Маскулинные черты. Маскулинные девочки

Маскулинные черты. Маскулинные девочки

Маскулинность — комплекс физических, психических и поведенческих особенностей, которые свойственны мужскому полу.

Почти во все времена твердо знали, что мужчинами не рождаются, а становятся. Мужчина всегда ориентирован на достижение чего-то значимого. Недостаточная маскулинность не дает мужчине реализовать себя в карьере и личной жизни. Такие люди остаются неудачниками и лузерами.

Как не стать неудачником? Существуют отрицательные признаки маскулинности, которые мешают развиться мужчине и реализовать себя в полной мере.

1. Ненависть к работе. Если мужчина идет на работу как на каторгу, то явно не все в порядке. Не принимай поражения в области профессиональной карьеры. Переквалифицируйся, смени сферу деятельности или место работы.

2. Обида. Некоторые мужчины обижаются на жизнь. Она к ним несправедлива. Вокруг одни завистники, интриги и неприятности. «Несправедливо» обиженным быть глупо. Миру плевать на твой успех. Он не будет помогать преуспевать и достигать мечты. Если хочешь чего-то добиться, то перестань себя жалеть и сваливать неприятности на других. Все зависит от тебя!

3. Алкоголизм. Алкоголь мешает жить. Пока мужчина его пьет, то ни о чем не думает. Но он считает, что может бросить пить в любой момент. В реальности алкоголь сгубил много отличных мужиков. Наверняка ты сам знаешь несколько примеров.

4. Инфантилизм. Иногда мужчины не хотят взрослеть. Они избегают ответственности на работе и на личном фронте. Они посвящают жизнь своему хобби и стилю жизни. Не беги от ответственности на работе, не прячься от семьи и постоянных отношений.

В 1976 году Роберт Брэннон сформировал четыре принципа маскулинности.

Принципы маскулинности

Принцип маскулинности № 1. Без бабства

Женский мир очень отличается от настоящего мужского. Мужчина должен избегать всего, что присуще женщинам. Женское поведение, манеры, образ жизни и даже цели. Мужское поведение более грубое, ироничное и немного агрессивное. Мужчина – это мужчина.

Принцип маскулинности № 2. Большой босс

Каждый мужчина должен стремиться стать самым большим боссом. Это может быть любая сфера деятельности и образ успеха. Главное быть лучшим и обойти более слабых соперников. Стремись стать «большим боссом» и профессионалом в своей сфере. Мужчина — это профессионал.

Принцип маскулинности № 3. Крепкий дуб

Женщины могут быть слабыми, трусливыми, пугливыми и беспокойными. Но ты помнишь пункт первый? То, что присуще женщинам, не должно быть у мужчины. Мужчина сильный, крепкий, уверенный и непоколебимый. Крепкий дуб не проявляет слабость и малодушие. Он не прогибается под неприятностями всего мира. Мужчина – это крепкий дуб.

Принцип маскулинности № 4. Задай им жару

Мужчина сам по себе крутой перец. Он не пасует перед другими самцами и не боится банального насилия. Мужчина может задать трепку противнику. Он уверен, но спокоен в любой ситуации. Мужчина – это воин.

Выраженная маскулинность поможет тебе достичь поставленных задач и даже больше. Мужчина добьется своего, даже если ему придется разрушить сколько угодно стен из стали и железобетона, направляясь к цели.

«Страшись надежд, не знай любви земныя;
Венчальных свеч тебе не зажигать;
Не быть тебе душой семьи родныя;
Цветущего младенца не ласкать...
Но в битвах я главу твою прославлю;
Всех выше дев земных тебя поставлю.»
«Орлеанской Деве» Ф. Шиллер


Просьба не читать данную статью читателям, скептически относящимся к психоанализу, теории З.Фрейда о стадиях психосексуального развития личности, трудам К.Юнга и К. Хорни. Здесь феномен женственности и отказа от женской роли объясняется именно данной концепцией. Для себя, как специалиста, я вижу на сегодняшний день психоаналитическое объяснение понятным, логичным и авторитетным.

В основе психоаналитического метода изучения происхождения наиболее распространенных психологических проблем лежит концепция З.Фрейда о бессознательных мотивах того или иного поведения человека, которое базируется на вытесненных в подсознание импульсах, эмоциях, чувствах.

К.Юнг вносит свое видение этой концепции. Он вводит понятие коллективного бессознательного, включающего в себя генетически заложенный в каждом человеке прошлый опыт, который наполняется в процессе эволюции человека. А так же понятия Анима (женская часть) и Анимус (мужская часть) - двух составляющих частей личности.

Навигация по статье







Влияние современного патриархального общества

Под влиянием современного патриархального общества, «Под тенью Сатурна» на сегодняшний день формируется мужественность у мужчин. Давящее, требующее соответствия чему-то мифическому и невыполнимому делает мужчин неуверенными в своей маскулинности, что приводит к искажению формирования мужской идентичности.

Одни становятся авторитарными, директивными отцами, другие - «отцами-романтиками», которые на всю жизнь остаются безответственными «вечными юношами». Безусловно, описанные искажения не могут быть исчерпывающими для того, что бы разобраться в вопросе отказа от женственности, так же как и не могут относиться ко всем мужчинам.

Мы рассмотрим некоторые из сегментов, затрагивающих формирование комплекса маскулинности у женщин и то, как неразвитая маскулинность отцов влияет на формирование женской идентичности у дочерей.

Современный взгляд западного общества на женско-мужские отношения раздвоенный, нецелостный. С одной стороны мужчина смотрит на женщину как на воплощение чистоты, святости, идеала, а с другой, под влиянием патриархального строя, наделяет феминность иррациональной эмоциональностью, мягкостью и слабостью.


К.Юнг относит подобное расщепленное восприятие к состоянию мужской феминности, а не к образу земной реальной женщины. Эта амбивалентность чувств, испытываемых мужчиной по отношению к своей Аниме, «внутренней женщине», часто приводит к конфликтам во внешнем мире с реальными женщинами.

Мужчина, пренебрегая своей феминной частью, считает ее «лишним жизненным неудобством, усложняющим устройство патриархального механизма» (1) и проецирует свое отношение на жену, дочь.

Сегодня, говоря о причинах отказа женщины от своей женской природы, хочется добавить женский взгляд на проблему, сформированный женщинами психоаналитиками: К.Хорни, Х.Дейч, Линды Шиерз Леонард. Одним из достойнейших деятелей психоанализа можно считать Карен Хорни (1885-1952), которая наряду с Хелен Дейч, является общепризнанным основателем направления науки о женской психологии.

Вспомним советские времена - бесполых товарищей, чья самореализация сводилась к сфере работы, общения, заданного ограниченной идеологией, отказа от своей индивидуальности в угоду общего дела и сведению секса, тем что «его не было», до примитивного физиологического акта.

Помните эпизод из фильма «Собачье сердце», когда Швондер со своими коллегами приходит в квартиру профессора Преображенского с целью заполучить одну из комнат в шикарной квартире профессора. Перед тем как продолжить разговор профессор настаивает, что бы присутствующие мужчины сняли головные уборы.

– А вы кто? Мужчина или женщина? - спрашивает Преображенский у бесполого на вид человека в форме и фуражке.
- А какое это имеет значение? - отвечает человек.
- Если вы – женщина, можете оставаться в головном уборе – поясняет профессор.

Если при воспитании ребенка родители игнорируют его пол или снижают его (пола) ценность, то в дальнейшем это приводит к тому, что, будучи взрослым, этот мальчик или девочка будет испытывать затруднения в построении близких и долгосрочных отношений с противоположным полом.

«И лишь сейчас мы вновь возвращаемся к практически полностью забытому пониманию того, что мир состоит не из классов и сословий, не из богатых и бедных, не из начальников и подчиненных, которые всегда вторичны, а - из мужчин и женщин» (2).

Здесь я хочу ознакомить читателя с некоторыми понятиями, которые объясняют с позиции психоанализа происхождение проблемы отказа от женственности и осознание которых поможет в раскрытии сути заявленной темы.

Эдипов комплекс

Понятие «Эдипов комплекс», введено в теорию психоанализа З,Фрейдом, название взято из известного древнего мифа об Эдипе. «Эдипова ситуация» относится к третьей фазе формирования личности, которая называется «фаллической» и «фиксация» на этой стадии приводит к особенностям психосексуального развития и полоролевой ориентации. Этот период относится к 4-5 годам ребенка.

В понятие «Эдипов комплекс» входит характеристика отношений в треугольнике: мать - отец - ребенок. Считается, что в период формирования половой идентификации ребенка, у него неосознанно появляется влечение к родителю противоположного пола. Мальчик хочет жениться на маме, когда вырастит, а девочка считает своего папу самым лучшим мужчиной в мире, фантазируя на тему идеальных отношений, в которых есть пара – она и отец, а мама рассматривается как соперница.

Фиксация появляется, когда родитель, сам не прошедший эту стадию в детстве, психологически не зрелый, начинает, так же не осознанно, ревновать своего ребенка к супругу или супруга к ребенку.

В опыте многих психоаналитиков можно найти случаи клиенток, имеющих сложности в отношениях с противоположным полом, у которых обнаруживаются вытесненные желаний быть женой отца. И вместе с этим желанием вытесняется желание быть женщиной, что является своеобразным выходом, способом избежать психологического инцеста.

«Таким образом, желание быть мужчиной содействует подавлению кровосмесительных женских желаний или сопротивлению их «вытаскиванию на свет Божий».

