Экономические реформы бисмарка. Как бисмарк и пиночет определили судьбу социальных реформ

Экономические реформы бисмарка. Как бисмарк и пиночет определили судьбу социальных реформ

Российское правительство сохранило гражданам пенсионные накопления. Казне придется изыскивать иные источники для выполнения текущих социальных обязательств. Не исключено, что задействуют Фонд национального благосостояния. Другой вариант - сокращение расходов на образование и медицину. Или на оборону. Что вряд ли вызовет восторг у населения. А ведь трудовые пенсии изначально рассматривались именно как плата за общественное спокойствие.

Отто фон Бисмарку приписывается знаменитая фраза про социализм, что построить его «конечно, можно, но для этого надо выбрать страну, которую не жалко». Железный канцлер действительно крайне настороженно относился к идеям всеобщего равенства, чьи «призраки» как раз во время его правления начали «бродить по Европе». Но, по иронии судьбы, именно эти опасения заставили Бисмарка пойти на беспрецедентный эксперимент, ставший своего рода символом веры практически для всех левых политиков и сторонников «социального государства».

В 1889 году в Германии был принят закон о страховании по инвалидности и возрасту. Он охватывал всех рабочих, а также производственных служащих с годовым доходом до 2000 рейхсмарок в год и предусматривал выход на пенсию по достижении семидесятилетнего возраста. Таким образом с подачи Бисмарка на свет возникло обязательное пенсионное обеспечение.

Призрак патернализма

Разумеется, интересы самих пролетариев инициатор масштабной социальной реформы учитывал в последнюю очередь. Для Бисмарка гораздо важнее было сделать рабочих максимально зависимыми от государства и тем самым лишить их каких бы то ни было резонов для участия в революционных экспериментах.

Харизматичному немецкому чиновнику весьма пригодились наработки французского императора Наполеона III, который осуществлял, по сути, политику авторитарного социализма, извлекая из программы социалистов наиболее яркие призывы и лозунги. Правда, основоположник «бонапартизма» стремился обеспечить стабильность, превратив большинство французов в рантье, чьи доходы зависели от государства. А Бисмарк пошел еще дальше, включив в этот патерналистский круг и рабочих, получающих пособия.

Еще в марте 1863-го, будучи министром-председателем правительства Пруссии, Отто фон Бисмарк предложил министру торговли Итценплитцу поддержать введение системы страхования на заводах и фабриках. В 1864-1865 годах Бисмарк обратился к королю Пруссии с проектом о предоставлении финансовых средств экспериментальному товариществу рабочих, образованному для производства сельхозпродуктов, организовывал помощь уволенным ткачам.

Изображение: Corbis

К слову, некоторые историки утверждают, что соответствующими нововведениями Бисмарк озадачился, изучив социальную политику не только Наполеона III, но и некоторых российских промышленников. Еще в конце 1850-х на Николаевской, Харьково-Николаевской, Варшавско-Венской и Варшавско-Бромбергской дорогах были организованы вспомогательные кассы для рабочих и служащих. А 25 августа 1860 года была высочайше учреждена Эмеритальная пенсионная касса инженеров путей сообщения. «Наилучшая, наиполезнейшая и наисильнейшая мера привлечения к железнодорожной службе и удержания на ней людей благонадежных, способных и достаточно подготовленных», - так охарактеризовал это решение тогдашний министр путей сообщения Российской империи Константин Посьет.

Нелишне напомнить, что во время пребывания на дипломатической службе Бисмарк успел потрудиться и в Санкт-Петербурге, и в Париже. То есть результаты упомянутых экспериментов он имел возможность наблюдать воочию. Но во Франции социальные новации проводил лично император. В России это было, скорее, инициативой на местах, нежели элементом продуманной стратегии двора. Бисмарк с 1871 года занимал пост рейхсканцлера вновь созданной Германской империи с практически неограниченными полномочиями. Но его карьера зависела от благосклонности кайзера, а также, хоть и в меньшей степени, - парламента.

В этом плане умиротворение пролетариата давало железному канцлеру не менее серьезный козырь, чем его вклад в объединение Германии. Тем более что этот, как бы сейчас сказали, «геополитический успех», сопровождаемый к тому же внушительными французскими контрибуциями, привел к значительному перегреву немецкого финансового рынка. Резко выросли цены и зарплаты. Берлин стал самым дорогим городом Европы. А немецкие промышленники из-за стремительного увеличения издержек теряли свои конкурентные позиции.

Вслед за падением немецкого экспорта таяли и ряды приверженцев либерализма и идей свободной торговли. И наоборот, набирали политический вес консерваторы и протекционисты. С экономическими взглядами Бисмарка произошла схожая метаморфоза. Как заметил один из современников, пути канцлера, как и пути Господни, неисповедимы.

Повышение таможенных сборов, с одной стороны, уменьшало зависимость федеральной казны от отчислений отдельных германских земель и обеспечивало государство деньгами для масштабных социальных реформ. А с другой - значительно упрощало конкурентную среду для немецких производителей. И то и другое работало на Бисмарка.

«Взять это дело в свои руки должно государство - ему легче всего мобилизовать необходимые средства. Не как милостыню, а как право на поддержку, когда искреннее желание работать человеку больше помочь не может. Почему только тот, кто стал неработоспособным на войне или на посту чиновника должен получать пенсию, а солдат труда - нет?... Возможно, что наша политика когда-нибудь пойдет прахом, но государственный социализм пробьется. Всякий, кто снова подхватит эту идею, придет к кормилу власти», - говорил рейхсканцлер.

Диктатура рантье

Он во многом оказался прав, но не учел одного важного нюанса. Гарантировать обеспеченную старость гражданам, не неся при этом существенных финансовых потерь, государство может лишь при высоком пенсионном возрасте.

В 1900 году в Германии выплачивалось лишь 600 тысяч пенсий. Причем две трети из них - по инвалидности. Дело в том, что до обозначенного бисмарковскими законами 70-летия мало кто доживал. Средняя продолжительность жизни в Германии в то время составляла для мужчин 40,6 года, для женщин - 44 года. А к 1925-му году количество пенсионеров увеличилось в 2,5 раза, поскольку возраст выхода на пенсию понизился до 65 лет.

«Призрак бродит по свету - призрак банкротства государственных пенсионных систем. […] Два внешних фактора усугубляют этот исход: 1) глобальная демографическая тенденция к снижению рождаемости и 2) достижения медицины, приводящие к увеличению продолжительности жизни. В результате все меньшее число работающих содержат все большее число пенсионеров. Поскольку увеличение как границы пенсионного возраста, так и налогов на фонд оплаты труда имеют верхний предел, рано или поздно система вынуждена снижать уровень обязательств - верный признак банкротства». Так, спустя почти столетие после социальных реформ Отто фон Бисмарка, написал подчиненный другого авторитарного лидера Аугусто Пиночета - чилийский министр труда Хосе Пиньера.

В 1979 году Пиньера начал создавать ту пенсионную систему, которая впоследствии прославила Чили. Каждому работнику предоставлялась возможность отказаться от государственной пенсии. В таком случае 10 процентов его заработка отправлялись не на выплату налогов, а на пенсионный сберегательный счет (ПСС). «Социальные программы должны поощрять усилия отдельных людей, вознаграждать тех, кто не боится брать ответственность за свою судьбу. Нет ничего хуже социальных программ, порождающих общество дармоедов», - пояснял коллега Пиньеры министр финансов Эрнан Бучи.

