Для маскулинного поведения человека свойственно проявление. Все мужчины слабые или маскулинная женщина

Для маскулинного поведения человека свойственно проявление. Все мужчины слабые или маскулинная женщина

Маскулинность и фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих чертах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей.

В настоящее время создано только две основные модели структурной организации маскулинности и фемининности, которые господствовали в психологической науке до 1970 года. Описывая первую структурную модель, следует сказать, что до 1970 года маскулинность и фемининность рассматривалась как простой биполярный конструкт, то - есть, если человек имеет высокие показатели маскулинности, его показатели фемининности – низкие. Вторая есть результат современных исследований маскулинности и фемининности. Несмотря на то, что вторая модель более новая, в современной психологии используется как первая, так и вторая.

Доминантная маскулинность – это маскулинность мужчин, которым принадлежит власть. Она выражает мужскую власть над женщинами и подчиненными мужчинами, демонстрирует эмоциональную сдержанность, культ физической силы, склонность к насилию.

В противоположность доминантной маскулинности исследователи выделяют маргинализированные модели маскулинности , которые существуют в группах, объединяющих национальные, социальные и сексуальные меньшинства. Данные модели оцениваются большинством общества как «ущербные», воспринимаются с разным уровнем толерантности и часто становятся объектами дискриминационных действий, практикующихся в патриархатном обществе.

Основные критерии доминантных моделей фемининности/маскулинности:

Разделяются большинством общества;

Являются культурным идеалом, стремление к которому поощряется;

Имеют нормативных характер правил, жестко структурированы, задают границы социально приемлемого поведения.

Таким образом, доминантная маскулинность отражает содержание понятия «настоящий/идеальный мужчина», а доминантная фемининность – «настоящая/идеальная» женщина».

20. Понятие и характеристика гендерных стереотипов. Их типология. Как возникают гендерные стереотипы?

Гендерный стереотип - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как в действительности ведут себя или должны вести себя мужчины и женщины.

Гендерные стереотипы: в основном, с мужчиной ассоциируются такие слова как жестокий, сильный, равнодушный, драчливый и самоуверенный. В семье мужчина - хозяин, лидер, защитник. Женщина характеризуется как вежливая, скромная, следящая за своей внешностью. В семье она - воспитательница и кухарка.

Основные характеристики гендерных стереотипов:

1. Эмоционально-оценочный характер.

Гендерные стереотипы имеют эмоционально-оценочный характер. «Мужское» представляется как позитивное и доминирующее; «женское» - как неполноценное и подчиненное. «Подлинно человеческими считаются качества, ассоциируемые с мужским началом; «женщину характеризуют при помощи тех свойств, от которых человек в своей эволюции якобы отталкивается». Подобные оценки (слабость, пассивность, эмоциональность и иррациональность женщин; сила, активность, ум и самообладание мужчин) определяют статусы полов, и являются фактором, приводящим к дискредитации женственности и возвышении мужественности.

2. Устойчивость и стабильность.

Гендерные стереотипы относительно устойчивы и стабильны. Исследователи полагают, что гендерные стереотипы в их современном варианте появились лишь в эпоху во второй половине XVIII века. Многие представления о мужском и женском началах изменились за три столетия не столь значительно.

МАСКУЛИННОСТЬ И ФЕМИНИННОСТЬ. А) совокупность телесных, психических и поведенческих признаков, отличающих среднестатистического мужчину от женщины. Б) нормативные представления и установки, какими должны быть мужчины и женщины.

На первый взгляд кажется, что эти слова вполне можно заменить русскими – «мужественность» и «женственность». Но русское слово «мужественность» обозначает не столько совокупность мужских качеств, сколько морально-психологическое свойство, одинаково приветствуемое у обоих полов. «Мужественная женщина» звучит хорошо, а «женственный мужчина» – очень плохо. «Маскулинность» – не столько мужественность, сколько «мужчинность», мужеподобие, чего ни одна женщина за комплимент не примет. На этом примере видно, как сложно разграничить описательное значение термина (А) от нормативно-прескриптивного (Б). Эта проблема существует и в науке, где за описаниями часто скрываются предписания и стереотипы массового сознания.

