Какие органы у человека пар. Парные органы человека

Какие органы у человека пар. Парные органы человека

Нина Алмаева

Тема: Человек. Части тела.

Составили:

музыкальный руководитель Алмаева Нина Юльевна

учитель-логопед Уколова Ольга Анатольевна

инструктор по физической культуре Иванова Елена Владимировна

педагог-психолог Кузнецова Ирина Евгеньевна

методист Едокова Оксана Владимировна

Ход занятия

Муз. рук Приветствие с гостями.

Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей, поздороваемся с ними.

Логоп ед: Подскажите словечко:

Точка, точка, запятая, минус – рожица кривая,

Ручки, ножки, огуречик – вот и вышел …человечек.

Сегодня мы с вами поговорим о человеке, о частях человеческого тела.

Всем известно – части тела предназначены для дела.

Муз. рук Коммуникативная игра «Ты шагай, шагай!»

Логоп ед: Знать строение нашего тела, значит, знать самих себя.

Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова).

Лого пед : Быть у каждого должна очень умной" голова.

Мы ей вертим как умеем голова сидит на шее.

Скажите, а как называется самая большая часть тела у человека? (Туловище)

Из каких частей состоит туловище? (Животик, спинка, грудь)

Лого пед : Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?

Ребенок 1:Есть на пальцах наших ногти,

На руках - запястья, локти.

Ребёнок 2: Темя, плечи, лоб и грудь

И лопатки не забудь.

Ребёнок 3. Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Ребёнок 4: Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Ребёнок 5: Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Ребёнок 6: Брови, скулы, и виски,

И глаза, что так близки.

Ребёнок 7: Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Ребёнок 8: Подбородок под губой.

Это человек такой.

Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).

Этих частей тела у нас с вами по одной, но у человека есть парные части тела.

Игра с куклой. «Что у человека по два?» -

Куклу передавай, парные части тела называй.

Два уха. Два глаза. Два плеча. Два виска. Два локтя.

Две руки. Две ноги. Две лопатки. Две пятки. Две щеки.

«Доскажи словечко» - я называю часть тела, а вы называете действие, которое она выполняет.

Головой (что делаем) -. думаем.

Ушами -. слышим.

Глазами -. смотрим.

Носом -. дышим, нюхаем.

«Доскажи словечко» - я называю действие, а вы называете часть тела, которая его выполняет.

Едим, поем, говорим - … ртом.

Берем, держим - … руками.

Ходим, бегаем, прыгаем - ногами.

Трогаем, гладим, рисуем - пальцами.

С помощью пальцев рук мы можем ощутить тепло и холод.

«Пальчики» - самомассаж.

Выполняются движения, соответствующие строчкам стихотворения.

Руки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы обогреваем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А теперь погладим пальцами мы щёчки.

Пальцы помогают нам совершать множество разных дел.

«Пальчики» - пальчиковая гимнастика.

Много могут пальчики-озорные мальчики:

Могут карандаш держать, чтоб картинки рисовать,

Могут пальчики лепить, из бумаги птиц сложить,

Человечков, дом, зверей. Поиграем поскорей!

Дети садятся за столы.

«Счётные палочки»

Выложите из счётных палочек на столе фигурку человечка. Девочки – девочку, а мальчики – мальчика.

«Мальчики и девочки – кто они?» -слайдовые картинки.

Все люди делятся на мальчиков и девочек и отличаются друг от друга внешним видом, поведением и характером.

В какие игрушки любят играть девочки? Куклы, колясочки.

А мальчики? Машинки, солдатики.

Девочки, они какие? Добрые, нежные, красивые.

А мальчики? Сильные, ловкие, умелые.

Назовите этапы роста девочки … ребёнок, девушка, женщина, бабушка,

а мальчика – … ребёнок, юноша, мужчина, дедушка.

«Что умеют мальчики и девочки?» схемы-действия полоролевого поведения (для девочек и мальчиков)

Мальчики и девочки учатся выполнять разные обязанности в семье.

Какую работу учатся выполнять девочки? Стирать, готовить, следить за чистотой и красотой в доме, заботится о детях, больных, животных. Следить за своей красотой.

Мальчики выполняют ту работу, которую тяжело делать девочкам. Какую работу учатся выполнять мальчики? Приносить домой тяжёлые сумки, ремонтировать квартиру, строить дом, защищать. Ухаживать за девочками: дарить цветы, уступать место, помогать надеть верхнюю одежду.

