Как Церковь относится к биометрическим паспортам? Электронный паспорт – против чего боремся.

Как Церковь относится к биометрическим паспортам? Электронный паспорт – против чего боремся.

В начале октября Верховной Радой Украины при поддержке 233 народных депутатов был принят Закон «О Едином государственном демографическом реестре», согласно которому в Украине должны ввести биометрические паспорта. Закон вызвал бурное обсуждение в сети Интернет и на страницах церковной печати, а также стал поводом для многочисленных протестов верующих, в частности массовых крестных ходов от Лавры под стены здания Верховной Рады.

Как Церковь относится к электронному документообороту? С этим и другими вопросами редакция «Православия в Украине» обратилась к Председателю Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ, пресс-секретарю Блаженнейшего Митрополита Владимира протоиерею Георгия Коваленко.

Нужно ли верующим протестовать против введения биометрических паспортов, инициировать или участвовать в «протестующих» крестных ходах? Отрекаемся ли мы от Христа, принимая налоговый код или новый биометрический паспорт? И что делать Церкви, если новый биометрический вариант документов таки введут? Об этом и другом смотрите в новом видеоблоге портала «Православие в Украине».

«На крестном ходе не должно быть лозунгов»

У нас в гостях — Пресс-секретарь Блаженнейшего Митрополита Владимира протоиерей Георгий Коваленко, и мы обсуждаем тему биометрических паспортов и электронных документов. Отче, когда в Верховной Раде рассматриваются законопроекты, связанные с введением в оборот электронных документов, мы можем наблюдать массовые протесты верующих, в частности, крестные ходы по центральным улицам Киева к зданию парламента. Против чего протестуют верующие?

В этих крестных ходах почти никогда не участвуют священнослужители. И эти крестные ходы совершаются без благословения священноначалия Украинской Православной Церкви. Но, действительно, это часть верующих нашей Церкви. Однако верующих, которые, к сожалению, заражены так называемым политическим православием. С другой стороны, это верующие, которые настроены эсхатологически, т.е. считают, что уже конец этого мира, и надо всеми возможными способами бороться против, как им кажется, царства антихриста или такой государственной модели, которая фактически шагает к установлению власти антихриста.

Есть очень много проблем, связанных с этими вопросами. Очень неоднозначные мнения есть и у богословов, и у священников, и у верующих нашей Церкви. То есть, эти вопросы обсуждаются еще с 1990-х гг. Сначала это были идентификационные номера, потом это были налоговые номера, сейчас это — биометрические паспорта. То есть, если говорить в целом, мы имеем определенную проблему: проблема, связанная с отсутствием богословского образования, отсутствием традиционного религиозного воспитания накладывается на определенную неуверенность в современных технологиях, слабое знакомство с ними, приписывание материальному каких-то духовных свойств, страх перед тем, что каким-то непонятным образом человека можно обмануть или без его воли, скажем так, покорить нехристианской власти. И поэтому эти люди выкладывают свои протесты: массово приходят письма на имя Блаженнейшего Митрополита Владимира, в Богословско-каноническую комиссию, люди приходят к священникам, архиереям и просят их защитить.

С другой стороны, мы видим еще одну проблему — постсоветскую. То, что вы называете крестным ходом, на самом деле крестным ходом не является. Крестный ход — это свидетельство о нашей вере (например, религиозная процессия на Пасху). То есть, на крестном ходе не должно быть лозунгов. А здесь мы видим лозунги. Крестный ход не может выходить из Лавры, он должен приходить в Лавру. Крестному ходу нечего делать под стенами парламента — под парламентом не молятся.

То есть, мы имеем выражение определенных политических взглядов части православных верующих. Эти люди пытаются защитить свои права. И когда они обращаются к священноначалию, к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, то Церковь также просит государство учесть мнение этих людей и сделать какие-то альтернативные системы учета, альтернативные документы, которые бы не будоражили людей, не воспринимались ими как антихристианские.

В последнем письме к Президенту Блаженнейший Митрополит Владимир просит наложить вето на закон о биометрических паспортах, потому что он ограничивает базовые права человека. То есть, вот такой взгляд Церкви.

А если уж говорить непосредственно о паспортах, то, знаете, паспорта нас к Богу не приближают и не отдаляют. Паспорта нас не могут сделать больше христианином или меньшим христианином, они не могут отлучить нас от Христа. Эти паспорта не является печатью антихриста. И к этой проблеме надо относиться как к проблеме политической, а не проблеме религиозной.

«Бороться надо не с антихристом, бороться надо за Христа»

Когда говорят об индивидуальном налоговом номере, об электронных документах, то обычно употребляют термин «электронный концлагерь», будто всех нас туда пытаются загнать. Как Церковь относится к электронному документообороту вообще и к биометрическим паспортам?

Мне, как священнослужителю, неважно, в каком «концлагере» я буду жить — или в личном, или в масштабах государства, или в масштабах всей планеты. Действительно, выстраивается система, которая пытается полностью контролировать человека. Мы это видим. И, скажем так, это можно соотносить с откровением Иоанна Богослова. И об этом, кстати, говорят люди, которых это возмущает, которые пытаются бороться с этой системой.

Но мне кажется, бороться надо не с антихристом, а надо бороться за Христа. То есть, надо изучать не эти дьявольские козни, не пытаться понять, на какой технологии этот «концлагерь» строится, а надо изучать собственную душу и пытаться познавать Христа, а не антихриста.

Кстати, одно из толкований откровения Иоанна Богослова говорит о том, что печать на лбу и печать на правой руке — это образ мыслей, мировоззрение, и образ действий. Если человек живет не по-христианские и мыслит не по-христиански, она уже принимает печать антихриста в своей жизни.

А возможно ли вообще такое, что даже без желания приняв электронный номер, например, тот же налоговый, человек автоматически отрекся от Христа?

Вы знаете, это какая-то неомифология, это какие-то мысли, которые противоречат природе христианской веры, противоречат тому же Апокалипсису. Даже сам дьявол желает свободного поклонения себе. И только свободное ему поклонение означает отречение от Христа. Когда человек свободно грешит, сознательно грешит, она действительно отказывается от Бога.

