Отцы и дети сокращение по главам. Краткий пересказ "Отцы и дети" по главам: описание событий, характеристика героев

Отцы и дети сокращение по главам. Краткий пересказ

Краткое содержание по главам романа «Отцы и дети» позволяет быстро узнать, о чем это произведение. Главная тема – сложные взаимоотношения отцов и детей. Что важнее – отстаивать свои интересы или служить ближнему? Эти сложные вопросы поднимает роман . Краткий сюжет в изложении содержания всех глав поможет понять, о чем роман, и пробудит желание читать его целиком, без сокращения.

Глава 1.

20 мая 1859 года помещик Николай Петрович Кирсанов ожидал на постоялом дворе, когда к нему приедет сын.

Когда Николай Петрович был совсем юным, многие говорили о том, что он станет военнослужащим. Но этого не случилось – помешала серьезная травма ноги. Кирсанов получил образование в университете, обзавелся семьей и стал жить в деревне.

Через десять лет после того как появился на свет сын Кирсанова, Аркадий, супруга умерла. С тех пор жизнь его была посвящена воспитанию сына и заботам об имении.

Кирсанов-младший три года учился в Санкт-Петербурге, а теперь возвращается в родной дом. Николай Петрович перед встречей с сыном очень волновался – тот обещал приехать не один.

Глава 2.

По приезду Аркадий представляет отцу своего друга, Евгения Базарова, которого пригласил немного погостить в имении. Николай Петрович слегка робеет перед гостем, но сын говорит, что Евгений человек простой – незачем стесняться и церемониться. После знакомства все отправились в имение. Базаров решает сесть в тарантас, а Аркадий и Николай Петрович добираются до места в коляске.

Глава 3.

По пути в деревню Кирсанов-старший не может скрыть своей радости, ведь наконец увидел сына. Он постоянно стремится обнять молодого человека и спрашивает о новом друге. Аркадий немного стесняется такого поведения отца, поэтому держится немного отстраненно и наблюдает за товарищем – как тот реагирует? Аркадий словно боится, что друг осудит его за описание красоты природы вокруг и за то, что Кирсанов-младший интересуется делами в имении.

Отец сообщает сыну, что дома все по-прежнему. Однако сейчас с ним живет девушка по имени Феня. Кирсанов стесняется рассказывать сыну об этом и говорит, что попросит ее уйти, если тот захочет. Аркадий говорит, что этого не нужно.

По дороге в поместье Кирсанов-младший понимает – вокруг царит запустение, не помешали бы преобразования. Нужно помочь крестьянам, возрождать угодья. Однако он пока не представляет, что можно сделать для пользы поместья.

Николай Петрович говорит, что не сомневается: с приездом сына все изменится к лучшему. С вдохновением он цитирует Пушкина. Но тут в разговор вмешивается Базаров, который хочет закурить и просит друга передать спички, тем самым дает понять, что тема разговора ему не очень интересна, и дальше все едут молча.

Глава 4.

На пороге дома подъехавших никто не встретил. Лишь пожилой слуга Прокофий целует руку Аркадию. Мельком показывается Фенечка. Николай Петрович направляется в гостиную и просит Прокофия принести туда еду.

В дверях появляется мужчина приятной внешности, очень элегантный и ухоженный. Это Павел Петрович – старший брат хозяина поместья. Автор делает акцент на том, как отличаются внешне друг от друга Павел Петрович и Евгений. Последний – грубый и не слишком опрятный.

После знакомства молодые люди идут привести себя в порядок. Оставшись наедине с братом, Павел расспрашивает о госте, при этом отмечая, что внешний вид приезжего не понравился ему.

За обедом разговор между собравшимися не получился, беседовали мало. Особенно немногословен был Евгений. Аркадий пытался показать себя взрослым и независимым. После того как обед закончился, все разошлись. Евгений поделился с другом впечатлениями от знакомства с родственниками: сказал, что Николая Петровича считает славным человеком. Правда, совсем не разбирается в хозяйстве и зря увлекается стихами. А вот Павел, по мнению Базарова, выглядел смешным.

Николай и Павел не спали долго. Первый много размышлял о том, как изменился сын. Рядом с ним находилась Фенечка. Она наблюдала за спящим мальчиком – сыном Николая Кирсанова.

Главы 5-8

Глава 5.

Утром гость проснулся раньше всех и пошел посмотреть имение. По дороге встречает местных мальчишек и вместе с ними отправляется ловить лягушек.

