Лейкоциты имеют. Виды лейкоцитов крови и их функции

Лейкоциты имеют. Виды лейкоцитов крови и их функции

Способность к изменению поведения в соответствии с изменяющимися условиями жизни. Мерой этого свойства нервной системы является быстрота перехода от одного действия к другому, от пассивного состояния к активному, и наоборот, противоположностью подвижности является инертность нервных процессов.

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения

Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:

1) сила процессов возбуждения и торможения,

2) уравновешенность процессов возбуждения и торможения,

3) подвижность (сменяемость) процессов возбуждения и торможения.

Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.

Слабость нервных процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное возбуждение и торможение. При действии весьма сильных раздражителей нервные клетки быстро переходят в состояние охранительного торможения. Таким образом, в слабой нервной системе нервные клетки отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается. Но зато слабая нервная система обладает большой чувствительностью: даже на слабые раздражители она дает соответствующую реакцию.

Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.

Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни) , скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации) , быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.

Комбинации указанных свойств нервных процессов возбуждения и торможения были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.

Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.

Тип высшей нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей: в этом и будет проявляться тип высшей нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.

Особенности психической деятельности человека, определяющие его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в процессе индивидуальной жизни человека, в процессе воспитания. Тип высшей нервной деятельности придает своеобразие поведению человека, накладывает характерный отпечаток на весь облик человека - определяет подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев.

Холерик - личность неуравновешенная, несдержанная, вспыльчивая, даже необузданная. Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Для холерика характерна вспыльчивость и отходчивость, что непосредственно следует за бурными вспышками чувств. Холерик - человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радости, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях. С трудом выполняет монотонную работу, реакции быстрые, сильные. За дело берется с жаром, но быстро остывает - появляется "наплевательское" настроение.

В общении нетерпелив и резок. Мимика и движения энергичны, темп работы быстрый. Часто подростки с таким темпераментом срывают уроки, ввязываются в драки, вообще доставляют множество хлопот родителям и учителям. Это задорные, боевые, активные ребята. Они становятся заводилами в среде сверстников, вовлекая их в различные романтические предприятия.

Меланхолик - неуравновешен, глубоко переживает любое событие при вялом и слабом внешнем реагировании. Реакция замедленная. Особенности меланхолического темперамента проявляются внешне: мимика и движения медленные, однообразны, сдержанны, бедные, голос тихий, невыразительный.

Чувствителен, раним, боится трудностей, отличается повышенной тревожностью. Избегает непредвиденных ситуаций. Предпочитает выполнять действия, не требующие психического напряжения.

Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы.

Дети меланхолики не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние, их дразнят, обижают. Часто этим ребятам трудно в коллективе. Подростки-меланхолики нередко робкие и стеснительные, они могут легко расплакаться.

Сангвиник - личность уравновешенная, его реакции отличаются скоростью и умеренной силой, однако отличается относительно слабой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов другими. Он быстро овладевает новыми профессиональными знаниями, может долго работать, не утомляясь, при условии, что работа разнообразная. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа.

Обычно сангвиник отличается богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней подвижностью у сангвиника связывается быстрота психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные переживания.

Сангвиник легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми.

Флегматики

Внешне человек флегматического темперамента отличается, прежде всего, малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, не энергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко видеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности.

Мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями.

Ученые дают разные определения понятиям «экстраверт» и «интроверт» . Для классификации К. Леонгарда приоритетным стало отношение человека к информации , к реакции на события внешней среды: экстраверты восприимчивы к такой информации, реагируют на нее; интроверты же могут в большей степени внешнюю среду игнорировать, ориентируясь на собственный внутренний мир.

Вследствие различий в подходе, К. Леонгард делает главный вывод, что интроверт - личность более волевая, сильная, стойкая к влиянию из вне .Экстраверты в этом плане менее стойки - онилегко поддаются чужому влиянию и, в отличие от интровертов, могут менять свои внутренние установки в зависимости от внешней среды.

Круг общения интровертов довольно узок, они склонны к философствованию, самокопанию. Некоторые из них противопоставляют себя окружающей среде, а потому не следят за изменяющимися обстоятельствами вовсе, отставая от темпа жизни. Как правило, интроверты категорически не терпят вмешательства в свою жизнь, в свои установки и в свой внутренний мир. Такие личности привыкли следовать своим принципам и убеждениям до конца. Экстраверты лучше приспосабливаются к меняющимся условиям, проще заводят знакомства и расширяют круг общения, открыты для нового, в том числе для новой информации. Они готовы поступиться своими убеждениями ради некой цели, легко уступают другим людям. Не склонны к самокопанию, некоторых экстравертов можно даже упрекнуть в легкомыслии.