Чтобы какая-то автоматическая, технологическая или другая система, отлучила меня от Христа — это невозможно. Об этом говорит апостол Павел: ни небо, ни земля, ничто не может отлучить меня от любви Божией.

Поэтому я думаю, все же надо внимательнее посмотреть на эту проблему, и тем, кто считает, что в этом есть богословская подоплека, — почитать документы нашей Церкви и не только нашей, Греческой, например, которые издавались за последние 20 лет. Заседали комиссии, проходили конференции, архиерейские соборы высказывали свое мнение. Поднимали этот вопрос и те люди, которых называют старцами, и эта мысль также однозначна — надо любить Христа, а не бояться антихриста.

Знаете, если читать «Откровение» («Апокалипсис»), то он завершается радостным призывом: «Ей, гряди Господи!» (Т.е. «приди, Господь»). А если сегодня рассматривать, то он должен был бы завершаться словами: спасайся, кто может! Однако не это говорит Священное Писание. Священное Писание воспитывает нас в любви.

И вот еще одна характерная черта всех этих движений — там почти нет любви. Там нет любви к ближнему, там есть страх. А, знаете, там, где есть страх, говорит Священное Писание, — там нет любви, там нет Бога.

Христианину нечего и никого бояться, с нами Бог. И если я верю Богу, если я доверяю Ему, то я знаю, что Он меня защитит, и Он намного больше понимает, как меня вести путем спасения. И поэтому я не в дьявольщине должен разбираться, не тьму наблюдать, а наблюдать свет. Это для христианина является главным.

Иногда тьма такая, что совсем не видно, что там творится, и нам страшно. Однако маленькая свеча — и куда только вся эта тьма девается! Эта свеча должна быть в нашем сердце. В нашем сердце должны гореть искренняя вера и надежда на Бога. А в нашей жизни мы должны себя изменить: и свое мировоззрение, чтобы мыслить по-христиански, чтобы даже мысли не было нарушать заповеди, чтобы стараться жить по-христиански, если падаем, то вставать и каяться. И тогда Господь будет нас вести путем спасения.

Более того, есть еще один соблазн — пытаться спасти мир, пытаться спасти Церковь. Но не мы спасаем Церковь, Церковь нас спасает. С другой стороны, когда мы спасаем весь мир, мы забываем о собственной душе, о ближнем — и это тоже соблазн. У нас у каждого будет свой апокалипсис. Каждый из нас завершит свою жизнь, и тогда нас не будут спрашивать, боролись мы с кодами или паспортами. Нас будут спрашивать, как мы жили: жили ли мы по заповедям, любили ли мы Бога, любили ли мы ближнего, служили ли ему. Думаю, не надо никогда забывать о собственной жизни, которая также должна завершаться, и нам также переходить от земной жизни к небесной.

«Церковь будет договариваться с государством, чтобы люди, не желающие иметь биометрических документов, имели реальную альтернативу»

Есть вероятность того, что все же электронные документы и биометрические паспорта введут. Что Церковь будет делать в этом случае?

Церковь, с одной стороны, будет продолжать воспитывать своих верующих и пытаться им рассказывать о Христе. То есть, фактически делать то, что она всегда и делала — будет молиться.

С другой стороны, Церковь все же будет пытаться с государством договариваться о том, чтобы те люди, которые не желают принимать таких документов, имели реальную альтернативную систему. Как сегодня с теми же налоговыми номерами — человек может отказаться от налогового номера и свободно совершать определенные действия. Так же и с этими паспортами.

Ибо в этом законодательстве, которое сейчас пытаются принять, сказано о возможности альтернативы, но реального механизма внедрения этой альтернативы нет. С другой стороны, в этом документе есть очень странная оговорка. Там говорится о том, что подобные чипы будут имплантироваться в паспорта. Но филологи знают, что имплантировать можно только в человека. И потому это также определенным образом возмущает верующих, это также их смущает. Если у нас в законах такое пишут, то люди опасаются, что потом начнут и имплантировать. Поэтому Церковь будет пытаться и работать с государством, и воспитывать верующих.

Кроме того, есть у нас и принцип, который нам дал Христос, — когда Ему показали монету и спросили, надо ли платить налоги. Он сказал: «Покажите мне монету. Кто на ней изображен?» На монете изображен Кесарь. И Господь говорит: «Отдайте Кесарю кесарево (т.е. платите налоги), а Богу — Божье».

Кто нарисован на паспорте? Герб. Так вот, паспорт — это государственное дело, это не религиозная дело. А Бог — это душа и Церковь. Пока государство не гонит Церковь, пока государство не требует от нас отречения от Христа, мы будем порядочными гражданами, мы будем выполнять те законы, которые приняли наши депутаты. Мы будем жить в тех условиях, которые нам создадут, потому что это по-настоящему не влияет на спасение бессмертной души. Это — земное. А земной христианин должен жить по тем законам, которые есть в государстве.

- Спасибо Вам за ответы на вопросы.

Теги:


Матеріали за темою

Для того, щоб коментувати матеріали сайт, необхідно авторизуватися на сайті за допомогою сервісу F-Connect, який використовує дані вашого профілю в соціальній мережі Facebook . сайт використовує тільки ті дані профилю, доступ до яких ви дозволили сайту


Думка редакції не обов"язково збігається з думками користувачів.

Інформація

Відвідувачі, що знаходяться в групі Гості, не можуть залишати коментарі в даній новині.

останні коментарі

Onufriy написал:

Добрячий текст +5!

51-е правило Шестого Вселенского собора запрещает всем христианам посещать комедийные представления... программы с участием Зеленского подпадают под анафему, так как усеяны непристойностями


З огляду на це, православна Церква не повинна б агітувати за Зеро...

Але... в УПЦ МП тепер усе інакше...

Дійсно, ну як же можна не підтримати чоловічка? Тим більше, коли він - за "електронний концтабір "?

Onufriy написал:

ПЦУ та УПЦ (МП) сформують єдиний православний Синод...


Які дикі пропозиції!
Які страшно відстали ці греки!
Вони нічогісінько не знають про "вЬру православную": ні про "російський світ", ні про "вєлічіє", ні про "богоданість" Пу!..
І вже тим більше - про "єресь українства", "єресь гуманізма" і богомерзотність геометрії!!

