Какая бывает самооценка разных людей. Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов

Какая бывает самооценка разных людей. Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов

Человек – существо социальное и развиваться вне общества нормально не сможет. На протяжении всей жизни личность, взаимодействуя с социумом, развивается и познает новые границы себя. То, каким будет индивид в этом обществе, во многом зависит от самого окружения. Люди меняются под воздействием правил и норм, заданных социумом, и от этого меняется и их отношение к самим себе. То, каким будет окружение человека, какова будет его роль в этом обществе и как личность будет ставить себя перед социумом, в основном зависит от внутренних характеристик человека. Темперамент, характер, самооценка личности задают темп нашего движения по жизненному пути.

Самооценка личности

Самооценка человека влияет на его отношение к самому себе, это то, как он оценивает свои возможности, силы и умения. Она является центром развития личности и имеет огромное влияние на адаптацию человека в новом обществе, группе. Это не константа – она развивается и меняется в зависимости от событий, происходящих в жизни человека. В основном самосознание и самооценка закладываются в человека с детства и постепенно развиваются в Я-концепцию. Ее присутствие есть в любом поведенческом акте личности. На то, как человек поведет себя в критической ситуации, как будет решать важные вопросы и решится ли на выполнение тех или иных задач, будет напрямую зависеть от уровня самооценки человека на момент принятия решения.

3 типа самооценки в психологии

Самооценка делится на три типа: заниженная, завышенная и средняя (адекватная). Люди с разным уровнем самооценки в одной и той же ситуации поведут себя по-разному.

Заниженная самооценка – это результат неправильного, возможно, властного или чрезмерно опекающего воспитания. Такое воспитание ведет к неуверенности в себе и своих силах и, как следствие, к заниженной оценке себя. Люди с низкой самооценкой очень ранимы и часто замкнуты, не общительны, безынициативны. Такое поведение ведет к комплексу неполноценности, развитию депрессивных состояний. Как правило, такие люди склонны принижать свою роль в обществе, стараясь ни в коем случае ничем не выделяться. Клиентами современных психологов все чаще являются люди с заниженной самооценкой. Эту проблему можно и нужно решать. Над ней можно работать.

Высокая самооценка

О завышенной самооценке личности свидетельствует нежелание человека смотреть на свои ошибки, разбирать их и признавать. Личность с завышенной самооценкой склонна идеализировать себя и преувеличивать свою значимость для окружения. Таким людям характерны доминантные чувства, демонстрация себя. Порой человеку бывает трудно жить с завышенной самооценкой. Понимание и осознание этого будет первым шагом к исправлению ситуации, т. е. можно сделать самооценку адекватной. Но в целом такой тип самооценки дает личности уверенность в себе, что является хорошей движущей силой. Такие люди живут под девизом «Я могу», «Я умею», «Я хочу». В них доминируют такие качества, как упорность и стремление.

Люди с адекватной самооценкой реально оценивают свои силы и возможности по отношению к делу, которое перед ними. Такие личности ставят перед собой четкие цели, которых добиваются, трезво смотрят на вещи. Так же адекватная самооценка говорит о зрелости личности. Чем более зрелой личностью является человек, тем более адекватная у него самооценка.

Заключение

То, какая самооценка личности сформировалась на выходе развития, будет влиять на уровень и качество жизни индивида в обществе. Осознавая себя, понимая и принимая определенным образом, человек строит жизненные планы, создает свое окружение и живет в этом мире. Являясь важным звеном в развитии индивидуальности, самооценка человека определяет уровень уверенности в себе и удовлетворенности своей жизнью.

Каждому человеку следует заглянуть в себя хотя бы потому, что именно там, внутри, находятся решения большинства текущих проблем. Только «покопавшись» в себе, человек может решительно выбросить находящийся там мусор точно так же, как это делается при капитальной уборке квартиры под Новый год. При этом нужные, полезные вещи располагает поближе, а то, что не для чужих глаз, прячет подальше.

Самооценка входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми приходится находиться в непосредственном контакте. Самооценка не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину). Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствовании, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Ведь человеческая жизнь - не блиц-турнир. Это скорее затяжная борьба с самим собой и за ссбм, фгбую щая воли и предельной искренности перед собой.

Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», по и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой -самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента:
- когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе от различных источников информации;
- эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Самооценка - процедура нелицеприятная. У тех, кто не махнул на себя рукой, при самооценке появляется возможность поразмышлять о самом неопознанном объекте на планете - о самом себе. Вот написал же французский поэт Ф. Вийон:
Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю ВСЕ! Но только НЕ СЕБЯ!

А что там удивляться, если в структуре головного мозга человека участкам, ориентированным на неудовольствие, природа отвела менее 10 % от всей площади. Вот человек и склонен льстить себе. Лесть - пища глупых, говорил Д. Свифт, но между тем сколько умных людей готовы, время от времени, отведать хоть глоток этой пищи.

Американский психолог У. Джемс предложил формулу для самооценки: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т.п.), идеальная цель своих будущих действий. Успех - факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек:
- приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс 2-летннх («я лучше всех»);
- имеет идеализированное представление: о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто порождает ничем не оправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, ист лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других);
- игнорирует свои неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает псе, ЧТО мешает сложившемуся представлению о тебе;
- истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность;
- становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не при слушивается к чужому мнению;
- экстернален, cвой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами - с чем угодно, но только не с собственными ошибками;
- к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придир кам и зависти;
- как правило, ставит перед собой невыполнимые цели;
- имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности;
- легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость;
- ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда - скрытое или явное негативное отношение к нему);
- подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей; но я самый несчастный и невезучий»);
- прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения;
- имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и продолжительный взгляд, командные нотки в голосе.

При явно заниженной самооценке человек:
- обладает преимущественно тревожным, застревающим, педан тичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки;
- как правило, не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен;
- более остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них;
- конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу;
- страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда - любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем (и прежде всего самому себе) свою значимость, что он чего-то стоит;
- ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть;
- нередко уходит в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни;
- слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости;
- становится часто занудой, доводит окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе;
- имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре часто глаза отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противопололшых психических процессов в человеке:
- познавательного, способствующего адекватности;
- защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в любом человеке заложено чувство самосохранения, которое в ситуациях самооценки действует в направлении самооправдания своего поведения и самозащиты своего внутреннего психологического комфорта. Это происходит даже тогда, когда человек остается наедине с собой. Человеку трудно признавать хаос внутри себя. Кстати, согласно статистике, собранной психологами, только 40 % менеджеров разных должностных уровней оценивают себя объективно. Имеется и такая цифра: только у 15 % людей самооценка совпала с той, которую он получил от своего брачного партнера. Так что внутренняя «полиция нравов» у нас не на уровне.

Механизм функционирования самозащиты можно рассмотреть, используя психоаналитическое понимание психологической структуры личности. По 3. Фрейду, как известно, в мире человеческой психики имеется три «царства»:
«Оно» - бессознательная система, движимая принципом удовольствия. В основе ее лежат потребности биологического и эмоционального характера, неукротимые страсти.
«Я» - сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром. Это оплот благоразумия и трезвой рассудительности.
«Сверх-Я» - своеобразная внутренняя «полиция нравов», моральная цензура. Устав ее составляют нормы и запреты общества, принятые личностью.

Между «Я» и «Оно» всегда имеются отношения противоречий. Бедняга «Я» всегда оказывается между тремя «тиранами»: внешним миром, «Сверх-Я» и «Оно». Регуляция противоречий осуществляется с помощью механизмов психологической защиты человека, представляющих собой приемы достижения его душевного равновесия. Набор таких приемов достаточно велик: снижение уровней притязаний, агрессия, самоизоляция, перенос своих эмоциональных состояний на другого человека, переключение нежелательных влечений и др.

Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности . Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми. Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо:
- бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя;
- изучить свои характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми;
- постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они более уравновешенны, не столь агрессивны, более независимы.

Самооценки не может быть слишком много, ее может либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди, не уверенные в себе.

Натаниель Брандер

Что такое самооценка?

Самооценка – это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой, – регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение-самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя.

Виды самооценки

Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения.

Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.

Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по-разному.

Адекватная самооценка

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так?


Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки.

Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы "примеряет" на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку.

Исследование самооценки

В каждом конкретном случае, прежде чем приступить к работе по запросу, с помощью специальных методик проводится всестороннее исследование самооценки клиента, анализируется его семейная ситуация, система ценностей, сложившихся в его/ ее семье и социальной группе. Исследование глубинных слоев самосознания позволяет выявить истинные причины проблемы, что дает возможность провести эффективную коррекцию заниженной самооценки

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, либо негативные самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни – внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: "Ты не на что не годен!", подчас применяя при этом физическое воздействие.

