Первый медик в мире. История медицины: возникновение и развитие

Первый медик в мире. История медицины: возникновение и развитие

История медицины - это наука о ее возникновении, развитии и современном состоянии. Она состоит из 2 разделов: общей и час­тной.

Общая история медицины изучает узловые вопросы развития ме­дицины в целом, ее характерные особенности и отличительные черты, важнейшие открытия и достижения знаменитых ученых.

Частная - изучает возникновение и развитие ее отдельных дис­циплин С терапии, хирургии, педиатрии и т. п.) и деятельность выдающихся ученых-врачей в этих областях знаний.

Цели изучения истории медицины:

Поставить прошлое на службу настоящему:

Расширить знания врачей и студентов в области медицины:

Видеть перспективу развития медицины.

Задачи изучения истории медицины:

1. Достоверное освещение истории медицины:

2. Изучение истории отечественной медицины:

3. Воспитание у медицинских работников высоких моральных ка­честв

Метод и принципы изучения истории медицины

История медицины как науки пользуется историко-медицинским методом исследования. Принципы изучения подразделяются на общие и частные.

Общие принципы:

Принцип историзма:

Принцип сочетания национального и интернационального:

Принцип общего и частного.

Частные принципы :

Принцип поиска и оценки главного и вто­ростепенного:

Принцип преемственности идея и открытий:

Принцип достоверности:

Одномоментность действия принципов.

Периодизация истории медицины.

В истории развития медицины как науки различают:

Историю медицины первобытного общества:

Историю медицины Древнего мира:

Историю медицины эпохи средневековья;

Историю медицины нового времени:

Историю медицины новейшего времени.

В2 Источники изучения медицины первобытного общества. Форми­рующаяся медицина. Обряды и заговоры как форма организации меди­цинской деятельности

Источники изучения медицины первобытного общества

1. Археологические находки (орудия труда, предметы бытового обихода, остатки жилищ, поселений, погребений, предметы изобрази­тельного искусства, монеты, медали и т.д.).

2. Памятники устного народного творчества (мифы, былины, сказания, песни, поговорки, пословицы, предания и т. д.)

3. Этнографические данные (обряды, заговоры, заклинания).

4. Древнейшие документы письменности.

Формирующаяся медицина

По мере развития общества, его производственной сферы, происходит трансформация инстинктивных действий по само- и взаимопомощи в осознанную медико-гигиеническую деятельность.

С тех пор, как объектом помощи стал иной человек, когда по­мощь при болезнях и травмах превратилась в средство сохранения жизни, здоровья и трудоспособности других членов коллектива, мож­но говорить о Формирующейся медицине, о зарождении медико-гигие­нической деятельности как формы общественной практики.

Обряды и заговоры как Форма организации, медицинской деятельности

Внутри каждого человеческого рода возникал определенный круг лиц, которые занимались врачеванием через обращение к духам (за­говоры, обряды).

Заговор - словесная формула, имеющая якобы магическую силу. Врачеватели как посредники между вселившимися духами и больным человеком обладали умением заговаривать, отпугивать, прогонять духов.

Обряд - совокупность условных, традиционных действий, лишен­ных непосредственно практической целесообразности, но служащих символом определенных социальных отношений. Обрядовые действия могут быть магическими С включают словесную магию, заговоры) и иг­ровыми С символически-демонстративные).

B 3 Тотемистические, фетишистские, анимистические, онтологи­ческие представления о причинах болезни.

В первобытном обществе сложились представления о родстве групп людей (обычно рода) с определенным животным или растением, которое его защищает (тотемистические взгляды), либо о культе неодушевленных предметов или явлений природы, наделяемых сверхъестественными свойствами (амулеты, талисманы и т. д.) - Фетишис­тские взгляды, либо вера в душу и духов (анимистические взгляды). По мнению первобытных людей болезни, происходят оттого, что в те­ло человека проникли маленькие животные (рак, грудная жаба и др.) - онтологические взгляды.

В4 Возникновение народной медицины на территории Беларуси. Основные черты медицины первобытного общества.

Богатый опыт белорусского народа в области медицины отражал­ся в обычаях, устном народном творчестве, распорядке жизни, прие­мах обработки пищи, особенностях захоронения трупов, строения жи­лищ, защиты от болезней и т. д. Часто это совпадало с понятием "греха". Так на территории Беларуси считалось грехом употреб­лять в пищу мясо павших животных, пить грязную воду, загрязнять чистую и многое другое. Имелась специфика и свои национальные особенности при постройке жилья, его оборудовании и оснащении. Особый характер и покрой одежды и обуви белорусов продиктовывался климатом и национальной культурой. Так для изготовления одеж­ды чаще всего использовали лен и коноплю, реже шерсть: для обуви - кожу диких и домашних животных, для головных уборов - мех. Из липового лыка плели лапти и т. д.

Эпидемические и другие заболевания требовали мер борьбы с ними, как то окуривание можжевельником помещений, захоронение трупов вдали от жилья в ямах, обработанных известковым раствором, в дубовых гробах, сжигание трупов, умерших от заразных болезней, и их одежды и т.п.

Основные черты медицины первобытного общества

1. Несмотря на то, что развивались фетишистские, тотемисти­ческие, анимистические, онтологические представления о болезнях, и первобытные люди при лечении болезней прежде всего прибегали к заговорам и обрядам, все же рациональные начала (лечение травами, использование холода, солнечного тепла, впоследствии - огня и т.д.) в обществе не только имели место, но и укрепляли свои пози­ции.

2. В первобытном обществе совершился переход от инстинктив­ной (предмедицина) само- и взаимопомощи к сознательной взаимопо­мощи и к формирующейся медицине.

В5 Общая характеристика источников изучения медицины Древне­го мира.

Литературные

В Древнем Египте:

1. Папирус из Кахуна (1850 г. до н.э.) посвящен женским бо­лезням.

2. В папирусах из Рамессумы (1850 г. до н. э.) описываются рациональные и магические приемы врачевания.

3. Папирус Смита (1550 г. до н.э.) содержит рациональные приемы и методы лечения, рассматривает 48 видов травм, дает ре­комендации по их лечению и прогноз в выздоровлении.

4. Папирус Эберса (1550 г.до н.э.) посвящен вопросам час­тной патологии, в нем описывается 250 заболеваний, 877 способов лечения, 900 рецептов лекарств.

5. Папирус Бругша (1400 г. до н. э.) представляет собой трак­тат по детским болезням.

6. В Берлинском папирусе описываются болезни сосудов и рев­матизм.

7. Папирус Хёрста (Верхний Египет)-описаны рецепты эмпири­ческого врачевания.

8. Лондонский папирус (из 61 рецепта 25 относятся к врачева­нию).

9. В Лейденском папирусе приводятся рецепты из предшествующих папирусов.

В Месопотамии

1. Глиняные клинописные таблицы.

2. Законы Хаммурапи - клинопись на базальтовом каменном столбе (XVIII в. до н.э.).