Попытки объективно определить типичные мужские и женские свойства и то, как создаются эти различия, предпринимают разные науки. Особенно важна в этом плане эволюционная биология. Согласно теории В.А.Геодакяна, процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает две противоположные тенденции: наследственность – консервативный фактор, стремящийся сохранить неизменными у потомства все родительские признаки, и изменчивость, благодаря которой возникают новые признаки. Самки олицетворяют как бы постоянную «память», а самцы – оперативную, временную «память» вида. Поток информации от среды, связанный с изменением внешних условий, сначала воспринимают самцы, которые теснее связаны с условиями внешней среды. Лишь после отсеивания устойчивых сдвигов от временных, случайных, генетическая информация попадает внутрь защищенного самцами устойчивого «инерционного ядра» популяции, представленного самками. Поскольку самцы филогенетически воплощают в себе принцип изменчивости, все новые признаки в развитии вида возникают сначала у самцов и лишь затем передаются самкам, у которых, напротив, сильнее представлены всякого рода рудименты.

Таким образом, в филогенезе мужской пол играет главную роль в изменении, а женский – в сохранении популяции. В онтогенезе, наоборот, самцы более ригидны и независимы от среды, тогда как самки более изменчивы, пластичны и лучше поддаются обучению. Норма реакции женских особей, их адаптивность (пластичность) в онтогенезе по всем признакам несколько шире, чем мужских. Один и тот же вредный фактор среды модифицирует фенотип самок, не затрагивая их генотипа, тогда как у самцов он разрушает не только фенотип, но и генотип. Например, при наступлении ледникового периода широкая норма реакции самок у далеких наших предков позволяла им «делать» гуще шерсть или толще подкожный жир и выжить. Узкая норма реакции самцов этого не позволяла, поэтому из них выживали и передавали свои гены потомкам только самые генотипически «лохматые» и «жирные». С появлением культуры (огня, шубы, жилища) наряду с ними выживали и добивались успеха у самок еще и «изобретатели» этой культуры. То есть культура (шуба) выполняет роль фенотипа (шерсти).

Вследствие разной нормы реакции у женщин выше обучаемость, воспитуемость, конформность, а у мужчин – находчивость, сообразительность, изобретательность (поиск). Поэтому новые задачи, которые решаются впервые, но их можно решить кое-как (максимальные требования к новизне и минимальные – к совершенству), лучше решают мужчины, а знакомые задачи (минимум новизны, максимум совершенства), наоборот, – женщины.

Теория Геодакяна привлекает логической стройностью, подтверждается солидными биологическими данными и хорошо объясняет некоторые факты естественного полового отбора, например, повышенную смертность самцов. Но выводить из нее заключения относительно индивидуальных гендерных свойств методологически рискованно. Прежде всего половой диморфизм не совсем одинаково проявляется у разных видов, причем варьирует не только степень различий между самцами и самками, но в некоторых случаях и характер, направление этих различий. Разные виды животных имеют разные социальные и семейные структуры, типы лидерства и т.д. Понимание филогенетических функций полового диморфизма не отвечает на вопрос, как именно и насколько резко он проявляется в различных сферах жизнедеятельности. Хотя биология констатирует наличие очень глубоких половых различий на всех уровнях развития и функционирования организма, разделение всех его свойств на мужские (маскулинные) и женские (фемининные) по принципу «или-или» невозможно. Наряду с альтернативными, взаимоисключающими свойствами, существует множество свойств, одинаково присущих обоим полам. Более сложный онтогенез и более разнообразная, индивидуализированная деятельность увеличивают число индивидуальных вариаций в психике и поведении, не укладывающихся в рамки дихотомии «мужское» или «женское». Кажется весьма заманчивым «вывести» из биологии не только психофизиологические различия между мужчинами и женщинами, но и наличные формы общественного разделения труда между ними. Однако социальные роли распределяются в разных обществах не одинаково, далеко не все психические свойства мужчин и женщин зависят от их половой принадлежности и даже там, где такая детерминация определенно существует, она опосредуется и существенно видоизменяется условиями среды, воспитания, характером жизнедеятельности и т.п. Наряду с такими элементами полодиморфического поведения, где сравнительное изучение человека и животных допустимо и плодотворно, есть сферы, где прямое сравнение затруднительно или вовсе невозможно.

