Массаж, физиотерапия как средства реабилитации детей инвалидов. А нужен ли массаж? Условия правильного проведения массажа

Массаж, физиотерапия как средства реабилитации детей инвалидов. А нужен ли массаж? Условия правильного проведения массажа

Интернет-магазин детской обуви и одежды "Ортомини" представляет профессиональные секреты массажа от специалистов кабинета «Массажное дело», г. Екатеринбург.
Массаж необходим, очень полезен и часто эффективнее лекарств. Массаж и гимнастику здорового ребенка можно начинать с 1,5-2 месяцев. Выполнять массаж следует ежедневно не ранее, чем через 40 минут после еды или за 25-30 минут до еды. Достаточно проводить сеанс массажа 1 раз в день. Выполнять массаж ребенка в возрасте до одного года нужно с большой осторожностью., в совершенстве владея приемами и техникой проведения детского массажа.

Противопоказания к проведению массажа

  • Не рекомендуется при массаже использовать кремы и присыпки.
  • При небольших покраснениях на коже ребенка в результате диатеза массаж нужно проводить осторожно, избегая участки с высыпаниями. Если же высыпания стали значительными, массаж в это время производить не следует.
  • Нельзя проводить массаж при различных инфекционных заболеваниях, рахите в период обострения, при паховых, бедренных и пупочных грыжах, врожденном пороке сердца, а также при различных воспалительных кожных заболеваниях.

Правила массажа и гимнастики:

  1. Перед началом сеанса следует наладить контакт с ребенком, доброжелательно и ласково поговорить с ним, только после этого можно начинать массаж.
  2. Начинать массаж и гимнастику следует с простых приемов и упражнений, а со временем процедуру можно усложнить, постепенно вводя новые элементы.
  3. Нельзя сильно захватывать и сдавливать ткани и суставы ребенка, так как это может причинить ему боль. Все приемы и движения должны выполняться с осторожностью.
  4. При выполнении всех массажных приемов и упражнений конечности ребенка и его головку нужно беречь от резких движений и толчков, в противном случае могут возникнуть различные нарушения суставно-связочного аппарата. Все приемы и движения должны выполняться точно и профессионально.
  5. Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.

Приемы и техники проведения массажа ребенку до года

Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:

  • поглаживание;
  • растирание;
  • разминание;
  • вибрация.

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

Поглаживание

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводится в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа.
Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль.
Производить поглаживание нужно ладонью или тыльной поверхностью кисти по направлению лимфотока к ближайшим лимфатическим узлам. На нижних конечностях движения выполняются от стопы к паху, а на верхних — от кисти к подмышечным впадинам. Выполнять поглаживание нужно медленно, плавными и легкими движениями, слегка надавливая на массируемую поверхность.

Ребенка следует положить на спину, массажист должен встать к его ногам.
Левую руку ребенка приподнять правой рукой, затем левой рукой произвести поглаживания внутренней и наружной поверхностей руки, двигаясь от кисти к плечу.
Таким же образом выполнить поглаживание правой руки ребенка.
Поглаживать внутреннюю и наружную поверхности можно одновременно, используя прием обхватывающего поглаживания, при котором внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, а наружная — остальными пальцами.

Исходное положение ребенка при выполнении поглаживания ног — лежа на спине. Положить правую ногу ребенка на ладонь левой руки. Правой рукой произвести поглаживание наружной и задней части голени и бедра. Движения следует направлять от стопы к бедру. Поглаживание коленной чашечки не рекомендуется делать.

Затем выполнить поглаживание левой ноги таким же способом.
Массаж нижних конечностей можно произвести с помощью обхватывающего поглаживания, в этом случае большой палец будет поглаживать боковую поверхность ноги ребенка, а остальные пальцы — заднюю поверхность.

Исходное положение — лежа на спине.
Массаж начинается с круговых поглаживаний по часовой стрелке.
Поглаживания можно производить ладонной поверхностью кисти или ее тыльной стороной.
При выполнении следует избегать надавливания на область печени (участок правого подреберья).
После этого необходимо произвести поглаживание косых мышц живота ребенка, массирующие движения должны быть направлены в сторону позвоночника и в сторону пупка.
После поглаживания живота следует перейти к поглаживанию груди, которое нужно производить ладонными или тыльными поверхностями пальцев обеих рук. Движения должны выполняться кругообразно (правой рукой по часовой стрелке, а левой — против часовой стрелки) вокруг сосков.

