Движения воды в океане. Движение вод мирового океана

Движения воды в океане. Движение вод мирового океана

Мировой океан постоянно движется. Помимо волн, спокойствие вод нарушают отливы, приливы и течения. Далее мы расскажем подробно об основных видах движения воды в Мировом океане.

Ветровые волны

Создаются из-за воздействия ветра на поверхность воды. Размеры и элементы волн будут меняться в зависимости от длительности, силы ветра и длины разгона. Если ветер дует очень сильно, то волны будут перемещаться от исходной точки на тысячи километров. Волны помогают перемешиванию морских вод, наживанию их кислородом.

Стоит отметить, что бывали случаи, когда наблюдались волны в высоту более 20 метров и в длину более 350 метров. Как правило, их скорость передвижения составляла около 20 м/с.

Цунами

Ценами — это очень длинные и высокие волны, которые возникают по причине воздействия на всю толщу воды. Обычно цунами формируются во время подводных землетрясений. В открытом океане высота цунами составляет всего до 2 метров, однако их длина может достигать около 500 километров, а скорость движения 1000 км/ч.

Выделяют такие основные причины образования цунами: подводные взрывы, землетрясения, извержения вулканов, метеориты, ледники, оползни и другие масштабные разрушения.

Теплые и холодные течения

Океанические течения — прогрессивные движения масс воды в океанах и морях, которые появляются из-за разных сил (трение воды и воздуха, градиент давления и т.д.).

Течение, температура воды которого больше окружающих вод имеет название — теплое, а если будет меньше — холодное.

Гольфстрим является одним из самых больших океанических течений.

Эльниньо — теплое тихоокеанское экваториальное течение, которое можно встретить несколько раз за десятки лет.

Приливы и отливы

Данное явление происходит по причине изменения положений Луны и Солнца. Постепенное опускание и поднятия уровня воды в морях и океанах называют приливами и отливами. Поэтому когда сила притяжения Луны действует на Землю, они начинают возникать. Благодаря приливным волнам люди смогли заполучить много электричества на приливных электростанциях.

1. Введение

Морская вода – очень подвижная среда, поэтому в природе она находится в непрерывном движении. Это движение вызывают различные причины и прежде всего ветер. Он возбуждает поверхность течения в океане, которые переносят огромные массы воды из одних районов в другие. Однако непосредственное влияние ветра распространяется на сравнительно небольшое (до 300 м) расстояние от поверхности. Подвижность вод океана проявляется и в вертикальных колебательных движениях – таких, например, как волны и приливы. С последними связаны и горизонтальные движения воды – приливные течения. Ниже в толще воды и в придонных горизонтах перемещение происходит медленно и имеет направления, связанные с рельефом дна.

2. Движение вод Мирового океана

Рис.1. Схема циркуляции вод Мирового океана.

Поверхностные течения образуют два больших круговорота, разделенных противотечением в районе экватора. Водоворот северного полушария вращается по часовой стрелке, а южного - против. При сопоставлении этой схемы с течениями реального океана можно увидеть значительное сходство между ними для Атлантического и Тихого океанов. В то же время нельзя не заметить, что реальный океан имеет более сложную систему противотечений у границ континентов, где, например, располагаются Лабрадорское течение (Северная Атлантика) и Аляскинское возвратное течение (Тихий океан). Кроме того, течения у западных окраин океанов отличаются большими скоростями перемещения воды, чем у восточных. Ветры прилагают к поверхности океана пару сил, вращающих воду в северном полушарии по часовой стрелке, а в южном - против нее. Большие водовороты океанических течений возникают в результате действия этой пары вращающих сил. Важно подчеркнуть, что ветры и течения не относятся «один к одному». Например, наличие быстрого течения Гольфстрим у западных берегов Северной Атлантики не означает, что в этом районе дуют особенно сильные ветры. Баланс между вращающей парой сил среднего поля ветра и результирующими течениями складывается на площади всего океана. Кроме того, течения аккумулируют огромное количество энергии. Поэтому сдвиг в поле среднего ветра не приводит автоматически к сдвигу больших океанических водоворотов.