Кирсановы усаживаются на веранде, чтобы выпить чаю. Аркадий идет навестить Фенечку, которая говорит, что нездорова. Он узнает о том, что у него родился брат. Аркадий радуется этой новости и упрекает Николая Петровича в том, что он скрыл от него случившееся. Николая Петрович теряется, не зная, что ответить.

Аркадий рассказывает отцу и дяде о том, что Евгений ушел. Завязывается разговор, и Кирсанов-младший рассказывает о друге. Он говорит, что Базаров - нигилист, то есть ничего не принимает на веру, все старается проверить опытным путем. Появляется Базаров с лягушками, которых относит в кабинет для опытов.

Глава 6.

Собравшиеся пьют чай. Между Павлом и Базаровым завязывается жаркий спор. Причем оба не скрывают своего негативного отношения друг к другу. Николай Петрович пытается сгладить обстановку и говорит Евгению, что ему нужна помощь в выборе удобрений. Тот не против помочь.

Важно! Аркадий хочет, чтобы товарищ перестал смеяться над дядей, и решает рассказать ему о прошлом родственника.

Глава 7.

Павел Петрович Кирсанов раньше был военным, любимцем женщин, и все мужчины завидовали ему. В двадцать восемь лет, на пике карьеры, полюбил княгиню.

Женщина ответить взаимностью она не могла, поскольку была несвободна: у княгини был пожилой супруг.

Павел очень страдал из-за этой неразделенной любви, ушел со службы и четыре года скитался за своей любимой повсюду.

Позже Павел все же вернулся на родину. Здесь он захотел вернуться к прежней жизни. Однако, узнав о смерти любимой, переехал жить в деревню к овдовевшему брату.

Глава 8.

Павлу Петровичу становится скучно. Он заходит к Фенечке посмотреть на своего племянника Митю.

В главе также рассказывается история знакомства Николая и Фенечки. Три года назад мужчина встретил девушку в трактире. Та вместе с матерью находилась в плачевном положении. Кирсанов пожалел их и позвал жить в поместье, а затем полюбил Фенечку. Мать умерла, и Николай фактически стал ее мужем.

Главы 9-13

Глава 9.

Базаров тоже знакомится с Фенечкой и ребенком, при этом говорит, что Фенечка может обращаться к нему при необходимости к врачу. После он слышит, как Николай играет на виолончели, и смеется над этим. Аркадию это не нравится.

Глава 10.

Прошло две недели с тех пор, как Базаров появился у Кирсановых. Полюбили молодого врача далеко не все. Слугам простой в общении разночинец понравился, Павел Петрович относился к нигилисту с презрением, а Николай Петрович переживал за то, хорошо ли тот влияет на сына. Дело в том, что отец услышал беседу Базарова с Аркадием, и Николаю Петровичу не понравилось, что друг сына назвал его отставным человеком. Этим Николай Петрович поделился с братом. Тот решил ответить.

Вечером за чаем Базаров нелицеприятно выразился об одном из помещиков. Павел Петрович возразил ему, сказав, что тот помещик тоже приносит пользу обществу. А Базаров сказал, что в жизни помещика нет никакого смысла, он живет так же пусто, как и другие люди его положения. Кирсанов ответил, что этот такие люди, как нигилисты, усугубляют положение страны.

Базаров назвал спор бессмысленным и ушел вместе с Аркадием. А Николай вспомнил о том, что однажды в молодости так же повздорил с матерью. Юноше не нравилось, что мать не понимает его взглядов на жизнь. Теперь же он не может найти общего языка со своим сыном.

Глава 11.

Перед сном каждый в поместье думал о своем. Николай в беседке вспоминал о рано умершей жене и о собственной судьбе. Павел, смотря в звездное небо, также о чем-то размышлял. Евгений говорит Аркадию, что нужно поехать в город, повидать старого приятеля.

Глава 12.

Евгений и Аркадий едут в город, где общаются с другом семьи Базаровых Матвеем Ильиным и отправляются к губернатору. Кроме того, Базарова и Кирсанова приглашают на бал к Евдокии Кукшиной. Друзья решают посетить это мероприятие.

Глава 13.

Молодые люди нанесли визит Кукшиной, где оба чувствовали себя неуютно. Хозяйка выглядела неопрятно и говорила без умолку на неинтересные темы, постоянно задавала риторические вопросы. Но во время этого разговора Базаров впервые слышит имя Анны Сергеевны Одинцовой. Эта женщина сыграла в его судьбе ключевую роль.

Главы 14-18

Глава 14.

