Курильские острова которые оспаривает япония. Острова преткновения: отдаст ли Россия Японии Южные Курилы

Курильские острова которые оспаривает япония. Острова преткновения: отдаст ли Россия Японии Южные Курилы
КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА

УРУП

ИТУРУП

КУНАШИР

ШИКОТАН


Т

ерритория спорных островов Курильского архипелага.


императора?
].








сама



КУРИЛЬСКИЕ ОСТРОВА - цепь вулканических островов между п-овом Камчатка (СССР) и о. Хоккайдо (Япония); отделяет Охотское море от Тихого океана. Входят в состав Сахалинской области (Российская Федерация). Длина около 1200 км. Площадь около 15,6 тыс. км2. Состоят из двух параллельных гряд островов — Большой Курильской и Малой Курильской (Шикотан, Хабомаи и др.).

Большая Курильская гряда делится на 3 группы: южная (Кунашир, Итуруп, Уруп, и др.), средняя (Симушир, Кетой, Ушишир и др.) и северная (Ловушки, Шиашкотан, Онекотан, Парамушир и др.). Большая часть островов гориста (высота 2339 м). Около 40 действующих вулканов; горячие минеральные источники, высока сейсмичность. На южных островах — леса; северные покрыты тундровой растительностью. Промысел рыбы (кета и др.) и морского зверя (нерпа, сивуч и др.).

УРУП , остров в группе Курильских о-вов, территория Российской Федерации. Ок. 1,4 тыс. км2. Состоит из 25 вулканов, соединенных основаниями. Высота до 1426 м. 2 вулкана действующих (Трезубец и Берга).

ИТУРУП , самый крупный по площади (6725 км2) остров в группе Курильских о-вов (Российская Федерация, Сахалинская обл.). Вулканический массив (высота до 1634 м). Заросли бамбука, елово-пихтовые леса, стланик. На Итурупе — г. Курильск.

КУНАШИР , остров в группе Курильских о-вов. Ок. 1550 км2. Высота до 1819 м. Действующие вулканы (Тятя и др.) и горячие источники. Пос. Южно-Курильск. Заповедник Курильский.

ШИКОТАН , самый большой остров в Малой Курильской гряде. 182 км2. Высота до 412 м. Населенные пункты — Малокурильское и Крабозаводское. Рыболовство. Добыча морских животных.


Территория спорных островов Курильского архипелага.

Границы между Россией и Японией в регионе Курильских островов.
Русские мореплаватели капитан Шпанберг и лейтенант Вальтон в 1739 году первыми из европейцев открыли путь к восточным берегам Японии, побывали на японских островах Хондо (Хонсю) и Матсмае (Хоккайдо), описали Курильскую гряду и нанесли на карту все Курильские острова и восточный берег Сахалина. Экспедиция установила, что под властью японского хана [императора? ] находится только один остров Хоккайдо, остальные острова ему неподвластны. С 60-х годов заметно возрастает интерес к Курилам, все чаще к их берегам пристают русские промысловые суда, и вскоре местное население (айны) на островах Уруп и Итуруп было приведено в русское подданство. Купцу Д.Шебалину канцелярией Охотского порта был дан наказ "обратить в подданство России жителей южных островов и заводить с ними торг". Приведя айнов в русское подданство, русские основали на островах зимовья, стоянки, научили айнов пользоваться огнестрельным оружием, разводить скот и выращивать некоторые овощи. Многие из айнов приняли православие и обучились грамоте. По велению Екатерины II в 1779 году все поборы, не установленные указами из Санкт-Петербурга, отменялись. Таким образом, факт открытия и освоения русскими Курильских островов неоспорим.
Со временем промыслы на Курилах истощались, становясь все менее прибыльными, чем у берегов Америки, а потому к концу XVIII века интерес русских купцов к Курилам ослаб. У Японии к концу того же века интерес к Курилам и Сахалину только-только пробуждается, ведь до этого Курилы были практически неизвестны японцам. Остров Хоккайдо - по свидетельству самих же японских ученых - считался иноземной территорией и только незначительная часть его была заселена и освоена. В конце 70-х годов русские купцы доходили до Хоккайдо и пытались завести торговлю с местными жителями. Россия была заинтересована в приобретении продовольствия в Японии для русских промысловых экспедиций и поселений на Аляске и островах Тихого океана, но завязать торговлю так и не удавалось, так как запрещал закон об изоляции Японии 1639 года, который гласил: "На будущее время, доколе солнце освещает мир, никто не имеет права приставать к берегам Японии, хотя бы он даже и был посланником, и этот закон никогда не может быть никем отменен под страхом смерти". И в 1788 году Екатерина II шлет строгий наказ русским промышленникам на Курилах, чтобы они "не касались островов, под ведением других держав находящихся", а за год до того ею был издан указ о снаряжении кругосветной экспедиции для точного описания и нанесения на карту островов от Масмая до камчатской Лопатки, чтобы их "все причислить формально к владению Российского государства". Блыо предписано не допускать иностранных промышленников к "торговле и прмыслам в принадлежащих России местах и с местными жителями обходиться мирно". Но экспедиция не состоялась из-за начавшейся русско-турецкой войны [ имеется в виду война 1787-1791 годов ].
Воспользовавшись ослаблением русских позиций в южной части Курил, японские рыбопромышленники сначала в 1799 году появляются на Кунашире, на следующий год уже на Итурупе, где уничтожают русские кресты и незаконно ставят столб с обозначением, указывающим на принадлежность островов Японии. Японские рыбаки часто стали прибывать к берегам Южного Сахалина, вели промысел, обирали айнов, что являлось причиной частых стычек между ними. В 1805 году русскими моряками с фрегата "Юнона" и тендера "Авось" на берегу залива Анива был поставлен столб с российским флагом, а японская стоянка на Итурупе была разорена. Русские радушно были встречены айнами.

