Лабораторная работа измерение пульса на лучевой артерии. Исследование пульса

Лабораторная работа измерение пульса на лучевой артерии. Исследование пульса

Как и обещала размещая лабораторные работы. Номера расставлять не буду. За выполнение каждой работы вы получаете отметку. За выполнение Познавательных заданий - дополнительная отметка при условии полного и правильного ответа.

Лабораторная работа №.
Определение кровенаполнения капилляров ногтевого ложа

Цель : научиться экспериментально определять движение крови по сосудам.

Оборудование: сантиметровая линейка, секундомер (часы с секундной стрелкой).

ХОД РАБОТЫ

Измерьте длину ногтя большого пальца от корня до места, где кончается его розовая часть и начинается прозрачный ноготь, который обычно срезается. Нажмите указательным пальцем на ноготь так, чтобы он побелел. Уберите указательный палец. Через некоторое время ноготь начинает краснеть. Повторите опыт, зафиксируйте по секундомеру время до полного покраснения ногтя.

Форма отчетности

Скорость наполнения капилляров ногтевого ложа кровью определите по формуле: V = S/t , где V — скорость кровенаполнения, t — время наполнения капилляров кровью, S — длина капилляров ногтевого ложа.


Сравните скорость тока крови в крупных артериях, венах и в капиллярах ногтевого ложа. Объясните, почему скорость движения крови по этим сосудам разная.

Лабораторная работа №
Проведение инструментальных измерений и функциональных проб

Цель : отработать методику измерения артериального давления, навык подсчета пульса в разных условиях.

Оборудование: тонометр, фонендоскоп, секундомер или часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

Определение пульса

В основе регистрации пульса лежит пальпаторный метод. Он заключается в прощупывании и подсчете пульсовых волн. Обычно принято определять пульс на лучевой артерии у основания большого пальца, для чего 2-, 3- и 4-й пальцы накладывают несколько выше лучезапястного сустава, нащупывают артерию и прижимают ее к кости. В состоянии покоя пульс можно считать в течение 10-, 15-, 30- или 60-секундных интервалов. После физической нагрузки пульс считают 10-секундными интервалами.

Подсчитайте собственный пульс в разных физических состояниях: сидя, стоя, после 10 приседаний.

Форма отчетности

Сравните полученные результаты со среднестатистическими. Объясните, почему в разных физических состояниях происходит изменение величины пульса.

Оценка результатов

Частота пульса в возрасте 15 — 20 лет в норме составляет 60 — 90 ударов в минуту. В положении лежа пульс в среднем на 10 ударов в минуту меньше, чем в положении стоя. У женщин пульс на 7 — 10 ударов в минуту чаще, чем у мужчин того же возраста. Частота пульса во время работы в пределах 100 — 130 ударов в минуту свидетельствует о небольшой интенсивности нагрузки. Частота 130 — 150 ударов в минуту характеризует нагрузку средней интенсивности. Частота 150 — 170 ударов в минуту — нагрузку выше средней интенсивности. Частота 170 — 200 ударов в минуту свойственна предельной нагрузке.

Артериальное давление

Манжетку тонометра оборачивают вокруг левого плеча испытуемого (предварительно обнажив левую руку). В области локтевой ямки устанавливают фонендоскоп. Левая рука испытуемого разогнута и под локоть подставляется ладонь правой руки. Экспериментатор нагнетает воздух в манжетку до отметки 150 — 170 мм рт. ст. Затем воздух из манжетки медленно выпускается и прослушиваются тоны. В момент первого звукового сигнала шкала прибора показывает величину систолического давления (так как в этот момент только во время систолы левого желудочка кровь проталкивается через сдавленный участок артерии). Экспериментатор записывает величину давления. Постепенно звуковой сигнал будет ослабевать и исчезнет. В этот момент на шкале можно видеть величину диастолического давления. Экспериментатор фиксирует и эту величину. Для получения более точных результатов опыт следует повторить несколько раз.

Форма отчетности

1. Сравните данные, полученные в эксперименте со среднестатистическими табличными данными по артериальному давлению для вашего возраста. Сделайте вывод.

2. Рассчитайте значения пульсового (ПД), среднего артериального (АДср) и собственного артериального давлений (АДсист и АДдиаст). Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.

Артериальное (АД):

АДсист. = 1,7 х возраст + 83
АДдиаст. = 1,6 х возраст + 42

Пульсовое (ПД):

ПД = АДсист. — АДдиаст.

Среднее артериальное (АДср):

Адср. = (АДсист. — АДдиаст.)/3 + АДдиаст.

Оценка результатов

Сравните расчетные данные, полученные в эксперименте, с данными, представленными в таблице.

