Что такое ложные воспоминания. Почему наш мозг создает ложные воспоминания? Ложная память может расцениваться, как нежелание вспоминать то, что невыгодно

Что такое ложные воспоминания. Почему наш мозг создает ложные воспоминания? Ложная память может расцениваться, как нежелание вспоминать то, что невыгодно

Прежде чем говорить о ложной памяти, следует уяснить, что представляет из себя такой феномен человека разумного, как память.

В психологии под памятью понимают способность индивидуума запоминать все, что с ним происходит и влияет на его личность (окружающую обстановку, свои и чужие действия, существующие между ними связи), чтобы при необходимости воспроизвести полученный жизненный опыт.

Головной мозг постоянно анализирует информацию, поступающую из внешнего мира при помощи зрения, обоняния, слуха, осязания и вкуса, и выдает достоверные данные об окружающей среде, о том, что происходит с человеком. Когда же в процессе психологической обработки полученных сведений происходит сбой, процесс запоминания нарушается. В таком случае говорят о расстройстве памяти.

Об эффекте ложной памяти известно с древнейших времен, но вот точного объяснения такому феномену нет до сих пор. Некоторые врачи и психологи считают, что в этаком «узнавании» впервые увиденного или, допустим, услышанного психика помогает человеку адаптироваться к непривычной ситуации. Он легче, без болезненных потрясений и эмоций воспринимает новые для себя ощущения.

Ещё в начале 20 века французский врач Флоренс Арно описал вспышку ложных воспоминаний, произошедшую с ним, и назвал ее dejavu (дежавю), что в переводе означает «я это уже видел». Такие «памятные» обманы могут происходить не только со зрением, но и с другими органами чувств. Например, может показаться, что «подобное я уже слышал» или «чувствовал», хотя на самом деле это было совершенно новое незнакомое ощущение.

Изучением ложной памяти в 70-е годы прошлого века активно занималась американский психолог Элизабет Лофтус. Она пришла к выводу, что ложные воспоминания может сформировать, например, доверие к человеку, который навязывает свое предвзятое мнение к кому-либо или чему-нибудь. Отсюда недалеко до вывода, что СМИ, которым доверяет большинство людей, влияют на формирование общественного мнения.

Что это так на самом деле доказывает факт, что средства массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы) называют четвертой властью. На том основании, что они ловко управляют сознанием человека, пропагандируя и агитируя, допустим, за того или иного кандидата какой-либо политической партии только потому, что получили за это большие деньги.

Приступы дежавю, когда человеку кажется, что в его опыте такое уже было, чаще всего проявляются у молодежи 16-18 лет и в 35-40-летнем возрасте. У молодых это связано с недостатком собственного жизненного опыта. Все новое пугает своей неизвестностью, а ложная память защищает подсознание, имитируя, что данное состояние знакомо, вот только основательно подзабылось.

В среднем возрасте приступы «я это уже видел» связаны с ностальгическими воспоминаниями о прошлом, которое нередко видится в светлых грустных тонах. По мнению психологов, такое «виденье» служит защитным механизмом от далеко не всегда приятных жизненных реалий.

Такова психология ложных воспоминаний. Мозг человека сознательно искажает реальность, чтобы защитить его от сильного нервного стресса. Иными словами, ложная память - это психологическая защита от непривычной, непредвиденной ситуации.

Важно знать! Память человека субъективна. Запоминается лучше всего только то, что в большей мере соответствует внутреннему миру личности. В процессе запоминания уживается реальность с ложными вымыслами, которые часто по прошествии времени невозможно разграничить с действительностью.

Основные причины ложной памяти


Американский писатель Марк Твен с присущим ему юмором высказался, что «Когда я был молод, то помнил абсолютно все: и то, что было, и то, чего не было. Но я старею, и скоро буду помнить лишь последнее». В этих словах можно уловить намек, что с возрастом память слабеет, и часто человек выдает за действительность события, которые на самом деле с ним не происходили.

Причины, почему психика принимает вымысел за реальность, неоднозначны. В феномене ложной памяти врачи и психологи усматривают такие факторы:

  • Неразвитая память у детей до 3-х лет . Организм ребенка только становится. Лобные доли головного мозга, отвечающие за формирование краткосрочной и долговременной памяти, недостаточно развиты. Малыш просто не может надолго запоминать информацию, а если сохраняет, так только часть (фрагмент) события. Потому воспоминания, когда уже взрослый вдруг «напрягается» и выдает, что совсем маленьким его, допустим, похитили, довольно часто недостоверны. Хотя сам человек может искренне верить, что такое произошло с ним на самом деле.
  • Психологическая травма . Например, девочку в детстве изнасиловали, она долго боялась признаться в этом, а став взрослой, решила подать в суд на насильника. Это трагическое происшествие в ее интерпретации обросло неправдоподобными фактами, когда на самом деле уже трудно отделить ложь от правды. Феномен ложной памяти тут чисто психологический. Женщина рассчитывает на жалость, что ее, допустим, близкие и знакомые пожалеют, а преступника строго осудят. Такие случаи нередко происходили в судебной практике западных стран и часто оканчивались не в пользу истицы.
  • Искаженное представление об участниках событий . Память несовершенна, часто путаются не только обстоятельства произошедшего, но и люди, участвующие в нем. В специальной литературе приводится случай, когда женщина обвинила в изнасиловании мужчину, которого увидела по телевизору. Память «перепутала» и подсунула ей ложную информацию, хотя они не были даже знакомы.
  • Плохие сновидения . Здоровый сон не оставляет следа в памяти. Тревожные грезы нередко запечатлеваются и воспринимаются как реальные. Человек зацикливается на них, ведет себя в соответствии со своими «сонными» представлениями, что может серьезно осложнить ему жизнь. Но это просто вымысел, который можно, пожалуй, охарактеризовать известной испанской пословицей, что «сон разума рождает чудовищ».
  • Искусственные ложные представления . Если сознательно внушать что-либо, можно буквально внедрить в память ложные представления. Это убедительно доказала американский психолог Элизабет Лофтус. Изучая многочисленные свидетельства очевидцев дорожно-транспортных происшествий, она пришла к выводу, что показания могут быть ложными в силу неверно сформулированного вопроса. Допустим, на вопрос «Видели ли вы, как разбилась фара?», многие отвечали утвердительно, хотя на самом деле она была цела. Дело тут в том, что уже в самом вопросе заключен ответ. И многие «покупались» на него.

