Как решать любые проблемы? Решаемая проблема: виды проблем.

Как решать любые проблемы? Решаемая проблема: виды проблем.

Предназначен для понимания сути проблем и приобретения навыка их решения


Каждый день можно услышать фразы "нужно решить проблему", "у нас проблемы", "помоги мне с проблемой" и т.п. Но иногда можно услышать и фразу "это для меня не проблема". Если эту фразу произносите вы, то можно чувствовать гордость за себя. Ведь это означает, что вы можете сделать что-то, чего не могут другие.

Что же нужно, чтобы говорить - "это для меня не проблема "?

Для начала нужно разобраться, что же подразумевается под словом проблема .

Допустим нужно отремонтировать автомобиль.

Для большинства людей, которые не учились на автослесаря, это будет проблема. Но для тех, кто это изучал и уже ремонтировал автомобили - это будет несложной задачей .

Чем же отличаются первые от вторых? Все очень просто - наличием опыта .

Если первый тип людей поищут информацию о строении автомобилей, возможных поломках, методах и инструментах для ремонта, то это перестанет для них быть проблемой, а станет задачей.

Что такое проблема

Каждый человек (ВЫ) также является элементом этой системы и владеет информацией (знаниями) только о небольшом количестве других элементов.

Знать элемент или разбираться в элементе - это значит понимать его поведение, знать все признаки, связи и предназначение.

Методы решения проблем

Поиск информации

Человек за всю свою историю решил огромное количество проблем - сделал много открытий об окружающем мире . И результаты этих открытий он материализовывал на внешних носителях (камень, папирус, бумага, компьютер и т.п.)

Поэтому при решении проблемы сначала можно самостоятельно произвести поиск информации о требуемом элементе в этих источниках. Если эта проблема уже была решена и описана в одном из источников, то достаточно просто изучить эту информацию.

В этом будет очень полезен Интернет, играющий сейчас роль глобального банка знаний всего человечества.

Консультация

Эксперты могут помочь бесплатно (друзья, родственники, коллеги) или за взаимную помощь - помочь решить их проблемы, которые человек уже решил. Или придется покупать услугу (отдать автомобиль в автосервис).

Исследование

Если информация о проблеме не найдена и никто ее еще не решал, то нужно проводить исследования. Человек подавляющее большинство своих открытий сделал эмпирическим методом - с помощью наблюдения со стороны за объектом и его взаимодействием с другими объектами.

Нужно понять причины проблемы, что мешает ее решить, что может помочь.

Когда индусы рыбачат, они ищут чаек, а не рыбу. Это означает, что при исследовании проблемы нужно искать ее влияние на другие элементы системы.

Генерация идей

В процессе исследования необходимо самому понять как устроен элемент и как он взаимодействует с другими элементами. Для этого необходимы идеи .

Для решения большинства проблем идеальным средством материализации является техника ментальных карт . Она соответствует естественному мышлению человека, характеризующемуся ассоциативностью и иерархичностью .

Материализованную информацию точно не забудешь, что ускоряет решение проблемы. Ведь не нужно постоянно вспоминать что-то о проблеме, а можно просто посмотреть на листок бумаги.

Проактивность

Некоторые люди ждут, когда проблема решится сама собой без их участия. Это иногда происходит, но с большой вероятностью такая проблема появится снова и рано или поздно ее придется решить самому.

Поэтому нельзя ждать, когда проблема решится сама, а нужно действовать.

Для этого потребуется такое качество человека , как проактивность . Она позволяет за счет воли, сознания себя , воображения и совести принимать правильные решения и выполнять все необходимые действия для решения проблемы.

Нужно постоянно развивать свою проактивность, тогда решение проблем будет занимать все меньше и меньше времени.

Выйти за рамки

У любой проблемы есть множество способов решения. Поэтому даже если кажется, что решение найдено, лучше все равно обратиться за консультацией к экспертам, которые могут подсказать другие пути ее решения, возможно более эффективные .

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ ! и самореализовываться.