Древнем Иране:

"Канон" Авесты - сборник гимнов и религиозных твистов: 20-я книга "Вендидат" содержит данные о медицине

В Древней Индии:

1."Аюрведы" ("Книга Жизни") - сборник гимнов.

2. Предписания Ману (1000 - 500 лет до н.э.) содержат све­дения о гигиене.

3. Этические произведения (поэма Махабхарата и др.).

4. Медицинские сборники ("Чарака-самхита", I - II вв. н.э.: "Сушрута-самхита", IV в. до н.э. и др.).

5. Записи участников походов А.Македонского (IV в. до н.э.).

В Древнем Китае:

1. Сборник песен, гимнов, стихов ("Ши цзи": I в. до н.э.), Чжоуские ритуалы (XI - VII вв. до н.э.). этические произведения (автор Сыма Цянь).

2. "Книга о внутреннем" ("Ней цзин": III в. до н.э.), сос­тоящая из 2 частей - "Простые вопросы" и "Чудесные точки" (пред­полагаемый автор Хуанди).

4. Трактат "0 корнях и травах" (Шэнъ-Нун; XI в. до н.э.).

5. Записи Цан Гуна (267 - 215 гг. до н.э.): первые "истории болезни", где указывались даты осмотра, состояние больного, наз­начения и результаты лечения.

6. Трактат по инфекционным болезням: содержит 400 способов лечения и более 100 советов по профилактике инфекционных заболе­вания: впервые описана методика искусственного дыхания (Чжан-Чжун-Цзин: I - II вв. 3.

В Древней Греции и Риме:

1. Научные труды Гиппократа (Гиппократов сборник), Галена (190 произведений, важнейший труд "О назначении частей человечес­кого тела"), А. Цельса ("О медицине" - часть энциклопедии "Искус­ство": 25-30 гг. до н.э.), Т. Лукреция (поэма «О природе ве­щей"), Аристотеля, Платона, Демокрита Книдского, Целия Аврелиана, Сенеки, Герофила, Сорана Эфесского и др.

2. Этические произведения Гомера ("Одиссея", "Иллиада", пос­вященные Троянской войне: XII в. до н.э.), Геродота ("История в девяти книгах") и др.

3. Законодательные документы (Законы Двенадцати таблиц Древ­него Рима: V в. до н.э.).

Вещественные

1. Памятники культуры (храмы, рисунки и скульптуры медицин­ского характера), глиняные изображения органов (Древняя Греция): печати врачей (Вавилон); расписные вазы (Куль-Обская ваза, най­денная недалеко от г.Керчь).

2. Санитарно-технические сооружения (канализационная систе­ма Мохенджо-Даро, Хараппы, п.Мари).

3. Наборы хирургических инструментов (ножи, ланцеты, иглы, пинцеты, крючки для ран, костные щипцы, шпатели, зонды и др.).

В6 Особенности медицины древних цивилизаций (Древний Египет, Месопотамия, Древний Иран).

В Древнем Египте довольно высокого уровня достигла врачеб­ная специализация: здесь были врачи-хирурги (проводили операции на глазах, лечили зубы и т.д.) и врачи-интернисты (лечили болез­ни желудочно-кишечного тракта). Они одни из первых описали такие кожные заболевания как экзема, чесотка, карбункул, рожа. Арсенал лекарственных средств и лечебных приемов, использовавшихся в ме­дицине был разнообразен. Широко применялись рвотные, слаби­тельные, мочегонные, потогонные средства. Из методов лечения -перевязка ран, ампутация, обрезание, кастрация, кровопускание, массаж, водолечение.

Встречались здесь и элементы санитарии и благоустройства. Так при каждом доме строились уборные в виде выгребных ям, в го­родских кварталах для знати сооружались водопроводы, бассейны. Был издан ряд законов, регламентирующих гигиенические начала лич­ной и общественной жизни: о погребении умерших, о строгом осмот­ре убойного мяса, о приеме пищи. Рекомендовались раннее встава­ние, гимнастика, обтирание тела прохладной водой и др.

Болезни существуют столько же, сколько и человечество, а значит, во все времена люди нуждались в помощи знающего специалиста. Древняя медицина развивалась постепенно и прошла долгий путь, исполненный больших ошибок и робких проб, порой основываясь только на религии. Лишь единицы из массы древних людей смогли вырвать свое сознание из лап невежества и подарить человечеству великие открытия в области врачевания, описанные в трактатах, энциклопедиях, папирусах.

Медицина Древнего Египта

Древнеегипетская медицина стала колыбелью знаний для врачей Древнего Рима, Африки и но ее истоки ведут к Месопотамии, в которой уже в 4000 году до нашей эры были свои врачи-практики. Древняя медицина в Египте сочетала в себе религиозные верования и наблюдения за человеческим организмом. Первым врачом и основоположником считают Имготепа (2630-2611 гг. до н. э.), хотя египтологи только недавно доказали реальность его существования: многие века он считался вымышленным богом. Этот человек был гением своего времени, как Леонардо да Винчи в Средние века. Базовые познания о строении человека египтяне получили благодаря бальзамированию умерших - уже тогда они знали, что сердце и мозг являются самыми главными органами.

Сверхъестественными причинами считались одержимости злыми духами, демонами и вмешательством богов: методы экзорцизма среди низших слоев населения пользовались большим спросом и существовали благодаря жрецам. Также использовались различные рецепты с горькими травами - считалось что это отгоняет духов. Всего древних рецептов на вооружении медиков было около 700, и практически все они были природного происхождения:

Растительные: лук, финики и виноград, гранат, мак, лотос;

Минеральные: сера, глина, свинец, селитра и сурьма;

Части животных: хвосты, уши, тертые кости и сухожилия, железы, иногда использовались насекомые.

Уже тогда были известны лечебные свойства полыни и касторового масла, семени льна и алое.

Основными источниками для исследований древней медицины Египта считаются папирусы, надписи на пирамидах и саркофагах, мумии людей и животных. До нашего времени в оригинальном состоянии сохранились несколько папирусов о медицине:

  • Папирус Бругша - это самый древний манускрипт по педиатрии. Включает в себя учение, повествующее о здоровье детей, женщины и методах лечения их болезней.
  • Папирус Эберса - рассказывает о заболеваниях разных органов, но при этом содержит множество примеров применения молитв и заговоров (более 900 рецептов от болезней пищеварения, дыхательной и сосудистой систем, болезнях глаз и ушей). Этот научный труд долгое время считался медицинской энциклопедией древних врачевателей.
  • Кахунский папирус - включает в себя трактат по гинекологии и ветеринарии, при этом, в отличие от других свитков, практически не содержит религиозного подтекста.
  • Папирус Смита - его автором считают Имготепа. В нем описано 48 клинических случаев травматологии. Информация разная - от симптомов и методов исследования до рекомендаций по лечению.

В древней медицине Египта применялись первые скальпели и пинцеты, маточные зеркала и катетеры. Это говорит о высоком уровне и профессионализме врачей- хирургов, пусть даже они и уступали в мастерстве индийским лекарям.