В 1854 году с целью установления с Японией торговых и дипломатических отношений правительство Николая I направляет вице-адмирала Е.Путятина. В его миссию также входило разграничение русских и японских владений. Россия требовала признания своих прав на остров Сахалин и Курилы, издавна принадлежавшие ей. Зная прекрасно, в каком тяжелом положении оказалась Россия, ведя одновременно войну с тремя державами в Крыму, Япония выдвинула необоснованные претензии на южную часть Сахалина. В начале 1855 года в г.Симода Путятин подписал первый Русско-японский договор о мире и дружбе, в соответстствии с которым Сахалин объявлялся неразделенным между Россией и Японией, граница устанавливалась между островами Итуруп и Уруп, а для русских судов были открыты порты Симода, Хакодате и Нагасаки. Симодский трактат 1855 года в статье 2 определяет:
«Впредь границу между Японским государством и Россией установить междуостровом Итуруп и островом Уруп. Весь остров Итуруп принадлежит Японии,весь остров Уруп и Курильские острова к северу от него принадлежат России.Что касается острова Карафуто (Сахалин), то границей между Японией и Россиейон не разделен по-прежнему».

В наше время японская сторона утверждает, что этот трактат комплексно учитывал деятельность Японии и России в районе Сахалина и Курильских островов вплоть до времени его заключения и был заключен в результате переговоров между Японией и Россией в мирной обстановке. Полномочный представитель российской стороны на переговорах адмирал Путятин при подписании трактата заявил: «В целях предотвращения будущих споров, в результате тщательного изучения, было подтверждено, что остров Итуруп является японской территорией». Документы, недавно опубликованные в России, показывают, что Николай I считал остров Уруп южным пределом российской территории.
Японская сторона считает ошибочным утверждение, что Япония-де навязала этот трактат России, находившейся в трудном положении во время Крымской войны. Оно совершенно противоречит фактам. В то время Россия являлась одной из великих европейских держав, тогда как Япония же была малой и слабой страной, которую США, Англия и Россия принуждали отказаться от 300-летней политики самоизоляции страны.
Япония считает ошибочным также утверждение, что на острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряду Хабомаи, подтвержденные этим трактатом в качестве японского владения, Россия якобы имеет «исторические права» в силу их открытия и экспедиций. Как сказано выше, как Николай I, так и адмирал Е.В.Путятин (1803-1883+) на основе тогдашней объективной обстановки заключили трактат, осознавая, что южный предел России — остров Уруп, а Итуруп и южнее его — территория Японии. Начиная с 1855 года на протяжении более 90 лет ни царская Россия, ни Советский Союз никогда не настаивали на этих так называемых «исторических правах».
Для Японии не было никакой необходимости открывать эти острова, находящиесяна кратчайшем расстоянии от нее и видимые с Хоккайдо невооруженным глазом.На карте эры Сёхо, изданной в Японии в 1644 году, записаны названия острововКунашир и Итуруп. Япония раньше всех управляла этими островами. Собственно, свои претензии на так называемые "Северные территории", Япония обосновывает именно содержанием Симодского трактата 1855 года и тем, что до 1946 года острова Итуруп, Кунашир,Шикотан и гряда Хабомаи всегда были территориями Японии и ни разу не сталитерриториями России.

Правительство Александра II главным направлением своей политики сделало Ближний Восток и Среднюю Азию и, опасаясь оставлять неопределенными свои отношения с Японией на случай нового обострения отношений с Англией, пошло на подписание так называемого Петербургского трактата 1875 года, согласно которому все Курильские острова в обмен на признание Сахалина русской территорией переходили к Японии. Александр II, который до этого в 1867 году продал Аляску за символическую и по тем временам сумму - 11 миллионов рублей, и на этот раз совершил крупную ошибку, недооценив стратегическое значение Курил, которые в дальнейшем были использованы Японией для агрессии против России. Царь наивно полагал, что Япония станет миролюбивым и спокойным соседом России и, когда японцы, обосновывая свои претензии, ссылаются на договор 1875 года, то почему-то забывают (как "забыл" сегодня Г.Кунадзе) о его первой статье: "... и впредь будет установлен вечный мир и дружба между Российской и Японской империей".
Потом был 1904 год, когда Япония вероломно напала на Россию... При заключении мирного договора в Портсмуте в 1905 году японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин. Русская сторона заявила тогда, что это противоречит договору 1875 года. Что же ответили на это японцы?
- Война перечеркивает все договоры, вы потерпели поражение и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки.
Только благодаря искусным дипломатическим маневрам России удалось сохранить северную часть Сахалина за собой, а Южный Сахалин отошел к Японии.

На Ялтинской конференции глав держав, стран-участниц антигитлеровской коалиции, состоявшейся в феврале 1945 года, было решено после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова передать Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.
8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. Представители США и Великобритании заявили нашей делегации, что они приехали сюда не для того, чтобы обсуждать, а подписать договор и поэтому ни одной строчки менять не станут. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. И что интересно, статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.
В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-Францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «(Они) не включают и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».
1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать мирный договор. Японская сторона склоняется к принятию советского предложения, но в сентябре 1956 года Соединенные Штаты направляют Японии ноту, в которой говорится, что, если Япония откажется от своих претензий на Кунашир и Итуруп и удовлетворится только двумя островами, то в этом случае США не отдадут острова Рюкю, где главным островом является Окинава. Американское вмешательство сыграло свою роль и... японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

Достойный ответ по поводу территориальных притязаний к нам со стороны Японии дал в свое время А.Н.Косыгин:
- Границы между СССР и Японией следует рассматривать как итог второй мировой войны.

На этом можно было бы поставить точку, но хотелось бы напомнить, что всего 6 лет назад М.С.Горбачев при встрече делегацией СПЯ также решительно выступил против пересмотра границ, подчеркнув при этом, что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные".

На протяжении многих лет японцы изо всех сил пытаются оспорить у России южную часть Курильского архипелага — в обмен на подписание мирного договора, закрепляющего результаты Второй мировой войны. При этом их ничто не смущает — ни позиция России, ни мнение жителей островов.

Вот и в этом году, когда Запад ввёл против нашей страны экономические санкции, Япония вновь подняла вопрос о Курильских островах. Японские газеты писали, что наступил очень хороший момент потребовать у России искомые острова — мол, за это русским можно было бы пообещать неучастие Японии в санкционной кампании...

