Как фотографировать кошек - Irzeis — ЖЖ. Как лучше всего фотографировать кошек и котов Фотографировать кошек дома

Как фотографировать кошек - Irzeis — ЖЖ. Как лучше всего фотографировать кошек и котов Фотографировать кошек дома

Фотографировать кошек дело непростое, их не поставишь в нужную позу, не заставишь замереть, и уж тем более улыбнутся. Но существует несколько секретов, которые непременно помогут начинающему фотографу сделать действительно хороший кадр, а возможно и не один.

Уговоры - пустые разговоры

Сперва нужно понять, что сфотографировать кошку так, как хочется вам, может быть не только сложно, но и невозможно. Не нужно даже стараться поставить ее в ту или иную ситуацию, определенную позу или заставить выполнить нехарактерное действие.

Нужно понаблюдать, изучить повадки и подумать, какой момент из жизни именно этого кота вы хотите запечатлеть. Поза должна быть естественная и непринужденная, кошка не должна быть напряжена или испугана (если только этого не требует задумка). Животное можно немного подтолкнуть, предложить то, что он любит, например, коробку, пакетик, игрушку. Покажите кошке что-нибудь новое, на тему «первое знакомство» могут получится очень интересные снимки.

Мурка, примите позу!

Что же касается позы, все исключительно индивидуально, ваша кошка любит сидеть, лежать или спать только так, и не иначе. Если она никогда не стоит на задних лапах и не спит на спине, как ее заставить? Помните, вы подстраиваетесь под животное, а не усатик под вас.

Чем больше, тем лучше

Прошли времена фотопленок на 12, 24 и 36, когда каждый кадр был на вес золота. Пришла эпоха цифровой аппаратуры, снимайте много, очень-очень много, лишнее всегда можно удалить. К тому же, шанс найти удачный кадр из 100 значительно выше. Как показывает практика, лишнее лучше удалять сразу, иначе папки с неудачами будут накапливаться, загромождать дисковое пространство и все сложнее будет выбрать время, чтобы это все пересмотреть и почистить.

Освещение

Безусловно, фотографировать лучше при ярком дневном свете, без режима вспышки. На улице красивые кадры получаются на закате или когда на кошку падает луч солнца, ее шерсть блестит, а глаза светятся. Романтические кадры помогут создать свечи (только осторожно, чтобы кошка не опалила усы) или настольная лампа в абажуре. Главное, это не должен быть обычный верхний свет или вспышка.

Ничего лишнего в кадре

Предпочтительно, если главным объектом на фотографии будет животное, а не нагромождения на заднем плане, такой снимок скорее получится в стиле «найди кота». Яркий фон подойдет для фотосессии с белыми животными. Очень красивые фотографии получаются, когда на переднем плане рядом с котом находится что-нибудь яркое (трава, цветы) или интересное (книга, курица гриль).

Ракурс

Ракурс может быть самым разнообразным, но рекомендуют все же опустится на уровень глаз кошки. Глаза - зеркало души, а кошачьи глаза к тому же очень красивые. Привлечь внимание к объективу поможет кусочек колбасы. На фотографии глаза должны быть широко открыты, если они прищурены, создаться впечатление, что животное не здорово или разбужено в неподходящий момент. Фокусировать съемку лучше на переднем плане, задний, оставляя размытым.

Репетиция

Перед тем как начать фотографировать животное, нужно поэкспериментировать с режимами, особенно если вы новичок в этом деле. Программный во стократ лучше «авто», но чтобы правильно его настроить, нужна практика и знания на уровне пользователя-любителя. Экспериментируйте со светом.

Если вы уже определились с жанром и местом съемки попробуйте отрепетировать сценку с пушистой моделью, особенно если она включает реквизит или одежку, к которой кошке нужно привыкнуть. После пробной фотосессии вы сможете проанализировать поведение питомца и свои ошибки.

Редактируем

Не думайте, что фотографии профессионалов не подвергаются коррекции. Снимки, не требующие обработки, это, скорее, исключение из правила. Любой графический редактор поможет немного изменить контрастность, яркость и оттенки, главное здесь не перестараться и не сгладить естественные цвета.

Мыльница или профессиональный фотоаппарат

Неважно что у вас в руках, конечно, снимки на бюджетную аппаратуру навряд ли попадут в National Geographic, но они могут быть действительно красивыми и оригинальными. Снимает фотограф, а не фотоаппарат.

Котенок Белка

Если возникает необходимость пристроить котят, хорошие фотографии на объявлениях помогут привлечь внимание. Ветеринар из близлежащей ветаптеки, осматривавший котят, рекомендовал как можно скорее их сфотографировать и распространить объявления о поиске новых хозяев. Друзья же отметили, что фотографировать котят дело неблагодарное - в видоискателе или на дисплее «оно» еще смотрит на тебя, а на снимке в лучшем случае край уха, а то и просто спинка или хвостик. Но ничего особенно сложного в такой съемке на самом деле нет. Поделюсь собственным опытом.

