уникальное фото четыре линкора класса «Айова» вместе в одном походе, июнь 1954 год
Линкоры типа «Айова » считаются самыми совершенными кораблями в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Линкоры типа «Айова» поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом.
Вот названия легендарных линкоров: «Айова » (BB-61), «Нью Джерси » (BB-62), «Миссури » (BB-63) и «Висконсин » (BB-64). Ещё два линкора, «Иллинойс » (BB-65) и «Кентукки » (BB-66), были не достроены. Так как к сентябрю 1939 года у американцев был явный перевес над флотом Японии по количеству построенных военных кораблей было решено поэкспериментировать и построить быстроходный линкор. Но тем временем разведка США предполагала, что в Японии началось строительство третьего и четвертого линкоров типа «Ямато». По их данным, водоизмещение этих боевых кораблей составляет 46000 тонн, а калибр артиллерии - 406 мм (на самом деле данные были другие: 62315 тонн и 460 мм соответственно). Грядущее усиление флота вероятного противника вызывало беспокойство. Поэтому Генеральный совет поручил отделу проектирования параллельно с разработкой быстроходноголинкора рассмотреть его тихоходный вариант.
линкор «Айова», август 1962
В апреле три эскизных проекта тихоходного линкора были представлены на рассмотрение адмиралу Харту. В итоге, один из них утвержден. Сразу же после этого начался выпуск рабочей документации - чертежей. Решение о строительстве первых двух линкоров нового типа было одобрено Конгрессом 17 мая 1939 года. В Европе уже шла война. Сразу же после капитуляции Франции, американский Конгресс принял кораблестроительную программу, которая предусматривала создание мощного флота. У нее даже было название «Two Ocean Navy Act », что значит «Флот двух океанов». Далеко не последнее место в программе занимали . Поэтому 9 сентября того же года последовал заказ еще на два корабля типа «Айова »: под названиями «Иллинойс » и «Кентукки ». Производство линейных кораблей класса «Айова » представляло собой достаточно непростую задачу, но американская промышленность довольно легко справлялась с ней. Закладка головного корабля состоялась 27 июня 1940 года, а 22 февраля 1943-го он уже вошёл в состав ВМС США. Последней паре линкоров, к сожалению, не повезло, из-за смены приоритетов в военно-промышленном комплексе строительство линейных кораблей было прекращено.
посмотрите хорошую подборку исторических фотографий и видео о легендарном линкоре Айова
На корабле «Айова » в конце 1943 года президент США Рузвельт отправился в Касабланку, с целью сопровождения авианосного соединения тихоокеанского флота США.
После войны «Айова » был поставлен в резерв, 24 августа 1951 года вновь вступил в строй и был передан атлантическому флоту США.
Весной 1980 года Конгрессом США было принято решение расконсервировать линкоры типа «Айова » (4 единицы). К тому времени «холодная война» между СССР и «условным противником» достигла апогея. Соединенные Штаты взяли курс на резкое усиление своего флота. «Второе рождение», так можно назвать возвращение к жизни знаменитых линкоров . На них сохранили комплекты тяжелой артиллерии и броневые пояса с палубами, вдобавок оснастили стратегическим оружием - крылатыми ракетами типа «Томагавк » а также противокорабельными ракетами и автоматизированными зенитно-артиллерийскими комплексами.
линкор «Айова» фото
линкор «Айова» произвел залп
залп линкора «Айова»
линкор «Айова», 1988 год
линкор «Айова» корма
28 апреля 1984 года, после основательной модернизации в Новом Орлеане линкор «Айова» вновь выходит на службу. Однако в середине апреля 1989 года, после взрыва порохового отсека, который нанес огромный ущерб центральному орудию корабля, был выведен в резерв.
Линкор « Висконсин » стал 12 января 1995 года на постоянную швартовку в порту Ньюпорт.
Линкоры этого типа участвовали в войне во Вьетнаме, принимали участие в операции «Буря в пустыне» а также в локализации конфликта на Фолклендских островах. Их ремонтировали, модернизировали и снова вводили в строй.
Линкор «Миссури» 4 мая 1998 года был передан в музей ВМС США, который находится на военной базе Перл-Харбор. Несмотря на 40-летний возраст, линейные корабли довольно прекрасно сохранились, ведь они эксплуатировались всего около 13 лет, а остальное время находились в резерве.
линкор «Висконсин», 1952 год
Постройка и служба
Общие данные
Бронирование
Вооружение
Построенные корабли
Линейные корабли типа Iowa - тип линейных кораблей ВМС США. Проектировались как быстроходные линкоры с мощным вооружением и хорошей защитой для сопровождения ударных групп, которые действовали в Тихом океане в годы Второй Мировой войны. Всего построено 4 корабля: USS Iowa , USS New Jersey , USS Missouri , USS Wisconsin . Планировалось построить ещё два корабля типа Iowa - Illinois и Kentucky.
История создания
Предпосылки появления
Пока действовал мораторий на создание новых линейных кораблей, в американском Генеральном совете флота (General Board) велись обсуждения на тему: «Каким быть будущему линкору?» рассматривалось множество вариантов, но, когда дошло до дела, американцы фактически вернулись на позиции двадцатилетней давности. Шесть первых линкоров нового поколения - два типа North Carolina и четыре класса South Dakota - на фоне своих зарубежных аналогов обладали очень умеренной скоростью в 27,5 узла). Бронирование их, особенно Северной Каролины, было, в целом, посредственным, и все-же, американские линейные корабли претендовали на звание сильнейших в мире. Японские линкоры Yamato и Musashi конечно превосходили их по всем параметрам (кроме, возможно, скорости), однако японцы умудрились так засекретить характеристики своих линейных гигантов, что в США в течение всей войны даже не догадывались, сколь могуч их противник. Истина открылась только в 1945 году, когда оба японских суперлинкора уже покоились на океанском дне.
Ну, а в сентябре 1939 года - когда началась войны в Европе - американцы были уверены, что строившиеся в Японии корабли получат 16-дюймовые пушки и у них не получится превзойти их North Carolina . К тому же, в США на стапелях находилось пять кораблей, а в Японии - только два. Перевес в огневой мощи был столь убедительным, что теперь Генеральный совет мог себе позволить немного поэкспериментировать. Главное - осуществить давнюю мечту - построить быстроходный линейный корабль.
Желание США иметь в составе своего флота линейный корабль с тяжелой артиллерией и высокой скоростью хода вполне понятно. Во-первых, в Японском флоте состояли на вооружении прекрасные тяжелые крейсера, уничтожить которые было совсем непросто. Во-вторых, существовали подозрения, которые впоследствии подтвердились, что после капитальной модернизации скорость Японских линкоров типа Kongō увеличилась с 27 до 30 узлов. Принимая во внимание огромные просторы тихого океана и очень умеренный ход основной массы линкоров в составе эскадры (до 20 узлов), становится понятно: эскадра из быстроходных кораблей могла успешно решать различные боевые задачи без риска быть перехваченной.
Проектирование
Вариант постройки быстроходного (около 30 узлов) линкора рассматривался еще при проектировании типа North Carolina . Но тогда над конструкторами и кораблестроителями висел «дамоклов меч» международных соглашений , ограничивавших стандартное водоизмещение корабля пределом в 35 000 т. Для того, чтобы все характеристики новой боевой единицы флота гармонично сочетались друг с другом, этого было явно недостаточно, и для достижения высокой скорости хода неизбежно пришлось бы жертвовать вооружением, или защитой. Именно поэтому Генеральный совет отклонил проект быстроходного линкора. Однако в 1936 году Япония отказалась подписывать документы второй Лондонской конференции, касающиеся ограничений размеров линкоров. Это побудило остальных участников включить в соглашение статью «скользящей шкалы» (escalator clause), которая давала возможность увеличения предела стандартного водоизмещения линейных кораблей до 45 000 т. Хотя подписание протокола о вступлении этой статьи договора в силу ожидалось не ранее, чем через год, все ведущие морские державы приступили к предварительному проектированию 45 000-тонных кораблей загодя.
Рассмотрение первых шести предэскизных проектов нового американского быстроходного линкора состоялось в январе 1938 года. Они выглядели очень экстравагантно: при мощнейшем вооружении (12 406-мм орудий) и огромной скорости (35,5 узла) толщина их броневого пояса составляла всего около 206 мм и могла противостоять только 203-мм снарядам. При этом стандартное водоизмещение корабля сильно превышало разрешенное Лондонским документом и находилось в диапазоне от 49 350 до 50 950 т. По своей сути, эти «охотники на крейсера» являлись доведенной до своей крайности концепцией быстроходного корабля адмирала Джекки Фишера, все недостатки которой стали очевидны еще 20 лет назад. Естественно, Генеральный совет флота не утвердил ни один проект. Месяц спустя конструкторы представили три других варианта с незначительно уменьшенной скоростью хода (32,5 узла), но более сильной защитой (толщина бронепояса - 320 мм, двух броневых палуб - 127 мм и 63 мм). Вооружение состояло из девяти или двенадцати 406-мм орудий, а также дюжины новых 152-мм универсальных пушек. Но стандартное водоизмещение у четырехбашенного варианта «А» достигло 59 600 т, у двух остальных - от 52 700 до 55 700 т. Учитывая, что в Конгрессе США в то время преобладали изоляционистские и антивоенные настроения, добиться включения в государственный бюджет постройки настолько больших и дорогих кораблей представлялось невозможным. Поэтому глава Генерального совета адмирал Томас Харт обязал конструкторов более тщательно и обстоятельно подойти к разработке проекта и значительно уменьшить водоизмещение линкора.
