Основы дрессировки животных. Психология собак

 Основы дрессировки животных. Психология собак

8. Инстинкты

Теперь примем новый подход к изучению поведения собак. До сих пор мы говорили о нервной системе и о ее реакции на внешние воздействия и стимулы - поступающие к собаке извне. Работа Павлова с условными рефлексами была связана именно с таким влиянием стимулов на животное. Тема следующих глав - инстинкты и потребности, где мы будем иметь дело с поведением, вызванным определенными внутренними воздействиями - гормонами, сокращениями желудка, болью, влечением к половому партнеру, - и посмотрим, на какие поступки толкают собаку инстинкты и потребности, действующие изнутри.

Инстинкт представляет собой врожденную целостную форму поведения, которой присуща стабильная комбинация чередующейся серии нервных реакций с определенными стимулами. От рефлекса инстинкт отличается сложностью.

Инстинкты собак весьма интересны, и всем, кто пытается заняться дрессировкой, в первую очередь необходимо познакомиться с ними, поскольку тогда мы сумеем выгодно воспользоваться высокоразвитой специализацией различных пород.

Хорошим примером инстинкта послужат собачьи блохи. В сырой теплый августовский денек они откладывают яйца в щелях пола вашего дома. Появляющимся крошечным личинкам никогда не суждено увидеть своих родителей, которые наверняка погибли от противоблошиного порошка задолго до их рождения. Ни «мать», ни «отец» не учат блох питаться и не рассказывают, что им следует есть. А когда они вырастают в настоящую зрелую личинку (ларву), похожую на маленького червячка, рядом нет родителей, которые сообщили бы, когда и как надо вить кокон и когда прогрызать его, чтобы выбраться наружу, приняв совершенно новую форму. Свежеиспеченные блохи заползают на диван и останавливаются примерно в футе от пола. Откуда они знают, что именно тут надо ждать? Разве «мать» или другие блохи предупреждали их: «Посиди здесь подольше, крошка-попрыгунчик, мимо непременно пройдет какое-нибудь животное, вот тогда изо всех сил прыгай ему навстречу»? Если блохе повезет прыгнуть на собаку, никто не учит ее искать встречи с другой блохой противоположного пола и откладывать оплодотворенные яйца так, чтобы те сыпались с собаки все время, пока блохи пребывают ее пассажирами.

Все эти блошиные действия инстинктивные - унаследованные формы поведения. Блоха ничего не планирует. Ларва не планирует вить кокон и превращаться в блоху, так как никогда их не видела и не имеет понятия, как они выглядят, просто слепо делает то, к чему толкает ее природа, чтобы в один прекрасный день стать блохой.

За инстинктом не стоит ни знаний (научений), ни опыта. Это форма поведения, которой не надо учиться, - щенок сосет, сука устраивает гнездо, чтобы ощениться, сеттер делает стойку. Полезные для каждого вида инстинкты закреплялись путем естественного и искусственного отбора.

Ньюфаундленд - собака, наиболее естественно чувствующая себя в воде, - использовалась для выведения многих водоплавающих пород

Практически инстинкт заключается в унаследованной группе рефлексов, которые действуют на животное в целом, а не просто вызывают реакцию, скажем, небольшой группы мышц. Чтобы признать одну из таких сложных реакций инстинктом, сперва надо удостовериться, что собака ей не обучена. Она должна быть врожденной, а не приобретенной в результате обучения.

Собаки совершают множество поступков, усвоенных, как мы видели, в ходе обучения. Но их никогда не требуется учить сосать «мать», мочиться и опорожняться, когда теплый шершавый язык матери облизывает соответствующие органы. Их никогда не требуется учить спариваться или носить еду своим супругам и детям. Они без всякого обучения пользуются носом, анализируя запахи, их не надо учить оставлять метки на деревьях и других предметах. Сук не надо учить вылизывать досуха новорожденных щенков или защищать их от опасности.

Те породы, которые развивались, претерпевая постепенные изменения в наследственности, постоянно приносят потомство, не нуждающееся в обучении главному, ради чего их выводили. Легавых собак не приходится обучать интересоваться птицами. Бойца-бульдога не требуется учить хватать противника в драке за горло. Овчарок не надо обучать сгонять стадо. Гончих не приходится учить брать след, подавать на ходу голос, предупреждая таким образом лис и кроликов, что они их преследуют. Они просто не могут не гнаться или не лаять.

Терьеры не могут не рыть землю, их нечего учить этому. Ловчие гончие не могут не гнаться за движущимся объектом, точно так, как ребенок не может не следить глазами за пролетающим мимо мячиком. Ездовых собак в принципе нечего учить свертываться в клубочек и спать на снегу, - для них это естественно.

Некоторые собаки столь естественно облаивают деревья, что никогда не нуждаются в натаске. Этот пес, например, уже в трехмесячном возрасте загонял на деревья кошачьи семейства, а позже превратился в замечательного охотника на енотов и белок

Что лежит в основе всех этих естественных действий? Мы называем их инстинктивными. Отличие инстинктов от приобретенных навыков состоит в том, что первые присущи индивидууму от природы, для них не требуется ни опыта, ни формирования привычек (научения).

Безусловная реакция основана на форме поведения, которая не зависит от прошлого опыта. Цель этих глав - попытаться понять некоторые полезные нам безусловные поступки собак.

Многие психологи, произнося слово «инстинкт», говорят нам, что фактически он представляет собой просто унаследованную форму поведения. Последуем их примеру и, рассуждая об инстинкте, запомним, что обсуждаем унаследованное поведение. А ведь побуждение совершать ради выживания определенные действия - явление вполне реальное. Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, скажем, за голубями и видеть, как они реагируют на некоторых других птиц? Если над голубятней кружит ворона, один-другой голубь может бросить взгляд в ее сторону и сразу же отвернется. Ту же самую реакцию вызывают у них морские чайки, журавли и другие крупные птицы. Но пусть только появится ястреб, даже на самой большой высоте, так что приходится вглядываться далеко в небо, чтобы обнаружить его, как все голуби начинают всматриваться и следить, пока он не скроется с глаз. Если ястреб летит низко, голубей охватывает паника, которой никогда не возникнет при виде ворон.

Это унаследованные реакции, которые проявляет каждый голубь, впервые завидев опасную или безопасную птицу. Их никто этому не учил. То же самое инстинктивное поведение проявляется у гончей, обнюхивающей медвежий след, когда у нее поднимается дыбом шерсть на холке, чего не бывает с собакой, почуявшей след лисы, рыси или енота.

Человек может воспользоваться инстинктами, изменить их благодаря племенному разведению и выработать у собак гораздо более точные и ярко выраженные формы поведения, чем те, которыми обладали их предки.

Инстинктивные действия совершаются раньше всех прочих; дальше собакам начинает помогать обучение, так что большинство поступков в их жизни нельзя назвать чисто инстинктивными - они в той или иной степени связаны с обучением. Основное движущее побуждение остается наследственным, модифицированные способы претворения этого побуждения в действие изменяются с приобретением полезного для собаки опыта. Собаке никогда не требуется объяснять, что такое голод, ей необходимо лишь научиться добывать пищу для его утоления.

Не всегда можно судить, какое действие инстинктивное, а какое приобретенное. Мы будем рассматривать инстинкт как основу, необходимую для обучения. Обучение помогает совершенствовать наследственные формы поведения. Кроме того, оно способно повлиять на направленность инстинктивных поступков.

