Обучение во время сна. Учиться во сне: возможно ли это? Упоминание в литературе и кинематографе

Обучение во время сна. Учиться во сне: возможно ли это? Упоминание в литературе и кинематографе

Как учиться во сне? Многих наверняка интересовало, можно ли сэкономить время и силы путем обучения во время сна.

Метод обучения во сне в науке известен под названием «гипнопедия». В переводе с греческого «гипнос» обозначает «сон», а «педия» - обучение. Подобный способ учебы практиковался еще древними индийцами. В те времена буддийские монахи таким образом обучали священным текстам, нашептывая их спящим ученикам. В настоящее время известно применение гипнопедии для военно-морских офицеров США: им на ночь через наушники начитывались телеграфные коды. Это известный случай, получивший одобрение на государственном уровне.

Конечно, любой студент был бы рад, не прикладывая особенных усилий, за 5 минут освоить трудную дисциплину. Возможно ли это?

Человеческий мозг до сих пор до конца не изучен, и его возможности покрыты тайной. Главное предназначение этого важнейшего физиологического органа - фиксировать, хранить и предоставлять в случае необходимости различную информацию.

Наше подсознание способно запоминать все, что мы когда-либо узнали или увидели, даже если человек об этом не догадывается. Нам кажется, что мы уже давно позабыли то или иное событие, но оно никуда не девается из подсознания.

Наше подсознание способно усваивать информацию, даже если мы об этом не догадываемся.

При засыпании происходит следующее:

  • расслабляется мышечная структура, тело отдыхает;
  • мозг продолжает функционирование в спокойном режиме, передавая команды нашим органам и обеспечивая физиологические процессы жизнедеятельности;
  • подсознание, наоборот, просыпается, в связи с чем человек становится особенно восприимчивым.

Таким образом наша память способна даже при отдыхе тела во время сна фиксировать информацию, поступающую извне. Вопрос только в том, как ее извлечь из нашего подсознания.

Научными исследованиями установлено, что существуют три стадии активности мозговой деятельности в процессе сна:

Человек способен запоминать поступающую информацию только на начальной стадии, то есть в процессе засыпания и неглубокого сна. Именно поэтому гипнопедия возможна лишь в кратковременный период засыпания, примерно около двадцати минут, и не может продолжаться длительное время. При глубоком засыпании человек абсолютно не восприимчив к поступающим извне раздражителям.

Если верить соннику, сновидения способны нести различную информацию. Но на самом деле, это лишь реакция организма на обработку полученных за день впечатлений.

Стадия поверхностного сна (альфа-ритм) - это состояние, когда наше подсознание максимально восприимчиво к обработке получаемых данных. При этом осуществляется взаимодействие между полушариями мозга, способствующее развитию творческих способностей, регуляции психоэмоционального состояния человека, нормализации гормонального фона и аутоиммунной системы.

Учеными установлено, что при засыпании стимулирование мозга с целью закрепления полученной информации наиболее эффективно.

Учение во сне позволяет овладеть многими науками. Нет смысла перечислять все области знаний, доступные при данном методе. Главный принцип - не стоит учить во сне те предметы, которые достаточно эффективно усваиваются в дневное время.


Чаще всего таким образом можно изучать дисциплины, наиболее тяжело поддающиеся обучению, но в то же время требующие быстрого восприятия. К ним относятся иностранные языки, компьютерные технологии, игра на музыкальных инструментах, запоминание различных данных.

Учение в процессе сна можно сравнить с гипнозом - и то, и другое вызывается внушением. Но, в отличие от гипноза, он характеризуется более слабым уровнем воздействия. Лучшему запоминанию способствует спокойное и уравновешенное эмоциональное состояние. В этом случае человек максимально концентрируется для усваивания получаемой во сне информации.

Эффективность «сонных» тренингов значительно возрастает, если:

  • обучаемый максимально заинтересован в процессе;
  • получаемая при этом информация не выводит из уравновешенного состояния;
  • студента не тревожат никаким образом;
  • мышечная структура не напряжена;
  • стороннее воздействие - звуки, запахи и прочее - минимальны или полностью исключены.