Так же осторожно нужно относиться к интерпретации мифологических источников. В большинстве древних мифологий мужчина изображается в качестве активного, социально-творческого начала, а женщина – как пассивно-природная сила. В древнекитайской мифологии женское начало Инь и мужское ян – полярные космические силы, взаимодействие которых делает возможным бесконечное существование Вселенной. Слово «Инь», которое обычно называется первым, символизирует тьму, холод, влажность, мягкость, пассивность, податливость, а «ян» – свет, сухость, твердость, активность. Соединение мужчины с женщиной напоминает космический брак Неба с Землей во время грозы, облака – яйцеклетки земли, а дождь – оплодотворяющая ее небесная сперма. Луна, земля и вода во многих мифологиях трактуются как женское начало, а солнце, огонь и тепло – как мужское.

Однако эти метафоры – не отражение «реальных» мужских и женских качеств, а одна из длинной серии так называемых бинарных (двоичных) оппозиций, с помощью которых архаическое сознание пыталось упорядочить свой жизненный мир: счастье – несчастье, жизнь – смерть, чет – нечет, правое – левое, верх – низ, небо – земля, день – ночь, солнце – луна, светлое – темное, свое – чужое, старшее – младшее и т.д. Наряду с поляризацией мужского и женского начал, многие культуры высоко ценят их слияние, совмещение в одном лице (андрогиния, от греч. андрос – мужчина и гине – женщина, совмещение мужского и женского начал). Андрогиния приписывалась многим богам и предкам человека.

Степень поляризации аскриптивных (приписываемых) гендерных черт неодинакова в разных обществах. Хотя маскулинность обычно ассоциируется с инструментальностью (деловитость, прагматизм, ориентация во-вне), независимостью и агрессивностью, а фемининность – с экспрессивностью (эмоциональность, чуткость и т.п.) и мягкостью, разные культуры выглядят в этом отношении неодинаково жесткими, позволяя антропологам говорить о «маскулинных» и «фемининных» культурах.

Голландский антрополог Герт Хофстеде (1998) эмпирически сравнивал типичные ценностные ориентации людей в разных культурах по нескольким признакам, включая маскулинность и фемининность. Первичные ценностные ориентации маскулинных культур отличаются высокой оценкой личных достижений; высокий социальный статус считается доказательством личной успешности; ценится все большое, крупномасштабное; детей учат восхищаться сильными; неудачников избегают; демонстрация успеха считается хорошим тоном; мышление тяготеет к рациональности; дифференциация ролей в семье сильная; люди много заботятся о самоуважении. Первичные ценностные ориентации фемининных культур, напротив, выдвигают на первый план необходимость консенсуса; здесь ценится забота о других; щадят чувства других людей; четко выражена ориентация на обслуживание; красивым считается маленькое; присутствует симпатия к угнетенным; высоко ценится скромность; мышление является более интуитивным; ценится принадлежность к какой-то общности, группе.

Но ценностные ориентации культуры – не синоним индивидуальных качеств мужчин и женщин. Многие люди считают гендерные свойства однозначными, неразрывно связанными с гендерной идентичностью: если женщина пассивна и нежна, то она будет таковой в любых ролях и ситуациях. Но мужчины и женщины взаимодействуют друг с другом не в вакууме, а в конкретных социальных ролях, причем характер гендерной дифференциации в разных сферах деятельности, например, на производстве и в семье, сплошь и рядом не совпадает.

Не менее важны исторические условия. Считается, к примеру, что потребность в социальном успехе у женщин ниже, чем у мужчин, и что современные «деловые женщины» – явление совершенно новое, беспрецедентное. Но может быть, дело не столько в стремлении к достижению вообще, сколько в специфических соционормативных рамках «достижительного» поведения? Великосветские львицы бальзаковской эпохи были не менее энергичны, властолюбивы и жестоки, чем их мужья и любовники. Однако в тех исторических условиях честолюбивая женщина могла сделать карьеру только опосредованно, подыскав себе соответствующего мужа или организовав своими, специфически женскими, средствами его социальное продвижение. Сегодня эти ограничения отпали. Женщина может сама, без посредства мужчины, добиться высокого социального статуса, и это существенно меняет мотивацию и характер взаимоотношений мужчин и женщин при тех же самых природных задатках и различиях.

