Духовная сфера и ее виды. Духовная сфера

Духовная сфера и ее виды. Духовная сфера

Как и все подсистемы общества, духовная сфера имеет сложную структуру и совпадает с духовной культурой. В этой статье мы кратко расскажем о культурно духовной сфере жизни общества, её формах и институтах. С помощью данного материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, повторить пройденные темы по обществознанию 8 класса.

Формы духовной сферы общества

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.

К формам духовной сферы относятся:

  • мораль;
  • религия;
  • политическое сознание;
  • наука;
  • искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.

Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.

Последовательность формирования сознания отображает следующая схема: моральное - эстетическое - религиозное - политическое - научное сознание.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.

Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.

Структурными элементами духовной подсистемы являются:

  • потребности субъектов общества;
  • культурные ценности;
  • потребление;
  • взаимоотношения между людьми;
  • духовное производство.

Деятельность, направленная на производство, сохранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.

Виды духовного производства

  • Культура ;

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

  • Образование ;

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

  • Религия ;

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

  • Наука ;

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.

В социальной системе существуют направления, которые были названы сферами общества. Такие сферы являются значимыми и устойчивыми подсистемами, которые отражают определенные стороны жизни каждого человека. Ниже мы рассмотрим, как выглядят ключевые сферы общественной жизни и с чем они связаны. А также мы подробно разберем, что представляет собой духовная сфера.

Эта информация поможет студентам или школьникам подготовить тематический доклад на данную тематику и выбрать подходящие картинки, которые могли бы наглядно представить примеры элементов духовной сферы.

Сферы общественной жизни

Социальная система включает в себя определенные составляющие. К ним относятся как социальные субъекты, так и прочие образования, которые называются сферами общественной

жизни. Наше общество - невероятно сложная организованная система жизнедеятельности . И как прочие сложные системы оно включает в себя подсистемы, то есть сферы.

Под общественными сферами понимается та или иная совокупность устойчивых отношений между субъектами социальной системы. Каждая из них - это определенная устойчивая и крупная, а также относительно автономная подсистема деятельности.

Независимо от направленности, она включает в себя следующее:

  • ту или иную человеческую деятельность (она может быть связана с религией, политикой, образованием и т. д.);
  • социальные институты (работу, школу, церковь, политическую партию и т. д.);
  • сложившиеся отношения одного человека с другими, которые складываются в процессе его деятельности, в частности, при распределении и обмене в экономической сфере.

Выделяются четыре ключевые сферы общественной жизни людей:

  • социальная (согласно ей люди отличаются по национальностям, классам, народам, возрастным категориям и т. д.);
  • экономическая (рассматривает производственные отношения между людьми и производительные силы);
  • политическая (общественно-политические образования, партии, государство и т. д.);
  • духовная сфера (образование, наука, мораль, религиозные отношения и т. д.).

Также следует понимать, что человек одновременно может быть включенным в разные сферы и поддерживать или не поддерживать отношения с другими людьми в зависимости от своих взглядов, убеждений и социальных факторов. Сферы нельзя называть пространством, где люди живут обособлено, они плотно пересекаются друг с другом. Человек занимает центральную позицию по отношению ко всем сферам и вписан в них одновременно.

Духовная подсистема социума

Подробное изучение духовной составляющей нашего общества невозможно без выделения ее структурных элементов (форм общественного сознания), о которых мы расскажем чуть ниже. Они отличаются друг от друга как по содержанию , так и по методу познания объектов, а также по времени появления в процессе развития, но при этом они по-своему определяют духовное направление общественной жизни каждого человека.

Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:

  • интеллектуальных;
  • нравственных;
  • идеологических.

Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.

Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека .

Отличия нематериальных потребностей от материальных

Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:

  • потребность в пище;
  • в одежде;
  • в транспорте и прочее.

А вот духовная направлена на постижение других ценностей. Благодаря ей можно развивать свое мировоззрение и сознание, а также нравственные качества.

Духовные потребности противоположны материальным. Они не заложены биологически, как, например, потребность в питании. Формирование и развитие духовных нужд возникает в процессе становления личности человека и его социализации.

Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд , но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.