Основная медицина Индии

Индийская медицина древних времен опиралась на два авторитетных источника: свод законов Ману и науку Аюрведу, которая берет начало из Вед - древнейших священных текстов на санскрите. Наиболее точный и полный пересказ на бумаге был написан индийским лекарем Сушрутой. В нём описываются причины заболеваний (дисбаланс трех дош и гун, из которых состоит тело человека), рекомендации к лечению более 150 недомоганий различного характера, кроме того, описано около 780 лекарственных трав и растений, изложена информация по их применению.

Особое внимание при диагностике обращали на строение человека: рост и вес, возраст и характер, место проживания, сферу деятельности. Индийские врачеватели считали своим долгом не лечить болезнь, а искоренять причины ее возникновения, что ставит их на вершину медицинского Олимпа. При этом хирургические знания были далеки от совершенства, несмотря на удачные операции по удалению желчных камней, кесаревому сечению и ринопластике (что пользовалось спросом благодаря одному из наказаний - отрезанию носа и ушей). Около 200 хирургических инструментов достались в наследство современным специалистам именно от врачевателей из Индии.

Медицина разделяла все средства по их воздействию на организм:

Рвотные и слабительные;

Возбуждающие и успокаивающие;

Потогонные;

Стимулирующие пищеварение;

Наркотические (применялись в качестве обезболивающего в хирургии).

Анатомические познания лекарей были недостаточно развитыми, но при этом лекари разделяли человеческое тело на 500 мышц, 24 нерва, 300 костей и 40 ведущих сосудов, которые, в свою очередь, делились на 700 ветвей, 107 суставных соединений и более чем 900 связок. Очень много внимания уделялось также психическому состоянию больных - аюрведа считала, что большая часть всех болезней идет от неправильной работы нервной системы. Настолько обширные познания - как для древней медицины Индии - делали врачевателей этой страны очень популярными за ее пределами.

Развитие медицины в Древнем Китае

Медицина Древнего Востока зародилась в четвертом веке до нашей эры, одним из первых трактатов о болезнях считается «Хуанди Ней-цзин», причем Хуанди - это имя основоположника китайского направления в медицине. Китайцы, так же как и индусы, считали, что человек состоит из пяти первоэлементов, дисбаланс которых и приводит к различным болезням, об этом очень подробно и было рассказано в «Ней-цзин», которую в 8 веке переписал Ван Бин.

Чжан Чжун Цзин - китайский лекарь, автор трактата «Шань хань цза бин лунь», повествующего о методах лечения лихорадок различного типа, а Хуа То - хирург, начавший использовать швы в полостных операциях и анестезию опием, аконитом и коноплей.

Для лечения различных болезней медики уже тогда применяли камфару, чеснок, имбирь и лимонник, из минеральных пород особо приветствовались сера и ртуть, магнезия и сурьма. Но на первом месте стоял, конечно, женьшень - этот корень боготворили и изготавливали на его основе множество различных препаратов.

Особой гордостью китайских медиков была преобладание учащенного пульса указывало на слишком активную нервную систему, а слабый и прерывистый, наоборот, свидетельствовал о ее недостаточной активности. Китайские врачи различали более 20 видов пульса. Они пришли к заключению, что каждый орган и каждый процесс в организме имеют свое выражение в пульсе, и по изменению последнего в нескольких точках можно не только определить болезнь человека, но и предсказать её исход. Ван-Шу-Хе, написавший «Трактат о пульсе», в мельчайших подробностях все это описал.

Также Китай - родина точечного прижигания и иглоукалывания. Исторические тексты рассказывают о целителях Бьянь-цио и Фу Вэне, авторах трактатов, посвященным этим методам. В своих трудах они описывают несколько сот биологически активных точек на теле человека, влияя на которые, можно полностью излечить любую болезнь.

Единственно слабое звено в древней медицине Китая - это хирургия. В Поднебесной империи практически не использовались методы лечения переломов (пораженное место просто помещали между двух деревянных дощечек), не практиковали кровопускание и ампутацию конечностей.

Отец медицины

Таковым принято считать Гиппократа (греч. Иппократис), древнегреческого врача в 17 поколении, жившего в 460 году до нашей эры и положившего начало развитию медицины в Древнем Риме. Знаменитое обещание медиков перед вступлением в должность - «клятва Гиппократа» - это его детище. Отцом великого лекаря был Гераклид, тоже выдающийся ученый, а мать Фенарета была акушеркой. Родители сделали все, чтобы в двадцатилетнем возрасте их сын имел славу хорошего врача, а также получил посвящение в жрецы, без которого о качественной практике в сфере медицины не могло быть и речи.

Гиппократ в поисках разных успешных методов лечения объездил множество стран Востока, а вернувшись домой, основал первую медицинскую школу, поставив во главе угла науку, а не религию.

Творческое достояние этого гения настолько огромно, что постоянный издатель его трудов Charterius истратил на его печатание сорок (!) лет. Более ста его сочинений собраны в единый «Гиппократов сборник», а его «Афоризмы» до сих пор пользуются огромным спросом.

Самые известные врачи старого мира

Множество величайших врачей древней медицины внесли в эту науку что-то свое, давая своим предкам идеи для размышлений, наблюдений и исследований.

1. Диоскорид, древнегреческий врач 50 века н. э., автор трактата «Лекарственные вещества», являвшегося ведущим учебником по фармакологии до 16 века.

2. Клавдий Гален - древнеримский естествоиспытатель, автор многочисленных трудов о лекарственных растениях, способах их применения и изготовления препаратов из них. Все водные и спиртовые настои, отвары и различные вытяжки из растений до сих пор носят имя «галеновые». Именно он начал проводить испытания на животных.

3. Харун ар-Рашид - арабский правитель, первым построивший государственную больницу в Багдаде.

4. Парацельс (1493-1541) - швейцарский врач, которого считают основоположником современной химической медицины. Критически относился к Галену и всей древней медицине в целом, считая ее малоэффективной.

5. Ли Шичжэнь - специалист в сфере медицины Древнего Востока, китайский лекарь 16 века, автор «Основ фармакологии». Труд, состоящий из 52 томов, описывает около 2000 лекарственных препаратов, преимущественно растительного происхождения. Автор настойчиво выступал против использования таблеток на основе ртути.

6. Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (865-925) - персидский ученый, естествоиспытатель, его считают первооткрывателем в области психиатрии и психологии. Авторству этого выдающегося врача принадлежит знаменитая «Аль-Хави» - всеобъемлющая книга по медицине, открывающая миру основы офтальмологии, гинекологии и акушерства. Рази доказал, что температура - это реакция организма на болезнь.

7. Авиценна (Ибн Сина) - гений своего времени. Родом из Узбекистана, автор «Канона врачебной науки» - энциклопедии, по которой еще несколько сотен лет другие лекари обучались врачебному искусству. Считал, что любую болезнь можно вылечить правильным питанием и умеренным образом жизни.