При этом глава Минтруда обещал согражданам «никому не отдавать сбережения вашей бабушки». Исправное исполнение государством текущих пенсионных обязательств было одним из ключевых условий реформы. Как подчеркивал Пиньера, «было бы несправедливым по отношению к пожилым людям резко изменить их доходы или ожидания в этот момент их жизни».

Зато все новые работники в обязательном порядке включались в систему ПСС. Также власти проявили жесткость, когда профсоюзы попытались замкнуть на себя выбор пенсионных фондов, управляющих накоплениями граждан.

Уже к концу 1980-х более 70 процентов чилийцев сами копили себе на старость. А норма сбережений в стране достигла 30 процентов ВВП - рекордный показатель для Латинской Америки. Железный канцлер Бисмарк сделал немцев патерналистами. А чилийцы при диктаторе Пиночете стали полноценными рантье, не зависящими от государства.

Впрочем, силовой ресурс хунты - отнюдь не единственное, что обусловило успех начинания Пиньеры. В Чили весьма невысока доля пожилых людей - около 8 процентов. На одного пенсионера приходится 12,8 работающих. Для сравнения - в нынешней России на 3 пенсионеров приходится лишь 5 работающих. Более того, фактический трудовой стаж - то есть период, в течение которого делаются личные накопления и/или платятся взносы в Пенсионный фонд - существенно сократился. Начиная работать примерно в 24 года, россияне уже в 55-60 лет уходят на пенсию.

Это не отменяет желание граждан получать достойное вознаграждение на склоне лет. А равно и стремление государства не обанкротиться при выполнении пенсионных обязательств. Отто фон Бисмарк вместо панацеи открыл ящик Пандоры. Пенсии из гаранта социального мира превратились в новый источник напряжения. И как показывает чилийский опыт, чтобы избежать «короткого замыкания», нужны кардинальные решения. Развязать завязанный железным канцлером узел без железной руки крайне сложно.

  • 4. Общие процессы развития социалистического и рабочего движения в странах Европы и Америки.
  • 5. Формирование военно-политических блоков в Европе.
  • 6. Франко-германская война 1870-1871 годов. Причины войны, повод к войне. Ход военных действий. Этапы, характер, итоги войны.
  • II этап: От образования Третьей республики до окончания войны.
  • 7. Причины, ход и итоги восстания 18 марта 1871 года в Париже. Выборы в Совет Парижской Коммуны, ее социальный и политический состав.
  • 8. Характеристика политики Совета Парижской Коммуны.
  • 9. Разгром Парижской коммуны. Ее историческое значение.
  • 10. Борьба за Республику во Франции в 1871-79 гг. Конституция 1875 года, ее характеристика.
  • 11. Умеренные республиканцы и радикалы у власти во Франции. Характеристика внутренней политики.
  • 12. Политические кризисы Третьей Республики в 80-90-е гг. XIX века: буланжизм, Панамская афера, Дело Дрейфуса и их последствия.
  • 13. Рабочее и социалистическое движение во Франции в 1871-1914 гг.
  • 14. Особенности экономического развития Франции в 1871-1914 гг.
  • 15. Колониальная система Франции в последней трети XIX – начале xXв.
  • 16. Политический строй и государственное устройство Германии после завершения объединения страны. Основные политические партии Германии.
  • 17. Характеристика внутренней политики Бисмарка (1871-1890 гг.)
  • 18. Характеристика внутренней политики канцлеров Германии в 1890-1914 гг.
  • 19. Рабочее и социалистическое движение в Германии в 1871-1914 гг.
  • 20. Германский колониализм в последней трети XIX – начале XX в.
  • 21. Особенности экономического развития Германии в 1871-1914 гг.
  • 22. Характеристика внутренней политики либеральной и консервативной партий Великобритании в 70-80 – е гг. XIX века.
  • 23. Характеристика внутренней политики либеральной и консервативной партий Великобритании в 90-е годы XIX века – начале XX века.
  • 24. Рабочее и социалистическое движение в Великобритании в 1871-1914 гг.
  • 25. Британская колониальная империя в 1870-1914 гг.
  • 26. Особенности экономического развития Великобритании в 1870-1914 гг.
  • 27. Термидор: изменения в партийной и избирательной системе сша в последней трети XIX века.
  • 28. Радикализм и либерализм как оппозиция власти в сша в последней трети XIX – начале XX века.
  • 29. Идеология и практика республиканской и демократической партии в сша в последней трети XIX века.
  • 30. Прогрессивная эра в сша.
  • 31. Колониальная политика сша в 1877-1914 гг.
  • 32. Особенности экономического развития сша в 1877-1914 гг.
  • 33. Политический строй и государственное устройство Италии после завершения объединения страны. Особенности социально-экономической политики “правой” и “левой”.
  • 34. Отличительные особенности внутренней политики премьер-министров Италии Криспи и Джолитти.
  • 35. Рабочее и социалистическое движение в Италии в 1870-1914 гг.
  • 36. Итальянский колониализм в последней трети XIX – начале XX в.
  • 37. Особенности экономического развития Италии в 1870-1914 гг.
  • 38. Причины Первой Мировой войны. Повод к войне. Характер войны. Военные и территориальные планы сторон.
  • 39. Первая мировая война: ход военных действий в 1914-1915 гг. Итоги и последствия главных сражений.
  • 40. Первая мировая война: ход военных действий в 1916-1918 гг. Итоги и последствия главных сражений.
  • 41. Проблемы Первой мировой войны в отечественной историографии.
  • 42. Деятельность II Интернационала.
  • 17. Характеристика внутренней политики Бисмарка (1871-1890 гг.)

    Бисмарк Отто Фон - первый канцлер Германской империи , осуществивший план объединения Германии по малогерманскому пути и прозванный «железным канцлером». При выходе в отставку получил титул герцога Лауэнбургского и чин прусского генерал-полковника с рангом генерал-фельдмаршала. Период его правления характеризуют термином «Бонапартистское правление» - термин, применяемый для характеристики политики Бисмарка на посту рейхсканцлера Германии. Означает постоянное балансирование Бисмарка между отдельными гос-ми в Союзном совете (Бундесрате) и партиями в рейхстаге, противоречия между которыми позволяли ему осуществлять свое единоличное правление. В 1878 году был принят исключительный закон, запрещавший деятельность всех социалистических союзов и организаций и их печать. Социалистическая агитация наказывалась тюремным заключением или высылкой.Закон действовал до 1890 года, однако подавить социалистическое движение не удалось. «Кнутом и пряником» - политика Бисмарка по отношению к рабочему движению. В качестве кнута – «исключительный закон» 1878 года, в качестве пряника – социальные реформы. По указанию Бисмарка была разработана серия законов о социальном страховании: закон о страховании на случай болезни (май 1883), от несчастных случаев на производстве (июнь 1884 г), о страховании в связи с инвалидностью и старостью(май 1889). Рабочим предоставлялось право создавать легальные профсоюзы, кассы взаимопомощи, выпускать рабочие газеты с условием не пропагандировать социалистические идеи. Культуркампф – борьба Бисмарка против католической церкви и католического клерикализма. Причина проведения данной политики заключалась в том, что Бисмарк опасался политического католицизма, подкреплявшего антипрусские и антиимперские тенденции авторитетом религии. Также культуркампф должен был служить средством германизации польских провинций. В ходе культуркампфа был упразднен самостоятельный католический отдел в министерстве культов, священникам было запрещено вести политическую агитацию (1871). Был принят закон о гос.инспекциях католических школ, закон о запрете ордена иезуитов в Германии(1872). Майские законы 1873 года требовали от будующих священников наличия германского подданства, трехгодичной учебы в одном из немецких университетов, сдачи специального экзамена. Разрешалась высылка из страны священников, не подчиняющихся майским законам. Был введен обязательный гражданский брак (1874-1876). Политика культуркампфа провалилась. Была демонтирована в 1878 году и от нее остались только гражданский брак и надзор государства за школьным образованием. Начиная с конца 1870-х годов, Бисмарк отделяется от либералов. В течение этой фазы он прибегает к политике протекционизмаи государственного вмешательства в экономику. В1880-егоды был внедренантисоциалистический закон. Разногласия с тогдашним кайзеромВильгельмом IIпривели к отставке Бисмарка.