Хорошо известен инстинкт, связанный с мочеиспусканием, который, как можно продемонстрировать, во многом зависит от секреции эндокринных желез. Все мы знаем, что щенки мочатся, присаживаясь на корточки, а повзрослев, прекращают присаживаться, задирают лапу и мочатся на столбы. Одни дожидаются, пока им исполнится два года, другие начинают задирать лапу, как только сменятся зубы, в пять или шесть с половиной месяцев. Это зависит от темпов роста. В это время начинают функционировать яички, вырабатывая тестостерон.

Если вам хочется проследить, каким образом тестостерон вызывает инстинктивную реакцию, надо просто ввести небольшое количество его восьминедельному щенку, и через несколько дней вы увидите, как он задирает лапу, подобно взрослому псу.

Сторожевой инстинкт

Одна из таких поздно проявляющихся форм поведения состоит в стремлении охранять, или сторожевом инстинкте. В подтверждение можно привести тот факт, что щенки очень редко кидаются или лают на проезжающие автомобили, если такое вообще случается. Когда собака самостоятельно начинает совершать подобные поступки, происходит это, как правило, под влиянием побуждения. Овчарки (пастушьи собаки) больше других пород склонны гоняться за автомобилями, и может быть, в этих действиях проявляются два побуждения - сгонять стадо и охранять его.

Сторожевая собака будет скорее стоять и лаять, тогда как овчарки бегут за машинами, точно так же, как догоняют убегающую овцу или корову и возвращают ее в стадо. Собаки, у которых в процессе племенного разведения надежно закрепились обе эти наклонности, становятся самыми активными преследователями автомобилей.

Кружение на месте перед тем, как лечь

Собаки обычно много раз поворачиваются на месте, прежде чем улечься. Не оттого ли, что предки их жили на землях, заросших травой, среди которой приходилось устраивать лежбище, приминая стебли и готовя себе постель?

Стайный инстинкт

Порой у собак, особенно у обитающих в открытой сельской местности, проявляется стайный инстинкт. Стаи гончих, регулярно охотящиеся вместе на койотов, вероятно, руководствуются в своих действиях древним собачьим инстинктом изгонять чужаков, вторгшихся на их территорию. Известно множество случаев, когда гончие преследовали бродячих собак с не меньшей готовностью, чем койотов. Жители пригородов тоже могут порассказать о собаках, которые охраняют целые кварталы, прогоняя любого приблизившегося чужака. Вид соплеменника почти всегда заставляет собаку бежать в его направлении, и только с помощью дрессировки можно отучить ее от этого.

У ездовых собак проявляются стайный инстинкт и связанный с ним инстинкт охраны территории. Собаки из одной деревни живут стаями и действуют все как одна, изгоняя со своей территории чужаков, точно так же, как делают волки.

Половой инстинкт

Во-первых, половое поведение целиком и полностью инстинктивно. Никто никогда не показывал кобелю или суке, как надо вести себя, начиная с момента гона до подготовки гнезда и рождения щенков, вместе со всем, что этому сопутствует. На поведение суки влияют гормоны. Даже так называемая «материнская» любовь вызывается, как нам известно, гормонами. Это можно продемонстрировать, введя любой самке пролактин.

Сексуальное поведение представляет собой превосходную иллюстрацию рассматриваемых нами инстинктов. Все происходит настолько естественно и не нуждается в усвоении, что никаких доказательств не требуется. Кобель, который уже успешно вязался, действует более умело, чем тот, кто еще никогда не видел суку. И наоборот, течная сука, которая, может быть, неоднократно вязалась, приподнимает петлю и заигрывает с кобелем так же, как и неопытная сука, при условии, что обе достигли одной стадии зрелости.

Не проводя тщательного отбора при племенном разведении, наши предшественники получили множество особей, по натуре неприспособленных к «материнству» и неспособных выращивать щенков без человеческой помощи. «Мать», живущая в дикой природе, неустанно кружит вокруг потомства, собирает щенков в кучу, а уж потом укладывается. Но сколько сук поступает так в наше время? Нерадивые часто подходят к подстилке и плюхаются прямо на малышей, придавливая их насмерть. Нельзя, однако же, безусловно считать, будто факт этот свидетельствует, что в природе забота о щенках не имеет у суки чисто инстинктивного характера.

Что заставляет собаку лаять? Во-первых, это инстинктивная реакция на нечто необычное. Вдобавок, возможно, полезное предупреждение для других, подобно волчьему лаю для его семейства. Впрочем, некоторые собаки усваивают, что с помощью лая можно получить нечто желаемое, скажем, еду, которую отчаявшийся владелец приносит, чтобы успокоить питомца. Может быть, они просят человеческого общения или просто чтобы их спустили с цепи. Порой собаки лают от одиночества, и этот факт надо запомнить.

Получает ли собака удовольствие от звуков собственного лая? Вовсе нет. Она столь же охотно лает, не издавая ни звука, после хирургического удаления голосовых связок.

Стремление вести за собой

То, что мы называем попытками увести, увлечь за собой, которые совершают порой собаки, во многих случаях приносит людям пользу. Это в определенном смысле связано с поведением волков, которые показываются на глаза охотнику, а потом убегают, уводя его за собой от волчат. Куропатка, потряхивая как бы подбитым крылом, тоже заманивает врага в сторону от птенцов, однако всегда лишь уводит и никогда никуда не приводит. Только те, кому посчастливилось наблюдать за поведением собак в максимально близкой к естественной обстановке, могли это видеть. Приведем примеры.

Собака пасет коров, обнаруживает, что одна из них отелилась на пастбище, бежит к воротам и лает, привлекая внимание пастуха. Она то и дело забегает вперед, отступает назад, снова кидается вперед, словно радуясь, что удалось увлечь хозяина за собой. Эти действия совершенно не зависят от дрессировки.

Мои гончие множество раз облаивали какое-то время деревья, потом бежали ко мне и опять мчались к дереву, увлекая меня в нужном направлении.

Однажды одна из моих гончих днем выгнала из норы енота, пришла за мной и привела к мертвому зверьку.

Маленький сын моего приятеля упал с трамплина и утонул. Его сопровождала овчарка. Собака вернулась домой, залаяла и побежала к озеру, но никто за ней не пошел. Она повторяла это до тех пор, пока люди не заподозрили неладное, пошли за ней к берегу и обнаружили мертвого мальчика.

Поведение на воде

Поведение собак на воде и их реакция на воду чрезвычайно интересны. Щенки, впервые подходя к воде, проявляют заметное беспокойство. Всех собак можно научить плавать в сколь угодно раннем возрасте. Безусловно, собаки определенных пород идут в воду охотнее других. Я с восхищением наблюдал за ними, выводя на совместные прогулки ньюфаундлендов и бладхаундов, а потом помесь щенков и чистокровных щенков бладхаунда. Бладхаунды не проявляли ни малейшего интереса к плаванию и не получали никакого удовольствия даже от перехода вброд небольшой речки, которую нам приходилось пересекать. В очень жаркие дни они могли окунуться в воду у берега, чтобы охладиться. Ньюфаундленды же, от природы склонные к плаванию больше всех существующих пород, буквально наслаждались, плескаясь и пускаясь вплавь без всякого приглашения. Когда я попробовал пустить в воду щенков-метисов, они, впервые завидев реку, вели себя точно так же, как их родители-ньюфаундленды.

Отношение к воде собак, не принадлежащих к естественно любящим плавать породам, зависит от побуждений или потребностей. Гончие воду не любят. Их приходится долго уговаривать перейти через ручей, даже если он глубиной по колено. Но пустите их по следу животного, переправившегося через реку, и, если течение несильное, они бросятся в воду и поплывут так умело, что кажется, будто это привычное для них дело. Помня в первую очередь о своей цели, они забывают о страхе или теряют определенную его долю.

