Манипуляция измерение массы тела. Измерение массы тела

Манипуляция измерение массы тела. Измерение массы тела

    Объясните пациенту ход и цель предстоящей процедуры и получите его согласие на её выполнение;

    Вымыть и осушить руки

    Подготовить ростомер к работе в соответствии с инструкцией

    Положите салфетку на площадку ростомера (под ноги пациента)

    Попросите пациента снять обувь и головной убор

    Поднять планку ростомера выше предполагаемого роста

II. Выполнение манипуляции.

    Попросите пациента встать на середину площадки ростомера так, чтобы он касался вертикальной планки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком

    Установить голову пациента так, чтобы козелок ушной раковины и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии

    Опустить планку ростомера на голову пациента

    Определить на шкале рост пациента по нижнему краю планки

    Попросить пациента сойти с площадки ростомера (при необходимости помочь сойти)

III. Окончание манипуляции

    Сообщите пациенту о результатах измерения

    Надеть перчатки

    Снять салфетку с площадки ростомера и поместить ее в емкость с дезраствором

алгоритм

подсчета частоты дыхательных движений

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ.

    Приготовьте:

    часы с секундомером,

  • температурный лист,

    лист динамического наблюдения за больным (в сестринской истории болезни).

    Вымойте руки.

II.ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

    Уложите пациента удобно, чтобы вы видели верхнюю часть передней поверхности грудной клетки.

    Возьмите пациента за руку так, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы отвлечь внимание пациента.

    Следите за экскурсиями грудной клетки: если экскурсии не видны на глаз, положите одну руку на грудную клетку пациента, чтобы почувствовать эти движения.

    Считайте дыхательные движения за 1 минуту (только количество вдохов), используя секундомер.

III.ОКОНЧАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

    Зарегистрируйте данные в температурном листе и листе динамического наблюдения за больным (в сестринской истории болезни).

    Вымойте руки.

Измерение АД

Артериальным (АД) называется давление, которое образуется в артериальной

системе организма при сердечных сокращениях. На его уровень влияют величина

и скорость сердечного выброса, частота и ритм сердечных сокращений, периферическое

сопротивление стенок артерий.

Артериальное давление, возникающее в артериях в момент максимального подъема

пульсовой волны после систолы желудочков, называется систолическим. Давление,

поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу благодаря их тонусу,

называется диастолическим. Разница между систолическим и диастолическим давлением

образует пульсовое давление.

В повседневной практике артериальное давление чаще всего измеряют непрямым

звуковым методом, предложенным в 1905 г. русским хирургом Н. С. Коротковым,

с применением аппаратов сфигмоманометров (тонометров). Сфигмоманометр состоит

из ртутного или пружинного манометра, соединенного с манжетой и резиновой грушей

(рис. 5.11). Поступление воздуха в манжету регулируется с помощью специального

вентиля, позволяющего удерживать и плавно снижать давление в манжете.

В настоящее время используют электронные аппараты, позволяющие определить

АД незвуковым методом.

алгоритм измерения артериального давления.

    Приготовить:

    тонометр,

    фонендоскоп,

  • температурный лист,

    лист динамического наблюдения за больным (в сестринской истории болезни),

салфетка со спиртом

Показания:

Первичный осмотр пациента;

Динамическое наблюдение в процессе лечения. Противопоказания: крайне тяжелое состояние пациента.

Взвешивание пациента

ПРИГОТОВЬТЕ:

Медицинские весы,

Лист наблюдения за состоянием пациента,

Перчатки,

Емкости с дезинфицирующими растворами,

Одноразовую салфетку под ноги пациента (можно использовать обычный лист бумаги).

ПОДГОТОВЬТЕ ПАЦИЕНТА:

Предупредите о манипуляции,

Предложите опорожнить мочевой пузырь и кишечник,

Предложите пациенту раздеться до нательного белья и обяза­тельно снять обувь.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Проверьте исправность и точность работы мед. весов;

2. На площадку весов постелите одноразовую салфетку или обычный лист бумаги;

3. Предложите пациенту встать на середину площадки ве­сов, при опущенном затворе;

4. Поднимите затвор весов, установите равновесие с помощью грузов, расположенных на верхней и нижней планках весов - в ре­зультате получите массу тела пациента;

5. Полученные данные обязательно внесите в соответствующую графу в листе наблюдения за состоянием пациента;

6. Наденьте перчатки и использованную одноразовую салфет­ку или обычный лист бумаги замочите в дез. растворе.

ЗАПОМНИТЕ!

Взвешивание всегда проводится в одних и тех же условиях - на­тощак, в нательном белье, после опорожнения мочевого пузыря и ки­шечника, без обуви.

