Классификация подвижных игр. Усложнение и вариативность подвижных игр в разных возрастных группах

Классификация подвижных игр. Усложнение и вариативность подвижных игр в разных возрастных группах

К подвижным играм дети проявляют особый интерес. Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий, в которых имеется возможность удовлетворить свойственное детям стремление к движениям.

В подвижных играх выполняются различные дви-жения: ходьба, бег, подпрыгивание, прыжки, ползание, метание, бросание, ловля и т. д. Увлеченные игрой, дети повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота. Этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых ситуациях (необходимость увертываться, чтобы не быть пойманным, бежать как можно быстрее, чтобы поймать убегающего, и т. д.).

Подвижные игры различаются по содержанию, по характеру двигательных заданий, по способам организации детей, по сложности правил.

Можно выделить следующие большие группы подвижных игр:

1. Сюжетные игры — в которых действия детей определяются сюжетом и той ролью, которую они выполняют. Несложные правила являются обязательными для всех участников и позволяют регулировать поведение детей. В сюжетных играх может участвовать разное количество детей — от 10 до 25 человек.

2. Игры без сюжета — игры типа разнообразных ловишек — основаны чаще всего на беге с ловлей и увертыванием. Наличие этих элементов делает игры особенно подвижными, эмоциональными, требующими от детей особой быстроты, ловкости движений.

К этой же группе следует отнести и игры, которые проводятся с использованием определенного набора пособий, предметов и основаны на бросании, метании, попадании в цель. Эти игры могут проводиться с небольшими группами детей — 2 — 4 человека.

3. Игровые упражнения основаны на выполнении определенных двигательных заданий (прыжки, метание, бег) и направлены на упражнение детей в определенных видах движения.

Игровые упражнения могут быть организованы для небольшой группы детей. Выполнение движений в них может проходить как одновременно, так и поочередно. Удобно проводить такие упражнения и с отдельными детьми.

4. Игры с элементами соревнования, несложные игры-эстафеты также основаны на выполнении определенных двигательных заданий и не имеют сюжета, но в них есть элемент соревнования, побуждающий к большой активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности). Этим они существенно отличаются от бессюжетных игр.

Игры такого типа могут проводиться без разделения на звенья, команды, когда каждый ребенок, играя сам за себя, стремится выполнить задание как можно лучше. Эти игры можно проводить и с разделением на звенья, команды, где от ловкости, сообразительности каждого играющего и согласованности действий участников всего звена зависит общий результат.

5. Самостоятельную группу представляют игры спортивного характера: бадминтон, игры типа баскетбола, волейбола, футбола и др. В этих играх используются несложные элементы техники и правил спортивных игр, которые доступны и полезны детям старшего дошкольного возраста и будут необходимы для занятий этими видами игр в более старших возрастах.

Благодаря большому разнообразию подвижных игр можно целенаправленно и разносторонне воздействовать на развитие ребенка.

Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко, как зайчики или мячики, и т. п. Выполнение несложных правил в подвижных играх организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помо-гать друг другу. Если правила не выполняются, игра теряет смысл, перестает быть интересной для детей.

По своей организации подвижные игры чаще все го коллективны, в них могут объединяться от 2 до 25 детей. Коллективные игры особенно ценны в воспитательном отношении. Игра в коллективе сверстников является важным условием воспитания умений согласовывать свои движения и свое поведение с движениями и поведением других детей, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро менять место на игровой площадке или в зале и т. п.

Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей.

