Николай евграфович пестов. Богослов николай евграфович пестов в гребневе

Николай евграфович пестов. Богослов николай евграфович пестов в гребневе
«Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью, всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под совершенной радостью?» Так начал предисловие к своему двухтомному труду Николай Евграфович Пестов. А эпиграфом поставил слова из Евангелия от Иоанна (15 , 11): Да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна.

Труд именуется «Современная практика православного благочестия». Создавался он в 1950-х — 1960-х годах и тогда же, перепечатанный на сотнях машинок, распространялся в самиздате. Кто же он, его автор?

Он ученый-химик, специалист в области производства минеральных удобрений, профессор, преподаватель престижных советских вузов, автор многих научных работ и изобретений, кавалер ордена Ленина. Отец троих детей. Впрочем, о его детях и внуках нужно рассказывать отдельно. Что я и попыталась по мере моих сил сделать в журнале «Православие и современность» № 20 за 2011 год. Мне посчастливилось тогда общаться с дочерью Николая Евграфовича, Натальей Николаевной, вдовой протоиерея Владимира Соколова, и с тремя из пятерых ее детей. Двоих — протоиерея Феодора Соколова и епископа Новосибирского и Бердского Сергия (Серафима Соколова) — не было уже на земле. Очерк «Благословенное потомство» нетрудно найти на нашем епархиальном сайте. А сейчас — о книгах Николая Пестова.

Двухтомник «Современная практика православного благочестия» — это, по сути, учебник православной веры. Учебник на редкость толковый, четко систематизированный, полный и вместе с тем лаконичный. Однако от привычных нам школьных и вузовских учебников его отличает особая теплота, любовь, пронизывающая каждую строчку. Любовь к Богу, к Церкви, к святым — и к читателям. Читателям, из жизни которых была начисто исключена всякая христианская литература, начиная со Священного Писания. Каким же откровением, каким счастьем для них были эти самиздатские книжки, содержавшие всё необходимое для сознательного выбора: основы христианской догматики, православное учение о человеке, о грехопадении и грехе, о раскаянии и спасении; разъяснение таких понятий, как смирение, кротость, послушание, терпение, великодушие. От профессора Пестова тогдашние обитатели обезбоженного советского пространства узнавали, что такое молитва, какой она может и должна быть, что такое для православного христианина храм и церковные таинства. Читатель получал понятие о православном образе жизни, о правилах благочестия, о добродетелях, начинал понимать, зачем нужен пост, почему так важно внимание к себе и трезвение. Перед непривычными к таким вещам глазами читателя раскрывался целый мир — богатейший, требовательный, строгий и вместе радостный. Читатель постепенно продвигался вглубь этого мира, и незримая указка профессора Пестова (напомним, многоопытного преподавателя неорганической химии) вовремя указывала ему на то, что он должен был увидеть. Человек, до той поры не знавший о вере своих дедов и прадедов практически ничего, получал внятные ответы на непростые, однако неизбежно возникающие вопросы: если Господь благ, почему в мире столько горя и зла? Почему люди в Церкви не становятся безгрешными? Как относиться к иным религиям и людям, их исповедующим? Должен ли христианин участвовать в жизни общества или его удел — отрешенность от «мирской суеты»? Следует подчеркнуть, что на большинстве подобных вопросов активно спекулировала атеистическая пропаганда. Николай Пестов (почти всегда, впрочем, анонимный для читателя) спокойно разбирал завалы ложных представлений, уродливых стереотипов. (А стереотипы эти, меж тем, и помимо пропаганды формируются в сознании человека, не научившегося вникать в истину; и сегодня владеют многими «продвинутыми» умами. Почитаешь иного молодого автора, либерала и антиклерикала,— будто институт марксизма-ленинизма он закончил, все понятия о христианстве, о Православии — оттуда.)

Книги Николая Евграфовича приоткрывали перед читателем дверь (или, лучше сказать, окно) в святоотеческую литературу, которая даже и священникам в те годы была практически недоступна. Частые цитаты показывали ее глубину и универсальную применимость. Но почему я все время пишу о современниках Николая Евграфовича, умершего в 1982 году? Может быть, для нас, свободно участвующих в церковной жизни, имеющих неограниченный доступ к православной литературе, его труды уже и не так важны?

Напротив. Мы, журналисты и издатели, знаем: чем опытнее корректор, тем крепче он держится за словарь. Пестовский двухтомник можно сравнить со словарем, с энциклопедией, в которую полезно заглянуть всегда, какой бы вопрос ни возник. Почему так трудно справиться с грехом празднословия? Как быть с неверующим другом, стоит ли его переубеждать? Что делать, если чувствуешь себя одиноким, непонятым? Лично у меня ни разу не было так, чтобы я открыла Пестова и не нашла ответа, поддержки, не почувствовала того самого тепла — любви. Николай Евграфович был удивительно добрым, любящим человеком, об этом мне рассказывали его дочь и внучки; но даже и не будь я с ними знакома, я, кажется, догадалась бы об этом, читая его книги.

В наших церковных киосках и магазинах православной литературы можно увидеть также книгу Николая Пестова «Свет Откровения». Она разъясняет одну из самых сложных для понимания книг Библии, последнюю из них — Откровение Иоанна Богослова, или Апокалипсис. Текст книги «Свет Откровения» так же ясен, прост и доходчив, как текст двухтомника.