Естественно, снимать можно уже после того, как найденыши отмыты и очищены от блох, откормлены и привыкли к временному дому. Для съемки потребуется фотокамера, импровизированная студия и помощник. Чтобы не мучиться с хвостиками и спинками вместо мордочек, лучше воспользоваться камерой зеркальной. Но даже если у вас есть только компакт, поймать момент можно и с ним.

Не стоить думать, что на съемку будет потрачено пять минут. Примерно через четверть-полчаса съемки придет понимание того, как ладить с котятами и как обращаться с камерой. Владельцам компактов нужно уметь удерживать спусковую кнопку полунажатой - предварительная фокусировка с фиксацией полунажатием поможет не упустить выгодный момент съемки. Кроме того, нужно понимать, что обычного комнатного света при съемке динамичных сюжетов будет мало даже для зеркалки. Компакт слабый свет будет еще более «тормозить», и котята на фотографиях получатся не только фрагментами, но и «шумными» (при повышении ISO) либо «смазанными» (при длинных выдержках). Вспышку же использовать не стоит - и котятам плохо (что принципиально важно), и срабатывает она не тогда, когда нужно (на компакте).

Для освещения я использовал два светильника с 4 лампами дневного света в каждом (25 ватт номинальной мощности на лампу). Формально два таких светильника эквивалентны примерно 1 кВт ламп накаливания, но не греются. Можно собрать все имеющиеся дома настольные лампы и зарядить в них одинаковые бытовые лампы дневного света (я использую с «теплым светом») или изготовить светильники, подобные описанным в моей статье «Самодельные приспособления для фотосъемки ». Расположив два светильника по 500 ненастоящих ватт в каждом в метре-двух от зоны съемки котят, получим достаточно света, чтобы снимать на ISO 200-400 и диафрагмах f/5,6-f/6,3 при выдержках 1/50-1/100 с.

Последнее из необходимых приспособлений - фон. Пестрый фон в объявлении будет отвлекать от объекта, поэтому фон должен быть однородным и нейтральным. Ватман, обратная сторона обоев и прочее подобное вполне подойдут. Мягкий тканевый или нетканый фон кошачьи лапки с когтями будут стягивать, поэтому такие варианты пробовать не стоит. Я уже давно использую как фон фотобумагу в рулоне (обратную сторону давно засвеченной полиэтилированной бумаги), но вряд ли такой материал найдется в доме фотолюбителя. Для закрепления фона подойдет брючная вешалка и спинка стула, при этом предметным столом будет пол комнаты - удобно и безопасно для котят, но немного неудобно для фотографа - снимать придется из положения лежа.

Импровизированная фотостудия

Приступаем к съемке. Маленькие котята много спят, и выбрать час на съемку непросто: проснувшиеся и голодные - будут норовить присосаться к пальцам фотографа, а сытые - клевать носом. Недокормить тоже не вариант - нервные модели ведут себя плохо. Я просто не дал им уснуть после еды среди дня. В свои четыре недели они перенесли это без особого труда (как мне кажется). Для съемки обязательно нужен помощник. Он будет пускать котенка на «предметный столик», а фотограф - нажимать на кнопку. Котята часто повторяют свой маршрут по импровизированному подиуму; два-три прохода - и можно угадать, с какой точки стоит снимать.

Приноровившись снимать на первом котенке, на которого ушло минут двадцать, троих оставшихся я снял за пять-шесть проходов (сидеть/стоять и позировать котята не будут) по предметному столику. В общей сложности на саму съемку четырех котомоделей уходит около получаса. Когда они слегка устанут (или, напротив, разгуляются), можно поснимать их в руках помощника.

Котенок Красотка


Котенок Фунтик


Фунтик испугался


Котенок Дымок


Обычно агрессивная Красотка расслабляется, когда ей гладят животик.

Так как котят придется раздать, на память они были сняты на фото, видео и стерео. У меня давно лежала без дела насадка на зеркальную камеру СКФ-1, описанная в статье « ». Ее конструкция рассчитана на использование с зеркальным Зенитом с объективом 50 мм, причем задиафрагмированным до f/4-f/5,6. Центральная мертвая зона, необходимая для изготовления стереопары на одном кадре пленки, съедает заметную часть кадра при съемке на цифровых зеркалках APS-C с имеющимися у меня объективами. Вписать стереокадр, формируемый СКФ-1, в матрицу APS-C, перенастраивая саму насадку без заметных потерь центра или периферии кадра, мне так и не удалось. Поэтому я решил приспособить ее под маленькую матрицу камеры Canon PowerShot G9.

Модифицированная СКФ-1 («Стереокомплект фотографический - 1») на камере Canon PowerShot G9. Бленда, защищающая от постороннего света, не надета

Размеров зеркал и призмы насадки СКФ-1 достаточно, чтобы стереокадр занимал с избытком все поле кадра камеры Canon PowerShot G9. Но потребуется существенная переделка насадки - боковые зеркала нужно сдвинуть в стороны и назад к камере по отношению к тому, как они установлены в заводской конструкции. Я просто распилил пластиковую базу насадки на три части (два зеркала и призма) и установил их на алюминиевый уголок на болтах, предварительно опытным путем определив место нового крепления.

