План обучения пациента технике кашля. Проблема: сухой кашель

План обучения пациента технике кашля. Проблема: сухой кашель

Партнерский материал

Как правильно кашлять

Кашель - это усиленный выдох через рот, который возникает тогда, когда дыхательные пути пытаются освободится от постороннего раздражителя. Кашель вызывается сокращением мышц дыхательных путей вследствие раздражения специальных рецепторов. В качестве раздражителя могут выступать пыль, сухой воздух, кусочки еды, слизь, гной.

Кашель - это защитный рефлекс организма, который обеспечивает проходимость дыхательных путей.

Механизм кашля следующий:

  • Инородный агент попадает в дыхательные пути
  • Уменьшается респираторный просвет
  • Раздражается кашлевой рецептор
  • Возникает кашель

Кашель обычно является непроизвольной реакцией организма, но может вызываться и принудительно.

Чаще всего причиной кашля является простуда или вирусная инфекция.

Кашель при простуде можно разделить на три этапа:

  • 2-3 дня – сухой, непродуктивный кашель без откашливания
  • до 14 дней – острый бронхит, кашель с отделением мокроты и слизи
  • до 8 недель – легкий кашель, покашливание

Каким бывает кашель

Кашель бывает продуктивным и непродуктивным.

Продуктивный – это влажный кашель, при котором выделяемая слизь легко откашливается. Вместе с выделяемой слизью из организма выводятся патогены. Поэтому продуктивный кашель нельзя подавлять.

Непродуктивный – это сухой кашель. При таком кашле вы чувствуете сильное раздражение в горле, сухие позывы к кашлю, но откашливание не происходит. Такой кашель необходимо перевести в продуктивный.

Важно знать, что любой вид кашля – это причина для беспокойства, поскольку кашель – это не сама болезнь, а симптом болезни. Если вы кашляете, необходимо обратиться к доктору для постановки диагноза и назначения правильного лечения.

Как правильно кашлять, если у вас продуктивный влажный кашель

Как помочь организму при кашле

Продуктивный кашель характеризуется откашливанием мокроты, слизи. Его нельзя подавлять противокашлевыми препаратами, которые блокируют кашлевой рефлекс и таким образом препятствуют откашливанию. Слизь должна беспрепятственно выходить из дыхательной системы, таким образом очищая ее.

При продуктивном кашле:

Когда вы почувствовали, что слизь поднялась высоко к горлу, сделайте короткий глубокий вдох на 2-3 секунды. Это приведет к сокращению мышц гортани и повышению тонуса бронхиальной мускулатуры. Затем брюшные мышцы рефлекторно сокращаются и происходит форсированный выдох. Вместе с ним отделяется и выходит слизь.
Не сжимайте плотно губы – это препятствует выходу мокроты.

Для того, чтобы облегчить продуктивный кашель рекомендуется выполнять упражнение «Кучер»:

  1. Сядьте на стул
  2. Поставьте ноги на ширину плеч
  3. Слегка наклонитесь вперед
  4. Держите спину прямо
  5. Обопритесь локтями на колени
  6. Кисти рук направлены вперед
  7. Шея расслаблена

Как правильно кашлять, если у вас непродуктивный сухой кашель

Непродуктивный сухой кашель часто вызывает мучительные сокращения диафрагмы без откашливания. Он может сопровождаться щекоткой в горле и сильным першением. Это объясняется воспалением слизистой оболочки дыхательных путей.

Чтобы облегчить сухой кашель следуйте таким рекомендациям:

  1. Пейте много воды.
  2. Дышите часто, неглубоко. Глубокие вдохи провоцируют кашлевой рефлекс.
  3. Глотайте слюну задерживая дыхание, в несколько приемов.