Поглаживание спины

Исходное положение — лежа на животе, ногами к массажисту. Выполняется поглаживание вдоль позвоночника (сам позвоночный столб массировать нельзя).
При направлении движения от ягодиц к голове прием выполняется тыльной стороной кисти, в направлении от головы к ягодицам — внутренней стороной кисти. Если ребенок еще не может сохранять устойчивое положение, его нужно придерживать одной рукой, а другой — производить поглаживания.
Начиная с трехмесячного возраста массировать можно двумя руками.

Растирание

Этот прием способствует расслаблению мышц, улучшению кровоснабжения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и под-кожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия.

Растирание при массаже ребенка первого года жизни следует производить подушечками пальцев прямолинейно и спиралевидно. После этих приемов можно выполнить пиление. При массировании руки и голени выполняется кольцевое растирание. Движения нужно производить быстро, с небольшим надавливанием. Пальцы при этом не скользят по поверхности кожи, а сдвигают ее.

При массаже ног применяется кольцевое растирание в направлении от стоп к животу. При выполнении приема большим и указательным пальцем обеих рук следует обхватить голень ребенка (руки располагаются одна над другой) и производить кольцевые растирания до колена.

Затем следует произвести растирание наружной поверхности бедра подушечками четырех пальцев.

выполняется подушечкой большого пальца кругообразно. Кольцевое растирание рук следует производить таким же способом, как и растирание голени, двигаясь от запястья к плечу. Растирание спины, груди, живота, бедра нужно выполнять подушечками большого пальца или подушечками 2 или 4 пальцев прямолинейно или спиралевидно.

Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а также на мышцы, причем не только поверхностные, но и расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему.
В детском массаже применяется щипцеобразное разминание или прием валяния. Выполнять движения нужно энергично, но мягко и нежно.
Щипцеобразное разминание производится тремя пальцами путем смещения кожи, причем указательный и средний пальцы должны находиться против большого.
Щипцеобразное разминание выполняется на длинных мышцах спины, располагающихся вдоль позвоночного столба. Движения должны быть направлены от поясницы к области шеи.

Такими же приемами производится разминание ягодиц.
Можно выполнять разминание как одной, так и двумя руками кругообразно или спиралевидно, производя движения только указательным и средним пальцами. Разминание ног проводится щипцеоб-разным разминанием или валянием.
При щипцеобразном разминании положить ногу ребенка на ладонь, придерживая ее этой же рукой в нижнем участке голени.

Движения производятся большим, указательным и средним пальцами, которыми нужно захватить мышцы, расположенные на наружной поверхности голени, и произвести круговые движения по направлению к бедру, а затем в обратную сторону. Захваченные ткани при этом должны смещаться в сторону большого пальца.

Валяние производится обеими руками, одну ладонь нужно положить на заднюю поверхность голени, а другую — на наружную. Ладони одновременно выполняют смещение ткани по часовой стрелке. Движения выполняются от стопы к бедру, затем — обратно.

Вибрация

Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом.
В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации, как потряхивание и встряхивание, а после 3-4 месяцев, когда нормализуется мышечный тонус, можно применять и легкое поколачивание пальцами.
Выполнять движения при вибрации следует мягко, быстро и ритмично.
Потряхивание
Потряхивание выполняется при массаже груди: ладони нужно наложить на нижнюю часть грудной клетки ребенка, как бы обхватив ее. большие пальцы обеих рук должны находиться рядом друг с другом.
Вибрация производится легкими ритмичными надавливаниями.
Встряхивание производится при массаже конечностей ребенка и при выполнении упражнений для конечностей.

Поколачивание

Поколачивание выполняется одной или двумя руками. Движения могут быть направлены продольно и поперечно, зигзагообразно и по спирали.
Поколачивание при массировании ребенка первого года жизни может производиться тыльной стороной слегка расставленных пальцев.
При таком способе поколачивание будет мягким и безболезненным для ребенка. Можно выполнять поколачивание тыльной стороной пальцев, согнутых в кулак.
Будьте здоровы!