    18. Характеристика внутренней политики канцлеров Германии в 1890-1914 гг.

    Лео фон Капри́ви - преемник Отто фон Бисмарка на должности канцлера Германской империи (второго рейха) (с 20 марта 1890 по 28 октября1894 ). в феврале 1890 годабыл вызван кайзеромВильгельмом IIвБерлин. Он был проинформирован, что кайзер хочет видеть его на должностирейхсканцлеравместоОтто фон Бисмарка, если тот не согласится на предложенныекайзеромизменения в правительстве. После отставки Бисмарка18 марта1890 года, Каприви был назначен канцлером Германской империи и министром-президентом (премьер-министром)Пруссии. Его политику называют «Новым курсом»: во внутренней политики включал либеральную социальную реформу (отмена закона против социалистов 30 сентября 1890, установление обязательного воскресного отдыха, введение 11-часового рабочего дня для женщин и запрещение труда детям до 13 лет) и таможенную политику (заключены торговые договоры с рядом стран, по которым ввозные пошлины были понижены в среднем на 25%,хлебная пошлина на 30%, а Германия добилась облегчения экспорта для изделий немецкой промышленности). В 1892 годупосле неудачи своего проекта закона об образовании в прусском парламенте, Каприви подал в отставку с должности прусского министра-президента, и его сменил графБотто фон Эйленбург. Это повлекло неудобное деление власти между канцлером и прусским премьером; двоевластие завершилось отставкой обоих28 октября1894 годаи заменой их на князяХлодвига цу Гогенлоэ-Шиллингсфюрста. Хлодвигу фон гугенлоэ было 75 лет, когда он вступил на пост канцлера. До того, как стал канцлером, был управляющим, дипломатом, членом рейхстага. Его пригласили по протекции императора. Попытался принять 2 законопроекта: 1- о критике гос-ва, семьи и т.д. 2 – отрпавлять на каторгу рабочих, которые мешают штрейкбрехерам. Ни один из проектов прият не был. Бернгард фон Бюлов - рейхсканцлер Германской империи с 17 октября 1900 по 14 июля 1909 года . Первым действием Бюлова в качестве канцлера была защита в рейхстаге политики германской интервенции в Китае , и в дальнейшем он неоднократно отстаивал интересы германской внешней политики перед парламентом. 6 июня 1905 года ему был присвоен титул князя (Fürst). До 1906 года внешнюю политику фактически определял барон Гольштейн , занимавший пост советника германского МИД. Ещё в 1900 году Бюлов предлагал ему портфель министра иностранных дел, но тот отказался.В 1909 году , после отказа рейхстага принимать разработанный правительством бюджет, Бюлов подал в отставку. 14 июля1909 года его отставка была принята. БЕТМАН-ГОЛЬВЕГ в 1909-17 - рейхсканцлер (глава пр-ва). Б.-Г. стремился опираться в своей политике на консерваторов и партию католич. Центра ("Черно-голубой блок"). Канцлерство Б.-Г. ознаменовалось резким обострением клас. борьбы в Германии, имперское пр-во жестоко подавляло выступления рабочих, не останавливаясь перед массовыми арестами и вооруж. подавлением рабочего движения (напр., во время демонстрации пролетариата Берлина 6 марта 1910). Пр-во Б.-Г. проводило активную подготовку к войне за передел мира.

    18 января 1871 провозглашение Германской империи . Первым имперским канцлером Германии был фон Бисмарк (1815-1898). В течение почти 20 лет (1871-1890).

    Бисмарк стал недосягаемым образцом. Его власть сознательно преследовала общественные цели и династические интересы. Собственные интересы приносились в жертву. Все его достижения не были оценены ни современниками, ни последователями. Он не был монархистом и не был приверженцем гегемонии Пруссии. Его главная цель – национальный интерес.

    Административная реформа.

    1872 г . в Пруссии была проведена административная реформа, по которой наследственная вотчинная власть юнкерства в деревне отменялась;

    В общинах она переходила к выборным старостам,

    В волости - к амтману, Амтманы управляли при участии выборных старшин

    В округе - к ландрату, которые назначались прусским королем из кандидатов, представленных местным выборным собранием, почти всегда из числа местных помещиков. При ландратах были образованы окружные советы, избиравшиеся по сословной трехклассной избирательной системе.

    В итоге произошло укрепление государственного аппарата в интересах юнкеров.

    Финансовая реформа.

    Укрепляя экономическое и политическое положение страны, имперское правительство ввело в 1871 - 1873 гг . единую денежную систему. В качестве основной денежной единицы была принята золотая марка . В 1875 г . прусский банк был преобразован в Имперский банк (Рейхсбанк) с монопольным правом выпуска банковских билетов по всей империи., Централизация почты.

    Судебная реформа.

    В 1876 г . были приняты законы, определившие единую систему судопроизводства во всей империи. Они встретили сильное сопротивление южногерманских государств, и здесь практическое применение нового судопроизводства началось только в 1879 г. По судебной реформе высшей судебной инстанцией являлся имперский суд , но местопребывание имперского суда было установлено не в столице империи - Берлине, а в саксонском городе Лейпциге . Этим жестом германское правительство делало показную уступку.

    Военная сфера.

    После образования империи Бисмарку всегда мерещился реванш со стороны потерпевшей поражение в войне 1870-1871 гг. Франции. В 1874 г . при поддержке фракции национал-либералов он добился утверждения рейхстагом военного бюджета сразу на семь лет вперед.

    Культуркампф.

    Против бисмарковской политики опруссачивания Германии выступило католическое духовенство, стремившееся сохранить свою прежнюю независимость и влияние. На борьбу с опруссачиванием поднялись и некоторые слои населения юго-западных государств Германии, подвергавшиеся тяжелому национальному гнету: поляки, французское население Эльзаса и Лотарингии. Партия католического «центра» выступала в роли «защитницы» интересов этих народов, так как видела в этом средство усиления своей политической роли.