31 марта 1938 года США, Великобритания и Франция поставили друг друга в известность о намерении ввести в действие статью «скользящей шкалы». В июне представители этих стран подписали соответствующий протокол. Таким образом, в Лондонский договор вносились поправки: стандартное водоизмещение линкоров теперь могло достигать 45 000 т, максимальный калибр артиллерии - 406 мм. Впрочем, Германия, Италия и Япония уже отказались соблюдать какие-либо ограничения, касающиеся их флотов, и подписание этого протокола практически не играло никакой роли. Некоторую пользу оно могло принести лишь США, поскольку давало дополнительный шанс «пропихнуть» постройку новых линкоров через оппозиционный Конгресс.
Тем временем из Страны восходящего солнца стала просачиваться информация о возможном заказе Японией третьего и четвертого линкоров типа Yamato . Хотя американская разведка предполагала, что водоизмещение их составляет 46 000 т, а калибр артиллерии - 406 мм (в действительности - 62 315 т и 460 мм соответственно), все равно ожидавшееся усиление флота вероятного противника вызывало крайнюю обеспокоенность. Поэтому Генеральный совет поручил конструкторам параллельно с разработкой быстроходного линкора рассмотреть его менее скоростной вариант - со скоростью хода 27 узлов, но с усиленным вооружением и улучшенной защитой.
К лету три эскизных проекта тихоходного линкора были представлены на рассмотрение в Совет флота. Стандартное водоизмещение корабля колебалось в пределах 45 100 - 45 500 т, скорость хода составляла - 27-27,5 узла. Вооружение включало девять 457-мм/48 клб или двенадцать 406-мм/50 клб орудий , а также 20 127-мм зениток. Бронирование было очень мощным: толщина наклонного броневого пояса составляла 375 мм на 19-мм подкладке, броневых палуб - 38, 149 и 16 мм. То есть в целом все проектные характеристики, особенно варианта с 457-мм орудиями, практически вплотную приближались к реальным параметрам линкоров типа Yamato .
Параллельно шли работы над созданием быстроходного линкора. В апреле Отдел проектирования передал Генеральному совету флота четыре варианта такого корабля, представлявшего собой усовершенствованную South Dakota . Стандартное водоизмещение по проекту у разных вариантов находилось в пределах от 45 375 до 46 585 т, полное - от 53 440 до 55 685 т; мощность энергетических установок составляла 210 000 - 230 000 л.с., скорость хода - 32,25-33 узла. Бронирование в точности соответствовало таковому на South Dakota ; вооружение - тоже, но в вариантах I, III и IV 406-мм орудия с длиной ствола в 45 клб заменялись на более мощные 50-калиберные.
Ситуация с артиллерией главного калибра вылилась в отдельную дискуссию. Во-первых, созданные для линкоров типов North Carolina и South Dakota 406-мм орудия Mk-6 американцы и так считали самыми мощными в мире. По сравнению с другими крупнокалиберными корабельными пушками, они стреляли сверхтяжелыми (1225 кг) снарядами, имевшими сравнительно невысокую начальную скорость (701 м/с). Траектория полета этих снарядов была более навесной, и в бою на значительной дистанции броневая палуба любого из существовавших кораблей противостоять им не могла. Так что особых причин менять эти очень даже удачные пушки на новые не имелось.
Но, в США на складах лежало 115 406-мм орудий Mk-2 (причем 71 полностью готовое), предназначавшихся для недостроенных «довашингтонских» линкоров и линейных крейсеров. Они были изготовлены в 1918-1922 годах и по причине большей длины ствола (50 клб против 45 клб у модели Mk-6) имели очень высокую дульную энергию. Применить их на новых кораблях было весьма разумно, поскольку при малых материальных затратах это позволяло увеличить бронепробиваемость и дальность стрельбы. Помимо этого имелся еще и моральный эффект. Ведь при сохранении вооружения South Dakota , выходило, что все 10 000 т дополнительного водоизмещения уйдут всего-навсего на лишние 6 узлов скорости хода. Многим специалистам так поступать казалось не совсем рационально. И установка более мощных 50-калиберных орудий главного калибра являлась дополнительным оправданием увеличения размеров и стоимости корабля.
Взвесив все «за» и «против», Генеральный совет флота сделал выбор в пользу быстрого линейного корабля с новой артиллерией главного калибра. 9 июня адмирал Харт утвердил основные характеристики проектируемого корабля: стандартное водоизмещение - 44 560 т, полное - 55 710, длина по ватерлинии - 262,1 м, максимальная ширина - 33 м, максимальная осадка - 10,97 м, мощность энергетической установки- не менее 200 000 л.с., максимальная скорость хода - 33 узла, дальность плавания - 15 000 миль 15-узловым ходом. Вооружение: 3 трехорудийные башни с 406-мм пушками с длиной ствола в 50 клб, 10 спаренных 127-мм универсальных артустановок с длиной ствола в 38 клб, 4 счетверенных 28-мм автомата и 12 12,7-мм пулеметов. Требование к противоторпедной защите (ПТЗ) - способность выдержать подводный взрыв эквивалентный 317 кг тротила. Бронирование должно было обеспечивать следующие зоны неуязвимости: под огнем 406-ММ/45 клб орудий - 18 000 - 30 000 ярдов (1016-кг снаряд) и 20 500 - 26 500 ярдов (1225-кг снаряд); под огнем 406-мм/50 клб орудий - 21 800 - 32 000 ярдов (1016-кг снаряд) и 24 500 - 28 500 ярдов (1225-кг снаряд). Один ярд равен 91,44 см.
По этим требованиям Генеральный совет сформулировал своим конструкторским подразделениям задание на подготовку технического проекта. Работы велись очень быстро и были большей частью закончены к январю 1939 года. Сразу же после этого начался выпуск рабочей документации, проводимый вместе с конструкторскими бюро верфей-строителей. В окончательном виде рабочий проект линкора состоял из 8150 листов чертежей.
Постройка и испытания
Решение о строительстве первых двух линкоров нового типа было одобрено Конгрессом США 17 мая 1939 года. Тогда же им присвоили названия - ВВ-61 USS Iowa и ВВ-62 USS New Jersey . (К слову сказать в ВМС США существует сквозная нумерация всех боевых кораблей внутри своего класса. Так, первенцы нового поколения линкоров USS North Carolina и USS Washinghton имели буквенно-цифровые обозначения ВВ-55 и ВВ-56; линкоры типа South Dakota - ВВ-57 - ВВ-60). Финансирование строительства вошло отдельной статьей в бюджет следующего года.
Контракты с подрядчиками - военно-морскими верфями в Нью-Йорке и Филадельфии - заключили 1 июля 1939 года. А 6 июля Конгресс утвердил план постройки второй пары однотипных линкоров - ВВ-63 USS Missouri и BB-64 USS Wisconsin , включив их в бюджет следующего года. Заказы разместили на тех же верфях 12 июня 1940 года. В Европе уже была война; сразу же после капитуляции Франции американский Конгресс принял новую программу строительства кораблей, которая предполагала создание мощного «флота двух океанов». Значительное место в ней занимали линкоры - им отводился суммарный тоннаж водоизмещения в 385 тыс. т. Соответственно, 9 сентября последовал заказ еще на два корабля типа Iowa - ВВ-65 Illinois и ВВ-66 Kentucky .
Кроме этого, к постройке утвердили пять гигантов следущего типа линейных кораблей Montana (ВВ-67 - ВВ-71) , разработанных на основе отвергнутого два года назад проекта «тихоходного линкора» с мощным вооружением из двенадцати 406-мм орудий.
Строительство линкоров типа Iowa представляло собой довольно сложную задачу, но американская промышленность успешно справилась с нею. Закладка головного линкора состоялась 27 июня 1940 года, а 22 февраля 1943 года корабль вошел в строй - на полгода раньше запланированной даты.
ВВ-65 Illinois и ВВ-66 Kentucky не были достроены в связи с изменившейся концепцией флота США, а что касается кораблей типа Montana , то их закладка вообще не состоялась. Таким образом, линкоры типа Iowa (ВВ-61 - ВВ-64) стали последними представителями класса линейных кораблей американского флота.