И еще об одной книге Николая Евграфовича нельзя здесь не сказать. Она называется «Жизнь для вечности» и обращает нас к личному опыту автора, опыту горькому, страшному и светлому. Сын профессора Пестова, Николай Пестов-младший, погиб в девятнадцать лет, в 1943 году, при освобождении Смоленска. Он рос в эпоху «штурма небес», тотальной и жесточайшей борьбы с Церковью. Но, вопреки всему этому, стал верующим — таково было влияние семьи. В годы, когда монахов расстреливали тысячами, Коля мечтал стать дивеевским монахом (Пестовы всегда считали преподобного Серафима своим покровителем). Но Бог призвал его к иной жертве… После похоронки отец собрал в книгу письма, полученные от сына — сначала из военной школы, затем с фронта, — и рассказал о собственном духовном опыте переживания его смерти. Поверьте, письма этого русского мальчика невозможно забыть, как и слова его отца.

По собственному свидетельству Николая Евграфовича и по свидетельствам близких ему людей, им двигало великое чувство — раскаяние. Раскаяние в «красной» молодости. Он был членом ВКП(б), комиссаром. Пока не встретил однажды — в 1921 году, во сне — взор Христов… В 30-х годах духовником супругов Пестовых был священномученик Сергий Мечёв, сын известнейшего московского старца Алексия Мечёва. После расстрела отца Сергия за Николаем и Зоей Пестовыми не пришли — ну разве что чудом, или Божиим Промыслом. Свою жизнь и свободу Николай Евграфович использовал на благо Христу и Церкви — настолько, насколько смог. Его книги будут читать еще очень долго.

Духовный писатель, доктор химических наук, профессор, ученый и педагог. Николай Евграфович родился в Нижнем Новгороде 17 августа 1892 г. Его отец относился к мещанскому сословию, мать – к купеческому. В результате воздействия литературы марксистов и Ренана он был атеистом, став военным комиссаром в 1919 – 1921 годы.

О том, что написано о периоде коммиссарства в дневнике писателя можно найти лишь эти заметки: «Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее... Весь этот кошмар... Все это было при отсутствии у меня христианской веры..». В 1921 году, первого марта во сне Николаю явился Христос. В ту ночь Господь вошёл в его сердце, и с тех пор, что бы ни делал Николай, что бы он ни чувствовал, он знал, что Христос всегда рядом с ним, и Божья помощь никогда не покидает его.

Н.Е Пестов был известен как видный учёный, работающий в области минеральных удобрений. Он занимался преподавательской деятельностью во многих крупнейших вузах столицы. Январь 1941 года стал временем защиты докторской диссертации и началом написания ряда книг, до сих пор не утративших своего методического и научного значения.

Деятельностью, связанной с написанием богословских трудов, он начал заниматься в военное время, после того, как осенью 1943 года в бою погиб Николай – его девятнадцатилетний сын.

Первой книгой, положившей начало литературно-духовного периода Николая Евграфовича Пестова, стала книга с названием «Светлой памяти Колюши, или памятник на могиле сына». Эта книга основывалась на письмах Николая с фронта и различных документах. Через некоторое время эта повесть была переименована автором, получив название «Жизнь для вечности».

Память о сыне послужила и продолжению трудов по нравственному богословию. Именно воспоминания о сыне стали главными мотивами для создания интереснейшего двухтомника «Пути к совершенной радости» для написания первой редакции книги «Над Апокалипсисом».

Середина пятидесятых годов стала знаменательна для Николая Евграфовича Пестова тем, что именно тогда им была начата работа над своим главным философско-религиозным трудом. Это многотомная диссертация, имеющая объединяющее название «Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)». О том, чтобы обратиться в полиграфию для того, чтобы там напечатали что-либо подобное, в то время не могло быть и речи. Поэтому выпуск «самиздатом» был единственно возможным вариантом, и спрос на многотомник «Современная практика православного благочестия (Опыт построения христианского миросозерцания)» был очень большим. Его многократно переписывали на пишущих машинках, а после в наше время этот труд стал жечужиной православной литературы.

Николай Евграфович Пестов (1892-1982), православный духовный писатель, профессор, доктор химических наук.

Родился 4 августа 1892 года в Нижнем Новгороде. Его отец происходил из мещан, мать - из купеческой семьи. В 1911 г. он поступил на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического Училища (теперь МВТУ им. Баумана), в котором учился с 1911 по 1914 год и с 1922 по 1924 годы. Первая Мировая война застала его на 4 курсе. Николай добровольно поступил в армию. Потом в своем дневнике он записал: "... спустя много лет я вижу в этом Промысел Божий, который на 8 лет вывел меня из стен училища, чтобы вновь вернуть в него, но уже совершенно другим человеком. Вышел Савл, вернулся Павел..."

По окончании военного училища Николай Пестов был произведен в прапорщики с назначением в пехотный запасной батальон. В середине августа 1915 года он был переведен в Ригу в артиллерийский полк для организации противохимической защиты. На фронте получил слуховую контузию, последствия которой остались на всю жизнь. Награжден орденом Св. Станислава III степени и орденом Св. Анны III степени. В документах полка Пестов был аттестован как "выдающийся офицер".