На водовороты, приводимые в движение ветром, накладывается другая циркуляция, термохалинная («халина» - соленость). Вместе температура и соленость определяют плотность воды. Океан переносит тепло из тропических широт в полярные. Этот перенос осуществляется при участии таких крупных течений, как Гольфстрим, но существует также и возвратный сток холодной воды в направлении тропиков. Он происходит в основном на глубинах, расположенных ниже слоя возбуждаемых ветром водоворотов. Ветровая и термохалинная циркуляции представляют собой составные части общей циркуляции океана и взаимодействуют друг с другом. Так, если термохалинные условия объясняют в основном конвективные движения воды (опускание холодной тяжелой воды в полярных районах и ее последующий сток к тропикам), то именно ветры вызывают расхождение (дивергенцию) поверхностных вод и фактически «выкачивают» холодную воду обратно к поверхности, завершая цикл.

Представления о термохалинной циркуляции менее полны, чем о ветровой, но некоторые особенности этого процесса более или менее известны. Считается, что образование морских льдов в море Уэдделла и в Норвежском море имеет важное значение для формирования холодной плотной воды, распространяющейся у дна в Южной и Северной Атлантике. В оба района поступает вода повышенной солености, которая охлаждается зимой до температуры замерзания. При замерзании воды значительная часть содержащихся в ней солей не включается в новообразующийся лед. В результате соленость и плотность остающейся незамерзшей воды увеличиваются. Эта тяжелая вода опускается ко дну. Обычно ее соответственно называют антарктической донной и североатлантической глубинной водой.

Другая важная особенность термохалинной циркуляции связана с плотностной стратификацией океана и ее влиянием на перемешивание. Плотность воды в океане с глубиной возрастает и линии постоянной плотности идут почти горизонтально. Воду с разными характеристиками значительно легче перемешать в направлении линий постоянной плотности, чем поперек них.

Термохалинную циркуляцию трудно с определенностью охарактеризовать. По сути, и горизонтальная адвекция (перенос воды морскими течениями), и диффузия должны играть важную роль в термохалинной циркуляции. Определение относительного значения этих двух процессов в каком-либо районе или ситуации представляет важную задачу.

Главные черты поверхностной циркуляции вод мирового океана определяются ветровыми течениями. Важно отметить, что движение водных масс в Атлантическом и Тихом океанах очень сходно. И в том и в другом океане существуют два огромных антициклонических круговых течения, разделенных экваториальным противотечением. В обоих океанах есть, кроме того, мощные западные (в северном полушарии) пограничные течения (Гольфстрим в Атлантическом и Куросио в Тихом) и такие же по характеру, но более слабые восточные течения (в южном полушарии) - Бразильское и Восточно-Австралийское. Вдоль их западных побережий прослеживаются холодные течения - Ойясио в Тихом океане, Лабрадорское и Гренландское течения в Северной Атлантике. Кроме того, в восточной части каждого бассейна к северу от основного круговорота обнаружен циклонический круговорот меньшего масштаба.

Некоторые различия между океанами связаны с различиями в очертаниях их бассейнов. Атлантический, Индийский и Тихий океаны имеют разную форму. Но некоторые из различий определяются особенностями поля ветра, как, например, в Индийском океане. Циркуляция в южной части Индийского океана в основных чертах сходна с циркуляцией в южных бассейнах Атлантического и Тихого океанов. Но в северной части Индийского океана она явно подчиняется муссонным ветрам, где в период летнего и зимнего муссонов картина циркуляции полностью меняется.

По ряду причин по мере приближения к берегу отклонения от общей картины циркуляции становятся все более существенными. В результате взаимодействия основных климатических характеристик течений с такими же характеристиками побережий часто возникают устойчивые или квазиустойчивые вихри. Заметные отклонения от средней картины циркуляции могут вызывать у побережий и местные ветры. В отдельных районах возмущающими факторами режима циркуляции служат речной сток и приливы.

В центральных районах океанов средние характеристики течений вычисляются по малому количеству точных данных и потому особенно ненадежны.

Западные пограничные течения - Гольфстрим и Куросио

Известно, что западные пограничные течения в северном полушарии (Гольфстрим и Куросио) лучше развиты, чем их аналоги в южном полушарии.

Представляя себе в общем плане циркуляцию океанических вод в виде системы обширных антициклонических вихрей, необходимо отметить, что течения, в сумме образующие круговороты, весьма сильно отличаются в их разных участках. Западные пограничные течения, такие, как Гольфстрим и Куросио, - узкие, быстрые, глубокие потоки с довольно хорошо выраженными границами. Направленные к экватору течения на другой сторонне океанических бассейнов, такие, как Калифорнийское, Перуанское и Бенгальское, напротив, широкие, слабые и неглубокие потоки с расплывчатыми границами, некоторые исследователи даже считают, что эти границы есть смысл проводить на мористой стороне течений такого типа.

