Храм св анны. Церковь зачатия святой анны, что в углу

Храм св анны. Церковь зачатия святой анны, что в углу

(храм Зачатия Праведной Анны, что в Углу) - православный храм, расположенный на территории современного и одноимённого исторического района.

Существующее здание храма построено в середине 16 века по проекту неизвестного архитектора, но свой современный вид оно приобрело после ряда перестроек и реставрации 1954-1957 годов по проекту архитектора Льва Давида.

Однокупольный храм с полукруглой апсидой и двумя приделами (в честь великомученика Мины Котуанского и великомученицы Екатерины), каждый из которых имеет собственную небольшую главку, построен бесстолпным и перекрыт крещатыми сводами. Основной объём - четверик, практически квадратный в плане - установлен на подклете, его фасады разделены на части лопатками и завершаются трёхлопастной аркой. Барабан украшают декоративные слуховые окна, его основание акцентировано десятью кокошниками. Привлекает внимание опоясывающая храм галерея-гульбище с массивным крыльцом, декорированная поясом из ширинок. Интересно, что основание храма, подклет и стены до пят сводов - белокаменные и сложены из известняка, а сами своды и верхняя часть здания - из маломерного кирпича; толщина стен храма составляет 1-1,2 метра.

История храма

Своё интригующее название церковь Зачатия Анны, что в Углу получила по сложившейся вокруг неё городской застройке. Дело в том, что в прошлом Зарядье было густро застроенным городским районом, и церковь находилась на его окраине, примыкавшей к углу Китайгородской стены, то есть угол был совершенно осязаемым. К сожалению, в советские годы застройка Зарядья и Китайгородская стена были снесены (на территории района затевали эпичное строительство и планировали строить восьмую "сталинскую высотку"), поэтому для современных горожан обозначение "в Углу" более не выглядит таким очевидным.

Точная дата основания храма неизвестна, но первое упоминание о нём относится к 1493 году, когда, ещё будучи деревянным, он сгорел при крупном городском пожаре. Впоследствии церковь отстроили в камне: впервые каменная постройка упоминается в Переписной книге 1626 года, но точный год строительства также остаётся неизвестным.

В первой четверти 17 века (возможно, в 1617 году) к церкви пристраивают придел в честь великомученика Мины Котуанского, в день памяти которого - 11 ноября - завершилось стояние на реке Угре, положившее конец монголо-татарскому игу. Возможно, придел был построен по заказу князя Дмитрия Пожарского в честь освобождения Москвы от польско-литовских интервентов в 1612 году. Второй придел - в честь великомученицы Екатерины - был построен в 1658-1668 годах, предположительно в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери по имени Екатерина; в то же время вокруг храма возводится опоясывающая его основной объём галерея. Кроме прочего, в 16-17 веках при нём существовала звонница.

С именем Дмитрия Пожарского также связана любопытная история, произошедшая с церковным колоколом. В 1610 году купец Иван Твердиков купил и пожертвовал храму французский 30-пудовый колокол, отлитый в 1547 году. В Смутное время, когда Москву заняли польско-литовские интервенты, колокол был украден и вывезен из церкви; некоторое время его судьба оставалась неизвестной, но в 1617 году князь Пожарский узнал, что колокол кем-то продаётся, выкупил его и вернул в храм. Насколько правдива легенда - неизвестно, но колокол так или иначе находился на звоннице, а затем и на колокольне храма вплоть до советских лет, когда его сняли и передали на хранение в Покровский собор.

За свою историю церковь не раз обновлялась и перестраивалась. В частности, в 17-18 веках вместо трёхлопастного завершения фасадов над основным объёмом была возведена четырёхскатная кровля, а в 1752 году при церкви вместо прежней звонницы строят двухъярусную колокольню. К середине 19 века в храме также появляются приделы Девяти мучеников и мучеников Виктора и Викентия.