Психическая саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении : 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются волевые качества : готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера . В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Акцентуация характера и личности – это чрезмерная выраженность отдельных черт характера, это крайний вариант нормы граничащий с психопатией.

Акцентуации характера: 1. Гипертимный тип. Отличается повышенным настроением, оптимистичен, чрезвычайно контактен, быстро переключается с одного дела на другое. Не доводит начатое дело до конца, не дисциплинирован, склонен к аморальным поступкам, необязателен, самооценка завышена. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов. 2.Дистимный тип - противоположен гипертимному типу. Отличается пессимистическим настроением, неконтактен, предпочитает одиночество, ведет замкнутый образ жизни, склонен к занижению самооценки. Редко вступает в конфликты с окружающими. Высоко ценит дружбу, справедливость.3.Циклоидный тип . Отличается довольно частыми периодическими сменами настроения. В период подъема настроения поведение гипертимно, а в период спада - дистимно. Самооценка неустойчива. Конфликтен, особенно в период подъема настроения. В конфликте непредсказуем. 4. Возбудимый тип . Отличается низкой контактностью в общении. Занудлив, угрюм, склонен к хамству и брани. Неуживчив в коллективе, властен в семье. В эмоционально спокойном состояниидобросовестен, аккуратен. В состоянии эмоционального возбуждения вспыльчив, плохо контролирует свое поведение. Конфликтен, часто выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен. 5. Застревающий тип . Отличается умеренной общительностью, занудлив, склонен к нравоучениям, часто занимает позицию «родителя». Стремится к высоким показателям в любом деле, предъявляет повышенные требования к себе, чувствителен к социальной справедливости. Обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен, ревнив. Самооценка неадекватна. Конфликтен, обычно выступает инициатором конфликтов, в конфликте активен. 6. Педантичный тип . Отличается добросовестностью, аккуратностью, серьезностью в делах. В служебных отношениях - бюрократ, формалист, легко уступает лидерство другим. В конфликты вступает редко. Однако его формализм может провоцировать конфликтные ситуации. В конфликте ведет себя пассивно. 7. Тревожный тип . Отличается низкой контактностью, неуверенностью в себе, минорным настроением. Самооценка занижена. Вместе с тем для него характерны такие черты, как дружелюбие, самокритичность, исполнительность. Редко вступает в конфликты, играя в них пассивную роль, преобладающие стратегии поведения в конфликте - уход и уступка. 8. Эмотивный тип . Отличается стремлением к общению в узком кругу. Устанавливает хорошие контакты только с небольшим избранным кругом людей. Чрезмерно чувствителен. Слезлив. Вместе с тем для негохарактерны доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Редко вступает в конфликты. В конфликтах играет пассивную роль, склонен к уступкам. 9. Демонстративный тип . Отличается легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и славы. Склонен к интригам. Обходителен, артистичен. Вместе с тем люди данного типа эгоистичны, лицемерны, хвастливы. Конфликтен. В конфликте активен. 10. Экзальтированный тип (от лат. exaltatio - восторженное, возбужденное состояние, болезненная оживленность). Отличается высокой контактностью. Словоохотлив, влюбчив. Привязан и внимателен к друзьям и близким, подвержен сиюминутным настроениям. Искренне переживают чужие проблемы.

Механизмы развития и формирования характера

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера

Характер формируется в процессе развития личности, ее общественных отношений.

Черты характера формируются на трех уровнях:

физиологическом - на основе темперамента,

социальном - под влиянием социума

на уровне сознания - самоформирование характер.

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

Стоит отметить, что формирование характера человека характеризуется рядом определенных условий и особенностей на разных возрастных этапах.

Периоды формирования характера

Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее, выделяют специальный Сензитивным период жизни. Данный период приходится примерно на возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

Взрослых со взрослыми,

Взрослых с детьми,

Детей с детьми.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ общения с ним самим весьма важны для становления характера.

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

Доброта-эгоистичность,

Общительность-замкнутость,

Отзывчивость-безразличие.

Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте.