Систематическое повторение подвижных игр, каждая из которых основана на
каком-либо движении, способствует усвоению и совершенствованию этого движения,
ведет к развитию у детей хорошей ориентации в игровой ситуации, формированию
быстрой и осмысленной реакции на действия играющих. Повторение игр и упражнений
содействует также развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию
организованности, умения подчинять свои действия общим для коллектива правилам.
Маленькие дети (третьего года жизни) довольно медленно усваивают необходимые
навыки. Поэтому воспитатель может повторять знакомые им игры, не боясь, что они им
наскучат. Постепенное усвоение содержания игры, ее правил и в результате возрастающая
самостоятельность доставляют малышам радость, поддерживают интерес к игре. С детьми
третьего года жизни целесообразно повторять новую игру 3-4 раза подряд, после чего
переключаться на какую-либо другую из числа уже известных им, а затем следует снова
вернуться к повторению разучиваемой игры.
Воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усилится, если при
повторении их несколько видоизменять и усложнять. Это можно достичь разными
путями. Игру можно усложнить, немного изменив правила, повысив требования к их
выполнению, включив в нее новые движения (пройти или пробежать, перешагнуть или
пролезть), изменив их темп, потребовав более точного выполнения двигательного
задания. Количество детей, одновременно действующих в игре, форма их
взаимоотношений между собой и воспитателем также придают игре разный характер.
Например, в небольшом коллективе маленькому ребенку легче ориентироваться, он легче
находит свое место; игра проходит интереснее, если роль водящего выполняет
воспитатель.
Особенно важно немного изменять игры при их повторении в группах детей
четвертого года жизни. Опыт детей этого возраста, их возможности значительно шире,
поэтому они быстрее усваивают содержание и правила предлагаемых им игр, овладевают
движениями, смелее действуют в коллективе сверстников. В этом возрасте малышам уже
знакомы многие игры. К играм, повторяемым часто и без изменений, они быстро теряют
интерес.
Создание вариантов подвижных игр для детей четвертого года жизни возможно за
счет некоторых изменений условий проведения их, внесения дополнений в двигательные
задания. Например, при повторении подвижных игр "Птички в гнездышках", "Воробушки
и кот" можно внести такие изменения: вначале можно разместить детей на стульях (в
гнездышках), поставленных в один ряд; через некоторое время при повторении игры
гнезда для птичек устраиваются из тех же стульев, но расставленных по 4-5 в разных
местах зала. Это дает возможность увеличить расстояние для бега, усложняет
ориентировку детей в пространстве. Если в первом варианте малыши, выполняющие роль
птичек, воробушков, после сигнала о грозящей им опасности убегают все в одном
направлении, то во втором им надо будет запомнить расположение своих домиков и после
сигнала бежать в разных направлениях, стараясь не перепутать домики и не быть
пойманными. В следующих вариантах этих игр для обозначения домиков, гнездышек
могут быть применены другие пособия: обручи, невысокие скамеечки, кубы, шнуры и т. п.
Новые пособия сами по себе привлекают внимание детей и вызывают у них желание
играть; кроме того, использование их в играх позволяет усложнять движения, изменить их
характер. Если в первых вариантах игры "Воробушки и кот" дети поднимаются со стульев
и выбегают на середину комнаты, зала, имитируя полет птиц, то при использовании в
качестве гнездышек больших или малых обручей они выпрыгивают из них, а затем
летают. Применение невысоких скамеечек дает возможность упражнять малышей в
спрыгивании, приучать их при этом мягко приземляться ("Спрыгивать надо тихо, как
птички"). Таким образом, замена оборудования повышает эффективность знакомых детям
игр.
Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их содержания и
правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к
большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества,
выдумки. Так, в игру "Поезд" могут быть внесены следующие дополнения: сначала дети
просто двигаются друг за другом в колонне по одному - едут на поезде, поезд делает
остановки по звуковому сигналу или при взмахе воспитателя красным флажком; затем по
указанию воспитателя поезд может двигаться то быстрее, то медленнее; при следующих
повторениях игры педагог предлагает детям во время остановки поезда выйти погулять на
лужайку, собирать цветы, ягоды и т. п. Имитируя эти действия, малыши проделывают ряд
движений: бегают, наклоняются, приседают, подпрыгивают и т. д. Часто дети сами
дополняют и расширяют сюжет игры. Собирая воображаемые цветы, ягоды, они приносят
их воспитателю и говорят: "Как будто у вас корзина. Мы сейчас полную наберем и поедем
домой". Так выдумка, сообразительность играющих могут иногда подсказать взрослому
интересное направление в руководстве игрой. В следующий раз при повторении игры
воспитатель предлагает детям на остановке попрыгать через канавку (положенные на пол
веревочки), поиграть в мяч и т. п. Таким образом, благодаря некоторым дополнениям
хорошо знакомые малышам простые игры можно повторять многократно в течение всего
учебного года, добиваясь от них более четкого выполнения движений и правил. Это
позволяет ограничиться сравнительно небольшим количеством игр.
При проведении подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста важно
следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались.
В процессе игры физическая нагрузка постоянно изменяется. Структура игр, их
правила предусматривают целесообразное чередование активных действий детей с
отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильны. Пользуясь сюжетом и
правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить
длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность
движений. На усиление физической нагрузки влияет и количество повторений игры или
упражнения за одно проведение.
При проведении игры воспитатель должен стремиться к тому, чтобы повысить ее
эффективность и в то же время следить за тем, чтобы не допустить чрезмерной
физической нагрузки, отрицательно влияющей на еще не окрепший детский организм.
Сильное покраснение лица у детей (а у некоторых, наоборот, излишняя бледность),
выделение пота, резко учащенное дыхание, излишняя возбудимость, рассеянное внимание
свидетельствуют о том, что игру надо прекратить или приостановить, чтобы дети могли
отдохнуть. Во время пауз можно побеседовать с малышами, уточнить правила, повторить
текст и т. п. Как показывает опыт, подвижные игры с детьми четвертого года жизни могут
быть проведены от 4 до 6 раз подряд.
Повторение одной и той же игры в течение года должно проходить в разных
условиях: в групповой комнате, в зале, на групповой площадке, на полянке. Необходимо
шире использовать природные условия. Это также способствует повышению
эффективности воздействия подвижных игр на всестороннее развитие ребенка.
Новые игры с малышами целесообразно повторять 2-3 дня подряд. В дальнейшем
игры надо чередовать с другими, используя при повторении их различные варианты.
Хорошо знакомые детям игры можно проводить повторно через 7-10 дней. В этом случае
дети снова проявляют к ним интерес.
Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы малыши
полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них
самостоятельно. Создание условий для проведения игр и
упражнений
Для проведения подвижных игр и упражнений в каждом дошкольном учреждении
необходимо иметь разнообразное физкультурное оборудование, которое может быть
установлено как на участке (на групповых площадках), так и в групповых комнатах. Оно
широко применяется при проведении организованных физкультурных занятий и
подвижных игр, а также стимулирует самостоятельную двигательную деятельность детей.
Для упражнений в ходьбе и беге, в ходьбе с сохранением равновесия надо иметь
такие пособия: площадку с лесенками с двух сторон, площадку с лесенкой и скатом,
гимнастические скамейки, бревна (круглые либо со стесанным верхом), доски простые и с
зацепами для прикрепления их к гимнастическим стенкам, трибункам, ящики, деревянные
бруски высотой не более 20 см, качели и качалки разных конструкций, стойки (высотой
130-140 см), планки или веревочки с грузами на концах для подвешивания их на стойки.
На площадке и в помещении должны быть пособия для упражнений в лазании.
Поскольку эти упражнения довольно однообразны, важно, чтобы пособия были разными;
выполнение упражнений на разных пособиях сделает их более интересными и полезными
для малышей. Пособия для лазания: гимнастическая стенка, лесенки-стремянки,
приставная лесенка с зацепами, скат приставной с зацепами.
Для ползания и переползания используют дуги, обручи, гимнастические скамейки,
бревна, деревянные ящики, горизонтальные и наклонные доски и т. п.
Для бросания, перекатывания, ловли, попадания в цель дети пользуются мячами
разных размеров, деревянными и целлулоидными шариками, мешочками с песком (вес
150-200 г), а также шишками, камешками и другими предметами. В качестве мишеней
можно использовать обручи, корзины, различные сетки.
При проведении прыжков нужны шнуры, плоские обручи, невысокие скамеечки
или ящики.
В зимнее время для подвижных игр расчищается от снега площадка, сооружаются
невысокие снежные валы, небольшие горки, ледяные дорожки для скольжения, снежные
фигуры для попадания в цель, снежные лабиринты (для ходьбы, бега, пролезания).
Весной и летом во время прогулок в играх и упражнениях детей необходимо
использовать природные условия окружающей местности. Канавки, пригорки,
поваленные деревья, пеньки, ручейки, деревья, кустики являются прекрасными
"пособиями" для приобретения детьми нужных и полезных навыков естественных
движений. Они могут служить препятствиями, которые нужно преодолеть в ходе игр или
упражнений. Малыши приучаются правильно двигаться в различной обстановке: ловко
пробегать между деревьями, сохраняя равновесие; проходить по узким тропинкам в лесу и
в поле; наклонившись пробираться между кустами; взбираться на пеньки; перешагивать
через кочки; переползать через бревна и т. д. Двигательный опыт детей обогащается,
совершенствуются функциональные возможности детского организма.
На свежем воздухе важно проводить игры с такими движениями, как бег,
перебрасывание мячей, бросание камешков, шишек и т. п., т. е. таких, для которых нужен
простор.
В помещении, так же как и на участке, желательно иметь пособия для упражнения
в разных видах основных движений. Кроме того, для игр в помещении можно
использовать и различную мебель: столы, стулья, табуреты, диванчики. Так, через
положенную на сиденья стульчиков рейку дети могут перешагивать или подлезать под
нее, между ножками стула прокатывать мячи, шарики и т. д.
Помимо перечисленных выше пособий и предметов, для проведения игр и игровых
упражнений необходимо иметь достаточное количество разных мелких пособий и
игрушек, которые можно использовать как в помещении, так и на участке. Это наборы
флажков, погремушек, мячей разных размеров, шариков, цветных лент, скакалок, шнуров
длинных и коротких, вожжей, обручей, небольших колечек, фанерных или картонных
кружков, кубиков, палок, кеглей.
Все это позволяет разнообразить игровые упражнения, изменять условия
выполнения двигательных заданий в играх.
Для удобства пользования мелкими пособиями необходимы соответствующие
каждому из них подставки, сетки, корзины. Они устанавливаются так, чтобы малыши
сами могли взять из них нужное для игры и положить обратно по ее окончании. Это
важно для воспитания у детей самостоятельности, бережного отношения к пособиям,
соблюдения определенного порядка.
При проведении сюжетных подвижных игр с малышами для ребенка,
выполняющего ответственную роль (кота, медведя, волка, петуха и др.) водящего, можно
использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности
персонажей. Остальным детям, принимающим участие в качестве мышек, птичек, цыплят,
шапочки не обязательны. Но если игра проводится на праздничном утреннике или на
вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное
праздничное настроение.
Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования,
пособий являются необходимыми условиями для правильной организации проведения
подвижных игр.

