Что такое гибкость мышления. Выход за рамки

 Что такое гибкость мышления. Выход за рамки

Д. Гилфорд описывает гибкость как способность к переосмысливанию функций объекта, использованию его в новом качестве. В типичном тесте на гибкость испытуемому предлагается перечислить все возможные способы использования обычного кирпича. При этом, если испытуемый скажет, что "с помощью кирпича можно: придержать дверь, сделать груз для бумаги, заколотить гвоздь, сделать красную пудру", он получает высокий балл по гибкости мышления. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют, что гибкость мышления является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет субъекта выявлять ранее не анализировавшиеся признаки объекта и, переосмысливая их, решать проблему.

В отечественной психологии наиболее полным можно считать понятие гибкости мышления, введенное Н.А. Менчинской. Она считает, что гибкость мышления проявляется в целесообразном варьировании способов действия, в легкости перестройки уже имеющихся знаний и перехода от одного действия к другому.

Наше понимание гибкости мышления связано со сменой интерпретации свойств объекта, с качественным преобразованием объекта в ситуации решения мыслительной задачи. Основу гибкости мышления, по нашему мнению, составляет механизм опосредствования. В отечественной психологии развитие опосредствования рассматривается как становление знаковой функции сознания.

Если в работах Л.С. Выготского в качестве универсального средства рассматривалось слово (знак), то в дальнейшем были изучены не только понятийные, но и образные средства. Овладение ими в дошкольном возрасте дает возможность ребенку решать мыслительные задачи, требующие отражения довольно сложных скрытых связей и отношений между объектами.

В наших предыдущих работах изучались образные средства гибкого мышления дошкольников - комплексные представления. К ним мы относили такие образы объектов, в которых они отражаются в совокупности своих свойств. В рамках одного такого представления субъект может переходить от анализа одних свойств объекта к другим его свойствам, проявляя гибкость мышления. В комплексном представлении различные свойства объекта не игнорируются даже в том случае, когда ситуация задает определенный контекст интерпретации объекта, выдвигая на передний план одни свойства и затеняя другие. Таким образом, комплексные представления позволяют увидеть признак не сам по себе, а в системе свойств и связей объекта и, при необходимости, произвести переориентировку признаков, их обобщение по другому основанию.

В работах Н.Е. Вераксы обозначен подход к пониманию гибкости детского мышления как психологическому феномену, с помощью которого субъект может отражать различные свойства объекта, в том числе и противоречивые. Механизм диалектического мышления дошкольников характеризуется единством диалектических мыслительных действий и средств. Система диалектических действий составляет основу оперирования отношениями противоположности. Автор выделяет:

Действие диалектического превращения, цель которого заключается в рассмотрении объекта как противоположного самому себе;

Действие диалектического опосредствования, направленное на поиск таких целостностей, которые характеризуются наличием определенных заранее противоположностей;

Действие диалектического объединения, направленное на установление в анализируемой целостности отношений противоречивости, на утверждение правомерности обоих взаимоисключающих отношений при характеристике объекта;

Действие диалектического обращения, которое позволяет перейти от исходного отношения между объектами к противоположному;

Действие смены альтернативы, позволяющее выйти за контекст данной ситуации, рассмотреть предмет или явление под новым, часто противоречивым углом зрения.

Главная функция средств диалектического мышления состоит в отражении отношений противоположности. В их качестве могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект может передавать отношения противоположности. В исследованиях Н.Е. Вераксы установлено, что механизм диалектического мышления начинает складываться уже в дошкольном возрасте.

В исследовании В.Т. Кудрявцева и В.Б. Синельникова показано, что при решении проблемы, где требуется раскрыть потенциальные свойства знакомой вещи в новых условиях, не деформируя целостности этой вещи, дошкольники могут улавливать принцип структурирования противоречия как проблемного целого. С этим противоречием дети связывают источник целостного развития ситуации. Такое развитие протекает в форме образного разрешения данного противоречия. В результате исходная целостность не разрушается, а преобразовывается в целостность более высокого порядка. Таким образом, дошкольники способны создавать и использовать образные средства мышления, отражающие наличие в объекте противоположных свойств: оставаясь самой собой, чернильница должна в то же время по-новому проявить свою "самость" - расплескать чернила, чтобы прогнать разбойника - быть одновременно и чернильницей, и сторожем.