Важно знать! Деятельность головного мозга не изучена досконально, потому нет абсолютно ясного ответа на вопрос, как происходит формирование ложных воспоминаний. Есть только определенные наработки специалистов, которые в некоторой мере проясняют причины возникновения в памяти мнимых образов.

Разновидности ложной памяти


Человек запоминает внешний мир при помощи зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Эти основные пять чувств лежат в основе человеческой памяти. По способу запоминания она может быть двигательной, образной, эмоциональной и словесно-логической. Все эти 4 вида находятся в тесной взаимосвязи.

Формирование ложной памяти также происходит на этому принципу. Псевдопамять только дублирует способы запоминания информации. Отсюда вывод, что ложная память может быть:

  1. Зрительной . Человек попал в незнакомую для него обстановку, но ему кажется, что, допустим, этот стол и цветы на окнах он уже видел раньше. Это успокаивает и не заставляет нервничать. Разновидностью ложной зрительной памяти следует считать эмоционально-образную, когда мнимый образ предстает в ярких тонах, что может вызвать бурную реакцию.
  2. Слуховой . Это одна из разновидностей образной памяти, когда человек реагирует на звуки. Совсем незнакомый сравнивается с ранее слышанными и идентифицируются как знакомый. В данном случае срабатывает защитный рефлекс, предохраняющий психику от нервного срыва.
  3. Обонятельной . Когда кажется, что этот запах знаком, однако на самом деле человек ранее его не ощущал. Допустим, благоухание магнолии ассоциируется с ароматом розы.
  4. Вкусовой . Ранее незнакомые вкусовые ощущения воспринимаются как известные. Например, в необычной ситуации человек впервые попробовал незнакомое растительное блюдо, а ему кажется, что ест привычную мясную пищу.
  5. Осязательной . Можно назвать памятью на чувства. Допустим, совершенно случайно прикоснулся совсем незнакомый человек, а что-то подсказывает, что знакомы уже давно, хотя такое ощущение ложное. Такое представление можно отнести к категории мнимой эмоциональной памяти.
  6. Словесно-логической . Мы читаем и запоминаем содержание книги, разговора. Оперируем своими мыслями. Воспроизводим их в беседе или споре. Однако далеко не всегда они могут быть истиной. Ярким примером тому является эффект Манделы, который можно назвать ложной коллективной памятью, когда несколько человек или группа людей вспоминает прошедшие события одинаково, хотя на самом деле они противоречат реальным историческим фактам. Тут речь о стереотипе мышления, который формируют СМИ, пропагандируя угодную властям точку зрения на те или иные события.
Если приступы псевдопамяти редки, они не оказывают большого влияния на жизнь индивида. Но если они повторяются часто, это показатель нездоровых процессов в жизнедеятельности организма, в частности головного мозга. В таком случае говорят о болезненном расстройстве памяти.

Проявления ложной памяти как расстройства психики


Когда в памяти человека преобладают ложные воспоминания, следует говорить о синдроме ложной памяти (СЛП). Он определяет все стороны жизни индивида. И это уже нарушение процессов запоминания, болезненное проявление, которое медики называют парамнезией, что в переводе с греческого означает «неправильная память». Часто наступает при нервно-психических заболеваниях, обусловленных внешними (экзогенными) факторами. И провоцируется психозами, возникающими в результате разных заболеваний внутренних органов или интоксикации организма.

К проявлениям парамнезии следует отнести такие нарушения памяти, как:

  • Ложные смутные воспоминания (псевдореминисценции) . Реальные события далекого прошлого, обычно они касаются личного жизненного опыта, воспринимаются как произошедшие в настоящем. Допустим, человек в детстве испытал жгучую обиду. Она постоянно жгла душу и привела к неожиданному болезненному эффекту: стала восприниматься как произошедшая недавно. Такие нарушения памяти проявляются при разных заболеваниях центральной нервной системы и свойственны людям зрелого возраста.
  • Неправдоподобные рассказы (контабуляция) . Тут есть определенное сходство с псевдореминисценциями. Различие лишь в том, что произошедшее в прошлом не только переносится в настоящее, но и «разбавляется» выдуманными историями. Появляются фантазии, что, допустим, пошел погулять в лес, а его украли инопланетяне. Иногда выдумки сопровождаются бредом, приступом зрительных и слуховых псевдогаллюцинаций. Встречаются у шизофреников, наркоманов, алкоголиков, при передозировке психотропных лекарственных препаратов, у страдающих старческим слабоумием.
  • Фантастические мечты (криптомнезии) . Это болезненное состояние, когда, допустим, прочитанный роман или просмотренный фильм становится неотъемлемой частью жизни. Обратный эффект: человеку кажется, что именно его жизнь была описана в книге или показана в кинокартине. Он свыкается с этой мыслью и живет в своем иллюзорном мире, считает себя его героем. Разновидностью такого психического расстройства считается жамевю - неузнавание ранее известного. Может появляться в старческом возрасте или при шизофрении.
  • Сознание «навыворот» (фантазмы) . Нафантазированные события сознание вдруг обращает в реальность. Этого на самом деле не было, но представляется, что происходило в действительности.

Важно знать! Парамнезия - это болезненное нарушение памяти. Является следствием серьезного заболевания, которое подлежит лечению и психотерапевтической корректировке.

Особенности манипуляции ложной памятью


У памяти существуют свои серые зоны. Специалисты знают об этом, недаром в последние годы разгорелись жаркие дискуссии, можно ли вмешиваться в психику человека, заставляя его вспомнить то, чего, возможно, в его жизни совсем не было. Такие манипуляции с памятью, когда вдруг «припоминается» то, чего не было в действительности, могут иметь далеко идущие последствия не только для конкретного индивидуума, но и для общества в целом.