Измерение длины тела

ПРИГОТОВЬТЕ:

Ростомер;

Одноразовую салфетку (под ноги пациенту) или обычный лист бумаги;

Перчатки;

Емкость или салфетку с дезинфицирующим раствором.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ:

1. Проверьте исправность ростомера;

2. На площадку ростомера постелите салфетку;

3. Планку ростомера поднимите вверх и предложите пациенту встать на площадку ростомера спиной к шкале так, чтобы его за­тылок, лопатки, ягодицы и пятки плотно прилегали к ней;

4. Голова должна быть в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и углы глаз были на одной горизон­тальной линии;

5. Опустите планку на темя пациенту и отметьте длину его тела по нижнему краю планки;

6. Полученные данные запишите в лист наблюдения;

7. Наденьте перчатки и замочите пеленку в дезинфицирующем растворе.

  1. Подсчет числа дыхательных движений.

Показания: 1. Оценка физического состояния пациента. 2. Заболевания органов дыхания. 3. Назначение врача и др. Противопоказания: Нет. Оснащение. 1. Часы с секундной стрелкой или секундомер. 2. Ручка. 3. Температурный лист. Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды: 1) взять часы с секундной стрелкой или секундомер;

2) выполнять манипуляцию сухими и теплыми руками;

3) психологически подготовить пациента к манипуляции, преднамеренно предупредив его, что будут определяться свойства пульса;

4) попросить пациента занять удобное положение и не разговаривать;

5) положить пальцы правой руки на область лучезапястного сустава пациента, имитируя подсчет частоты пульса;

7) обратить внимание на глубину и ритмичность дыхания;

8) зарегистрировать частоту дыханий за минуту в температурном листе.

Примечания: 1. В норме дыхательные движения ритмичные (т.е. повторяются через равные промежутки времени). Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту, причем у женщин она на 2-4 дыхания чаще, чем у мужчин. Во время сна дыхание обычно становиться реже (до 14 - 16 уд в минуту), дыхание учащается при физической нагрузке, эмоциональном возбуждении. 2. Учащение ЧДД называется тахипноэ; урежение ЧДД - брадипноэ; апноэ - отсутствие дыхания. 3. Типы дыхания: грудное - у женщин, брюшное - у мужчин, смешанное - у детей. 4. Проводя подсчет ЧДД, обратите внимание на глубину и ритм дыхания, а также продолжительность вдоха и выдоха, запищите тип дыхания.

Антропометрия – это основной метод антропологического исследования, который заключается в измерении человеческого тела и его частей в целях установления половых, расовых, возрастных и других особенностей физического строения, которые позволяют дать количественные характеристики их изменчивости.

Жизнь – непрерывный процесс развития, включающий этапы созревания, зрелости и старения. Развитие и рост – это две взаимообусловленные и взаимосвязанные стороны одного процесса. Развитие характеризуется качественными изменениями, дифференцированием органов и тканей и их функциональным совершенствованием. А рост представляет собой количественные изменения, связанные с увеличением размера клеток, массы тканей и органов и всего организма в целом.

Физическое развитие – один из главных показателей здоровья человека и возрастных норм совершенствования. Практическое умение правильно его оценивать способствует воспитанию здорового поколения. В данной статье речь пойдет о алгоритм измерения роста и веса.

Факторы, влияющие на антропометрические показатели

В организме человека непрерывно происходят процессы обмена энергии и метаболизма, они и определяют его особенности развития. Масса, рост, последовательность в увеличении различных частей тела, пропорции – все это запрограммированы наследственными механизмами. Последовательность развития может быть нарушена под влиянием некоторых внешних и внутренних факторов. К первым относятся социальные условия, малоподвижный образ жизни, неблагоприятное внутриутробное развитие, нерациональное питание, неправильный режим труда и отдыха, вредные привычки, экология.

Внутренние факторы включают наследственность и наличие различных заболеваний.

Зная алгоритм действия измерение роста и веса, можно наглядно оценить физическое развитие.

Условия для проведения исследования

Антропометрия требует использования тщательно отрегулированы и проверенных приборов: ростомера, весов, динамометра, сантиметровой ленты и т. п. Измерения рекомендуется проводить в первой половине дня натощак или через два-три часа после приема пищи. Одежда на обследуемом должна быть легкой - трикотажной. Если измерения планируется провести во второй половине дня, перед этим следует на десять-пятнадцать минут принять горизонтальное положение.

Чтобы дальнейшая оценка была эффективной, необходимо соблюдать алгоритм измерения роста пациента. Следует помнить, что анализ антропометрических показателей является важнейшим элементом исследования того, насколько физическое развитие соответствует возрастным нормативам. Выявленные отклонения могут быть признаком определенного заболевания или фактором риска.

Измерение роста стоя

Поскольку к вечеру человек становится ниже на один-два сантиметра, что обусловлено естественной усталостью, уплощением свода стопы и межпозвонковых хрящевых дисков, снижением мышечного тонуса, желательно в первой половине дня проводить измерения роста. Алгоритм включает три этапа: подготовка к процедуре, выполнение измерения и окончания процедуры. Расскажем о каждой из них.