Когда друзья приезжают на бал, они встречают там Анну Одинцову. Анна производит на молодых людей очень приятное впечатление, задает много вопросов Аркадию. Говорят и о Базарове в том числе. Анна заинтересована и приглашает их в гости.

Базарову Анна Одинцова очень понравилась. Молодой человек считает ее не похожей на других девушек и с радостью соглашается приехать в гости.

Глава 15.

Евгений и Аркадий добираются до дома Анны. Этот визит производит сильное впечатление на Базарова. Неожиданно всегда спокойный и уверенный в себе нигилист конфузится.

Анна Сергеевна рассказывает о своей непростой судьбе. Отец женщины проиграл крупную сумму и вскоре умер. Его дочерям осталось лишь полностью разорившееся имение. Анне пришлось самой заботиться о себе, вести хозяйство. Девушка вышла замуж и прожила с мужем шесть лет, а после осталась вдовой. Анна рассказала, что в основном проводит время в своем имении и не любит сборищ людей.

Глава 16.

В имении Анны, Никольском, друзья знакомятся с сестрой Анны. Девушку зовут Катя. Та мила, застенчива, умеет играть на фортепиано. Анна много времени проводит с Базаровым. Вместе они гуляют, беседуют. Аркадию Анна тоже понравилась, он даже немного ревнует.

Глава 17.

Нигилист Базаров влюбился, и это чувство изменило его. Он злится на себя и считает свои чувства белибердой. Однако ничего не может с собой поделать - постоянно представляет, как обнимает Анну. Чувства Базарова и его симпатии были взаимными, но оба не хотят признать это.

В городе Евгений встречает управляющего имения своих родителей. Тот сообщает, что родители волнуются за сына.

Глава 18.

Базаров и Анна разговаривают о жизни, и Евгений признается в своих чувствах. Анна говорит, что не желает расставаться со свободной жизнью, поэтому не готова ответить взаимностью. Базаров решает, что лучше уехать.

Главы 19–24

Евгений с другом едут к родителям Базарова. Одинцова говорит, что рада будет встретиться вновь. Аркадий отмечает, что друг очень изменился.

Родители Базарова радуются приезду сына, однако, зная его непростой характер, стараются не показывать своих эмоций. Тем не менее видно, что дома очень любят Евгения.

В доме родителей Базарову становится скучно, и вскоре он решает уехать. После его отъезда родители сильно переживают.

Аркадий и Евгений вновь заезжают к Анне, но та не рада гостям. А вот в имении Кирсановых все обрадовались приезду молодых людей. Евгений продолжает жить прежней жизнью, а Кирсанов-младший находит предлог поехать к Одинцовым, где находит теплый прием.

Базаров остается в имении. Со всеми, кроме Фенечки, отношения напряженные. Во время разговора Базаров целует Фенечку, и это видит Николай. Евгений чувствует себя неловко.

Главы 24–26


Павел Петрович приходит в бешенство от поступка Базарова и вызывает того на дуэль.
В результате Евгений ранит Кирсанова в ногу. Домашним мужчины говорят, что поссорились из-за политики.

В результате Базаров возвращается к родителям, но заезжает в Никольское, где встречает друга. Аркадий не скрывает, что влюблен в Катю. Однако в открытую молодые люди не признаются в чувствах друг другу.

Базаров объясняется с Одинцовой, говорит, что хотел бы остаться друзьями. Аркадий делает Кате предложение, и девушка соглашается.

Базаров завидует другу и уезжает в имение.

Главы 27–28

Базаров помогает отцу лечить больных и неожиданно заражается тифом. Перед смертью он зовет Анну Одинцову. Та приезжает. Евгений признается ей в любви и уходит из жизни.

Спустя полгода Аркадий женится на Кате, а Николай – на Фене. Павел уезжает за рубеж. Одинцова выходит замуж за нелюбимого.

На могилу к Базарову приходят только родители, которые ни на один день не забывают сына и продолжают любить.

Важно! Роман «Отцы и дети» в кратком содержании дает читателю представление об основных событиях. Но для того чтобы насладиться этим гениальным произведением, следует читать полный авторский вариант.

Полезное видео

Вывод

Если говорить кратко, центральной фигурой является Евгений Базаров. Вначале автор показывает нам его как циничного нигилиста, который все подвергает сомнению. Позже это совсем другой человек, который готов расстаться с собственной жизнью ради любви.

Базаров оказался непонятым миром, в котором жил, поэтому уходит, а любящие родители страдают. Приведенное выше максимально подробное краткое содержание позволяет понять, о чем роман, и чем закончился путь человека нового типа, каким был Евгений Базаров.