Позже формируются другие черты характера:

Трудолюбие-лень,

Аккуратность-неаккуратность,

Добросовестность-злонамеренность,

Ответственность-безответственность,

Настойчивость-малодушие.

Эти качества, однако, тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.

Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку.

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых - учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В школе ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник".

В подростковом возрасте активно развиваются волевые черты характера. В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни. К окончанию школы характер окончательно складывается. Далее характер формируется и трансформируется в течение всей жизни, но не настолько, что становится неузнаваемым. Теперь человек становится творцом своего характера в результате самовоспитания.

Типы неправильного воспитания и типы характера с патологиями

Социальная среда, конечно, очень важное условие формирования характера. Но не менее важным является воспитание. Нельзя исключать роль воспитания в формировании характера, так как неправильное воспитание может вызвать определенные патологии в характере. Воспитание можно классифицировать на целенаправленное или стихийное.

По целям воспитание можно разделить на три вида:

воспитание для воспитателя,

воспитание для общества

воспитание для воспитуемого.

Воспитание для воспитателя нацелено на формирование черт, облегчающих воспитание, такое как послушание.

Задачей воспитания для общества является формирование социально значимых черт (например, законопослушание); воспитание для воспитуемого ставит задачу формирования таких черт характера, которые выгодны для самого человека, способны гармонизировать его существование.

Способности – индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием ее успешности. От уровня развития способностей зависят скорость, легкость и прочность процесса овладения знаниями, навыками и умениями, но сами способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям.

Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.

Под специальными понимают способности , которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.).

Разделение общих и специальных способностей имеет условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных сторонах в способностях человека, которые существуют во взаимосвязи. Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны.

ОДАРЕННОСТЬ - наличие у человека благоприятных задатков и способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности. Об одаренности человека можно судить по характеру развития способностей и овладению знаниями, навыками, умениями, по успехам и уровню достижений в профессиональном труде.

В основе любых способностей лежат задатки. Под задатками понимаются первичные, природные (биологические) особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Это, главным образом, врожденные анатомические и физиологические особенности строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной асимметрии больших полушарий и др. Именно своеобразие индивидных характеристик выступает в качестве природных задатков. Задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. Они могут превратиться и не превратиться в способности, в зависимости от воспитания и деятельности человека. При отсутствии надлежащего воспитания и деятельности даже большие задатки не станут способностями, а при соответствующем воспитании и деятельности даже из небольших задатков могут развиться способности достаточно высокого уровня.

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

В психологии выделяется три концепции способностей:

А) теория наследственности способностей,

Б) теория приобретенных способностей,

В) приобретенное и природное в способностях.

1. Теория наследственности способностей ведет свою историю еще от Платона, который утверждал, что способности имеют биологическое происхождение, т.е. их проявление целиком зависит от того, кто был родителем ребенка, от того, какие черты унаследованы. Обучение и воспитание могут лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. www.pclever.ru

Подход к наследственной природе способностей нашел отражение во взглядах, связывающих способности человека с величиной его мозга. Но эти исследования не подтвердились.

2. Теория приобретенный способностей связывает способности исключительно со средой и воспитанием. Еще в XVIII в. К.А. Гельвеции заявил, что с помощью специального воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети из самых отсталых и примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев.

В качестве примеров приводят также случаи, когда ребенок по каким-то причинам лишается возможности общения со взрослыми и сверстниками. В результате человека в полном смысле слова из него не получается.

Американский ученый У. Эшби утверждает, что способности и даже гениальность определяются приобретенными свойствами, и в частности тем, какие предпрограмма и программа интеллектуальной деятельности были сформированы у человека в детстве и в последующей жизни, стихийно и сознательно в процессе обучения. У одного программа позволяет решать творческие задачи, а у другого - только репродуктивные. Вторым фактором способностей У. Эшби считает работоспособность.

Но и эта концепция встречала и встречает возражения. Жизненные наблюдения и специальные исследования свидетельствуют, что природные предпосылки способностей нельзя отрицать. В ряде профессий они имеют особо важное значение.

3. Приобретенное и природное в способностях. Эта концепция, объединяющая приведенные выше теории, подтверждается практикой и специальными исследованиями.

Исследователи разделяют способности на природные и приобретенные. Разделение это очень условно. Наследственность включается, конечно, в качестве одного из условий в развитие человека но его способности являются не прямой функцией его наследственности. Прежде всего наследственное и приобретенное в конкретных особенностях личности образуют неразделимое единство; уже в силу этого нельзя относить какие-либо конкретные психические свойства личности за счет одной лишь наследственности.

