Гражданская лирика Некрасова: «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «Н.Г. Чернышевский (Пророк)» и др

Гражданская лирика Некрасова: «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Памяти Добролюбова», «Н.Г. Чернышевский (Пророк)» и др

1. Путь Некрасова в литературу и обретение поэтом главной темы творчества.
2. Судьба народа и ее отражение в лирике.
3. Размышления о предназначении поэта.

Интерес к литературе появился у Некрасова в ранней юности, вероятно, под влиянием воспитания матери. Однако отец хотел, чтобы его сын стал военным. Узнав, что Николай собирается поступать в Петербургский университет, отец перестал высылать ему деньги. Некрасов бедствовал несколько лет, прежде чем добился определенной известности. Первая книга стихов Некрасова была написана в романтических традициях. Позднее сам Некрасов отмечал, что его первые литературные опыты были подражанием уже известным поэтам. Большое влияние на дальнейшее творчество молодого Некрасова, по его собственному признанию, оказало знакомство с В. Г. Белинским, которого поэт воспринял как наставника. Во многом благодаря идеям критика Некрасов обратился к теме судьбы народа, к раздумьям о путях улучшения жизни простых тружеников. Конечно, нужно отметить, что и впечатления детства тоже сыграли в этом немалую роль: отец Некрасова был помещиком, и сын, разумеется, видел, как живется крестьянам.

Сопоставляя жизнь простых людей и представителей правящей верхушки, Некрасов с негодованием указывал на вопиющее неравенство, царящее в российском обществе и в материальном, и в правовом положении. Об этом говорится, например в стихотворении Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Интересен прием, с помощью которого поэт дает читателям представление о социальном статусе «владельца роскошных палат». Некрасов не пишет ни о его чине, ни о доходах, ни о связях, зато показывает картину, которую можно в праздники и в будни наблюдать у дверей этого «значительного лица». Здесь всегда много людей — по праздникам все спешат поздравить хозяина дома, в будни у дверей теснятся многочисленные просители. Еще ничего не происходит, если не считать обычную толпу у дверей, а уже явственно ощущается неприязнь автора к человеку, вместо лица, личности которого мы видим лишь фасад его дома:

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!

Очень скоро нам становится понятна причина этой неприязни. Некрасов пишет о том, как однажды к парадному подъезду подошла небольшая группа крестьян, «деревенских русских людей», и обратилась к швейцару с просьбой пропустить их. Несомненно, что эти люди пришли издалека с какой-то просьбой, но слуги «значительного лица» их прогнали, зная, что хозяин «не любит оборванной черни». Описывая этот незатейливый эпизод, Некрасов убедительно передал угнетенное душевное состоянии незадачливых просителей. Возможно, попытка обращения к хозяину роскошного дома была для них последней надеждой на решение своей проблемы, да и не только своей, но и своих односельчан, потому что подобные «ходоки» отправлялись в дальнюю дорогу обычно по решению «мира», то есть по общему решению жителей села. Поэт отчаянно взывает к «владельцу роскошных палат», погрязшему в пороках:

Вороти их! в тебе их спасенье!

Но тут же вздыхает, понимая всю тщетность подобных упований:

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!

«Размышления у парадного подъезда» — произведение сатирическое, поэтому, чтобы подчеркнуть равнодушие и пренебрежение большинства власть имущих к простому народу, Некрасов с сарказмом пишет:

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?

Это уж судьба мужика такая — безответно и терпеливо сносить все испытания и тяготы: «так ведущее нас провиденье указало». Да и для крестьян это привычно... Однако тон поэта, притворно оправдывающего описанную ситуацию, вскоре неузнаваемо меняется. Наружу прорывается неподдельная скорбь, сопереживание многотрудной долюшке русского крестьянина:

...Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Завершается это стихотворение обращением к народу. Однако эти строки можно понять и как призыв к поэту, чье творчество, согласно идеям Некрасова, обязано служить интересам народа:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Вопрос о роли поэта в жизни общества для Некрасова являлся одним из наиболее значимых. Ярко и полно эта проблема раскрывается в стихотворении «Поэт и Гражданин», построенном как диалог Поэта, уеддинившегося от общественной жизни, и Гражданина, побуждающего его занять более активную жизненную позицию. По мысли Некрасова, поэт не вправе оставаться в стороне, когда народ подвергается угнетению: Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви...