Следовательно, можно полагать, что гибкое мышление на определенном уровне развития оперирует отношениями противоположности. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что в психологической литературе гибкость рассматривается как свойство продуктивного, творческого мышления, основу которого составляет продуктивное преобразование проблемных ситуаций. В умении ребенка гибко совмещать идеальный и реальный, условный и действительный планы ситуации психологи видят творческий потенциал дошкольника. Исследования показывают, что у дошкольников существует механизм мышления, позволяющий описывать развитие и преобразование объекта при решении задачи с помощью отношений противоположности. Тем самым продуктивное преобразование объектов заключается в их диалектическом преобразовании, которое осуществляется с помощью диалектических действий с теми средствами, которые отражают отношения противоположности. Гибкость мышления, включающую оперирование противоположными свойствами и отношениями объектов, мы определили как диалектическую гибкость.

Что такое гибкость ума? Её можно определить, как качество нашего разума, которое позволяет нам подстраиваться под окружающий нас мир, под ситуацию. Гибкость ума позволяет нам справляться с трудностями, анализировать данную реальность и предпринимать необходимые действия, адаптироваться под текущее положение дел.

Но на этом всё не останавливается. Гибкость ума заставляет нас расти и двигаться вперёд, учиться и развиваться. Гибкость ума помогает нам расширить собственные возможности, то как мы думаем и как мы выполняем свою работу.

Гибкость ума и личностный рост

Раскрыть свой потенциал, а также получить доступ к необходимым паттернам мышления - это довольно трудная задача. Благодаря нейронауке мы знаем, что нам легче и проще развивать свой разум в процессе обучения, чем просто пытаясь избавиться от уже имеющихся привычек и установившихся связей в мозгу.

Гибкость ума требует от нас открытости и способности принимать новую информацию, а также быть достаточно мотивированными. Учёными доказано, что наш мозг устроен так, что мы привыкли двигаться в каком-то направлении лишь в том случае, если нас ожидает какая-то награда. Нам необходимо "пересилить" себя, поставить себе цель "личностный рост" и двигаться к ней.

На рабочем месте гибкость ума необходима для того, чтобы подстроиться под атмосферу, царящую в компании. Также нам нужно установить новые связи, найти поддержку. Для того, чтобы развить в себе гибкость ума, нужно правильно настроиться и прибегнуть к использованию различных систем обучения, которые бы способствовали выработке у нас необходимых качеств и характеристик.

В наше время, большинство работников уходят от классических систем и схем роста по карьерной лестнице, они разрабатывают и используют свои механизмы обучения и развиваются в своих интересах, преследуя свои цели.

Гибкость ума и карьера

Концепт "вечного сотрудника" не умер, но он очень серьёзно изменился за последнее время. Несмотря на то, что сегодня многие профессионалы себя описывают именно так, сама идея "вечного сотрудника" уже выглядит как принуждение работать не в своих интересах, а по требованию компании (выполняя различные проекты, которые руководство посчитает нужным).

Традиционный "портрет" работы состоит из ряда заданий и наград. Задания выполняются отдельными сотрудниками и имеют степени важности и ответственности. Движение от простых к более сложным заданиям и принято называть карьерным ростом. Это односторонний линейный путь, матрица, состоящая из портфолио и постоянно меняющихся потребностей в тех или иных навыках сотрудников.

В то же время, сейчас профессионалами, в основном, ценится как раз автономность и гибкость.

Именно матрица требований и породила так называемые "рынки таланта", куда стекаются все: и работники, и работодатели. Одни предлагают свои таланты и опыт, а другие - ищут свежую рабочую силу.

Гибкость ума как компетентность

Для того, чтобы на ваши услуги всегда был спрос, нужно поддерживать себя в "свежести". Постоянный рост рынка требует постоянного развития. Большинство необходимых навыков можно приобрести, прибегнув к "микрообучению", то есть к изучению отдельного материала. Это обучение может осуществляться как индивидуально, так и при помощи профессионалов.

>Гибкость ума как компетенция, представляет собой комбинацию открытости и ловкости разума, которая связана с продолжительными действиями по улучшению собственных навыков для поддержания их актуальности. Как мы можем развить гибкость ума?

    Создать себе установку на рост и сфокусироваться не на текущем месте работы и требованиях, а на возможности будущего применения навыков. Нужно думать на несколько шагов вперёд.

    Взять ответственность на себя за свой рост и профессиональное развитие.

    Развить свои социальные взаимоотношения и завести ряд новых знакомств с людьми, которые лучше вас.