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребенка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждет Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причем её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту… которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную - «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошен. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведет их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своем «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть…»

Аркадию кажется, что он влюблен в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у нее.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие […] лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалеку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «…Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё […] вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них - чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстается с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич…» Аркадий огорчен, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет… Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, « что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то темном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, соро-ка-трех-летний, но уже немо-лодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на посто-ялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил универ-ситет.

Николай Петрович был сыном гене-рала, но пред-на-зна-ченная ему военная карьера не состо-я-лась (он в моло-дости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнат-ного чинов-ника и был счастлив в браке. К его глубо-кому горю, супруга в 1847 г. скон-ча-лась. Все свои силы и время он посвятил воспи-танию сына, даже в Петер-бурге жил вместе с ним и старался сбли-зиться с това-ри-щами сына, студен-тами. Последнее время он усиленно занялся преоб-ра-зо-ва-нием своего имения.

Насту-пает счаст-ливый миг свидания. Однако Аркадий появ-ля-ется не один: с ним высокий, некра-сивый и само-уве-ренный молодой человек, начи-на-ющий доктор, согла-сив-шийся пого-стить у Кирса-новых. Зовут его, как он сам себя атте-стует, Евгений Васи-льевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петро-вича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребенка. Аркадий снис-хо-ди-тельным тоном (это слегка коробит отца) стара-ется сгла-дить возникшую нелов-кость.

Дома их ждет Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начи-нают ощущать взаимную анти-патию. Зато дворовые маль-чишки и слуги гостю охотно подчи-ня-ются, хотя он вовсе и не думает искать их распо-ло-жения.

Уже на следу-ющий день между База-ровым и Павлом Петро-вичем проис-ходит словесная стычка, причем её иници-а-тором явля-ется Кирсанов-старший. Базаров не хочет поле-ми-зи-ро-вать, но все же выска-зы-ва-ется по главным пунктам своих убеж-дений. Люди, по его пред-став-ле-ниям, стре-мятся к той или иной цели, потому что испы-ты-вают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искус-ства, а в науке важнее всего прак-ти-че-ский результат. Он даже гордится отсут-ствием у него «худо-же-ствен-ного смысла» и пола-гает, что изучать психо-логию отдель-ного инди-ви-дуума незачем: «Доста-точно одного чело-ве-че-ского экзем-пляра, чтобы судить обо всех других». Для База-рова не суще-ствует ни одного «поста-нов-ления в совре-менном нашем быту... которое бы не вызвало полного и беспо-щад-ного отри-цания». О собственных способ-но-стях он высо-кого мнения, но своему поко-лению отводит роль не сози-да-тельную — «сперва надо место расчи-стить».

Павлу Петро-вичу «ниги-лизм», испо-ве-ду-емый База-ровым и подра-жа-ющим ему Арка-дием, пред-став-ля-ется дерзким и необос-но-ванным учением, которое суще-ствует «в пустоте».

Аркадий стара-ется как-то сгла-дить возникшее напря-жение и расска-зы-вает другу историю жизни Павла Петро-вича. Он был блестящим и много-обе-ща-ющим офицером, любимцем женщин, пока не встретил свет-скую львицу княгиню Р*. Страсть эта совер-шенно изме-нила суще-ство-вание Павла Петро-вича, и, когда роман их закон-чился, он был полно-стью опустошен. От прошлого он сохра-няет лишь изыс-кан-ность костюма и манер да пред-по-чтение всего англий-ского.

Взгляды и пове-дение База-рова настолько раздра-жают Павла Петро-вича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снис-хо-ди-тельно разби-вает все «силло-гизмы» против-ника, направ-ленные на защиту традиций. Николай Петрович стре-мится смяг-чить спор, но и он не может во всем согла-ситься с ради-каль-ными выска-зы-ва-ниями База-рова, хотя и убеж-дает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправ-ля-ются в губерн-ский город, где встре-ча-ются с «учеником» База-рова, отпрыском откуп-щика, Ситни-ковым. Ситников ведет их в гости к «эман-си-пи-ро-ванной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принад-лежат к тому разряду «прогрес-си-стов», которые отвер-гают любые авто-ри-теты, гоняясь за модой на «свобо-до-мыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своем «ниги-лизме» остав-ляют далеко за собой и Аркадия, и База-рова. Последний Ситни-кова откро-венно прези-рает, а у Кукшиной «зани-ма-ется больше шампан-ским».

Аркадий знакомит друга с Один-цовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заин-те-ре-со-вы-ва-ется. Интерес этот отнюдь не плато-ни-че-ский. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть...»

