Где родился рембрандт. Краткая биография рембрандта

Где родился рембрандт. Краткая биография рембрандта

Рембрандт Харменс ван Рейн (барокко)

Ресмбрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Сначала учился в Латинской школе, а затем недолго в лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи - матери, отца, сестры и автопортреты. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. Здесь он быстро достигает известности, у него много заказов. В то же время он с воодушевлением продолжает совершенствовать свое мастерство. 30-е годы - время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописсца его большая заказная картина "Урок анатомии". Все позы и действия в картине естественны, но лишены излишнего натурализма.

В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец часто пишет молодую жену: "Флора", "Автопортрет с Саскией на коленях". Но счастье длилось недолго. В 1642 году Саския скончалась, оставив маленького сына Титуса.

Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков, интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Заказов становилось все меньше. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Однако, несмотря ни на что, художник продолжает работать. В эти особенно тяжелые годы он создает ряд замечательных работ: "Синдики", "Возвращение блудного сына", поражающим внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности 4 октября 1669 года. Современники холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось почти двести лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокой психологии его полотен, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имен.


Возвращение блудного сына (1668-69)


Одна из последних картин Рембрандта. Это глубокая психологическая драма. В полотне с потрясающей силой звучит призыв к глубокой человечности, утверждение духовной общности людей, красота родительской любви.

Здесь изображен библейский сюжет о беспутном сыне, после долгих скитаний возвратившемся в отчий дом. Вся комната погружена во мрак, ярко освещены лишь отец и сын. Сын с обритой головой каторжника, в лохмотьях, с голой пяткой, с которой свалился дырявый башмак, упал на колени и прижался к отцу, спрятав свое лицо у него на груди. Старый отец, ослепший от горя в ожидании сына, ощупывает его, узнает и прощает его, благословив.

Художник естественно и правдиво передает всю силу отцовской любви. Рядом присутствуют оцепеневшие фигуры зрителей, выражающие удивление и равнодушие - это члены того общества, которое сначало развратило, а затем осудило блудного сына. Но отцовская любовь торжествует над их равнодушием и враждебностью.

Полотно стало бессмертным благодаря общечеловеческим чувствам, выраженным в нем - бездонной рдительской любви, горечи разочарований, потерь, унижений, стыда и паскаяния.

Возвращение блудного сына (1668-1669)-фрагмент


Даная (1636)



Это лучшее произведение Рембрандта 30-х годов.

Картина посвящена вечной теме любви. Сюжетом послужил миф о дочери царя Акрисия Данае. Оракул предсказал Акрисию, что он погибнет от рук своего внука.Тогда царь навечно заточил свою дочь в башню.Но всемогущий Зевс превратился в золотой дождь и в таком виде проник к Данае и стал ее возлюбленным. У них родился сын Персей, а затем опять по приказу Ариксия Даная вместе со своим сыном в ящике были брошены в море. Но Даная и ее сын не погибли.

Художник изображает момент, когда Даная радостно ожидает Зевса. Старуха-служанка отодвигает занавес ее ложа, и золотистое сияние вливается в комнату. Даная, в предчувствии счастья, приподнимается навстречу золотому дождю. Покрывало спало и обнажило уже не юное, отяжелевшее тело, далекое от законов классической красоты. Тем не менее, оно подкупает жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. И хотя художник обращается к теме из античной мифологии, картина явно написана в духе реализма.

Даная - фрагмент

Артемида (1634)



Артемида (Артемис) - дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально почиталась как богиня животного и растительного мира. Она - "владычица зверей", Тавропола (защитница быков), Лимнатис (болотная), медведица (в этом облике ей поклонялись в Бавроне). Позднее - богиня охоты, гор и лесов, покровительница рожениц. Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Шестьдесят Океанид и двадцать нимф были ее постоянными спутницами на охоте, участницами в ее играх и танцах. Ее главная функция - охранение установленных обычаев, жертвоприношений богам, за нарушение которых она жестоко карает: на Калидонское царство она насылает страшного вепря, на брачное ложе царя Адмета - смертоносных змей. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами, и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву - его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Артемида - защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь, превращает Актеона, случайно увидевшего богиню обнаженной, в оленя, которого разорвали его собственные псы, а нимфу Калипсо, нарушившую обет, - в медведицу. Она обладает решительностью, не терпит соперничества, использует свои меткие стрелы как орудие наказания. Артемида вместе с Аполлоном истребила детей Ниобы, возгордившейся перед матерью богов Лето своими семью сыновьями и семью дочерьми; ее стрела поразила Ориона, осмелившегося состязаться с богиней. Как богиня растительности, Артемида связана с плодородием.Этот культ особенно распространился в Эфесе (Малая Азия), где в ее честь был сооружен храм Артемиды Эфесской (одно из "семи чудес света"), сожженный Геростратом. Артемида почиталась здесь как богиня-кормилица, "многотрудная"; она же покровительница амазонок. Артемида почиталась и как богиня войны. В Спарте перед боем в жертву богине приносили козу, а в Афинах ежегодно в юбилей Марафонской битвы (сентябрь-октябрь) на алтари возлагалось пятьсот коз. Артемида нередко сближалась с богиней месяца (Гекатой) или богиней полной луны (Селеной). Известен миф об Артемиде-Селене, влюбленной в красавца Эндимиона, пожелавшего вечной юности и бессмертия и получившего их в непробудном сне. Каждую ночь богиня приближалась к гроту Карийской горы Латм, где спал юноша и любовалась его красотой. Атрибут богини - колчан за спиной, в руках лук или факел; ей сопутствуют лань или свора охотничьих псов. В Риме Артемида отождествляется с местным божеством Дианой.

