Е пермяк две пословицы. Пермяк Две пословицы

Е пермяк две пословицы.  Пермяк Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.

Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

А я Федин товарищ, - отвечает Костя.

Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.

Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала. Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

Не горюй! Жди меня тут.

А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.

Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов.

Но наибольше всего он боялся чужих мальчишек.

И мама этого мальчика очень и очень грустила, что у неё такой трусливый сынок.

В одно прекрасное утро мама этого мальчика сказала ему:

Ах, как плохо, что ты всего боишься! Только храбрые люди хорошо живут на свете. Только они побеждают врагов, тушат пожары и отважно летают на самолётах. И за это все любят храбрых людей. И все их уважают. Дарят им подарки и дают ордена и медали. А трусливых никто не любит. Над ними смеются и потешаются. И от этого у них жизнь бывает плохая, скучная и неинтересная.



Мальчик Андрюша так ответил своей маме:

С этих пор, мама, я решил быть храбрым человеком. - И с этими словами Андрюша пошёл во двор погулять. А во дворе мальчишки играли в футбол.

Мальчишки эти, обыкновенно, задевали Андрюшу. И он их боялся как огня. И всегда от них убегал. Но сегодня он не убежал. Он крикнул им:

Эй вы, мальчишки! Сегодня я не боюсь вас!

Мальчишки удивились, что Андрюша так смело им крикнул. И даже сами немножко испугались. И даже один из них - Санька Палочкин - сказал:

Сегодня Андрюшка Рыженький что-то задумал против нас. Давайте лучше уйдём, а то нам, пожалуй, попадёт от него.

Но мальчики не ушли. Один дёрнул Андрюшу за нос. Другой сбил ему кепку с головы. Третий мальчик ткнул Андрюшу кулаком. Короче говоря - они немножко побили Андрюшу. И тот с рёвом вернулся домой.

И дома, утирая слёзы, Андрюша сказал маме:

Мама, я сегодня был храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось.

Мама сказала:

Глупый мальчик. Недостаточно быть только храбрым, надо быть ещё сильным. Одной храбростью ничего нельзя сделать.

И тогда Андрюша незаметно от мамы взял бабушкину папку и с этой палкой пошёл во двор. Подумал: «Вот теперь я буду сильней, чем обычно. Теперь я разгоню мальчишек в разные стороны, если они на меня нападут».

Андрюша вышел с палкой на двор. А на дворе мальчишек уже не было. Там гуляла чёрная собака, которой Андрюша всегда боялся.

Размахивая палкой, Андрюша сказал этой собаке:

Попробуй только залай на меня - получишь по заслугам. Узнаешь, что такое палка, когда она прогуляется по твоей голове.



Собака начала лаять и бросаться на Андрюшу.

Размахивая палкой, Андрюша раза два ударил собаку по голове, но та забежала сзади и немного порвала Андрюшины штаны.

И Андрюша с рёвом побежал домой. А дома, утирая слёзы, он сказал своей маме:

Мама, как же это так? Я сегодня был сильный и храбрый, но из этого ничего хорошего не получилось. Собака разорвала мои штаны и чуть не укусила меня.

Мама сказала:

Ах ты, глупый мальчонка! Недостаточно быть храбрым и сильным. Надо ещё иметь смекалку. Надо думать и соображать. А ты поступил глупо. Ты размахивал палкой и этим рассердил собаку. Вот за это она и порвала твои штаны. Ты сам виноват.

Андрюша сказал своей маме:

С этих пор я буду всякий раз думать, когда что- нибудь случится.

И вот Андрюша Рыженький в третий раз вышел погулять. Но во дворе уже не было собаки. И мальчишек тоже не было.

Тогда Андрюша Рыженький вышел на улицу, чтобы посмотреть, где мальчишки.

А мальчишки купались в реке. И Андрюша стал смотреть, как они купаются.