«Дружба» - пальчиковая гимнастика.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики.

1, 2, 3, 4, 5 – продолжаем мы играть.

1, 2, 3, 4, 5 – человека изучать.

«Мой - моя»: пособие «Части тела»

Выберите и назовите часть тела, про которую девочки могут сказать МОЯ, а мальчики – МОЙ.

Моя нога. Мой нос.

Моя рука. Мой рот.

Моя голова. Мой глаз.

Человек видит не всем телом, а только глазами.

Как вы думаете, зачем человеку глаза? Глаза помогают человеку видеть предметы вокруг себя, их цвет, форму, размер, расстояние, на котором они находятся друг от друга.

Глаза очень чувствительны, поэтому их надо беречь. А вот что для этого надо делать вы сейчас узнаете.

Дети инсценируют стихотворение “Берегите зрение”

К окулисту пришёл гражданин, плакал горько, совета просил:

Я весь день телевизор смотрю, до полуночи с книгой сижу.

Свет обычно включать не люблю, в темноте вечера провожу.

Видел все! А теперь не могу! Врач ответил: “Я вам помогу!”

Но при этом с досадой сказал: “Вам беречь надо было глаза!

Непростительное поведение – так испортить хорошее зрение!

В темноте никогда не читайте, телевизор и компьютер пореже включайте,

И придётся очки заказать, чтобы снова «Мурзилку» читать!

«Скажи одним словом»: пособие «Глаза»

Если у девочки голубые глаза, её называют - … голубоглазая.

Если у мальчика зелёные глаза, его называют - … зеленоглазый.

Если у девочки серые глаза, её называют - … сероглазая.

Если у мальчика карие глаза, его называют - … кареглазый.

«Назови ласково»: пособие «Части тела»

Я вам показываю часть тела, а вы называете её ласково:

Ножка. Носик. Ручка. Глазик. Локоток. Ротик.

Муз. рук : А сейчас мы повторим, из чего же состоит тело человека?

Песня. "Части тела" муз. сл. Татьяны Петровой

Есть у каждого ребёнка

И живот и голова,

А ещё есть руки, ноги:

Правая и левая.

Поворачивает шея –

Головой рулит умело.

Покиваем головой

Вверх и вниз - разок, другой.

Вспомним мы теперь про уши.

Ими, знаем, надо слушать.

Ухо справа, ухо слева –

До всего ушам есть дело!

Пальцы, кисти, локти, плечи.

Все слова из русской речи.

Есть коленки на ногах,

10 пальцев на ступнях.

Наше туловище прямо

Держится всегда упрямо.

Стоит только наклониться,

И оно нам подчинится.

Наклонитесь вправо, влево –

Вот какое наше тело!

Много знаем про него –

Изучаем мы его!

Лого пед :

Отгадайте загадку: Он бывает самым разным: добрым, вредным, гордым, важным, длинным, маленьким, горбатым, толстым, тонким, конопатым. (Нос)

Входит Буратино со словами: Здравствуйте! Ребята, вы меня узнали?

Я - деревянный человечек, у меня самый длинный нос на свете.


Бурат ино :У всех людей, у всех зверей имеются носы.

Носы важны, носы нужны не только для красы.

Ведь не вздохнуть, и не чихнуть без носа нам нельзя.

Скажу вам я: носы не зря придуманы, друзья!

Я знаю про носы все! А вы знаете?

Расскажите мне, для чего нужен нос?

Ребёнок 1:С носом одни неприятности:

Если с горки упадешь, нос себе ты разобьешь.

Ребёнок 2:Подсмотришь, как гостей встречали –

Так вот уж нос тебе прижали.

И еще скажут:«Твой-то нос до взрослых дел-то недорос!»

Ребёнок 3:И останешься ты с носом – с неотмеченным вопросом.

Будешь нос свой утирать, а ну как он начнет чихать!

Бурат ино : Ну, вы ребята, меня насмешили своими стихами! Некоторые считают, что нос – это только украшение на лице. На самом деле даже самый маленький нос – важная часть тела. Нос помогает нам почувствовать и различать запахи. А самое главное носом мы дышим.

Все мы знаем: без дыханья жизни нет,

Дышат птицы и цветы, д ышим он, и я, и ты.

Попробуйте пальцами закрыть плотно носик и не дышать. Ну что, получается? (Нет).