Очень важно, чтобы человек верил в то, что обучение во сне принесет результат. Также большое значение имеет степень достигнутой релаксации мышц. Эта способность тренируется. Напрягите руку или ногу настолько сильно, насколько сможете. Удержав усилие некоторое время, внезапно расслабьте. Вы сможете уловить и зафиксировать это ощущение максимальной расслабленности, которое следует вызывать всякий раз при засыпании в процессе гипнопедии.

Перед сеансом следует лечь на удобное ложе. Оно не должно быть чрезмерно мягким или наоборот - слишком твердым. Необходимо расслабиться и постараться заснуть. Обучающая запись включается спустя полчаса. Громкость не должна быть слишком большой. Возможно чтение вслух педагогом негромким голосом.

Некоторые исследователи отмечали повышенные результаты, если подача материала сопровождалась негромкой спокойной музыкой.

Хотя феномен гипнопедии был подвержен длительным и разносторонним исследованиям, до настоящего времени полностью не доказана его эффективность.

Известный ученый А. Потапов рассказывал, что около полугода изучал английский язык, используя данную методику. Он отметил, что в итоге чтение текстов стало намного легче, но на всем продолжении подобных сеансов страдал от кошмарных сновидений. Некоторые исследователи всерьез опасаются, что гипнопедия может представлять серьезную угрозу для здоровья.

Но нельзя не учитывать положительную динамику многих обучающихся. Например, некоторые студенты первых курсов высших технических учебных заведений, которые учились иностранным языкам посредством гипнопедии, наряду с традиционным способом, обладали вдвое большим словарным запасом, нежели обычные обучающиеся.


В то же время отмечаются противоречивые результаты различных проведенных исследований в этой области. Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что применение гипнопедии наиболее эффективно как дополнение к традиционным методам. Для того чтобы добиться ощутимого результата, требуется проводить сеансы на протяжении длительного временного периода, повторяя многократно один и тот же материал.

Если мы учим какую-либо новую дисциплину, добиться результатов, применяя лишь метод «сонного образования», невозможно.

Но гипнопедия позволяет обеспечить:

  • повышение эффективности дневного обучения;
  • улучшение запоминаемости пройденного днем материала;
  • тренировку памяти.

Но некоторые сомнологи уверены, что человек должен отдыхать во сне, и подобное образование способно вызвать лишь перегрузку мозга. Поэтому свое право на жизнь данной методике еще предстоит доказать.

– VAndrey

Если вы действительно хотите освоить новый навык, вам стоит лечь спать сразу же после занятия. Невероятно, но если спать под музыку или при свете ароматической свечи, то можно лучше запомнить выученное в течение дня. Конечно, сон под музыку вряд ли заменит ночь зубрёжки, но определённую пользу он всё же может принести.

Хотя у ученых до сих пор нет полной картины процессов, происходящих в человеческом организме во время «обучения во сне», некоторые довольно эффективные методики такого сна уже применяются по всему миру.

Известно, например, что люди могут лучше запомнить местоположение какого-либо предмета, если во время сна они слушают мелодию, которую они слышали, когда клали этот предмет на место. Аналогичный приём может быть использован при изучении иностранных языков. Можно засыпать под аудиозапись со словами, изученными в течение дня.

Предполагается, что дальнейшие исследования позволят улучшить методику «учебного сна», позволяющую улучшить память и повысить обучаемость, но уже сейчас она нашла ряд практических применений.

1. Во сне можно учить иностранные слова

Недавно учёные проводили исследования в группе немцев, изучающих голландский язык с нуля. Группу разделили на две части. Участникам одной из них, пока они спали, включали аудиозапись с недавно выученными словами, причём не говорили им об этом. Вторая половина спала в тишине. Успехи в изучении новых голландских слов были выше в первой половине группы.

Чтобы убедиться, что данная методика эффективна именно за счёт того, что аудиозапись слушают во сне, была набрана третья группа испытуемых – они слушали новые слова во время прогулки. Результаты участников третьей группы уступили результатам участников первой.

