Как располагается святой дух на иконе. Иконография воскресения христова

Как располагается святой дух на иконе. Иконография воскресения христова

Эта икона заинтересовала меня после просмотра лекции Гейдара Джемаля на тему «Политическая постантропология» где на 29-й минуте Владимир Карпец задает вопрос докладчику об иконе «Царь-космос».

Икона Сошествие Святого Духа на апостолов, XV век. Место хранения: Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Поступила в музей в 1929 году. Реставрация: Реставрирована в 1930-е годы И.Я. Челноковым (пробная расчистка) и в 1964-1967 годах в Государственных центральных научно-реставрационных мастерских А.Н. Овчинниковым (полное раскрытие). Материал: Дерево, темпера. Персоналии: Богородица, апостолы, царь-космос.

Сюжет Сошествие Святого Духа на апостолов разрабатывается в христианском искусстве с VI века. Согласно «Деяниям апостолов» (I, 5-8; II, 1 - 13), сошествие Святого Духа произошло на пятидесятый день после Воскресения Христова, когда все апостолы собрались в Сионской горнице. Внезапно раздался шум с неба, который, подобно сильному ветру, наполнил весь дом, и явились языки пламени, разделившиеся и остановившиеся ("почившие") по одному над головой каждого из присутствовавших в горнице. Апостолы обрели способность говорить на разных языках и наречиях, чтобы проповедовать Евангелие во всем мире.

С XIV-XV веков на Руси известны иконы Пятидесятницы, на которых присутствует изображение старца в короне и в царских одеждах, стоящего в темной арке.

На иконах и фресках более раннего периода подобный персонаж неизвестен, хотя возможно, что они просто до нас не дошли. На одном из самых древних изображений из Евангелия Рабулы в центре композиции изображена Богоматерь, по сторонам от нее 12 апостолов в два ряда. Местонахождение их показано условно - полусфера над ними означает, что они находятся под сводами триклиния Сионской горницы.

Сошествие Святого Духа 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция, Италия Кодекс Рабулы , л. 14 об., миниатюра.

В XI-XII веках в византийском искусстве сформировалась иконография этого сюжета с апостолами, восседающими полукругом. В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное. Относительно того, что означает этот элемент, достоверной информации найти не удалось. Википедия без ссылки на источник сообщает , что это пустая гробница Иисуса, по другой версии - это мир, находящийся во тьме, еще не просвещенный проповедью Евангелия.

Сошествие Святого Духа. Византия; XII в. Источник: www.ruicon.ru

Сошествие Святого Духа; Византия; XII в. Источник: www.ruicon.ru.

На русских иконах XIV-XV вв в арке появляется бородатая фигура в царских одеяниях с убрусом и двенадцатью свитками на нем. Самое раннее подобное изображение на иконостасе Софийского собора в Новгороде (1341?), в XV веке такие иконы получают на Руси всеобщее распространение.

Иконостас Софийского собора в Новгороде

Икона пятидесятницы Благовещенского собора московского кремля. Начало XV в.

Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1425-1427 гг.

Трактовки этой фигуры разнообразны: пророк Иоиль, царь Давид, Христос, пребывающий со своими учениками до скончания века. Подробнее эти трактовки , и все они кажутся несостоятельными, так как во многих случаях фигура подписана как κόσμος. Отсюда и наименование образа Царь-Космос. Предполагается, что это аллегорическое изображение, заменившее толпы народа. Однако есть иконы, где эти фигура совмещена с толпами как на грузинском памятнике XVI века:

Пятидесятница. Фрагмент створки складня; Грузия; XVI в.; местонахождение: Тбилиси. Музей изобразительных искусств им. Шалва Амиранашвили. Здесь фигура в царских одеяниях совмещена с изображениями толп, призываемых народов, которых она, якобы, заменила.

Иногда этот образ встречается и на греческих иконах:

Сошествие Святого Духа на апостолов. Греция, между 1840-1870.

О том, что этот персонаж не привнесен в сюжет исключительно русскими иконописцами, свидетельствует Ерминия, или, Наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом, 1701-1755 год . Из нее, кстати, мы узнаем, что темная арка представляет собой пещеру:

В храмине двенадцать апостолов сидят полукругом. Под ними видна небольшая пещера, и в ней маститый старец в венце держит пред собою на обеих руках развернутое полотенце, на котором лежат двенадцать свитых хартий. Над ним начертана надпись: мир. На верху храмины виден Св. Дух в виде голубя. Вокруг Его блистает великий свет и из него исходят двенадцать огненных языков и спускаются на каждого апостола.

Широко цитируется трактовка этого образа Е.Н Трубецким в работе «Умозрение в красках».