Фантазия „я мужчина" позволяет девочке „уйти" от женской роли, в данной ситуации - слишком перегруженной виной и тревогой. Естественно, что попытка отойти от женского стиля жизни к мужскому неизбежно приносит чувство неполноценности, так как девочка начинает примерять к себе чужие притязания и оценивать себя мерками, чуждыми ее биологическому естеству, и при этом, конечно же, сталкивается с чувством, что она никогда не сможет соответствовать им полностью. Хотя чувство неполноценности очень мучительно, аналитический опыт убедительно доказывает нам, что Эго переносит его легче, чем чувство вины, связанное с сохранением женской полоролевой установки» (2)

Положительная развязка происходит, когда со временем, не получив позитивного подкрепления со стороны родителя (родитель не заигрывает с ребенком, а твердо и однозначно дает понять, что он любит своего супруга(у), и отношения с ребенком навсегда останутся исключительно детско-родительскими) в бессознательном ребенка формируется образ сильной, надежной фигуры отца и матери.


Либидонозная направленность на родителя вытесняется в бессознательное и создается жесткий блок против этих импульсов, которым нет выхода из памяти в сознание. Таким образом, формируется моральное Я, Супер-Эго, которое позволяет личности адаптироваться к социуму в части подавления сексуальных влечений.

Если говорить о дочери, то девочка развивается в «правильной» реальности, без ухода в иллюзии об идеальном мужчине. Она трезво может оценивать свои сильные и слабые стороны, а так же способна всесторонне посмотреть на личность своего будущего избранника.

Негативная фиксация на стадии «Эдипова комплекса» приводит к эмоциональной травме и девочка может далеко уйти от своей истинной женственности, приняв за единственно правильное в жизни, ту искаженную роль женщины, которую передали психологически незрелые родители. Такие искажения могут проявляться в:

  • неосознанном желании соблазнять, флиртовать с каждым мужчиной, и женщиной, находящимися рядом;
  • опять- таки, неосознанно, в каждых отношениях появляется кто-то третий. Или это отношения с женатыми мужчинами, или женщина заводит любовника, будучи в браке;
  • подавление своей женственности, проблемы с женским здоровьем и с сексуальным удовлетворением;
  • третьим лишним может быть работа, которую женщина предпочитает времени с семьей.
Это так же может быть и склонность к жертвенности, саморазрушению, проблемы с половой идентификацией и т.д.

Итак, начало типичных биологических мотивов ухода в роль мужчины, лежит в Эдиповом комплексе. Позднее они подкрепляются и поддерживаются реальной дискриминацией женской роли в обществе. И об этом чуть позже.

В данной статье я больше внимания уделяю роли отца в воспитании девочки. На мой взгляд, очень доступно и трогательно эта проблема описана в замечательной книге «Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом», автор - Линда Шиерз Леонард.

Отношения с отцом

По мере взросления дочери ее эмоциональное и духовное развитие в существенной мере зависит от ее отношений с отцом. Отец является первой маскулинной фигурой в ее жизни на основе которой формируется модель отношений к своей внутренней маскулинности и в дальнейшем к реальным мужчинам.

«Он так же формирует ее инаковость, уникальность, индивидуальность, являясь «Другим», отличным от нее и матери» (3). Отношение отца к феминности дочери в немалой степени определяет какой женщиной станет его дочь.

«Одна из многих отцовских ролей - помочь дочери совершить переход из защищенной материнской сферы во внешний мир. Совладать с ним, справиться с конфликтами, которые он создает» (3). Если отец неудачник и сам испытывает страх, то и дочь с большей вероятностью воспримет его установку робости и боязни.

Отец для дочери - модель авторитета, ответственности, умения принимать решения, быть объективной, дисциплинированной. Те, которые не могут установить границы для самих себя, не сформировали ощущение внутреннего порядка и дисциплины, остаются на подростковой стадии психического развития.

Романтичные мечтатели, избегающие конфликтов, не способные брать на себя ответственность, живут условной, а не реальной жизнью. Живут в творческих подъемах и духовных поисках, в «вечной весне», игнорируя промозглую осень и безжизненную зиму после которых происходит истинный духовный рост и возрождение.

Очаровательные и восторженные они ничего не доводят до конца, избегают трудностей и рутины. Чаще – это зависимые люди, дон жуаны, сыночки, пресмыкающиеся перед властными женами и папики, соблазняющие своих дочерей (3).

Дочери таких вечных юношей не чувствуют себя в безопасности, страдают от нестабильности, неуверенности в себе, тревожности, фригидности, слабости Эго. Стыд за отца, алко или наркозависимого, не умеющего сохранить достойную работу и поддерживать стабильный уровень жизни проецируется на себя.

Это женщины, которые постоянно испытывают стыд: за себя, за своих детей, за своего мужа и свою квартиру, машину, платье, даже за любого незнакомого человека, который на глазах у всех как-то «опростоволосился».

Такое ощущение вечного несоответствия. В таких случаях она часто создает идеал мужчины, посвящая его поиску иногда всю жизнь, игнорируя реального мужчину рядом, обесценивая его.

Другие отцы – ригидные, холодные, жесткие и авторитетные, порабощающие, пугающие дочерей силой директивной установки. Их чувственная внутренняя феминность лишена жизненной энергии. Внешне они авторитарные, а внутри себя страдающие и мягкие. Такими мягкими, чувствительными и беззащитными в дальнейшем становятся их дочери.

Послушание, долг, рациональность, контроль и правильное поведение - их жизнь. Такие отцы часто допускают насмешки, сарказм по отношению к растущей дочери.

Плюсы такого отца – они способны дать ощущение безопасности, стабильности и порядка. К минусам относится подавление женственности, проявления чувств, эмоциональной непосредственности.

Роль отца в формировании различных женских сценариев

К нарушениям роли отца в жизни дочери относятся:
  • излишний контроль, при котором девочка учится подавлять свои желания и эмоции;
  • жесткие, не меняющиеся правила в семье, при выполнении которых за будущей женщиной навсегда закрепляется та или иная роль, которую ей приходится отыгрывать всю жизнь;
  • папы-мечтатели, вечно занятые духовными поисками, негласно навешивают на дочерей ожидания своих несбывшихся надежд, небывалых фантастических успехов;
  • папы – мачо – требуют «пахать как лошадь», не признавая слабостей и чувств.
Дочери либо подчиняются, либо бунтуют против навязанной им жизни. Но и в том и другом случае они не уходят от привычного сценария, ни одно, ни другое не приближает их к самим себе. В их супружеских парах исполняются заученные роли – властной жены и «вечного юноши» – мужа, или авторитарного «папика» с «вечной девочкой – лолитой». Эти роли подавляют индивидуальную многогранную феминность женщины.

На сеансах мы со временем приходим к вопросу: «А кто я вообще? Какая я?» Часто, убрав социальные роли – жена, мама, бухгалтер и.т.д. женщине сложно что-то сказать о себе. И тогда начинается истинное знакомство с собой и наполнение своей личности силой, любовью, женственностью.

Условно можно выделить два сценария жизни, паттерна поведения у женщин, не получивших должной поддержки отца – «вечная девушка» и «амазонка в панцире».

В книге «Эмоциональная женская травма….» автор подробно останавливается на описании разновидностей этих паттернов, предлагает взглянуть с разных сторон на женские роли. Так же, на мой взгляд, основные женские несчастливые паттерны показаны в фильме «Викки, Кристина, Барселона».

Главный мужской персонаж, Хуан Антонио – образ беспечного психологически незрелого мужчины. Женские персонажи: «зажатая» в рамках традиций, гиперответственная и тревожная Викки – роль «амазонки в панцире»; «Вечная девушка», как порхающая с цветка на цветок бабочка, Кристина, не находящая удовлетворения и истинной привязанности в отношениях; Мария Елена, образ «никчемной»(3) - женщина, которая становится отверженной обществом или же сама бунтует против него».

Покорные дочери – «вечные девушки» - зависимые от чужих проекций, затрудняющиеся определить свою собственную идентичность. Они принимают любые роли, которые требуют от них авторитарные мужья.
Роковая женщина, идеальная жена, принцесса или муза – им все под силу. Но почему-то счастья нет. Таким женщинам сложно ответить на вопрос «Кто Ты?», «Что Ты хочешь?».

Другой паттерн – «женщина в футляре», «амазонка в панцире». Часто – это внешне успешные прекрасные женщины, внутри одинокие и слабые. Такие женщины наблюдали в детстве безответственного, эмоционально холодного отца.

Мужчины воспринимаются как слабые, не способные обеспечить и содержать семью. На них нельзя положиться, рассчитывать можно только на себя. На бессознательном уровне формируется мужская маскулинная идентичность, при этом феминность обесценивается. Такие женщины стремятся к чрезмерному контролю, что создает иллюзию надежности и стабильности.

Часто эти два паттерна совмещаются в одной личности. За толстым панцирем амазонки всегда прячется испуганная девочка. И та и другая бесконечно далеки от своего истинного Я, лишены связи со своим феминным ядром.

Комплекс кастрации. Зависть

Карен Хорни в своей книге «Женская психология» обращает внимание читателя, на то, что представленные З.Фрейдом «комплекс кастрации» и зависть к пенису больше соответствует представлению мальчиков о девочках, чем мужчин о женщинах и не могут быть приняты в качестве существенных причин отказа от женственности в современном обществе.