8. Асклепиад Вифинский - греческий врач, живший в 1 веке до нашей эры. Основоположник физиотерапии (физкультура, массаж) и диетологии, призывал современников и потомков поддерживать равновесие между здоровьем тела и духа. Делал первые шаги в для того времени являвшейся чем-то фантастическим.

9. Сунь Сымяо - китайский лекарь династии Тян, написавший 30-томный труд. «Царь лекарств» - так называли этого гения, внесшего весомый вклад в развитие медицинского дела. Указывал на важность питания и правильного сочетания продуктов. Изобретение пороха - это также его заслуга.

Как и чем лечили в древности

Медицина древнего мира, невзирая на всю гениальность известных лекарей, была довольно устрашающей. Впрочем, судите сами. Вот лишь несколько интересных фактов о методах лечения:

1. Метод отпугивания и отвращения болезни активно практиковали в Древнем Вавилоне: чтобы болезнь оставила человека, его кормили и поили редкостной дрянью, плевали на него и давали тумаки. Такое «лечение» частенько приводило к новым заболеваниям (что немудрено).

2. В Египте при царе Хаммурапи медицина была довольно опасным делом, так как один из законов царя обещал смерть врачевателю, если его больной умрет на операционном столе. Поэтому чаще использовались заклинания и молитвы, которые были описаны на 40 глиняных табличках.

3. Египетские жрецы оставляли больного спать в храме, во сне к нему должно было явиться божество и огласить метод лечения, а также грех, за который его наказали болезнью.

4. Не менее впечатляла и хирургия Древней Греции. Здесь устраивали целые представления из операций, в которых загримированный лекарь изображал бога медицины Асклепия. Иногда в процессе действа пациенты умирали - скорее от длинных высокопарных тирад, чем от недостаточного умения горе-врача.

5. Широко распространенную «падучую» болезнь лечили дурманом, беленой и полынью.

6. В Египте и Месопотамии часто сверлили дырки в черепе (иногда даже несколько), чтобы избавить больного от мигрени, вызванной злым духом.

7. Туберкулез лечили снадобьями, изготовленными из легких лисиц, и мясом змеи, вымоченным в опии.

8. Панацеей от всех болезней считался териак (напиток из 70 составляющих) и философский камень.

Средневековье: упадок медицины

Самым весомым достоянием медицины в Средние века стало введение обязательной лицензии на врачевание: этот закон первым принял король Сицилии Роджер Второй, а позже подхватила Англия, образовав в 15 веке Гильдию хирургов и парикмахеров (которые часто делали кровопускание больным) и Франция с Коллежем святого Комо. Начали четко вырисовываться и формироваться учения об инфекционных болезнях и методы здравоохранения. Ги де Шольяк, деревенский хирург 14 века, активно пропагандировал недопущение «шарлатанов» к лечению людей, предложил новые методы в работе с переломами (вытяжение с помощью груза, применение пращевидной повязки, ушивание краев открытых ран).

В Средние века привычными были постоянный голод, неурожаи, что заставляло людей употреблять испорченную пищу, при этом «культ чистого тела» был в немилости. Эти два фактора способствовали развитию инфекционных заболеваний: горячки, чумы и оспы, туберкулеза и проказы. Нерушимая вера в целительные свойства «святых мощей» и колдовство (при этом знания лекарей-современников отрицались начисто) провоцировали еще большее развитие болезней, которые пытались лечить крестными ходами и проповедями. Смертность в несколько раз превышала рождаемость, а продолжительность жизни редко превышала тридцать лет.

Влияние религии на медицину

В Китае и Индии вера в богов особо не мешала развитию медицинского дела: прогресс основывался на естественных наблюдениях за человеком, влиянии растений на его состояние, популярны были методы активных аналитических опытов. В странах Европы, напротив, суеверия, страх перед гневом божьим рубили на корню все попытки ученых и медиков спасти людей от невежества.

Церковные гонения, проклятия и походы против ереси имели гигантские масштабы: любого ученого, попытавшегося высказаться в пользу разума и против божественной воли относительно исцеления, подвергали жестоким пыткам и различным видам казни (широко было распространено аутодафе) - для устрашения простых людей. Изучение анатомии человека считали смертельным грехом, за который полагалась казнь.

Также огромным минусом был схоластический метод лечения и преподавания в редких медицинских школах: все тезисы должны были безоговорочно приниматься на веру, иногда не имея под собой твердой почвы, а устойчивое отрицание приобретаемого опыта и неумение применять логику на практике сводили на «нет» многие достижения гениев современности.

Где обучались врачи в древние века?

Первые медицинские школы в Китае появились только в 6 веке нашей эры, до этого искусство врачевания передавалось только от учителя к ученику в устной форме. Школа государственного уровня впервые открылась в 1027 году, ее ведущим учителем был Ван Вэй-и.

В Индии метод устной передачи от учителя к ученику сохранялся вплоть до 18 века, при этом критерии отбора были крайне жесткими: лекарь должен был являть собою образцом здорового образа жизни и высокого уровня интеллекта, знать в совершенстве биологию и химию, идеально ориентироваться в лекарственных растениях и методах приготовления снадобий, быть примером для подражания. Чистоплотность и опрятность стояли на первом месте.

В Древнем Египте врачеванию обучали жрецы в храмах, при этом зачастую применялись телесные наказания для нерадивых учеников. Параллельно с медициной шло обучение каллиграфии и риторике, причем каждый обучающийся лекарь принадлежал к особой касте и храму, который и получал в будущем гонорар за лечение больного.

Массовое обучение медицине масштабно развернулось в Древней Греции и разделилось на две ветви:

1. Кротонская врачебная школа. Ее основной идеей был следующие тезис: здоровье - это баланс противоположностей, и болезнь должна лечиться противоположным по сути (горькое - сладким, холодное - теплым). Одним из учеников этой школы был Акмеон, открывший миру слуховой канал и зрительные нервы.

2. Книдская школа. Ее основные знания были схожими с учениями Аюрведы: физическое тело состоит из нескольких элементов, дисбаланс которых приводит к болезни. Эта школа продолжала совершенствовать наработки египетских лекарей, так образовалось учение о симптомах болезни и диагностика. Эврифон, ученик этой школы, был современником Гиппократа.

Клятва врача

Впервые клятва была записана на бумаге в 3 веке до нашей эры Гиппократом, а до этого довольно долго передавалась устно из поколения в поколение. Считается, что первым ее произнес Асклепий.

Современная клятва Гиппократа уже далека от оригинала: ее слова многократно менялись в зависимости от времени и национальной принадлежности, последний раз ее сильно исказили в 1848 году, когда в Женеве был оглашен новый вариант речи. Практически половина текста была вырезана:

Об обещании никогда не делать абортов и процедур кастрации;

Ни при каких обстоятельствах не делать эвтаназии;

Обещание никогда не иметь интимной связи с пациентом;

Ни при каких обстоятельствах не ронять своего достоинства, воздерживаясь от незаконных действий;

Часть своих доходов пожизненно отдавать учителю или школе, обучившей врача медицинскому делу.