Психике свойственно выдавать ложные «метки», которые по разным причинам (иногда искренне, а чаще лукаво) люди принимают за действительно происходившее с ними. Об этом говорят случаи из жизни известных людей. Например, Мерилин Монро часто вспоминала, что в 7 лет была изнасилована. Вот только имя насильника каждый раз называла иное.

Немецкая кинодива Марлен Дитрих тоже любила рассказывать об изнасиловании в 16 лет учителем музыки. И даже называла его имя. Но журналисты выяснили, что в ее школьные годы тот даже не проживал в Германии.

Вполне вероятно, что и Мерилин Монро, и Марлен Дитрих свято уверовали в свои истории и воспринимали их серьезно. Тогда это не что иное как фантазм, разновидность парамнезии. А возможно, они просто лукавили. Общество сочувствуют людям, потерпевшим от насилия. У знаменитых прекрасных женщин жизнь оказалась такой несчастливой! Можно только искренне посочувствовать и пожалеть их.

Это один из феноменов ложной памяти. С другой стороны, она может спровоцировать ненависть и даже разлад между близкими. Известны случаи, когда уже взрослые дети обращались в суд, обвиняя своих родителей, что они жестоко обращались с ними в детстве. На этой почве происходили скандалы. Родители обвиняли детей, что все это выдумки. Близкие люди расставались врагами.

Так можно ли человека заставлять вспоминать свое прошлое? Психотерапевт может подтолкнуть припомнить «уплывшие» из сознания мельчайшие детали давно случившегося. А нужно ли это по прошествии многих лет, и точны ли такие воспоминания? Зачем вторгаться в психику человека, ведь никто из специалистов толком не знает, какой вред может принести манипулирование с памятью.

Замечено, если постоянно внушать человеку какую-либо ложную мысль, она, в конце концов, станет восприниматься как правдивая. Этим уже давно пользуются политтехнологи и небезуспешно навязывают обществу точку зрения той партии, на которую работают. Люди верят, а потом озадаченно чешут затылок, что выбрали, допустим, в парламент, совсем не тех депутатов.

Другой случай, когда превратно истолковываются исторические события. Если СМИ изо дня в день навязывают населению угодную властям точку зрения, она становится «истиной в последней инстанции». Народ начинает в нее верить, а иной взгляд считает ложным.

Это вполне сочетается с так званым эффектом Манделы, когда коллективная память опирается на ложные исторические факты. Назван по имени южноафриканского политического деятеля Нельсона Манделы. Многие люди на Западе считали, что он умер в тюрьме. Хотя политик вышел на свободу и даже стал президентом ЮАР.

Например, сегодня в Украине на государственном уровне отрицается Великая Отечественная война. Навязывается взгляд, что для украинцев это была только Вторая мировая. И многие в это свято уверовали. Так, вбивая в память людей ложные постулаты, переписывается история.

Важно знать! Ложная память является важным идеологическим фактором в политической борьбе. На ней строятся методы информационной и психологической обработки умонастроений людей.


Что такое ложная память - смотрите на видео:


Ложная память - малоизученный феномен человеческой психики, недостаточно известное психологическое явление, когда индивидуум «вспоминает» события, которые на самом деле не происходили. Такие воспоминания можно отнести к защитному рефлексу, реакции человека на еще неизведанное, чтобы защититься от возможной стрессовой ситуации или вызвать к себе жалось и сочувствие. С другой стороны, сознательная манипуляция общественным сознанием превращает людей в послушное стадо. Допустим, превратно истолкованные СМИ исторические факты и события (недавние или «дела давно минувших дней») становятся ложной коллективной памятью. Последствия такого агрессивного вмешательства в психику человека могут сказаться самым непредвиденным образом на жизни индивида и общества.

Исследователи заставили мышей помнить, что их били по лапам электрическим током, когда они находились в небольшом изолированном пространстве, притом, что этого никогда не происходило. И всякий раз, когда исследователи помещают мышей в эту комнату, они замирают (типичная реакция всех мышей на страх).

Уже давно известно, что у людей могут формироваться ложные воспоминания. Вспомните какой-нибудь случай из вашего детства, о котором родители рассказывали так часто, что у вас сложилось впечатление, что вы детально «вспомнили» этот эпизод, даже притом, что вы, очевидно, были слишком маленьким, чтобы действительно это помнить. Или подумайте, как часто показания свидетелей оказываются неверными при обвинении человека, что позже элементарно доказывается анализом ДНК.

«Таким образом, эта ложная память – серьезная социальная проблема», – говорит Судзуми Тонегава, биолог Массачусетского технологического института и ведущий исследователь в новом эксперименте, в интервью для Popular Science. Тонегава был удостоен Нобелевской премии по физиологии и медицине 1987 года «За открытие генетического принципа образования разнообразия антител».

Какой смысл в том, чтобы формировать ложные воспоминания у мыши? Имея возможность создавать ложные воспоминания, ученые могут изучить их более детально – изнутри, используя мышей, говорит Тонегава. В будущем такие исследования могли бы привести к лучшему пониманию того, как ложные воспоминания формируются у людей. Тем временем Тонегава и его коллеги уже использовали своих мышей, чтобы обнаружить важную вещь. На молекулярном уровне ложные воспоминания у мышей сильно походят на настоящие.

«Они действительно похожи с точки зрения основных механизмов, – говорит исследователь. – Поэтому неудивительно, что некоторые люди, несмотря ни на что, настаивают, что их ложные воспоминания верны».

Тайна создания ложных воспоминаний

Ранее исследователи создали 10-секундные искусственные воспоминания в выращенных в пробирке клетках головного мозга мыши. Другая команда ученых также создала ложные гибридные воспоминания у живых мышей. Исследователи из команды Тонегавы сделали шаг вперед, создав совершенно новую память об опасности в комнате, где мыши прежде никогда не подвергались опасности – воздействию электрического тока.