Ответьте на вопросы: Какую опасность для человека представляет постоянно высокое давление? В каких сосудах нашего организма максимально низкое давление и почему?

Лабораторная работа №

Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки

Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая кислородом и питательными веществами и освобождая от продуктов распада клетки. В сердечной мышце в особых клетках периодически возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно ритмически сокращается. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни снижают частоту сокращений сердца, другие – ускоряют. Частота сокращений сердца зависит от многих причин – возраста, состояния, нагрузки и др.

При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.

Цели: научиться подсчитывать пульс и определять частоту сокращений сердца; сделать вывод об особенностях его работы в разных условиях.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

1. Найдите пульс, приложив два пальца, как это показано на рис. 6 на внутреннюю сторону запястья. Слегка надавить. Вы почувствуете биение пульса.

Рис. 6

2. Подсчитайте число ударов за 1 мин в спокойном состоянии. Данные внесите в табл. 5.

3. Сделать 10 приседаний и снова подсчитать число ударов за 1 мин. Данные внести в табл. 5.

4. После 5 мин отдыха в положении сидя подсчитать пульс и внести данные в табл. 5.

Цель: определить основные свойства пульса, оценить состояние сердечнососудистой системы.
Показание:

Места исследования пульса:
лучевая артерия, локтевая, сонная, височная, подколенная, бедренная, тыла стопы.
Параметры пульса: ритм, частота, наполнение, напряжение, величина.
Приготовьте:
часы (секундомер), бумагу, ручку с красным цветом, температурный лист.

Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие, найдите место определения пульса.
2. Придайте пациенту удобное положение - сидя или лежа в расслабленной удобной позе, в спокойном состоянии.

3. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне.
4. Охватите одновременно пальцами своих рук запястье пациента (в области лучезапястного сустава) таким образом, чтобы подушечки 2,3,4 пальцев находились на ладонной (внутренней) поверхности предплечья в проекции лучевой артерия (у основания большого пальца), 1 палец располагайте на тыльной стороне предплечья, Лучевая артерия пальпируется между шиловиднымотростком лучевой кости и сухожилием лучевой мышцы.
5. Охватите область лучевой артерии, слегка прижимая ее к лучевой кости, определите место пульсации; почувствуйте эластические пульсирующие волны, связанные с движением крови по сосуду.
6. Сравните периодичность колебаний стенок артерии на правой и левой руках пациента. Определите симметричность пульса. Симметричность - это совпадение пульсовых ударов на обеих руках по наполнению (если пульс симметричен, дальнейшую характеристику дают по одной руке).
7. Определите ритм пульса.
8. Определите частоту пульса.
9. Оцените наполнение пульса.
10. Определите напряжение пульса.
11. Занесите данные исследования пульса в температурный лист - графическим способом (красным цветом), а в лист наблюдения - цифровым способом.
12. Сообщите пациенту результаты исследования.
13. Вымойте и осушите руки.

Примечание :
- в норме пульс ритмичный, одинаково прощупывается на обеих руках, частота его у взрослого человека в состоянии покоя составляет 60-80 ударов в минуту;
- ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если пульсовые колебания стенки артерии возникают через равные промежутки времени, то пульс ритмичный. При нарушениях ритма наблюдается неправильное чередование пульсовых волн - неритмичный пульс.
- определение частоты пульса (если пульс ритмичен) подсчитывают количество пульсовых волн (ударов) в течение 1 минуты, следя за временем по часам с секундомером.
- РS в норме - 60 - 80 ударов в одну минуту.
РS > 80 ударов в одну минуту - учащенный - тахикардия.
РS < 60 ударов в одну минуту - уреженный - брадикардия.

Оцените наполнение пульса по степени наполнения артерий кровью, зависят от систолического объема сердца. Различают: пульс полный, пустой, нитевидный.
- напряжение пульса - определяют по той силе, с которой нужно прижать лучевую артерию к лучевой кости до исчезновения пульса.
Различают: пульс удовлетворительного напряжения, напряженный (твердый), ненапряженный (мягкий).

