Егэ биология 28 задание разбор. Задания по генетике на ЕГЭ по биологии

Егэ биология 28 задание разбор. Задания по генетике на ЕГЭ по биологии

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Карповская средняя общеобразовательная школа» Уренского муниципального района Нижегородской области «Разбор 28 задания ЕГЭ по биологии части С» Подготовила: учитель биологии и химии МБОУ «Карповская СОШ» Чиркова Ольга Александровна 2017 год

2 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Генеалогический метод заключается в анализе родословных и позволяет определить тип наследования (доминантный рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом) признака, а также его моногенность или полигенность. Лицо, в отношении которого составляют родословную, называют пробандом, а его братьев и сестер пробанда называют сибсами.

3 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Символы, применяемые при составлении родословных

4 слайд

Описание слайда:

Типы наследования признаков Аутосомно-доминантный тип наследования. 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероят­ностью 100%, если они гомозиготны, 75%, если они гетерозиготны. 4. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%. Аутосомно-рецессивный тип наследования. 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 25%, если они гетерозиготны; 0%, если они оба, или один из них, гомозиготны по доминантному гену. 4. Часто проявляется при близкородственных браках.

5 слайд

Описание слайда:

Типы наследования признаков Сцепленный с X-хромосомой (с полом) доминантный тип наследования 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в большей степени женщины. 3. Если отец болен, то все его дочери больны. 4. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если мать гомозиготна; 75%, если мать гетерозиготна. 5. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых роди­телей 0%. Сцепленный с Х-хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования. 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют, в основном, мужчины. 3. Вероятность рождения больного мальчика у здоровых родителей 25%, больной девочки-0%.

6 слайд

Описание слайда:

Типы наследования признаков Голандрический тип наследования (Y-сцепленное наследование). 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют только мужчины. 3. Если отец болен, то все его сыновья больны. 4. Вероятность рождения больного мальчика у больного отца равна 100%.

7 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Этапы решения задач Определите тип наследования признака - доминантный или рецессивный. Ответьте на вопросы: Признак встречается во всех поколениях или нет? Часто ли признак встречается у членов родословной? Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется? Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают? Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей? 2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом. как часто встречается признак у лиц обоих полов (если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще)? лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак? 3. Выясните формулу расщепления потомков в одном поколении. И исходя из анализа, определите генотипы всех членов родословной.

8 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Задача 1. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении.

9 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Алгоритм решения 1. Определить тип наследования: признак встречается во всех поколениях или нет (признак доминантный, т.к передается потомству всегда) 2. Определите наследуется ли признак сцеплено с полом: чаще у кого встречается у мальчиков или девочек (не сцеплен с полом, т.к. признак передается в равной степени и сыновьям и дочерям). 3. Определяем генотипы родителей: (женщина аа (без признака гомозигота), мужчина Аа (с признаком) – гетерозигота. 4. Решаем задачу с генотипами: Р: аа (ж) х Аа (м. с признаком) G: а А а F1: Аа (м. с признаком), Аа (ж. с признаком), аа (ж. без признака) Р: Аа (ж. с признаком) х аа (м. без признака) F2: Аа (м. с признаком) 5. Записываем ответ: 1) Признак доминантный так как передается потомству всегда, не сцепленный с полом так как передается в равной степени как дочерям, так и сыновьям. Генотипы родителей: женщина: аа, мужчина Аа (с признаком). 2) Генотипы детей в F1 женщины - Аа (с признаком) и aа, мужчины - Аа (с признаком). 3) Генотипы потомков F2 мужчина - Аа (с признаком).

10 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Задача 2. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

11 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Алгоритм решения 1. Определить тип наследования: признак встречается во всех поколениях или нет (признак рецессивный, т.к присутствуем не во всех поколениях) 2. Определяем генотипы родителей: (мужчина Аа (без признака), женщина аа (с признаком) . 3. Решаем задачу с генотипами: Р: аа (ж с признаком) х Аа (м. без признака) G: а А а F1: Аа (м. без признака), Аа (ж. без признака) 4. Записываем ответ: 1) Признак рецессивный; 2) генотипы родителей: мать - аа, отец - АА или Аа; 3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы - Аа (допускается: иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи, указание только одного из вариантов генотипа отца).