Подготовка

  • В соответствии с инструкцией подготовить ростомер к работе.
  • Представиться пациенту, рассказать ему о ходе предстоящей процедуры и получить его согласие.
  • Гигиеническим способом обработать руки и осушить их.
  • На площадку ростомера положить салфетку (под ноги пациента).
  • Попросить обследуемого снять головной убор и обувь.
  • Планку ростомера поднять выше предполагаемого роста обследуемого.

Выполнения измерения

  • Пациент должен встать на площадку ростомера так, чтобы затылок, межлопаточная область, ягодицы и пятки касались вертикальной стойки.
  • Планку ростомера необходимо опустить на голову пациента, не придавливая.
  • Попросить обследуемого сойти с площадки, в случае необходимости помочь ему это сделать.
  • По нижнему краю планки на шкале определить рост.

Окончания процедуры

Измерение роста сидя

Алгоритм измерения роста пациента в положении сидя несколько отличается от вышеописанного.

  • Необходимо попросить обследуемого присесть на откидное сиденье ростомера, предварительно застеленный клеенкой.
  • Пациент должен сидеть так, чтобы касаться тремя точками – лопатками, затылком и ягодицами – вертикальной планки со шкалой.
  • Голову обследуемого следует установить так, чтобы мочка уха и кончик носа были на одной горизонтальной линии.
  • Измерительную планку нужно опустить на темя пациента, прижать ее к шкале и попросить обследуемого встать.
  • По левой стороне шкалы необходимо снять показания, затем следует опустить планку.
  • Аналогично вышеописанному зафиксировать результаты и проинформировать о них пациента.

Измерение роста беременной: алгоритм

Для начала необходимо объяснить беременной женщине цели и ход выполнения процедуры. Алгоритм измерения роста такой:

  • Встать сбоку от ростомера и его поднять планку выше предполагаемого уровня роста обследуемого.
  • Беременную попросить встать на площадку ростомера так, чтобы ягодицы, пятки и лопатки касались стойки прибора, а голова была в таком положении, чтобы наружный угол глаза и козелок уха находились на одной горизонтальной линии.
  • Планку ростомера следует опустить на темя беременной женщины и по шкале определить количество сантиметров от нижнего уровня планки.
  • Полученные данные занести в индивидуальную карту пациентки.
  • Ростомер следует обработать тряпкой, которая смочена в растворе (05%) гипохлорита кальция.
  • Тщательно вымыть руки.

Измерение массы тела

Для проведения антропометрических исследований недостаточно знать только алгоритм измерения роста, необходимо также уметь определять вес человека. Измерение массы тела осуществляется на напольных весах. Пациент должен стоять на площадке неподвижно, чтобы погрешность при взвешивании не более +/-50 грамм. В отличие от роста вес является нестабильным показателем и способен меняться под воздействием множества факторов. Так, суточное колебание массы тела может достигать одного-двух килограммов.

Зная, как проводится измерение роста, алгоритм определения веса будет запомнить крайне легко. Процедура состоит из трех этапов.

Подготовка к измерению веса

  • Сначала в соответствии с инструкцией следует проверить точность и исправность медицинских весов.
  • Необходимо установить равновесие прибора, если используются механические конструкции – закрыть затвор.
  • На площадку весов нужно постелить салфетку для одноразового применения.
  • Человек, проводящий процедуру, должен объяснить пациенту последовательность будущих действий.

Выполнение процедуры

  • Обследуемому нужно предложить раздеться до нательного белья, а также разуться. Попросить его осторожно встать на площадку весов посередине.
  • В момент вставания на панель измерения весов обследуемого необходимо придерживать за руку, в процессе измерения важно следить за его равновесием.
  • Если используется механическая конструкция, нужно открыть затвор весов.
  • Следуя инструкции по применению прибора, необходимо определить массу тела обследуемого.

Окончания процедуры

  • Пациенту следует сообщить результаты измерения веса и помочь ему сойти с измерительной панели, при необходимости придержать за руку.
  • С площадки весов нужно убрать салфетку и отправить ее в емкость, предназначенную для отходов.
  • Руки следует обработать гигиеническим способом и осушить.
  • Результаты необходимо записать в соответствующую документацию.

Алгоритм измерения роста у детей разного возраста

Наиболее стабильным показателем физического развития у детей выступает рост. Он отражает процесс развития организма ребенка. Как правило, существенные нарушения роста сопровождаются патологиями других систем и органов. Так, в случае замедления роста скелета чаще всего в меньшей или большей степени замедляются дифференцировки и роста головного мозга, миокарда, скелетных мышц.