Чтобы создать поддельные воспоминания у мышей, Тонегава и его команда положились на два предыдущих исследования, одно из которых проводили они сами. Первым была оптогенетика – способ переделать генетику мыши так, чтобы некоторые клетки головного мозга стали чувствительными к лазерному свету. Вторым было исследование в лаборатории Тонегавы, опубликованное в 2012 году. Ученые смогли использовать оптогенетику, чтобы стимулировать связку клеток головного мозга, связанных с одним воспоминанием у мышей.

На сей раз команда поместила мышей в комнату, творчески названную «Среда A». Эту комнату можно считать «безопасной зоной». «Среда А» имела особые форму, запах и освещение. Исследователи зафиксировали, какие клетки в мозгах мышей были связаны с изучением «Среды А».

После этого исследователи поместили мышей в другую комнату под названием «Среда В», которая имела другие форму, запах и освещение. Они дали несколько ударов током по лапам мышей в то время, когда они были в «Среде В» (опасной зоне). В то же время исследователи использовали лазерный свет, чтобы стимулировать клетки головного мозга, связанные у мышей с безопасной зоной («Средой А»).

Это и есть рецепт создания ложных воспоминаний. Мыши замирали в страхе всякий раз, когда исследователи помещали их в «Среду А», притом, что они ни разу не получали ударов электрошока, когда были в «Среде А». Не получилось и так, что мыши стали бояться вообще всех комнат. Когда исследователи помещали их в новую зону, «Среду C», мыши не замирали, а начинали спокойно изучать пространство.

Команда ученых также провела дополнительные эксперименты, которые показали, что формирование как настоящих, так и ложных воспоминаний вызывает серию молекулярных изменений в мозге, которые очень похожи между собой. Таким образом, неудивительно, что человек не ощущает разницу между ложными и действительными воспоминаниями.

Комментарии: 1

    Дуглас Филдз

    Почему одни события в нашей жизни сохраняются в памяти надолго, а другие исчезают без следа? Исследования процессов, которые формируют развивающийся мозг, позволят ответить на этот вопрос.

    Александр Марков

    Обучение и формирование долговременных воспоминаний у животных основано на постоянном образовании новых и отмирании старых связей между нейронами мозга. Американским нейробиологам впервые удалось детально проследить за этими процессами в ходе обучения у мышей. Оказалось, что при обучении дендриты (ветвящиеся «входные» отростки нейронов) образуют множество новых веточек, количество которых коррелирует с эффективностью обучения. После окончания тренировок большая часть новых отростков постепенно атрофируется, но некоторые сохраняются на всю жизнь, что обеспечивает длительное хранение приобретенных воспоминаний и навыков.

    Программа Гордона

    Где и как хранится память в мозге? Какой объём информации может вместить человеческий мозг? О материальных носителях памяти и о механизмах памяти и забвения доктор медицинских наук Константин Анохин и доктор биологических наук Павел Балабан.

    На сколько процентов задействован наш мозг? "Только на 10", - ответит вам какой-нибудь прохожий. Оказывается, это заблуждение распространено довольно широко. Но откуда оно взялось, и что же происходит с мозгом на самом деле?

    Сергей Савельев

    Как работает память, почему люди часто запоминают ненужные вещи и забывают нужные, можно ли улучшить память?

    Светлана Ястребова

    Со школы мы слышим, что нейроны не делятся и не обновляются. Хотя первое утверждение верно, второе нельзя считать абсолютно правильным. В мозге взрослых млекопитающих, как и в других органах, есть особые стволовые клетки, которые способны при определенных условиях делиться; продуктом такого деления являются нейроны. Получившиеся нервные клетки мигрируют в одну из двух структур, где нейроны всё же обновляются, - зубчатую извилину гиппокампа или обонятельную луковицу. Сейчас, с распространением трансгенных лабораторных мышей и техники модификации генома клеток посредством вирусов, удалось не только доказать факт образования новых нейронов у взрослых животных, но и показать, как происходит их встраивание в уже готовую систему связей. И в зубчатой извилине, и в обонятельной луковице новые нервные клетки сначала образуют связи с ближайшими соседями, а уже потом «пускают отростки» к клеткам из более далекого окружения.

    Александр Марков

    Эмоционально насыщенные переживания способствуют закреплению воспоминаний о незначительных предшествующих событиях и стимулах, которые без этих переживаний были бы забыты. Американские ученые показали, что такое ретроспективное закрепление воспоминаний является избирательным. Запоминаются не все детали недавнего опыта, а лишь связанные по смыслу с обстоятельствами последующего эмоционального переживания. Полученные результаты согласуются с гипотезой «синаптических меток», предложенной в 1997 году для объяснения фундаментальных механизмов памяти.

    Наш мозг является одной из самых сложноорганизованных систем в организме. В нем содержится множество разных типов клеток. Каждая из этих клеток может образовывать несколько тысяч контактов с другими клетками. Для того, чтобы понять, как клетки обмениваются информацией, как работа этих контактов влияет на то, что мы называем памятью, обучением, воспоминаниями, целесообразно рассмотреть устройство клетки и морфологию контактов между нервными клетками, так называемых синаптических контактов.

    Медведев С. В.

    С одной стороны, это кусок студенистого вещества, часть которого - и частью которого - мы видим. С другой стороны, это невероятно сложный, практически самый сложный во Вселенной объект. Десятки миллиардов нейронов, про которые не напрасно говорят, что каждый из них столь же неисчерпаем, как и мозг, - и совсем уже невообразимо сложная сеть связей между ними.

Парамнезия: «околовспоминания», или по ложному следу «параллельной» памяти.

Так уж он устроен, человек, что себя такого, каков есть, ему всегда мало. И потому в детстве он, словно господь бог, стремится простереть себя на всю Вселенную, везде быть, во всём участвовать.

Он весь – в жажде чудес и волшебных подвигов – но в итоге старость его всегда отравлена терзаниями: мог бы сделать и то, и это – да так и не сподобился. Ибо в возраст молодой и зрелый – когда все можется – весь распылился на потуги и усилия по захвату жизненного пространства (с последующим ревностным его охранением) – до мечты ли было?!

