Слова вежливости: «здравствуйте», «как дела?», «спасибо», «до свидания», «извините», «пожалуйста» и так далее отсутствуют.
  2. Точно так же, индейцы не понимают, что такое стыд, вина или обида. Даже малеьнких детей тут не ругают и не стыдят. Им могут сообщить что хватать угли из костра глупо, играющего на берегу ребенка придержат, чтобы тот не упал в реку, но бранить пираха не умеют.

Обычно примитивность сочетается с огромной кучей религиозных табу, верований и так далее (как это характерно, например, для аборигенов Австралии). Тогда как у пираха удивительно мало ритуалов и религиозных представлений:

  1. Пираха знают, что они как и все живое — дети леса. Лес полон тайн… даже нет, лес — это вселенная, лишенная законов, логики и упорядоченности. В лесу обитает множество духов. Туда уходят все мертвые. Поэтому лес — это страшно.
  2. Но страх пираха — это не страх европейца. Когда мы боимся, нам плохо. Пираха же считают страх просто очень сильным чувством, не лишенным опрделенного очарования. Можно сказать, что они любят боятся.
  3. Идея единого бога, например, буксовала среди них по той причине, что с понятием «один» пираха, как уже говорилось, не дружат. Сообщения о том, что их кто-то создал, тоже воспринимались пираха недоуменно.

Итак, пираха верят в духов леса, но не имеют религии, обрядов, представлений о Боге или божествах.

Кроме того, интересный факт: пираха считают сновидения частью своего реального жизненного опыта и говорят о событиях сна так, словно бы это произошло в реальности.

Как результат, по словам очевидцев:

Люди, которые никогда не спят, отличаются повышенной жизнерадостностью.

Правда, при этом неплохо было бы не участвовать в социальных играх в целом, и в играх «стыд, вина, обида» в частности».

Интересно, можно ли испытывать такую жизнерадостность в рамках современной цивилизации?..

Говорят, человек может прожить без сна только 10-11 суток. Но из этого правила есть исключения. В мире несколько десятков людей, которые не спят годами и даже десятилетиями. Среди них — вьетнамский фермер, британская учительница и житель Минска. Для кого-то из них превратилась в проклятие, а кто-то почти не страдает от странной болезни.

Расстройство нервной системы, приводящее к полному отсутствию сна, врачи называют колеститом.

Обычные люди чувствуют дискомфорт, обходясь без сна даже сутки-двое. Портится настроение, временами притупляются или, напротив, болезненно обостряются зрение и слух, катастрофически падает работоспособность. Без кофе и прочих стимуляторов становится невозможно сосредоточиться. Это состояние испытывал на себе каждый студент, готовящийся к сессии. На третьи-пятые бессонные сутки начинаются более серьезные проблемы: галлюцинации, кошмары наяву, может развиться вполне серьезная депрессия. Ставить на себе подобные эксперименты не порекомендует ни один врач.

Однако в природе существует редкий недуг, который опровергает все медицинские законы — пожизненная бессонница, или, по-научному, колестит. За всю историю медицины были известны ее единичные случаи.

В 1940-1950 годы в Нью Джерси проживал старый человек по имени Ал Харпин. Старику было около 90 лет, и он был практически нищим. Бездомные вроде него ютились в хижинах из листьев и ветвей деревьев. Такую же выстроил себе и Ал, вот только в его пристанище не было ничего похожего на кровать или лежанку. Эти предметы ему просто не требовались: сколько он себя помнил, Ал Харпин не умел спать. Ему это просто не требовалось. О чудесном старичке ходили легенды, и в его хижину стали наведываться доктора. Ни один из них не мог понять, в чем секрет Харпина, который действительно не спал. В течение нескольких часов он отдыхал сидя или лежа — и таким образом восстанавливал силы. Сам старик простодушно считал, что своей особенностью обзавелся еще до рождения: мать рассказывала ему, что во время беременности сильно ударилась животом.