    Чтобы сломить упорство католической церкви и партии «центра» Бисмарк провел в 1872 г. закон, по которому духовенство лишалось права надзора за школами, священникам запрещалось вести политическую агитацию. Тогда же прусским ландтагом были приняты так называемые майские законы. был проведен закон о гражданской записи браков, рождений и смерти, отнявший у церкви права, укреплявшие ее общественное влияние, и весьма солидные статьи дохода. Католическое духовенство не подчинилось этим законам и бойкотировало их. Папа Пий IX выступил с призывом к борьбе. Бисмарк ответил на это арестами и высылкой из Германии непокорных священников.

    Католические священники стали выдавать себя за «мучеников» церкви . Борьбу Бисмарка с непокорными священниками сравнивали с гонениями на христиан древнеримских императоров. Духовенство должно подчиняться духовному суду, а духовный суд устраивается светской властью,Государство назначает пасторов., Религиозное образование изъято из епископского ведения., Духовенств в целом подчинялось светской власти, Запрещалась деятельность ордена иезуитов и др.

    Для борьбы с рабочим классом Бисмарк пошел на примирение с оппозиционной партией «центра». В период с 1878 по 1882 г . были отменены почти все законы, направленные против католической церкви. От законодательства «культуркампфа» остались лишь закон о гражданском браке и правительственный надзор над школами

    ДРУГОЙ СУФФИКС

    Суффикс (от лат. suffixus «прикреплённый») в лингвистике - морфема, изменяемая часть слова, расположенная обычно после корня. В русском языке перенос слова из одной части речи в другую осуществляется как правило с помощью суффикса.

    Еще из курса школьной грамматики я помню, что слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания. Моя учительница русского языка Ольга Гавриловна всегда подчеркивала лексическое значение корня в слове. Ученику 6-го класса с этим было трудно не согласиться. По сравнению с корнем суффикс производил бледное впечатление, но иногда я бывал просто поражен тем, как эта незатейливая частица может все изменить.

    Например, если сравнивать слова «социальный» и «социалистический», то можно сразу придти к выводу, что у них общий корень «социал», но различные суффиксы и окончания. Социал происходит от латинского socialis, что означает — общественный; связанный с жизнью и отношениями людей в обществе или к обществу. Казалось бы, если корень общий, то и речь идет если не о тождественных, то об очень близких понятиях. В нашем же случае, при лексической близости, эти слова несут совершенно различный смысл. Очевидно? Но, оказывается, далеко не для всех. В особенности, для моих сограждан. В современном американском политическом дискурсе зачастую происходит то, что можно назвать «подменой тезиса», когда вольно или невольно идет замещение понятий. В нашем же случае выстраиваются умозаключения, базирующиеся на лексической близости, а не на смысловом содержании.

    Попробуем разобраться.

    Сослагательное наклонение

    Для нас, выходцев из СССР, понятие «социализм» и производное от него определение «социалистический» ассоциируется с вполне конкретными явлениями, память выдает их моментально. Официоз. Собрания. Очереди, дефициты. Лозунги белым по красному. Портреты вождей. Выборы без выбора. Уроки истории, политэкономия, научный коммунизм. Диктатура пролетариата. Упразднение частной собственности. Коллективизация, индустриализация. Голодомор. Днепрогэс. Враг не дремлет. Гулаг. Догнать и перегнать. Пятилетку за три года. Чугун на душу населения. Стиляги. Культ личности. От каждого — по способностям… Целина. Американская – она же израильская — военщина. «Похороним Америку» — Хрущев на трибуне. Нерушимый блок коммунистов и беспартийных… Дополняйте сами.

    С понятием «социальный» посложнее будет, но за годы жизни в Соединенных Штатах тоже кое-что прояснилось. Например, кто такие и чем занимаются «социальные работники»… Ну а если сделать один небольшой шаг, перейти от «социального работника» к «социальному государству», то… тут появляется заминка. Почему? Вполне возможно потому, что термин «социальное государство» появился на немецкой, а не американской земле.

    Принято говорить, что история не знает сослагательного наклонения. В истории было только то, что было. Если что-то было бы иначе – оно бы и произошло. Но из каждого правила бывают исключения. Например, удивительный эксперимент, поставленный историей в Германии, когда был дан ответ на коварное «если бы».

    В науке принято определять правильность теоретических умозаключений посредством их сравнения с результатами эксперимента. Например, такого, когда в процессе исследования испытуемое вещество делят на две части и подвергают их различному воздействию. Сравнение результатов позволяет подтвердить или опровергнуть теоретические посылки, получить объективные, то есть, экспериментально подтвержденные выводы.

    Примерно это и сделала История (Всевышний, Силы небесные – подставьте по вашему усмотрению), когда разделила одну нацию, в нашем случае, немецкую, на две части. На востоке страны было построено социалистическое государство, ГДР. На западе – социальное, ФРГ. Одно государство было вооплощением теоретических положений знаменитых немцев Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Другое – менее знаменитых, но тоже известных: Отто фон Бисмарка и Людвига Эрхарда. В любом случае, и та, и другая модель государственного устройства были плодами «сумрачного немецкого гения».

    Социальный вопрос

    В первые десятилетия XIX века Европу захлестнула промышленная революция, вызвавшая тектонические сдвиги в социальной организации общества. Под натиском более рентабельного машинного производства ремесленники разорялись и оставались без куска хлеба. Их путь был только на фабрику, работать по 14 часов в день и за гроши. Ряды наемной рабочей силы пополняли также освобожденные от крепостной зависимости, но лишенные собственности крестьяне. Их всех называли пролетариями, потому что у них не было ничего, кроме своих детей. Как преодолеть бесконечно длинный рабочий день, бесчеловечные условия труда и нищенскую заработную плату? Как добиться условий существования, достойных человека? Это был главный социальный вопрос XIX-го века.

    Немногим ранее, в конце XVIII-го, благодаря Великой французской революции, в Европе утвердилась идея либерально-правового государства. Оно защищало индивидуальные права и свободы человека от произвола абсолютизма. Вместе с тем, классический либерализм не был готов к ответу на главный социальный вопрос времени. Он его попросту не замечал, определяя любые формы социального протеста как нарушение общественного порядка, бунт. Ответ властей бывал соответствующим…В этих условиях протест стал развиваться от изначально стихийного (луддиты, например) к более осмысленному и организованному. Со временем это движение приняло форму политического течения социализма.

    В немецких государствах, тем не менее, первые шаги в социальной сфере предпринимались на официальном уровне уже начиная с двадцатых годов XIX века. Порой они стимулировались далекими от социальных соображениями. Например, в Вестфалии был ограничен детский труд на фабриках под влиянием появившегося в 1828 году отчета военных. Там отмечалось негативное воздействие работы на здоровье детей, что делало их впоследствии непригодными к воинской службе. Сильнее такого довода, конечно, и быть ничего не могло!

    В 1845-м в Пруссии было принято «Положение о занятии промыслом», которое обязывало каждого помощника мастера вступать в местную кассу социального страхования и платить взносы. В 1849 году был принят закон, который обязывал также работодателей платить часть взносов (до половины) за рабочих, занятых на их предприятиях. В этих законах впервые был введен принцип совместного участия и рабочих, и работодателей в финансировании социального страхования. Кстати, этот принцип действует до сих пор.