Но с тем, что не сбылось, расстаться не так просто. Оно живуче. Оно приходит в снах, в фантазиях – и вот уже собственная личность исподволь вплетается в строки читаемого романа, просматриваемого фильма…

Ибо то, что не сбылось, жаждет своего воплощения. Хотя бы в виде искусственно – и искусно – вызываемых виртуальных ощущений.

Не впускаемое в размеренно-стабильную жизнь, в минуты отчаяния оно приходит в голову в виде ложных воспоминаний – извращений памяти, часто – весьма хитроумного устройства.

Ну, не хватает личности того, что есть! Не хватает красок, запахов, телесных ощущений, звуков!

И тогда ложные воспоминания всем этим заботливо её снабжает: возьми – и долюби, дожми, дочувствуй!

Парамнезия — вкус несуществующей жизни

Парамнезия («параллельная», ложные воспоминания) – частый атрибут неврологических и психических заболеваний. Но это не обязательно так.

В тех или иных проявлениях она может быть свойственна и личностям творчески-артистическим (или же просто чрезмерно чувствительным и впечатлительным).

Присуща она и «специально созданным» для неё возрастам – детскому и старческому. Возрастам, когда еще – или уже – не хватает сил творить в материи.

Причиной состояния может быть и хроническая, непрекращающаяся интоксикация (как таковая при алкоголизме, так и вследствие хронически текущей инфекции, например, при туберкулёзе).

Словом, парамнезия – суть и удел бессильных творить физическую жизнь. Но – лишь тех, кто уже знает (или ещё помнит) её вкус.

И на основе этой памяти и знаний они создают новую жизнь – жизнь на основе ложной памяти. С собой (не реализовавшимся в жизни истинной) во всех главных ролях.

Но ведь главных ролей существует великое множество. Значит, и вариантов «развития сюжета», чтобы иметь возможность сыграть их все, должно существовать не меньше.

И они существуют. Вот они.

Классификация «подмен памяти»

На данный момент к парамнезиям относят следующие расстройства памяти:

  • криптомнестические (криптомнезию);
  • эхомнестические (эхомнезию);
  • конфабуляционные (или );
  • псевдореминисцентные (или псевдореминисценции);
  • фантазматические (или фантазмы).

Криптомнезия: и я – не я, и память не моя

При данном виде ложной памяти возможны 2 варианта проживания симптомокомплекса.

При первом (своя жизнь – словно чужая) больной – либо впечатлительная личность – относится к собственной жизни так, словно та истинной жизнью вовсе не является. Она – всего лишь глава когда-то кем-то написанного романа (или снятого кино). В которой данная личность всего лишь играет одну из ролей.

При втором «сценарии» (жизнь чужая – как своя) пациент не просто проживает сюжет прочитанной книги или увиденного спектакля – он «вплетает» в этот «вензель» себя, и в итоге абсолютно уверен: всё произошло именно с ним, это – история его жизни, его любви и ненависти.

Основными симптомами криптомнезии становятся потеря личности (деперсонализация), когда возникают проблемы с разделением:

  • сна – и реальности;
  • мыслей и убеждений на свои – и некогда услышанные либо прочитанные;
  • событий жизни своей – и происшествий из жизни чужих людей.

Криптомнезия, относимая к разряду заимствованных воспоминаний – это почти всегда перенесение чужих воспоминаний (прочитанного, увиденного и пр.) из времени прошлого в настоящее.

Данное расстройство может быть следствием неврологических заболеваний и нарушений:

  • депрессий и эмоциональных травм;
  • бредовых проявлений вследствие интоксикации алкоголем либо наркотическими и иными химическими веществами.

Из причин психиатрического класса это чаще всего проявления:

  • шизофрении;;

Эхомнезия: мы – долгое эхо друг друга

В название данного расстройства не случайно кроме древнегреческого слова mnesis – память входит и слово эхо – отражение.

Ибо событие прошлого, словно потерявшееся и не находящее покоя эхо, бесконечно повторяется в голове «пострадавшего» от любовного «недуга» либо от иной похожей причины. Описан даже случай, когда свидание с одной и той же особой «повторялось» для страдальца «в той же самой комнате» не менее 80 раз!

В то время навязчивое состояние объяснили интоксикационным психозом (Дибенамином), очень похожие симптомы наблюдаются и при акрихиновой интоксикации.

Относимое к двойственному восприятию, явление эхомнезии (или редуплицирующей парамнезии Пика), может быть следствием:

  • корсаковского синдрома;
  • паралича;
  • патологического процесса в височно-теменной области.

Фантазии бессовестной полёт

— термин, буквально переводимый как «досочинительство», объединяет целую группу иллюзий памяти, которые могут быть:

  • экмнестическими (заякоренными на событиях прошлого);
  • мнемоническими (основанными на настоящем моменте);
  • фантастическими (с присоединением к действительным событиям воображаемых фрагментов);
  • бредовыми (с присоединением бреда обыденного либо фантастического содержания);
  • онирическими ( либо генеза);
  • спонтанными (самопроизвольными, например, при корсаковском психозе);
  • наведёнными (или внушёнными – при ).

Особенностью явления является приукрашивание-искажение безудержно, до патологии, разыгравшейся фантазией реально произошедшего в прошлом события, становящегося отныне ложным воспоминанием.

«Нырнув» в прошлое, сознание возвращается, гордо волоча за собой «на поверхность» настоящего времени произошедшее в прошлом какое-либо незначительное событие, неузнаваемо, до блеска, переделанное безудержной игрой воображения.

Возникают конфабуляции в результате:

  • психозов различного генеза;
  • парафрений;
  • синдрома Корсакова;
  • шизофрении с бредовыми проявлениями;
  • выхода из сумеречного состояния сознания.

Всё, что было не со мной – помню!

Псевдореминисценции с древнегреческого языка переводится буквально как «ложное воспоминание». Или «воспоминание» о том, чего в действительности с данной личностью никогда не случалось.

