Манипуляция: что это такое и как работает, виды, как защититься от управления. Основные средства манипуляции в сми

Манипуляция: что это такое и как работает, виды, как защититься от управления. Основные средства манипуляции в сми

Министерство образования и науки Украины

Кировоградский институт регионального управления и экономики

по основам менеджмента

на тему: "Информация как средство манипуляции"

Выполнил

студент психологического

факультета

группы ПС-32

Покалюхин А.

Кировоград 2003

Вступление…………………………………………………………………………3

1. Способы оперирования информацией………………………………………...4

2. Основные процессы манипуляции в общении……………………………….7

2.1 Психологическое давление……………………………………………………7

2.2 Передача информации…………………………………………………………8

Вывод……………………………………………………………………………...10

Литература………………………………………………………………………...11

Вступление

В настоящее время средства массовой информации приобрели огромное значение. Но каждый из нас не раз замечал, что, обсуждая одно и то же событие, разные источники приводят разные факты. И дело здесь не в различной степени осведомленности, а в том, кому и как выгодно преподнести эту информацию. Давно не секрет, что практически за каждым информационным агентством стоят определенные спонсоры, интересы которых учитываются в работе этих агентств. Поэтому одна и та же информация из разных уст может звучать по-разному.

Мы не осуждаем такой способ предоставления информации, но хотим выяснить, насколько далеко различные структуры могут зайти в информационном манипулировании, а также то, как и зачем это осуществляется.

Следует отметить, что манипуляция отнюдь не состоит из одного только искажения информации, а является комплексным действием, в котором учитывается множество факторов. Соответственно, рассматривать информацию в аспекте манипуляции в отрыве от других параметров не практично и не правильно. Поэтому мы постараемся обратить внимание не только на информационную сторону манипуляции.

1. Прежде всего, необходимо рассмотреть действия, в которых себя проявляет манипуляция, и которые характеризуют активность манипулятора. Степень успешности манипулятора в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании.

В процессе ознакомления с литературой по манипуляции довольно скоро обнаруживается частый повтор одних и тех же тем, которые в разных сочетаниях как лейтмотивы включаются в круг обсуждаемых автором проблем. Среди них вопросы оперирования информацией, сокрытия манипулятивного воздействия, средства принуждения и другие.

Все разнообразие производимых над информацией операций можно сгруппировать по нескольким параметрам.

Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частичных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, когда, скажем, борьба за права какого0либо меньшинства подается как борьба против интересов большинства.

Л. Вайткунене, описывая особенности имиджа и стереотипа как средств и механизмов психологического воздействия, отмечает, что имидж – это специальным образом изготовленный образ, в котором "главное не то, что есть в реальности, а то, что мы хотим видеть, что нам нужно". Этот образ являет собой результат "искажения отдельных явлений природы, общественной жизни".

Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании – сокрытии определенных тем. Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала.

Способ подачи информации нередко играет решающую роль в том, чтобы сообщаемое содержание было воспринято необходимым его отправителю образом. Например, обилие информации в сыром или несистематизированном виде позволяет заполнить эфир потоками никчемной информации, еще больше осложняющей для индивида и без того безнадежные поиски смысла. Точно так же информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. В обоих случаях тем не менее заранее снимается упрек в сокрытии тех или иных сведений.

Ближе всего к собственно манипулятивному воздействию стоит прием особой компоновки тем, который как бы наводит получателя информации на вполне однозначные выводы. Например, в одном ряду (рубрике или разделе) даются сообщения о курьезах и чьей-либо голодовке протеста.

Немалую роль играет момент подачи информации. Самый известный прием – показ в наиболее (наименее) удобное для зрителей время. Интересен прием, подробно разбираемый В. Рикером. В зависимости от того, в каком порядке на голосование ставятся вопросы или обсуждаются пункты повестки собрания, итоговый исход голосования или обсуждения будет разным в силу влияния предыдущего голосования или обсуждения. Подобные результаты получены и в экспериментальном исследовании повышения уступчивости людей к просьбам после предварительного выполнения пустяковой просьбы экспериментатора.

Еще один распространенный прием – подпороговая подача информации. Родственный прием в слуховой модальности – смена музыкальной темы в фонограмме в момент, когда в дикторском тексте подается материал, на который необходимо обратить внимание аудитории. Непроизвольная реакция зрителей на смену фона повышает пропускную способность также и смыслового канала.

В монографии Р. Е. Гудина описываются "лингвистические ловушки" – неявные ограничения, накладываемые на содержание избранными для его передачи словами или выражениями. Кроме того, значительное внимание уделено приемам, объединенным под общим названием "неистинность". Их суть состоит в игре на рациональном невежестве людей, а в основу положена следующая модель:

1. Граждане имеют неполноценную информацию.

2. Граждане знают, что имеют неполноценную информацию.

3. Дорого обходится или требование дополнительной информации, или получение доступа к ней.

4. Ожидаемые выгоды из дополнительной информации воспринимаются как менее ценные, чем плата за нее.

Интересную модель информационного взаимодействия предложила О. Йокояма. Согласно этой модели, партнеры вступают в общение, уже имея некоторый набор сведений, известных им обоим: общекультурный багаж, знание о ситуации, некоторые представления о партнере. О. Йокояма обращает внимание на модельные различия между такими феноменами как ложь, недоверие, шутка, вежливость, манипуляция.

Признаком манипулятивного воздействия автор считает наличие двойного высказывания, а именно – наряду с произносимым вслух высказыванием отправитель воздействия имеет вполне конкретные ожидания относительно действий партнера, но по каким-либо соображениям не намерен выдавать их. Это скрытое воздействие осуществляется с опорой на какое-либо содержание, известное обоим партнерам, но актуально не упоминаемое.

2. Поскольку передача информации есть ни что иное, как общение, рассмотрим подробнее наиболее важные процессы, возникающие при попытке манипуляции в общении. Таковыми являются психологическое давление и передача информации.

2.1 Манипулятор начинает свои действия, имея некоторую степень уверенности в успехе. Эта уверенность воплощается в стремлении создать нужный перевес сил над партнером, позволяющий осилить его. Для описания данного аспекта взаимоотношений воспользуемся понятиями сила и слабость.

Определим силу как преимущество одного партнера над другим по какому-либо параметру воздействия: квалификация, должность, владение информацией, контроль над ситуацией. Наличие того или иного преимущества часто вскрывается лишь в самом процессе воздействия – уже как применение силы, что не отрицает факта ее наличия в потенциальном виде. Классификация видов сил имеет следующий вид.