Решение особо крупных проблем может привести к смене парадигмы , личной и всего общества. К таким решениям относятся, например, открытие гелиоцентрической системы мира, законов механики Ньютоном, теории относительности Эйнштейном, теории эволюции Дарвином и т.п.

Решая проблемы, человек приобретает новые знания и умения , которые можно развить в навык , а потом приобрести компетентность . Это повышает уровень личного развития , делает человека более опытным, мудрым и полезным .

Не бойтесь проблем, а смело их решайте и превращайте в личные возможности

Высказывания о личном развитии

Не бывает великих дел без великих препятствий (Франсуа Вольтер )
Если вы не принимаете участия в решении проблем, значит вы их создаете (Майкл Фейнер )
Самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность (Джозеф Шугерман )
Умный человек знает все, а мудрый - знает, что с этим делать

Избавьтесь от страха перед проблемами
с помощью тренинга
Тренинг уверенности в себе

Научитесь быстрее генерировать идеи для решения проблем
с помощью тренинга
Развитие воображения

Организуйте процесс решения проблем
с помощью сервиса

Квадрат Декарта

Идеальный метод решения любых проблем, которые тебя пугают. Дело в том, что мы слишком часто зацикливаемся на одном-единственном вопросе: «Что будет, если это произойдет?» Это мешает найти решение, потому что ты смотришь на проблему только с одной стороны. Квадрат Декарта — простейшая техника, которая позволяет найти решение в считаные минуты. Итак, нарисуй на листе бумаги квадрат. Раздели его крестиком на четыре части. В каждой части напиши вопрос.

Что будет, если это произойдет?

Что будет, если это НЕ произойдет?

Чего НЕ будет, если это произойдет?

Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет?

Ответь на все четыре вопроса, и решение проблем придет само. Просто потому, что ты рассмотришь ситуацию с четырех сторон.

Автоматическое письмо

Метод, который потребует от тебя времени и терпения, но результаты могут тебя ошеломить. Суть метода очень проста: тебе просто нужно взять ручку, бумагу(много бумаги!) и начать писать. Нет необходимости заранее формулировать вопросы, на которые нужно найти ответы. Суть автоматического письма в том, чтобы отключить сознание и позволить подсознанию выйти наружу. Итак, тебе нужно остаться в одиночестве в спокойной обстановке. Бери ручку, бумагу и начинай писать все, что придет тебе в голову. Не останавливайся. Тебе потребуется много времени — от 20 минут до часа. В какой-то момент ты действительно начнешь писать совершенно автоматически, то есть перестанешь думать о том, что именно ты пишешь. Потом тебе останется только перечитать написанное. Скорее всего, ты найдешь ответ на все свои вопросы. Но, правда, он может тебя удивить.

Смена фокуса

Невозможно объективно рассматривать проблему, находясь внутри. Просить совета у сторонних наблюдателей тоже бессмысленно, потому что они-то не бывали внутри проблемы и понятия не имеют, что она на самом деле собой представляет. Собственно, остается только один выход — тебе самой нужно стать« сторонним наблюдателем». Сделать это можно только одним способом, в буквальном смысле убежав от проблемы. Ногами. Следующий этап — отвлекайся! Дело в том, что, если ты просто уйдешь, ты не перестанешь думать о сложной ситуации. Тут может помочь время(которого у тебя, скорее всего, нет) или сильные впечатления — лучше позитивные, естественно. Тебе нужно вытеснить эмоции. После того как ты на какое-то время устранишься от проблемы и физически, и эмоционально, ты сможешь к ней вернуться в качестве« стороннего наблюдателя». Этот поможет взглянуть на ситуацию другими глазами и найти пути решения проблем.