Калифорнийское течение считается наиболее изученным из них. Глубина этого потока ограничивается в основном верхним 500-метровым слое. Оно складывается из ряда крупных вихрей, наложенных на слабый, но широкий поток воды, направленный к экватору. Скорости и направления движения воды, измеренные в зоне Калифорнийского течения, в любой данный момент могут оказаться совершенно отличными от средних значений. Такая же картина, видимо, характерна и для других восточных пограничных течений.

Прибрежный поток воды обычно отличается особой сложностью, и при описании его часто выделяют из более широкой системы вдольбереговых течений, присваивая ему другое название.

В зоне многих восточных пограничных течений главным фактором, определяющим распределение температуры, солености и химических характеристик воды на поверхности, является апвеллинг. Апвеллинг имеет важное биологическое значение, так как благодаря ему глубинные воды выносят питательные вещества в верхние слои воды и тем способствуют увеличению продуктивности фитопланктона. Зоны апвеллинга - это биологически самые продуктивные районы мира.

3. Циркуляция глубинных вод

Основные факторы, определяющие циркуляцию глубинных вод, - температура и соленость.

В приполярных районах Мирового океана вода на поверхности охлаждается. При образовании льда из него выделяются соли, которые дополнительно осолоняют воду. В результате вода становится более плотной и опускается на глубину. Области интенсивного образования глубинных вод находятся на севере Атлантического океана у Гренландии и в морях Уэдделла и Росса у Антарктиды.

Дата___-

Предмет

География

Класс 6

Тема урока:

Движения воды в Океане

Общая цель:

сформировать представление о видах волн, океанических течениях приливах и отливах, географии их действия.

Задачи:

развивать у школьников умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать.

Совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (книгой, атласом, дополнительной литературой).

Научить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.

Конкретный результат обучения

    ученики знают :

    ученики умеют

a) Подход в преподавании / обучении

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый; информационно-иллюстративный; демонстрационный; самостоятельная работа с текстом учебника, беседа, работа с картой.

Источники:

карта океанов, карты атласа, контурные карты, презентация по теме урока, учебник для 6 кл.

Ход урока.

Организация работы на уроке/раздача карточек/

I. Оргмомент.

Учитель: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? - Мировой океан

Тестирование по домашнему заданию

Проверка тестирования и запись результатов в карточку

Критерии оценки: «5» - 16-18 б.

«4» - 13-15 б.

«3» - 9-12 б

Изучение нового материала

Содержание материала для уровня применения.

II.Стадия вызова

- Какие свойства воды обеспечивают возможность её движения?

(температура и солёность)

- О чём мы сегодня узнаем на уроке? ( читают стр.115 «Вы узнаете»)

- И так тема нашего урока:

«Движение воды в океане» - (зачитывают дети)

Учитель: Мировой океан находится в постоянном движении, наша задача познакомиться с основными видами движения воды, причинами их возникновения, географией их действия

Задание 1 По ходу изучения нового материала вы должны составить Опорный

конспект по представленному образцу

    Составьте классификацию движений воды в океане, исходя из причины их возникновения. Заполните схему.

Зачитывается стихотворение Н.А. Некрасова «Непонятная песня» на фоне слайд-шоу

Здоровьесберегающий стиль общения (ЗБТ)

... Клокочет, бушует, волнуется море

Сердито и грозно, седые валы

Как вихри летают на буйном просторе

И силятся сдвинуть крутые скалы.

Смотрите, смотрите - как грудью, могучей

Они, разъяренные бьют в берега!

Но вот на средину отхлынули тучей,

Как будто заслышав призванье врага.

Как будто меж ними затеялась ссора -

Ревут ураганом, громами гремят,

Понять невозможно их чудного хора,

Но, кажется, что-то они говорят…

Содержания материала для уровня понимания.

III. Стадия осмысления

Учитель : Так что же такое «Волна»?