…внизу в подземелье, под сводом томится пленник — «царь космос» в короне; а в верхнем этаже иконы изображена Пятидесятница: огненные языки нисходят на апостолов, сидящих на престолах во храме. Из самого противоположения Пятидесятницы космосу царю видно, что храм, где восседают апостолы, понимается как новый мир и новое царство: это — тот космический идеал, который должен вывести из плена действительный космос; чтобы дать в себе место этому царственному узнику, которого надлежит освободить, храм должен совпасть со вселенной: он должен включить в себя не только новое небо, но и новую землю. И огненные языки над апостолами ясно показывают, как понимается та сила, которая должна произвести этот космический переворот.

Впрочем, это лишь частное мнение светского философа, а не церковного авторитета.

Еще одна оригинальная икона, где наш персонаж отделен от сидящих апостолов решеткой, находясь как бы в клетке.

Сошествие Святого Духа с евангельскими событиями Москва. 1560-1670-е гг.

Совершенно однозначно можно сказать, что Царь-космос это ни в коем случае не Логос, тем более, что в отличие от апостолов и Богородицы, он изображен без нимба и пребывает во тьме.

Лично у меня данный сюжет вызывает массу ассоциаций: это и платоновская пещера, и «коморку Творца» Маркиона, и косморкаторы апостола Павла, и получающий наставление великий архонт у Василида, который «узнал, что не является богом этого мира, но сам рожден, и что над ним хранится сокровище невыразимого и неименуемого несущего и сыновство».

Складывается впечатления, что Истина, пришедшая в мир в символах и образах, воспроизводит саму себя, независимо от желания людей, создающих их.

Последний пример уже из нового времени - фрески Кирилловской церкви в Киеве, авторства Михаила Врубеля. Чем не валентинианская Огдоада с пребывающей в ней Софией, отделенная Пределом от Гебдомады, где пребывает космический Демиург?

Сошествие Святого Духа на апостолов. Кирилловская церковь, Киев. М. Врубель.

Царь-Космос фрагмент.

Множество икон связано с какими-то важными событиями, произошедшими в мире христианства. Самые важные иконы, в том числе и «Сошествие во ад», относятся к периоду Страстной недели.

Это икона, посвященная Иисусу Христу, который своим пришествием начал новозаветную историю и слил воедино прошлое, настоящее и будущее. Христу посвящено великое множество икон, но эта отражает его схождение в ад в момент смерти физической, на кресте, прямо перед своим Воскресением, перед Пасхой .

История иконы

Согласно Писанию, когда Иисус Христос умер, его душа отправилась в глубины преисподней. Поскольку истинной целью Христа было искупление грехов людей, то логично предположить, что прощения достойны не только те, кто будет жить впоследствии, но и те, кто жил до Христа, до пришествия Мессии.

Он спустился в самые глубины ада, чтобы все те, кто там находился, смогли получить прощение. Мессия прочитал там свою проповедь и дал этим душам свободу. В число этих прощенных душ входили все ветхозаветные грешники и проповедники. Так как в это время все еще шла Страстная неделя, данный образ относится к числу икон о Страстях Христовых.

Описание образа

Данная икона описывает события второго дня загробной жизни Христа. Христос изображается на иконе стоящим на некоем подобии креста, а вокруг него души людей, которые жаждут прощения. Они тянутся к Нему, пытаясь коснуться Его руки. Сам по себе образ очень простой, но сильный и очень важный. Существует огромное множество вариаций исполнения иконы. Данная икона есть в большинстве православных храмов, потому ее можно назвать одной из самых распространенных.

Смысл иконы и в чем она помогает

«Сошествие во ад» имеет невероятно важный смысл. Эта икона напоминает нам о том, что прощения заслуживает каждый. Если признать свои ошибки, то можно получить Божье благословение. Те люди, которые попали в бездну ада, искупили свои грехи, а пришествие Христа стало для них возможностью поменять чертоги ада на жизнь на Небесах.

Многие люди озадачиваются вопросом о том, чем и как именно помогает икона. Если она есть у вас дома, то греховные мысли реже будут приходить к вам в голову. Этот образ спасает душу от самого желания совершать грех. Эта икона доказывает и показывает, что воля Божья распространяется во всех направлениях. Даже те, кто в прошлом были провозглашены грешниками и не заслуживали прощения, получили его благодаря милости Христа. Таким образом, икона «Сошествие во ад» напоминает о том, что пришествие Мессии — это дарование еще одного шанса всем людям.

Поставьте эту икону дома, если вы или кто-то из ваших родственников не может избавиться от вредных привычек . Этот образ помогает искоренять зло в любых его проявлениях. В доме любой богобоязненной семьи должна быть такая икона.

Молитвы перед иконой

Молятся перед данной иконой в основном для получения прощения или для благодарности. Если вы совершили тяжкий грех, но хотите покаяться, то можно прочитать следующую молитву:

«Даруй нам прощение, яко же Ты, будучи на кресте распятым, Господь наш, простил всех, кто непрощенным был, в геенне огненной находясь, в адской пучине поверженным. Помоги нам, Господи, избавиться от мыслей греховных и от всего, что тянет нас ко дну, от истины отдаляя. Позволь нам очиститься, чтобы приблизиться к Тебе после смерти, и при жизни позволь остаться услышанными Тобой».