Описание подвижных игр и игровых
упражнений
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.

  • 8. Современные технологии фв детей.
  • 9. Основные понятия теории и методики фв дошк-ов.
  • 10. Связь ТиМфв с др. Дисциплинами.
  • 11. Принципы обучения дошк-ов физ. Упр.
  • 12. Классификация и характеристика физических упражнений (фу).
  • 13. Проблема физического воспитания в трудах российских ученых.
  • 14. Использование спортивной тренировки для совершенствования физического потенциала детей.
  • 15. Содержание физического развития дошкольников в учебной программе дошкольного образования рб.
  • 17. Формирование двигательного навыка. Этапы обучения двигательному действию
  • 18. Техника и методика обучения детей ходьбе и бегу.
  • 19. Техника выполнения прыжков.
  • 20. Обучение детей метанию.
  • 21, 22. Техника и методика обучения дошк-ов ползанию, лазанью.
  • 23. Равновесие и методика его формирования у детей младш. И старш. Дошк-го возр.
  • 24. Использование исходных положений в общеразвивающих упражнениях.
  • 25. Требования, предъявляемые к комплексу ору.
  • 27. Приёмы, активизирующие умственную и двигательную активность при проведении ору.
  • 29. Основы безопасности при выполнении детьми физических упражнений.
  • 30. Значение подвижных игр.
  • 31. Классификация подвижных игр.
  • 32, 34. Методика организации и проведения пи в разных возрастных группах.
  • 33. Вариативность подвижных игр.
  • 36. Условия и методика работы по обучению дошк-ов плаванию.
  • 37. Условия и методика обучения дошкольников ходьбе на лыжах.
  • 38. Техника и методика обучения детей катанию на коньках.
  • 39. Специфика построения физкультурных занятий спортивной направленности.
  • 40. Простейший туризм в детском саду.
  • 41. Содержание знаний дошкольников в области физ. Культуры.
  • 42. Особенности проявления двигательных способностей. Контрольные упражнения на выявление фк.
  • 43. Использование тренажеров в доу.
  • 44. Развитие быстроты и выносливости.
  • 45. Развитие ловкости и силы.
  • 46. Развитие самосознания и самооценки дошкольника.
  • 47. Педагогическая технология развития творчества дошк-ов ср-вами физ. Культуры.
  • 48.Воспитание у детей мотивов двигательной деятельности.
  • 49. Физкультурное занятие. Многообразием форм проведения.
  • 50. Способы организации детей при выполнении физических упр-й.
  • 51. Педагогический анализ физкультурного занятия.
  • 52. Утренняя гимнастика. Содержание вводной, основной и заключительной части.
  • 53. Требования к утренней гимнастике. Построение комплекса утрен. Гимнастики.
  • 54. Содержание физ. Упражнений в гимнастике после сна.
  • 55. Подвижные игры и физ. Упражнения на прогулке.
  • 56. Необходимость проведения физкультурных минуток в ду.
  • 57. Цель и назначение физкульт. Досуга.
  • 58. Физкультурный праздник, его назначение.
  • 59. Характеристика двигательной акт-ти. Требования к самостоятельной двигательной деятельности детей.
  • 60. Индивидуальный подбор методов обучения движениям с учетом состояния здоровья детей.
  • 61. Индивидуальный подбор методов обучения с учётом уровня физической подготовленности детей.
  • 62. Методы проявления психомоторной одарённости.
  • 63. Содержание физ. Воспитания детей с признаками психомоторной одаренности.
  • 64. Характеристика детей с признаками психомоторной одаренности.
  • 65. Оценка осанки и стопы.
  • 66. Коррекция деформаций опорно-двигательного аппарата.
  • 67. Изучение двигательной активности детей методом хронометража и наблюдения.
  • 68. Определение физической подготовленности дошкольников по уровню развития физических качеств, сформированности двигательных навыков.
  • 69. Построение физиологической кривой физической нагрузки.
  • 70. Вычисление общей и моторной плотности физкультурного занятия.
  • 71. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, участка. Физкультурное оборудование и инвентарь в д/с.
  • 73. Планирование физкультурного занятия с соблюдением основных принципов обучения.
  • 78. Основные функции руководителя физического воспитания дошкольников.
  • 79. Профессиональные знания и умения, необходимые педагогу для организации физического воспитания в учреждении дошкольного образования.
  • 80. Оценка физического развития детей по общепринятым методикам.
  • 31. Классификация подвижных игр.

    Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

    Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы.

    Ситуации на игровой площадке, которые все время меняются, приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др.

    Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает сообразительность, двигательную инициативу и самостоятельность.

    Подвижные игры расширяют общий кругозор детей, стимулируют использование знании об окружающем мире, человеческих поступках, поведении животных; пополняют словарный запас; совершенствуют психические процессы.

    Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

    Классификация подвижных игр. Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др. Подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры. Их различают по двигательному содержанию, иначе говоря, доминирующему в каждой игре основному движению (игры с бегом, с прыжками и т.д.).

    По образному содержанию подвижные игры делятся на сюжетные и бессюжетные. Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробышки и кот») и условный («Ловишки», «Пятнашки», «Перебежки»).

    В бессюжетных играх («Найди себе пару», «Чье звено быстрее построится», «Придумай фигуру») все дети выполняют одинаковые движения. Особую группу составляют хороводные игры. Они проходят под песню или стихотворение, что придает специфичный оттенок движениям.

    По характеру игровых действий отличаются игры соревновательного типа. Они стимулируют активное проявление физических качеств, чаще всего скоростных.

    По динамическим характеристикам различают игры малой, средней и большой подвижности.

    В программу детского сада вместе с подвижными играми включены игровые упражнения, например "Сбей кеглю", "Попади в круг", "Обгони обруч" и др. В них отсутствуют правила в общепринятом смысле. Интерес играющих вызывают привлекательные манипуляции предметами. Вытекающие из названий задания соревновательного типа ("Кто точнее попадет", "Чей обруч вращается" и др.) кроме соревновательного имеют еще и зрелищный эффект. Самых маленьких они подводят к играм.

    32, 34. Методика организации и проведения пи в разных возрастных группах.

    В 1-ой мл. гр. проводятся игры с простым и доступным сюжетом. Герои игр хорошо известны детям (кошка, мышки, птички). Управление развитием движений осуществляется здесь посредством сюжета, кот. полностью зависит от творчества воспитателя. Во время игры взрослый старается заинтересовать детей, показать им образец движений, учит действовать по сигналу, подчиняться простым правилам. Ведущие роли педагог играет сам, делая это эмоционально и образно.

    Во -ой мл. гр. ПИ. отличаются несложным сюжетом и простыми правилами, но движения кот. в них включаются, становятся более разнообразными (взобраться на куб, подпрыгнуть и достать игрушку и т.п.) Малышей необходимо учить играть. Педагог играет вместе с детьми, выполняя одновременно главную и второстепенную роль, следит за размещением играющих, их взаимоотношения, образным выполнением двигательных действий, учит малышей действовать сообща. Постепенно педагог приучает детей выполнять игровые и ответственные роли (назначая на роль необходимо учитывать очерёдность). При выполнении детьми игрового упр. педагог объясняет и показывает его, останавливаясь на тех моментах, кот. вызывают затруднения у большинства.

    В среднем возр. большинство игр имеет развёрнутые сюжеты, определяющие содержание движений и хар-р взаимоотношений играющих. Значительное место занимают игры, в кот. действия персонажей соответствуют реальной действительности. Проводя сюжетную ПИ, педагог сообщает детям её название, излагает содержание, особо выделяя правила игры, подчёркивает смысл и особенности действий каждого персонажа, показывает движения, кот. могут вызывать у играющих затруднения. Затем распределяет роли среди играющих. В игровых упр. создаются условия для достижения определённого результата. Игровым заданиям («кто скорее», «кто бросит дальше» и т.п.) придаётся соревновательный хар-р.

    В ПИ детей старшего возр . занимательность сюжета уже не имеет такого большого значения, увеличивается кол-во игр в кот. нет образов. Правила игр усложняются, формируют у реб-ка умение управлять своим поведением. Применяются все виды игр в том числе бессюжетные, игры-эстафеты. При объяснении педагог раскрывает её содержание от начала до конца, затем с помощью вопросов уточняет правила, закрепляет стихотворные тексты, если они есть в игре, предлагает кому-либо из детей повторить её содержание. После этого указывает место положения играющих и распределяет роли, назначает водящего, предлагает детям самим выбрать водящего. В ходе игры следит за действиями и взаимоотношениями детей, выполнением ими игровых правил, с помощью различных приёмов повышает физическую нагрузку.

    Методика проведения. Алгоритм ПИ с детьми мл возр.