Для того, чтобы облегчить непродуктивный кашель рекомендуется выполнять упражнение «Стена»:

  1. Подойдите к стене на расстояние примерно 30 см.
  2. Одну ногу выдвиньте вперед, слегка согните в колене
  3. Поднимите руки вверх, согните в локтях
  4. Обопритесь руками о стену
  5. Голову положите на руки
  6. Держите спину прямо
  7. Сделайте 10 глубоких вдохов через нос

Также при сухом кашле вы можете попробовать упражнение «Наездник»:

  1. Сядьте лицом к спинке стула
  2. Руки согните в локтях, положите на спинку стула
  3. Слегка наклонитесь вперед, спину держите прямо
  4. Положите голову на руки
  5. Сделайте 10 глубоких вдохов через нос

Чем лечить кашель

Натуральное средство от кашля Проспан, на растительной основе

При сухом кашле также рекомендуются средства, которые способствуют отделению мокроты. Такие средства переводят непродуктивный кашель в продуктивный и способствуют скорейшему выздоровлению. Применение средств, подавляющих кашель, может быть показано при сухом частом кашле, приводящем к рвоте, нарушению сна и аппетита.

Большинство пациентов в нашей стране предпочитают растительные препараты от кашля. Такие препараты хорошо переносятся в целом.

Среди фито препаратов от кашля можно выделить Проспан – растительный препарат на основе стандартизированного экстракта плюща Е.А. 575 ® . Проспан растворяет слизь, уменьшает ее вязкость и способствует откашливанию, а также снимает спазм мускулатуры бронхов и воспаление, что облегчает дыхание во время кашля. Проспан доступен в пяти формах для всех возрастов.

Неотложное состояние: лёгочное кровотечение

Задачи
Ø Придать пациенту положение «полусидя» с наклоном в сторону поражённого лёгкого, Ø Повернуть голову набок для предупреждения аспирации Ø Обеспечить полный физический и психический покой, речевая психотерапия Ø Обеспечить предметами ухода (плевательница, полотенце, судно) Ø Холод на грудную клетку (пузырь со льдом, холодный компресс) Ø Наложение венозных жгутов на 3 конечности Ø Приготовить стерильный инструментарий и по назначению врача ввести кровоостанавливающие (кальция хлорид, натрия хлорид, кальция глюконат, желатин 10%; аминокапроновая кислота 5%; аскорбиновая кислота 5%; андроксон 0,025%; дицинон 12,5% - этамзилат) или для уменьшения давления в малом круге: р-р эуфиллина, атропина.
Ø Пульс, АД Ø Цвет кожного покрова Ø ЧДД
4. Профилактика возможных осложнений (острая сосудистая недостаточность; усиление кровотечения) Ø Транспортировка только на носилках Ø Соблюдение стандарта наложения и (расслабления) снятия венозных жгутов Ø Наблюдение за функциональным состоянием

Приступ удушья – бронхиальная астма

Диагностические критерии, позволяющие констатировать неотложное состояние:

Ø чувствонехватки воздуха,

Ø приступ удушья с затруднённым выдохом,

Ø непродуктивный кашель

Ø Положение полусидя с наклоном вперёд и опорой на руки

Ø Дистанционные сухие свистящие хрипы

Задачи План сестринских вмешательств
1. Тактика по отношению к врачу Срочно вызвать врача (через посредника)
2. Способствовать купированию неотложного состояния Ø Придать положение полусидя с наклоном вперёд и опорой на руки Ø Расстегнуть стесняющую одежду Ø Обеспечить приток свежего воздуха Ø Оксигенотерапия через увлажнитель Ø Обильное горячее щелочное питьё (минеральная вода, содовый раствор 0,5%) или 4-5 таблеток мукалтина, растворённых в 1 стакане горячей воды Ø Горячая ножная ванна Ø По назначению врача симпатомиметик с помощью карманного ингалятора через спейсер или через небулайзер (сальбутамол, астмопент, беротек 2 – 3 вдоха с интервалом 2-3 минуты в начальной фазе приступа удушья) –эффект через 15-20 минут Ø или холинолитик «Атровент» - эффект через 30-40 минут Ø или приготовить стерильный инструментарий и по назначению врача ввести в\венно медленно р-р эуфиллина 2,4% на физиологическом растворе
3. Наблюдение за функциональным состоянием Ø Самочувствие Ø Цвет кожного покрова Ø Пульс, ЧДД, Ø Наличие хрипов
4. Профилактика возможных осложнений: Ø Повторный приступ удушья Ø Переход в затяжное, более тяжёлое состояние Ø Обеспечение покоя Ø Полное и своевременное выполнение назначений врача Ø Правильное использование симпатомиметиков

Плевральная пункция.