Авраам и три ангела



К Аврааму и его жене Сарре явился Бог в образе трех путников, трех прекрасных юношей (Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух). Пожилые супруги оказали им щедрое гостеприимство. Приняв угощение, Бог возвестил супругам чудо: несмотря на глубокую старость, у них родится сын, и от него произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы мира.

Автопортрет с Саскией (1636)


Все полотно пронизано откровенным ликованием! Автопортрет изображает супругов за веселой пирушкой. Рембрандт, огромный по сравнению со своей тоненькой женой, держит ее на коленях и поднимает хрустальный кубок пенящегося вина. Они как будто захвачены врасплох, в интимной обстановке бьющей через край жизни.

Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей, и ему не приходит в голову, что его могут порицать. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ.

Картина выражает радость жизни, сознание молодости, здоровья и благополучия.

Еврейская невеста (1665)



Рембрандт много писал на темы библейских историй, и все они были у него на свой лад, обновленными по содержанию. Часто он писал картины вопреки логике - освещение, краски, все только по своему представлению. Ту же независимость художник проявляет и в манере одевать своих персонажей. Он наряжал их в странные одеяния - и Саскию, и Юнону, и других... То же и с четой в картине "Еврейская невеста". Название странное, ведь на полотне изображена супружеская пара, причем жена беременна. На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Два лица и четыре руки мужчина наклоняется к женщине, взор которой обращен к самой себе, к своим мыслям. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. В лице - доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Пальцы касаются друг друга. Легкое прикосновение. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной.

Флора


Флора - италийская богиня цветов, юности. Культ Флоры - один из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно племени сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой и праздновали в ее честь весной так называемые флоралии, во время которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали на себя яркие платья. В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы.

Фредерик Ригел на коне (1663)



Перед нами типичный парадный портрет. Ригел был преуспевающим купцом, производил бумагу и печатал книги. Богатый типограф сопровождал принца Оранского в 1660 году в Амстердам, и, возможно, портрет был заказан в память об этом событии. С темного холста на нас смотрит человек, восседающий на лошади. Он в дорогой, но не вычурно роскошной одежде. Его лицо излучает ум, властность и чувство собственного достоинства.

Христос и грешница


На полотне изображена встреча Христа и грешницы на заполненном людьми обширном пространстве, безбрежность которого усиливают арочные участки стен, возносящих потолок ввысь. Все погружено в темноту, освещены только фигура Христа и молодой женщины. В этом полотне Рембрандт впервые подошел к нетрадиционному решению библейской сцены, чему с удивительной последовательностью будут подражать другие художники.

Иаков борется с ангелом (1659)


Один из самых загадочных эпизодов в Ветхом завете. Когда Иаков остается один, появляется Некто (принято считать его ангелом) и борется с ним всю ночь. Ангелу не удается одолеть Иакова, тогда он касается жилы на бедре и повреждает ее. Тем не менее, Иаков выдерживает испытание и получает новое имя - Израиль, означающее "тот, кто борется с Богом и будет одолевать человеков". Вот почему в какой-то степени естественны и оправданы позы Иакова и ангела, скорее обнимающихся, нежели борющихся.

Ночной дозор (1642)



Это групповой портрет Рембрандта "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга". Картина была написана по заказу Стрелкового общества - отряда гражданского ополчения Нидерландов. В 18 веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале музея. Больше всех пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. (Даже после обрезания картина - одна из самых больших в музее). Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Художник изобразил мушкетеров, которые выходят из темного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Мастерски передана игра света и тени, характерная для стиля великого Рембрандта. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу, и все пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, убегает мальчик. На картине движутся даже детали одежды стрелков. Кроме 18 заказчиков картины, художник художник заполнил полотно еще шестнадцатью персонажами. Значение этих персонажей, а также множество символов в картине известны только самому Рембрандту.

Ослепление Самсона



Самсон - герой ветхозаветных преданий, наделенный невероятной физической силой. Всю жизнь он мстил филистимлянам за предательство его невесты в свадебный день. Она была филистимлянкой, однако и теперь любовница его - филистимлянка Далила. Филистимлянские властители подкупили ее, чтобы она выведала источник силы Самсона и узнала, где его слабое место. Далила трижды пыталась это выведать у Самсона, и трижды он обманывал ее, понимая, чего она добивается. Но все-таки в конце концов с помощью женских уловок Далила убедила его в своей любви и преданности, и он открыл ей, что сила его покинет, если остричь его волосы. Она рассказала об этом своим соотечественникам и ночью, когда Самсон спал, они остригли ему волосы. Проснувшись на крик Далилы "Филистимляне на тебя, Самсон!", - он почувствовал, что силы оставляют его. Тогда враги ослепили Самсона, заковали в цепи и заставили вращать мельничные жернова в темнице Газы. Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его...Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют забавлять собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся Богу молитву, Самсон, вновь почувствовавший свою силу, сдвигает с места два средних столба храма, и с возгласом "Да умрет душа моя вместе с филистимлянами!", обрушивает все здание храма на собравшихся. Так, в миг своей смерти Самсон погубил больше врагов, чем за всю свою жизнь...