Правильно, хочется дышать. Ведь без воды, без еды человек может прожить какое-то время, а без воздуха не может прожить ни одной минуты. Ребята, что в носу происходит с воздухом? (Дети отвечают).

Вы все правильно сказали. Воздух согревается, увлажняется, очищается от пыли. Поэтому на прогулке надо дышать носом, а не ртом и тогда вы не заболеете! А сейчас я вас проверю, знаете ли вы, что нужно еще делать, чтобы быть здоровым и не болеть.

«Хорошо или плохо?»

Очень быстро отвечайте,

Но смотрите, не зевайте!

Называю фразы я,

Отвечайте мне: «Нет», «Да».

Но если «да» - в ладоши хлопни,

Если «нет» - ногою топни,

Только пол не провали!

Все понято? Раз, два, три!

Лыжи, плаванье, поход,

Люблю велосипедный спорт.

Это, дети, хорошо?

За здоровьем я слежу

На зарядку выхожу.

Это, дети, хорошо?

Сплю, ребята, я полдня.

Вы не трогайте меня!

Это, дети, хорошо?

По утрам я закаляюсь,

Водой холодной обливаюсь.

Это, дети, плохо?

Ем морковку и салат,

Витамины кушать рад.

Это, дети, хорошо?

Вы, ребята, потрудились,

Многому вы научились.

Не пора ли нам размяться

И немного посмеяться?

Ритмическая гимнастика «Аэробика»

Дети встают в шахматном порядке. Движения выполняют по показу ведущего.

Бурат ино : Молодцы! Какие же вы стали бодрые и веселые! Но, чтобы восстановить дыхание, нужно сделать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика «Любимый носик»

А сейчас без промедления мы разучим упражнения,

Их, друзья, не забывайте и почаще выполняйте.

Погладить свой нос от крыльев к переносице –

Вдох, обратно – выдох (5 раз).

Вдох – погладить свой нос от крыльев к переносице.

Выдох - и обратно пальцы наши просятся.

Сделать вдох левой ноздрей; правая – закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз).

Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою.

Попеременно ноздри при этом закрывай.

Сиди красиво, ровно, спинка - прямо.

И насморк скоро убежит, ты так и знай!

Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза).

дай носу подышать, на выдохе мычи.

Звук (м) мечтательно пропеть старайся,

По крыльям носа пальцами стучи

И радостно при этом УЛЫБАЙСЯ

Входит Мальвина со словами:

Я слышала, что здесь говорят об улыбке… Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей,- это улыбка. А что вы знаете про улыбку?

Дети читают афоризмы.

Ребёнок 1: "Она ничего не стоит, но многое дает"

Ребёнок 2: Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда"

Ребёнок 3: Она создает счастье в доме"

Ребёнок 4: "Служит паролем для друзей"

Ребёнок 5: Улыбку нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть"

Мальв ина :

Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Ведь здоровый человек - это не только физически развитый человек и редко болеющий, но еще очень важно, что бы у человека было хорошее настроение!

М узо : Хорошее - как Весна!

Ритмодекломация.

В каждом, в каждом человеке

Прячется, прячется весна

Если ты печален, значит,

Спит в тебе весна.

Но когда прохожий

В хмурый день дождливый

Закричит - ку-ка-ре-ку!

Как петух счастливый.

Если вдруг он запоёт

Стоя прямо в луже

Это значит в нём весна

Вырвалась наружу.

В каждом, в каждом человеке

Прячется, прячется весна,

Если ты печален, значит,

Долго будет спать она

Ты понял?

Мальв ина : Да, у людей настроение бывает разное. Вот у моего Буратино настроение меняется каждый день.

Мальвина: Сейчас я проверю, что вы знаете про настроение! Я буду показывать вам картинки, а вы по моей команде изображать эмоции Буратино.

Эмоции разные нужны,

Чувства всякие важны.

Раз, два, три - настроение, покажи!


Релаксация "Улыбка"

Мальв ина : Ребята, пора отдыхать! Пожалуйста, сядьте по кругу, ноги по-турецки, руки положите ладошками вверх. Звучит спокойная музыка.

Мальвина : Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня: другой человек есть радость для тебя. Окружающий мир есть радость для тебя. Теперь откройте глаза и посмотрите на других. Ты всегда радость для другого. Береги себя и другого береги. Уважай, люби все, что есть на Земле - это чудо! И сам человек - тоже чудо!