Фото: вид на Зачатьевский храм из Мокринского переулка, 1935, pastvu.com

В 1920-х годах Зачатьевский храм был закрыт, в его стенах разместились конторские помещения. Интерьеры и убранство храма было утрачено, однако, он оставался под охраной государства как памятник истории и не был снесён при расчистке Зарядья от застройки. В 1954-1957 годах здание было изучено и отреставрировано по проекту архитектора Льва Давида с целью удаления наслоений памятника начиная с 18 века и приведения его к формам 16 века. Колокольня при этом была снесена (на её месте появилось крыльцо), а вместо четырёхскатной кровли восстановили трёхлопастные завершения фасадов. Помимо основного объёма, у храма сохранили приделы великомученика Мины и великомученицы Екатерины, а также опоясывающую здание галерею-гульбище.

После распада Советского Союза храм было решено возвратить Русской Православной Церкви, и в 1994 году он был освящён.

По мнению архитектора Льва Давида, который занимался реставрацией Зачатьевского храма в советские годы, расположение церкви было весьма удачным: он заметно возвышался над Великой улицей, и при взгляде от Косьмодемьянских ворот Китайгородской стены вид на храм открывался на фоне Покровского собора и развёрнутой панорамы Московского Кремля.

В наши дни Великая улица и Китайгородская стена ушли в прошлое, но и сегодня храм может похвастаться довольно любопытным соседством: и футуристичное здание филармонии в парке "Зарядье" - совсем не рядовой фон для исторического памятника.

Церковь Зачатия Анны, что в Углу находится по адресу Москворецкая набережная, 3 (на территории современного парка "Зарядье"). Добраться до неё можно пешком от станции метро "Китай-город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Храм Зачатия Святой Праведной Анны, что в Углу - одна из старейших приходских церквей в Москве. Он расположен в самом углу парка «Зарядье», вблизи пересечения Китайгородского проезда и Москворецкой набережной. Храм этот почти неизвестен даже коренным москвичам. Нет, когда-то его конечно знали. Но в последнее время основательно подзабыли. Около двадцати лет он стоял за высоким забором. К нему нельзя было не только подойти, его почти не было видно.
За свою историю он сменил много названий. Почти все они описывали местную топонимику. Церковь Зачатия Анны - на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом. Впервые храм, ещё деревянный, упоминается в летописи аж в 1493 году. В начале XVI века строится белокаменный храм, который сильно пострадал в пожаре 1547 года. Храм восстанавливается. К этому времени уже завершено строительство укреплений Китай-города. Именно тогда храм и получает от Елены Глинской, матери Ивана Грозного, своё нынешнее название «что в Углу». Ибо храм действительно оказался в углу, между южной и восточной крепостной стеной. Архитектор достоверно неизвестен, но многие историки сходятся на том, что им вполне мог Алевиз Новый.
В 1617 году к храму пристраивается южный придел в честь Великомученика Мины Котуанского. Считается, что этот придел существовал ещё в деревянной церкви и был построен в память освобождения Руси от монголо-татарского ига. Именно в день памяти Великомученика Мины - 11 ноября 1480 года монголо-татары ушли от реки Угры. Так что Дмитрий Пожарский просто восстановил в камне придел, который был здесь давно.
В 1668 году к храму пристраивается придел Святой Великомученицы Екатерины. Считается, что это произошло в связи с рождением у царя Алексея Михайловича дочери Екатерины. Тогда же строится и галерея-гульбище вокруг храма. В XVIII веке к храму пристраиваются ещё приделы: Девяти мучеников, Виктора и Викентия. В XIX веке возводится колокольня. Старый храм XVI века хоть и существует, но его уже почти не видно, он полностью скрыт под новейшими пристройками.
Приходит 1917 год. Храм закрывают. А потом его и вовсе готовят к сносу. Ведь именно здесь, в Зарядье, должна была вырасти восьмая сталинская высотка - министерство тяжёлого машиностроения. Но Сталин умирает, а у Хрущева были свои взгляды на архитектуру. Строительство высотки останавливается. На уже готовом стилобате строится гостиница «Россия». Помните: «В красной рубашке - профессор Хачикян». Да, это снимали здесь. И церковь решают не сносить. Более того - её реставрируют. Оставляют только XVI и XVII век, всё, что было пристроено позже сносят. В 1994 году храм возвращают Русской Православной Церкви и освящают. Но вскоре начинаются работы по демонтажу конструкций гостиницы «Россия». Почти на 20 лет храм оказывается за высоким забором. После открытия парка «Зарядье» храм освободился из многолетнего плена, и снова радует нас свой красотой. Сейчас храм действующий, но службы проходят пока очень и очень редко, так что внутрь попасть не просто.