Элементы модифицированной установки


Текст статьи обновлён: 20.03.2019

В декабре прошлого года я опубликовал отчет о том, как ездил к друзьям фотографировать их милую собаку Бетти при естественном свете от окна. Тогда я снимал на кропнутую зеркалку Nikon D5100 и портретный объектив Nikkor 50/1.4G. Фиксом с такой большой светосилой мне довелось воспользоваться тогда впервые и, несмотря на то, что я немного поджимал диафрагму, все же, этого было недостаточно: из-за малой глубины резко изображаемого пространства (ГРИП) на многих фотографиях нос у модели получился нерезким. Настало время исправить оплошность. Сегодня учимся снимать портреты кошек в домашней фотостудии на полнокадровую камеру Nikon D610 с объективом Nikkor 24-70/2.8.

Как организовать фотостудию в домашних условиях

На страницах сайта, в различных уроках фотографии я уже неоднократно отмечал, что мне нравятся, больше всего, портреты, снятые при натуральном, рассеянном свете. Да и нет у меня осветительного оборудования для съемок при искусственном освещении. Поэтому студия для съемки кошек в квартире построена по тому же принципу, что и при фотосессии с собакой.

Окно у нас — справа. Россия – очень богатое государство, поэтому отопление не отключается даже несмотря на то, что на улице уже «идет, гудёт зеленый шум» и жарко, как в Сахаре, поэтому не обращайте внимания на желтый объект справа. Это – лист теплоизоляции на радиаторе отопления.

В предыдущем уроке фотографии о съемке собаки мы использовали серый фон для портретов, который, по большей части, не понравился зрителям. Пришлось договориться со знакомой и съездить на Уктус (противоположная часть города) за икеевским пледом «под мех», и тащить его на Уралмаш за тридевять земель.

На фото нашей домашней фотостудии слева – белый отражатель. Рефлектор – совершенно необходимое приспособление при съемках с одним источником света (он у нас единственный – окно) и при фотографировании портретов на солнце. Действие белого отражателя хорошо показано в фотоуроке о съемке цветов на черном фоне при естественном свете от окна. Также, в обзоре алюминиевого штатива SiruiR-2004 в первом видео демонстрируется действие золотистой и белой поверхности (напомню, что в моем рефлекторе – пять цветов: белый, серебристый, бронзовый, черный и полупрозрачный). Ссылки на упомянутые уроки фотографии будут приведены в конце статьи.

Конечно, если у вас нет возможности приобрести отражатель, то можно использовать любую белую поверхность: простынь, пенопласт, лист ватмана. Помните: чем больше размеры отражающей поверхности, тем мягче получатся тени.

Совершенно потрясающие примеры портретов людей, снятые в путешествиях с использованием маленького отражателя приведены в статье Одед Вагенштайна «Рефлектор. Мое секретное оружие в портретной фотографии».

В рассказе о съемке собаки я жаловался, что снимать в домашней фотостудии, оборудованной в спальне, было не очень комфортно: приходилось упираться спиной в стену, мало места. Сейчас же, у нас — и модели меньше размером, и съемка велась на полный кадр, что позволило приблизиться к объекту на треть дистанции ближе. Например, если на кропнутой камере Nikon D7200 пришлось бы снимать котёнка с расстояния 1.4 метра, то при съемке на полнокадровую Nikon D610 расстояние сократится до 93 см.

И при этом мы сразу должны подумать, как решить другую проблему: чем меньше дистанция до объекта съемки, тем меньше ГРИП. Мне не хотелось повторять ошибки, допущенные во время фотосессии с собакой Бетти, поэтому сейчас я приготовился лучше: зашел на сайт и проверил на калькуляторе ГРИП, какова будет глубина резкой зоны.

Изначально я планировал снимать на открытой диафрагме при максимальном фокусном расстоянии ФР=70 миллиметров моего объектива Nikkor 24-70/2.8. Но анализ данных, выданных калькулятором, показал, что можно получить много брака. Например, при F/2.8, фокусном 70 мм и расстоянии до объекта съемки 1,0 метр, резким будет коротенький участок длиной, всего, 2 сантиметра (на сайте с калькулятором нет Никон Д610, пришлось взять Никон Д700). Выход я вижу в том, чтобы снимать либо на 50 мм, если угол обзора позволит не захватывать обои на заднем плане, либо нужно поджимать апертуру. Например, при том же ФР и расстоянии до объекта съемки, ГРИП для разных диафрагменных чисел получается следующий: f/4 – 3 см; f/5.6 – 4 см; f/8.0 – 6 см, f/11 – 8 см. Другими словами, закрывая диафрагму до f=5.6, мы имеем шансы получить резкой всю голову котенка.