12 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Задача 3. По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

13 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Алгоритм решения 1. Определить тип наследования: признак встречается во всех поколениях или нет (признак рецессивный, т.к присутствуем не во всех поколениях) 2. Определите наследуется ли признак сцеплено с полом: чаще у кого встречается у мальчиков или девочек (сцеплен с Х – хромосомой, т.к. наблюдается проскок через поколение). 3. Определяем генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11: 4. Записываем ответ. 3 - женщина-носитель - ХАХа 4 - мужчина без признака - ХАY 8 - мужчина с признаком - ХаY 11 - женщина-носитель - ХАХа

14 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Генеалогический метод Задача 4. Определите тип наследования, генотип пробанда в следующей родословной Определение типа наследования признака: Изучаемый признак встречается только у особей мужского пола в каждом поколении и передаётся от отца к сыну (если отец болен, то все сыновья тоже страдают данным заболеванием), то можно думать, что изучаемый ген находится в У-хромосоме. У женщин данный признак отсутствует, так как по родословной видно, что признак по женской линии не передаётся. Поэтому тип наследования признака: сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование признака. 1. признак встречается часто, в каждом поколении; 2. признак встречается только у мужчин; 3. признак передается по мужской линии: от отца к сыну и т.д. Возможные генотипы всех членов родословной: Ya – наличие данной аномалии; YА – нормальное развитие организма (отсутствие данной аномалии). Все мужчины, страдающие данной аномалией, имеют генотип: XYa; Все мужчины, у которых отсутствует данная аномалия, имеют генотип: XYА. Ответ: Сцепленное с Y-хромосомой, или голандрическое наследование. Генотип пробанда: XYa .

15 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Кодоминирование. Взаимодействие генов. Задача 1. Ген окраски кошек сцеплен с Х-хромосомой. Черная окраска определяется геном ХA, рыжая - геном ХB. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой кошки и рыжего кота родились пять рыжих котят. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования признаков. Алгоритм решения: Запишем условие задачи: ХА - черная; ХВ - рыжая, тогда ХАХВ - черепаховая 2. Запишем генотипы родителей: Р: кошка ХAХB х кот ХBУ черепах. рыж G: ХA ХB ХB У.F1: рыжие - ХBУ или ХBХB наследование, сцепленное с полом

16 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Кодоминирование. Взаимодействие генов. Задача 2. Гены окраски шерсти кошек расположены в Х-хромосоме. Черная окраска определяется геном ХB рыжая - Хb , гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черной кошки и рыжего кота родились один черепаховый и один черный котенок. Определите генотипы родителей и потомства, возможный пол котят. Алгоритм решения: Запишем схему скрещивания генотип черной кошки ХB ХB, генотип рыжего кота - Хb У, генотипы котят: черепахового - ХB Хb, Черного - ХВ У, пол котят: черепаховая - самка, черный - самец.

17 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Кодоминирование. Взаимодействие генов. Задача 3. У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: IA, IB, i0, причем аллель i0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Родители имеют II (гетерозигота) и III (гомозигота) группы крови. Определите генотипы групп крови родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер) группы крови детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей II группы крови. Алгоритм решения: 1) родители имеют группы крови: II группа - IAi0 (гаметы IA, i0), III группа - IВIВ (гаметы IВ); 2) возможные фенотипы и генотипы групп крови детей: IV группа (IAIB) и III группа (IBi0); 3) вероятность наследования II группы крови - 0%.

18 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Задача 1. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 - с морщинистыми окрашенными; 4010 - с морщинистыми неокрашенными; 149 - с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.

19 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Алгоритм решения: 1) Первое скрещивание: P ААBB × ааbb G AB × ab F1 AaBb 2) Анализирующее скрещивание: P AaBb × ааbb G AB, Ab, aВ, ab × ab АаBb - гладкие окрашенные семена (3800); Ааbb - гладкие неокрашенные семена (149); ааBb - морщинистые окрашенные семена (150); ааbb - морщинистые неокрашенные семена (4010); 3) присутствие в потомстве двух групп особей с доминантными и рецессивными признаками примерно в равных долях (3800 и 4010) объясняется законом сцепленного наследования признаков. Две другие фенотипические группы (149 и 150) образуются в результате кроссинговера между аллельными генами.

20 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Задача 2. При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью с чёрными свинками с мохнатой шерстью получено потомство: 50 % чёрных мохнатых и 50 % чёрных гладких. При скрещивании таких же белых свинок с гладкой шерстью с другими чёрными свинками с мохнатой шерстью 50 % потомства составили чёрные мохнатые и 50 % – белые мохнатые. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Задача 3. У гороха посевного розовая окраска венчика доминирует над белой, а высокий стебель – над карликовым. При скрещивании растения с высоким стеблем и розовыми цветками с растением, имеющим розовые цветки и карликовый стебель, получили 63 растения с высоким стеблем и розовыми цветками, 58 – с розовыми цветками и карликовым стеблем, 18 – с белыми цветками и высоким стеблем, 20 – с белыми цветками и карликовым стеблем. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните характер наследования признаков и формирование четырёх фенотипических групп.