В чём же секрет этого феномена? Наиболее убедительный ответ на этот вопрос заключается в следующем. Сон человека подразделяется на фазы, называемые периодами быстрого и медленного сна. Во время медленного сна мозг усиленно работает, сохраняя наши кратковременные воспоминания в область долговременной памяти.

В группе изучавших голландский язык были проведены исследования активности мозга с помощью энцефалографии. Результаты тех студентов, которые слушали аудиозаписи новых слов во сне, показали большую активность медленных волн.

Большая активность медленных волн, по мнению учёных, свидетельствует о более активных процессах запоминания новых слов.

2. Сон под музыку способствует обучению игре на музыкальных инструментах

Описанный метод эффективен не только для запоминания новых слов. Таким же образом можно запоминать и мелодии.

Недавно исследователи работали с группой людей, обучающихся игре на гитаре по методике, заимствованной из видеоигры Guitar Hero. После занятий участникам эксперимента предлагали поспать.

Участников не предупредили, что их разделили на две подгруппы. Участникам из первой подгруппы, пока они спали, играли ту же мелодию, которую они перед этим репетировали. Участники из второй спали в тишине. Затем участникам из обеих подгрупп предлагалось сыграть мелодии, которые они разучивали на последнем занятии. Результаты участников из первой подгруппы были существенно лучше, чем из второй, несмотря на то, что они не знали, что спали под музыку.

3. Прослушивание определённых звуков во сне способствует улучшению памяти

Мы забываем огромное количество информации, особенно часто даты и то, что кажется нам малозначительным. Наш мозг использует специальную систему маркировки, чтобы различать важную и несущественную информацию. Информация с пометкой «важно» сразу записывается в долговременную память. Воспоминания без этой пометки хранятся в кратковременной памяти и довольно быстро заменяются новыми.

Что делать, если что система маркировки не сработала и то, что для вас на самом деле важно, не попало в долговременную память?

Ученые недавно обнаружили, что люди, которые услышали какой-нибудь звук при запоминании даже того, что не показалось им важным, запоминали этот факт гораздо лучше.

Они исследовали группу добровольцев, участникам которой было предложено размещать иконки в определённых местах на экране компьютера. Компьютер был запрограммирован воспроизводить определенный звук, соответствующий каждой иконке, при её размещении. Так, при размещении значка с изображением кошки воспроизводилось мяуканье, а при размещении значка с изображением колокольчика – его звон. После этого участникам исследования предлагали вздремнуть. В то время как они дремали, ученые воспроизводили звуки, соответствовавшие некоторым значкам (как и в предыдущих исследованиях, добровольцы не знали, что это происходило).

Интересный факт: люди, которые слушали звуки, даже один из звуков, смогли лучше вспомнить все объекты. Другими словами, один звук вызывал различные воспоминания.

Результаты описанных исследований совпадают с результатами проведённых ранее, в которых ученые использовали запах вместо звука. Так, исследование 2007 года показало, что люди, вдыхавшие аромат розы во время учёбы, запоминали изученный материал лучше, если спали в помещении, наполненном тем же самым ароматом.

За минувшие полвека человечество узнало о сне примерно столько же, сколько за предыдущие тысячи лет своего существования.Лишь в последние десятилетия ученые сделали большинство открытий об этом явлении. Главное из них заключалось в том, что ночью мозг не отдыхает, а активно работает, восстанавливая физические ресурсы, управляя выделением биологически активных веществ, обеспечивая консолидацию памяти.

В период интенсивного изучения сна было развенчано основное количество связанных с ним мифов. По крайней мере, сейчас ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что во сне душа покидает тело или что сновидения могут иметь мистическую природу. Тем не менее, именно научные достижения привели к возникновению новых заблуждений о сне…

Связь между сном и памятью впервые была установлена еще в 60-е годы. На основании этого ученые предположили, что во время сна мозг человека может быть восприимчив к обучению, и что новый материал, начитанный спящему, может запомниться и быть им воспроизведен в состоянии бодрствования. Исследователям грезилось будущее без школ и университетов, в котором каждый сможет лечь спать, включив магнитофонную запись учебника, а утром проснуться с головой, обогащенной свежими знаниями. Учиться во сне – это ж какой простор для фантазий открывается! Сколько времени можно было бы потратить на более интересные и полезные дела, нежели зубрежка!