Как проводится измерение роста новорожденного? Алгоритм требует наличия ростомера в виде доски шириной 40 и длиной 80 сантиметров. С левой стороны прибора должна иметься сантиметровая шкала с неподвижной поперечной планкой у начала и подвижной, легко передвигается по шкале поперечной планкой в конце.

Техника измерения роста младенца

  • Малыша необходимо уложить на спину таким образом, чтобы его голова прикасалась к неподвижной поперечной планке ростомера. Она должна располагаться так, чтобы верхний край козелка уха и нижний край глазницы находились в одной горизонтальной плоскости.
  • Мама ребенка или помощник измеряет должны плотно зафиксировать голову младенца.
  • Ноги ребенка следует выпрямить путем легкого нажатия на колени ладонью одной руки, а второй рукой нужно плотно до пят подвести подвижную планку ростомера, при этом стопы нужно согнуть до голеней до прямого угла. Расстояние от неподвижной к подвижной планки и будет составлять рост ребенка. Нужно отмечать длину с точностью до миллиметра.

Как измерять рост у детей старшего возраста

Алгоритм измерения роста ребенка до года был представлен выше, а какая техника выполнения процедуры подойдет деткам постарше? В этом случае нужно ростомер в виде деревянного бруска шириной восемь-десять сантиметров, длиной около двух метров и толщиной пять-семь сантиметров. Передняя вертикальная поверхность бруска должна содержать две шкалы деления в сантиметрах: слева – для измерения роста сидя, справа – стоя. Также должна быть подвижная двадцатисантиметровая планка. До вертикального бруска на уровне сорока сантиметров от деревянной площадки прикрепляется скамейка, чтобы измерить рост сидя.

Алгоритм измерения роста у детей от года и старше аналогичный тому, что используется для взрослых.

Масса тела ребенка

В сравнении с ростом вес малыша является более лабильным показателем, который отражает степень развития мышечной и костной систем, подкожной жировой клетчатки, внутренних органов, и зависит не только от конституциональных особенностей, но и от факторов внешней среды, таких как психические и физические нагрузки, питание и т. д.

Обычно алгоритм измерения веса (как и алгоритм измерения роста) не вызывает трудностей. Деток до трех лет с массой до двадцати килограммов взвешивают на чашечных весах, состоящих из коромысла и лотка с нижней (в кг) и верхней (в г) шкалами делений. Ребятишек в возрасте от трех лет взвешивают на рычажных весах.