Измерение артериального давления

Цель: определение показателей артериального давления и оценка результатов исследования, определение функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы.
Показания: наблюдение за состоянием пациента.
Возможные осложнения: болезненные ощущения в конечности при длительном сдавлении артерии.
Приготовьте: тонометр, фонендоскоп, бумагу, ручку, температурный лист.
Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту цель процедуры, выясните, проводилась ли такая процедура ранее, какие были результаты, знает ли пациент, как надо себя вести, какие могут быть ощущения.
2. Придайте пациенту удобное положение сидя или лёжа в спокойной, расслабленной позе, рука пациента лежит в разогнутом положении (ладонью вверх) на одном уровне с аппаратом.
Артериальное давление обычно измеряют 1 - 2 раза с промежутками 2- 4 минуты.
3. Наложите манжетку тонометра на обнажённое плечо пациента на 2-3 см. выше локтевого сгиба на уровне его сердца так, чтобы между ними проходил одни палец плотно закрепите без сдавления мягких тканей манжетку на плече при помощи застежки (крючок, липкая лента).
4. Соедините манометр с манжеткой, укрепив его на манжетке, проверьте положение стрелки (столбика ртути) относительно нулевой отметки шкалы.
5. Определите пульс на локтевой артерий в области локтевой ямки, установив на это место фонендоскоп (давление головки фонендоскопа должно быть умеренным, иначе данные будут искажены).
6. Закройте вентиль на груше и накачивайте баллончиком воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии и до показаний манометра выше нормы (или у данного пациента) на 20 - 30 мм.рт.ст.

7. Откройте вентиль и медленно выпускайте воздух из манжетки, следите за скоростью опускания столбика или движения стрелки
- показатели могут меняться со скоростью 2 мм.рт.ст./с: одновременно внимательно выслушивайте тоны на артерии и следите за показаниями манометра.
8. Отметьте показания манометра в момент появления первых звуков (тонов) (величина артериального давления в момент сердечного сокращения - систолическое АД) и в момент исчезновения тонов (артериальное давление в момент расслабления сердца - диастолическое АД); выпустите воздух из манжетки полностью.
9. Снимите манжетку тонометра с руки пациента, уложите в чехол.
10. Данные запишите в виде цифровой записи в листе наблюдения в виде дроби (в числителе - систолическое давление, в знаменателе диастолическое) и температурном листе.
11. Повторите процедуру, сравните полученные данные.
12. Продезинфицируйте головку фонендоскопа методом 2-х кратного протирания 70% спиртом.
13. Сообщите пациенту результат измерения АД.

Примечание:
- артериальное давление измеряют на обеих руках, полученные цифры сравнивают.
- артериальное давление может измерять сам пациент, обучите его правилам измерения давления и интерпретации полученных данных.
- нормальное АД 120/80 мм.рт.ст., 130/85мм.рт.ст.
- артериальная гипотензия 90/60 мм.рт.ст.
- артериальная гипертензия 140/90 мм.рт.ст.

Подсчет частоты дыхательных движений

Цель: оценка состояния пациента.
Показание: оценка функционального состояния органов дыхания.
Приготовьте: часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручку с
синим стержнем.
Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие.
2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне.
3. Придайте пациенту удобное положение (лежа). Вам необходимо видеть верхнюю часть его грудкой клетки и живота.
4. Одной рукой возьмите руку пациента так, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы отвлечь его внимание.
5. Положите свою и пациента руку на грудь (при грудном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента.
6. Подсчитайте число дыхательных движений за одну минуту, пользуясь секундомером (вдох и выдох - это одно дыхательное движение).

7. Оцените частоту дыхательных движений.
8. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений, сообщите результаты.
9. Вымойте и осушите руки.
10. Зарегистрируйте данные в температурном листе.

Примечание:
- подсчет частоты дыхательных движений проводятся незаметно для пациента;
- число дыхательных движений за 1 минуту называют частотой дыхательных движений (ЧДД),
- у здорового взрослого человека норма частоты дыхательных движений в покое составляет 16-20 в минуту;
- ЧДД относится к ЧСС в среднем как 1:4;
- при повышении Т° тела на 1°С ЧДД учащается на 4 дыхательных движения;
- брадипноэ - редкое дыхание с частотой менее 16 в 1 минуту;
- тахипноэ - учащенное дыхание с частотой более 20 в 1 минуту.

Наружный путь введения лекарственных средств.

Закапывание капель в нос.

Цель: лечебная

Показание: назначение врача.

Приготовьте: стерильные: лоток глазные пипетки, ватные шарики,
ватные турунды, лекарственное средство, перчатки, вазелиновое масло, емкость для кипячения, водяную баню, КБСУ, лист врачебных назначений (ф. 004 – 1/у).

Алгоритм действия:


2. Проверьте лекарственное средство на пригодность в соответствии с назначением врача (прочитайте название, концентрацию, дозу, срок годности, определите целостность флакончика, оцените внешний вид лекарственного раствора). Подогрейте лекарственное средство на водяной бане до Т - 36 о - 37 0 С.
3. Усадите пациента со слегка запрокинутой головой назад, наклонив в сторону, противоположному тому носовому ходу, в который будете закапывать капли или уложите на спину без подушки.

4. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне. Наденьте перчатки.
5. Осмотрите носовые ходы, при наличии выделений или корочек очистите их ватной турундой, смоченной вазелиновым маслом.