Чтобы проверить теорию на практике я, перед фотосессией с котятами, устроил фотоохоту на бегемота. Профессиональные фотографы советуют всегда использовать гиппопотамов для тренировки навыков фотосъемки.

Тут возникает еще одна задача: меньшее отверстие потребует увеличить светочувствительность матрицы, чтобы обеспечить приемлемую выдержку при фотографировании. Начинающим фотолюбителям рекомендую прочитать мой основной урок по настройкам фотоаппаратов Nikon и Canon, где обсуждается взаимосвязь между диафрагмой, выдержкой и ISO (ссылка — в конце фотоурока). Во время фотосессии с собакой на улице было очень пасмурно, почти сумерки, поэтому ИСО пришлось задирать, к сожалению, довольно сильно. Я очень надеялся, что в этот раз с естественным светом повезет больше.

Отступление для новичков. Как размыть фон на фотографии

Нерезкий задний план на фотографии называется боке́. Это понятие ввел в обиход Mike Johnston, редактор журнала Photo Techniques в 1997 году для описания качества размытости, нечеткости фона в портрете. Слово имеет японское происхождение (暈け или ボケ ) и переводится, как «кружок нерезкости» или «нечеткость». У японцев оно, кстати, означает и неопределенность, нечеткость в душе или в чувствах человека.

Разные объективы, имеющие свои особенности конструкции, обладают отличающимся характером размытия. И споры о красоте боке на фотографических форумах идут такие же ожесточенные, как при обсуждении извечного вопроса «что лучше, Nikon или Canon».

В таблице «Новый калькулятор глубины резко изображаемого пространства» у Дмитрия Медведева, ссылку на сайт, которого я привел выше, можно увидеть надпись зеленого цвета «Информация», где дана краткая вводная по использованию таблички. И вот там же, есть ссылка на его статью «ГРИП. Кружок нерезкости. Новый взгляд», где желающие могут почерпнуть много технической информации о физических принципах размытия заднего плана на фотографии.

Я же, хочу более подробно остановиться на практических советах для начинающих фотографов, владеющих зеркалкой Nikon или Canon , беззеркалками Sony или Fujifilm , и вообще любой камерой, у которой есть возможность менять настройки диафрагмы.

Итак, степень размытия фона на портрете определяется следующими факторами: фокусное расстояние объектива в момент съемки (чем оно больше, тем сильнее выражено размытие), диафрагма (при открытом отверстии задний план размывается заметнее), дистанция до точки фокусировки и до фона (чем ближе первое и дальше второе, тем сильней боке). Опосредованно, на боке влияет кропнутая у вас зеркалка (например, Nikon D 7200 или Canon EOS 70 D ) или полнокадровая (скажем, Никон Д750 или Кенон 5Д Марк II ): в кадр входит больше, вы подходите ближе к фотомодели или используете большее фокусное расстояние для заполнения кадра, а значит — фон размывается сильнее.

Чтобы новичкам было проще понять, как сделать размытым задний план на фотографии, предлагаю проверить, как влияет изменение перечисленных выше параметров, на характер боке. Открываем в новой вкладке симулятор размытия фона и калькулятор ГРИП: http://dofsimulator.net/en/

Он, как видим, на английском языке, потому давайте я немного поясню, какие настройки мы можем менять, чтобы сделать фон нечетким.

Во-первых, мы можем выбрать версию симулятора боке: полная или для мобильных устройств (Mobile или Full Version).

Во-вторых, во вкладке «Configuration» — задать единицы измерения: метрические или английские.

В-третьих, в разделе «Appearance» определить, как будет выглядеть наша фотомодель.

  • Model : мальчик, девочка, юноша или девушка разного роста.
  • Background : Какое изображение будет красоваться в качестве фона на портрете (здание, собор, церковь, город, горы, Париж, парк или дерево).
  • Orientation : тип портрета (вертикальный или горизонтальный)

В-четвертых, задаем параметры объектива (Lens ):

  • Фокусное расстояние
  • Диафрагма
  • Нужно ли учитывать дифракцию (Diffraction ).
  • Тип матрицы фотоаппарата и ее размер Sensor Size (мыльница, зеркалка, беззеркалка, средний или крупный формат). Другими словами, при помощи данного симулятора можно увидеть, как размоется фон на компакте с кроп-фактором 5.6 и на беззеркалке Sony Alpha NEX-7 с матрицей APS-C.

Вместо этого можно указать конкретную модель камеры (Camera Model ) или даже видеокамеры (Video 16:9 ) и посмотреть нечеткий фон при съемке видео.

В-пятых, нужно указать программе, на каком расстоянии находится наша фотомодель (Position) от фотоаппарата.

  • Distance : дистанция до точки фокусировки.
  • Background : до заднего плана.

В-шестых, сообщаем тип портрета (Framing ): крупнолицевой, плечевой, поясной, по-колено или ростовой.

В-седьмых, в правой части симулятора размытия фона (где фотография) можно выбрать «Bokeh simulation» и посмотреть мягкую, среднею и жесткую нерезкость, а также сравнить боке, выдаваемое объективами с 5,6,7,8 и 9-ю лепестками диафрагмы.