Пир Валтасара (1635)



В библейской мифологии Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и будут победоносными всегда, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабли, и колена его от ужаса стали биться одно о другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы пригласили престарелого пророка Даниила, который всегда проявлял необыкновенную мудрость. И он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин" Это означало:"Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидянам и персам". В ту самую ночь - продолжает библейское повествование, - Валтасар, царь халдейский, был убит.

Портрет Хендрикье Стоффельс (ок.1659)


После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера. Он часто писал ее, но в названиях работ, где она служила моделью, никогда не упоминал ее имени.

Портрет Саскии в костюме пастушки (1638)


В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. В этой работе художник перенес на холст все то ощущение счастья, которое его переполняло тогда.

Синдики (старейшины цеха суконщиков) - (1661-1662)



Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков - так называемые "Синдики", где скупыми средствами, избежав монотонности, художник создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязи людей, объединенных одним делом и задачами.

Прощание Давида с Ионафаном (1642)


Иудейский царь Сеул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Предупрежденный своим другом, царевичем Ионафаном, победитель Голиафа Давид прощается с Ионафаном у камня Азайль (древнееврейское значение - расставание, разлука.) Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Давид в отчаяньи припадает к груди своего друга, он безутешен.

Жертвоприношение Авраама (1635)


Персонажи картины предстают перед нами в сложных ракурсах. От тела Исаака, распростертого на первом плане и выражающего полную беспомощность жертвы, взгляд зрителя обращается в глубину - к фигуре старца Авраама и вырывающемуся из облаков посланцу бога - ангелу. Художник проникновенно передал душевное состояние Авраама, не успевшего при внезапном появлении ангела почувствовать ни радости избавления от страшной жертвы, ни благодарности, а испытывающего пока лишь усталость и недоумение.

Самсон загадывает загадку за свадебным столом (1637)



Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Старики от ужаса схватились за голову: сын и так причинил им немало горя, а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, дочери филистимлянина. Самсон, однако, стоял на своем. Родителям ничего не оставалось делать - тяжело вздохнув, они подчинились прихоти взбалмошного сына. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты. Однажды, когда Самсон бодро шагал по тропинке меж виноградников, ему загородил дорогу молодой рыкающий лев. Силач разорвал льва в клочья и как ни в чем не бывало пошел в Фимнаф, никому не рассказав о своем приключении. Возвращаясь домой, он с удивлением увидел, что в пасти убитого льва гнездится рой пчел и уже скопилось много меду. Самсон принес соты родителям, не сказав ни слова, где он их взял. В Фимнафе сватовство прошло благополучно, был большой пир, все поздравляли жениха и невесту, назначили день свадьбы. По филистимлянскому обычаю свадебное торжество продолжается семь дней. На пиру родители невесты, опасаясь необыкновенной силы Самсона, приставили к нему в роли брачных дружков тридцать молодых сильных филистимлян. Самсон, с усмешкой глядя на "стражников", предложил им разгадать загадку. Разгадать ее надо было к концу свадьбы, на седьмой день. Загадка звучала так: "Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое". Конечно, никто не мог разгадать этой загадки, поскольку никто не знал, что речь идет о пчелах, вкушающих нектар (пчелы и есть "ядущие"), о меде ("ядомое") и о сильном льве. При этом Самсон выставил условия: если она будет разгадана, они получат 30 рубашек столько же верхнего платья, а если нет - они расплатятся с ним так же. Огорошенные филистимляне думали три дня над этой странной загадкой. Отчаявшись, они пошли к его молодой жене и пригрозили, что если она не выведает у мужа ответ загадки, они сожгут и их самих, и дом ее отца. Уж очень не хотелось филистимлянам выплачивать Самсону богатый куш. Хитростью и лаской жена выведала у мужа ответ на загадку, и на следующий день филистимляне дали верный ответ. Разгневанному Самсону нечего было делать, как отдать условленный долг, а родители его были очень бедны. Тогда он убил 30 филистимлян и их одежду отдал в качестве долга. Сам же Самсон, понимая, что выдала его жена, хлопнул дверью и ушел снова к своим родителям.

Слепой Товит и Анна(1626)


Товит - израильтянин, отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого ассирийского правительства и вообще пережил целый ряд испытаний, в том числе слепоту, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божиим. Его сын - Товия, исцелил с помощью ангела.

Святое семейство (1635)


Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа - все глубоко продумано. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Вирсавия (1654)



Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Позже Давид написал командиру армии, где воевал Урия, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет "самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер". Действительно, так и случилось, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям - Соломону и Нафану.

Юнона


Художник изобразил в образе Юноны Саскию, свою жену. Юнона - древнеримская богиня брака и рождения, материнства женщин и женской производительной силы. Покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Главный атрибут этой богини - покрывало, диадема, павлин и кукушка. У Рембрандта павлин в левом нижнем углу картины.