И в этот момент один мальчишка, Санька Палоч- кин, захлебнулся в воде и стал кричать:

Ой, спасите, тону!

А мальчишки испугались, что он тонет, и побежали звать взрослых, чтобы те спасли Саньку.

Андрюша Рыженький крикнул Саньке:

Погоди тонуть! Я тебя сейчас спасу.

Андрюша хотел броситься в воду, но потом подумал: «Ой, я плохо плаваю, и у меня не хватит силы спасти Саньку. Я поступлю умней: я сяду в лодку и на лодке подплыву к Саньке».

А у самого берега стояла рыбацкая лодка. Андрюша оттолкнул эту лодку от берега и сам вскочил в неё.

А в лодке лежали вёсла. Андрюша стал бить этими вёслами по воде. Но у него ничего не вышло: он не умел грести. И течение отнесло рыбацкую лодку на середину реки. И Андрюша от страха стал кричать.

А в этот момент по реке плыла другая лодка.

И в этой лодке сидели люди.

Эти люди спасли Саню Палочкина. И кроме того, эти люди догнали рыбацкую лодку, взяли её на буксир и доставили к берегу.

Андрюша пошёл домой и дома, утирая слёзы, сказал своей маме:

Мама, я сегодня был храбрый, я хотел спасти мальчика. Я сегодня был умный, потому что не бросился в воду, а поплыл в лодке. Я сегодня был сильный, потому что оттолкнул тяжёлую лодку от берега и тяжёлыми вёслами колотил по воде. Но у меня ничего не вышло.

Мама сказала:

Глупый мальчик! Я забыла тебе сказать самое главное. Недостаточно быть храбрым, умным и сильным. Это слишком мало. Надо ещё иметь знания. Надо уметь грести, уметь плавать, ездить верхом на лошади, летать на самолёте. Надо многое знать. Надо знать арифметику и алгебру, химию и геометрию. А для того чтобы это всё знать, надо учиться. Кто учится, тот бывает умным. А кто умный, тот должен быть храбрым. А храбрых и умных все любят, потому что они побеждают врагов, тушат пожары, спасают людей и летают на самолётах.

Андрюша сказал:

С этих пор я буду всему учиться.

И мама сказала:

Вот и хорошо.

Джоэль Харрис (Из сказок дядюшки Римуса) БРАТЕЦ ЛИС И БРАТЕЦ КРОЛИК

Как-то вечером мама долго искала своего сынишку. Джоэля не было ни в доме, ни во дворе. Она услышала голоса в старой хижине дядюшки Римуса, заглянула в окно и увидела, что мальчик сидит рядом со стариком.

Мальчик прислонил голову к плечу дядюшки Римуса, во все глаза глядя в морщинистое ласковое лицо.

И вот что услышала мама.

Гонялся, гонялся Братец Лис за Братцем Кроликом, и так и этак ловчился, чтобы его поймать. А Кролик и так и этак ловчился, чтобы Лис его не поймал.

Ну его совсем, - сказал Лис.

И только вылетели эти слова у него изо рта, глядь: вот он скачет по дороге - гладкий, толстый и жирный Кролик!

Погоди, Братец Кролик!
- сказал Лис.

Некогда мне, Братец Лис.

Мне с тобой поболтать охота, Братец Кролик.

Ладно, Братец Лис. Только ты оттуда кричи, где стоишь, не подходи ко мне близко: блох у меня сегодня, блох!
- так сказал Кролик.

Я видал вчера Братца Медведя, - сказал Лис.
- Он такую мне трёпку задал за то, что мы с тобой всё не ладим. "Вы, говорит, соседи, должны жить дружно". Я обещал ему, что потолкую с тобой.

Тут Кролик поскрёб лапкой за ухом - вроде как от радости, - встал и говорит:

Отлично, Братец Лис. Приходи ко мне завтра, пообедаем вместе. Ничего такого нет у нас дома, да жёнушка с ребятками пошарят, уж найдут, чем тебя угостить.