После февральской революции Пестов избирается членом Полкового Комитета, а затем в исполнительный комитет как председатель от полка и одновременно член Полкового Суда; в августе 1917 г. назначается полковым адъютантом.. 16 ноября 1917 г., оформив отпуск, он выехал на родину в Нижний Новгород, где после смены власти работал на государственной службе. В августе 1918 г. вместе с другими бывшими офицерами, дворянами и представителями буржуазии был арестован "в виду возможного выступления контрреволюционных белогвардейских элементов" (сорок человек были расстреляны). В ноябре, когда стало ясно, что белым не завладеть Нижним Новгородом, был отпущен на свободу. Все специалисты старой армии обязаны были встать на учет и служить на тех постах, на которые поставит их советская власть. Пестов был направлен на работу в органы Всевобуча. Не имея христианской веры, в декабре 1918 года он вступил в коммунистическую партию. После удачного доклада о положении дел в Нижегородском Всевобуче его оставили в Москве работать в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе. Одновременно он был зачислен курсантом на Центральные Высшие курсы Всевобуча, по окончании которых ему было присвоено звание военного комиссара. Весной 1919 Николай Евграфович попал на Восточный фронт в Северную группу войск. В сентябре 1919 года ему присваивается звание окружного военного комиссара и назначается должность Начальника Управления Всевобуча Приуральского военного округа.

В июле 1921 года Николай Евграфович увольняется из рядов РККА. Причиной оставления службы в армии послужило громадное духовное потрясение, происшедшее с ним в тот период. Постепенная стабилизация обстановки в России позволила ему демобилизоваться и вернуться в Москву для окончания образования.

Поздней осенью 1921 года он попал на лекцию Марцинковского "Жил ли Христос?" для студентов МВТУ и других вузов. "Я впервые услышал такие глубокие и содержательные слова о Христе и Евангелии. В моей душе родилось чувство глубокого раскаяния о содеянном мною. Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы. Этот вечер стал поворотным пунктом... С лекции я вышел христианином. Началась моя новая просветленная жизнь. Новые силы, неизведанные ощущения ворвались в душу. Уже не скорбь и тоска, но неизреченная радость наполняла душу, давая силы жить, работать, учиться, - писал он в дневнике. - Путь Евангелия и осуществление в жизни заповедей Христа - вот теперь мой путь, моя жизнь!".

Новые убеждения не позволяли оставаться в партии; он уничтожил партийный билет, не прошел очередную регистрацию и был исключен из рядов РКП(б). В Москве Николай Пестов познакомился с организаторамм Христианского Кружка в МВТУ и стал помогать в организации лекций на духовные темы. Марцинковский очень скоро приметил Пестова и способствовал его деятельности в Христианском Студенческом Кружке. В 1921 г. Пестов принимал участие в борьбе с голодом и эпидемией сыпного тифа в Саратове, где он также посещал общины христиан-студентов. К концу лета 1922 года Пестов вернулся в Москву, восстановился в МВТУ и продолжил учебу, в свободное время посещая собрания Христианского Студенческого Кружка. В 1923 г. Марцинковскому было сообщено в ГПУ, что за его религиозную проповедь среди студентов он высылается за границу.

В 1923 г. состоялась свадьба Николая Евграфовича и Зои Вениаминовны, с которой он познакомился в христианском кружке. В 1925 г. Пестов поступил на службу в Московское Высшее Техническое Училище в должности научного сотрудника при кафедре технологии минеральных удобрений.

После смерти Ленина отношение властей к студентам-христианам резко изменилось. Запрещено было проводить религиозно-философские собрания, закрывались религиозные кружки и общества. Христианский Студенческий Кружок в Москве также был ликвидирован властями, дом отобран, члены кружка подвергались всевозможным репрессиям, происходили обыски, аресты, ссылки. Пестов попал в тюрьму, сначала на Лубянку, потом в Бутырку. За два дня был арестован весь состав Христианского Студенческого Кружка. Спали на нарах вместе с уголовниками. Там же сидели и члены студенческого кружка теософов. Были сведения, что кружковцев спасла от высылки Н.К. Крупская. Вместо высылки им присудили 40 дней ареста, отделили от уголовников в особую камеру, где они проводили диспуты с теософами на религиозные и философские темы. В тюрьме Пестов познакомился с прихожанином церкви Святителя Николая на Маросейке (храм Николы в Кленниках). Настоятелем этой церкви был старец отец Алексий Мечев, в то время уже старый и больной человек. Духовное руководство в приходе после его смерти перешло к его сыну, о. Сергию Мечеву.

Вернувшись из тюрьмы, Пестов перестал посещать обновленческие храмы, стал постоянным прихожанином Маросейской церкви и духовным сыном о. Сергия Мечева. По благословению духовного отца Пестов в 1926 г. совершил поездку в Саров и Дивеево, где еще действовали монастыри.

В семье Пестовых подрастали два сына и дочь, их воспитанию Николай Евграфович уделял много внимания, борясь за их души, как и за свою собственную. Строго детей он никогда не наказывал: "Где действует любовь, там строгость не нужна".