    Но, по большому счету, это были полумеры и социальное напряжение, вызванное в германских государствах стремительной индустриализацией, нарастало. Постепенно зрели революционные настроения; особенно среди городских низов и рабочих, недовольных ростом цен на продовольствие… В Европе 1848-49 годы вошли в историю как Весна народов, время революций, захлестнувших почти весь континент. Совсем неслучайно именно в это время возникла концепция принципиально нового, социалистического государства. 21 февраля 1848 года в Лондоне был опубликован «Манифест коммунистической партии» Маркса и Энгельса. В главе «II. Пролетарии и коммунисты» приводилась краткая программа перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической, совершаемая насильственным путём — посредством диктатуры пролетариата. «Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения…»

    Насильственный путь, диктатура пролетариата, деспотическое вмешательство – основатели социализма были последовательны в своем выборе средств и методов созидания светлого пролетарского будущего.

    Ответ Бисмарка

    Получив свою теоретическую базу, социалистические движения стали нарастать и шириться по всей Европе. Наиболее же активно эти процессы развивались в объединенной Германии. С точки зрения германской элиты, сильнее внешней опасности становилась опасность внутренняя, а именно, социалистическое движение. По инициативе канцлера Отто фон Бисмарка социал-демократическая партия в 1878 году была запрещена, равно как и её митинги. Социалисты были лишены лицензии на свои публикации… Возможно, в другой стране и другие лидеры этим бы и ограничились, но только не в Германии, и только не Бисмарк. Будучи консерватором и убежденным противником социализма, он понимал одну простую вещь – только силой социальных проблем не разрешить. Если не провести вовремя реформы сверху, то они последуют снизу. Но уже в форме революции. Это был один из важнейших уроков недавней истории, который мудрый канцлер выучил наизусть. Такого развития событий он допустить не мог… Бисмарк замыслил свои реформы, как средство для превращения рабочего класса в сообщество лояльных государству и консервативно настроенных немецких граждан.

    17 ноября 1881 года было опубликовано послание кайзера, в котором было провозглашено право рабочих на социальную защиту. Декларация монарха была претворена в жизнь с помощью трех законов о социальном страховании, проведенных Бисмарком через Рейхстаг: на случай болезни (1883 г.); от несчастных случаев (1884 г.); по инвалидности и в старости (1889 г.). Например, закон о страховании здоровья, помимо прочего, предполагал выплату пособия по болезни начиная с её третьего дня максимум на 13 недель. Если болезнь была более длительной, то вступало в силу страхование от несчастного случая. Компенсация составляла 2/3 от средней зарплаты и начиналась с 14-й недели болезни. Ответственность за выплату этой компенсации возлагалась на ассоциации предпринимателей, основанные на кооперативных началах (Berufgenossenschaften ).

    Разработанные Бисмарком меры трудового страхования намного превзошли те, что были приняты в других индустриально-развитых странах. Эти реформы, получившие известность как «социальные законы Бисмарка», работают и поныне. Они стали основополагающими для создания немецкого социального государства, а со временем их скопировали по всей Европе. Пародокс, казалось бы, прусский юнкер, националист, человек очень правых взглядов, предложил и провел в жизнь социальные реформы, реально изменившие к лучшему жизнь рабочего человека. Но если вдуматься, то чувство ответственности за судьбы народа и страны, которое отличает истинного националиста, не могло не повести Бисмарка по этому пути.

    Время испытаний

    …Вторая мировая война, развязанная нацистами, принесла неслыханное горе и страдание миллионам жителей Европы. Среди тех, кто оказался жертвами войны был и немецкий народ. Ему пришлось платить по счетам нацистов – ничего нового, народы всегда оплачивают авантюры своих правителей…Ситуация в побежденной стране была очень сложной. Союзники раздели страну на различные зоны оккупации. На Востоке была советская зона, где к власти были приведены коммунисты. Во главе их были прибывшие из Москвы ветераны Коминтерна Вильгельм Пик, Отто Гроттеволь и Вальтер Ульбрихт. Под руководством Кремля они без промедления взялись за строительство социалистической Германии… На западе американская военная администрация руководствовалась директивой Объединенного комитета начальников штабов JCS 1067, определявшей цели оккупации. В частности, там говорилось: « Немцам следует разъяснить, что безжалостное ведение войны Германией и фанатическое нацистское сопротивление разрушили немецкую экономику и сделали неизбежными хаос и страдания и что немцам не уйти от ответственности за то, что они сами же навлекли на себя…»

    Германия лежала в руинах, по всей стране бродили сотни тысяч беженцев – из городов в деревни и обратно. Заводы и фабрики стояли или демонтировались победителями, везде царили апатия и депрессия, аппарат управления не работал. Экономику представлял черный рынок. Денацификацию в американской зоне из 15 миллионов прошли 12 – нацистами была признана одна десятая процента населения. Нужно было расчищать развалины городов, кормить население, давать им работу и крышу над головой. Нации были необходимы новые лидеры, способные возглавить возрождение Германии на демократической основе. Западные союзники составили «Белый список для Германии» из немцев, не запятнавших себя нацистскими преступлениями. В политике выбор пал на репрессированного нацистами обер-бургомистра Кёльна Конрада Аденауэра, в экономике – на профессора Людвига Эрхарда.

    Конрад Аденауэр был прирожденным лидером, в обстановке послевоенной разрухи он создал партию нового типа – Христианско-демократический союз. В феврале 1947 года на учредительном съездве в Алене ХДС принял политическую программу, в которой главной целью партии объявил благосостояние народа, права и достоинства гражданина. Тем самым определив принципиально новую позицию для немецкого консервативного движения…Что же касается Людвига Эрхарда, то к завершению войны он был признанным экономистом, работавшим, начиная с 1943 года над проектом экономической реформы, необходимой стране после падения гитлеровского режима. Уж что-что, а в этом он никогда не сомневался… В сентябре 1945-го американская военная администрация назначила Эрхарда министром экономики Баварии, в марте 1948 года – управляющим хозяйством «Бизонии» – объединенных американской и английской оккупационных зон.

    В очень сложных условиях первых послевоенных лет Аденауэр и Эрхард выдвинули лозунг: «Материальное благополучие - для всех». Лозунг красивый, но как его выполнить? Сколько прекрасных лозунгов было провозглашено в советские годы, но все они, в итоге, оказались блефом. Ну хотя бы: «Все во имя человека, все для блага человека». Советские люди, стоя в очереди за условносъедобной колбасой, шутили, что, наконец-то, стало известно имя этого человека – Леонид Ильич… Будучи экономистом, Эрхард понимал всю сложность выполнения такого лозунга. Между рыночным хозяйством и социальной политикой существует неизбежное объективное противоречие. Главным законом рынка является стремление к максимальной прибыли, тогда как финансирование социальных задач предполагает отчисления от доходов, то есть их уменьшение. Заслугой Аденауэра и Эрхарда явилось то, что хорошо понимая природу капитализма, они включили социальную составляющую в программу развития страны. Иначе они и не мыслили новую Германию…

    Залогом решения этого противоречия должно было стать стремительное экономическое развитие страны. Но каким образом, на базе чего? В Потсдаме державы-победительницы постановили, что индустриальный уровень Германии должен составлять не более половины от уровня 1938 года, для чего приступили к демонтажу и вывозу оставшихся заводов. В западных зонах это составило 8% мощностей, а в советской 45%. Статистики подсчитали, что производственных мощностей западных оккупационных зон Германии хватает на обеспечение каждого немца одной тарелкой на пять лет, парой обуви на 10 лет и одним костюмом на 50 лет. Ситуация осложнялась еще и тем, что из 47 млн человек, составлявших тогда население страны, 10 млн были немцы-беженцы из западных районов Польши, Чехословакии и Венгрии. Позже к ним присоединились еще 3 млн человек, прибывших из советской зоны оккупации. Известный публицист Густав Штольпер вспоминал: «….морально уничтоженная нация без продуктов питания и сырья, без действующей транспортной системы и чего-либо стоящей валюты, нация, социальная структура которой была массовым бегством и изгнанием, страна, где голод и страх убили надежду».

