Имажинизм и имажинисты - это литературно-художественное течение. Поэты-имажинисты

Имажинизм и имажинисты - это литературно-художественное течение. Поэты-имажинисты

Имажинизм как литературное направление в русской поэзии Серебряного века возникло после Великой Октябрьской Революции в 1918 году под влиянием основных идей футуризма. Его идейные основатели и организаторы, создавшие Орден имажинистов - писатель и поэт Анатолий Мариенгоф, поэт и переводчик Вадим Шершневич (кстати, начинавший как футурист) и молодой крестьянский поэт Сергей Есенин. Целью своего творчества имажинисты провозглашали создание литературных образов, для их появления обязательно использование метафоры или метафорических цепей, которые сопоставляют разнообразные элементы в прямых и переносных образах.

Творчество имажинистов характеризуется наличием эпатажных литературных приемов, присутствием анархических мотивов, намеренным разрушением предметного значения слов, которое достигалось сопоставлением совершенно непохожих предметов, объектов или явлений («ресницы стучат в тишине как копыта», закат как «отелившееся небо лижет красного телка»).

Литературные исследователи утверждают, что термин имажинизм был позаимствован у английских поэтов-авангардистов, основавших в начале ХХ века (1910 год) новую поэтическую школу, носившую название имажизим. Её основателями были английские поэты Т. Элиот, У. Люьис, Т. Хьюм, Э. Паунд и Р. Олдингтон, их целью было прямое воспроизведение действительности с помощью свежих, еще не превратившихся в шаблонные клише, образов (от английского «image» - образ, отсюда и название литературного учения). Их главным стремлением было обновление и создание нового поэтического языка, что было отображено в их теории свободных образов и стихотворений.

В России впервые узнали о школе имажизма в статье «Английские футуристы» (1915 г.), её автор писательница и литературный критик Зинаида Венгерова. Схожесть терминов «имажизм» и «имажинизм», как и общность или различие их концепций весьма спорна и единого мнения у литерных исследователей на этот счет не существует.

В России впервые «имажионизм» заявил о себе как особенное литературное направление после появления книги Вадима Шершневича «Зеленая книга» (1916). Бывший футурист Шершневич в ней впервые заостряет внимание не на форме поэтического образа, а на его содержании. Вадим Шершневич как идеолог нового направления закрепляет термин «имажионизм» как литературное направление, которое провозглашало главенство словесного образа над содержанием.

(Воронежский литературный журнал "Сирена" )

В конце 1919 года воронежский литературный журнал «Сирена» публикует «Декларацию» Ордена имажинистов, в нем в виде манифеста утверждаются основные правила и концепции нового учения, заявляющие о том, что образы занимают ключевое значение в структуре любого художественного произведения, и в искусстве только с помощью образов и их особенной ритмики можно в полной мере выявить жизнь во всех её проявлениях. На первом литературном вечере имажинистов в Союзе поэтов в их ряды влились новые члены: поэты И. Грузинов, А. Кусиков, М. Ройзман, Л. Моносзон, Н. Эрдман.

В начале двадцатых годов ХХ века имажинизм переживает свой расцвет и становится одним из самых организованных поэтических движений Москвы. Имажинисты устраивали разнообразные литературные встречи и вечера в популярных богемных заведениях, выпускали множество поэтических сборников, даже специализированный журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (было опубликовано четыре номера с 1922 по 1924 год). Официальной структурой был «Орден имажинистов» имевший зарегистрированный и одобренный Луначарским (нарком просвещения СРФСР с 1917 по 1929 год) Устав и председателя Сергея Есенина, утвержденного в 1920 году.

Среди представителей новой литературной школы никогда не существовало особенного единства, будучи друзьями и соратниками в реальной жизни, поэты-имажинисты имели разные подходы к творчеству, абсолютно разнородные теоретические основы и особенности творческого искусства. Например, поэзия Анатолия Мариенгофа (сборники «Витрина сердца», «Руки галстуком», «Новый Мариенгоф) и Вадима Шершневича (книга поэзии «Лошадь как лошадь») отличается урбанистичностью, богемностью, здесь присутствует упадническая эротика, творчество рисует картины духовного опустошения и декадентского нигилизма, темы поэзии пропитаны глубокими личными переживаниями, в которых отражается пессимизм и неверие в светлое будущее, неприятие революционных перемен.

Имажинизм Сергея Есенина имеет совершенно другую основу. В отличие от Мариенгофа и Шершевича, ярких представителей деклассированной городской интеллигенции, он представляет класс зажиточных деревенских крестьян, так называемых «кулаков», которые тоже подвергались гонениям новой Советской власти. Предпосылки появления пассивности по отношению к окружающему миру в его поэзии («Кобыльи корабли», «Я последний поэт древни», поэтический цикл «Москва кабацкая») имеют совершенно другие корни, в основе его имажинизма лежит значимость натурального хозяйства, вещевой конкретности, которые ему были близки с рождения. Имажинизм Есенина основывается на примитивной крестьянской психологии зоо- и антропоморфизма.

(Газета "Правда", 1925 г. )

В рядах поэтов-имажинистов, имеющих различное виденье теории использования образов в искусстве, возникают различные полемики. Они проявляются в форме таких литературных работ как «Остров Буян» Мариенгофа, «Листы имажиниста» Шершевича, «Ключи Марии», «Быт и искусство» Есенина, в которых поэты высказывали взгляды и идеи, противоречащие друг другу. Бурная полемика в рядах имажинистов в итоге привела к расколу данного литературного движения на правое и левое крыло, а в дальнейшем и к полному распаду, о чем заявили Грузинов и Есенин в «Письме в редакцию» (газета «Правда», 1925 г.).