Ну як же зможуть правовірні овечки святоросійства возсісти поряд з козлищами жидорептилоїдства?!!

Філософ написал:

Польська ПЦ це збір неуків радянського зразка. Вже давно доведено апостольське спадкоємство колишніх УАПЦ і УПЦ КП. Тому всі розмови про "перерукополеження" є безпідставними. Тимбільше з ієрархами ПЦУ спіслужив Вселенський патріарх!

Onufriy написал:

1. Вибір 2019 дійсно пісний ...
2. Пророцтво п. Лепехи збулося:
"аполітичні" москвовіри агітують за ЗЕро-кандидата

Всеволод Чаплін: " надо достигать договоренностей с лидером гонки (Зеленским), требуя письменных гарантий прекращения гонений на каноническую Церковь, возвращения политэмигрантов и критиков «европейского выбора» в политику... назначения министром культуры (он курирует религию) Юрия Бойко, Виктора Медведчука, Вадима Новинского или Василия Анисимова..."

"Порошенко - абсолютное зло"

Https://credo.press/223778/

Onufriy написал:

мусимо усвідомити: якою повинна бути наша держава?


Яке питання, така і відповідь . Для терезої відповіді доречніше усвідомити, чого ми хочемо від майбутнього президента?
1. Особистого багатства?
2. Подолання людської продажності "в окремо взятій країні"?
3. Припинення глобального міжнародного конфлікту?
Твереза відповідь можлива лише у тому випадку, я кщо ми чекаємо чогось іншого . Бо ніякий президент не зробить вас багатим, не "подолає корупції" і не "припинить війни"

Це якщо він не "чарівник з голубого вертольота"

dutchak1 написал:

Пасхавер десь писав, що «Когда-то один из руководителей Европейского союза неофициально сказал: «Если бы русские не были белыми, у нас бы к ним претензий не было. А так ведь белые, вроде бы свои, но не как мы». То же самое можно сказать и про нас». І там, далі, Пасхавер писав що у нас цінності інші. Добавимо - не тільки інші але і з тими цінностями, які ми переносимо від цивілізації і від Європи до нас, проходять дивні метаморфози.

Ми дикунський, варварський народ і це особливо видно в нашому дикунському, варварському релігійному законодавстві. Причому це якесь небачене і неописане варварство. Ми користуємось речами і благами цивілізації і одночасно реконструюємо суспільні відносини, схожі на описи з шкільних історичних підручників про давні часи. Наші відносини це якась амальгама з давнього, застиглого в часі ординства, на яке додатково наклалась катастрофа 1917 року.Для прикладу -всі ці ламентації про захист автономії громади, про захист права свободи вибору підпорядкування, про свободу переходу громади - це все для придурків і убогих. Так, автономія релігійної громади є одним з основних положень міжнародного права, міжнародних угод, які підписала Україна. Але в них це означає що громада самостійно визначає себе автономною, самостійно проводить свої межі в яких живе і порядкую по своїх власних установах і правилах. Визнання державою цієї автономії є похідне від волі самої громади. У нас же, незважаючи на те, що всі християнські церкви в Україні визнають автономною всю церкву, держава приймає закон яким фактично нищить церкву, робить самостійними і незалежними парафії. Далі держава проголошує ту свободу «підпорядкування» і береться її захищати. Тут можназвернути увагу, що послідні зміни в ст.8 релігійного закону, якими намагаються регулювати і захищати те «підпорядкування», в рівній мірі відносяться до зареєстрованих громад і до громад, які навіть не повідомляють державні органи про своє утворення. Який зміст має тоді та детальна регламентація прописана в ст.8 для тих громад? Що законодавець збирається «захищати» в цьому випадку? Здоровий глузд тут підказує, що парафія при діючому законі може міняти підпорядкування хоч кожної години і 24 рази на добу. Це право декларативне і його неможливо ні порушити ні захистити. Проблеми виникають тільки у парафій-юросіб і це є проблеми не «захисту» якоїсь свободи громади а проблеми майна. І тут вже видна друга придуркуватість і щоб її побачити, треба читати Цивільний кодекс, читати на рівні першого курсу юрфаку. Все, що відбувається з юрособою, абсолютно все описано цивільним правом і хто може пояснити, використовуючи цивільне право - що таке зміна підпорядкування юрособою? Що таке канонічне підпорядкування з точки зору ЦК? Що відбувається з юрособою при такій зміні підпорядкування чи з тою особою, якій стають підпорядковані? Абсолютно нічого і це є повна дурня, яку придуркуватий український законодавець і на пару з ним такий же придуркуватий український релігієзнавець взялись захищати світським правом. Термін «зміна підпорядкування» в цивільному праві має інший зміст чим той, який вкладають у нього віруючі і в реальності це означає зміну віри частиною віруючих чи ще якісь канонічні нюанси в цій вірі.Але саме цивільне право не в змозі описати і навіть не існує таких правових термінів які б описали це «підпорядкування» чи цю зміну віри чи якісь зміни у вірі. Цивільному праву байдуже до цих змін і громада може міняти «підпорядкування» у всьому діапазоні світових релігій і культів, залишаючись згідно положень нашого релігійного закону одною і тією ж юридичною особою(!). Звучить це безглуздо як і безглузді наші намагання цивільним правом «захищати» чи «регулювати» такі переходи юридичної особи. Зміст це би мало тільки в тому випадку, як би мидоказували всім і переконували всіх в тому, що юридична особа може вірити в Бога.

