Описание произведения белый пудель. Куприн «Белый пудель

Описание произведения белый пудель. Куприн «Белый пудель

>Сочинения по произведению Белый пудель

Анализ рассказа

Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, перу которого принадлежат многие романы, повести и рассказы. Рассказ «Белый пудель» о дружбе старого шарманщика с цирковой собакой был написан в 1903 году и издан год спустя. Это история о лучших взаимоотношениях, которые могут сложиться между человеком и животным, о верности и преданности, о человечности и доброте. Главные действующие лица рассказа – это шарманщик в летах Мартын Лодыжкин , двенадцатилетний мальчик-сирота по имени Сережа и белый пудель Арто . Несмотря на череду неудач, произошедших с героями, произведение имеет счастливый конец.

С самого начала автор вводит нас в курс событий и знакомит с родом деятельности бродячих артистов. Все трое живут на берегу Черного моря и путешествуют изо дня в день по небольшим селениям, показывая цирковые трюки. У дедушки Мартына давно состарившаяся шарманка, которая еле играет, а иногда издает жалобный скрип. Так что самое интересное показывают зрителям Сережа и Арто. Сережа выполняет акробатические трюки, а Арто показывает всякие «веселые штуки». Крепкая дружба помогает им жить и выживать. У них не очень большой заработок, так как зрители попадаются разные. Кто-то подаст целый золотой, а кто-то вообще ничего. Поэтому артисты питаются скудно и одежда у них изношенная.

В середине произведения мы узнаем, что артисты добрались до дачи под названием «Дружба», где повстречали не очень приветливую семью. На даче проживал мальчик лет восьми по имени Трилли , за которым ухаживала целая бригада слуг и служанок. Мама мальчика потакала всем его капризам, а тут его очередным капризом стало отнять Арто у бродячих артистов. Лодыжкину предлагали немыслимые деньги за белого пуделя, и даже понимая, что на них он может купить себе и Сереже трактир, он друга не продал. В результате, дворнику было дано задание выкрасть Арто без ведома Лодыжкина. Так он и поступил. Пока артисты спали, он заманил собачку колбасой и выкрал.

Автор заканчивает свой рассказ на радостной ноте. Сережа догадался, кто был виновником пропажи их друга и на следующий день с наступлением темноты прокрался на дачу богачей. Там он в одной из пристроек обнаружил Артои и они вместе сбежали. Здесь нужно отметить, что сюжет рассказа был практически основан на реальных событиях, так как на дачу Куприна в Крыму часто захаживали бродячие артисты. Среди них был и шарманщик, и мальчик-акробат и цирковая собачка. С учетом детского восприятия, автор постарался грамотно и незатейливо выстроить композицию рассказа. Все события произошли в короткий срок и повествуют о настоящей дружбе.

Система уроков изучения рассказа

1. Учебник: , Литература 5 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях.- М.: Мнемозина, 2008.

2. Тренажёр "Сюжет рассказ "Белый пудель" взят с сайта Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection. *****/

УРОК 1

Александр Иванович Куприн. Путь в литературу. «Белый пудель»

Цель урока: Дать учащимся представление о личности писателя, о разнообразии его интересов, познакомить с некоторыми фактами биографии, тем самым подготовить их к восприятию рассказа «Белый пудель», других рассказов писателя. Знакомство с экспозицией рассказа. Чтение главы 1 – 2 рассказа «Белый пудель».

I. Оргмомент.

II. Самостоятельное чтение материала учебника о писателе

III. Рассказ о писателе

Беседа по вопросам: Что вам запомнилось о жизни писателя? Какое воспоминание о нём показалось наиболее интересным? Почему? Каким человеком представляется вам Куприн?

IV. Знакомство с экспозицией рассказа

Чтение главы 1-2 глав (экспозицию, описание природы Крыма). - Беседа по вопросам:

· С какими героями рассказа знакомит нас автор?

· Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «Маленькую бродячую труппу»? Какие отношения сложились между ними? Почему?

· Какое отношение к себе они вызывают?

· Где происходят описанные события?

· Какой предстает природа Крыма в рассказе?