Ученых поддержали историки. Они рассказали, что в Древней Индии буддийские монахи практиковали чтение сложных манускриптов своим ученикам, пока те спали. «Сонное» обучение начало интенсивно исследоваться…

В нашей стране обучение во сне независимо друг от друга исследовали А.М. Свядош, А.М.Вейн, Л.А. Близниченко и другие. Через некоторое время результаты их наблюдений стали противоречить друг другу. Одни ученые находили, что память во сне наиболее восприимчива после засыпания и перед пробуждением, другие отмечали, что испытуемые способны запоминать информацию только во время быстрого сна, третьи делали выводы, что обучение возможно лишь в медленные стадии. Таким образом, на вопрос, можно ли учиться во сне, ученые отвечали положительно, но вот что касается конкретной информации, выводы очень сильно отличались.

В конце концов все исследователи были вынуждены заключить, что обучение во сне возможно только в том случае, если одновременно с этим учеба происходит и в состоянии бодрствования. Иными словами, «сонное» запоминание – лишь вспомогательный элемент интеллектуального роста, но не его основа. Также стало очевидным, что обучение во сне за 5 минут категорически невозможно: чтобы “образовательный процесс” дал плоды, надо, чтобы прошло приличное количество времени, а информация повторена спящему множество раз.

Помните советскую комедию «Большая перемена»? Герой Леонова, намеренный практиковать «новую методику», попросил свою дочь почитать ему учебник по истории, пока он спит. Она же вместо того, чтобы преподать урок обучения во сне, включила радио. На следующий день его вызвали отвечать. Его монолог выглядел примерно так: «В начале XIX века Германия была аграрной страной. Сэр Джонс, ваша карта бита… Товарищ майор, нарушитель скрылся… Температура воды в Прибалтике плюс восемь»… Занимательный пример. Хотя случись это все на самом деле, после первого предложения, которое он слышал еще в состоянии бодрствования, человек, скорее всего впал бы в ступор и не знал, что ему сказать дальше. Увы, запоминание во сне очень несовершенно…

Реальную взаимосвязь между памятью и сном можно описать в следующих положениях.


Кстати, при длительном недосыпании могут пострадать даже те воспоминания, забыть которые, казалось бы, невозможно. Например, если человек проведет несколько дней без сна, он может забыть, как его зовут, сколько ему лет и кто он вообще такой. Так что в каком-то смысле обучение во сне происходит всегда – память удерживает старые воспоминания и формирует новые.

  • Чем лучше качество сна, тем лучше способность к обучению. У людей, сон которых имеет достаточную продолжительность и которые спят по постоянному режиму, усвоение материала происходит гораздо лучше.

Недавно это было в очередной раз подтверждено исследователями из Университета Брауна (США), которые просили хорошо и плохо высыпающихся участников совершать определенные манипуляции доминантной и недоминантной рукой. Это заставило руководителя эксперимента доктора Масако Тамаки справедливо заключить: «Сон – это не пустая трата времени». У испытуемых, которые высыпались нормально, результаты тестов были намного выше, чем у недосыпавших. То есть учиться во сне действительно возможно!

  • В очень небольшой степени мозг во сне способен к активному запоминанию , так как спящий (особенно в поверхностные стадии сна на границе циклов) частично способен получать сигналы из окружающей среды, а мозг – обрабатывать информацию без участия сознания.