Для описания использованы старые фотографии с сайта "Фотографии прошлого" https://pastvu.com/

Принято считать, что церковь Зачатия праведной Анны, что в углу, в Зарядье, построена не ранее 1547 года из белого камня с кирпичными сводами. Время основания церкви на этом месте нам не известно, первое письменное упоминание деревянного храма относится к 1493 году, когда сгорела старая деревянная церковь. Сегодня храм стоит на Москворецкой набережной, 3. До 1930-х годов, то есть до сноса стен Китай-города, адрес храма был другой. Церковь тогда находилась в небольшом квартале, занимавшем угол китайгородской стены. У храма сходились два переулка, на север шёл Кривой, а по оси западного фасада к храму подходил Мокринский. Мокринский переулок сейчас не существует, но с XII до конца XV века это была главная улица Москвы. Она так и называлась - Великая улица. Улица шла от ворот Кремля до Зачатьевской церкви, параллельно реке и вела к москворецким пристаням, находившимся поблизости.

Зачатьевская церковь имела, как и сейчас, завершение фасадов трёхлопастными арками. Арки были покрыты чернолощёной черепицей. Такая форма завершения обусловлена конструкцией крещатых сводов, позволявших обходиться без внутренних столпов и одновременно как бы осенять пространство церкви крестом из пересекающихся сводов. В XVII-XVIII столетиях трёхлопастное покрытие изменили на четырёхскатную кровлю, под которой на стенах читались кокошники.

С юга в первой половине XVII века к церкви Зачатия праведной Анны был пристроен придел святого Мины. Заказчиком строительства был освободитель Москвы от интервентов князь Дмитрий Пожарский. Возможно, что освящая придел во имя св. Мины, князь Пожарский проводил параллель между освобождением Москвы от интервентов в 1612 году и освобождением России от ордынского ига. Считалось, что иго пало как раз в день св. Мины, 11(24) ноября 1480 года. Придел тоже перекрыт красивым крещатым сводом.

Северный, Екатерининский придел построен в 1658-1668 годах. Возможно, это посвящение связано с рождением у царя Алексея Михайловича дочери, царевны Екатерины Алексеевны. Вместе с приделом была построена галерея вокруг древнего храма. В 1752 году у западной стены галереи была построена скромная колокольня в стиле барокко, а широкие арки галереи превратили в обычные окна. Ремонтные работы проходили и в XIX веке.

Службы в церкви проводились до конца 1920-х годов. После закрытия храма в нём разместились разные учреждения. Внутреннее убранство церкви было уничтожено. В 1954 - 1957 годах храм исследовали знаменитые реставраторы Л.А. Давид, Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подьяпольский. Реставрацию проводил Л.А. Давид. Он разобрал четырёхскатную кровлю и вернул трёхлопастные арки, разобрал колокольню как позднюю пристройку, восстановил галерею в первоначальных формах и построил на месте колокольни крыльцо. Были восстановлены первоначальные порталы. В таком виде церковь сохраняется как памятник московской старины и объект культурного наследия. Сейчас церковь Зачатия праведной Анны входит в состав патриаршего подворья храмов в Зарядье.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу

За века существования у этого храма было много названий: и Зачатия праведной Анны на Востром конце, что у городовой стены в Углу, что в Китай-городе на берегу, что за Соляным рядом.

Церковь Зачатия Праведной Анны, что в Углу, – одна из древнейших в Москве. Первое упоминание о ней относится к 1493 году. Но тогда, во время правления Ивана III Васильевича, она, по всей видимости, была деревянная.