В повседневном общении можно проверить любого человека на гибкость мышления. Предложите знакомому описать все возможные способы использования какого-либо предмета. К примеру, с помощью кирпичей можно не только строить дома, но и заколачивать гвозди, придерживать двери, делать подставки, а также растирать их в порошок для поделок и проводить тренировки по йоге.

Способность представить большое количество разных нетрадиционных решений говорит о гибкости мышления. Благодаря этому качеству, в проблемных ситуациях человек ищет все признаки объекта и в состоянии обобщить или вычленить отдельные категории.

Общение с людьми

Гибкость мышления дает целый ряд преимуществ своему обладателю. Человек замечает в своем собеседнике и положительные, и отрицательные черты, а также обращает внимание на противоречивые суждения. Как правило, если между людьми складываются дружеские отношения, они склонны замечать друг в друге только хорошее. При конфликтном общении собеседники чаще концентрируются на разногласиях и негативе.

Человек с гибким мышлением воспринимает всю ситуацию в целом и по отдельности. Он может быстро перестроиться и переключить разговор в другое русло. Он может сам измениться, и если того требует ситуация, начать вести несвойственным для себя образом. В определенном смысле гибкость мышления можно приписать всем творческим людям.

Выход за рамки

Для людей с гибким мышлением не представляет труда выйти за рамки принятых норм и традиций. Они не подвержены жесткой фиксации собственных взглядов и убеждений. Такие люди анализируют ситуацию и принимают наиболее оптимальное решения для каждого случая. Они не создают себе клише, как должны жить, и не вешают ярлыков на знакомых.

Гибкость мышления проявляется в способности быстро переключаться на другой вид деятельности и при необходимости полностью менять план действий. Если человек понимает, что намеченный курс не ведет к желаемому результату, он с легкостью находит другие решения. Такая быстрая перестройка под изменяющиеся условия среды относится к свойствам продуктивного мышления.

Человек умеет переосмыслить ситуацию, отказаться от стереотипов и изменить тактику поведения с неэффективного на самое оптимальное. Он может сознательно поменять свое настроение, чувства и преобразует исходные знания в совершенно новый опыт.

Стиль нашего мышления является такой же привычкой, как и неосознаваемое нами шаблонное поведение. Вспомните, как вы думаете над решением какой-либо проблемы. Возможно, что также как и многие другие люди, не используете во время этого процесса специальные технологии. Большинство людей, говоря, что подумают, на самом деле просто не хотят принимать решение в данный момент и откладывают его на потом. Причины для этого могут быть разными. Перечислим некоторые из них. Это и неумение создавать новые варианты решения из-за недостаточной гибкости и беглости мышления, и опасение выбрать «неправильный» способ решения проблемы (неумение выбирать), и нежелание вообще что-либо делать.

Как тренировать гибкость и беглость ума? Для начала разберемся с понятиями.

Под гибкостью ума мы будем понимать

Способность выделять существенные (важные) признаки и максимально быстро перестраиваться с анализа одного признака или идеи на другой.
- способность выполнять определенное количество мыслительных операций за единицу времени.

Для ситуации поиска вариантов под гибкостью мышления можно понимать количество пришедших в голову идей. Гибкость ума относят к психологическим составляющим творческой личности.

Упражнение для развития креативности - составление списков идей.

Этот подход становится способом для развития гибкости и беглости мышления, так как предполагает протоколирование (записывание) всех приходящих в голову идей, концентрируя свое внимание на увеличении их количества, а не «обсасывании» одной. В определенной степени данный подход похож на метод генерации идей «Мозговой штурм (шторм)», используемый в большей степени во время групповых встреч для поиска решений возникших проблем.

Для тренировок достаточно использовать какой-либо рядом находящийся предмет. Например, шариковую ручку.

1. На листе бумаге напишите заглавие «Возможное применение шариковой ручки»

2. Придумайте и запишите пришедшие в голову идеи по применению шариковой ручки.

3. Как только заметите, что «застряли» на рассмотрении одной из идей, сфокусируйте свое внимание на заглавии листа «Возможное применение шариковой ручки» и продолжите генерировать идеи.

4. Просмотрите получившийся список. Если в нем присутствуют только общеизвестные способы применения предмета, как то «для письма, для рисования, для верчения в пальцах и т.п.», то попробуйте найти ему применение в других (необычных) областях. Например, «палочка для поддержки цветка в горшке, для размешивания загустевшей краски и т.д.»