Обращение к специалисту

Если ты совсем запуталась, близкие, скорее всего, предложат тебе обратиться к психологу. И ты, скорее всего, к нему не пойдешь. Потому что кто его знает, как искать хорошего специалиста. И потом, на это нужны время и деньги, которых тоже может не быть. На самом деле важно понять следующее: тебе необходимо взглянуть на проблему чужими глазами. Именно поэтому тебе не поможет подруга, которая знает о проблеме; не поможет мама, которая прекрасно знает тебя; и уж тем более не поможет тот человек, который находится внутри той же самой проблемы. Не надо бояться психологов. Не нужно искать самого лучшего в мире специалиста — вполне вероятно, что тебе понадобится всего пара сеансов. И нужно быть готовой к тому, что специалист не даст тебе никаких советов, но это и не нужно. Сама возможность изложить суть проблемы постороннему человеку помогает взглянуть на нее словно чужими глазами.

Мозговой штурм

Старый добрый способ решения проблем — ты наверняка не раз к нему обращалась. «Посоветоваться с подругой» — это оно. Но на самом деле, чем больше« мозгов» будет задействовано, тем лучше. Тебе нужна компания людей, готовых тебе помочь, место, в котором вы можете собраться, и время на то, чтобы перебрать все варианты. Для решения глубоко личных проблем этот способ не очень подходит. Но если это ситуация, в которой ты чувствуешь себя в тупике, коллективный мозговой штурм — идеальный метод. Потому что никто из твоих друзей не предложит тебе подходящее решение сразу. Оно родится само, в процессе.

Поедание мамонта

« Можно съесть даже мамонта, если есть его по частям» — вот, собственно, вся суть метода. Тебе даже не нужно этого« мамонта» разделывать, потому что ты погрязнешь в новой проблеме — как бы это лучше сделать. Представь, что ты — хищник, перед тобой добытая туша мамонта. Подходи и кусай. То есть не ищи какой-то единственно верный путь решения проблемы, пробуй подходить к ней с разных сторон и «откусывать» понемногу. То есть совершать небольшое усилие, то, которое тебя не слишком сильно напряжет и не испугает. Таким образом ты прощупаешь проблему со всех сторон — это во‑первых. А во-вторых, постепенно придет понимание, с какой стороны ее все-таки лучше решать.

Очень много написано о классификации проблем, о методологии их решения, расписаны-разрисованы различные алгоритмы "решения проблем", но особо ничего и не меняется. Раз есть проблемы, значит и есть методы их решения

Очень много написано о классификации проблем, о методологии их решения, расписаны-разрисованы различные алгоритмы "решения проблем", но особо ничего и не меняется. Раз есть проблемы, значит и есть методы их решения, ну не может быть так, что бы человечество с момента своего появления не сталкивалось с проблемами. Их было много и они как - то решались. Сейчас у нас нет проблем с тем, что нам за едой из пещеры выйти не дает саблезубый тигр, который хочет нас съесть. Проблемы решаются.

Первое, что нужно знать (а это многие люди и так знают, но я лишь напомню), что если человек сам не захочет решить свою проблему или проблемы, то они и не решатся. Человеку можно только помочь ее решить. И это утверждение было пробовано - испробовано, проверено и перепроверено, но факт остается фактом: если человек (или группа людей) не хочет решить проблему, то она не решится и никто не поможет ее решить. Есть, конечно же, и еще более тяжелый случай, когда человек или группа людей, вообще не осознают наличие у них реальных проблем и соответственно они будут в них сидеть, а они (проблемы) будут им портить жизнь. Поэтому, для того, что бы можно было решить проблему или проблемы, необходимо их вначале осознавать, обнаружить.

И вот есть метод, хотите назовите его упражнением или как-то еще, но он работает:

  • Первое, что нужно сделать - это взять лист бумаги и ручку и написать список проблем, которые есть у Вас или в вашей области деятельности, не зависимо от того, считаете ли Вы ее такой, которую можно решить или такой, которую нельзя решить, просто записываете.
  • Второе: выбираете из всего списка ту проблему, наличие которой у Вас Вам легче всего осознавать, то есть ту проблему, которая Вам кажется или воспринимается Вами как самая маленькая. Люди часто допускают ошибку пытаясь что-то сделать с самой большой проблемой.
  • Третье: вы выбрали такую проблему (хотите, во всем списке ее как-то пометьте или выпишите ее формулировку ниже всего списка), а теперь запишите(естественно, нужно и подумать над этим будет), что вы можете сделать, что бы решить эту проблему. То есть реально, что Вы можете сделать, что бы решить эту проблему.
  • И четвертое: сделайте это!!! То есть решите ее, эту маленькую проблему.