Имажинизм внес значительный вклад в культуру рифмования русской поэзии, а его требования единства стихотворной композиции с лирической точки зрения стали впоследствии очень актуальными и востребованными. Теоретические основы имажинизма стали идейной предпосылкой для развития следующего литературного направления - модернизма.

Первых лет после Октябрьской революции 1917 года отмежевалось от футуризма и стало называться имажинизмом - от французского слова image, что означает "образ". Самые знаменитые имажинисты - это Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев.

Происхождение

Термин заимствован у имажистов - была такая авангардистская английская поэтическая школа. Русские читатели впервые увидели это слово в статье, которую З. Венгерова опубликовала в 1915 году. Автор рассказывала о Эзре Паунд и Уиндеме Льюисе - лондонских поэтах-имажистах, которые пытались сосредоточиться на тех образах, которые составила сама первозданная стихия поэзии. Русские имажинисты ничего похожего на стихи имажистов не писали, преемниками их не собирались быть изначально, заимствован был только термин.

Это была самая последняя поэтическая школа из тех, которые сколько-нибудь нашумели в первой половине двадцатого века. Несмотря на то что организовались поэты-имажинисты через два года после революции, ничего революционного они в поэзию не принесли. Хотя считали, что у них свой путь. Русские имажинисты - это небольшая группа поэтов, отошедших от футуризма, причём некоторые продолжали писать в прежней направленности. Все поэты были абсолютно разноплановы, задекларированных принципов стихосложения никто из них не придерживался. Первый имажинистов прошёл 29 января 1919 года в помещении Всероссийского союза поэтов.

Декларация и состав

На следующий день, 30 января, имажинисты опубликовали свою первую Декларацию с творческими принципами, подписанную Есениным, Ивневым, Мариенгофом и Шершеневичем, а также художниками Эрдманом и Якуловым. Исследователи и литературоведы до сих пор не определились, нужно ли поместить имажинизм в ряд с акмеизмом, символизмом и футуризмом. интересное явление на ниве литературного творчества, но рассматривать его нужно скорее как один из этапов развития постсимволизма, поскольку однозначно новой нагрузки для теории литературы это течение дать не смогло. По идее, имажинисты - футуристов, поскольку ни одного нового пути для развития поэзии ими открыто не было.

Страна в течение всего пред- и постреволюционного периода переживала творческий бум, в том числе и теоретический. Велись поиски рациональных и научных методов, плюсуя ремесло и мастерство, чтобы генерировать новую поэтическую систему. Имажинизм - это одна из таких попыток, и она, безусловно, жизнеспособна, как и любое течение, которое способно повлиять на развитие поэтического языка. Теоретики имажинизма провозгласили образность основным принципом поэзии. Не слово-символ, которое имеет бесконечное число значений, как у символистов, не слово-звук, как у кубофутуристов, не слово-название, как проповедовал акмеизм, а слово-метафора, причём с единственным определённым значением. Имажинизм в литературе - это образ и только образ, единственное орудие на производстве у настоящего мастера искусства.

Какой имажинисты видели образность

Поэты-имажинисты назвали образ нафталином, пересыпающим произведение, спасая его от времени, которое они отождествили с молью. Они считали, что поэтическая строка словно бронью покрывается от наличия образа, и словно панцирем защищена вся картина стихотворения. Для театрального действия стиха образ - крепостная артиллерия.

Относительно содержания художественного произведения имажинисты 20 века слегка ошиблись, впоследствии Мариенгоф поправил сказанное в Декларации абсолютно противоположным утверждением. А сначала было заявлено, что содержание - бессмысленная глупость. Развитие языка они видели только посредством метафоры. Конечно же, в этих приёмах не было нового: образность - прерогатива символизма, а использовали эти принципы и футуристы. Подчинение формы и содержания образу - это было ново, но довольно-таки глупо.

Преодоление футуризма

Развитие русской поэзии двух первых десятилетий двадцатого века можно охарактеризовать как непримиримую борьбу и бесконечное соперничество каждого с остальными. Как футуристы и акмеисты с криками рождались из символизма, так и - это преодоление футуризма.

Хотя и странно это так же, как убийство ближайшего родственника: футуризму пожелать футурьей смерти, написать некролог о том, что скончался десятилетний горластый парень (1909-1919) - издох футуризм... "Добрый" имажинизм, родного брата не пожалел.

Вадим Шершеневич

Идейным лидером и главным организатором имажинисты Серебряного века единогласно признавали Вадима Шершеневича. Он был и теоретиком нового течения, и его пропагандистом. То, что он начинал (да и продолжал) как футурист, не помешало ему стать яростным критиком и ниспровергателем собственной поэтической колыбели.

Причины наверняка были не столько политические, сколько личные, поскольку Шершеневич выражался однозначно, что, принимая футуризм, никак не принимает футуристов. Однако его дальнейшие поэтические и теоретические эксперименты подтверждают кровную связь с идеями Маринетти и творчеством Хлебникова с Маяковским. При таких обстоятельствах трудно верить утверждениям, что имажинисты - это совсем другие поэты.

Анатолий Мариенгоф

Тоже весьма активный член группы имажинистов, Мариенгоф теоретически был более консервативен, хотя и отличался эстетическим нигилизмом, превосходившим довольно часто все авангардные опыты футуристического Шершеневича. Мариенгоф - довольно неоднозначная фигура. Исследователи имажинизма то определяют его в последователи Есенина, учитывая факт их близких дружеских отношений, то противопоставляют Есенину, объединяя с Шершеневичем.