ДЦП – сложная патология, поражающая центральную нервную систему.

Начальная стадия формирования недуга приходится на внутриутробный период или поражает плод во время родового процесса, а также спустя несколько недель после его завершения.

Лечат недуг комплексно, среди методик активно применяется массаж.

Профессиональный массаж и лфк при дцп останавливает развитие болезни и избавляет от осложнений. Процедуры лечебного массажа следует начинать как можно раньше.

Для избавления от некоторых симптомов заболевания, применяется лечебный массаж, помогающий справиться с болью и снять мышечные спазмы.

Нельзя осуществлять массаж самостоятельно, это должен делать профессионал. Комплекс массажных воздействий разрабатывается индивидуально для каждого больного в полном соответствии с формой ДЦП.

Чем раньше будет начато лечение, тем большего успеха удастся достичь, тем меньше осложнений будет выявлено на более поздних стадиях развития болезни. Детям младше одного месяца массаж получать нельзя, поэтому его начинают делать спустя полтора месяца после рождения.

Особенности массажа при дцп :

  • Подбор методик и характера воздействий осуществляется индивидуально, при этом учитывается общее состояние больного;
  • Массаж проводят после завершения процедур медикаментозной терапии и физиотерапии;
  • При чувствительной коже у больного следует начинать с ;
  • Поза пациента при массаже должна приводить к полному расслаблению мускулатуры;
  • Оздоровительный массажный сеанс следует заканчивать лечебной гимнастикой, полезной для закрепления результата;
  • Если с больным проводятся индивидуальные занятия, то сегментарный и общий массаж проводятся до процедур, а линейный и точечный – после.

К приемам лечебного массажа для больных с диагнозом ДЦП относятся:

  • Вибрация;
  • Растирание;
  • Поглаживание;
  • Разминание.

Отличительная особенность массажа при ДЦП в том, что вектор движений направлен из центра к периферии. Такие нисходящие движения обеспечивают отличное расслабление спазмированной мускулатуры.

Перед началом лечебного массажа тело следует расслабить поглаживающими движениями, разминаниями и растираниями области спины, валянием конечностей.

Эффективность воздействия на тело повышается, если сочетать эти приемы с , снижающим мышечный тонус. Для этого подушечками пальцев выполняют вращательные движения, надавливая в определенных точках до потери их чувствительности.

После онемения выбранного участка массажист переходит к следующему, а затем снова возвращается к предыдущим областям. Каждая зона должна быть обработана дважды.

Показания и противопоказания

Большая терапевтическая ценность массажного воздействия на пациентов с ДЦП позволяет достигнуть таких результатов, как:

  • Снижение чрезмерного мышечного тонуса;
  • Рост мускулатуры;
  • Улучшение кровотока и лимфотока;
  • Ускорение обмена веществ.

Показания к лечебному массажу:

  • Высокий или низкий тонус мускулатуры;
  • Плохое здоровье;
  • , искривления позвоночника;
  • Мышечная кривошея;
  • Плоскостопие, косолапость;

К противопоказаниям общего, классического лечебного массажа относятся:

  • Острые формы аллергии;
  • Грибковые заболевания кожи;
  • Нарушения целостности кожного покрова;
  • Острые респираторные болезни.

К противопоказаниям точечно-рефлекторного массажа относятся:

  • Болезни инфекционной природы;
  • Острая сердечная недостаточность;
  • Повреждения кожного покрова.

К противопоказаниям аппаратного массажа относятся:

  • Кожные заболевания;
  • Воспалительные процессы, воспаление лимфоузлов;
  • Запущенная стадия ;
  • Инфекционные недуги.

Как делать массаж при дцп

У данной процедуры существует множество разновидностей:

  • Классический;
  • Аппаратный;
  • Точечно-рефлекторный;
  • Альтернативные методики.

Рассмотрим каждую из методик массажа при дцп у детей подробнее.

Классический лечебный массаж

Традиционная массажная методика очень сложна и поэтому при ее выполнении неквалифицированным специалистом могут встречаться грубые ошибки, снижающие эффективность воздействия.

Начинается процедура с поглаживаний, которые улучшают отток лимфы и венозной крови, а также состояние кожи. Этот прием может выполняться любой частью кисти, даже пальцами.