Характеристика методики выполнения простой медицинской услуги Алгоритм размещения тяжелобольного в постели 1. Подготовка к процедуре: 1.1.Представиться пациенту, объяснить цель и ход процедуры (если пациент находится в сознании). Убедиться в наличии у пациента информированного согласия на предстоящую процедуру. 1.2.Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 1.2. Надеть перчатки. 1.3. Отрегулировать высоту кровати для удобства манипуляций. 2. Размещение пациента лежа на спине (выполняется одним медицинским работником) 1. Опустить изголовье кровати (убрать лишние подушки), придать постели горизонтальное положение. Убедиться, что пациент лежит посередине кровати. 2. Придать пациенту правильное положение: положить подушку под голову (или поправить оставшуюся), расположить руки вдоль туловища ладонями вниз, расположить нижние конечности на одной линии с тазобедренными суставами. 3. Подложить небольшую подушку под верхнюю часть плеч и шею. 4. Подложить под поясницу небольшое, свернутое валиком полотенце. 5. Подложить валики из скатанной в рулон простыни вдоль наружной поверхности бедер, начиная от области большого вертела бедренной кости. 6. Подложить небольшую подушку или валик под голень в области ее нижней трети. 7. Обеспечить упор для поддерживания стоп под углом 90°. 8. Положить под предплечья небольшие подушки. 3. Размещение пациента с гемиплегией в положении на спине (выполняется одним медицинским работником) 1. Опустить изголовье кровати (убрать лишние подушки), придать постели горизонтальное положение. Убедиться, что пациент лежит посередине кровати. 2. Под парализованное плечо положить сложенное полотенце или подушку. 3. Отодвинуть парализованную руку от туловища, разогнув ее в локте и повернув ладонью вверх. Вместо этого можно также отвести парализованную руку от туловища, поднять ее, согнув в локте и положив кисть ближе к изголовью кровати. 4. Расслабленной кисти придать обычное положение: кисть слегка разогнута ладонью вниз, ее свод сохраняется, пальцы частично согнуты. Можно также положить кисть на половинку разрезанного пополам резинового мячика. 5. Спастической кисти придать нормальное положение: если кисть расположена ладонью вниз, пальцы слегка разогнуть; если ладонь обращена вверх, пальцы лежат свободно. 6. Под парализованное бедро положить небольшую подушку. 7. Согнуть колено парализованной конечности под углом 30° и положить его на подушку. 8. Стопы пациента, согнутые под углом 90°, упереть в мягкие подушки. 9. Обеспечить упор для стоп под углом 90°. 4. Размещение пациента в положении Фаулера (выполняется одним медицинским работником) 1. Убедиться, что пациент лежит на спине посередине кровати, убрать подушки. 2. Поднять изголовье кровати под углом 45-60° (или подложить три подушки): человек, прямо сидящий на кровати, находится в положении Фаулера. 3. Подложить подушки или сложенное одеяло под голени пациента. 4. Подложить под голову небольшую подушку (в том случае, если поднималось изголовье). 5. Подложить под предплечья и кисти подушку (если пациент не может самостоятельно двигать руками). Предплечья и запястья должны быть приподняты и расположены ладонями вниз. 6. Подложить пациенту под поясницу подушку. 7. Подложить небольшую подушку или валик под колени пациента. 8. Подложить ватно-марлевые круги пациенту под пятки. 9. Обеспечить упор для стоп под углом 90°. 5. Размещение пациента с гемиплегией в положении Фаулера 1. Поднять изголовье кровати под углом 45-60° (или подложить три подушки). 2. Усадить пациента как можно выше. Подложить под голову небольшую подушку (в том случае, если поднималось изголовье). 3. Слегка приподнять вверх подбородок пациента. 4. На прикроватном столике перед пациентом обеспечить опору для парализованной кисти и предплечья; отодвинуть плечо пациента от его тела и подложить под локоть подушку. 5. Расслабленной кисти придать обычное положение: кисть слегка разогнута ладонью вниз, ее свод сохраняется, пальцы частично согнуты. Можно также положить кисть на половинку разрезанного пополам резинового мячика. 6. Спастической кисти придать нормальное положение: если кисть расположена ладонью вниз, пальцы слегка разогнуть; если ладонь обращена вверх, пальцы лежат свободно. 7. Согнуть пациенту ноги в коленях и бедрах, подложив валики под колени. 8. Обеспечить упор для стоп под углом 90°. 6. Размещение пациента в положении на боку (выполняется одним медицинским работником, пациент может помочь) 1. Опустить изголовье кровати (убрать лишние подушки), придать постели горизонтальное положение. Убедиться, что пациент лежит строго горизонтально. 2. Передвинуть пациента ближе к одному краю, противоположному стороне поворота. 3. Сказать пациенту, что он может помочь, если скрестит руки на груди. Если пациента переворачивают на правый бок: он должен положить левую ногу на правую. Или согнуть левую ногу пациента: одна рука охватывает нижнюю треть голени, другая – в подколенной впадине; левая стопа при этом должна оказаться в подколенной ямке. 4. Встать с той стороны кровати, куда будут поворачивать пациента. Положить протектор на кровать рядом с ним. Встать как можно ближе к кровати, согнуть одну ногу в колене и поставить ее на протектор. Вторая нога является опорой. 5. Положить одну руку на плечо, которое находится дальше от медицинской сестры, вторую руку – на дальнее бедро, т.е. если пациент будет поворачиваться на правый бок по направлению к медицинской сестре, положить левую руку на его левое плечо, а правую – на его левое бедро. 6. Повернуть пациента на бок, перенеся свой вес на ногу, стоящую на полу. 7. Подложить подушку под голову и шею пациента. 8. Выдвинуть вперед «нижнее» плечо пациента, чтобы он не лежал на своей руке. 9. Придать обеим рукам пациента слегка согнутое положение. Рука, находящаяся сверху, лежит на подушке на уровне плеча. 10. Подложить пациенту под спину сложенную подушку (подушку сложить по длине и слегка подсунуть ее ровной поверхностью под спину пациента). 11. Под согнутую «верхнюю» ногу пациента, лежащую немного впереди нижней, поместить подушку (от паховой области до стопы). 12. Поместить мешок с песком у подошвы «нижней» ноги. Расправить подкладную пеленку. 7. Размещение пациента в положении лежа на животе (выполняется одним или двумя медицинскими работниками, пациент не может помочь) 1. Опустить изголовье кровати (убрать лишние подушки), придать постели горизонтальное положение. Убедиться, что пациент лежит строго горизонтально. 2. Аккуратно приподнять голову пациента, убрать обычную и положить маленькую подушку. 3. Переместить пациента к краю кровати. 4. Разогнуть руку пациента в локтевом суставе, прижать ее к туловищу по всей длине, подложив кисть под бедро, или поднять ее вверх и вытянуть ее вдоль головы. 5. Перейти на другую сторону кровати. 6. Встать коленом на кровать. Подложить свернутое одеяло или небольшую подушку под верхнюю часть живота пациента. Положить руку на дальнее от медицинской сестры плечо пациента, а другую руку – на дальнее бедро. 7. Перевернуть пациента на живот, в сторону медицинской сестры. Голова пациента должна быть повернута набок. 8. Подложить подушку под голени, чтобы пальцы не касались постели. 9. Согнуть руку, к которой обращена голова пациента, в локтевом суставе под углом 90°, другую руку вытянуть вдоль туловища. 10. Подложить подушки под локти, предплечья и кисти. 11. Положить небольшие валики рядом со стопами (с наружной стороны). 12. Расправить простыню и подкладную пеленку. 8. Размещение пациента с гемиплегией в положении на животе (выполняется одним или двумя медицинскими работниками, пациент не может помочь) 1. Опустить изголовье кровати (убрать лишние подушки), придать постели горизонтальное положение. 2. Передвинуть пациента к краю кровати в направлении непарализованной стороны тела. 3. Перейти на другую сторону. Поставить колено на край кровати и повернуть пациента на бок (на непарализованную боковую поверхность тела). 4. Поместить подушку под живот пациента. 5. Выпрямить локоть парализованной руки, прижать ее по всей длине к туловищу и подсунуть кисть под бедро или поднять вверх параллельно туловищу. 6. Осторожно повернуть пациента через парализованную руку на живот. 7. Повернуть голову пациента набок (в сторону парализованной половины тела). 8. Согнутую в локте руку отвести в сторону кистью к изголовью кровати; пальцы руки по возможности разогнуть. 9. Слегка согнуть оба колена пациента и подложить подушку под обе ноги (от колен до лодыжек). 10.С помощью достаточно высокой подушки приподнять пальцы стоп над матрасом, так чтобы угол между стопой и голенью составлял 90°. 9. Размещение пациента в положении Симса (положение, промежуточное между положением на животе и на боку) 1. Опустить изголовье кровати (убрать лишние подушки), придать постели горизонтальное положение. 2. Положить пациента на спину. 3. Переместить пациента к краю кровати. 4. Переместить пациента в положение лежа на боку и частично на животе. 5. Положить подушку под голову пациента. 6. Под согнутую, находящуюся сверху руку поместить подушку на уровне плеча. Другую руку пациента положить на простыню. 7. Под согнутую «верхнюю» ногу подложить подушку, так чтобы нога оказалась на уровне бедра. 8. У подошвы ноги положить мешок с песком. 10. Окончание процедуры: 10.1. Убедиться, что пациент лежит удобно. Поднять боковые поручни кровати. 10.2. Подвинуть прикроватный столик рядом с постелью и положите предметы, часто необходимые пациенту, на столик. 10.3. Снять перчатки, поместить их в емкость для дезинфекции. 10.4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 10.5. Сделать соответствующую запись о выполненной процедуре в медицинской документации.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