Логопед : Вот и закончилась наша познавательная и увлекательная тема о Человеке.

На Земле живёт очень много людей – миллиарды. Все люди похожи. У нас всех есть голова, руки, ноги, все мы умеем говорить, думать, ходить…

Специали сты хо ром : Но каждый человек НЕПОВТОРИМ!

Звучит весёлая музыка.

Анатомия – предмет для изучения не только медиками. Здоровый интерес к этому вопросу возникает, пожалуй, у любого человека: где находится аппендикс, что покалывает в том или ином боку, или почему тошнит во время беременности. Схема положения частей тела внутри организма, даже при поверхностных знаниях, может помочь объясниться с врачом по телефону, выслушать рекомендации и помочь страдающему еще до приезда скорой помощи. Для наглядного понимания нужно рассмотреть фото и изображения строения тела человека.

Что располагается по центру

По центру брюшной области располагается поджелудочная железа, тонкая кишка, матка и мочевой пузырь

Анатомия центральных органов следующая: от глотки вниз идут гортань и пищевод. Расположение гортани, являющейся верхней частью трахеи, определяется внешней выпуклостью в области горла. Это место в народе называют «адамово яблоко». В нем размещаются голосовые связки.

На шее, на ее передней части, можно прощупать щитовидную железу. Она располагается таким образом, что обволакивает две стороны трахеи, которая к концу разделяется на два бронха. Пищевод проходит через центр грудной клетки человека и ведет к желудку от глотки.

По центру брюшной области находятся:

  • Поджелудочная железа (сразу под желудком, но чуть смещена от него в центр).
  • Тонкая кишка. Эта мышечная труба соединяет желудок с толстой кишкой и сложена внутри полости «петлями», так как в длину орган может достигать шести метров.
  • Матка (у женщин). Располагается в области малого таза, горизонтально – между мочевым пузырем и прямой кишкой.
  • Мочевой пузырь. Место расположения этого мешочка – низ брюшной полости, ниже мочеточников, над мочеиспускательным каналом.

Что справа, а что слева?

Находятся у человека слева такие части тела:

  • Сердце.

Оно находится за легкими, то есть позади их. На самом деле, положение этого органа слева условно. Правильнее говорить, что оно наклонено назад и влево, так как малая часть сердца захватывает и правую сторону грудной клетки. Анатомия человека знает случаи смещения сердца вправо, но это касалось исключительных явлений «зеркального» расположения всех внутренних органов человека.

  • Желудок.

Он расположен сразу под пищеводом, но не по центру, а смещен в левое подреберье, в верхнем пространстве брюшной полости. В спокойном состоянии орган имеет 15-20 см длины, по мере наполнения едой желудок вытягивается и давит на поджелудочную железу снизу, а также на диафрагму сверху.

  • Селезенка.

Небольшой орган, напоминающий формой и размерами увеличенную фасолину, находится в левой части брюшной полости, рядом с желудком.

Находятся справа:

  • Печень.

Считается самым крупным органом человека. Его место – под «укрытием» диафрагмы, в подреберной части брюшной полости.

  • Желчный пузырь.

Грушеобразный орган, имеющий очень тонкие стенки, находится непосредственно под печенью.

  • Аппендикс.

Он представляет собой червеобразный отросток толстой «слепой» кишки, которая расположена возле правой стенки брюшной полости. Иногда у людей этот орган воспаляется — тогда говорят об аппендиците. Потому он, удаленный хирургическим путем, зачастую отсутствует у взрослого человека.

Парные органы

По обе стороны от центра располагаются парные органы: легкие и бронхи

Они расположены симметрично по обе стороны от центра. Аденоиды находятся в верхней задней стенке глотки за носом. Небные миндалины – за языком, на обеих сторонах глотки. Околощитовидные железы – за щитовидной железой (их аж 4).

В грудной клетке расположены:

  1. Легкие. Находятся за ребрами, которые защищают их всесторонне.
  2. Бронхи. Располагаются между легкими и являются связующим звеном между ними и трахеей.

За внешней стороной грудной клетки, по обеим ее сторонам, имеются грудные железы. Они находятся на уровне между 3 и 7 ребрами и у женщин, и у мужчин. У мужчин молочные железы практически не развиты.