Данная патология является исключительно продукцией человеческого мозга – разновидностью галлюцинации. Но галлюцинации, случившейся не с восприятием, а с его памятью на почве органической патологии мозга, либо в результате развития парафренического либо паранойяльного синдрома.

Нередки сочетания псевдореминисценций с действительно актуальными расстройствами памяти (гипомнезией и амнезией).

Фантазм! Ещё фантазм!

Это гиперпродукция мозга в виде неудержимого патологического фантазирования на самые «щекотливые» и «пикантные» темы, рассуждать о которых в «приличном обществе» не принято. Своего рода «ментальный онанизм» с «добычей ментального оргазма» любой ценой (фантазмы истерической категории).

Паралитические фантазмы отличаются более «топорно»-грубым, часто нелепым «сюжетом», во многом походя на конфабуляции фантастического характера.

Как и иные обманы памяти, фантазмы часто являются одним из признаков её серьёзного расстройства.

Ошибочное узнавание, или «маска, я Вас знаю!»

Характеризуется уверенным (ложным по сути) «узнаванием» деталей местности, в которой данное лицо никогда не пребывало, других лиц либо предметов, с которыми оно встречаться раньше просто никак не могло.

Может иметь и противоположный характер – человек не может узнать себя в зеркальном отражении, перестаёт узнавать хорошо ему знакомых (близких и родных) людей.

Данная патология весьма свойственна шизофрении.

Диагностика, или как отдифференцировать парамнезию

Поставить «с лёту» такой диагноз, как парамнезия, не зная ни личности, ни условий, в которых она «произрастала», совершенно немыслимо. За исключением, разве, случаев откровенного «жонглирования» общеизвестными фактами и истинами.

Инструментальное обследование как мозга ( , ), так и показателей его (ЭЭГ) и состояния организма вообще (общеклинические и биохимические исследования) также способно выявить лишь физически воплощенную основу иной, чем парамнезия, патологии.

Обман памяти же материального воплощения не имеет – это исключительная особенность тонкого душевного настроя конкретной личности.

Основная заслуга в её дифференциальной диагностике всегда принадлежит психиатру (либо психоневрологу). Он – единственный, кто в хитросплетении чувств и слов способен отделить признаки парамнезии от бреда, способного сопровождать как болезни природы нервной, так и психической.

Между бредом любой этиологии и данными нарушениями существует сходство. Оно в том, что оба состояния являются вариантами ложного восприятия действительности.

Основных же отличия между ними два. Бредовые состояния:

  • абсолютно не поддаются коррекции;
  • имеют основу в виде эндогенных психических расстройств.

Чем могут помочь врачи?

Последнее слово во врачевании такой патологии, как парамнезия, психиатрами ещё не сказано – его пока нет.

Предлагаются методы лечения и «укрепления» головного мозга и аналогичными им препаратами, улучшающими кровоснабжение и метаболизм его структур ( , Фенотропилом).

Необходимо сбалансированное питание с достаточным содержанием жизненно необходимых веществ, рациональные физические нагрузки, отвлекающие подвижные игры на свежем воздухе.

Из методов психологического воздействия могут быть предложены гипнотерапия, релаксирующая терапия, а также методы восточной медицины: иглотерапия, цигун, йога, позволяющие достигать максимальной концентрации внимания на настоящем моменте, не «убегая» в события времени прошлого и будущего.

И, несомненно, главным условием успеха лечения должно быть желание сотрудничества больного с врачом-специалистом.

Задачи профилактики

Неоценимую пользу для жизни взрослого больного принесёт пересмотр привычного уклада жизни с исключением травмирующих психику стрессовых ситуаций.

Но начинать профилактику парамнезий следует всё-таки с раннего детства.

Учитывая, что данной патологии привержены, в первую очередь, представители артистических и иных «богемных» кругов, следует отметить, что воспитание их детей часто бывает однобоким, направленным исключительно на творчество.

Зачастую имеет место изоляция собственных чад от «ужасов жизни», и потому несбывшееся пророчество безоблачного будущего и блестящей карьеры часто «ломает» юную личность при первой же неудаче, приравнивающейся всей семьёй к «концу света».

Речь идёт не о том, чтобы будущий музыкант или скульптор ломал себе пальцы в уличной драке – речь лишь о том, что только полное знание и принятие всех реалий жизни может выпестовать личность, способную достойно выдержать все ураганы и штормы непредсказуемой, как океан, жизни.

Ибо даже самый уютный вид из окна на уставленную цветами, чисто вымытую улицу не заменит собой широко открытого жизненного горизонта!

Ложные воспоминания могут возникнуть у любого из нас. И это не мистика!

Ученые проводили и продолжают проводить сотни исследований, которые направлены на изучение памяти. Работа мозга в этом аспекте затрагивает очень много довольно интересных нюансов. Например, мы часто помним только то, что нам выгодно. Если рассматривать память человека с этой точки зрения, то может оказаться, что сведения и показания разных людей на одну и ту же ситуацию будут ошибочными, ложными. В случае чрезвычайных происшествий, расследований и изучения каких-то фактов это играет существенную роль.

Память человека вовсе не похожа на видеопленку, которая безошибочно фиксирует все, что попадает в поле зрения камеры. Часто мы способны «проигрывать» воспоминания, которых не было.

Откуда берется ложная память?

Каждый человек, проживая жизнь немного меняется. Например, в 30 лет вы будете помнить себя шестилетнего иначе, чем когда вам было лет 15. Искажения происходят оттого, что мы сами меняемся, ухудшается или улучшается жизненная обстановка, начинают иметь значение другие факты и события в жизни. Скажем, в 15 лет вам было важно выбрать ВУЗ и факультет, а в 30 вы бы хотели свою семью. Из-за смены приоритетов происходит также и смена тех фрагментов, которые появляются в памяти или, наоборот как бы стираются из нее. Ученые также отмечают, что от смены настроения зависит то, что мы можем вспомнить. Мрачные события чаще всего всплывают в памяти тогда, когда вам грустно.