В американской газете конца XIX века была опубликована следующая заметка. "Дэвид Джонс вызвал особый интерес у местных врачей, так как несколько лет назад провел без сна 90 суток, через год — 131 сутки, в настоящее время он переживает очередную волну бессонницы". Автор заметки рассказывал, что удивленные медики установили за Джонсом круглосуточное наблюдение и убедились: мужчина действительно не спал. По словам окружающих, Дэвид не жаловался и, казалось, не испытывал никакого дискомфорта — наоборот, в освободившееся время охотно занимался делами своей фермы. Никаких причин своего состояния он тоже найти не мог — разве что сообщил врачам, что в юности много курил. В конце концов врачи просто оставили его в покое.

К сожалению, не все переносят колестит так легко, как американский бродяга Харпин и фермер Джонс. Для сорокалетней учительницы Джоаны Мур отсутствие сна стало сущим проклятием. Вечером 1962 года она вернулась домой из школы, где в то время работала. Джоана устала за день. Она почувствовала сонливость, зевнула… а дальше произошло нечто, чего ни сама женщина, ни врачи до сих пор не могут объяснить. Джоана рассказывает, что в тот момент как наяву увидела свою покойную мать, а затем у нее в голове словно "что-то сместилось". Мисс Мур не заснула ни в ту ночь, ни в следующую. Больше она не спала никогда. К сожалению, сумев выжить без сна, она чувствует себя ужасно. Джоанна рассказывает, что желание спать теперь одолевает ее и днем, и ночью. Она постоянно ощущает слабость и , но заснуть не может, как ни старается. Никакие снотворные и успокоительное препараты не смогли ей помочь. Врачи, обследовавшие Джоанну Мур, пришли к выводу, что у нее поражена часть головного мозга. Как ни странно, по остальным медицинским показателям здоровье Джоан в норме. Но психологически каждая бессонная ночь становится для нее испытанием. "В тишине и пустоте я чувствую себя единственным живым человеком на всей Земле", — жалуется она.

Вьетнамец Тай Нгок не спит 39-ый год подряд. Колестит поразил его после перенесенной лихорадки. Долгие годы вьетнамец оставался здоров и работоспособен. Но давая интервью в 2006 году, Тай признался, что из-за отсутствия сна стал чувствовать себя "как растение без воды".

Соотечественник Тая Нгока, крестьянин Нгуен Ван Кха, не смыкает глаз немногим меньше — уже 27 лет. По словам Нгуена, последний раз он нормально спал в 1979 году. Затем с ними стало происходить что-то странное. Однажды вечером, закрыв глаза, Кха почувствовал сильное жжение под веками, а в его сознании возник образ пылающего огня. С тех пор это происходило всякий раз при попытке задремать, и уснуть Ван Кха не удавалось. Более того, он вообще перестал закрывать глаза. За минувшие годы феномен неспящего вьетнамца так и не нашел научного объяснения. По рекомендациям разнообразных медиков Кха перепробовал большое количество различных европейских лекарств и средств восточной медицины, но все было напрасно. К счастью, Кха, по его словам, чувствует себя вполне хорошо и от своего причудливого недуга никак не страдает.

Один из самых знаменитых "неспящих" — житель Минска Яков Цеперович. В возрасте 26 лет он пережил клиническую смерть. По некоторым данным, ревнивая супруга попыталась отравить его, подсыпав что-то в вино. Мужчине стало плохо, его увезли на "скорой". Врачи в буквальном смысле "достали" Якова с того света. Правда, вернулся он другим человеком.

Яков долго приходил в себя, заново учился разговаривать, переписывался с окружающими на листе бумаги. Но с его телом происходили удивительные перемены: молодой человек ощущал удивительный прилив сил. Его посещали свежие мысли и идеи, причем некоторые были облечены в стихотворную форму — хотя до этого Цеперович никогда не писал стихи.