    1) Правильно выбрать игру, поставленную задачу, условия проведения- учёт темп-ры воздуха; если лето то нет бабы «снеговухи» и т.п, подготовка педагога: знать содержание игры, выучить стихотворный текст, в помещении проветривание, влажная уборка, размещение детей; выделить ведущее правило и подготовил, атрибуты, чтоб ведущий отличался от детей. Карточные условия, книгой нельзя 2) Сбор детей на игру, способ создания интереса. Сред-й возр. для создания интереса -загадка используется чаще всего, наблюдение, беседа В стар-ем ворз. беседа по теме игры, загадка 3) Объяснение ПИ. В мл.возр. оно носит поэтапный хар-р, по ходу игровых действий (нету предварительного объяснения игры). В сред-ем возр. кратенькии сюжетный рассказ, кот. выражает основные правила а второстепенно дети знакомятся поэтапно. В старшем возр. объясняется предварительно. Кратко выделить содержание, последовательность. Ведущие правила: а) по какому сигналу начинается игра, на начало игры «1,2,3 ловишка лови»; б) на конец игры, правила если я ударю в бубен, стоп игра закончилась; в) что детям делать если их поймал ловишка с помощью вопросов уточнять: как играть в игру «ловишка», по какому сигналу начинать, на конец шры, что делать; пойманному, как пятнать? Дети обязательно должны ответить на вопросы педагога. Затем в мл. возр. воспитатель внося новую игру выполняет все роли второстепенные и основные. Ни в коем случае пятнать нельзя, реб-к должен проделать игру от начала до конца Атрибуты раздаются сразу, поэтапно объяснять. Руководство ходом игры: педагог выполняет второстепенную роль (бегает, прыгает и т.д.) и основную. Оканчивается анализом, педагог отмечает всех с положительной стороны, и рефлексия: дети а как же называлась наша игра?

    Рекомендуется проводить подвижные игры на разные виды движений во время утренней и вечерней прогулки или дома. Обычно в подвижные игры играют не более 2-3 раз с ребенком младше двух лет и примерно 4-5 раз с ребенком старше двух лет, в неделю каждая игра должна повторяться примерно по 2-3 раза. Для того чтобы интерес ребенка к игре не угасал, нужно со временем постепенно усложнять игру, добавляя движения, меняя игрушки и прочее. Подвижную игру, которая включена в физкультурное занятие дома или в детском саду, можно проводить дополнительно. Это нужно для того, чтобы ребенок лучше усвоил правила и ход игры. Мы предлагаем вашему вниманию некоторые варианты подвижных игр для детей.

    Подвижная игра «Найди игрушку» для детей от года до 2 лет

    Необходимо поместить игрушку на видном месте в одном из углов комнаты. Увидев ее, малыш должен подойти к ней. Затем нужно поместить в углу 3-4 игрушки и назвать одну из них. Ребенок должен принести ту игрушку, которую вы назвали. Следующий вариант игры - нужно спрятать игрушку, которую ребенку требуется найти, среди других игрушек так, чтобы видна была только какая-то ее часть. Затем назовите игрушку, после чего малыш начинает двигаться, отправляясь на поиски игрушки. Игрушку можно заменить и проделать упражнения заново.

    Подвижная игра «Собери шарики» для детей старше 2 лет

    Взрослый выбрасывает из корзины шарики, различные по величине и цвету и показывает ребенку, как их нужно собирать. Затем ребенок с вашей помощью должен складывать их по правилу: маленькие - в меньшую коробочку, большие - в коробку побольше.

    Игра имеет три варианта:

    Ребенок складывает шарики при помощи ваших подсказок.

    Складывая шарики, ребенок называет их величину (маленький шарик, большой шарик).

    Складывая шарики, ребенок называет их цвет.

    Подвижная игра «Спрячем игрушку» для детей от года до 2 лет

    Необходимо спрятать игрушку вместе с ребенком. Затем ребенок, взяв в руки другую игрушку, идет искать спрятанную со словами, например: «Кукла Нина ищет». Второй вариант игры - спрячьте игрушку, а ребенок самостоятельно должен найти ее. Игрушку можно время от времени менять.

    Подвижная игра «Маленькие и большие» для детей от 1,5 до 2 лет

    Перед тем, как начать играть в эту игру, научите ребенка выполнять движения, показывая и называя их при этом. Например, помогите ему присесть, встать, поднять руки, держась за обруч или палку. Затем необходимо попросить малыша выполнять движения, которые вы будете называть, например: «Покажи, какой ты был маленький?», «Покажи, каким ты можешь стать большим!». Ребенок должен научиться выполнять движения без вашей помощи, а также без помощи обруча или палки.

    Подвижная игра «Паровоз» для детей от 1,5 до 2 лет

    Взрослый стоит впереди, малыш сзади держится за него. Взрослый начинает двигаться со звуками «Чух - чух - чух! Ту - ту!». Усложняется игра увеличением скорости движения, а затем переменой мест взрослого и ребенка.

    Подвижная игра «Поезд» для детей от 2 лет

    Взрослый вместе с ребенком должен сидеть на стуле и делать круговые движения руками перед собой, гудя: «ту - ту!» и топая ногами. Сигнал «Остановка!» или «Приехали!» должен означать, что пора сходить с поезда и собирать ягоды или грибы, бегая по комнате.

    Подвижная игра «Скати с горки» для детей от 1 года до 2 лет

    Перед началом игры ребенку необходимо показать, как нужно правильно скатывать мячик сверху вниз по горке и приносить его. Затем ребенок должен начинать действие самостоятельно по просьбе взрослого. Хорошо, если ребенок будет скатывать по очереди большой и маленький мячи. Усложняется игра тем, что взрослый называет цвет мяча, а ребенок должен скатить тот мяч, цвет или рисунок которого был назван.

    Подвижная игра является незаме-нимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способ-ностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства ею, умелого проведения.

    Ныне все педагоги отмечают сниже-ние интереса у детей к подвижным иг-рам. Происходит это, на наш взгляд, по следующим причинам.

    Во-первых, желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информа-ции о мире. Современному ребенку до-ступны различные источники инфор-мации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных иг-рах.

    Во-вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап — совершенствова-ние движений в подвижной игре.

    В-третьих, педагоги часто рассмат-ривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, то есть ограничивают принци-пом «Движение ради движения».

    Количество подвижных игр практи-чески во всех программах для ДОУ невелико, за исключением, пожалуй, Про-граммы воспитания и обучения детей (М.: Издательский дом «Воспитание до-школьника», 2004). Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разу-чить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.

    Какими могут быть эти варианты? Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные иг-ры, но, как правило, варианты их проведе-ния отсутствуют. В пособии В.А. Шишки-ной, М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М., 1998) на приме-ре малоподвижных игр («Найди и про-молчи», «Не упади» и т.д.) даны рекоменда-ции, как избежать однообразия в игре. Ав-торы предлагают каждый раз искать раз-ные предметы, взявшись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме и т.д.