6. Проверьте целостность пипетка. При применении стерильных капель для носа в пластиковом флакончике переверните его вверх дном и при закапывании нажимайте на его стенки.
7. Возьмите ватные шарики в правую руку, прижав ихк ладони V пальцем.
8. Возьмите пипетку в правую руку, наберите лекарственный раствор из расчета на обе половины носа.
9. Положите 4 палец левой руки на лоб пациента, а большим пальцем слегка приподнимите кончик носа кверху.

10. Введите пипетку в носовой ход на глубину 1-1,5 см, стараясь не касаться его стенок.
11. Закапайте 4-5 капель на слизистую перегородки носа.
12. Прижмите ватным шариком крылья носа к перегородке и сделайте легкие вращательные движения.
13. Наклоните голову в ту сторону, куда введено лекарственное средство.
14. Закапайте через 1-2 минуты в другой носовой ход лекарственное средство в той же последовательности. Спросите пациента о его самочувствие.
15. Снимите перчатки, поместите в КБСУ. Вымойте и осушите руки.
16. Поместите пипетку в емкость для кипячения, использованные ватные шарики, ватные турунды в КБСУ.

Примечание:

При закапывании масляных растворов в нос пациент должен почувствовать во рту вкус капель и должен полежать несколько минут, чтобы капли попали на заднюю стенку глотки (не прижимайте крыло носа к перегородке).
- применяются лекарственные средствав пластиковых флакончиках с вмонтированной капельницей в пробку, которое используется только для одного пациента.

Закапывание капель в глаза

Цель: лечебная.
Показание:
назначениеврача.

Приготовьте: стерильные: лоток, глазные пипетки, марлевые тампоны, лекарственное средство, перчатки, емкость для кипячения, водяную баню, КБСУ, лист врачебных назначений (ф. 004 – 1/у).

Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход и цель процедуры, получите его согласие.
2. Проверьте лекарственное средство на пригодность в соответствия с назначением врача (прочитайте название, концентрацию, срок годности, определите целостность флакона, оцените внешний вид лекарственного раствора). Подогрейте лекарственное средство на водяной бане до Т° - 36 0 - 37°С.
3. Усадите пациента лицом к свету со слегка запрокинутой головой или уложите на спину без подушки.

4. Проведите декомтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
5. Проверьте целостность пипетки, при применении стерильных глазных капель в пластиковом флакончике переверните его вверх дном и при закапывании нажимайте на его стенки.
6. Возьмите пипетку в правую руку, наберите лекарственный раствор из расчете на оба глаза.

7. Возьмите в левую руку марлевый тампон и оттяните нижнее веко и попросите пациента посмотреть вверх.
8. Закапайте одну каплю лекарственного раствора в нижний конъюнктивальный мешок, не касаясь пипеткой ресниц и век, ближе к внутреннему углу глаза на расстоянии 1,0 - 1,5см от глаза.
9. Предложите пациенту слегка закрыть глаза и поводить глазным яблоком (лекарственный раствор не должен вытекать), через несколько секунд манипуляцию повторите, закапывая вторую каплю в этот же глаз.

10. Промокните тампоном остатки капель у внутреннего угла глаза.
11. Закапайте капли в другой глаз в той же последовательности.
12. Погрузите пипетку в емкость для кипячения, использованные марлевые тампоны в КБСУ.
13. Снимите перчатки, вымойте и осушите руки.
Примечание:
- при одновременном закапывании двух капель в один глаз обычно одна капля вытекает;
- количество пипеток для одного пациента зависит от количества лекарственных препаратов, для каждого препарате необходима другая пипетка;
- при наличии гнойных выделений глаза вначале промойте а затем закапайте лекарственное средство.
- глаз – чувствительный к инфекции и травме орган.

Есть такие методы исследования. Это электрокардиограмма - запись кривой работы сердца. Но для этого метода как минимум надо иметь прибор - электрокардиограф, да и уметь читать записанную кардиограмму.

Есть другой метод - аускультация. Это выслушивание сердца с помощью фонендоскопа. Тебя уже не раз врачи обследовали таким методом. Они определяли регулярность сердцебиения, «мелодию», сопровождающую работу сердца, наличие шумов. Довольно сложно научиться это делать. Надо быть специалистом, врачом-кардиологом. Кардиолог - специалист по болезням сердца. И этот метод нам не подходит.

  • Вспомнил как это делается? Давай выполним практическую работу.

Практическая работа: измерение частоты пульса в состоянии покоя и при физической нагрузке

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход выполнения: пульс легко прощупывается, если четыре пальца одной руки слегка прижать к другой руке, чуть выше ладони, ближе к внешней стороне. В этой области сосуды близко лежат к коже и их пульсацию легче ощущать. Попробуй сосчитать свой пульс.