Инстинкт, заставляющий собаку естественно входить в воду, отличается от того, что некоторые называют плавательным инстинктом. Можно усомниться в том, что плавание инстинктивно. Проследите за собакой, впервые попавшей в воду, - она проявляет страх и просто перебирает конечностями, словно бежит. Потом выясняется, что с помощью этих движений она держится на поверхности и продвигается в желаемом направлении. Собака обретает уверенность и, возможно, со временем найдет в плавании удовольствие.

Мы же говорим о естественном вхождении в воду собаки, впервые увидевшей водоем, таком же естественном, как поведение ныряющего в воду утенка, в отличие от избегающих ее цыплят. Если взрослую курицу заставить войти в воду, она будет неплохо плавать. И среди пород собак существуют «утята» и «цыплята».

Убийство

Все собаки способны научиться убивать, а некоторые со щенячьего возраста проявляют большую, чем у других, склонность к убийству и драке. Терьерам с помощью тщательной селекции на протяжении многих поколений прививали отвагу и стремление убивать. Они не только роют землю, но проникают в норы и убивают грызунов. Бойцовые бульдоги убивают с легкостью. Определенные породы собак обладают наследственным темпераментом, побуждающим к убийству.

Искусству убивать надо учиться, но инстинкт убийства естественный, природный. Бывают собаки, которые в ходе обучения легко превращаются в великолепных охотников на грызунов. У нас нет исчерпывающего объяснения, как они этому учатся. Первые попытки почти всегда заканчиваются неудачей. Я много раз наблюдал за деревенскими собаками, которые выслеживали и упускали грызуна, когда он нырял в другую нору, а не в ту, откуда выскочил. Некоторые так и не могут научиться этому и прекращают попытки. Другие, в том числе принадлежавшие мне овчарки и красные кунхаунды, обучаются быстро. Хорошие собаки, охотники на лесных сурков, знают расположение всех выходов из нор. Когда сурок скрывается под землей, собака бежит к тому месту, где следует поджидать добычу. Она не делает ни одного движения, пока сурок не окажется подальше от выхода, чтобы можно было перехватить зверька, прежде чем он до него доберется. Одна из моих гончих поймала однажды летом 110 лесных сурков. Одна овчарка за неделю отловила десяток. Эти прекрасные охотники почти всегда приносят добычу домой, чтобы получить от хозяина благодарность. Волки порой точно так же добывают себе пищу. Собаки, живущие на воле, не утратили этой способности.

Можно привести массу примеров, когда собаки растут вместе с кошками, белками или енотами, не проявляя ни малейшей враждебности. Можно предположить, что это не естественная, а приобретенная форма поведения. Эксперимент по совместному выращиванию кошек и крыс показал, что кошек надо учить убивать крыс. Если котята растут и видят, как убивают крыс, большинство из них тоже будет это делать, но лишь немногие из котят, выращенных в изоляции, удушат крысу. Только три из восемнадцати выросших с крысами кошек убивали крыс, причем не тех, с которыми вместе росли. Голод роли здесь не играет.

Тот факт, что я выращивал щенков кунхаунда в загонах с енотами, не превратил их в убийц, но и не лишил способности убивать. Бывает, что щенок не прикасается к подстреленному, упавшему с дерева еноту, и его надо учить, но он быстро поймет и начнет с удовольствием хватать и трепать тушку.

Созревание

Понимание другого принципа - созревания - может сэкономить вам время и силы. Его должен знать каждый дрессировщик собак. Созреванием называется развитие инстинктивного поведения. Имея дело с собаками, мы полагаемся главным образом на их наследственные инстинкты и формы поведения.

Мы знаем, что терьеры любят рыть землю, гончие - выслеживать, легавые - делать стойку, ретриверы - приносить добычу, ловчие - гнаться, видя добычу. Теперь предположим, мы взяли щенков одной из этих пород - грейхаундов, например, - и начинаем работать с пометом. Разделим помет из восьми щенков на две группы. Пусть одна просто растет. Другую выведем в открытое поле и начнем натаскивать преследовать все, что движется, - кроликов, кошек, даже других собак. К тому времени, как щенкам исполнится десять месяцев, мы увидим, что проделали великолепную работу и далеко продвинулись в дрессировке. Теперь посмотрим на четырех, выросших без натаски. И с изумлением обнаружим, что они справляются с этим делом почти с таким же успехом, как та четверка, которую мы так долго натаскивали. Об этих щенках позаботилось спонтанное развитие, и мы видим, что только впустую потратили время.

Этот принцип показывает, что, когда речь идет о врожденных наследственных инстинктах, бесполезно надеяться, будто дрессировка принесет молодым щенкам достаточную для оправдания затраченных нами усилий пользу. Я вновь и вновь открывал для себя это, работая с гончими по следу. Не стоит труда натаскать щенков идти по следу, ибо этот инстинкт развивается без дрессировки, и после того, как я обучал половину помета, другие щенки, впервые получая возможность взять след, от природы оказывались почти столь же хорошими ищейками. Одному из великолепнейших, когда-либо работавших по следу бладхаундов, Ред Трейлеру, до двухлетнего возраста ни разу не доводилось брать след, но при первой же попытке он точно выследил мальчика. За свою жизнь он успешно взял двенадцать следов, оставленных более семидесяти двух часов назад, и справился со множеством более легких задач.

Много историй рассказывают о щенках ретриверов, обученных плавать в пруду и приносить палки, и об их братьях и сестрах, которые без всякого обучения с первой попытки, совершенной в годовалом возрасте и старше, превосходно делали то же самое.

Всегда идет много споров об инстинктивности тех или иных поступков. Чтобы судить наверняка, сперва требуется доказать, что собака никогда не имела возможности научиться такому поступку. Если пустить бигля по следу кролика, он почти сразу же продемонстрирует, как будет гнать добычу - подавая или не подавая голос. Я проводил первые эксперименты в этой области, изучая наследственность инстинкта гона с голосом и без него. Все гончие по следу, спрингер-спаниели и некоторые чистокровные английские овчарки подают голос, идя по следу. Большинство других пород преследуют добычу без голоса. Инстинктивен не только отрывистый лай, но и долгий, протяжный.

Удовлетворение инстинктивной потребности неразрывно связано с радостью. Наверно, лишь человек может их разделить и ощутить чистую радость. Собаки, безусловно, не могут или не пытаются этого делать, предохраняя себя таким образом от избытка эмоций.

Кроме инстинктов и потребностей, у психологов существует понятие «тропизм». Тропизм - это результат взаимодействия унаследованного строения нервной системы и стимулов, поступающих из внешней среды. Это бессознательная ориентация собаки по отношению к положительным и отрицательным стимулам.

Рефлекс слеп, он проявляется спонтанно и бессознательно. Это неизменная реакция на стимул. Рефлекс выражается во внезапном движении какой-либо части тела, например лапы, мгновенно отдернутой от раскаленного угля, тогда как тропизм влияет на ориентацию и движения всего тела собаки.

Желания, как и инстинктивное поведение, идут изнутри. Для удовлетворения желаний собака должна совершать в окружающей среде определенные действия прежде, чем среда подействует на нее. С условными рефлексами наоборот - среда действует на собаку.

Современные методы дрессировки собак должны опираться на всю совокупность желаний животного. Едва ли возможно переоценить важность этого условия. Собака испытывает какое-либо желание, использует свой сенсорный аппарат и совершает поступки. После удовлетворения желания она прекращает направленную на это деятельность.

