Начальная школа: проблемы в учебе. Школьный стресс

Начальная школа: проблемы в учебе. Школьный стресс

Отчасти это правда. Учителя многое определяют в жизни детей. Они могут быть слишком либеральны с учениками или слишком строги, опекающе заботливы или деловито отстраненны, дотошны в деталях и так далее.

Редко учитель целиком соответствует нашим представлениям о хорошем педагоге. Но один человек не определяет судьбу ученика, его жизненный успех или неудачу. Да и школа - при всем ее значении - не главное место в жизни ребенка.

Что делать? У родителей своя роль в учебном процессе. Они могут сделать начинающего школьника счастливее. Если ребенок боится учителя, признайте его переживания: он действительно боится! Объясните, что суровость учителя не направлена против него, взрослый человек тоже может нервничать и сердиться.

Если на каком-то уроке ребенок скучает, сами пробуждайте его интерес к этой области знания. Читайте ему хорошие книги, вместе бывайте в музеях, вместе смотрите по ТВ или видео документальные фильмы Discovery и BBC - это прекрасный способ поддержать любознательность.

Как только ребенок идет в школу, его день становится похожим на день взрослого человека. В результате он устает, чаще болеет. Иногда усталость - результат неправильного распределения энергии и времени. Маленькие школьники вообще делают много лишнего, ведь они еще не умеют учиться. Для них все еще важен режим дня. Некоторые трудно переносят долгую дорогу в школу.

Что делать? Главное здесь - выработать ежедневный алгоритм поведения: пришел домой, пообедал, отдохнул, в определенное время начал делать домашнее задание.

Начните с завтрака. Часто утренняя спешка не позволяет выйти из «ночного» состояния и «влезть в шкуру» ученика, а детям необходимо перестроиться от дома к школе. Совместный завтрак - это и время вашего эмоционального общения, и еда, подкрепляющая его силы. Не устраивайте утром «профилактических» бесед, не ворчите.

Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» - и вслух отвечает на него

После уроков дайте выход детской энергии, прежде чем начнете напоминать о домашних заданиях. На уроках учителя говорят: «Достаем дневник, берем ручку, записываем...» Каждое действие так же надо проговаривать дома. Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» - и вслух отвечает на него. Выполняя упражнение, он говорит то, что сейчас делает: «Пишу: 12 плюс 24 равняется...»

Особенно это важно, если предмет дается с трудом. Называя свои действия, он постепенно учится говорить «про себя», незаметно осваивает алгоритм выполнения заданий и начинает использовать его автоматически.

3. Оценки вызывают постоянный стресс

Многие школьники живут в страхе перед плохой отметкой, воспринимают ее не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для детской тревоги дают сами родители: «Опять тетрадь испачкал, не решил задачу, не выучил стихи, потерял учебник...» Они драматизируют ситуацию, и дети начинают верить, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.

Что делать? Даже самый любознательный и внимательный ребенок иногда не справляется с заданием. И это не означает, что он плохой ученик. Столь тонкую, но очень важную разницу надо чувствовать самому и объяснять сыну или дочери. Всегда оценивайте работу, но не ребенка. Когда задание сделано хорошо, не забывайте замечать его старания.

Важно знать, что у младших школьников время от времени происходит как бы «откат назад». У детей 8-9 лет, например, наступает период, когда почерк становится небрежным, непонятным, неаккуратным. Зная об этой особенности возраста, эмоционально поддержите ребенка: «Ты научился так быстро писать!» - и помогите вновь освоить «забытый» навык чистописания.

4. Его дразнят одноклассники

Что делать? Выслушайте ребенка, но не комментируйте его рассказ. Воздержитесь от соблазна немедленно решить его проблему. Попытайтесь понять, что он чувствует: боль, обиду, злость? Назовите это чувство: «Это очень обидно, когда тебя так называют» или «Трудно выносить такие тяжелые чувства».

Может показаться невероятным, но мы действительно помогаем детям, когда слушаем их и признаем их чувства. Есть только одна ситуация, в которую необходимо вмешаться сразу: когда действия ребенка - вашего или другого - унижают достоинство человекаили просто опасны для жизни.

5. Он отказывается идти в школу

Такое случается все чаще. С одной стороны, наши дети более свободны в проявлении своих чувств и желаний. С другой - школа действительно не всегда удовлетворяет их потребности в свободном выборе, творчестве, развитии.

Что делать? Ребенок заявил, что в школу больше не пойдет. Поговорите с ним об этом, но не сразу. Дайте и себе, и ему время понять, что происходит на самом деле. С «забастовщиком» необходимо договориться: «Школа - это и правда сложно… Но там есть друзья, есть учителя, которые тебе нравятся. Давай еще какое-то время (уточните какое) походим, посмотрим, попытаемся что-то изменить...»

Лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки

Ваша задача - попытаться отодвинуть как можно дальше перспективу ухода из школы. Если проблема останется, возможно, вы действительно учитесь не в той школе. И никакой драмы тут нет. Желательно все вопросы со сменой школы утрясти класса до шестого. До этого момента вопрос отношений, общения со сверстниками дети решают легко. В 7-8-м классах будет труднее.

Какая школа лучше? Возможно, поближе к дому или та, где меньше учебная нагрузка. Многим родителям трудно решиться сменить учебное заведение. Им кажется, лучше то, где задают много уроков и есть два иностранных языка. На самом деле лучшая школа та, где уважают детей, умеют их учить и одновременно не выжимают из них все соки.

6. Ребенок стал плохо учиться

Обычно это случается классе в пятом: дети начинают хуже учиться, многое не успевают. И сами очень переживают из-за этого. В начальной школе главное для ученика - выучить наизусть и рассказать. В средних классах увеличивается количество предметов, задания становятся объемнее, но главное - появляется новый тип учебника.

По сути это книга для чтения, причем чтения довольно скучного и не всегда понятного. Тут заучивание мало помогает, надо разбираться в теме самому, вникать в материал, анализировать новую информацию - только так можно понять и запомнить новое.

Что делать? Возможно, вам придется вернуться к началу и вновь учить его учиться. Если у ребенка что-то не получается, не стыдите и не понукайте его. Попробуйте иначе: «Давай сделаем это вместе». Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и стремление ему помочь. Всегда поддерживайте его, старайтесь подходить к проблеме конструктивно - и она будет решена.

Период школьного обучения – первый серьезный шаг юной личности во взрослую жизнь. Именно в школе ребенок впервые начинает нести ответственность за свои поступки и вплотную сталкивается с различными видами социальных отношений.

Не всем первый опыт самостоятельной жизни дается легко, а его неудачи накладывают отпечаток на успеваемость. Если в определенный момент вы заметили, что список ваших долгов заметно вырос, а общая успеваемость оставляет желать лучшего, следует немедленно брать ситуацию в свои руки.

Стресс от учителей и одноклассников

Стресс – это вид эмоционального состояния, с сопутствующим физическим напряжением. Он возникает в обстановке, заставляющей вас чувствовать себя неуютно, боятся чего-либо или нервничать. Психологи часто описывают стресс как сжатие, давление извне и общую подавленность.

Возможные причины для стресса в школе:

  • давление со стороны учителей;
  • отношения со сверстниками;
  • важные экзамены;
  • строгие требования;
  • обязательства перед родителями.

Стресс от учителя. Такой стресс возможен из-за завышенных требований к ученику, излишней строгости и нетерпимости. Ребенок чувствует, что обязан оправдать чужие ожидания, поэтому боится всех подвести. Он начинает нервничать, неправильно планирует свое время, теряет концентрацию, а в итоге получается плохие отметки.

Отношения со сверстниками. Стресс, который создает окружение – частая причина понижения успеваемости. Еще не сформировавшемуся ребенку сложно сосредоточиться на предмете, если он чувствует себя чужим в коллективе, а в классе ему попросту неуютно.

Важные экзамены. Частые стрессы сопутствуют ребенка также в ожидании предстоящих экзаменов или серьезных контрольных. Частично в этом виноваты педагоги, которые при классе излишне настаивают на том, что если тест будет сдан плохо – ученика ждут серьезные последствия.

Строгие требования. После детского сада или обучения на дому, детям порой трудно сразу же переключится и принять все нюансы школьного образования, такие как строгость требований. К подобным вещам ребенок должен привыкать постепенно.

Обязательства перед родителями. Ощущение, что от отметок зависит одобрение родителей и педагогов, заставляет ребенка излишне волноваться, что влияет на собранность и внимание.

Вопросы для самопроверки

  • Как на тебя влияет стресс от одноклассников?
  • Как на тебя влияет стресс от учителей?

Как побороть стресс

Для начала составьте точный и четкий план своей «борьбы»:

  • выяснить причину;
  • исследовать источник стресса;
  • составить план действий;
  • идти к своей цели.

Как определить причину стресса

Чтобы выяснить первопричину стресса, и понять, что тревожит вас больше всего, нужно тщательно вспомнить при каких обстоятельствах вы обычно чувствуете самый большой дискомфорт. На какие школьные занятия вы мчитесь вприпрыжку, а какие – мучительно ждете с очередным не выученным заданием?

Высыпайся — так легче бороться со стрессом.

Если дело касается отношений с одноклассниками или педагогом, попытайтесь понять, в чем заключаются конфликты и что именно приводит к возникновению ссор и разногласий.