Описание конструкции
Поскольку Iowa задумывалась как быстроходный вариант South Dakota , первоначально планировалось, что корпус и общая архитектура обоих кораблей будут очень похожими. На деле вышло не так. Расчеты показали, что для повышения скорости на 5-6 узлов потребуется удлинить корпус на 63 м и увеличить мощность ГТЗА на 82 тыс. л.с.! Конечно, и конструкцию корпуса, и расположение машинно-котельных отделений пришлось кардинально переработать.
Обводы корпуса корабля стали совершенно другими; требование о прохождении Панамского канала вынудило ограничить ширину корпуса, и он из-за узкой и сильно удлиненной носовой части в горизонтальном сечении стал напоминать бутылку. Ниже ватерлинии, у форштевня имелся ярко выраженный бульб. В корме внутренние валы гребных винтов проходили сквозь два киля - впервые такая схема была применена на линкоре USS North Carolina , но сейчас кили сблизились и располагались под углом к вертикали. Между ними образовался узкий тоннель, который, по замыслу создателей, улучшал обтекаемость и повышал эффективность установленных в потоке рулей. Узкий нос и «зализанная» ложкообразная корма корабля соседствовали с довольно высоким коэффициентом полноты миделя (0,996), что придавало его обводам весьма необычный вид. И тем не менее, американцы считали теоретический чертеж близким к идеалу. Скорее всего это соответствует действительности: на практике оказалось, что мореходность линкора и его устойчивость как орудийной платформы заслужили наивысшей оценки.
Основные характеристики теоретического чертежа корпуса Iowa : коэффициент общей полноты - 0,593; коэффициент полноты площади ватерлинии 0,69; призматический коэффициент - 0,596.
Кораблестроительные элементы линкора USS Iowa (на момент ввода в строй)
Водоизмещение, т:
- стандартное (расчетное) - 48 425
- «оптимальное боевое» - 55 424
- полное - 57 540
- наибольшее - 59 331
Недостроенный Kentucky освобождает верфь для закладки десантного корабля
- наибольшая - 270,43
- по ватерлинии - 262,69
Ширина - 32,97 м
Осадка средняя, м:
- при водоизмещении порожнем (43 875 т) - 8,74
- при «оптимальном боевом» водоизмещении - 10,69
- при полном водоизмещении - 11,03
- при наибольшем водоизмещении - 11,51
Высота борта на миделе - 16,15 м
Корпус
Набор корпуса выполнялся по продольной схеме, шпация составляла 1,22 м. Главные поперечные переборки делили его на 32 водонепроницаемых отсека. На большей части длины корпуса (от 36-го до 173-го шп.) имелось тройное дно. Три палубы - верхняя и две внутренних - были сплошными; три расположенные ниже платформы в середине разрывались машинно-котельными отделениями. В конструкции корабля наряду с клепкой широко применялась электросварка. Надводная часть корпуса и надстройки изготавливались из стали марки STS (special treatment steel - сталь специальной обработки), близкой по качеству к гомогенной броне. В элементах подводной части корпуса широко использовалась сталь HTS (high-tensile steel - сталь высокого напряжения). Толщина наружной обшивки в районе ватерлинии составляла 37 мм, выше - 16 мм стали STS. Борт под водой был выполнен из 16-мм стали HTS; толщина днища находилась в пределах от 19 до 28,5 мм (сталь HTS). Внутренние небронированные переборки в основной своей массе изготавливались из 16-мм листовой стали STS.
Бронирование
Броневая защита в общем повторяла примененную на линкорах типа South Dakota . Главный броневой пояс толщиной 307 мм располагался внутри корпуса между второй и третьей палубами и имел наклон в 19° наружу.
Противоторпедная защита (ПТЗ) в точности повторяла примененную на South Dakota - и составляла 5,45 м на миделе и также включала четыре наклонные продольные переборки, третья из которых была продолжением нижнего броневого пояса. Защита рассчитывалась на сопротивление взрыву 700 фунтов (317 кг) тротила. Первые две камеры заполнялись нефтью или балластной водой, следующая оставалась пустой, как и последняя, находящаяся за броневой переборкой. Иностранные линкоры имели более обширную подводную защиту: Richelieu - 7 м на миделе, Bismarck - 5,5 м на миделе, Littorio - 7,22 м на миделе, IJN Yamato - 7,15 м на миделе. Единственными современными линкорами обладавшими более слабой и совершенно недостаточной ПТЗ, составлявшей 4,11 м на миделе, были британские линейные корабли типа HMS King George V .
В целом система ПТЗ была спроектирована вполне рационально; включение в ее состав нижнего броневого пояса существенно повышало сопротивляемость подводному взрыву. Однако конструкторы недооценили оружие противника. Вес боевой части японской 610-мм торпеды типа 93 составлял 490 кг, а на принятой на вооружение в 1943 году модификации 93 мод.3 - 780 кг, то есть в два с лишним раза больше, чем предполагалось создателями линкоров! Конечно, выдержать взрыв такого заряда ПТЗ не могла даже теоретически. В общем подводная защита являлась самым слабым местом конструкции линкора.
Энергетическая установка и ходовые качества
Для достижения высокой проектной скорости в 32,5 узла мощность главной энергетической установки (ГЭУ), по сравнению с South Dakota , выросла более чем в полтора раза - со 130 000 л.с. до 212 000 л.с. В конструкцию механизмов внесли ряд усовершенствований и повысили давление пара в котлах - это позволило снизить удельный вес машин на 19 % (с 24,89 кг/л.с. до 20,96 кг/л.с.).
Энергетическая установка включала в себя четыре главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) и восемь паровых котлов. Каждый ГТЗА состоял из двух паровых турбин высокого (ТВД) и низкого давления (ТНД) и двухступенчатого редуктора; в корпус ТНД была встроена ступень заднего хода. Номинальная мощность ТВД - 24 400 л.с. при 4905 об/мин, ТНД - 28 600 л.с. при 3913 об/мин; турбины заднего хода - 11 000 л.с. при 2375 об/мин. ГТЗА поставляла фирма General Electric.
Паровые котлы - двухтопочные, трехколлекторные, фирмы Babcock & Wilcox. Они имели по девять форсунок, рабочее давление пара составляло 39,7 кг/см 2 , температура - 454,4 °С.
Механизмы располагались эшелонировано: котлы размещались в четырех котельных отделениях, турбины - в четырех машинных. Все отделения попарно объединялись в носовую и кормовую группы, внутри которых ГТЗА могли снабжаться паром от любого котла. По мнению экспертов, разделение ГЭУ на отсеки было превосходным шагом - огромные размеры корпуса корабля позволили скомпоновать энергетику практически идеально.
Движителями служили четыре гребных винта: внутренние были пятилопастными диаметром 5,18 м, наружные - четырехлопастными диаметром 5,56 м. Частота вращения винтов составляла 22 об/мин, длина гребных валов - от 54,6 до 103,7 м.
Гребные винты
Линкоры сдавались флоту в условиях военного времени, поэтому их испытания проходили по сокращенной программе. Например, не проводилось пробегов на мерной миле на полном ходу, соответственно реальная скорость кораблей серии до сих пор точно не известна. Наиболее полные в этом отношении данные есть для линкора USS New Jersey . В октябре 1943 года он при водоизмещении около 55 000 т на мелководном участке залива разогнался до 29,3 узла при мощности механизмов 162 277 л.с. Два месяца спустя при водоизмещении 56 928 т линкор достиг 31,9 узла при мощности 221 000 л.с. Расчеты показали, что при нормальном водоизмещении 53 900 т скорость корабля теоретически составила бы 32,5 узла, а при облегченной нагрузке (51 209 т) - около 34 узлов. А если учесть, что ГЭУ линкоров типа Iowa проектировалась с возможностью кратковременной форсировки до 254 000 л.с., то тогда скорость могла достичь и 33,5, а при водоизмещении в 51 000 т - даже 35,4 узла. Тем не менее, все эти расчеты только теоретические; на службе во время Второй мировой войны у линкоров типа Iowa лишь однажды была зафиксирована скорость в 30,7 узла.
В 1945 году на всех линкорах запас топлива составлял - 8624 т плюс 187 т топлива для дизель-генераторов.
Дальность плавания по проекту - 18 000 миль 12-узловым ходом или 15 900 миль 17-узловым; по результатам испытаний линкора USS New Jersey эти цифры сначала откорректировали: 20 150 миль 15-узловым или 4830 миль - полным ходом. Но затем, по мере роста нагрузки, дальность плавания 15-узловым ходом уменьшилась до 14 890 миль и 20-узловым - до 11 700 миль.