Давайте пробежимся по этому быстро:

  1. Вы составляете список проблем (например у вас их 5):
    - проблема с зубами, надо идти к стоматологу, но боюсь;
    - Квартира без ремонта 15 лет;
    - мусорное ведро не вынесет никто, кухня провонялась;
    - нет дополнительного источника заработка, но хочется еще побольше денег;
    - сын учиться не хочет и никак с этим ничего сделать ничего не можем.
  2. Вы видите, что мусорное ведро вас меньше всего беспокоит (и не нужно сюда включать "сын-оболтус, мало того, что учиться не хочет, так он еще и мусор не выносит, не понимает, что мусор надо выносить " - Вам сейчас воняет, а не ему - у вас проблема). Вот и записываете эту проблему, как самую маленькую или помечаете ее в своем списке.
  3. Записываете, что вы с ней можете сделать. Вы, а не оболтус. И пишете"Вынести во двор в мусорный контейнер" (или домашний мусоропровод, или куда-то еще, куда нормальные люди мусор выбрасывают, а не соседу под квартиру, так как это будет еще одна проблема).
  4. Легко так или со скрипом, скрепя зубы, Вы выносите это ведро с мусором и приносите домой без мусора и возможно моете его (если там что-то воняло). И на одну проблему меньше и сына потом не гоняете за это - ее нет.

И вот математика тут такая: возьмем и обозначим одну проблему как единица, единица ваших нервов, внимания, времени, сил, мыслительной деятельности, забот, энергии и прочего. В нашем примере 5 проблем, то есть 5 единиц. Благодаря тому, что они есть у Вас, они не складываются одна с другой, а именно умножаются, так как все это ваше. И получаем 5 (единиц) проблем умножаются на 5 проблем (единиц) и получаем 25 единиц негативных эмоций, нервов и так далее и ощущение, что у Вас не 5 отдельных проблем, а 25! И это все давит на вас и скорее у вас ощущение, что всё является проблемой и нет выхода из этого.

И вот вы хотели справиться с самой большой - откуда силы брать, если у вас, по-существу, 25 проблем, которые всей мощью давят на вас?

И тут вы вынесли мусорное ведро и теперь у вас 4 проблемы, а 4 умножить на 4 будет 16, то есть на 9 единиц негатива или напряжения меньше. Это те 9 единиц, которые теперь ваши, и которые Вы теперь сможете использовать для решения следующей проблемы из списка и на какие-то другие, более конструктивные или полезные и приятные вещи.

Затем смотрим список дальше. И вы обнаруживаете, что следующая проблема, на которую вам легче всего смотреть - это то, что нужно зубы привести в порядок и вы записываете, что с этим можно сделать и затем идете к стоматологу (возможно быстренько до этого узнав, где находится самый человечный в мире стоматолог) и приводите зубы в порядок. Теперь у вас 3 проблемы, а 3 умножить на 3 будет 9 единиц, то есть еще меньше на 7 единиц. И так далее по списку: находите из списка самую легкую, пишите, что можете с ней сделать и теперь у вас 2 проблемы или в общей сложности 4 единицы (а остальные из изначальных 25 освобождаются и дают Вам больше возможностей что-то делать и больше смелости для решения других проблем возникает и тому подобное). И затем у вас остается одна проблема, которая уже скорее всего и не будет проблемой, а будет задачей, которую нужно выполнить.