Аркадию кажется, что он влюблен в Один-цову, но это чувство напускное, тогда как между База-ровым и Один-цовой возни-кает взаимное тяго-тение, и она пригла-шает молодых людей пого-стить у нее.

В доме Анны Серге-евны гости знако-мятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздра-жаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обще-стве Кати.

Чувство, внушенное База-рову Анной Серге-евной, ново для него; он, так прези-равший всякие прояв-ления «роман-тизма», вдруг обна-ру-жи-вает «роман-тика в самом себе». Базаров объяс-ня-ется с Один-цовой, и хотя та не тотчас же осво-бо-ди-лась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокой-ствие <...> лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уезд-ному лекарю, живу-щему непо-да-леку, и Один-цова не удер-жи-вает гостя. В дороге Базаров подводит итог проис-шед-шему и говорит: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позво-лить женщине завла-деть хотя бы кончиком пальца. Это всё <...> вздор».

Отец и мать База-рова не могут нады-шаться на своего нена-гляд-ного «Енюшу», а он скучает в их обще-стве. Уже через пару дней он поки-дает роди-тель-ский кров, возвра-щаясь в имение Кирса-новых.

От жары и скуки Базаров обра-щает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свиде-телем поцелуя стано-вится Павел Петрович, кото-рого до глубины души возму-щает поступок «этого воло-са-того». Он особенно него-дует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нрав-ственным убеж-де-ниям, Павел Петрович вызы-вает База-рова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что посту-па-ется прин-ци-пами, Базаров согла-ша-ется стре-ляться с Кирса-новым-старшим («С теоре-ти-че-ской точки зрения дуэль — неле-пость; ну, а с прак-ти-че-ской точки зрения — это дело другое»).

Базаров слегка ранит против-ника и сам подает ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшу-чи-вает над собой, но при этом и ему и База-рову неловко. Николай Петрович, от кото-рого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благо-родным образом, находя оправ-дание для действий обоих против-ников.

Послед-ствием дуэли стано-вится и то, что Павел Петрович, ранее реши-тельно возра-жавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам угова-ри-вает Николая Петро-вича совер-шить этот шаг.

И у Аркадия с Катей уста-нав-ли-ва-ется гармо-ничное взаи-мо-по-ни-мание. Девушка прони-ца-тельно заме-чает, что Базаров для них — чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окон-ча-тельно поте-рявший надежду на взаим-ность Один-цовой Базаров пере-ла-мы-вает себя и расста-ется с ней и Арка-дием. На прощание он говорит бывшему това-рищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либе-ральный барич...» Аркадий огорчен, но довольно скоро утеша-ется обще-ством Кати, объяс-ня-ется ей в любви и уверя-ется, что тоже любим.

Базаров же возвра-ща-ется в роди-тель-ские пенаты и стара-ется забыться в работе, но через несколько дней «лихо-радка работы с него соско-чила и заме-ни-лась тоск-ливою скукой и глухим беспо-кой-ством». Пробует он заго-ва-ри-вать с мужи-ками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обна-ру-жи-вает. Правда, и мужики видят в База-рове что-то «вроде шута горо-хо-вого».

Прак-ти-куясь на трупе тифоз-ного боль-ного, Базаров ранит себе палец и полу-чает зара-жение крови. Через несколько дней он уведом-ляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Один-цову прие-хать и попро-щаться с ним. Он напо-ми-нает ей о своей любви и призна-ется, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Когда База-рова по насто-янию роди-телей прича-щают, «что-то похожее на содро-гание ужаса мгно-венно отра-зи-лось на померт-вевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой дере-вен-ской церкви венча-ются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом доволь-стве ощуща-лось и искус-ственное, «точно все согла-си-лись разыг-рать какую-то просто-душную комедию».

Со временем Аркадий стано-вится отцом и рьяным хозя-ином, и в резуль-тате его усилий имение начи-нает прино-сить значи-тельный доход. Николай Петрович прини-мает на себя обязан-ности миро-вого посред-ника и усердно трудится на обще-ственном поприще. Павел Петрович прожи-вает в Дрез-дене и, хотя по-преж-нему выглядит джентль-меном, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдель-берге и якша-ется со студен-тами, изучает архи-тек-туру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помы-ка-ющей, и, как он уверяет, продол-жает «дело» База-рова, подви-заясь в роли публи-циста в каком-то темном журналь-чике.

На могилу База-рова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвре-менно усоп-шего сына. Цветы на могильном холмике напо-ми-нают не об одном спокой-ствии «равно-душной» природы; они говорят также о вечном прими-рении и о жизни беско-нечной...