Если сразу не получилось, повтори еще раз. Отыскивай пульсацию, пока не научишься делать это быстро и точно. Это подготовительный этап работы, овладение методикой исследования работы сердца.

  • У тебя получилось? Молодец! Можешь перейти к основной части исследования.

Проверь работоспособность своего сердца. Для этого измерь частоту пульса в покое (сидя) за 15 секунд. Повтори измерение трижды. Затем встань, сделай 10 приседаний и сразу же после нагрузки еще раз измерь частоту пульса за 15 секунд. Полученное число умножь на 4. Эти результаты и будут соответствовать частоте сердечных сокращений за 1 минуту.

Наблюдения: полученные результаты занеси в таблицу 4.

Например, пульс в покое ты измерил трижды и получил такие цифры: 19, 20, 21. Значит, среднее значение за 15 сек будет составлять 20. Запиши свои результаты в 1-ю колонку.

Умножь среднее значение на 4. Это показатель пульса в покое за минуту. Проделай это действие со своими данными. В 3-ю колонку запиши результат измерения пульса после нагрузки. И в 4-ю колонку - величину пульса за минуту, в нашем случае это 26, умноженное на 4, получаем 104 удара.

Таблица 4. Измерение частоты пульса в состоянии покоя и при физической нагрузке

Проанализируй свои результаты. Для этого сравни их с должными показателями пульса для твоего возраста - это первое.

Второе - при приседании повышение пульса не должно выходить за 30 % от нормы.

Итак, нормальные значения пульса в покое для твоего возраста от 76 до 86 ударов в минуту, среднее значение - 80-81.

Сделай вывод о состоянии твоего сердца.

Например:

1. Мы получили величину пульса в покое 80 ударов, что абсолютно соответствует норме.

Примем число 80 за 100 процентов. При нагрузке пульс участился на 24 удара, обозначим эту величину в % как х и составим пропорцию:

вычислим значение х:

х = 24 х100 %/80 = 30%.

2. Повышение пульса не превысило нормы.

3. Уровень тренированности сердца соответствует возрасту.

Если же твои результаты сегодня не укладываются в показатели нормы, измеряй пульс в течение нескольких дней, в одно и то же время, возможно, это случайное отклонение в деятельности сердца. Ведь на его работу оказывают влияние многие факторы: температура, погода, время суток, общая нагрузка на организм, само состояние организма, настроение и много другое.

Время от времени просчитывай частоту пульса и записывай в дневник наблюдений. Это поможет тебе контролировать работу сердца и при необходимости позаботиться о нем.

131. Что называют кровяным давлением? От чего зависит его величина?

Давление, под которым находится кровь в кровеносных сосудах, называется кровяным давлением. Наибольшее давление - в аорте, а наименьшее - в крупных венах. По мере удаления от сердца давление крови в сосудах уменьшается. Это связано с тем, что, протекая по сосудам, кровь преодолевает сопротивление, создаваемое трением об их стенки. Чем сосуды уже, тем давление выше.

132. Подчеркните величину нормального артериального давления человека.

1. АД = 100/60 3. АД = 150/90

2. АД = 120/70 4. АД = 180/100

133. Что обеспечивает непрерывность движения крови по сосудам?

Сердце выбрасывает кровь в артерии порциями, но двигается она по сосудам непрерывно. Это объясняется тем, что стенки крупных сосудов очень эластичны. При поступлении каждой порции крови аорта и другие крупные артерии растягиваются. При расслаблении сердца, когда давление крови понижено, артерии благодаря своей упругости сжимаются и возвращаются в прежнее положение, выдавливая кровь дальше в направлении более мелких сосудов.

134. Что такое пульс? Каковы причины его возникновения?

Пульс - это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий, синхронное с сокращениями сердца.

В момент выброса порции крови левым желудочком возникают колебания стенок аорты, они быстро, со скоростью 7-10 м/с, распространяются по артериям. Их мы можем ощутить, прижав артерии через кожу и мышцы к кости.

135. Опишите механизм движения крови по сосудам. В чём особенность движения крови по венам?

Сердце выбрасывает кровь в артерии. Стенки крупных сосудов очень эластичны. При поступлении каждой порции крови аорта и другие крупные артерии растягиваются. При расслаблении сердца, когда давление крови понижено, артерии благодаря своей упругости сжимаются и возвращаются в прежнее положение, выдавливая кровь дальше в направлении более мелких сосудов.