Есть тут одно предостережение: по мере уменьшения количества проблем у вас может возникнуть желание забросить все остальные. Не делайте этого, правильно - решить их. Естественно, может при высвобождении "запертых" в проблемах единиц появиться новый взгляд на жизнь и вы что-то перепланируете в своей жизни и что-либо просто перестанет быть вашей проблемой (как например ураган в США вас перестанет заботить или вы выясните, что ваш сын знает, чего он хочет и его интересует профильное обучение и вот цель появится - найти тех людей или заведения, которые помогут вашему сыну развивать свои способности и таланты в той сфере деятельности, к которой у него есть тяга).

Сделайте эти 4-е шага, они очень сильно помогают и естественно то, что чтобы вынести мусорное ведро может понадобиться несколько минут, а создать и раскрутить свой бизнес (или еще один) - это скорее всего займет побольше времени.

Если начинают заедать проблемы - просто делайте эти 4-е шага.

Что касается решения проблем, которые касаются не лично вас, а, например, коллектива (штат сотрудников, страны и так далее), то здесь наоборот, нужно самые большие завалы всем сообща устранять, но это уже отдельная тема.

У вас все получится!

Процесс решения задачи состоит из таких основных подпроцессов, как:

  • Обнаружение проблемной ситуации;
  • Постановка задачи - строгое определение исходного (данного) и требуемого;
  • Нахождение решения задачи.

Эти этапы можно обнаружить во многих теориях решения задач. Так, стадии постановки задачи и нахождения решения задачи отчётливо видны в теориях последователя Вюрцбургской школы Отто Зельца, гештальт-психолога К. Дункера и когнитивиста Грино, несмотря на все их различия.

Стадии решения задачи в теориях О. Зельца, К. Дункера, Грино

О. Зельц К. Дункер Грино
1. Образование комплекса, в который входят: а) характеристики известного и б) отношения известное-неизвестное, определяющие в) место неизвестного в комплексе. Незавершённость этого комплекса - суть проблемности. 1. Проникновение в проблемную ситуацию - понимание её внутренних связей, восприятие её как целого, заключающего в себе некий конфликт. 1. Построение когнитивной сети, состоящей из элементов известного (данного) и неизвестного (отношения между элементами известного и неизвестного пока не установлены).
2. Запуск интеллектуальных операций: припоминание или создание решения. 2. Нахождение функционального значения решения.
3. Реализация (воплощение) функционального значения в конкретное решение.
2. Построение связей (отношений) между элементами, модификация сети при помощи дополнительной информации из памяти.

Психологические факторы

На ход решения задачи и успешность её решения влияют следующие факторы.

  • Установка :
  • Характеристики субъекта :
  • Эмоцональное (мотивационное) состояние :
  • Предшествующая неудача снижает эффективность решения;
  • Наилучшие результаты имеют место при средней интенсивности мотивации; чрезмерная или недостаточная мотивация приводит к ухудшению результатов (закон Йеркса - Додсона).
  • Знания : могут как повышать, так и снижать эффективность решения (из-за стереотипизации, привычки).
  • Интеллект : люди с низким интеллектом более восприимчивы к установке.
  • Личность : показано, что успешность решения задач связана с 1) гибкостью, 2) инициативой, 3) уверенностью , 4) нонконформизмом , 5) способностью сдерживать движения (очень медленно чертить линии и и т. п.).

Теории решения задач

Информационный подход

С точки зрения информационного подхода задача - это различие между двумя состояниями; задача считается решённой, когда признаки имеющегося и требуемого состояния идентичны. Таким образом, процесс решения задачи имеет место, когда организм или система искусственного интеллекта осуществляет переход из данного состояния в желаемое целевое состояние .

Представители информационного подхода исходили их того, что человек, так же как компьютер , оперирует символами (знаками), следовательно, вычислительные машины можно «использовать как устройства для имитации процесса человеческого мышления» . Модели решения задач, которые они создавали, зачастую одновременно представляли собой компьютерные программы (наиболее известный пример - «Универсальный решатель задач» (англ.) Ньюэлла и Саймона, созданный в 1957 году).