Изучите его источник

Чтобы справиться с проблемой нужно тщательно ее изучить. Проанализируйте свой страх и неприятные ощущения в различных ситуациях.

За каждым неприятным событием кроется определенный источник. На самом деле боязнь плохих отметок – это страх того, что вы разочаруете окружающих и последствий, которое это разочарование принесет и т.д.

Составьте логическую цепочку стресса, чтобы наглядно увидеть причину и ее последствия.

К примеру: не выученный урок = проблемы в школе = разочарование родителей и педагогов = неудовлетворенность по отношению к себе.

План действий

Составьте список тех предметов, по которым у вас низкая успеваемость, а затем список конкретных долгов – тех заданий, с которыми вы не можете справиться.

Первый шаг – это осознание того, что на самом деле «гора» долгов сильно преувеличена. Когда у вас на руках будет конкретный объем того, что нужно сделать, вам будет гораздо легче распланировать свое время на выполнение всех заданий.

Если же проблема заключается в отношениях со сверстниками или учителями, нужно составить список тех людей, которые вызывают у вас неприязнь. Распишите все хорошие и плохие качества каждого человека и проанализируйте все претензии, которые он предъявляет к вам.

Разбор конфликтных ситуаций поможет в будущем избегать конфликтов с этим человеком. В будущем постарайтесь сводить ссоры к минимуму, а лучше – избегать их вообще.

Раздели все причины стресса на 2 группы: с которыми ты можешь справиться и на какие не можешь повлиять. Сначала реши проблемы из первой группы, затем — переходи ко второй.

Действуйте!

На основе полученной информации нужно сделать ряд выводов, чтобы в будущем минимизировать стресс от его источников.

Если вам трудно справиться с определенными проблемами самостоятельно, не стоит стесняться просить о помощи. Ее можно получить от родителей, друзей или психологов.

Не откладывайте домашнюю работу

Приходя домой после насыщенного и трудного дня, нелегко сразу же заняться выполнением домашней работы. Вы не можете побороть себя, откладываете все на вечер, отдыхаете, а затем, под конец дня у вас уже попросту не остается сил на выполнение работы. Именно поэтому и накапливаются школьные долги.

И даже отдыхая, вы продолжаете помнить, что у вас есть определенные обязательства, и это угнетает вас и не дает нормально расслабляться, что вновь рождает ощущение подавленности и приводит к стрессу.

Четко запомните, что полноценное удовлетворение отдыхом вы почувствуете, лишь будучи удовлетворенным своей работой. Успокаивайте себя мыслью, что после окончания, вы сможете со спокойной душой заняться своими делами.

Начинайте работу с тех заданий, которые потребуют от вас свежего взгляда и сил . Ведь устав под вечер, вы уже вряд ли сможете уделить много энергии трудной работе.

Планируйте время так, чтобы те задания, которые вам по душе и те, выполнение которых не займет много сил и времени, стояли в конце списка. Такие задания вы всегда сможете выполнить и под конец дня, не сильно себя утруждая.

Периодически переключайтесь между заданиями , такие перемены помогут держать разум в тонусе. Заниматься можно не только другим домашним заданием, но и делами по дому. Также позволяйте себе ненадолго расслабляться в перерывах, ведь отдых необходим для нормального функционирования вашего мозга.

Если впереди вас ждет сложный тест, контрольная работа или экзамен – позаботьтесь о своей подготовке заранее . Ежедневно уделяя всего двадцать минут этому предмету, вы в течение недели сможете легко подготовиться к тесту.

Найдите мотивацию

Свою учебную мотивацию следует развивать, опираясь на свои потребности и интересы. Каждый человек индивидуален, поэтому не существует универсального совета о том, чем мотивировать себя.

Самоутверждение. В большинстве случаев такой мотивацией становится самоутверждение. Вам нужно понять, что получать хорошие отметки – это престижно и так вы сможете получить одобрение от семьи, сверстников и педагогов.

Понятие «школьный стресс» появилось давно, пожалуй с возникновения первых школ. Ведь стресс это неотъемлемая часть нашей жизни. Он возникает тогда, когда человек сталкивается с требованиями, которые превышают нашу способность к ответу. Состояние стресса вызывает эмоциональную напряженность, страх, тревогу. Следует различать два вида стресса: 1 — кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 — длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.

Со школьным стрессом дети сталкиваются буквально с первых дней пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для них роли школьника, к выполнению требований учителя как к пониманию и запоминанию нового материала, так и к поведению во время урока и на переменах. Также источниками школьных стрессов являются: постоянный рост потока информации; трудности в отношениях с одноклассниками, учителями, особенно это касается детей, которые до школы не посещали детский сад, какие-либо кружки или секции, в которых они могли бы приобрести необходимый опыт общения. Проблемой является также чрезмерная укомплектованность классов, что ведет как к эмоциональной перегрузке, так и к снижению успеваемости и появлению стрессовой ситуации.