Жена Потифара обвиняет Иосифа (1655)


История о библейском патриархе Иосифе рассказывается в книге Бытие. Еще в родительском доме Иакова и Рахили их любимый сын Иосиф выступает как сновидец. Отец выделяет Иосифа среди братьев, и они, завидуя его особому положению и красивой одежде, продают Иосифа в рабство караванщикам, направляющимся в Египет. В Египте Иосиф служит рабом у богатого вельможи Потифара, начальника телохранителей фараона. Потифар доверяет Иосифу весь свой дом, но жена Потифара покушается на его целомудрие, и Иосиф убегает, оставив в руках женщины свою одежду. Жена Потифара, влюбившись в Иосифа, и не добившись взаимности, обвиняет его в изнасиловании. В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Иосиф толкует их сны, согласно которым хлебодар будет казнен, а виночерпий прощен через три дня. Пророчество Иосифа исполняется, и виночерпий вспоминает о нем, когда египетские жрецы затрудняются истолковать сон фараона о семи тучных коровах, пожранных семью тощими и о семи хороших колосках, пожранных тощими. Вызванный из тюрьмы Иосиф толкует сон как предвестие того, что после ближайших семи лет хорошего урожая придет семь лет жестокого недорода. Он советует фараону назначить доверенное лицо для создания запасов на время голода. Фараон назначает доверенным лицом Иосифа, жалует его своим перстнем, дает ему египетское имя, а в жены - египтянку Асенеф, дочь жреца из Гелиополя.

Женщина, купающаяся в ручье


На картине Рембрандт полностью отказался от классического идеала обнаженной женской фигуры. Здесь он изобразил Хендрикье, свою вторую жену, раздевающейся перед купанием, вопреки всем канонам красоты. Золотое одеяние лежит у кромки воды, а милая молодая женщина, стыдливо поднимая рубашку, входит в холодную воду. Она будто возникает из коричневой темноты, ее застенчивость и скромность читаются и в легко написанном лице, и в руках, поддерживающих рубашку.

Аллегория музыки (1626)

Женщина. примеряющая серьги (1654)

Побиение камнями святого Стефана


Поклонение волхвов

Портрет Дирка Яна Пессера (ок.1634)

Портрет Мартье Мартенс Домер

Портрет мужчины (1639)

Семейный портрет (1666-1668)


Портрет старика в красном (ок.1654)

Портрет Титуса (сына художника)

Урок анатомии (1632)


Венера и Амур (1642)

Юная Саския (1633)

В стат ь е «Рембрандт: краткая биография и творчество, видео» — о жизни голландского художника, великого мастера светотени, крупнейшего представителя Золотого века голландской живописи.

Детство и юность

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в середине лета 1606 г. в Лейдене, в семье довольно богатого мельника. Фамилия «ван Рейн» — «с реки Рейн», именно там находились мельницы, принадлежавшие семье.

Мать Корнелия, была дочерью хлебопека. Отец и мать были ровесниками и ровней по социальному положению. Возможно, это и послужило тому, что в семье царил мир и спокойствие. Хотя тихим дом назвать было нельзя, ведь здесь подрастал десяток сорванцов. Девятым был Рембрандт.

Родители всю жизнь упорно трудились, чтобы вырастить своих детей. Отец, скончался в 62 года, а мать — пережила его на десять лет. Три брата художника стали мельниками, а Рембрандт единственный, кто получил образование.

13-летний подросток успешно сдал экзамены в Лейденский университет. В связи с учебой он получил отсрочку от призыва в армию. Одновременно он начинает рисовать.

Автопортрет Рембрандта в 23 года

Иоханнес Орперс — мэр Лейдена, в одной из книг, которая была издана в 1641 г., несколько строк посвятил жизни Рембрандта. Это была небольшая биография о художнике. Из которой мы узнаем, что вначале Рембрандт около трех лет был в обучении у Якоба ван Сваненбюрха.

А в 1624 году на шесть месяцев уехал в Амстердам — к живописцу исторических полотен П. Ластману. В 1625 г. живописец возвратился на родину и нашел хорошего друга в лице Яна Ливенса. Несколько лет они создавали свои творения вместе, и иногда их картины были так схожи, что было почти невозможно установить автора.

Амстердам

В январе 1632 Рембрандт переехал в Амстердам. За три десятилетия население этого города увеличилось в три раза и достигло цифры 150 тысяч. Живописец рассудил так, что его карьера в этом большом городе пойдет вверх намного быстрее.

Раньше он писал небольшие произведения на религиозные темы и портреты. В Амстердаме он работал над большими заказами и вскоре достиг популярности. Около двух лет Рембрандт проживал у Хендрика ван Эйленбюрха, торгующего произведениями искусства. С ним он подружился сразу после приезда.

Саския

Летом 1634 художник женился на кузине Эйленбюрха — Саскии. Она была круглой сиротой, но имела хорошее наследство. Рембрандт в это время тоже успел стать ведущим живописцем.

Молодые были страстно влюблены. Несколько месяцев они проживали в доме Эйленбюрха, а затем приобрели для своей семьи новый великолепный дом.

«Саския в образе Флоры» — картина работы Рембрандта, 1634 год

За 5 лет Саския родила троих детей, но они умерли еще в младенчестве. В 1641 она родила 4-го ребенка. Это был мальчик, которому родители дали имя Титус. Сын остался жить, но врачи не смогли спасти его мать — 29-летнюю Саскию.

В это время Рембрандт работал над завершением знаменитой картины «Ночной дозор». Но жизнь его была скорбной. Он был безмерно опечален скоропостижной кончиной горячо любимой супруги и долго не мог работать, все время возвращаясь мыслями к трагедии.


«Ночной дозор». 1642. Холст, масло.

У него было много заказов на парадные портреты. Но откладывая постоянно работу над ними, он довольно быстро потерял заказчиков. Они предпочли не ждать, когда Рембрандт, наконец, возьмет в руки свою волшебную кисть, а отдали заказы другим художникам.