Пестов вел большую научную и педагогическую деятельность: преподавал в вузах, читал лекции на предприятиях, руководил аспирантами; ему принадлежит около 160 научно-исследовательских работ, монографий и статей. В 1937 г. на заседании кафедры в Менделеевском институте проф. Пестов Н.Е. выступил против осуждения как "врага народа" талантливого ученого, арестованного тогда ГПУ, и был исключен из штата.

"Почти ежедневно, скорее еженощно, я ожидал ареста. Считаю, что только по молитвам моих детей, жены и духовного отца я в то время не был арестован и остался жив" - писал он позже.

Летом 1939 г. был приглашен на работу в МИЭИ им.Орджоникидзе, зачислен по конкурсу на должность зав.кафедрой химической технологии; с октября 1943 г. он зам. директора по научной и учебной работе. После защиты докторской диссертации в 1941 г. в АН СССР приказом ВАК он был утвержден в степени доктора химических наук.

Во время войны семья Пестовых из Москвы в эвакуацию не уезжала. Из-за бронхиальной астмы Пестов был освобожден от призыва в армию. Сыну Коле было 17 лет, его призвали только в сентябре 1942 г. А в октябре 1943 г. было получено сообщение, что он убит в бою. Николай Евграфович излил свое горе, написав книгу "Светлой памяти Колюши" или "Памятник над могилой сына". Позже он переименовал свой труд, назвав его "Жизнь для вечности".

Годы войны явились для Н.Е.Пестова годами интенсивной научной и педагогической деятельности. Его работы печатались и у нас в стране, и за рубежом. Некоторые аспекты его научных трудов имели непосредственное отношение к оборонной промышленности. Награды: в 1944 г. - орден Трудового Красного Знамени; в 1946 г. - медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне"; в 1953 г. за выслугу лет и безупречную работу в числе работников науки высших учебных заведений г. Москвы - орден Ленина. К концу военных лет Николай Евграфович перестал скрывать свои убеждения, снова ходил в храм, уже не боясь встретить там своих сослуживцев или студентов.

Первые труды по богословию были написаны Пестовым в конце 50-х годов. Это были выдержки и цитаты из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединенные в два тома под названием: "Пути к совершенной радости". В те же годы была написана первая редакция книги о погибшем на фронте сыне, а также первая редакция книги "Над апокалипсисом".

В последние годы своей служебной деятельности Пестов говорил: "Прошу Господа указать мне Свою Святую волю. Не пора ли мне отложить химию и физику, а остаток дней своих посвятить Господу?" Господь указал Свою волю следующим стечением обстоятельств. В эти времена (60-е годы) Пестов занимал должность зам. директора Инженерно-Экономического Института по научной части. Пришло распоряжение провести на всех кафедрах антирелигиозную работу, предписать всем профессорам и педагогам вклинивать атеистическую пропаганду во все предметы и предоставить соответствующий план. Т.к. делать все это Пестов отказался, его вызвали в кабинет директора института и в присутствии секретаря партбюро МИЭИ предложили уйти на пенсию. Когда после отпуска Пестов осенью пришел в институт, чтобы подать заявление об уходе на пенсию, ему сказали, что он уже отчислен приказом. Никаких торжественных проводов не было.

Последний год был мучительным. Николай Евграфович сознавал, что скоро умрет и готовился к этому великому моменту. Летом 1981 года он попросил его пособоровать. Во время Таинства он горячо молился; после соборования болезнь зримо отступила. Последние месяцы перед смертью он почти не вставал, еженедельно причащался Святых Таин и пребывал в непрестанной молитве. После Рождества 1982 года силы окончательно оставили его. Утром 11 января он впал в беспамятство и, не приходя в сознание, скончался в ночь на 14 января 1982 года в праздник Обрезания Господня и Святого Василия Великого, которого очень чтил. Погребен Николай Евграфович Пестов на кладбище при Смоленско-Никольском храме д. Гребнево Московской области.

Судьбы христиан, прошедших через горнило советских времен, различны. Кому-то досталась более тяжкая доля, кому-то — менее. Жизнь Николая Евграфовича Пестова, известного духовного писателя, профессора, доктора химических наук, автора книг «Пути к совершенной радости» («Опыт построения христианского миросозерцания») и «Современная практика православного благочестия» — это путь благочестивого мирянина, примерного семьянина и вполне лояльного к власти гражданина. Однако за внешним благополучием его жизни в зрелые годы скрывается внутренняя глубина, напряженная работа над собственной душой… Поучительной является и молодость Пестова — годы блужданий и отпадения от Бога.

Николай Евграфович Пестов родился 17 (4) августа в 1892 г. в Нижнем Новгороде и был последним, десятым, ребенком Евграфа Федоровича Пестова от его второго брака. Отец происходил из мещан, мать — из купеческого сословия. О родителях Николай Евграфович вспоминает, что они были очень добрые люди.