Впрочем, вопрос опять «не прокатил», ибо Россия снова (и в который раз) ответила категорическим отказом.

«Никакого диалога с Токио по „курильской проблеме“ мы не ведём. Этот вопрос решён 70 лет назад: Южные Курилы перешли к нашей стране на законных основаниях по итогам Второй мировой войны. Суверенитет и юрисдикция России над ними сомнению не подлежат», ‒ заявил заместитель министра иностранных дел России Игорь Моргулов.

«Мы готовы к конструктивному продолжению переговоров по мирному договору при том, разумеется, понимании, что усилия по поиску взаимоприемлемого решения данной проблемы должны предприниматься обеими сторонами на фоне широкого поступательного продвижения российско-японского сотрудничества по всем направлениям», ‒ подчеркнул дипломат...

Но ведь такого рода заявления с нашей стороны звучали уже не раз. Почему же японцам всё неймётся? Почему же они раз за разом возвращаются к вопросу о Курилах?

Думаю, что во многом виноваты мы сами. Ибо нередко бывало так, что вслед за резкими заявлениями против японских претензий наши руководители вдруг начинали занимать «примиренческую» позицию, заявляя о готовности рассматривать «проблему Южных Курил». Такая непоследовательность, собственно, и провоцирует японских самураев.

Впрочем, судите сами...

Как Ельцин едва не пропил острова

Острова Курильской гряды достались России после Второй мировой войны, в которой Японская империя была наголову разгромлена странами-союзниками. В 50-е годы Япония выступила с инициативой подписания мирного договора с Советским Союзом. Но взамен попросила вернуть ей четыре южно-курильских острова – Шикотан, Итуруп, Кунашир и Хабомаи. Прояви тогда наше высшее руководство должную политическую твёрдость, японцы вряд ли бы посмели настаивать на своих претензиях: в те времена СССР был на пике своего могущества и считался одной из ведущих держав мира.

Однако страной рулил незабвенный Никита Сергеевич Хрущёв, который в порыве «борьбы со сталинизмом» был готов пересмотреть все достижения своего предшественника, вплоть до итогов Второй мировой войны. Он благосклонно принял предложение японцев и даже выразил готовность отдать два острова – Итуруп и Хабомаи, но за это японцы должны были подписать полномасштабный мирный договор. Об этих намерениях в 1956 году и была принята соответствующая совместная декларация.

Но дальше декларации дело не пошло. Япония разрешила США разместить на своей земле ядерное оружие, направленное против Советского Союза, и наша страна переговоры прервала. Тем не менее японцы не успокоились и стали выжидать удобного момента для возобновления своих претензий…

Такой момент наступил во время перестройки, когда к власти в СССР пришёл поборник «общечеловеческих ценностей» Михаил Горбачёв. Его ближайший друг и соратник, министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе в приватной беседе со своим японским коллегой Тарой Накаямой пообещал решать «курильский вопрос» в пользу Японии. А осенью 1991 года японцы уже открыто предложили нашей стране сделку: в обмен на один миллиард долларов «гуманитарной помощи» и 2,5 миллиарда долларов «помощи экономической» отдать ей сначала острова Хабомаи и Шикотан, а позже – Кунашир и Итуруп. Пока Горбачёв думал, Советский Союз рухнул, а он сам остался не у дел, безо всяких властных полномочий.

Но японцы не растерялись и тут же переключились на президента России Бориса Ельцина, который, как оказалось, был готов пойти на отчленение российских земель ещё дальше Горбачёва. В декабре 1991 года государственный секретарь Ельцина Геннадий Бурбулис заявил журналистам:

«Я считаю то, что случилось с четырьмя Курильскими островами в 40-е годы, агрессивным актом сталинского режима. Острова будут возвращены рано или поздно».

Чтобы закрепить эти слова на деле, японцы не остановились перед откровенным подкупом. Вице-премьеру российского правительства Олегу Лобову, по некоторым данным, «подарили» пять миллионов долларов наличными. Другому же вице-премьеру, Михаилу Полторанину, устроили шикарную поездку на Японские острова, где его буквально завалили дорогущими подарками… Но практическая роль по «решению территориального вопроса» была возложена на министра иностранных дел Андрея Козырева, его зама Георгия Кунадзе и председателя комитета по международным делам Верховного Совета РСФСР Владимира Лукина.

Эта далеко не святая троица по прямому поручению Ельцина подготовила проект, согласно которому острова — за 40 миллиардов долларов — должны быть переданы Японии до конца 1992 года. Передача предусматривала несколько этапов: обработка общественного мнения, визит Ельцина в Токио, где он смог бы провозгласить свои «расчленительские» инициативы и подписание соответствующего договора. Всё это готовилось в строжайшей тайне от российского народа.

Слава Богу, что некоторые помощники Козырева были настроены отнюдь не так предательски, как их шеф. Они передали ельцинский документ в прессу. Разразился страшный скандал. По всей стране прошли массовые митинги протеста. А на острове Кунашир местные жители едва не избили козыревского зама Кунадзе, приехавшего уговаривать островитян смириться с неизбежным приходом новых японских хозяев.

Верховный Совет потребовал от президента разъяснений. В результате Ельцин и его окружение были вынуждены дать задний ход, а Козырев даже заявил официально, что «никакой тайной передачи Курил Японии не планируется»…

Впрочем, данный вопрос затем неоднократно поднимался на протяжении всего ельцинского правления. Полупьяный президент периодически обнимался с японским премьером Рютаро Хасимито, «другом Рю», и клялся разрулить проблему в самые сжатые сроки. Но так и не решился на прямую отдачу островов. Во-первых, Ельцин понимал, что Государственная Дума никогда не утвердит этот позорный для Росси акт. А во-вторых, практически весь свой второй президентский срок он провёл на больничной койке, задёрганный масштабными интригами своих придворных любимцев – тут уж было не до Курил.