V. Итоги урока

УРОК 2

. Сюжет и конфликт рассказа. Характеры персонажей.

Цель урока: Проверка знания текста рассказа. Выявление сюжетной линии рассказа, участие в конфликте персонажей рассказа. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий, закрепить знания о сюжете и конфликте произведения. Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения. Анализ участия персонажей в конфликте рассказа и развитии событий в нем. Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа.

I. Оргмомент.

II. Проверка Д/З

Назовите эпизоды, которые заставили вас поволноваться за героев. Чем были вызваны волнения?

Используя план рассказа, составленный дома, кратко перескажите сюжет рассказа

Примерный план:

1. Бродячая труппа артистов

2. Неудачный день

3. «Хочу! Собаку-у-у!»

4. «Не всё… продаётся, что покупается»

5. Арто украден

6. Спасение собаки

III. Анализ рассказа

Дайте определение терминам: Эпизод, сюжет, завязка, конфликт, кульминация.

- Какой эпизод можно назвать завязкой (Трилли хочет собаку)?

- Просмотр видеофрагмента «На даче «Дружба »

Из-за чего возник конфликт на даче «Дружба»? (социальный конфликт)

Назовите участников конфликта. Какими рисует Куприн обитателей дачи? Какова роль Трилли и его матери в возникновении конфликта?

Найдите в третьей главе описание наружности дворника. Какое впечатление он производит?

- Просмотр видеофрагмента «Торг» (нравственный конфликт)

По четвёртой и шестой главам расскажите о его действиях в истории с Арто. Какими качествами наделил дворника Куприн?

Какие качества характера дедушки проявились в этом эпизоде?

В рассказе нарисованы два мальчика. Чем и почему они так отличаются друг от друга?

Какие события заставили Серёжу повзрослеть? (Кража Арто)

Как эта взрослость проявилась в речи и поведении Серёжи? (выражение лица становится более волевым; распоряжается, берёт всё в свои руки, т. к. дедушка «раскис», потерял веру в справедливость;)

Почему Серёжа решил выкрасть Арто?

Найдите в 6 главе слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?

Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?

IV. Итоги урока

Домашнее задание подготовить рассказ об одном из героев «Белого пуделя»

УРОК 3

Александр Иванович Куприн. «Белый пудель» . Пейзаж в рассказе. Смысл названия.

Цель урока: Выражение учащимися своего отношения к персонажам рассказа, оценка их поступков с морально-нравственной точки зрения. Рассмотрение функциональной роли пейзажа в рассказе. Определение смысла названия рассказа

I. Оргмомент.

II. Проверка Д/З и усвоения материала прошлого урока

4-5 человек работа с тренажёром, в это время слушаем рассказы о героях

Выводы:

Главные герои обижены судьбой, их объединила жизнь и повела нелёгкими дорогами бродячих цирковых артистов. Но они достойны не только сочувствия. Гордым человеком, честным тружеником запоминается дедушка Лодыжкин, отказавшийся от стёртого гривенника скупой барыни. Благородным и верным другом предстаёт он в «поединке» с богатыми обитателями дачи и их дворником. У него нет паспорта, он потерял с паспортом и соё настоящее имя, но сохранил человеческое достоинство, доброту и способность трогательно заботиться о других, более слабых и беззащитных : мальчике-сироте, собаке. Полунищий старик уверен, что «не всё продаётся, что покупается». Старик совершает благородный поступок: отказывается продать друга-пуделя за триста рублей – целое состояние, которое позволило бы открыть бакалейную лавку. Этот поступок подчёркивает безнравственность миллионеров Обольяниновых, готовых выложить за каприз своего отпрыска любую сумму, а если деньги не помогут, то спровоцировать преступление – воровство.

Кража Арто – страшный удар для Лодыжкина. Жизнь впроголодь, пыльные дороги, оскорбления и унижения, потеря Арто – всё это подкосило старого человека. Он стал жалким и беспомощным в своём горе, отчаяние достигло предела. Дедушка Лодыжкин жалобно воет, зовя Арто, говорит с Серёжей упавшим голосом, еле слышно, и в итоге шепчет слова испуганно, беспомощно всхлипывая. «Ничего мы тут не сделаем», - твердит он, потеряв последнюю веру в справедливость.