«Комплекс кастрации» относится к тому периоду психосексуального развития, когда мальчики уверены, что у девочек тоже есть пенис, и, узнав о его отсутствии, строят инфантильное предположение, что девочки – это кастрированные мальчики.

«Наказанные», таким образом, за плохое поведение, непослушание девочки, видят в отсутствии у себя пениса свою ущербность. У девочек появляется зависть к тому, чего она была лишена. Мальчик уверен, что девочка завидует ему, ведь, она является в его глазах неполноценной личностью и должна чувствовать себя униженной и хотеть отомстить.

Карен Хорни выражает большое сомнение в том, что данное открытие может играть такое важное значение в жизни девочки, что перечеркивает все богатство, дарованное ей природой.

Фригидность. Комплекс маскулинности

О «Комплексе маскулинности», отказе от женственности мы говорим тогда, когда женщина вообще не видит своих достоинств как женщины. Свои достижения она сравнивает с ценностями мужского мира, где она, безусловно, является несостоятельной. Несостоятельна, потому что эти ценности ей чужды по природе, они не дают ей подлинного целостного удовлетворения, которое способна дать исключительно внутренняя феминность, причем у мужчин в том числе.

При «комплексе маскулинности» материнство оценивается как отягощающий фактор, мешающий самореализации. В таких случаях, Карен Хорни отмечает ярко выраженную неуверенность женщины, проявляющуюся в чрезмерной критике к себе и робости, берущих начало в глубинах «комплекса кастрации», объясняемого бессознательной завистью к мужчине и желанием идентифицироваться с сильной мужской фигурой.

«наличие сильного бессознательного желания стать мужчиной неблагоприятно для формирования нормального полоролевого поведения. Сама внутренняя логика такого желания должна приводить к фригидности, или даже к полному отверганию мужчины как сексуального партнера. Фригидность, в свою очередь, усиливает чувство собственной неполноценности, так как в глубине души она безошибочно переживается как неспособность к любви. Часто это полностью противоречит сознательному восприятию собственной фригидности, которая индивидуально интерпретируется женщиной как воздержанность, целомудрие. В свою очередь, подсознательное ощущение собственной сексуальной ущербности ведет к невротически обусловленной ревности к другим женщинам»(2)

Комплекс маскулинности и связанная с ним фригидность имеет начало в том периоде детства, когда девочки действительно могут завидовать гениталиям мальчиков. В 4-5 лет, период полоролевой идентификации, ни девочка, ни мальчик не могут оценить то, неоспоримое биологическое преимущество – быть матерью, которое дается девочке природой.

Оно осознается мальчиком позже и является уже завистью взрослого мужчины, что будет способствовать развитию творческого начала, сублимируя зависть в произведения искусства.

Понятие фригидности мы будем рассматривать как расстройство личности, хотя некоторые сексологи рассматривают фригидность как обычную норму в поведении цивилизованной женщины.

Мы рассмотрим психологический аспект фригидности, который можно охарактеризовать как запрет на проявление сексуальности. Значимость этого феномена в жизни женщины огромна, ведь фригидность затрагивает практически все функции женского организма не только в психологическом аспекте.

Часто это и нарушение функции женских органов, молочных желез, нерегулярность менструального цикла, дисменорея, состояние раздражения, напряженности или слабости с середины цикла. К фригидности в психологическом аспекте, относится и нежелание иметь детей, рационализированное нехваткой денег, трудностями в отношениях. Во время беременности выкидыши, плохое самочувствие.

При рождении ребенка – нежелание его кормить грудью, ухаживать за ним, послеродовая депрессия, раздражение и паника при виде малыша. В быту фригидность может проявиться в излишней скрупулезности и чистоплотности хозяйки, либо в нежелании вообще заниматься бытом.

Но есть самый главный показатель фригидности, который присутствует всегда – это дисгармоничные отношения с мужчиной.

«Здесь же я хотела бы сказать только вот что: проявляется ли оно в полном равнодушии или смертельной ревности, в подозрительности или раздражительности, в капризной требовательности или чувстве неполноценности, в необходимости иметь любовников или в стремлении к интимной дружбе с женщинами, всегда обнаруживается одна общая черта - неспособность к полному духовному и физическому слиянию с объектом любви»(2).

На сознательном уровне такие женщины могут вести себя и выглядеть очень женственно, быть сексуальными и милыми. И мы не говорим о фригидности как отвращении к сексу. На сеансах психодинамической терапии, проникая в бессознательную сферу таких женщин, мы обнаруживаем отвержение своей женской роли.

Проговаривая об этом на сеансах, женщина приводит доводы в защиту своего выбора, объясняя его неспособностью мужчин быть «настоящими мужчинами», невозможностью добиться успеха в социуме, реализуясь как женщина.

Факторы, влияющие на психосексуальное развитие девочки

На психосексуальное развитие девочки оказывают влияние множество факторов, помимо описанных.

Начальная зависть к пенису, является еще нарциссичной, ненаправленной на объект. При благоприятном развитии (отсутствии эмоциональных и физических травм) нарциссическая зависть становится объектной, проявляясь в любви к мужчине и ребенку.

Дополнительными условиями в психосексуальном формировании девочки являются так же отношения в семье. Это и обсуждаемость или избегание обсуждения темы секса; и случайно увиденный половой акт родителей, который может быть понятым, как насилие над женщиной; и менструальная кровь, которая только подтверждает в понимании маленькой девочки факт насилия; случаи, когда в семье больше внимания уделяется брату.

Это те вещи, которые могут блокировать нормальное развитие женственности и способствовать выбору мужской идентификации, как более выигрышной и способствующей выживанию.

Наблюдаемое болезненное состояние матери во время менструации, жестокое обращение отца с ней только укрепляет убеждение девочки, что быть женщиной опасно и больно.

Если данные события имеют место быть в жизни девочки, особенно в период 3-5 лет, когда она естественным образом отождествляет себя с материнским началом, и в этот же период появляется неосознанное влечение к отцу, и следующее за ним чувство тревоги и вины, вытесняемое в бессознательно, то есть большая вероятность возникновения и закрепления комплекса мускулинности и отказа от женственности.

«Из-за своих тревог и чувства вины девочка может совершенно «отвернуться» от роли женщины и найти убежище в фиктивной маскулинности. Маскулинные желания, первоначально возникающие из наивной зависти (которая, учитывая ее природу, обречена быстро исчезнуть) теперь закрепляются тревогой и виной, а две эти могущественные силы уже вполне могут привести к вышеописанным последствиям» (2)

В дальнейшем растущая девушка вынуждена подтверждать свой детский неосознанный выбор высмеивая все женственное (одежда, увлечения, уход за своей внешностью и уют, дом). При этом, проявляясь в мужском мире, внутренняя неуверенность и неудовлетворенность приводит к ощущению потери и непонимания себя.

К сожалению, даже если описанные события не имели места в жизни девочки, то «выйдя в свет», ища свое место в социуме она столкнётся с мужским патриархальным миром, где женщина обладает меньшей ценностью по сравнению с мужчиной.

Мужское расщепление феминности на идеальную (муза, любовница, богиня) и земную (мать его детей, жена, хозяйка) никак не способствует раскрытию истинной женственности, формированию целостной личности. Женщина должна выбирать: стабильные отношения в браке или яркие сексуальные переживания и выстраивание своего личностного пространства, где есть хобби, спорт, уход за собой, путешествия.

Эти патриархальные ограничения, вынуждающие женщину принимать негласный выбор отказа от сексуальности и богатства внутренних переживаний, быстрее приводят к фригидности по сравнению с «комплексом кастрации» и «эдиповым комплексом».

При чем, неважно какой именно выбор сделает женщина – или в пользу стабильных отношений или в пользу «искательницы приключений», «бизнес-вумен». И в том и в другом случае это приводит к нарушению целостности феминного ядра, ощущению неполноценности своей женственности.

Здоровое проявление феминности возможно при объединении сексуального влечения с эмоциями. Если женщина не любит, она не может получить истинное удовлетворение в сексе. Это не про оргазм, это про наполнение и женское счастье.

Отсутствие данного тандема способствует усилению фригидности и отторжению женственности.
В каждом отдельном случае, разобравшись с индивидуальными особенностями психосексуального развития женщины можно выявить личные факторы каждой клиентки, осознать их и выйти на реальное понимание причины «запрета на женственность».

Психотерапия женской дисгармонии

Хочу еще раз подчеркнуть, что мы имеем дело с внутренней реальностью, с бессознательными установками, которые при своем формировании играли адаптивную роль в жизни девочки, способствуя ее «выживанию» во внешней реальности, в социуме. В психотерапии мы бережно знакомимся с этой внутренней реальностью и рассматриваем каждую из установок на предмет полезности в данный период жизни женщины.

Если мы говорим о папе или маме, о муже или ребенке, мы изменяем отношения с внутренними персонажами, установками, что приводит в дальнейшем к изменению внешних реальных отношений. В психодинамической терапии по методу символдрама мы изучаем символы, характеризующие внутренние конфликты и интроекты значимых людей.

Для успешной терапии, независимо от метода, определяющим успех фактором является желание женщины менять свою жизнь, брать ответственность на себя, а не перекладывать ее на папу либо мужчин вообще.