Часто школьный стресс бывает вызван неадекватным отношением родителей к процессу обучения. Многие, не учитывая физических и психических особенностей своего ребенка, желая видеть его круглым отличником, отдают его в школу с углубленной или расширенной программой, заставляют целыми днями сидеть над уроками не поднимая головы, или помимо школы, таскают по многочисленным кружкам, призывая и там быть лучшим. В результате такие родители получают не великолепные результаты и золотую медаль, а больного, изможденного ребенка. Ни иностранный язык, ни математика в разумных количествах не перегрузят ребенка, но если родители расписали по секундам весь день ребенка только интеллектуальными занятиями, не оставив ему времени на необходимые детям игры и прогулки с друзьями, спорт, занятия любимым делом, т.е. лишив обычных детских радостей, то стресс такому ребенку обеспечен.

Исследования, проведенные среди учащихся средних школ, показали, что в связи с неудачами в школе, к концу первого класса количество постоянно возбужденных детей увеличивается в полтора раза. В 11-15 лет число детей, ощущающих себя неудачниками, возрастает до 50%.

Для детей одаренных, склонных к учебе, физически здоровых углубленная программа не проблема. Таким детям скучно и неинтересно учиться по стандартной школьной программе, но, к сожалению, как показывают исследования медиков, в настоящее время становится все меньше детей, которых можно считать практически здоровыми.

Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе, что является показателем переживания стресса на телесном уровне, а отнюдь не притворством, как считают некоторые родители. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Ребенок, находящийся в состоянии стресса, может отказаться не только делать уроки, но и вообще идти в школу, причем отказ может выражаться в форме бурного протеста. Если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими проявлениями как истерика, повышенное упрямство, мышечные подергивания, заикание и т.д.

Говорить о том, что перегрузка грозит учащимся всех средних учебных заведений не стоит, так как все зависит от индивидуальных особенностей школьников. Но в большей степени перегрузка грозит школам, с переполненными классами и работающим по пятидневной системе, при которой дети по 8-9 уроков проводят в школе, а потом еще выполняют домашние задания, при этом большинство школьников, особенно старших классов, посещают также подготовительные курсы при различных институтах.

Чтобы избежать лишних волнений, чаще обращайте внимание на своего ребенка. Не стоит стремиться как можно раньше отдавать ребенка в школу, так как если он не получил необходимый игровой опыт, он не сможет с легкостью начать обучение более сложным вещам. Человек в своем развитии должен пройти все ступени, а не прыгать через одну (если конечно ваш ребенок не вундеркинд). Необходимо посмотреть, легко ли ему общаться со сверстниками, насколько понятны ему нормы поведения, принятые в обществе. В случае возникших неудач в учебе не ругайте ребенка, а спокойно, может быть в игровой форме, разберитесь вместе с ним в проблеме и вместе найдите наиболее эффективный способ решения. Если у ребенка не получается получить признание в школе, то стоит вместе с ним найти то место, может быть это родная семья, может это кружок по интересам, или компания во дворе, или что либо ещё, где ребенок получит необходимое признание, чтобы не пострадала его самооценка. Если вы боитесь, что ребенок после школы все время будет торчать во дворе, свяжется с плохой компанией, будет бездельничать, то лучше запишите его в спортивные, танцевальные или театральные кружки. В подобных кружках, секциях он в адекватной форме сможет выплеснуть накопившуюся за день энергию, получить навыки общения в неформальной обстановке и уверенность в себе. Поддерживайте инициативу своего ребенка, обсуждайте интересующие его вопросы. В любом случае, никакие оценки не стоят здоровья и счастья вашего ребенка! А в случае появления симптомов стресса приходите за помощью к специалистам.

Профилактика школьного стресса у подростков

Известно, что существуют возрастные периоды особой психологической уязвимости, в частности, период полового созревания, когда гормональные изменения делают подростков раздражительными и агрессивными. Для под­росткового возраста характерны также психосоциальные конфликты в школе, родительском доме, компаниях сверстников, знакомых и конфликты личност­ные, когда школьник, раскрывая и исследуя свое "Я", познает собственную уникальность.

Факторы риска:

В школе подросток сталкивается с различными проблемами, неблагопри­ятное воздействие которых на его здоровье приводит к возникновению стрес­совых состояний. Это может быть, например:

негативное отношение со стороны одноклассников;

боязнь неправильно ответить на уроке и получить низкую оценку;

отсутствие взаимопонимания с учителем;

предстоящая контрольная работа.