А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность - познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:

  • в воспитании;
  • в образовании;
  • в самообразовании;
  • в религии;
  • в творчестве;
  • в искусстве.

Сама духовная деятельность бывает двух видов:

  • производящей;
  • потребляющей.

Производство в данном контексте - это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:

  • теории;
  • ценности;
  • духовные отношения между людьми и их духовный мир;
  • идеи;
  • художественные образы.

Ключевыми механизмами производства являются искусство, религия или наука.

А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.

Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:

  • эстетическую;
  • научную;
  • нравственную;
  • правовую и т. д.

Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.

Элементы духовной сферы

Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:

  • Мораль - она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль - это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
  • Религия - говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
  • Наука - под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой - деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
  • Образование - этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
  • Искусство - в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
  • Культура - она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.

Взаимосвязь подсистем социальной структуры

Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность .

Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.

Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.

Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель - это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.

Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем,впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян,повышении значимости индивидуалистических ценностей.

Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Использовалась информация с сайта http://www.ronl.ru

Сферы общества - это совокупность отношений устойчивого характера между различными социальными объектами.

Каждая сфера общества в себя включает определённые типы деятельности человека (например: религиозные, политические или же образовательные) и сложившиеся отношения между отдельными людьми.

  • социальная (нации, народы, классы, половозрастные группы и другие);
  • экономическая (производительные отношения и силы);
  • политическая (партии, государство, движения общественно-политические);
  • духовная (мораль, религия, искусство, наука и образование).

Социальная сфера

Сфера социальная - это совокупность отношений, предприятий, отраслей и организаций, связанных и определяющих уровень и жизнь общества и его благосостояния. К этой сфере прежде всего относят сверу услуг - культура, образование, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, общественное питание, пассажирский транспорт, коммунальное обслуживание, связь.

Понятие "сфера социальная" имеет разные значения, но все они связаны между собой. В социологии - это сфера общества, которая в себя включает разные социальные общности и тесные связи между ними. В политологии и экономике - это совокупность отраслей, организаций и предприятий, задача которых состоит в повышении уровня жизни общества.

Эта сфера в себя включает разные социальные общества и отношения между ними. Занимая определённую позицию в обществе, человек входит в разные общности.

Экономическая сфера

Сфера экономическая - это совокупность отношений между людьми, возникновение которых обусловлено созданием и перемещением различных материальных благ; это область обмена, производства, потребления и распределения услуг и товаров. Способ производства и распределение материальных благ - это главный фактор, который определяет специфику

Главная задача этой сферы общества состоит в решении таких вопросов, как: "что, как и для кого производить?" и "как согласовать процессы потребления и производства?".

Структура экономической сферы жизни общества состоит из:

  • - рабочая сила (люди), орудия и предметы трудовой жизни;
  • производственных отношений - это производство товара, его распределение, дальнейший обмен или потребление.

Политическая сфера

Сфера политическая - это отношения людей, которые прежде всего связаны непосредственно с властью и занимаются обеспечением совместной безопасности. Можно выделить следующие элементы политической сферы:

  • политические институты и организации - революционные группы, президентство, партии, парламентаризм, гражданство и другое;
  • политические коммуникации - формы и связи взаимодействия между различными участниками политического процесса, их отношения;
  • политические нормы - моральные, политические и правовые нормы, традиции и обычаи;
  • идеология и политическая культура - идеи политического характера, политическая психология и культура.

Духовная сфера

Это область нематериальных и идеальных образований, которые в себя включают различные ценности и идеи религии, морали и искусства.

Структура этой сферы общества в себя включает:

  • мораль - система идеалов, нравственных норм, поступков и оценок;
  • религию - различные формы мировоззрения, которые основаны на вере в силу Бога;
  • искусство - духовная жизнь человека, художественное восприятие и освоение мира;
  • образование - процесс обучения и воспитания;
  • право - нормы, которые поддерживает государство.

Все сферы жизни общества тесно между собой взаимосвязаны

Каждой сфере присуща самостоятельность, но вместе с тем любая из них находится в тесном взаимодействии с остальными. Границы между сферами общества прозрачны и размыты.