В семье отмечались церковные праздники, однако к молитве мальчика не приучали, в семье молилась только няня. Отец умер, когда мальчику было 6 лет. С 7 лет Николай занимается с сестрами русским языком, литературой, арифметикой. Раз в неделю к нему приходит диакон из Ильинской церкви и занимается с ним Законом Божиим.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, мать и сестры решили отдать его в реальное училище. Там он увлекается астрономией, химией, языком эсперанто, участвует в театральных постановках. На эсперанто он даже перевел один из рассказов Чехова. Книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса» оказала негативное влияние на жизнь юноши — прочтя ее, он стал атеистом. В то же время юноша знакомится с марксистской литературой.

После окончания реального училища Николай поступает на химический факультет Императорского Московского Высшего Технического Училища. Живет в Москве у своего крестного отца, богатого купца, большей частью занимается самостоятельно в лабораториях и библиотеках, дает уроки школьникам. Посещает театр, ведет обычный для молодого человека образ жизни.

В 1914 г. поступает в военное училище, становится прапорщиком. В качестве специалиста по химии попадает на фронт, где участвует в подготовке солдат к противохимической обороне. Был случай, когда Николаю пришлось обезвреживать бомбу: чтобы довезти ее до места назначения и избежать взрыва, пришлось взять смертоносный предмет на руки и так ехать в трясущемся на разбитой дороге грузовике. В 1916 г. молодого человека производят в подпоручики, в этом же году он женится на Руфине Дьячковой, дочери присяжного поверенного.

После февральской революции Николай Пестов избирается членом полкового комитета и полкового суда. В отзыве о нем говорится: «Службу знает хорошо и несет ее серьезно. Очень тактичный, дисциплинированный и выдержанный офицер. Обладает прекрасными способностями и знаниями. Прекрасный товарищ, отзывчивого и благородного сердца». За боевые отличия награжден орденом св. Станислава III степени и орденом св. Анны III степени.

После Октябрьской революции возвращается в Нижний Новгород, поступает на работу в Нижегородский горпродком. В условиях наступления белогвардейских частей Пестова как бывшего офицера арестовывают. Он избегает смерти во время «красного террора», когда расстреливали каждого десятого из заключенных, предварительно выстроив всех в ряд. Десятым в ряду оказался тесть Пестова, стоявший с ним рядом.

Для «большей возможности служить Родине» вступает в Коммунистическую партию. Работает во Всевобуче (Всеобщее военное образование), учится на Высших курсах. Получает звание военного комиссара. В партию вступает и его жена. В 1919 г. направлен на Восточный фронт, развернутый против Колчака. И здесь жена рядом с ним. В должности окружного военного комиссара Н. Е. Пестов назначен начальником Всевобуча Приуральского военного округа. Знакомится с Троцким, которого впоследствии назовет «демонической личностью». «За каждого убитого революционера убьем пять контрреволюционеров!» — говорил Троцкий. С горечью Пестов признавал позже, что заслужил расположение Троцкого.

Во время своего последнего приезда в Екатеринбург Троцкий подарил Николаю Евграфовичу свою книгу с дарственной надписью: «Моему другу и соратнику Н. Пестову на память. Лев Троцкий».

В 1921 г. от Н. Е. Пестова уходит жена, в том же году он увольняется из Красной армии. Этому шагу способствовал глубокий внутренний перелом. Однажды во сне он видит, что находится в подземелье, сзади стоят сестры, а по коридору мимо него проходит Христос, обратив на него любящий и строгий взгляд. За Христом следует дядя Пестова. Николай Евграфович просыпается в смятении и тут же осознает, что он нераскаянный грешник, что вокруг грязь и кровь… Во сне он один поклонился Христу, сестры стояли, как бы ничего не видя. Николай Евграфович пишет, что в ту ночь Господь вошел в его сердце и с тех пор никогда не покидал его.

После увольнения из армии Пестов переезжает в Москву, восстанавливается в МВТУ. Родственники не принимают его, за глаза называя «чекистом». Случайно он попадает на лекцию В. Марцинковского, лидера движения христианских кружков, под названием «Жил ли Христос». «Внезапно точно пелена упала с глаз, в простых словах Евангелия, которое читал лектор, я услышал ответ на мучившие меня вопросы», — пишет Николай Евграфович. Слезы полились из глаз, и остаток вечера он проплакал. С лекции молодой человек вышел христианином. Он становится членом христианского кружка в МВТУ. В том же году посещает Поволжье, охваченное жутким голодом, видит все ужасы эпидемии тифа. В кружке знакомится с будущей женой, Зоей Вениаминовной, и вскоре, в 1923-м, они женятся. У них рождаются сын Николай, дочь Наталья и сын Сергей.

Новые убеждения не позволяют Н. Е. Пестову оставаться в партии, он уничтожил партийный билет, не прошел очередную регистрацию и был исключен из рядов РКП (б).

В 1924 г. проводит 40 дней в Бутырках вместе с другими членами христианского кружка. В тюрьме он встречает человека, бывшего членом общины храма во имя свт. Николая на Маросейке. Выйдя из тюрьмы, поступает под духовное руководство о. Сергия (Мечева), становится членом маросейской общины. Этот храм становится его вторым родным домом. В нем тогда бывали всенощные службы, продолжавшиеся до утра. В храме Николай Евграфович становится кем-то вроде старосты. Здесь происходит его становление как христианина, он постепенно приучает себя к постоянной Иисусовой молитве, переживая всю глубину зла, в которую погружалась его душа, когда он не был христианином. К этому же времени относится его «генеральная» исповедь во всех грехах, совершенных в жизни. Он совершает паломничество в Дивеево, самостоятельно изучает богословскую и философскую литературу, в т. ч. Добротолюбие, книги В. Соловьева и П. Флоренского.