«В удивительном путешествии к самой себе, наполненном страхами и сомнениями, радостями и разочарованиями происходит наполнение личностного ядра, выравнивание деформированных его границ. Нужно найти, распознать замороженные кристаллы чувств вины, тревоги, стыда, обиды, прожить их, растопить любовью и слезами, огнем невысказанного гнева и ярости. В конце путешествия к любви и гармонии происходит осознание и принятие всех граней проявления женственности. И мягкой уступчивой дочки – куколки, и сильной могущественной королевы - матери, и «Тени», которая может нарушить и растоптать любые правила, и тонкой творческой натуры, создающей что-то новое – будь то произведения искусства или любой самый смелый бизнес – проект».(3)

В психотерапевтической работе мы проходим следующие этапы. Определяем тип эмоциональной травмы, наполняем клиентку ресурсами. Самый первый ресурс – это ощущение безопасности и стабильности.

Помимо создания терапевтического пространства можно использовать такие символдраматические мотивы как «Луг», «Ручей», «Гончарная мастерская», «Безопасное место», «Строительство крепости» и др.

Когда состояние клиентки относительно стабильно на протяжении длительного времени, мы начинаем прояснять разные стороны личности женщины, определяем их роль в ее жизни, ищем в них силу, избавляемся от ненужных, отживших свое.

Очень хорош на этой стадии арт терапевтический метод «Маски», а так же символдраматический мотив «Опушка леса». Здесь мы прорабатываем внутренние конфликты, находим пути примирения частей личности, что, несомненно, отображается и во внешней жизни клиентки.

Отношения с окружающими меняются в лучшую сторону, хотя может показаться, что ничего намеренно для этого не делается. Здесь же может произойти и погружение в переживание эмоциональных травм.

Успешной динамикой является интеграция негативных событий в опыт и мудрость, что приводит к духовному росту и развитию личности.

Во внешней жизни интегрированная личность – это сбалансированная, гармоничная личность, умеющая любить и быть любимой, имеющая свои интересы, творческие проекты, здоровая физически и психически. Принимающая своих родителей и ощущающая благодарность своим родителям за то, что они смогли дать.

Способная не переделывать своих детей, пытаясь воплотить в них свои непрожитые жизни, а дать возможность проявиться их врожденным способностям. Совершающая поступки из ядра своей личности, а не только использующая адаптивные реакции на внешние стимулы обстоятельств. Осознающая свои границы и уважающая границы других.

В конце терапии мы строим планы, оговариваем пути их реализации. Здесь можно использовать и техники НЛП – создание новой части личности, интеграция нейролингвистических уровней, символдраматические мотивы «Волшебный магазин», «Мое царство», «Узелок в дорожку» и многие др.

Задача роста личности по Юнгу состоит в признании конфликтной, теневой стороны личности. Увидеть ценность каждой из сторон личности.

«Все мы несем в себе след психологического воздействия своих родителей, однако мы не обречены остаться навсегда лишь продуктами их воздействия. Психике присущ природный исцеляющий процесс, направленный на достижения равновесия и целостности. Кроме того, в психике существуют природные паттерны поведения, которые мы называем архетипами и которые вполне могут служить нам внутренними моделями, даже если внешние модели отсутствуют или не удовлетворяют» (3).

ВАЖНЫМ АСПЕКТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОЗНАНИЕ ЖЕНЩИНОЙ ТЕХ ПАТТЕРНОВ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ НАВЯЗАНЫ ЕЙ ТРАВМАТИЧНЫМ ОПЫТОМ, ИХ ПРОРАБОТКА, ПРОЖИВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ЖИЗНИ.

Список использованной литературы:

  1. «Мы» Роберт Джонсон
  2. «Женская психология» Карен Хорни (адаптация книги Михаил Решетников)
  3. «Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом» Линда Шиерз Леонард
  4. Журнал «Символдрама» №1-2 (10) 2016» Кататимно-имагинативная психотерапия в работе с психической травмой».
  5. Репродукция картины Сальвадора Дали «Три явления лица Галы».

Маскулинность и фемининность (от лат. masculinus - мужской и femininus - женский) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин (Психология. Словарь, 1990). Некоторые исследователи сейчас избегают этих терминов, которые кажутся им слишком общими и вводящими в заблуждение.

Как отмечает В. Е. Каган (1991), не все в человеке может быть описано альтернативой «мужское» или «женское». Например, мужские и женские половые гормоны продуцируют как мужской, так и женский организмы, а гормональная маскулинность или фемининность определяется по преобладанию тех или других. По данным Дж. Мани (J. Money, 1980), у мужчин уровень женских гормонов варьирует в больших диапазонах: эстрогенов - от 2 % до 30 % того, что имеется в женском организме, а прогестерона - от 6 % до 100 %. У женщин уровень андрогенов (мужские половые гормоны) составляет по сравнению с уровнем у мужчин 6 %. Головной мозг несет в себе возможности программирования поведения и по мужскому, и по женскому типу. Поэтому максулинность-фемининность описывают как модель в виде сообщающегося сосуда, и «свой» сосуд должен быть заполнен больше, чем «чужой». Это соответствует представлениям Г. Гейсмана, написавшего около века назад книгу «Психология женщины»: различия в мужской и женской психологии являются различиями не по ценности и не по качеству, а лишь по степени статистической значимости. Правда, это не помешало ему выделить 6 основных отличительных черт психологии типичной «средней» женщины: эмоциональность; богатая фантазия; конкретность мышления с преобладанием ассоциаций по смежности; протекание мыслительного процесса преимущественно в подсознательной сфере; гармоничность и целостность психики; нравственная чистота, альтруизм, высокоразвитое чувство долга.

О. Вейнингер (1991) тоже писал в начале XXв. о бисексуальности каждого человека. «Дифференциация полов, разделение их никогда не бывает совершенно законченным, - писал он. - Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. Все половые признаки женщины имеются и у мужчины, хотя бы только в зачаточном, рудиментарном виде». И далее: «Можно даже сказать, что в области опыта нет ни мужчины, ни женщины. Существует только мужественное и женственное».

На основе этой идеи западные психологи в 30-60-х гг. XX в. создали несколько специальных шкал для измерения маскулинности-фемининности умственных способностей, интересов, эмоций и т. д. (тест Термана-Майлз, шкала М/Ф MMPI , шкала маскулинности Гилфорда и др.). Эти шкалы предполагают, что индивиды различаются по степени маскулинности-фемининности. Все свойства в этих тестах альтернативны, т. е. высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчины желательна высокая маскулинность, а для женщины - высокая фемининность. Однако далеко не все психические качества четко делятся на мужские и женские. Кроме того, обнаружилось, что соотношение М/Ф по разным шкалам может быть различным: человек, маскулинный по одним показателям, может быть фемининным по другим.

Другие методы - тест Сандры Бем (S. Bem, 1979) и «Вопросник личностных свойств» Джанет Спенс и Роберта Хельмриха (J. Spence, R. Helmrich, 1979) - рассматривают маскулинность и фемининность не как альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а как независимые качества. С. Бем с помощью своего теста выделила четыре группы мужчин и женщин (табл. 13.1). В итоге выделились 8 полоролевых типов (по 4 для мужчин и женщин).

Таблица 13.1. Типология мужчин и женщин по выраженности маскулинности и фемининности

Маскулинность

Фемининность

Маскулинный

Фемининный

Андрогинный

Недифференцированный

При характеристике маскулинности-фемининности, даваемой в англоязычной литературе, отчетливо просматривается тенденция связывать маскулинность с деятельностью, а фемининность - с общением. По этому поводу в англоязычных странах есть такой анекдот: «Когда муж возвращается от друзей, жена его спрашивает: "О чем вы разговаривали ?" Муж отвечает: "Да ни о чем. Мы просто рыбу ловили". Когда жена возвращается от подруг, муж в свою очередь спрашивает ее: "Что вы там делали ?" На что жена отвечает: "Да ничего, мы просто разговаривали"».

Отмечается, что высокая фемининность у женщин и высокая маскулинность у мужчин вовсе не являются гарантией психического благополучия. Так, высокая фемининность у женщин часто совпадает с пониженным самоуважением и повышенной тревожностью. Высокомаскулинные мужчины тоже оказались более тревожными, менее уверенными в себе и менее способными к лидерству, хотя будучи подростками, обладали такой уверенностью и были удовлетворены своим положением среди сверстников. Высокофемининные женщины и высокомаскулинные мужчины хуже справляются с деятельностью, не совпадающей с традиционными половыми ролями. Дети, которые ведут себя строго в соответствии с требованиями их половой роли, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями полагает, что выполнение роли мужественности имеет не только положительные стороны, но и отрицательные. Больше того, когда обстановка требует проявления «женских» качеств и действий, у мужчины, строго придерживающегося мужской роли, может возникнуть мужской гендерно-ролевой стресс или, по О"Нилу, - гендерно-ролевой конфликт.

О"Нил с коллегами отметили шесть признаков гендерно-ролевого конфликта.

1. Ограничение эмоциональности - трудность в выражении своих эмоций или отрицание права других на их выражение.

2. Гомофобия - боязнь гомосексуалов.

3. Потребность контролировать людей и ситуации, проявлять власть.

4. Ограничение сексуального поведения и демонстрации привязанности.

5. Навязчивое стремление к соревновательности и успеху.

6. Проблемы с физическим здоровьем, возникающие из-за неправильного образа жизни.

Теория андрогинности

Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную (холическую) личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния , т. е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Интересно, что еще во времена Платона была распространена легенда о людях-андрогенах, которые сочетали в себе вид обоих полов. Они были сильны и питали замыслы посягнуть даже на власть богов. И тогда Зевс разделил их на две половины - мужскую и женскую.

