Габдреева Г. Ш

  Габдреева Г. Ш


Изучение сенсорно-перцептивной сферы
Ощущение и восприятие являются источниками чувственного познания и составляют основу развития психики человека. Исследования ощущения и восприятия направлены на изучение абсолютных и разностных порогов чувствительности, остроты зрения, слуха, границ поля зрения, линейного глазомера, наблюдательности и др.
Определение ведущей сенсорной системы человека
Для практической работы с людьми очень важно определение ведущей сенсорной системы человека, так как это указывает на предпочитаемый канал восприятия информации (зрительный, слуховой, кинестетический), что имеет большое значение при определении индивидуальных методов и средств подачи информации в процессе общения (в том числе терапевтического), обучения, совместной деятельности, в семейном взаимодействии и пр.
Для определения ведущей сенсорной системы применяется методика «Ведущий орган чувств» (ВОЧ), предложенная польскими психологами (перевод Ефремцевой). Методика приводится по книге: Кулешова Л. Н. Психология древних ощущений. - СПб, 1999.
Оборудование. Испытуемым предлагается стандартный бланк с вопросами (табл. 13).
Инструкция испытуемым. Внимательно прочитайте вопросы и в опроснике обведите кружком номера тех из них, с которыми Вы согласны.
Обработка и интерпретация данных. Подсчитайте результаты, начисляя по 1 баллу за совпадение с ключом в каждом из разделов (табл. 14).
Раздел, в котором испытуемый набрал наибольшее количество баллов, определяет ведущую сенсорную систему.
Методика изучения линейного глазомера
Методические рекомендации по изучению и учету особенностей восприятия при организации учебного процесса. - Ярославль, 1986.
Таблица 13. Бланк методики "Ведущий орган чувств"


4. Люблю ходить в сауну

16. У меня есть склонность к полноте

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться

40. Не выношу беспорядок

5. В автомашине цвет для меня имеет значение

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука

41. Не люблю синтетических тканей

6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение

18. После плохого дня мой организм в напряжении

30. не нелегко найти удобную обувь

42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения

7. Меня развлекает подражание диалектам

19. Охотно и много фотографирую

31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы

43. Часто хожу на концерты

8. Внешнему виду придаю серьезное значение

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые

32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы

44. Само пожатие руки много мне говорит о данной личности

9. не нравится принимать массаж

21. Легко отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику

45. Охотно посещаю галереи и выставки

10. Когда есть свободное время, люблю наблюдать за людьми

22. Вечером люблю принять горячую ванну

34. Люблю слушать, когда говорят

45. Серьезная дискуссия - это интересно

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением

23. Стараюсь записывать свои личные дела

35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать

46. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет в ней хорошо

24. Часто разговариваю с собой

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть

36. В шуме не могу сосредоточиться

Ключ для обработки результатов
Визуальный: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.
Аудиалъный: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.
Кинестетический: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.
Оснащение. Стандартный лист бумаги, на котором нарисованы два отрезка 1 - 108 мм, 2 - 150 мм; 3 - прямая, ограниченная слева; 4 - прямоугольная ось ординат длиной 126 мм и отрезок - 21 мм; 5 - окружность диаметром 30 мм (размеры испытуемому не сообщаются). Объекты расположены таким образом, чтобы начало каждого отрезка находилось в различных точках листа (рис. 23, уменьшенный в 3 раза). Линейка.
л ¦ ¦
з. . s
, О
Рис. 23. Материал для изучения линейного глазомера.
Инструкция испытуемому. Вам необходимо выполнить, не используя линейку, следующие
задания:
  1. Разделить первый отрезок на 4 равные части.
  2. Разделить второй отрезок на 3 равные части.
  3. Отметить от точки вправо отрезок длиной 45 мм.
  4. Отложить по осям ординат отрезки, равные по длине расположенному в правой нижней части
листа.
  1. Поставить точку в центре круга.
Обработка результатов: Измерьте величину ошибок (отклонений от заданных параметров в мм). Вычислите суммарную величину ошибок в мм, которая является показателем успешности. Проведите сравнительный анализ успешности (точности линейного глазомера) у студентов группы. Для этого необходимо составить таблицу всех показателей, вычислить среднее значение по группе.
Изучение наблюдательности (перцептивного внимания)
Перцептивное внимание заключается в умении быстро и точно заметить, выделить существенные детали объекта, окружения, внешнего облика человека. Это свойство является очень важным для врачей, психологов, всех работающих с людьми. В специальных исследованиях была установлена прямая корреляционная зависимость успешности перцептивного внимания и успешности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Самым непосредственным образом перцептивное внимание влияет на успешность диагностической работы рентгенолога. Как правило, для изучения перцептивного внимания испытуемым предлагают картинки с недостающими деталями и просят в ограниченное время определить, каких деталей не достает; либо предъявляют два одинаковых рисунка, отличающихся отдельными элементами. Мы предлагаем второй вариант.
Оснащение. 2 картинки, отличающиеся в деталях (рис. 24), секундомер.