Перед пункцией:

Ø Провести с пациентом психотерапевтическую беседу

Ø Кварцевание кабинета

Ø Приготовить необходимый инструментарий и лекарственные препараты (шприцы Жане и 20 мл, 2 мл, пункционную иглу с резиновой трубочкой, зажим, стерильные пробирки со штативом, спирт, йод,лейкопластырь или клеол, стерильные ватные шарики и салфетки, спиртовку, спички,0,5% р-р новокаина, 10% р-р кофеина, р-р кордиамина, нашатырный спирт, ёмкость для плевральной жидкости)

Ø Пригласите пациента в процедурный кабинет. Предложите ему: сесть лицом к спинке стула, спиной к источнику света, руку со стороны прокола положить на противоположное плечо или затылок, наклонить голову вниз

Ø Подготовьте руки (1,2 уровни) себе и подайте всё необходимое для обработки рук врачу

Во время манипуляции

Ø Подайте врачу всё необходимое для обработки кожи больного и места прокола

Ø Подайте шприц с новокаином для местной анестезии

Ø Наденьте на пункционную иглу с резиновой трубочкой зажим

Ø После прокола врачом плевры подсоедините к трубочке шприц Жане

Ø Соберите плевральную жидкость в приготовленные пробирки, предварительно обжигая их края над пламенем спиртовки

Ø Проводите контроль над состоянием пациента (самочувствие, цвет кожного покрова, пульс). При необходимости окажите неотложную помощь.

Ø Обработайте место прокола спиртом,йодом. Наложите пластырь или стерильную повязку

После пункции:

1. Проводите пациента в палату и обеспечьте предметами ухода (судно, мочеприёмник) на время постельного режима – 2 часа

2. Напишите направление и отправьте пробирки с плевральным содержимым в лабораторию

3. Уберите рабочее место

4. Проводите профилактику острой сосудистой недостаточности

Ø Контроль над соблюдением постельного режима

Ø Обезболивающая терапия по графику, установленному врачом

Ø Контроль за цветом кожного покрова, пульсом, АД, жалобами

5. Проводите мероприятия по уменьшению боли

Ø По назначению врача введение обезболивающих средств

6. Проводите мероприятия по профилактике присоединения инфекции и своевременному её выявлению:

Ø Контроль над состоянием повязки и своевременная её смена

Ø Термометрия

Ø Кварцевание палаты


Проблема: нарушение сна

Задачи План сестринских вмешательств
1. Определить тактику по отношению к врачу
· Беседовать с пациентом о проблеме сна ежедневно, побуждая выражать своё беспокойство во время поступления в стационар и на всём протяжении времени пребывания в нём · Провести сестринскую оценку качества сна · Обеспечить комфортную спокойную обстановку: тишину, чистоту, свежий воздух в палате, оптимальная температура (18-20 градусов), минимальное освещение над кроватью · Убедиться, что пациент осознаёт важность сна для своего выздоровления · Контроль над соблюдением «тихого часа» в отделении · С разрешения врача посоветовать пациенту прогулки на территории ЛПУ за полчаса до сна · Обеспечить пациенту постоянный комфорт: удобный матрац, подушку, одеяло, свежее бельё · Дать совет: не переедать перед сном На ночь выпивать стакан тёплого молока с мёдом или снотворное (по назначению врача) · Беседы с родственниками и другими пациентами по палате о необходимости избегать утомительных бесед, раздражающих известий на ночь · Обучить специальным упражнениям на релаксацию, облегчающих процесс засыпания · Организовать досуг пациента для удержания его от сна в дневное время
· Самочувствие

Проблема: тревога о своём состоянии и страх инвалидизации.

Задачи План сестринских вмешательств
1.Определить тактику по отношению к врачу · Поставить врача в известность
2. Способствовать облегчению данной проблемы · Уделять достаточно времени для обсуждения проблем пациента ежедневно, акцентируя его внимание на современных средствах лечения, ознакомит пациента с литературой по данной теме · Провести беседу с родственниками о необходимости психологической поддержки пациента · Поощрять проявления внимания семьи пациента по отношению к нему без личного контакта несколько дней (передачи, письма, цветы…) · Поощрять родственников навещать его и проинформировать о должном поведении · Обеспечить консультацию психолога (психотерапевта) приём седативных по назначению врача
3. Наблюдение за функциональным состоянием · Самочувствие (степень тревожности) · Состояние сна

Проблема пациента: дефицит знаний о правилах применения антибактериальных препаратов.