«Даная» (1636—1647). Рембрандт работал над картиной 11 лет!

Хендрикье Стоффелс

Художник с большим вдохновением работал над полотнами, в основном по библейским сюжетам. В тяжелые моменты Рембрандт часто обращался к религии, но нужно было подумать и о сыне, совсем еще малютке.

Он вынужден был нанять няню Гертье Диркс. Гертье обвинила художника в нарушении обещания на ней жениться. Этот инцидент был улажен — художнику пришлось раскошелиться. Было немало заседаний суда. В итоге ее признали неправой и осудили на 5 лет.

Хендрикье Стоффелс (1655)

Через три года Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс. Хендрикье родила сына, который умер младенцем, и дочь Корнелию. Видимо, дочь назвали в честь матери мастера.

Материальное положение живописца было плачевным. У него практически не было высокооплачиваемых заказов на парадные портреты, но он тратил огромные суммы на коллекцию. Там были картины эпохи Ренессанса, оружие, бюсты, старинные костюмы, восточные диковинки…

Последние годы жизни

В 1652 — 1654 гг. Голландия вела войну с Англией, которая полностью истощила государственную казну. Торговля почти прекратилась, что сразу же отразилось и на стоимости художественных произведений. Рембрандт продал часть коллекции, но это не помогло.

В 1656 Рембрандт уже не мог оплатить все накопившиеся долги и едва не попал в тюрьму. Он сумел избежать этого при помощи так называемой операции «передачи долгов». Художник доказал, что долги накопились по объективной причине.

Художник продал имущество и ему разрешили остаться в доме, которым он раньше владел, до 1660 г. После Рембрандт снимал недорогие квартиры в каком-нибудь бедном городском квартале.

Портрет Титуса, сына Рембрандта, 1657.

Титус уже подрос и он вместе с мачехой создал фирму по продаже художественных произведений. Но Рембрант так и не смог выплатить все долги, хотя в городе его все уважали. В 1661 — 1662 гг. Рембрандту предложили два высокооплачиваемых заказа: полотно «Заговор Юлия Цивилиса» и портрет «Синдики» для гильдии суконщиков.

Последние годы живописца был печальны. В 1663 г. скончалась Хендрикье, затем Титус и невестка. 4 октября 1669 года покинул этот мир и сам Рембрандт Харменс ван Рейн — один из величайших живописцев. Ему было 63 года.

В этом видео дополнительная интересная информация «Рембрандт: краткая биография»



Для Вас — «Рембрандт» ↓ кинофильм режиссёра Александра Корды. Вышел на экраны в 1936 году.



Великий голландец Рембрандт Харменс ван Рейн появился на свет в 1606 году в городе Лейден. После учебы в подмастерьях уже в 19 лет он начал работать самостоятельным художником.

В его первых библейских композициях заметно влияние итальянского барокко: в резких контрастах светотеней и динамике композиции. Но вскоре Рембрандт нашёл свой стиль в использовании светотени для выражения эмоций на портретах.

В 1632 году живописец переехал в Амстердам и взял в жёны богатую патрицианку. В этот период он был особенно успешен, знаменит и счастлив. И его работы насыщены сочными красками и дышат радостью. Он пишет большие религиозные композиции, много портретов и автопортретов с любимой женой.

Особенно Рембрандт прославился как портретист, написав за свою карьеру более сотни портретов и десятки автопортретов. Именно в изображении себя художник смело экспериментировал в поисках особой выразительности лица.

Рембрандт первый решил проблему скучных групповых портретов, объединив изображённых людей общим действием, что придавало лицам и фигурам естественную непринуждённость.

Прославил художника групповой портрет под названием «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором изображены не ровные ряды помпезных лиц, а герои увлекательной истории, словно застигнутые художником в разгар действа.

Венцом таланта Рембрандта-портретиста исследователи считают «Ночной дозор» (1642) – заказной портрет стрелкового общества. Однако заказчики не приняли картину, отвергнув новаторскую идею, где вместо выстроенных в ряд стрелков, была изображена героическая композиция на тему освободительной борьбы. Стрелкам, среди которых были и знатные, эти образы показались чуждыми и политически несвоевременными.

Это неприятие стало первым трагичным аккордом в жизни художника. А когда умерла любимая жена, творчество Рембрандта потеряло радостные нотки. 1640-е годы становятся периодом спокойных библейских мотивов, где художник всё тоньше раскрывает оттенки душевных переживаний героев. В его графике ещё изящнее играют светотени, создавая драматическую атмосферу.

В «Данае» (1647) художник выявил свои эстетические взгляды на женскую красоту, бросив вызов эпохе Возрождения. Его обнажённая Даная подчёркнуто далека от классических идеалов, но чувственна и тепла, как живая женщина.

Период творческой зрелости Рембрандта пришёлся на 1650-е годы – время тяжёлых жизненных испытаний. Его имущество за долги было продано на аукционе, но живописец практически не выполнял заказов. Он писал портреты близких, простых людей и стариков. Особое внимание художника с помощью пятен рассеянного света сосредоточивалось на лицах с богатыми, но едва уловимыми эмоциями, и натруженных руках.

Библейские образы Рембрандт трактовал по-своему, явно «приземляя» религиозные легенды, лишая их потустороннего. Нередко лицам святых он придавал черты конкретных людей, которые ему позировали для картин.