Рис. 24. Картинки для изучения наблюдательности.

Инструкция испытуемому. Внимательно рассмотрите картинки и назовите все замеченные несоответствия. Для того, чтобы сделать работу более динамичной, можно ограничить время, например - 20 или 30 с.
Обработка результатов. Показателем наблюдательности является количество элементов, правильно названных испытуемым.

Мышление
Мышление как обобщенное опосредованное отражение устойчивых и закономерных связей между предметами и явлениями осуществляется в вербально-логической, образной или предметнодейственной сферах.
Изучение вербально-логического мышления при помощи методики «Исключение понятий»
Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения.
Оснащение. Испытуемым предлагается 16 рядов понятий, сгруппированных по 5 слов.

  1. Дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий.
  2. Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный.
  3. Василий, Федор, Иванов, Семен, Порфирий.
  4. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.
  5. Молоко, сливки, сыр, сало, сметана.
  6. Дом, сарай, изба, хижина, здание.
  7. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.
  8. Ненавидеть, негодовать, презирать, возмущаться, наказывать.
  9. Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога.
  10. Молоток, гвоздь, клещи, топор, долото.
  11. Минута, секунда, час, вечер, сутки.
  12. Г рабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
  13. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
  14. Лист, почка, кора, дерево, сук.
  15. Темный, светлый, голубой, ясный, тусклый.
  16. Неудача, крах, провал, поражение, волнение.
Инструкция испытуемому. Вам предлагаются ряды, состоящие из 5 слов, в каждом из которых четыре сходны между собой, их можно объединить одним названием. Найдите в каждом ряду слово, не подходящее по смыслу к остальным, и назовите его, обозначьте одним словом оставшиеся.
Обработка и интерпретация результатов. При анализе оценивается уровень обобщения:
высший - при использовании концептуальных понятий (отнесение к классу на основании существенных признаков);
средний - при применении функционального уровня обобщения (отнесение к классу на основании функциональных признаков);
низкий - при определенных обобщениях (отнесение к классу на основании конкретных признаков).
Исследование быстроты мышления
Методические материалыг к лабораторныш занятиям по общей психологии. - Кировоград, 1988. етодика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления. Может использоваться как индивидуально, так и в группе.
Оснащение. Бланк со словами, в которых пропущены буквы. Секундомер.
Инструкция испытуемому. Перед вами столбцы слов, в которых пропущены буквы. Ваша задача вставить недостающие буквы. Каждый прочерк означает одну пропущенную букву. Слова должны быть существительными, нарицательными, в единственном числе. Старайтесь работать как можно быстрее. Для выполнения задания дается 3 мин.
Образец бланка
Д-ЛО П-Л-А З-О-ОК С-Я-О-ТЬ
К-ША О-Р-Ч К-Н-А К-С-А-НИК
С-ДА К-Р-ОН С-Е-ЛО У-И-Е-Ь
В-ЗА 6-!-* К-Ы-А А-Е-Ь-ИН
Н-ГА В-С-ОК Т-А-А С-А-Ц-Я
М-НА С-Г-ОБ К-У-КА Ч-Р-И-А