Понятие - «Волна»- чтение с доски «Презентация»

Строение волны – рисунок 5.6., Геофокус

Разновидности волн

-ветровые волны (штиль, шторм) Ф+Ф( слайд- шоу)

Причины их образования (переменные ветры)

Высота волн - ( работа с текстом стр.74)

Описание цунами - чтение наизусть отрывка…

Эмоциональная разрядка (ЗБТ)

Вдруг стихает шум прибоя, и далеко в море уходит вода, обнажая дно. В этой внезапно наступившей тишине для островитянина - верный признак надвигающей беды. Теперь не мешкать, скорее в сопки, в горы, подальше от домашнего очага. Стена воды, увенчанная снежной пеной, летит на портовые сооружения, на город. Проходит немного времени, и в водовороте воды кружатся дома, причалы, скот…

Учитель: О какой волне идет речь в только что прослушанном отрывке?

Дети: - цунами

Понятие «цунами» чтение на стр

Строение волны – рисунок 75

2. Чем цунами отличается от штормовых ветровых волн?
Цунами - это волны, которые возникают в результате моретрясений, а ветровые волны – результат деятельности ветра. Цунами – это поступательное движение воды, а ветровые волны – колебательные.

3. Какое значение имеют океанические течения?
Океанические течения влияют на климат территории, Холодные течения приносят похолодание и сухость, а теплые – потепление и осадки. Также течения переносят органические вещества, способствуя их распределение их по океанах.

Задание 2 (работа в парах)

Представьте, что случилась авария на нефтеналивном танкере в районе экватора у восточных берегов Южной Америки. В результате аварии произошёл разлив нефти. В каких районах океана могут обнаружиться следы этой аварии? Для ответа используйте карту океанов в атласе.
Следы этой аварии могут обнаружиться в любой части океана, потому что течения разнесут нефть. Например, Северное пассатное течение перенесет нефть в течение Гольфстрим, то в свою очередь в Северо-Атлантическое, потом - в Канарское или в Норвежское. Южное пассатное течение перенесет нефть в Бразильское течение, потом в течение Западных Ветров и потом по южной части Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

Содержания материала для уровня анализа и синтеза.

Задание3. Подпишите основные части волны на своих рисунках.

Скажите, а можно ли без приборов, находясь на берегу определить силу ветра? (Знакомство с определительной таблицей.)

При какой скорости ветра наблюдаются самые высокие и самые низкие волны?

Пользуясь таблицей, учащиеся определяют силу ветра, при которой наблюдаются самые высокие волны.

Штиль. Поверхность моря зеркально гладка. Скорость ветра менее 0,5 метра в секунду.

Задание. Используя определительную таблицу, определите силу ветра в стихотворении А.Фета.

Слайд № 8 (демонстрация стихотворения).

Свежеет ветер, меркнет ночь,

А море злей и злей бурлит,

И пена плещет на гранит -

То прянет, то отхлынет прочь.

Все раздражительней бурун;

Его шипучая волна

Так тяжела и так плотна,

Как будто в берег бьет чугун.

Учащиеся приходят к выводу, что сила ветра равна 5 баллам.

Результаты исследований (оценивает учитель)

Задание4 . Изучите Физическую карту полушарий ваших атласов, и попробуйте объяснить, почему образуются теплые и холодные течения?

Работая с атласом, учащиеся приходят к выводу. На планете существуют два потока течений: один теплый (легкие воды) - от экватора к полюсам – в поверхностных слоях океана, другой холодный (тяжелые воды) - от полюсов к экватору – в глубине. Вблизи экватора холодные воды начнут подниматься вверх, так как теплые воды уходят из экваториальной области на север.

Задание 5 . Приливы и отливы.

Внимательно выслушайте рассказ, рассмотрите рисунок и назовите характерные черты описываемого движения.

Могучая грудь океана словно дышит, поднимаясь и опускаясь примерно через каждые шесть часов. Может стоять полное безветрие, а в положенную пору волны всё равно будут наступать на сушу, затопляя отмели и прибрежные камни, разбиваясь пеной у высоких скал. Пройдет ещё шесть часов, и океан начнет отступать от берега, оставляя на морском песке или гальке рачков, мелких рыбок, червей, водоросли.

Это явление называется приливы и отливы.

V. Подведение итогов урока.

Содержания материала для уровня оценки.

Поднимите руки те, ребята, которые получили сегодня за урок оценку «5», «4»

VI. Домашнее задание.

1. Найти дополнительную информацию по данной теме в Интернете или в библиотеке.

Составить словарь терминов по теме «Движение воды в океане»(АВ)

Результаты обучения для учеников (A)

    ученики знают : основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

    ученики умеют Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

    Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

    Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

    Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

Результаты обучения для учеников (B)

    ученики знают : основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

    ученики умеют Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

    Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

    Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

    Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

Результаты обучения для учеников (C)

    ученики знают : основные понятия урока; основные виды движения воды; причины возникновения; воздействия на природу и использованием человеком в хозяйственной деятельности.

