Конспект урока ОБЖ «Здоровые зубы здоровью любы! Конспект классного часа "здоровые зубы всякому любы" Конспект занятия здоровые зубы здоровью любы.

Конспект урока ОБЖ «Здоровые зубы здоровью любы! Конспект классного часа

Методическая разработка. Конспект занятия

Здоровые зубы, здоровью любы

Корюшкина Дина Вафаевна

Задачи: научить детей правильно ухаживать за зубами (полоскать рот, пользоваться зубной щёткой). Учить правильно, называть предметы туалета. Активизировать в речи детей слова, обозначающие действия.

Цели: формировать умения отвечать на вопросы. Вызывать чувство сострадания к больной кукле.

Предварительная работа с детьми: чтение отрывков из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит», рассматривание иллюстраций, беседы с детьми.

Оборудование: бокалы с водой, тазик, зубная паста, зубные щётки, цветные картинки, кукла Ксюша.

Ход занятия:

Воспитатель: - Сегодня у нас необычное занятие. К нам в класс пришло много гостей. Гости - это всегда праздник и радость. Давайте их поприветствуем.

Сегодня мы ребята поговорим с вами о наших зубах. У нас у всех есть зубы. Как вы думаете, для чего нам нужны зубы?

Ответы детей: Чтобы есть, пережевывать пищу, и т.д.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Зубы нам нужны, чтобы кушать. Но зубы не только нам нужны, они нужны и бобрёнку, чтобы построить себе крепкий дом, зубы нужны зайчонку, чтобы грызть морковку.

Ребята скажите, а вы что больше любите кушать?

Воспитатель: - А конфеты, шоколадки, торты любите кушать? Всё правильно, мы все обожаем кушать сладости, но оказывается, когда много кушаешь сладостей, они начинают разрушать наши зубы, на зубах появляются дырочка, и зуб начинает болеть. А когда зуб болит, куда мы идём?

Ответы детей: к стоматологу.

Воспитатель: - Правильно, мы должны идти к врачу и лечить зуб. Но чтобы наши зубы не болели, лучше всего подражать зайчонку - есть больше овощей и фруктов, и конечно не пить без конца сладкий чай и компот. А вот кефир и молоко пить полезно.

Сюрпризный момент- слышится плач куклы.

Воспитатель: - Ой, ребятки, слышите, кто - то плачет? Пойду я посмотрю.

(Воспитатель вносит куклу Ксюшу с перевязанной щекой, жалеем куклу и выясняем, что случилось с Ксюшей).

Оказывается, она была в гостях и там съела много сладкого, и у неё заболели зубы. Ксюша ты как раз вовремя пришла, мы сегодня учимся, как правильно ухаживать за зубами. Садись на стульчик, мы тебя тоже научим. А мы с ребятами немножко отдохнём.

Физкультминутка:

Наши деточки устали,

И со стульчиков все встали,

Потянулись, потянулись,

Солнышку мы улыбнулись,

Вправо, влево наклонились

Быстро к речке мы спустились,

Льётся чистая водица

Мы умеем сами мыться,

Зубную пасту мы берём,

Крепко щёткой зубы трём,

Моем шею, моем уши

Сами вытремся по суше.

Воспитатель:- Ребята, сколько у нас во рту зубов?

Ответы детей: - Много.

Воспитатель: - Правильно, много. Покажите свои зубы. Вот какие красивые зубы. Но каждый наш зубик нужно беречь и охранять. Беречь, мы уже знаем как:

1. Не есть слишком много сладостей.

2. После еды полоскать рот теплой водой.

Воспитатель: - Теперь нам совсем стало ясно, как беречь зубы. Но кто, же их будет охранять? А охранять их будет зубная паста и зубная щётка. Сейчас мы с вами будем учиться правильно чистить зубы, но только пока без зубной пасты, (раздача зубных щёток). Посмотрите, как правильно нужно держать зубную щётку (показ воспитателем правильной чистки зубов). Сначала чистим передние зубы: снизу- вверх, с верху - вниз, затем боковые - с левой стороны, боковые с правой стороны. Молодцы!

Воспитатель: - Кукла Ксюша, ты запомнила, как правильно нужно ухаживать за зубами, чтобы не болели.

Кукла Ксюша:

Да. Спасибо вам ребята. Теперь я буду беречь, и охранять свои зубы.

1. Меньше буду есть сладостей, больше фруктов и овощей.

2. После того как поем, обязательно буду полоскать рот.

3. 2 раза в день утром и вечером буду чистить зубы.

Воспитатель: - Ребята, давайте Ксюше подарим зубную пасту и зубную щётку и пригласим ее на следующие занятие. (Кукла Ксюша благодарит детей, прощается и уходит).

Воспитатель: - Наше занятие закончилось, давайте ребята, и мы попрощаемся с нашими гостями. Дружно скажем до свидания.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №462

Пушкинского района Санкт - Петербурга

Методическая разработка

урока здоровья

в рамках международной Акции «Colgate»

«Ослепительная улыбка на всю жизнь».

Тема: «Здоровые зубы – здоровью любы».

(«Зубы и уход за ними»)

Разработчик:

Волосянкина Наталья Васильевна,

учитель начальных классов

ГБОУ школы №462

Пушкинского района Санкт - Петербурга

Цели и задачи:
1. Дать представление о строении зубов;

2. Познакомить учащихся с правилами ухода за зубами;

3. Расширять знания о гигиене полости рта;

4. Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встрече с врачом;

5. Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:
1. Комплект наглядных пособий по теме «Зубы и уход за ними».

2. Индивидуальное зеркальце.

3. Зубная щётка.

4. Зубная паста.

5. Макет зубов.

6. Таблички с напечатанными словами: десна, кариес, эмаль, пульпа, корень, нерв.

7. Мультимедийная установка.

8.Диск mp 3 «Песенка про улыбку» (сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского) из м/ф «Крошка Енот».

9. Картинки с изображением продуктов питания: морковь, капуста, молоко, орехи, конфеты, шоколад, творог, помидор, эскимо, яблоко, сухарики и др.

10. DVD «Доктор Заяц и Легенда о Зубном Королевстве».

11. Картинки с изображением улыбающихся людей.

Ход урока.

I. Организационный этап. Создание эмоционально настроя.

Дети заходят в класс. Звучит «Песенка про улыбку» композитора В.Я.Шаинского.

II . Мотивация .

«Если только рассмеяться,

То настанут чудеса-

От улыбок прояснятся

И глаза, и небеса.

Ну-ка, взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало на планете

И светлее, и теплей».

Давайте и мы улыбнёмся и посмотрим друг на друга.

Что привлекает внимание других людей в этот момент? (ответы детей)

Посмотрите на картинки улыбающихся людей. Вы видите, какая красивая у них улыбка.

От чего зависит красивая улыбка? Поможет догадаться загадка «У красной прорубки сидят белые голубки».