Из школы он возвращается домой, где его ждут уже другие проблемы:

семейные конфликты;

недостаток любви, а иногда и родительская жестокость.

Негативное влияние различных стрессовых ситуаций сказывается на ус­певаемости ученика, его поведении, отношениях со сверстниками и педагога­ми, т. е. влечет за собой возникновение все новых стрессовых ситуаций.

Каждый учитель требует от учащихся овладения материалом по своему предмету на достаточно высоком уровне, что, с одной стороны, естественно и понятно. Но, с другой стороны, стремление школьника демонстрировать бле­стящие результаты по всем дисциплинам иногда, к сожалению, не обходится без ущерба для его здоровья. Большинство учащихся оказываются настоль­ко перегружены информацией, огромным объемом знаний, необходимых для усвоения, что часто попадают под воздействие информационного стресса.

Современные школьники подвергаются насилию, не только становясь его непосредственными жертвами и свидетелями, но и просто узнавая о нем. Сред­ства массовой информации представляют достаточно широкий и субъективный обзор военных действий, убийств, жестокости и стихийных бедствий. Подобная подача материала травмирует детскую психику и может разрушить их уже сло­жившееся представление о мире. В результате, подростки теряют уверенность в своих силах, растут в страхе перед окружающим миром и пессимистично настроены на будущее. Некоторые из них подвержены посттравматическому стрессовому расстройству.

Педагогический коллектив одним из первых замечает у учащихся необыч­ные особенности поведения, которые могут являться симптомами стрессового расстройства. Конечно, организуя работу с ребенком, необходимо вовлекать в нее не только педагогов, но и родителей, а также других его близких. Однако сегодня, к сожалению, многие дети растут в так называемых неблагополучных семьях, и классный руководитель или учитель-предметник оказывается для них первым и единственным источником помощи.

Особое значение приобретает способность классного руководителя вовре­мя предвидеть появление возможной стрессовой ситуации. Эту непростую за­дачу можно решить, если педагог обеспокоен не только усвоением школьниками нового материала, но и заботится об их психоэмоциональном состоянии. Клас­сный руководитель, пользующийся доверием и уважением воспитанников, спо­собен помочь им ценным советом или своевременным предостережением.

Признаки стресса:

Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника:

физиологические - расстройства сна, общая утомляемость, психосо­матические заболевания;

Эмоциональные - раздражительность, тревожность, различные стра­хи, низкий эмоциональный фон и др.;

Поведенческие - отсутствие последовательности в действиях, неспо­собность сконцентрироваться на каком-либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям;

Познавательные - нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей.

Заметив у подростка один из перечисленных признаков, классный руко­водитель не может быть полностью уверен в стрессовом воздействии, необхо­димо более подробное изучение и наблюдение за школьником. Вместе с тем сочетание нескольких симптомов указывает на возможное стрессовое состоя­ние, в котором находится подросток. В этом случае помочь ему можно, объе­динив усилия семьи, школьного психолога, классного руководителя, социаль­ного педагога, учителей-предметников.

Среди тем классных бесед, направленных на формирование у подростков стрессоустойчивости, можно предложить темы, приведенные ниже.

Темы классных часов:

Что я знаю о стрессе

В ходе классной беседы, посвященной этой теме, одной из задач является определение имеющихся у подростков знаний о стрессе, услышанных от взрос­лых, сформированных под влиянием средств массовой информации, а также исходя из их личного опыта. Важно понять, что школьники знают о стрессе, услышать их собственное мнение по проблеме, поскольку это необходимо для успеха дальнейшей работы по формированию готовности учащихся к преодо­лению школьных стрессов.

На последующих занятиях подростки получают информацию о стрессе, его воздействии на организм, положительном и отрицательном влиянии на чело­века. Сегодня широко распространено мнение о том, что стресс носит негатив­ный характер и вреден для психофизиологического здоровья человека, поэто­му нужно рассказать учащимся и о положительной роли, которую стресс может играть в их жизни. Конечно, воздействие сильного и продолжительного стрес­сового фактора отрицательным образом влияет не только на школьную успе­ваемость, но и на здоровье подростков. Но нельзя также и забывать, что крат­ковременный стресс может помочь нам в достижении цели, способствовать самосовершенствованию человека. Важно, чтобы школьники поняли, что нель­зя полностью оградить себя от стрессов, но необходимо научиться сосущество­вать с ними так, чтобы в полной мере наслаждаться жизнью.