Как ни странно, большинство естественных форм поведения самостоятельно исчезает на какое-то время. Вызывающие их стимулы не работают. И так происходит почти с каждой из них. С удовлетворением полового влечения прекращается действие соответствующих стимулов. Влечение к пище и сосательная реакция прекращаются с удовлетворением аппетита. «Материнские» побуждения и срыгивание пищи для щенков прекращаются с исчезновением стимулов.

Собака перестает чесаться с облегчением зуда. Факт отказа от определенных поступков чрезвычайно важен для дрессировки, где используются разнообразные стимулы, особенно голод.

Американский ученый Б. Ф. Скиннер изучал животных с целью установить, могут ли они понять, к каким последствиям приведут их поступки. Способны ли животные, вместо того чтобы пускать при определенном звуке слюну, нажать на рычаг и посмотреть, что за этим последует. Оказалось, как выяснил Скиннер, способны. Он показал, что обучение этому зависит от успехов; поступки, которые привели к счастливому результату, закрепляются, а закончившиеся неприятностью или ничем постепенно угасают.

Дрессируя собак, нам следует использовать обе эти формы поведения. Когда мы даем словесную команду, собака учится реагировать так же, как реагирует на гудок, метроном или звонок. Разумеется, пользоваться этой первой формой поведения необходимо. Но второй, как вы увидите, дрессировщики в прошлом полностью пренебрегали.

8. Инстинкты Теперь примем новый подход к изучению поведения собак. До сих пор мы говорили о нервной системе и о ее реакции на внешние воздействия и стимулы - поступающие к собаке извне. Работа Павлова с условными рефлексами была связана именно с таким влиянием стимулов

Из книги Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды автора Крушинский Леонид Викторович

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Инстинкты Инстинкт - врожденная способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчетному побуждению. Это подсознательное, безотчетное чувство, внутреннее чутье. Основным инстинктом считается инстинкт самосохранения. Инстинкт размножения

Из книги Пластичность мозга [Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга] автора Дойдж Норман

Из книги Инстинкты человека автора Протопопов Анатолий

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Из книги автора

Инстинкты и псевдоинстинкты Эмоции и ощущения, ведущие к формированию инстинктивного поведения, возникли у животных и у человека в результате естественного отбора. То есть «сохранились и передались» те эмоции и ощущения, которые вели к появлению максимального

Из книги автора

Врожденные инстинкты Еще один источник появления идеализаций лежит в нашем первобытном прошлом. Невзирая на неимоверно сложное устройство объекта под названием «человек», нужно отметить что он произошел от каких-то животных. И это происхождение проявляется в его

Наблюдая за тем, каких собак сегодня заводят люди, видно, что за последние два десятилетия все значительно изменилось. В советское время были популярны колли, сенбернары, ньюфаундленды, боксеры, пудели (как малые, так и большие), болонки и пекинесы. В 90-ые годы был популярен бультерьер, встретить которого сегодня большая редкость.

Сейчас чаще всего мы видим лабрадоров, шарпеев, мастифов, йоркширских терьеров, чихуахуа. Пожалуй, веяние времени не коснулось только немецкой овчарки. Хотя сегодня...

Находиться рядом с собакой забавно, чьей бы ни была собака, Вашей или чужой. Но чтобы не расстроить собаку необходимо вести себя надлежащим образом.

Хотя большинство собак дружелюбны, существуют также злые собаки и собаки, обученные не вступать в контакт с другими людьми. Для Вашей же безопасности и ради безопасности собаки Вы должны помнить, что можно и чего нельзя делать, находясь рядом с лучшим другом человека.

МОЖНО приближаться к

Дрессировка Бишон фризе

Каждая собака имеет свои собственные желания и стремления. Если хозяин собаки будет знать эти вещи, то ему будет намного легче обучать своих собак.

Если у вас возникли трудности при дрессировке вашего Бишон фризе , то прочитайте эту статью и примите решение. Популярный благодаря способности быть хорошим компаньоном, Бишон фризе, как правило, имеет белую шерсть, но иногда у этой породы собак можно увидеть небольшие участки абрикосовой, сливочной или немного не совсем белой шерсти вокруг морды....

Все собаки – независимо от породы и других индивидуальных качеств – существа стайные. Со своим пониманием взаимоотношений внутри стаи, порядком установления этих взаимоотношений, привилегиями и обязанностями ее членов. Благодаря стайной психологии и, как следствие, инстинктивному подчинению более авторитетной особи – человек получил возможность управлять поведением собак в любом возрасте. Но наряду с подчинением, у собак также заложена готовность доминировать над теми, кто ниже рангом.

Щенок, в силу того что с самого раннего детства его окружают люди – особенно в период социального импринтинга (запечатления) – привыкает к ним, и видит в людях партнеров для социальных взаимодействий. А близкое окружение, считает членами своей стаи, и включает их в свою систему ценностей, где каждый имеет свой ранг и занимает определенную ступень в иерархии. Собака легко вписывается в человеческую семью потому, что система устройства человеческого общества и собачьей стаи очень похожи. В обоих случаях мы имеем дело с иерархической структурой общества, во главе с лидером; со сложными взаимоотношениями между членами группы, построенными на понятии ранговости.

В стаях бродячих собак, стержнем служит иерархическая система, назначение которой заключается в предотвращении драк внутри группы – когда роли распределены, одного пристального взгляда бывает достаточно, чтобы поставить наглеца на место. Конфликт доходит до драки только в том случае, когда ни одна из собак не хочет уступить, а демонстрация силы не дала эффекта.

Иерархическую структуру в собачьей стае можно представить в виде пирамиды, где вершиной является доминант — самое сильное животное в этой стае. Причем лидерство достигается чаще психологическим превосходством, а не физическим.


Доминант
– это глава стаи, самая авторитетная особь в группе. Ему принадлежат лучшие куски пищи, добытые стаей; все течные суки этой стаи, которые ему интересны; лучшее место для отдыха. Вожак ведёт стаю, следит, чтобы члены группы держались вместе, дает сигнал к началу охоты или атаки чужаков, прекращает драки внутри стаи. Основной его обязанностью является контроль за поведением членов группы и поддержание порядка внутри стаи. Доминанту подчиняются все, он – никому. Одного пронзительного взгляда и грозного рычания доминанта часто бывает достаточно для того чтобы осадить зарвавшегося наглеца и напомнить его место. Если это не помогает, то в ход идут удары зубами и корпусом, укусы и трепки. Если другая собака оказывает серьезное сопротивление, вожак может побуждать приближенных к нему членов стаи выступить против нее. В случае успеха на претендента обрушивается ярость всех членов группы. После такой трепки полученной от общества, пострадавшая собака надолго забывает о своих амбициях, ее ранг понижается и если у нее накопилось много врагов, она может перейти в категорию отверженных. Но обо всем по порядку, на ступень ниже доминанта в нашей пирамиде рангов стоят субдоминанты.

– это сильные, крепкие и агрессивные кобели, причем физической силой и размерами они могут не уступать доминанту, и даже превосходить его. Субдоминанты выполняют функции защиты территории, ресурсов и ее членов от посягательств чужаков. Они бегут впереди стаи и первыми храбро встречают опасность. Кроме этого их основной обязанностью является обеспечение стаи пропитанием, поэтому большую часть своего времени они заняты добыванием пищи. И часто, поисками течных сук. В период размножения некоторые субдоминанты могут получить доступ к самкам, отвечающим благосклонно на их ухаживания. Субдоминанты бывают более сексуально активны и успешны в этом плане, чем доминант. Это происходит в том случае, если течных сук достаточно и доминант не вмешивается, или отсутствует. Субдоминанты подчиняются только доминанту, а сами могут диктовать свою волю низшим по статусу особям.