Зарубежные ученые провели эксперимент. Спящим участникам подносили к носу источники запахов, приятных и неприятных. Люди на это соответствующим образом реагировали: в первом случае «принюхивались», во втором задерживали дыхание. Это повторялось несколько ночей подряд, притом во время воздействия тем или иным запахом подавался звуковой сигнал, для каждого запаха свой. В дальнейшем на участников действовали только звуковым сигналом, и при этом они проявляли такую же реакцию, как и при вдыхании запаха. В общем-то, это была демонстрация не столько обучения, сколько способности организма вырабатывать условные рефлексы во время сна. Но опыт доказывает, что в это время человек восприимчив, следовательно, гипотетически он может и учиться во сне.

  • При помощи некоторых воздействий можно добиться улучшения активного запоминания во сне.

По
дтвердить это смогли немецкие сомнологи. Днем испытуемым начитывали новый материал, одновременно с этим ароматизируя помещение определенным запахом. Ночью половине участников просто повторяли этот материал, а на другую половину спящих параллельно с чтением воздействовали тем же запахом, что те ощущали во время дневного «урока». Вторые запоминали все на порядок лучше. Есть предположение, что это можно объяснить активацией гиппокампа. Он не только реагирует на запахи, но и отвечает за память… Так что можно сказать, что анатомическое образование, отвечающее за способность учиться во сне, найдено – это гиппокамп!

Все это подводит нас к очевидному выводу. Во сне главным образом происходит запоминание старых, а не усвоение новых знаний. Так что если спящему человеку начитывать, нашептывать и даже напевать на ухо абсолютно незнакомую ему информацию, то проснувшись, он не начнет разговаривать на китайском, профессионально разбираться в сборке мотоциклов или цитировать Горация в подлиннике.

Возможно ли учиться во сне? Несомненно. Можно даже сказать, что сон – одна из главных причин, почему мы вообще способны учиться. Он не улучшает, он формирует память и улучшает запоминание во сне! Однако переносить обучение только на период сна – задача с такой же перспективой, как укладывание книги под подушку в расчете, что за ночь все знания перейдут из нее в голову спящего. Так что продолжайте учиться так, как вы делали это всегда – в состоянии бодрствования. Но при этом не забывайте полноценно спать каждую ночь – это сделает ваши успехи в обучении гораздо более заметными.

Самостоятельно выучить биологию во сне с нуля невозможно. Прослушивание специальных записей во время сновидений способно лишь помочь закрепить уже ранее прочитанный материал, который трудно запоминается.

Интересное открытие, что изучаемый материал можно легко запомнить во сне, произошло еще в 1923 году. Студент-радист заснул в наушниках, в которых звучал преподаваемый предмет о точках и тире. А когда он проснулся, то уже хорошо знал материал. Многолетние исследования ученых подтвердили, что во сне можно учиться, но для этого фаза сна должна быть глубокой, тогда мозг перерабатывает данные. К тому же, во время грез человеческий мозг не воспринимает новой информации, он только обобщает и анализирует полученные за день знания.

Мозг человека во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При правильном подходе полученные знания не искажаются и воспроизводятся после пробуждения. Больше всего память человека восприимчива к закреплению поступивших данных в такое время:

  • за 25 минут до отхода ко сну;
  • в первый час после засыпания;
  • за 30 минут до пробуждения.

Нейрофизиологи установили, что во время грез мозг на молекулярном уровне превращает нервные импульсы гиппокампа, отвечающие за краткосрочную память, в белковые соединения. Такие протеины откладываются в коре мозга и превращаются в долгосрочные воспоминания. Поэтому увиденное или услышанное днем ночью обрабатывается мозгом и запоминается.

Нельзя надеяться только на один сон, потому что спящий мозг новые знания не воспринимает. Нужно изучать данные в активном состоянии, а во сне их закреплять. Тогда постигаемая информация лучше усвоится. Ночное время можно с успехом использовать для развития памяти. Прослушивание изучаемого материала спящим человеком позволяет ему запомнить на 30% больше информации, чем только во время бодрствования.

Методика обучения во сне

Сомнологи разработали особую методику, позволяющую улучшить запоминание пройденного учебного материала во сне. Но проводиться такая гипнопедия должна в лабораторных условиях, под присмотром врачей. Воспроизвести правильно процедуру дома будет затруднительно.