Перед вами краткое содержание завершающих глав романа Тургенева «Отцы и дети», а именно глав 21 – 28.

На сайте вы также найдете:

Кликните по нужной главе, чтобы перейти к ее содержанию.

Отцы и дети. Глава 21. Краткое содержание.

На следующее утро Аркадий видит, как отец Базарова сажает репу. Отец расспрашивает Аркадия о Евгении. Тот честно отвечает, что Евгений Базаров - один из самых замечательных людей своего времени. Отец очень рад слышать такие слова.

Днем, во время отдыха, Базаров беседует с Кирсановым. Речь заходит о жизни, о ненависти. Базаров говорит Аркадию: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть! » Аркадий хочет узнать, насколько высокого мнения о себе Базаров. Тот отвечает: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной … тогда я изменю мнение о самом себ е». Базаров напоминает Кирсанову, как тот однажды, проходя мимо дома старосты Филиппа, сказал:

«Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение, и всякий из нас должен этому способствовать…»

А Базаров «возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого… должен из кожи лезть и который даже спасибо не скажет ». «Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет », - говорит Евгений.

Базаров считает, что все люди действуют в силу ощущения. Он говорит:

«Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен - и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? - тоже в силу ощущения. Глубже этого люди никогда не проникнут».

Базаров, весьма циничный человек, просит Аркадия не говорить красиво; считает, что не нужно идти по стопам Павла Петровича, которого называет идиотом. Аркадия возмущает такая характеристика. Вскоре приходит Василий Иванович, отец Евгения. Он сообщает, что за обедом будет присутствовать священник.

Базарову скучно, он собирается уезжать. Родители очень огорчены.

Отцы и дети. Глава 22. Краткое содержание.

По пути приятели снова заехали к Одинцовой. Однако она их приняла весьма холодно. Через несколько часов молодые люди уехали. На прощание Одинцова заверила, что снова ждет их в гости.

Приятели отправились в имение Кирсановых. Там их с радостью встретили. Дела в хозяйстве у Николая Петровича идут не лучшим образом. Аркадий собирается делать вид, что готов помочь отцу. Базаров снова проводит опыты над лягушками.

Аркадий от своего отца узнал, что покойная мать Анны Сергеевны Одинцовой писала матери Аркадия. Аркадий попросил отца отдать ему эти письма. Они нужны ему как повод для новой поездки в имение Одинцовых. Аркадий отправился один, в саду увидел Катю. Девушка был ему очень рада.

Отцы и дети. Глава 23. Краткое содержание

Тем временем Николай Петрович достаточно часто общается с Базаровым. Его интересуют опыты, который проводит молодой естествоиспытатель. Базаров часто беседует с Фенечкой. Однажды он спрашивает, согласна ли она заплатить за то, что он вылечил ребенка. Базаров говорит, что ему нужны не деньги, а одна из роз, которые Фенечка собирала для утреннего букета. Фенечка дала Базарову розу. Евгений поцеловал молодую женщину в губы. В этот момент рядом оказался Павел Петрович.

Отцы и дети. Глава 24. Краткое содержание.

Через два часа Павел Петрович спросил у Базарова его мнение о дуэли, вызвал его. Своим секундантом Базаров предложил выбрать Петра, камердинера Николая Петровича. Базаров размышлял о настоящей причине дуэли пришел к выводу, что Павел Петрович сам любит Фенечку.

На следующее утро была назначена дуэль. Первым стрелял Павел Петрович. Затем стрелял Базаров, он ранил противника в ногу. Николаю Петровичу сказали, что причиной дуэли был спор о политике. У раненого Павла Петровича поднялась температура. Когда его навещал брат, Павел Петрович сказал: «А не правда ли, Николай, в Фенечке есть что-то общее с Нелли?» (Нелли и была та самая княгиня Р, которую любил Павел Петрович в молодости).

Базаров ухаживал за Павлом Петровичем как врач. Через некоторое время приехал доктор, Базаров собрался уезжать. Павел Петрович прощается с ним с достоинством, пожимает руку. Он также просит Фенечку зайти к нему и посидеть с ним. Павел Петрович спрашивает, любит ли Фенечка его брата.

Затем он страстно просит ее всегда любить Николая Петровича, не изменять ему. Павел Петрович знает, что очень тяжело любить и не быть любимым. В этот момент приходит Николай Петрович, а Фенечка убегает.