Движения не должны отклоняться от направления лимфатических сосудов. Легкие, поверхностные поглаживания могут идти вдоль и поперек, иметь спиралевидное и другие направления.

Грубыми ошибками считаются неплотное, частичное соприкосновение поверхности кисти с массируемым участком и резкое, короткое, не размашистое движение руки.

Для снятия спазма с мускулатуры применяется нисходящий вектор направления массирующих движений. Этот прием позволяет также улучшить обменные функции при церебральной форме ДЦП.
После поглаживаний выполняется растирание. Этот прием устраняет спайки и кожные рубцы, разбивает накопившиеся в суставных полостях, сухожилиях и мышечной ткани отложения шлаков. Почти всегда здесь задействуются пальцы, но в зоне бедер и спины обычно орудуют основанием ладони, согнутыми пальцами.

Растирают кожу вдоль и поперек. Хороший эффект оказывает воздействие на места мышечных креплений. Во время движения рука должна плотно соприкасаться с кожей и двигаться вместе с ней.

Если воздействие будет поверхностным, то подкожные образования не будут растираться, вместо этого кожа массируемой области будет натерта до болезненных ссадин. Растирание используют и для укрепления суставов, ослабленных мышечных групп.

Для повышения интенсивности кровотока в глубоко расположенных венах и сделать мускулатуру более функциональной, хорошо подходит прием разминания. Здесь движения идут вдоль или поперек относительно расположения мышечных волокон.

Грубыми ошибками считаются поверхностный захват и недостаточный, неплотный контакт ладони с массируемым участком, из-за чего рука может соскользнуть.

Пациенты, страдающие ДЦП, должны получать разминающий массаж при параличе для укрепления мускулатуры спины, живота, ягодичной и других зон, где волокна обладают недостаточно высоким тонусом.

Представляем вашему вниманию видео обучение массажу при ДЦП у детей.

Вибрационные процедуры

К вибрационным массажным движениям относятся:

  • Прием рубления;
  • Прием поколачивания;
  • Прием похлопывания.

Они хороши для повышения тонуса мускулатуры, которая приобретает лучшую сократительную способность.

Правильный прием рубления нужно проводить локтевым краем кисти, при этом пальцы должны быть сильно растопырены, а когда кисть ударяет по коже, им следует смыкаться. Рубление осуществляется только вдоль, параллельно мышечным волокнам.

Грубыми ошибками являются движение в локтевом суставе вместо лучезапястного, и воздействие поперек мышечным волокнам. Похлопывать и поколачивать кожу можно в любом направлении, но движение должно начинаться от лучезапястного сустава.

Точечная методика

У точечно-рефлекторной методики имеются две разные формы: возбуждающая и тормозная.

  1. Тормозная выполняется щепоткой из трех пальцев, которой производятся длительные надавливания (до минуты) или вращательные движения по часовой стрелке.
  2. Возбуждающая технически выполняется идентично тормозной методике, но время воздействия сокращается до 5-10 секунд. Это полезно в случаях, когда тонус мускулатуры сильно понижен.

Эффективность

К положительным эффектам лечебного массажа при ДЦП можно отнести:

  • Улучшение кровотока;
  • Нормализацию функций внутренних органов;
  • Рост и укрепление мускулатуры;
  • Ускорение обменных процессов;
  • Повышение иммунитета.

Классический массаж расслабляет мышцы и повышает их тонус, а также нормализует рост костей, с которым у детей, больных ДЦП, возникают проблемы из-за непропорционального развития верхней и нижней частей туловища.

Вибрационные воздействия, растирания и сотрясения раздражают сосудистые образования и ускоряют костный рост.

Сегментарный метод через кожные покровы, мышцы и связки оказывает рефлекторное влияние на спинной и головной мозг.

Заключение

В заключение надо отметить, что лечение ДЦП следует начинать как можно раньше и проводить комплексно, без перерывов. Чем раньше начнется период реабилитационных процедур, тем лучше будет эффект от терапии, благодаря высоким адаптационным показателям детского мозга.

Физиология малыша

А нужен ли массаж?

Очень часто родители задают простой вопрос: нужен ли ребенку до года массаж? А если да, то какой? Ведь очевидно, что универсального комплекса для всех младенцев на свете быть не может. Попробуем разобраться.