Среднего профессионального образования

«Государственный медицинский колледж г.Братска»

(ОГОБУСПО «Государственный медицинский колледж г.Братска»)

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За последние годы существенно изменились функции фармацевта и всей аптечной службы. Производственная деятельность по изготовлению лекарственных форм постепенно перемещается на промышленные предприятия. Одновременно с этим активизируется совместная работа с врачами и больными в аптеках, больницах и поликлиниках.

В связи с этим возникает необходимость усиления медико-биологической подготовки фармацевтов. Дисциплина «Основы патологии» является важным звеном в системе подготовки фармацевта. Ее цель, сформировать целостное восприятие организма человека в его динамической взаимосвязи с окружающей средой на основных этапах его развития. Изучение патологических процессов обеспечит логическую базу для изучения профессиональных дисциплин (фармакологии, фармакогнозии, фитотерапии) и позволит лучше понимать механизмы действия лекарственных препаратов, предвидеть осложнения при их применении и расширит медицинский кругозор будущих фармацевтов.

Кроме того, при изучении конкретных заболеваний должно формироваться понимание о причинах их возникновения, механизмах развития, принципах лечения и ухода. Это позволяет студентам осмысленно освоить приемы оказания первой медицинской помощи, что диктуется требованиями квалификационной характеристики специалиста.

АЛГОРИТМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ:

I. Изучите нижеприведенный теоретический материал.

II. Проверьте свои знания:

По контрольным вопросам;

По контрольным тестам: выбрать из вариантов один правильный ответ и сравнить его с эталоном ответа;

По контрольным задачам: ответьте на предложенные в задаче вопросы и сравните свои ответы с эталоном.


ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БОЛЬНЫХ»

Цель самоподготовки:

Ознакомиться с методами обследования больных, изучить схему опроса, осмотра пациента, правила проведения антропометрических измерений.

Обследование – это сбор информации о состоянии здоровья пациента. Эта информация может быть получена при опросе пациента (субъективное обследование), во время непосредственного его обследования (объективное обследование) и при лабораторно-инструментальном исследовании (дополнительное обследование).