Зубы - наши верные помощники. Они смело вонзаются в твёрдые яблоки, перетирают сухари, словно на мельнице. Дробят орешки, режут мясо и мнут картошку. Часто мёрзнут от мороженого и обжигаются горячим чаем. У них тяжёлая работа. Они трудятся ежедневно без отпусков и выходных. Они заботятся о твоём здоровье. Почему бы и тебе не позаботиться о них?

Как вы думаете, могут ли зубы постоянно заново вырастать, как скажем, волосы на голове, ногти на руках и ногах?
III. Определение темы.

Чему посвящён урок? (дети называют тему)

Предположите, о чем мы будем говорить? (версии детей)

Зачем человеку надо знать, как можно больше о зубах?

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в Зубное королевство .

Наш маршрут таков: (вывешивается на доске)

1. Для чего нужны зубы?

2. Какие бывают зубы.

3. Строение зуба.

4. Почему болят зубы?

5. Чтобы зубы были здоровыми.

6. Как правильно питаться.


IV. Основной этап..

1.Для чего нужны зубы?

Смогли бы мы обойтись без зубов? Зачем нам нужны зубы? (предположительные ответы детей : зубы помогают пережёвывать пищу, произносить звуки, слова, украшают лицо и т.д.)

2. Какие бывают зубы.

Когда человек рождается, у него совсем нет зубов. Первые-молочные, появляются на первом году жизни, а к 6-7 годам их становится 20. На место молочных появляются новые – постоянные.

У вас - передние зубы уже постоянные. К 10-11 годам все молочные зубы заменяются постоянными. К 20 годам у человека должно быть 32 зуба.

-Запомните: Если потерять постоянный зуб - новый не вырастет.


Практическая работа №1.(учитель показывает на макете)

Возьмите зеркальце. (дети рассматривают свои зубы).

Найдите у себя молочные зубы. Постоянные. Они отличаются цветом и размером. Временные - бело-голубоватого цвета и поменьше. За молочными зубами надо ухаживать так же тщательно, как и за постоянными. Если молочные зубы будут болеть, во рту будет много микробов. Тогда постоянные зубы здоровыми не вырастут.

Все зубы разные по форме и размеру, т.к. выполняют разную работу.

Передние – резцы . Рассмотрите их. Они находятся вверху и внизу прямо посередине. Проведите языком по краю. Чувствуете, какие они острые. Этими зубами мы откусываем небольшие кусочки пищи. Например, когда едим хлеб, яблоко.

По бокам резцов расположены клыки . Они нужны для разрывания и разгрызания плотной пищи, например, моркови, мяса. Посмотрите на них - они не такие, как резцы. Клыки есть у многих животных, хищников.

Пережёвывают, перетирают пищу большие и малые коренные зубы. Их поверхность неровная, с выступами. Так легче перетирать пищу.

Вывод: Зубы всякие нужны, зубы всякие важны.
3.Строение зуба. (таблица)

(учитель может привлечь к рассказу заранее подготовленных детей)

Зубы выполняют очень трудную работу. Чтобы хорошо с ней справиться, они должны быть хорошо защищены.

Такая защита есть. Легонько постучите кончиком ручки по зубам. Чувствуете, какие они твёрдые. Это потому что они покрыты толстым слоем эмали. Нет ничего более твёрдого в нашем организме, чем эмаль. Она твёрже, чем кость. Здоровую крепкую эмаль не берёт даже сверло, а острие сабли при ударе об эмаль ломается.

Внутри зуба. Под эмалью, спряталась мягкая пульпа . Здесь помещены нервы и кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород, питательные вещества и витамины, необходимые для роста и сохранения зубов.

У каждого зуба есть свой корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали.

Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов.

Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсна были здоровыми, иначе инфекция может распространиться на зуб и разрушить его.
4. Почему болят зубы?

Вы узнали, какая крепкая эмаль на зубах. Но почему же она разрушается? (версии детей)

Да, эмаль разрушается очень быстро, если за зубами не ухаживать. На поверхности эмали появляются маленькие трещины.

Отчего появляются трещины на зубах? Рассказывают дети.

Ученик 1.

- Трещины на эмали могут появиться, если грызть зубами твёрдые орехи, леденцы; от дурной привычки брать в зубы гвозди, грызть ручки, карандаши. Кроме того, трещины могут появиться, если сразу после горячей пищи выпить, например, холодный сок, воду, или откусить мороженое. Эмаль может потерять прочность, если человек неправильно питается: не пьет молоко, не ест творог, овощи, фрукты, чёрный хлеб, а наоборот, ест много конфет и др. сладостей.

Ученик 2.

После еды в эти маленькие трещины и в узенькие щёлочки между зубами попадают остатки пищи. Если их не удалять, они начинают гнить. Образуются опасные микробы, которые будут и дальше разрушать эмаль зубов. Тогда в зубе образуется полость или попросту дырка. Такое заболевание называется кариес. Если такой зуб не вылечить сразу, то потом возникает сильная боль.

Ученик 1.

- Вместе с грязными руками в рот тоже могут попасть микробы, опасные для зубов. Поэтому важно мыть руки перед едой. А ещё больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам. Человек с больными зубами не пережёвывает хорошо пищу, и от этого может заболеть желудок.

Ученик 2.

- Если врач не залечит дупло, пока оно ещё маленькое, то оно будет увеличиваться и достигнет внутренней части зуба. Поэтому зуб начинает болеть. Если вовремя не обратиться к врачу, то можно потерять зуб. Но многие дети очень боятся зубного врача.
V. Физкульпауза.

Инсценировка стихотворения «Вредный Петя».

Ведущий:

Жил на свете мальчик Петя.

Больше всех любил на свете

Этот мальчик шоколад,

Чоко-пай и мармелад.
Что ж, конфеты любят дети

Но не чистил зубы Петя.

Щётки, как огня, боялся,

Даже редко умывался.


Петя:

Фу, колючая какая!

Поцарапает мой рот.

Фу! Противная какая!

Кто такую в рот возьмёт?
Ведущий:

Ведь не думал он, ребята,

Что зубы заболят когда-то.

Вот шоколадку Петя съел,

И зуб у Пети заболел.

Петя бегает, кричит:


Петя:

Помогите! Зуб болит!

Ой! Ой! Ой! Нет сил терпеть!

Что ж теперь мне умереть?


Ведущий:

Мама Петеньку жалеет,

Полосканье в чашке греет.
Мама:

Мы пойдём с тобой к врачу!


Ведущий:

А Петя снова:

Петя:

Не хочу!
Мама:

Петя, Петя, ты не трусь.
Петя:

Нет! Я врача совсем боюсь!

У него сверло такое,

Вмиг просверлит он меня!

У него щипцы такие,

Все зубы вырвет у меня!

Там уколы колют всем,

Там убьют меня совсем!

У врача ужасный вид.

Пусть уж лучше зуб болит!


Баба-Яга: (появляется)

Я - бабушка Яга, беззубая старушка.

Костяная я нога – детишкам всем подружка.

Я люблю погрызть орешки,

Чупа- чупс и кириешки.

Я сухарики кусала,

Предпоследний зуб сломала.

И теперь один лишь зуб.