Ощущения – это простейший психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды и классификация ощущений. По известным еще древним грекам пяти органам чувств выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные (тактильные). Кроме того, существуют промежуточные ощущения между тактильными и слуховыми – вибрационные. Есть и сложные ощущения, состоящие из нескольких самостоятельных анализаторных систем: например, осязание – это тактильные и мышечно-суставные ощущения; кожные ощущения включают в себя тактильные, температурные и болевые. Выделяют ощущения органические (голод, жажда, тошнота и т. п.), статические, ощущения равновесия, отражающие положение тела в пространстве.

Существуют различные основания классификации ощущений.
Самая древняя классификация ощущений включает пять пунктов (по количеству органов чувств):
- обоняние,
- вкус,
- осязание,
- зрение
- слух.
Б.Г. Ананьев выделял одиннадцать видов ощущений.
Английский физиолог Ч. Шеррингтон предложил систематическую классификацию ощущений. На первом уровне ощущения делятся на три основных типа:
- интероцептивные,
- проприоцептивпые,
- экстероцептивные.
Интероцептивные объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма. Проприоцептивные передают информацию о положении в пространстве тела в целом и опорно-двигательного аппарата в частности. Экстероцептивные обеспечивают получение сигналов из внешнего мира.

Интероцептивные ощущения

Сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма. Они возникают благодаря рецепторам, находящимся:
- на стенках желудка, кишечника, сердца, кровеносных сосудов и других органов,
- внутри мышц и других оранов.
Как оказалось, это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений. Они, что характерно, в сознании всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.
Также интероцептивные ощущения часто называют органическими.

Проприоцептивпые ощущения

Они передают сигналы о положении тела в пространстве, составляют тем самым афферентную основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Проприоцептивные ощущения включают:
- ощущение равновесия (статическое ощущение),
- двигательное (кинестетическое) ощущение.
Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках). Эти рецепторы называются тельцами Паччини.
Роль проприоцепторов хорошо изучена в физиологии и психофизиологии. Их роль как афферентной основы движений у животных и человека была подробно изучена в работах А.А. Орбели, П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна.
Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Экстероцептивные ощущения

В них доводится до сознания человека информация из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения делятся на:
- контактные (вкус и осязание),
- дистантные (слух, зрение и обоняние).
Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями. Формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но сам запах представляет из себя своеобразный объект (можно сказать, что это облако газа). И тогда получается, что нос непосредственно контактирует с этим объектом. Можно также заметить, что сам объект уже прекратил своё существование, но запах от него остался (например, сгорело дерево, но дым от него остался). Обоняние также играет огромную роль в восприятии качества продукта, употребляемого в пищу.

Интермодальные ощущения

Существуют ощущения, которые не могут быть связаны с какой-либо определённой модальностью. Такие ощущения называют интермодальными. К ним относится вибрационная чувствительность, в которой интегрируются тактильно-моторные и слуховые ощущения. Л.Е. Комендантов считает, что тактильно-вибрационная чувствительность есть одна из форм восприятия звука. Тактильное восприятие звуковой вибрации понимается как диффузная звуковая чувствительность. В жизни глухих и слепоглухонемых вибрационная чувствительность играет огромную роль. Слепоглухонемые, благодаря высокому развитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика и других видов транспорта на большом расстоянии.