Ну і повна дурня вже по майну. Для розуміння примітивно можна виділити три рівня розвитку права власності. Перший, дикунський або нульовий. Якщо дикуну сказати що ця річ є власністю Джона чи Івана, він порахує тебе за божевільного. Річ може бути тверда, м’яка, кольорова, кругла, квадратна але як вона може мати признаки Джона, як це знайти, де в ній той Джон. Другий рівень, варварський, це коли власністю є те, до чого можеш дотягнутись і що можеш захистити. Третій рівень це вже цивілізовані, складні і абстрактні правові терміни, за якими навіть річ Джона, яку він передав тимчасово комусь чи загубив - все одно залишається його. І от на другому рівні вже видно шляхи до цивілізованої власності, її початки. Початок йде від того, що власністю стає те, що ти сам визнаєш своїм. Наприклад - йдеш по вулиці в штанях і ці штані є твої не тому, що вони нумеровані і по номеру держава указом визначила їх твоїми а тому що ти їх сам визнав своїми. Після цього самостійного визнання держава починає ці штані захищати як твої. Так і тут. В 1991 році, коли держава почала ліпити відносини з церквами, вона в діалозі з ними повинна була бачити, що вони визнають своєю власністю і як нею розпоряджаються. А вони, всі християнські церкви України, визнають власниками церковного майна не громади а всю церкву. Незважаючи на те, держава, в порушення конституційного відділення, влізла в церкви і сама «призначила» власниками парафії, зробила з церкви збіговисько незалежних юридичних осіб з гібридними статутами, зі статутами в яких поєднала бульдога з носорогом - світське і канонічне право. І от вже і ПЦУ, підтанцьовуючи Порошенку, приводить свій статут у відповідність до дикунського закону, записує церкву як зібрання незалежних юросіб, утворених по ЦК України. А на початках, в першому варіанті Статуту, писалось про церкву як особу, яка сама будує відносини з державою. І тут буде цікаво поспостерігати, як ПЦУ буде далі творити свої документи, особливо парафіяльні. Як визначить власність.

Тобто, ми не то що залишаємось на дикунському рівні, ми навіть заблокували його можливий розвиток. Можна подивитись на конфлікт у Львові, де громада УГКЦ намагається залишити за собою костел. Скільки там в обговоренні позбігалось буйних, дикунів, клянуть поляків, Мокшицького, розкопують старі могили! Врешті УГКЦ, яка претендує на цивілізованість, ліквідовує буйну парафію. Наслідок - новий припадок в мереживному обговоренні. Ще приклад. Можна почитати фантастичний матеріал на «Релігія в Україні», як в позаминулому столітті у Львові цивілізовано вирішували долю покинутого румунського храму. Фантастичний матеріал в порівнянні з нашим дикунством. Ми не то що стоїмо на місці, ми навіть вдаємо якось рухатись реверсом в минулі часи і при цьому приймаємо законодавство, яке захищає мародерство. Закон №4128 - це Закон Мародерів. У всі часи мародерство було ознакою військових конфліктів, при яких військові загони або банди найманців грабували беззахисне населення на територіях, статус яких тимчасово був не встановлений. Так і у нас. Використовуючи реальну війну, політики і законодавці «організували» законоподібний грабунок одних громад громадян другими громадами громадян, розділених релігійними переконаннями. І це особливо вражає, оскільки мародерами стають християни і їх спільноти. Адже ж саме в християнському середовищі в давні часи виникло розділення церковного і світського права, при якому християнське середовище залишилось ізольованим місцем де панували моральні основи керування церковним майном. Збереження цього середовища здійснено радикальним відділенням від світського права і оскількисуть керування церковним майном не у застосуванні правових конструкцій, а в здійсненні місії церкви, то і успіх цієї місії став критерієм правильності прийняття рішень і здійснення тих чи інших дій з церковним майном. У нас же безглузді спільноти заполітизованих громадян, які вважають християнство просто громадським рухом з формальним моральним законодавством, притягнули в християнське середовище світське право, причому у гіршому його варіанті. Адже навіть світські юридичні особи, при виникненні конфліктів і суперечок між засновниками громади про використання майна, дають право тим громадянам, які кінцево не погодились з рішеннями громади, вийти з громади разом з тим майном, яке вони вклали. Тобто, якщо в християнській громаді не існує християнських відносин з іншими членами громади, які могли б керувати ними при залагодженні майнових питань, якщо громада «голосуванням» позбавляє участі у вирішенні майнових питань меншу кількість громади то, за відсутності християнських відносин, необхідно би мінімально зберегти хоч якусь справедливість до своїх земляків і сусідів і виключити мародерство. Якщо християнська справедливість і моральні відносини тут відсутні то тоді необхідно зберегти цивілізовану, світську справедливість.Тобто тоді, в продовження світського правила про фіксоване членство в громаді, це членство необхідно доповнити таким же світським обліком внесків і пожертв кожного фіксованого члена громади. І при виключенні любого члена громади, громада повертає йому ті внески або компенсує їх.

Вопрос: «Очень интересует вопрос об электронных паспортах. Мы слышали, что скоро будут их вводить… Но в откровениях Иоанна Богослова сказано, что если кто примет печать на руку или чело, тот отречется от Господа. И как нам тогда это всё воспринимать?»

Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:

– Я не знаю, верите ли Вы нам с отцом Александром, но как только будет введен электронный паспорт – я первый его приму. Объяснять очень долго… Вот сейчас я прихожу в аптеку, подаю социальную карту – и мне на 10% дешевле.

Не только у нас, но и везде, есть сумасшедшие, которые боятся каких-то вещей. Но бояться надо не этого. Бояться надо греха! Если будут всеобщие электронные паспорта, и не будет разрешено иметь другие паспорта, не электронные, то тогда как Вы сможете жить? Без электронного паспорта Вы не получите пенсию, а, может быть, будет устроено так, что и в магазин не сходите. Вы можете не ходить, но когда Ваши внуки есть запросят – что будете делать? Вы и на работу не устроитесь, потому что вся информация о Вас будет в них: вставил электронный паспорт – и сразу видно: кто Вы, где работали…


– Сейчас анкеты все сидят и пишут с теми же самыми данными…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Да, сейчас анкеты пишите сами, а будет – одна секунда! – и всё! И никто уже не будет принимать бумажные анкеты – будут бумагу экономить… И что Вы сделаете?

Или вот сейчас… У нас уже есть такие антихристовы программы, как, например, закон о здравоохранении, где есть статья о суррогатном материнстве. Ну и что это, как не сатанизм? В нашем родном государстве разрешены аборты – и это не сатанизм? При чем тут паспорт!

Если Вы хотите бороться против Антихриста – надо рожать и воспитывать детей. И не водку пить, а трудиться. И Богу молиться, и детей своих в вере воспитывать! Не паспортов нужно бояться! И тот, кто это внушает – это человек, помраченный умом.