    Игра «Поезд»

    Различные варианты проведения по-движной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивиду-альных особенностей. Например, при организации игры «Поезд» (во второй младшей и средней группах) можно изменить ее традиционное начало («дети строятся в колонне по одному - не дер-жась друг за друга»), введя роль кондук-тора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с зани-женной самооценкой. Возможны и дру-гие варианты игры «Поезд».

    1. Паровоз объезжает препятствия - дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.

    2. Паровоз едет через туннель - дети пролезают под дугами.

    3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок - дети должны ос-тановиться; желтый — идти; зеленый — бе-жать.

    Целесообразно ввести в игру разно-образные движения детей на «станции».

    1. Дети изображают, как они собира-ют грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают через колючие кусты (ходьба широким шагом), идут по коч-кам (приставной шаг) и т.д.

    2. Дети имитируют повадки обитате-лей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой), лисы (ходьба на носках), оленя (ходьба с высоким под-ниманием колен, руки скрещены над головой), зайца (прыжки с продвиже-нием вперед), бабочки (бег с плавными движениями рук), гусеницы (ползание).

    3. На поезде дети могут приехать в зоо-парк - изображают тигра (ходьба с движением рук перед собой), крокодила (ходьба с соединением прямых рук перед собой), жирафа (ходьба на коленях, руки в замок за спиной), слона (ходьба с опо-рой на кисти и стопы), удава (продвиже-ние вперед, сгибая и разгибая ноги в ко-ленях, опора сзади на руки) и т.д.; в страну загадок - отгадывают загадку и «изобра-жают ответ»; в страну любимых сказок — изображают героев той или иной сказки.

    4. Дети двигаются под текст стихотво-рения Т. Волгиной «Паровозик».

    Чух-чух! Чух-чух!
    Мчится поезд во весь дух.
    Чух-чух! Чух-чух!
    У-у-у-у-у!
    Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
    Сто вагонов я тащу!
    У-у-у-у-у!
    (Увеличивается скорость движения.)

    Паровоз, паровоз,
    Что в подарок нам привез?

    — Зверюшек. Зайчиков (дети оста-навливаются и выполняют имитаци-онные движения).

    Загудел паровоз
    И вагончики повез:
    Чух-чу! Чух-чу!
    Далеко укачу (дети садятся в паро-воз).

    Паровоз привозит зайчат, лягушат, медвежат, цыплят, воробьев и т.д. Дети имитируют их движения и «голоса».

    Далее предлагаются варианты прове-дения подвижных игр (см.: Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упраж-нения для детей 5-7 лет. - М: ВЛАДОС, 2001. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М: Просвещение, 1984. Чистякова М.И. Пси-хогимнастика. - М.: Просвещение, 1995).

    Варианты прове-дения подвижных игр

    «Найди свое место»

    Каждый играющий выбирает себе домик: стул, круг, гимнастическую скамей-ку и др. По сигналу воспитателя дети вы-бегают на площадку, легко и стараясь не шуметь, бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свое место» возвращаются на свои места.

    1. Дети имитируют движения: зимой мы катаемся на лыжах (ходьба широ-ким шагом с отмашкой), на коньках (ходьба с выносом ноги в сторону, туло-вище наклонено, руки за спиной), ле-пим снежки и бросаем их («взяли снег» - наклон, двумя руками коснулись пола, «слепили снежок», «бросили» - мета-ние), согреваемся (бег); летом мы плава-ем (бег с движением рук - «брасс»), ны-ряем (бег с остановкой и приседанием), бегаем за стрекозами и бабочками, ката-емся на велосипеде.

    2. Детей можно разделить на две ко-манды.

    «Найди свой цвет»

    Воспитатель раздает красные, синие, желтые, зеленые флажки. Дети собираются в разных углах комнаты, заранее обозначенных воспитателем флажком определенного цвета. По сигналу «Идите гулять» расходятся по комнате в раз-ные стороны; по сигналу «Найди свой цвет» собираются возле флажка соот-ветствующего цвета. Побеждает группа, которая быстрее всех собралась.

    Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

    1. Дети могут собраться возле обруча, цвет которого соответствует цвету их флажка.

    2. Дети могут собраться возле обруча, в котором стоит кегля такого же цвета, что и их флажок.

    3. Воспитатель поднимает флажок и называет его цвет. Дети с такими же флажками подбегают к воспитателю, остальные - отбегают от него.

    4. Дети становятся в круг, у всех в ру-ках кружки разного цвета. Воспитатель: «Большой круг — это клумба. На ней цве-тут различные цветы» (выкладывает се-рединки цветов). На сигнал «Найди свой цвет» дети подбегают к кружку соответ-ствующего цвета и выкладывают цветок.

    5. У детей ленточки красного, желто-го цвета. Дети становятся около колец желтого и красного цвета - это сол-нышко. По сигналу «Найди свой цвет» подбегают к кольцу соответствующего цвета и выкладывают ленточки - «лучики солнца».

    6. Воспитатель повязывает ленточку каждому ребенку. Ленточек одного цве-та должно быть две. На сигнал «Найди свой цвет» дети должны найти себе пару с такой же по цвету лентой.

    «Самолеты»

    Дети распределяются на три коман-ды и размещаются в разных сторонах зала, перед каждой командой ставят по одному предмету разного цвета (ку-бик, кегля и т.д.). По команде педагога «К полету приготовиться» дети выпол-няют круговые движения согнутыми руками - заводят моторы. На сигнал «Летите» поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлени-ях по всей площадке. По команде «На посадку» дети строятся в звенья и опу-скаются на одно колено, прямые руки в стороны (самолеты возвращаются и приземляются). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и наи-более красиво.

    Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

    1. Дети заправляют самолеты бензи-ном (движение рук).

    2. «Парад» — дети бегают в разных на-правлениях парами.