Сила воли: как ее воспитать

На классных беседах могут обсуждаться не только вопросы, непосредст­венно связанные со стрессом, но и другие, затрагивающие сферы его воздей­ствия и способы преодоления. Так, например, одной из задач занятия по теме "Сила воли: как ее воспитать?"является принятие школьниками активной жиз­ненной позиции, поскольку, как известно, для проявления силы воли необхо­димо желание и возможность собственного выбора действий.

Наличие силы воли необходимо человеку во многих ситуациях, в т. ч. в ситуациях фрустрации. Школьник переживает подобное состояние, когда что-то препятствует достижению его цели (например, он не получает той оцен­ки, к которой стремился, или не может решить задачу и др.). В этом случае справиться со своими негативными эмоциями ему помогут поддержка и так­тичное поведение взрослых и друзей, а также его личные качества (способность преодолевать трудности, терпение, сила воли, способность справляться с не­гативными эмоциями). На этом занятии учащимся можно предложить разыграть различные ситуации и способы их возможного разрешения (например, когда необходимо доделать какую-то важную работу, но человек устал или у него появились более интересные дела, что поможет ему собраться и все-таки завершить начатое?).

Как я преодолеваю трудности

Дискуссия на тему борьбы с трудностями позволит подростку сравнить опыт одноклассников со своим собственным, что, в свою очередь, расширит диапазон возможных вариантов его поведения в той или иной ситуации.

Я учусь планировать

Известно, что умение планировать, грамотно распределять свои силы и время позволяет человеку свести к минимуму некоторые стрессовые ситуации. У подростков многие стрессы, связанные со школой, вызваны неумением пра­вильно распределить свое время, вследствие чего они не успевают качествен­но выполнить домашнее задание, а свободного времени практически не оста­ется.

Особенно остро отсутствие умения планировать свое время и распределять силы ощущается в период сдачи экзаменов, когда многие школьники, стараясь подготовиться в последний день и выучить как можно больше, приходят на экзамен уставшими, психологически истощенными. Поэтому во время классной беседы с подростками на тему"Я учусь планировать"необходимо обсудить, как и почему четко составленный план Действий может помочь разрешить про­блемную ситуацию, затратив на это оптимальное количество сил и времени. Обсуждение какого-либо конкретного примера, предложенного самими школь­никами, позволяет более подробно рассмотреть данную проблему.

Что для меня значит общение

Как известно, ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение, а наличие уверенности в себе и качество этого общения тесно взаи­мосвязаны, а также влияют на положение, занимаемое подростком в кругу сверстников. Поэтому одно из классных занятий предлагаем посвятить обсуж­дению следующих тем:"Что для меня значит общение", "Общение и уверенность в себе", "Общение - необходимый компонент жизни человека".

На таких классных часах внимание уделяется ценности общения между людьми, его основным видам. Учитывая, что качество выстраиваемых отноше­ний между подростком и взрослыми или сверстниками зависит, в т. ч., и от ха­рактера его общения с ними, умение правильно общаться, правильно доносить до собеседника свои мысли, эмоции, просьбы, правильно слушать другого человека приобретает особую значимость.

Развитие у подростков определенных умений и навыков осуществляется через разыгрывание различных ситуаций с их последующим анализом. Так, например, упражнение, направленное на развитие навыков активного, реф­лексивного слушания, помогает учащимся осознать, насколько красноречивым может иногда быть наше невербальное общение и поведение. В этом упражне­нии подросткам предлагаются две ситуации: как посредством невербального поведения (жестов, мимики) можно показать заинтересованность в беседе или, наоборот, опрометчиво оттолкнуть собеседника, демонстрируя свое равноду­шие или даже отчуждение. Также могут применяться коммуникативные игры и задания, обучающие умению сотрудничать.

Занятие на тему "Как научиться слушать и понимать другого человека" посвящено тем проблемам и конфликтным ситуациям в жизни подростка, ко­торые могут быть вызваны отсутствием взаимопонимания в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Общаясь с другим человеком, важно понять его, услышать то, что он говорит, поскольку часто общение рассматривается лишь как способ заявить о своем "Я". На занятии следует также рассмотреть общение как средство психологической помощи другому человеку.

Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье

В числе возможных последствий стресса на организм школьника могут быть различные психосоматические заболевания. От состояния здоровья че­ловека зависит и уровень его стрессоустоичивости. Поэтому хорошо посвятить некоторые занятия теме здорового образа жизни. В ходе классной беседы под­ростки ищут ответы на следующие вопросы: что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье? как мое здоровье зависит от меня? Помимо факторов, благопри­ятно или, наоборот, негативно воздействующих на состояние нашего здоровья, необходимо обсудить со школьниками, почему здоровье является необходимым условием и крепкой базой для достижения человеком своих жизненных целей и самореализации.