Будучи таким же теоретиком имажинизма, как и Шершеневич, Мариенгоф образу как таковому не уделяет столь огромного внимания, более того, он сосредоточен на содержании. Искусство он обозначает формой, а содержание - наполнением этой формы, и целое будет прекрасным только в одном случае: когда прекрасна каждая из этих частей.

Рюрик Ивнев

Что-то общее должно было объединять абсолютно разных и не похожих друг на друга поэтов. Что это было - исследователи так и не могут внятно объяснить. Дело в том, что эстетические позиции и вся творческая деятельность отдельного имажиниста имели не столь важное значение для соратников, сколько дружеские привязанности, чисто бытовое общение и внелитературные связи.

Так и русские имажинисты считали абсолютно своим, хотя даже Брюсов отметил, что Ивнев не только не имажинист, он вообще на полпути от акмеизма к футуризму. Но всё это не значит, что у Рюрика Ивнева стихи нехороши. Напротив - хороши, и очень.

Сергей Есенин - имажинист

Очень сильное влияние на теорию имажинизма оказали теоретические изыскания и всё поэтическое который являлся стержнем этого объединения поэтов. Ещё до создания группы он написал трактат "Ключи Марии" с размышлениями о сути творчества и словесного искусства. Органическая фигуральность языка - так он назвал образность - должна опираться на фольклор и национальную стихию, считал Есенин. Народная мифология и её параллель относительно природы и человека всегда были основой поэтического мироощущения поэта.

Это совсем не состыковывается с принципами имажинизма, но в ряды эти Есенин всё-таки вступил и подписался под Декларацией, то есть под мировоззренческими постулатами Мариенгофа и Шершеневича. Вспомним, что первый духовно тяготел к футуризму, а второй был выходцем из футуристических кругов. Их безусловно раздражал есенинский "национализм", однако они мудро пользовались громким именем истинно русского певца и несли его знаменем перед набирающим силу движением. Надо признать, что долго это делать они не смогли. Есенин - имажинист только по названию - отошёл от группы, назвав их деятельность кривлянием, а ёрничество - недостаточностью чувства родины.

Деятельность

Стихи имажинистов публиковались много и практически непрерывно. Этому способствовало то, что им принадлежали несколько издательств, знаменитое кафе "Стойло Пегаса" и собственный журнал. Эксплуатируя скандалы как путь к успеху, как когда-то футуристы, они и в этом не преуспели. Проходили диспуты, где имажинисты пробовали бузить, однако всё это было и наигранно, и вторично. Не хватило таланта. Хотя были акции если не забавные, то уголовные: то стены Страстного монастыря распишут богохульственными словами, то Тверскую улицу переименуют в Есенинскую, сменив таблички, то государство от искусства отделят...

Но издательское дело шло замечательно. Несколько постоянных издательств, два книжных магазина, а также кинотеатр принадлежали верхушке имажинистов. Они издавали столько книг, что современники изумлялись, откуда имажинисты берут столько бумаги. Даже недоразумения случались. Шершеневич в 1920 году издал книгу стихов "Лошадь как лошадь". Название и подвело: весь тираж ушёл на склад Наркомзема, чтобы распространить книгу про лошадей среди крестьянства. Факт был настолько вопиющ, что даже Ленину доложили.

Разногласия и распад

В компании столь разных по форме, принадлежности и качеству поэтов неминуемо случаются творческие разногласия. Сначала группа делится на два крыла - в левом оказались Мариенгоф, Шершеневич и Эрдман, а в правом - Есенин, Кусиков, Ивнев, Ройзман, Грузинов. Взгляды на содержание и форму поэзии, а также на её задачи - и задачи образа в том числе, - оказались диаметрально противоположными. А в 1924 году Есенин открытым письмом в газете объявил группу имажинистов более не существующей.

Остальные имажинисты такого шага никак не ожидали, пытались опровергнуть слова поэта-провидца, но всё случилось так, как он предрёк. Журнал закрылся, издаваться с учреждением Главлита стало уже почти невозможно, "Стойло Пегаса" тоже реанимировать не удалось. Без Есенина имажинизм действительно существовать перестал. "Моль времени" всё-таки почикала почти всё, что сочинили имажинисты, вместе с "нафталином образов". Ни одна формальная поэтическая школа выжить не может - корней под ней нет. "Националист" Есенин хорошо это понимал.