    «Цветные автомобили»

    Дети стоят вдоль стен комнаты - это ав-томобили в гараже. Каждый держит в руках флажок, или кольцо, или картонный диск синего, желтого или зеленого цвета. Вос-питатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соот-ветствующих цветов. Он поднимает один из них, дети, имеющие предмет этого цве-та, разбегаются по площадке и, подражая езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавлива-ются и направляются в гаражи.

    Варианты игры (средняя, старшая группа)

    1. Воспитатель не показывает детям флажки, а использует только словесные указания.

    2. Воспитатель, опуская один из флажков, говорит: «Поставьте машину в гараж» - дети бегут в заранее отведен-ное место.

    3. Воспитатель, опуская один из флажков (синий), говорит: «Поставьте машину в гараж». Дети с синим цветом руля возвращаются в гараж с соответствующим указателем (синяя кегля).

    4. У воспитателя два флажка - зелено-го и красного цвета. У детей рули разно-го цвета, но не зеленого и не красного. Им предлагают бежать до противоположной стороны площади и обратно и при этом следить за сигналами свето-фора: па зеленый цвет — бежать, на красный - остановиться.

    5. «Автомобили» преодолевают пре-пятствия: объезжают кочки (кегли, ку-бики, мягкие модули и т.д.).

    6. Воспитатель дает указания: ехать быстро, медленно, повернуть, затормо-зить, посигналить.

    «У медведя во бору»

    На одной стороне площадки (зала) — берлога медведя (круг), на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая:

    У медведя во бору
    Грибы, ягоды беру,
    А медведь не спит
    И на нас рычит!

    С последним словом медведь выбега-ет из берлоги и ловит (салит) играю-щих. Дети убегают в свой дом.

    1. Изменение места водящего (в цент-ре зала, сбоку).

    2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т.д.).

    3- Дети имитируют движения: собира-ют грибы и ягоды (наклоняются, выпряхчляются), переступают через колю-чие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлеза-ние боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх).

    4. Перед берлогой препятствие: руче-ек (две скакалки), через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из бер-логи (подлезание под духу).

    (Этот вариант приемлем для разновоз-растной группы, когда роль мишки выполняет старший по возрасту ребенок)

    «Совушка»

    На площадке обозначено гнездо совушки (круг). Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки - располагают-ся по всему залу. По сигналу воспитате-ля «День» все ходят, бегают по площад-ке, передавая характер образа, стараясь не задеть друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит «Ночь», и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. По сигналу «День» совушка уле-тает, а мышки, жучки, бабочки снова на-чинают резвиться.

    Варианты игры (средняя, старшая группы)

    1. Воспитатель загадывает загадки, а дети, отгадав их, передают в движении характер образа.

    На дорожку вышли рожки.
    Вы не будете бодать?
    Я потрогал их немножко,
    Рожки спрятались опять.
    (Улитка)

    Целый день летает,
    Всем надоедает.
    Ночь настанет,
    Тогда перестанет.
    (Муха)

    Маленький рост,
    Длинный хвост,
    Серая шубка,
    Острые зубки.
    (Мышка)

    Модница крылатая,
    Платье полосатое,
    Ростом, хоть и кроха,
    Укусит — будет плохо!
    (Пчела, оса)

    Спал цветок
    И вдруг проснулся,
    Больше спать не захотел,
    Шевельнулся, встрепенулся,
    Взвился вверх и улетел.
    (Бабочка)

    Комочек пуха,
    Длинное ухо,
    Прыгает ловко,
    Любит морковку.
    (Заяц)

    2. Воспитатель предлагает детям вы-полнить логоритмические упражнения. Насекомые

    Прилетела к нам вчера
    Полосатая пчела,
    А за ней шмель-шмелек
    И веселый мотылек,
    Два жука и стрекоза,
    Как фонарики, глаза.
    Пожужжали, полетали,
    От усталости упали.

    Лягушка

    Скачут по опушке
    Две веселые лягушки
    Прыг-скок, прыг-скок -
    Прыгать весело, дружок.

    Жук

    Жук летит, жужжит, жужжит
    И усами шевелит.

    «Ловля обезьян»

    Детей делят на две группы: обезьяны и их ловцы. «Обезьян» размещают на одной стороне площадки, ловцов - на противоположной. Они договаривают-ся между собой о том, какие движения будут выполнять. Показав их, ловцы отходят в сторону. Обезьяны слезают с возвышений (деревья, пеньки) и повторяют движения ловцов. По сигналу «Ловцы» обезьяны бегут к своим местам, стараясь встать на возвышение, а ловцы пытаются поймать тех, кто не успел влезть на дерево или какой-либо другой предмет, и уводят к себе. При повторе-нии дети меняются ролями.

    Варианты игры (средняя, старшая группы)

    1. Охотник (воспитатель или ребе-нок) показывает движения, передаю-щие характер обезьяны.

    . «Шалунья обезьянка». И.п. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы-рены. Наклоны в стороны, вперед, прыжки (на месте и с продвижением вперед).

    . «Обезьянка дразнится». Ип. - стоя, руки, согнутые в локтях, перед собой. Имитация «носа».

    . «Обезьянка спряталась». Ип. - о.с. Присесть, закрыть лицо руками.

    . «Обезьянка умывается». Ип. - сед, руками захватить стопу. Имитация «умывания».

    . «Обезьянка бегает». Бег по кругу.

    2. Охотник (воспитатель или ребе-нок) под музыку показывает ритмич-ные движения, передающие характер обезьяны.

    . «Обезьянка крутит хвостиком». И.п. - левая нога отставлена в сторону, пра-вая рука на поясе, левая с зажатым ку-лачком отведена в сторону. Круговые движения кистью левой руки — имита-ция кручения хвоста, ритмичные движения стопой, не отрывая пятку от пола.

    . «Обезьянка шалит». Им. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы-рены. Поднять и отвести ногу в сторону попытаться соединить колено с локтем.

    . «Обезьянка танцует». Им. — ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы-рены. Выставить ногу вперед в сторону на пятку, ритмичные движения в полу-приседе вокруг себя.