С ним хлопот не знаю

Да, и зубом я одним всех перекусаю.

(обращается к Пете)

Ты, касатик, потерпи,

Шоколадкой закуси.

Будем вместе: ты да я!

Мы беззубая семья! (Петя убегает от Бабы Яги)
Мама:

Зря кричишь ты: Ой! Ой! Ой!

Доктор ведь совсем не злой!
Ведущий:

Вы его не бойтесь, дети,

Он добрее всех на свете.

С ним давно знакома я-

Это мамочка моя! (входит мама-врач, берёт Петю за руку, садит в кресло)
Мама-врач:

Вы, больной, меня не бойтесь,

Не тряситесь, успокойтесь (лечит)

Не убьём, не искалечим.

Мы немножко вас полечим.

Вот и всё! Стал зуб здоров!

Все:

Не бойтесь, дети, докторов!


VI. Основной этап (продолжение).

5. Чтобы зубы были здоровыми.

Что случится, если кусочек мяса оставить на жаре?

А если кусочек пищи застрял в зубе? То же самое. Микробы, как пираты, прячутся между зубами. Зубы не умеют сами позаботиться о себе. Им надо помочь. И тогда они подарят ослепительную улыбку!

Послушайте, что вам расскажут ребята.


Ученик 1.

- Чтобы зубы были здоровыми, их надо чистить и ухаживать за ними.

«Как поел, почисти зубки.

Делай так 2 раза в сутки»

Это люди поняли давно. Использовали золу, толчёное стекло с песком. А зубной щёткой служили шерстяные тряпочки, пропитанные мёдом.

Зубочистками были когти животных. Такой уход был мало приятен!
Ученик 2.

- Жевали древесную кору в Индии, а в Сибири-смолу. Протирали зубы солью. Потом начали чистить зубы толчёным мелом. Так появился зубной порошок. Зубная паста появилась лишь в 20-е годы 20 века. Её изобрели позже автомобиля и паровоза.

- Нужно удалять остатки пищи, которые застряли между зубами и в маленьких трещинках. И в этом поможет зубная щётка. Щетинка её «выметает» остатки пищи, а зубная паста очищает зубы и рот от микробов. После этого зубы становятся белами, блестящими и гладкими.

«Вы позавтракали вкусно?

Зубы вам почистить нужно.

В руки щёточку возьми,

Зубной пасты нанеси!»
Ученик 3.

- У каждого человека должна быть своя зубная щётка. Щетинка не должна быть очень жёсткой, чтобы не повредить дёсна и не поцарапать во рту.

- Менять зубную щётку нужно 4 раза в год. Чистить следует 2 раза в день: утром и вечером перед сном. А после каждого приёма пищи полоскать рот.
«Зубы чистим осторожно,

Ведь поранить дёсна можно…

А потом что? А потом

Зубы мы ополоснём.

Нам понадобится кружка..

Улыбнитесь-ка друг дружке.

Поработали умело.

Наши зубки стали белы».


Ученик 4.

Чтобы в кабинете врача не было больно и страшно, надо приходить к врачу, когда зубы ещё не заболели. Делать это не реже 2-х раз в год.

«Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идём
В год 2 раза на приём,

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет!»
Практическое занятие №2.

-А теперь мы поучимся правильно чистить зубы. (опора на таблицу)

1.Вначале вымыть руки с мылом.

2.Зубную щётку промыть под струёй воды и стряхнуть.

3.На зубную щётку выдавить немного пасты.

4.Верхние зубы чистим СВЕРХУ ВНИЗ, а нижние-СНИЗУ ВВЕРХ. Потом несильно нажимая, провести вправо и влево. Также чистят изнутри. Потом чистят жевательную поверхность каждого зуба. Чистить зубы не менее 3-х минут.

5.Затем хорошо прополоскать рот тёплой водой.

6.Тщательно промыть щётку, стряхнуть её и поставит в стакан ручкой вниз, чтобы она просохла.
6. Как правильно питаться.

Мы научились правильно чистить зубы. А теперь узнаем, как питаться, чтобы зубы не портились. (опора на таблицу)

Ученик 1.

Чтобы зубы не портились надо в пищу употреблять молоко, молочные продукты, овощи, фрукты. Особенно полезен витамин Д. Он содержится в рыбе, яичном желтке, масле, молоке.

Ученик 2.

- Полезно есть лук, чеснок, горох, фасоль, гречку, овсянку, апельсины, помидоры, морскую капусту, ржаной хлеб. Эти продукты содержат витамины, кальций, фосфор, укрепляющий зубы.

Ученик 3.

Выберите продукты, полезные для зубов (показывает картинки): морковь, яблоко, конфета, капуста, творог, орехи, шоколад, помидор, эскимо, сухарики, молоко.


VII. Закрепление. Игра «Да – нет»

1. « Постоянно нужно есть

Для зубов для ваших:

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладони».


2. « Не грызите лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный.

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, маринад.


Это правильный совет? Нет!»
3. « Говорила маме Люба:

«Я не буду чистить зубы».

И теперь у нашей Любы

Дырка в каждом, каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?» (Нет)


4. « Навсегда запомните

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти нельзя.

Если наш (мой) совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши».


VIII . Рефлексия .

Чему вы научились?

Что запомнили?
IX. Итог занятия.

Заканчивая занятие, мы хотим пожелать вам всем здоровья. Берегите свои зубы с детства и тогда, когда станете взрослыми, ваши зубы не доставят неприятностей.


Ученик 1

Так давайте, друзья, наши зубы беречь. На уроке об этом сегодня шла речь.

Ученик 2

Будем зубы лелеять, будем зубы любить, и улыбкой своей сможем всех ослепить.

В завершении дети исполняют песню «Улыбка».
Для закрепления знаний и практических навыков по уходу за зубами, полученных на данном уроке, рекомендован просмотр видеофильма «Доктор Заяц и Легенда о зубном Королевстве». (DVD)
X. Домашнее задание.

Детям предлагается выполнить рисунки по теме урока.

“ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ - ЗДОРОВЬЮ ЛЮБЫ”

1. Задачи.
2. Цитаты, изречения.
3. Полезные советы “Что делать, чтобы у ребенка были здоровые зубы?”, “Содержите в чистоте зубную щетку”
4. Это интересно знать “Как научить ребенка правильно ухаживать за зубами”, “Ешь то, что полезно для зубов”
5. Тема памятки для родителей “”.
6. Встречи со стоматологом.
7. Темы рассказов и сказок “Путешествие Кариеса”, “В гости к стоматологу”
8. Тема детского рисунка “Чтобы не встретиться с Кариесом”
9. Выставка гигиенических принадлежностей.
10. Стихи:

* Чистим зубы
* Да здравствуют руки!
* Н. Тополева По утрам у Айболита
* А. Обухова Надо чистить каждый зуб…
* Как у нашей Любы разболелись зубы.
* А. Обухова Как поел, почисти зубки
* У волчонка зуб заныл

11. Загадки:

  • Рот и зубы
  • Зубная щетка
  • Зубной порошок

12. Пословицы и поговорки, народные песенки.
13. Дидактические игры и упражнения:

- “Запрещается - разрешается”
- “Цепочка действий”
- “Повтори, не ошибись”
- “Закончи предложение”

14. Вопросы на повторение пройденного материала.
15. Конспект занятия Здоровые зубы - здоровью любы ”.
16. Активизация словаря:

* зуб
* кариес
* стоматолог

17. Стихи и ситуации.
18.Дополнительная литература.