Органы брюшной полости:

  • Почки. Находятся возле задней стенки полости, в поясничной зоне. Левая почка, как правило, на один позвонок выше правой.
  • Надпочечники. Само название говорит о местоположении – сверху на почках.
  • Мочеточники. Это две трубочки, которые соединяют почки и мочевой пузырь.

Среди парных есть и органы, относящиеся к половой системе человека: яичники и маточные трубы, которые расположены по обе стороны от матки на боковой стенке области малого таза, а также половые железы в мошонке (у мужчин).

У женщин в положении

Как меняются внутренние органы при беременности? В это время организм активно перестраивается с целью обеспечить плоду все необходимые для развития условия. Изменения затрагивают все системы организма у беременной:

  1. сердечно-сосудистую;
  2. пищеварительную;
  3. мочевыделительную;
  4. эндокринную и другие.

Подстраиваются под новую функцию и отдельные части организма, меняя размеры, формы и даже то, как они должны быть расположены. Это сказывается на самочувствии женщины. Изменения могут провоцировать такие явления, как:

  • затруднительный отток желчи;
  • печеночные колики;
  • токсикоз;
  • недержание мочи;
  • изжога;
  • запоры.

При беременности увеличивающаяся матка давит на соседние органы

Неудивительно, ведь растущая матка занимает все большее пространство в брюшной полости, «раздвигая» внутренние органы беременной следующим образом:

  • Печень и желчный пузырь находятся выше обычного. Они поднимаются к диафрагме и, из-за компенсаторного расширения межреберных промежутков, смещаются в грудную клетку. Кроме того, печень разворачивается на 90 градусов, то есть принимает боковое положение.
  • Выше поднимается и желудок. Он испытывает давление и сжимается в размерах, особенно на последних месяцах беременности.
  • Кишечнику также приходится смещаться в стороны, что снижает его тонус.
  • Под давлением матки сверху, опускается ниже мочевой пузырь, значительно уменьшаясь в объеме.

Изменения при беременности касаются не только органов брюшной полости, но и других:

  1. Увеличивается в размерах сердце, вынужденное работать за двоих.
  2. Значительно больше в размерах становятся молочные железы.
  3. Происходит утолщение маточных труб, которые на протяжении беременности опускаются ниже и располагаются вдоль боковой стенки матки.

Схема на фото наглядно демонстрирует основные изменения, которые претерпевает анатомия женщины во время беременности.

После родов организм женщины постепенно возвращается к прежнему состоянию. Органы принимают первоначальное положение, хотя матка остается чуть увеличенной.

Психологи отмечают, что женщине, которой известна анатомия, легче переносить физический дискомфорт во время беременности и с осознанной благодарностью относиться к собственному телу.

2016-09-04
Вы когда-нибудь смотрели вы на себя в зеркало и думали: "Почему люди имеют 2 глаза 2 уха, но только один рот и нос?"

Эта странная характеристика человека распространяется не только на части тела снаружи, но также верно для многих внутренних органов. Например, у нас есть пара почек и пара легких, но только один мозг и сердце.

Самая простая гипотеза, что дублирование органов дает нам резерв мощности. Например, если нам вдруг требуется очень много кислорода (активная физическая нагрузка). Один орган не будет предоставлять этот резерв, но это позволяет нам оптимально функционировать в нашей повседневной жизни. Взглянем на проблему глубже.

Симметрия в живых организмах

Почему так распространена симметрия в природе. Точная причина, к сожалению, неизвестно, но природа имеет тенденцию делать вещи аккуратно в процессе эволюции. Тем не менее, есть несколько гипотез, которые представляют возможную причину, почему эта форма настолько распространена. Согласно одному из них, то считается, что такие организмы могут двигаться более легко, так как придатки с обеих сторон опоры тела имеют лучшую мобильность. Еще одна причина, связанная с этим состоит в том, что вполне возможно, что этот тип симметрии поддерживает центральную нервную систему, так как спинной мозг проходит через центр тела.

Почему мы имеем пары некоторых органов?

Ученые полагают, что наличие пары органов не является признаком избыточности. На самом деле, почти каждая пара органов не менее важна для правильного функционирования организма.