Вспомогательное оборудование
Линкор снабжался электроэнергией от восьми турбогенераторов переменного тока мощностью по 1250 кВт и от двух аварийных дизель-генератора мощностью по 250 кВт. Турбогенераторы были расположены попарно в турбинных отделениях на уровне 2-й платформы, дизель-генераторы - палубой ниже, в трюме. Параметры силовой сети линкора - 450 В, 60 Гц. Потребителей электроэнергии значились более 900 электродвигателей самого разного назначения.
Три опреснительные установки производительностью по 75 700 л в сутки вырабатывали пресную воду для паровых котлов, а также нужд экипажа. Постоянный запас пресной воды составлял 491 т, а питьевой и воды для мытья - 777 т. Помимо этого имелись три рефрижераторные машины для выработки льда и охлаждения складов провизии.
Экипаж и обитаемость
По проекту экипаж должен был состоять из 1921 человека - 117 офицеров и 1804 нижних чинов. Но в связи с ростом числа зенитных автоматов, установкой радаров и другого оборудования эти цифры в процессе службы кораблей заметно подросли. Так, в 1945 году на USS Iowa служило 2788 человек (в том числе 151 офицер). После войны численность экипажей несколько сократилась (главным образом, за счет демонтажа 20-мм зенитных автоматов), но все равно оставалась намного больше проектной: от 2406 до 2672 человек, в том числе от 151 до 169 офицеров. Конечно же, это сказывалось на условиях обитаемости - перенаселение кубриков и кают превысила все разумные пределы. И, все-же, по уровню комфорта, качеству питания, бытового обслуживания линкоры ВМС США были предметом зависти у моряков всех зарубежных флотов.
Вооружение
Главный калибр
Артиллерия главного калибра линкоров типа Iowa - девять 406-мм орудий Mk-7 в трех трехорудийных башенных установках. Новые пушки Mk-7 были значительно мощнее своих предшественниц - 406-мм 45-калиберных Mk-6, установленных на USS South Dakota . А от разработанных в 1918 году 406-мм орудий Mk-2 и Mk-3 с такой же длиной ствола (50 калибров) Mk-7 выгодно отличались меньшим весом (108,5 т против 130,2 т) и более современной конструкцией.
Стволы орудий ГК
Ствол орудия Mk-7 - скрепленный, с лейнером. Его диаметр в районе зарядной каморы равнялся 1245 мм, у дульного среза - 597 мм. Число нарезов - 96, их глубина - 3,8 мм, крутизна нарезки - один оборот на 25 калибров. Канал ствола на протяжении 17,526 м от дульного среза был хромирован (толщина слоя - 0,013 мм). Поршневой затвор качающегося типа откидывался вниз. Конструктивно он имел 15 ступенчатых секторов и поворачивался на 24°. После выстрела канал ствола продувался воздухом низкого давления.
Трехорудийные башни по компоновке были подобны аналогичным на линкорах типа South Dakota и, несмотря на возросший вес, имели такой же диаметр роликового погона. Орудия устанавливались в индивидуальных люльках, угол вертикального наведения - от −5° до +45°. Заряжание осуществлялось при фиксированном угле возвышения +5°. Все приводы - электрогидравлические; для горизонтальной наводки служил электродвигатель мощностью 300 л.с., для вертикальной - три мотора по 60 л.с. - по одному на каждый ствол.
406-мм снаряды хранились вертикально в неподвижном двухъярусном кольцевом магазине внутри барбета башни. Между магазином и поворотной структурой башенной установки находились две кольцевые платформы, способные вращаться независимо от последней. На эти платформы подавались снаряды, которые затем доставлялись к подъемникам (поданным трубам) при любом угле горизонтального наведения башни. Подъемников было три, причем центральный представлял собой вертикальную трубу, а крайние - изогнутую; каждый из них приводился в действие 75-сильным электродвигателем. Снаряд подавался к орудию вертикально, а затем с помощью гидроцилиндра укладывался на лоток. Досылатель имел индивидуальный двигатель мощностью в 60 л.с.
Снаряд ГК
Заряды хранились в двухъярусных погребах в самых нижних отсеках, примыкавших к неподвижной кольцевой структуре башни. Они подавались в беседках по шесть штук тремя зарядными цепными подъемниками, каждый из которых приводился в действие электромотором мощностью 100 л.с. В конструкции башен линкоров типа Iowa , как и у их предшественников, не было перегрузочного отделения, отсекавшего цепочку подачи зарядов от погребов. Американцы уповали на довольно сложную систему герметичных дверей, теоретически не допускавших распространение огня по подъемникам. Впрочем, такое решение выглядит не бесспорным - риск взлететь на воздух у американских линкоров был все же выше, чем у большинства их современников.
Цапфы орудий располагались довольно близко к лобовой плите башен, и в случае необходимости пушку можно было извлечь через амбразуру без демонтажа башни.
Характеристики трехорудийной башни линкора типа Iowa
Вес вращающейся части (без снарядов), т…………………………..1728-1735
Диаметр роликового погона, м…………………………………………….10,49
Внутренний диаметр барбета, м …………………………………………11,35
Расстояние между осями орудий, м……………………………………..2,97
Откат при отдаче, м…………………………………………………………… 1,22
Макс, скорость вертикальной наводки, град./с…………………….. 12
Макс.скорость горизонтальной наводки, град./с…………………….4
Цикл стрельбы, с ………………………………………………………………..30
По проекту боезапас линкоров типа Iowa должен был состоять в основном из 1016-кг бронебойных снарядов Mk-5, но в середине 1939 года на вооружение ВМС США поступил новый снаряд Mk-8 весом 1225 кг, ставший главной «дубинкой» всех новых американских линкоров, начиная с USS North Carolina . Для своего калибра он являлся самым тяжелым в мире - для сравнения: 406-мм снаряд английского линкора Nelson весил 929 кг, а 410-мм японского Nagato - 1020 кг. Заряд взрывчатки снаряда Mk-8 составлял 1,5 % его веса; донный взрыватель Mk-21 взводился при ударе снаряда о броню толщиной более 37 мм и срабатывал с замедлением 0,033 с. Полный заряд пороха (297 кг) обеспечивал ему начальную скорость 762 м/с; уменьшенный заряд снижал эту цифру до 701 м/с, что давало снаряду баллистику, идентичную той, какую имели снаряды 45-калиберных пушек Mk-6.
Оборотной стороной чрезмерной мощи американской морской артиллерии стал повышенный износ ствола. Поэтому когда у линкоров появилась новая задача - обстрел береговых объектов - было решено создать значительно более легкий снаряд. Фугасный Mk-13, принятый на вооружение в конце 1942 года, имел вес всего 862 кг. Он оснащался несколькими типами взрывателей - ударным мгновенного действия Mk-29, ударным с замедлением Mk-48 (задержка 0,15 с) и дистанционной трубкой Mk-62 (установка времени до 45 с). Относительный вес взрывчатого вещества снаряда Mk-13 - 8,1 %. В конце войны, когда главный калибр линкоров использовался исключительно для бомбардировки берега, для снарядов Mk-13 применялись уменьшенные (147,4 кг) заряды, обеспечивавшие начальную скорость 580 м/с.
В послевоенные годы в боекомплекте линкора появилось несколько новых образцов 406-мм снарядов. В частности, на базе корпуса фугасного Mk-13 были созданы Mk-143, Mk-144, Mk-145 и Mk-146. Все они оснащались электронными дистанционными трубками разных типов; Mk-144 и Mk-146 в качестве начинки несли соответственно 400 и 666 разрывных гранат. Кроме того, для старых снарядов Mk-13 приняли усовершенствованные механические трубки M564 (установка времени до 100 с), заменившие Mk-62.
В начале 1950-х годов для орудия Mk-7 был разработан снаряд Mk-23, оснащенный ядерной боеголовкой W-23 с тротиловым эквивалентом 1 кт. Снаряд весил 862 кг, имел длину 1,63 м и внешне практически не отличался от Mk-13. Ядерные артиллерийские боеприпасы официально состояли на вооружении линкора Iowa с 1956 по 1961 год, но фактически все это время они хранились на берегу.
Наконец, уже в 1980-е годы американцы предприняли попытку создать подкалиберный снаряд для сверхдальней стрельбы из 406-мм орудий. Он должен был иметь вес 454 кг, начальную скорость 1098 м/с и максимальную дальность полета 64 км. Правда, эта разработка осталась на стадии экспериментального образца.
Стандартный боезапас 406-мм башни № 1 составлял 390 выстрелов, башни № 2 - 460 и башни № 3 - 370. На третьей палубе имелся сквозной коридор, оснащенный монорельсом и прозванный американскими моряками «Бродвеем»; он соединял погреба всех трех башен и позволял передавать снаряды от носовых орудий кормовым и наоборот. В районе поперечных переборок коридор перекрывали легко демонтируемые водонепроницаемые заглушки.
Заряды хранились в шелковых картузах и начинялись бездымным порохом марки SP. Обычный заряд включал в себя шесть картузов весом по 49,5 кг. Зарядных погребов у башен № 1 и № 3 было по шесть, у башни № 2 - восемь.