Из этих пунктов видно, насколько современная медицина снизила морально-этическую планку врача как высокодуховного человека, оставив лишь базовые функции - оказание помощи страждущим.

Глава 1 Возникновение медицины и ее развитие в первобытном обществе

Эпоха первобытного строя охватывает период от появления первых людей до возникновения классового общества. Эту эпоху принято также называть каменным веком. Существование первобытно-общинного строя как, особой общественно-экономической формации и общие закономерности развития общества в этот период впервые обосновали классики марксизма-ленинизма. По мнению Ф. Энгельса, человеческое общество возникло не сразу. При выделении человека из мира животных труд явился, решающим фактором. В. И. Ленин, развивая учение Ф. Энгельса, определил изначальный этап формирования человеческого общества. По его мнению, первобытный родовой коммунизм является первым этапом существования подлинно человеческого общества.

Характерной особенностью первобытного общества было то, что все его члены имели одинаковое отношение к средствам производства и способ получения доли общественного продукта был для всех единым, т. е. главной отличительной чертой первобытного строя было отсутствие частной собственности и классов.

Историю первобытного строя можно восстановить по данным палеоантропологии, археологии и этнографии. Большинство советских и ряд зарубежных ученых считают, что процесс развития первобытного строя и становление человека (антропогенез) происходили одновременно и последовательно. Расселение первых людей ограничивалось областями с теплым климатом (Африка, Восточная и Южная Азия, Юго-Западная Европа). По мнению Д. Г. Рохлина (1965), основные стадии антропогенеза имеют важное значение для правильного ответа на вопрос о времени возникновения медицинской деятельности. Д. Г. Рохлин указывает четыре стадии антропогенеза: 1) «первобытное человеческое стадо» – антропоидные предки – существовало 1 млн. лет назад; 2) обезьянолюди (питекантропы, синантропы, гейдельберский человек); 3) неандертальский человек; 4) современные люди.

Принято считать, что на грани раннего и позднего палеолита (40 000-35 000 лет назад) произошло превращение «первобытного человеческого стада» в материнский род. Во многих случаях род оставался материнским вплоть до отделения семьи, накопления богатств и возникновения отцовского рода. В связи с этим ряд исследователей выделяют два главных этапа в эволюции первобытного строя – матриархат и патриархат.

Матриархат как этап развития первобытного общества характеризуется прежде всего тем, что во главе рода стоит женщина. Этот период развития характерен еще и тем, что основным способом поддержания существования человека было «собирательство» даров природы – плодов, корней, трав. Подтверждением того, что человек на протяжении тысячелетий питался растениями, служат находки антропологов в местах стоянок первобытного человека в Западной Европе. В Неандертале были найдены черепа людей, названных впоследствии неандертальцами. При тщательном изучении этих черепов ученые обратили внимание на массивность зубов и стертость коронок, что свидетельствует о длительном употреблении растительной пищи. Совершенно очевидно, что именно на этом этапе люди имели возможность непосредственно определить питательные и лечебные свойства ряда растений.

Большинство ученых считают, что уже в эпоху матриархата эмпирическим путем были обнаружены первые растения, обладающие лечебными свойствами, такие, как болеутоляющие (беладонна), наркотические (мак, табак, индейская конопля), сокогонные (полынь), тонизирующие (женьшень).

Естественен вопрос о том, кто был первым врачевателем. Женщина как глава рода заботилась не только о питании, поддержании очага, но также о благополучии и здоровье своих сородичей. В пользу этого предположения свидетельствуют многочисленные памятники в честь женщин, воздвигнутые в различных местах расселения первобытных людей. Археологи называют эти памятники «каменными бабами», однако проф. Ф. Р. Бородулин, изучивший большое количество материалов, относящихся к жизни первобытного общества, утверждает, что у славянских народов они назывались «берегиня». Можно предположить, что так называли женщин, которые оберегали здоровье рода и послужили прообразом для создания этих памятников.

Подробных данных о первых женщинах-врачевателях история не сохранила. Однако народный эпос из глубины веков донес до нас имена врачевательниц, живших в эпоху матриархата: в Египте – Могучая Полидамна, в Чехии – Мудрая Каза, в Колхиде – Медея. Наряду с именами в легендах в древнейших памятниках письменности также сохранились имена женщин-врачевательниц, живших в эпоху первобытного строя. Так, в «Илиаде» Гомер называет светлокудрую Агамеду, знавшую все целебные травы, «сколько земля их рождает». Можно утверждать, что накапливавшийся в период матриархата врачебный опыт лег в основу медицинских знаний, которое человечество обрело гораздо позднее.

Для развития первобытного общества огромное значение имели трудовая деятельность его членов, появление речи, открытие способов добывания огня, изобретение лука и стрел. Значение открытия способов добывания огня Ф. Энгельс оценивает следующим образом: «На пороге истории человечества стоит открытие превращения механического движения в теплоту: добывание огня трением… превосходит паровую машину по своему всемирно-историческому освободительному действию. Ведь добывание огня трением впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Открытие способов добывания огня оказало влияние на образ жизни людей, уменьшило зависимость человека от сил природы, расширило ареал его расселения.

В процессе развития матриархата первобытные люди были подвержены различным заболеваниям. Об этом свидетельствуют многочисленные находки антропологов. Костные останки несут на себе следы рахита, туберкулеза, сифилиса, травм, анкилозов и др. Первобытные люди чаще страдали от голода, инфекционных болезней, что подтверждается данными Г. Г. Скориченко-Амбодика (1895). Вместе с тем не установлено достоверных данных о характере и уровне медицинской помощи в этот период.

На позднем этапе первобытного общества главной экономической единицей становится община. В ряде мест внутри родового строя формировались большие семьи, племена. Ведущим видом деятельности человека становится охота, в том числе коллективная, на крупного зверя. Для неандертальцев и кроманьонцев (40 000-35 000 лет до н. э.) охота – главный источник существования. Первоначально при обработке камня появились скребло, остроконечник. В позднем палеолите были созданы такие орудия труда, как резцы, тесла, ножи, пилки, копья, дротики, гарпуны.

Изобретение лука и стрелы – второе крупное открытие человека – принадлежало кроманьонцам. В пещере Кроманьон были найдены черепа людей, отличающиеся от черепа неандертальца. Кроманьонец имел более развитый череп, высокий лоб, орлиный нос. Человек этого периода был активным охотником, «…дичь стала постоянной пищей, а охота – одной из обычных отраслей труда» . Наступил период освоения человеком новых районов нашей планеты. На территории СССР открыты стоянки первобытных людей на правом берегу Ангары, в Воронежской области, на берегах Дона, в Грузии и Крыму. К югу от Воронежа, близ села Костенки, археологами открыт «большой дом общины» – стоянка дикаря-охотника. Размеры площадки дома общины 450 м 2 . Вокруг дома расположены землянки для жилья, стены которых обложены деревянными плахами, костями лопаток мамонта, на полу – кремневые наконечники стрел. Стойбища охотников открыты также у селения Бердыш Гомельской области, в районе Иркутска, Брянска и других местностях.