Также желательно поговорить о тех видах деятельности, которые благотвор­но влияют на организм человека в целом, делая его менее уязвимым при небла­гоприятном воздействии стресса. Особое внимание следует обратить на:

регулярные физические занятия, которые не только помогают чело­веку избавиться от переизбытка адреналина, но и повышают чувство самоконтроля, учат управлять своими мускулами;

положительные эмоции. Кроме активного занятия каким-либо видом спорта, такие эмоции человек получает при занятии танцами, имея интересное хобби, при увлечении подвижными играми или чтением, музыкой, при общении с семьей и друзьями;

питание. Не секрет, что хорошо сбалансированное питание играет важную роль в жизни человека, поскольку способствует сохранению как физического, так и психического здоровья человека. Рациональное питание детей и подростков является одним из важнейших условий, обеспечивающих не только их гармоничный рост, своевременное со­зревание систем организма, оптимальные параметры интеллектуаль­ного развития, но и устойчивость организма к неблагоприятному воздействию стрессовых факторов. Поэтому выработка серьезного отношения к своему питанию занимает важное место в системе обуче­ния школьников подросткового возраста эффективному преодолению стрессовых ситуаций. Для обсуждения классный руководитель может выбрать следующие темы: "Какие продукты полезны, а какие вредны для моего здоровья", "Пропускать или нет утренний завтрак","Как лучше питаться во время подготовки к экзаменам" и др.

У подростков, пропускающих завтрак, отмечается тенденция к ослаблению внимания и снижению работоспособности по сравнению с теми, кто регулярно завтракает. Продукты должны быть распределены в течение дня таким образом, чтобы максимально удовлетворить физические и психические потребности человека. Поэтому на этом классном занятии можно попросить учащихся рас­сказать о том, что они едят на завтрак, какие продукты больше всего любят, какие витамины знают, в каких продуктах их больше всего.

Как я контролирую свои эмоции

Как правильно реагировать на критику

Часто одним из стрессовых факторов для подростка становится конфликтная ситуация или критика, направленная в его адрес. Поэтому классному руководи­телю следует уделить внимание и этим вопросам. Основными задачами занятия на тему "Как правильно реагировать на критику" являются следующие:

Научить подростков отличать справедливую критику от несправед­ливой;

Научить учащихся грамотно реагировать на критику;

Развить у школьников умения и навыки конструктивной критики.

В ходе ролевой игры "Искусство критики" подростки учатся правильно критиковать действия друг друга, а также грамотно реагировать на критические высказывания.

Что такое конфликт

В число основных задач занятия на эту тему входит развитие у подростков умения правильно и достойно вести себя в конфликтной ситуации, способности в спорной ситуации искать компромисс, удовлетворяющий интересы всех сто­рон, вовлеченных в конфликт. В ходе дискуссии, проходящей в классе, предла­гается обсудить следующие вопросы:

Какие существуют правила, обязательные для любого общения?

Что делать, чтобы не допустить возникновение конфликта?

Что нужно сделать, чтобы разрешить уже существующую конфликтную ситуацию?

Какие существующие способы решения конфликтных ситуаций эффек­тивны, а какие нет?

В ходе ролевых игр, в которых подростки занимают противоположные стороны конфликта, школьники приобретают навыки грамотного поведения в спорных ситуациях. На занятии происходит моделирование конфликтов с их последующим рассмотрением, а также разбор реальных спорных ситуаций, предложенных самими подростками. В качестве конфликтных могут рассмат­риваться следующие ситуации: конфликт с учителем, вызванный поведением подростка; учитель поставил