Д-ЛЯ В-Т-А С-А-КА К-П-С-А
К-НО П-Д-АК С-У-А Т-У-О-ТЬ
Б-ДА П-Р-А С-А-А С-Е-О-А
Ч-ДО Б-ЛОН П-Е-А К-Н-О-А

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитать количество правильно составленных
слов.
Показателем быстроты мышления и одновременно показателем подвижности нервных процессов выступает количество составленных слов:
  • Менее 20 слов - низкая быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
  • 21-30 слов - средняя быстрота мышления и подвижность нервных процессов;
  • 31 слово и более - высокая быстрота мышления и подвижность нервных процессов.
Память
Память рассматривается как психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Экспериментальное изучение памяти заключается обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания какой-либо стимульный материал, который спустя некоторое время он должен узнать или воспроизвести. Важным показателем памяти является ее объем.
В ходе практических занятий предлагается определить объем кратковременной вербальной памяти и объем кратковременной образной памяти.
Определение объема кратковременной вербальной памяти
Развитие психофизиологических функций взрослых людей. Ред. Б. Г. Ананьев, Е. И. Степанова. - 1., 1976.
Оснащение. Список из 12 слов, секундомер, карандаш, бумага. атериалом для запоминания служат 12 слов:
(слова подбирались с учетом частоты их употребления в русском языке).
Инструкция испытуемому. Сейчас Вам будут названы 12 слов. Ваша задача запомнить их, а затем записать в любом порядке.
Исследователь зачитывает слова, время экспозиции 12 слов - 24 сек.
После окончания предъявления слов, испытуемый записывает их, а исследователь регистрирует время воспроизведения.
Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов учитывается количество воспроизведенных слов, количество допущенных ошибок, время воспроизведения. На первом этапе обработки рассчитываются точность памяти (b) и среднее время, затраченное на воспроизведение одного слова (t), при этом:
, c - m
b = х 100,
c + n
где с - количество правильно воспроизведенных слов; m - количество ошибочно воспроизведенных слов; n - количество пропущенных слов.

Интегральный показатель кратковременной вербальной памяти вычисляется по формуле:
А = В + Т
Определение объема кратковременной образной памяти
Оснащение. Карточка с изображенными на ней геометрическими фигурами (рис. 25), секундомер, бумага, карандаш.
Инструкция испытуемому. Сейчас Вам будут показаны 9 геометрических фигур по порядку и только один раз. Ваша задача запомнить их, а затем зарисовать.
Фигуры предъявляются последовательно, время экспозиции 9 фигур - 18 сек.
После окончания предъявления испытуемый рисует их в протоколе, исследователь регистрирует время воспроизведения.

Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов учитывается количество воспроизведенных фигур (с), количество ошибочно воспроизведенных фигур (m), количество пропущенных фигур (n); среднее время воспроизведения одной фигуры (t).

Рис. 25. Набор фигур для изучения кратковременной образной памяти.
На первом этапе обработки рассчитываются среднее время (t) и точность памяти (b):
, c - m
b = x 100
c + n
Затем находят B - шкальная оценка точности памяти b, получаемая по табл. 17. Т - шкальная оценка среднего времени t, получаемая по табл. 15.
Таблица 17. Шкальные оценки кратковременной вербальной (KB) и кратковременной образной (КО) памяти

11 63-67 57-66
10 - 50-56
9 52-62 42-49
8 50-51 37-41
7 - 30-36
6 42-49 21-29
5 - 20
4 37-41 15-19
3 33-36 7-14
2 - -
1 24-32 -
0 10-23 0-6

Интегральный показатель кратковременной образной памяти вычисляется по формуле:
А = В + Т
Смысл перевода первичных оценок в шкальные заключается в том, чтобы получить возможность сопоставления индивидуальных данных с нормативной шкалой и определить уровень развития функции памяти в целом, определив соотношение вербальной и образной памяти.
Внимание
Внимание определяет направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. К числу основных характеристик внимания относят объем, избирательность, устойчивость, концентрацию, распределение и переключение. Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство. Но для целей экспериментального изучения прибегают к их раздельному рассмотрению.
Наиболее распространенную группу лабораторных методов изучения внимания составляют бланковые методы, объединенные общим названием «корректурные пробы». Корректурные пробы могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур, текстов. Задача испытуемого заключается в обнаружении среди других стимулов заданного и в фиксировании его на бланке тем или иным способом.
Изучение избирательности и устойчивости внимания
Для изучения избирательности и устойчивости внимания предлагается вариант корректурной пробы с кольцами Ландольта.
Оснащение. Бланк с кольцами Ландольта (рис. 26), который выдается каждому испытуемому индивидуально. Секундомер.