Любые личные воспоминания довольно легко поддаются искажению. Тем более, когда вы вспоминаете какое-то событие через время, например, если прошел год-два. Плюс нужно учитывать, что каждый человек акцентирует внимание на чем-то, что важно ему “здесь и сейчас”, а где-то упускает частички информации. В такой ситуации память легко заполняет пробелы фрагментами, взятыми из других источников: кино, новостей, телевидения, рассказов других людей.

Придуманные воспоминания

Иногда нам кажется, что мы отчетливо помним какие-то события. На самом деле огромный процент людей даже не имел возможности их наблюдать. Многое тут зависит от средств массовой информации. Ученые неоднократно проводили эксперименты, которые подтверждали влияние СМИ на мнения людей.

Эмоциональные, но предвзятые и неправдивые публикации в СМИ способны вызывать ложные воспоминания. Примерно такое же действие имеет гипноз.

Примечательно, что человеческая память очень гибкая и пластичная. Предсказать, что именно запомнит человек, почти невозможно. Очень многое зависит от его переживаний в момент какого-то происшествия, способности сопереживать, испытывать эмоциональный всплеск. Для одного человека какое-то событие или новость станет ударом, а другой воспримет случившееся совершенно равнодушно. В такие моменты устанавливаются определенные ассоциации, строятся новые нейронные связи. Чем они крепче, тем отчетливее будет воспоминание.

Ложные воспоминания и инстинкт самосохранения

Наша память в нормальном состоянии хранит то, что нужно для выживания. Если какая-то информация является раздражающей, то мозг будет пытаться ее вытеснить. Срабатывает инстинкт самосохранения, ведь человек со временем забывает то, что вызывало у него боль. В памяти фиксируется общая размытая картинка, но детали постепенно стираются. Мозг пытается помнить только нужное, а то, что мешает развиваться и сохранять энергию, стремится забыть.

Придуманные воспоминания. Нормально ли это?

Существует такое явление, как криптомнезия. Это когда человек приписывает себе воспоминания, почерпнутые от других людей. Клинические психологи считают, что придуманные воспоминания в нормальном состоянии у человека не возникают. Да, могут искажаться какие-то подробности, причем довольно сильно. Но вот выдумывать событие или приписывать себе что-то, чего не было обычный человек не станет. В то же время такие случаи часто встречаются именно в психиатрии.

Ложная память может расцениваться, как нежелание вспоминать то, что невыгодно.

Если два соперника подрались, но выиграл один, не исключено, что через год оба будут мнить себя победителями. Они не придумали историю с нуля, но сильно исказили смысл и факты. По сути появились несуществующие нюансы воспоминаний, которых не было в действительности.

Еще один интересный момент касается самовнушения и сознательного формирования воспоминаний. Например, если вы начнете себя убеждать в том, что в кофейне вас утром обсчитали, расскажете об этом 10 знакомым, то вскоре можете и сами проверить, как история обрастает подробностями. Скорее всего, вы уже укажите и точное время похода в заведение, и сможете «вспомнить» какие булочки лежали на витрине. А через неделю, вы точно будете помнить, что в дождливый четверг вы завтракали в кофейне, где необразованный неприятный кассир недодал вам сдачу.

А вы часто прокручиваете в голове воспоминания, которых не было?

Невероятные факты

Большинство из нас помнят интересные события своей жизни, будь то кролик Багс Банни в мире Диснея или кадры атаки террористов в Лондоне 2005 года. Мы даже помним некоторые вещи из нашего далеко детства, к примеру, в какие игры мы играли в дошкольных учреждениях.

Единственная проблема заключается в том, что ни одно из вышеперечисленного не может быть: Багс Банни не является персонажем Диснея, видеозаписи бомбардировки не существует, а мозг детей до трех лет не способен хранить долгосрочные воспоминания.

Тем не менее, простое предположение, что хранить подобного рода воспоминания – это вполне нормальное явление, возможно "зондирует" вашу память. Предположение и ожидание – это лишь два фактора, которые способствуют формированию так называемых ложных воспоминаний. Эти ошибочные воспоминания, как правило, связаны со смешением ключевых деталей, таких как время и место.

Память постоянно формируется нашими чувствами, знаниями и убеждениями, поэтому воспоминания, которые мы извлекаем, часто кажутся нам отдельными кусочками, когда-то "загруженными" в мозг. Вероятнее всего, точность – это не основная задача памяти. Так как память часто используется нами как инструмент, который помогает человеку в будущих действиях, ее реконструкция "как нам нужно" часто может привести к принятию менее обдуманных решений.

Многие мозговые процессы, ответственные за точности и неточности памяти, на самом деле могут помочь нам сохранять большие объемы информации, но за эту способность нам нужно платить. Хотя благодаря памяти мы и знаем, как приготовить себе завтрак с утра и куда ехать на работу, она может нас подвести в любой момент. Ниже представлены пять способов того, как в нашем мозгу могут сформироваться ложные воспоминания.

5. Дезинформация

Память имеет тенденцию к манипулированию собою, когда с определенными воспоминаниями вступают в контакт все больше людей. К примеру, вы только что стали свидетелем преступления. Позже вы говорите с другим очевидцем произошедших событий и читаете об этом в новостях. Далее полицейский задает вам ряд наводящих вопросов. У каждого из этих действий есть потенциал по изменению информации, которая изначально хранилась в вашем мозгу. Если другой свидетель преступления говорит о синем пиджаке преступника, этот момент может очень хорошо отложиться в ваших воспоминаниях. Кроме того, наводящие вопросы, типа "Вы видели оружие преступника?" может заставить вас полагать, что вы видели, как преступник размахивал оружием в руке, даже если на самом деле этого не было.

Используя различные формы дезинформации, исследователям удавалось "имплантировать" в мозг обычных людей ложные воспоминания абсолютно обо всем, начиная от того, что они заблудились в торговом центре, как дети, и заканчивая тем, что они стали жертвой жестокого нападения опасного животного. В таких случаях подтверждение другими делают дезинформацию еще более мощной. В одном из исследований, абсолютно невиновный ни в чем человек признался в том, что он взломал компьютер своего коллеги по работе, и даже рассказал подробности произошедшего, причем сделал признание он после того, как другой коллега отметил, что наблюдал за всем происходящим.