    ученики умеют Определять по картам крупнейшие теплые и холодные течения Мирового океана.

    Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

    Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана.

    Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и теплые течения.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.

1 балл. По морю идет рябь, напоминающая чешую. Скорость ветра до 3,3 метра в секунду.

2 балла. Появляются небольшие, но уже хорошо заметные волны, гребни их начинают опрокидываться. Ветер дует со скоростью до 5,2 метра в секунду.

3 балла. Волны удлиняются, местами на их гребнях белеют пенящиеся барашки. Скорость ветра до 7,4 метра в секунду.

4 балла. Волны вытягиваются в длину грядами; белые барашки сплошь покрывают гребни волн. Шум прибоя похож на непрерывный рокот. Скорость ветра до 9, 8 метра в секунду.

5 баллов. Вся поверхность моря покрыта белыми барашками. Отдельные волны становятся крупными, гребни их высоки. Прибой сопровождается глухими раскатами. Скорость ветра до 12,4 метра в секунду.

6 баллов. Крупные волны начинают громоздиться. Пена длинными полосами стелется между грядами волн. Ветер достигает 15,2 метра в секунду.

7 баллов. Образуются гороподобные волны. Густые полосы пены. Если смотреть на мелкие суда, временами кажется, что они исчезают под водой. Скорость ветра до 18,2 метра в секунду.

8 баллов. Множество гороподобных волн; их длинные гребни с грохотом обрушиваются. Над волнами летят тучи брызг, поверхность моря становится белой от пены. Ветер переходит в шторм, его скорость 18,3 - 25,1 метра секунду.

9 баллов. Волны достигают такой высоты, что даже большие суда временами скрываются за ними и наблюдателю кажется, что судно пошло ко дну. Длинные полосы белой пены тянутся по ветру. Все насыщено брызгами водяной пены, сорванной с гребней волн. Жестокий шторм, скорость ветра более 25,2 метра в секунду.


Вода в океане постоянно перемешивается. Легкие волны или жестокие штормовые валы служат причиной перемешивания воды. Во время шторма высота волны может достигать 30 метров.

Волны постепенно разрушают каменистые берега и обкатывают оторвавшиеся камешки друг о друга, до тех пор, пока они не превратятся в гальку или песок. Сила волн так велика, что всего за несколько лет берег может отступить на несколько метров.
Жители океанских берегов могут видеть, как два раза в сутки вода отступает от берега и снова поднимается. Это приливы и отливы. Вода отходит от берега и возвращается к нему из-за того, что ее перемещает сила притяжения Луны. Люди считали, что это дыхание моря, которое казалось им большим живым существом. Если прибрежная отмель пологая, понижение уровня океана в результате отлива может обнажить морское дно на насколько километров. Самые высокие в мире приливы у берегов Северной Америки, они достигают высоты 18 метров.
Многие растения и животные приспособились к временному существованию на воздухе. Моллюски схлопывают раковины, водоросли просто настолько жесткие, что не успевают погибнуть, мелкие рачки и медузы скатываются в небольшие лужи до следующего прилива. Зона вдоль берега, которая осушается и затапливается приливами и отливами, называется литоралью, а временные водоемы, образующиеся во время отлива, - литоральными ваннами.
Вода в океане движется также благодаря сильным течениям. Одно из самых известных морских течений - Гольфстрим в Атлантическом океане. Эта могучая океанская река

Течения и круговороты в океане:
1 - северотихоокеанский круговорот; 2 - североатлантический круговорот; 3, 6 - южноиндоокеанский круговорот; 4 - южноатлантический круговорот; 5 - южнотихоокеанский круговорот

увлекает массы теплой воды от берегов Америки, перемещая их до берегов Европы у Северного Ледовитого океана. Гольфстрим делает климат берегов, вдоль которых протекает, гораздо более мягким. В этой океанской реке воды в 20 раз больше, чем во всех реках мира.
Гольфстрим - теплое течение, но есть и холодные. Течения возникают из-за ветров и разницы в температуре морской воды в различных частях океана. Иногда течение вызывается причудливой формой морских берегов. Кроме того, на образование океанических течений влияет плотность воды, которая меняется в зависимости от температуры и насыщенности солями.