1. Задачи

1. Расширять знания детей о гигиене полости рта.
2. Учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встречи с врачом - стоматологом.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью

2. Цитаты, изречения

“Никакой прибор не заменит чуткого сердца врача, его доброй души”

Б.В. Петровский

Гигиена полости рта - это тщательная чистка зубов.

Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки.

3. Полезные советы

Что делать, чтобы у ребенка были здоровые зубы?

* Соблюдать режим, больше бывать с ним на свежем воздухе, заниматься физкультурой, закаливанием.
* Правильное питание: ежедневно ребенок должен получать молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года. Приучать детей к твердой пище: это укрепляет десна и зубы.
* Привычку полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером надо прививать у детей с 2-3 лет.
* Не реже 2 раз в год надо посещать с ребенком стоматолога.

Содержите в чистоте зубную щетку.

Если все зубные щетки членов вашей семьи находятся в одном держателе, защитите себя, замачивая щетку в дезинфицирующем растворе, чтобы убить микробов. И обязательно выкидывайте старую, потрепанную зубную щетку, как только она утратит свои качества (каждые 3-6 месяцев или как только щетинки начнут отгибаться). Если вы храните эти щетки, они могут стать питательной почвой для бактерий.

  1. Работайте щеткой под углом. Когда чистите зубы, не держите щетину щетки перпендикулярно зубам. Направляйте щетину к основанию зуба под углом 45; чтобы она массировала и прочищала границу между его шейкой и десной. Пусть волоски чуть-чуть заходят вглубь этой бороздки.
  2. Крутите щетку. Двигайте щеткой, описывая ею маленькие круги. Начинайте с наружной поверхности зубов, переходите на внутреннюю и завершайте жевательной.
  3. Язык тоже надо чистить. Бактерии живут во рту везде и на языке тоже. Надо счищать их и с него. Для этого продаются специальные скребки.
  4. Поверните вертикально. Если трудно добраться щеткой до внутренней стороны передних зубов, разверните ее вертикально и водите маленькими кругами.
  5. Хватит двух раз. Достаточно тщательно чистить зубы утром и перед сном и хоть раз в день работать между ними ниткой.
  6. Выбирайте помягче. Единственное обязательное требование к зубной щетке - щетина должна быть мягкой. Жесткая щетина может поцарапать десны и даже зубы. Щетку меняют, как только щетина начнет лохматиться.
  7. Выбор пасты . Гигиеническая паста “Колгейт тотал” содержит компоненты, препятствующие кариесу, развитию зубного налета и камня, а кроме того, непосредственно облегчает воспаление десен.
  8. Мокрый рот - хорошая защита. Слюна естественным образом очищает полость рта. Чем он суше, тем больше бактерий там приживается. Чем их больше, тем выше вероятность зубного налета.

4. Это интересно знать!

Врач - стоматолог лечит зубы, десны.

Слова “стома” по-гречески означает “рот”. Важно чистить зубы, чтобы они были здоровыми, крепкими.

“Как научить ребенка правильно ухаживать за зубами”

С какого возраста формировать этот навык?

К 2-2,5 годам у ребенка появляются 20 молочных зубов. Промежутки между ними сокращаются, сокращаются и уменьшается слюноотделение. В связи с этим не происходит, как это бывает у детей 2 лет, естественной самоочищение. Вначале надо приучить ребенка полоскать рот водой после еды, утром и вечером, а затем научить его чистить зубы, сначала без пасты.

Когда ребенок овладеет этой манипуляцией, следует постоянно научить его пользоваться пастой. Обычно этот навык ребенок усваивает к 4-5 годам.

Как правильно чистить зубы, взрослые сначала показывают на себе, затем помогают ребенку повторить. Вначале надо научить действовать щеткой без зубной пасты - она должна быть маленькой, чтобы ребенку удобно было ею пользоваться. Овладеть навыками чистки зубов маленькому ребенку совсем не просто, поэтому обучать его нужными приемами надо постепенно.

Например, в первый раз показать, как чистить зубы спереди: верхние - вверх вниз, нижние - снизу вверх.

Во второй раз рассказать, как держать щетку для того, чтобы чистить наружную боковую поверхность зубов справа и слева. Далее показать, как чистить жевательную поверхность верхних зубов изнутри и, наконец, передние и боковые поверхности нижних зубов изнутри.

В такой последовательности лучше усваиваются приемы, ребенок быстрее овладевает навыком. Правильное формирование навыка в раннем детстве создает прочную основу для образования гигиенической привычки на всю жизнь

Ешьте то, что полезно для зубов.

  • попробуйте сыр - истребитель бактерий. Если вы съели что-нибудь сладкое, то в первые же 5 минут заешьте его кусочком сыра (25 - 30 г) с низким содержанием жира или совсем нежирного - истребитель бактерий. Небольшое количество сыра стимулирует образование слюны, которая нейтрализует кислоту, вызывающую кариес. Кроме того, в сыре присутствуют особые вещества, способствующие предохранению зубной эмали от разрушения.
  • Погрызите яблоко. Любые твердые фрукты и овощи замедляют процесс разрушения зубов.
  • Ешьте больше йогурта. Нежирный натуральный йогурт - великолепный источник кальция, который способствует формированию здоровых зубов в юности, укрепляет кости человека, поддерживающие белоснежные зубы.
  • Осторожно с пищей, пристающей к зубам. Бананы и изюм полезны для организма человека, но совсем не для наших зубов.
  • О пользе жвачки. Лучший десерт для зубов - жевательная резинка, не содержащая сахара. Жевание жвачки в течение 20 минут после еды способно уменьшить риск разрушения зубов.

5. Разработка и оформление памятки

“Здоровые зубы - здоровью любы”

6. Встречи со стоматологом, посещение стоматологии, кабинета стоматолога в школе.

Беседа “Моя зубная щетка” Цель: учить детей следить за чистотой своей щеткой.

7. Составление рассказов, сказок на темы : “Путешествие Кариеса”, “В гости к стоматологу”

8. Конкурс детского рисунка “ Чтобы не встретиться с Кариесом”

9. Выставка гигиенических принадлежностей : зубных щеток, зубных паст, стаканчиков для полоскания рта.

10. Конспект занятия:

ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ - ЗДОРОВЬЮ ЛЮБЫ

(Подготовительная группа)

Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.

Задачи: Расширять знания детей о культурно - гигиенических навыках, о некоторых причинах возникновения кариеса. Учить детей на практике применять эти знания, уметь контролировать свои дела и поступки без напоминаний взрослых. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих людей.