Например, у нас есть пара глаз. Очевидно, что мы можем видеть и одним глазом тоже, но второй глаз обеспечивают нам ощущение глубины.
Теперь, давайте поговорим о почках. Вы наверняка слышали о пожертвованиях почек, при котором человек жертвует одним из своих почек к кому-то другому. Исследование, проведенное в журнале “нефрологии, диализ, трансплантация изучило то, как люди жили после того, как им удалил одну из почек. Было установлено, что это не влияло на здоровье людей в течение следующих 16 лет, и только по прошествии 24 лет, субъекты стали испытывать некоторые побочные эффекты.

Интересно отметить, что в случае сердца ситуация отличается. Животные с большим количеством сердец, например, осьминоги используют аж три штуки, потому что они не могут обеспечить достаточное давление для конкретных органов. С той же проблемой сталкиваются млекопитающие и человек, кровь, которая выходит из легких, высоко насыщенна кислородом, проходя через большую площадь поверхности легких, теряет большую часть давления. Однако решение млекопитающего является более изобретательным и эффективным, и устраняет необходимость в дополнительных сердцах. Кровь перекачивается обратно через дополнительные камеры в сердце, так что можно с допущением считать, что у нас два отдельных сердца.
Когда мы находимся в эмбриональной стадии развития, у нас на самом деле два сердца. Зачатков в зародыше на самом деле два, но в конечном итоге они сливаются в одно сердце с четырьмя камерами. Эмбриологи в 1920-х и 30-х годов проводили эксперимент, удерживая зачатки от сплавления в эмбриональных лягушки, они смогли вырастить лягушек с двумя сердцами. То же самое относится и к нашим глазам. Если зачатки удерживается от расщепления, один центральный глаз развивается, как у циклопа.

Таким образом, существует несколько гипотез и предположений, которые частично подтверждается. Но основной вывод в том, что природа стремиться к эффективным решениям и симметричные органы являются именно такими решениями.

А Вы задумывались о том, почему именно так устроен наш организм. Почему некоторые части нашего тела парные и расположены симметрично. А другие нет?


Вначале попробуем ответить на вспомогательный вопрос: почему у человека некоторые части тела симметричны, а другие — нет?

Симметрия — базовое свойство большинства живых существ. Быть симметричным очень удобно. Подумайте сами: если у вас со всех сторон есть глаза, уши, носы, рты и конечности, то вы успеете вовремя почувствовать что-то подозрительное, с какой бы стороны оно ни подкрадывалось, и, в зависимости от того, какое оно, это подозрительное, — съесть его или, наоборот, от него удрать.

Самая безупречная, «самая симметричная» из всех симметрий — сферическая , когда у тела не отличаются верхняя, нижняя, правая, левая, передняя и задняя части, и оно совпадает само с собой при повороте вокруг центра симметрии на любой угол. Однако это возможно только в такой среде, которая сама идеально симметрична во всех направлениях и в которой со всех сторон на тело действуют одни и те же силы. Но на нашей земле подобной среды нет. Существует по крайней мере одна сила — сила тяжести, — которая действует только по одной оси (верх-низ) и не влияет на остальные (вперед-назад, вправо-влево). Она всё тянет вниз. И живым существам приходится к этому приспосабливаться.

Так возникает следующий тип симметрии — радиальная . У радиально-симметричных существ есть верхняя и нижняя части, но правой и левой, передней и задней нет. Они совпадают сами с собой при вращении только вокруг одной оси. К ним относятся, например, морские звезды и гидры. Эти создания малоподвижны и занимаются «тихой охотой» за проплывающей мимо живностью.

Актинии (морские анемоны) — пример радиально симметричных организмов. Рисунок из книги Эрнста Геккеля «Красота форм в природе» . Изображение с сайта en.wikipedia.org


Но если какое-то существо собирается вести активный образ жизни, гоняясь за жертвами и удирая от хищников, для него приобретает важность еще одно направление — передне-заднее. Та часть тела, которая находится впереди, когда животное двигается, становится более значимой. Сюда «переползают» все органы чувств, а заодно и нервные узлы, которые анализируют полученную от органов чувств информацию (у некоторых счастливчиков эти узлы потом превратятся в головной мозг). К тому же, спереди должен находиться рот, чтобы успеть ухватить настигнутую добычу. Всё это обычно располагается на отдельном участке тела — голове (у радиально-симметричных животных головы нет в принципе). Так возникает билатеральная (или двусторонняя ) симметрия. У билатерально-симметричного существа отличаются верхняя и нижняя, передняя и задняя части, и только правая и левая идентичны и являются зеркальным отображением друг друга. Этот тип симметрии характерен для большинства животных, включая и человека.