Считается, что Господь не посылает нам испытаний, которых мы не смогли бы принять и пережить. Данная икона показывает нам, что прощения грехов заслуживает каждый. Если в вашей жизни наступил период трудностей, то знайте, что это не случайно. Вот вариант благодарственной молитвы перед иконой «Сошествие во ад»:

«Господь наш, во ад сошедший, даруй нам прощение грехов наших, яко же Ты даровал его всем тем, кто при рождении Твоего благословения не получил. Помоги мне и моей семье познать истину Твою, прости всех, кто не был крещен пред ликом Твоим, и всех, кто не верит в Тебя и силу Твою, ведь все мы равны пред Тобой в делах своих».

Данные молитвы можно читать и во время Страстной недели, и во время Великого поста в целом. Эта икона имеет прямое отношение и к Прощеному воскресенью. Это день, когда все люди должны научиться оставлять свои обиды позади и просить прощения у тех, кого обидели. Подобная атмосфера царит и в Страстную субботу, в день наивысшей скорби и одновременного предвкушения грядущего праздника Пасхи.

Задача этой иконы — научить нас прощать тех, кто обидел нас, всегда, а не только перед Пасхой или Великим постом . Образ «Сошествие во ад» — это напоминание о том, как Господь любит нас, несмотря на то, что мы каждый день говорим плохие слова и помышляем недоброе. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Все мы знаем и слышали о таком празднике как Святая Троица, Пятидесятница, или, как его еще называют, день Сошествия Духа Святого на апостолов. Но не многие из нас знают историю его возникновения, как надо себя вести в дни празднования, и почему он имеет именно такое названия. В статье мы постараемся разобраться о том, когда он возник, что означает, и какие традиции его сопровождают.

История возникновения праздника Святой Троицы

Согласно библейским заветам, считается, что в этот день должно было исполниться пророчество Христа, и Дух Святой должен спуститься на землю. Согласно Писанию, произойти это должно было на десятый день после того как душа Христа вознесется, и на пятидесятый после его воскрешения.

В этот день в ожидании чуда Матерь Божья и апостолы собрались в горнице в привычное время для молитвы. Неожиданно им послышался шум, и перед глазами их явился святой огонь, который горел, но не обжигал. Как раз в этот момент произошло схождение Духа Святого, что знаменовало о том, что они прошли крещение огнем и Святым Духом.

Со временем у дома собралась толпа. Люди пришли сюда из разных стран, чтобы увидеть чудо собственными глазами. К ним начали выходить апостолы и разговаривать с ними на их родном языке. Это не могло не удивлять, так как все знали, что ученики Христа были не учеными родом из Галилеи и не могли знать языки других народов.

Следующим чудом сего дня считается проповедь апостола Петра, который ранее никогда не проповедовал, а был лишь смиренным учеником своего Учителя. Но когда он заговорил, то всем окружающим стало понятно, что его устами говорит Сам Дух Святой. Проповедь была настолько проникновенной, что многие, кто слушал ее, уверовали в Христа и приняли Крещение в тот же день.

День Сошествия Святого Духа на апостолов считается днем рождения Церкви. Отныне все больше людей стало приходить к молебну апостолов и слушать их проповеди. А место Сошествия Святого Духа на апостолов со временем стало считаться священным, где каждый может помолиться.

Как крещение огнем изменило жизнь апостолов

После этого дня ученики Христа очень сильно изменились. До этого дня они впадали в отчаяние и предавались унынию, так как не могли пережить смерть Учителя своего. Не все верили в то, что Сын Божий воскреснет и придет на землю уже в другом обличии, хотя Он не раз говорил им об этом. Но сошествие Святого Духа на апостолов резко изменило их. Они стали проповедниками Слова Божия, которые больше не предавали свою веру.

Верили они, даже несмотря на то, что знали о всех мучениях, которые предстоит перенести. Как пророчил им Христос - жизнь их будет предана гонениям, их будут высмеивать и поливать грязью. Некоторых закрывали в тюрьмы, издевались, только чтобы «выбить» веру из их душ и прекратить нескончаемую цепь проповедей. Чтобы ноша апостолов не была столь тяжелой, Христос послал ученикам Своим Духа-Утешителя, который поддерживал в них веру и помогал переносить все тяготы, связанные с гонениями.

Отныне никто и ничто не могло заставить усомнится апостолов в вере своей. Даже во время казней, избиений, распятий на кресте дух учеников Христа все больше укреплялся.

Первые христиане жили праведно, соблюдая все заповеди, следовали учениям святым. Они молились каждый день, постоянно причащались, соблюдали все правила и обычаи. Старались поддерживать друг друга везде и во всем, как учил Христос.

Со дня Сошествия Святого Духа на апостолов верующих христиан начало становиться все больше и больше по всему миру.