    Реформы Эрхарда

    В этих условиях все больше и больше немцев склонялись к мысли, что спасением от хаоса может быть только социализм… Соединенные Штаты уже бездействовать не могли, тем более, что и в Италии, и во Франции коммунисты входили в правительство и пользовались доверием и поддержкой масс… 5 июня 1947 года, выступая перед студентами Гарварда, американский госсекретарь Джордж Маршалл предложил экономическую программу возрождения Европы, вошедшую в историю как «план Маршалла». Очень значительные ресурсы (1.3 млрд долларов) готовы были поступить в распоряжение Западной Германии. А каким образом ими распорядиться? Вопрос по тем временам далеко не праздный… В западном секторе по-прежнему действовали правила и законы мобилизационной экономики, необходимой нацистам для ведения войны. Союзники пытались послевоенный хаос остановить все новыми и новыми указами, добавляемыми к системе планирования времен III-го Рейха. И хотя толку от этого было мало — скорее, наоборот, — но практически все сходились во мнении, что только государственное управление «экономикой дефицита» может уберечь общество от катастрофы.

    Парадоксально, но факт: в 1947-48 годах против введения рыночного хозяйства в Западной Германии выступали не только социал-демократы и близкие к ним профсоюзы, но и ХДС во главе с будущем канцлером Аденауэром («Планирование и управление экономикой будет в больших масштабах и длительное время»)… Стране нужна была всеобъемлющая экономическая реформа, чтобы деньги американского налогоплательщика смогли заработать с максимальной отдачей. Именно такую реформу и предложил Эрхард. Она состояла из:

    • во-первых, денежной реформы,
    • во-вторых, реформы цен.

    По мнению Эрхарда, вначале требовался мощный импульс, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Им и должна была стать денежная реформа. Ее разработали американские специалисты в тесном сотрудничестве с группой экспертов-немцев, руководимых Эрхардом. Задачей этой реформы было избавиться от «навеса» обесцененных денег (Gelduberhang) и создать твердую валюту. На основании декрета военных властей, в ночь на 21 июня 1948 года старые рейхсмарки были объявлены недействительными, и введены новые деньги – немецкие марки (DМ). Каждый житель страны получил на руки 40 новых марок (потом к ним было добавлено еще 20). Был создан новый эмиссионный банк – Банк немецких земель – и разработаны правила, регулирующие его отношения с частными банками, например, размер обязательных денежных резервов.

    А задачей реформы цен, которая вступила в силу через три дня после денежной реформы, была отмена созданного нацистами «принудительного хозяйства» – (Zwangswirtschaft), упразднение административного распределения ресурсов и контроля над ценами. Разрегулирование цен и заработной платы проводилось последовательно и неуклонно. Если за денежную реформу отвечали, в существенной мере, оккупационные власти, то отмена обязательных цен была полностью детищем Людвига Эрхарда и его хозяйственного управления.

    Эффект от реформ превзошел все ожидания. Очевидцы событий тех лет, французские экономисты Жак Зюфф и Андре Пьер писали: «Черный рынок внезапно исчез. Витрины до отказа наполнились товарами, фабричные трубы задымили, а на улицах засновали грузовики. Повсюду мертвая тишина развалин уступила шуму стройплощадок. И как бы ни удивителен был размах этого подъема, еще более удивляла его внезапность. Он начался во всех областях. Экономическая жизнь в день валютной реформы возникла, как-будто, по удару колокола… Еще вечером немцы бесцельно слонялись по городам, чтобы с трудом добыть скудную пищу. На следующий день все думали о том, что и как производить. Вечером их лица выражали безысходность, а на утро вся нация с надеждой смотрела в будущее. Нет сомнений в том, что решающий подъем в немецкой экономике начался с денежной реформы».

    Реформы Эрхарда стремительно меняли Германию и ознаменовали рождение доселе неведомого Soziale Marktwirtschaft, то есть социально-рыночного хозяйства.

    Социально-рыночное хозяйство

    Проводя свои реформы, Эрхард был далек от раннекапиталистического, либерального понимания государства как «ночного сторожа», который лишь охраняет рынок. Как он позднее писал, для него рынок был не самоцель, а средство для достижения социальных целей, в частности, для преодоления классовых различий в обществе и максимального развития творческих сил страны. В представлении Эрхарда свободная частная инициатива и конкуренция должны сочетаться с активной ролью государства в хозяйственной жизни. В идейном смысле, деятельность Эрхарда протекала не в русле либерализма, и уж конечно, не социализма, а в русле солидаризма. Но это уже отдельная история…

    «Социально-рыночное хозяйство» Эрхарда, поощряя частную конкуренцию и создавая товарное изобилие, одновременно заботилось и о тех, кто в силу объективных причин не мог на равных включиться в процесс подъема экономики, кто оставался на обочине развития… И это очень важная особенность: потому такая экономика называется не только «рыночной», но и «социальной». «Материальное благополучие - для всех» оказалось не столько лозунгом, как принципом развития новой Германии.

    …23 мая 1949 года было объявлено о создании Федеративной республики Германия. Первым федеральным канцлером стал Конрад Аденауэр, а министром экономики Людвиг Эрхард. Пункт 1-й статьи 20-й конституции ФРГ гласил, что Германия является демократическим и социальным федеративным государством. Таким образом, понятие «социальное государство» оказалось зафиксированным в основном законе страны. А согласно определению, данному в немецкой энциклопедии Brockhaus, социальным (Sozialstaat)называется государство, которое использует свою административную и правовую власть для сглаживания социальных противоречий и содействия социальному благосостоянию своих граждан. Важнейшим элементом социальной политики государства является защита экономически слабых слоев населения с целью обеспечения каждому человеку достойного существования.

    С интересом и изумлением наблюдал мир за взлетом немецкой экономики. Даже термин такой появился: Wirtschaftswunder, то биш «немецкое экономическое чудо». За период 1950-89 годов валовой национальный продукт ФРГ вырос с 98 млрд до 2,237 млрд немецких марок. Среднемесячные доходы рабочих и служащих увеличились с 243 до 3,192 DМ. Более 10 лет подряд экономический рост Германии был наивысшим в Европе и держался на уровне около 8% в год. А Людвиг Эрхард, архитектор этого чуда, не уставал повторять: «Лучшей социальной политикой является хорошая экономическая политика».