У некоторых животных, например у кольчатых червей, помимо билатеральной есть и еще одна симметрия — метамерная . Их тело (за исключением самой передней части) состоит из одинаковых члеников-метамеров, и если сдвигаться вдоль тела, червь сам с собой «совпадает». У более развитых животных, включая человека, сохраняется слабое «эхо» такой симметрии: в каком-то смысле, наши позвонки и рёбра тоже можно назвать метамерами.

Итак, почему у человека есть парные органы, мы разобрались. Теперь обсудим, откуда взялись непарные.

Для начала попробуем понять: что же является осью симметрии для самых простых, радиально симметричных, примитивных многоклеточных? Ответ простой: это пищеварительная система. Вокруг нее и выстраивается весь организм, и организован он так, чтобы каждая клеточка тела находилась близко к «кормушке» и получала достаточное количество питательных веществ. Представим себе гидру: ее рот симметрично окружен щупальцами, которые загоняют туда добычу, а кишечная полость находится в самой середине организма и является осью, вокруг которой формируется всё остальное тело. Пищеварительная система у таких существ одна по определению, потому что «под нее» и выстраивается весь организм.


Постепенно животные усложнялись, и их пищеварительная система тоже становилась всё более совершенной. Кишечник удлинился, чтобы более эффективно переваривать пищу, и поэтому ему пришлось сложиться в несколько раз, чтобы поместиться в брюшной полости. Появились дополнительные органы — печень, желчный пузырь, поджелудочная железа, — которые расположились в организме асимметрично и «подвинули» некоторые другие органы (например, из-за того, что печень расположена справа, правая почка и правый яичник/яичко сдвинуты вниз относительно левого). У человека изо всей пищеварительной системы только рот, глотка, пищевод и анальное отверстие сохранили свое положение на плоскости симметрии организма. Но пищеварительная система и все ее органы так и остались у нас в единственном экземпляре.


Теперь посмотрим на кровеносную систему.

Если животное маленькое, у него нет проблемы с тем, чтобы питательные вещества дошли до каждой клеточки, — ведь все клетки находятся достаточно близко к пищеварительной системе. Но чем больше живое существо, тем острее для него возникает проблема доставки питания до «отдаленных провинций», находящихся на большом расстоянии от кишечника, на периферии тела. Появляется потребность в чём-то, что «кормило» бы эти участки, а кроме этого, соединяло всё тело воедино и позволяло далеко расположенным регионам «общаться» между собой (а у некоторых животных также разносило бы кислород от органов дыхания по всему телу). Так появляется кровеносная система.


Кровеносная система выстраивается вдоль пищеварительной, и поэтому состоит она, в самых примитивных случаях, всего лишь из двух главных сосудов — брюшного и спинного — и нескольких соединяющих их дополнительных. Если существо маленькое и слабоподвижное (как, например, ланцетник), то для того, чтобы кровь двигалась по сосудам, достаточно сокращения самих этих сосудов. Но относительно крупным существам, ведущим более активный образ жизни (например, рыбам), этого мало. Поэтому у них часть брюшного сосуда превращается в специальный мышечный орган, с силой толкающий кровь вперед, — сердце. Поскольку оно возникло на непарном сосуде, то и само оно «одинокое» и непарное. У рыб сердце симметрично само по себе и в теле располагается на плоскости симметрии. Но у наземных животных, в связи с появлением второго круга кровообращения, левая часть сердечной мышцы становится больше правой, и сердце сдвигается в левую сторону, теряя и симметричность своего положения, и свою собственную симметрию.


Можно ли получить квалифицированную информацию по магии, не выезжая в Индию, Тибет, Мексику или Перу, и не уединяясь на несколько недель (или лет) в неблагоустроенном погребе (так называемый темный ретрит), для того, чтобы получить высшее знание, отключившись из жизненных проблем и ценностей?

Многим начинающим эзотерикам уже хорошо известно, что каждую субботу в 22-30 по Москве в Европейской Школе магии Мастерство Духа проводятся ОТКРЫТЫЕ БЕСЕДЫ О МАГИИ. Вход в видео-конференцию Начните заниматься, а дальше уже осознанно решите, можно ли развиваться в том социуме, который ваш окружает, или все-таки ваш путь зовет вас в погреб на Тибете. …




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top