Ночное закрепление информации начинается с того, что испытуемый прочитывает материал, затем прослушивает его по динамику и громко повторяет каждое слово за диктором. Все шаги операции сопровождаются расслабляющей музыкой. Через 25 минут испытуемый ложиться спать в полной темноте и тишине. Дрема испытуемого сопровождается голосом диктора, который по нескольку раз повторяет один и тот же материал, только каждый раз все тише и тише. Пробуждается испытуемый утром тоже под голос диктора, который громко читает тест, предназначенный для запоминания. Все это сопровождается игрой бодрой музыки.

Особенностью использования гипнопедии является то, что подобное обучение не может стать альтернативой стандартному изучению учебного материала. Она лишь позволяет лучше понять и запомнить уже увиденное, прочитанное или услышанное. Но на современном этапе развития науки и технологий гипнопедия не заменяет чтения учебников. Ведутся активные разработки техники, стимулирующей работу головного мозга, что позволило бы осваивать новую информацию в дремоте. Но пока такие инструментарии не готовы.

Самостоятельное ночное обучение

О том, как выучить сложный учебный предмет самому, есть характерная теория. Но следует быть готовым к тому, что закрепленный материал отложится глубоко в подсознании и извлечь его оттуда на экзамене будет проблематично. При неправильном проведении всей процедуры гипнопедии возможны побочные действия в виде плохих сновидений или расстройств сна.

Прежде всего, нужно подготовить удобное спальное место. Оно должно быть комфортным, одеяло теплым, помещение тихим, без посторонних шумов. Глаза желательно прикрыть светонепроницаемой повязкой, чтобы ничего не отвлекало от сна. Надеваются наушники, через которые будет прослушиваться запись.

Запись изучаемого материала нужно подготовить заранее. Специальное аудио сопровождение можно записать самостоятельно: читать учебник вслух при включенном диктофоне. Каждый параграф желательно повторить по несколько раз. Для этого уже записанные данные нужно скопировать на аудио носитель. Интервал на записи между данными должен быть не менее 5 минут. Запись должна быть идеальной, без посторонних звуков. Лишние шумы во время сна могут сбить весь процесс обучения или вызвать кошмары и расстройства сна. Прослушиваемая во сне информация должна быть не новой, а уже пройденной. Просто во сне мозг лучше обработает и усвоит уже изученное.

Нужно поставить на воспроизведение записанную ранее информацию и слушать ее за 20 минут до засыпания, через 30 минут после погружения в сон и минут за 20 до пробуждения. Обучение во сне не дает 100% гарантии успеха. Исследования гипнопедии проводились в лабораторных условиях, аудио подавалось испытуемому в нужной фазе глубокого сна. А дома самостоятельно в кустарных условиях эту фазу рассчитать сложно.

В результате 30% из них просыпаясь, сообщали о том, что во сне они почувствовали укол, и практически в каждом случае им заранее снилось, что по каким-то причинам он сейчас произойдет. К примеру, одному из пациентов снилось, что у него берут кровь из пальца, а другой мог уколоться о розу и так далее. Во многих подобных снах мозг как будто заранее знал, что случится и лишь придумал во сне объяснения физическим ощущениям – именно это подтолкнуло исследователей к мысли, что во время сна его отдельные функции продолжают работать.

В рамках недавно проведенного исследования также было установлено, что во время сна мозг вполне исправно продолжает запоминать информацию. Для подтверждения данной гипотезы ученые взяли двух студентов музыкального колледжа и предложили им выучить большое музыкальное произведение. Учащиеся были подобраны таким образом, чтобы ключевым фактором запоминания для них было именно запомнить пьесу на слух. После нескольких часов репетиций, когда оба из студентов знали произведение примерно одинаково, исследователи отправили их спать. Во время ночного сна один из учащихся непрерывно прослушивал аудиозапись с произведением, в то время как другой просто спал.