Культурные стереотипы маскулинности и фемининности различаются не только по степени, но и по характеру фиксируемых свойств: мужчины чаще описываются в терминах трудовой и общественной деятельности, а женщины – в семейно-родственных терминах. Такая избирательность предопределяет направленность нашего внимания. Дело не столько в том, что мальчик объективно сильнее девочки (это бывает далеко не всегда), сколько в том, что ось «сила – слабость», занимающая центральное место в образах маскулинности (мальчиков постоянно оценивают по данному параметру), значительно менее существенна в системе представлений о женственности (девочек чаще оценивают по их привлекательности или заботливости). Разговоры об «истинной мужественности» и «вечной женственности» только запутывают вопрос, навязывая людям единообразие, которого история никогда не знала.

Традиционные стереотипы маскулинности и фемининности выражают прежде всего мужскую точку зрения. Образы «настоящей женщины» и «настоящего мужчины» бессмысленны, потому что каждый из них высвечивает какую-то одну ипостась. Кармен персонифицирует страсть, но ее трудно представить верной женой и заботливой матерью. Шварценеггер персонифицирует физическую силу и смелость, но никто не ждет от его персонажей интеллектуальной оригинальности и гражданского мужества (тоже стереотипные мужские черты!), которые так ярко демонстрировал академик А.Д.Сахаров .

Эти проблемы воспроизводятся и в научной психологии. В 19 в. маскулинные и фемининные черты считались строго дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от норматива воспринималось как патология или шаг в направлении к ней (ученая женщина – «синий чулок»). Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных свойств. На этой основе в 1930–1960-х годах психологи сконструировали несколько специальных шкал для измерения маскулинности/фемининности (М–Ф) умственных способностей, эмоций, интересов и т.д. (тест Термана-Майлз; шкала М–Ф Миннесотского личностного теста – MMPI; шкала маскулинности Гилфорда и др.). Все эти шкалы предполагали, что в пределах некоторой нормы индивиды могут различаться по степени М–Ф, но сами свойства М–Ф представлялись альтернативными, взаимоисключающими: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью, и обратно, причем для мужчины нормативна, желательна высокая М, а для женщины – Ф. В дальнейшем выяснилось, что далеко не все психические свойства поляризуются на «мужские» и «женские». Кроме того, разные шкалы (интеллекта, эмоций, интересов и т.д.) в принципе не совпадают друг с другом: индивид, высоко маскулинный по одним показателям, может быть весьма фемининным по другим.

Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и фемининность уже не как полюсы одного и того же континуума, а как независимые, автономные измерения. Вместо простой дихотомии «маскулинных» и «фемининных» индивидов появились четыре психологических типа мужчин: маскулинные (имеющие высокие показатели по М и низкие – по Ф); фемининные (высокая Ф и низкая М); андрогинные (высокие показатели по обеим шкалам) и психологически недифференцированные (низкие показатели по обеим шкалам) и такие же четыре категории женщин.

Однако шкалы М и Ф неоднозначны. Их измерения соотносятся, с одной стороны, с индивидуальными свойствами, а с другой – с социальными гендерными предписаниями, а это – совершенно разные явления. Похоже на то, что существующие тесты удовлетворительно измеряют и предсказывают такие аспекты маскулинности/фемининности, как инструментальность и экспрессивность, но как эти свойства сочетаются с другими чертами маскулинного и фемининного поведения – неясно. Инструментальность (ориентация на вещи, господство, субъектность) в противоположность экспрессивности(ориентация на людей, забота, общение) проявляется, в частности, в интересах и требованиях, предъявляемых людьми к своим занятиям. Мета-анализ шести проведенных за последние 40 лет голландских исследований, совокупным объектом которых было свыше 14 000 мужчин и женщин, начиная со старшего школьного возраста, показал удивительную стабильность гендерных различий в этом вопросе. То же продемонстрировал и мета-анализ 242 американских выборок (321,672 мужчин и мальчиков и 316,842 женщин и девочек) с 1970 по 1998 год, исследовавших гендерные различия в свойствах предпочитаемой работы. Хотя разница в предпочтениях мужчин и женщин невелика, она большей частью совпадает с гендерными стереотипами. В то же время многие свойства профессий стали для женщин и девочек в 1980–1990-х годах более важными, чем в 1970-х, что свидетельствует о повышении уровня женских притязаний по мере уменьшения гендерных барьеров.

Есть тут и свои возрастные предпочтения. Ориентация на андрогинию, стремление выйти за пределы жесткой дихотомизации, чаще встречается у более старших людей, подростки же ориентируются преимущественно на полярные образы «мужского» и «женского». Хотя стереотипы маскулинности и фемининности историчны и изменчивы, они отличаются большой устойчивостью, заметно отставая от сдвигов в реальной гендерной стратификации, будь то общественное разделение труда или ценностные ориентации.