На этом странности не закончились. Окончательно вернувшись к нормальной жизни, Яков обнаружил, что потерял способность спать. Первое время это доставляло огромные мучения. Спать очень хотелось, как это бывает во время обыкновенной бессонницы, но уснуть мужчина не мог. При попытке прилечь Яков слышал в своей голове какой-то щелчок, и, по его собственному описанию, чувствовал, словно какая-то сторонняя сила заставляет его садиться в постели. "Это был самый настоящий кошмар, — вспоминает он. — Непрерывная борьба за возможность хоть на мгновение забыться во сне".

Спустя какое-то время наступил перелом: организм Якова, по-видимому, научился обходиться без сна. Физические силы стали прибывать словно по волшебству: Яков без всякой усталости мог отжиматься часами, поднимать гири. Самое интересное заключается в том, что, по свидетельству очевидцев, Цеперович перестал стареть. Фотографии, на которых ему 40-43 года, неотличимы от снимков, сделанных в 25-26 лет.

"У меня такое состояние, как будто времени нет вообще, говорит Яков.- Я не чувствую прожитых лет. Такое ощущение, что бесконечно длится один и тот же день без разрывов и промежутков. Мне кажется, что моя жизнь будет продолжаться бесконечно".

Вскоре его состоянием заинтересовались врачи. Они установили, что мужчина действительно не спит, и обнаружили, что температура его тела не поднимается выше 34 градусов. Больше никаких патологий и изменений в его организме обнаружено не было. Сейчас Яков Цеперович живет со второй супругой, у них есть сын. Чтобы на время "отключаться" от внешнего мира без помощи сна, он занимается йогой и медитирует.

Несмотря на свое великолепное, казалось бы, здоровье, Яков тоскует по утраченной возможности спать и не считает освободившиеся ночные часы "подарком". "Как ни странно, я это время никак не использую, — однажды сказал он. — Господь подарил мне жизнь, и я просто живу. К тому же, поймите, для меня это не дополнительное время, а просто обычное время, которое есть у каждого человека, и заполняю я его обычными делами. Конечно, ночью не будешь заниматься шумными делами, когда все вокруг спят. Поэтому в это время я читаю, пишу, думаю".

"Мне и сейчас по-прежнему хочется стать человеком, который может спать", — признается Цеперович.


Человек не спит 32 года

«Время для меня как будто остановилось в далёком 1979 году. И с тех пор длится один долгий-долгий день...» Так говорит Яков Циперович - человек, о котором в 80-е и 90-е много писала пресса. О нём было снято около 70 фильмов, в том числе иностранными телекомпаниями. А всё потому, что после перенесённой клинической смерти Циперович потерял способность спать. Более того, спустя некоторое время он понял, что перестал… стареть.

В 2011 году ему исполнилось 58 лет, но внешне он

Остаётся 26-летним молодым человеком. В конце 90-х

Яков Циперович с женой и сыном перебрался из Минска в

Германию, в город Галле, недалеко от Лейпцига. «АиФ»

дозвонился до человека-феномена. И услышал в трубке

Как ванька-встанька

- Яков, так что же случилось с вами в 1979 году?

Бывшая жена пыталась отравить меня. Точнее, не

Пыталась, а отравила - из ревности. Была сильная

интоксикация, резко упало давление, и на этом фоне

наступила клиническая смерть. Меня доставили в одну из

минских больниц. Клиническая смерть длилась час, а

потом целую неделю я лежал в коме. Когда очнулся, то

полгода не мог произнести ни слова.

Другим, как будто не моим вовсе. Вообще, странностей

было много. Я плохо чувствовал своё тело, словно

находился в невесомости. Все предметы вдруг стали

легче, чем были раньше. Изменилось восприятие

окружающих людей, я будто читал их мысли, ощущал то

Же самое, что они. Если у кого-то рядом что-то болело,

эта боль передавалась и мне. Наконец, я совершенно не

мог лежать.

- Это как? Как ванька-встанька, что ли?