Андрогиния понимается как эмансипация обоих полов, а не как борьба женщин за равенство в маскулинно ориентированном обществе.

Хотя создателем теории андрогинности считается Сандра Бем, у нее были предшественники, в том числе и такой авторитетный, как Карл Юнг.

К. Юнг (1994) видел в идее единства двух противоположностей - мужского и женского - образ архетипический. Воплощение женского начала в мужском бессознательном (анима ) и мужского в женском (анимус ), т. е. психологическую бисексуальность он рассматривал как самые значительные архетипы, как регуляторы поведения, проявляющие себя наиболее типично в некоторых снах и фантазиях или в иррациональности мужского чувства и женского рассуждения.

Как анимус, так и анима пребывают, по К. Юнгу, между индивидуальным сознанием и коллективным бессознательным. Анимус выражается в спонтанных, непреднамеренных взглядах, влияющих на эмоциональную жизнь женщины. Анима является сходным соединением чувствований, которые влияют на миропонимание мужчин, будучи направленным на бессознательное и двусмысленное в женщине, а также в сторону ее тщеславия, холодности и беспомощности. Архетип «анима-анимус», по К. Юнгу, состоит из вытесненных, непрожитых черт личности, заключающих в себе огромные возможности и энергию для более полной реализации потенциала личности. Оставаясь в бессознательном, анима и анимус являются во многом опасными. Осознание же мужчиной своей внутренней женственности (анимы), а женщиной - мужественности (анимуса), приводит к открытию и интеграции истинной сущности, что является показателем личностного роста.

Близка к точке зрения К. Юнга и позиция представителя современной аналитической психологии Р. Джонсона (1995), который полагает, что жизненный путь женщины - это непрерывная борьба и эволюция по отношению к мужскому образу жизни, находящемуся как вовне ее, так и внутри, в качестве собственного анимуса. «Развитие женщины может продолжаться, если анимус, осознанный как таковой, займет положение между сознательным эго и бессознательным внутренним миром и станет посредником между ними, помогая, где только может. Впоследствии он поможет открыть для нее подлинный духовный мир», - пишет Р. Джонсон (с. 41).

Как отмечает К. Мартин (C. Martin, 1990), раньше андрогинное поведение допускалось родителями только в отношении девочек. Теперь взгляды изменились, и андрогинным может стать и мальчик. Такое поведение вырабатывается у детей в том случае, если оно моделируется на глазах ребенка родителем своего пола и принимается (поощряется) родителем противоположного пола (D. Ruble, 1988).

«Новый уклад жизни ведет к возникновению новых психологических и социальных характеристик обоих полов. И мужчины, и женщины стремятся сегодня к реализации «второй половины» своей натуры, которую их веками учили подавлять. В результате происходит смешение мужских и женских качеств, отрицание неравенства полов и их строго взаимодополняющего характера.

Еще одно новое явление - размывание векового стереотипа мужчины-воина, образа, уходящего в глубокую древность. Сегодня, когда над миром нависла угроза ядерной войны, бессмысленно, говоря о будущем, приписывать мужчине достоинства традиционного воина. Все мы, мужчины и женщины, можем стать жертвами такой войны, и у нас не будет ни времени, ни возможности для самозащиты. Призрак атомной бомбы заставляет не думать о различиях между полами: ведь «нажать кнопку» сможет и женщина.

Но кроме этой апокалиптической картины, современные войны рождают иные образы человека с оружием в руках. И в этом нет ничего удивительного: просто война перестала быть прерогативой мужчин, равно как активность или пассивность перестали быть свойствами одного или другого пола.

Как ни странно, характерные качества мужчин пока еще не стали предметом столь широкой дискуссии и споров, как специфические черты женщин. И все же мы осмелимся предсказать, что в ближайшие 50 лет этот вопрос встанет очень остро.

Похоже, что женщины усвоили чисто мужские качества, сохранив при этом традиционно женские черты. Западная женщина XX в. - своего рода двуполое создание. Она одновременно мужественна и женственна, играя то одну, то другую роль в зависимости от времени суток или периода жизни. Она с неохотой принимает новое и отказывается от старого, балансируя, как канатоходец (что не всегда легко), между своими женскими и мужскими устремлениями. То пассивная - то полная энергии, то любящая мать - то честолюбивая эгоистка, то нежная - то агрессивная, то терпеливая - то напористая современная женщина смешала все карты, которые сдала ей судьба.

На фоне этого «женского бунта» сразу становится заметным сопротивление мужчин и даже их обеспокоенность. Изменения, которые происходят с женщинами, и их новые требования заставляют мужчин ставить под сомнение свое традиционное отношение к самим себе. Тот факт, что женщины освоили все мужские занятия и присвоили себе черты, которые испокон веку считались мужскими, часто воспринимается мужчинами как грабеж средь бела дня, как утрата, с которой они никак не могут примириться.

Мужчинам трудно усваивать черты женского характера и открыто проявлять их в своем поведении, поскольку они усматривают в этом угрозу своему мужскому достоинству. Что касается женщин, то они иначе смотрят на эту проблему. Наиболее убедительное объяснение такой реакции мужчин дает американский психоаналитик Роберт Дж. Столлер. В противоположность Фрейду он утверждает, что «мужские» качества ничуть не сильнее или естественнее женских. В первые несколько месяцев жизни новорожденный мальчик отождествляет себя с матерью, в симбиозе с которой он живет».

Сандра Бем считала, что андрогиния обеспечивает большие возможности социальной адаптации. Так, в зарубежных исследованиях была обнаружена связь андрогинии с ситуативной гибкостью, высоким самоуважением, мотивацией к достижениям, хорошим исполнением родительской роли. Отмечена также бо льшая удовлетворенность браком, большее ощущение благополучия и т. д. В нашей стране тоже есть сторонники такой точки зрения на андрогинию. Так, В. М. Погольша полагает, что мужчины и женщины, обладающие андрогинными чертами, могут иметь преимущества, например, в способности оказывать влияние на других людей. Установлено, что у людей складываются более удовлетворительные отношения с андрогинными партнерами. Андрогинность в значительной степени зависит от этнических и социальных факторов. Так, афроамериканцы и пуэрториканцы, как мужчины, так и женщины, более андрогинны, чем евроамериканцы. Объясняют это высоким уровнем безработицы среди чернокожих мужчин и низкой оплатой их труда, в результате чего чернокожие женщины заняли на рынке труда более уверенные позиции по сравнению с белыми женщинами. Их представление о женственности стало включать уверенность в себе, находчивость и самостоятельность, физическую силу.

С учетом этого некоторые теоретики стали говорить, что категория «женщина» является неустойчивой или вообще не существующей. Но тогда то же можно сказать и про категорию «мужчина».

Теория андрогинии вызвала на Западе не только большой интерес, но и критику ее основ. Возможно, это было вызвано тем, что в американском обществе маскулинность дает человеку больше преимуществ, чем фемининность и андрогинность, и поэтому некоторые женщины предпочитают демонстрировать маскулинное поведение, так как выгод от него может быть больше, чем потерь. Ряд женщин подражают маскулинному лидерскому стилю, особенно если они занимают должности в традиционно мужских областях деятельности. М. Тейлор и Дж. Холл считают даже, что понятие андрогинии излишне.

Спенс и Хельмрих (J. Spens, R. Helmrich, 1981) предложили вместо терминов «мужественность» и «женственность» использовать другие: инструментальность (способность к самоутверждению и компетентность, традиционно приписываемые мужчинам) и экспрессивность , традиционно связываемые с женственностью.

Сама С. Бем в последней книге (1993) признает, что концепция андрогинии далека от реального положения дел, так как переход личности к андрогинии требует изменений не личностных особенностей, а структуры общественных институтов. Кроме того, существует опасность утраты того положительного, что несет в себе сглаживание дихотомии мужского-женского.

В то же время положительной стороной концепции С. Бем об андрогинии является то, что она привлекла внимание к тому факту, что для общества одинаково привлекательными могут быть как мужские, так и женские качества.

Понятие о свойствах нервной системы введено в физиологию

И. П. Павловым. Б. М. Теплов, следуя за И. П. Павловым, под свойствами нервной

системы понимал природные, врожденные особенности нервной системы, влияющие

на формирование индивидуальных форм поведения (у животных) и некоторых ин-

дивидуальных различий способностей и характера (у человека).