Система управления огнем главного калибра включала два КДП (директора) Mk-38, один КДП Mk-40, комплект вычислительных приборов и в качестве резерва - три башенных дальномера. Посты Mk-38 располагались на носовой и кормовой надстройках; каждый из них имел по одному 8-метровому оптическому стереодальномеру Mk-48, радару Mk-8 и несколько оптических прицелов. В 1945-1952 годах радары Mk-8 на всех кораблях заменили более современными Mk-13. Высота расположения носового КДП над ватерлинией по оси дальномеров составляла 35,4 м, кормового - 20,7 м.
Директор Mk-40 был установлен на крыше боевой рубки; в его состав входили оптические прицелы и РЛС Mk-З. В 1945 году линкор переоснастили новым радаром Mk-27.
Вся информация от КДП поступала в центральный артиллерийский пост, где обрабатывалась механическим счетно-решающим устройством (автоматом стрельбы) Mk-8. В 1950-е годы на линкоре установили дополнительный вычислитель Mk-48, предназначенный для обеспечения стрельбы по береговым целям.
Башни главного калибра оснащались длиннобазовыми (14-м) оптическими дальномерами: башня № 1 -совмещающим Mk-53, башни № 2 и № 3 - стереоскопическим Mk-52. Они имели 25-кратное увеличение и оборудовались системой стабилизации. Кроме того, в каждой башне предусматривалось по шесть 12-кратных оптических прицелов.
Универсальная артиллерия/Зенитное вооружение
В качестве универсальной артиллерии на линкорах типа Iowa планировалось применить перспективные 152-мм пушки с длиной ствола в 47 клб. Однако расчеты показали, что шесть спаренных 152-мм установок будут весить 1667 т, в то время как десять спаренных 127-мм орудий (стандартный состав артиллерии среднего калибра всех предшествующих линкоров)- 1267 т. Поэтому от разработки новых пушек отказались в пользу проверенных 127-миллиметровок - благо, те зарекомендовали себя с наилучшей стороны.
В итоге, состав универсальной артиллерии - 10 спаренных 127-мм установок Mk-12 и четыре КДП Mk-37 - в точности повторял имевшийся на линкорах типа South Dakota , что было совсем неплохо - благодаря удачным 127-мм артустановкам (особенно после введения снарядов с радиовзрывателем) американские линкоры получили самую эффективную корабельную ПВО в мире.
Зенитная артиллерия ближнего боя по проекту должна была включать 12 28-мм автоматов и столько же 12,7-мм пулеметов, но фактически состояла из четырехствольных 40-мм автоматов Bofors , а также спаренных и одноствольных 20-мм автоматов Oerlikon . Управление огнем автоматов Bofors осуществлялось с помощью директоров-колонок Mk-51. Автоматы Oerlikon сначала наводились индивидуально, но в 1945 году на линкоре появились прицельные колонки Мк-14, позволявшие автоматически выдавать данные для стрельбы и из этих орудий.
Авиационное вооружение
(первым их получил USS Iowa - уже в марте). Они эксплуатировались до 1948 года, затем все авиационное вооружение демонтировали - по мере развития радиолокации потребность в самолетах-разведчиках отпала.
Средства связи, обнаружения и управления
На момент вступления в строй USS Iowa имел один радар обнаружения воздушных целей SK и два - обнаружения надводных целей SG.
В 1946 SK заменили на SK-2 с круглой параболической антенной, дающей более тонкий луч и отличающейся повышенной точностью в определении координат цели.
В 1948 году установили радиолокационный высотомер SP - таким образом, у экипажа этого корабля появилась возможность определять не две, а три координаты воздушных целей. SP мог обнаруживать бомбардировщик, летящий на высоте 3000 м, на дистанции 70 миль; истребитель - на дистанции 40 миль.
Несмотря на большую дальность действия (по высоколетящему самолету - до 100 миль), радары SK и SK-2 обладали одним недостатком: их луч был довольно узким и на дальности 100 миль имел захват по высоте около 3000 м. То есть воздушные цели, летящие на большой высоте, зачастую оставались незамеченными. Поэтому в 1945 году на USS Iowa дополнительно установили РЛС SR, луч которой на дистанции 80 миль расширялся до 6,1 км. Антенный пост этого радара разместили на второй мачте (по американской классификации - бизань-мачте, так как первая официально именовалась грот-мачтой).
Радар SG был способен обнаружить крупный корабль на дальности свыше 20 миль, низколетящий самолет - на дальности 15 миль. Антенны SG на стояли в верхней части носовой надстройки и на топе бизань-мачты.
В качестве резервной устанавливалась компактная РЛС SQ. Она оснащалась небольшой параболической антенной размерами 0,6×1,2 м и могла обнаружить крупную надводную цель на дистанции 8 миль, подводную лодку в надводном положении - на дистанции 3 мили. Использование SQ предполагалось лишь в случае, если радар SG выйдет из строя. На USS Iowa был смонтирован один комплект SQ. В 1946 году его демонтировали.
В 1945 году USS Iowa получил легкую РЛС обнаружения надводных целей SU, разработанными несколько ранее специально для эскортных миноносцев. Параболические антенны этих станций были закрыты обтекателями диаметром 0,91 м и высотой 1,07 м из радиопрозрачного материала и установлены на топе грот-мачты.
Значительная номенклатура РЛС входила с состав систем управления артиллерийским огнем. Так, КДП Mk-38 оснащались радаром Mk-8; уже в 1945 году на USS Iowa , на носовом директоре их заменили радарами Mk-13. КДП универсальной артиллерии Мк-37 на USS Iowa сначала были оборудованы РЛС Мк-4, а с 1945 года - Mk-12/22. В 1953-1955 годах эту РЛС заменили на Мк-25.
Радары Мк-19 для наведения 40-мм автоматов изначально имелись только на USS New Jersey - они входили в состав директоров Mk-49. В 1945 году на всех четырех линкорах появились новые прицельные посты Mk-57, оснащенные РЛС Mk-29. Наконец, в 1954-1955 годах на USS Iowa для управления огнем малокалиберной артиллерии установили КДП Mk-56 с радарами Mk-35.
Линкоры типа Iowa были оборудованы весьма совершенным комплектом аппаратуры автоматического опознавания «свой - чужой» Mk. III, а также системами радиоразведки и радиопротиводействия SPT-1 и SPT-4.
Говоря о радиоэлектронном оборудовании и вооружении, необходимо сказать, что США в этой области к концу Второй мировой войны по праву считались бесспорным лидером. Радиолокационные средства линкоров типа Iowa для своего времени были лучшими в мире.
Построенные корабли
Название | Завод-строитель | Закладка | Спуск на воду | Вступление в строй | Судьба |
---|---|---|---|---|---|
USS Iowa (BB-61) | New York Naval Shipyard | 27 июня 1940 года | 27 августа 1942 года | 22 февраля 1943 года | Корабль-музей |
USS New Jersey (BB-62) | Philadelphia Naval Shipyard | 16 сентября 1940 года | 7 декабря 1942 года | 23 мая 1943 года | Корабль-музей |
USS Missouri (BB-63) | New York Naval Shipyard | 6 января 1941 года | 29 января 1944 года | 11 июня 1944 года | Корабль-музей |
USS Wisconsin (BB-64) |
Прошедшие через войну на Тихом океане, применявшие свой главный калибр в Корее и Вьетнаме, четыре линкора типа «Айова» дожили до 1980-х годов и приняли участие в еще одной войне, «Буре в пустыне», когда их возраст приближался к 50 годам.
Появление быстроходных немецких линкоров и сведения о японской программе модернизации линейных крейсеров типа «Конго» заставили американцев предусмотреть вариант перехвата таких кораблей.
Есть соблазн сказать, что эти линкоры вобрали в себя опыт боев первых лет Второй мировой войны, но в действительности их создавали в предвоенные годы. Последние крупные изменения в проект внесли в ноябре 1930 года.
К началу войны американцы уже построили два новых линкора типа «Норт Кэролайн», еще четыре типа «Саут Дакота» находились в процессе. «Дакоты» были прекрасными кораблями своего класса — мощное вооружение и отличная защита удачно «вписались» в очень компактный корпус, и при очень умеренной мощности механизмов они развивали вполне достойную скорость в 27 узлов. Эти линкоры были олицетворением американской концепции тяжелых артиллерийских кораблей: акцент прежде всего на защите, затем на мощном вооружении и отсутствие маниакального желания достичь минимального превосходства в скорости, не считаясь с ценой (итальянский подход). Этих приоритетов американцы придерживались на протяжении всех предыдущих 30 лет, но «Айова» стала несколько странным отходом от этих многолетних традиций.
СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ
В качестве типовых вариантов использования таких линкоров рассматривались: нейтрализация вражеских рейдеров и прикрытие собственных быстроходных авианосцев в случае внезапного нападения. Особенно ночью, когда авианосцы становились беззащитными.