Некоторые течения приносят к поверхности воду с больших глубин и доставляют большое количество органических веществ. В та ких частях океана жизнь кипит, и вслед за мелкими организмами появляется большое количество рыбы.

Еще по теме КАК ДВИЖЕТСЯ ВОДА?:

  1. Вода в наземных местообитаниях: относительная влажность
  2. 5. Велий есть собственником двух домов, построенных один около одного. Из них он одновременно продает один дом Петрицию, а второй – Урбану. Участок последнего доходит к самой стене дома Петриция но Урбан не желает, чтобы окна (которые за местными обычаями открываются наружу) и в дальнейшем выступали в воздушное пространство, которое нему принадлежит, а также он не согласный, чтобы из крыши дома Петриция вода стекала на его участок. Но Петриций ссылается на то, что в договоре купли – продажи есть

Ветровые волны

Вода в океане находится в постоянном движении. Главная причина движения воды в Мировом океане – ветер.

Слабый ветер вызывает на воде рябь (см. Рис. 1). Рябь – мелкое волнение на поверхности водоема.

Рис. 1. Рябь на воде

При сильном ветре волны становятся больше и сильнее (см. Рис. 2).

Рис. 2. Большие волны

Рис. 3. Части волны

При подходе к пологому берегу, нижняя часть волны тормозится о грунт, верхняя часть волны движется быстрее, в итоге волна с брызгами и пеной разбивается о берег, такое явление называется прибой (см. Рис. 3, 4).

Рис. 4. Прибой

Для защиты от волн причалов, портов, пристаней, набережных сооружают волноломы (волнорезы), которые гасят энергию волн (см. Рис. 5).

Рис. 5. Волнорез

Цунами

Кроме ветра, причинами образования волн могут быть деятельность человека, движения земной коры, обвалы и оползни.

Цунами – гигантские волны, возникающие из-за столкновения литосферных плит (землетрясения) или извержения вулканов.

Ценами имеют огромную скорость, высоту и силу. Подходя к мелководью, высота цунами увеличивается до 30 метров! Цунами приводят к разрушениям, человеческим жертвам, затоплениям.

Приливы и отливы

Приливы (отливы) – систематические колебания уровня моря, вызванные силами притяжения Луны и Солнца.

Луна и Солнце действуют как магнит на воду. Самые высокие приливы возникают у восточных берегов Северной Америки – залива Фанди.

Течения. Причины возникновения течений

Течение – горизонтальное перемещение воды в океане. У течений нет четких границ и берегов, они представляют собой водные потоки (см. Рис. 1). Главная причина течений – ветер, особую роль играют постоянные ветры.

Рис. 1. Карта течений

Самое протяженное и мощное течение на Земле – течение западных ветров (см. Рис. 2). Его протяженность около 30 000 км.

Рис. 2. Течение западных ветров на карте

Виды течений

Течения по направлению бывают меридиональные и зональные.

По температурным характеристикам течения делят на:

2. Холодные

3. Нейтральные

Кроме ветра, на направление движения течений оказывает влияние вращение земли – сила Кориолиса (см. Рис. 3). Эти сила отклоняет течения в северном полушарии вправо, в южном – влево.

Рис. 3. Схема действия силы Кориолиса

Средняя скорость течения не превышает 10 м/c.

Примеры течений

Одним из мощнейших течений Земли является Гольфстрим (теплое течение) (см. Рис. 4). Это течение оказывает влияние на климат Европы, делая его более мягким и теплым. Гольфстрим переходит в Северо-Атлантическое течение. Крупнейшие течения: Лабрадор, Пассатные, Куросио и др.

Рис. 4. Гольфстрим и Лабрадор на карте

Течение западных ветров, о котором уже упоминалось, является холодным, оно переносит огромное количество воды и каждую секунду выносит около 200 тонн воды! Возникло оно из-за постоянных западных ветров.

Изучение и значение течений

О том, что вода в океане перемещается, людям было известно давно. Течения приносили различные предметы с отдаленных территорий. Например, в 1850 году у берегов Испании было обнаружено послание Колумба королеве, которое он отправил 385 лет назад. Оно было в бутылке и просмоленном бочонке.

Сейчас течения в океане изучают с помощью специальных судов, авиационной техники и снимков из космоса.

Значение течений :

1. Влияют на климат

2. Влияют на живых организмов

3. Перемешивают воду в океане

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа; ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Русское Географическое Общество ().




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top