Имажинизм

Имажинизм

ИМАЖИНИЗМ (от французского image - образ) - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914-1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах «Сирена» (Воронеж) и «Советская страна» (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационно они объединялись вокруг издательства «Имажинисты», «Чихи-Пихи», книжной лавки и небезызвестного в свое время лит-ого кафе «Стойло Пегаса». Позднее имажинистами выпускался журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась.
Теория И. основным принципом поэзии провозглашает примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. «Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов» («Декларация» имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл «внутренней формой слова». «Рождение слова речи и языка из чрева образа, - говорит Мариенгоф, - предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии». «Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова». Если в практической речи «понятийность» слова вытесняет его «образность», то в поэзии образ исключает смысл, содержание: «поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова» (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: «смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа» (Шершеневич, 2x2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим «каталогом образов», естественно не укладывается и в правильные метрические формы: «vers libre образов» требует «vers libre’a» ритмического: «Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов» (Мариенгоф). «Стихотворение - не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять» (Шершеневич).
Ориентация на образность естественно привела имажинистов к разработке самых разнообразных приемов построения образа. «Образ - ступенями от аналогии, параллелизмов, сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и закрытые, приложения политематического, многоэтажного построения - вот орудия производства мастера искусства» («Декларация»). К этому следует прибавить, что повышение образности достигалось имажинистами не только разнообразием и сложностью всех этих схем построения образа, но и неожиданным сопоставлением далеких представлений, по принципу «беспроволочного воображения» (Маринетти), «сбитием чистого и нечистого» на основании «закона о магическом притяжении тел с отрицательными и положительными полюсами» (Мариенгоф), употреблением ранее нецензурных выражений (имажинисты «похабную надпись заборную обращают в священный псалом») - так. обр. они надеялись стать новаторами и «перещеголять» футуристов. «Что такое образ? - Кратчайшее расстояние с наивысшей скоростью». «Когда луна непосредственно вправляется в перстень, надетый на левый мизинец, а клизма с розоватым лекарством подвешивается вместо солнца» (Мариенгоф). Изощряясь в образотворчестве, частью навеянном лингвистическими этимологиями, частью же создаваемом по случайным созвучиям слов (ср. автобиографический «Роман без вранья» Мариенгофа), имажинисты готовы целиком принять упреки в неестественности, надуманности, так как «искусство всегда условно и искусственно» (Шершеневич). Близко соприкасаясь в этом пункте с О. Уайльдом, Шершеневич местами явно и довольно поверхностно перефразирует эстетские теории английского парадоксалиста.
Впоследствии (1923) имажинисты отказались от крайностей своей теории, признав, что «малый образ» (слово-метафора, сравнение и т. п.) должен быть подчинен образам высших порядков: стихотворению как лирическому целому, «образу человека», сумме лирических переживаний, характер, - «образу эпохи», «композиции характеров» («Почти декларация», журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» № 2). Здесь уже начало конца И., т. к. с отказом от принципа автономности «малого образа» имажинизм в большой мере теряет основания к самостоятельному существованию.
Следует впрочем сказать, что в своей творческой практике имажинисты шли совсем не столь далеко, как в теории. У самого Шершеневича (не говоря уже о Кусикове и Есенине, к-рые и теоретически не признавали принципа механического сцепления образов) едва ли можно найти произведение, действительно являющееся «каталогом образов», поддающимся чтению «с конца к началу» и не объединенным единой лирической темой и более или менее явным общим содержанием. Общая физиономия школы определяется лишь высоким удельным весом «малых образов», специфическим характером их: своеобразной семантикой (в этом отношении имажинисты весьма смело осуществляли свои теоретические требования), развернутостью в конкретно-метафорическом плане, когда каждому звену метафоры соответствует определенное звено метафоризируемого ряда:

«Изба старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины» (С. Есенин)
«Черпаками строк не выкачать
Выгребную яму моей души» (Шершеневич).

Детальнее охарактеризовать всю школу в целом едва ли возможно: в ее состав входили поэты весьма разнородные как по своим теоретическим взглядам и поэтической практике, так и по социальным и лит-ым связям: между Шершеневичем и Мариенгофом, с одной стороны, и Есениным и Кусиковым - с другой, - больше отличия, чем сходства. И. первых насквозь урбанистичен, И. вторых - не менее руристичен: та и другая струя является выражением психологии и бытия различных социальных групп, столкнувшихся на перекрестке путей деклассации и деградации разных классов. Поэзия Шершеневича и Мариенгофа - продукт той деклассированной городской интеллигенции, к-рая утеряла всякую почву, все живые социальные связи и последнее пристанище нашла в богеме. Все творчество их являет картину крайнего упадка и опустошенности. Декларативные призывы к радости - бессильны: поэзия их полна упадочнической эротикой, насыщающей большинство произведений, загруженных обычно темами узко личных переживаний, полных неврастенического пессимизма, обусловленного неприятием Октябрьской революции.
Совсем отлична природа И. Есенина, представителя деклассирующихся групп деревенского зажиточного крестьянства, кулачества. Правда, и здесь в основе лежит пассивное отношение к миру. Но эта черта сходства - абстракция от совершенно другого комплекса предпосылок. И. Есенина идет от вещной конкретности натурального хозяйства, на почве к-рого он вырос, от антропоморфизма и зооморфизма примитивной крестьянской психологии. Религиозность, окрашивающая многие из его произведений, также близка примитивно-конкретной религиозности зажиточного крестьянства.
Так. обр. И. не представляет собою единого целого, а является отображением настроений нескольких деклассированных групп буржуазии, в мире «самовитых слов» ищущих убежища от революционных бурь.Библиография:

I. См. библиографию в статьях об отдельных поэтах-имажинистах.

II. Венгерова З., Английские футуристы, «Стрелец», сб. I, СПБ., 1915; Декларация имажинистов, журн. «Сирена», Воронеж, 30/I 1919; Шершеневич В., 2x2=5, М., 1920; Мариенгоф А., Буян-остров, М., 1920; Есенин С., Ключи Марии, М., 1920; Грузинов И., Имажинизма основное, М., 1921; Соколов И., Имажинистика, (изд. «Орднас», М., 1921; Григорьев С., Пророки и предтечи последнего завета. Имажинисты, М., 1921; Львов-Рогачевский В., Имажинизм и его образоносцы, М., 1921; Шапирштейн-Лерс Я., Общественный смысл русского литературного футуризма, М., 1922; журн. «Гостиница для путешествующих в прекрасном», М., № 1-4 за 1923-1924 гг.; Авраамов Арс., Воплощение, М., 1921; Гусман Б., Сто поэтов, Тверь, 1923; Редько А., Литературно-художественные искания в конце XIX - начале XX в., Л., 1924; Полянский В., Социальные корни русской поэзии XX в., в кн. Ежов И. С. и Шамурин Е. И., Русская поэзия XX в., М., 1925; Шамурин Е. И., Основные течения в дореволюционной русской поэзии (там же); Розенфельд Б., Есенин и имажинизм, ст. в сб. «Есенин, жизнь, личность, творчество», М., 1926.