Тем не менее для своих японских друзей Ельцин успел кое-что сделать. Свидетельствует журналист-международник Иона Андронов:

«Ельцин тайком договорился с японцами об эвакуации с Южных Курил наших воинских частей. По секретному распоряжению президента острова покинули стрелковая дивизия, артиллеристы и полк истребительной авиации. Их уход, создав брешь в обороне границ, подорвал ещё хуже экономику островов: армия там обслуживала гражданские аэродромы, обеспечивала морскую связь населения с материком, строила и ремонтировала дороги и мосты, восстанавливала разрушенные дома после тайфунов, землетрясений, цунами… Сразу же иссякли государственные поставки на Южные Курилы транспортного горючего, дизельного топлива для местных электростанций, продовольствия и медикаментов. Остановились рыбоконсервные фабрики. Началась массовая безработица и голодуха. Тысячи беженцев откочевали с островов. Оставшихся берут на измор, вынуждая или уехать неведомо куда, или молить японцев о спасении и опеке под властью Токио… Японское правительство получило согласие Ельцина на создание в школах Южных Курил курсов японского языка. Его усвоить предложено не только школьникам, но и взрослым островитянам. Догадываетесь – зачем?».

Самураи не обещают русским сладкой жизни

Очевидно, что Ельцин и его японские «партнёры» решили действовать не нахрапом, а путём неспешной японской экспансии, через социально-экономическую деградацию островов и активную пропагандистскую кампанию.

И действительно, вплоть до самого недавнего времени со стороны Японии шла самая настоящая информационная борьба за души жителей островов. Их заваливали пропагандистской литературой, доказывающей исконную принадлежность этой земли Стране восходящего солнца. Островитян регулярно вывозили в Японию, где знакомили с японскими достижениями и высоким уровнем жизни, намекая на то, что и они смогут жить так же. Как утверждал в 2005 году японский чиновник Иочи Накано, «на каждого русского в таких поездках Япония тратит 1680 долларов, не считая взносов различных общественных организаций. Эти расходы оправданы, поскольку жители Курил должны правильно (выделено мной — В.А. ) понимать проблему островов».

Однако островитяне так и не прониклись японским духом. 70% в жителей Южных Курил выступают против прихода «высокоразвитого соседа», поскольку до них периодически доходит информация о реальных планах Японии, отличных от тех сладких картинок, которые им демонстрируют пропагандисты.

Так, в 2000 году нетерпеливые японские газеты опубликовали правила, по которым русские будут обязаны жить сразу после отторжения островов от России. Японское гражданство, согласно им, можно будет получить только после некой «индивидуальной проверки». А учитывая тот факт, что в самой Японии потомки даже тех иностранцев, кто поселился в стране несколько поколений назад, до сих пор не получили полноценного гражданства, можно быть уверенными, что русским в этом плане вообще ничего не светит. Кроме того, японцы не собираются признавать дипломы наших учебных заведений, тем самым обрекая островитян на гарантированную безработицу...

В общем, стало очевидным то, что японцы — в случае перехода островов под японскую юрисдикцию — всеми способами собираются выдавить русских с Курил, дабы отдать землю своим поселенцам. Впрочем, чтобы убедиться в таких планах, не надо даже читать японскую прессу. Достаточно взглянуть на плакаты, коими русских людей очень часто встречают в Стране восходящего солнца: «Русские свиньи, отдайте наши острова!».

Странные манёвры министра Лаврова

Но жители Курил больше всего опасаются вовсе не самих японцев, а возможного предательства со стороны Москвы. Про времена Ельцина и Горбачёва я уже говорил. Нечто странное случилось и во времена Путина.

В 2004 году российскую общественность всколыхнуло весьма подозрительное заявление министра иностранных дел Сергея Лаврова. Он вдруг заговорил о проблеме южно-курильских островов. Заявив, что Россия желает в полной мере урегулировать этот вопрос, министр вспомнил о хрущёвской декларации 1956 года об обещанной передаче Японии островов Хабомаи и Шитокан.

Стало очевидно, что на самом верху готовится какая-то мутная внешнеполитическая интрига, которая вполне может вылиться в потерю больших кусков российской территории!

Правда, сразу после этих заявлений министра государственные средства массовой информации попытались смягчить их тон. Появились телесюжеты, в которых утверждалось, что министр не имел ничего против российского территориального единства. Мол, он просто вспомнил декларацию 1956 года, в которой была обозначена проблема Южных Курил — министр предложил японской стороне взять её за основу двусторонних отношений и подписать, наконец, мирный договор. И только после этого вернуться к вопросу об островах. А поскольку японцы вряд ли пойдут на подписание договора до решения своих территориальных претензий, то и островов в самом обозримом будущем им не видать как собственных ушей.

В общем, подчеркнули официальные СМИ, речь шла всего лишь о позиции России в отношениях с Японией и желании улучшить эти отношения…

Тем не менее в выступлении министра настораживал следующий момент. В качестве примера «установления добрососедских отношений» Лавров привёл историю передачи Китаю островов Большой Уссурийский и Тарабарова на реке Амур. Не означало ли это, что российское руководство на полном серьёзе рассматривало аналогичный вариант отдачи Южных Курил — так же тайком, как были отданы амурские острова? А все разговоры о подписании мирного договора – были лишь словесной шелухой для отвода глаз от решения, которое было принято в Кремле и принято не в пользу территориальной целостности России?

В этом плане весьма примечательно выглядел комментарий близкого к властям политолога Сергея Караганова, руководителя Совета по внешней и обороной политике. Он тогда публично заявил, что Лавров понемногу готовит общественность к известию об утрате Курильских островов, и инициатива эта якобы принадлежит не МИДу, а Кремлю…

Как и раньше, ситуацию «разрулила» возмущённая российская общественность. На Курилах снова начались протесты, взывавшие к разуму Москвы.

«К сожалению, от нашего мнения не зависит сегодня ничего, — сказала в эфире телеканала РТР жительница острова Итуруп Римма Рудакова. — Если Путин захочет отдать острова, он никого спрашивать не будет. Остаётся только надеяться на мудрость нашего руководства».