Внизу у нас – калькулятор ГРИП. Здесь схематично показан фотограф, модель и фон (ёлочка). Выбирается размер кружка нерезкости (Circle of confusion), зависящий от четкости матрицы (числа мегапикселей). На схеме показано, как распределяется ГРИП перед точкой фокусировки и за ней (In front of subject и Behind Subject). Приведено значение гиперфокального расстояния для заданных настроек (Hyperfocal distance). И, соответственно, величина ГРИП (Depth of field) «от» и «до», и абсолютное значение в сантиметрах.

В общем, коллеги-новички в фотографии, если вы искали, как размыть фон на снимке, фотографируя на вашу любительскую зеркалку Nikon D 3300 или Canon EOS 650 D , то должны мне сейчас «как земля колхозу». Ведь, поигравшись с настройками программы, вы получите более глубокое понимание, как размыть фон на портрете, варьируя настройки вашей камеры. Ну, меня бы устроило, если бы вы поделились ссылкой на данный фотоурок в социальных сетях…

Пытаемся красиво сфотографировать котят в домашних условиях

С настройками камеры для красивого боке и обеспечения резкости наших фотомоделей, вроде, разобрались. Приступим к съемкам.

Первый кадр – малыши на этажерке. Мы хотели рассадить котят в шахматном порядке, но они ни секунды не желали посидеть на месте и позировать. Пришлось поместить их в верхние ячейки «на высоте».

Все снимки в данном уроке фотографии сняты на полнокадровую зеркалку Никон Д610 с репортажным объективом Никкор 24-70/2.8, без моего любимого поляризационного фильтра Hoya HD Circular-PL.

Тут один котенок попросил сфотографировать его соло.

Потом одна из моделей начала плакать, а коллеги «по несчастью попасть на фотосессию в домашней фотостудии» его утешали: «Ну ты чего ревешь братуха? Потерпим полчаса и – к мамке сиську сосать»!

Фото 6. Съемка котят в домашних условиях. Все — за одного! (800, 40, F/2.8, 1/320)

Следующие кадры сняты на фоне пледа и «бокала» из магазина Икея.

Фотография 7. То ли в аквариуме, то ли — в бокале. Съемка кота в домашней фотостудии. (зеркалка Nikon D610, объектив Nikkor 24-70/2.8, настройки: 800, 62, 3.5, 1/800)

Нам показалось, что будет смотреться интересно кадр с клубком ниток. К сожалению, котята наши еще слишком маленькие, их не интересуют ни нити, ни перышки: было трудно привлечь их внимание к объективу.

Фото 9. Фотографируем кошек в домашней студии при естественном свете от окна. Кто сказал «мяу»? (800, 70, 4.5, 1/320)

Попытался снять портрет в зеркале.

И, эксклюзивный кадр «котенок снизу-вверх».

Фотографировали мы его на стеклянном столике с расстояния, где-то, тридцать сантиметров. Я боялся, что он не попадет в ГРИП и зажал диафрагму. Выдержка короткая, нужно было, все же, открыть апертуру, хотя бы, до f/5.6…

Кроме пледа, переданного нам в аренду знакомой, который мы повесили на перекладину от занавески в душе (чтобы предотвратить складки на фоне), я притащил из дому свой щит для съемки натюрмортов при естественном свете от окна (внизу ссылка на отчет, как я его изготовил).

Фотография 14. Топ, топ, топает малыш… Бесплатные уроки для начинающих фотографов. Фотографируем кота в домашней фотостудии при естественном свете от окна (1000, 40, 4.5, 1/200)

К концу фотосессии наши модели жутко устали и начали засыпать прямо на площадке нашей импровизированной домашней фотостудии.

Фотография 16. Съемка котят дома. Близится сон-час… (1000, 70, 2.8, 1/250)

Фотография 18. Тяжело дается фотосессия. Спят усталые зверушки… Как фотографировать котят на продажу (1000, 70, 2.8, 1/320)

После этого на вахту заступила мамаша. Вот портрет кошки-супермена.

На самом деле, она не горела желанием фотографироваться и злобно смотрела исподлобья на фотографа, лишившего ее покоя. Пришлось ассистенту показать за моей спиной котенка. Модель оживилась, но хозяйка её еле удержала…

Фотография 20. Бек-стейдж фотосессии с кошками в домашней студии…

Фотографии в данном фотоуроке сняты в формате NEFи обработаны в Лайтрум (плюс ресайз и добавление «умной резкости» в Фотошопе). По прошествии первого часа съемок пришла беда: закончилось место на карте памяти, а я, освобождая его, случайно стер все фотографии в RAW, которые снял за это утро…

Всё потому, что вместе с зеркалкой Nikon D610, я приобрел новую карточку, скоростную. Но ёмкость у нее, всего, 16 Гб. Учитывая, что на Nikon D5100 у меня стояла карта 32Гб и вес одного файла там был в 2 раза меньше, сейчас место на флешке заканчивается стремительно: в 4 раза быстрее…

В общем, фото, представленные выше – это переснятые варианты. Но, поскольку в Никон Д610 есть два слота для карт памяти, то я, обычно, дублирую фотки в JPEG. Вот пара кадров с примером внутрикамерного Джипег без обработки (только ресайз и «умная резкость»).