Изначально свои проповеди апостолы читали только в Палестине. А потом ими было принято решение разойтись в разные стороны. Апостолы кинули жребий, дабы решить, кому в какую сторону идти. Андрею Первозванному выпал жребий идти в сторону русских земель.

«Троица», или «Пятидесятница»

В слово «Пятидесятница» заложено двойное название, что свидетельствует о его ветхозаветном происхождении. Понятие «Святая Троица» берет свое начало из Нового Завета. Но, несмотря на это, эти два понятия - названия одного и того же праздника.

Итак, внесем некую ясность. Изначально Пятидесятница никак не относилась к событию Сошествия Духа Святого на апостолов. Это был один из трех праздников, который относился к принятию законодательства во времена пророка Моисея. Тогда евреи у подножья горы Синай обещали Господу Богу быть верными Ему, а Он, в свою очередь, - оберегать их от гонений египетского фараона. Также Пятидесятница совпадала по времени со сбором урожая, что вызывало у людей двойную радость. Большое количество евреев, которые проживали в различных уголках Римской Империи, старались в этот день приехать в Иерусалим. Многие из них уже забыли родной язык, но обычаи народа чтили всегда. И хоть раз в жизни еще в те времена каждый еврей стремился совершить паломничество к родным местам.

А спустя более полутора тысяч лет новозаветная Пятидесятница обрела новый смысл. И в день, когда на пятидесятый день снизошел Дух Святой, начали сбываться все пророчества и исполняться обещания Сына Господнего, о том, что пошлет Он Духа-Утешителя от Отца Своего. И будет Дух истины свидетельствовать о Воскрешении Его. Тем самым Христос дал понять ученикам своим, что Святая Троица с ними до скончания дней их.

Таким образом, Пятидесятницу Сошествия Святого Духа на апостолов стали называть Святой Троицей.

Икона Сошествия Святого Духа на апостолов: описание

За основу в описании на иконе сюжета берется рассказ из писаний апостолов.

Именно из этого описания до наших времен дошла история об апостолах и Матери Божией, которые были освящены огнем. Но, несмотря на то что история едина, иконография Сошествия Святого Духа на апостолов имеет несколько вариантов. Это связано с тем, что традиции написания икон у каждого поколения были свои. Со временем образа несколько видоизменялись. И только в 8 веке были обговорены и зафиксированы правила написания икон.

Поэтому до нашего времени дошло несколько вариаций написания образа Сошествия Святого Духа на апостолов, которые делятся по двум направлениям. Исторический вариант написания - иконописец пытается максимально правдиво передать на холсте события, происходившие в то время. Литургический вариант - подразумевает раскрытие смысла события, которое произошло в тот вечер. Оба варианта имеют право на существование, но несколько отличаются между собой.

Распространенный вариант написания иконы

Чаще всего можно встретить икону Сошествия Святого духа на апостолов в центре с сидящим апостолом Павлом - литургический вариант написания. На ней изображено, как апостолы сидят полукругом с книгами и свитками в руках и ведут оживленную беседу. Сверху на них исходит свет, а снизу изображена тьма. Тьма символизирует мир, до снисхождения святого огня. Тут же помещены люди разных национальностей, которые ждут света Евангелия.

И что характерно в данном варианте написания, в центре сидят апостолы Петр и Павел. Хотя апостола Павла тогда не было на схождении. Но авторы многих книг не могут о нем забыть, так как он считается верховным апостолом. Поэтому иконографы помещают и его на икону Сошествие Святого Духа на апостолов. Фото (литургический вариант) располагается ниже, где апостолы написаны с нимбами над головами и языками пламени у рта. Это и является символом того, что они прошли просвещение Духом Святым.

На этом варианте под куполом одной из церквей Сошествия Святого Духа на апостолов изображено по кругу двенадцать учеников Христа. Посередине появляется царь. В руках у него двенадцать свитков. Над головой у этой фигуры вместо нимба надпись «Космос». Фигура в виде царя олицетворяет вселенную, наполненную разными народами. Апостолам предстоит пойти по миру и просветить всех их.

Исторический вариант написания иконы

В историческом изображении иконы, несмотря на то что по преданию святого евангелиста Луки, который описывал Сошествие Духа, событие было без присутствия Матери Иисуса Марии, ее лик является центральным. На иконе все апостолы сидят полукругом, но уже без нимба, в отличие от литургического изображения, и на них исходит благодатный огонь сверху. Нимб есть только над головой Девы Марии, что свидетельствует о том, что она первая получила благодать Святого Духа.

Этот образ очень напоминает икону Вознесения. Еще ее называют Малая Пятидесятница. Также на иконе часто изображают Святого Духа в виде голубя, но такое изображение считается не каноничным. Как мы знаем, из всей Святой Троицы образ имеет только Сын Божий. А что касается Отца Святого и Духа Его, то испокон веков они не имеют ипостасного воплощения.