Летописцы называли Ивана III Васильевича «собирателем земли Русской». При нём было окончательно свергнуто ордынское иго. Принятый ещё своим отцом Василием Васильевичем Тёмным в соправители, Иван III Васильевич вступил на Московский престол после смерти отца полным властителем Руси. Ещё при жизни он был назван современниками Великим. Это при нём началась перестройка обветшавшего Кремля: взамен белокаменных стен и башен стали подниматься кирпичные. Стены и башни Кремля возводили итальянские архитекторы Антон Фрязин (Антонио Джиларди), Марко Фрязин (Марко Руффо), Пётр Фрязин (Пьетро Антонио Солари), Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Каркано). С этого времени Кремль начал обрёл существующий ныне облик.

Церковь Зачатия Анны, что в Углу

Церковь Зачатия Анны на Востром конце была построена сразу после панических настроений, связанных с ожиданием конца света. По христианскому летосчислению в 1492 году наступала седьмая тысяча лет от библейского Сотворения мира (5508 лет до рождества Христова плюс 1492 года после Рождества Христова равно 7000 лет). В православных пасхалиях исчисление празднования Пасхи, Воскресения Христова, доводилось только до 1491 года, а применительно к роковому 1492 году делались приписки: «горе, горе достигшим до конца веков». Светопреставления ждали со страхом и трепетом, оно казалось неотвратимым, была даже объявлена точная дата – в ночь на 25 марта 1492 года.

В этой обстановке полной обреченности и безнадежности по указу Ивана III Васильевича и возводится церковь Зачатия Праведной Анны в конце главной Великой улицы древнего посада. В 1493 году, когда церковь впервые упоминается в документах, Иван III Васильевич принимает титул «Государя всея Руси». Интересно, что вслед за этим государь всея Руси запретил принимать москвичам в своих домах приехавших в город купцов и приказал начать строить «гостиные дворы». Это были первые гостиницы в первопрестольной.

В начале XVI века был сооружён белокаменный на подклете храм. Но он пострадал от страшного пожара 1547 года. В тот год в Успенском соборе Кремля шапкой Мономаха, бармами и крестом венчался на царство Иван IV Васильевич. Вслед за этим уже царь Иван Васильевич повенчался с Анастасией Романовной Захарьиной-Юрьевой. И вот затем, жарким июньским днём, через несколько дней после того, как с колокольни Благовещенского собора упал большой колокол, вспыхнула церковь на Арбате. Дул сильный ветер, и огонь распространился «как молния». Через час горела уже вся Неглинка. Затем ветер подул в сторону Кремля. Загорелись кровли кремлевских соборов. Огонь гулял по первопрестольной более десяти часов. В пожаре погибла казна, Оружейная палата, царская конюшня. Сгорел Благовещенский собор, фрески которого писал Андрей Рублев. Взрывы запаса пороха разрушили часть кремлевских стен и башен. Сгорело 25 тысяч дворов. В огне погибло около двух тысяч жителей.

Не успела Москва оправиться от последствий пожара, как прошёл такой сильный град, что летописец счёл необходимым отметить его в летописи. Град был «силен и велик, с яблоко лесное», причём градины были разной формы: «ово кругло, ово грановито».

После всех этих стихийных бедствий Иван IV Васильевич приказал начать отстраивать город заново и в том числе обновить церковь Зачатия Праведной Анны. К этому времени, после постройки укреплений Китай-города, по указу матери Ивана Васильевича Елены Глинской церковь уже получила привычное ныне название – «что в Углу», так как она оказалась между восточной и южной стенами. Это местоположение и отразилось в её названии.

Архитектора каменной церкви историки точно установить не могут. Принято считать, что пропорции объёмов и характер профилей напоминают некоторые постройки Алевиза Нового.

Древнее ядро храма – кубический объём с полукруглой апсидой на сводчатом, несколько заглублённом в землю подклете. Бесстолпный четверик перекрыт крестчатым сводом и увенчан стройным барабаном с полуциркульными кокошниками в основании и изящной аркатурой.

Окна первоначально глухого барабана прорублены позднее.

Подклет главного храма и его стены до основания свода – белокаменные, верх церкви сложен из маломерного кирпича.

Фасады, сохранившие с трёх сторон перспективные порталы, расчленены лопатками и завершены трёхлопастными закомарами. Плоскости стен оживлены рамочными наличниками и широкими килевидными перспективными порталами в центре каждой из трёх стен.