Фото 22. Образец внутрикамерного JPEG фотоаппарата Nikon D610 с объективом Nikon 24-70/2.8. Кода в квартире поселился удав… (2.8, 1/640, ISO 800, фокусное расстояние 52 мм)

На этом фотоурок по съемке котят в домашней фотостудии при естественном свете от окна заканчиваю. Сегодня мы освежили в памяти, как размыть фон на портрете, уточнили, насколько мала ГРИП при съемке с близкого расстояния при открытой диафрагме и полюбовались на прекрасных Félis silvéstris cátus. Конечно, до идеала еще далеко, но, как мне кажется, в сравнении с фотосессией собаки, снятой на Nikon D5100 и полтинник Nikkor 50/1.4G, прогресс есть. Хочу выразить благодарность хозяйке котят за терпение, ее мужу — за помощь в постановке света (он был ответственным за подсвечивание теней рефлектором) и моей жене, нарисовавшей костюм для кошки.

Тема этого урока - фотосъемка кошек. Каждая из них неповторима, у каждой свой характер, особенности поведения. Много радостных минут эти грациозные животные доставляют своим хозяевам. Недаром сегодня столь популярны выставки кошек.

Многие любители животных увлекаются съемкой своих питомцев, но ее результаты радуют далеко не всегда. Что необходимо для получения хорошей, "правильной" фотографии? Какие технические средства? К сожалению, в объеме одной статьи трудно рассказать о всех нюансах такого вида съемки, поэтому остановимся на главном.

Интересно наблюдать за кошкой в естественных условиях: на улице полностью раскрывается характер этого маленького «хозяина джунглей». Обычно кошки появляются на улице в утренние или вечерние («золотые») часы, когда солнце дает наиболее эффектное контражурное (контровый свет) освещение. Можно не заботиться о проработке каких-то деталей - интересный силуэт скажет куда больше, появляется хорошая возможность передать настроение.

Силуэт котика.
Some rights reserved by Pink Sherbet Photography

Для съемки удобнее всего воспользоваться зеркальной фотокамерой с телеобъективом. Хорошо, если это «зум» с фокусным расстоянием от 80 до 200 мм. Большего фокусного расстояния не требуется, так как практика показала, что с этим объективом можно приблизиться к животному на критическую дистанцию.

Съемка на улице требует оперативности из-за постоянно меняющихся условий освещения. Можно использовать во время съемки на улице - фотовспышки. Если расстояние до объекта съемки невелико, а источник освещения достаточно мощный, то получим изображение кошки с отличной проработкой фактуры шерсти на черном фоне (исключение составляют животные белого цвета, при фотографировании которых нельзя применять «прямой» свет). Обычно на черном фоне без контрового освещения изображение кажется плоским, но как специальный прием это часто применяют на практике. Если Ваша киса занимает больше 70% площади кадра, фон не имеет большого значения. Значительно сложнее, но и интереснее фотографировать домашних животных, используя частичную подсветку или вспышку с автоматической регулировкой светового потока. Необходимо следить за тем, чтобы объект не был пересвечен, а фон затемнен. Это легко обеспечить при современных камерах с временем синхронизации 1/125-1/250 с. Широкий диапазон выдержек позволяет фотографировать со вспышкой даже в солнечную погоду. Дополнительная подсветка хорошо прорабатывает фактуру сюжета, в кошачьих глазах появляются так называемые зайчики, выравнивается цветовая температура всех источников освещения, нет потерь в объемности изображения. При хорошем владении техникой такой съемки только специалист сможет определить, что использовался дополнительный источник света.

Если говорить о сюжетах съемки - то можем предложить сделать несколько кадров "из жизни" кошки. Например - прием пищи, сон, взаимоотношения с хозяевами, с другими кошками и конечно - с собаками. Плюс к тому - применение аксессуаров, фотографирование нестандартных ситуаций, использование съемки крупным планом, и съемки широкоугольными объективами. Ниже приведем примеры соответствующих фотографий:


Кормление котенка. Кадр "из жизни" кошки. Kitten food from Dirigentens


Взаимоотношения кота и собаки. Хороший сюжет!
studying... from fazen


Кот в разрезе ткани. И так тоже можно фотографировать:)
Naughty cat from kevin dooley


"I know you"re there"
На фотографии представлен пример использования реквизита при фотографировании кошки.