III. Никитина Е. Ф., Русская литература от символизма до наших дней, М., 1926; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928, и др.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Имажини́зм

Течение и поэтическая группа в русской литературе кон. 1910–20-х гг. Название «имажинизм» происходит от английского imagism и французского image – «образ». Оно было заимствовано рус. имажинистами у имажизма – литературного течения в английской и американской поэзии 1910-20-х гг. Группа имажинистов была образована в 1918 г. С. А. Есениным , А. Б. Мариенгофом и В. Г. Шершеневичем . В её состав вошли также поэты Рюрик Ивнев, Анатолий Кусиков, И. Грузинов, Алексей Ганин, художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. Имажинисты провозгласили смерть наиболее влиятельного современного течения – футуризма . Футуристы, по их мнению, оказались не в состоянии обновить поэтическую форму. Имажинисты декларировали подчинённость содержания в искусстве художественной форме. В 1924 г. начался кризис имажинизма. Есенин и Грузинов заявили о том, что распускают группу имажинистов. В 1928 г. Шершеневич писал об имажинизме как о течении, которое перестало существовать. Основная особенность поэзии имажинизма – метафорический образ, основанный на сопоставлении непохожих предметов, явлений и понятий. Обыкновенно имажинисты соединяют в метафоре два предмета, два вещественных явления.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Имажинизм

ИМАЖИНИЗМ . 10-го февраля 1919 года в «Советской Стране», издававшейся в Москве, был напечатан манифест «имажинистов». Поэты новой группы - Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Александр Кусиков, А. Мариенгоф - наименование свое позаимствовали из Сборника «Стрелец» (1915 г.), в котором была напечатана статья Зинаиды Венгеровой «Английские футуристы». Руководители нового движения в поэзии во главе с Эзрой Пуандом в Англии чисто внешним образом порвали с футуристом Маринетти, признали его трупом и приняли новое наименование: «Вортицистов» или «Имажинистов».

«Наша задача - говорили английские имажинисты-вортицисты - сосредоточена на образах , составляющих первозданную стихию поэзии, ее пигмент, то, что таит в себе все возможности, все выводы и соотношения, но еще не воплотилось в определенное соотношение, в сравнение, и тем самым не стало мертвым. Прошлая поэзия жила метафорами. Наш «вихрь», наш „vortex“ - тот пункт круговорота, когда энергия врезается в пространство и дает ему свою форму. Все, что создано природой и культурой для нас общий хаос, который мы пронизываем своим вихрем». Эти слова натолкнули группу молодых русских поэтов выступить под знаменем имажинизма. Если кубо-футуристы выдвинули на первый план «слово как таковое», слово, лишенное содержания, так называемый «заумный язык», если адамисты (см. это слово) выдвинули в своем творчестве преклонение перед вещью, если пролетарские поэты стали рабами идеологии и лозунгу подчинили свое творчество, то имажинисты одно из изобразительных средств - образ - сделали своим единственным средством, а самое средство стало у них целью. Теоретиком весьма пестрой группы явился Вадим Шершеневич и в ряде своих устных и письменных заявлений развернул кредо имажинистов.

В своей брошюрке «2×2=5» этот весьма способный версификатор и подражатель поэтам разных школ рассматривает образ вне связи с другими образами, образ - особняк, образ, как таковой, образ как самоцель, как тема и содержание». «Необходимо - пишет он - чтобы каждая часть поэмы (при условии, что единицей мерила остается образ) была закончена и представляла самодовлеющую ценность, потому что соединение отдельных образов в стихотворении есть механическая работа, а не органическая, так полагают Есенин и Кусиков. Стихотворение не организм, а толпа образов, из него без ущерба может быть вынут один образ или вставлено еще десять. Только в этом случае, если единицы совершенны, сумма прекрасна».

Одно из своих стихотворении в книжке «Лошадь как лошадь» этот поэт, разошедшийся со своим товарищами по группе, назвал Каталогом образов, к этому каталогу образов и свел свое творчество лидер имажинистов. Набор образов сводится к набору «самовитых слов». Вывод В. Шершеневича определенный: «Победа образа над смыслом и освобождение слова от содержания - тесно связаны с поломкой старой грамматики и переходом к неграмматическим фразам».

С 1922 года эта группа начинает распадаться.

БИБЛИОГРАФИЯ.

С. Есенин . «Ключи Марии». Моск. Труд. Артель. 1920 г. Стр. 42. В. Шершеневич . «2×2=5». К-во Имажинисты. Москва. 1920. Стр. 48. Арсений Абрамов . «Воплощение». Изд. «Имажинисты». Москва. 1921. 44. В. Львов-Рогачевский . «Имажинизм и его образоносцы». Изд. Орднас. 1921 г. Москва. Стр. 64.