По воспоминаниям дочери, «от папы всегда веяло лаской, тишиной и покоем». Он был со всеми сдержан и учтив, и его все любили. Наталья Николаевна пишет, что ее «чувства к отцу с годами перешли в чувства к Богу: чувство полного доверия, чувство счастья — быть вместе с Любимым; чувство надежды, что все уладится, все будет хорошо; чувство покоя и умиротворения души, находящейся в сильных и могучих руках Любимого». «Строго папа нас никогда не наказывал, а мама говорила: «Дети из тебя веревки вьют!» Но папа отвечал: «Где действует любовь, там строгость не нужна». Отец водил детей в церковь, особенно любила эти походы дочь, она пишет, что «быть в течение нескольких часов рядом с отцом было для меня счастьем». Но в 30-е годы все храмы позакрывали, ходить стало некуда, да и дома иконы попрятали в шкаф и закрыли занавесками. В семье под видом матери Николая Евграфовича жила монахиня матушка Евникия.

Когда дети подросли, родители стали нанимать гувернанток-немок, и вскоре дети свободно объяснялись по-немецки. Одна из гувернанток оказалась сектанткой, и на адрес Пестовых стали приходили сектантские письма, что привело к аресту Зои Вениаминовны. Следователи говорили ей, что муж арестован, дети — в детдоме, на вопрос «за что?» отвечали: «Скажите сами», провоцируя женщину. Все это происходило с ней в Самаре, мужа в тот момент рядом не было. Узнав о случившемся, Николай Евграфович отправился в Самару. Бродя вечером по городу, он прочитал трижды тропарь преподобному Серафиму и попросился на ночлег в третий по счету дом. Оказалось, что одна из живших в нем девушек работает в тюремной больнице, где как раз лежала Зоя Вениаминовна, и могла рассказать ему о ней. К счастью, жену вскоре выпустили на свободу.

Однажды Николай Евграфович ехал в поезде, думал о своем и не участвовал в разговоре попутчиков. Один из них, как многие в то время, охваченный бесом подозрительности, заявил, что неразговорчивый пассажир — враг народа и его следует сдать соответствующим органам. С Пестовым была Библия — ее обнаружение при обыске повлекло бы арест. К счастью, один из участников компании пообещал напоить угрожавшего перед прибытием поезда и Николаю Евграфовичу удалось вовремя покинуть вагон.

Иногда в доме Пестовых служились литургии. Собравшиеся разговаривали шепотом, а пели тихо — «как комарики жужжат».

Профессиональная карьера Николая Евграфовича развивается успешно, он получает благодарности и грамоты за ударный труд, работая преподавателем и научным сотрудником в различных московских институтах и специализируясь в области технологии производства химических удобрений. Без неприятностей дело, правда, не обходится. Пестов выступил против ареста проф. Юшкевича, заведующего одной из кафедр Менделеевского института, и его увольняют из института. Семья ждет дальнейших репрессий, но Пестова даже не арестовывают. В 1941 г. он защищает докторскую диссертацию. Всего за свою жизнь Николай Евграфович написал около 160 научных работ, монографий и статей. В 1944-м его награждают орденом Красного Знамени, в 1953-м — орденом Ленина, который ему вручал Калинин на президиуме Верховного совета СССР.

Однако работа не мешает ему много времени посвящать детям. Он проводил с ними все свои отпуска — играл с ними в теннис, крокет, волейбол, учил плавать, катал на лодке. Зимой он ходил с ними на каток и сам катался на коньках. Вообще атмосфера в семье была аскетической, и, если бы не дети, было бы грустно. Отец строго постился, и между ним и мамой постоянно возникали скандалы, когда она просила его поесть скоромного. Отец стремился к святости, и его аскетическая жизнь была не под силу супруге. Это вызывало напряжение в семье, дети молились о мире между родителями и были очень рады, когда заставали их прильнувшими друг к другу и веселыми.

Узнав о начале войны, Зоя Вениаминовна задрожала и стала повторять: «Убьют Колю, убьют…» — что впоследствии и произошло. Семья не поехала в эвакуацию, осталась в Москве. Дети не бегали в убежище во время бомбежки, а ложились спать, помолившись и с твердой верой, что без воли Всевышнего «не пропадет и волос с головы».

В 1943 г. в бою погибает старший сын Николай.

К концу военных лет Николай Евграфович перестал скрывать свои убеждения. Все стены кабинета он завесил иконами и религиозными картинами Васнецова и Нестерова. Он снова ходил в храм и не боялся встретить там своих сослуживцев или студентов.

Студенты любили профессора Пестова. Он не заставлял их зазубривать формулы, не боролся со шпаргалками, поэтому ими никто не пользовался. На экзамены и зачеты он разрешал студентам приносить с собой и держать открыто на столе какие угодно учебники, тетради и записи.