Именно на Стоглавом Соборе, который проходил в середине 16 века в Москве, был поднят вопрос о том, что нельзя изображать Святого Духа в виде голубя, кроме как во время празднования Крещения. Согласно евангельскому писанию, только в день Крещения Святой Дух явился народу в виде голубя. А на иконе Пятидесятнице было постановлено изображать Святого Духа в виде огненного пламени, как он и являлся в тот вечер апостолам.

Не стоит также забывать про икону "Святой Троицы", которую часто отождествляют с иконой "Пятидесятницей". Хотя это совершенно разные изображения. Икона Андрея Рублёва еще на Стоглавом сборе была объявлена каноничной. На ней изображено три ангела, которые олицетворяют собой Лица Пресвятой Троицы.

Картина «Сошествие Святого Духа на апостолов». Врубель

Известный сюжет в исполнении художника Михаила Врубеля стал частью фрески в Кирилловской церкви города Киева. На картине изображено двенадцать апостолов, которые пришли после воскрешения Христа с Его Матерью и молились. Матерь Божья изображена в центре. Над ее головой исходит Священный огонь, в центре которого летает голубь. Его лучи расходятся над головами каждого апостола. У участников картины свитки в руках отсутствуют, а нимб есть над головами каждого из них.

Традиции и приметы на Пятидесятницу

Троицу, Сошествие Святого духа на апостолов принято праздновать три дня. Накануне праздника все хозяйки приводят в порядок свои жилища. Убирают и раскладывают по дому ветки ивы, березы или липы. Это является символом начала новой цветущей жизни.

День до праздника считается поминальным. В церковь несут дары, чтобы помянуть усопших родственников своих.

К празднованию хозяйки пекут пироги, готовят много вкусных блюд.

Первый день праздника называется Зеленое воскресенье. Считается, что в этот день вылезет вся нечисть, которая забирает невинные души, а зелень, разложенная по дому, является защитой от всяких мифических персонажей. С утра люди идут в церковь на богослужение. После уже ходят друг другу в гости. Зачастую организовываются массовые гулянья в виде ярмарок.

Сегодня Троица почему-то считается праздником незамужних девушек, которые плетут венки именно в этот день и отправляют плыть по реке. И смотрят, куда венок поплывет, с той стороны к ней жених явится. Также выпекается каравай и раздается девушкам. Кусочки каравая они засушивают, а потом во время свадьбы его сухари подмешивают в тесто каравая. Считается, что такая волшебная выпечка принесет в дом благополучие, достаток. Гулянье продолжается до вечера с пикником и ряжеными.

Клечальний понедельник - второй день празднования, когда священники после службы идут на поля и читают там молитвы, чтобы урожай был хороший.

Третий - Богодухов день. Парни сами выбирают себе невесту. Также в этот день по селам освящают воду в колодцах.

Считается, что если на Троицу пойдет дождь, значит, урожай будет хороший, а лето - теплым. По традиции каждое утро девушки умываются росой, которая выпадет в один из трех дней, чтобы сохранить как можно дольше свою красоту и молодость.

Также на празднование имеются и свои запреты. В эти дни запрещается работать на земле. Но наряду с тем, можно собирать лечебные травы. Опасным считается купание в реке. По старинному поверью, русалки выходят из воды и живут на полях и в лесах. А опасны они тем, что могут защекотать встретившегося им путника до смерти.

Особенности празднования Пятидесятницы в храмах

В храмах Сошествие Святого духа на апостолов отмечают с особым почтением. Это один из главных христианских праздников в году, который приравнивается по своей значимости к Пасхе и Рождеству Христову. В первую ночь с субботы на воскресенье проходит ночная служба. В первый день праздника отменяются обычные песнопения. Вместо них в храмах в этот день можно услышать особые праздничные песни.

Вся служба проходит не так, как обычно. После литургии начинается вечерняя служба, во время которой снисхождение благодати славится тремя специальными молитвами. Сами священники на этот праздник надевают красивые изумрудные одеяния. Церковь так же, как и дома, украшают различными зелеными веточками и цветами.

Стоит помнить, и о том, что после праздника целую неделю можно не соблюдать пост.

Значение Благодати в жизни каждого верующего

Праздник Сошествия Святого Духа на апостолов - не только народное гулянье. Это символ наполнения людских душ Господней Благодатью, которая ведет к их исцелению и освобождению. Согласно библейским истинам, в каждом человеке еще с рождения есть семя добра. Оно закладывается свыше. И если не питать его на протяжении всей жизни, то оно не сможет вырасти. Как обычное семя, которое мы садим в землю для того, чтобы оно выросло, нам приходится поливать его.

Также и человеческая душа может остаться бесплодной (пустой) если ее не орошать на протяжении всей жизни Божьей Благодатью. Каждый человек, который по-настоящему хочет достичь просветления, понимает, что без Божьих проповедей духовная жизнь для него будет закрыта.

Апостолы после того, как на них снизошел Святой Дух, пытались донести до людей, что Божья Благодать поможет очистить совесть, исцелит больную душу, наполнит ее светом, укрепит веру, просветит разум. Божья Благодать наполнит сердце добром к ближнему, обратит взор человеческий к небесному, поможет правильно жить по духовным законам.