Если исходить из существа изучаемых явлений, а не из названия свойств нервной

системы, то можно выделить такие свойства, как усвоение ритма приходящих к тка-

ням импульсов (лабильность), наличие следовых процессов (подвижность-инерт-

ность), фоновую активность (активированность, сила-слабость). Делались попытки

изучения и других особенностей работы нервной системы, получивших название

«свойство динамичности» (В. Д. Небылицын, 1966) и «свойство концентрации воз-

буждения» (М. Н. Борисова, 19596), однако в дальнейшем эти попытки прекратились,

очевидно, потому, что не было убежденности в их действительном существовании

Основные свойства нервной системы – свойства нервной системы, выделенные в экспериментальных исследованиях дифференциальной психофизиологии: динамичность нервных процессов, их сила, подвижность и лабильность (табл. 2). Каждое из этих свойств характеризуется двумя нервными процессами – возбуждением и торможением, а также третьим показателем – балансом по возбуждению и торможению. Динамичность нервной системы – свойство нервной системы, свидетельствующее о скорости образования условных реакций. Эти реакции могут заключаться в выработке положительных условных рефлексов, что является показателем динамичности по возбуждению, или в условно-рефлекторном торможении (динамичность по торможению). Показателем динамичности по возбуждению является, например, условно-рефлекторное изменение показателей электроэнцефалограммы. Используя в качестве условного стимула звуковой сигнал, а в качестве подкрепления – зрительный раздражитель, можно вызвать условно-рефлекторное изменение корковой ритмики: в ответ на звуковой сигнал будут возникать такие изменения в электроэнцефалограмме, которые характерны не для звукового раздражителя, а для сочетания звука и света. Сила нервной системы – свойство нервной системы, понимаемое как способность нервной системы в течение длительного времени поддерживать состояние работоспособности, а также как выносливость по отношению к длительным процессам возбуждения и торможения. Представления И.П.Павлова об изменении возбудительного процесса при увеличении интенсивности стимула определили специфику методов исследования силы нервной системы. При низкой интенсивности происходит иррадиация возбудительного процесса, при повышении интенсивности – концентрация, а при дальнейшем повышении интенсивности – опять иррадиация. В экспериментальной ситуации варьирование уровня возбуждения достигается сочетанием двух способов: 1) подаются два типа стимулов: стимул, на который должен отреагировать испытуемый (например, звуковой сигнал), и слабый „точечный” раздражитель. Повышение интенсивности этого дополнительного стимула вначале повышает чувствительность к основному сигналу, а затем, при высокой его интенсивности, – снижает. В зависимости от силы нервной системы чувствительность к основному сигналу меняется при разных интенсивностях дополнительного стимула; 2) даются разные дозы кофеина, которые усиливают процесс возбуждения, причем в большей степени у тех испытуемых, которые имеют слабую нервную систему. При этом у лиц с сильной нервной системой чувствительность к основному стимулу не изменяется, а у лиц со слабой нервной системой – повышается. Как было показано в экспериментальных исследованиях, параметры силы-слабости нервной системы связаны с чувствительностью. Так, при измерении латентных периодов простых двигательных реакций (времени от возникновения стимула до начала движения) было обнаружено, что у всех испытуемых латентные периоды уменьшаются при увеличении стимула (например, чем громче звук, тем быстрее реагирует на него испытуемый). Однако у испытуемых со слабой нервной системой это изменение (увеличение скорости реакции при повышении интенсивности стимула) выражено значительно меньше, чем у испытуемых с сильной нервной системой, поскольку „слабые” в отличие от “сильных” на все стимулы реагируют относительно быстро. Таким образом, обратной стороной слабости нервной системы (меньшей выносливости) является ее высокая чувствительность. Подвижность нервной системы – свойство нервной системы, характеризующее скоростные процессы, в частности скорость смены возбуждения торможением и торможения возбуждением. Это свойство нервной системы диагностируется с помощью переделки знаков раздражителя при выработке условных реакций. Чем скорее положительный раздражитель превратится в процессе переделки в тормозный, тем выше скорость смены возбуждения торможением и тем выше подвижность. Лабильность нервной системы – свойство нервной системы, связанное со скоростью возникновения и прекращения нервных процессов. Наиболее распространенным методом исследования лабильности НС (нервной системы) является последовательное предъявление стимулов. Уменьшение интервалов между стимулами приводит к тому, что в какой-то момент они перестают восприниматься как дискретные (световые вспышки, например, перестают восприниматься как мелькания и кажутся ровным светом). Чем меньше интервал между стимулами, при котором стимулы воспринимаются как дискретные, тем выше лабильность. При факторно-аналитических исследованиях свойств нервной системы было показано, что все они представляют собой самостоятельные свойства. Позднее, в конце 60-х годов, в связи с парциальностью в проявлениях свойств нервной системы (в основном, в связи с несовпадением данных, получаемых в разных анализаторах, например в зрительном и слуховом) рассматривался вопрос о существовании общих и частных свойств нервной системы. По предположению В.Д.Небылицына, различия между общими и частными свойствами нервной системы объясняются структурно-морфологическими особенностями строения мозга. Частные свойства нервной системы (т.е. те, которые соответствуют разным анализаторам) связаны с ретроцентральной (задней) корой головного мозга и со спецификой ее функций – обработкой сенсорной информации. Общие свойства нервной системы определяются антецентральной (лобной) корой головного мозга, которая обеспечивает общую регуляцию функций. Дальнейший анализ анатомо-морфологических основ свойств нервной системы привел к выводу о важности общего уровня активации для психофизиологической регуляции психической деятельности. Устойчивые индивидуальные различия в уровне активации обусловливают активированность – наиболее общее свойство нервной системы, состоящее в безусловно-рефлекторном балансе процессов возбуждения и торможения. Показателями активированности в этом случае являются, в частности, некоторые особенности мозговой ритмики, например частота альфа-ритма в электроэнцефалограмме, регистрируемой в состоянии покоя. Выделение общих и более частных свойств нервной системы позволило В.М.Русалову предположить, что организация этих свойств, их структура имеют иерархическое строение. Наиболее высокий уровень образуют системные свойства нервной системы, функция которых заключается в интеграции нервных процессов, связанных с целостной деятельностью мозга. Ко второму уровню относятся свойства нервной системы, осуществляющие интеграцию нервных процессов, связанных с отдельными подструктурами мозга. К этим свойствам нервной системы относятся общие свойства, изучавшиеся Б.М.Тепловым, и частные свойства (соответствующие отдельным сенсорным модальностям), описанные В.Д.Небылицыным. Наиболее элементарный уровень образуют свойства нервной системы, связанные с интегративной деятельностью нейронов.

35СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Понятие о силе нервной системы выдвинуто И. П. Павловым в

1922 году. При изучении условнорефлекторной деятельности животных было выяв-

лено, что чем больше интенсивность раздражителя или чем чаще он применяется,

тем больше ответная условнорефлекторная реакция. Однако при достижении опре-

деленной интенсивности или частоты раздражения условнорефлекторный ответ на-

чинает снижаться. В целом эта зависимость была сформулирована как «закон силы»

Было замечено, что у животных проявляется этот закон не одинаково: у одних

запредельное торможение, при котором начинается снижение условно-рефлектор-

ного ответа, наступает при меньшей интенсивности или частоте раздражения, чем у

других. Первые были отнесены к «слабому типу» нервной системы, вторые к «силь-

ному типу». Возникли и два способа диагностики силы нервной системы: по макси-

мальной интенсивности однократного раздражения, еще не приводящего к сниже-

нию условнорефлекторной реакции (измерение силы через «верхний порог»), и по

наибольшему числу раздражений, тоже еще не приводящему к снижению рефлек-

торного ответа (измерение силы через ее «выносливость»).

В лаборатории Б. М. Теплова была выявлена большая чувствительность лиц со

слабой нервной системой по сравнению с лицами, имеющими сильную нервную сис-

тему. Отсюда возник еще один способ измерения силы нервной системы - через бы-

строту реагирования человека на сигналы разной интенсивности: субъекты со слабой

нервной системой из-за своей более высокой чувствительности реагируют на слабые

и средние по силе сигналы быстрее, чем субъекты с сильной нервной системой. По

сути, в этом случае сила нервной системы определяется через «нижний порог».

Сила нервной системы как реактивность . Для того чтобы возникла видимая от-

ветная реакция (ощущение раздражителя или движение рукой), нужно, чтобы раз-

дражитель превысил или по крайней мере достиг определенной (пороговой) величи-

ны. Это значит, что данный раздражитель вызывает такие физиологические и физи-

ко-химические изменения раздражаемого субстрата, которые достаточны для

появления ощущения или ответной двигательной реакции.

Сила нервной системы как выносливость . Многократное повторное предъявле-

ние одинакового по силе раздражителя через короткие интервалы времени вызывает

явление суммации, т. е. усиление рефлекторных реакций за счет роста фоновой акти-

вации, так как каждое предыдущее возбуждение оставляет после себя след и поэтому

каждая последующая реакция испытуемого начинается на более высоком функцио-

нальном уровне, чем предыдущая.

Поскольку исходный уровень активации у субъектов со слабой нервной системой

выше, чем у субъектов с сильной нервной системой, явление суммации возбуждения

и связанное с ним увеличение реагирования (несмотря на постоянную по физиче-

ским параметрам силу раздражителя) у них быстрее достигнет предела реагирования

и быстрее наступит «тормозный» эффект, т. е. снижение эффективности реагирова-

ния. У лиц с сильной нервной системой из-за более низкой активации покоя имеется

больший «запас прочности», и поэтому суммация у них может продолжаться большее

время без достижения предела реагирования. Кроме того, возможно, что и предел

реагирования у «сильных» находится на более высоком уровне, чем у «слабых»

24 854

Что такое маскулинность, почему насилие и гомофобия важны для «настоящих» мужчин, как патриархальное представление о мужчинах влияет на общество в целом и как выйти из замкнутого круга стереотипов?

* В рамках данной статьи термины «женщина» и «мужчина» используются для описания социальных групп с соответствующими предписанными полами, а не для описания гендерных идентичностей.

Что такое маскулинность?


Само понятие маскулинности отнюдь не новое. Созданный в конце XIX века, термин изначально использовался в дискуссиях о «естественных» качествах мужчин и женщин, якобы наследуемых ими при рождении. Под маскулинностью понимались специфические «мужские» черты, такие как агрессивность, рациональность, активность, предприимчивость, наличие высокого интеллекта, физическая сила и другие хорошо известные стереотипы.