Любовь к родине, забота о судьбах народа — вот гражданская позиция Некрасова, которая не зависит о того, есть ли у человека поэтический дар или нет:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Однако талант поэта ведь дан не просто так; если он есть у человека, тот обязан употребить этот дар на благо другим людям. Поэт, по мнению Некрасова, должен без страха говорить о страданиях народа и беззакониях, творимых его угнетателями:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденье, за любовь...
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь...

В этом состоит поэтическое и гражданское кредо Некрасова, которое неизменно звучит в его произведениях.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.А.Некрасов.

Некрасов – поистине народный поэт. Он ярко и правдиво изобразил жизнь народную в своих произведениях. Он отождествлял себя с крестьянами России. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше узнать жизнь народа. Некрасов испытывал угрызения совести перед угнетенным народом. Некрасов считал, что самое главное – любить народ и родину и «служить им сердцем и душой». Образ матери-родины проходит через все его творчество. За пределами родины он томился, бездействовал, был в творческом тупике. Но вернувшись, увидев родные пейзажи, начинался творческий подъем. «Опять она, родная сторона, с ее зеленым благодатным летом, и вновь душа поэзии полна… Да, только здесь могу я быть поэтом!» Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Основным мотивом в произведениях является любовь к родине и простому человеку.

Некрасов правдиво изображал характер крестьян. Он мечтал увидеть людей свободными. Будущее страны представлял как жизнь свободного и процветающего общества. В поэзии Некрасова четко прослеживается гражданский мотив. Сам он считал себя человеком высокой морали: «Жить согласно со строгой моралью, я никому не делал в жизни зла» или «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В стихотворении «Поэт и Гражданин» Некрасов обозначает нравственную позицию каждого человека – нельзя равнодушно смотреть на страдания и беды других людей. В стихотворении герой находится на распутье. Чувства поэта изменяются от иронии, от чувства превосходства над Гражданином к иронии и обиде на самого себя. Перед нами поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни.

Тема родины в поэзии Некрасова приобрела особый демократический, крестьянский характер. Нищета убогой деревни, непосильный труд, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлаков, бесправие народа – все это волновало поэта. Он встречается с народом на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в лесу, в избе. Некрасов верил в счастливое будущее матери-родины: «Еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю». Русский народ – богатырь, бескрайние просторы родной земли, ее зеленые леса, снежные зимы – источник из которого Некрасов черпал свое вдохновение.

Чужбина никогда не привлекала Некрасова. Он благоговел перед родиной. Он изображал деревню, крестьянские избы, русские пейзажи. Поэт болел за судьбу России, призывал к преобразованию ее в «могучую и всесильную» страну: «Покажет Русь, что есть в ней люди, что есть грядущее у ней…»

Некрасов является величайшим русским поэтом, имя которого золотыми буквами вписано в русскую и мировую литературу. Появился поэт, которого еще не было на Руси. Родине и народу он посвятил многие свои произведения. Родина и земля для него всепоглощающая тема. Много тоски и грусти в поэзии Некрасова, много человеческих слез и горя. Но есть в поэзии Некрасова русский размах натуры, который зовет на безумный подвиг, на борьбу: «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь. Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром. Дело прочно, когда под ним струится кровь!»

«Довольно! Окончен с прошедшим расчет, окончен расчет с господином! Собирается с силами русский народ и учится быть гражданином »

Урок литературы в10 кл. № 42 (16.12.16).

Тема. Социальные и гражданские мотивы в лирике Н.А.Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» , «Элегия»).

Цель урока: исследовать разносторонность некрасовской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений, проанализировать с оциальные и гражданские мотивы в произведениях поэта.

Образовательная : р аскрыть особенности лирики Н.А.Некрасова; вырабатывать умения сопоставлять лирические произведения с биографией; формировать умения и навыки анализа стихотворного текста, понимание идейного содержания.