По свидетельству тех, на кого снизошла Божья Благодать, она приносит просветление и радость душе, которые не могут принести мирские блага. Все физические радости кажутся ничтожными.

С того дня, как Святой Дух снизошел на апостолов, каждый удостаивается Благодати, кто следует законам Божьим. Считается, что снисхождение приравнивается к Крещению. И также осуществляется единожды за всю жизнь. А такие таинства, как исповедь, молитва, причащение, пост и даже дела благие, только помогают укрепить силу Веры.

Сила Благодати очень меняет людей. Это видно на примере учеников Христа. Как мы знаем, до того, как на них спустился Дух Святой, они были простыми неграмотными людьми. После Благословения их проповеди обрели силу. Апостолы могли своими речами достучаться до самых загрубевших сердец. К ним стали прислушиваться знатные люди того времени, философы. Своим словом, которое было окутано Благодатью и теплом, располагали уже отчаявшихся людей вернуться к жизни, грешников каяться.

При жизни Христа апостолы были робкими и боязливыми. После снисхождения Духа Святого они почувствовали силу, стали бесстрашными и мужественными. В результате их проповедей люди не только впускали в свое сердце Христа, но и начали строить общины. Церкви Сошествия Святого Духа на апостолов выстраивались не только на территории Римской Империи, а далеко за ее пределами.

Благодаря трудам апостолов и их последователей христианская вера стала распространяться по всему миру, что дало начало возрождения человеческого общества.

О том, как происходил процесс возрождения в первые десятилетия после Пятидесятницы, можно прочесть в книге «Деяния святых апостолов».

Икона из праздничного ряда повторяет один из вариантов иконографии, известный в византийском и древнерусском искусстве XIV-XV веков. Его характерные особенности – симметричное построение композиции с фигурами Адама и Евы, располагающимися по обе стороны от центральной фигуры Христа, который представлен в круглой славе, стоящим на сокрушенных адских вратах в трехчетвертном повороте к Адаму. Кроме того, икона имеет и редкие, очевидно, местные особенности. Прежде всего, это изображение ада со скованным сатаной, поза Адама, припадающего к деснице Христа

Икона из праздничного чина. В центре композиции фронтально представленный Христос обеими руками поднимает из гробниц коленопреклоненных Адама и Еву, изображенных симметрично, по обе стороны от Спасителя. В правой части расположены фигуры праведного Авеля и трех ветхозаветных пророков, беседующих между собой. В левой - пророки Давид и Соломон с Иоанном Предтечей.

В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада, с большим крестом в левой руке. По обе стороны от Него расположены две группы персонажей на фоне симметричных горок: справа представлены ветхозаветные цари и пророки Давид и Соломон с Иоанном Предтечей, а слева – прародители человечества Адам и Ева с праведным Авелем.

Изображения на иконе представлены в три ряда, верхний и нижний разделены на три сегмента. В центральном сегменте верхнего ряда расположена сцена Воскресения Христа. Слева изображена Богоматерь с Младенцем. Справа – святитель Николай. В среднем ряду изображён архангел Гавриил с избранными святыми. В левом сегменте нижнего ряда расположена сцена Чуда Георгия о змие, в среднем и правом – также избранные святые.

В православной традиции Воскресение Христа изображается в виде Сошествия во ад. Это событие списывается в «Евангелии Никодима» и других апокрифических сочинениях. Композиция с развернутой сценой ада, включающей фигуры восстающих из гробов праведников. Спаситель стоит на разрушенных вратах ада, правой рукой он держит за руку Адама.

В центре композиции представлен Христос с крестом в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

В центре композиции на фоне «сквозной» миндалевидной «славы» изображен Христос, облаченный в красные одежды. Спаситель, попирающий врата ада, выводит за руки Адама и Еву. В нижнем регистре композиции присутствует подробное изображение пленения сатаны и освобождения праведников.

На верхнем поле иконы введено изображение полуфигурного деисуса, в центре которого, на традиционном месте Христа, представлен святитель Николай Чудотворец, к которому обращены мученик Никита и преподобный Варлаам Хутынский, святые целители Косьма и Дамиан, мученицы Варвара и Ульяна, святители Власий и Нифон(?), архангел Михаил и мученица Параскева Пятница.

На фоне мандорлы изображен Христос, попирающий сломанные врата ада. Он выводит коленопреклоненных Адама и Еву. По сторонам от Христа две группы ветхозаветных пророков. В нижней части композиции - изображение ада со скованным ангелами сатаной.

Из Праздничного ряда. В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в миндалевидной славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

В центре композиции представлен Христос в круглой славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым стоят ветхозаветные цари и пророки во главе с Давидом и Соломоном, а слева – Иоанн Предтеча, праотцы, праматери и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории. Достаточно редкая деталь - изображение трех праматерей, окружающих фигуру Евы. В нижней части иконы изображены ангелы, сковывающие стану в адской пещере. По обе стороны от этой группы изображены праведники в белых одеждах, выходящие из гробов.