В результате первый учащийся наутро смог сыграть произведение от начала и до конца с минимальным количеством ошибок, в то время как второму потребовалось еще четыре часа, чтобы продемонстрировать аналогичный результат. Аналогичные исследования были проведены и на рядовых студентах обычных колледжей. В среднем согласно статистике подобная практика помогала студентам на 30% лучше сдавать экзамены. Правда, в некоторых случаях студенты полностью проваливались, а в рамках отдельных исследований также ученые установили, что попытка запомнить определенный материал ночью, когда мозг должен отдыхать, чревата психическими расстройствами.

Для успешного применения метода рядом со спящим человеком ставится магнитофон, который повторяет информацию, предназначенную для запоминания. Для усвоения информации требуется внимание, которое обычно отсутствует в большей части сна. То есть, в ходе этого упражнения, хотя человек может рудиментарным образом слышать запись магнитофона, он не обращает на получаемую информацию внимания, достаточного для ее удержания в памяти. Вполне возможно, что феномен привыкания способствует тому, что человек не обращает внимания на звучащий голос, делая выбор в пользу отдыха. Это тот же механизм, который позволяет не обращать внимания на сильный храп лежащего рядом человека. Однако очевидно, что существует единственная фаза сна, во время которой становится возможным запоминание информации. Это - так называемая фаза быстрого сна или быстрого движения глаз, во время которой имеются условия, необходимые для усвоения новой информации. Однако в настоящее время можно с полной уверенностью заявить, что гипнопедия не только не является рекомендуемым методом, но даже не считается дополнительной формой для улучшения обучения.

Гиппокампальное перемещение

Итак, установлено, что сон оказывает помощь в закреплении материала, изученного во время бодрствования. Во время сна определенные биохимические процессы завершают процесс консолидации изученного материала, способствуя закреплению и интегрированию материала в системы памяти. Посредством перепроекции гиппокамп посылает кодированную информацию в наиболее сложные зоны мозга.

Когда человек учится, его организму требуется больше времени дня сна. Многочисленные исследования, например осуществленные Вудвортом и Шиосбергом, продемонстрировали, что период обучения, следующий после периода сна, улучшает результаты памяти. Если человек спит мало и его сон тревожен, несмотря на то что он может читать больше, он запомнит меньше информации. Возможно, новая эффективная стратегия заключается в просмотре вечером, перед сном, новой информации, которую нужно закрепить в своей памяти. Сон является насущной необходимостью, предназначенной не только для отдыха. Систематический недостаток сна влечет За собой расстройства памяти и изменения в характере.

Поэтому, для обеспечения наиболее эффективного использования ресурсов памяти, человеку, находящемуся в процессе учебы, следует уделять сну необходимое время. При этом просмотр изученного материала непосредственно перед сном облегчает интегрирование и закрепление в памяти изученного материала.

Феномен обучения во время естественного сна получил название «гипнопедия», от греческих слов hypnos (сон) и paideia (обучение).

Историки утверждают, что этот метод практиковался еще в Древней Индии: тексты старинных манускриптов нашептывались ученикам буддийскими монахами во время сна.

Возрождение и дальнейшее развитие гипнопедия получила в XX веке. В клинике г. Ленинграда провели оригинальный эксперимент: сон трех маленьких девочек сопровождался чтением интересной истории. Сновидения каждой из них, рассказанные утром, оказались похожи. Такой результат заинтересовал науку, и исследования были продолжены.

Работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.

Параллельно с А.М. Свядошем проводились научные изыскания профессором Л.А. Близниченко, который считал сон непозволительной растратой времени и предлагал использовать его более рационально: изучать во сне то, что поддается запоминанию особенно трудно, к примеру, лексику, иностранные слова, термины.

По его теории, память человека наиболее восприимчива:

В последнюю четверть часа до ночного сна - это время построения планов на следующий день, принятия решений, оценки событий прошедшего дня.

В первые 60 минут после погружения в сон,

В последние 30 минут сна до пробуждения утром.

Профессор Близниченко предлагает следующую методику:

Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется следом за диктором, все эти действия сопровождаются успокоительной музыкой. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя, голос становится все тише, переходя в едва слышимый.