Так называемый эссенциализм – представления о том, что люди рождаются с уже закрепленными моделями поведения, взаимодействия с другими и личностными особенностями, – широко критиковался сразу несколькими социологическими и психологическими школами. На смену представлениям о врожденных чертах пришел конструктивистский подход. Конструктивизм утверждал, что взаимодействие с другими, определение себя в обществе и экспрессия внутреннего ощущения человека создаются социальным порядком: ничто не естественно, все социально. Развитие социологии гендера и феминистской методологии позволили пересмотреть феномен маскулинности и поставить под сомнение ее «природность».

Самая нелепая норма: мальчик должен быть терпеливым и сильным, а если не так, то он не мальчик. Я такого не понимаю, ну что за глупости? Будто девочка не может быть такой или же, если мальчик будет с другими чертами характера, он перестает быть мальчиком.


Катя, 14 лет

Сегодня маскулинность трактуется как набор норм, ролей, ценностей, личностных характеристик и определённых типов поведения, традиционно ожидаемых в обществе от мужчин. Родился мужчиной – добро пожаловать в «дивный новый мир», где тебе нужно построить свой бизнес, сделать научную карьеру, жениться (обязательно на женщине) и непременно совершить какой-нибудь подвиг, доказывающий твои бесстрашие и героизм.

Маскулинность относится не только непосредственно к личным качествам человека – она также диктует формат взаимодействия с другими. По мнению гендерной исследовательницы и профессорки Сиднейского университета Рэйвин Коннел, маскулинность – это специфический способ легитимации патриархата, т.е. системы, где «женское» подчинено «мужскому» (Connell, 1987). При патриархате маскулинность становится социальным и культурным стандартом, который делает возможными отношения доминирования и угнетения.

Люди ожидают, что я обязательно буду доминировать и буду «активом» в романтических/сексуальных отношениях. Никакого равноправия: или я главный, или не мужик.


Hagra, 23 года

Инженер, А., 19 лет.


Фотография. На фото: смартфон, зажигалка, сигареты, портативная игровая приставка, блокнот, книга, конспект.

Но откуда возникает угнетение «женского»? Анализируя иерархию маскулинных качеств, американская исследовательница гендерной психологии Шон Меган Берн пишет, что существующие в европейской культуре нормы, приписываемые мужчинам, можно условно разделить на три категории. Центральной нормой можно называть норму твердости. «Идеальный мужчина» не только активно демонстрирует физическую твердость: участвует в спорте, выполняет тяжелые физические нагрузки – он готов показать себя экспертом в своем деле. Норма интеллектуальной твердости подразумевает, что мужчина должен обладать всей полнотой знания и служить образцом профессионализма. Эмоциональная твердость запрещает публичное и приватное проявление чувств, за исключением тех, которые работают на поддержание физической и интеллектуальной нормы. Разрешенным эмоциональным репертуаром для мужчин становятся агрессия и насилие, которые транслируются не только вербально, но и физически. Нельзя плакать «как девчонка», зато можно ударить, если ты расстроен.

[Для окружающих транзиция] изменяет и восприятие моих ментальных проблем: раньше я был "истеричкой" – теперь же у меня "плохой самоконтроль", чтобы это ни значило. Рамки насчет ориентации очень ужесточились. Раньше можно было отвечать "я не знаю", "я никак себя не называю" – сейчас требуют четкого ответа. Вообще, во всем от меня ожидают решительности. Я должен быть более собранным, уметь контролировать собственные эмоции, находиться в уверенно-приподнятом настроении 24/7, а если я этого не делаю, значит, случилось что-то серьезное.


Социальный статус и контакты в публичной сфере регулируются нормой успешности. Согласно ей, отношения с другими – коллегами, друзьями, возлюбленными – должны прямо или косвенно использоваться для получения более высокого социального статуса. Выбор профессии, хобби, занятия в свободное время должны отвечать принятым социальным требованиям и расширять символический капитал.

Люди, вероятно, ожидают услышать от меня что-то наподобие "я с детства играл в машинки, любил футбол и пил пивасик в подъезде, попутно разглядывая эротические картинки из какого-нибудь журнала". И когда этого не происходит, они немного теряются и не понимают, что тогда маскулинность в моем понимании и как я вообще определил для себя, что я мужчина. Парадокс в том, что я хорошо знаю этих людей, и они, как и я, никогда не любили футбол, не играли в машинки и далее по списку. Тогда как они определили для себя свою маскулинность?


Наибольшее значение для поддержания отношений доминирования имеет норма антифеминности. Исследуя способы конструирования маскулинности, многие исследовательни_цы приходят к выводу, что сама по себе маскулинность не существует. Она конструируется «от обратного» и видима только при наличии полярной категории – феминности, т.е. качеств, традиционно ожидаемых от женщин. Проще говоря, «быть мужчиной» означает «не быть женщиной»: максимально дистанцироваться от феминности и постоянно доказывать это своими поступками. Взаимоисключаемость этих категорий и придание им разного символического веса в патриархальном обществе обеспечивает устойчивость системы. Если феминность описывается как специфическая, пассивная, эмоциональная, иррациональная, слабая и зависимая, то маскулинность, выстроенная в противовес ей как нечто «лучшее», предполагает власть над феминным.

Среди патриархально настроенных знакомых для меня под запретом селфи. Они считают это чем-то очень и очень "женским". А я вообще не понимаю, как это взаимосвязано. Мне говорили много всего, но особенно меня поразил случай с моей знакомой. Купил я себе немного шмоток в торговом центре и скинул ей фотки. Одежда была самой разной: и всякие толстовки, и футболки, и только одна вещь из женского отдела: розовый свитер с цветочным узором. Вещь мне понравилась, сидела хорошо, и я не задумываясь купил. Она приобретению очень удивилась, сказала, мол, не ожидала, что я куплю такой свитер. А мне просто очень нравились цветные вещи, особенно в детстве. Я не представляю, как я смог бы ходить во всем сером.


Мифический образ «идеального» мужчины, выполняющего все перечисленные выше нормы, становится культурным стандартом маскулинности. «Идеальный» мужчина не только снискивает социальное одобрение, но и получает максимально широкий доступ к ресурсам и власти, поэтому соответствие нормам маскулинности становится таким желанным: не тебя угнетают, а ты угнетаешь. Этот недостижимый и вместе с тем постоянно транслируемый идеал, на который ориентируют мужчин, получил название гегемонной, или доминирующей, маскулинности. Мужчины, которые смогли приблизить себя к норме доминирующей маскулинности, получают больше привилегий и возможности управлять другими мужчинами и женщинами.

Мы попросили 4 мужчин и одного мальчика выбрать 5-6 вещей, которые бы значили что-то для них и их личной идентификации, и 1 слово, которое рассказывало бы что-то об их идентичности.

Ребенок, С., 4 года.


Фотография. На фото: Волшебный пони, планшет, книга, набор для делания браслетов дружбы, геккон.


Маскулинность и привилегии


Зачастую при обсуждении патриархата как системы угнетения многие мужчины резко сопротивляются позиции критики маскулинности: «Лично я никого не угнетаю! У меня нет никаких привилегий!»

Ощущение личного бессилия со стороны конкретных индивидов и представление мужчин властной группой во многом завязано на гегемонной маскулинности как культурном стандарте. Говоря о маскулинности, не следует забывать, что мужчины, которые ее репрезентируют, вписаны не в только в плоскость гендера. Раса, возраст, социальный класс, гражданство, сексуальная ориентация и множество других характеристик влияют на то, насколько отдельно взятый мужчина соответствует норме и какую долю привилегий получает. Одним из примеров того, кто же из мужчин может претендовать на максимум социальных благ, можно назвать классический образ белого гетеросексуального моногамного мужчины из среднего класса, который любит спорт и свою машину. Опираясь на стандарт идеального репрезентанта, патриархальная система оценивает других мужчин и конструирует иерархию между неравнозначными маскулинностями.

Несмотря на то, что подавляющее большинство мужчин не соответствует в полной мере требованиям, предъявляемым гегемонной маскулинностью, они так или иначе получают патриархальные дивиденды. Под патриархальными дивидендами понимаются не только непосредственно материальные блага вроде повышенной зарплаты, но и иные властные преимущества: доступ к государственной власти, символический престиж, право распоряжаться и командовать. Иерархия, выстраиваемая между индивидами на основании того, насколько они отвечают «золотому стандарту» маскулинности, определяет порядок распределения ресурсов. При этом получение привилегий завязано на постоянном подтверждении собственного статуса: чтобы претендовать на блага, нужно явно демонстрировать свое соответствие норме маскулинности.

У меня длинные волосы. Так сложилось, что люди из моего окружения не всаживают мне ножи в спину, но другие часто бывают в замешательстве. Могу вспомнить, как на остановке ко мне подошел полупьяный мужчина и вежливо поинтересовался, тяжело ли мне ухаживать за ними. Единственный случай, который меня задел, был в военном городке, куда я ходил подаваться на военную кафедру. Тамошний прапорщик делал едкие замечания, мол, таких не берем. Глупо спорить с такими людьми. Ты не поменяешь их взгляды, которые выстраивались годами, проще промолчать или уйти.