Линдсей и Норман

Линдсей и Норман описывают решение задач следующим образом.

Вся имеющаяся на данный момент информация , относящаяся к задаче, называется состоянием осведомлённости . Решение задачи представляет собой последовательный переход от одного состояния осведомлённости к другому, а затем к следующему и т. д., пока не будет достигнуто требуемое окончательное состояние осведомлённости, т. е. решение. Такие переходы осуществляются с помощью операторов - средств, уменьшающих разрыв между наличным состоянием осведомлённости и тем состоянием, которое последует за ним. Нахождение операторов и составляет главную сложность при решении задачи.

Возможны две стратегии решения: прямой и обратный поиск. 1. При прямом поиске «человек сначала испытывает какой-то метод подхода к задаче, а затем смотрит, продвинулся ли он вперёд в результате его применения». 2. При обратном поиске «человек рассматривает искомое решение, задаваясь вопросом: какой предварительный шаг необходим для того, чтобы прийти к нему? После определения этого шага определяется шаг, непосредственно ему предшествующий, и т. д., в лучшем случае - влоть до отправной точки, заданной в постановке исходной задачи». Обратный поиск осуществляется с помощью анализа средство-результат (сопоставления средств и целей): на каждом шаге данная промежуточная цель сравнивается с наличным состоянием осведомлённости и находится оператор - средство, уменьшающее разрыв.

Имеются два вида операторов: 1) алгоритмы (совокупность правил, гарантирующих результат) и 2) эвристические приёмы (для сложных задач, где не найдены алгоритмы).

Психофизиологические данные

Исследование О. К. Тихомирова

Появлению в сознании решения задачи предшествует эмоциональная активация и чувство близости решения.

Это установил О. К. Тихомиров, изучая процесс решения шахматных задач . Он предлагал испытуемым рассуждать во время решения задачи вслух и параллельно регистрировал их кожно-гальваническую реакцию (КГР), которая служила признаком эмоциональной активации.

Эксперименты показали, что сначала возникает эмоциональная активация . За ней - обычно через 0-0.5 секунд - следуют эмоциональные восклицания («Ага!», «Ой!» и т. п.). За эмоциональными восклицаниями обычно следуют слова, обозначающие чувство близости решения : приближение к неосознанной ещё идее («так-так-так-так», «вот-вот-вот-вот», «наверное…») или ещё неясные результаты поиска («что-то мелькнуло», «что-то есть», «кажется, нашёл», «кажется, решено»); реже это выражение необходимости попробовать («попробуем-попробуем», «интересно-интересно»), сомнения («„а“… „а“… или не „а“?») или сигналы самоостановки («стоп-стоп-стоп-стоп»); ещё реже сразу называется решение. За этим следует решение - называние конкретного принципиального для решения задачи хода, - через 1.5-13.5 секунд после появления эмоциональной активации, в среднем - через 5.5 секунд.

Решение задач животными

Дискуссии относительно механизмов решения задач животными разворачиваются вокруг метода проб и ошибок и инсайта .

Метод проб и ошибок

Торндайк (1889) полагал (и экспериментально демонстрировал), что механизмом решения задач животными является не понимание и рассуждение, а метод проб и ошибок .

Торндайк помещал животных (кошек) в специальные проблемные ящики - клетки «с секретом», выход из которых открывался нажатием на кнопку или рычаг, потягиванием за шнур, петлю и т. п., которые находились в клетке или около самой решётки снаружи. Торндайк обнаружил, что сначала кошки мечутся по клетке и цепляются за всё, что могут достать; в результате этого они рано или поздно случайно задевают механизм, открывающий клетку, и освобождаются. Когда кошку вновь сажают в клетку, её хаотическая активность приводит к успеху немного быстрее, в следующий раз ещё быстрее и т. д. Кривые научения демонстрируют постепеное овладение решением.

Согласно теории Торндайка, животные действуют случайным образом, причём вероятность повторения подкреплённой реакции возрастает .