Совершенно верно. Стоило принять горизонтальное

Положение, как меня буквально выбрасывало из кровати.

Едва начиналось забытьё, в голове будто что-то щёлкало

и возвращало меня в состояние бодрствования. Поэтому

я никак не мог уснуть. Глотал снотворное, но оно не

помогало. Это вызывало у меня панику и ужас, я

оценивал случившееся как наказание за свои проступки.

Прошло несколько лет, прежде чем я понял: можно жить

И в таком невероятном состоянии. И это скорее всё-таки

дар, а не наказание. Так что время до 1995 года я провёл

фактически на ногах, в состоянии абсолютной

бессонницы.

- А в 1995 году вам удалось-таки уснуть?

Я начал заниматься йогой, при помощи медитаций и

Восточных практик научился достигать состояния

полусна. Вхожу в состояние нирваны, искусственно

отключаю себя. Но это всё равно не сон, я всё время

слышу, что происходит вокруг. Зато тело обрело

способность принимать горизонтальное положение -

правда, не более чем на 2-3 часа. Главное - энергия

- Чем же вы занимались по ночам, пока не научились

медитировать?

Заполнял их обычными делами. Конечно, ночью не

Пошумишь, поэтому чаще читал или писал стихи. Ну и

пытался научиться спать - разрабатывал свою систему

упражнений. Ведь потеря сна - это потеря энергии. Её

надо восполнять. Я создал систему упражнений, которые

полностью блокируют все процессы старения в

организме и компенсируют потери.

- И в чём её суть?

- Это упражнения на основе йоги. Приведу аналогию с

Испорченной пластинкой. Она крутится на проигрывателе,

и её заело. Так и мои упражнения: они останавливают

внутреннее время человека, не дают ему уйти вперёд.

Человек ведь сам себя программирует всего на 70-80 лет

жизни. А я считаю, что мы можем и должны жить до 200

лет. И своим примером пытаюсь это доказать. Дело в

том, что за последние 30 лет я абсолютно не меняюсь

внешне.

- Кстати, когда вы это осознали?

Я заметил это, когда мне уже перевалило за 40.

Регулярно встречался с одноклассниками, и они всё

чаще стали говорить: «Что-то ты совсем не стареешь!»

- Яков, а врачи вас обследовали?

Я по своей инициативе несколько раз ложился на

Обследования. Был у профессоров Вейна и Ильина.

Александр Вейн являлся на тот момент самым известным

специалистом в области сна, он работал в 1-м

Московском медицинском институте. Ездил в Ленинград,

в Институт мозга. Меня обследовали: снимали

энцефалограмму, брали анализы. И потом говорили, что

всё в порядке, никаких аномалий нет. А на то, что я не

сплю, врачи внимания особого не обращали, их это

почему-то не интересовало.

В Институте мозга мне вообще сказали: «Мало ли почему

Человек не спит! Многие не спят». Потом я пытался

лечиться от своего «недуга» у экстрасенсов, даже у

Джуны. Но все говорили: «Вы абсолютно здоровы».

Здесь, в Германии, я тоже обращался к медикам. В Галле

есть университет, а в его клинике - лаборатория сна. В

2003 году они меня исследовали. Точнее, просто хотели

убедиться, что я действительно не сплю. Подключили ко

мне датчики, сделали компьютерную томографию мозга.

Целую неделю я находился в этой лаборатории, никаких

патологий не выявили.

- Какой совет вы дадите нашим читателям?

Помните, что главное - насыщать организм энергией.

Как только человек начинает терять энергию, он

заболевает. Любая болезнь - следствие такой потери.

Значит, надо искать способ её компенсации. Для кого-то

это просто здоровый образ жизни, для кого-то

специальные упражнения. Ищите свой путь, свой метод."



ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НИКОГДА НЕ СПЯТ очень интересные факты читать здесь Геннадий ФЕДОТОВ, собкор «Аномальные новости» 2007год



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top