В центре композиции изображен Христос со свитком в руке, попирающий сломанные врата ада. В мандорле и над ней – небесные чины. По обе стороны от Него расположены Адам и Ева, ветхозаветные цари и пророки, среди которых цари Давид и Соломон, Иоанн Предтеча, пророки Даниил и Моисей, праматери, Авель, Захария. В разломе ада представлены дьяволы, поражаемые копьями ангелов.

В центре композиции изображен Христос со свитком в руке, попирающий сломанные врата ада. В мандорле и над ней – небесные чины. По обе стороны от Него расположены Адам и Ева, ветхозаветные цари пророки, среди которых Давид, Соломон, Иоанн Предтеча.
В нижнем регистре изображен ад в виде темной зияющей бездны Ангелы заковывают сатану, изображенного в виде чудовищного зверя. Души праведников, одетые в белое ожидают освобождения, простирая руки к Христу.

Икона из праздничного чина. В центре композиции изображен Христос в трехчетвертном повороте, попирающий сломанные врата ада. Он выводит за руки из гробницы коленопреклоненных Адама и Еву. По обе стороны от Него расположены две группы персонажей на фоне горок: справа представлены ветхозаветные цари и пророки.

Четырехчастная икона. В верхнем левом углу представлено Сошествие Христа во ад с шествием праведников в рай, выше расположена сцена беседы благоразумного разбойника с Илией и Енохом в раю. В верхнем правом углу – Богоматерь «Живоносный источник». Богородица с Младенцем Христом изображена в фиале в виде потира, по сторонам от них – фигуры ангелов на облаках. Вокруг бассейна в форме квадрифолия страждущие, пьющие воду из источника. В нижнем левом углу – Чудо Георгия о змии, включающее изображение Георгия на коне, поражающего змия, которого на привязи держит царевна Елисава, а также царя и придворных за стенами города. В нижнем правом углу – Единородный сыне. В центре изображены: Господь Саваоф в славе с духом святым в виде голубя на лоне; ниже – Спас Эммануил, восседающий на херувимах, в славе, поддерживаемой двумя ангелами. По сторонам от Господа Саваофа – небесные светила, в верхних углах иконы на фоне построек фигуры Богоматери и ангела.
В центре, между двух горок, расположена композиция "Не рыдай Мене Мати". В нижнем левом углу - фигура Христа на Кресте, который поставлен над фигурой поверженного, скованного архангелом Михаилом сатаны. Правее разворачивается шествие Смерти. Сидящая на белом апокалиптическом звере, с колчаном и стрелами за спиной, Смерть косит грешников, чьи тела безжалостно терзают звери и птицы. Выше изображен Огненный херувим с мечом.

Из Праздничного ряда. В центре композиции представлен Христос со свитком в левой руке в круглой славе, стоящий на сокрушенных адских вратах. Справа от Него изображен Адам, за которым пророки Давид, Соломон, Даниил и Иоанн Предтеча, а слева – ветхозаветные пророки и припадающая к ногам Спасителя Ева в красном мафории.

Видеть на аналое икону Троицы (обычно копию с написанной преподобным Андреем Рублевым), но точный исторический смысл этого праздника передает икона Сошествия Святого Духа на апостолов («Пятидесятница»). Разобраться в иконографии этого образа нам помогла искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведущая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте святого апостола Андрея.

История и смысл

В основе сюжета иконы Сошествия Святого Духа лежит рассказ книги Деяний святых апостолов (см. Деян. 2: 1-13), из которого мы знаем, что в день Пятидесятницы апостолы собрались вместе в сионской горнице. В третий час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках, что привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению. С тех пор это чудесное событие торжественно отмечается как день рождения Церкви и день установления Таинства Священства. (Еще до Своего Вознесения Господь дал апостолам обетование: «…Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы).

Несмотря на единство сюжета этого события, есть несколько вариантов его иконографии. «Правила написания многих икон были оговорены и зафиксированны на VII Вселенском соборе (восстановившем иконопочитание; VIII век), но традиция написания икон праздников сложилась раньше, и образцы старой иконографии чудом сохранились в период иконоборчества на глиняных сосудах и среди синайских икон, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Поэтому сегодня мы имеем несколько вариантов (изводов) написания этой иконы. Их можно поделить на исторические, где иконописец старается максимально точно передать евангельскую историю, и литургические, основная цель которых — раскрыть смысл произошедшего события. Для сравнения: например, есть икона Тайной Вечери и есть икона Причащения апостолов. Тайная Вечеря — это исторический извод, то есть там все изображено так, как это описывает текст Евангелия, а Причащение апостолов — это литургический (символический) извод, где Христос одет как священник и причащает апостолов в Царствии Небесном, а через них и всю Церковь».