Собственные силы – набор некоторых преимуществ, которыми партнер обладает почти всегда:

1) статусные: ролевая позиция, должность, возраст;

2) деловые: квалификация, аргументы, способности, знания, аргументы;

Привлеченный (заемные) силы – те преимущества, в создании которых важную роль играют другие лица, как правило, в ситуации не представленные:

1) представительская поддержка – опора на силу конкретных третьих лиц;

2) конвенциональные преимущества – опора на силу обобщенных "других", на всеобщие требования, нормы поведения, традиции, ценности, мораль.

Процессуальные силы – преимущества, которые извлекаются из самого процесса взаимодействия с партнером:

1) динамические силы: темп, паузы, инициатива;

2) позиционные преимущества: эксплуатация эмоционального тона прежних отношений;

3) договор: результат совместных соглашений, содержащих в себе юридическую, моральную или рациональную силу.

2.2 Информационный уровень является логически более низким. Но на нем происходит реализация переменных более высокого порядка: организация пространства взаимодействия, получение доступа к мишеням воздействия, программирование и др. более того, тонкость "аранжировки" психологического воздействия в наибольшей степени зависит от мастерства актера в использовании средств коммуникации. Арсенал таких средств очень широк.

Манипуляция - особая форма управления другим человеком с целью принятия им определённых решений и совершения каких-либо действий, необходимых тому, кто этим человеком управляет.

Происхождением слово «манипуляция» обязано латинскому языку, «manus» буквально означает - рука. В старых словарях слово манипуляция обозначает умелое, «сноровистое» обращение с какими-либо объектами с помощью ловкости рук. Поскольку сегодня в качестве таких объектов выступают живые люди, то слово приобрело переносный смысл.

По сути, манипуляция общественным сознанием (в том числе и посредством СМИ) - это особый вид власти, который принуждает людей менять свои жизненные приоритеты, принципы, нормы морали, предпочтения и т.д. на изначально чуждые им. В результате умелых манипуляций поведение большой массы людей становится предсказуемым в направлении, выгодном для манипуляторов. Волевое, направляющее воздействие происходит в скрытой форме, без объяснения аудитории как механизмов воздействия на неё, так и ожидаемого от неё характера поведения.

· От манипуляции следует отличать целенаправленное управление общественным мнением, особенно в условиях чрезвычайных ситуаций, для того, чтобы избежать паники у населения.

Средства манипуляции в СМИ:

В современных СМИ используются различные методы манипуляции сознанием граждан, зачастую одни накладываются на другие, либо одновременно используются несколько способов. Единой классификации нет, и специалисты пытаются их систематизировать самостоятельно. С. Зелинский№ обобщает их следующим образом:

  • 1. Принцип первоочерёдности - делается ставка на сенсационность и новизну материала, даже если информация в корне не верна. Например, подобный метод применяется в предвыборных технологиях, когда оппонента, что называется, «поливают грязью» и неважно, что будет потом.
  • 2. Ложные свидетели и свидетельства - сообщения от якобы очевидцев и якобы участников событий, которым окружающие готовы верить, так как они исходят, «от обычных граждан». Срабатывает эффект доверия к другим людям.
  • 3. Образ врага - создаётся надуманная угроза, на противостояние которой выделяются человеческие и другие ресурсы, значительные денежные средства. Иногда угроза существует на самом деле, но её опасность значительно преувеличивается (сознательно).
  • 4. Смещение акцентов - намеренное искажение оценки какой-либо ситуации за счёт явного выпячивания одних фактов на фоне других. Происходит переключение внимания аудитории с одних проблем и явлений на другие.
  • 5. «Лидеры мнений» - для оценки ситуации берётся мнение публичных личностей, которым доверяют в силу их популярности или высокого социального, политического, либо иного статуса. Мнение кандидатур может быть вполне искренним, но выбор участников совсем не случаен.
  • 6. Переориентация внимания - несколько напоминает метод «смещение акцентов». Необходимая информация «незаметно» подаётся на фоне другой, чаще всего эмоционально заряженной, тем самым отвлекая и не давая воспринимать первую критически.
  • 7. Эмоциональная заряженность - подаётся достоверная информация, но преднамеренно в эмоциональной форме с тем, чтобы вскрыть и обойти защитные механизмы человека. Известно, что когда человеком овладевают сильные эмоции, его разум спит.
  • 8. Показная проблематика - происходит отвлечение аудитории от насущных проблем путём заострения внимания на других, менее значимых проблемах. Например, к первым можно отнести проблему алкоголизма, наркомании, высокого уровня коррупции и других.
  • 9. Информационная блокада - замалчивание каких либо событий, проблем в течение продолжительного времени. Рано или поздно истина восторжествует, но ценное время для возможности исправить (спасти) ситуацию будет утеряно.
  • 10. Удар на опережение - данный метод часто характеризуется вбросом информации, «порочащей честь и достоинство», например, накануне выборов. Подобная информация, как правило, достоверная, но используется для дискредитации конкретного человека или группы лиц.
  • 11. Ложный накал страстей - информация преподносится, как сенсационная, и аудитории даётся понять, что от неё ждут самых решительных действий. В результате ограниченность во времени, подкреплённая эффектом толпы, играет на руку манипуляторам, заставляя людей принимать скоропалительные, необдуманные решения.
  • 12. Эффект правдоподобия - для продвижения установок, чуждых аудитории, они облекаются в формы, понятные и близкие большинству. Среди правдивой на 70-90 % информации находится 10-30 % искажённой информации, либо неправды. Правдивая информация используется в качестве маскирующей, которая притупляет бдительность.
  • 13. Эффект мозгового, информационного штурма - переизбыток информации вводит аудиторию в некоторый ступор, в её обилии теряется пресловутая «истина» и манипуляторам на фоне этого легче сделать выводы, выгодные им самим.
  • 14. Обратный эффект - рискованный метод, но часто даёт результаты. Основан на вызывании жалости и сочувствия к тому человеку, о котором сообщается много плохого.
  • 15. Зло с человеческим лицом - эмоционально окрашенные события преподносятся обыденно, буднично, будто и не происходит ничего. При частой подаче материала в подобном виде критичность восприятия аудитории резко снижается, что позволяет ей подсознательно «закрывать глаза» на многие преступления.
  • 16. Односторонность освещения событий - слово другой стороне конфликтующих не даётся, в результате общественности навязывается мнение, выгодное лишь одной стороне.
  • 17. Принцип контраста - создаётся или упоминается резко негативная ситуация и тут же находится спаситель (вполне заурядный), который, однако, на её фоне воспринимается супергероем.
  • 18. Одобрение мнимого большинства - создаётся группа поддержки, которая якобы по собственной воле одобряет то или иное событие, решение, иногда в этой группе принимают участие известные личности. По принципу: «все так делают, а я чем хуже?» аудитория склоняется к нужному решению.
  • 19. Эмоциональный шок - эмоционально заряженная информация вводит человека в ступор и «выводит из игры», на её фоне подаётся другая информация, которую обработать критически (эмоционально подавленный) человек уже не в состоянии.
  • 20. Ложные аналогии - создаётся и муссируется «неправильная» логическая цепочка, которая выступает в качестве идеи, теории. Например, идея о том, что, если спортсмен добился успеха в спорте, то добьётся таких же успехов, будучи депутатом.
  • 21. Мониторинг потребительского интереса - происходит выброс различной информации и на основе полученного отклика анализируется, что развивать дальше, а о чём можно благополучно забыть.
  • 22. Манипулятивное комментирование - комментарии к той или иной ситуации могут менять её восприятие на диаметрально противоположное в зависимости от поставленных манипуляторами задач.
  • 23. Эффект присутствия - сообщается о каком либо событии от лица, непосредственно принимающего в нём участие, либо наблюдающего за ним. Срабатывает эффект доверия к участнику, очевидцу событий.
  • 24. Допуск к власти - метод основан на эффекте доверия к мнению людей, облечённых властью. Во-первых, «они» устанавливают и утверждают законы, во-вторых, если они достигли таких высот, то лучше разбираются в ситуации, значит, им нужно доверять.
  • 25. Повторение - намеренное повторение простых, суррогатных истин, чаще всего простыми словами, рассчитанные на низкоинтеллектуальную публику, которая, однако, составляет большую часть населения.
  • 26. Полуправда - утаивание части информации в угоду чьим либо интересам с целью сокрытия полноты картины. Лишения аудитории возможности критического осмысления ситуации, её анализа. Например, при продвижении идеи отделения союзных республик упоминались многочисленные проблемы их содержания Россией, а так же выгода от самостоятельного существования.