4. Домысливание

Не все ложные воспоминания связаны с внешними факторами, некоторые мы создаем сами. Домысливание происходит тогда, когда вы путаете детали двух абсолютно различных событий и объединяете их в одно воспоминание. Говоря о том, что вчера вечером вам ваш дядя рассказал смешной анекдот, хотя это бы ваш брат, вы наглядно демонстрируете случай домысливания. Согласно некоторым теориям памяти, домысливание является результатом ошибки "связывания" памяти отдельных частей в одно единое целое. В случае с шуткой, ваше воспоминание о шутке не было надлежащим образом связано с воспоминанием о вашем брате.

Одной из наиболее мощных форм домысливания является воображение. Называемое "инфляцией воображения", воображаемое событие, якобы произошедшее в вашем детстве, увеличивает вашу уверенность в том, что оно действительно произошло.

Аналогичным образом, наблюдение за тем, как один человек что-то делает, может заставить другого человека поверить в то, что он тоже выполняет эту задачу. В данном случае наш мозг может просто "путать" наблюдаемое действие с проделываемым. Вам наверняка доводилось сталкиваться с подобным проявлением домысливания, когда выкинув мусор, вы через какое-то время спрашиваете у близких людей, выкинули ли вы мусор.

3. Нечеткое прослеживание мысли

Если вас попросить сейчас о том, чтобы вспомнить первое и последнее предложение на предыдущей странице, вы, вероятнее всего, лишь разведете руками. Но если вас спросить об общей идее, то вы, скорее всего, сможете ответить. Эта теория памяти известна как нечеткое прослеживание мысли. Теория говорит о том, что люди фиксируют воспоминания двумя различными способами: реальные события, основанные на том, что на самом деле произошло, и личное восприятие событий, то есть собственная интерпретация человеком произошедшего. Хотя вспоминая что-то с точки зрения личного восприятия, может быть полезным, поскольку в мозгу освобождается ценное пространство. Однако, то, как человек воспринимает то или иное произошедшее событие не означает, что именно так все и происходило, а именно в результате этого и формируются ложные воспоминания.

В доказательство этой теории бы проведен эксперимент, во время которого людям произносили связанные между собой слова, такие как, к примеру, конфеты, леденцы, печенье, сахар и чай. Когда их просили повторить то, что они услышали, многие люди говорили о том, что также слышали слово "сладкий". Тот факт, что они запомнили перечень с точки зрения их общего смысла, а не каждый компонент по отдельности, говорит о том, что у них сформировалась "неточная" память.

Из-за того, что дети не обладают такими же способностями как и взрослые и не умеют извлекать общий смысл, их воспоминания иногда оказываются более точными. В общем, дети чаще опираются на те части мозга, которые склонны запоминать детали, в то время, как взрослые чаще запоминают общий смысл, поэтому взрослые люди более подвержены формированию у них ложных воспоминаний.

2. Эмоции

Любой, кто пытался вспомнить подробности неприятной ссоры, может подтвердить, что эмоции могут "нанести ущерб" памяти. Хотя хорошо известно, что сильные эмоции часто создают особенно яркие воспоминания, однако, эти воспоминания не всегда точны.

Хотя исследования показывают, что все эмоции могут расширить возможности человека по запоминанию деталей, отрицательные делают это особенно хорошо. Эмоции счастья, как правило, помогают человеку запомнить что-то в более общем смысле, уделяя меньше внимания деталям, таким образом, ложные воспоминания, связанные со счастливыми моментами, формируются чаще. Гнев же, наоборот, обладает противоположным эффектом, человек начинает сосредотачиваться на произошедшем и помнить больше подробностей.

В одном из исследований специалисты протестировали способность студентов восстанавливать информацию после просмотра телевизионного приговора О. Джея Симпсона (O. J. Simpson), который был известным игроком в американский футбол и который получил скандальную известность после того, как его обвинили в убийстве своей бывшей жены и ее друга, и который, не взирая на улики, все же был оправдан. В целом те студенты, которые считали, что приговор вынесен правильно, помнили больше, однако, часто называли те события, которых не было на самом деле. Те же студенты, которые разочаровались в решении суда, помнили меньше, но и делали гораздо меньше ошибок в пересказе деталей.

Состояние разума человека также может влиять на типы памяти, которые активируются в тот или иной момент. Так, люди, которые счастливы, более вероятно будут помнить только положительные моменты своей жизни, те же, кто серьезно опечален и вспоминает чаще всего о плохом. Если вы когда-нибудь пытались избавить себя от плохого настроения воспоминаниями о лучших временах, вы, вероятно, сталкивались с этой уловкой селективной памяти.

1. Предубеждение

Если вы склонны полагать, что все футбольные болельщики вашей средней школы были светловолосыми, а все футбольные игроки были глупыми спортсменами, вы можете быть жертвой предубеждения. Эти типы ложных воспоминаний часто возникают при реконструкции памяти: проще говоря, когда мы пытаемся вспомнить о чем-то, где наша память показывает пробелы, мы просто заполняем эти пробелы той информацией, которая, как нам кажется, подходит. Хотя эти временные реконструкции часто бывают точными, они, тем не менее, искажаются нашими нынешними знаниями, чувствами и убеждениями, а не истинными представлениями.

Ложные воспоминания, основанные на предубеждениях, обычно являются желанием уменьшить психологический дискомфорт, при этом оставляя свои мысли неизменными. В результате люди склонны полагаться на предубеждение в самых разных ситуациях. Наряду со стереотипом предубеждения, о котором упоминалось в предыдущем абзаце, исследования показывают, что люди могут говорить, что они видели и знают причину события, хотя на самом деле они видели только само событие. Люди также будут помнить о том, что они чувствовали себя определенным образом в прошлом, что будет совпадать, как правило, с тем, как они чувствуют себя в настоящем. Они даже могут говорить о том, что чувствовали себя намного хуже много лет назад, тем самым они подсознательно лучше себя чувствуют в настоящем.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top