Иногда родители злоупотребляют "тиранию долженствований", вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: "Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек", "Ты должен слушаться во всем маму".

В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я" – чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко.

В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм – стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях – нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям ("быть отличником по всем предметам") заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.

Уровень притязаний при самооценке

Важным моментом при исследовании самооценки, с моей точки зрения, служит уровень притязаний индивида. Если человек выдвигает нереалистические притязания, его чаще подстерегают непреодолимые препятствия на пути к цели, он чаще испытывает неудачи. Критериями оценок обычно служат современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стереотипы восприятия, стандарты, усвоенные им в течение жизни.

В этом случае возникает вопрос, имеем ли мы дело с самооценкой? Ведь человек принимает внешнюю оценку за собственную и живет с ней. Внешние оценки при этом отличает ригидность , они трудно поддаются изменениям, если только человек не научится себя оценивать более адекватно.

Известная формула классика У. Джемса: Cамооценка = Успех / Уровень притязания,

Это значит, что самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.

В реальности все может обстоять сложнее: нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает. Творческие люди, движимые неудовлетворенностью собой, нередко ставят более сложные задачи, склонны стремиться к совершенствованию, к самоактуализации – более полному выявлению и раскрытию своих личностных возможностей.

Как повысить самооценку

Существует немало способов поднять самооценку. На практических консультациях мы с Вами найдем такие методы, которые наилучшим образом соответствуют именно Вашей личности. Также вы можете уже сейчас попробовать изменить свою самооценку и стать более успешным, более уверенным в себе человеком. Найдите свои положительные качества

Возьмите бумагу и ручку и запишите 5−10 качеств, за которые вас ценят и любят близкие люди. В моменты, когда вам кажется, что вы не справитесь, берите этот листок и перечитывайте.

Перестаньте себя жалеть

Жалея себя, вы принимаете тот факт, что вы не способны справиться с чем-то, что вы беспомощны, а всему виной обстоятельства. Вы имеете право на ошибку, но будьте объективны – берите ответственность на себя.

Заведите журнал успеха

Каждое свое достижение (в любой области, будь то работа, хобби или отношения с женщиной/мужчиной) записывайте. Периодически перечитывайте свои записи.

Планируйте свои дела

Это поможет избежать "безвыходных" ситуаций, которые могут вывести вас из равновесия. Лучше составлять план с вечера, а утром корректировать, если есть необходимость.

Стимулируйте себя

Придумайте себе вознаграждение за действия или работу, которых вы избегаете по причине неуверенности в себе (выступить на публике, пойти в тренажерный зал и т.д.). Сделайте себе подарок: купите желаемую вещь, съездите на отдых.

Ищите плюсы

В случае неудачи, осознайте сложившуюся ситуацию и найдите положительные моменты. Вы потеряли работу – зато у вас появится время усовершенствовать свои знания или сменить профессию. Найденные плюсы избавят вас от депрессии и помогут вынести пользу из сложившейся ситуации.

Самооценка

Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения . От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым С. влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее его личности . С. тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей , к-рые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная и др.). С. получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной С.). В работах отечественных психологов показано влияние С. на познавательную человека (, , интеллектуальных задач ) и место С. в системе межличностных отношений , определены приемы формирования адекватной С., а в случае ее деформации - ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Самооценка

Оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она - важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. В качестве основного критерия оценивания выступает система смыслов личностных индивида.

Главные функции, выполняемые самооценкой:

1 ) регуляторная - на основе коей происходит решение задач личностного выбора;

2 ) защитная - обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека - степенью трудности целей, кои он себе ставит. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным - возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и пр. Самооценка внешне выражается в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке). Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личностей и достижений индивида.

В отечественной психологии показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека ( , решение интеллектуальных задач), место самооценки в системе отношений межличностных, определены приемы формирования адекватной самооценки, а при ее деформации - приемы ее преобразований путем воспитательных воздействий.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.

Специфика.