Каждый человек является потребителем или поставщиком в любой социальной сфере (торговля, коммуникации, семейные отношения, досуг). Межличностное взаимодействие (реальное, виртуальное) – сфера потребления, в которой распространена проблема манипуляций. Но независимо от сферы все манипуляции основаны на единых психологических механизмах, от чего остается актуальным вопрос: как обезопасить себя и научиться противостоять манипуляциям, распознавать их.

Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в сути манипуляций как социальном и психологическом явлении, узнать о видах и техниках манипуляции, принципах влияния. И, конечно, разобраться в методиках сопротивления, подобрать эффективную систему противостояния.

Техниками манипуляций пропитана каждая сфера жизнедеятельности и любая система отношений (родитель-ребенок, взрослый-взрослый, работник-начальник, продавец-покупатель).

  • В средствах массовой информации озвучиваются новости о том, как люди против своей воли берут кредиты, покупают товары, вступают в организации или следуют чьим-то рекомендациям (например, нашумевшая в 80-х годах деятельность А. Чумака или в 90-х годах «МММ» и подобные ей современные пирамиды).
  • Актуальность проблемы обуславливает также возросшая ситуация риска в интернете в молодежной среде. Например, группы смерти или мобильные игры, основанные на манипуляциях сознанием подростков и психологическом воздействии на подвижную психику.
  • Реклама, гадалки, народные целители – система манипуляций и внушения.

Манипуляции – управление сознанием с целью выгоды манипулятора. И встречается это на каждом шагу.

Что такое манипуляции

Психологическое манипулирование – управляющее воздействие на человека и его психику со стороны манипулятора. При этом скрывается истинная цель, называется ложная, а преимущество достигается за счет жертвы.

Жертва манипулятора – человек, на которого против его воли оказано воздействие по формированию потребностей и мотивов.

Манипулятор – человек, влияющий на сознание других людей. Всего бывает 4 типа манипуляторов:

  • активный,
  • пассивный,
  • соревнующийся,
  • безразличный.

При этом по типу поведения манипулятора также можно выделить:

  • диктатора,
  • тряпку,
  • хулигана,
  • судью.

Названия моделей поведения говорят сами за себя.

Противоположность манипулятору – актуализатор. В психологии принято считать, что в человеке заложены обе противоположности, но, как и всегда, побеждает та, которую он больше подпитывает. Задача человека, чтобы стать личностью – научиться быть актуализатором.

Сравнительная характеристика манипулятора и актуализатора выглядит следующим образом (таблица ниже).

Манипулятор Актуализатор
Ложь, фальшивость, маневрирование, разыгрывание роли. Честность, прозрачность, искренность, чистосердечность.
Апатия, скука. Не осознает ценности жизни, не видит и не слышит других людей. Интерес к жизни, хорошее видение и слушание других. Развитые эстетические чувства.
Закрытие, скрытие планов и намерений от другого человека. Открытость, свободное выражение своих целей и действий.
Цинизм, безверие, недоверие к себе и другим. Доверие к себе и другим, готовность справиться с трудностями, адекватная самооценка.

Основа манипуляций

В основе манипуляций, как отмечает в своей работе Т. В. Барлас, лежат мотивы человека, точнее влияние на мотивы.

  • Обычно задействованы несколько мотивов, например, в сфере труда это мотив заработка, престижа, личного роста, мотив интереса к самой работе.
  • Однако преобладает, как правило, один из них.

Существует мнение, что человек начинает манипулировать кем-то в случае его собственного внутреннего конфликта мотивов.

Признаки манипуляций

Нами манипулируют, когда:

  • вынуждают делать то, что мы не хотим или не планировали;
  • наш вклад в общее дело больше, чем вклад оппонента;
  • собеседник не заинтересован в нашем благополучии.

Виды и техники манипуляций

Существует несколько вариантов манипуляций. Например, можно выделить косвенные и прямые.

Прямые манипуляции

Подразумевает влияние на сознание рациональными аргументами, то есть реальными характеристиками товара (дела, поступка). Актуально в том случае, когда человек принял решение, что ему это нужно, но не имеет конкретных установок (для чего и что именно).

Косвенное воздействие

Используется в случае, когда человек не собирается приобретать вещь (поступать каким-либо образом), но психологическими манипуляциями ему это хотят навязать. В этом контексте распространены две техники: упущенной возможности и исключительности.

  • Первое основано на страхе того, что упущенное станет ценнее. В торговле это акции, скидки, «последние часы», «последние дни», «последние товары». В отношениях – это фразы типа «Если не поедем на курорт, то я уйду от тебя».
  • Техника исключительности действует на самооценку потребителя. То есть чувство собственного удовлетворения и достоинства при покупке товара VIP (премиум) или женитьбе на девушке, за которой «бегала толпа женихов».