Материал к занятию: Информация о гигиене полости рта в учебно-тематическом комплексе “Гигиена тела человека”. Иллюстративный материал о гигиене тела человека. Раздаточный материал на каждого ребенка - бумага, карандаши, ручки.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

К ребятам входит Гном Здоровячок.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжим разговор о гигиене нашего тела. Но сначала давайте решим кроссворд.

Задание : если правильно отгадаешь все загадки, то в вертикальном столбике сможешь прочитать слово.

1. Чистить зубы каждый день мне нисколечко не лень.

Чистит быстро, чистит четко в моих руках зубная …. (щетка)

2. Я и круглое, я и гладкое,

Но не румяное и не сладкое. Глядят на меня - и видят себя. (Зеркало)

3. Он вылечит корь, и бронхит, и ангину,

Пропишет пилюли и витамины. (Врач)

4. Две подпорки телу - называй их смело. (Ноги)

5. Вафельное, полосатое, гладкое и мохнатое,

Всегда под рукою, что это такое? (Полотенце)

6. Бывает “Мятная”, “Блендомед”, “Лесная”. (Паста)

Гном Здоровячок: Что обозначает слово “кариес”? Как вы думаете, это заболевание или нет? Когда возникает это заболевание? У кого из вас был кариес? Что вы ощущали в период зубной боли? Как вы думаете, зубная боль влияет на здоровье всего организма? (Ребята во время ответов на вопросы опираются на свой личный опыт)

Гном Здоровячок: (предлагает ребятам послушать информацию )

Немного истории:

Чтобы зубы были здоровыми - их надо чистить. Это люди поняли давно. Что только они не перепробовали в поисках подходящего для этого средства. Древние греки, например, использовали золу, толченое стекло с песком и даже пемзу. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки пропитанные медом, а зубочистками - когти животных. Конечно, такой уход за зубами был мало приятен, однако, по свидетельству античных докторов, зубы древних греков выглядели просто замечательно. Жители Индии нашли более приятный способ - они жевали древесную кору. Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял десна. В странах Азии, чтобы сберечь зубы, их покрывали чёрным лаком…А жители Ближнего Востока протирали зубы кожурой граната, в Сибири жевали специально обработанную смолу.

В Средние века были изобретены зубные эликсиры, которыми не чистили, а полоскали рот. Кстати, они дошли и до наших дней. Во второй половине ХУП века открыли новое средство - соль! Рекомендовал её голландский учёный Антони ван Левенгук, который открыл неизвестный до тех пор “мир микробов”… Его поразило обилие микробов находящихся у нас во рту, и он сразу принял меры для борьбы с ними… Протерев зубы солью, он отметил, что число их резко сократилось. С тех пор он регулярно чистил ею зубы и рекомендовал это всем. В Х!Х веке начали чистить зубы толченым мелом, со временем его стали тщательно растирать, превращая в порошок, похожий на пудру. Зубная же паста появилась только в двадцатые годы минувшего столетия. Вот так-то, казалось бы, совсем простая вещь и очень необходимая человеку, а изобрели её позже автомобиля, паровоза и многое другое.

Послушайте стихотворение : (читает ребенок)

Надо чистить каждый зуб, верхний зуб и нижний зуб,

Даже самый дальний зуб, очень важный зуб.

Изнутри, снаружи три, три снаружи, изнутри…

Мы чистим. Чистим зубы и весело живем,

А тем, кто их не чистит, мы песенку споем:

Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,

Снизу вверх, снизу вниз. Чистить зубы не ленись.

Подойдите к выставке зубных щеток. (Ребята рассматривают выставку. По ходу знакомства с щетками воспитатель рассказывает о положительных качествах и дает рекомендации, какими щетками лучше пользоваться, а затем ребята выполняют имитирующие движения - “чистят зубы”.)

- Чтобы зубы были здоровыми, необходимо регулярно посещать зубного врача.

У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу

В кресло сел, но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!

Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!

Бегать стал от докторов и остался без зубов!

Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!

И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.

Гном Здоровячок : А теперь давайте проверим, как вы умеете беречь свои зубы.

Игра “Разрешается - запрещается”

Задание: заполни таблицу, раскладывая в определенный столбик ответы.

Разрешается

Запрещается

Ситуации: долго грызть семечки, леденцы; полоскать рот после каждого приема пищи; раскусывать рафинированный сахар; грызть морковь, яблоко; брать зубами металлические предметы; откусывать зубами проволоку, нитки; пить кипяток; есть мороженное в чередовании с горячим чаем (кофе); чистить зубы; и т.д.

Гном Здоровячок предлагает детям нарисовать рисунки на тему “Гигиена полости рта”.

Ребята, прочитайте, что написано на плакате: “Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты”.

У вас на столах различные продукты. Вам необходимо выбрать те, которые полезны для зубов. (дети подходят к столам, выбирают, и поясняют свой выбор).

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Урок здоровья в 3 классе

Тема: «Здоровые зубы здоровью любы!»

Материалы предоставила: учитель начальных классов, Колыванской средней общеобразовательной школы № 3, Маслова Людмила Юрьевна, email: [email protected]

Урок проводится группой третьеклассников.

Цель урока: дать учащимся представление о значении зубов, познакомить с правилами ухода за ними.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийная установка,
  • зубная щётка,
  • зубная паста,
  • зеркальце,
  • заготовки для детской работы,
  • книги о здоровье зубов.

Ход урока:

Учитель:

Ребята, мы приглашаем вас на урок здоровья. Тема нашего урока: «Зубы и уход за ними». Сегодня перед вами выступят учащиеся 3 «А» класса, участники проекта «Здоровые зубы здоровью любы».

Мы попросим вас ответить на вопрос: «Зачем человеку нужны зубы?». Правильно, зубы нужны,

  • чтобы пережёвывать пищу;
  • чтобы чётко произносить слова;
  • здоровые зубы украшают лицо.

1.«Какие бывают зубы»

1 ученик

Во время еды необходимо тщательно пережёвывать пищу. От этого она лучше смачивается слюной. Измельчённую пищу легче проглотить, она быстрее переваривается в желудке. Когда человек рождается, у него совсем нет зубов. Первые, молочные зубы появляются у него на первом году жизни, а к 6-7 годам их становится 20. К этому времени многие молочные зубы уже выпали, и на их месте появились новые, постоянные. У вас, ребята, уже выросли передние постоянные зубы. К 10-11 годам все молочные зубы заменятся постоянными. К 20 годам у человека должно быть 32 зуба. Если человек потеряет постоянный зуб – новый на его месте уже не вырастет.

Практическое занятие 1.

2 ученик:

Возьмите зеркальце. Найдите у себя постоянные зубы, молочные зубы. Они отличаются цветом и размером. Временные зубы бело-голубоватого цвета и меньше по размеру. За молочными зубами нужно ухаживать так же тщательно, как и за постоянными. Если молочные зубы будут болеть, во рту будет много микробов, тогда постоянные зубы здоровыми не вырастут.