Совершенно ясно, что здоровый ребенок вырастет и без массажа. С другой стороны, если развивающийся организм будет получать посильные нагрузки, он будет иметь более развитые мышцы, более крепкие кости, тренированную сердечно-сосудистую систему, хорошо уравновешенную нервную систему и систему желез внутренней секреции. Раньше настроится и отрегулируется функция пищеварительной системы. «Структура определяет функцию» — говорят остеопаты. Поэтому грамотный массаж и гимнастика детям не помешают. Ну а тем малышам, которым врач-педиатр, невролог или ортопед поставил какой-то диагноз, массаж показан больше других. При многих проблемах раннего возраста хороший массаж способен помочь, часто даже лучше чем лекарства.

Но здесь возникает вопрос квалификации массажиста. Как родителям, впервые столкнувшимся с детским массажем, оценить работу специалиста? Как понять, что от процедуры будет польза для их чада и не будет вреда?

Польза со слезами?

Есть самый доступный и самый важный критерий оценки работы массажиста. Он не должен быть «орущим», когда ребенок заходится в крике от боли и беспокойства. Прежде чем спорить с этим утверждением, возьмите любую книгу по детскому массажу. Одно из противопоказаний к проведению или продолжению процедуры массажа — это непрекращающийся крик ребенка. Недаром про хорошего педиатра или хорошего детского массажиста говорят: «Дети его любят!» А любят дети такого человека, который любит их и относится к ним с уважением. А уж никак не доставляет им боль.

Я слышал от одной детской массажистки с обширной практикой, работающей в этой области второй десяток лет, такую фразу: «Как я устала от этих детских криков!» В ответ я порекомендовал ей не делать детям больно. Она была удивлена, ведь в детском массаже существует странный стереотип: если массажист не «вспотел», то, вероятно, он схалтурил. Уверяю вас, нет прямой связи количества затраченных массажистом килоджоулей и пользы от процедуры.

Мама одной маленькой девочки мне пересказала диалог со своими знакомыми. Ее спросили: «Ну что, вам массаж делают?» «Да» — отвечает мама девочки. «Орет?» «Нет». «Тогда это не массаж!»

В корне ошибочное мнение.

К сожалению, я очень часто слышу от родителей малышей, что им проводили или пытались проводить массаж именно по «орущей» методике. Как вы думаете, что бы сказал малыш, если бы мог говорить, или что бы он сделал, если бы мог постоять за себя. Получается, что ребенку делают «хорошо», пользуясь его беспомощностью. Что в итоге? Когда ребенок кричит, его мышцы не могут быть расслабленными. Если напряженную мышцу растягивать, неизбежно возникают микронадрывы мышечных волокон. Позже на этих местах появятся рубцы.

В остеопатии один из основных принципов — это уважение к организму и к его тканям. Раскроем вам еще один большой остеопатический секрет: чем тоньше и нежнее воздействие, тем сильнее эффект. Дело в том, что организм защищается и закрывается от любого агрессивного воздействия, от любого неуважительного вторжения. Это вполне естественно, и плохо когда это не так. Если организм не защищается, значит, он уже сломлен. Соответственно, все силы "орущего массажа" направлены на борьбу с организмом, а значит, потрачены впустую. Лишь нежное, точечное воздействие грамотного массажа может принести ребенку пользу.

Психологические травмы

Грубое насилие, которым является "орущий массаж" вредит не только тканям, особенно сильно оно травмирует психику ребенка. В подсознании такого малыша жирным шрифтом будет записано: «Я беззащитен, чужие люди могут приходить и делать со мной, что хотят. Маму не волнуют мои крики о помощи или она не способна помочь». Вряд ли такой ребенок, когда вырастет, расскажет родителям о своих проблемах или попросит их помочь в каком-то вопросе.

Массажист должен уважать личность малыша. Еще в утробе мамы ребенок имеет свой темперамент, свой характер, свойственные только ему привычки. Женщины, вынашивающие не первую беременность, по поведению малыша в животе могут сказать, например: «Первый был философ, а этот шалун!» Детки в животике мамы хорошо чувствуют мамино настроение, переживают вместе с ней стрессы, занимаются вместе с ней физкультурой (малыши у спортсменок, продолжающих занятия, рождаются с хорошо развитой мускулатурой). Уже в этом периоде происходит формирование личности. Насилие над личностью недопустимо.