Тему подхватили и многие российские журналисты. Как отметило по этому поводу одно центральное печатное издание:

«В Кремле почему-то не понимают, что отдача Курил может вызвать цепную реакцию, которая, собственно, началась уже тогда, когда подарили амурские острова китайцам. Стоит ли удивляться, что сразу после „амурской инициативы“ финны тоже захотели вернуть свои бывшие земли: около 100 тысяч жителей страны подписались под просьбой отдать Финляндии Карелию и весь Карельский перешеек. Финские власти пока не отреагировали на эту инициативу, но после Курил почему бы не попробовать? А там и Германия может вспомнить, что Калининград когда-то назывался Кёнигсбергом…».

И это очень меткое замечание! Во всём мире ни одна страна просто так не отдаёт захваченные когда-то силой оружия территории. В середине XIX столетия Соединённые Штаты Америки напали на Мексиканскую республику и оттяпали от неё большую половину земель – штаты Калифорния и Техас. Вы слышали когда-нибудь, чтобы Мексика требовала от США вернуть эти штаты? А в XVIII веке Англия захватила испанскую крепость Гибралтар. До сих пор её удерживает, напрочь отвергая все робкие поползновения Испании пересмотреть итоги того далёкого британского завоевания. После Второй мировой войны Франция отрезала от Германии департаменты Эльзас и Лотарингия, и ничего – мировое сообщество считает это дело в порядке вещей.

Ведь победителя никто не судит. Точно так же никто не смеет осуждать нас за захват Курил в 1945 году. Мы взяли их в тяжёлых кровавых боях, и это наш ценный военный приз (кстати, один из островов в 1945 году брал советский штурмовой батальон, которым командовал мой родной дед, капитан Красной Армии Яков Арсентьевич Пономарёв). А ещё присоединение Курил к России признала Потсдамская мирная конференция. Под её протоколами стоит и подпись Японии, о чём сегодня в Токио предпочитают не вспоминать. Так что если бы не дурацкая инициатива Хрущёва 56-го года, то с японцами, в плане территориальных споров, вообще было бы не о чем разговаривать!

В 2004 году я написал следующие строчки: «Неужели Путин решил идти по стопам Никиты Сергеевича? А задумался ли он о том, как вспомнят его затем россияне? Как и лысого „курузника“, плюясь и презирая?». Слава Богу, давление общественности не позволило пойти Путину по предательским стопам Хрущёва или Ельцина. Я вообще сегодня не исключаю, что тогдашняя ситуация с Курилми была чей-то грязной провокацией, призванной подставить руководство государства. И сегодня Кремль даже не рассматривает вопроса о территориальной принадлежности Курильских островов.

Однако японские провокации не прекращаются — в очевидной надежде дождаться нового удобного для себя момента. Поэтому нашей политической элите стоило бы подумать над тем, как законодательно запретить любое обсуждение темы территориального единства России — так сказать, с намёком будущим поколениям российских руководителей.

Если такой закон появится, то и у японцев, и у прочих «любителей» нашей земли, напрочь пропадёт охота тянуть свои руки к российским территориям — ибо встречного диалога у них просто не получится.

Вадим Андрюхин, главный редактор

Спор между Россией и Японией по поводу ведется уже несколько десятилетий. Из-за нерешенности этого вопроса между двумя странами до сих пор не

Почему переговоры ведутся так сложно и есть ли шанс найти приемлемое решение, которое устраивало бы обе стороны, - выяснял портал iz.ru.

Политический маневр

«Семьдесят лет мы ведем переговоры. Синдзо сказал: „Давайте поменяем подходы“. Давайте. Так вот какая идея мне пришла в голову: давайте заключим мирный договор - не сейчас, но до конца года - без всяких предварительных условий».

Эта реплика Владимира Путина на Владивостокском экономическом форуме вызвала в СМИ ажиотаж. Ответ Японии, впрочем, был предсказуем: заключать мир без решения территориального вопроса в Токио не готовы в силу массы обстоятельств. Любой политик, который зафиксирует в международном договоре хотя бы намек на отказ от претензий на так называемые северные территории, рискует проиграть выборы и закончить политическую карьеру.

Десятилетиями японские журналисты, политики и ученые объясняли нации, что вопрос возвращения Южных Курил для Страны Восходящего Солнца является принципиальным, и в конце концов объяснили.

Теперь при любом политическом маневре на российском фронте японские элиты должны учитывать пресловутую территориальную проблему.

Почему Япония хочет получить четыре южных острова Курильской гряды - понятно. Но почему Россия не хочет их отдавать?

От купцов до военных баз

О существовании Курильских островов большой мир не подозревал примерно до середины XVII века. Народ айнов, живший на них, когда-то населял все Японские острова, но под напором захватчиков, прибывших с материка, - предков будущих японцев - постепенно был уничтожен или вытеснен на север - на Хоккайдо, Курилы и Сахалин.

В 1635–1637 годах японская экспедиция обследовала самые южные острова Курильской гряды, в 1643 году голландский исследователь Мартин де Фриз обследовал Итуруп и Уруп и объявил последний собственностью Голландской Ост-Индской компании. Пятью годами позже северные острова были открыты русскими купцами. В XVIII веке русское правительство взялось за исследование Курил уже всерьез.

Русские экспедиции дошли до самого юга, нанесли на карту Шикотан и Хабомаи, а вскоре Екатерина II издала указ о том, что все Курилы до самой Японии являются российской территорией. Европейские державы приняли это к сведению. Мнение японцев на тот момент никого, кроме них самих, не волновало.

Три острова - так называемая Южная группа: Уруп, Итуруп и Кунашир, - а также Малая Курильская гряда - Шикотан и многочисленные необитаемые островки рядом с ним, которые японцы именуют Хабомаи, - оказались в серой зоне.

Русские не строили там укреплений и не размещали гарнизонов, а японцы были заняты главным образом колонизацией Хоккайдо. Лишь 7 февраля 1855 года между Россией и Японией был подписан первый договор о границе - Симодский трактат.

Согласно его условиям рубеж между японскими и российскими владениями проходил по проливу Фриза - по иронии судьбы названному по имени того самого голландского мореплавателя, который пытался объявить острова нидерландскими. Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отошли Японии, Уруп и острова дальше на север - России.