Все зубы разные по форме и размеру, так как выполняют разную работу. Передние зубы – это резцы. Рассмотрите их в зеркало. Они находятся вверху и внизу прямо посередине. Проведите языком по краю. Чувствуете, какие они острые. Этими зубами мы откусываем небольшие кусочки от пищи. Например, когда едим яблоко, хлеб.

По бокам резцов расположены клыки. Да, они так называются. Клыки нужны для разрывания и разгрызания плотной пищи, например, морковки, мяса. Посмотрите на них – они не такие, как резцы. Чувствуете, какие у них острые края? Клыки есть у многих животных, особенно у хищников. У кошки тоже есть клыки.

А пережёвывают, перетирают пищу большие и малые коренные зубы. Их поверхность неровная, с выступами. Так легче перетирать пищу.

Зубы всякие нужны, зубы всякие важны!

2. Строение зуба.

Вы узнали, ребята, что зубы выполняют очень трудную работу. А чтобы хорошо справляться с ней, зубы должны быть хорошо защищены.

3 ученик.

Такая защита у зубов есть! Ребята, легонько постучите кончиком ручки по зубам. Чувствуете, какие они твёрдые. Это потому что они покрыты толстым слоем эмали. Нет ничего более твёрдого в нашем организме, чем эмаль. Она твёрже, чем кость. Здоровую крепкую эмаль не берёт даже сверло, а острие сабли при ударе об эмаль тупится.

Внутри зуба под эмалью спряталась мягкая пульпа. Здесь помещены нервы и кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород питательные вещества и витамины, необходимые для роста и сохранения зуба. У каждого зуба есть свой корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг и обратно о состоянии ваших зубов. Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсны были здоровыми, иначе инфекция может распространиться на зуб и разрушить его.

(входит Баба Яга )- 4 ученик

А вот и бабушка Яга – беззубая старушка.

Костяная я нога – детишкам всем подружка.

Зубки изучаете?

А зачем – не знаете.

А я люблю погрызть орешки,

Чупа-чупс и кириешки.

Я сухарики кусала,

Предпоследний зуб сломала.

И теперь один лишь зуб.

С ним хлопот не знаю.

Да я и одним зубом всех перекусаю.

-А это что у вас за правило? (читает с доски)

Как поел, почисти зубки.

Делай так 2 раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу идём

В год 2 раза на приём.

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет! (смеётся)

У меня своё правило есть (достаёт из-под фартука, читает)

Как поел, не чисти зубки.

Делай так 3 раза в сутки!

Ешь конфеты, а не фрукты.

Во! Отличные продукты!

Если зуб забеспокоил,

Помни правило такое:

К стоматологу – ни шагу!

Получишь орден за отвагу!

-Правильно? А вообще-то я к вам на минутку, забежала посоветоваться, как правильно сказать:

У рыбей нет зубей?

У рыбов нет зубов?

У рыб нет зуб?

(Дети отвечают: У рыб нет зубов)

Мы, Баба Яга, всегда знали, что у тебя проблемы с зубами, да ты к тому же ещё и неграмотная. Сядь лучше, послушай ребят. (Баба Яга садится)

Физкультминутка.

Весёлые движения топ, топ, топ!

Полезные движения хлоп, хлоп, хлоп!

Кто ими занимается топ, топ, топ!

Здоровья набирается хлоп, хлоп, хлоп!

А кто не занимается топ, топ, топ!

С болезнями намается хлоп, хлоп, хлоп!

3. Почему болят зубы?

Ну что ж, Баба Яга прекрасно обходится одним зубом, а мы-то с вами должны беречь свои зубы. Сейчас мы узнаем, почему болят зубы.

Вы слышали, ребята, о том, какая крепкая эмаль на наших зубах. Но почему же она разрушается? Да, эмаль разрушается очень быстро, если за зубами не ухаживать. На поверхности эмали появляются маленькие трещины. А отчего они появляются?

5 ученик (слайд)

Трещины на эмали зубов могут появиться, если грызть зубами твёрдые орехи, леденцы, от дурной привычки брать в зубы гвозди, булавки, грызть ручки, карандаши. Кроме того, трещины могут появиться, если сразу после горячей еды выпить, например, холодный сок, воду или откусить мороженное. Эмаль может потерять свою прочность, если человек неправильно питается: не пьёт молоко, не ест творог, овощи, фрукты, чёрный хлеб, а, наоборот, ест много конфет и других сладостей.

6 ученик.

После еды в эти маленькие трещины и в узенькие щелочки между зубами попадают остатки пищи. Если их не удалять, они начинают гнить, в результате образуются опасные микробы, которые будут и дальше разрушать эмаль зубов, и в зубе образуется полость или попросту дырка. Такое заболевание называется кариес. Если такой зуб не лечить сразу, то потом возникает сильная боль, даже может разболеться вся область вокруг зуба. Вместе с грязными руками в рот тоже могут попасть микробы, опасные для зубов. Поэтому очень важно мыть руки перед едой. А ещё больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам. Человек с больными зубами не может хорошо пережёвывать пищу, и от этого может заболеть желудок.

Если врач не залечит дупло, пока оно маленькое, то дупло будет увеличиваться в размерах и достигнет внутренней части зуба, и поэтому зуб начинает болеть. Если вовремя не обратиться к врачу, то можно потерять зуб. Но многие ребята очень боятся зубного врача.

(дети разыгрывают сценку «Вредный Петя»)

Ребёнок-ведущий (7 ученик)

Жил на свете мальчик Петя.

Больше всех любил на свете

Этот мальчик шоколад,

Чоко-пай и мармелад.

Что ж, конфеты любят дети.

Но не чистил зубы Петя.

Щётки, как огня, боялся.

Даже редко умывался.

Петя (8 ученик)

Фу, колючая какая!

Поцарапает мой рот.

Фу! Противная какая!

Кто такую в рот возьмёт?!

Ведущий:

Ведь не думал он, ребята,

Что зубы заболят когда-то.

Вот шоколадку Петя съел,

И зуб у Пети заболел.

Петя бегает, кричит:

Помогите! Зуб болит!

Ой! Ой! Ой! Нет сил терпеть!

Что ж теперь мне умереть?

Мама Петеньку жалеет,

Полосканье в чашке греет.

Мы пойдём с тобой к врачу.

А Петя снова: «Не хочу!»

Петя, Петя, ты не трусь.

Нет! Я врача совсем боюсь!

У него сверло такое!

Вмиг просверлит он меня!

У него щипцы такие!

Все зубы вырвет у меня!

Там уколы ставят всем.

Там убьют меня совсем!

У врача ужасный вид.

Пусть уж лучше зуб болит.

(подбегает Баба Яга)

Ты, касатик, потерпи.

Шоколадкой закуси.

Будем вместе: ты да я!

Мы беззубая семья!

(Петя убегает от Бабы Яги)

Ведущий

Зря кричишь ты: «Ой! Ой! Ой!»,

Доктор ведь совсем не злой.

Вы его не бойтесь, дети,

Он добрее всех на свете.

С ним давно знакома я.

Это мамочка моя!