Периодически, в зависимости от внутреннего ранга и предыдущего опыта, субдоминанты проверяют на прочность лидера. Попытки происходят тем чаще, чем меньшее сопротивления оказывает лидер. В конце концов, власть меняется и вожаком стаи становится другая собака.


Низкоранговые
особи стоят ещё на ступень ниже – это, как правило, молодые животные, не достигшие половой зрелости и еще не набравшие силу; или те, кто уже ослаб от старости. Питаются низкоранговые тем, что остается после трапезы других членов стаи, доступа к самкам они не имеют, крайне редко им удается создать пару. Часто они оказываются вытесненными к границам владений стаи. В обязанности низкоранговых собак входит воспитание подрастающего поколения, помощь в добывании пищи и оповещение о приближении чужаков к границам территории. Низкоранговая особь может примкнуть к семейной паре дружественных к ней собак и исполнять роль няньки их щенков.

Отверженные (пограничники) занимают самую нижнюю ступень в иерархии стаи – это собаки, по каким либо причинам впавшие в немилость к членам стаи. Покалеченные, слабые или больные животные, имеющие низкий социальный статус, представители дна собачьего сообщества, изгнанные на самые окраины территории. Они первыми поднимают тревогу при появлении врага, но в бой не лезут, а отступают вглубь территории, где сконцентрированы основные силы стаи во главе с вожаком. Основная задача отверженных членов стаи это оповещение остальных о приближении врага к границам территории своей стаи.

У кобелей и сук отдельная иерархическая структура, в свободной стае не пересекающаяся. Кобели не рассматривают сук как конкурентов, поэтому нормально социализированный кобель никогда суку не тронет. Силовые конфликты между кобелем и сукой возможны только в том случае, если одна из собак или обе – не социализированы, либо в искусственно созданных условиях. Например, если на территорию одной собаки подселяется другая. Однако и в этом случае ранжирование вскоре заканчивается, и новое животное занимает свое место в стае.

Мы часто сталкиваемся с поведением собак, которое называем трусостью, или боязнью, проявляющееся в том, что идущая рядом собака вдруг перестает подчиняться командам, прижимает уши, поджимает хвост, дрожит, беспокойно оглядывается, жмется к нашим ногам или панически убегает.

Иногда не трудно понять, что именно вызывает такую реакцию собаки и почему она так реагирует, иногда трудно выяснить причину, но в любом случае это снижает работоспособность собаки, мешает ее управлению, а, то и исключает его, приводит к печальным последствиям — панически убегающая собака может потеряться или попасть под машину.

А если такая реакция собаки зарегистрирована во время проведения тестирования, ее могут не допустить к разведению. Поэтому и владельцев собак и кинологов, занимающихся их разведением, волнуют вопросы «Почему это происходит?» и «Что делать?», считая, что уже ответили на вопрос «Что происходит?»

Определения

Зоопсихологи считают, что страх это специфическая эмоциональная реакция организма или, короче, одна из эмоций.

В самом общем смысле эмоциями называют особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на организм явлений и ситуаций (Психологический словарь. М., Педагогика-Пресс, 1996).

Часть эмоций связана непосредственно с потребностями и характеризуют их возникновение, состояние, вероятность удовлетворения и факт удовлетворения (П.В. Симонов «Высшая нервная деятельность человека», М., Наука, 1975). Однако существуют раздражители и ситуации, которые сами по себе не нарушают гомеостатического равновесия организма, но которые предвосхищают возможные или неизбежные жизненно значимые события. Предвосхищение — это особый источник эмоциональных процессов (Я. Рейковский «Экспериментальная психология эмоций», М., Прогресс, 1979).

Предвосхищающие сигналы можно классифицировать в зависимости, во-первых, от того, какие события они предвосхищают, и, во-вторых, от того, может ли субъект оказывать влияние на эти события. По первому основанию они подразделяются на:

— сигналы боли, сильной, продолжительной депривации, вызывающей страх;

— сигналы возможного неудовлетворения потребности, слабой боли, вызывающие агрессию;

— сигналы удовлетворения потребностей, вызывающие положительные эмоции;

— сигналы, предвосхищающие неопределенное, новое событие, вызывающее любопытство (или в других условиях — страх).

Таким образом, страх это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличии от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфичность переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (тревога, боязнь, испуг, панический страх (ужас)).

Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличие от страха, как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой обобщенный (генерализованный), диффузный или беспредметный страх. Тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и может побуждать к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, преувеличения значимости и опасности характера внешних факторов.

Поведенческие проявления тревоги, как и страха вообще, заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность.

Психологи считают, что есть все основания для выделения такого свойства темперамента как тревожность, под которой понимают склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующейся низким порогом возникновения реакции тревоги.

Под испугом подразумевают внезапный и мгновенный резко выраженный страх, возникающий при неожиданном и непонятном, но еще не осознанном изменении ситуации. Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием определенной, известной опасности, возникает медленнее, дольше продолжается, но и легче может быть устранена.

Состояние аффекта (панический страх, ужас) — сильное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, сопровождаемое резко выраженными двигательными (паническое бегство, оцепенение, защитная агрессия) и физиологическими проявлениями. Аффекты развиваются в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно возникающих ситуаций.

Обладая свойствами доминанты аффекты тормозят не связанные с ними психические процессы навязывают тот или иной стереотипный способ аварийного разрешения ситуации.

Страх и тревога могут соответствовать и не соответствовать степени опасности, быть адекватными или неадекватными ей, но функционально служат предупреждением о предстоящей опасности, позволяют сосредоточить внимание на их источнике, побуждают искать пути избегания опасности.

Страх — отрицательная эмоция и является сложным, неоднозначным явлением. Она дезорганизует ту деятельность, которая приводит к ее возникновению, но зато организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий.

Среди инструментальных реакций, сопровождающих эмоциональную реакцию страха, прежде всего, выделяют реакцию избегания. Реакция избегания — это реакция, которая возникает у индивида в ответ на сигнал опасности и которая призвана устранить эту опасность (то есть исключить действие отрицательного раздражителя), путем выхода из сферы действия опасного раздражителя. Эта реакция активна, по определению, и называть ее «пассивно-оборонительной» неправомочно.

Пассивно-оборонительная реакция, подчеркивающая пассивность животного, и, которую часто называют реакцией затаивания или оцепенения, выражается в полном прекращении движений.

Агрессивно-оборонительная реакция, напротив, направлена на уничтожение источника опасности и имеет все характерные признаки атаки.

Очень часто состояние тревоги, боязни или страха путают с ориентировочной реакцией, под которой понимают комплекс реакций, направленных на лучшее восприятие характеристик раздражителей внешней среды. Hа поведенческом уровне ориентировочная реакция выражается в прекращении текущей деятельности (стоп-реакция) и ориентации сенсорных систем на источник — причину реакции. Путаница же кроется в отмене текущей деятельности или снижении ее эффективности и, более или менее продолжительного, периода неподчинения командам, что так напоминает реакции вызванные состоянием тревоги и страха.

Причины

Реакции страха могут вызываться различными аспектами раздражителя.

Из повседневного опыта известно, что «сильные», «очень сильные» или «сверхсильные» раздражители вызывают страх и реакцию бегства. При этом сила раздражителя, вызывающего реакцию бегства, выше, чем сила раздражителя вызывающего просто страх.