Субъективное обследование – это предположения пациента о состоянии здоровья, выраженное словами, мимикой, жестами. Опрос производят по определенной схеме, т.е. вопросы пациенту следует задавать в определенной последовательности.

Схема опроса включает следующие разделы:

1) Общие сведения о пациенте (паспортные данные):

Фамилия, имя, отчество пациента;

Возраст;

Образование;

Семейное положение;

Профессия;

Место работы;

Место жительства.

2) Жалобы пациента в настоящее время. Описываются все жалобы с полной характеристикой каждого признака (симптома) болезни. Для их выяснения пациенту задается вопрос: «Что вас беспокоит?» или «На что вы жалуетесь?».

3) История настоящего заболевания (анамнез болезни):

Когда, где и при каких обстоятельствах впервые заболел;

Причина, вызвавшая заболевание (по мнению пациента);

Как началось (острое или постепенное начало заболевания);

Как протекало (подробно, в хронологической последовательности, описываются начальные симптомы заболевания, их динамика, появление новых и дальнейшее развитие всех признаков болезни до момента настоящего обследования пациента);

Обращение за медицинской помощью, проводимые исследования и лечение, их эффективность.

4) История жизни пациента (анамнез жизни):

Место рождения; возраст родителей при рождении; как пациент рос, развивался, когда пошел в школу; условия, в которых он рос и развивался;

Трудовой анамнез: в хронологической последовательности описывается трудовая деятельность с указанием профессии и условий работы, влиянием производственных вредностей;

Бытовые и жилищные условия, финансовое положение, численность семьи;

Характер и условия питания;

Привычные интоксикации: курение, употребление спиртных напитков, применение наркотиков;

Перенесенные заболевания, травмы, операции (в виде перечисления, начиная с раннего возраста);

Семейно-половой анамнез: замужем или женат; живет ли пациент половой жизнью и насколько регулярно; для женщин – начало менструаций и их характер, время наступления климакса и его течение; количество беременностей, родов и их течение, сколько детей в настоящее время;

Болезни ближайших родственников: состояние здоровья или причина смерти; выясняется наличие туберкулеза, сифилиса, злокачественных новообразований, психических заболеваний, алкоголизма, гемофилии;

Аллергологический анамнез: были ли аллергические реакции на прием лекарственных средств, пищевые продукты, химические вещества, растения, пыль, шерсть животных; как проявляются.

Объективное обследование – это наблюдение, измерение, проводимое лицом, собирающим информацию. Обследование начинают с осмотра, оценки общего состояния пациента, затем переходят к пальпации, перкуссии, аускультации.

Осмотр пациента

Осмотр продолжается в течение всего времени сбора анамнеза и непосредственного обследования пациента. Осмотр следует проводить по определенному плану с соблюдением ряда правил, при рассеянном естественном освещении, так как искусственное освещение искажает окраску кожных покровов, слизистых оболочек.

Оценка общего состояния

1. Состояние хорошее – пациент активен, выражение лица без особенностей, сознание ясное, жалоб не предъявляет.

2. Состояние удовлетворительное – пациент активен, выражение лица без особенностей, сознание ясное, наличие патологических симптомов не мешает оставаться активным.

3. Состояние средней тяжести – пациент выражает жалобы, может быть вынужденное положение в постели, активность может усиливать боль, выражение лица болезненное, выражены патологические симптомы, изменен цвет кожных покровов.

4. Состояние тяжелое – пассивное положение в постели, активные действия пациент совершает с трудом, сознание может быть измененным, изменено выражение лица, нарушения функций дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.

5. Состояние очень тяжелое – пассивное положение в постели, активные действия совершает с трудом, сознание изменено или отсутствует, измененное выражение лица, выражены нарушения со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы.

Положение пациента

1. Положение активное – пациент в состоянии самостоятельно сесть, встать, двигаться в постели, повернуться на бок.

2. Положение пассивное – пациент неподвижен и не в состоянии самостоятельно изменить позу. Это пациенты, находящиеся в бессознательном состоянии, с двигательным параличом, тяжелыми травмами, при изнурительных длительных заболеваниях, протекающих с редким упадком физических сил.

3. Положение вынужденное – пациент принимает удобную для себя позу, при которой отмечается уменьшение неприятных ощущений (сидят, оперевшись руками о край кровати, спустив ноги; стоя на коленях и лбом упираются в постели и т.д.).

Состояние сознания

1. Ясное сознание – пациент отвечает на вопросы быстро и конкретно.

2. Спутанное сознание – пациент отвечает на вопросы с опозданием; дезориентирован в окружающей среде.

3. Ступор – полное обездвиживание, оцепенение; на громкий окрик может ответить, но эти ответы неосмысленны.

4. Сопор – пациент находится как бы в полусне, не отвечает на вопросы, однако рефлексы у него сохранены, громким голосом его можно вывести из этого состояния, но он вскоре вновь впадает в сон.