Влияние на подсознание

Это, пожалуй, самый эффективный и излюбленный (особенно рекламщиками) метод. Эти методики, как правило, применяются в рекламе, медиасреде или на презентациях товаров от фирм-мошенников.

Ассоциации

Принцип этой технологии основан на выстраивании связей. Например, в рекламе, где шоколад помогает знакомиться с людьми. На уровне подсознания это сохранится как установка купить это продукт. То есть речь идет о создании ассоциативных связей между продуктом и личной ценностью или удовольствием:

  • престиж и статус;
  • любовь и брак;
  • сексуальность и привлекательность;
  • благополучие семьи;
  • удача;
  • комфорт (моральный и материальный);
  • история и культура (национальные ценности);
  • устранение недуга и боли.

Транс

К этой технике относится:

  • обилие кадров, частота их смены, то есть перегрузка сознания;
  • наглядная демонстрация трансового состояния (замирание в одной позе, без речи и движений);
  • нелепые фразы и противоречия, ляпы (сознание разбирается, подсознание впитывает);
  • нарастающее напряжение с неожиданной развязкой.

Игра как манипуляция

На уровне интимно-личностного общения манипуляции и мотивы осуществляются в форме игры, например, по Э. Берну самой распространенной является ссора (скандал). К ее компонентам относится:

  • уловка (обсуждение больной темы в неподходящей ситуации);
  • уязвимое место (актуальная потребность, важный мотив, который постоянно находится во внимании у второго «игрока»);
  • взаимодействия (реплики, постепенно набирающие громкость и размах);
  • ошеломление и развязка (временная или окончательная размолвка);
  • выигрыш (экзистенциальный, то есть подтверждение своего убеждения, или психологический, то есть достижение неосознаваемого мотива).

Та же схема игры, кстати, может встречаться в торговле:

  • продавец закидывает уловку («Эта модель самая лучшая, но она подороже»);
  • человек ощущает удар по уязвимому месту (достаток);
  • покупает вещь (развязка);
  • а потом жалеет о покупке и не понимает, как это вышло.

Однако игры в близких межличностных отношениях не обязательно являются манипуляциями и несколько отличаются от явных игр-манипуляций.

  • В личностных играх оба участника должны быть активны, истинные мотивы ими обычно не осознаются, выигрывают оба участника, но выигрыш не имеет практического воплощения, игра длится долго.
  • При манипуляции активен один участник, его мотивы осознанны, выигрыш практичен, манипуляция короткая.

Уловки-манипуляции в общении

В сфере общения Р. В. Козьяков выделяет уловки-манипуляции. Всего 3 группы.

Организационно-процедурные

Уместны для накала атмосферы во время обсуждений, переговоров, бесед (больше актуальны для делового общения). К ним относят:

  • формирование первичной установки (настраивание партнера на нужный манипулятору лад);
  • предоставление материалов накануне;
  • недопущение повторного обсуждения;
  • накал атмосферы агрессорами спора;
  • первоочередная преемственность в голосовании;
  • приостановка обсуждения на желаемом варианте;
  • выборочная лояльность в соблюдении регламента;
  • принятие псевдорешения;
  • перерыв в обсуждении;
  • выпускание пара на несущественных вопросах;
  • случайный некомплект документов;
  • избыточное информирование;
  • потеря документов;
  • игнорирование предложений;
  • резкая смена темы.

Логические

К ним относятся:

  • неопределенность тезиса;
  • несоблюдение закона достаточного основания;
  • порочный круг доказательств;
  • причинно-следственный силлогизм;
  • неполное опровержение;
  • неправомерные аналогии.

Психологические

Самая широкая группа, используются при любой виде, стиле и форме общения:

  • раздражение оппонента;
  • использование непонятных слов и терминов;
  • неожиданно быстрый темп обсуждения;
  • перевод спора в домыслы;
  • чтение мыслей на подозрение;
  • отсылка к высшим интересам без их расшифровки;
  • суждения типа «это банально»;
  • приучение к конкретной мысли;
  • недосказанность с намеком на особые мотивы;
  • ссылка на авторитет;
  • обвинение в утопичности идей;
  • лесть или комплимент;
  • ложный стыд (иногда с упреком);
  • принижение иронией;
  • демонстрация обиды;
  • авторитетность или откровенность заявления;
  • двойная бухгалтерия;
  • мнимая невнимательность;
  • непонимание или недопонимание;
  • практическая неприемлемость;
  • опора на прошлое заявление;
  • ярлыки;
  • подмена информации;
  • видимая поддержка;
  • лингвистическая косметика;
  • сведение факта к личному мнению;
  • селекция аргументов;
  • насмешка;
  • троянский конь;
  • бумеранг;
  • умалчивание;
  • полуправда;
  • ложь;
  • кнут и пряник;
  • многовопросье;
  • «вы что-то имеете против?».

От чего зависит успех манипуляции

Не каждое воздействие на психику оказывается успешным. Почему некоторые люди легко поддаются манипуляциям, а другие не поддаются вовсе; почему в одной ситуации человеком легко манипулировать, а в другой – сложно? Не каждые условия обеспечивают успех манипуляции. Манипуляция успешна:

  • при авторитетности манипулятора;
  • при болезни или слабости жертвы;
  • в соответствующей обстановке (для гадалки важно наполнить комнату мистикой);
  • при благоприятных для манипулятора личностных качествах жертвы (неуверенность, стыдливость, робость);
  • при развитых способностях и образованности манипулятора (в вопросах техник);
  • при грамотном воздействии манипулятора на мотивы и интересы жертвы;
  • при необразованности жертвы в вопросе манипуляций.

Способы и методики сопротивления манипуляциям

Противодействие манипуляциям оказывают внутренние естественные и сознательные техники, применяемые человеком.

Анализ ситуации

Перед выбором техники сопротивления необходимо провести анализ игры (манипуляции) по следующему плану:

  1. Выявить главный признак: очевидное противоречие реального результата и выдвигаемых целей взаимодействия.
  2. Определить конкретный тип (игра или манипуляция) и возможные выигрыши. Если один участник получит практический выигрыш – манипуляция, но если другой получит при этом психологический – игра. Если практического выигрыша нет вовсе – игра.
  3. Выявить истинные мотивы и цели участников. Именно они определяют исход. Или определить конкретную форму манипуляции из названных ранее.

Сопротивление

Сопротивление манипуляциям может быть пассивным и активным.

Пассивное сопротивление

Для него характерно:

  • задержка спонтанных реакций на провокации;
  • ограничение скорости атаки;
  • анализ ситуации;
  • принуждение манипулятора отказаться от своих замыслов или раскрыть их.