Если от социальных проблем перейти к индивидуально-психологическим, вариаций окажется еще больше.

Во-первых, разные мужчины и женщины обладают неодинаковыми степенями маскулинности и фемининности. Они могут быть более или менее маскулинными, фемининными или андрогинными.

Во-вторых, мужские и женские свойства многогранны и многомерны.

«Мужское» телосложение может сочетаться с «женскими» интересами и чувствами, и наоборот, причем многое зависит от ситуации и сферы деятельности (деловая женщина может быть нежной в постели и агрессивной в бизнесе).

В-третьих, наши представления о мужественности и женственности и соответствующие психологические тесты покоятся не на строгих аналитических теориях, а на житейском здравом смысле и повседневном опыте: мы называем какие-то черты или свойства женскими (фемининными), просто потому, что в доступном нам эмпирическом материале их чаще или сильнее проявляли женщины. Но это может зависеть от среды, воспитания и характера деятельности. Происходящие на наших глазах изменения в социальном положении женщин и мужчин подорвали многие привычные стеореотипы, побуждая рассматривать эти различия и вариации не как патологические извращения (перверсии) или нежелательные отклонения (девиации) от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые.

С этим связаны и многие социально-педагогические проблемы. Должны ли мы стремиться к ослаблению поляризации стереотипов маскулинности и фемининности в воспитании мальчиков и девочек или наоборот культивировать гендерные особенности? Отсюда и споры о плюсах и минусах совместного и раздельного обучения. Противники совместного обучения обычно утверждают, что оно способствует феминизации мальчиков и маскулинизации девочек и формированию некоего унисекса. На самом деле ничего подобного не происходит. Даже в рамках совместного обучения и воспитания мальчики и девочки спонтанно создают и поддерживают своеобразную гендерную сегрегацию, которая начинается уже в 4–5 лет и продолжается до окончания подросткового возраста. Существует не одна, а две разные культуры детства, где и формируются те свойства, которые в дальнейшем будут называться мужскими и женскими. Школа может усиливать или смягчать эти различия, но ее влияние меньше, чем мы привыкли думать. Однако продуманная стратегия в этом вопросе (гендерная педагогика) необходима.

Для России все эти проблемы особенно актуальны. В свое время советская власть провозгласила полное равенство мужчин и женщин. Но вовлечение женщин в производительный труд и общественную деятельность не было компенсировано соответствующими сдвигами в семейно-бытовой сфере, что обернулось для женщин двойным бременем. Высокая представленность женщин в сфере образования и в таких профессиях как учителя и врачи была, с одной стороны, социальным достижением, а с другой – простой феминизацией низко оплачиваемых и непрестижных занятий. К тому же социальное равенство нередко трактовали как психологическую одинаковость. Это вызвало уже в 1970–1980-х годах сильную консервативную реакцию. В 1990-х требования «вернуть женщину в семью» еще больше усилились, вплоть до призывов возрождения Домостроя. Резко уменьшилось представительство женщин в органах власти. Однако традиционные представления о маскулинности и фемининности не отвечают условиям современной жизни. Высокий уровень образования российских женщин не позволяет им мириться с зависимым социальным статусом.

) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых.

В психологии дифференциальной и - специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые им, транскультурны: например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности - с мягкостью и нежностью.

Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При их изучении нужно учитывать принципиальную асимметрию ролей половых и то, чью точку зрения - мужскую или женскую - выражает данный конкретный стереотип.

Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя с активно-творческим, культурным, а - с пассивно-репродуктивным, природным началом. Наукой доказана условность этой категоризации, показано многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.

В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от «норматива» воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе коей были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и пр. Все они предполагали, что в пределах некоей нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчин желательна высокая , а для женщин - .

Позднее выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на «мужские» и «женские», и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и пр.) не всегда совпадают. Усложнились и представления о том, какие именно качества особенно благоприятствуют психическому здоровью и адаптации социальной.