В 1875 году японцам передали уже всю гряду до самой Камчатки в обмен на южную часть Сахалина; 30 лет спустя Япония вернула ее себе по результатам Русско-японской войны, которую Россия проиграла.

Во время Второй мировой войны Япония входила в число государств Оси, но военные действия между Советским Союзом и Японской империей на протяжении большей части конфликта не велись, так как стороны в 1941 году подписали пакт о ненападении.

Однако 6 апреля 1945 года СССР, выполняя союзнические обязательства, предупредил Японию о денонсации пакта, а в августе объявил ей войну. Советские войска заняли все Курильские острова, на территории которых была создана Южно-Сахалинская область.

Но в итоге до мирного договора между Японией и СССР дело не дошло. Началась холодная война, отношения между бывшими союзниками накалились. Япония, оккупированная американскими войсками, в новом конфликте автоматически оказалась на стороне западного блока.

По условиям Сан-Францисского мирного договора 1951 года, который Союз подписывать отказался по целому ряду причин, Япония подтвердила возврат СССР всех Курил - кроме Итурупа, Шикотана, Кунашира и Хабомаи.

Пять лет спустя, казалось, появилась перспектива прочного мира: СССР и Япония приняли Московскую декларацию, по которой прекращалось состояние войны. Советское руководство тогда выразило готовность отдать Японии Шикотан и Хабомаи при условии, что она снимет претензии на Итуруп и Кунашир.

Но в итоге всё сорвалось. Штаты пригрозили Японии, что в случае подписания договора с Советским Союзом они не вернут ей архипелаг Рюкю. В 1960 году Токио и Вашингтон заключили соглашение о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, в котором содержалось положение о том, что США имеют право размещать в Японии войска любой численности и создавать военные базы, - и после этого Москва категорически отказалась от идеи мирного договора.

Если раньше у СССР сохранялась иллюзия того, что путем уступки Японии можно нормализовать с ней отношения, переведя ее в разряд хотя бы относительно нейтральных стран, то теперь передача островов означала, что на них вскоре появятся американские военные базы.

В результате мирный договор так и не был заключен - и не заключен до сих пор.

Лихие 1990-е

Советские лидеры вплоть до Горбачева не признавали наличие территориальной проблемы в принципе. В 1993 году, уже при Ельцине, была подписана Токийская декларация, в которой Москва и Токио обозначили намерение решить вопрос о принадлежности Южных Курил. В России это было воспринято с немалым беспокойством, в Японии, наоборот, с энтузиазмом.

Северный сосед переживал трудные времена, и в японской прессе того времени можно встретить самые безумные проекты - вплоть до покупки островов за крупную сумму, благо тогдашнее российское руководство было готово идти на бесконечные уступки западным партнерам.

Но в итоге и российские страхи, и японские надежды оказались беспочвенными: уже через несколько лет внешнеполитический курс России был скорректирован в пользу большего реализма, и речи о передаче Курил больше не шло.

В 2004 году вопрос неожиданно всплыл снова. Глава МИДа Сергей Лавров объявил, что Москва как государство - продолжатель СССР готова возобновить переговоры на базе Московской декларации - то есть подписать мирный договор и затем в качестве жеста доброй воли отдать Японии Шикотан и Хабомаи.

Японцы на компромисс не пошли, и уже в 2014-м Россия полностью вернулась к советской риторике, заявив, что никакого территориального спора у нее с Японией нет.

Позиция Москвы совершенно прозрачна, понятна и объяснима. Это позиция сильного: не Россия требует чего-то от Японии - совсем наоборот, японцы выдвигают претензии, которые не могут подкрепить ни военным, ни политическим образом. Соответственно со стороны России речь может идти лишь о жесте доброй воли - и не более.

Экономические отношения с Японией развиваются своим чередом, острова на них никак не влияют, а передача островов никак их не ускорит и не замедлит.

При этом передача островов может повлечь за собой ряд последствий, и их величина зависит от того, какие именно острова будут переданы.

Море закрытое, море открытое

«Это успех, к которому Россия шла долгие годы… По объему запасов эти территории - настоящая пещера Али-Бабы, доступ к которой открывает огромные возможности и перспективы для российской экономики…

Включение анклава в российский шельф устанавливает исключительные права России на ресурсы недр и морского дна анклава, включая промысел сидячих видов, то есть краба, моллюсков и так далее, а также распространяет российскую юрисдикцию на территорию анклава в части требований к промыслу, безопасности, охране окружающей среды».

Так министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской в 2013 году прокомментировал новость о том, что подкомиссия ООН приняла решение о признании Охотского моря внутренним морем России.

До того момента в самом центре Охотского моря существовал вытянутый с севера на юг анклав площадью 52 тыс. кв. км, за свою характерную форму получивший название «Арахисовая дыра» (Peanut Hole).

Дело в том, что 200-мильная особая экономическая зона России не дотягивалась до самого центра моря - таким образом, воды там считались международными и в них могли вести промысел морских животных и добычу полезных ископаемых суда любых государств. После того как подкомиссия ООН одобрила российскую заявку, море стало полностью российским.

У этой истории было много героев: ученые, которые доказали, что морское дно в районе «Арахисовой дыры» - континентальный шельф, дипломаты, сумевшие защитить российские притязания, и другие.

Что же произойдет со статусом Охотского моря, если Россия отдаст Японии два острова - Шикотан и Хабомаи? Ровным счетом ничего. Ни один из них не омывается его водами, следовательно, никаких изменений не предвидится. Но если Москва отдаст Токио также Кунашир и Итуруп, то ситуация будет уже не столь однозначной.

Дистанция между Кунаширом и Сахалином - менее 400 морских миль, то есть особая экономическая зона России полностью перекрывает юг Охотского моря. Но от Сахалина до Урупа уже 500 морских миль: между двумя частями экономической зоны образуется коридор, ведущий к «Арахисовой дыре».

Какие последствия это повлечет за собой, предсказать трудно.