В конце 50-х годов Николаем Евграфовичем были написаны первые труды по богословию. Он объединил их в два тома под названием: «Пути к совершенной радости, или Опыт построения христианского миросозерцания». В те же годы была написана первая редакция книги о погибшем на фронте сыне, а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом». В 68 лет Пестов уходит на пенсию, точнее — его увольняют за отказ вести атеистическую пропаганду в учебной работе. С этих пор он посвящает себя богословию, изучает отцов Церкви, знакомится с католической и протестантской теологией и говорит даже, что это сроднило его душу с западным христианством. После ознакомления с западными религиозно-философскими работами он стал воспринимать всю христианскую Церковь как целое, как единое древо с ветвями.

Николай Евграфович получал много благодарных отзывов, в т. ч. и от патриарха: «Ваши труды очень и очень нужны людям. Спасибо Вам… Господь да благословит Вас во всех Ваших делах…» (Патриарх Московский и всея Руси Пимен, 14 мая 1977 года).

Зоя Вениаминовна тоже была человеком удивительных дарований. Она знала и помнила массу исторических событий, имен, и ее можно было слушать часами. Она захватывающе читала наизусть стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Надсона и многих других поэтов. Она жила духом апостольства: могла подойти к любому в храме и спросить: «А понимаете ли, что поют, что читают?». И тут же готова была не просто объяснить, а зажечь душу собеседника такой же верой, какую имела сама. Особенно это часто случалось с молодежью. Ее слушали с удовольствием, часто уже после службы где-нибудь в сквере она продолжала делиться с человеком самым дорогим. Так случилось и за несколько дней до ее кончины. Она еще долго просвещала молоденьких девушек-студенток после службы на улице в Сокольниках. Было холодно, Зоя Вениаминовна простудилась, получила воспаление легких и умерла. Произошло это в 1973 г.

В вечную жизнь Николай Евграфович провожал супругу горячей слезной молитвой. Он больше года без конца читал акафисты и каноны об упокоении души супруги, часто сидел отрешенный от жизни, не замечая времени, забывая обо всем… Но время исцелило его душу; в 75-м он переехал на новую квартиру, жизнь вокруг него била ключом, и он снова стал живым и радостным.

С годами жизненный подвиг Николая Евграфовича не слабел, но только усиливался. Дети пишут, что отец настроил себя на такой четкий и жесткий режим, что порой приходилось только удивляться его выносливости. Весь день пожилого человека был четко расписан — буквально по минутам. Он считал своим долгом приготовить внукам завтрак и проследить, чтобы они не опоздали на занятия.

Большая часть времени после увольнения с работы уходила на прием посетителей. Люди тянулись к нему, как мотыльки на свет. Это были и старые друзья, бывшие члены христианского студенческого кружка, и «маросейские», но было среди приходивших и много молодежи. Николай Евграфович не жалел и не боялся давать им редчайшие книги из каталога духовной литературы, всегда помня, что книга только тогда приносит пользу, когда ее читают. В последние годы жизни он преимущественно сосредоточил всю свою работу на размножении духовной литературы, не издававшейся государственными издательствами. Литературу увозили во все концы в немалых количествах, что весьма радовало «издателя» и придавало ему новые силы.

Вот как пишет в своих воспоминаниях о Николае Евграфовиче один близкий ему человек: «Больше всего я в нем ценила понимание души людей без долгих разговоров, порой совсем без слов, даже без взгляда, а просто одним присутствием…» Провожая посетителя, если тому предстояла дорога, он непременно молился с уходящим о предстоящем путешествии.

Каждую неделю Николай Евграфович причащался Святых Христовых Таин за ранней воскресной литургией. Всенощные, акафисты, Великий канон св. Андрея Критского, службы Страстной седмицы он обычно вычитывал келейно. Не спеша, умилительно и с глубокой сосредоточенностью проходили часы этих молитвословий в его комнате. Принимали участие в этих молитвах и внуки, читая Трисвятое, шестопсалмие и тихонько подпевая за дедушкой знакомые ирмосы.

Внуки еще при жизни его служили иподиаконами в Ильинской церкви в Обыденном переулке на Кропоткинской, где служил и патриарх. Хиротонию его внука (монаха Сергия) во диакона совершал сам Патриарх Пимен.

Последние месяцы перед смертью Николай Евграфович почти не вставал. Давала о себе знать тяжелая болезнь желудка. После Рождества 1982 года силы окончательно оставили его. Он скончался в ночь на 14 января 1982 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святого Василия Великого, которого очень чтил.

В заключение приведем сжатые формулировки-девизы, составленные Николаем Евграфовичем Пестовым на все случаи жизни.