Павел Петрович просит своего брата обещать ему жениться на Фенечке. А сам он после свадьбы хочет уехать за границу и оставаться там до смерти.

Отцы и дети. Глава 25. Краткое содержание.

Аркадий тем временем общается с Катей. Она заметила, что влияние Евгения на Аркадия ослабевает. Катя считает, что это очень хорошо. Ей не нравится Базаров, она считает, что он всем чужой.

Аркадий понимает, что привязался к девушке. Он говорит ей, насколько она дорога ему. В имение к Одинцовой приехал Евгений. Он думал, что Аркадия интересует Анна Сергеевна.

Отцы и дети. Глава 26. Краткое содержание.

Аркадий делает предложение Кате. Когда об этом узнает Базаров, то хвалит его. Он хорошо относится к Кате:

«Иная барышня только из-за того и слывет умной, что умно вздыхает; а твоя за себя постоит, да так постоит, что и тебя в руки заберет».

Отцы и дети. Глава 27. Краткое содержание.

Базаров отправился к родителям. Те рады, так как думали, что сын не вернется. Отец Базарова старается не мешать сыну. Но тот, несмотря на все усилия родителей, очень скучает. Базаров находит себе занятие - помогает отцу лечить крестьян. Однажды он просит у своего отца «адский камень», чтобы прижечь ранку. В этот день Базаров вскрывал труп и поранил палец. Базаров знает, что, если в организм попал трупный яд, ему никто и ничто не поможет.

Через некоторое время Базарову стало очень плохо. Он просит сообщить Анне Сергеевне о том, что умирает.

Одинцова приехала с доктором-немцем. Тот сказал, что надежды на выздоровление нет. Базаров говорит Одинцовой, что любил ее, просит поцеловать его на прощание. Анна Сергеевна целует в лоб, дает воды. При этом она не снимает перчаток. Базаров умер.

Отцы и дети. Глава 28. Краткое содержание.

Через полгода в Марьине состоялось две свадьбы. Аркадий женился на Кате, а его отец - на Фенечке.

Павел Петрович собрался сначала в Москву, потом за границу. Через некоторое время Одинцова тоже вышла замуж - «не по любви, но по убеждению » - за умного человека.

Николай Петрович стал мировым посредником; Аркадий оказался хорошим хозяином, его поместье стало приносить доход. Вскоре у них с Катей родился сын.

Павел Петрович обосновался в Дрездене. Кукшина также уехала за границу, в Гейдельберг, там она стала изучать архитектуру. Ситников считает, что продолжает дело Базарова.

Родители Базарова часто приходят на могилу сына, которая находится на небольшом сельском кладбище. Они подолгу плачут и молятся. Они живут только воспоминаниями о Евгении.

«Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»

Год написания:

1862

Время прочтения:

Описание произведения:

Роман Отцы и дети русский писатель Иван Тургенев написал в 1862 году. Роман сыграл важную роль в своей эпохе. Например, Евгений Базаров - главный герой романа - стал примером для подражания молодежи 60-х годов XIX века.

Читатель видит на страницах романа Отцы и дети, как Тургенев раскрывает проблемы хозяйственных неурядиц, обнищания народа, разложения сложившихся традиций и связей крестьян с землей.

Представляем вам краткое содержание романа Отцы и дети.

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, сорокатрехлетний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался «хроменьким»). Николай Петрович рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. К его глубокому горю, супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы и время он посвятил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старался сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время он усиленно занялся преобразованием своего имения.

Наступает счастливый миг свидания. Однако Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор, согласившийся погостить у Кирсановых. Зовут его, как он сам себя аттестует, Евгений Васильевич Базаров.

Разговор отца с сыном на первых порах не клеится. Николая Петровича смущает Фенечка, девушка, которую он содержит при себе и от которой уже имеет ребёнка. Аркадий снисходительным тоном (это слегка коробит отца) старается сгладить возникшую неловкость.

Дома их ждёт Павел Петрович, старший брат отца. Павел Петрович и Базаров сразу же начинают ощущать взаимную антипатию. Зато дворовые мальчишки и слуги гостю охотно подчиняются, хотя он вовсе и не думает искать их расположения.

Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, причём её инициатором является Кирсанов-старший. Базаров не хочет полемизировать, но все же высказывается по главным пунктам своих убеждений. Люди, по его представлениям, стремятся к той или иной цели, потому что испытывают различные «ощущения» и хотят добиться «пользы». Базаров уверен, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего практический результат. Он даже гордится отсутствием у него «художественного смысла» и полагает, что изучать психологию отдельного индивидуума незачем: «Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других». Для Базарова не существует ни одного «постановления в современном нашем быту... которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания». О собственных способностях он высокого мнения, но своему поколению отводит роль не созидательную - «сперва надо место расчистить».