    «Мяч водящему»

    Играющие строятся в две-три колон-ны. На расстоянии 1 м от них стоят водящие с большим мячом в руках. Между ними черта, за которую нельзя заходить. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне; тот броском возвращает его обратно и бежит в ко-нец колонны, затем водящий бросает мяч второму и т.д. Когда первый игрок в колонне вновь окажется на своем месте, он поднимает руки вверх.

    1. Использовать мячи разных разме-ров (малые - диаметр 100-120 мм, большие - диаметр 200-250 мм).

    2. Водящий, бросая мяч игроку, назы-вает какое-нибудь обобщающее слово, например луг (река, лес, транспорт, иг-рушки, одежда, посуда и т.д.). Остальные дети, принимая мяч, должны произнес-ти слова, которые этим обобщающим словом объединяются, например расте-ние - это цветок, трава, ромашка и т.д.

    «Построй шеренгу, круг, колонну»

    Дети, разделившись на две группы, строятся у противоположных сторон площадки или комнаты в две шеренги, лицом друг к другу. По сигналу воспитателя ходят или бегают (в зависимости от темпа и ритма, которые задаются удара-ми в бубен) по всей площадке. Прекратив ударять в бубен, воспитатель командует: «Построй шеренгу (круг, колонну)!» - и дети строятся на своих местах в шеренгу (круг, колонну). Выигрывает группа, быс-трее и правильнее построившаяся.

    Варианты игры (старшая, подгото-вительная к школе группы)

    1. Воспитатель до начала игры сооб-щает: под бубен надо ходить, под колокольчик - бегать медленно, под звуки погремушки - быстро бегать.

    2. После сигнала нужно встать точно на свое место.

    3. Каждая группа строится у кегли оп-ределенного цвета.

    4. Воспитатель подает сигнал, пока-зывая карточку с изображением колон-ны (шеренги, круга).

    5. Воспитатель подает сигнал, показы-вая карточку с изображением шеренги, колонны (по росту, в обратном порядке).

    «Тропинка»

    Дети делятся на две команды с равным количеством участвующих. Участники каждой команды берутся за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. Затем ве-дущий дает задание обеим командам. По команде «Тропинка» участники каждой ко-манды становятся друг за другом, кладут ру-ки на плечи впереди стоящего, приседают, чуть наклоняя голову. По команде «Копна» все участники игры направляются к центру своего круга и соединяют руки. По команде «Кочки» приседают, положив руки на голо-ву. Эти задания чередуются. Кто быстрее их выполнит, тот получает очко.

    Варианты игры (старшая, подгото-вительная к школе группы)

    1. Дети образуют один или три круга.

    2. Дети могут идти в колонне по одно-му, парами.

    3. «Яблоневый сад» - участники игры встают в круг.

    И.п. - ноги вместе, руки полусогнуты в локтях, разведены в сто-роны, пальцы соединены. «Дубрава» - участники встают врассыпную.

    И.п. - ноги на ширине плеч, прямые руки подняты вверх и разведены в стороны. «Ель-ник» - участники встают в колонну.

    И.п. - пятки вместе, носки врозь, руки опу-щены, но не прижаты к туловищу, ладо-ни отведены в стороны, пальцы вместе.

    4. Дети идут в колонне парами. «Сосна»

    Встать спиной друг к другу. И.п. — пятки вместе, носки врозь, руки опущены, но не прижаты к туловищу. Ладони отведе-ны в стороны, пальцы вместе. «Ива» - встать боком друг к другу. И.п. — ноги вме-сте, одна рука (у одного ребенка левая, у другого правая) отведена в сторону и со-гнута в локте, пальцы опущены. «Береза»

    Встать лицом друг к другу. Им. - ноги вместе, руки полусогнуты в локтях, раз-ведены в стороны, пальцы соединены. «Дом» - встать в круг и взяться за руки. «Забор!» - встать в шеренгу. «Ворота!» -встать парами напротив друг друга.

    «Три стихии: земля, воздух, вода»

    Площадка разделена на три зоны - зем-ля, воздух, вода. Ведущий называет предмет: самолет - играющие бегут в зону, обо-значающую «воздух»; «пароход» — в зону «вода»; «дерево» — в зону «земля». Игрок, на-рушивший правила, выбывает из игры.

    Варианты игры

    1. Стихии могут быть разные: «Река,

    болото, море», «Рыбы, птицы, звери» и т.д.

    2. Ведущий не дает команду, а показы-вает карточку с изображением представителя той или иной стихии.

    3. Ведущий загадывает загадки о пред-ставителях каждой стихии.

    Колюч, да не еж. Кто это?

    (Ерш.)

    Весной за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит.

    (Грач.)

    4. Заняв место в той или иной стихии, детям следует изобразить то, что было названо.

    Игры-эстафеты

    Разнообразить можно и игры-эста-феты. Главное в них не только совершенствование двигательных умений де-тей, но и развитие познавательных, сен-сорных, творческих способностей. По-этому в содержание игр-соревнований желательно включать проблемные зада-ния, которые активизируют психичес-кие процессы (внимание, мышление, память, воображение).

    Варианты игр-эстафет

    1. Выложить фигуру из физкультурно-го инвентаря (флажков, кубиков, кеглей, обручей, гимнастических палок и др.).

    2. Выложить физкультурный инвен-тарь в соответствии с образцом.

    3. Выбрать один кубик (с буквой) в со-ответствии со словом на карточке.

    4. Выбрать из множества геометриче-ских фигур (квадрат, треугольник, круг) одну фигуру - не квадратную и не тре-угольную.

    5. Выбрать из множества кубиков (желтого, красного, синего цвета) кубик не желтого и не синего цвета.

    6. Выбрать из нескольких карточек с изображением диких и домашних животных карточку с изображением жи-вотного Африки.

    Перед тем как предложить игру, детей нужно настроить на нее, снять психоэмоциональное напряжение. Если воспита-тель использует разнообразные варианты подвижных игр, то это способствует раз-витию у детей инициативы и творчества.

    С. ПРИЩЕПА,
    кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ИПК и ПРНО МО.

    Прищепа С. Прыг-скок, прыг-скок! Прыгать весело, дружок. (Как разнообразить подвижные игры) // Дошкольное воспитание, 2005 . № 6. С. 23-28.




    Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top