Развивающая: развивать логическое и образное мышления учащихся, умения мыслить исторически и системно, умения видеть художественные явления в их развитии, формировать поэтическое чутьё, культуру чтения.

Воспитательная: воспитывать гражданственность и патриотизм, активную жизненную позицию на примере жизни и творчества поэта, толерантное отношение.

Задачи:

    обучение приёмам анализа поэтического произведения;

    развитие навыков устной и письменной речи, культуры выразительного чтения;

    формирование гражданской позиции.

Тип урока : формирование новых знаний.

Форма проведения: урок – исследование.

Оборудование: произведения и репродукция портрета Н.А. Некрасова, план-конспект, памятки «План анализа стихотворного текста».

Технологии: личностно-ориентированная, проектная, технологии развивающего и дифференцированного обучения с элементами исследования.

Методы и приёмы: «Мозаика», «Узнай слово», «Копилка идей», словарная работа, восстановительный литературный самодиктант, проблемный вопрос, беседа, аналитическая работа (преемственность в литературе ), ответ на вопрос, выразительное чтение, «Морской бой», рефлексия.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Н.А.Некрасов

Ход урока:

    Организационный момент.

    Мотивация учебной деятельности.

Определение темы, формулирование целей и задач урока. Работа над эпиграфом.

«Мозаика», «Копилка идей», словарная работа.

Муза (гр. Musa ) – источник поэтического вдохновения; творчество поэта в его отличительных особенностях.

Мотив в лирике – это преобладающая интонация, сквозное, проходящее через всю поэзию лирическое чувство.

Элегия – один из древнейших жанров лирической поэзии, от греческого elegos - жалоба. Обычно в элегиях писали о личных, сугубо интимных чувствах - несчастной любви, грустных переживаниях. Некрасов трансформировал жанр элегии, создав новую разновидность жанра - социальную элегию, в которой грустные мотивы переплетаются с гражданской темой. Для поэта не существует грани между личными переживаниями и общественным долгом.

    Актуализация опорных знаний.

Восстановительный литературный самодиктант.

    Усвоение новых знаний.

    Постановка проблемного вопроса

    Каковы Некрасова?

    Аналитическая работа (преемственность в литературе ), беседа с элементами анализа и синтеза. Подготовка к ЕГЭ.

Тема поэта и поэзии в русской литературе

А.С. Пушкин. Стихотворение «Пророк»

Восстань, пророк , и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

М.Ю. Лермонтов . «Пророк»

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Н.А. Некрасов «Пророк»

Не говори: "Забыл он осторожность!

Он будет сам судьбы своей виной!.."

Не хуже нас он видит невозможность

Служить добру, не жертвуя собой.

А.С. Пушкин. «Деревня»

Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет Муза...

Н.А. Некрасов «Элегия»

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Тема Петербурга

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробужден.
Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик…
«Медный всадник»
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия…

Н.А. Некрасов «О погоде»

Каждый шаг,
Каждый звук так отчетливо слышен,
Всё свежо, всё эффектно: зимой,
Словно весь посеребренный, пышен
Петербург самобытной красой!

Тема демона

М. Лермонтов «Мой демон»

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я от меня.

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня..

Николай Некрасов

Где ты, мой старый мучитель,
Демон бессонных ночей?
Сбился я с толку, учитель,
С братьей болтливой моей.

    Поисково-исследовательская работа в группах (дифференцированный подход)

    Анализ произведения «О погоде»

    Анализ стихотворения «Элегия»

    Анализ произведения «Рыцарь на час»

    Анализ стихотворения «Поэт и гражданин»

    Анализ стихотворения «Пророк»

Выводы.

Темы:

а) назначение поэта и поэзии: «Элегия», «Пророк», «Поэт и гражданин»;

б) тема родины и народа: «О погоде» , «Рыцарь на час»;

Мотивы:

а) смысл жизни и высокое предназначение человека;

б) служение родине и народу;

В стихотворениях мы видим многообразие интонаций : трибунная, ораторская, затем повествовательно-разговорная, гневная и столь любимая поэтом песенно-напевная.

    Формирование умений и навыков.