Этот тип сопротивления эффективен в ситуации растерянности жертвы или при нежелании портить отношения с манипулятором.

К формам пассивной защиты относят:

  • игнорирование (полное или частичное) слов (отсутствие реакции);
  • неожиданное, но тактичное молчание;
  • имитация того, что сказанное не было услышано;
  • согласие со всем («да, вы правы, я не прав»);
  • повторение просьбы манипулятора, но с вопросительной интонацией.

Как правило, манипулятор не ожидает такой реакции или быстро распознает это сопротивление и тогда отступает.

Очевидно, что эти формы требует от потенциальной жертвы большого самообладания. Реализовать это можно с помощью определенных приемов:

  1. Разглядывание. Фокусировка не на словах манипулятора, а на его лице (притом взгляд должен быть максимально независимым и спокойным) или на окружающей обстановке.
  2. Наблюдение. Представление манипулятора в другом виде (ниже, толще, голым, серым или слишком ярким) или моральное возвышение над ним (искреннее понимание того, что агрессия следует из-за глубокого несчастья манипулятора), отстранение (паузы, необходимые для подбора достойного и тактичного ответа).
  3. Нельзя пытаться оскорблять манипулятора.

Активное сопротивление

Предполагает противоположное поведение: разоблачение и ответный удар. Использовать можно 4 методики:

  1. Перед разговором (дискуссией, взаимодействием) открытое обсуждение недопустимости манипуляций. Однако редко можно спланировать этот прием, и его часто нарушают.
  2. Тогда рекомендуется обратить внимание на раскрытие сути уловки. Во всеуслышание рассказать о конкретном типе выявленной манипуляции, ее авторе, его действиях и намерениях («Вы что нас тут всех надуть пытаетесь, Иван Иванович»).
  3. Повторное напоминание о недопустимости манипуляций. Достаточно намекнуть манипулятору о том, что его разоблачили.
  4. Ответная уловка. Последний вариант активного сопротивления, представляющий собой явное противоборство и соревнование в мастерстве манипуляций. Но побеждает обычно тот, кто смог вовремя отступить.

Подсознательные защиты

У каждого человека, заподозрившего манипуляцию в свой адрес, обычно включаются подсознательные базовые защиты:

  • уход,
  • изгнание,
  • блокировка,
  • управление,
  • замирание,
  • игнорирование.

Иногда встречается комплексная реакция из нескольких базовых. Но обычно это не лучший итог разрешения ситуации манипулирования, то есть вариант «уйти и хлопнуть дверью» не избавляет человека от позиции жертвы. Именно поэтому эффективнее специфические способы сопротивления, осознанные и контролируемые, специально усваиваемые и отрабатываемые.

Выдает ли манипулятор себя?

Манипуляции тесно связаны с ложью (утаиванием информации или предоставлением неверных фактов). Потому можно смело утверждать, что невербально манипулятор, как и лжец, . А значит, можно заподозрить манипуляции, если быть внимательным.

  • Общими для всех людей являются учащение дыхания или моргания при вранье, чувство комка в горле, напряжение лицевых мышц, покраснение щек, изменение зрачков.
  • Еще один показатель – изменение голоса (тембра и темпа, интонаций).
  • Конечно, имеются более индивидуальные показатели, которые можно зафиксировать только у хорошо знакомого человека. Подробнее об этом читайте в статье .
  • Вместе с этим можно манипулировать, пользуясь общеизвестными жестами, например, раскрытые ладони – знак честности и открытости.
  • Но с другой стороны это работает и в обратном направлении. Чем больше человек повторяет этот жест, тем меньше врет он и меньше врут ему. Так работает наше подсознание.
  • Еще один жест, свойственный манипуляторам – выставление при приветствии правой ноги вперед и попытка положить свою ладонь сверху. Обнаружив этот жест и перевернув руку манипулятора, можно невзначай намекнуть на свою силу и занять этим доминирующее положение. Но идеально – добиться равного положения (уважение к себе и другому).

Невербальные признаки стоит учитывать на втором этапе алгоритма выявления манипуляций. А уже после в зависимости от личностных способностей можно прибегнуть к пассивным или активным формам сопротивления.

Последнее время в Сети всё чаще обсуждается проблема манипулирования людьми, навязывания чужого мнения и взглядов, превращения общества в бездумную массу. Look At Me составил шорт-лист самых распространенных приёмов и правил, которые помогают убеждать, располагать, инспирировать и всячески влиять на людей, а также способы, позволяющие защититься от социальной манипуляции.


Social proof,
или принцип социального доказательства

В Советском Союзе люди сначала вставали в очередь и лишь потом интересовались, куда же она ведёт. «Если все эти люди ждут, значит, товар хороший» - думал каждый. Само наличие очереди сигнализировало о ценности предлагаемого продукта. Таким образом в советском обществе проявлялся принцип социального доказательства. Основанный на стадном инстинкте, он заключается в подражании поведению большинства и является предохранительной функцией нашего мозга, освобождающей последний от необходимости обрабатывать лишнюю информацию. Именно в нём кроется природа мейнстрима.

Особенно эффективно принцип социального доказательства работает, когда человек оказывается в запутанной или двусмысленной ситуации, и у него нет времени в ней толком разобраться. «В любой непонятной ситуации делай, как все» - Social Proof разом решает все проблемы. Когда мы хотим купить новый гаджет и ломаем голову над тем, какую модель выбрать, решающим критерием для нас зачастую оказываются отзывы и рейтинг. Принцип социального доказательства глубоко пустил корни в современный бизнес. Больше не нужно доказывать потенциальному клиенту, насколько товар хорош, достаточно отметить, что так думает большинство.


Сегодня маркетологи настоятельно рекомендуют владельцам сайтов и различных страниц не афишировать счётчики, если показатели на них скромные. Большое количество подписчиков - лучший знак качества и причина тоже подписаться. Это относится и к посещаемости сайта.

Ещё один наболевший пример использования принципа социального доказательства - скетчи и юмористические сериалы. Зрители часто жалуются, что их раздражает фоновый смех после каждой шутки. Тем не менее на эффективности метода это не отражается. Люди привыкли ориентироваться на реакцию окружающих при определении того, что является смешным, и зачастую реагируют не на шутку, а на сопровождающий её закадровый смех.

Кстати, Social proof послужил основой возникновения некоторых профессий. Например, клакёр - человек, который за определённую плату приходит на выступление, громче всех аплодирует и кричит «Браво!», или классический пример - плакальщики, «задающие настроение» на похоронах в Бразилии или на Филиппинах.