Для выполнения этих задач, как виделось тогда, требовалась скорость не менее 32 узлов, позволявшая линкорам не отставать от авианосцев либо гарантированно перехватить вражеский рейдер. На первый взгляд, по сравнению с «Дакотами» прибавка в скорости была невелика, но эти дополнительные 5 узлов обошлись — в прямом и переносном смысле — очень дорого. Поначалу проектировщики предполагали уложиться в договорные ограничения (45 тыс. т), но вскоре стало ясно, что требуемой скорости в 33 узла удастся достичь лишь при увеличении водоизмещения на 10 тыс. т. Мало того, эти 6 узлов потребуют более чем полуторакратного увеличения мощности силовой установки.
Если «Дакоты» достигали 27 узлов при 130 000 л. с, то новому линкору, по расчетам, требовалось порядка 210 000 л. с. К этому моменту выход из договора Японии и Италии развязал кораблестроителям руки и единственным ограничением осталось «панамакс» — ширина и осадка, позволявшие кораблю использовать Панамский канал.
ВООРУЖЕНИЕ
Вооружение главного калибра по сравнению с шестью предыдущими линкорами осталось неизменным (девять 406-мм орудий в трехорудийных башнях), увеличились лишь длина ствола (с 45 до 50 калибров) и, соответственно, начальная скорость снаряда. Средний калибр был представлен 20 великолепными 127-мм универсальными скорострельными орудиями, способными эффективно бороться не только с легкими кораблями, но и самолетами на больших высотах и дальностях. Размещенные в десяти двухорудийных башнях, они обеспечивали равномерный обстрел по всем секторам.
ШЕСТЬ ВМЕСТО ЧЕТЫРЕХ
Головной корабль серии, «Айову», заложили 27 июня 1940 года, через три месяца «Нью-Джерси», а в январе 1941-го — «Миссури» и «Висконсин». Первоначальные планы предполагали этим и ограничиться, но развитие ситуации в мире вынудило в 1942-м заложить еще два — «Кентукки» и «Иллинойс». В соответствии с американской системой обозначений кораблей ВМФ, эти шесть линкоров получили (в том же порядке) номера от ВВ-61 до ВВ-66. Первые два линкора вошли в строй через 2 года 8 месяцев после закладки (в феврале и мае 1943-го), а вторая пара — через 3,5 года (в 1944-м). С завершением войны «Кентукки» и «Иллинойс» решили не достраивать, но разрезали их только в 1958-м.
ПРОТИВ ЯПОНИИ
В 1943-м, когда «Айова» начала службу, линкоры уже бесповоротно перешли на вторые роли. Никаких боев тяжелых сил, подобно схваткам в водах Гуадалканала, за оставшиеся два года войны так и не произошло. Впрочем, в октябре 1944-го у американских линкоров, включая и «Айову», был шанс показать в бою свою мощь, но… тактическая ошибка адмирала Хэлси вновь развела американские и японские линкоры. За всю войну «Айовы» участвовали в бою всего пару раз, а целями были корабли не крупнее эсминца. Однако их главный калибр работал без устали — сначала обстрелы Иводзимы, затем Окинавы и, наконец, самих японских островов Хонсю и Хоккайдо. Кульминацией стало подписание капитуляции Японии на борту «Миссури», бросившего якорь в Токийском заливе.
ОТ СНАРЯДОВ К «ТОМАГАВКАМ»
За триумфом последовали пять лет спокойной службы, пока в Корее снова не потребовались их орудия — и теперь уже исключительно для огневой поддержки приморских флангов армии и обстрелов прибрежных объектов. В 1956-1958 годах все они были отправлены в резерв, откуда, как тогда казалось, спустя несколько лет неизбежно будут списаны на слом. Тем не менее в 1968-м «Нью-Джерси» снова призвали на службу — во Вьетнам, с той же задачей, что ранее. Правда, пострелять пришлось всего год, уже в начале 1969-го он присоединился к своим спящим собратьям. Второе рождение этих могучих кораблей состоялось как ответ на усилиние советского флота, и в особенности — тяжелых крейсеров типа «Киров».
На протяжении 1982-1986 годов все они были введены в строй, пройдя ремонт и получив ракетное вооружение — крылатые ракеты для ударов по наземным целям «Томагавк» и противокорабельные ракеты «Гарпун», при этом немного пострадала 127-мм артиллерия: из десяти башен оставили лишь шесть. В настоящее время все «Айовы» стали кораблями-музеями.
КОНСТРУКЦИЯ ЛИНЕЙНЫХ КОРАБЛЕЙ ТИПА «АЙОВА»
Линкоры типа «Айова» представляли собой гладкопалубные корабли со значительной седловатостью в носовой части и броневой цитаделью, защищающей со всех сторон наиболее важные механизмы, узлы и отсеки.
Практически все вооружение и большая часть оборудования были сосредоточены в центральной части, в том числе на развитой надстройке, где размещались боевая рубка, дымовые трубы, основная часть универсальной и зенитной артиллерии.
БРОНИРОВАНИЕ
Схема бронирования в основном повторяла схему, использованную на линкорах типа «Саут Дакота». Бортовая броня была внутренней (располагалась внутри корпуса) и состояла из основного пояса, защищавшего пространство между 2-й и 3-й палубами, и примыкавшего к нему нижнего пояса, простиравшегося от 3-й палубы до самого дна. Толщина основного пояса составляла 307 мм на всем протяжении от 50-го до 166-го шпангоута, при этом плиты были установлены под наклоном 19° наружу. При попадании снаряда с очень настильной (близкой к горизонтальной) траекторией — что было возможно лишь при стрельбе на малых дистанциях — эффективность брони за счет наклона возрастала на 11 %. При увеличении дистанции угол встречи снаряда с броневым поясом уменьшался, ее эффективность росла, но одновременно прогрессивно снижалась проекция пояса к траектории снаряда на плоскость, т. е. вероятность попадания в пояс заметно снижалась — снаряд либо проходил выше пояса и встречал на пути лишь палубы, уже гораздо меньшей толщины, либо пробивал наружный борт и крушил нижний броневой пояс. Нижний броневой пояс имел толщину от 307 мм в верхней части до 41 мм у дна — с его помощью предполагалось «ловить» снаряды, вошедшие в борт ниже уровня воды и, соответственно, потерявшие большую часть скорости. Заодно этот пояс играл роль противоторпедной защиты.
Траверзы, замыкавшие цитадель с носа и кормы, имели толщину 287 мм на первых двух кораблях и 368 мм на всех остальных. Горизонтальное бронирование состояло на большей части из трех разнесенных палуб: верхней (37 мм), взводившей взрыватели бомб и разрушавшей наконечники бронебойных снарядов, основной (1 52 мм) и нижней (13-25 мм) противоосколочной. Мощной броней обладали лобовые плиты башен ГК (432 мм), боевой рубки (440 мм) и барбеты башен (295-440 мм выше цитадели).
ВООРУЖЕНИЕ
Главный калибр был представлен 406-мм орудиями Mk 7 с длиной ствола 50 калибров. При использовании полного заряда в 297 кг начальная скорость 1225-килограммового бронебойного снаряда (самого тяжелого в своем классе) составляла 790 м/с. При максимальном угле возвышения 45° дальность стрельбы с максимальным зарядом достигала 38,7 км. Каждое орудие в башне имело индивидуальную вертикальную наводку и могло делать два выстрела в минуту.
Ствол без затвора весил около 108 т, а башня в сборе — более 1000 т. Обслуга одной башни вместе с подбашенными отделениями составляла почти 100 человек.
Боезапас отличался в каждой из башен, составляя от 370 до 450 снарядов — 1225-кг бронебойных и 862-кг фугасных. В 1950-е годы на вооружении линкоров появился и специально разработанный для них снаряд с ядерной БЧ W23 мощностью 15-20 кт.
Мощнейшая батарея 127-мм универсальных скорострельных орудий позволяла эффективно бороться с любыми самолетами 1940-х годов. Снаряд покидал ствол на скорости 780 м/с, давая возможность достаточно надежно сбивать воздушные цели на дальности до 4 км (максимальная дальность стрельбы была в несколько раз больше), во многом благодаря радиовзывателю. Интересно, что одну из башен по традиции обслуживали морские пехотинцы (небольшое их число входило в состав экипажа линкора).