Трудная жизнь скитальца уготована Серёже. До семи лет он находился у забулдыги-сапожника, пока не стал актёром бродячей труппы. Встреча с добрым, заботливым Лодыжкиным позволила мальчику научиться честно зарабатывать хлеб, к 12 годам он уже владел приёмами заправского акробата.

В дедушкиных мечтах он становится артистом лучшего цирка. О будущем мальчика можно только догадываться. Но экстремальная ситуация – кража пуделя – проявляет уже сформировавшиеся лучшие качества Сергея: верность дружбе, умение поддержать и успокоить в трудную минуту близкого человека, не растеряться и принять важное решение самому, способность преодолеть страх, пойти на риск ради достижения благой цели – и достичь её.

Тренажёр

III. Анализ роли пейзажа в рассказе

Работа в группах

Найти описания природы во второй, третьей, шестой главах. Подготовить выразительное чтение. Чьими глазами показана природа? Докажите.

Выступления групп

Какие чувства вызывают картины природы в дедушке и в Серёже? Как эти чувства характеризуют каждого из них?

Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым? Какой вы увидели крымскую природу

IV. Письменная работа

Рассказ о реальной основе сюжета.

Летом 1903 года писатель с семьёй жил в Мисхоре. Дочь писателя пишет в своих воспоминаниях: « в послеобеденное время заходили к нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и сними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие.

После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику.

«Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, - рассказывал мальчик.- поэтому мы скорее ушли из города»

Писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель».

Почему рассказ назван именно так? Об этом вам предстоит порассуждать в сочинении.

Кто затрудняется, может воспользоваться вспомогательным планом ответа.

Вспомогательный план:

1. С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?

2. В чём заключалась работа пуделя-артиста? Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?

3. Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке?

4. Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?

Примерный ответ:

Почему же рассказ назван «Белый пудель»? Видимо оттого, что как раз с Арто связаны самые важные события рассказа.. В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки: безобразный каприз избалованного Трилли, бессердечную торговлю богатых обитателей дачи и дворника с дедушкой Лодыжкиным, преступную кражу Арто, рискованное спасение пуделя Серёжей. Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа – бедных и богатых, сытых и голодных, - живущих по разным социальным и нравственным законам.

Отношение к белому пуделю позволяет высветить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника

Домашнее задание отзыв о рассказе Куприна «Чудесный доктор»

Меню статьи:

Рассказ А.Куприна «Белый пудель» – один из рассказов, ориентированных на формирование нравственного начала. Оптимистичный сюжет и возвышение понятия дружбы – именно эти понятия стали ключевыми в рассказе.

Прототипы и описание реальных событий в рассказе

Именно тогда, летом, Александр Иванович побывал с семьей в Крыму – в Мисхоре. В один из таких дней дом Куприных посетили неожиданные посетители – старик, юный мальчик и собака-пудель. Гости оказались бродячими артистами. Старик играл на шарманке, мальчик был акробатом, а собака была дрессированной и умела выполнять разные трюки.

Предлагаем читателям ознакомиться с А. Куприна – в таблице.

Вскоре эти гости стали периодическими посетителями Куприных – хозяева их всегда встречали радушно. Как только раздавались первые звуки шарманки, к домику Куприных начинал сходиться народ – это были и рабочие люди – каменщики из соседней дачи, няни с детьми и другие люди, проходившие мимо.

После небольшого представления Куприны всегда приглашали артистов пообедать – за стол посетители никогда не садились, но от еды никогда не отказывались. Именно в это время Куприну удавалось пообщаться с артистами.

Старик не отличался комму коммуникабельностью и разговорчивостью, мальчик же был его противоположностью – он охотно рассказывал о их странствиях и путешествиях.

Однажды им довелось зайти в Одессу, и там Сережа (так звали молодого акробата) побывал в настоящем цирке. После этого случая у мальчика появилась мечта – выучиться и стать настоящим акробатом.