Метод группового подкрепления

Этот приём местами перекликается с предыдущим, но, в отличие от него, ориентирован на изменение человеческого убеждения, нежели поведения. Согласно данному принципу, при многократном повторении одного и того же тезиса (идеи, концепции) внутри какой-либо группы, её члены со временем примут это утверждение за истину. Американский академик и писатель Роберт Кэрролл подчёркивает, что повторяемое суждение не обязательно должно быть истинным. В него поверят независимо от того, насколько оно теоретически или практически доказано. Более того, считается, что люди принимают на веру, без критической оценки, любые групповые ценности, идеи, доктрины, если идентифицируют себя с этой группой и не хотят прослыть изгоями. Это психическое явление и проявление конформизма называют индоктринацией. Противоположные индоктринации феномены: «социальная автономность», «критичность», «нонконформизм».

Красочным примером работы метода группового подкрепления являются стереотипы, мифы и легенды, которые кочуют из поколения в поколение. Кроме того, приём активно используется СМИ и является эффективным средством в информационных войнах. С помощью ловкой манипуляции фактами и различными речевыми уловками медиа навязывают нам определённые убеждения путём систематического повторения одних и тех же мыслей. Для борьбы с подобными тенденциями в учебные программы некоторых стран внедряется курс медиаобразования, призванный развивать у людей всех возрастов критическое мышление.


Правило взаимного обмена

Правило взаимного обмена гласит: человек обязан отплатить за то, что ему предоставил другой человек. Простыми словами - ответить добром на добро. А поскольку любые обязательства угнетают, хочется избавиться от них как можно быстрее. Поэтому правило работает и активно используются некоторыми «посвящёнными». Такие люди могут намеренно оказывать небольшую услугу с расчётом на то, чтобы в будущем обратиться с более масштабной просьбой.

Фрагмент из телесериала
«Форс-мажоры» (Suits)

В народе говорят: «пользуются чьей-то добротой». Примечательно, что знание правила взаимного обмена не освобождает человека от желания возвращать свои «долги».

Фрагмент из телесериала «Менталист» (The Mentalist)

Почему в супермаркетах бесплатно дают на пробу продукты? Зачем различные компании раздают своим гостям ручки, блокноты и прочие сувениры? А как объяснить бесплатные акции в барах и жвачки после обеда в ресторанах? Сотрудники хотят сделать клиентам приятно? Как бы не так.


Просьба
о помощи, или метод Бенджамина Франклина

Однажды Бенджамину Франклину нужно было наладить контакт с человеком, который откровенно его недолюбливал. Тогда Бенджамин обратился к этому человеку с просьбой одолжить ему редкую книгу. Франклин был максимально вежлив в своей просьбе и с ещё большей вежливостью поблагодарил человека, когда тот согласился. После этого случая они стали хорошими друзьями.

Суть одноимённого метода заключается в том, что люди любят, когда их просят о помощи. Во-первых, отталкиваясь от правила взаимного обмена, человек думает, что в случае необходимости может рассчитывать на ответную услугу. Во-вторых, помогая, он чувствует себя нужным и полезным. А это, как говорится, бесценно.

Кстати, считается, что вначале лучше просить больше, чем хочешь получить. Если тебе вдруг откажут, при следующей попытке можно озвучить реальную просьбу, и в этот раз отказать будет уже неудобно.


Правило логической
цепи

Психологи пришли к выводу, что стремление быть или казаться последовательным в своих действиях является врождённой особенностью человека, которая зачастую вынуждает его идти наперекор собственным интересам.

Дело в том, что в современном обществе последовательность считается достоинством. Она ассоциируется с честностью, интеллектом, силой и стабильностью. Английский физик Майкл Фарадей говорил, что последовательность ценится больше, чем правота. Непоследовательное же поведение, обычно, считают отрицательным качеством и принимают за двуличие.

Для того, чтобы заставить человека действовать определённым образом, нужно запустить в его мышлении механизм последовательности. Отправным пунктом в этом механизме социальные психологи называют обязательство. Человек, взявший на себя обязательство (пусть даже неосознанно), будет делать всё, чтобы его выполнить.

Допустим, если человека признать лучшим шахматистом в городе, после этого случая он будет тренироваться втройне больше, лишь бы оправдать возложенное на него обязательство и статус. Запускается механизм последовательности: «Если я такой, значит, я должен то, то и то...».


Позитивное подкрепление

Позитивное подкрепление - это приятные для человека последствия его действий: похвала, награда или вознаграждение, которые побуждают человека к выполнению этих действий в будущем.

Как-то группа гарвардских студентов провела любопытный эксперимент. На одной из лекций ребята договорились, что когда преподаватель будет перемещаться в одну сторону зала - все будут улыбаться, а когда в противоположную - хмуриться. Не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться в какой части аудитории лектор провёл большую часть занятия. Этот эксперимент закрепился в истории под названием «эксперимент Верпланка» и стал подтверждением того, что положительный фидбэк оказывает на человека воспитательный эффект.

По мнению американского психолога Скиннера, похвала воспитывает человека эффективнее, чем наказание, которое, скорее, вредит личности. Фрейд подтверждает теорию коллеги и в описании принципа удовольствия подчёркивает, что стремление человека получать положительные эмоции толкает его на выполнение действий, которые подкрепляют их и таким образом ассоциируются с удовольствием. Следовательно, отсутствие цепочки «действие - удовольствие» лишает человека мотивации и желания что-либо делать.


Мотивация страхом


Метод айкидо

Особенность боевого искусства айкидо состоит в том, чтобы использовать силу противника против него самого. Адаптированный под коммуникационную среду, этот метод используется в напряжённых переговорах или конфликтных ситуациях и подразумевает возвращение оппоненту его же агрессии с целью получения от собеседника желаемого.

Закон Ньютона гласит: сила действия равна силе противодействия. Следовательно, чем грубее человек отвечает оппоненту, чем яростнее защищает свою позицию, тем больше ответной агрессии получает в свой адрес. Главный принцип айкидо - побеждать уступая. Чтобы склонить человека к своей точке зрения, в первую очередь нужно с ним согласиться, причём «отзеркалив» его манеру разговаривать и держать себя. А потом спокойным тоном предложить собственный вариант развития событий. Таким образом, человек сохраняет свои силы, не раздражает оппонента и в конечном счёте побеждает.

Немного утрированный пример может выглядеть так: «Ты дурак. Ты всё делаешь неправильно. - Да, я всё делаю неправильно, потому что я дурак. Давайте вместе попробуем найти выход из сложившейся ситуации...».