Однако некоторые данные самого Торндайка говорят против его теории. Так, в случаях с некоторыми «ленивыми» кошками Торндайка «внимание, которое нередко сочетается с недостатком энергии, позволяло кошке быстрее образовать ассоциацию после первой удачи» . А заменив впоследствии (1901) кошек обезьянами, Торндайк обнаружил, что почти все задачи решались «путём быстрого, нередко казавшегося мгновенным, оставления безуспешных движений и выбора правильного... Естественно заключить, что обезьяны, внезапно переходящие от множества беспорядочных движений к одному определенному действию с крючком или задвижкой, имеют понятие о крючке, о задвижке или о том движении, которое они производят»…

Р. Вудвортс отмечает, что «не было обнаружено ни одного случая такого поведения в проблемной ситуации , когда животное бросалось бы на все окружающее без всякого учета объективной ситуации. Животное всегда реагирует на те или иные предметы, и почти всем его реакциям присуща известная степень правомерности. Метод проб и ошибок состоит не в слепых, рассчитанных на случайную удачу движениях, а в испробовании определенных путей к цели. Насколько мы можем судить по поведению животного, у него всегда имеется некоторое схватывание объективной ситуации. Другое дело, что в любой ситуации, которую можно назвать проблемной, это схватывание никогда не бывает с самого начала полным. Ситуация должна быть исследована, а это редко может быть сделано без передвижений и манипулирования. Но даже при первом взгляде на ситуацию общие очертания проблемы вскрываются в достаточной мере, чтобы до известной степени ограничить область исследования и манипулирования».

Инсайт

Решение задач путём внезапного озарения (инсайта) , понимания ситуации, проникновения в её суть описано В. Кёлером . Эксперименты Кёлера демонстрируют следующие примеры того, как это происходит.

  • Курица, видя перед собой цель, отделённую от неё некоторым препятствием (забором), «совсем беспомощна, постоянно налетает, если видит цель перед собою сквозь решётку, на препятствие, беспокойно бегая туда и сюда», и не способна добраться к этой цели иначе как с помощью таких метаний, лишь постепенно приближающих её к цели (что напоминает описания Торндайка). Напротив, собака или ребёнок (например, девочка 1 года 3 мес., едва научившаяся ходить), оценив пространственные характеристики ситуации, могут сразу найти кратчайший обходной путь.
  • Обезьяна способна схватить палку и достать ею еду, находящуюся вне клетки (без всяких проб и ошибок).
  • Случайно соединив две короткие палки, которые по отдельности недостаточно длинны, чтобы дотянуться до еды, шимпанзе тут же достаёт еду получившейся длинной палкой.
  • Шимпанзе влезает на ящик или даже ставит ящики друг на друга, чтобы достать высоко висящий плод.

Использование орудий

Известно, что животные в некоторых случаях способны использовать орудия при решении задач, однако дискуссионным остаётся вопрос о том, в какой мере такое использование является врождённым (инстинктивным), а в какой - проявлением интеллекта .

Примеры использования орудий животными.

Светлая и черная полосы - это уже самая настоящая закономерность нашего существования. Но бывает такое, что нежданно-негаданно является сложный и долгий черный этап, и каждый новый день ощущается даже хуже, чем предыдущий. Трудности "наваливаются" на нас буквально отовсюду, и мы не успеваем отыскать для них рациональные решения. Как решить проблемы в отношениях , семейные проблемы, проблемы на работе и в себе самом? Иными словами, наступают такие минуты, что понимаешь - нужна эффективная психотерапия, ведь мы только учимся решать проблемы .

В том случае, если сейчас Вы считаете, что ситуация чрезмерна сложная и состояние нестабильное или откровенно неважное, консультация психолога необходима. И вообще, пришло время прекратить себя жалеть и приступать к результативным действиям, которые помогут вернуть утраченную идиллию душевной жизни. Ведь !

Как можно это осуществить?

Правило 1: Обратитесь за поддержкой к друзьям и родным.