5. Кома – полное угнетение функций ЦНС: сознание отсутствует, мышцы расслаблены, утрата чувствительных и двигательных рефлексов (например, при кровоизлиянии в мозг, сахарном диабете, почечной и печеночной недостаточности).

6. Бред и галлюцинации – могут наблюдаться на фоне высокой температуры и выраженной интоксикации (инфекционные заболевания, тяжелое течение туберкулеза легких).

Выражение лица

Соответствует характеру течения заболевания: болезненное, одутловатое, тревожное, без особенностей, страдальческое, настороженное, спокойное, безразличное и т.д. Так, например:

1. при высокой температуре – блеск глаз, гиперемия лица;

2. при заболевании почек – лицо отечное, бледное;

3. при повышенной функции щитовидной железы – пучеглазие, дрожание век.

Телосложение

Правильное, неправильное.

Конституция

1. Нормостеник – правильное соотношение с поперечными размерами тела, средний рост, пропорциональные размеры головы, шеи, туловища, конечностей.

2. Астеник – высокий рост с относительным преобладанием размеров тела в длину над поперечными размерами.

3. Гиперстеник – невысокий рост с относительным преобладанием поперечных размеров тела.

Кожные покровы

1. Цвет: обычный, смуглый, бледный, желтушный, цианоз (синюшность), гиперемия (покраснение), землистый, бронзовый.

2. Эластичность кожи (тургор) – сохранена, повышенная, пониженная. Кожу собирают в складку на тыльной поверхности предплечья или кистей, после чего, разжав пальцы, отпускают складку и по скорости ее расправления судят об эластичности кожи.

3. Влажность: нормальная, повышенная, сухость кожи, шелушение.

4. Дефекты (сыпь, рубцы, расчесы, кровоподтеки − локализация).

5. Ногти (ломкость, исчерченность), волосы (выпадение, ломкость, облысение).

Видимые слизистые оболочки (губ, полости рта, носа, глаз)

1. Цвет: бледно-розовый, бледный, цианотичный, желтушный, красный.

2. Высыпания на слизистых: локализация, характер.

3. Влажность.

Подкожная клетчатка

1. Развитие подкожно-жирового слоя: умеренное, слабое, чрезмерное. Места наибольшего отложения жира (на животе, руках, бедрах). Ожирение. Кахесия (истощение). Можно определить по толщине кожной складки на животе, образованной захватом кожи между большим и указательными пальцами. В норме у пупка толщина кожной складки 2-3 см.

2. Отеки: указать выраженность и распределение: лицо, веки, живот, ноги, поясница, общий отек или пастозность кожи. При отеках кожные покровы припухлые, контуры тела сглажены. Кожа над отеком напряженная, глубокие вдавления от одежды и обуви. При надавливании в течение 5-10 секунд кожи пальцем, к передней поверхности голени (или лодыжек, тыла стопы, бедра, крестца) в месте локализации отека остается ямка, которая постепенно сглаживается. Чем выраженней отек, тем глубже образуется ямка.

Костно-мышечная система: тонус, сила мышц; форма костей, деформация скелета, суставов, болезненность при пальпации.

Дыхательная система: частота дыхательных движений, ритм, глубина, тип.

Сердечно-сосудистая система: артериальное давление, пульс (частота, ритм, наполнение, напряжение).

Антропометрия – измерение человеческого тела и его частей (вес, рост, окружность грудной клетки).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА ПАЦИЕНТА

Цель: диагностическая.

Показания: выявление дефицита веса, ожирение, скрытых отеков, наблюдение за динамикой веса, отеков в процессе лечения, поступление пациента в стационар.

Противопоказания: тяжелое состояние пациента; постельный режим.

Оснащение: весы медицинские, чистая продезинфицированная клеенка на площадку весов, емкость с дезинфицирующим раствором, перчатки.

Обязательные условия: взвешивание проводится натощак утром в одни и те же часы, после предварительного опорожнения мочевого пузыря, после освобождения кишечника, в нательном белье.

Подготовка к процедуре:

1. Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель и ход обследования, получить согласие пациента.

2. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.

3. Опустить затвор весов.

4. Установить гири весов в нулевом положении, отрегулировать весы, закрыть затвор.

5. Застелить клеенку на площадку весов.

Проведение процедуры:

6. Предложить пациенту осторожно встать в центре площадки на клеенку (без тапочек).

7. Открыть затвор и путем передвижения разновесов установить равновесие.

8. Закрыть затвор.

9. Предложить пациенту осторожно сойти с весов.

10. Записать данные взвешивания в температурный лист.

Окончание процедуры:

11. Снять клеенку и погрузить в емкость для дезинфекции.

12. Снять перчатки, погрузить в емкость для дезинфекции, вымыть и осушить руки.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top