Принцип вертикали

Все известные мировые диктаторы убеждали своих оппонентов ещё до того, как начинали говорить. Они знали, как расположить своё тело в пространстве таким образом, чтобы в глазах собеседника выглядеть «живым аргументом».

Во-первых, они всегда находились вертикально на уровень выше тех, с кем разговаривали. Этому есть психологическое объяснение. Дело в том, что подсознание изначально воспринимает тех, кто выше, как авторитетов. Наши родители всегда были выше нас. А ведь именно они являлись нашими авторитетами на протяжении многих лет. Это объясняет, почему многие руководители размещают кресла и столы в кабинетах так, чтобы смотреть на своих подчинённых сверху вниз.

Также для нашего подсознания человек, который занимает много места, кажется более убедительным и правым. Размашистые жесты, раскинутые «Т-образно» руки на спинке стула или активное передвижение по залу во время презентации - всё это помогает объять максимальное количество пространства и вырасти в глазах смотрящего.


Встроенные речевые команды

Встроенные речевые команды помогают инициатору коммуникации создать у адресата определённое настроение, вызвать нужную эмоцию и, соответственно, направить его мысли в заданном направлении. Встроенный месседж - это фрагмент фразы, который выделяется жестикуляцией либо интонацией. При этом воздействие происходит на подсознание человека, который может и не обратить внимания на саму фразу.

Внедряя в свою речь позитивно окрашенную лексику (слова типа «приятно», «хорошо», «счастье», «успех», «доверие» и т. д.), мы заставляем собеседника почувствовать себя более счастливым и успешным. При этом не важно, о чём идёт речь и в каком контексте эти слова употребляются, главное - выделить их интонацией или жестом.


Спираль молчания

В теории массовой коммуникации существует такое понятие, как спираль молчания. Предложенная немецким политологом Элизабет Ноэль-Нойман, эта концепция сводится к тому, что люди могут разделять определённую точку зрения, но боятся в этом признаться, поскольку думают, что находятся в меньшинстве. Спираль молчания основана на страхе социальной изоляции и начинает работать в тот момент, когда кто-либо уверенно высказывает свою точку зрения на социально значимую тему. Несогласные с услышанным предпочитают хранить молчание и не высказываться, ведь убеждены, что находятся в меньшинстве и боятся изоляции.

Существует закономерность, что состоявшиеся зрелые личности не поддаются страху социальной изоляции и способны высказывать своё мнение без оглядки на общественное. Именно эти люди двигают прогресс и стимулируют глобальные изменения. Вторая же половина человечества является гарантом прочности и стабильности в обществе.

Манипуляции в общении мы встречаем каждый день: на работе, в семье, общаясь с друзьями или посторонними людьми. Стоит ли бояться такого психологического воздействия? Как уберечься от манипуляции?

Определение понятия

Манипуляцию можно назвать одним из самых распространенных видов общения. Она необходима для психологического воздействия на человека. Манипуляции в общении – это способ управления, возможность контроля над поведением и чувствами индивида.

Сам процесс состоит из субъекта (манипулятора) и объекта (адресата его воздействия). Причем последний не информируется о проведении психологического вмешательства в его личность. Поэтому такое влияние на людей (или группу) часто имеет пренебрежительный или снисходительный подтекст.

Психологические манипуляции в общении можно встретить на разных уровнях: в личной дискуссии, в семье, коллективе. Они могут быть использованы как в созидательных целях, так и для деморализации человека. В этом большую роль играет цель, которой стремится достичь манипулятор. Важны и те приемы, с помощью которых он собирается воздействовать.

Виды манипуляций в общении

Виды воздействия основаны на использовании силы манипулятора и игры на слабостях объекта. Последний, не подозревая о процессе, считает, что он сам управляет своим поведением. При этом вся выгода от его поступков достается манипулятору. Он искажает подачу информации, находит удобный момент и своеобразным способом доносит сведения до адресата. Все эти составляющие помогают манипулятору воспользоваться ситуацией или реакцией объекта в своих целях. Манипуляции в общении (виды, приемы, способы) – это фактически управление сознанием человека.

Основные виды воздействия делятся на:

  • осознанные – человек понимает суть своего воздействия и видит конечный результат, к которому стремится (такой вид чаще встречается в деловом общении);
  • неосознанные – человек смутно осознает конечную цель и смысл своего воздействия (такой вид чаще встречается в межличностном общении).

Второстепенные виды делятся на:

  • лингвистические (иначе их называют коммуникационными) – это психологическое воздействие на человека с помощью речи (во время диалога, дискуссии);
  • поведенческие – это управление сознанием с помощью действий, ситуаций, поступков (в этом случае речь служит лишь дополнением).

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

Во-первых , следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых , нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Приемы манипуляции в общении

Манипулятор выбирает подходящие приемы, в зависимости от того, на кого направлена его активность. Это может быть воздействие на индивида или целую аудиторию. В медиапространстве существуют свои сложившиеся способы управления человеческим сознанием. Работодатели часто применяют техники манипулирования для создания собственного имиджа. В семье существуют отдельные формы взаимодействия между родителями и детьми.

Основные приемы и способы манипуляций в общении базируются на чувствах. Они способны разрушить личность человека, его жизнь. Поэтому следует усвоить важные моменты психического взаимодействия и постараться пресекать их.

Воздействие любовью

В этом приеме любовь – не безусловное чувство. Человека воспринимают только в том случае, ели он выполняет определенные требования или условия. Например: «Если ты сделаешь так-то и так-то, я буду любить тебя», «В нашем коллективе остаются только достойные сотрудники, остальные уходят по своей воле». В манипуляции предлагаются условия, выполнив которые, человек получит к себе как минимум хорошее отношение, как максимум – любовь. Жестокость этого психологического воздействия заключается в том, что личность не воспринимают целиком (с достоинствами и недостатками), а только одобряют ее хорошее поведение.

Воздействие страхом

Страх и недостаточная информированность адресата позволяют ловко манипулировать его действиями и поступками. Например: «Если ты не поступишь в институт – станешь нищим», «Вы отличный специалист, но на эту вакансию появился еще один соискатель». Все придуманные страхи идут от недостатка информации. Прислушиваясь к манипулятору, адресат допускает большую ошибку. Порой за таким воздействием скрывается желание заставить человека что-либо делать лучше, без дополнительной мотивации или финансирования.