Утром диктор вновь читает текст, с нарастающим звуком, музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Проведенный по этой методике эксперимент в Дубне, показал хорошие результаты: 90% участников усвоили информацию.

Важный момент: этот метод не исключает работу над материалом в бодрствовании, а признает ее важнейшим элементом процесса запоминания.

Интересный факт: женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины – женский.

Если отбросить опасения и рассмотреть гипнопедию, как дополнительный ресурс в усвоении новых знаний, то он, безусловно, эффективен. Это подтверждается экспериментальными исследованиями: скорость запоминания новой информации увеличивается на 30%. При этом подразумевается не простое прослушивание материала во время сна, а работа над ним в бодрствовании: многократное чтение и запоминание. Мудра народная пословица о рыбке, которую не выловить из пруда без труда.

Эффективность гипнопедии:

Организация ежедневной практики не может не дать положительных результатов:

По-мнению Эдгара По, абсолютно новая информация тягостна для восприятия и усвоения. Запоминание неизвестного раннее материала требует энергетических и умственных затрат. Когда многократно повторяется новый материал, он легче переходит в память, ведь мозг его начинает «угадывать».

Ежедневная практика подразумевает правильный режим сна и бодрствования: ложиться спать и просыпаться приходится в одно и то же время.

Позитивные эмоции: человек просыпается с сознанием того, что ночь прошла с пользой, с чувством удовлетворения от выполненной работы.

Какую роль играет в этом учебном процессе сон?

Чтобы понять это, следует вспомнить информационную теорию сна, согласно которой,

Любая информация, воспринимаемая человеком за день, поступает сначала в кратковременную или сознательную память (в гиппокамп), объем которой ограничен. Затем она передается на хранение в память долговременную или бессознательную (записывается на «жесткий диск» мозга), ее объем безграничен. Передача происходит во сне, когда мозг человека отключен от внешних раздражителей.

Современные исследования калифорнийских ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера еще раз подтвердили справедливость информационной теории.

Они установили, что информация передается из гиппокампа в префронтальную зону коры головного мозга (так называемый «жесткий диск») во время сонных веретен, предшествующих дельта-сну, в котором происходит запись новых сведений в память навечно. Тем самым в гиппокампе освобождается место для новых впечатлений и знаний.

Сонные веретена представляют собой электрические импульсы (частота: от 11 Гц до 15, длительность: от 0,5 секунды до 1,5), повторяющиеся до 1000 раз за ночь. Наибольшее количество этих импульсов происходит во вторую половину ночи.

По утверждению ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера, этим обстоятельством объясняется необходимость спать не менее 6 часов, чтобы дать сонным веретенам исполнить свою работу.

Нейрофизиологи с ними солидарны: информация при передаче на хранение в бессознательную память с языка электрических импульсов переводится на молекулярный уровень, записывается посредством кода, основанного на комбинации нуклеотидов. Для этого процесса необходимо определенное время: импульсы будут циркулировать по нейронным кругам до тех пор, пока информация не перейдет в белковые молекулы.

Если человек сокращает свой сон и встает раньше, чем того требует организм, этот важнейший процесс прерывается, отсюда и ощущение усталости после пробуждения: организм не получил должный отдых, мозг не освободился полностью от информационного перегруза предыдущего дня.

По мнению Уокера, сон в развитии человека занимает ключевые позиции, он помогает маленьким детям усвоить лавину знаний, навыков, впечатлений. Поэтому младенцы так много времени проводят во сне. Ученый предполагает взаимосвязь между нарушениями памяти и расстройством сна.

Мэтью Уокер является ярым противником «отсыпания» в выходные дни, и называет это явление «булимией сна». Нельзя успешно учиться, заниматься спортом, создавать художественные шедевры, обкрадывая свой мозг, лишая его сна, - считает Мэтью.

Так учимся ли мы во сне? Безусловно. Наш мозг во время сна производит обкатку тех знаний, которые мы хотим отложить в память на хранение.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top