Чрезмерная деятельность нервной клетки приводит к падению ее работоспособности, утомлению. Большую утомляемость нервной клетки многие ученые видят в ее крайней истощимости. Так, например, в одной из работ И. Р. Пророкова было показано, что при частом повторении условных рефлексов наблюдается их падение. Подобные же факты отмечали Н. А. Подкопаев и целый ряд других исследователей. Затем было показано, что замена одних часто повторяющихся раздражителей другими устраняет указанное явление (падение условных рефлексов). Эти работы привели к тому, что физиологи, характеризуя утомление, стали часто применять термин «истощение» (Фольбарт, Верещагин, Розенблат и др.). Термин «истощение» и «разрушение» можно встретить и во многих работах . Как же понимать эти представления об истощении и разрушении нервных клеток? Быть может так, как это представляли себе авторы многочисленных теорий истощения, начиная с Шиффа? Нет, такое понимание «истощения» было бы неверным, антипавловским. Когда И. П. Павлов говорил о «чрезмерном, опасном разрушении клетки коры», он понимал под этим целую гамму сложнейших и еще окончательно физиологией не раскрытых процессов, приводящих нервную клетку к снижению работоспособности, к падению функциональной подвижности. Можно полагать, что термины «истощение» и «разрушение» нервных клеток И. П. Павлов употреблял в известном смысле метафорически, вкладывая в эти термины глубокое физиологическое содержание. Указывая на охранительное значение для организма нервной клетки, И. П. Павлов говорил: «...эта клетка, так сказать, сторожевой пункт организма, обладает высшей реактивностью, а следовательно, стремительной функциональной разрушаемостью, быстрой утомляемостью». Более широкое понятие «истощения» как «функционального разрушения», т. е. функционального в смысле разобщенности физиологических процессов во времени, недостаточной межклеточной координации и целого ряда других расстройств в отправлении нервной клетки, именно и характерно для И. П. Павлова.

У читателя может возникнуть сомнение. Действительно, скажет он, если утомляемость нервных клеток коры столь велика, то как же большие полушария выполняют всю ту громадную, поистине титаническую работу, которая приходится на их долю в организме. Неужели только утомление и является тем единственным «вспомогательным» механизмом, который вызывает в клетках коры охранительный процесс торможения? Разумеется, это не так. Когда у И. П. Павлова спросили, как рассматривать вопрос об утомлении, он ответил: «Утомление есть один из автоматических внутренних возбудителей тормозного процесса».

Какие же физиологические процессы определяют нормальную работоспособность нервных клеток коры и способствуют ей?

Этот вопрос был раскрыт и его учениками. В нервной системе каждого животного организма, как показал И. П. Павлов, мы наблюдаем постоянную смену, непрерывную цикличность процессов возбуждения и торможения. Наиболее регулярная смена этих процессов наблюдается в нервных клетках коры головного мозга. Здесь оба эти процесса проявляются ежесекундно, оба они ежесекундно могут и сменять друг друга. Особенно полно процессы возбуждения проявляются в бодрствующем состоянии, процессы торможения - во время сна. В бодрствующем состоянии при благоприятных условиях труда даже высокие темпы деятельности вполне приемлемы для нервных клеток в силу повышения их функциональной подвижности. Повышение функциональной подвижности корковых клеток определяется целым рядом гигиенических и физиологических условий, о которых пойдет речь ниже.

Бодрствующее состояние организма всегда сменяется сном - отдыхом. Во время сна отдыхают прежде всего нервная и мышечная системы, процесс возбуждения в нервных клетках уступает место процессу торможения. Во время сна процесс торможения, возникая в коре больших полушарий, распространяется на ниже лежащие отделы головного мозга. По И. П. Павлову, сон «охраняет» наш организм от чрезмерного перенапряжения нервных клеток мозга.

Какие особенности имеет слабая нервная система? Этот вопрос интересует многих. С каждым поколением число людей со слабой нервной системой значительно увеличивается.

Однако как у сильной, так и у слабой системы имеются свои определенные неоспоримые преимущества.

Сила нервной системы

По определению, сила нервной системы каждого человека является врожденным показателем. Мы должны согласиться с тем, что это просто необходимо для обозначения выносливости и работоспособности всех нервных клеток, находящихся в организме человека. Сила нервной системы позволяет ее клеткам выдерживать любые возбуждения, не переходя в торможение.

Последнее является жизненно важным компонентом нервной системы. Оно способно координировать всю ее деятельность. Отличительной способностью сильной системы является то, что люди, которые ею обладают, способны пережить и выдержать даже сверхсильные раздражители. Люди со слабой системой, напротив, плохо держат сигнал и слабо реагируют на раздражители.

Человек, обладающий слабой нервной системой, не отличается терпеливостью, с большим трудом удерживает поступившую к нему информацию и при первой же возможности делится ею чуть ли не с первым встречным.

Из всего вышеперечисленного уже можно сделать вывод, что люди со слабой системой просто не способны переносить сильные раздражители.

В таких ситуациях система либо тормозит, либо вовсе «исчезает» без всяких тормозов. Однако она тоже имеет преимущества, например, способность к повышенной чувствительности. Также она может с легкостью различать сверхслабые сигналы.