Воздействие виной

Чувство вины чаще всего используется манипуляторами в семейной жизни. Испытывая его, человек стремится возместить нанесенный ущерб. Например: «Ты гулял и веселился со своими друзьями, а я одна и с ребенком нянчусь, и тебе уют создаю», «Вам сегодня лучше отдохнуть, а я могу сделать за вас вашу работу». Манипулятор будет постоянно давить на чувство вины или находить новые эпизоды. Адресат же в такой ситуации постарается нивелировать дискомфорт и раз за разом будет попадать в одну и ту же ловушку. Чувство вины впоследствии рождает агрессию, поэтому и манипулятору следует с осторожностью использовать такое психологическое воздействие.

Воздействие неуверенностью в себе

В этом случае манипулятор давит своим авторитетом. Он прямым текстом указывает на некомпетентность адресата в тех или иных вопросах. Например: «Ты обязана слушать меня – я жизнь прожила! Ты без меня ни на что не способна», «Вообще-то я тут начальник, поэтому мне решать, как это должно быть сделано». Такое самоутверждение за счет другого может проходить на разных уровнях и по разным вопросам. Воздействие будет продолжаться до тех пор, пока адресат не избавится от своей неуверенности, слабости и не приобретет необходимые навыки.

Воздействие гордостью

Тщеславие, гордость – замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе. Но ты же умница и отличная хозяйка – удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней». Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.

Воздействие жалостью

Такой прием часто используется детьми и юными девушками. Задача его – вызвать жалость к себе и желание помочь. Например: «Я так устаю, сил никаких нет, а еще надо ужин тебе готовить», «Я начальник и каждый раз получаю высказывания за вашу плохую работу и плачу за вас штрафы». Жертва в этом психологическом воздействии получает помощь. Но она сама не стремится улучшить свою жизнь, а предпочитает жаловаться. Легкий энергетический «вампиризм» этого действа вызывает впоследствии презрительное отношение к манипулятору.

Как узнать о психологическом воздействии?

Существуют разные способы общения. Манипуляция – один из них. Но как несведущему человеку понять, что его разводят на чувства или пытаются подтолкнуть к определенному действию? Существуют специальные ключи, которыми манипулятор пользуется для получения результата. Вот некоторые из них.

  1. Эмоции . Если адресат почувствовал, что оппонент «давит» на чувства (например, на жалость, сопереживание, стыд, мстительность), значит, идет процесс управления сознанием.
  2. Непонятные слова . В речи появляются профессиональные термины, «умные» словечки. Они являются отвлекающим маневром, который призван завуалировать ложь.
  3. Повтор фразы. Адресат слышит повторение одного и того же высказывания в речи. Таким образом манипулятор пытается «зомбировать», внушить необходимую мысль.
  4. Срочность . Она создает определенный уровень нервозности. Адресат не успевает осмыслить сказанное, а его уже призывают к действию. Его внимание отвлечено, и в суете он начинает выполнять то, чего добивается оппонент.
  5. Дробление смысла. Во время дискуссии адресату не выдается вся информация. Она дробится на кусочки таким образом, чтобы человек не сумел охватить всю новость целиком, а сделал ложные выводы на основании обрывочной фразы.
  6. Навязывание стереотипов. Манипулятор намеренно обращается к известным истинам, подчеркивая общность адресата с ними. Это навязывание стереотипного мышления или поступков приводит к выполнению их объектом воздействия.

Манипуляции в общении бывают необходимы в тех случаях, когда человек не имеет сил, уверенности для достижения своего желания. Он боится открыто заявить о своих претензиях и предпочтет скрытым воздействием добиваться своего.

В деловых отношениях

Манипуляции в деловом общении, их наличие или отсутствие, больше зависят от профессионализма работника и его уверенности в своих силах. Трудно воздействовать на человека, знающего себе цену. Если же работник некомпетентен или слишком стеснителен, чтобы подчеркивать свои достоинства, работодатель или коллеги не преминут этим воспользоваться.

Частыми способами воздействия в рабочей обстановке являются:

  • насмешки, упреки; адресат нервничает, раздражается и выполняет необходимые манипулятору действия;
  • демонстративная обида – нежелание признавать свою точку зрения неправильной, а адресат постарается исполнить все прихоти обиженного;
  • лесть, поддержка призваны для того, чтобы снизить бдительность человека и сделать его жертвой воздействия.

Манипуляции в деловом общении можно избежать, если четко высказывать свое мнение (заведомо правильное), быть уверенным в своих профессиональных качествах. Можно во время воздействия постараться прервать беседу телефонным звонком или срочным делом. Даже простая смена темы дискуссии поможет избежать манипуляции.

В межличностных отношениях

Манипуляции в межличностном общении чаще всего бывают основаны на гендерной принадлежности. Этот фактор позволяет использовать стереотипы поведения («Все женщины делают это», «Настоящие мужчины так не поступают»).

Другой вариант – вызвать желание защитить свою гендерную принадлежность («Ты все правильно сделал, это поступок настоящего мужчины»). Успешность психологического воздействия напрямую зависит от арсенала средств и умения их использовать в разных ситуациях.

В семейных отношениях

Самыми распространенными семейными манипуляциями являются истерики, молчание, демонстративный отъезд «к маме», гулянки с друзьями, запои. Психологическое воздействие используют и родители, и дети. Это способ добиться своей выгоды, играя на чувствах других.

Чтобы избежать подобных воздействий в семье, стоит научиться доверять друг другу и открыто обсуждать свои желания, поступки. Возможно, поначалу конфликтные ситуации будут частым явлением. Со временем родственники научатся спокойно разговаривать о своих целях и мотивациях. Но существуют и конструктивные манипуляции, способные вдохновить супруга или ребенка на новые свершения.

Как защититься от психологического воздействия?

Защита от манипуляций в общении прежде всего состоит в избегании манипулятора. Следует свести к минимуму контакты с человеком или, если это невозможно, постараться отключить свои эмоции. Если не принимать решения поспешно, под воздействием чужих слов, а обдумать их, то это поможет снизить интенсивность психологического воздействия.

Желание манипулировать – это чаще всего скрытое желание власти. Похвала или положительная оценка заставят человека пересмотреть свои способы взаимодействия с людьми.

Следует также постараться держать дистанцию, не оповещать манипулятора о своей жизни и ее подробностях. Чем больше он знает об адресате, тем больше получит способов воздействия.

Нужно научиться отказывать. Лучше прослыть человеком черствым, чем постоянно выполнять чужую работу.

Манипуляции в общении и их нейтрализация – обычные явления в социуме. Поэтому всегда следует помнить о том, что каждый человек имеет право:

  • на ошибки и собственное мнение;
  • на то, чтобы изменить свое мнение, передумать;
  • не отвечать на вопросы, если они кажутся некорректными;
  • быть собой, не стараться быть привлекательным для всех подряд;
  • быть нелогичным.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top