Однажды Сережа рассказал Куприну интересную историю о том, как одна богатая женщина хотела купить у них собаку, но, получив отказ, обрушила свой гнев на бродячих артистов.

Почему рассказ имеет название «Белый пудель»

Александр Иванович заинтересовался этим рассказом – а спустя некоторое время он написал рассказ об этих событиях из жизни странствующих артистов. Рассказ получил название « Белый пудель».

Объяснить такой выбор названия можно двумя позициями. Первая из низ заключена в понятии, ставшим впоследствии крылатым: «дружба дороже денег».

Вторая состоит в сути конфликта. Как и в реальной жизни, камнем преткновения и развития конфликта становится дрессированный пудель – на ситуации возможности осуществления купли собаки и построен весь рассказ. Исходя из этой позиции, выбор названия выглядит оправданным.

Особенности сюжета

Александр Иванович внес в рассказ Сережи некоторое изменения – подобно событиям реальной жизни, действующими персонажами рассказа являются старый шарманщик мартын Лодыжкин, его помощник – мальчик Сережа (которого шарманщик одолжил у своего знакомого, незадолго до его кончины) и дрессированный пудель по кличке Арто.

Предлагаем вдумчивым читателям проанализировать рассказ А. Куприна, а также узнать смысл его названия.

Эти герои не имеют своего жилья – они бредут от города к городу, от поселка к поселку, показывая небольшие представления в надежде, что им что-то дадут в качестве оплаты. Не все радушно принимают артистов – многие прогоняют их от своих дворов, но артистам не привыкать. Лишь одна дама дала им гривенник, да и тот оказался дырявый.

На даче «Дружба» артистам выпал повод отличиться – здесь проживала семья с ребенком – капризным и привередливым мальчиком по имени Трилли. Артисты подошли к домику как раз в то время, когда Трилли необходимо было принимать лекарства. Ребенок очень не хотел это делать и не поддавался на уговоры. Ситуацию помогло исправить выступление артистов – мальчик пришел в восхищение. Особенно впечатлил его пудель Арто. Привыкший к выполнению всех прихотей ребенок потребовал, чтобы ему купили пса. Артисты же отказались, они сказали, что это невозможно так как Арто, в первую очередь, их друг. Не сумев приобрести пса честным путем, Арто воруют, приманив колбасой. Однако рассказ заканчивается оптимистично – Сережа сумел освободить пса и друзья вновь стали путешествовать вместе.

Евсина Дарья

По отношению к живому и к живым - не только людям, но и «братьям нашим меньшим», живущим рядом с нами или предпочитающим вольную жизнь, - можно судить о человеке. Тот, кто мучает животных, может поднять руку и на человека. Тот, кто пожалеет беззащитного котенка или будет прикармливать голодную собаку, тот не сможет обидеть ближнего.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Образ собаки как показатель нравственных качеств человека

(на примере рассказов А.П. Чехова «Каштанка» и А. Куприна «Белый пудель»)

Евсина Дарья Олеговна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №6»

5 А класс

Глава 3

Образ собаки в произведении А.И. Куприна «Белый пудель»

В художественной литературе собака обычно играет ту же роль, что и в повседневной жизни. В основном, это верный спутник человека и его своеобразный ангел-хранитель. Но также собака является и неким орудием судьбы, которое дается герою, чтобы проявить свою подлинную сущность.

Очень много произведений о животных создано известным русским писателем А. Куприным. Куприн писал: «Животные отличаются своей памятью, рассудком, способностью различать время, пространство, цвета и звуки. У них бывают привязанности и отвращение, любовь и ненависть, благодарность, признательность, верность, радость и горе, гнев, смирение, хитрость, честность и забитость» .

Рассмотрим знаменитый рассказ А. Куприна "Белый пудель".В данном произведении события происходят в течение короткого времени. Описывается жизнь бродячей труппы артистов: дедушки Мартына Лодыжкина, мальчика Сергея и пуделя Арто.