    «Морской бой».

    Обратимся к эпиграфу.

Я лиру посвятил народу своему…

Н.А.Некрасов

    Ответ на проблемный вопрос.

    Каковы социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова?

    В чём самобытность и новаторство лирики Некрасова?

    Каково значение лирики Некрасова для русского общества?

    Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Что бы взяли для себя у Некрасова ?

Оценивание.

    Домашнее задание.

    Знать материал урока.

    Выучить стихотворение по выбору.

    Дать письменный ответ на один из проблемных вопросов (по алгоритму в формате ЕГЭ, часть С

19 век дал миру целую плеяду блестящих поэтов - Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Боратынского и Батюшкова... Особое место в истории русской поэзии 19 века занимает поэзия Н.А. Некрасова, имя которого не затерялось среди имен его современников. Лирика Некрасова легко узнаваема по тематике произведений, особой их лиричности, характерам героев.

Мелкопоместный дворянин по происхождению, Некрасов еще в детстве видел деспотизм и крепостническое самодурство отца по отношению к крестьянам. Достоевский писал о том, что Некрасов - это “раненное в самом начале жизни сердце... Эта незаживавшая рана и была началом и источником всей страстной, страдальческой его поэзии на всю жизнь...”.

Важнейшей темой Музы Некрасова стала судьба бесправного мужика, русской женщины-крестьянки, городского нищего люда - народа.

В 1848 г. поэт написал стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, в котором назвал крестьянку родной сестрой своей Музы. Сюжет прост: на Сенной площади, где производились публичные наказания, бьют женщину. За что подвергается она пытке? Неизвестно, да и не это важно. Важен сам факт чудовищного унижения, который можно считать метафорой всей поэзии Некрасова, художественным обобщением.

В стихотворении 1854 г. “Несжатая полоса” перед читателем предстает печальная картина: поздняя осень, а в поле все еще стоит несжатая крестьянская полоска. Хозяин надорвался на работе и тяжко заболел. Поэт рассказывает об этой обычной крестьянской судьбе с болью. Образ русского мужика, задавленного непосильной работой, - не только образ конкретного человека, о котором говорится в стихотворении. Это символ всей тогдашней деревни - подневольной, нищей, разоренной, темной. Несжатая полоса - не просто хлеб, не убранный хозяином вовремя, а символ народного горя, бесправия, угнетения.

Тот же образ деревенской России, щемящий, трагический, видит читатель в стихотворении “Размышления у парадного подъезда”. Сам поэт был свидетелем того, как к роскошному подъезду министра государственных имуществ М.Н. Муравьева (Некрасов напротив снимал квартиру) приходили просители. Наблюдения писателя легли в основу стихотворения огромной обличительной силы. Мужики в изображении Некрасова теряют единичность, конкретность - это весь деревенский люд, вся деревенская Русь:

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди...

Приметы, подмеченные поэтом, - “загорелые руки, лица”, “армячишка худой на плечах, по котомке на спинах согнутых” - характеризуют всех ходоков. Ни один из группы не выделен. Мужиков несколько, но все они сливаются в образ одного человека - “русые головы”, “кровь на ногах”, “крест на шее” - крест один на всех. Крест в стихотворении - не просто деталь, он собирает группу просителей в единый символический образ страдания и подвижничества.

Не будучи допущенными к вельможе, крестьяне обращаются к Богу как к высшему принципу, к высшему судье: “Суди его Бог”. И то, что они уходят с “непокрытыми головами”, оказывается последним штрихом, который завершает образ крестьян, высокий и страдальческий.

В 1864 г. Некрасов написал стихотворение “Железная дорога”. Поэт рассказал в нем о строителях Николаевской железной дороги между Петербургом и Москвой. Мужики, на костях которых дорога сооружается, олицетворяют многомиллионную народную массу, ведь сошлись они сюда “с разных концов государства великого”. Терпеливо и безропотно несут они на себе бремя судьбы. Изможденный непосильным трудом и болезнями белорус (этот образ особенно ярко выделяет Некрасов) - типичный представитель трудовой народной массы. Некрасов уважительно, с восхищением называет строителей дороги “божьими ратниками”, “детьми труда”, привычку народа трудиться - “благородной”. Но отношение поэта к народу в стихотворении неоднозначно.