Новые, более совершенные тесты рассматривают и не как полюсы одного континуума, а как независимые параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют:

1) психологически недифференцированные, с низкими показателями и по маскулинности, и по фемининности;


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "маскулинность и фемининность" в других словарях:

    Маскулинность и фемининность - [лат. masculinus мужской и femininus женский] (1) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих чертах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей; (2) в… … Психологический лексикон

    Нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых. В психологии дифференциальной маскулинность и… …

    И ФЕМИНИННОСТЬ (от лат. masculinus мужской и femininus женский) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых … Большая психологическая энциклопедия

    Маскулинность - Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/6 мая 2012. Дата постановки к улучшению 6 мая 2012. Маскулинность (от … Википедия

    фемининность - Совокупность соматических, психических и поведенческих свойств, отличающих женщину от мужчины (у животных самку от самца). См. также маскулинность. Тематики сексология …

    маскулинность - Совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины (у животных самца от самки) См. также фемининность. Тематики сексология … Справочник технического переводчика

    Фемининность - (феминность, женственность) характеристики, связанные с женским полом (Большой толковый социологический словарь. С. 208), или характерные формы поведения, ожидаемые от женщины в данном обществе (Гидденс. С. 680), или же социально определенное… … Термины гендерных исследований

    Фемининность - совокупность соматических, психических и поведенческих свойств, отличающих женщину от мужчины (у животных самку от самца). См. также Маскулинность. (

Социальные, личностные и физиологические качества, которые характерны всем представителям мужского пола, носят название "маскулинность". Это своеобразное проявление мужественности во всех аспектах жизни, как в повседневной, бытовой, так и в социальной. Смысл термина в разных науках может немного видоизменяться, но в классике он имеет отношение исключительно к мужчинам. Однако встречаются и отклонения от нормы, которые трактуются как женская маскулинность. О том, как этот комплекс особенностей проявляется у обоих полов, читайте ниже.

Разница между полами

Для начала попробуем определиться с тем, что такое фемининность и маскулинность. Первый термин характеризует все качества, которые присущи женщинам. Это ранимость, нежность, умение создать уют, воспитать и вырастить детей, способность быть любящей и заботливой. Второй термин охватывает все качества, которые должны быть присущи каждому мужчине. Среди них выделяют выдержку, силу, спокойствие, способность защитить, быть опорой для слабых. Оба термина могут трактоваться с точки зрения эссенциализма и социально-конструктивистского подхода. Но данные расшифровки действенны только в том случае, если фемининность и маскулинность имеют отношение к женщине и мужчине соответственно, но не наоборот.

Эссенциальный подход

В основе маскулинности лежат биологические качества, которые на физическом уровне позволяют нам отличать мужчину от женщины. Сильная половина человечества тут рассматривается как отдельная природная категория, которая имеет свои собственные биологические качества, присущие всем ее представителям от рождения до смерти. Таким образом, маскулинность - это то, кем мужчина является в обществе, то, как он себя ведет, опираясь на природные инстинкты и позывы.

Аналогично трактуется и фемининность, где в главной роли выступают все физиологические особенности и характеристики поведения, которые с рождения присущи слабому полу. Стоит отметить, что данная раз подвергалась весьма строгой критике. Дело в том, что земное общество не однородно. В каждой стране установлены свои стандарты и представления о том, какие качества должны быть свойственны полам, потому единой характеристики для женщины и для мужчины с эссенциальной точки зрения не существует.

Социально-конструктивистский подход

В данной трактовке маскулинность - это совокупность социальных и поведенческих качеств, которыми должен быть наделен мужчина и которые ожидает от него общество. Иными словами, под данным термином подразумевается, что в каждом отдельном обществе представителей мужского пола воспитывают с детства, исходя из определенных стандартов и традиций. Благодаря этому воспитанию они в будущем соответствуют традиционным для их страны социальным стандартам. То же самое относится к представительницам женского пола. Любую девочку с пеленок воспитывают по конкретной схеме, прививая ей все те качества, которые должны сделать ее настоящей леди, любящей женой, заботливой мамой и так далее.

Исторический фактор

Исследователи утверждают, что "маскулинность" - это понятие не постоянное. На протяжении всей истории человечества в различных народах существовали свои представления о том, как должен выглядеть и что должен делать настоящий мужчина. Отследить историю развития этого социального аспекта можно благодаря тем идеалам, которые были характерны той или иной эпохе. Это атлеты-спортсмены, правители государств, выдающиеся светские личности, актеры, художники и т. д. К примеру, если мы будем рассматривать средневековье и эпоху крестовых походов, то основными качествами, присущими мужчинам, будут агрессивность, несдержанность, чрезмерная строгость и жестокость, деспотизм. Если же обратиться в античность, то особенностями представителей сильного пола будут не только агрессия и сила, но и поэтичность, философское мышление, творчество и прочее.