Стены по верху опоясывает пояс-бегунец. Два сходных по композиции одноглавых придела с прямоугольными апсидами и двухъярусная аркада-галерея с запада, пристроенные в XVII веке, образуют компактный, пластичный силуэт.

Южный придел святого великомученика Мины построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1617 году. Небольшой, кирпичный, с прямоугольной в плане апсидой придел перекрыт крестчатым сводом. В архитектурном наследии Москвы – это один из последних по времени сводов подобного типа. Над четырёхскатной кровлей возвышается глава на глухом барабане. Есть версия, что придел существовал ещё в деревянной церкви и был основан в память освобождения Руси от золотоордынского ига – 11 ноября 1480 года, в день святого Мины, монголо-татары снялись и ушли от реки Угры. А Пожарский, по сути, восстановил придел в камне. С именем князя Пожарского связана история с уникальным колоколом храма. Колокол был отлит в 1547 году во Франции, а в 1610 году был куплен и пожертвован в храм московским купцом Иваном Григорьевичем Твердиковым. Тогда же на колоколе была выгравирована первая надпись: «Дал сий колокол в дом Пречистые Богородицы честнаго и славнаго Ея Зачатия, что в Китае городе, Иван Григорьев сын Твердиков по своих родителех…» В период польско-литовской оккупации Москвы колокол был украден «русскими ворами». В 1617 году, узнав, что продаётся колокол, похищенный из церкви, Дмитрий Михайлович его выкупил и вернул Зачатьевскому храму. Тогда на колоколе появилась вторая надпись. Опять-таки с просьбой поминать родителей. Ныне 30–пудовый колокол хранится в Покровском соборе, что на Рву (храме Василия Блаженного). Он попал туда после того, как была снесена колокольня.

Северный придел святой великомученицы Екатерины возведён в 1658–1668 годах. Есть предположение, что причиной строительства придела стало рождение дочери царя Алексея Михайловича. Он перекрыт сомкнутым сводом и повторяет композицию южного придела, но по своим декоративным элементам типичен для второй половины XVII века.

Над юго-западным углом церкви возвышалась звонница.

Но после закрытия церкви в 20–е годы ХХ века звонница была снесена.

В 1994 году храм был возвращён православной церкви и освящен. И в одном из древнейших храмов в Москве вновь зажглись неугосимые лампады.

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии У его стен очень легко осознать, что это самый большой католический собор в Москве и в России. И что его тёмные готические стены сохраняют некую печать европейского Средневековья. Главный фасад собора сильно напоминает

Из книги Москва в свете Новой Хронологии автора

4.3.19. «Оружейня на углу» Иерусалимской крепости - Арсенал в углу Кремля, у Угловой башни Следующее указание Библии на иерусалимские постройки звучит так: «Напротив схода к ОРУЖЕЙНЕ НА УГЛУ» (Неемия 3:19). Соответствующее место в Острожской Библии см. на рис. 4.85. Рис. 4.85.

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

Из книги Доктор Фауст. Христос глазами антихриста. Корабль «Ваза» автора Носовский Глеб Владимирович

3. Западные реформаторы глумились над догматом Непорочного Зачатия Начнем с того, что приведем полностью большой и очень интересный фрагмент из известной немецкой «Народной Книги» Шписа. Рассказывая о путешествиях доктора Фауста по миру, хроника сообщает о ярком

автора Носовский Глеб Владимирович

3. НАДПИСЬ В ЛЕВОМ ВЕРХНЕМ УГЛУ КАРТЫ, см. рис. p.8, рис. p.13 ??? «Восток Солнца. Первая часть нарицается Азия. Большего Ноева сына Сима жребий. Конец сей до восточного острова Макаринскаго иже есть до блаженного Рая. Другий же конец ея до Фасискаго моря и Чернаго. Третий конец

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

4. НАДПИСЬ В ПРАВОМ ВЕРХНЕМ УГЛУ КАРТЫ, см. рис. p.12, рис. p.17 ??? «Полдень. Вторая часть нарицается Африка, среднего Ноева сына Хама жребий. Конец же ей достизает Осирскаго языка и до Черного моря и до Понтийского острова с другой стороны от Черного моря, и до Ефиопской пучины. А

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5. НАДПИСЬ В ЛЕВОМ НИЖНЕМ УГЛУ КАРТЫ, см. рис. p.18, рис. p.23 ??? «Третья часть нарицается Европа, меньшего Ноева сына Афета жребий. Протизается ж от Среднего моря и до Великого моря Окияна. С другой стороны до Варяжского моря. С третьей стороны до Мурманского моря и до Студеного

автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги Лиссабон: девять кругов ада, Летучий португалец и… портвейн автора Розенберг Александр Н.