Для увеличения результативности стоит ограничить время для выполнения упражнения. Критический анализ получившихся результатов проводить не надо.
Регулярное повторение упражнения способствует появлению привычки вырабатывать много идей для их последующего анализа, а не ограничивать себя одним-двумя. Таким образом, вы будете тренировать и

«Знание - сила» - выучиваем мы с детства. Проблема в том, что знания могут стать и тормозом на нашем пути, если мы их абсолютизируем. В той или иной степени этим грешит каждый. Человеческой природе свойственно избегать неожиданностей, предпочитать определенность. Но жить мы обречены в сложном, изменчивом и неопределенном мире.

Кем бы мы ни были, нам приходится иметь дело с неведомым, в котором то, что мы знаем и считаем истинным, правильным, не работает. Уверенность становится шорами на глазах. Необходима большая гибкость, открытость новому, умение сомневаться, пишут два известных бизнес-консультанта, Стивен Д’Соуза и Дайана Реннер, в своей книге «Не в знании сила. Как сомнения помогают нам развиваться».

Подходите к каждому вопросу с позиции искреннего незнания

Они разработали несколько несложных практик, помогающих развивать в себе экспериментальный склад ума, присущий ученому, а также склад ума антрополога. Ученый разрабатывает эксперименты, в которых тестирует гипотезы, делится результатами, ищет паттерны и открыт альтернативным объяснениям. Антрополог остро осознает все, что происходит вокруг, он в высшей степени внимателен. Это не отстраненный наблюдатель - ему известны и свои предрассудки, не только предрассудки других.

Если вы попробуете некоторые из этих упражнений, оставьте себе время, чтобы проанализировать новый опыт. Полезно при этом делать заметки или вести дневник. Опыт, показавшийся бессмысленным с первого раза, может впечатлить со второй попытке. Повтор придаст ему глубину и силу. Иногда лишь многократный повтор, длительная практика ведут к прозрениям и совершенствованию, пишут Д’Соуза и Реннер. Главное, получать от этих экспериментов удовольствие. Лучше всего люди учатся, «резвясь и играя».

Начните учить

Хороший способ укрепить в себе «сознание начинающего» - обсудить то, что вы хорошо знаете, с людьми, которые в этом совершенно не разбираются, или даже начать учить их. Это могут быть сотрудники, новички в профессии или просто друзья.

Если хватит храбрости, вызовитесь провести урок в школе или в молодежном центре. Дети не смолчат и выскажут критику вам в лицо. Этот опыт поможет очистить речь и мысли от профессионального жаргона, вынудит говорить просто. Придется пересмотреть знакомое и выделить в нем те аспекты, которые уже не относятся к делу.

Порядок в доме - порядок в голове

Убирая дом, вы символически освобождаете место для умственной ясности. Заодно вы видите (буквально и метафорически), сколько накопилось бесполезного или неиспользуемого хлама (убеждений, предвзятости). Вычищая старое, мы освобождаем место новому.

Можно начать с малого - в какой ящик или шкаф вы давно не заглядывали? Переберите вещи, которые давно не вытаскивали, и если увидите что-то, чем больше года не пользовались, - сразу в мусор. Наблюдайте за собой: как вы себя чувствуете теперь, когда пространство расчистилось?

Представьте себя Сократом и начинайте сомневаться

Сократ прославился привычкой задавать вопросы и девизом «Я знаю, что ничего не знаю». Выберите ситуацию невысокого риска (не заполнение налоговой декларации) и попробуйте не отвечать на вопросы сразу, делайте каждый раз паузу на несколько мгновений, чтобы обдумать вопрос.

Подходите к каждому вопросу с позиции искреннего незнания. Относитесь к нему словно к кусочку еды - не заглатывайте, а разжевывайте. Следите за тем, как вы воспринимаете эту «пищу», каковы первые мысли, что вы порываетесь ответить, отмечайте любые эмоции и физические реакции. Несколько секунд могут длиться вечность, но, это всего несколько мгновений. Эта практика пробудит осознанность и создаст место для наблюдений и размышлений. А также научит воздерживаться от поспешных действий.

Сделать привычное непривычным способом

Все мы - рабы привычек. Значительную часть повседневной рутины мы выполняем почти бессознательно. Чистим зубы, едем на работу, а внимание полностью рассеивается. Этот эксперимент заставит выполнять знакомые действия непривычным способом.