В. Львов-Рогачевский. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Имажинизм" в других словарях:

    - (от лат. образ) лит. течение, возникшее в первые послереволюционные годы на основе худож. поисков рус. авангарда. Название восходит к англ. имажизму (1908) (Т.Э. Хьюм, Э. Паунд), знакомство с к рым в России произошло после статьи… … Энциклопедия культурологии

    Имажизм Словарь русских синонимов. имажинизм сущ., кол во синонимов: 2 имажизм (1) … Словарь синонимов

    Имажинизм - ИМАЖИНИЗМ. 10 го февраля 1919 года в «Советской Стране», издававшейся в Москве, был напечатан манифест «имажинистов». Поэты новой группы Вадим Шершеневич, Сергей Есенин, Александр Кусиков, А. Мариенгоф наименование свое позаимствовали из… … Словарь литературных терминов

    имажинизм - а, м. imaginisme m. Направление в искусстве начала XX в., стремившееся к поискам новых изобразительных средств и отрицавшее его идейность. БАС 1. Имажинисты исходили из формалистического представления о том, что литературное творчество сводится к … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Имажинизм (от лат. imagо -- образ) -- литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов -- метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов -- прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.

Происхождение

На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. По мнению некоторых исследователей, название восходит к английскому имажизму -- англоязычной поэтической школе (Т. Э. Хьюм, Э. Паунд, Т. С. Элиот, Р. Олдингтон), знакомство с которым в России произошло после статьи 3. Венгеровой «Английские футуристы» (сб. «Стрелец», 1915)., Связь термина и концепции «имажинизм» с англо-американским имажизмом дискуссионна.

Первые годы

Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 года в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. 29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман, Лев Моносзон.

В 1919--1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922--1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А.Кусиков). В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. А. Луначарского, что дало им возможность ездить и выступать по всей стране и во многом способствовало росту их популярности. В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» -- официальной структуры «Ордена имажинистов». Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения А. Луначарский. 20 февраля 1920 года председателем «Ассоциации» был избран Есенин.

Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.

Некоторые из поэтов-имажинистов выступали с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.

Распад группы

Имажинизм фактически распался в 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенина нашли мертвым в гостинице «Англетер», Николай Эрдман был репрессирован.

Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.

Рассмотрим поэзию имажинистов на примере С.А.Есенина.

Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось,--

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Прежде всего, для того чтобы «понять», проанализировать любое произведение, нужно знать историю его создания. Стихотворение С. Есенина "Письмо матери" было написано в 1924 году, то есть в конце жизни автора. Последний период творчества является наивысшей точкой его мастерства. Поэзия, относящаяся к этому времени, как бы подводит итог всех его мыслей, высказанных ранее. Она стала также просто констатацией того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, что представлял себе поэт в дни Октября 1917 года. Насколько я знаю, «Письмо матери» является одним из известнейших стихотворений этого периода. И, уточнив временной контекст, я прихожу к выводу, что оно всё - таки посвящено не столько конкретному человеку, сколько собирательному образу матери или даже матери - Родине. Итак, рассмотрим это стихотворения с данной позиции…

Стихотворение С. Есенина «Письмо матери» имеет кольцевую композицию («Что ты часто ходишь на дорогу/ В старомодном ветхом шушуне» - «Не ходи так часто на дорогу/ В старомодном ветхом шушуне». Соответственно, практически полное повторение фразы и в конце, и в начале). Она придаёт ему логическую завершённость мысли и усиливает смысловые акценты. В стихотворении есть завязка (первые две строфы), в которых рассказывается как бы предыстория событий. Третью строфу я считаю «развитием действия по восходящей». Там уже появляются более резкие эмоции, придаётся трагизм ситуации. Четвёртая строфа - кульминация. «Не такой уж горький я пропойца,/ Чтоб, тебя не видя, умереть» - здесь, мы узнаём истинные чувства лирического героя к матери. Теперь мы понимаем, что несмотря на все жизненные испытания, несмотря на то, что лирический герой представляется нам уже «опустившимся» человеком, он всё ещё помнит и любит того, кто подарил ему жизнь. Далее идёт «развитие действия по нисходящей» (с пятой по восьмую строфы). Там уже более подробно раскрываются его нежные чувства и рассказывается ряд воспоминаний из прошлого. Последняя строфа, завязка, как бы подводит итог, всему вышесказанному. Лирический герой пытается успокоить и обнадёжить мать.

Основные образы стихотворения - это, конечно, лирический герой и его мать. Однако, как я уже говорила, образ матери я интерпретирую для себя, прежде всего как образ России в целом (эту мысль я подробнее раскрою далее). Также мне хочется отметить, например, образ сада («Я вернусь, когда раскинет ветки/ По-весеннему наш белый сад»). Как мне кажется, здесь он является, прежде всего, символом весны и детства поэта. Также важен образ дороги («Что ты часто ходишь на дорогу»). Это символ жизненного пути поэта.

С. Есенин использует в своём стихотворении огромное количество художественных средств. Например, риторический вопрос («Ты жива ещё, моя старушка?»), с которого начинается «Письмо матери». То, что этот вопрос не требует ответа, становится понятно из контекста стихотворения (например, далее лирический герой говорит: «Жив и я». То есть он, уже знает ответ). Нужен он для того, чтобы подчеркнуть важность следующих за ним предложений: «Жив и я. Привет тебе, привет!/ Пусть струится над твоей избушкой/ тот вечерний несказанный свет» - то есть наилучших пожелания матери. Также не редки эпитеты: «тоски мятежной», «тягостная бредь», «вечерний несказанный свет» и т. д. Автор намеренно вводит в своё стихотворение просторечные слова вроде «старушка», «избушка», «шибко». Это помогает нам проникнуться атмосферой истинно русской деревни, атмосферой некого уюта и самобытности. Безусловно, важную смысловую нагрузку имеет также использование С. Есениным анафоры ("не буди...", "не волнуй...", "не сбылось...", "не учи...", "не надо...", "не грусти...", "не ходи..."). Она, прежде всего, указывает на печаль, которая есть в душе лирического героя, на его разочарование в жизни и истинную заботу и тоску по матери.