    И в самом деле, благодаря интенсивному развитию экономики появился тот прибавочный продукт, который можно было делить. Вначале была оказана помощь населению, пострадавшему в результате войны. Уже в марте 1950-го было отменено рационирование продуктов питания, существовавшее с 1939 года. В том же году вышел федеральный закон о социальном обеспечении, а в 1952-м - Закон о компенсации ущерба, причиненного войной. Были приняты также общегерманские законы об изгнанных, о сохранении содержания на случай болезни, проведена пенсионная реформа (1957 г.) и стали выплачиваться «детские деньги». Наконец, в 1961 году была введена социальная помощь, известная в иммигрантских кругах как «социал».

    Но невзирая на всю социальную значимость социала, этот год, тем не менее, в историю вошел совсем иным. Словосочетание «Берлинский кризис 1961 года» ни о чем не говорит? А «Берлинская стена»?

    Берлинская стена

    13 августа 1961 года, за одну ночь возведенная стена, разделила Берлин на два города. Разделила «весомо, грубо, зримо». Конечно, к тому времени Восточный Берлин уже был столицей ГДР, а Западный обладал особым независимым статусом, но бывшие оккупационные сектора по-прежнему соединяли улицы, метро (U-Bahn), городская железная дорога (S-Bahn). Во-многом город оставался единым организмом. В ту памятную ночь коммунисты резали по-живому. По живому телу города. До строительства стены граница между советским и западными секторами Берлина была, по-сути, открыта. Разделительная линия протяжённостью 44,75 км проходила прямо по улицам и домам, каналам и водным путям. Официально действовали 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в системах U-Bahn и S-Bahn. В добавок, существовало множество нелегальных путей. Ежедневно границу между обеими частями города пересекали по различным причинам от 300 до 500 тысяч человек. Из них значительную часть составляли жители восточной части страны, решившие навсегда покинуть социалистический рай. Это вызывало постоянное недовольство властей ГДР, но статус города был зафиксирован Потсдамскими соглашениями союзных держав. Приходилось терпеть, хотя руки давно чесались перекрыть внутригородскую границу.

    В силу многих причин ситуация усугубилась летом 1961 года. Только за один июль более 30 тысяч восточных немцев бежали из страны. А всего за тот год ГДР покинули более 207 тысяч человек. Преимущественно это были молодые квалифицированные специалисты, уверенные в своих силах, но не нашедшие им достойного приложения дома. Возмущенные власти Восточной Германии обвиняли Западный Берлин и ФРГ в «торговле людьми», «переманивании» кадров и попытках сорвать их экономические планы. Они уверяли, что хозяйство Восточного Берлина ежегодно теряет из-за этого 2,5 млрд марок. Может быть эти цифры и были верны…

    С 3 по 5 августа 1961 года в Москве было проведено совещание первых секретарей компартий соцлагеря, на котором Ульбрихт настаивал на немедленном закрытии границы в Берлине. Он давно этого добивался, но советский вождь Никита Хрущев колебался. Не хотелось нарушать дух и букву Потсдама. Но откровенная простота доводов Ульбрихта все перевесила: если держать в Берлине границу открытой, то довольно скоро население ГДР перекочует на Запад. Что же это за государство рабочих и крестьян, из которого готовы сделать ноги все рабочие и крестьяне? И это витрина социализма? На сей раз Ульбрихт получил добро Хрущева.

    …К 1975 году Берлинская стена была уже не просто стеной, а представляла собой сложный инженерный комплекс, состоящий из:

    • бетонного ограждения общей протяжённостью 106 км и высотой в среднем 3,6 метра;
    • ограждения из металлической сетки протяжённостью 66,5 км;
    • сигнального ограждения под электрическим напряжением, протяжённостью 127,5 км;
    • земляных рвов, протяжённостью 105,5 км;
    • противотанковых укреплений на отдельных участках;
    • 302 сторожевых вышек и других пограничных сооружений;
    • полосы из острых шипов длиной в 14 см и даже контрольно-следовой полосы с постоянно разравниваемым песком.

    И вот все ЭТО сооружалось много лет только для того, чтобы удержать гэдээровских немцев в пределах их незатейливого малогабаритного счастья.

    А они, глупые, не могли осознать величия своей исторической миссии строителей социализма и любым образом стремились на Запад. Например, 28 человек ушло по прокопанному ими самими тоннелю длиной 145 метров. Совершались полёты на дельтаплане, на воздушном шаре из нейлоновых фрагментов, уходили по верёвке, перекинутой между окнами соседних домов, и даже – я думаю, в приступе холодной ярости – с помощью тарана стены бульдозером.
    Согласно статистике, в период с 13 августа 1961 года по 9 ноября 1989 года было совершено 5,075 успешных побегов в Западный Берлин или ФРГ, в том числе 574 случая дезертирства из Национальной народной армии…

    К cожалению, повезло далеко не всем… 12 августа 2007 года Би-Би-Си сообщило, что в архивах Министерства госбезопасности ГДР («Штази») был найден письменный приказ, датированный 1 октября 1973, предписывающий стрелять на поражение по всем беглецам без исключения, включая детей. Британская радиокорпорация, не раскрывая источники, утверждала, что речь могла идти о более чем тысячи погибших…

    Три свободы

    …Стена была снесена, когда ее поддерживать уже не имело смысла, да и было некому…Но ее историческая роль в мировой истории несомненна. Судьба социализма была предрешена в тот момент, когда эту стену воздвигли. Пародокс, казалось бы? Ведь Стену соорудили для защиты социализма… Но если понадобились сверхусилия, чтобы задержать трудящихся в так называемом государстве трудящихся, то это означало концептуальную гибель самой идеи социализма. Немцы голосовали ногами за социальное государство, против социалистического. Они делали свой свободный выбор. Они даже готовы были за него умереть — под пулями восточногерманских пограничников…

    Почему же, ведь ГДР, действительно, была образцовой социалистической страной с точки зрения простого советского человека? Все, однажды побывавшие в Восточной Германии, были в восторге: там было так же хорошо как в СССР, только еще немного лучше. Везде порядок, чисто, аккуратно. Отличные дома, прекрасные дороги, красивая мебель, модная одежда… Пиво, так вообще было в изобилии. А что еще нужно рабочему человеку? Серьезно, а? Социализм в немецком исполнении обеспечивал вполне приличный уровень жизни, например, квартира немецкого рабочего на Востоке была ничуть не хуже, чем на Западе. Будучи однажды в гостях у моих друзей в Мюнхене, я обратил внимание на то, что качество и планировка их двухкомнатной квартиры в панельной девятиэтажке ничем не отличались от подобных в Москве, Киеве или Лейпциге. Даже машины у моих друзей не было – им хватало общественного транспорта. Все было довольно скромно с этой точки зрения.

    Стенa доказала, что рабочему человеку еще нужна была… свобода. От чрезмерно частого употребления понятие «свобода» потеряло какой-либо смысл и превратилось в избитое клише. Кто только и по какому поводу не повторял это слово…Но именно ради свободы образованные молодые немцы готовы были рисковать жизнью, преодолевая Стену. Немецкое социальное государство привлекало не просто более высоким уровнем жизни, хотя это немаловажно. Главным было иное. Sozialstaat обеспечивал свободу в экономике (рыночный капитализм), свободу в политике (либеральная демократия) и свободу от бедности и нищеты (государственное социальное страхование). Вот это уникальное троединство свобод, отличающее социальное государство, позволяло наиболее полно реализоваться личности. Ради этого стоило рискнуть… и рискнуть по-крупному, ведь по шкале человеческих ценностей ничего нет выше самореализации.