Я с удовольствием, - сказал Лис.

Ну, я буду ждать, - сказал Кролик.

Домой пришёл Братец Кролик грустный-грустный.

Что с тобой, муженёк?
- спрашивает Матушка Крольчиха.

Завтра в гости обещался прийти Братец Лис, - говорит Кролик.
- Нужно нам держать ухо востро, чтобы он не застал нас врасплох.

На другой день Братец Кролик и Матушка Крольчиха встали ранёхонько, до света, и пошли в огород; набрали капусты, моркови и спаржи, состряпали знатный обед.

Вдруг один из крольчат, который играл во дворе, бежит и кричит:

Ой, мама! Ма! Братец Лис идёт!

Тогда Кролик живо - детишек за уши и усадил их, а сам с Матушкой Крольчихой - у дверей: ждут Братца Лиса.

Ждут они, ждут - не идёт Лис. Вот немного погодя выглянул Братец Кролик за дверь потихонечку. Смотрит - из-за угла торчит самый кончик хвоста Лиса. Тогда закрыл Кролик дверь, сел, лапки положил за уши и запел:

Если миску уронить

Разобьётся миска.

Если близко лисий хвост

Значит, близко Лиска.

Вот пообедали Братец Кролик, и Матушка Крольчиха, и все ребятки, и никто им не мешал. А потом приходит Братец Еж и говорит:

Братец Лис просит прощенья: он захворал, никак не мог прийти. Он просит, чтобы Братец Кролик завтра пришёл к нему на обед.

Солнышко поднялось совсем высоко, тогда Кролик вскочил и побежал к дому Лиса. Прибегает, слышит - стонет кто-то. В дверь заглянул и видит - сидит Лис в кресле, весь закутанный в байковое одеяло, а вид у него слабый-слабый. Глянул Кролик по сторонам - нигде не видно обеда. Миска стоит на столе, а рядом острый ножик.

Никак, на обед у тебя курочка, Братец Лис?
- говорит Кролик.

Да, братец Кролик, а какая молоденькая да свеженькая!
- говорит Лис.

Тут Кролик разгладил усы и сказал:

Ты, никак, сготовил без укропа, Братец Лис? Что-то мне в горло не лезет курятина без укропа.

Выскочил Кролик из дверей и стрельнул в кусты, присел и ждёт Лиса. Долго ждать не пришлось, потому что Лис сразу скинул байковое одеяло - и за ним вдогонку. А Кролик кричит ему:

Эй, Братец Лис! Вот я тут положил на пенёк укроп. Бери скорей, пока не увял!

Что же, Лис никогда-никогда не поймал Кролика? А, дядюшка Римус? спросил Джоэль на другой вечер.

Было и так, дружок, чуть-чуть не поймал. Помнишь, как Братец Кролик надул его с укропом?

Вот вскоре после этого пошёл Братец Лис гулять, набрал смолы и слепил из неё человечка - Смоляное Чучелко.

Взял он это Чучелко и посадил у большой дороги, а сам спрятался под куст. Только спрятался, глядь - идёт по дороге вприскочку Кролик: скок-поскок, скок-поскок.

Старый Лис лежал тихо. А Кролик, как увидел Чучелко, удивился, даже - на задние лапки встал. Чучелко сидит и сидит, а Братец Лис - он лежит тихо.

Доброго утра!
- говорит Кролик.
- Славная погодка нынче.

Чучелко молчит, а Лис лежит тихо.

Что ж это ты молчишь?
- говорит Кролик.

Старый Лис только глазом мигнул, а Чучелко - оно ничего не сказало.

Да ты оглох, что ли?
- говорит Кролик.
- Если оглох, я могу погромче кричать.

Чучелко молчит, а Старый Лис лежит тихо.

Ты грубиян, я тебя проучу за это! Да, да, проучу!
- говорит Кролик.