В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих достижений индивида и его личности.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

САМООЦЕНКА

(англ. self-esteem ) - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности , деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции , самосознания , и как процесс самооценивания. Основу С. составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

С. выполняет регуляторную и защитную функции , влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, С. создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности . Защитная функция С., обеспечивая относительную стабильность и автономность () личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицат. влияние на развитие.

С. развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую С., которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные С., характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. С. м. б. разного уровня осознанности и обобщенности.

С. характеризуется по след. параметрам: 1) уровню (величине) - высокая, средняя и низкая С.; 2) реалистичности - адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная) С.; 3) особенностям строения - конфликтная и бесконфликтная С.; 4) временно й отнесенности - прогностическая, актуальная, ретроспективная С.; 5) устойчивости и др.

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая С. сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными С. разного уровня . Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая С. (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицат. влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная С., а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая. Конфликтность С. может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность С. возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте .

С. формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной С. становится для человека потребностью , с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как , дискомфорт успеха и др. См. также Зеркальное Я . (А. М. Прихожан.)

Добавление ред.: Рос. психологи нередко называют С. любое суждение человека о себе: возрасте, способностях, характере, планах, переживаниях и т. д. Напр., в сб. с амбициозным названием «Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации» предлагается «тест» под названием «Шкала самооценки» (Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина), который считается методом С. уровня тревожности (как состояния и свойства личности). «С.» здесь противопоставляется, напр., экспертной оценке.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Самооценка

   САМООЦЕНКА (с. 526) - элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию.

Самооценка складывается, во-первых, под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, он оценивается окружающими. Пренебрежение к такого рода «внешней» оценке редко бывает искренним, человек так или иначе ее учитывает. Во-вторых, самооценка формируется в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек видит сам себя) с образом идеального «Я» (каким человек желал бы себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Самооценка

Наше мнение о себе. Оценивая свеои способности, дети могут придерживаться высокого или низкогго мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по чтетырем главным критериям:

1. Когнитивная компетентность: сспособность решать проблемы и достигать поставленных вделей.

2. Социальная компетентность: сгаособность поддерживать отношения с другими людьми.

3. Физическая компетентность: «чтго я умею (или не умею) делать» - бегать, играть в футбои и т. д.

С возрастом критерии самооценки с:тановятся более дифференцированными по мере формирования преддставлений о нашей привлекагельности в глазах противоположного > пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д. В неекоторых теориях самооценка рассматривается как результат совожупного восприятия наших способностей во всех областях жизни. Поскольку некоторые области представляются более важными, чем другие (к примеру, нас может не беспокоить собственный внешний вид или физическая сила), мы склонны взвешивать важность каждого мнения, а не суммировать их. Согласно другим взглядам на развитие самооценки, в ее основу ложатся мнения и суждения других людей (см. ).


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "самооценка" в других словарях:

    самооценка - самооценка … Орфографический словарь-справочник

    Самооценка - это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или закрыто. В качестве основного критерия оценивания выступает система… … Википедия

    САМООЦЕНКА - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди др. людей; один из важнейших регуляторов поведения личности … Большой Энциклопедический словарь

    Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, регуляторная, на основе… … Психологический словарь

То, как личность относится к себе, «программирует» ее на дальнейшие свершения. Самовосприятие играет большую роль в жизни каждого, поэтому его не стоит упускать из вида. Базовые знания об этом не повредят никому, а, скорее всего, даже пойдут на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и, по возможности, скорректировать. В статье говорится о понятии самооценки, ее формировании, возможности изменения, выделяемых видах и уровнях.

Что такое самооценка

Самооценка - это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общаться с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема заниженной самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Как формируется самооценка

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей. Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике . Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование . Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Виды самооценки

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная . Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Уровни самооценки

Основных уровней, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

Низкая

Первый, самый нелюбимый всеми. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Существуют тысячи методик, рассказывающих, как бороться с комплексами, и некоторые из них действенны. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности/знаниях. Низкая самооценка создает массу неудобств. С ней действительно стоит бороться.

Нормальная

Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

Высокая

Третий уровень присущий тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое.

По итогу - самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы – еще не повод ставить на себе крест. При большом желании отношение к себе успешно поддается корректировке, и есть немало примеров, когда забитые, нерешительные мужчины и женщины превращались в раскрепощенных, сильных личностей. Все начинается с осознания проблем, стремления поменяться к лучшему и, естественно, усилий.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top