Смена ролей

Мы уже сказали, что фемининность - это совокупность физиологических и социальных качеств, которые должны быть присущи каждой женщине для того, чтобы она могла занять свое место в обществе. С точки же зрения не что иное, как социальные рамки, которые были установлены для женщин патриархальным строем. Они ограничивают прекрасную половину человечества во множестве действий и возможностей, не дают развиваться и совершенствоваться.

Позже в психологии официально появился термин "маскулинность у женщин". Он означает, что представительница слабого пола обладает физическими или социальными качествами, которые характерны для мужчины.

Мужеподобные девочки

На пятом году жизни каждый из нас определяется в физиологическом и социальном аспекте в том, кто он по половому признаку. Это достигается путем воспитания в соответствующем русле, а также путем влияния половых гормонов и прочих физических факторов. Но бывает так, что из-за влияния общества или семьи, из-за нарушений в работе эндокринной системы данные установки нарушаются. В результате девочка становится похожа на мальчика как по внешним данным, так и по своему поведению и характеру. Однако психологи отмечают, что к моменту полового взросления пацанки чаще всего перерастают все это и становятся женщинами.

Девическая маскулинность: признаки и особенности

Кратко расскажем, как определить несоответствие врожденного пола у девочки.

  • Игрушки. Ребенок отдает предпочтение солдатикам, машинкам, играет в войнушки, представляет себя ковбоем.
  • Общение с одногодками. Девочка дружит только с мальчишками, при этом общается с ними на равных.
  • Общение со взрослыми. Тут также ребенок предпочитает мужские компании. К представительницам женского пола девочка может демонстрировать влюбленность с присущей для сильного пола настойчивостью.
  • Предпочтения в одежде. Маскулинная девочка будет просить маму одевать ее в вещи мужского типа, ей больше по душе придется короткая стрижка.

Заключение

Мы установили, что изначально маскулинность - это социально-физиологический аспект, который определяет в обществе мужчину. Однако в некоторых случаях все качества, которые относятся к сильному полу, могут быть присущи женщинам. Порой это результат неправильного воспитания, а иногда это связано с нарушением гормонального фона.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о полоролевом поведении, половой роли, простыми словами о том, как реализуется поведение человека как представителя пола в социуме. Сегодня достаточно часто можно услышать от женщин, что они не имеют отношений с мужчиной, не могут «встретить» достойных мужчин, мучаются в отношениях «не с тем» - слабым, несамостоятельным или безответственным, не любят и не хотят выполнять «женские» обязанности в семье. И, самое обидное, что большинство женщин с такими проблемами - молодые, умные, успешные.

Вот несколько типичных сценариев в их отношениях:

Она супер-женщина - он слабак или одинокая королева

Женщина, которая умеет сама решать многие проблемы, имеет хорошее образование, успешно строит карьеру. Она нуждается в любви, взаимопонимании, заботе и с удовольствием вступила бы в брак, если бы ей нашелся хотя бы «ровня», если бы… Не связав себя длительными отношениями, она имеет короткие романы, а позже решается родить и воспитать ребенка самостоятельно - как решает и другие вопросы или все же попадает в отношения с мужчиной «более слабым» и часто раздражается на него и обесценивает. Мужчине льстит, что рядом умная, самостоятельная, активная, она может стать хорошим другом и компаньоном, поддержкой, но в то же время с ней он зачастую ощущает себя недостаточно умным и достойным, не чувствует своей значимости, незаменимости, прежде всего для нее, но зато часто сталкивается с конкуренцией, борьбой за власть.

Женщине, которая в силу обстоятельств или воспитания в семье, научилась со всем справляться сама, достигать своих целей, опираться на себя, достаточно трудно перестать действовать привычным образом и в отношениях с мужчиной. Трудно довериться, отдать инициативу, подождать решения, которое примет мужчина или принять тот способ, который может выбрать он или договориться с учетом мнений и желаний обоих. Она знает, как проще и быстрее достигнуть цели, поэтому некоторые женщины воспринимают мужчину как «тормозящую часть», обузу. Поэтому такие женщины чаще остаются в одиночестве или «кастрируют» своего мужчину.