Переход первобытного человека к охоте, а затем к рыболовству как главному источнику существования имел немаловажное значение для расширения познаний в области медицины. Тот факт, что человек наряду с растительной стал употреблять и животную пищу, способствовал установлению целебных свойств некоторых органов и тканей животных (печень, жиры, кровь).

В период перехода к охотничьему хозяйству изменилось и мировоззрение людей. Первобытный охотник рано стал понимать, что животные являются основным источником его существования. Многие племена считали то или иное животное своим родоначальником, охранителем здоровья. У многих племен бытовало слово «тотем», что означает «мой род». Отсюда культовое животное (лат. animal) стали называть тотемным животным, а мировоззрение людей – анималистическим. В Северной Африке культовым животным являлся буйвол, в Греции – козел, в Сибири – медведь, на территории Индии – корова, у славянских племен – дикий кабан и др. Охотники у некоторых племен делали амулеты (из камня, дерева, кости), изображая культовых животных, и носили их с собой. Считалось, что амулет защищает от опасности и сохраняет здоровье. Даже в более поздние времена в Древней Руси в качестве амулета женщины носили «змеевик» («оберег от всех болезней»).

Длительное время первобытный человек в лечебных целях использовал кровь, золу, животный жир, печень, шкуру животного. В эпоху матриархата накапливался опыт лечения теми или иными лекарственными средствами растительного и животного происхождения, закладывались основы народной медицины.

Эпоха патриархата наступила в период позднего палеолита и в мезолите. Для этой эпохи характерны развитие очагов земледелия, активная охота, одомашнивание животных. Продолжался процесс формирования большой семьи, происходило разделение труда. Мужчина занимался охотой, скотоводством и земледелием, женщина – домашним хозяйством. Изменения, возникшие в условиях материальной жизни общества, сказались и на положении женщины внутри семьи, рода. Ф. Энгельс указывает, что «…приручение домашних животных и разведение стад создали неслыханные до того источники богатства и породили совершенно новые общественные отношения… Но кому принадлежало это новое богатство? Первоначально, безусловно, роду. Однако уже рано должна была развиться частная собственность на стада». «Как и когда стада из общего владения племени или рода перешли в собственность глав отдельных семей, об этом мы ничего до сих пор не знаем… Стада были новыми средствами промысла; их первоначальное приручение, а позднее уход за ними были делом мужчины. Поэтому скот принадлежал ему.

«Дикий», воин и охотник, довольствовался в доме вторым местом после женщины, «более кроткий» пастух, кичась своим богатством, выдвинулся на первое место, а женщину оттеснил на второе». По мере концентрации богатств в руках мужчин на смену матриархату приходит патриархат. «С утверждением фактического господства мужчины в доме пали последние преграды к его единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением материнского права, введением отцовского права, постепенным переходом от парного брака к моногамии». В этот период немаловажное значение имела выплавка самородных металлов (медь, олово, серебро, золото). Орудия труда стали частной собственностью, накапливалось избыточное количество продукта и зарождался обмен дарами. Наряду с ролью общины возросла роль семьи, появилась индивидуальная собственность, возникло имущественное неравенство. Происходило объединение нескольких коллективов (общин) в более крупные племена. Во главе племени стоял вождь, общины – старейшина. Эти должности стали наследственными.

Данные археологии свидетельствуют, что в IX-VI Тысячелетии до н. э. на Ближнем Востоке (Северный Иран, Палестина) совершился переход к земледелию и скотоводству. В Юго-Западной Азии (Сирия, Иран, Туркмения, Балканы, долина Нила, Центральная Европа) переход к новой форме хозяйства совершился в VI-V тысячелетии до н. э.

Переход к земледелию и скотоводству представлял собой подлинную революцию в человеческих отношениях. Это привело к неизбежному переходу от бесклассового общества к классовому, к имущественному неравенству и эксплуатации человека человеком. Возникшие общественно-экономические сдвиги в первобытном обществе оказали существенное влияние на дальнейшее развитие народной медицины.

В эпоху патриархата изготовление из самородных металлов орудий труда и предметов домашнего обихода (ножи, скальпели) нашло применение в первой хирургической практике. Развитие гончарного производства привело к изготовлению глиняной посуды, в которой можно было сварить не только пищу, но и лечебные снадобья.

В период пастушества был открыт ряд растений, обладающих лечебными свойствами. По преданию, пастух Мелампий у животных подметил послабляющее действие трав чемерицы. Пастух Хирон установил, что у животных раны заживают быстрее после поедания ими листьев и ветвей золототысячника. Очевидно, пастухи оказывали хирургическую помощь животным при травмах и переломах конечностей. Существует предположение, что в этот период пастухи делали операции кастрации. Точно известно, что в I тысячелетии до н. э. в Хеттском царстве производилась операция кастрации.

В эпоху патриархата изменилось представление людей об источнике жизненных благ. Вместо тотемного животного – источника существования мужчина – глава рода мыслился как создатель богатств, благополучия. В этот период мужчина пользовался всеобщим уважением. Постепенно складывался культ предка. В честь предка – главы рода устраивались праздники. В случае смерти предка уважение к нему сохранялось, создавались памятники – тотемные стобы. По представлениям первобытных людей, при почтительном отношении к предку в семье царило благополучие, никто не болел. При непочитании предка умерший мог наказать своих сородичей, «вселиться» в тело и мучить их. В ту далекую эпоху приемы врачевания сводились к стремлению умилостивить предка (танцы вокруг больного, подношения и т. д.). Применялись также устрашающие приемы: удары бубна, крики, инсценировалось вооруженное нападение. Больному не давали пищи и воды до тех пор, пока злой дух «не изгонялся». В племени конига, например, больных били, кололи иглами, трясли. Первобытные люди верили, что злой дух проникает в организм с пищей, поэтому больным давали различные вызывающие рвоту снадобья, иногда заталкивали перец в нос. Особенно усердствовали в приемах устрашения шаманы. Считалось, что шаман обладает сверхъестественной силой. Профессиональные навыки бектуасских шаманов Южной Америки находились в тайне много столетий.

Для изгнания злого духа первобытные люди применяли сложную операцию – трепанацию черепа. Эта операция имела широкое распространение. В 1926 г. при раскопках возле каменоломен селения Аван найден скелет урартийца с трепанационным отверстием на черепе. Трепанированные черепа людей найдены в различных частях света. В антропологических музеях Гамбурга, Чикаго, Парижа хранятся коллекции таких черепов. Трепанация черепа применялась как лечебный прием на протяжении многих столетий. Об этом свидетельствуют данные путешественников, посетивших в прошлом столетии остров Увей (Тихий океан). На этом острове все жители, в том числе дети, подвергались трепанации для «изгнания» злого духа в случае болезни (рис. 1).

Из других лечебных приемов, применявшихся в эпоху патриархата, следует отметить: высасывание, скарификацию, насечки и кровопускание. Эти приемы служили для избавления человека от болезни, другими словами – от злого духа, вселившегося в организм. Для высасывания крови применяли рог буйвола или камышовую трубку. Для скарификации использовали веточки растений или острую рыбью кость.