На границе сейнер ходит хмуро

Похожая ситуация складывается и в военной сфере. Кунашир отделяется от японского Хоккайдо проливами Измены и Кунаширским; между Кунаширом и Итурупом лежит пролив Екатерины, между Итурупом и Урупом - пролив Фриза.

Сейчас проливы Екатерины и Фриза находятся под полным российским контролем, Измены и Кунаширский - под наблюдением. Ни одна неприятельская подводная лодка или корабль не смогут пройти в акваторию Охотского моря через острова Курильской гряды незамеченными, при этом российские подводные лодки и корабли могут спокойно выходить через глубоководные проливы Екатерины и Фриза.

В случае передачи Японии двух островов российским кораблям сложнее будет пользоваться проливом Екатерины; в случае передачи четырех - Россия полностью потеряет контроль над проливами Измены, Кунаширским и Екатерины и сможет лишь вести наблюдение за проливом Фриза. Таким образом, в системе охраны Охотского моря образуется дыра, которую невозможно будет заделать.

Экономика Курильских островов завязана в первую очередь на добычу и переработку рыбы. На Хабомаи экономики нет в связи с отсутствием населения, на Шикотане, где проживает около 3 тыс. человек, - рыбоконсервный завод.

Разумеется, в случае передачи этих островов Японии придется решать и судьбу живущих на них людей, и предприятий, и решение это не будет легким.

Но если Россия отдаст Итуруп и Кунашир, последствия будут куда больше. Сейчас на этих островах живет около 15 тыс. человек, идет активное строительство инфраструктуры, в 2014 году на Итурупе заработал международный аэропорт. Но самое главное - Итуруп богат полезными ископаемыми.

Там, в частности, находится единственное экономически выгодное месторождение рения - одного из самых редких металлов. До распада СССР российская промышленность получала его из казахского Джезказгана, и месторождение на вулкане Кудрявый - шанс полностью покончить с зависимостью от импорта рения.

Таким образом, если Россия отдаст Японии Хабомаи и Шикотан - она лишится части территории и понесет сравнительно небольшие экономические потери; если вдобавок отдаст Итуруп и Кунашир - пострадает куда больше как в экономическом, так и в стратегическом плане. Но в любом случае отдавать можно только тогда, когда другой стороне есть что предложить взамен. Токио пока предлагать нечего.

Россия хочет мира - но с сильной, миролюбивой и дружественной Японией, проводящей независимую внешнюю политику.

В нынешних условиях, когда эксперты и политики всё громче говорят о новой холодной войне, в дело вновь вступает безжалостная логика противостояния: отдав Японии, поддерживающей антироссийские санкции и сохраняющей на своей территории американские базы, Хабомаи и Шикотан, не говоря уже о Кунашире и Итурупе, Россия рискует просто потерять острова, не получив ничего взамен. Вряд ли Москва готова на это пойти.

Алексей Люсин

Одним из первых документов регламентирующих русско-японские отношения стал Симодский трактат, подписанный 26 января 1855 года. Согласно второй статье трактата граница устанавливалась между островами Уруп и Итуруп - то есть владением Японии признавались все четыре ныне острова, на которые Япония претендует в наши дни.

С 1981 года день заключения Симодского трактата в Японии отмечается как «День Северных территорий». Другое дело, что опираясь на Симодский трактат как один из основополагающих документов, в Японии забывают об одном немаловажном моменте. В 1904 году Япония, напав на русскую эскадру в Порт-Артуре и развязав Русско-японскую войну, сама нарушила условия трактата, предусматривавшего дружбу и добрососедские отношения между государствами.

Симодский трактат не определял принадлежность Сахалина, где находились как русские, так и японские поселения, и к середине 70-х годов назрело решение и этого вопроса. Был подписан Санкт-Петербургский договор, который неоднозначно оценили обе стороны. По условиям договора к Японии теперь полностью отходили все Курильские острова, а Россия получала полный контроль над Сахалином.

Затем по итогам Русско-японской войны, согласно Портсмутскому договору, к Японии отошла южная часть Сахалина до 50 параллели.

В 1925 году в Пекине была подписана советско-японская конвенция в целом подтверждавшая условия Портсмутского договора. Как известно, конец 30-х - начало 40-х годов были крайне напряженными в советско-японских отношениях и были связаны с серией различных по своим масштабам военных конфликтов.

Ситуация стала меняться к 1945 году, когда страны Оси стали терпеть тяжелые поражения и перспектива проигрыша Второй мировой войны становилась все более очевидной. На этом фоне возник вопрос о послевоенном устройстве мира. Так, согласно условиям Ялтинской конференции, СССР обязывался вступить в войну против Японии, а к Советскому Союзу отходили Южный Сахалин и Курильские острова.

Правда, тогда же японское руководство готово было в обмен на нейтралитет СССР и поставки советской нефти добровольно уступить эти территории. СССР на подобный весьма скользкий шаг не пошел. Поражение Японии к тому моменту было делом может не быстрого, но все же времени. И главное, устраняясь от решительных действий, Советский Союз фактически бы отдавал ситуацию на Дальнем Востоке в руки США и их союзников.

Кстати, это относится и к событиям Советско-японской войны и непосредственно Курильской десантной операции, которая изначально не готовилась. Когда же стало известно о подготовке высадки американских войск на Курилы, в срочном порядке за сутки была подготовлена Курильская десантная операция. Ожесточенные бои в августе 1945 года закончились капитуляцией японских гарнизонов на Курилах.

К счастью, японское командование не знало реальной численности советских десантников и, не используя полностью свой подавляющий численный перевес, капитулировало. Одновременно была проведена и Южно-Сахалинская наступательная операция. Так, ценой немалых потерь, Южный Сахалин и Курильские острова вошли в состав СССР.

Проблема Курильских островов

Сегорских А.

группа 03 История

К так называемым «спорным территориям» относятся острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (Малая Курильская гряда состоит из 8 островов).