Девушка-друг или «свой парень»

С раннего возраста она чаще находится в компании парней, они ей ближе, понятнее, интереснее, чем женщины. Ей кажется, что женщины не о том думают, говорят и занимаются глупостями, недостаточно развитые, ограниченные личности и т.п. В джинсах, рубашке она чувствует себя комфортно и разделяет мужские увлечения. И часто настолько становится «своей», что молодые люди не воспринимают ее как женщину. Она сближается с тем парнем, который очень нравится, интересен, а он начинает рассказывать о трудностях с девушками, о своих симпатиях и желаниях в отношении других. И тогда в душе у нее остается большая рана от того, что отвергнута, не воспринята, не замечена.

Сильный и еще сильнее

Она маскулинная - он гипермаскулинный, т.е., мужчина агрессивный, часто злоупотребляет алкоголем, может ударить, «нечувствительный» к женским проявлениям, игнорирующий. Именно такой мужчина будет выглядеть рядом как более сильный.

В целом…

Если смотреть на описанные особенности у женщин с точки зрения оценки половой идентичности и полоролевого поведения (основных характеристик психосексуального развития), то зачастую можно выявить, что внутренне такая женщина чувствует себя ближе к мужчинам, с ними ей легче и комфортнее общаться, их ценности оцениваются как более значимые. Типичное женское поведение и увлечения обесцениваются, забота о семье и создание уюта считаются чуть ли не унизительными. Кроме трудностей в отношениях, с которыми неизбежно сталкивается маскулинная женщина, бывают и более неприятные ситуации. Общаясь с мужчинами на равных - находясь в мужских компаниях, разделяя увлечения, употребляя алкоголь, она может не чувствовать опасных ситуаций и иногда становится жертвой насилия.

Причины?

С точки зрения некоторых теорий, маскулинность считается и психологической защитой. Т.е., это защитное поведение, которое вырабатывается женщиной, чтобы не быть обиженной, проигнорированной, не испытывать боль. Но, как говориться, ежик защищается от нападения врагов и лишается поглаживаний друзей (а женщина - заботы и защиты со стороны мужчины).

Также, за маскулинным поведением может стоять желание все держать под контролем, чтобы не испытывать тревоги от неопределенности или ощущения зависимости от другого человека.

Задатки такого поведения, как правило, формируются из-за неправильного отношения к поведению ребенка, иногда - программирования (хотелось мальчика, но родилась девочка), плохих отношений с родителями или алкоголизм от одного из них. Особенно часто маскулинность свойственна девочкам с большим количеством энергии, физически активным.

Сегодня в обществе среди мужчин и женщин приветствуется маскулинное поведение, т.е. такое поведение, которое традиционно ожидалось от мужчин - быть активным, брать на себя ответственность, принимать основные решения, быть независимым. На сегодняшний день люди с маскулинным поведением лучше адаптируются в социуме.

Можно ли на это повлиять?

По современным представлениям, маскулинность и фемининность не являются взаимоисключающими понятиями, а существуют параллельно. Поэтому, если у женщины и развиты маскулинные черты, она может развить и фемининность в достаточной степени!! И такое более гармоничное развитие личности дает возможность успеха в отношениях и обогащение сексуальной жизни, т.к. маскулинная женщина более сексуально активная, энергичная.

Фемининная женщина также может и защититься, и поддержать своего мужчину, но «женскими» способами. У таких представительниц пола есть женская мудрость , а умный человек и умная женщина - это разные вещи! По наблюдениям специалистов, более устойчивыми являются семьи, где мужчина является лидером, главным. Это значит не то, что он является лучшим или более важным, а он несет ответственность за семью и принимает все основные решения с учетом интересов всех членов своей семьи, обеспечивает всем необходимым. В такой семье женщина занимается «внутренней» политикой в семье, заботой, организацией хозяйства, эмоциональной стороной отношений и таким образом, является лидером и ответственной в этих сферах.

Чтобы рядом был настоящий мужчина - надо самой стать настоящей женщиной. Маскулинное поведение приносит много плодов, отказываться от которых не хочется, но если женщина хочет построить семью, то, возможно, будет необходимо пересмотреть свои приоритеты.

Только в процессе индивидуальной психотерапии можно понять, как сформировалось маскулинное поведение и какова его роль, освободиться от причин, мешающих проявлению фемининного поведения и наладить взаимопонимание в личных отношениях, присвоив свою, женскую, роль.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top