Не пытайтесь никогда решить все в одиночку, вместе найти верное решение быстрее и проще. Кроме того, само осознание помощи со стороны придаст вам энергии и настроит на конструктивный лад. Если Вы перестали ориентироваться в собственной жизни из-за трудностей, скажите "стоп" и поищите поддержки у Ваших друзей или у . Психолог - это человек, который решает проблемы , работа у него такая. Может, пора уже прекратить заниматься самолечением и довериться профессионалу?

Закон 2: Успокойтесь.

Помните: чем больше Вы расстраиваетесь и суетитесь, тем сложнее, как правило, отыскать верное решение. Тем более, что негативные чувства имеют тенденцию притягивать лишь негативные мысли. Постарайтесь абстрагироваться от проблем, оставить их на непродолжительное время неразрешенными, просто остыть. Не забывайте: .

Правило 3: Не привносите сложности на работе в Вашу семейную жизнь.

На личной жизни Ваши будние трудности рабочего характера не должны в идеале отражаться. Примите такой закон, уходя с работы, "переключаться" на нечто иное, мы учимся решать проблемы , связанные с работой, на рабочем месте!

Правило 4: Не пытайтесь решить все проблемы сразу.

Распространенная ошибка некоторых - это стремление убить все силы на решение всех проблем одновременно. Как правило, в результате человек не может разрешить толком ни одной проблемы как следует. Научите себя и здесь расставлять приоритеты. Разбирайте в первую очередь самые важные и неотложные проблемы, а только затем переходите к менее важным и вторичным.

Закон 5: Научитесь бороться со стрессом.

Главное, что порождает большинство проблемных ситуаций - это стресс, который, как известно, пагубно влияет на наше здоровье и настроение. А поскольку мы получаем лишь негативное влияние от "плохого стресса", важно научиться с ним справляться - это ключевой навык в решении проблем. Убирают из нашей жизни стресс именно такие вещи, которые приносят нам удовольствие и множество положительных переживаний. Это, например, чтение увлекательной книги, пикники на природе с веселой компанией, путешествие, игра в шахматы и т.д. Если в последнее время обстоятельства жизни стали очень стрессовыми, значит, имеет смысл больше времени уделять восстановлению собственных сил, иначе как же можно найти правильное решение своих трудностей?

Правило 6: Посмотрите на трудности в иной перспективе.

Когда Вы успокоитесь и прекратите нервничать, опять вернитесь к беспокоящим Вас проблемам и сделайте попытку оценить и подвергнуть анализу их рационально, без лишних переживаний. Вы только учитесь решать проблемы (как и каждый человек на Земле), но очень возможно, что теперь они Вам перестанут представляться совершенно невыносимыми. Часто жизненные трудности представляются нам невыносимыми именно потому, что их слишком много и все они требуют немедленных действий, это выбивает человека из колеи, в состояние стресса, в котором действовать трудно.

Отставьте трудности как нечто недолговременное, которое непременно будет побеждено. И запишитесь, наконец, на консультацию к психологу .

Кто он - человек, который решает проблемы?

Это психолог или психотерапевт, профессионал, работа которого в том и заключается, чтобы помогать другим людям разрешать проблемы и трудности. Это не только его хлеб, но и значительная часть смысла его жизни, если, конечно, этот психолог любит свою работу. И не надо думать, что психолог на работе занимается лишь "приятной болтовней" и "распиванием чая". На самом деле хорошая работа психолога признана одной из самых трудных профессиональных сфер, в которой самому специалисту приходится :

а) быть постоянно внимательным и сконцентрированным на ситуации и речи клиента;

б) выступать в качестве психодиагноста, аналитика и стратега одновременно;

в) преодолевать значительные препятствия со стороны своего собственного бессознательного, которое так и норовит подкинуть пару добрых воспоминаний о том, "как у меня было нечто подобное в жизни...".

Поэтому в психологическом консультировании непрофессионалы долго не задерживаются - это слишком сложно. Трудне, чем кажется непросвещенному на первый взгляд.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top