Лис чуть не подавился со смеху, а Чучелко - оно ничего не сказало.

Когда тебя спрашивают, надо отвечать, - говорит Кролик.
- Сейчас же сними шляпу и поздоровайся, а нет - я с тобой разделаюсь по-свойски!

Чучелко молчит, а Братец Лис - он лежит тихо.

Вот Кролик отскочил назад, размахнулся и как стукнет Чучелко по голове кулаком! Кулак прилип, никак не оторвёшь его: смола держит крепко.

А Чучелко всё молчит, и Старый Лис лежит тихо.

Отпусти сейчас же, а то ударю!
- говорит Кролик.

Ударил Чучелко другой рукой, и эта прилипла.

А Чучелко - ни гугу, а Братец Лис - он лежит тихо.

Отпусти, не то я тебе все кости переломаю!
- так сказал Братец Кролик.

Но Чучелко - оно ничего не сказало. Не пускает и только.

Тогда Кролик ударил его ногами, и ноги прилипли.

А Братец Лис лежит тихо.

Кролик кричит:

Если не пустишь, я буду бодаться!

Боднул Чучелко - и голова прилипла. Тогда Лис выскочил из-под куста.

Как поживаешь, Братец Кролик?
- говорит Лис.
- Да что ж ты не здороваешься со мною?

Повалился Лис на землю и ну смеяться. Уж он хохотал, хохотал, даже в боку закололо.

Ну, сегодня-то мы пообедаем вместе, Братец Кролик! Нынче я и укроп припас, так что ты у меня не отвертишься, - сказал Лис.

Тут дядюшка Римус замолчал и стал вынимать из золы картошку.

Старый Лис съел Братца Кролика?
- спросил мальчик дядюшку Римуса.

А кто их знает, - ответил старик.
- Сказка-то кончена. Кто говорит Братец Медведь пришёл, его выручил, а кто говорит - нет. Слышишь, мама зовёт тебя. Беги, дружок. ХРАБРЫЙ БРАТЕЦ ОПОССУМ

Как-то ночью, - сказал дядюшка Римус, посадив мальчика к себе на колени и задумчиво поглаживая его по волосам, - как-то ночью Братец Опоссум зашел к Братцу Еноту; опростали они большую миску тушеной моркови, выкурили по сигаре, а потом отправились погулять, посмотреть, как поживают соседи. Братец Енот все трусцой да трусцой, Братец Опоссум - вприскочку да вприпрыжку. Опоссум до отвала наелся фиников, а Енот наглотался вволю лягушек и головастиков.

Гуляли они, гуляли. Вдруг слышат - где-то в лесу сама с собой толкует собака.

Вдруг она кинется на нас, Братец Опоссум. Что мы будем делать?
- спросил Енот.

Опоссум только усмехнулся:

Ну уж я не дам тебя в обиду, Братец Енот. А ты что будешь делать?

Кто? Я?
- сказал Енот. Пусть попробует, сунется только - все ребра пересчитаю!

А собака увидала их и не стала тратить времени зря. Она и здороваться не стала. Прямо кинулась на них - и все тут.

Братец Опоссум в ту же минуту осклабился, рот до ушей, и кувырнулся на спину, будто мертвый.

А Енот - тот мастер был драться. Подмял под себя собаку и ну трепать. Правду сказать, от собаки не много осталось, а то, что осталось, вырвалось - и наутек, в самую чащу, будто кто пальнул из ружья.

Вот Братец Енот привел свой костюм …

Почему «воз и ныне там»?

Как нужно поступать, если делаешь что-то вместе с друзьями?

А ты всегда находишь общий язык с друзьями?

Евгений Пермяк

ДВЕ ПОСЛОВИЦЫ

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя – наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник , обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости – колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.

Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит – голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

– Покажи мне, голубь, дорогу! – просит Костя. – Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

– Зачем мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

– А я Федин товарищ, – отвечает Костя.