23 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Моно- и дигибридное скрещивание Алгоритм решения: 1) Р АаВb x Aabb розовые цветки розовые цветки высокий стебль высокий стебль G AB, Ab, aB, ab Ab, ab 2) F1 АаВb, ААВb – 63 розовые цветки, высокий стебель Ааbb, ААbb – 58 розовые цветки, карликовый стебель ааВb – 18 белые цветки, высокий стебель ааbb – 20 белые цветки, карликовый стебель. 3) Гены двух признаков при полном доминировании не сцеплены, поэтому наследование признаков независимое.

24 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Сцепление генов Задача 1. У супружеской пары, в которой оба супруга обладали нормальным зрением, родились: 2 мальчика и 2 девочки с нормальным зрением и сын-дальтоник. Определите вероятные генотипы всех детей, родителей, а также возможные генотипы дедушек этих детей. Алгоритм решения 1) Родители с нормальным зрением: отец ♂ХDY, мать ♀ХDХd. 2) Гаметы ♂ ХD, У; ♀ Хd, ХD. 3) Возможные генотипы детей - дочери Х DХdили ХDХ D; сыновья: дальтоник ХdУ и сын с нормальным зрением Х DY. 4) Дедушки или оба дальтоники - ХdУ, или один ХDY, а другой ХdУ.

25 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Сцепление генов Задача 2. Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Определите генотипы родителей, а у ожидаемого потомства - соотношение генотипов и фенотипов. Алгоритм решения 1) Генотипы родителей ХН Хh и ХHУ; 2) генотипы потомства - ХН Хh, ХН ХH, ХН У, ХhУ; Соотношение генотипов 1:1:1:1 3) дочери - носительница гена гемофилии, здоровая, а сыновья - здоров, болен гемофилией. Соотношение фенотипов 2 (девочки здоровы): 1 (мальчик здоров) : 1 (мальчик-гемофилик)

26 слайд

Описание слайда:

Задание 28. Задача по генетике. Сцепление генов Задача 3. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а – отсутствие меланина в клетках кожи – альбинизм), а гемофилии – сцеплено с полом (XН – нормальная свёртываемость крови, Xh – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи. Алгоритм решения 1) генотипы родителей: ♀AAXHXH (гаметы AXH); ♂aaXhY (гаметы aXh, aY); 2) генотипы и пол детей: ♀AaXHXh; ♂AaXHY; 3) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма.

По изображённой на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или нет с полом), выделенного чёрным цветом. Определите генотипы потомков, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11 и объясните формирование их генотипов.

Пояснение.

Признак, выделенный чёрным цветом является рецессивным, сцепленным с Х-хромосомой: Х а,

т. к. наблюдается «проскок» через поколение. Мужчина с признаком (8) у него дочь без признака (11), а внуки - один с признаком (12), второй без (13), то есть от отца (10) они получают Y - хромосому, а от матери (11) один Х а, другой Х А.

Генотипы людей, обозначенных на схеме цифрами 3, 4, 8, 11:

3 - женщина-носитель - Х А Х а

4 - мужчина без признака - Х А Y

8 - мужчина с признаком - Х а Y

11 - женщина-носитель - Х А Х а

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.

Елена Иванова 11.04.2016 12:36

Объясните, пожалуйста, почему генотип первой женщины(без номера) ХАХА, ведь она может быть и носительницей?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Может. Это "предположение" на основе потомства. Т.к. она нам для решения не важна, можно написать на схеме оба варианта, а можно вообще вот так: Х А Х -

Никита Каминский 11.06.2016 23:28

А почему не может быть просто рецессивного гена, не сцепленного с полом?

Тогда родители в первом поколении гомозиготны (отец аа, мать АА), дети 1, 2, 3, гетерозиготы Аа, мужчины 4 и 5 тоже носители Аа, дети 7 и 8 во втором поколении с признаком, а 6 носитель. В третьем поколении Отец и мать снова гомозиготны, дочь 11 и её муж 10 гетерозиготны, и у них два сына, один с признаком, другой без, возможно носитель.

Наталья Евгеньевна Баштанник

может, но больше вероятности, что сцепление есть, меньше "?", и основываясь на правила решения данных задач.

У матери и отца фенотипически без признака рождается СЫН с признаком, можно предполагать, что признак сцеплен с Х-хромосомой.

Тобиас Розен 09.05.2017 18:26

Решение не вполне корректно.

Вот эта схема содержит альтернативное решение - содержащие при этом меньше допущений:

На самом деле, всё, что мы можем утверждать по данным задачи - это список того, что мы можем исключить. Мы можем исключить доминантное сцепление с Х, мы можем исключить сцепление с У, мы можем исключить АА х аа в самом персом скрещивании, мы можем исключить, что признак обеспечивается доминантной аллелью.