Важное значение для истории медицины имеют новые данные палеопатологии – науки о болезненных изменениях в организме людей, обитавших на земле в эпоху первобытно-общинного строя. Следы заболеваний и травм обнаружены у человека на всем пути его становления от питекантропа до неандертальца. Работы ученых-палеопатологов позволили установить причины возникновения болезней у первобытного человека, частоту их распространения, а также определить уровень развития народной медицины. Д. Г. Рохлин, пользуясь современными методами исследования, установил патологические изменения на ископаемых костях людей разных эпох, туберкулезные поражения костно-суставного аппарата, сифилитические поражения, последствия отморожения, описал изменения костей при рахите, подагре и других заболеваниях. Найдены следы венерических заболеваний, злокачественных опухолей костей, метастазов рака в кости.

Рис. 1. Кости черепа с трепанационным отверстием.

В эпоху первобытно-общинного строя единственным видом медицинской помощи была народная медицина. Народная гигиена – наиболее ранний раздел народной медицины. Выработанные эмпирическим путем гигиенические правила и навыки стали более широко применяться в более позднее время.

Несколько замечаний по поводу мнения буржуазных ученых о происхождении медицины. Буржуазные ученые утверждают, что первобытные люди легко получали готовые дары природы, отличались совершенным здоровьем. Уместно напомнить известное критическое замечание В. И. Ленина: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой».

По мнению буржуазных ученых, медицина возникла на основе инстинкта самосохранения и любви к ближнему. Данное утверждение в корне неверно. Медицина появилась как одна из самых ранних потребностей человека в результате сложившихся материальных условий жизни. Без реальных практических средств и приемов врачевания нельзя было помочь ближнему, не могло быть речи об удовлетворении инстинкта самосохранения.

Буржуазные историки утверждают, что первые представления людей о болезнях связаны с религиозными верованиями о «вселении» в организм злых духов, демонов. Однако объективные данные говорят о том, что пастух представлял себе умершего предка не в виде духа, а как материальное существо, которое может вселиться в организм и вызывать болезнь. Отсюда и первые врачебные приемы: трепанация, скарификация, насечки. Вместе с тем нельзя отрицать, что на поздней стадии патриархата анимизм перерастает в демонизм, религию. Говоря о представлении людей той эпохи, следует руководствоваться указанием Ф. Энгельса, согласно которому мировоззрением людей тогда был не анимизм, а культ природы и стихий, находившийся на пути развития к многобожию. Можно смело утверждать, что врачебные приемы лечения болезней возникли из материальных условий жизни общества.

Итак, медицина возникла и развивалась в эпоху первобытно-общинного строя. Врачебные знания накапливались в результате деятельности всего коллектива первобытной общины, поэтому врачевание той эпохи следует именовать народной медициной, народным врачеванием. Народная медицина в эпоху первобытно-общинного строя обогатилась рядом лекарственных средств, выработала некоторые приемы врачевания и первое представление о причине болезней.

Из книги История медицины: конспект лекций автора Е. В. Бачило

ЛЕКЦИЯ № 2. Зарождение медицины. Медицина в первобытных общинах. Возникновение врачевания Когда возникла медицина, вернее сказать, зачатки медицинской помощи, точно неизвестно. Существует множество мнений, теорий по этому поводу.Самая распространенная версия: медицина

автора Е. В. Бачило

ЛЕКЦИЯ № 3. Гиппократ и его вклад в развитие медицины В истории развития медицины вряд ли можно найти еще одно имя, с которым связывалось бы чуть ли не зарождение медицины. Речь здесь пойдет о Гиппократе II Великом, вошедшем в историю, как Гиппократ. Этот великий

Из книги Судебная медицина автора Д. Г. Левин

2. Развитие медицины в начале XV в. Медицинские направления Дело в том, что монголо-татарское иго, под которым Русь находилась продолжительное время, затормозило развитие Великой Руси, Киевского государства, которое, кстати говоря, считалось одним из самых цивилизованных

Из книги Психодиагностика: конспект лекций автора Алексей Сергеевич Лучинин

3. Развитие медицины в начале XVIII в. Медицинский факультет Московского университета Для начала необходимо заметить, что к XVIII в. Россия перешагнула через так называемый период отсталости, который был вызван монголо-татарским игом. Крепостное право, которое сковало

Из книги Стоп! Азартные игры! автора А. И. Чапов

ЛЕКЦИЯ № 7. Развитие медицины в России в первой половине XIX в 1. Общая историческая характеристика рассматриваемого периода Начнем рассмотрение исторического периода с сословий, имевшихся в России в начале XIX в. Сословие – это замкнутая группа людей с определенными

Из книги Глаукома и катаракта: лечение и профилактика автора Леонид Витальевич Рудницкий

ЛЕКЦИЯ № 8. Развитие медицины в России во второй половине XIX – начале

Из книги История медицины автора Татьяна Сергеевна Сорокина

4. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Развитие медицины в послевоенный период С 1941 по 1945 гг. шла Великая Отечественная война, ставшая самой кровопролитной за всю историю человечества. Более 27 млн солдат и мирных жителей погибло. Но многие и выжили, и выжили

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 10. Развитие медицины в конце XX в. Международное сотрудничество в области

Из книги автора

18. Развитие медицины в XV в Монастырские больницы и их рольДело в том, что монголо-татарское иго, под которым Русь находилась продолжительное время, затормозило развитие Великой Руси, Киевского государства, которое, кстати говоря, считалось одним из самых цивилизованных и

Из книги автора

26. Развитие медицины в начале XVIII в Для начала необходимо заметить, что к XVIII в. Россия перешагнула через так называемый период отсталости, который был вызван монголо-татарским игом. Крепостное право, которое сковало значительную часть населения страны, было преградой на

Из книги автора

52. Медицина в годы Великой Отечественной войны. Развитие медицины в послевоенный период С 1941 по 1945 гг. шла Великая Отечественная война, ставшая самой кровопролитной за всю историю человечества. Более 27 млн солдат и мирных жителей погибло. Но многие и выжили, и выжили

Из книги автора

3. Возникновение и развитие судебной медицины в России В допетровское время имеются лишь отдельные указания на врачебные освидетельствования, носившие судебно-медицинский характер. В XVII в. осмотры ран, увечий и трупов убитых производились должностными лицами с

Из книги автора

2. Дифференциальная психология. Возникновение тестирования как результат практических запросов медицины, педагогики и индустриализации производства Дифференциальная психология стала еще одним источником развития психодиагностики. Вне представлений об

Из книги автора

Глава 2 Возникновение и развитие зависимости от азартных игр Вся наша жизнь – игра, или Зачем это нужно человеку Игра – замечательное явление в нашей жизни, деятельность, на первый взгляд, бесполезная, но вместе с тем необходимая. Игра, доступная ребенку, непостижима для

Из книги автора

Глава 9 Возникновение и развитие катаракты Что такое катаракта? К великому сожалению, жизнь наша такова, что с возрастом приходят не только знания, профессиональный опыт и житейская мудрость. В организме происходят определенные физиологические изменения, и со временем

Из книги автора

Глава 1 Врачевание в первобытном обществе История человечества начинается вместе с возникновением человека на Земле. Современная историческая наука определяет в развитии человечества две эры: 1) бесписьменную историю (первобытная, или доклассовая, эра) и 2) письменную

Секхетьенанах

Вероятно, имя человека, которого можно назвать первый доктор, затерялось в веках. Первым, очевидно, был первобытный человек, удачно выбивший зуб, вытащивший из тела щепку, смазавший рану соком растения, облегчившего страдание.