ооосоооооооооосоооосооооооосоо ос о ооосо осе оо оо осос оосо оооо о о с
ОСОООООСООООООООСоООО000осОСЮо OOOOOOGOOCOOOOO ООО с оо ососоооо о соосооооооооооосоооооооососооо оооооооооооооосоооосоооооооооо ос со оооо ооооооо оооо ОО О ОО ОО ООО с ОСОС о ООО 0OGC CCOQOOG ОООО ОО ОООО О
ооосоооссооооооооооосооооооооо
оооооооо ООО СОО ОО ОС ОСОС ОООСО ООО ОООСООООООООООСООООСОООООООСОО ОСООООСОООСОООООСОСООСОООООООС
осооооосоооооооосоооооососоооо
оооооосооооооооооосооососооооо
соосооооооооооосоооооооососооо
ООООООООООООООСООООСОООООООООО ОС СО ОООО ООООООО ОООО ОО О СО ОО ООО с ОС ОС О ООО ОООС ССОООООоооооо оооо о Рис. 26. Бланк для изучения внимания
Инструкция испытуемому. На бланке изображены кольца с разным направлением разрыва. Если сопоставить кольца с циферблатом часов, то можно видеть, что разрывы имеют направление 1, 3, 5, 7, 9 час и т. п. Ваша задача внимательно просматривать бланк по строчкам слева направо и вычеркивать вертикальной чертой только кольца, имеющие направление разрыва на 3 и на 5 час. Общее время работы 5 мин. В конце каждой мин по команде исследователя нужно ставить вертикальную черту в том месте, где Вы в данный момент работаете. Испытуемым необходимо показать образцы колец, которые подлежат вычеркиванию. Работать могут одновременно 8-10 человек под наблюдением одного исследователя.
Обработка и интерпретация результатов. Обработка производится путем наложения трафарета правильных ответов на бланк испытуемого. Подсчитывается количество просмотренных колец (по мин), количество ошибок (по мин). Ошибкой считается как пропуск кольца, подлежащего зачеркиванию, так и зачеркивание кольца, не подлежащего зачеркиванию.
На основании полученных результатов строятся графики динамики устойчивости внимания, при этом на вертикальной оси откладываются количество просмотренных знаков и количество ошибок. На горизонтальной оси - время, мин. Снижение скорости и увеличение количества ошибок к концу работы свидетельствуют о низкой устойчивости внимания. Необходимо сказать, что устойчивость внимания многими исследователями трактуется как показатель умственной работоспособности в целом.
Кроме того, вычисляются два показателя внимания: точность (А) и продуктивность (Е). Для вычисления точности вычисляют результаты за 5 минут работы: c - правильно зачеркнутые знаки; m - неправильно зачеркнутые; n - пропущенные знаки, и подставляют значения в формулу:
c - m
c + n
Для вычисления продуктивности суммируют количество просмотренных за 5 минут знаков (F), а затем продуктивность (Е) вычисляют по формуле:
Е = А F
Полученные результаты переводят в систему шкальных оценок.
Головей Л, А, Профессиональная ориентация в связи с индивидными и личностными особенностями человека // Проблема индивидуальности в онтопсихологии, - СПб, 1994 (табл. 18), в которой низким шкальным оценкам соответствуют низкая точность и низкая продуктивность. Соотнесение этих двух показателей позволяет говорить о стратегии испытуемого: точностной (при высоких оценках точности и низкой скорости); либо скоростной (при высокой скорости и низкой точности).


Балл

Внимание
Точность Продуктивность
0 0-0,21 100-121
1 0,22-0,26 122-137
2 0,27-0,31 138-153
3 0,32-0,36 154-169
4 0,37-0,41 170-185
5 0,42-0,46 186-201
6 0,47-0,51 202-217
7 0,52-0,56 218-233
8 0,57-0,61 234-249
9 0,62-0,66 250-265
10 0,67-0,71 266-281
11 0,72-0,74 282-297
12 0,35-0.44 298-313
13 0,78-0,80 314-329
14 0,81-0.83 330-345
15 0,84-0,86 346-361
16 0,87-0,89 362-377
17 0,90-0,92 378-393
18 0,93-0,95 394-409
19 0,96 и более 410-425

Эмоциональная сфера личности
Эмоции - одна из важнейших сторон психической жизни личности. В них выражается отношение человека к окружающему миру и к самому себе в форме переживания. В изучении эмоциональной сферы личности различают эмоциональные состояния, они носят временный характер и эмоциональные свойства - устойчивые характеристики человека.
Анализ эмоциональных состояний и свойств можно провести на примере тревожности.
Измерение ситуативной и личностной тревожности
Тревожность - как состояние - возникает в ситуациях неопределенности, когда характер или время угрозы не поддаются предсказанию. Она проявляется как неясное непонятное человеку чувство растущей опасности. Носит ситуативный характер.
Тревожность - как свойство личности, обусловливает готовность человека к тревожным реакциям, проявляющихся в постоянном беспокойстве и неуверенности в будущем.
Для исследования тревожности как состояния (ситуативной тревожности) и тревожности как свойства (личностной тревожности) используется опросник Спилбергера, адаптированный Ханиным.
Оснащение. Бланк шкал опросника самооценки Спилбергера, включающий в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 - для оценки уровня личностной тревожности (ЛТ).
Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым раздаются бланки и предлагается ответить на вопросы шкал, согласно инструкциям, помещенным в опроснике. На каждый вопрос возможно 4 варианта ответа. ББК 88.4 Рецензенты:

П 78 член-корр. РАО, д. псх. н., проф. В. И. Панов, д. псх. н., проф. А. Б. Леонова


Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 01-06-85006 а/у
Авторы: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров
П78 Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.
ISBN 5-9268-0288-1
Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний предназначено студентам, аспирантам, практическим психологам и специалистам, интересующимся проблемами психических состояний .

Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу «Психология психических состояний». Основная цель пособия – дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях, так и в профессиональной деятельности психолога.

Пособие снабжено глоссарием психических состояний.
© Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров,

ISBN 5-9268-0288-1

© Издательство «Речь», 2004

© П. В. Борозенец, обложка, оформление, 2004


Тема I. Методы изучения психических состояний 10

Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний 15

Занятие 1. Самооценка психического состояния

по шкалированному признаку состояний. Самоотчет 18

Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического

состояния 19

Оценка функционального состояния «САН» 19

Шкала-градусник 21

Тест-опросник «Оценка настроения» 21

Качество жизни 23

Занятие 3. Определение доминирующего и актуального

психического состояния 34

Методика определения доминирующего состояния 34

Опросник ДС (полный вариант) 45

Опросник ДС (краткий вариант) 48

Опросник «Актуальное состояние» (АС) 62

Занятие 4. Реконструкция субъективного семантического

пространства психических состояний 74

Занятие 5. Построение рельефа психического состояния 80

Методика «Рельеф психического состояния» 80

Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта 87

Анкета «Причины эмоционального дискомфорта» 87

Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке


(тревога, агрессия, фрустрация, нервно-психическое напряжение, депрессия, дистимия,
одиночество, эмоциональное выгорание, уверенность/неуверенность, интерес и др.) 92

Синдром эмоционального выгорания В. Бойко 92

Профессиональное выгорание 105

Исследование синдрома отключения 106

Опросник на «выгорание» МВ1 107

Шкала нервно-психического напряжения 110

Диагностика состояния стресса 115

Тест «Степень напряженности» 116

Нервно-психическая устойчивость (НПУ).

Методика «Прогноз» 117

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант) 121

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант) 122

Личностная шкала проявлений тревоги 123

Шкала тревоги 125

Шкала астенического состояния (ШАС) 127

Методика В. Бойко «Фрустрация» 129

Социальная фрустрированность 131

Методика диагностики уровня субъективного ощущения

одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 134

эмоциональной экспрессии 263

Факторы успешности опознания эмоциональных состояний

по выражению лица 263

Изучение экспрессивного компонента эмоций

методом наблюдения эмоциональной экспрессии 266

Методика «Определение эмоционального состояния

путем наблюдения за экспрессией» 275

Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по


эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) 278

Методика «Оценка своих средств экспрессии» 283

Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения

психического состояния 283

Шкала мимического выражения психического состояния 283

Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний 293

Умение понимать язык мимики и жестов 296

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка

эмоциональных состояний» 300

Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?» 301

Занятие 13. Определение эмоционального состояния


Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности 304

Занятие 14. Диагностика психических состояний детей

дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей 307

Методики диагностики психических состояний детей

дошкольного возраста 307

Цветорисуночный тест диагностики психических состояний

младших школьников 319

Психические состояния школьников 326

Психические состояния студентов 328

Психические состояния учителей 329

Психические состояния преподавателей 331

Занятие 15. Оценка физического и умственного утомления

с помощью опросников 332

Опросник для оценки острого умственного утомления 335

Дифференцированная оценка работоспособности 337

Занятие 16. Хроническое утомление и его проявление 341

Опросник «Степень хронического утомления» 341

Занятие 17. Самооценка предсоревновательного

Исследование предсоревновательного психического состояния

у спортсменов 350

Измерение предсоревновательного состояния спортсменов 357

Занятие 18. Комплексная методика моделирования

психической напряженности 361

Занятие 19. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания»