Как было показано в лабораторных условиях, уже на ранних стадиях онтогенетического развития стимуляция малой интенсивности обнаруживает тенденцию вызвать реакцию приближения, а большей интенсивности — реакцию удаления. Вообще для животного важней именно увеличение интенсивности раздражителя, так как сверхсильный раздражитель с большей долей вероятности может свидетельствовать о наступлении опасных последствий. Hе исключено, что сверхсильный сигнал является «релизером» (релизер — сигнал, запускающий инстинктивную реакцию) для оборонительного поведения. Считают, что любой раздражитель непривычно высокой интенсивности может вызвать реакции страха.

Реакции страха вызываются и раздражителями, интенсивность которых возрастает слишком быстро, например, быстро перемещающиеся или приближающиеся предметы.

Если представить себе организм в виде сенсорной машины, реагирующей на определенные характеристики раздражителя, то прежде чем поступить в мозг, сигнал должен превысить физиологический порог на уровне рецепторов, а затем — порог восприятия или порог осознанного узнавания (дифференциация раздражителя). После того как сигнал (раздражитель, стимул, команда) опознан, поведение может строится следующим образом:

— если сигнал опознан как относительно новый — развивается исследовательское поведение;

— если сигнал, с учетом опыта, опознан как нейтральный (безразличный) — продолжается текущая деятельность;

— если сигнал, с учетом опыта, опознан как положительный (условный положительный) — осуществляется соответствующее ему поведение;

— если сигнал, с учетом опыта, опознан как отрицательный (условный отрицательный, связанный с болью) — осуществляется соответствующее ему оборонительное поведение;

С последующим увеличением силы раздражителя, в пределах определенных границ (норма реакции), описанные выше поведенческие реакции развиваются в сторону увеличения их выраженности (интенсивности).

Если сила раздражителя продолжает увеличиваться и превышает верхний порог нормы реакции, то есть становится «сверхсильным», организм отвечает неадекватными, парадоксальными или оборонительными реакциями.

При обсуждении интенсивности стимула следует напомнить также о влиянии внезапности его появления. Раздражители, даже знакомые, появляющиеся внезапно вызывают негативную реакцию. Внезапность появления раздражителя отличается от его неожиданности.

Неожиданность может характеризовать и новизну раздражителя, играющую значительную роль в развитии реакций страха.

Считают, что степень новизны обратно пропорциональна следующим факторам:

а) частоте появления похожих раздражителей;

б) степени давности (имеется в виду время, прошедшее между появлением похожих раздражителей);

в) степени сходства раздражителей.

Различают также новизну абсолютную (раздражитель никогда не встречался животному) и относительную (необычное сочетание знакомых животному раздражителей). Степень новизны зависит также от степени неожиданности раздражителя, которая определяется тем, насколько действующий раздражитель отличается от ожидаемого животного. Поэтому появление даже знакомого раздражителя в новой для него ситуации часто вызывает испуг.

Таким образом, выраженность реакции животного на раздражитель зависит от степени новизны, силы и внезапности появления раздражителя.

Поэтому к реакциям описанной выше «сенсорной машины» можно добавить: если раздражитель появляется внезапно или неожиданно для данной ситуации — отмечается реакция испуга; если раздражитель опознан как абсолютно новый — развивается реакция страха (выраженность реакций страха находится в прямой зависимости от степени новизны и силы раздражителя).

Известно, что животные предпочитают раздражители умеренной интенсивности и избегают слишком сильных, новых и необычных. Чем непривычнее и сложнее обстановка, тем чаще проявляется неуверенность, робость и даже реакция избегания — нежелание животного находиться в данной обстановке, неповиновение, побег.

Новизна раздражителя определяется опытом животного и прежде всего ранним опытом, который приобретается в основном благодаря таким формам научения как привыкание и импринтинг. Среди видов импринтинга (социальный, экологический, пищевой и инструментальный) для нашей темы наиболее важен экологический, который обуславливает запечатление основных признаков экологической ниши животного (местность вокруг логова и среда его обитания) в которой ему придется существовать.

Только что родившееся животное или животное, у которого, наконец, начал функционировать зрительный анализатор, не различает «знакомое» и «незнакомое». Hо как только оно познакомиться с некоторым минимумом раздражителей (под минимумом раздражителей здесь понимается то минимально необходимое количество информации, достаточное для выживания в данной среде), экологический импринтинг заканчивается и животное оказывается в состоянии отличать одни предметы от других и начинает сторониться вновь появившихся объектов, которые воспринимаются им как незнакомые.

В связи с этим, если запечатление произошло, чувствительный период заканчивается и становится практически невозможным изменить его последствия.

Значение периода импринтирования трудно переоценить по его влиянию на последующую жизнь. Так, по мнению известного физиолога Л.Г. Воронина, по механизму импринтирования устанавливается конечный объем (базовая информация) долговременной памяти, ограниченная именно продолжительностью периода запечатления. Л.Г. Воронин приходит к заключению, что «после окончания этого периода (импринтирования), вероятно продолжающегося до полового созревания, строение мозга во всех его деталях отражает базовый объем и качественный состав долговременной памяти, то есть ее алфавит, который на протяжении всей последующей жизни организма будет многократно перекодироваться и перекомбинироваться по условнорефлекторным законам в связи с потребностями организма и изменениями во внешней среде. Тогда в зрелом возрасте, в любом обучении мы будем наблюдать лишь различные варианты становления процесса считывания (условного отражения) ранее зафиксированной информации».

Невозможность осуществления адекватного (с точки зрения будущего существования) экологического импринтинга, приводит к ранней сенсорной депривации (депривация — лишение, отсутствие чего-либо), вызывающей часто необратимые изменения структурной и функциональной организации центральной нервной системы и ее анализаторов.

Принято различать три вида условий содержания животных. Обедненные условия содержания (обедненная среда) — когда сенсорные воздействия внешней среды или контакты с особями своего вида ограничены (содержание в условиях замкнутой территории с ограниченным притоком новых раздражителей). Нормальными или обычными условиями содержания (нормальная среда), называют условия, максимально соответствующие экологическим особенностям вида или тем условиям, где животным предстоит существовать. Под обогащенными условиями содержания (обогащенная среда), подразумевают дополнительное наличие контактов с особями своего и других видов, различных игровых предметов, регулярную смену мест прогулок, проведение игровых и специальных занятий.

Во время импринтирования в памяти формируются «нервные модели стимулов» (Соколов), которые, сформировавшись, являются матрицей, прокрустовым ложем для информации воспринимаемой животным. Чем значительней несовпадение раздражителей окружающей среды с банком моделей стимулов, тем выраженней реакция животного. Поэтому животные, выращенные за городом или в питомнике, так «боязливы» и «трусливы» в условиях города. Такое поведение в свое время получило название «синдром питомника». Учитывая это явление службы собак армии и полиции всего мира закупают животных, выращенных в тех условиях, в которых им впоследствии придется работать. Hо нечто аналогичное происходит сейчас со многими собаками во время продленного квартирного содержания. При этом, во-первых, ограничивается двигательная активность щенка, что приводит к гиподинамии, а, следовательно, к ослаблению защитных сил организма и экстерьерным нарушениям; во-вторых, происходит социальная изоляция, которая в будущем скажется на общении с себе подобными; а, в-третьих, организм испытывает ту самую сенсорную депривацию.

К тому же для формирования полноценных структурно-функциональных взаимоотношений центральных систем обеспечения эмоций в онтогенезе необходим определенный уровень афферентного разнообразия. Это ведет к повышению функциональной реактивности звеньев той части эмоциогенных аппаратов, которая обеспечивает отрицательные эмоции.