Основные признаки слабой нервной системы

Слабая нервная система у человека имеет такие признаки:

  1. Равнодушие. Такой сигнал способен заставить человека принимать всевозможные удары судьбы без всякого протеста. Слабая нервная система делает людей ленивыми как с психической, так и с физической стороны. Люди при этом, даже живя в бедности, не будут делать никаких попыток, чтобы исправить ситуацию и изменить свое положение в обществе.
  2. Нерешительность. Человек, у которого преобладает повышенная чувствительность, способен подчиняться каждому. Хуже всего, что этим человеком могут завладеть до такой степени, что он просто превратится в живого робота.
  3. Сомнения. Чувствительные люди способны сомневаться не только в себе, но и в людях, которые пытаются им всячески помочь. Такие люди очень часто оправдываются для того, чтобы завуалировать собственные неудачи. Очень часто это выражается в зависти к тем людям, которые лучше и успешнее их.
  4. Беспокойство. Этот сигнал является основным в значительно пониженной нервной силе. Беспокойство способно привести человека к нервному расстройству и даже срыву. Часто беспокоящиеся люди являются чуть ли не самыми жалкими существами на всей планете. Они живут в постоянном страхе. Стоит отметить, что беспокойство способно отбирать жизненные силы и преждевременно старить человека. Такие люди в качестве оправдания привыкли говорить давно заученную фразу: «Вам бы мои заботы и переживания, вы бы беспокоились не меньше».
  5. У каждого человека свои определенные заботы, и зачастую они сталкиваются с большими жизненными трудностями. Но человек со здоровой системой такие сложности встречает достаточно спокойно и пытается найти решение в сложившейся ситуации. Чрезмерное беспокойство не поможет решить возникшую проблему, но оно может изрядно подкосить ваше здоровье и приблизить старость. Иными словами, беспокойство — это оружие против вас самих.
  6. Сверхосторожность. Человек постоянно выжидает подходящего момента для воплощения в жизнь собственных идей и планов. А такое ожидание способно превратиться в привычку. У этих людей очень сильно возрастает пессимизм, их может сбить с толку только одна плохая мысль о том, что может случиться неудача, и все рухнет. Люди со сверхосторожностью рискуют получить несварение желудка, достаточно слабую циркуляцию крови, нервозность и множество других отрицательных факторов и заболеваний.

Особенности воспитания при слабой нервной системе у детей

В основном все привыкли видеть веселых, жизнерадостных и активных детей, но среди них встречаются и достаточно пассивные, сильно замкнутые в себе и очень плохо выдерживающие даже самые незначительные напряжения. Они очень впечатлительны и чересчур чувствительны к малейшим раздражителям.

Родителям нужно помнить, что к сильно впечатлительным детям необходим особый подход. В этом случае ошибки в воспитании могут привести не только к пугливости и раздраженности ребенка, но и к различного рода болезням и даже к нервному расстройству.

В первую очередь нужно продумать необходимый для жизни ребенка режим дня как дома, так и вне его стен. Самым важным фактором для расходования энергии является такой режим, напрямую связанный с устойчивостью и ритмичностью, в которых очень сильно нуждаются дети со слабой нервной системой.

Очень важным для таких детей является расписание, по которому они будут жить. Режим, конечно, способен , но нужно ли ребенка ограничивать и ставить его в новые жизненные условия? Непременно, но только не забывайте учитывать склонности своего малыша и его состояние. Изменение режима для ребенка уместно только в том случае, если его ничего особо не утомляет. Например, такими изменениями в его жизни можно заняться во время летних каникул.

Дело в том, что у учащихся во время отдыха привычный для них режим сбивается. Таким детям очень важно ежедневно видеть и узнавать что-то новое и интересное. Например, походы способны придать ребенку бодрости, жизненной энергии и сил.

Однако необходимо всячески избегать резких перемен в его жизни. Они могут привести к сильному нервному перенапряжению, что чревато срывом. Особенно не стоит наседать на таких детей со стороны учебы и труда.

Важно, чтобы всевозможные трудности и впечатления в жизни ребенка были ему под силу и никаким образом не переутомляли его.

Если к чувствительным детям относиться с заботой, но в то же время требовать от них исполнительности как дома, так и в школе, то это способно воспитать в них смелость, уверенность в себе и придать им активности. Очень важно доверять таким детям определенные общественные поручения, часто важные и ответственные, тем самым предоставляя возможность проявить свою активность.

Помните, что по отношению как ко взрослым, так и к детям со слабой нервной системой нужно найти индивидуальный подход!




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top