К середине 1650-х годов живописец стал настоящим мастером, умело покоряя свет и цвет ради эмоциональной выразительности образов. Но доживал свой век он в нищете и одиночестве, похоронив вторую жену и сына. Последние работы художника посвящены размышлению о столкновении в человеческой душе зла с добром. Завершающим аккордом стал главный шедевр мастера – «Возвращение блудного сына», написанный в 1669-м, в год смерти художника. Раскаявшийся сын, стоящий на коленях, выразил весь трагизм жизненного пути человека, а в образе отца можно увидеть саму любовь и бесконечное всепрощение.

Атрибуция картин Рембрандта проставлена согласно последним исследованиям группы авторитетных ученых по его творчеству и обновляется по ходу исследований, проходящих в настоящее время. "Исследовательский проект Рембрандт" был основан 1968 году и поставил для себя цель проверку подлинности и принадлежности кисти мастера картин на основе детального изучения каждой с применением последних искусствоведческих и технических достижений в этой области.

Компановка альбома и перевод - Константин (koschey)

И его творчество, представленные в статье, познакомят вас с одним из величайших художников всех времен. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни - 1606-1669) - известный голландский живописец, офортист и рисовальщик. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям. Творчество этого художника - вершина голландского искусства 17 столетия. Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Рембрандт - это удивительный художник, жизнь и творчество которого наверняка вас заинтересуют.

Художественное наследие Рембрандта

Исключительно многообразно художественное наследие, которое он оставил нам. Рембрандт рисовал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены. Он создавал картины на мифологические, библейские, исторические темы, а также другие произведения. Рембрандт является непревзойденным мастером офорта и рисунка.

Жизнь в Лейдене

Жизнь Рембрандта в 1620 году отмечена непродолжительным обучением в Затем он решил полностью посвятить свою жизнь искусству. С этой целью он обучался сначала в Лейдене у Я. ван Сваненбюрха (примерно в 1620-23 годах), а затем в Амстердаме у П. Ластмана (в 1623 году). В период с 1625 по 1631 год художник работал в Лейдене. Здесь создавал свои первые произведения Рембрандт.

Следует отметить, что его работы, относящиеся к лейденскому периоду, характеризуются поисками творческой самостоятельности автора, несмотря на то что в них заметно влияние Ластмана, а также представителей голландского караваджизма. В качестве примера можно привести работу "Принесение во храм", созданную около 1628-29 годах. В "Апостоле Павле" (примерно 1629-30 год), а также в "Симеоне во храме" (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Он изучал мимику лица.

1630 годы в жизни Рембрандта

Важное событие в жизни мастера произошло в 1632 году. Переездом в Амстердам отмечена биография художника Рембрандта. Жизнеописание его, относящееся к этому времени, следующее.

В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Эта женщина была круглой сиротой. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Два брата Саскии являлись юристами. Среди родственников этой женщины - множество государственных чиновников и ученых. Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Рембрандт обставил свой дом множеством редких вещей, в результате чего он стал настоящим музеем. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах. Он скупал эстампы и картины, индийские и китайские резные безделушки, старое оружие, статуи, ценный хрусталь и фарфор. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. Они вдохновляли художника. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. В целом 1630 годы - это время семейного счастья и большого художественного успеха.

Портреты 1630 годов

Все портреты, относящиеся к 1630 годам, демонстрируют тонкость и наблюдательность Рембрандта. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком. Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Часто овального формата бывают его произведения. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой. Она достигается упрощением светотени и черно-белой гармонии, а также прямым взглядом модели. Все произведения полны достоинства, привлекают внимание композицией и динамической непринужденностью. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.

Характеристика некоторых портретов 1630 годов

Описывая жизнь и творчество Рембрандта данного периода, нельзя не обратиться к созданным им портретам. Они достаточно многочисленны. Работа Рембрандта "Урок анатомии доктора Тюлпа" (на фото выше) была создана в 1632 году. В ней автор новаторски подошел к решению проблемы группового портрета, в результате чего композиция получилась непринужденной. Рембрандт объединил всех людей, представленных на картине, единым действием. Эта работа принесла ему большую известность.

В других портретах, созданных по многочисленным заказам, художник тщательно передавал одежду, черты лица, драгоценности. Один из примеров - работа "Портрет бургграфа", которую написал в 1636 году Рембрандт Гарменс ван Рейн. Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. Здесь нужно назвать также автопортрет, созданный в 1634 году, и "Улыбающуюся Саскию", написанную в 1633 году.

Знаменитая картина "Веселое общество", или "Автопортрет с Саскией" (фото этой работы представлено выше), завершила искания этого периода. Ее написал около 1635 года Жизнь и творчество художника по-особенному раскрываются в этой работе. В ней он смело порывает с существовавшими в то время канонами. Картина выделяется свободной манерой живописи, живой непосредственностью композиции, а также наполненной светом, мажорной, красочной гаммой.

Библейские композиции и мифологические сцены 1630

В 1630 годы художник создавал и библейские композиции. Одна из самых известных - "Жертвоприношение Авраама". Она относится к 1635 году. Библейские композиции этого времени отмечены влиянием живописи итальянского барокко. Его воздействие проявляется в динамике композиции (несколько форсированной), светотеневых контрастах, остроте ракурсов.

В творчестве Рембрандта этого времени особое место принадлежит мифологическим сценам. В них художник не стал следовать классическим традициям и канонам, бросив им смелый вызов. Одна из работ, которую можно здесь отметить, - это "Похищение Ганимеда" (1635 год).