Школа — новый ответственный рубеж в жизни ребенка и, к сожалению, начало этого пути не всегда проходит гладко.У большинства первоклашек в течение разного времени наблюдается т.н. школьный стресс. И удивляться этому не стоит. Ведь период, когда дети идут в первый класс, выпадает на 6-7 лет, а это время очередного возрастного кризиса. Сейчас происходят существенные изменения в организме: быстрая прибавка в росте, изменения в работе сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной и других систем. Это приводит к повышенной утомляемости, раздражительности, перепадам настроения. Меняется и характер: в начале кризиса малыш «регрессирует», а затем делает резкий «рывок» в развитии вперед. Теперь понятно, что если такую «ломку» наложить на важную миссию первоклассника, детям и их родителям становится не сладко. О том, какие сюрпризы может преподнести «школьный стресс» и как пережить этот новый, сложный период в жизни ребенка, мы говорили с детским психотерапевтом центра ALTERA Людмилой Баталиной.1. Страх. Если ребенок начинает бояться спать самостоятельно, мочить кровать или у него появляются тики, заикания, значит, дело не обошлось без сильного страха. И чаще всего причиной становится крик или наказания учительницы. Обязательно узнайте у ребенка, как она разговаривает, и поговорите с мамами одноклассников, чтобы подтвердить информацию. Если учительница действительно повышает голос, для начала попробуйте объяснить ребенку, что так она выражает эмоции и зла им не желает. Педагога попросите хотя бы объяснять детям, почему она на них кричит. Если это не поможет, надо менять учительницу или школу, а ребенка необходимо показать неврологу и психотерапевту.2. Бойкот. Начнем с хорошей новости: в первом классе изгои меняются как перчатки, и ребенок, которого категорически не воспринимал коллектив вчера, может стать любимчиком завтра. Все в руках родителей. Во-первых, уговорите ребенка не унывать и начинайте действовать. Поговорите с учительницей, объясните ситуацию и попросите ее чаще хвалить ребенка, давать ему ответственные задания, назначить, например, старостой класса. Это улучшит его имидж в глазах одноклассников. Во-вторых, поговорив с ребенком, выясните, чем интересуются его одноклассники. Возможно, все играют с какой-то игрушкой, которой у вас нет. В таком случае лучше ее купить. Также можно предложить ребенку пригласить несколько одноклассников домой и устроить чаепитие или сводить всю компанию, например, в зоопарк. Если все эти ухищрения не изменят ситуацию, значит причина в самом ребенке (в его поведении), и проблему нужно решать совместно с психологом.3. Устаолсть. Для некоторых детей школьная нагрузка оказывается просто непосильной (из-за возраста или особенностей нервной системы). Такие ребята уже через 15 минут теряют интерес к занятию, смотрят в окно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениям учителя. Вы можете заметить, что ребенок быстро устает и рано ложится спать. Помочь первоклашке можно, изменив его режим дня. Отмените все кружки и секции в течение первого года обучения. Следите, чтобы в 21.00 ваш ребенок уже отдыхал, и обязательно старайтесь забрать его со школы до дневного сна (не оставляйте на продленку). Помогайте ему с уроками, и, конечно, обязательно ежедневно гуляйте на свежем воздухе. Если это не помогает, поговорите с учительницей об одном «выходном» в неделю, когда вы будете просто заниматься дома. А у вашего педиатра спросите о дополнительном приеме витаминов и микроэлементов.4. Протест. Как правило, протестующие против чего-то малыши становятся агрессивными: они непослушны, нарушают дисциплину на уроке, на перемене, ссорятся с одноклассниками, мешают им играть, отказываются идти в школу, ломают игрушки или школьную канцелярию и т. д. Так первоклашка выражает протест новой системе и родителям. Важно выяснить, с чем это связано. Во-первых, сами поинтересуйтесь у учительницы об отношениях ребенка с одноклассниками, о том, как он ведет себя на переменах и на улице. И помните, что ребенка нужно поддерживать в любой ситуации и напоминать, что вы хотите ему помочь. Даже если учительница отчитывает перед вами чадо, не спешите тягать его за ухо перед всем классом и становиться на сторону педагога. Молча выслушайте ее точку зрения, поблагодарите и скажите, что обязательно выясните все дома. Чтобы разобраться в ситуации, вы должны выслушать и мнение ребенка, а если вы унизите его прилюдно, он может перестать вам доверять. А учительницу попросите в следующий раз ругать вашего ребенка наедине. Дома спокойно объясните ребенку, что он — часть коллектива, в котором есть свои законы. Например: «Понимаешь, в школе не принято вскакивать, если ты знаешь ответ. Нужно просто поднять руку. Пойми, это такие правила, и их нужно соблюдать всем».5. Замкнутость. Некоторые первоклашки начинают замыкаться, часто плакать, краснеть, теряться даже при малейшем замечании учителя. Главная задача родителей — ежедневно расспрашивать ребенка о том, что происходит в школе, как изменилась его жизнь, комфортно ли ему сейчас. Спросите о его соседе по парте, об их отношениях, о «хороших» и «плохих» по его мнению, ребятах в классе, о обеде в столовой. Даже в таких, казалось бы, мелочах, может раскрыться причина проблемы. Узнав ее, попытайтесь совместно с ребенком найти выход (например, попросив учительницу пересадить). Если малыш категорически не хочет рассказывать, попробуйте выведать информацию с помощью историй из своей жизни. Скажите: «А знаешь, когда я пошла в школу, у меня были проблемы...». И наведите парочку разных примеров. Возможно, это позволит малышу разговориться.Специалисты говорят, главное войти в контакт с ребенком, помочь ему расслабиться и привыкнуть к незнакомой среде. Тогда Вы сможете спокойно заниматься своими делами, пока Ваше чадо вместе с другими школьниками познают окружающий мир через призму школы.По материалам segodnya.ua




Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top