Протоиерей Александр Березовский:
– Говорят, что именно в этом – страшный грех! А в чем этот грех может быть сокрыт?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– А это говорят люди, которые не понимают, что такое грех! Боятся карточки какой-то… И что ее бояться? Разве Христос говорил о карточках? Если бы только знали, о чем идет речь в словах «о челе и о руке»! Формально будут наколку делать, чипы вживлять – в этом, что ли, отречение? Отречение будет не в этом. Отречение будет тогда, когда тебе скажут: «Милый, кушать хочешь? Хо-о-о-чешь… Отрекись от Христа! Отречешься – получишь кушать. Не отречешься – не получишь…» Вот в чем будет отречение, а не в электронном паспорте, карточках или каких-то электронных базах. Живи чисто – и ничто тебе не будет угрожать! И пусть все про нас знают! А что нам скрывать?

Протоиерей Александр Березовский:
– А когда депутат в Госдуме голосует за такой закон о здравоохранении – он тем самым отрекается от Христа?

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Конечно. Разумеется! Другое дело, что он может это делать несознательно, потому что большинство депутатов не ходят на заседания – вместо них кто-то голосует. Но все равно – он несет ответственность. Может, на него кто-то «давит»… Но я не могу понять: Голикова – вроде такая разумная женщина… Сама – министр… Муж – министр… Образование есть… Ей-то зачем? Денег что ли нет? Вот ей – зачем? Кто на нее давит? Почему она уступает фашистским технологиям? Диву даешься!

Протоиерей Александр Березовский:
– Батюшка, но тех, кто вершит историю – мы, порой, не знаем…

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Не знаем, но результаты деятельности этих людей – мы видим! И удивляемся!

Не успели утихнуть страсти по ИНН, как вновь «внедрение в Украине биометрических документов в течение последних нескольких лет вызывает беспокойство у многих верующих Украинской Православной Церкви» .

Именно эта обеспокоенность некоторой части православных граждан Украины и послужила поводом для обращения Священного Синода УПЦ к Президенту, премьер-министру и спикеру Верховной Рады. Из этого обращения, собственно, и взята приведенная выше цитата.

Впрочем, это не первый случай в истории Православной Церкви, когда в ее ограде возникала дискуссия, вызванная эсхатологическими ожиданиями, навеянными в первую очередь текстами из Апокалипсиса.

Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсис), пожалуй, самая таинственная и самая загадочная книга Святого Писания. Уже один факт того, что Апокалипсис стал фактически последней книгой, включенной в канон Нового Завета, говорит о многом. Между прочим, на православном Востоке этот процесс сопровождался серьезными трудностями.

И действительно, тема последних времен всегда волновала и до сих пор продолжает волновать человеческие умы. В первую очередь это касается христиан, причем вне зависимости от их конфессиональной принадлежности, от того или иного исторического периода существования Церкви.

Уже первые христиане всецело жили эсхатологическими ожиданиями, пребывая в твердой уверенности скорого конца света и Второго Пришествия Христа Спасителя. Немного позднее (около 400-го года н.э.) великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст предупреждал своих современников о близости конца мира и приходе антихриста. Не менее сильными были эсхатологические ожидания и на Руси: в 1492 году, когда по ветхозаветному летоисчислению исполнялось 7 000 лет со дня сотворения мира, на Руси не составляли пасхалию, будучи твердо уверенными в неминуемом конце света. Ждали беды и в 1666, и в 2000 годах.

А уж на роль антихриста претендентов в мировой истории было хоть отбавляй: император Нерон, Петр Первый, Наполеон, Сталин, Гитлер и т.д. Не менее драматическая ситуация складывалась и с так называемой «печатью антихриста», с которой нередко отождествлялись многочисленные переписи населения, исправления богослужебных книг, удостоверения личности, паспорта (особенно первые советские паспорта, вводимые в СССР в период жестоких гонений на Церковь) и т.д.

На самом деле, во всем этом нет ничего удивительного или необычного, ибо, без всякого сомнения, не только Апокалипсис, но и все Святое Писание буквально пронизано эсхатологическими ожиданиями, а тема антихриста и последних времен звучит в Писании не просто как проходящая, но как требующая серьезного богословского осмысления. Осмысления, в процессе которого вполне допустимы дискуссии и разномыслия, вполне способные, по мнению Святого апостола Павла, содействовать духовному и интеллектуальному развитию христианина: «ибо надлежит быть разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1-е Коринф. 11:19).

Однако, к сожалению, не всегда эти дискуссии проходят на должном богословском уровне. Нередко они становятся поводом к оскудению любви между православными христианами, причинами ссор, раздоров, обид и взаимных обвинений в оскудении веры, фанатизме и богословской безграмотности. Порою доходит до того, что те, кто отказался от биопаспортов или ИНН, и те, кто не сделал этого, смотрят друг на друга как на врагов Церкви, врагов Православия.

Хотя, если посмотреть на эту проблему со стороны взглядом беспристрастного исследователя, для подобной конфронтации нет ни малейшего повода, так как вряд ли кто-либо из верных чад Церкви будет сомневаться в следующем.

Во-первых, «новый мировой порядок» – это не миф, а предсказанное Писанием общество, к которому движется человеческая цивилизация и в котором уже невозможно будет жить христианам. Все в жизни человека времен антихриста, от банальных покупок в супермаркете до религиозных убеждений, будет контролироваться государством. И в этом смысле царство антихриста в категориях политологии действительно можно будет назвать не только глобальным и даже не только авторитарным, но и тоталитарным, т.к. по своей сути оно претендует на контроль над убеждениями граждан. Апокалипсис это выражает знаменитой фразой о начертании, которое антихрист ставит на чело и на правую руку человека (Откр. 13, 16-17). Десница – это образ действия, чело – образ мысли.

И более чем вероятно, что столь строгий контроль над жизнью своих граждан государство (в свою очередь контролируемое антихристом) будет осуществлять через электронные средства наблюдения . Электронная память, хранящая все данные о жизни гражданина, электронные деньги, фиксирующие покупки и прочее, позволят государству следить за такими мелочами частной человеческой жизни, которые ускользали из-под контроля даже советской системы.