Движение крови по венам имеет особенности. Стенки вен, в отличие от артерий, мягкие, тонкие; давление крови в мелких венах едва достигает 10 мм рт. ст., а в крупных венах оно еще ниже. Поднимаясь от нижних конечностей вверх к сердцу, кровь должна преодолевать силу собственной тяжести. Поэтому важную роль в движении крови по венам играют сокращение скелетных мышц и давление внутренних органов. Сокращаясь, мышцы сдавливают вены и выжимают из них кровь. Кровь движется в одном направлении - к сердцу, благодаря особым клапанам, похожим на сердечные полулунные. Такие клапаны имеют все вены нижних и верхних конечностей и многие другие.

136. Какие компоненты составляют лимфатическую систему человека? Каково значение лимфатической системы?

Тканевая жидкость омывает клетки и ткани, отдавая им питательные вещества и кислород и одновременно насыщаясь продуктами обмена веществ. Затем тканевая жидкость всасывается в слепо начинающиеся лимфатические капилляры, которые образуют широко разветвленную сеть. Сливаясь друг с другом, капилляры образуют лимфатические сосуды, которые, в конце концов, впадают в крупные вены в нижних отделах шеи. Лимфатическая система фильтрует тканевую жидкость, удаляя из нее чужеродные вещества.

На путях следования лимфы находятся лимфатические узлы, выполняющие функцию биологических фильтров: проходя через них, лимфа очищается от погибших, распавшихся клеток, микроорганизмов и поступает в вены уже профильтрованной.

Лимфатическая система является частью иммунной системы, участвует в защите организма от чужеродных веществ.

137. Выполните лабораторную работу «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений».

1. Пальцами правой руки нащупайте пульс у основания кисти левой руки, напротив большого пальца.

2. По команде учителя сосчитайте число ударов пульса в минуту в спокойном состоянии и после выполнения физических упражнений. Запишите результат.

Число ударов пульса в спокойном состоянии (1 мин) – 60.

Число ударов пульса после выполнения физических упражнений (1 мин) - 120.

3. Сделайте вывод, почему пульс участился. Какое это имеет значение?

Вывод: Пульс участился, потому что мы начали делать физические нагрузки, а при них организму требуется больше кислорода. Поэтому сердце стало биться чаще, чтобы прокачивать больше крови с кислородом за единицу времени.

Тренировочные задания 7.

Задания уровня А

Продолжение. См. No 7, 9/2003

Лабораторные работы по курсу «Человек и его здоровье»

Лабораторная работа № 7. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки

Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая кислородом и питательными веществами и освобождая от продуктов распада клетки. В сердечной мышце в особых клетках периодически возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно ритмически сокращается. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни снижают частоту сокращений сердца, другие – ускоряют. Частота сокращений сердца зависит от многих причин – возраста, состояния, нагрузки и др.

При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.

Цели: научиться подсчитывать пульс и определять частоту сокращений сердца; сделать вывод об особенностях его работы в разных условиях.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

1. Найдите пульс, приложив два пальца, как это показано на рис. 6 на внутреннюю сторону запястья. Слегка надавить. Вы почувствуете биение пульса.

2. Подсчитайте число ударов за 1 мин в спокойном состоянии. Данные внесите в табл. 5.

4. После 5 мин отдыха в положении сидя подсчитать пульс и внести данные в табл. 5.

Вопросы

1. В каких еще местах, кроме запястья, можно нащупать пульс? Почему пульс можно нащупать в этих местах тела человека?
2. Чем обеспечивается непрерывный ток крови по сосудам?
3. Какое значение для организма имеют изменения силы и частоты сердечных сокращений?
4. Сравните результаты в табл. 5. Какой вывод можно сделать о работе собственного сердца в покое и при нагрузке?

Проблемные вопросы

1. Как доказать, что пульс, который прощупывается в некоторых точках тела – это волны, распространяющиеся по стенкам артерий, а не порция самой крови?
2. Как вы думаете, почему у самых разных народов возникло представление, что человек радуется, любит, переживает сердцем?

Лабораторная работа № 8. Первая помощь при кровотечениях

Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови (особенно быстрая) угрожает жизни. Причины кровотечения – повреждение сосудов в результате травмы, разрушение стенок сосудов при некоторых болезнях, увеличение проницаемости стенки сосуда и нарушение свертываемости крови при ряде заболеваний.
Вытекание крови сопровождается снижением кровяного давления, недостаточным снабжением кислородом головного мозга, мышцы сердца, печени, почек. При несвоевременном или неграмотном оказании помощи может наступить смерть.

Цели: научиться накладывать жгут; уметь применять знания о строении и функции кровеносной системы, объяснять действия при наложении жгута при артериальном и сильном венозном кровотечениях.

Оборудование: резиновая трубка для жгута, палочка для закрутки, бинт, бумага, карандаш.