в профессиональной деятельности 364

Шкала оценки профессионального стресса 365

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной

деятельности 367

Опросник MBI 370

Занятие 20. Диагностика экзаменационной тревожности 373

Занятие 21. Особенности психодиагностики

посттравматического стрессового расстройства 374

Занятие 22. Методика диагностики психического выгорания учителей 387


Teм a VI. Регуляция психических состояний 397

Занятие 23. Оценка индивидуального стиля саморегуляции

состояния человека 397

Методики, определяющие тип и характеристики

индивидуального стиля саморегуляции состояния 398


ББК 88.4 Рецензенты:

П 78 член-корр. РАО, д. псх. н., проф. В. И. Панов, д. псх. н., проф. А. Б. Леонова


Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 01-06-85006 а/у
Авторы: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров
П78 Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.
ISBN 5-9268-0288-1
Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний предназначено студентам, аспирантам, практическим психологам и специалистам, интересующимся проблемами психических состояний.

Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу «Психология психических состояний». Основная цель пособия – дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях , так и в профессиональной деятельности психолога.

Пособие снабжено глоссарием психических состояний.
© Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров,

ISBN 5-9268-0288-1

© Издательство «Речь», 2004

© П. В. Борозенец, обложка, оформление, 2004


Тема I. Методы изучения психических состояний 10

Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний 15

по шкалированному признаку состояний. Самоотчет 18

Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического

состояния 19

Оценка функционального состояния «САН» 19

Шкала-градусник 21

Тест-опросник «Оценка настроения» 21

Качество жизни 23

Занятие 3. Определение доминирующего и актуального

психического состояния 34

Методика определения доминирующего состояния 34

Опросник ДС (полный вариант) 45

Опросник ДС (краткий вариант) 48

Опросник «Актуальное состояние» (АС) 62

пространства психических состояний 74

Занятие 5. Построение рельефа психического состояния 80

Методика «Рельеф психического состояния» 80

Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта 87

Анкета «Причины эмоционального дискомфорта» 87

Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке


(тревога, агрессия, фрустрация, нервно-психическое напряжение , депрессия, дистимия,
одиночество, эмоциональное выгорание, уверенность/неуверенность, интерес и др.) 92

Синдром эмоционального выгорания В. Бойко 92

Профессиональное выгорание 105

Исследование синдрома отключения 106

Опросник на «выгорание» МВ1 107

Шкала нервно-психического напряжения 110

Диагностика состояния стресса 115

Тест «Степень напряженности» 116

Нервно-психическая устойчивость (НПУ).

Методика «Прогноз» 117

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант) 121

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант) 122

Личностная шкала проявлений тревоги 123

Шкала тревоги 125

Шкала астенического состояния (ШАС) 127

Методика В. Бойко «Фрустрация» 129

Социальная фрустрированность 131

Методика диагностики уровня субъективного ощущения

одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 134

Методика «Т и Д» 134

состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой) 138

Методика дифференциальной диагностики депрессивных

состояний В. А. Жмурова 140

Шкала депрессии Э. Бека 147

Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса,

напряжения и комфортности 150

Самооценка эмоциональных состояний 158

Методика диагностики психических состояний (по Г. Айзенку) 160

Диагностика состояния агрессии 163

Тест агрессивности 167
Тема III. Изучение неосознаваемых компонентов психических состояний 171