В 4 части стихотворения писатель возмущается тем, что мужики кричат “ура” и благодарят купца, который выставил им бочку вина и простил недоимку, а на самом деле обобрал, обманул их. Кажется, “роковые труды” мужиков кончены, но финальная картина, которая должна быть светлой и радостной, такого впечатления на читателя не производит. Напротив, она становится самой горькой.

Эту привычку к труду благородную

Нам бы не худо с тобой перенять...

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Да не робей за отчизну любезную...

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Позиция Некрасова-гражданина отличается трезвостью, определенностью: у него не было отчаяния, но не было и заблуждения относительно ближайших перспектив крестьянской революции. Он жил надеждой на лучшее будущее народа, и это особенно чувствуется в тех стихотворениях писателя, которые посвящены детям - “Крестьянские дети”, “Дедушка”, “Школьник”.

В 1843 г. Некрасов знакомится с В.Г. Белинским, начинает сотрудничать в журнале “Современник” (1847). Круг общения писателя в те годы - А.И. Герцен, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, И.И. Панаев. В 1859 г. произошел разрыв писателей либерального образа мыслей и революционных демократов. Некрасов остался с Добролюбовым, Чернышевским, в журнале начали сотрудничать новые писатели-демократы - Успенский, Решетников, Помяловский, Слепцов, Якушкин.

Гражданский идеал, который мы видим в стихотворениях Некрасова, создан поэтом на основе личных впечатлений, личного общения поэта с этими людьми. Своим учителем Некрасов считал В.Г. Белинского, образцом гражданского, общественного служения для писателя был Добролюбов. Он умер в 1861 г. (в возрасте 25 лет), и это было настоящим горем для Некрасова. Ему посвящено стихотворение “Память Добролюбова”.

О своей гражданской позиции, о смысле творчества и всей жизни Некрасов пишет в “Элегии” (1874). Строки этого стихотворения - “Я лиру посвятил народу своему” - можно считать эпиграфом всего творчества поэта. В его поэзии много противоречий, особенно в “Последних песнях” - цикле стихов, написанных незадолго до смерти (1877). Он всю жизнь боролся - и сознавал бесплодность борьбы, свою беспомощность, переживал приступы решимости и безволия - все это отразилось в его стихах, главным достоинством которых является гуманизм.

Он понимал, что исходом этой борьбы будет его гибель, и хоть поэт не смог изменить многое в русской жизни - литературной и общественной - он многое сделал для пробуждения совести русского общества. На его поэзии воспитывалась русская интеллигенция 2 половины 19 века.

В творчестве Н.А. Некрасова обновились традиционные жанры русской поэзии - он ввел гражданские мотивы в жанр элегии, политические мотивы в романс (“Еще тройка”), социальную проблематику в балладу (“Секрет. Опыт современной баллады”). Некрасов творчески использовал русский фольклор - в его произведениях чувствуются песенные ритмы и интонации (“Мороз Красный Нос”, “Коробейники”, “Кому на Руси жить хорошо”, “Песня Еремушке”). Для его лирики характерны анафоры, параллелизмы, повторы, гиперболы - традиционные приемы устного народного творчества. В его поэзии более, чем у кого-либо, развиваются трехсложные размеры стиха - дактиль и анапест (“Еду ли ночью по улице темной”),преимущественно глагольные рифмы. Некрасов поэтически обыгрывал пословицы, широко использовал постоянные эпитеты, простую разговорную речь, народную фразеологию.

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Еду ли ночью по улице темной...», «Вчерашний день, часу в шестом...» Стихотворение «Родина» во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу. Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:

«Вчерашний день, часу в шестом…»

Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений «В дороге», «Тройка», «Буря» до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», «Коробейники». У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа. Стихотворение написано в форме диалога - спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать: Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Что же такое - гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: «Памяти Белинского», «Русскому писателю», «Тургеневу», «Пророк», посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе.В "Песне Еремушке" сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top