Мы не можем исключить рецессивное сцепление с Х и мы не можем исключить аутосомное рецессивное наследование - в задаче для этого недостаточно данных и недостаточное число потомков и скрещиваний.

Игнорировать малое число скрещиваний и потомков - значит, считать, будто закон больших чисел должен проявляться и для малых чисел. Что полная чушь. Не должен. Наоборот: статистический факт в том, что чем меньше выборка - тем больше ожидаемое отклонение от "правильного расщепления".

Наталья Евгеньевна Баштанник

Если задача может решаться двумя способами, то лучше оба прописывать. Если в критериях будет заложено решение, что признак является сцепленным с Х-хромосомой: Х а, то могут и не поставить полный балл.

За это задание вы можете получить 3 балла на ЕГЭ в 2020 году

Темой задания 28 ЕГЭ по биологии стали «Надорганизменные системы и эволюция мира». Многие школьники отмечают сложность этого теста из-за большого объема охватываемого им учебного материала, а также из-за построения билета. В задании № 28 составитель – российский ФИПИ, Федеральный институт педагогических измерений, предлагает к каждому вопросу шесть вариантов ответов, правильными из которых может оказаться их любое количество от одного до всех шести. Иногда в самом вопросе содержится подсказка – сколько вариантов вы должны будете выбрать («Какие три признака из перечисленных шести характерны для животных клеток»), но в большинстве случаев школьник должен сам принять решении о количестве выбираемых им вариантов ответа в качестве правильных.

Вопросы задания 28 ЕГЭ по биологии могут затрагивать и основы биологии. Обязательно повторите перед экзаменов – в чем отсутствие искусственной и природной экосистем, водной и наземной, луговой и полевой, как звучит правило экологической пирамиды и где оно применимо, что такое биогеоценоз и агроценоз. Некоторые вопросы имеют логический характер, вам нужно не только опираться на теорию из школьного учебника, но и логически размышлять: «В смешанном лесу растения расположены ярусами, и это - причина уменьшения конкуренции между березой и еще одним живым организмом. Каким?». В качестве ответов предлагаются майский жук, черемуха, грибы, шиповник, орешник, мыши. В этом случае ученик должен вспомнить, что конкуренция всегда идет за одинаковые ресурсы, в данном случае (при ярусном расположении растений) - за свет, поэтому из списка нужно выбрать только деревья и кустарники – черемуху, шиповник и орешник.

Задание относится к высшему уровню сложности. За правильный ответ получишь 3 балла .

На решение примерно отводится до 10-20 минут .

Для выполнения задания 28 по биологии необходимо знать:

  • как (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции;

Задачи для тренировки

Задача №1

Ген окраски хомяка сцеплен с Х-хромосомой. Геном Х A определяется коричневая окраска, геном Х B – чёрная. Гетерозиготы имеют черепаховую окраску. От черепаховой самки и чёрного самца родились пять чёрных хомяков. Определите генотипы родителей и потомства, а также характер наследования признаков.

Задача №2

У дрозофил чёрная окраска тела доминирует над серой, нормальные крылья – над загнутыми. Скрещиваются две чёрные мухи с нормальными крыльями. Потомство F 1 фенотипически единообразно – с чёрным телом и нормальными крыльями. Каковы возможные генотипы скрещиваемых особей и потомства?

Задача №3

У человека имеются четыре фенотипа по группам крови: I(0), II(А), III(В), IV(АВ). Ген, определяющий группу крови, имеет три аллеля: I A , I B , i 0 , причем аллель i 0 является рецессивной по отношению к аллелям IA и IB. Ген дальтонизма d сцеплен с Х-хромосомой. В брак вступили женщина со II группой крови (гетерозигота) и мужчина с III (гомозигота) группой крови. Известно, что отец женщины страдал дальтонизмом, мать была здорова. У родственников мужчины этой болезни никогда не было. Определите генотипы родителей. Укажите возможные генотипы и фенотипы (номер группы крови) детей. Составьте схему решения задачи. Определите вероятность рождения детей-дальтоников и детей со II группой крови.

Задача №4

У кукурузы гены коричневой окраски и гладкой формы семян доминируют над генами белой окраски и морщинистой формы.

При скрещивании растений с коричневыми гладкими семенами с растениями с белой окраской и морщинистыми семенами было получено 4006 семян коричневых гладких и 3990 семян белых морщинистых, а также 289 белых гладких и 316 коричневых морщинистых семян кукурузы. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских растений кукурузы и её потомства. Обоснуйте появление двух групп особей с отличными от родителей признаками.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top