"Даная"

В монументальной композиции под названием "Даная" в полной мере воплотились эстетические взгляды Рембрандта. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. Художник выполнил эту работу с реалистической непосредственностью, очень смелой для того времени. Он противопоставил идеальной, чувственно-телесной красоте образов, созданных итальянскими мастерами, духовную красоту, а также теплоту человеческого чувства.

Другие работы

Также в 1630 годы Рембрандт много времени посвящал работе в технике гравюры и офорта. Можно отметить такие его произведения, как "Странствующая пара" и "Продавец крысиного яда". Художник также создавал карандашные рисунки, обобщенные по манере и весьма смелые.

Творчество Рембрандта 1640 годов

Эти годы отмечены конфликтом между новаторскими произведениями Рембрандта и весьма ограниченными запросами его современников. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году. Тогда работа Рембрандта "Ночной дозор" вызвала бурные протесты заказчиков. Они не приняли главную идею художника. Рембрандт вместо привычного группового портрета изобразил героически-приподнятую композицию, в которой по сигналу тревоги гильдия стрелков выступает вперед. То есть это была, можно сказать, Она будила воспоминания современников об освободительной войне, которую вел голландский народ.

После этой работы сократился приток заказов Рембрандта. Жизнь его была омрачена также смертью Саскии. В 1640 годы творчество художника утратило внешнюю эффектность. Ноты мажорности, характерные для него ранее, также исчезли. Рембрандт начинает писать спокойные жанровые и библейские сцены, исполненные интимности и теплоты. В них он раскрывает тончайшие оттенки переживаний, чувства родственной, душевной близости. Среди этих работ нужно отметить "Святое семейство" 1645 года, а также картину "Давид и Ионафан" (1642 год).

Как в графике, так и в живописи Рембрандта все большее значение приобретает очень тонкая игра светотени. Она создает особую атмосферу - эмоционально напряженную, драматическую. Следует отметить монументальный графический лист Рембрандта "Христос, исцеляющий больных", а также "Лист в сто гульденов", созданные примерно в 1642-46 годах. Также нужно назвать пейзаж 1643 года "Три дерева", полный световой и воздушной динамики.

1650 годы в творчестве Рембрандта

Это время было отмечено тяжкими жизненными испытаниями, выпавшими на долю художника. Именно 1650 годами начинается период его творческой зрелости. Рембрандт начинает все чаще обращаться к портрету. Он изображает самых близких ему людей. Среди этих работ стоит отметить многочисленные портреты Хендрикье Стоффельс, второй супруги художника. Также весьма примечателен созданный в 1654 году "Портрет старухи". В 1657 году художник написал еще одну свою известную работу - "Сын Титус за чтением".

Изображения простых людей и стариков

Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. В 1654 году Рембрандт создал "Портрет жены брата художника", а в 1652-1654 - "Портрет старика в красном" (на фото выше). Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Они как будто выхвачены из темноты. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей. Рембрандт чередует легкие и пастозные мазки, что делает поверхность картины переливающейся светотеневыми и красочными оттенками.

Сложное материальное положение

В 1656 году художника объявили несостоятельным должником, в результате чего все его имущество ушло с молотка. Рембрандт был вынужден перебраться в еврейский квартал города Амстердама. Здесь он провел остаток своей жизни в крайне стесненных условиях.

Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна 1660 годов

Библейские композиции, созданные в 1660 годы, подводят итог рембрандтовским размышлениям о смысле жизни. В его творчестве этого времени имеются картины, посвященные столкновению светлого и темного начал в душе человека. Целый ряд работ на эту тему создал Рембрандт Харменс ван Рейн, биография и список картин которого нас интересуют. Среди таких произведений нужно отметить работу "Ассур, Аман и Эсфирь", созданную в 1660 году; а также "Давид и Урия", или "Падение Амана" (1665). Они характеризуются гибкой манерой письма, теплой насыщенной гаммой, сложной фактурой поверхности, напряженной игрой света и тени. Все это необходимо художнику для раскрытия сложных душевных переживаний и коллизий, для утверждения победы добра над злом.

Историческая картина Рембрандта под названием "Заговор Юлия Цивилиса", известная также как "Заговор батавов", была создана в 1661 году. Она проникнута героикой и суровым драматизмом.

"Возвращение блудного сына"

В последний год своей жизни художник создал работу "Возвращение блудного сына". Она датируется 1668-69 годами. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. В нем воплощена вся морально-эстетическая и художественная проблематика, характерная для позднего периода его творчества. Художник с высочайшим мастерством воссоздает в этой картине целую гамму глубоких и сложных человеческих чувств. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. В скупых жестах и выразительных позах воплощена кульминация перехода от напряжения чувств к благополучному разрешению страстей. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта.

Смерть Рембрандта, значение его творчества

Знаменитый голландский живописец, офортист и рисовальщик умер в Амстердаме 4 октября 1669 г. Харменс ван Рейн Рембрандт, произведения которого знают и любят многие, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие живописи. Это заметно не только по творчеству его учеников, из которых Карел Фабрициус подошел к пониманию Рембрандта ближе всех, но и по произведениям каждого голландского художника, более или менее значительного. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Произведение "Болото", автор которого - Якоб ван Рейсдал, - вероятно, одна из таких работ. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. Эта картина несет в себе символический смысл.