Техника безопасности: быть осторожным при закрутке жгута, чтобы не повредить кожу.

ХОД РАБОТЫ

1. Наложить жгут на предплечье товарища для остановки условного артериального кровотечения.

2. Забинтовать место условного повреждения артерии. На кусочке бумаги записать время наложения жгута и подложить под жгут.

3. Наложить давящую повязку на предплечье товарища для остановки условного венозного кровотечения.

Вопросы

1. Как вы определили вид кровотечения?
2. Куда надо накладывать жгут? Почему?
3. Для чего нужно вложить под жгут записку с указанием времени его наложения?
4. В чем опасность артериального и сильного венозного кровотечении?
5. В чем опасность неверного наложения жгута, почему его нельзя накладывать больше, чем на 2 часа?
6. На рис. 7 найдите места, где нужно прижимать крупные артерии при сильном кровотечении.

Проблемные вопросы

1. Закупорка тромбом кровеносного сосуда может стать причиной гангрены и омертвения тканей. Известно, что гангрена бывает «сухой» (когда ткани сморщиваются) или «влажной» (вследствие развивающегося отека). Какой из типов гангрены разовьется, если затромбирована: а) артерия; б) вена? Какой из этих вариантов случается чаще и почему?
2. В конечностях млекопитающих артериальные сосуды всегда расположены глубже, чем вены того же порядка ветвления. Каков физиологический смысл этого явления?

Лабораторная работа № 9. Измерение жизненной емкости легких

Взрослый человек в зависимости от возраста и роста в спокойном состоянии при каждом вдохе вдыхает 300–900 мл воздуха и примерно столько же выдыхает. При этом возможности легких используются не полностью. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть еще дополнительную порцию воздуха, а после спокойного выдоха выдохнуть еще некоторое его количество. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха называется жизненной емкостью легких. В среднем она составляет 3–5 л. В результате тренировки жизненная емкость легких может увеличиться. Большие порции воздуха, поступающего в легкие при вдохе, позволяют снабжать организм достаточным количеством кислорода, не увеличивая частоту дыхания.

Цель: научиться измерять жизненную емкость легких.

Оборудование: воздушный шар, линейка.

Техника безопасности: не участвуйте в эксперименте, если у вас проблемы с дыхательной системой.

ХОД РАБОТЫ

I. Измерение дыхательного объема

1. После спокойного вдоха, выдохните воздух в воздушный шар.

Примечание: не выдыхайте с силой.

2. Сразу же закрутите отверстие в воздушном шаре, чтобы не выходил воздух. Положите шар на плоскую поверхность, например стол и пусть ваш партнер приложит к нему линейку и измерит диаметр шара, как это показано на рис. 8. Данные внесите в табл. 7.

II. Измерение жизненной емкости.

1. После спокойного дыхания, вдохните так глубоко, как только можете, и затем сделайте глубокий, насколько это возможно, выдох в воздушный шар.

2. Сразу же закрутите отверстие воздушного шара. Измерьте диаметр шара, данные внесите в табл. 6.

3. Сдуйте воздушный шар и повторите то же самое еще два раза. Выведите среднее и данные внесите в табл. 6.

4. Используя график 1, переведите полученные значения диаметра воздушного шара (табл. 6) в объем легких (см 3). Данные внесите в табл. 7.

III. Вычисление жизненной емкости

1. Исследования показывают, что объем легких пропорционален площади поверхности тела человека. Для того, чтобы найти площадь поверхности тела, необходимо знать свой вес в килограммах и рост в сантиметрах. Эти данные внесите в табл. 8.

2. Используя график 2, определите площадь поверхности вашего тела. Для этого найдите ваш рост в см на левой шкале, отметьте точкой. Найдите на правой шкале ваш вес и тоже отметьте точкой. Проведите, используя линейку, прямую линию между двумя точками. Место пересечения линий со средней шкалой и будет площадью поверхности вашего тела в м 2 .. Данные внесите в табл. 8.

3. Для вычисления жизненной емкости ваших легких умножьте площадь поверхности вашего тела на коэффициент жизненной емкости, который равен 2000 мл/м 2 для женщин и 2500 см 3 /м 2 у мужчин. Внесите данные жизненной емкости ваших легких в табл. 8.

1. Почему важно проводить одни и те же измерения три раза и выводить средние показатели?
2. Отличаются ли ваши показатели от показателей ваших одноклассников. Если да, то почему?
3. Как объяснить различия в результатахизмерения жизненной емкости легких и полученных расчетным путем?
4. Для чего важно знать объем выдыхаемого воздуха и жизненную емкость легких?