  1. Богу — трепет, ожидание смерти, страшного суда, непрестанная молитва.
  2. Людям — любовь, приветливость, ласковость, неосуждение и быть всем слугой.
  3. Молитве — тщательность.
  4. Поступкам — волю Господню.
  5. Словам — большую осторожность.
  6. Мыслям — беседу с Господом (непрестанную молитву) и память о смерти.
  7. Телу — суровость.
  8. Пище — умеренность.
  9. Внешности — бодрость, жизнедеятельность и услужливость.
  10. Душе и памяти — плач о грехах.
  11. Времени — бережливость.
  12. Труду — тщательность и усердие.
  13. Деньгам и материальным благам — щедрость.
  14. Просьбам — внимание и выполнение.
  15. Своим личным интересам — забвение.
  16. Обидчикам и укорителям — благодарение.
  17. Похвалам — молчание и внутреннее самоуничижение.
  18. Соблазнам — бегство.
  19. Смеху — воздержание.
  20. Памяти — бездну грехов совершенных.
  21. Отношению к окружающим — терпение.
  22. Болезням — терпение с благодарением. у христиан нет слова «несчастье», но «воля Божия».
Николай Евграфович Пестов
Дата рождения 17 августа (1892-08-17 )
Место рождения Нижний Новгород
Дата смерти 14 января (1982-01-14 ) (89 лет)
Род деятельности химик
Награды и премии

Биография

Н. Е. Пестов родился 17 августа 1892 года в Нижнем Новгороде . Его отец происходил из мещан, мать - из купеческого сословия. Николай был последним, десятым, ребёнком в семье.

В 1903-1910 годах учился в реальном училище, где окончил дополнительный класс, что дало ему право поступления в высшее учебное заведение - в 1911 году он поступил на химический факультет Императорского Московского высшего технического училища . В 1915 году с четвёртого курса училища ушёл добровольцем на фронт. Поступив в Алексеевское военное училище , он к августу 1917 года был уже адъютантом полка в звании поручика . Во время кратковременного отпуска в феврале 1916 года он женился на дочери присяжного поверенного Руфине Дьячковой.

С февраля по август 1918 года Н. Е. Пестов служил в Нижегородской ЧК делопроизводителем, затем в Горпродкоме; 13 августа 1918 года он был арестован, но 2 ноября освобождён и был направлен на работу в органы Всевобуча. В декабре 1918 года вступил в РКП(б) . В Нижнем Новгороде он работал до 30 января 1919 года. Затем работал в Москве, в Управлении Всевобуча при Всеросглавштабе и, одновременно, учился на Центральных Высших курсах Всеобуча. Весной 1919 года в числе 15 тысяч коммунистов он был отправлен в Северную группу Восточного фронта и после победы красной армии в августе был вызван в Москву. В сентябре 1919 года ему присвоили звание окружного военного комиссара и направили начальником Управления Всевобуча в Приуральский военный округ . На этой должности он оставался в Свердловске до 1921 года. Об этом периоде своей жизни он написал в своём дневнике:

Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар … карамазовская грязь… Все это было при отсутствии у меня христианской веры…

Весной 1921 года он пережил духовный опыт , приведший его к вере; в июле 1921 года он уволился из рядов РККА, а в 1922 году вышел из партии. В это время также от него ушла его первая жена, а он, вернувшись в Москву, окончил МВТУ.

Осенью 1921 года Пестов попал на лекцию В. Ф. Марцинковского и вскоре познакомился с организатором Христианского Студенческого Кружка в МВТУ Зоей Бездетновой, с которой обвенчался 20 мая 1923 года. В 1924 году как член Христианского Студенческого Кружка он был арестован, но 19 декабря был освобождён. В Бутырской тюрьме он познакомился с прихожанином Никольского храма на Маросейке , в котором вскоре стал исполнять обязанности старосты.

Ещё до окончания МВТУ, Н. Е. Пестов был зачислен сотрудником Научного института по удобрениям (НИУИФ). В МВТУ он был ассистентом академика Э. В. Брицке и читал курс по технологии удобрений. Затем, продолжая работать в НИУИФ, он перешёл во , а позже - в Военную академию химической защиты , где в должности заведующего кафедрой калийных солей проработал до октября 1933 года.

В 1933-1937 годах он работал на кафедре технологии минеральных веществ (профессор кафедры с 1934 года) . За отказ выступить на собрании с осуждением арестованного профессора Н. Ф. Юшкевича , осенью 1937 года Н. Е. Пестов был уволен из МХТИ. Спустя два года он был избран по конкурсу заведующим кафедрой химической технологии , где в январе 1941 года защитил докторскую диссертацию «Физико-химические свойства порошкообразных и зернистых продуктов химической промышленности»; с декабря 1942 по декабрь 1943 года был деканом химического факультета, а с октября 1943 года состоял заместителем директора по научной и учебной работе.

4 ноября 1944 г. Н. Е. Пестов был награжден орденом «Трудового Красного Знамени», а в 1946 году - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Н. Е. Пестов - автор трудов философского и богословского содержания. С 1943 года работал над фундаментальным трудом « (Опыт христианского миросозерцания)». В конце 50-х годов Н. Е. Пестовым были написаны первые труды по богословию. Это были в основном выдержки из святых отцов и учителей Церкви по различным вопросам христианской жизни, объединённые в два тома под названием «Пути к совершенной радости», а также первая редакция книги «Над Апокалипсисом».

Скончался 14 января 1982 года . Погребён на кладбище в Гребнево Московской области, рядом с могилой жены.

Библиография

Книги

  • Современная практика православного благочестия . Том I.
  • Современная практика православного благочестия . Том II.
  • Православное воспитание детей . - СПб. : Сатисъ, 2010. -



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top