(выходит девочка-врач, берёт мальчика за руку, садит в кресло)

Вы, больной, меня не бойтесь,

Не тряситесь, успокойтесь (лечит)

Не убьём, не искалечим.

Мы немножко вас полечим.

Вот и всё! Стал зуб здоров!

Все:- Не бойтесь, дети, докторов!

Практическое занятие 2

(Детям выдаются листочки с изображением зуба)

Это наш Зубик. Он здоров. Но вот в нём, как в Замке, поселяется Зубная боль. Как она попала в наш Замок? Где нашла вход?

(рисуют карандашом маленькую дырочку) Чтобы ей не голодать, мы её всё время подкармливаем: то конфетку, то печенье ей. Боль растёт, растёт. Растёт и дырка, в которой она живёт. Что же нужно сделать, чтобы Боль не попала в Замок? Правильно, нужно выгнать её из Замка и больше не пускать? Это может сделать только врач. Давайте мы, как Лису метлой из чужой норки, выгоним её из Замка (стирают резинкой) и закроем вход в Замок (закрашивают зуб). И Зубик опять улыбается.

4.Чтобы зубы были здоровыми.

Чтобы в кабинете врача не было больно и страшно, нужно приходить к врачу тогда, когда зубы ещё не болят, не реже 2-х раз в год. А ещё нужно выполнять очень простые правила, и о них вам расскажут наши ребята.

9 ученик.

Чтобы зубы были здоровыми, их нужно чистить и ухаживать за ними.

Чистят ножи, и кастрюли, и трубы –

Как же не чистить до завтрака зубы?

Нужно удалять остатки пищи, которые застревают между зубами и в маленьких трещинках. И в этом вам поможет зубная щётка. Щетина её «выметает» остатки пищи, а зубная паста или зубной порошок очищают зубы и рот от микробов. После этого зубы снова становятся белыми, блестящими, гладкими.

У каждого человека должна быть своя зубная щётка. Щетинка её не должна быть очень жесткой, чтобы не повредить дёсны и не поцарапать во рту.

Менять щётку нужно 4 раза в год. Чистить зубы следует 2 раза в день: утром и вечером перед сном, а после каждого приёма пищи нужно полоскать рот.

Практическое занятие 3.

А сейчас мы поучимся правильно чистить зубы.

1. Вначале нужно вымыть руки с мылом.

2. Зубную щётку хорошо промыть под струёй воды и стряхнуть.

3. На щётку выдавить немного зубной пасты.

4. Верхние зубы следует чистить сверху вниз, а нижние – снизу вверх. Потом, несильно нажимая, провести щёткой вправо и влево; так же чистят зубы и изнутри. Потом чистят жевательную поверхность каждого зуба. Чистить зубы нужно не менее 3-х минут.

5. Затем хорошенько прополоскать рот тёплой водой.

6. Тщательно промыть зубную щётку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щётка просохла.

Мы научились правильно чистить зубы. А теперь узнаем, как надо питаться, чтобы зубы не портились.

10 ученик.

Чтобы зубы не портились, нужно в пищу употреблять молоко, молочные продукты, овощи, фрукты. Особенно полезен зубам витамин Д, он содержится в рыбе, яичном желтке, молоке, масле. Полезно есть капусту, лук, чеснок, горох, фасоль, апельсины, помидоры, гречку, овсянку, морскую капусту, ржаной хлеб. Эти продукты содержат витамина, кальций, фосфор, укрепляющий эмаль зубов.

Практическое занятие 4.

Выбери те продукты, которые полезны для зубов. (На доске картинки: морковка, яблоко, конфета, капуста, творог, арахис, шоколадка, помидор, эскимо, молоко, сухарики. Дети выбирают те, что полезны для зубов)

Заканчивая наш урок, мы хотим пожелать вам всем здоровья. Берегите свои зубы с детства, и тогда, когда вы станете взрослыми, ваши зубы не доставят вам неприятностей.

Так давайте, друзья, наши зубы беречь,

На уроке об этом сегодня шла речь.

Будем зубы лелеять, будем любить,

И улыбкой своей сможем всех мы пленить!

Людмила Зуева
Конспект занятия в подготовительной группе «Здоровые зубы здоровью любы»

Цель: дать детям элементарные знания о гигиене питания и ухода за

Задачи.

Образовательная.

Показать важность правильного питания и ухода за зубами.

Развивающая

Развивать наблюдательность и интерес детей.

Воспитательная

Воспитывать потребность выполнять правила личной гигиены.

Вызывать чувство сострадания к больным.

1. Задачи

1. Расширять знания детей о гигиене полости рта.

2. Учить правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встречи с врачом – стоматологом.

4. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью

Словарная работа:

Лаборатория, налёт, микробы, зубочистка.

Активизация словаря:

Предварительная работа.

1. Чтение художественной литературы. Чтение отрывков из стихотворений К. Чуковского "Мойдодыр", "Айболит", С. Михалкова "Как у нашей Любы", рассматривание иллюстраций, беседы с детьми. Н. Тополева По утрам у Айболита

* А. Обухова Надо чистить каждый зуб…

* Как у нашей Любы разболелись зубы.

* А. Обухова Как поел, почисти зубки

* У волчонка зуб заныл

2. Дидактическая игра «Неболей- ка», «Вредно-полезно»

3. Закрепление правил бережного отношения к зубам.

Оборудование и материалы:

1. Карточки для игры «Вредно – полезно»

2. Стаканы, зубная паста на каждого ребёнка.

3. Зеркала

4. «Лаборатория» - баночки с песком, мелом, золой.

5. Сундучок с материалом по уходу за зубами.

6. Карточки для игры «Вредно – полезно»

7. Стаканы, зубная паста на каждого ребёнка.

8. Зеркало на каждого ребёнка

Индивидуальная работа

Методы и приёмы: упражнение, объяснение, показ, опытно- исследовательская деятельность, действие воспитателя и детей.

Вступительная часть.

Ребята, сегодня я получила письмо от волшебницы зубной Феи. Послушайте, что она пишет: «Здравствуйте, ребята, я живу в стране «Ослепительной улыбки». У жителей нашей страны разболелись зубы, мы просим вас помочь нам. Но это не просто. Чтобы нас спасти вам нужно пройти ряд испытаний. Вы готовы помочь? Чтобы справиться со всеми испытаниями необходимо как следует подготовиться. Для этого Доктор Айболит приглашает Вас в лабораторию «Чистый Зубик».

Пожалуйста проходите в мою «лабораторию».

Что изображено на этой иллюстрации?

Где находятся зубы?

Для чего нужны зубы?

А зачем пищу пережёвывать?

Может можно и не жевать?

Постучите пальцем по зубам, какие они?

Проведите язычком по зубам какие они?

Давайте рассмотрим свои зубы в зеркале. Посмотрите внимательно, все ли зубы одинаковые?

Правильно, у каждого зуба своя роль. Резцы – самые передние зубы, очень острые, режут пищу ребром. Клыки – тонкие, разрывают её. Коренные зубы мягко перемалывают и перетирают твёрдую пищу.