На мой взгляд, идея стихотворения «Письмо матери» заключается, прежде всего, в том, чтобы показать русским людям, что нужно любить, всегда помнить о своей Родине и настроить на патриотический лад. Действительно, на первый взгляд может показаться, что все чувства героя обращены именно к конкретному человеку, и отчасти это может быть действительно так, но и доказательств того, что «мать» здесь не собирательный образ Родины, нет. Конечно, некоторые эпизоды достаточно трудно сопоставить именно с Россией. Например, «часто ходишь на дорогу».

Это на мой взгляд является чем-то вроде олицетворения. Как я уже говорила дорога - это жизненный путь лирического героя, а наша страна, часто на нём «появляется». «Не буди как восемь лет назад» - «будить» в данном случае Россия может ярким солнечным светом в окна, шумом на улице да и просто мыслями лирического героя о дальнейшей судьбе Родины. «И молиться не учи меня. Не надо!» - имеется в виду Православность Руси, её сильная массовая вера в Бога. «Моя старушка» - Россия достаточно древнее государство. «Чтоб, тебя не видя, умереть» - строка, вызывающая наибольшее сомнение. Однако, и это объяснить возможно: лирический герой указывает на то, что ещё не успел как следует узнать родную страну или просто надолго забыл про то, что нужно любить Россию (и теперь хочет оживить это чувство). Подтверждением того, что «Письмо матери» посвящено именно Родине, можно, например, считать то, что чуть раньше, в 1923 году было написано ещё одно стихотворения «Эта улица мне знакома». Там мы также видим любовь лирического героя к Родине: «Ах, и я эти страны знаю -/ Сам немалый прошёл там путь./ Только ближе к родимому краю/ Мне б хотелось теперь повернуть». В целом, хочу отметить, что данная точка зрения, конечно, является спорной, но имеет своё право на существование.

Также идеей стихотворения можно считать желание поэта обратить наше внимание на то, что мы не должны забывать своих матерей. Мы должны чаще навещать их, ухаживать за ними и просто любить их. Лирический герой сожалеет о том, что не делал так и хочет измениться.

А. Яшин в 1964 году написал стихотворение «С матерью наедине». Даже его название достаточно похоже на «Письмо матери». Однако идею А. Яшин невозможно истолковать неоднозначно. Это именно обращение к людям, призыв к тому, чтобы они прислушивались к мнению тех, кто подарил им жизнь, любили их. Ситуации, описанные в этих двух стихотворениях, также похожи. И в том и в другом случае лирический герой - это личность, из «которой ничего не вышло» (как говорится у А. Яшина). Также и в «Письме матери» и в стихотворении «С матерью наедине» отмечается, что «Ведь нет всё равно ничего на свете/ милей твоего немудрёного крова». Данным примером я хочу доказать то, что, действительно, тема любви к матери относится к вечным темам (также как и тема Родины, если брать данную интерпретацию «Письма матери»). Однако именно стихотворение С. Есенина, который к 1924 году, уже отточил своё мастерство (например, в его стихах появилась та «пушкинская» легкость и простота, которая воистину присуща и доступна только великим поэтам), кажется мне наиболее понятным и приятным для каждого русского человека. Потому что именно этот автор умел, как никто другой, проникнуться сам и передать своим читателям тот самый «русский дух», который столь нам дорог.

У.А. Титова,

ученый секретарь

Государственного музея-заповедника С.А. Есенина

Литературное течение имажинизм формировалось в России в 1910-е годы в связи с неспособностью сложившейся культурной системы ответить на вызовы переходного периода времени с резко возросшим ритмом современной жизни. Переходная ситуация, означавшая распад одной картины мира и становление альтернативной, остро затрагивала литературно-художественный процесс и в первую очередь участвующих в нем молодых поэтов и художников.

Термин имажинизм заимствован у авангардистской школы англоязычной поэзии – имажизма. Первые сведения о движении английских имажистов появились в российской печати в 1915 году благодаря статье З.А. Венгеровой «Английские футуристы» (Сборник «Стрелец», 1915), в которой рассказывалось о лондонской поэтической группе имажистов, во главе которой стояли Э. Паунд, Т. Хьюм, Т. Элиот, Р. Олдингтон.

Возникший в Англии в 10-е годы ХХ века, имажизм ставил перед собой художественную задачу, которая была сама по себе не абстрактно-поэтической, а вполне жизненной и конкретной – прямо воспроизводить реальность. Истертым, шаблонным поэтическим клише противопоставляются «свежие», во многом необычные образы (image) – отсюда и название школы. Усилия их были направлены на обновление поэтического языка, что нашло отражение в их теориях образа, свободного стиха.

В России термин «имажионизм» появился в книге В.Г. Шершеневича «Зеленая улица. Статьи и заметки об искусстве» в 1916 году. Здесь В.Г. Шершеневич, еще не порвавший своих связей с футуризмом, назвал себя «имажионистом» и обратил основное внимание не на содержание, а на форму поэтического образа.

Главным идеологом имажинизма стал именно В. Шершеневич. В 1918 году он заявляет о возникновении «имажионизма» как о более широком, чем футуризм явлении. С 1919 года закрепились термины «имажинизм», «имажинисты», что подчеркивало как определенную преемственность русского имажинизма от западного, так и его национальное своеобразие.

Русский имажинизм сыграл в литературном процессе заметную роль и удостоился статейного упоминания во всех литературных энциклопедиях. Образовавшаяся группа имажинистов делала ставку на образность как главную черту поэтического творчества. В первом манифесте, «Декларации», опубликованной в воронежском журнале «Сирена» в 1919 году, поэты утверждали, что «единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов».