40-мм счетверенные «Бофорсы» превосходно зарекомендовали себя во время Второй мировой войны, но со скоростными самолетами бороться уже не могли — на «Нью-Джерси» их демонтировали в 1968-м, на остальных — при модернизации в начале 1980-х. А 20-мм «Эрликоны» действовали вполне успешно вплоть до конца 1944 года, но против камикадзе заметно уступали 40-мм установкам. Авиационное вооружение первоначально состояло из трех (на практике — чаще двух) поплавковых гидросамолетов OS2U «Кингфишер». Ангара не было, и самолеты хранились на двух катапультах в кормовой части. Посадка производилась на воду, самолет подруливал к линкору и возвращался на борт краном. Основной их задачей традиционно было корректирование артогня линкора, но по мере развития радиолокации она все больше отходила на второй план. Кроме этого, самолет мог использоваться для разведки и поисково-спасательных заданий. В послевоенное время катапульты демонтировали, а на смену гидросамолетам пришли вертолеты (в разное время — H03S, UH-1, SH-2 «Си Спрайт», СН-46 «Си Найт», СН-53 «Си Стэллион», SH-60B «Си Хок»). Наконец, в 1980-е годы на вооружении снова появились самолеты — правда, теперь в виде БПЛА RQ-2 «Пайонир».
ЭКИПАЖ
Экипаж линкоров по проекту составлял около 1900 человек, но в связи с оснащением как в процессе постройки, так и в ходе службы дополнительным оборудованием и особенно многочисленными зенитными установками к концу войны на одном из кораблей это число было превзойдено в полтора раза, превысив 2900 человек. Несмотря на эти крайне стесненные условия, обитаемость на «Айовах» была выше стандартов европейских и особенно японских аналогов. В ходе модернизации начала 1980-х демонтаж всей «персоналоемкой» зенитной артиллерии малого калибра и замена оборудования позволили сократить экипаж до проектного уровня, но все равно содержание 7,5 тыс. моряков обходилось очень дорого, что в немалой степени способствовало быстрому завершению службы последних в мире линкоров («Висконсин» прослужил всего пять лет).
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИНКОРА «АЙОВА» (НА 1944 г.)
Осенью 1991 года в беседе с министром обороны США Р. Чейни султан Омана выразил готовность оплатить расходы на содержание двух линкоров класса “Айова” для обеспечения ими непрерывного боевого патрулирования в Персидском заливе в течение девяти месяцев в году.
“Из всего вашего флота только линкоры похожи на настоящее оружие”, - добавил султан Кабус бен Саид.
По-моему, лучший комплимент для плавучих крепостей, созданных из сплава стали и огня.
Действия линкоров впечатлили восточного владыку больше, чем все ракетные крейсеры и авианосцы, вместе взятые. Но подождите смеяться. Султан Кабус не был отсталым дикарём, ничего не понимающим в современном оружии. Он ценил не блеск начищенных пушек, а боевую устойчивость “Айов”. В то же время мощное ракетно-пушечное вооружение линкоров также представляло значение для прибрежных государств Персидского региона. По плотности огневого воздействия огонь линкора был равноценен авиакрыльям двух авианосцев.
В отличие от фрегата “Старк” и ему подобных жестянок, «Айова» могла выдержать атаку с применением любых средств, имеющихся на вооружении у Ирака и Ирана. Она отлично подходила для патрулирования в зоне непредсказуемой опасности, где неизвестно кто и непонятно зачем мог в любой момент обстрелять проходящий мимо корабль.
Неостановимая и неуничтожимая боевая платформа, словно дамоклов меч нависающая над неспокойными водами залива, которая могла заставить нервно озираться местных любителей бряцать оружием.
Единственное, чего не учел султан Кабус, так это затрат на содержание уникальных боевых кораблей. Они оказались заметно выше, чем у 155-метровой королевской яхты “Аль-Саид”.
Эффективность линкора “Айова” в современных условиях
Единственный тип высокозащищенных кораблей, кому посчастливилось пройти модернизацию и нести службу до середины 1990-х гг.
При этом из всех проектов тяжелых крейсеров и линкоров своей эпохи “Айова” наименее подходила для службы в современных условиях. Такова ирония судьбы.
Линкоры этого типа имели внутренний бронепояс, который упрощал процесс их проектирования и постройки. Находящимся внутри броневым плитам не требовалось повторять плавные обводы корпуса, поэтому они имели вид обычных грубоватых металлоконструкций. Кроме того, сокращение ширины цитадели экономило тысячи тонн водоизмещения, которые использовались для повышения скоростных качеств и усиления состава вооружения линкора.
Что касается защищенности, то внутреннее расположение пояса никак не влияло на результаты попаданий крупнокалиберных бронебойных снарядов. Невероятно толстая по сегодняшним меркам обшивка (от 16 до 37 мм) оказалась слишком тонка, чтобы “содрать” бронебойный макаровский наконечник даже у 15-дюймовых боеприпасов.
Прошли десятилетия. Сменилась эпоха.
К моменту последней реактивации линкоров основным средством поражения на море стали фугасные или полубронебойные (фугасные с замедлением взрывателя) боевые части ракет. В таких условиях внутренний пояс стал создавать лишние проблемы и повышал уязвимость “Айовы”. Вне всяких сомнений, её 30-сантиметровый “панцирь” мог защитить все важные отсеки и боевые посты от взрыва ПКР. Но перед этим вонзившаяся в борт ракета могла “разворотить” мягкую обшивку на площади в десятки кв. метров.
Незначительная проблема в масштабах линкора, никак не влияющая на боевые возможностей. Однако все равно неприятно.
Повторюсь, здесь нигде не говорится о бесполезности защиты. Защищенность “Айовы” была феноменальной: линкор мог выдержать любые попадания, смертельные для современных кораблей. И все же его компоновка и схема установки защиты не отвечали требованиям времени. В идеале элементы брони должны располагаться снаружи, в виде внешней обшивки борта.
Читайте также: «Адмирал Горшков» вышел в первый дальний поход
“Айова” создавалась для боев с такими же плавучими крепостями, в которых фугасами никто не стрелял. Если кто-то вспомнит уроки Цусимы и ужасные снаряды с шимозой, то там, в силу ряда причин, сложилась трагическая ситуация. Если корабль позволит расстреливать себя на протяжении долгих часов, то никакая защита ему не поможет.
Что касается американских линкоров эпохи ВМВ, то все инновационные подходы имели вполне очевидный результат. Изучив преимущества и недостатки внутреннего пояса на “Айовах” и “Саут Дакотах”, американцы при создании следующего поколения линкоров (“Монтана”) вернулись к традиционной схеме установки поясной брони.
Внутренний пояс - не единственная проблема, снижавшая боевую устойчивость “Айовы”. Немалую роль играло неудачное размещение ракетного боезапаса. Конструкторы сделали все возможное, пытаясь разместить среди артиллерийских башен 32 крылатые ракеты “Томагавк”.
Ракеты установили на верхней палубе в защищенных установках MK.143, имевших массу 26 тонн (по 4 ракеты в каждой) - предшественницах отечественного комплекса Club-K (“Калибры”, скрытно размещенные в контейнерах).
Слово “защищенные” не должно вводить в заблуждение: на фотография заметно, что толщина бронированных крышек MK.143 не превышала 20-30 мм. Противоосколочная защита.
На виде сверху хорошо видно расположение контейнеров с «Томагавками»
Что касается противокорабельных “Гарпунов” (4Х4), то они вообще стояли открыто на ферменных направляющих, тускло блестя своими пластиковыми корпусами.
Боекомплект - один из самых опасных элементов, требующий максимальных мер безопасности, вдруг оказался на верхней палубе, безо всякой защиты. Такова цена “умеренной” модернизации корабля прошедшей эпохи, который пытались привести к соответствию современным условиям.
Совместные действия кораблей, принадлежащих разным эпохам, вызывали определенные затруднения. Приёмистые газовые турбины могли за четверть часа выйти из “холодного” состояния на режим максимальной мощности. В отличие от современных боевых кораблей, “Айовам” требовалось значительно большее время на разведение паров.
Когда же линкор выходил в море, от него стоило держаться подальше. И это касалось не только противников.
В отличие от крейсеров с управляемым ракетным оружием, “Айовы” создавались для яростных артиллерийских дуэлей, в которых скорость и маневр решали все. Командование ВМС было вынуждено издать инструкцию, напоминающие морякам, что внешнее впечатление ошибочно. Толстобокий монстр превосходит по маневренности любой современный корабль. Еще во времена Второй мировой было отмечено, что тактический диаметр циркуляции “Айовы” (740 метров) был меньше, чем у эсминца типа “Флетчер”.
Скоростные качества “Айов” всегда вызывали споры. Стремясь продлить ресурс механизмов, янки никогда не выводили ГЭУ на полную мощность. Достигнутое на практике значение (221 тыс. л.с. - солидный результат, в 1,5 раза больше, чем у атомного “Орлана”) соответствовало 87% от установленной мощности силовой установки линкора. В форсажном режиме и при наличии четверти миллиона “лошадей” на валах винтов, “Айова”, по расчетам, могла развивать до 35 узлов.