Главный компонент детского массажа — это любовь. Без этого компонента то, что называют массажем — фикция.

Массаж без слез

    Что нужно сделать, чтобы ребенок не кричал? Нужно учесть его интересы. О чем он вас просит? Может, он хочет есть, а может, у него болит живот или голова? Вы пробовали заниматься фитнесом, когда у вас крутит живот? Представьте, вы хотите покинуть спортзал, а инструктор вам говорит: «Надо еще позаниматься, это полезно!» В конце концов, у малыша может просто не быть соответствующего настроения. Сначала надо решить наиболее актуальные проблемы, заинтересовать юного пациента, а затем заниматься массажем и физкультурой. Конечно, это требует дополнительных усилий, но по-другому нельзя.

    С какого возраста можно и нужно делать массаж? Ограничений по возрасту для массажа нет. Важен, как всегда, индивидуальный подход. Сила воздействия может отличаться в десятки раз в зависимости от возраста, пола, конституции (гиперстеник — нормостеник — астеник), других индивидуальных особенностей, и, наконец, от самочувствия ребенка в данный момент. Критерий правильности — положительная реакция малыша.

    Как выбрать упражнения? С первых дней жизни нежные поглаживания от головы к кончикам пальцев рук и ног, как бы расправляющие тело малыша, приносят очень много пользы. Представьте себе, какая мощная волна нервных импульсов пойдет от рецепторов кожи к чувствительным центрам головного мозга. Пусть каждый из миллионов этих импульсов будет заряжен любовью. Такой массаж вполне могут делать папа и мама.

Существует много книг по массажу и физкультуре для детей до года. Большинство из них дублируют друг друга. Выбирайте ту, которая больше вам понравится. Мое пожелание: не относитесь к занятиям формально, подойдите к ним творчески. Не настаивайте на упражнениях, которые не нравятся ребенку, если даже и написано, что в этом возрасте он должен их делать. Сделайте упор на том, что получается лучше или придумайте упрощенный вариант упражнения, которое не идет. Не надо стремиться сделать за одно занятие весь комплекс упражнений. Делайте понравившиеся упражнения до логического завершения, т. е. до усталости. О том, что устал, ребенок сообщит вам или просто уже не будет выполнять это упражнение.

    Еще один важный принцип детского массажа: лучше недостараться, чем перестараться. Например, выполняя рекомендации невролога, родители или недостаточно квалифицированный массажист могут переусердствовать в борьбе с гипертонусом и ослабить мышцы, удерживающие свод стопы и голеностопный сустав. Результат — плоско-вальгусная стопа. Даже в стремлении к идеалу нужно уметь вовремя остановиться.

    Как относиться к динамической гимнастике и бэби-йоге? Я убежден, что как взрослым больше подходит один вид спорта и не подходит другой, так и малышам может больше пользы приносить какой-то один вид физкультуры и меньше подходить другой. Например, динамическая гимнастика не подходит детям с повышенной эластичностью соединительной ткани и гиперлабильностью суставов. В то же время она хорошо подходит юным гимнастам с повышенным тонусом. Доверяйте своих малышей только проверенным специалистам и будьте осторожнее при самостоятельных занятиях. Не делайте того, в чем до конца не уверены. А тех целей, которых хотят добиться специалисты по бэби-йоге, можно добиться гуманными и экологичными средствами остеопатии.

    Всем ли детям показано плавание? Нет. Встречаются дети, которым не нравится плавать и нырять. Для начала попробуйте снизить интенсивность и сложность занятий, добавить элементы игры. Если не помогает и это, может быть, стоит заняться сухопутными видами спорта.

Самое главное помнить, для чего все это делается. Худший вариант — когда физкультура затеяна, чтобы удивить друзей и знакомых. Занятия должны приносить радость всем их участникам, получайте удовольствие в процессе, и тогда итогом будет здоровье ребенка, как физическое, так и душевное.

На вопросы отвечает Елена Анатольевна Бердникова, педагог и массажист из г. Екатеринбурга.