Таким образом, вследствие дефицита средовых воздействий в раннем онтогенезе возрастает функциональная реактивность сбустаратов отрицательного подкрепления; в свою очередь это определяет повышенный уровень негативного эмоционального напряжения, возникающего при воздействии на организм биологически отрицательных внешних раздражителей, что приводит к усилению субъективной значимости этих воздействий. То есть, возрастает уровень тревожности животного и выраженность эмоциональной реактивности, в том числе и на незнакомую обстановку и раздражители, что очень легко регистрируется на поведенческом уровне. Очень важно отметить, что эмоциональная собака кажется более трусливой по сравнению с менее реактивной собакой.

Значительную роль в реагировании собак на незнакомые стимулы играет также степень знакомства с ситуацией, в которой появляется раздражитель. С увеличением новизны обстановки, ситуации (а значит и неопределенности), в которой находится животное, увеличивается состояние его тревожности, что также сказывается на выраженности поведенческих реакций. Так известно, что незнакомый предмет в незнакомой ситуации исследуется значительно меньше и чаще вызывает оборонительную реакцию, но и внезапное появление знакомого раздражителя в незнакомой обстановке может вызвать сильную реакцию страха . При наличии состояния тревоги «страшные» параметры стимула как бы усиливаются и даже, казалось бы, не очень опасный раздражитель способен инициировать выраженную реакцию страха.

Выраженность ответных реакций определяется также опытом, накопленным в виде условнорефлекторных реакций. Известно, что при стрессовых ситуациях сопровождаемых болью или сильным страхом, очень быстро, а часто с первого раза, образуются условнорефлекторные связи на состояние и инструментальные (реакция избегания) условные рефлексы, когда запускающими стимулами становятся обстановка в целом или отдельные ее раздражители. В связи с чем, встреча таких же или похожих стимулов может запускать имеющееся в репертуаре оборонительное поведение.

Например, при изучении неврозов и фобий было показано, что возникновение неврозов в определенной «травмирующей» обстановке характеризуется очень быстрым образованием «патологических» условных рефлексов, вероятно по типу доминанты, связывающих состояние организма с отдельными раздражителями окружающей среды или их совокупностью. Воспроизведение, казалось бы, исчезнувшего невроза при действии раздражителей, связанных с ранее травмировавшей обстановкой ( , взрыва), подтверждается и другими наблюдениями. Даже отдаленные компоненты, связанные с травмировавшей ситуацией, могут воспроизводить пережитое патологическое состояние, между тем как поведение животного в других условиях не обнаруживает явных нарушений.

Таким образом, эффективность, с которой внешние ситуации вызывают реакцию страха, оборонительное или исследовательское поведение, зависит от того, что животные на основании своего опыта считает знакомым. Hо также замечено и влияние наличного внутреннего состояния (мотивация, физиологическое состояние) животного на выраженность его реакций. Например, было показано, что от внутреннего состояния зависит, вызовет ли раздражитель при данной степени несоответствия страх или исследовательское поведение. Радостное возбуждение, наличие какой-либо сильной потребности, выполнение целенаправленного действия уменьшает состояние страха. И наоборот, угнетенное состояние, недомогание, усталость способствуют развитию более выраженных оборонительных реакций.

Влияние «типа высшей нервной деятельности» на знак и выраженность реакций животных на ситуации, и раздражители неоднозначно, хотя авторы многих тест-систем принимают как аксиому связь длительной ориентировочной реакции и наличие поведенческих реакций, сопровождающих состояние страха, со слабым типом ВНД.

Hо, например, Иванов — Смоленский (1932), Розенталь (1936) показали, что исследуемые ими собаки, обладающие выраженной пассивно-оборонительной реакцией не могли быть отнесены к слабому типу нервной системы. Широко известны опыты, проведенные Выржиковским и Майоровым (1933). Эти исследователи, распределив щенков двух пометов на две группы, воспитывали одну группу в изолированных от окружающего мира условиях, а другую — на свободе, где щенки тесно соприкасались с окружающей обстановкой. Результатом такого воспитания оказалось резкое различие в поведении собак опытных групп. Воспитанные на свободе не проявляли «пассивно-оборонительной реакции», а собаки, воспитанные в изолированных условиях, проявляли ее в резко выраженной степени как по отношению к людям, так и ко всей новой обстановке, за исключением того помещения, в котором они воспитывались. При определении типа высшей нервной деятельности «трусливых» собак, они были отнесены к сильному типу.

Первоначально связывающий наличие «пассивно-оборонительной реакции» со слабым типом ВНД, отказался в последние годы своей жизни от этого отождествления, считая трусость реакцией, которая постоянно маскирует истинную силу нервной системы:

«Все казавшиеся нам трусливыми, т. е. медленно привыкавшие к нашей экспериментальной обстановке собаки, которые также с трудом вырабатывали уловные рефлексы (а вся их условнорефлекторная деятельность легко может быть нарушенной от малозначительных новых внешних влияний), огульно относилась нами к слабому типу нервной системы. Это привело даже к грубой ошибке, когда я одно время считал таких собак специалистами торможения, т. е. сильными по торможению» (И.П. Павлов, 1938).

Как показали исследования Л.В. Крушинского (1938, 1944, 1946, 1947), проведенные на большом поголовье животных, собаки с «пассивно-оборонительной реакцией» могут относиться как к слабому, так и сильному типу ВНД. Крушинский приходит к выводу, что наличие «пассивно-оборонительной реакции» у собак всех изученных типов ясно свидетельствует о том, что связи между этой и слабым типом нервной системы нет: 1. «пассивно-оборонительная реакция», не являясь непосредственным свойством слабого типа, все же более легко возникает у слабых собак; 2. «пассивно оборонительная реакция» может свободно комбинироваться как с сильным, так и слабым типом нервной системы; 3. «пассивно-оборонительная реакция» и тип высшей нервной деятельности являются в значительной степени самостоятельными свойствами нервной системы.

Оценивая потомство, полученное от «смелых и смелых» и «трусливых и трусливых» собак, Крушинский показал, что количество «трусливых» щенков достоверно выше в пометах от «трусливых» родителей, чем в пометах от «смелых», хотя они встречаются и у последних.

Поведенческие акты, как правило, находятся под очень большим влиянием многообразных условий генотипических и средовых факторов.

Hа выраженность реакций страха и их наличие влияют пороги чувствительности анализаторов, возбудимость, эмоциональность, тревожность животного, работоспособность (сила) центральной нервной системы, подвижность нервных процессов и, вероятно, некоторые другие физиологические и психологические особенности, которые могут контролироваться одним или многими генами. Определить какие из свойств или генов играют решающую роль в выраженности оборонительных реакций является делом нелегким. Hо так или иначе исследованиями М.П. Садовниковой-Кольцовой (1931), Д.К. Беляева и Л.H. Трут (1964) была подтверждена возможность усиления оборонительных реакций путем отбора отличающихся в нужном направлении животных. Возможен отбор и по одному поведенческому признаку, так Л.В. Крушинскому и Л.H.

Молодкиной (1959) удалось вывести линию крыс чувствительных к определенным характеристикам звукового раздражителя (отбор проводился без строгого инбридинга). Hо при этом необходимо помнить, что исследования проводились в стандартных для всех животных условиях лаборатории или вивария, чего нельзя достичь при воспитании и выращивании собак, находящихся в личном пользовании. Стандартные условия позволяют определить отличия в поведении, которые, с большой долей вероятности, контролируются генетически.