В рассказе изображены два мальчика, совершенно противоположные по характеру. Это Трилли – капризный, избалованный, грубый, нетерпеливый ребенок, истеричный мальчик, как и его мать. Речь Трилли – это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай». (см. таблица №2) И Сережа - работящий, добрый, смелый мальчик. Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности. (см. таблица №2) В центре внимания эпизоды, в которых решается судьба собаки. Избалованному ребенку необходима очередная игрушка – дрессированная собака. Трилли не понимает, что собака выполняет трюки потому, что к ней хорошо относятся старик и мальчик, потому что она такой же артист, как и дедушка Мартын, и Сережа. Труппа артистов отказывается продать собаку.Именно в этих эпизодах происходит столкновение героев рассказа: сытых и голодных, живущих по разным социальным и нравственным законам.

Рассказ не случайно назван "Белый пудель": через отношение героев произведения к Арто писатель раскрывает нравственное превосходство одних над другими. Симпатии автора целиком на стороне бедных уличных артистов, а не избалованного малыша Трилли и его истеричной матери. Ни Сергей, ни шарманщик не могут даже представить себе расставания с верным Арто, какие бы деньги ни предлагали за него. Мальчик Сережавсе же спасает из плена своего четвероногого друга, рискуя своей жизнью, переборов страх, отчаяние.Мальчик, услышав, что дворник бьёт собаку, забывает о собственном страхе и кричит: «Не смей бить! Не смей бить собаку, проклятый!» В этом поступке проявляется его истинная сущность, главные черты характера: верность дружбе, готовность на подвиг ради друга, которым стала собака.

Итак, Куприн даѐт оценку своему герою через его поступок, через отношение к четвероногому другу, что позволяет нам выявить характеры, достоинства и недостатки героев произведения: неподкупность Лодыжкина, безнравственность обитателей дачи, смелость Серёжи, лакейскую преданность и преступность дворника.

Глава 4

Сравнительный анализ образа собаки в произведениях А.П. Чехова «Каштанка» и А.И. Куприна «Белый пудель»

Сравнивая, как писатели рисуют образ собаки, можно найти в рассказах сходства и различия.

Различия заключается в том, что в рассказе «Белый пудель» мы практически не знаем, о чем думаетАрто. Куприн через описание поведения, через интонации лая говорит нам, что собака ласкается или возмущается. Так, с нетерпением ожидая своего выступления, Арто лаял «нервным, отрывистым лаем». А находясь в заточении, он издаёт «стонущий визг», «неистовый, срывающийся лай» и «длинный прерывистый вой». В минуту освобождения слышится победный лай. Единственный эпизод, когда мы слышим внутренний монолог Арто – это на берегу моря. Собака бегала по берегу моря, волнуясь за Сережу, который заплыл слишком далеко, и думала: «К чему показывать свою храбрость?... Есть земля – и ходи по земле. Гораздо спокойнее».

С самого начала рассказа «Каштанка» А.П.Чехов обращает наше внимание не только на внешние черты поведения Каштанки, но и на зримые или скрытые знаки её душевного состояния: « от выстрела пришла в восторг», «грустила», «проснулась от страха, жутко хотелось лаять, было страшно», «запестрело в глазах и в душе», «от ужаса не могла произнести ни звука», «застыла от удивления и восторга» и т.д. (см. таблица №1) Чехов отождествляет чувства Каштанки с человеческими.

У писателя Каштанка и думает как человек, выбирает свою дальнейшую судьбу: лучше у столяра или у циркача.

Для того чтобы передать читателю внутренний мир своей героини, Чехов использует не только наречия и существительные группы «чувств», специальные слова, передающие состояние, но и описывает собачьи сны. В них Каштанка грустит о прошлой жизни, прощает Федюшке все обиды, во снах собака идеализирует прежнюю жизнь.

Сходно отношение собак к своим хозяевам. И Арто, и Каштанке есть кого и что сравнивать. Арто, безусловно, рад возвращению к хозяевам, дарившим ему любовь и заботу. И Каштанка возвращается в тот мир, в котором родилась и выросла. Привязанность, преданность собаки являются важнее сытой жизни, собачья преданность заставляет Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой.