Например, можно попробовать надеть куртку не так, как вы обычно ее надеваете. Если вы привыкли сначала просовывать в рукав правую руку, то начните с левой. Завяжите шнурки не в той последовательности или же скрестите руки так, чтобы сверху оказалась «непривычная» рука. Наблюдайте, как это на вас действует. Такая практика помогает выявить застарелые привычки и позволяет вести себя вопреки рутине.

Практикуйте молчание

Молчание - не только отсутствие звука, но и тишина, которую мы несем в себе даже на многолюдной площади. Выберите день и посвятите его молчанию: замечайте, когда и как вы нарушаете его, и выбирайте молчание. Например, если вы привыкли включать радио за завтраком, попробуйте поесть в тишине. Если вы читаете или едите перед телевизором, выключите телевизор. Этот эксперимент укрепит способность пребывать в молчании, не требуя развлечений. Вы начнете осознавать течение мыслей и слышать их.

Поиграйте в Шерлока Холмса

Выберите знакомое место - свою комнату, привычную дорогу (например, из дома на работу). Превратитесь в Шерлока Холмса, исследующего место преступления, или в антрополога, изучающего среду обитания неизвестного племени. Медленно, тщательно присматривайтесь ко всему, что вас окружает. Отмечайте фактуру и детали, смотрите на все с разных позиций, старательно наблюдая.

Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая о «почему»

Включите все чувства. Вы заметите искушение пропустить наиболее знакомые предметы, поэтому исходите из предположения, что здесь для вас ново все. Присмотритесь к тому, как ярлыки мешают постигать предметы. Этот эксперимент обостряет чувства и помогает развить навыки наблюдения.

Не перебивайте собеседника

Один день практикуйте умение слушать других полностью и до конца, пока собеседник не выскажет все, что хотел, и только потом отвечайте. Фиксируйте свою склонность вставлять реплику, выносить оценки, судить о содержании разговора, не дослушав. Тренируйте полное сосредоточение на собеседнике. Обращайте внимание на выбор слов, тон, позу, выражение лица. Замечайте влияние этих слов на вас, в том числе возникающие в теле ощущения. Повышенное внимание создает пространство включенности в диалог.

Мы часто спешим перейти к вопросу «как», забывая о «почему». В следующий раз, столкнувшись с комплексной задачей, не бросайтесь с ходу ее решать и не прибегайте к привычным методам, а поступите как трехлетний ребенок: с искренним любопытством спросите: «Почему?»

Импровизируя, вы полностью принимаете предложенные обстоятельства

Если такой вопрос кажется рискованным, подкорректируйте его. Попросите, например, собеседника рассказать подробнее. Такой подход помогает прояснить цель и выбрать наилучший способ действий.

Фантазируйте!

Импровизируя, вы полностью принимаете предложенные обстоятельства. Принимать не значит соглашаться, но значит признавать условия и работать с предложенным, продвигаясь вперед. Например, в импровизированных скетчах, если кто-то скажет: «В комнате прячется слон», а другой возразит: «Нет тут никакого слона», игра на том и закончится.

Если же второй участник ответит: «Да, и сейчас слон бросится на тебя», мизансцена готова. Все, что люди говорят и делают, воспринимайте как такую «подачу» партнера. Принимайте все, подтверждайте и развивайте идеи («Да, и сейчас...»). Этот опыт помогает выстроить подлинно креативный диалог, в котором обе стороны будут услышаны и смогут вместе создать нечто новое.

Устройте 90-дневные испытания

Переменам препятствует убеждение, что «это не сработает». Есть способ помешать отказу от идеи в зародыше - предоставить ей шанс, 90-дневное испытание. Выберите одну проблему - такую, в которой присутствует неопределенность и относительно которой непонятно, годятся ли предлагаемые способы решения.

Обкатайте эту идею в течение трех месяцев на уменьшенной модели: если решение не придет, откажитесь от нее. Такой подход избавляет от страха пробовать новое и цепляться за привычный ход вещей. 90 дней - вполне достаточный срок, чтобы идея успела прижиться и можно было точно судить, насколько она пригодна.

Об экспертах

Стивен Д’Соуза - директор Deeper Learning Ltd, международной консультационной компании по вопросам образования.

Дайана Реннер - директор Not Knowing Lab., международного проекта по управлению в условиях неопределенности и комплексных проблем.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top