– Тогда другое дело, – говорит голубь. – Покажу.

– Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших, и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Сколько времени копил!

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте:

– Не горюй! Жди меня тут.

А у собак известно – нюх хороший. Они всё могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку.

Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчёл.

Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку:

– Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит:

– Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!

– Теперь я всегда таким буду, – говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Какие две новые пословицы ты узнал?

Что они обозначают?

Какая из них относится к дружбе?

Валентина Осеева

ВСЁ ВМЕСТЕ

В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками.

– Давай будем дружить, – сказала Наташа.

– Давай! – кивнула головой девочка. – Будем вместе баловаться!

Наташа удивилась:

– Разве если дружить, так надо вместе баловаться?

– Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! – засмеялась Оля.

– Хорошо, – нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась. – А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?

– Ну, это редко! – сморщила носик Оля. – Это смотря какую подружку себе найдёшь!

Как Оля понимает дружбу?

Что Наташа понимает под дружбой?

Что значит дружба для тебя?

Зинаида Александрова

МОЙ МИШКА

Я рубашку сшила Мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И платочек положить.

– На плите сварилась каша.

Где большая ложка наша?

Я тебе перед едой

Лапы вымою водой.

Повяжу тебе салфетку.

Ешь котлетку,

Ешь конфетку,

Молоко своё допей,

И пойдём гулять скорей.

Чёрный Шарик возле будки.

Мы его не позовём,

Убежим гулять вдвоём.

Пьёт козлёнок из корыта,

На тебя глядит сердито.

Ты не бойся – это гусь.

Я сама его боюсь.

Мы по узенькой дощечке

Побежим купаться к речке,

Будем плавать, загорать,

Наши трусики стирать.

Мишка топал, баловался -

Лёгкий мостик зашатался.

По реке идут круги…

Шарик, Шарик, помоги!

Мишка мокрый, будто губка.

Сохнет плюшевая шубка.

Шарик убежал вперёд…

Нам от мамы попадёт!

Почему мишка стал мокрый?

Кого на самом деле может поругать мама? Будет ли она ругать мишку?

Валентина Осеева

ОБИДЧИКИ

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

– Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:

– Вы-хо-ди!..

Почему Саша перестал обижать Толю?

Михаил Яснов

ГОРЕСТИ-ПЕЧАЛЕСТИ

Горести-печалести,

Что-то мне не спится.

О детях и для детей

Ответы к стр. 28 — 29

Евгений Пермяк

Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.
Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
— Покажи мне, голубь, дорогу! — просит Костя. — Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
— Зачем же мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
— А я Федин товарищ, — отвечает Костя.
— Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошёл. Идёт — и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг смотрит — плотвичка к нему подплывает и говорит:
— Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Столько времени копил!
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте:
— Не горюй! Жди меня тут.
А у собак известно нюх хороший. Они всё могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчёл.
Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку:
— Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
— Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!
— Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

1. Кто написал это произведение? Подчеркни имя, отчество и фамилию автора.

Проиведение «Две пословицы» написал Евгений Андреевич Пермяк .

2. Сделай модель обложки.

Урок 21. Е. П ермяк «Две пословицы»

Цели:

Формирование навыка размышлять и анализировать;

Формирование навыка монологической речи;

Научить работать самостоятельно;

Познакомиться с новым произведением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Слушание загадок.

2. Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».

II. Знакомство с новым материалом.

Вопрос

Ответ

Прочитаем рассказ Е. Пермяка «Две пословицы».

Все ли слова понятны?

Нет. Что такое брод, гривенник, пятак!

Определения непонятных слов прочитайте на странице учебника 68.

Прочитайте, какими были мальчики.

«Бережливым мальчиком Костя рос... А его дружок Федя -наоборот».

Кто помогал Косте?

Голубь, плотвичка и собака.

Почему животные помогали Косте?