Теория в данном случае недалека от практики. Специфические обводы “бутылочной” формы и слишком большая, даже по меркам линкоров, длина корпуса (270 метров), вызванная установкой второго эшелона ГЭУ (при этом, сами отсеки силовой установки занимали 100 метров длины), эти наглядные факты свидетельствуют, что заявления о “быстроходном линкоре” - не пустой звук.
Читайте также: Производитель зенитных ракет просит оставить средства для выполнения гособоронзаказа
Кроме того, “Айова” была самой динамичной из всех кораблей её класса. По данным ВМС, время набора скорости с 15 до 27 узлов для формации из линкоров “Норт Кэролайн” и “Саут Дакота” составляло 19 минут. “Айова” благодаря большей удельной мощности разгонялась значительно быстрее всех её американских, европейских и японских ровесников (с 15 до 27 уз. - 7 минут).
Линкоры были оптимизированы под требования и задачи своего времени и в современных условиях смотрелись явным анахронизмом.
Как и все американские линкоры, “Айовы” были лишены гидроакустической станции и противолодочного оружия (задачи ПЛО, традиционно, возлагались на эсминцы эскорта).
Несмотря на модернизацию, система противовоздушной обороны оставалась на уровне 1940-х годов. Все планы со снятием одной из башен главного калибра, с установкой на её месте полусотни ракетных шахт и радаров системы “Иджис” так и остались мечтами. Дешевле было построить новый линкор.
Конструкторы обошлись полумерами.
Наличие четырёх “Фаланксов” и переносных ЗРК “Стингер” слабо помогало в борьбе с современными средствами воздушного нападения. Линкор не имел возможности перехватить носители или хотя бы затруднить им выход в атаку. Задачи ПВО были целиком возложены на ракетные крейсеры и эсминцы эскорта.
Тем не менее, общий результат оказался в пользу линкоров.
Совокупность боевых качеств (недостижимая для современных кораблей боевая устойчивость, ракетно-артиллерийское вооружение и статус крупных кораблей 1-го ранга) сделали “Айову” достойной модернизации и продления сроков её службы. При этом службы не в роли блокшива или плавказармы. Ярчайшие звезды первой величины, линкоры были выбраны на роль флагманов боевых групп.
50 лет в первых рядах - какой корабль в истории демонстрировал подобный результат? При том ни у кого не появлялось мыслей, что это вынужденное, “показушное” решение, идущее от невозможности заменить ветерана новым кораблем.
Как и полвека назад, линкоры оставались центром боевой устойчивости соединений. Появление бессмертных воинов в той или иной части света не оставалось незамеченным в дипломатических и военных кругах. Все понимали, что в случае начала боевых действий, придется отвлекать значительные ресурсы для противодействия подобному кораблю.
“Поставьте Иджис-крейсер в кильватер линкора - и вы пройдете везде, куда захотите”.
(Главком ВМС США адмирал К. Торст на церемонии реактивации линкора “Висконсин”, октябрь 1988 г.)
Один из главных вопросов связан с возможностью очередной реактивации линкоров в ближайшем будущем. Ответ зависит от двух параметров:
а) концепции применения ВМС;
б) оценки текущего состояния линкоров, возраст которых приближается к 80 годам.
Очевидные преимущества артиллерии при решении определенного круга задач (реакция и оперативность, дешевизна выстрелов, невосприимчивость к средствам ПВО и РЭБ), а также регулярных жалоб морских пехотинцев на отсутствие достойной огневой поддержки, различные эксперименты с дальнобойными снарядами, “Замволтами” и т.п. дают понимание того, что на флоте имеется потребность в корабельной артиллерии большого калибра.
Что касается технического состояния, то пациенты находятся в глубокой коме, и выяснить какие-либо подробности невозможно.
Головная “Айова” была выведена в резерв в 1990 году в связи с инцидентом на борту (взрыв в башне ГК, гибель 47 человек). Не восстанавливалась.
Перед вами USS Iowa – первый из самых крупных и самых мощных линейных кораблей, которые когда-либо состояли на службе в Морском Флоте Соединённых штатов. Оснащённый 406-мм орудиями, способными стрелять ядерными снарядами, этот корабль - единственный в американской истории, обладающий такой возможностью.
Давайте я вам расскажу про этот корабль подробнее …
Фото 2.
Эти девять орудий, дающих одновременный залп - ужасающее, но завораживающее зрелище. Однако следует признать, что в ситуации реального боя такой метод атаки далеко не оптимален. Ударные волны снарядов настолько сильны, что начинают влиять друг на друга, нарушая траекторию полёта. Военные решили эту проблему, стреляя из орудий в быстрой последовательности – каждое отдельное орудие способно стрелять независимо.
Фото 3.
USS Iowa использовался на Тихоокеанском театре военных действий во время Второй мировой войны, но вскоре после неё стало очевидным, что время линкоров подошло к концу. Самой мощной силой на море стали авианосцы с их бомбардировщиками и истребителями. США отменили строительство двух из шести линкоров класса Iowa ещё до конца войны. Также Штаты планировали создать новый класс линейных кораблей – 65.000-тонные корабли класса Montana с 12-ю 406-мм орудиями, но отменили их разработку в 1943 году.
Фото 4.
2 января 1944 года в качестве флагманского корабля 7-го линейного дивизиона линкор «Айова» отправился в Тихий океан, где получил боевое крещение во время операции на Маршалловых островах.
С 8 апреля по 16 октября 1952 года линкор «Айова» участвовал в Корейской войне в боевых операциях у восточного побережья страны, осуществляя поддержку наземных сил артиллерийским ударами по Сонгджину, Хунгнаму и Койо в Северной Корее.
Тем не менее, после войны четыре построенных линкора класса Iowa - USS Iowa, USS New Jersey, USS Missouri, и USS Wisconsin – были действующей частью самого мощного боевого флота, который существовал в мире на протяжении нескольких десятилетий. В 80-х годах к впечатляющему арсеналу этих линкоров были добавлены 32 ракеты Tomahawk и 16 ракет Harpoon, а также 4 системы Phalanx.
Фото 5.
Также линкоры класса Iowa были единственными кораблями Флота США, способными стрелять ядерными снарядами. Их снаряды имели маркировку W23, и «с учётом их мощности от 15 до 20 килотонн в тротиловом эквиваленте, они делали 406-мм орудия линкоров Iowa самой крупнокалиберной ядерной артиллерией в мире».
Фото 6.
24 февраля 1958 года линкор «Айова» выведен из состава ВМС США, и переведен в состав Атлантического резервного флота. Но начале 80-х годов вернулся в строй, полностью обновив зенитную артиллерию и получив новейшую электронику. Орудия главного калибра остались на месте. Вес снаряда такого орудия — одна тонна. Дальность стрельбы — 38 км. Шесть лет назад Конгресс США отклонил предложение морского министра списать «Айову», сославшись на нежелательность ослабления огневой мощи американского флота.
Окончательно списан в 1990 году и долгое время находился на стоянке резервного флота в Сэсун-Бэй (шт. Калифорния). 28 октября 2011 году был отбуксирован в порт Ричмонд, Калифорния для восстановления перед переходом на постоянное место базирования в порту Лос-Анжелеса. Там он будет использоваться в качестве музея
Фото 7.
Линкоры типа «Айова» считаются самыми совершенными в истории судостроения. Именно при их создании конструкторам и инженерам удалось достичь максимального сочетания всех основных боевых характеристик: вооружения, скорости хода и защиты. Линкоры типа «Айова» поставили точку в развитии эволюции линейных кораблей. Их можно считать идеальным проектом. Вот их названия: «Айова» (BB-61), «Нью Джерси» (BB-62), «Миссури» (BB-63) и «Висконсин» (BB-64).
Фото 8.
Информация по орудиям:
Фото 9.
Фото 10.
Фото 12.
Фото 13.
В целом, «Айова» была несомненным триумфом американского кораблестроения. На ней были исправлены большинство недостатков первых американских эскадренных броненосцев, и она обладала отличной мореходностью, высокой скоростью, прекрасной защищенностью и мощным вооружением. Хотя американские тяжелые орудия и уступали качеством современным тяжелым орудиям Старого Света, тем не менее, 35-калиберные 305-миллиметровые пушки «Айовы», стоящие в сбалансированных башнях, были значительно эффективней формально более мощных орудий «Индиан». Важным аргументом в пользу «Айовы» была также ее мощная промежуточная артиллерия и первые по-настоящему скорострельные американские орудия.
В результате, американцам удалось создать (практически без опыта) броненосец, немногим уступающий европейским современникам. Но сами американцы оказались, видимо, не в состоянии разглядеть сильные стороны проекта, так как последующие две серии броненосцев не заимствовали почти ничего от дизайна «Айовы» (что явно было не самым правильным актом).
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Фото 31.
Фото 32.
Фото 33.
Фото 34.
Фото 35.
Фото 36.
Фото 38.
Фото 39.
Фото 40.
Фото 41.
Фото 43.
Фото 44.