Павлу Петровичу «нигилизм», исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует «в пустоте».

Аркадий старается как-то сгладить возникшее напряжение и рассказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был блестящим и многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Страсть эта совершенно изменила существование Павла Петровича, и, когда роман их закончился, он был полностью опустошён. От прошлого он сохраняет лишь изысканность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Петровича, что он вновь атакует гостя, но тот довольно легко и даже снисходительно разбивает все «силлогизмы» противника, направленные на защиту традиций. Николай Петрович стремится смягчить спор, но и он не может во всем согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже отстали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с «учеником» Базарова, отпрыском откупщика, Ситниковым. Ситников ведёт их в гости к «эмансипированной» даме, Кукшиной. Ситников и Кукшина принадлежат к тому разряду «прогрессистов», которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на «свободомыслие». Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своём «нигилизме» оставляют далеко за собой и Аркадия, и Базарова. Последний Ситникова откровенно презирает, а у Кукшиной «занимается больше шампанским».

Аркадий знакомит друга с Одинцовой, молодой, красивой и богатой вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается. Интерес этот отнюдь не платонический. Базаров цинично говорит Аркадию: «Пожива есть...»

Аркадию кажется, что он влюблён в Одинцову, но это чувство напускное, тогда как между Базаровым и Одинцовой возникает взаимное тяготение, и она приглашает молодых людей погостить у неё.

В доме Анны Сергеевны гости знакомятся с её младшей сестрой Катей, которая держится скованно. И Базаров чувствует себя не в своей тарелке, он на новом месте начал раздражаться и «глядел сердито». Аркадию тоже не по себе, и он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушённое Базарову Анной Сергеевной, ново для него; он, так презиравший всякие проявления «романтизма», вдруг обнаруживает «романтика в самом себе». Базаров объясняется с Одинцовой, и хотя та не тотчас же освободилась от его объятий, однако, подумав, она приходит к выводу, что «спокойствие <…> лучше всего на свете».

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалёку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров подводит итог происшедшему и говорит: «...Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. Это всё <…> вздор».

Отец и мать Базарова не могут надышаться на своего ненаглядного «Енюшу», а он скучает в их обществе. Уже через пару дней он покидает родительский кров, возвращаясь в имение Кирсановых.

От жары и скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, застав её одну, крепко целует молодую женщину. Случайным свидетелем поцелуя становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает поступок «этого волосатого». Он особенно негодует ещё и потому, что ему кажется: в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим («С теоретической точки зрения дуэль - нелепость; ну, а с практической точки зрения - это дело другое»).

Базаров слегка ранит противника и сам подаёт ему первую помощь. Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему и Базарову неловко. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведёт себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

Последствием дуэли становится и то, что Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

И у Аркадия с Катей устанавливается гармоничное взаимопонимание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них - чужой, потому что «он хищный, а мы с вами ручные».

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Базаров переламывает себя и расстаётся с ней и Аркадием. На прощание он говорит бывшему товарищу: «Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич...» Аркадий огорчён, но довольно скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров же возвращается в родительские пенаты и старается забыться в работе, но через несколько дней «лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством». Пробует он заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупости, в их головах не обнаруживает. Правда, и мужики видят в Базарове что-то «вроде шута горохового».

Практикуясь на трупе тифозного больного, Базаров ранит себе палец и получает заражение крови. Через несколько дней он уведомляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Перед смертью Базаров просит Одинцову приехать и попрощаться с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы, как и любовь, пошли прахом. «А теперь вся задача гиганта - как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану». С горечью говорит он, что не нужен России. «Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник...»

Когда Базарова по настоянию родителей причащают, «что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице».

Проходит шесть месяцев. В небольшой деревенской церкви венчаются две пары: Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Все были довольны, но что-то в этом довольстве ощущалось и искусственное, «точно все согласились разыграть какую-то простодушную комедию».

Со временем Аркадий становится отцом и рьяным хозяином, и в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника и усердно трудится на общественном поприще. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, «жить ему тяжело».

Кукшина обитает в Гейдельберге и якшается со студентами, изучает архитектуру, в которой, по её словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает «дело» Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то тёмном журнальчике.

На могилу Базарова часто приходят дряхлые старички и горько плачут и молятся за упокой души безвременно усопшего сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...

Вы прочитали краткое содержание романа Отцы и дети. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top