Иван, 22 года

Конечно, никакая «полиция гендера» не наведывается к мужчинам домой, чтобы «измерить» их уровень маскулинности и наградить привилегиями или лишить их. Сама система распределения благ и власти, встроенная в патриархат, подразумевает непрерывный неявный контроль со стороны других: как одобрение, так и порицание. Киммел описывает этот процесс как гомосоциальный спектакль. «Другие мужчины наблюдают за нами, оценивают нас, соглашаются допустить нас в царство маскулинности, если наше исполнение роли убедило их» (Kimmel, 1994, P. 39). Характерной особенностью такого контроля является то, что женщины исключены из системы распределения привилегий. Их угнетенный статус в иерархии лишает их возможности напрямую влиять на систему власти. Мужчины скорее используют женщин для получения символического капитала и соответствия нормам гетеросексуальности, продолжения рода и создания пары, но реальное значение имеет только оценка другими мужчинами.

В условиях ограниченности ресурсов мужчины вынуждены постоянно поддерживать свои притязания на привилегии и закреплять свое соответствие нормам твердости, успеха и антифеминности через практики доминирования и насилия.

Мы попросили 4 мужчин и одного мальчика выбрать 5-6 вещей, которые бы значили что-то для них и их личной идентификации, и 1 слово, которое рассказывало бы что-то об их идентичности.

Предприниматель, О., 45 лет.


Фотография. На фото: Ежедневник, визитные карточки, бритва, наручные часы, одеколон, чашка с тигром.


Маскулинность как насилие, гомофобия и сексизм


Насилие в патриархальной системе возникает как инструмент удержания власти и, вместе с тем, легитимации использования ее конкретными группами и индивидами.

В первую очередь насилие в самом широком смысле (как прямая физическая агрессия и как вербальное и символическое доминирование – обзывание, унижение, использование объективирующих образов в медиа и др.) применяется по отношению к женщинам. Насилие, обращенное к феминности, призвано не столько подавить ее, сколько закрепить неравенство и очертить строгие рамки соответствия норме. Так, маскулинный лишь тот, кто демонстрирует агрессию, готов использовать право убивать и быть убитым, тот, кто полностью противопоставляет себя феминности и показывает это в своем поведении.

Постоянные попытки доказать кому-то свою маскулинность – это просто уморительно. Например, моя последняя любовь в этом плане – "Каратель 2099". Главный герой там настолько мужественен, что почти всё, что он говорит, – это либо one-liner о каре, либо крупный план его напряжённого до предела лица с сожалением о том, что он не может карать жёстче. Самое, пожалуй, смешное, что я нет-нет, да встречал людей, которые крайне их напоминают. Они, конечно, не мечтали эффективно карать преступность, да и не били демонстративно кружки о пол... Но до натуги крепкое рукопожатие, шутки про мамок как единственный приносящий удовольствие вид юмора, и "да ты что, мужчина не должен пить коктейль больше чем из двух ингредиентов!" – это тоже по-своему смешно.


Фига, 22 года

Это требование использовать агрессию в отношении других формирует второе измерение насилия в маскулинности: насилие по отношению к мужчинам, не исполняющим свою роль «как должно». Гомофобия и сексизм возникают как ответ на страх быть разоблаченными в неправильном исполнении своей роли. Необходимость дистанцировать себя от феминности и укрепить в глазах других свои претензии на соответствие норме находит выражение в публичном остракизме «иного».

Сексизм предлагает два набора действий и стереотипов («как девчонка» или «как мужик») и выстраивает систему надзора за тем, чтобы люди выполняли предписанные им роли. Страх оказаться немужественным и подорвать социальное доверие к собственной маскулинности провоцирует мужчин на использование насилия.

Пару лет назад я по неопытности покрасился в особо яркий оттенок рыжего. Однажды вечером я ждал в лофте человека, и ко мне подвалил мужчина лет 40 со словами: "Парень, а ты... ну... не из этих?". Получив ответ "Э-эм, нет", он по-дружески улыбнулся, хлопнул меня по плечу и заявил, что если я не смою эту краску в срочном порядке, то меня "прямо на каждом углу будут ****** [очень больно бить].


Фига, 22 года

Майкл Киммел отмечает, что при анализе гомофобии как составляющего элемента маскулинности следует понимать, что гомофобия – это агрессия не в отношении мужчин, практикующих связи с другими мужчинами, а в отношении феминного в мужчинах (Kimmel, 1994). Гомосексуалам, которые описываются в патриархате как «феминные» мужчины, отказывается в праве быть репрезентантами гегемонной маскулинности, что значительно снижает их привилегии. Гомосексуальность в таком ракурсе расценивается как необходимость подчиняться другим мужчинам, терпеть насилие и насмешки с их стороны из-за причастности к феминности. Ирония в том, что гомосексуалы, следующие стратегии сексизма, публично унижают женщин и намеренно подчеркивают свою маскулинность, оказываясь таким образом частично принятыми в систему распределения привилегий.

Мы попросили 4 мужчин и одного мальчика выбрать 5-6 вещей, которые бы значили что-то для них и их личной идентификации, и 1 слово, которое рассказывало бы что-то об их идентичности.

Студент, Н., 21 год.


Фотография. На фото: Блокнот, плеер, гигиеническая помада, фотоаппарат с наклейкой Бэтмена, электронная книга.


Кризис маскулинности


К середине 90-х годов вместе с укоренением феминизма не только как активистской практики, но и инструмента преобразования общества на государственном уровне среди социолог_инь, занимающихся исследованиями конструирования маскулинных идентичностей, возникает термин «кризиса маскулинности».

Так как законодательно запрещаются основные практики доминирования маскулинности – прямое насилие, публичное выражение агрессии, сексизм и гомофобия – и социально эти действия получают негативную оценку, маскулинность как идеология угнетения теряет свою легитимацию и поддержку в культуре. Изменения медиа и культурной репрезентации: включение ЛГБТКАП+ сообщества, расширение телесной презентации, развитие потенциала женщин и их возможностей в политике – приводят к изменению принятых ценностей. Переосмысление роли «добытчика» и упор на необходимость взаимопроникновения публичной и приватной сферы для мужчин подрывают нормы маскулинности и провоцируют пересмотр взаимоотношений между женщинами и мужчинами.

С одной стороны, я с нетерпением жду изменений в собственной внешности, связанных с этим, с другой – я устал от постоянных попыток контролировать мою жизнь и навешивать ярлыки. Мне близок подход, при котором сами термины "маскулинный/феминный" являются самонаполняемыми и для каждого человека значат свое. Отчасти эти термины наполняет окружающее нас общество, отчасти – мы сами. С окружающим обществом ничего общего я иметь не хочу.


Мы попросили 4 мужчин и одного мальчика выбрать 5-6 вещей, которые бы значили что-то для них и их личной идентификации, и 1 слово, которое рассказывало бы что-то об их идентичности.

Журналист, А., 22 года.


Фотография. На фото: Книга, смартфон, ручка, блокнот, одеколон.


Новые маскулинности


Стратегии преодоления кризиса маскулинности отнюдь не однородны и, как и сами представления о маскулинности, зависят от социального и культурного контекста. Условно их можно разделить на прогрессивные, предполагающие пересмотр норм и ценностей маскулинности и движение вперед, и консервативные, предлагающие инструменты для усиления разрыва между феминностью и маскулинностью и укрепления патриархальной системы.

Консервативная стратегия закрепления видения женщин и мужчин как «разных людей» в подавляющем большинстве случаев используется в неопатриархальных контекстах. Такая тенденция характерна для экономически и политически нестабильных регионов, где традиционные представления о «должном» (заработке, вступлении в брак, репродукции) не могут быть реализованы в полной мере. Немалую роль играет и откат к клерикальным ценностям и традиционным маскулинным ролям. Практики угнетения и насилия в таких случаях используются не только мужчинами по отношению к женщинам. В то время как домашнее насилие нормируется, агрессия становится отличительной чертой «настоящего мужчины», активно используются милитаристские практики доминирования мужчин над мужчинами: рекрутирование в армию, заключение в тюрьмы, карт-бланш на насилие в публичных пространствах выстраивают новый порядок, где власть получает сильнейший.

Среди прогрессивных стратегий наиболее многообещающая – стратегия пересмотра маскулинности. Она заключается в переосмыслении традиционных патриархальных ценностей, разрушении представления о мужчинах как об однородной социальной группе с «белым европейским лицом» и создании плюральной концепции маскулинности, которая бы не только сопротивлялась патриархальной иерархии, но и реабилитировала феминность. Реальным достижением этой стратегии можно назвать феномен «нового отцовства» (new fatherhood). «Новые отцы» – это мужчины, которые проявляют эмоциональную компетентность и близость с детьми, развивают навыки, связанные с заботой и уходом, и размывают грань между приватным и публичным пространством. На фоне этого также получает развитие идея ревизии маскулинности и внедрение в нее ценностей феминизма. Антисексистское, негомофобное поведение, сознательный отказ от практик угнетения в отношении женщин, детей и других мужчин создают «новую мужественность» (new manhood), которую отличает эмоциональная открытость и желание дружеской близости с другими.

Безусловно, процессы пересмотра феминности и маскулинности тесно связаны с изменением социальных представлений о женщинах и мужчинах и их ролях. Однако ждать, пока изменится общество, и не предпринимать никаких попыток изменить себя – значит бежать от проблемы и игнорировать реальные инструменты для ее решения. Говорить публично о запретах, которые накладывает традиционная маскулинность, искать способы их преодоления и слышать мнения угнетенных групп кажется одним из шагов к более равному обществу, где разные мужчины и разные женщины смогут найти свое место.

© Фото Nollaig Lou




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top