Павел, которого там не было

Самый распространенный вариант иконы Сошествия Святого Духа на апостолов — литургический. На иконе изображен триклиний (трапезная), где полукругом сидят апостолы, в руках у них книги и свитки, они оживленно беседуют. С неба на апостолов опускаются лучи света, иногда с огненными языками. В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное (это тьма отражает состояние мира до того, как апостолы пошли просвещать его светом Христовым). Здесь помещены народы (в виде толпы людей), ждущие света Евангелия, о чем сказано во второй главе книги Деяний. Ирина Языкова: «Интересно, что на литургическом изводе в центре композиции — апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. (И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолов все же Церковь считает Павла.) Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов — это символы их церковного учительства. Все они с нимбами, внутри которых часто вписан язычок пламени, как удостоенные просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию».

Царь Космос

Позже, но еще до иконоборчества, на литургическом изводе, во «тьме» между апостолами появляется загадочная фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Над этой фигурой (без нимба) сделана надпись: «Космос». «Идея персонификации отдельных явлений, стихий или понятий вообще очень свойственна грекам, — объясняет Ирина Языкова. — Например, следуя античным изобразительным приемам, в иконографию Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего на берегу или находящегося в самой реке (самый ранний пример — мозаика в Баптистерии в Ровенне, VI век), а иногда добавляли и персонификацию моря в виде уплывающей женщины. Основой такого буквального изображения иконописцу послужил текст псалма: “Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять” (Пс. 113: 3). Так и здесь, царь-Космос — это персонификация обитаемой вселенной, он символизирует собой все народы, всех людей, которых предстояло просветить апостолам».

Исторический извод

Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (см. Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. «По преданию, Пресвятая Богородица присутствовала при этом событии, — говорит Ирина Языкова. — И, следуя ему, в историческом изводе в центре композиции мы видим именно Пресвятую Богородицу. Эта икона очень похожа на икону Вознесения, где апостолы стоят вокруг Богородицы и смотрят на восходящего Христа, а здесь они сидят, беседуют и на них сходит Святой Дух. Разница только в том, что на иконе Вознесения нимб есть у одной Богородицы (не случайно Благовещение называют малой Пятидесятницей — Богородица первая получила Святого Духа), а на иконе Пятидесятницы нимбы появляются уже и у всех апостолов — это подчеркивает их состоявшуюся принадлежность к Царствию Божию. В Испании сохранились даже такие иконы VIII века, где объединены оба события: Вознесение и Пятидесятница. Апостолы собрались вместе, Христос возносится на небо, посылая апостолам Святого Духа».

На историческом изводе иконы Пятидесятницы Святого Духа иногда изображают в виде голубя (в поздних иконах — голубь в языках пламени), но такое изображение, говорит Ирина Языкова, неканонично, так как Дух Святой, как и Бог Отец, не имеет своего ипостасного образа, в отличие от второго лица Святой Троицы — Сына Божия, «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», то есть явленного миру как богочеловек Христос. Стоглавый собор (прошел в Москве в 1551 году), осудивший в том числе и неканонические изображения, настаивал на том, что Духа Святого нельзя изображать в виде голубя нигде, кроме Крещения, где Он был явлен, согласно евангельскому повествованию, именно в этом образе. В Пятидесятницу, согласно книге Деяний, Святого Духа видели в виде огненных языков — и так и должны изображать.

Троица или Пятидесятница?

«Икона Сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) — это икона рождения Церкви, — говорит Ирина Языкова. — Из апостолов Святым Духом соединяется Тело Христово, апостолы, получившие Святого Духа, передают Его всем народам».

Называть праздник Пятидесятницы Троицей на Руси начали с XVI века (в Греции такой традиции нет), после того как икона преподобного Андрея Рублева была объявлена на Стоглавом соборе каноничным образом Троицы. Дело в том, что до этого еще существовал образ «Гостеприимство Авраама», а Рублев по существу создал новый образ — Святой Троицы, в котором уже нет Авраама и Сарры, а сидящие за столом ангелы символически истолкованы как Лица Пресвятой Троицы. Постепенно в народном сознании Троица и Пятидесятница слились — в трех ангелах проще «увидеть» Три Лица Пресвятой Троицы, чем в сюжете Сошествия Святого Духа на апостолов, где проявление Божественных Ипостасей не так явно выражено.

Но это слияние сюжетов не случайно. На иконе Троицы все Три Лица Святой Троицы явлены не только как полнота Божества, но и Церкви, как исполнение обетования, данного в предвечном совете: Бог Отец послал Своего Сына во искупление отпавшего от Бога человека, Сын принял крестную смерть за грешных людей, воскрес, явился людям и отошел к Отцу, послав от Отца верующим в Него Святого Духа-Утешителя — сначала апостолам, а через них в Таинстве Крещения и всем христианам. Так родилась Церковь, собравшая всех верующих во Христа. И как Три Лица Святой Троицы соединяет любовь, так любовь соединяет людей друг со другом и со Христом в Церковь.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top