Духовные явления - компоненты социальной реальности, в своей совокупности образуют особую, духовную сферу жизни общества. Явления сознания - не только нечто всецело производное от бытия, но сущее, имеющее свое особое место в социальной реальности, что теоретически выраженается в выделении структуры духовного производства как опосредующего звена между «историей мышления» и «историей общества». Духовное в своих социальных формах выступает как своего рода предметность, специфическая часть социальной реальности, поэтому «нельзя, говоря о духовном как об отражении объективно существующей реальности, ни на минуту упускать из виду, что само это отражение есть также определенный вид общественного производства - производства идей». Тем самым констатируется особый, относительно автономный мир господствующих в обществе идей, ценностей, норм, убеждений, целей. Концепция духовного производства и ставит в центр своего внимания исследование того механизма, которым создается, воспроизводится, развивается эта специфическая часть социальной предметности. Решающая роль в этом процессе принадлежит социально институциализированным формам духовной деятельности. Проблемное поле концепции духовного производства (общественного сознания, духовной жизни общества) - предметные формы, в которых духовное становится фактом социальной реальности: социальные механизмы духовной деятельности, многообразные социально институциализированные формы духовной жизни, сложные взаимосвязи и зависимости между различными компонентами, уровнями, формами, структурными элементами общественного сознания.

Прослеживая общие социальные механизмы духовной деятельности, концепция духовного производства с необходимостью сталкивается с проблемой выбора содержания сознания (различных ценностей и целей, норм и идеалов, на которые опирается и которым следует человек). За возникающей здесь проблемой выбора духовных ориентаций прорисовывается картина выбора собственного бытия. Эта ситуация самоопределения человека в мире культурных ценностей требует в качестве формы своего философского осмысления категории духовной культуры.

Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально - политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности. Она включает в себя все духовные образования, в том числе духовную культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общественного сознания, стихийные настроения, привычки и т. д.

Духовная культура - лишь определенная сторона, «срез» духовной жизни, в известном смысле ядро духовной жизни общества. Духовная культура обладает сложной структурой, включающей научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру, религию.

Учитывая сложность одновременного восприятия сразу всех составляющих духовной культуры, попытаемся выяснить общую основу, объединяющую в единое целое все ее стороны, а именно: что понимается под культурой в целом.

В самом широком смысле этого слова культура - развивающаяся совокупность материальных, политических и духовных достижений человечества, характеризующих определенный способ общественно-практической деятельности людей на каждом историческом этапе развития общества. Каждый этап развития человеческой истории характеризуется своим уровнем материальных, политических и духовных потенций и достижений человечества, его отношений с действительностью. Сохраняя и передавая разнообразную информацию о жизнедеятельности прошедших поколений, культура - одновременно и результат, и средство развития личности и общества. Культура - исторически определенный способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, зафиксированный, функционирующий и развивающийся в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и ценностей, а также соответствующих организаций и учреждений, в совокупном отношении людей к природе, между собой и к самим себе.

Духовная культура нарастает на основе общественного бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние практически на всю жизнедеятельность человека и общества. Как отражение общественного бытия она несет на себе отпечаток характерных черт эпохи и определенной общественно - экономической формации, интересов и потребностей больших социальных общностей и социальных слоев. Духовная культура в этом качестве - нечто единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.

В обществе духовная культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшествующих поколений, производство и развитие новых духовных ценностей. Будучи включенными в бытие человека и общества, в материальную и духовную жизнь, они играют существенную роль в социальной деятельности по освоению и преобразованию мира, служат ориентирами в этом процессе.

Главная цель, функция духовной культуры - формирование определенного типа личности в интересах общества, регулирование поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, природой, окружающим миром. Отсюда др. функция - формирование познавательных способностей личности.

Духовная культура общества выражается в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

При наличии ряда общих моментов с материальным производством духовное производство имеет свою специфику. Предмет труда в нем - не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс во всем богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей. Весьма своеобразны и субъект духовного производства, и орудия его деятельности. В обществе формируется особый социальный слой профессионалов, занятых созданием духовных ценностей (интеллигенция). Но создание ценностей духовной жизни, духовная культура вообще не могут развиваться вне народа, ее основного творца и потребителя. Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием.

Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т. д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top