Занятие 8. Изучение вегетативных проявлений

психического состояния 174

Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванической реакции 174

Изучение вегетативных проявлений психического состояния

(методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ

и кожно-галъванической реакции) 184

Занятие 9. Диагностика психических состояний

с помощью проективных тестов 190

Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения

фрустрационных реакций» 190

Метод цветовых выборов (МЦВ) 204


Тема IV. Изучение экспрессивного компонента психических состояний 262

Занятие 10. Использование метода прямого наблюдения

эмоциональной экспрессии 263

Факторы успешности опознания эмоциональных состояний

по выражению лица 263

Изучение экспрессивного компонента эмоций

методом наблюдения эмоциональной экспрессии 266

Методика «Определение эмоционального состояния

путем наблюдения за экспрессией» 275

Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по


эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) 278

Методика «Оценка своих средств экспрессии» 283

Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения

психического состояния 283

Шкала мимического выражения психического состояния 283

Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний 293

Умение понимать язык мимики и жестов 296

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка

эмоциональных состояний» 300

Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?» 301

Занятие 13. Определение эмоционального состояния


Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности 304

Занятие 14. Диагностика психических состояний детей

состояния человека 397

Методики, определяющие тип и характеристики

индивидуального стиля саморегуляции состояния 398

Методики оценки оптимальности индивидуального стиля

саморегуляции состояния 400

Определение индивидуального стиля саморегуляции состояния 401

Занятие 24. Методы управления психическим состоянием 404

Методы прямой регуляции психического состояния 404

Занятие 25. Методы опосредованного влияния

на психическое состояние 406

Занятие 26. Общая характеристика методов психического

самоуправления. Нервно-мышечная релаксация 408

Методика «Нервно-мышечная релаксация» 409

Занятие 27. Аутогенная тренировка и ее модификации 414

Методика «Аутогенная тренировка» 414

Методика «Идеомоторная тренировка» 417

Методика «Сенсорная репродукция» (СР) 420

самоуправления психическим состоянием 423

Комплексная программа обучения навыкам психического

самоуправления 430

Задание для практикума 432

Психотехники развития эмоциональной гибкости 434

Глоссарий психических состояний 451

Введение

Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н. Д. Левитовым, до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние , занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой. Это проявляется в размытости и относительности границ, отличающих психическое состояние от психических процессов и свойств личности, что создает методологические трудности при изучении явления. Отсутствие четких временных границ отдельного состояния в свою очередь вызывает значительные методологические трудности в их диагностике. Теоретические и методологические сложности изучения состояний возрастают в связи с тем , что психические состояния как системные явления характеризуются многоуровневостью, мно-гокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления, что маскирует различия между ними. Такое положение привело к тому, что эта категория психических явлений , оказывающая влияние на все стороны поведения и деятельности человека, оказалась вне поля зрения специалистов-психологов, существенно снижая эффективность их деятельности.

Другой аспект методологических трудностей исследования состояний заключается в слабой разработанности экспериментального аппарата изучения: при огромном множестве методик измерения психических процессов и психологических свойств число методик, диагностирующих и измеряющих психические состояния, ограничено. Более того , методики диагностики и измерения психических состояний разбросаны по отдельным изданиям, что затрудняет их использование в реальной психологической практике. Поэтому целью нашей работы явилось объединение методик диагностики психических состояний в одно пособие, с подробным изложением их применения в деятельности психолога.

Учебное пособие содержит шесть тематических разделов, представляющих комплекс современных методов исследования психических состояний. Четыре первых раздела посвящены методам изучения феноменологии психических состояний, предстающих как в осознаваемых , так неосознаваемых и экспрессивных компонентах этого явления. Занятия пятого раздела знакомят с диагностикой и измерением психических состояний, проявляющихся в деятельности. В шестом разделе приводятся методы управления психическим состоянием.

Преподаватель может выбрать темы и задания в зависимости от времени занятий, предусмотренного учебным планом, и возможностей оснащения аудитории необходимой аппаратурой или бланковым инструментарием. Ряд занятий может быть отнесен на самостоятельную работу учащихся.

Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний предназначено студентам, аспирантам, практическим психологам и специалистам, интересующимся проблемами психических состояний.
Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу «Психология психических состояний». Основная цель пособия – дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях, так и в профессиональной деятельности психолога.
Пособие снабжено глоссарием психических состояний.

Тема I. Методы изучения психических состояний 10
Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний 15
Занятие 1. Самооценка психического состояния
по шкалированному признаку состояний. Самоотчет 18
Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического
состояния 19
Оценка функционального состояния «САН» 19
Шкала-градусник 21
Тест-опросник «Оценка настроения» 21
Качество жизни 23
Занятие 3. Определение доминирующего и актуального
психического состояния 34
Методика определения доминирующего состояния 34
Опросник ДС (полный вариант) 45
Опросник ДС (краткий вариант) 48
Опросник «Актуальное состояние» (АС) 62
Занятие 4. Реконструкция субъективного семантического
пространства психических состояний 74
Занятие 5. Построение рельефа психического состояния 80
Методика «Рельеф психического состояния» 80
Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта 87
Анкета «Причины эмоционального дискомфорта» 87
Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке
(тревога, агрессия, фрустрация, нервно-психическое напряжение, депрессия, дистимия,
одиночество, эмоциональное выгорание, уверенность/неуверенность, интерес и др.) 92
Синдром эмоционального выгорания В. Бойко 92
Профессиональное выгорание 105
Исследование синдрома отключения 106
Опросник на «выгорание» МВ1 107
Шкала нервно-психического напряжения 110
Диагностика состояния стресса 115
Тест «Степень напряженности» 116
Нервно-психическая устойчивость (НПУ).
Методика «Прогноз» 117
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант) 121
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант) 122
Личностная шкала проявлений тревоги 123
Шкала тревоги 125
Шкала астенического состояния (ШАС) 127
Методика В. Бойко «Фрустрация» 129
Социальная фрустрированность 131
Методика диагностики уровня субъективного ощущения
одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 134
Методика «Т и Д» 134

состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой) 138
Методика дифференциальной диагностики депрессивных
состояний В. А. Жмурова 140
Шкала депрессии Э. Бека 147
Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса,
напряжения и комфортности 150
Самооценка эмоциональных состояний 158
Методика диагностики психических состояний (по Г. Айзенку) 160
Диагностика состояния агрессии 163
Тест агрессивности 167

Тема III. Изучение неосознаваемых компонентов психических состояний 171
Занятие 8. Изучение вегетативных проявлений
психического состояния 174
Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванической реакции 174
Изучение вегетативных проявлений психического состояния
(методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ
и кожно-галъванической реакции) 184
Занятие 9. Диагностика психических состояний
с помощью проективных тестов 190
Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения
фрустрационных реакций» 190
Метод цветовых выборов (МЦВ) 204

Тема IV. Изучение экспрессивного компонента психических состояний 262
Занятие 10. Использование метода прямого наблюдения
эмоциональной экспрессии 263
Факторы успешности опознания эмоциональных состояний
по выражению лица 263
Изучение экспрессивного компонента эмоций
методом наблюдения эмоциональной экспрессии 266
Методика «Определение эмоционального состояния
путем наблюдения за экспрессией» 275
Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по
эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) 278
Методика «Оценка своих средств экспрессии» 283
Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения
психического состояния 283
Шкала мимического выражения психического состояния 283
Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний 293
Умение понимать язык мимики и жестов 296
Методика «Визуально-ассоциативная самооценка
эмоциональных состояний» 300
Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?» 301
Занятие 13. Определение эмоционального состояния
говорящего по интонации голоса 302

Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности 304
Занятие 14. Диагностика психических состояний детей
дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей 307
Методики диагностики психических состояний детей
дошкольного возраста 307
Цветорисуночный тест диагностики психических состояний
младших школьников 319
Психические состояния школьников 326
Психические состояния студентов 328
Психические состояния учителей 329
Психические состояния преподавателей 331
Занятие 15. Оценка физического и умственного утомления
с помощью опросников 332
Опросник для оценки острого умственного утомления 335
Дифференцированная оценка работоспособности 337
Занятие 16. Хроническое утомление и его проявление 341
Опросник «Степень хронического утомления» 341
Занятие 17. Самооценка предсоревновательного
психического состояния спортсменов 346
Исследование предсоревновательного психического состояния
у спортсменов 350
Измерение предсоревновательного состояния спортсменов 357
Занятие 18. Комплексная методика моделирования
психической напряженности 361
Занятие 19. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания»
в профессиональной деятельности 364
Шкала оценки профессионального стресса 365
Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной
деятельности 367
Опросник MBI 370
Занятие 20. Диагностика экзаменационной тревожности 373
Занятие 21. Особенности психодиагностики
посттравматического стрессового расстройства 374
Занятие 22. Методика диагностики психического выгорания учителей 387

Teмa VI. Регуляция психических состояний 397
Занятие 23. Оценка индивидуального стиля саморегуляции
состояния человека 397
Методики, определяющие тип и характеристики
индивидуального стиля саморегуляции состояния 398
Методики оценки оптимальности индивидуального стиля
саморегуляции состояния 400
Определение индивидуального стиля саморегуляции состояния 401
Занятие 24. Методы управления психическим состоянием 404
Методы прямой регуляции психического состояния 404
Занятие 25. Методы опосредованного влияния
на психическое состояние 406
Занятие 26. Общая характеристика методов психического
самоуправления. Нервно-мышечная релаксация 408
Методика «Нервно-мышечная релаксация» 409
Занятие 27. Аутогенная тренировка и ее модификации 414
Методика «Аутогенная тренировка» 414
Методика «Идеомоторная тренировка» 417
Методика «Сенсорная репродукция» (СР) 420
Занятие 28. Построение курса обучения навыкам
самоуправления психическим состоянием 423
Комплексная программа обучения навыкам психического
самоуправления 430
Задание для практикума 432
Психотехники развития эмоциональной гибкости 434
Глоссарий психических состояний 451




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top