В студии нужны легкие штативы, зонты, обтянутые белой тканью, и электронные вспышки, оснащенные светосинхронизаторами. Для съемки достаточно трех источников света, из них два обеспечивают рисующий и заполняющий свет, а третий - контровое освещение. Свет вспышек, отраженный от зонтов, достаточно рассеян и дает хорошее, ровное освещение на площади в 2 - 3 м 2 . Эти условия оптимальны при съемке животных рыжего, серого и тигрового окрасов. Также можно использовать софт-боксы. Следите за отражениями источников света - в глазах кошек - они могут оказаться очень привлекательными! Заметьте, что фактура шерсти черных кошек при рассеянном освещении теряется , поэтому необходимо вводить дополнительную фотовспышку малой мощности с «прямым» светом. Тогда шерсть животного начинает блестеть, появляется бликовый рисунок, но может появиться тень. Искусство фотографа в том, чтобы суметь точно сбалансировать мощность источников света, их расположение и расстояние до объекта съемки.



Обратите внимание на блики в глазах. Эти блики - отражения софт-боксов.

Цвет фона должен подчеркивать те или иные особенности облика животного. При фотосъемке породистых кошек важно передать цвет глаз. У русских голубых он должен быть зеленым, а если такую кошку сфотографировать на красном или желтом фоне, это немедленно скажется на оттенке радужной оболочки. Поэтому выигрышно смотрятся сиамские кошки на голубых фонах. Выбор сочетания фона и окраса кошки зависит от вашего вкуса. Интересные варианты получаются при съемке черных животных на красном фоне, рыжих - на зеленом и голубом, белых - на черном. Впрочем, и рыжий кот на черном фоне - может выглядеть очень солидно!



Черный фон + хорошо подобранный свет = важнейшие составляющие этого кадра.
И конечно - здорово "подловленный" момент!

Универсальный фон - ткань, отделанная под дерево. Особое внимание следует уделять освещению фона, перед съемкой нужно провести замеры отражательной способности объекта и фона.

Существует более простой и доступный метод съемки в помещении, дающий хорошие результаты. В качестве рассеивателя может служить потолок. Объединив с помощью светосинхронизаторов две-три вспышки мощностью по, получают достаточно малые значения диафрагмы (1:8-1:11). Вся комната заливается равномерным рассеянным светом, что позволяет фотографировать практически в любой ее точке, не меняя экспозиции. В студии можно использовать любую камеру, но если у Вас есть среднеформатная «зеркалка», то стоит использовать – ее:)

Бонус - видеоролик на тему фотосъемки кошек!

Ваши фотографии Вы можете размещать в комментариях;)

Сфотографировать кошку - желание естественное и непреодолимое. Ведь это, прежде всего, очень грациозные животные, а разнообразие пород, окрасов делает каждую кошку уникальной.

lifeonwhite/Depositphotos.com

Правда, удачные и тем более оригинальные снимки получаются довольно редко. С одной стороны, кошки всегда фотогеничны, с другой - довольно подвижны. Даже во время сна могут дёрнуть ухом или хвостом. Поэтому очень сложно поймать нужную позу. Но, как и с любым другим объектом съёмки, получить более качественные снимки можно, в первую очередь следуя правилам.

Начнём с построения композиции

Правило третей

Вы должны мысленно разделить картинку на девять равных частей двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Основные объекты фотографии должны располагаться по полученным линиям и на их пересечении.

Симметрия

Нарушать самый главный закон композиции - правило третей - и помещать объект в центр кадра не возбраняется в случае, когда вы хотите подчеркнуть симметричность объекта. С кошками такие фотографии могут получиться очень красивыми: они часто занимают подходящие позы во время отдыха.

Контраст

Кошка не должна сливаться с фоном (если это, конечно, не является художественной задумкой). Поэтому подбирайте фон для съёмки, контрастный цвету шкуры. Классические комбинации: рыжий кот на голубом или зелёном, белый - на чёрном, чёрный - на красном. Обратите внимание и на то, чтобы цвет фона подчёркивал цвет глаз кошки. В качестве фона в домашних условиях отлично подойдёт белый подоконник или обои нейтрального цвета без рисунка.

Точка съёмки

Во избежание перспективных искажений, как правило, следует снимать объект, находясь на его уровне. В случае кошки - это уровень её глаз. Поэтому либо опуститесь сами (на пол, траву), либо поднимите кошку (например, на стул или стремянку). Учитывая любовь кошек к возвышенностям, это будет не сложно. Можно также снимать кошку снизу вверх, когда она забирается на деревья или полки.

Фокусировка

У кошек в целом не слишком выразительная мимика, зато очень красивые, захватывающие внимание глаза. Поэтому и фокусироваться нужно всегда на глазах. Обратите внимание на различие форм, оттенков и состояний зрачка у разных пород и при разном освещении. Кстати, если вы хотите, чтобы узкий зрачок расширился, привлеките внимание кошки чем-нибудь шуршащим. В момент атаки зрачок расширяется практически до максимума.