Короче говоря, для «нормальной» жизни в обществе времен антихриста от человека потребуют подтвердить своими делами верность антихристовой идеологии. Для тех же, кто не сделает этого, будут предусмотрены суровые меры воздействия, лишающие их множества привилегий: возможности устроиться на работу, торговать и совершать покупки, получать пенсию и т.д. То есть по факту эти люди станут изгоями, оказавшимися на обочине жизни, ибо, даже живя в городе, они будут чувствовать себя, словно пустынножители.

Во-вторых, опять же, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что основная вина за торжество антихриста лежит не на «масонах» или других, мнимых или действительных, врагах Церкви Христовой, а на самих христианах. Христиане устали быть христианами – вот почему ослабеет свет. Христианам захотелось быть еще кем-то, захотелось попробовать подзабытой языческой духовной «экзотики» – вот почему тьма вновь распространится по всей земле: «Здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут себе избирать учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4,3-4).

Пожалуй, это главная весть христианской апокалиптики. По мнению преподобного Ефрема Сирина, особенность последней исторической трагедии человечества будет состоять в том, что люди сами выберут себе новую веру и новых владык, сами откроют мир для «князя тьмы» и «со всею охотою сделаются его союзниками».

И в-третьих, с чем все согласны, так это с тем, что, как бы ни был страшен приход антихриста, все же его царствование еще не настало, а стало быть, пока еще нет и не может быть никакой печати антихриста в наши дни. Да и для принятия этой печати необходимо будет сознательное волеизъявление каждого конкретного человека (так что принять печать зверя незаметно для себя, увы, не получится). Да и с тем, что пресловутые биопаспорта или ИНН не являются печатью антихриста, сегодня согласно большинство православных верующих (от иерархов и священнослужителей до мирян).

Но раз все эти тезисы не вызывают у нас нареканий, тогда о чем же мы спорим? Думаю, ответ можно найти в известном произведении К.С. Льюиса «Письма баламута», где старый, богатый опытом совращения людей бес говорит молодому бесенку: «Мы направляем ужас каждого поколения против тех пороков, от которых опасность в настоящий момент меньше всего, и направляем его одобрение на добродетель, ближайшую к тому пороку, который мы стараемся сделать свойственным времени. Игра состоит в том, чтобы они бегали с огнетушителями во время наводнения и переходили на ту сторону лодки, которая почти уже под водой» .

И действительно, пока мы ломаем копья по поводу биопаспортов и ИНН, споря о том, нужно их принимать, или нет, от нас ускользает тот факт, что постепенно мы перестаем быть христианами, перестаем быть учениками Христовыми, т.к. «Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). А ведь пока мы боремся с псевдопроблемами и не желаем услышать друг друга, именно любовь незаметно уходит из наших сердец. Разве это не большая услуга антихристу, нежели принятие биопаспорта или ИНН?

Любовь требует, чтобы мы в первую очередь постарались понять собеседника и уступили ему (услужить ближнему) во второстепенных вещах, претворяя тем самым в жизнь один из основных христианских принципов духовной жизни: «В главном единство, во второстепенном многообразие, во всем любовь».

Так может, следуя этому принципу, нам, христианам, стоит расслышать Божие предупреждение о последних временах: «Не бойтесь и не ужасайтесь множества сего великого, ибо не ваша война, а Божия» (2 Пар. 20,15)? Может, стоит задуматься над тем, что самая важная война для христианина – это не война с глобализмом, биопаспортами или ИНН, а война с самим собой, с тем грехом и страстями, которые гнездятся внутри каждого из нас и которые будут главной причиной нашего отчуждения от Христа и его Царствия?

Впрочем, точно так же вряд ли стоит осуждать тех, кто отказывается от новых документов, кодов и пытается по мере сил противостоять надвигающемуся тотальному контролю над личностью. Ведь нельзя исключать ситуацию, согласно которой, отказываясь от биопаспорта, человек пытается хоть как-то выйти из поля тотальной зависимости от внешних условий жизни, засасывающих многих из нас в греховный водоворот мирской суеты, лишая свободы быть не только христианами, но и людьми вообще. В этом случае, если, конечно, человеком не движет чувство гордостного осознания себя борцом с тотальным контролем, глобализацией, масонами и т.д., отказ от биометрических документов вполне может стать частью личностной аскетической борьбы человека со своими страстями (в первую очередь со страстной привязанностью к комфортной, сытой, беспроблемной жизни в обществе потребления). Хотя и здесь данный шаг, в отрыве от всей полноты аскетических методов борьбы со страстями и грехом, вряд ли может принести человеку хоть маломальскую пользу.

Закончить эту статью мне бы хотелось призывом к тому, чтобы по мере возможностей среди православных христиан, с одной стороны, стало как можно меньше разговоров об антихристе, а с другой – больше устремленности ко Христу и ожидания Его Второго Пришествия. Ибо нам, христианам, если, конечно, мы действительно ими являемся, нечего бояться последних времен и тем более незачем молиться об отсрочке конца света. Ибо Апокалипсис и, следовательно, Библия вообще-то заканчиваются словами: «Ей, гряди Господи Иисусе!»

Вот почему многие святые отцы Церкви и, в частности, преподобный Ефрем Сирин считали, что Христос не сказал о точном времени своего возвращения. Для того, чтобы христиане всех поколений ждали Его и надеялись, что их глаза, а не глаза другого, в плоти своей узрят Бога!

Читайте материалы СПЖ теперь и в

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви

Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных

1. На протяжении последних лет многие люди, в том числе чада Русской Православной Церкви, проявляют серьезную обеспокоенность введением новых электронных технологий, используемых при взаимодействии граждан с государственными учреждениями и коммерческими организациями. Это выражается в разных формах несогласия.

Подобная обеспокоенность впервые возникла в связи с частным вопросом о введении идентификационного номера налогоплательщика и 19-20 февраля 2001 года рассматривалась VII Пленумом Синодальной Богословской комиссии Русской Православной Церкви. Ранее Священный Синод Русской Православной Церкви в заявлении от 7 марта 2000 года подчеркнул: «Никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры».