По некоторым данным такие чувства, как страх, любопытство и агрессивность являются врожденными, и лежащие в их основе механизмы развиваются в определенной последовательности на строго определенных этапах созревания организма. В эти критические периоды любое воздействие, нарушающее нормальный ход событий, может изменить, иногда необратимо, формирование поведения. А Хэмфри и Уорнер (1934) показали, что боязнь сильных звуков и сильных тактильных раздражителей являются независимыми наследственными признаками, определяющими рецессивными факторами, зависимыми в значительной степени в своем проявлении от условий предшествующей жизни собаки.

Hа основании собственных исследований Л.В. Крушинский пришел к выводу, что, вероятно, наследуется не сама «пассивно-оборонительная реакция», а скорее определенная норма реагирования животного на внешние условия его воспитания. «Пассивно-оборонительная реакция» возникает в результате теснейшего взаимодействия результата влияния внешних факторов с наследственными возможностями организма.

Таким образом, реакции страха вызываются сильными, внезапными, незнакомыми, неожиданными раздражителями, а также раздражителями, условнорефлекторно связанными с опасными для животного последствиями, при этом степень выраженности реакций определяется ранним опытом, степенью знакомства с ситуацией (обстановкой), внутренним состоянием животного, и, генетически зависимыми, порогами чувствительности его анализаторов, возбудимостью, эмоциональностью, тревожностью, силой и подвижностью нервных процессов. Однако генетическое влияние корректируется, правда до некоторой степени, воздействиями внешней среды (тренированность).

Материал взят: В.Гриценко "Поведение собак или немного зоопсихологии"

P.S. Великан — Бояка



Краткий очерк психологии собак

Психология (от др.-греч. ???? - «душа »; ????? - «учение») - академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике человека, либо животного.

Из всех домашних животных собака легче всего приспосабливается к жизни с человеком и привыкает слушаться его. Взаимопониманием и привязанностью собаки человек обязан тому, что одомашнивание происходило добровольно и человек делился пищей и жильем со своим верным спутником. В результате тесного взаимодействия между человеком и собакой шла интеграция собаки в человеческое общество. Собака не может жить без человека, но и человеческая жизнь без собаки была бы неполной.

Какой тип памяти у собак?

Психологи считают, что собаки способны что-либо "помнить" не дольше нескольких часов. Однако они обладают удивительной ассоциативной памятью. Возможно, собака никогда не задается вопросом, где находится ее хозяин в данный момент, но стоит ей услышать звук мотора его машины, как она немедленно вспоминает о самом хозяине.
Собака расценивает человеческое общество как свою "стаю", а хозяина - как "вожака". Дом хозяина - ее территория. Когда собака теряет хозяина и дом, она теряет чувство равновесия. Брошенные, сданные в приют собаки сильно страдают. Потеря хозяина повергает собаку в смятение, чтобы восстановить душевное равновесие, ей необходимо найти другого хозяина.
Несмотря на то, что собаки нередко обладают мощными физическими и сенсорными данными, они по природе своей игривы. Видимо, на этом основывается тайное взаимопонимание между собакой и ребенком и то доверие, с которым относятся самые маленькие дети к самым большим и свирепым с виду собакам.
Лошади, кошки, птицы и другие животные обладают терпимым и покладистым характером, но они пассивны, не проявляют инициативы. Собаки же любят играть: они деятельны и активны. Даже самая своенравная собака готова простить детям многое, даже дерганье за хвост. Однако, когда ребенок вырастает и пытается навязать собаке свою волю, отношения таинственным образом меняются. Точно так же сука перестает кормить выросших щенков. Возможно, причина здесь в том, что в теле ребенка и щенка содержится больше калия и магния, чем у взрослых, и поэтому соответствующий запах вызывает у собаки более чуткое и снисходительное отношение к его обладателю.
Одним из самых очевидных проявлений собачьей психики является ревность. Такое чувство может появиться у собаки, некоторое время жившей в бездетной семье, после того как там родится ребенок. Если собака проявляет враждебность к новому члену семьи, необходимо следить за ее поведением и никогда не оставлять наедине с предметом ее недовольства. Собаку не надо отдавать, нужно уделять ей столько же внимания, сколько и раньше, до тех пор, пока она не признает ребенка. Как правило, когда ребенок подрастает и начинает ходить, между ним и собакой возникает полное взаимопонимание.
Необходимо внушить детям, что собака - не игрушка, а живое существо, поэтому не следует мешать ей, когда она ест или спит, навязчиво проявлять свою любовь, давать есть со стола или разрешать лизать себя в лицо. К счастью, собаки очень терпеливы. Однако за пожилыми собаками необходимо следить, поскольку им может не понравиться новый слишком подвижный член семьи.

Защита территории

Многие животные обладают инстинктом собственной территории. Дикие животные обозначают границы своей территории, оставляя на коре дерева царапины и свой специфический запах. Волки для этой цели используют мочу. Собаки переняли этот инстинкт у волков. Во время прогулки собаки стремятся оставить на пути свою пахучую "визитную карточку", часто задирая лапу, как правило, на одних и тех же местах. Таким образом, ваш четвероногий спутник сообщает другим собакам информацию о себе.
Определив границы своей территории, собака будет ее защищать; это может быть участок земли хозяина собаки, но защищаться он будет не менее бесстрашно. Цепная собака никого не допустит на территорию, ограниченную длиной ее цепи. Поэтому, даже если собака живет в конуре, не следует особенно приближаться к ее жилищу, лучше его обойти.
Перед сном собака сделает несколько кругов на одном месте. Это проявление инстинкта, дошедшего от древних диких собак, которые утаптывали листья и траву, чтобы мягче было спать и чтобы пометить свою территорию.

Необходимость игры

Собаки (как щенки, так и взрослые) больше других животных любят играть. Это связано с тем, что они по природе своей хищники. Только хищники, которым не угрожают другие животные, могут позволить себе такую роскошь, как игра. Травоядные и другие не хищные животные должны быть постоянно начеку, они не могут отвлекаться на игры. Поэтому можно увидеть играющего льва, а играющую газель - никогда.
Собакам же игра необходима. Если они не будут играть, это может привести к изменениям в поведении и негативно сказаться на охотничьих способностях и даже на способности к размножению.
В плохую погоду, когда нельзя выйти на улицу, необходимо все равно дать возможность домашнему любимцу поиграть. Однако надо тщательно подбирать игрушки: они должны быть не слишком маленькими, чтобы собака их не проглотила, и не заостренными, чтобы она случайно не поранилась. Лучше всего игрушки из твердой резины, в форме косточки, мяча или палки. Не следует давать собакам детские мячи, поскольку их легко прокусить, и небольшой кусок такого мяча может попасть собаке в желудок, что приведет к расстройствам пищеварения.

Два типа поведения

У собак существует два типа поведения.
Первый - инстинктивный - проявляется, например, в том, что они закапывают кость на случай, если проголодаются.
Второй - на основе опыта, когда собака обходит стороной то место, где ее однажды обдали водой.
Таким образом, инстинкты игры, охоты и агрессии во взаимодействии с окружающим собаку обществом формируют ее поведение.

Родительская забота о щенках

По всей видимости, у кобелей нет инстинкта отцовства. Привыкнув за века к человеческой поддержке, сильная половина собак потеряла чувство семейной ответственности. Что касается сук, то они будут защищать своих щенков, держать их в чистоте, кормить и воспитывать до тех пор, пока те не станут самостоятельными, после чего суки потеряют к ним всякий интерес.
Кобели относятся к щенкам доброжелательно: считаются с ними, не нападают и даже защищают от обидчиков.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top