Компоновка кадра

Фотографии обычно получаются вполне удачными, если просто взять кошку крупным планом. Конечно, нужно следить, чтобы не было «обрезанных» ушей, хвостов и лап. Также можно поместить в кадр один-два предмета, например классический клубок ниток или вазу с цветком. Но предметов не должно быть слишком много, чтобы акцент оставался на герое фотосессии.


vvvita/Depositphotos.com

Перейдём к техническим аспектам съёмки

Освещение

Длинные выдержки, необходимые при съёмке при недостаточном освещении, подходят разве что для спящих котов. Активно двигающих шкурой, усами, ушами бодрых кошек лучше снимать при хорошем естественном освещении. В идеале - на улице в утреннее или вечернее время («золотые часы») или на балконе, где кошка с удовольствием будет нежиться на солнце: «улыбка» модели гарантирована.

Вспышка

Вспышку следует использовать по минимуму. Во всяком случае, это касается встроенной вспышки фотоаппарата. Во-первых, слишком резкое освещение будет неприятно кошке. Во-вторых, может исказиться окрас шкуры, а глаза получатся с бликами. Лучше вообще обойтись без вспышки или - в крайнем случае - использовать рассеиватель. Идеальный вариант - это внешняя вспышка, которая не будет бить в лоб.

Режим съёмки

Съёмка кошек наиболее близка к портретной, поэтому самым подходящим режимом будет режим фотокамеры для портрета или с приоритетом диафрагмы. Чем шире будет диафрагма, тем больше будет размыт фон - с неоднородным фоном это может дать неплохие результаты. Для съёмки кошки в движении отлично подходит спортивный режим или настройки с короткой выдержкой.

Баланс белого

Даже при удачно подобранном фоне по возможности старайтесь проверять, верно ли фотоаппарат передаёт цвета. Белые пятна должны получаться белыми. Поэтому сделайте пару пробных снимков и отрегулируйте баланс белого вручную. В крайнем случае, если цвет не удалось передать верно, попробуйте перевести снимок в ч/б.

Светочувствительность

Если вы хотите сделать фото при недостаточном освещении, всё же не стоит прибегать к использованию вспышки. Лучше увеличить ISO. Но здесь не просто избежать шумов на изображении, поэтому делайте фотографии с разными настройками светочувствительности, чтобы потом выбрать лучшее.

Объективы

Очень полезным в фотосессии с кошкой на улице будет телеобъектив. С ним вы сможете сохранять дистанцию, достаточную для того, чтобы кошка расслабилась и снимки получились естественными. А телеобъектив со встроенной стабилизацией изображения обеспечит съёмку на бóльших выдержках без смазывания изображения.


papadimitriou/Depositphotos.com

Идеи для сюжетов и маленькие хитрости

  • Находите интересные сюжеты, снимая разные моменты жизни кошки: сон, обед, игру, охоту, умывание. Дайте кошке новые вещи: пусть балуется, а у вас получится интересная фотосессия. Наденьте на кошку красивый ошейник или, если позволит, одежду.
  • Если вы фотографируете своего питомца, не стоит снимать его только в классических позах. Постарайтесь передать его особенные черты. Ведь вы наверняка порой рассказываете о них друзьям, так покажите их! Если вы снимаете чужую кошку, расспросите о её характере хозяина.
  • Уделите внимание изучению особенностей разных пород. Например, в случае с британцами стоит подчеркнуть их массивность и высокомерный взгляд. Корниш-рексы обладают очень изящным телосложением, поэтому обычно их снимают в изогнутых позах. Подчеркните красоту хвоста ангорской кошки, профиль кошек сиамо-ориентальной группы.
  • На улице всегда будьте осторожны, так как кошки склонны впадать в панику из-за резких звуков или при виде собак. Лучше снимать животное на огороженной территории, ведь вы не хотите потерять своего любимца. Не стоит загонять кошку на дерево силой: неудобная поза и испуганный взгляд выдадут неудачную постановку. Дайте кошке освоиться, и она сама займёт интересные позы.
  • Котята - отличные модели. Их внимание несложно привлечь: они увлекаются каждой мелочью. Дайте им любой предмет, и они будут исследовать его, играть. Как правило, котята ещё не боятся других животных. Но есть и своя особенность - малышня очень быстро устаёт, поэтому и фотографировать нужно быстро, не затягивая с постановкой кадра.
  • Особенно интересными, хоть и более сложными, получатся фотосессии кошек с другими животными: другими кошками, собаками, морскими свинками - или с детьми. Тут, правда, потребуется чуть больше терпения, ведь всем участникам фотосессии придётся привыкнуть друг к другу.
  • Экспериментируйте с макро. Фотографии носа, усов, зубов, глаз, ушей, подушечек лап могут получиться очень интересными. Только не увлекайтесь: нескольких таких снимков будет вполне достаточно.

http://widefon.com
  • Главное правило в работе с кошкой: ни в коем случае не пытайтесь повышать голос или наказывать её, не применяйте силовые методы и запугивание. Помните об особенностях психики этих грациозных животных: они не понимают негативных подкреплений. Лучше если у вас будет ассистент, который направит внимание домашнего любимца. Но главный помощник в фотосъёмке кошки - это терпение.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top