По мере появления новых технологий и включения их в различные сферы жизни потребовалось развитие церковной позиции, нашедшее свое отражение, в частности, в посланиях Архиерейского Собора 2004 года к Президентам России и Украины, Заявлении Священного Синода от 6 октября 2005 года, Определении Архиерейского Собора 2008 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, обращении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации от 28 июля 2009 года, Определении Архиерейского Собора 2011 года «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Деятельность любого священнослужителя или мирянина должна учитывать позицию, выраженную в этих документах.

2. Православная Церковь не отрицает необходимости учета граждан государством. Пречистая Дева Мария и святой Иосиф Обручник, послушав повеление кесарево, чтобы «пошли все записываться, каждый в свой город» (Лк. 2:3), направились в Вифлеем, где и был рожден Спаситель мира. С давних времен власть проводила переписи населения, выдавала документы, удостоверяющие личность. Эти меры нужны для охраны правопорядка и общественной безопасности, выполнения экономических и социальных функций.

Церковь, участвуя в дискуссии о методах учета, не оправдывает тех, кто уклоняется от гражданских обязанностей или имеет преступные цели, но защищает право граждан жить в обществе в соответствии со своими убеждениями и принципами.

Проблемы, связанные с электронной идентификацией личности, учетом и обработкой персональных данных, продолжают накапливаться и усложняться. Сегодня необходимо продолжить богословское, нравственное и гражданское осмысление этих проблем.

3. В обществе распространяется обоснованная тревога по поводу того, что использование пожизненного персонального цифрового идентификатора в виде кода, карты, чипа или тому подобного может стать обязательным условием доступа каждого ко всем жизненно важным материальным и социальным благам. Использование идентификатора вкупе с современными техническими средствами позволит осуществлять тотальный контроль за человеком без его согласия — отслеживать его перемещения, покупки, расчеты, прохождение им медицинских процедур, получение социальной помощи, другие юридически и общественно значимые действия и даже личную жизнь.

Уже сейчас вызывают тревогу действия по сбору и обработке персональных данных детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, так как нередко ведется неконтролируемый сбор данных, явно избыточных для обеспечения учебного процесса. Многие верующие выражают принципиальное несогласие с обязательным присвоением идентификационного кода с превращением его в несменяемый, пожизненный и посмертный атрибут. Помимо этого, обеспокоенность вызывает усиливающаяся тенденция к увеличению сбора биометрических данных о человеке, а также появление имплантируемых электронных идентификационных устройств.

Вся собранная информация может не только использоваться, но автоматически анализироваться с целью принятия управляющих решений в отношении конкретного человека. Введение же сквозного идентификатора личности позволяет создать единую базу данных, где в режиме реального времени могут собираться, храниться и автоматически анализироваться данные из различных сфер жизни человека.

4. Основываясь на своих конституционных правах, тысячи людей, включая православных верующих, не желают по тем или иным причинам, в том числе религиозно мотивированным, принимать новую идентификационную систему, использовать документы с электронными идентификаторами личности (личным кодом, штриховым кодированием, идентификационными номерами). Многие из этих людей сообщают о нарушении их конституционных прав. Нередко этих людей лишают медицинской помощи, пенсий по возрасту и других выплат, оформления инвалидности и различных льгот. Подчас они не могут совершать сделки с имуществом, поступать на учебу или работу, вести предпринимательскую деятельность, оплачивать коммунальные услуги, приобретать проездные документы. В итоге формируется целый слой людей, выброшенных из всех сфер общественной и государственной жизни.

5. В задачи Церкви не входит подробный анализ причин отказа каждой конкретной группы людей от каждого конкретного технологического новшества или принятия подобных новшеств. Однако Церковь убеждена, что упомянутые технологии не должны быть безальтернативными и принудительными. Те, кто отказывается принимать эти технологии, должны иметь альтернативу — использование традиционных методов идентификации личности, применяемых сегодня в большинстве стран канонической ответственности Московского Патриархата. Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями. Церковь считает недопустимым принудительное нанесение на тело человека каких-либо видимых или невидимых идентификационных меток, имплантацию идентификационных микро- и наноэлектронных устройств в тело человека.

В связи с тем, что обладание персональной информацией создает возможность контроля и управления человеком через различные сферы жизни (финансы, медицинская помощь, семья, социальное обеспечение, собственность и другое), возникает реальная опасность не только вмешательства в повседневную жизнь человека, но и внесения соблазна в его душу. Церковь разделяет опасения граждан и считает недопустимым ограничение их прав в случае отказа человека дать согласие на обработку персональных данных.

Согласие граждан на использование средств электронного учета должно сопровождаться обязательным разъяснением всех последствий принимаемого решения. Гражданам, желающим использовать эти средства, необходимо гарантировать доступ к информации о содержании электронных записей, равно как и возможность изменять содержание данных записей или удалять их в тех случаях, когда иное не предусмотрено установленными законом требованиями общественной безопасности. Следует гарантировать и, если необходимо, усилить ответственность за утечку или ненадлежащее использование персональных данных. Документы, выдаваемые государством, не должны содержать информацию, суть и назначение которой непонятны или скрываются от владельца документа, а также символов, носящих кощунственный или нравственно сомнительный характер либо оскорбляющих чувства верующих.

Церковь осуществляет диалог по этим вопросам с органами власти России, Украины, Беларуси, Молдовы, Казахстана, государств Средней Азии и других стран, добиваясь учета и понимания позиции верующих. Особенно важным Собор считает соблюдение принципа добровольности при принятии любых идентификаторов, предполагающего возможность выбора традиционных методов удостоверения личности. Собор призывает власти государств канонического пространства нашей Церкви придерживаться данного принципа. При этом необходимо проявлять уважение к конституционным правам граждан и не дискриминировать тех, кто отказывается от принятия электронных средств идентификации.

В случае принуждения граждан к принятию подобных средств и дискриминации, связанной с их непринятием, Собор предлагает этим людям обращаться в суд, а также информировать епархиальное священноначалие и, при необходимости, Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества.

6. Впрочем, многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, — наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14).

При этом Освященный Архиерейский Собор напоминает о неприемлемости ситуации, когда отдельные миряне, а порой и клирики восхищают право от лица Церкви выносить определения о совместимости или несовместимости того или иного явления с верой Христовой и христианским образом жизни. Такое право принадлежит Собору или Синоду, опирающимся на Священное Писание и Предание Церкви и действующим в единомыслии со всем клиром и паствой.