Обычно при обсуждении проблемы спорных территорий рассматривают три группы проблем: исторический паритет в открытии и в освоении островов, роль и значение русско-японских договоров XIX века, установивших границу между двумя странами, а также юридическую силу всех документов, регулирующих послевоенное устройство мира. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г., а еще в 1904, с началом русско-японской войны, ибо международное право гласит: состояние войны между государств ами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Уже по одному этому весь “исторический” пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства. Поэтому первые две проблемы мы рассматривать не будем, а остановимся на третьей.

Сам факт нападения Японии на Россию в русско-японской войне гг. являлся грубым нарушением Симодского трактата, в котором провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». После поражения России, в 1905 году был заключен Портсмутский мирный договор. Японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин . В Портсмутском договоре прекратило действие обменное соглашение 1875г., а также говорилось о том, что все торговые договоры Японии с Россией аннулируются в результате войны. Это аннулировало Симодский трактат 1855г. Таким образом, к моменту заключения 20 января 1925г. конвенции об основных принципах взаимоотношений между Россией и Японией фактически не существовало какого-либо действующего двустороннего соглашения о принадлежности Курильских островов.

Вопрос о восстановлении прав СССР на южную часть Сахалина и Курильские острова обсуждался в ноябре 1943г. на Тегеранской конференции глав союзных держав. На Ялтинской конференции в феврале 1945г. лидеры СССР, США и Великобритании окончательно договорились о том, что после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова перейдут Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.

2 февраля 1946г. последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР, который установил, что вся земля с ее недрами и водами на территории Южного Сахалина и Курильских островов является государственной собственность ю СССР.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. Тем не менее статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом, Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.

Но позже США стали утверждать, что в Сан-францисском мирном договоре не указано в чью пользу Япония отказалась от этих территорий. Это заложило основы для предъявления территориальных претензий.

1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать Совместную декларацию. Декларация предполагала сначала заключение мирного договора и только потом «передачу» двух островов. Передача – это акт доброй воли, готовность распорядиться собственной территорией «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства». Япония же настаивает на том, чтобы «возвращение» предшествовало мирному договору, ибо само понятие «возвращение» - это признание незаконности их принадлежности к СССР, что и является ревизией не только самих итогов Второй мировой войны, но и принципа незыблемости этих итогов. Американское давление сыграло свою роль, и японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

27 января 1960 года СССР заявил, что, поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, то советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче указанных островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.

В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «Они не включают, и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».

Достойный ответ по поводу территориальных притязаний к нам со стороны Японии дал в свое время: «Границы между СССР и Японией следует рассматривать как итог второй мировой войны».

В 90-е при встрече с Японской делегацией также решительно выступил против пересмотра границ, подчеркнув при этом, что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные". Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (в японской интерпретации - вопрос о «северных территориях») оставался основным камнем преткновения в японско-советских (позже и японско-российских) отношениях.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия - продолжатель СССР и что все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны Россией и Японией.

14 ноября 2004 года глава МИДа в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры». Премьер-министр Японии Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов.

14 декабря 2004 года министр обороны США Дональд Рамсфельд выразил готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу Южных Курил. Некоторые наблюдатели видят в этом отказ США от нейтралитета в японско-российском территориальном споре. Да и способ отвлечь внимание от своих действий конца войны, а также сохранять равенство сил в данном регионе.

В годы холодной войны США поддерживали позицию Японии в споре о Южных Курилах и делали всё, чтобы эта позиция не смягчалась. Именно под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий. Но в начале XXI века, когда Москва и Вашингтон нашли себе общего врага, США перестали делать какие-либо заявления по поводу российско-японского территориального спора.

16 августа 2006 японская рыболовецкая шхуна была задержана российскими пограничниками. Шхуна отказывалась подчиняться командам пограничников, по ней был открыт предупредительный огонь. В ходе инцидента один член экипажа шхуны получил смертельное ранение в голову. Это вызвало резкий протест японской стороны. Обе стороны заявляют, что инцидент произошёл в их собственных территориальных водах. За 50 лет спора вокруг островов это первый зафиксированный смертельный случай.

13 декабря 2006 Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Асо на заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы.

Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа “неразделимости политики и экономики”, то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы.

Основные факторы, которые необходимо учитывать при решении проблемы Курильских островов

· наличие богатейших запасов морских биологических ресурсов в акваториях , прилегающих к островам;

· неразвитость инфраструктуры на территории Курильских островов, практическое отсутствие собственной энергетической базы при значительных запасах возобновляемых геотермальных ресурсов, отсутствие собственных транспортных средств для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок;

· близость и практически неограниченная емкость рынков сбыта морепродуктов в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона; необходимость сбережения уникального природного комплекса Курильских островов, поддержания локального энергетического равновесия с сохранением чистоты воздушного и водного бассейнов, защиты уникального растительного и животного мира. При разработке механизма передачи островов должно учитываться мнение местного гражданского населения. Тем, кто останется, должны быть гарантированны все права (включая имущественные), а тем, кто уедет, необходима полная компенсация. Нужно учесть готовность местного населения воспринять изменение статуса этих территорий.

Курильские острова имеют важное геополитическое и военно-стратегическое значение для России, влияют на национальную безопасность России. Утрата Курильских островов повредит системе обороны российского Приморья и ослабит обороноспособность нашей страны в целом. С потерей островов Кунашир и Итуруп Охотское море перестает быть нашим внутренним морем. Курильские острова и прилегающая к ним акватория единственная в своем роде экосистема, обладающая богатейшими природными ресурсами, прежде всего биологическими. Прибрежные воды Южных Курильских островов, Малой Курильской гряды являются основными районами обитания ценных промысловых видов рыб и морепродуктов, добыча и переработка которых является основой экономики Курильских островов.

Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений, а термин "возвращение" забыт. Но, может быть, стоит дать Японии создать музей боевой славы на Кунашире, с которого японские летчики разбомбили Пёрл-Харбор. Пусть японцы почаще вспоминают, что американцы сделали им в ответ, и про базу США на Окинаве, но чувствуют дань уважения русских бывшему противнику.

Примечания:

1. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

3. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/

4. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

7. Современные японские историки об освоении Южно-Курильских островов (начало XVII - начало XIX века) http://proceedings. /

8. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top