Очень часто детям назначают массаж. Если для здорового ребенка это средство развития, то для ребенка с заболеваниями – это своего рода лекарство. При каких заболеваниях чаще всего врачи назначают массаж?

- Курс массажа назначают деткам при следующих заболеваниях:
Врождённая мышечная кривошея
Врождённый вывих, подвывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава
Врождённая косолапость
Пупочная грыжа
Перинатальное поражение центральной нервной системы(повышение, понижение, ассиметрия мышечного тонуса)
Гипотрофия
Рахит
Плоскостопие
Нарушение осанки
ДЦП
Задержка психического развития
Нарушение речевого развития и т.д.
- Отличается ли по методике проведения массаж, который делается детям с разными заболеваниями? (ДЦП – один вид массажа, проблемы ортопедии – другой)
- Конечно, отличается. У детей с ДЦП мышцы либо напряжены (гипертонус), при массаже их нужно расслаблять, воздействуя медленно и монотонно, либо расслаблены (гипотонус), тогда нужно стимулировать группы мышц.
Массаж очень специфический, часто некомфортный для ребёнка, т.к. во время проведения мышцы малыша «заставляют работать».
Существуют и нетрадиционные методы массажа для таких деток. Вообще работа с такими малышами ведётся в комплексе с лечением у детского невролога, ортопеда (при необходимости используются корригирующие этапные гипсовые повязки, протезно-ортопедическая обувь, стельки), восстановительный массаж, физиотерапия, нетрадиционные методы (иглорефлексотерапия, БАДы).
При ортопедических проблемах массаж сочетается с лечебной гимнастикой, физиотерапией, лечением положением, обязательным наблюдением у ортопеда. И массаж, и гимнастика довольно специфические для каждого заболевания.
- Детям-инвалидам как часто делается массаж в течение года, как часто, если учесть различные заболевания?
- Детям-инвалидам массаж назначает доктор, самодеятельность в этих случаях не всегда бывает полезна для ребёнка. Доктора принимают деток с родителями в специальных центрах для детей-инвалидов, где с ними работает целый штат специалистов. Там же родителей обучают гимнастике и массажу, который они могут делать дома самостоятельно без ущерба для здоровья ребёнка. Желательно проводить не менее 6 курсов массажа в год по 30 процедур.
***Детям с заболеваниями опорно-двигательного аппарата массаж также назначает доктор (ортопед). Как правило, назначение даётся после УЗИ-обследования. Это УЗИ тазобедренных суставов при дисплазии, шейного отдела позвоночника при мышечной кривошее и т. д. После курса массажа, результат оценивается в течение месяца. А затем доктор осматривает малыша и даёт следующие рекомендации: либо повторить курс массажа, либо провести курс ЛФК, либо делаются другие назначения.
***При ППЦНС курс массажа назначает невролог, по опыту - не менее 4 курсов за 1 год жизни.
***Гипотрофия и рахит бывают 1, 2 и 3 степени тяжести. 1степень – лёгкая, в данном случае, как правило, проводится общий массаж и гимнастика по возрасту, при 2 (средней тяжести) и 3 степени тяжести (тяжёлые проявления) проводится более лёгкий массаж и гимнастика.
- Частая проблема ДЦП, такому ребенку-инвалиду требуется индивидуальная программа по реабилитации, какое место в ней занимает массаж? И каких результатов можно добиться с помощью массажа?
- ДЦП диагностируется с 4-6-8 месяцев, при оценке развития мышечной активности ребёнка. Действительно, для каждого малыша разрабатывается специальная индивидуальная программа, включающая и массаж. С помощью массажа можно расслабить напряжённые мышцы, снять, или уменьшить гипертонус мышц, в зависимости от степени поражения, либо, наоборот, при мышечном гипотонусе заставить мышцы напрягаться.
В любом случае массаж оказывает положительное регуляторное влияние на деятельность всех физиологических систем организма, посредствам рефлекторного воздействия на центральную нервную систему, а также улучшает трофику и кровообращение в коже, подкожно-жировой клетчатке и мышцах. В зависимости от применяемой техники и приемов может оказывать как тонизирующее, так и расслабляющее действие. Укрепляет костно-мышечный каркас, обеспечивая стабильную вертикализацию и адекватную работу внутренних органов.
- Может ли мамочка сама проводить массаж, пусть не профессиональный, поддерживающий, между сеансами профессионального массажа? Где этому учат?