Клир, монашествующие и все верные чада Святой Церкви призываются проявлять в данных непростых вопросах духовную зоркость и христианское трезвомыслие, заботиться о свободе исповедания веры и поддержании христианского образа жизни, помня, что принести Богу добрые духовные плоды может лишь тот, кто пребывает во Христе и сохраняет верность церковному единству.

Высказывание старца Кирилла (Павлова): «Сегодня номер, завтра карточка, послезавтра печать» , ныне уже можно записать короче: «Сегодня карточка, завтра печать» . Это говорит о том, что мы вплотную приблизились к тому времени, когда возможно будет нанесение начертания на тело человека. И чем ближе мы подходим к этому, тем больше те, кто по своему пастырскому долгу обязан нас предупреждать, разъяснять, будить - напротив, «пеленают и убаюкивают» свою паству, что, мол, «это еще не то».

Есть уже и такие «пастыри», которые не видят никакой проблемы даже в том случае, если будут вживлять чип: «имейте веру в себе, молитесь, живите церковной жизнью и вам ничто не помешает, ни чип в паспорте, ни чип в теле!» - говорят они. Наверное, они не читали Откровения Иоанна Богослова, не знакомы ни с высказываниями преподобных отцев Церкви, ни с официальной позицией Церкви, ни с экспертизами, проведенными на Афоне, в России и на Украине, однозначно подтвердившими наличие в штрих-кодовом варианте цифрового идентификатора человека «числа зверя» - апокалиптического числа «666».

Афонский старец, прп.Паисий Святогорец, пастырь добрый, который всем сердцем радел об овцах Христовых, предупреждает нас:«Принятие электронного паспорта - это великое падение. Принятие его равнозначно отречению от Христа» (Ή ταυτότητα δεν είναι το σφράγισμα· είναι ή εισαγωγή τού σφραγίσματος. Старец Паисий Святогорец. Οι νέεςταυτότητες).

7 декабря 2016 года, несмотря на морозную погоду, примерно три сотни православных христиан приехали из разных областей поддержать молитвенно тех, кто будет на личном приеме с главою Государственной миграционной службы Украины по проблемам получения паспорта отстаивать правду Божию. Около двадцати братьев и сестер приняли участие в обсуждении проблемы с руководителем главного ведомства, отвечающего за порядок в стране по паспортным вопросам.

Слава Богу, с нами был и священник, который, как и подобает пастырю, первым обратился к главе ГМС от имени православных Украины. Тогда же было передано обращение с около 9 тыс. подписей. И в разговоре с руководителем ГМС М.Соколюком, и в своем обращении православные настаивали, чтобы ГМС инициировала изменения в законодательстве с целью исправления того беззакония и грубого нарушения прав не согласных на электронный паспорт.

К слову, уже пришел ответ из ГМС на наше обращение – увы, стандартная пустая отписка с общими, ни к чему не обязывающими формулировками и отсутствием какого-либо намерения увидеть грубое нарушение Конституции и предпринять шаги для исправления ситуации. Обращает на себя внимание, что на трех страницах ответа главы ГМС М.Соколюка за его подписью в семи случаях в слове «Україна» сделана ошибка: название страны, в которой мы живем, написано с пробелом после первой буквы: «У країна». Что это? Доведенная до абсурда небрежность, порожденная повальным беззаконием и крайней безответственностью, или что-то другое?..

Старец Паисий Святогорец сказал, что когда принимается антихристианский закон на государственном уровне, то «последствия ложатся на каждого гражданина, так как Бог наказывает весь народ» («Избранный сосуд», стр.114). Поэтому, если мы, православные, которым Господь дает понимание происходящего, будем бездействовать, то с нас будет соответствующий спрос.

После окончания приема в ГМС отцы, братья и сестры были единодушны в намерении не останавливаться, не опускать руки, а продолжать стучаться с упованием на милость Божию по вопросам паспортов и в другие двери (церковные и государственные). Для этого нужны подписи, и очень желательно, в большом количестве. Когда мы дважды (с промежутком во времени) подходили к Блаженнейшему митрополиту Онуфрию после службы под благословение и просили принять нас, православных с разных областей Украины, на личном приеме по проблемам насильного навязывания цифровой идентификации и глобальных электронных документов, оба раза он благословил, чтобы мы сами обращались к властям. Так что у нас, православных верующих со всей Украины есть архипастырское благословение на обращения, и, конечно же, на сбор подписей.

Но, если для кого-то может быть убедительным только письменное благословение (а, возможно уже и исключительно на каменных скрижалях?) и только по решению Священного Синода, им необходимо напомнить, что Господь благословил нас на творение добрых дел через Священное Писание, и для совершения добрых дел не надо никакого специального благословения! «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5,16). Если мы даже не будем пытаться защитить себя, своих ближних, детей и внуков, то по словам апостола Павла мы - хуже неверующих!«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5,8).

Больно сознавать, что для защиты богодарованной свободы нам, православным, порой недостаточно Божиего благословения, Священного Писания, Закона Божия. В таком случае вспомним, что все мы - и владыки, и священники, и монашествующие, и миряне - являемся еще и просто людьми, живущими в стране, в которой есть законы. В подписном листе написано: «Мы - против..., мы - за...».

По Конституции Украины, которая имеет наивысшую юридическую силу, «каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений (ст.34); «все имеют право направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к должностным и служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установленный законом срок» (ст. 40).

Старцы о.Амфилохий Белоцерковский и о.Иона Одесский говорили: «"Один в поле не воин", ходите везде представительством православных». Вот и постараемся, чтобы было кому представлять христиан перед власть предержащими - постоять за нашу богодарованную свободу, за веру Православную, за имя христианское, за верность Христу-Спасителю! Каждая подпись - это голос православного воина в этой духовной брани.

Напомним, что в ближайшее время оборудование для выдачи пластиковых паспортов намерены доустановить во всех районах. По информации в СМИ в течение 4-5 лет глобализаторы планируют все документы на Украине перевести в электронные. На очереди водительские удостоверения и единый электронный проездной на все виды транспорта.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top