8 декабря ДЕНЬ ТОРЖЕСТВА НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ БОГОМАТЕРИ Культ Пресвятой Богоматери Марии очень распространен в католическом мире. Считается, что она была безгрешна не только всю свою жизнь, но и еще до рождения, со времени зачатия. Поэтому в начале декабря, за 9 месяцев до

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

4.19. «Оружейня на углу» Иерусалимской крепости - это Арсенал в углу Кремля, у Угловой башни Следующее указание Библии на иерусалимские постройки звучит так: «Напротив схода к ОРУЖЕЙНЕ НА УГЛУ» (Неемия 3:19). См. церковно-славянскую цитату 186.Все верно. Продолжая наше движение

Из книги Самодержавие духа автора Иоанн Высокопреосвященнейший

Из книги Зову живых: Повесть о Михаиле Петрашевском автора Кокин Лев Михайлович

Воспоминания в гиблом углу Глухая подтаежная деревенька значилась под своим именем разве только в бумагах. В просторечии же звалась по речке, на которой стояла, Низкозобкою. У переселенцев из центральных губерний, осевших здесь себе на беду, за десять лет отросли у многих

Из книги Житие праведной Иулиании Муромской (Лазаревской) автора Осорьин Калистрат

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

В начале осени в самом центре Москвы, на месте бывшей гостиницы «Россия», открылся парк «Зарядье». В первые же дни его посетили десятки тысяч людей. Гостей привлекают тематические зоны и знаменитый «парящий мост», на котором и сейчас собираются толпы. Однако на территории «Зарядья» есть и еще один уголок, который заслуживает особого внимания.

Немного поодаль от современных урбанистических строений расположилась одна из старейших московских церквей, построенная еще в XVI веке – церковь Зачатия праведной Анны, «что в углу». Какова ее история? Что значит это необычное «что в углу», сохранившееся в названии?

Фотопанорама Владимира Ештокина. Открыть на весь экран можно .

Праздник Зачатия праведной Анны

Церковь названа в честь праздника Зачатия , или, в полной версии – зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Отмечается он 22 декабря.

О жизни родителей Пресвятой Богородицы – Иоакима и Анны – мы узнаем из апокрифического «Протоевангелия Иакова», созданного не ранее второй половины II века. По сказанию, свя­тая Ан­на, мать Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, была млад­шей до­че­рью свя­щен­ни­ка Мат­фа­на из Виф­ле­е­ма, про­ис­хо­див­ше­го из ко­ле­на Ле­ви­и­на. Она вышла замуж за святого Иокама. Праведные супруги до глубокой старости не могли иметь детей. Стоит отметить, что в древнем Израиле бездетность считалась тяжким несчастьем и наказанием Божьим. Однако супруги не унывали и продолжали на протяжении многих лет молить Бога о милости. Однажды к святой чете явился Ангел Господень и возвестил им о за­ча­тии До­чери, Ко­то­рую бла­го­сло­вит весь род че­ло­ве­че­ский. Зачатие святой Анны произошло в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, названная Марией и ставшая Матерью Господа Иисуса Христа.

Тайна «угла» в названии

Сегодня при описании церкви нам бы вряд ли захотелось назвать ее «на углу» – скорее в голову пришли бы сочетания «на рву» или «на берегу Москва-реки». Однако даже сейчас смысл названия странным образом угадывается, когда приходишь к храму.