- Конечно, мама может, даже должна сама проводить массаж своему малышу. Это в первую очередь нежные поглаживания, растирания малыша, гимнастика по возрасту, развивающие спортивные игры. Исследования подтвердили, что ранние прикосновения мамы к малышу снижают в детском организме уровень гормонов стресса, способствуют набору веса и повышают иммунитет. Но чтобы быть уверенной, лучше предварительно попросить врача показать некоторые приемы. Благодаря прикосновениям мамы у ребенка создается чувство защищенности и любви. Массаж – хороший способ пообщаться с малышом, передать ему свою любовь и заботу, а также зарядиться хорошим настроением, ведь, как известно, контакт с ребенком улучшает психологическое состояние мамы.
Рекомендации по их проведению может дать педиатр, невролог, ортопед, медсестра по ЛФК, массажист. Есть много литературы по детскому массажу, видеокурсов на dvd дисках, на многих интернет-сайтах для родителей, конечно, есть и курсы детского массажа при государственных (мед. колледж) и коммерческих образовательных учреждениях. Когда я работаю с малышом, то обязательно показываю мамочкам комплекс гимнастики и элементарные массажные движения, которые она может проводить с малышом в промежутках между курсами массажа.
- У детей с задержкой психического развития наблюдаются ли изменения к лучшему после массажа?
- Новорожденный ребенок на начальном этапе познает мир через тактильные ощущения, поэтому для него важен именно телесно-эмоциональный контакт, предполагающий прикосновения матери, поцелуи, поглаживания. Только забота матери может дать возможность ребенку адекватно воспринимать неведомый ему окружающий мир, помогая ориентироваться в пространстве, чувствуя себя при этом, спокойно. Именно такие, простые в исполнении рекомендации, как полноценное общение с малышом, тактильный и эмоциональный контакты, могут дать наиболее действенные результаты, оказывая на развитие ребенка колоссальное влияние.
Детки с задержкой психического развития требуют к себе повышенного внимания, усиленной заботы, ласкового отношения, теплых маминых рук.
Малышам с ЗПР необходимо все это в тысячу раз больше, чем здоровым детям-сверстникам.
Исследования психологических особенностей детей с задержкой психического развития (ЗПР) указывают на то, что у них недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности.
Кроме того, выявляется чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость, двигательная расторможенность. Возможна и обратная реакция – вялость, апатичность, замкнутость.
Безусловно, при надлежащих занятиях, усердии со стороны родителей и малыша, преодолеть задержку в развитии возможно. Главное, начать занятия своевременно. В таких случаях нужна слаженная работа родителей, медиков и педагогов. Одним массажем здесь не обойтись, хотя и массаж даёт свои значимые результаты.
Диагностировать задержку возможно в возрасте 3-4 года. В детских дошкольных учреждениях проходят занятия с малышами, начиная с первых дней поступления их в ДДУ. Часть детей хорошо справляются с образовательной программой, а некоторые детки с трудом овладевают ею. На таких деток обращается особое внимание персонала ДДУ (педагогов, медиков, логопедов, психологов). С ними ведутся дополнительные коррекционные занятия, подключаются к активной работе родители. В некоторых случаях результат очень радует и детей, и родителей, и педагогов, а иногда результаты огорчают. Это зависит от степени задержки, желания родителей помочь своему чаду, квалификации персонала ДДУ.
Чтобы вам не пришлось «выправлять» задержку, занимайтесь с малышом с рождения, старайтесь уделять ему внимание тогда, когда это необходимо вашему чаду, подключайте к воспитанию и развитию всех членов семьи. Массаж приносит пользу ребенку с первых дней жизни, так как он развивает и укрепляет мышцы, способствует тренировке сердечно-сосудистой системы, положительно влияет на нервную систему и способствует лучшему пищеварению. Массаж имеет огромное значение и для эмоционального развития крохи.
Как известно, малыши, которым регулярно делают легкий профилактический массаж, лучше спят, меньше капризничают и бывают более общительными и спокойными, соответственно массаж влияет и на развитие мозговой деятельности, на формирование многих психических функций: логического мышления, слухового и зрительного восприятия, памяти.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top