И Чехов, и Купринтак или иначе показывают нам чувства, переживания, мысли собак. Этим тонким художественным приемом писатели помогают проникнуть в чувственный и рассудочный мир животного, и мы понимаем, что и Каштанка, и Арто привязаны к своим хозяевам.

Итак, произведения «Каштанка» и «Белый пудель» - это произведения не только о верных и преданных собаках, но и о злых и добрых людях, а также о взаимопонимании «двух миров»: человека и природы.

Заключение

За историей собак скрываются большие человеческие и социальные трагедии. Глубоко проникая в психологию животного, автор показывает мир добра и зла. Каждый писатель по-своему трактовал образ собаки, обращая внимание читателя на то, что в любой ситуации человек не должен забывать о братьях наших меньших. Но оба произведения пронизывает мысль об аморальности поступков человека, меркантильности его существования.Показывая жизнь собаки, авторы художественных произведений подчеркивают нравственное, духовное состояние человека, который находится рядом с ней.

Наша гипотеза нашла подтверждение: мы видим, что образ собаки, действительно, очень важен в произведении, ведь отношение к животному – это проверка на человеческую состоятельность. Человек живет не только среди людей, но и среди животных, обладающих своей мудростью, и людям есть чему у них поучиться. Любое соприкосновение с миром зверей согревает, учит великодушию, доброте и преданности, чего подчас так не хватает человеческому обществу. Люди должны уметь заботиться не только о себе, но и о тех, кого приручили, если не хотят, чтобы окружающий мир стал жестоким и несправедливым.

В отношении к собакам проявляются самые человеческие чувства: доброта, любовь и привязанность. Эти нравственные качества становятся в дефиците в нашем обществе, и их воспитанию могут помочь книги о собаках. Нравственно воспитанный человек никогда не сделает ничего плохого «братьям нашим меньшим».

Список использованной литературы

  1. Абрамович Г.Л. «Введение в литературоведение» Учебник для студентов. М., Просвещение, 1979г.
  2. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учебное пособие / А. Б. Есин. М.: Флинта, Наука, 1998.-248с.
  3. Журнал «Русский язык и литература для школьников».-2014.-№3.-с.21-28.
  4. Костюхин Е.А. «Типы и формы животного эпоса». М.: Наука, ГРВЛ, 1987.
  5. Кулешов В.И. Жизнь и творчество А.П.Чехова: Очерк. – М.: Дет. лит., 1985
  6. Куприн, А.И. Рассказы /А. И. Куприн. – Москва. –1976. – 123 с.
  7. Курбатов, В. Я. Миг и вечность /В. Я. Курбатов. – Красноярск. – 1983. – 168 с.
  8. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М. В. Кожевникова и П. А. Николаева. М. – 1987. – 345 с.
  9. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника. /Сост. А.А.Воротников. Минск. – 1995. – 167 с.
  10. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2х т. – II т. – М. –1987. – 378 с.
  11. Семанова М.Л. Чехов-художник /М. Л. Семанова. – Москва. – 1986. – 112 с.
  12. Соколов З.П. Культ животных в религиях /З. П. Соколов. – М. – 1972. – 109 с.
  13. Чехов А.П. «Каштанка» и другие рассказы. –М.: Самовар, 2004

Задачи: Проследить истоки появления образа собаки в литературе Определить нравственные уроки, которые дают авторы читателям через образ собаки в произведениях А.П. Чехова «Каштанка» и А.И.Куприна «Белый пудель» Раскрыть идейное содержание рассказов посредством сравнительной характеристики анималистических образов произведений. Цель: выявить роль образа собаки в рассказах А.П. Чехова «Каштанка» и А.И.Куприна «Белый пудель».