У кого нибудь из вас выпали зубы?

Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут и вырастут постоянные на всю жизнь.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. У некоторых уже выпали молочные зубы и растут постоянные.

Посмотрите в зеркало, какого цвета ваши зубы?

Правильно, снаружи они белые, потому что покрыты твёрдой эмалью. Она защищает зубы от холода, тепла и ударов. Чтобы зубы не разрушались, нужно помнить правила питания, знать какие продукты полезны для зубов, а какие вредят зубам. К полезным продуктам мы разложим здоровые зубы, к вредным продуктам – больные. Если вы будите соблюдать эти правила, тогда ваши зубы будут здоровыми.

Если за зубами неправильно ухаживать, то на зубах появляется налёт, сначала незаметный, а потом его становится всё больше из- за налёта меняется белый цвет зубов, они становятся жёлтыми. А это выглядит некрасиво.

Я предлагаю Вам проверить есть ли на ваших зубах налёт. Для этого мы с вами проведём опыт в нашей лаборатории.

Посмотрите, какая вода в ваших стаканах?

Каждый возьмите свою зубную щётку и проведите её по зубам точно так же как вы чистите зубы с наружной стороны, с внутренней.

Прополощите щетку.

Какая стала вода?

Что произошло с водой?

Значит на ваших зубах образовался налёт.

Что нужно делать, чтобы налёта на зубах не было?

Если всё это не соблюдать, то может образоваться чёрный камень, который делает зубы хрупкими и больными. Вслед за своими опасными друзьями приходит кариес,он разрушает зубы. Они начинают болеть.

А дырка в зубе всегда больно. А ещё больные зубы вредят другим органам: сердцу, почкам,

т. к. в больных зубах скапливается большое количество микробов.

Как вы думаете, надо ли бороться с вредными микробами? Что для этого надо делать?

Если начать лечение своевременно, то будет совсем не больно и даже если не болят, то всё равно их нужно показывать врачу, а вдруг он заметит самое начало заболевание зуба.

Посмотрите такой зуб лечить совсем не больно.

А тут придётся немножечко потерпеть.

А здесь нужно собраться духом, будет больно. Терпи. Вылечит зуб необходимо, а то можно совсем потерять его.

Ребята, что нужно делать чтобы зубы были здоровыми.

Правильно, чтобы зубы были здоровыми – их надо чистить. Это люди поняли давно. Что только они не пробовали в поисках подходящего для этого средства. Древние люди, например, использовали золу, Даже толчёное стекло с песком. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки пропитанные мёдом, а зубачистками – когти животных. Конечно, такой уход за зубами бал мало приятен, однако зубы древних людей выглядели просто замечательно.

Древние люди носили ещё один способ – они жевали древесную кору.

Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял дёсна.

Позднее были изобретены зубные элексиры, которыми не чистили, а полоскали рот.

Ещё позднее было открыто новое средство- соль!

Протирали зубы солью для борьбы с микробами.

Чистили люди и толчённым мелом, его тщательно растирали превращая в порошок, похожий на пудру. Зубная же паста появилась не так давно. Вот так- то, казалось бы, совсем простая вещь и очень необходимая человеку. А изобрели её позднее автомобиля.

Вот и закончилась наша подготовка. Нужно ещё немного отдохнуть, чтобы набраться сил.

Физкультминутка.

Вы готовы пройти испытания?

А узнать прошли вы испытания или нет, нам поможет волшебный шарик. Он засверкает, если испытания выполнено.

Испытание 1. Послушайте загадку,

Красные двери в пещере моей.

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою.

Я радостно белым зверям отдаю.

Молодцы.

Испытание 2.

Вам мальчишки и девчонки дам советы я.

Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши. На не правильный совет говорите: нет, нет, нет.

1. Постоянно нужно есть для зубов для ваших фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.

Если мой совет хороший Вы похлопайте в ладоши.

2. Не грызите лист капустный, он совсем, совсем не вкусный, лучше ешьте шоколад, вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

3. Говорила маме Люба: я не буду чистить зубы. И теперь у нашей Любы дырка в каждом зубе.

Каков будет ваш ответ?

Молодчина Люба?

4. Блеск зубам чтоб придать, нужно крем сапожный взять, выдавить полтюбика и почистить зубки.

Это правильный совет?

5. Ох, неловкая Людмила на пол щётку уронила. С пола щётку поднимает, чистить зубки продолжает. Кто даст правильный совет?

Молодчина Люда?

6. Навсегда запомните, милые друзья, не почистив зубы спать идти нельзя.

Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.

7. Зубы вы почистили и идите спать. Захватите булочку сладкую в кровать.

Это правильный совет?

8. Запомните совет полезный, нельзя грызть предмет железный. Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.

9. Чтобы зубы укреплять, полезно гвозди пожевать. Это правильный совет?

Был ваш правильный ответ, что полезно. А что нет.

Шарик "загорелся значит и это испытания правильно выполнили.

Испытание3.

Я вам буду задавать вопросы, а вы будите говорить вредно, правильно, полезно.

Раскусывать грецкие орехи зубами?

Полощем рот после еды, если нет под рукой зубной щетки.

Осенью и весной в период недостатка витаминов, пьём рыбий жир, принимаем витамины.

Ковыряем вилкой в зубах.

Стараемся есть каждый день фрукты, овощи, ягоды.

Жуём жвачку и час, и два, и три.

Меняем свою зубную щетку раз в 2-3 месяца.

Раскусываем и жуём сухари, твёрдые ириски.

Используем детские зубные щётки с мягкой щетинкой.

Едим овсяную, пшеничную каши, хлеб, зелёный горох, капусту, морковь.

Пьём очень горячий чай.

Посещаем стоматолога раз в полгода.

Едим семечки, раскусываем их зубами.

Вы молодцы!

Испытание последнее.

Расскажите правила ухода за зубами.

Молодцы, все испытания прошли. Вы помогли жителям города «Ослепительной улыбки». У них больше не болят зубы. Они счастливы, здоровы.

Зубная Фея просила Вас собрать посылку для жителей «Ослепительной улыбки», положить в неё всё необходимое по уходу за зубами.

Посылку мы обязательно отправим и будем ждать ответа.

Литература

1. «Корифей» издательств торговый дом. ОБЖ подготовительная группа. М. А. Фисенко. Волгоград 2006г.

2. Н. А. Бакина, Т. А. Серебрякова «Помоги себе сам». Н. Новгород 2005г.

3. Атлас для начальной школы «Организм человека и охрана здоровья». Г. Москва, 2000г

4. Человек- энциклопедия, В. В. Сечникова, г. Москва, 2006г.

5. «Корифей» издательств торговый дом. ОБЖ подготовительная группа. М. А. Фисенко. Волгоград 2006г.

6. Н. А. Бакина, Т. А. Серебрякова «Помоги себе сам». Н. Новгород 2005г.

9. «Лаборатория» - баночки с песком, мелом, золой.

10. Сундучок с материалом по уходу за зубами.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top