Египетская медицина и ее начало овеяно легендами, египтяне поклонялись богу мудрости по имени Тот, который был автором тридцати двух Герметических книг из них шесть были медицинскими. Секхетьенанах – самый первый доктор чье имя сохранилось в истории. Жил этот врач в Египте (ок. 3000 до н. э.) , статуя с надписью о том, что он «исцелил ноздри царя» почтила его заслуги. Гораздо большей известности, как один из первых врачевателей достиг египетский визирь Имхотеп (ок. 2975 до н. э.) , он славился не только как врачеватель, но и великий архитектор, его почитали как покровителя медицины и полубога.

Гиппократ II Великий

Врачи Древнего Египта пользовались заслуженной славой, правители соседних с Египтом империй пользовались услугами врачей, присланными к их дворам фараоном. В Древнем Египте «необходимым искусством» считались не только математика, архитектура и астрономия, но также и медицина – изучались эти «искусства» в существовавших тогда учебных заведениях «домах жизни». По некоторым сведениям в Египте, в таких заведениях учились великие ученые врачи и философы древнего мира – Гиппократ, Гален и Пифагор.

Развитие известной нам медицины связано с именем Гиппократа II Великого, который многим известен как самый первый доктор. Греческая история свидетельствует о принадлежности Гиппократа к роду Асклепиадов, этот род являлся династией врачей и по утверждению Гомера вел свое происхождение от бога медицины.

Асклепий

Асклепий у древних римлян Эскулап. Асклепий – бог врачевания, был сыном бога Апполона и Корониды, в наказание за измену матери рожден смертным, за свое врачебное искусство, после смерти был возвращен из царства мертвых и стал богом медицины. Гиппократ IIВеликий считал себя потомком Асклепия по отцу в семнадцатом колене, по роду матери принадлежал к Гераклидам (потомкам Геракла) . Его учителями считаются отец Гераклид и дед Гиппократ I. В общей сложности истории известно семь Гиппократов, один из них (внук Гиппократа II) известен как врач Роксаны – жены Александра Македонского.

Еще один великий грек по имени Эмпедокл, живший в 490-430 гг. до н. э. , может претендовать на звание первый доктор. Рассказы, дошедшие о нем до нашего времени утверждают, что он владел не только умением лечить, но также и оживлять людей. Древние греки еще при жизни стали считать его Богом.

Доктора Рима

Римская империя долгое время обходилась без собственной школы врачей. В мирное время пользуясь медицинскими знаниями доставшимися по наследству от этрусков. Лечение состояло в использовании многовековых народных средств – настои трав, совмещенные с наговорами и магией. Катон, писатель и политический деятель свидетельствовал, что капуста являлась самым популярным лечебным средством. Во время военных походов врачевателями в армии становились рабы, которые изучали медицину на своей родине. Рабы, выходцы из Греции, Египта, Малой Азии, были врачами в семьях состоятельных римлян. Только в правление Юлия Цезаря, который издал указ в 46 г. до н. э. , о предоставлении права почетного римского гражданства приезжим и местным врачам, медицина стала престижна. Не смотря на такое пренебрежение медицинскими науками, Римская Империя внесла большой вклад в развитие военной медицины.

Но, даже обладая такими знаниями, сейчас нельзя утверждать, что мы достоверно знаем имя самого первого доктора. Скорее всего, его имя всё же скрыто во тьме веков, и современным историкам вряд ли удастся его точно установить.

Зародившись еще в первобытные времена, медицинское знание продолжало развиваться и совершенствоваться, постепенно достигнув нынешнего уровня.

Медицина в древности

Как и в других древних цивилизациях, в Египте медицина изначально представляла собой смесь магии и народной мудрости. Все величайшие открытия приписывались богам и богиням. Тем не менее, многие лекарственные препараты, открытые еще в древнем Египте, дошли до настоящего времени. На высоком уровне были такие отрасли, как хирургия, акушерство, стоматология и травматология.

Многое позаимствовала от египетской цивилизации. Ее основателем и покровителем считали Эскулапа - египтянина, прибывшего в Грецию. Различные философские учения пытались по-своему объяснить процессы, происходящие в организме, и возникновение болезней. Появился интерес к изучению строения человеческого тела, стали проводиться вскрытия. Открывались первые медицинские школы, на территориях храмов появились подобия лечебниц. После падения Греции научное знание продолжило развиваться в Александрии.

Взявшая за основу греческие достижения, активно развивала их. На высоком уровне была медикаментозная терапия, умели лечить многие известные заболевания, пользовались хирургическими методами.

Медицина , и была неразрывно связана и имела много общего. Изначально она также существовала за счет мифов и легенд, но в последующем каждая из этих цивилизаций обзавелась собственными научными трактатами и опытом. Вскрытия тел умерших у них не практиковались, поэтому представления о строении организма были довольно фантастичными. Но распознавание и лечение ряда заболеваний было на высочайшем уровне. Так, для диагностики успешно использовалось определение пульса на различных сосудах. В качестве лекарств использовались многие целебные растения, химические вещества и части животных. Существовали представления о гигиене и путях передачи инфекций. Высокого развития достигла хирургия.

Еще в древние времена произошло разделение медицинской специализации на терапию и . Позже каждая из этих частей разделилась на узкие специальности.

Средневековая медицина

В в медицинской науке существовал некий застой. Большое распространение получила христианская религия, все заболевания и эпидемии объяснялись божественной карой. Знания оставались на уровне древней Греции и Рима. Врачей в те времена сторонились, так как они ассоциировались у народа с болезнью и нечистотами.

Возобновился интерес к медицинскому знанию только в позднее Средневековье. Стали появляться выдающиеся ученые и открываться анатомические театры. Популярным стало изучать древние трактаты по медицине. Накапливались знания о болезнях, способах их лечения и профилактики.

Медицина XVII— XIX столетий

В медицинская наука стала наиболее интенсивно развиваться. Появились новые выдающиеся исследователи. Активно совершенствовались знания о строении тела и физиологии, появилось понятие о патологической анатомии и гистологии. Открывались медицинские школы, кафедры и больницы. Появилось клиническое обучение у постели больного.

В появились новые технологии и микроскопическая техника. Окончательно сложилась анатомия и другие медицинские науки. Знание о болезнях, диагностика и лечение их стало таким, каким оно представлено в настоящее время, и продолжает постоянно совершенствоваться.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top