Церковь Зачатия праведной Анны, «что в углу», относится к Подворью Патриарха Московского и всея Руси храмов в Зарядье. Однако она долгое время была физически отделена от других храмов – сначала стройкой паркового комплекса «Зарядье», а теперь забором самого парка. Аккуратная однокупольная церквушка несколько скрыта от взгляда посетителей парка современными масштабными постройками – чтобы попасть к ней, нужно обойти Большой амфитеатр. Действительно волей-неволей создается ощущение, что храм находится «в углу».

Исторически же церковь в буквальном смысле находилась в углу. Она располагалась на окраине густо застроенного района Зарядья и примыкала к углу Китайгородской стены. Когда после пожара 1547 года пришлось заново отстраивать практически всю Москву, обновление коснулось и церкви Зачатия праведной Анны. В указе Елены Глинской, матери Ивана Грозного, она была названа той, «что в углу».

В советское время застройка вместе со стеной были снесены, и название «что в углу» стало вызывать вопросы.

Одна из древнейших церквей Москвы

Мемориальная табличка на стене храма гласит: «Памятник архитектуры. Церковь Зачатия Анны. Начало XVI века. Приделы и гульбище XVII века. Охраняется государством».

Неизвестно, когда было построено первое, еще деревянное, здание церкви Зачатия праведной Анны. Однако каменный храм был возведен и упомянут уже в 1493 году, во время правления Ивана III. Обновленная церковь Зачатия праведной Анны была построена в атмосфере ожидания конца света: в 1492 году начиналось седьмое тысячелетие со дня Сотворения мира (5508 лет до рождества Христова плюс 1492 года после Рождества Христова).

Храм времен Ивана III сильно пострадал во время московского пожара 1547 года и был отстроен заново. Он-то и дошел, претерпев значительные изменения, до наших дней.

В 1658-1668 был возведен северный придел в честь . Предполагают, что поводом было рождение у царя Алексея Михайловича дочери Екатерины. Тогда же было построено гульбище – галерея, окружающая здание храма по периметру.

В 1752 году была проведена первая реконструкция на средства купчихи Замятиной: вместо звонницы была построена двухъярусная колокольня. В XIX столетии были возведены приделы Девяти мучеников, мучеников Виктора и Викентия.

Какую роль в истории церкви сыграл Дмитрий Пожарский?

Фото Анастасии Денисовой

Одна из многочисленных перестроек храма связана с именем князя Дмитрия Пожарского. Считается, что в 1617 году в память об освобождения Москвы от польско-литовских интервентов по заказу Дмитрия Пожарского был построен южный придел в честь великомученика Мины Котуанского. В день памяти этого святого – 11 ноября – в 1480 году завершилось стояние на Угре, закончившее двухвековое монголо-таторское владычество на Руси.

С именем Пожарского связан еще один факт из истории храма. В 1610 году купец Иван Твердиков купил и пожертвовал церкви 30-пудовый колокол, отлитый во Франции в 1547 году. Во время Смуты колокол был украден и вывезен из храма. Именно Дмитрию Пожарскому удалось найти его, выкупить и вернуть на законное место.

Фото Анастасии Денисовой

С 1920-х по 1960-е годы церковь Зачатия Анны была закрыта. Здание храма находилось под государственной защитой как памятник истории, но потом было отдано под конторские и туристические учреждения. В таких условиях убранство внутренней части храма было безвозвратно утрачено.

В 1954-1958 годах в храме были проведены реставрационные работы с целью восстановить архитектуру XVI века.

Церковь Зачатия Анны, «что на углу», сегодня

В 1994 году церковь Зачатия Анны была возвращена Русской Православной Церкви и освящена. В храме возобновились богослужения, но с началом строительства парка в Зарядье были приостановлены. Даже после открытия «Зарядья» службы еще не были возобновлены, и храм стоит закрытым.

Как попасть к церкви?

Во время строительства парка церковь находилась на огороженной территории и была закрыта для посещения. Теперь же попасть к храму не составляет никакого труда. Идти удобнее от станции метро «Библиотека имени Ленина»/«Боровицкая» или «Охотный ряд» до паркового комплекса «Зарядье». От главного (и пока единственного) входа в «Зарядье» нужно пройти парк насквозь в направлении Москворецкой набережной. За Большим амфитеатром и прячется аккуратная церквушка.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top