В дальнейшем оказал сильное воздействие и на развитие реалистического искусства в целом великий Рембрандт. Картины и биография его и по сей день интересуют множество людей. Это говорит о том, что его творчество действительно весьма ценно. Шедевры Рембрандта, описание многих из которых было представлено в этой статье, до сих пор вдохновляют художников.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 — 1669 годы жизни) — голландский живописец, рисовальщик и офортист. Творчество проникнуто стремлением к глубокому, философскому постижению действительности и внутреннего мира человека со всем богатством его душевных переживаний.

Реалистическое и гуманистическое по своему существу оно знаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII века, воплотив в ярко индивидуальной и совершенной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей.


Рембрандт. Рисунок » Хижины под небом, предвещающим бурю» (1635 год)

Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием: портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на библейские, мифологические и исторические сюжеты. Рембрандт был непревзойденным мастером рисунка и .


Рембрандт. Офорт » Мельница» (1641 год)

Будущий великий художник родился в семье мельника. После кратковременного обучения в Лейденском университете в 1620 году, он посвятил себя искусству. Учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (с 1620 — 1623 годы) и П. Ластмана в Амстердаме в 1623 году. В период с 1625 — 1631 годы работал в Лейдене. Примером ластмановского влияния на творчество художника может служить картина » Аллегория музыки «, написанная Рембрандтом в 1626 году.

Рембрандт » Аллегория музыки»

В картинах » Апостол Павел » (1629 — 1630 годы) и » Симеон во храме » (1631 год) Рембрандт впервые использовал светотень в качестве средства для усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов.

Рембрандт » Апостол Павел»

В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом, изучая мимику человеческого лица. Творческие поиски художника в этот период выражены в серии автопортретов и портретов членов семьи художника. Вот таким Рембрандт изобразил себя в возрасте 23 лет.

Рембрандт » Автопортрет «

В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам, где вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбрюх. 30 — е годы XVII века для художника — это годы семейного счастья и огромного художественного успеха. Семейная чета изображена на картине » Блудный сын в таверне » (1635 год).

Рембрандт » Блудный сын в таверне» (1635 год)

В это же время художник пишет полотно » Христос во время шторма на море Галилейском » (1633 год). Картина уникальна тем, что это единственный морской пейзаж художника.

Рембрандт » Христос во время шторма на море Галилейском»

Картина » Урок анатомии доктора Тульпа » (1632 год), в которой художник по — новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность, и объединив людей на портрете единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Он получал много заказов, в его мастерской работали многочисленные ученики.


Рембрандт » Урок анатомии доктора Тульпа»

В заказных портретах состоятельных бюргеров художник тщательно передавал черты лица, мельчайшие детали одежды, блеск роскошных драгоценностей. Это можно заметить на полотне » Портрет бургграфа «, написанном в 1633 году. При этом модели нередко получали меткую социальную характеристику.

Рембрандт » Портрет бургграфа»

Более свободными и разнообразными по своей композиции являются его автопортреты и портреты близких людей:

  • » Автопортрет «, написанный в 1634 году. В настоящий момент полотно находится в экспозиции Лувра.

Рембрандт » Автопортрет» (1634 год)
  • » Улыбающаяся Саския «. Портрет написан в 1633 году. На сегодняшний день находится в Картинной галерее Дрездена.
Рембрандт » Улыбающаяся Саския»

Эти работы отличаются живой непосредственностью и приподнятостью композиции, свободной манерой живописи, мажорной, наполненной светом, золотистой красочной гаммой.

Смелый вызов классическим канонам и традициям в творчестве художника можно проследить на примере полотна » Похищение Ганимеда «, написанного в 1635 году. В данный момент работа находится в Картинной галерее Дрездена.


Рембрандт » Похищение Ганимеда «

Картина » Даная»

Ярким воплощением новых эстетических взглядов художника явилась монументальная композиция » Даная » (написана в 1636 году), в которой он вступает в спор с великими мастерами Итальянского Возрождения. Художник пошел против общепринятых канонов изображения, и создал прекрасную картину, выходящую за рамки тогдашних представлений об истинной красоте.

Обнаженную фигуру Данаи, далекую от классических идеалов женской красоты, Рембрандт выполнил о смелой реалистичной непосредственностью, а идеальной красоте образов итальянских мастеров художник противопоставил возвышенную красоту духовности и теплоты интимного чувства человека.


Рембрандт » Даная» (1636 год)

Тонкие оттенки душевных переживаний были выражены живописцем в картинах » Давид и Ионафан » (1642 год) и » Святое семейство » (1645 год). Качественные репродукции картин Рембрандта можно использовать для оформления во многих стилях.

В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником, и все его имущество было продано на публичном аукционе. Он вынужден был переселиться в еврейский квартал Амстердама, где и провел остаток своей жизни.

Рембрандт » Святое семейство » (1645 год)

Картина » Возвращение блудного сына».

Холодное непонимание голландского бюргерства окружало Рембрандта в последние годы его жизни. Однако художник продолжал творить. За год до смерти он приступил к созданию своего гениального полотна » Возвращение блудного сына » (1668 — 1669 годы), в котором воплотилась вся художественна и морально — этическая проблематика.

В этой картине художник создает целую гамму сложных и глубоких человеческих чувств. Основная идея картины — это красота человеческого понимания, сострадания и прощения. Кульминация, напряжение чувств и следующий за ним момент разрешения страстей воплощены в выразительных позах и скупых, лаконичных жестах отца и сына.

Рембрандт » Возвращение блудного сына»


Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top