Истоки появления образа собаки в литературе

Жизнь Каштанки у столяра Жизнь Каштанки у Незнакомца Стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы … (бедная) квартира Кресло, диван, лампа, ковры (богатая) Под верстаком место Маленький матрасик Табак, клестер пища Кусочки мяса, хорошая пища Каштанка имя Тетка Сердито кричал отношение Обращение по имени, беседа, гладили мучение фокусы дрессировка Боязливость, страх поведение Уверенность нет друзья кот, по кличке Фёдор Тимофеевич; гусь Иван Иванович и поросёнок. Образ собаки в произведении А. Чехова «Каштанка»

К ачества героя Лука Александрыч Незнакомец самоутверждается посредством унижения тех, кто не может ему противостоять. добрый, жизнерадостный, трудолюбивый

Живут по разным социальным и нравственным законам.

К ачества героя Барыня, Трилли, дворник Лодыжкин и Сережа Бездушность, безнравственность, лакейская преданность и преступность Неподкупность, верность дружбе, готовность на подвиг ради друга

сходства различия Сходно отношение собак к своим хозяевам. В рассказе «Белый пудель» мы практически не знаем, о чем думает Арто. Чехов же отождествляет чувства Каштанки с человеческими. Сравнительный анализ образов собаки

Главные герои рассказа «Белый пудель» — уличные артисты, которые бродят по Крыму и дают представления для дачников. Старик Мартын Лодыжкин играет на древней шарманке, мальчик Сережа показывает различные акробатические трюки, а белый пудель по кличке Арто выступает не хуже настоящей цирковой собаки. Заработок у артистов невелик, многие дачники их прогоняют, едва завидев, но артисты не унывают.

На одной богатой даче они стали свидетелями того, как целая семья хлопотала над очень капризным, избалованным малышом, который то валялся на полу, дрыгая ногами, то громко кричал на взрослых. Поначалу артистов хотели прогнать, но избалованному мальчику захотелось посмотреть представление.

Под заунывные звуки шарманки Сережа продемонстрировал свое искусство гимнаста и жонглера, после чего дедушка Мартын начал показывать хозяевам дачи выучку пуделя Арто. Артисты уже рассчитывали на приличное вознаграждение, когда избалованный отпрыск владельцев дачи потребовал купить ему эту замечательную собаку.

Мартын Лодыжкин отказался продавать Арто, даже когда ему назвали абсолютно фантастическую сумму. В результате артисты покинули дачу, не получив ничего. Но история на этом не закончилась. Дедушка Мартын и Сережа решили искупаться. На берегу моря их нашел дворник с той дачи и снова начал уговаривать продать собаку. Старый шарманщик объяснил дворнику, что друзей не продают, и разговор на этом закончился. Но когда артисты решили отдохнуть в лесной тени и задремали, дворник хитростью увел от них белого пуделя.

Сережа призывал дедушку Мартына обратиться в полицию, но тот рассказал ему, что живет по чужому паспорту, потому что свой он давно потерял и по этой причине не может обратиться в полицию для возврата собаки.

Тогда Сережа решил действовать самостоятельно. Ночью он пробрался на территорию дачи и сумел найти место, где был заперт пудель Арто. Собаке удалось вырваться из заточения, но за Сережей и пуделем погнался дворник. К счастью, от погони удалось оторваться, и вскоре счастливый Арто радостно приветствовал дедушку Мартына, облизывая ему лицо.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Белый пудель» состоит в том, что друзей, попавших в беду, обязательно надо выручать. Мальчик Сережа, рискуя быть пойманным, пробрался на дачу, где держали собаку, и сумел освободить ее из плена.

Рассказ «Белый пудель» учит не мерить жизненное счастье деньгами, а ценить настоящую дружбу и преданность. На те деньги, что предлагали Мартыну Лодыжкину за белого пуделя, старый шарманщик вполне мог приобрести собственное дело и зажить безбедно, но он, ни секунды не сомневаясь, отказался продавать Арто, который считался полноправным артистом в их маленькой, но дружной компании.

В рассказе «Белый пудель» мне понравился мальчик Сережа, который проявил решительность и способность к самостоятельным действиям. Он не стал никого спрашивать и ночью отправился в одиночку спасать своего друга. И благодаря своей отчаянности и природной ловкости мальчик добился успеха.

Какие пословицы подходят к рассказу «Белый пудель»?

Бедный да честный.
Капризный в детстве уродлив в летах.
Друг за дружку держаться — ничего не бояться.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top