Потому что он им всегда помогал и подкармливал

Что собака шепнула Косте?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Бережливым быть хорошо, а добрым - лучше.

Как вы понимаете смысл этих 1 пословиц?

(Самостоятельные рассуждения учеников)

III. Практические задания.

Вопрос

Ответ

РТ «Литературное чтение»: стр 28 №1.

Евгений Андреевич Пермяк.

РТ «Литературное чтение»: стр 29 № 2.

Самостоятельная работа.

Р1 «Литературное чтение»: сто 29 № 3.

Голубь, плотвичка и собака.

14 «Литературное чтение»: стр 29 № 4.

«... две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым – лучше».

IV.Домашнее задание.

2. Выполнить задания к тексту на странице 87.

3. РТ «Литературное чтение»: стр. 29-30 № 1-3.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

  • Формировать нравственные понятия «труд–лень», «зло–добро», «правда–кривда», «честь–бесчестье», «дружба», «сотрудничество» и т. п.;
  • учить правильно называть произведение (книгу);
  • развивать учебные и читательские умения: сравнивать стихотворения, рассказы, сказки;
  • выделять главную мысль произведения;
  • делить текст на части и составлять схематический план;
  • соотносить пословицы с произведением.

Виды деятельности

    Выделять в тексте пословицы о труде; называть правильно произведения (фамилия автора и заголовок); делить текст на части; составлять схематический план; определять главную мысль (Что хотел сказать автор? Чему учит это произведение?); различать пословицы по темам.

Ключевые понятия

    Жанр, тема, рассказ, сказка, А. Митта, Е. Пермяк
Название этапа Методический комментарий
1 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» – Ребята, сегодня начнём наш урок с игры «Вспомни и назови». (Учитель зачитывает отрывки из сказок В. Сутеева.) – Что объединяет все произведения, которые вы отгадали? (Это сказки Сутеева.) – Дома вы готовили пересказ сказки Сутеева «Кто лучше?». Расскажите.
2 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Вспомните, как называется раздел учебника, с которым мы сейчас работаем. – Сегодня мы познакомимся с новым произведением о детях. Найдите в учебнике рассказ А. Митты «Шар в окошке». – Прочитайте рассказ молча (про себя) и ответьте на вопросы: «Почему Коле стало хорошо?», «Какие друзья у Коли?» – Выполните модель обложки. Проверьте свою работу.
3 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику – Перечитывание рассказа и составление плана.
4 4. Обогащение читательского опыта: работа с пословицей – Прочитайте последнее предложение. Как вы его понимаете? Объясните. – Прочитайте пословицы. Какая из них подходит к рассказу А. Митты? – Интерактивное задание.
5 5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – А теперь послушайте произведение Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы». (Учитель читает, а ученики следят по учебнику.) – Словарная работа. – Какими были мальчики? Прочитайте. – Почему Косте помогали животные? Найдите ответы в тексте. Прочитайте. – Выполните модель обложки. – Самопроверка.
6 6. Обогащение читательского опыта: работа с пословицей – Что шепнула Косте собака на ярмарке? Прочитайте. – Что такое пословица? Как вы понимаете пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше»? Объясните. – На какую тему эти пословицы? (О дружбе.) – Вспомним и другие пословицы на эту тему. – Интерактивное задание.
7 7. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Берестова «Прощание с другом». – Какие слова говорят о дружбе ежа и человека? Прочитайте. – Изменяется ли тон чтения? Почему? – Выполните задание в тетради.
8 8. Обобщение изученного – С какими произведениями вы познакомились на этом уроке? Назовите. – Что их объединяет? (Тема: о дружбе.) – Заполните схему. (Ученики работают на листочках самостоятельно. Затем проводится проверка.)
9 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома – Подготовьте подробный пересказ произведения А. Митты «Шар в окошке». – Расскажите о Косте из произведения Е. Пермяка «Две пословицы». – Выполните задания в тетради.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top