Проблемные вопросы

1. Даже когда вы делайте глубокий выдох, какое-то количество воздуха остается в легких. Какое это имеет значение?
2. Может ли иметь значение жизненная емкость легких для некоторых музыкантов? Ответ поясните.
3. Как вы думаете, влияет ли курение на жизненную емкость легких? Как?

Лабораторная работа № 10. Влияние физической нагрузки на частоту дыхания

Дыхательная и сердечно-сосудистая системы обеспечивают обмен газов. С их помощью молекулы кислорода доставляются во все ткани тела, а оттуда выносится углекислый газ. Газы легко проникают сквозь клеточные мембраны. В результате клетки тела получают необходимый им кислород и освобождаются от углекислого газа. В этом заключается сущность дыхательной функции. В организме сохраняется оптимальное соотношение кислорода и углекислого газа благодаря увеличению или уменьшению частоты дыхания. Наличие углекислого газа можно обнаружить в присутствии индикатора бромтимол синего. Изменение цвета раствора является показателем наличия углекислого газа.

Цель: установить зависимость частоты дыхания от физической нагрузки.

Оборудование: 200 мл бромтимолового синего, 2 колбы по 500 мл, стеклянные палочки, 8 соломинок, градуированный цилиндр на 100 мл, 65 мл 4% водного раствора аммиака, пипетка, часы с секундной стрелкой.

Техника безопасности: опыт с раствором бромтимолового синего проводить в лабораторном халате. Будьте осторожны со стеклянной посудой. С химическими реагентами нужно обращаться очень осторожно, чтобы избежать попадания на одежду, кожу, в глаза, рот. Если при выполнении физических упражнений вы почувствуйте себя плохо, сядьте и обратитесь к учителю.

ХОД РАБОТЫ

I. Частота дыхания в спокойном состоянии

1. Сядьте и расслабьтесь в течение нескольких минут.

2. Работая в паре, подсчитайте количество вдохов в течение одной минуты. Данные внесите в табл. 9.

3 Повторите тоже самое еще 2 раза, подсчитайте среднее количество вдохов и данные внесите в табл. 9.

Примечание: после каждого подсчета нужно расслабиться и отдохнуть.

II. Частота дыхания после физической нагрузки

1. Бег на месте в течение 1 мин.

Примечание. Если вы во время упражнения почувствовали себя плохо, сядьте и обратитесь к учителю.

2. Сядьте и сразу же подсчитайте в течение 1 мин. количество вдохов. Данные внесите в табл. 9.

3. Повторите это упражнение еще 2 раза, каждый раз отдыхая до восстановления дыхания. Данные внесите в табл. 9.

III. Количество углекислого газа (диоксида углерода) в выдыхаемом воздухе в спокойном состоянии

1. Влейте 100 мл раствора бромтимолового синего в колбу.

2. Один из учащихся через соломинку спокойно выдыхает воздух в колбу с раствором в течение 1 мин.

Примечание. Будьте осторожны, чтобы раствор не попал на губы.

Через минуту раствор должен окраситься в желтый цвет.

3. В колбу начинайте по каплям, считая их, добавлять с помощью пипетки раствор аммиака, перемешивая время от времени содержимое колбы стеклянной палочкой.

4. Добавлять по капле аммиак, считая капли, следует до тех пор пока раствор не станет снова синим. Внесите это количество капель аммиака в табл. 10.

5. Опыт повторите еще 2 раза, используя тот же раствор бромтимолового синего. Высчитайте среднее и данные внесите в табл. 10.

IV. Количество углекислого газа в выдыхаемом воздухе после физической нагрузки

1. Влейте 100 мл раствора бромтимолового синего во вторую колбу.

2. Тот же самый ученик, что и в предыдущем опыте, пусть проделает упражнение «бег на месте».

3. Сразу же, используя чистую соломинку, в течение 1 мин выдыхать в колбу.

4. Пипеткой добавлять по каплям аммиак к содержимому колбы (подсчитывая количество, пока раствор снова не станет синим).

5. В табл. 10 внесите количество капель аммиака, пошедших на восстановление цвета.

6. Опыт повторите еще 2 раза. Высчитайте среднее и данные внесите в табл. 10.

Вывод

1. Сравните количество вдохов в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
2. Почему увеличивается количество вдохов после физической нагрузки?
3. У всех в классе одинаковые результаты? Почему?
4. Чем является аммиак в 3- и 4-й части работы?
5. Одинаково ли среднее количество капель аммиака при выполнении 3- и 4-й частей задания. Если нет, то почему?

Проблемные вопросы

1. Почему некоторые спортсмены вдыхают чистый кислород после напряженных упражнений?
2. Назовите преимущества человека тренированного.
3. Никотин из сигарет, попадая в ток крови, сужает сосуды. Как это отражается на частоте дыхания?

Продолжение следует




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top