    Что только не было сказано по поводу развала СССР и ухода социализма с исторической арены. Виной всему были и программа звездных войн Рональда Рейгана, и заговор ЦРУ, и польская Солидарность вкупе с интригами Папы Римского, и проигранная война в Афганистане, и резкое снижение цен на нефть, и переростройка Михаила Горбачева, и Чернобыльская катастрофа… да многое, чего говорят. Наверное, все эти факторы сыграли свою роль, большую или меньшую…на аптекарских весах, все равно, не взвесить. Но как показала послевоенная история, социалистический эксперимент погиб не из-за внешних врагов, а был приговорен своими же гражданами, захотевшими достойной жизни. Причем не в конце 1980-х, а намного раньше, в самом начале 1960-х. Площадкой для этого эксперимента послужила Германия… может этим она как-то заплатила за ту боль и страдания, которые в XX-м веке принесла человечеству? Оказалось, что социальное государство смогло гарантировать даже больший уровень социальной защищенности, чем социалистическое, не отнимая взамен прав личности и либеральных свобод. Социализм с его единственно правильным учением, диктатурой пролетариата, ВЧК и Штази потерял всякий смысл и был более никому не нужен.

    Марксисты были уверены, что повивальной бабкой истории может быть только насилие. Они ошиблись. К счастью. В мирном соревновании двух систем социальное государство победило социалистическое, вытеснив его из геополитической реальности на страницы учебников истории. Между прочим, с точки зрения грамматики разница между социальным и социалистическим исчезающе мала – просто другой суффикс. А звучит — так вообще практически одинаково.

    Отто Эдуард Леопольд фон Шёнхаузен Бисмарк

    БИСМАРК Отто Эдуард Леопольд фон Шенхаузен (Bismarck Otto Eduard Leopold von Schonhausen) (1 апреля 1815, Шенхаузен 30 июля 1898, Фридрихсру). Прусско-германский государственный деятель, первый рейхсканцлер Германской империи.

    Начало карьеры

    Выходец из померанского юнкерства. Изучал юриспруденцию в Геттингене и Берлине. В 1847-48 депутат 1 и 2 Соединенных ландтагов Пруссии, во время революции 1848 выступал за вооруженное подавление волнений. Один из организаторов прусской партии консерваторов. В 1851-59 представитель Пруссии в бундестаге во Франкфурте-на-Майне. В 1859-1862 посол Пруссии в России, в 1862 посол Пруссии во Франции. В сентябре 1862 во время конституционного конфликта между прусской королевской властью и либеральным большинством прусского ландтага Бисмарк был призван королем Вильгельмом I на пост прусского министра-президента; упорно отстаивал права короны и добился разрешения конфликта в ее пользу.

    Объединение Германии

    Под руководством Бисмарка было осуществлено объединение Германии путем «революции сверху» в результате трех победоносных войн Пруссии: в 1864 совместно с Австрией против Дании, в 1866 против Австрии, в 1870-71 против Франции. Сохраняя приверженность юнкерству и верность прусской монархии, Бисмарк вынужден был в этот период связать свои действия с германским национально-либеральным движением. Ему удалось воплотить надежды возвышающейся буржуазии и национальные чаяния немецкого народа, обеспечить прорыв Германии на пути к индустриальному обществу.

    Внутренняя политика

    После образования Северо-Германского союза в 1867 Бисмарк стал бундесканцлером. В провозглашенной 18 января 1871 Германской империи он получил высший государственный пост имперского канцлера, а в соответствии с конституцией 1871 практически неограниченную власть. В первые годы после образования империи Бисмарку приходилось считаться с либералами, составлявшими парламентское большинство. Но стремление обеспечить Пруссии господствующее положение в империи, упрочить традиционную общественную и политическую иерархию и собственную власть вызывали постоянные трения в отношениях канцлера и парламента. Созданная и тщательно охраняемая Бисмарком система сильная исполнительная власть, олицетворяемая им самим, и слабый парламент, репрессивная политика по отношению к рабочему и социалистическому движению не соответствовала задачам быстро развивающегося индустриального общества. Это стало глубинной причиной ослабления позиций Бисмарка к концу 80-х.

    В 1872-1875 по инициативе и под давлением Бисмарка были приняты направленные против католической церкви законы о лишении духовенства права надзора за школами, о запрещении иезуитского ордена в Германии, об обязательном гражданском браке, об отмене статей конституции, предусматривавших автономию церкви и др. Эти мероприятия т. н. «культуркампф», диктовавшиеся сугубо политическими соображениями борьбы против партикуляристско-клерикальной оппозиции, серьезно ограничили права католического духовенства; попытки неподчинения вызывали репрессии. Это привело к отдалению от государства католической части населения. В 1878 Бисмарк провел через рейхстаг «исключительный закон» против социалистов, запрещавший деятельность социал-демократических организаций. В 1879 Бисмарк добился принятия рейхстагом протекционистского таможенного тарифа. Либералы были вытеснены из большой политики. Новый курс экономической и финансовой политики соответствовал интересам крупных промышленников и крупных аграриев. Их союз занял господствующие позиции в политической жизни и в государственном управлении. В 1881-89 Бисмарк провел «социальные законы» (о страховании рабочих на случай болезни и на случай увечья, о пенсиях по старости и инвалидности), заложившие основы социального страхования рабочих. Вместе с тем он требовал ужесточения антирабочей политики и в течение 80-х гг. успешно добивался продления «исключительного закона». Двойственная политика по отношению к рабочим и социалистам помешала их интеграции в общественное и государственное устройство империи.

    Внешняя политика

    Свою внешнюю политику Бисмарк строил, исходя из ситуации, сложившейся в 1871 после поражения Франции во франко-прусской войне и захвата Германией Эльзаса и Лотарингии, ставшего источником постоянного напряжения. С помощью сложной системы союзов, обеспечивших изоляцию Франции, сближение Германии с Австро-Венгрией и поддержание хороших отношений с Россией (союз трех императоров Германии, Австро-Венгрии и России 1873 и 1881; австро-германский союз 1879; Тройственный союз между Германией, Австро-Венгрией и Италией 1882; Средиземноморское соглашение 1887 между Австро-Венгрией, Италией и Англией и «договор перестраховки» с Россией 1887) Бисмарку удавалось поддерживать мир в Европе; Германская империя стала одним из лидеров международной политики.

    Закат карьеры

    Однако в конце 80-х эта система начала давать трещины. Намечалось сближение России с Францией. Колониальная экспансия Германии, начатая в 80-х, обострила англо-германские отношения. Отказ России от возобновления «договора перестраховки» в начале 1890 явился серьезной неудачей канцлера. Неудачей Бисмарка во внутренней политике стал провал его плана превращения «исключительного закона» против социалистов в постоянно действующий. В январе 1890 рейхстаг отказался возобновить его. В результате противоречий с новым императором Вильгельмом II и с военным командованием по вопросам внешней и колониальной политики и по рабочему вопросу Бисмарк был уволен в отставку в марте 1890 и последние 8 лет жизни провел в своем имении Фридрихсру.

    С. В. Оболенская

    Энциклопедия Кирилла и Мефодия




    Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top