В данном документе, представляющем творческую программу имажинизма, утверждалось ключевое значение образа в структуре художественного произведения. Программа строилась на теории образа. Из текста «Декларации» следовало, что основой имажинизма является специфическое понимание роли эстетического воздействия художественного образа. Акцент был сделан на конструктивных принципах создания новой поэтической образности. Впечатление от искусственно сконструированного образа должно было стать определяющим в поэзии.

Теоретическим обоснованием поэзии имажинистов является трактат В.Г. Шершеневича «2х2=5». Поэзию Шершеневич видел родственной математическому расчету. Любые интерпретации текста, кроме авторских, представлялись ненужными. Ради рождения образа отстаивался принцип равенства чистого и нечистого, что оборачивалось откровенно плотскими образами.

Поэты-имажинисты четко сформулировали мысль об уникальности языка поэзии, полагая, что язык на ранней стадии развития был насыщен образными представлениями. Логичным является то, что имажинисты обратились к изучению истоков языка, стремясь выявить исконные образы слов. Кроме того, имажинисты, анализируя свойства языка и традиционные способы словообразования, стали сами создавать новые образы. Но, как отмечает исследователь Д.Л. Шукуров: «Имажинистское понимание художественного слова, во-первых, номиналистично и, во-вторых, предельно рационализировано. Эти концептуальные признаки, не исчерпывая спектр других возможных характеристик, являются одновременно полюсами притяжения и отталкивания в предшествующей и в последующей авангардной традиции».

Но своей главной целью имажинисты объявили не необычное слово, а уникальный образ, и основополагающим принципом русского имажинизма стало именно учение об образе. Переосмысление опыта русских футуристов, в частности, теории «заумной поэзии», позволило В.Г. Шершеневичу создать иной вариант концепции «самовитого слова», под которым предлагалось понимать основу триады, представленной в языковедческих трудах А. А. Потебни. Ученый различал в составе слова его «внутреннюю форму» (содержание), внешнюю оболочку (форма) и изначальную образность. Имажинисты, отвергая содержательную и формально-звуковую стороны, акцентировали внимание на образности слова. Стремясь к максимальному насыщению своих произведений образами, имажинисты при этом требовали, чтобы эти образы не были часто употребляемыми.

Несмотря на некоторую общность, в сугубо поэтических вопросах среди имажинистов не было абсолютного единства. Друзья и соратники в жизни, они оказались приверженцами абсолютно разных подходов к искусству.

В. Шершеневич в «Листах имажиниста» полемизировал с теоретическими идеями Есенина, высказанными в работе «Ключи Марии» и критиковал поэтическую практику собратьев по искусству: «…соединение отдельных образов в стихотворение есть механическая работа, а не органическая, как полагают С. Есенин и А. Кусиков. Стихотворение не организм, а толпа образов; из него без ущерба может быть вынут один образ или вставлены еще десять». Полемизировал с идеями С. Есенина и А. Мариенгоф в работе «Буян-остров»: «Сегодняшнее народное искусство должно быть сумеречным. Иначе говоря, это полуискусство, второй сорт, переходная стадия, столь необходимая для массы и не играющая абсолютно никакой роли в жизни искусства». Ответом Есенина послужила статья «Быт и искусство», в которой он писал: «Собратья мои не признают порядка и согласования в сочетании слов и образов. Хочется мне сказать собратьям, что они не правы в этом».

Назревал раскол, оформившийся в 1924 году. В газете «Правда» было опубликовано «Письмо в редакцию», подписанное С. Есениным и И. Грузиновым: «Мы, создатели имажинизма, доводим до всеобщего сведения, что группа “имажинисты” в доселе известном составе объявляется распущенной».

Среди литературоведов до сих пор идут споры о том, следует ли поместить имажинизм в один ряд с символизмом, акмеизмом и футуризмом, или правильнее было бы рассматривать это явление в ряд многочисленных литературных течений 20-х годов ХХ века. Однако значительный вклад имажинистов в культуру рифмования, требование лирического единства композиции стихотворения и иные настойчивые поиски в области обновления поэтики, неординарность метафорического мышления явились актуальными в 1920-е годы и стали ориентиром для некоторых авторов второй половины ХХ века, развивающих традиции модернизма.

Примечания

  1. От редколлегии // Русский имажинизм: история, теория, практика / Под ред. Дроздкова В.А., Захарова А.Н., Савченко Т.К. М., 2003. С. 5
  2. Бандурина Н.С. Имажинизм в контексте европейских и отечественных авангардистских течений начала ХХ века // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 1 (12). C. 16.
  3. От редколлегии // Русский имажинизм: история, теория, практика / Под ред. Дроздкова В.А., Захарова А.Н., Савченко Т.К. М., 2003. С. 16
  4. "Сирена", Воронеж, 1919, №4/5, 30 января
  5. Шукуров Д. Л. Концепция слова в дискурсе русского литературного авангарда. СПб.: Иваново, 2007. С. 145
  6. Шершеневич В. Г. Существуют ли имажинисты? // В мире книг. 1987. № 11. С. 86
  7. Мариенгоф А. Буян-остров // Поэты-имажинисты / сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э. М. Шнейдермана. СПб.: Пб. писатель; М.: Аграф, 1997. С.40
  8. Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. М.: Наука; Голос, 1995-2002. Т. 5. Проза. 1997. С. 214
  9. Поэты-имажинисты / сост., подг. текста, биограф. заметки и примечания Э. М. Шнейдермана. СПб.: Пб. писатель; М.: Аграф, 1997.. С. 337



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top