План сестринских вмешательств Мотивация
1.Объяснить пациенту, что принимать лекарственные средства нужно только по назначению врача. Для предупреждения самолечения.
2. Объяснить пациенту, что нельзя самостоятельно заменять одно лекарственное средство другим, т.к. антибиотики назначаются с учетом чувствительности возбудителя. Для эффективности лечения.
3. Объяснить пациенту, что прием антибиотиков должен быть курсовым, иначе у микроорганизмов выработается устойчивость к препарату. Для эффективности лечения.
4. Объяснить пациенту важность приема препаратов в строго определенное время. Для поддержания постоянной концентрации препарата в крови и эффективности лечения.
5.Предупредить, что во время приема антибиотиков возможно развитие побочных эффектов и аллергических реакций, в этом случае необходимо срочно поставить в известность медицинский персонал. Для предупреждения нежелательных эффектов терапии и осложнений.
6. Попросить повторить всю информацию, которой Вы его обучили Для уточнения полноты усвоения знаний по данному вопросу

Сестринский диагноз: лихорадка первый период

Жалобы на дрожь в теле, озноб;

При осмотре: положение закрывшись, нездоровый блеск глаз, лицо лихорадочного больного, «гусиная кожа», бледность кожного покрова, сухие холодные конечности, тахикардия, температура выше нормы;

Сестринский диагноз: лихорадка второй период

Жалобы на сильную головную боль, жар в теле, сухость во рту, снижение аппетита, снижение отделения мочи, задержка стула;

Осмотр: положение раскрывшись, сухость кожи и слизистых, тахикардия, тахипноэ, гиперемия кожного покрова, температура стабильно удерживается на максимальном уровне;

Задачи План сестринских вмешательств
1. Определить тактику по отношению к врачу - Поставить врача в известность, при тяжёлом состоянии, высокой лихорадке – срочно вызвать - При необходимости организовать индивидуальный пост
2. Способствовать облегчению самочувствия - Постельный режим - Снять тёплую одежду, откинуть одеяло - Обеспечить диетой №13: обильное щелочное питьё, прохладные морсы, фрукты, овощи, питание дробное, исключить мясо - Обтирание кожного покрова, примочки (пузырь со льдом), влажные общие и местные обёртывания - Смазывание губ несолёным маслом, гигиенической помадой, обработка слизистых - По назначению врача жаропонижающие, антибиотики
- Контроль над уровнем сознания, при его нарушении срочно вызвать врача - Термометрия, пульс, АД - Мочеиспускание - Стул
4. Предупредить возможные осложнения: - Нарушение сознания - Задержка стула - Задержка мочеиспускания - Своевременное и качественное выполнение задач 1 - 3

Сестринский диагноз: лихорадка третий период;

Жалобы на слабость, потливость;

Осмотр: лёгкая испарина, тёплая кожа, температура снижается;

Задачи План сестринских вмешательств
1. Определить тактику по отношению к врачу - Поставить врача в известность, при тяжёлом состоянии, критическом снижении температуры - срочно вызвать - При необходимости организовать индивидуальный пост
2. Способствовать облегчению самочувствия - Постельный режим - Обеспечить свежим воздухом без сквозняков - Укрыть - Обеспечить своевременную смену нательного и постельного белья - Обеспечить питанием диета №13 с включением мяса и другой белковой пищи
3. Проводить наблюдение над функциональным состоянием - Термометрия, пульс, АД - Цвет кожного покрова
4. Предупредить возможные осложнения: - коллапс при критическом снижении температуры - Своевременное и качественное выполнение задач 1 – 3 - Контроль над соблюдением постельного режима

Проблемы пациента: кашель влажный, дефицит знаний эффективного кашля, правил кашлевой дисциплины

1. Краткосрочная цель: у пациента мокрота будет отходить легко в результате проводимых мероприятий в полном объёме через один день

Проблема: влажный кашель

Задачи План сестринских вмешательств
1. Определить тактику по отношению к врачу - Поставить в известность врача, если пациент впервые предъявляет подобные жалобы
2. Способствовать облегчению самочувствия (способствовать облегчению отхождения мокроты) - Обеспечить горячим питьём - Горячие ножные ванны - Щёлочные ингаляции - По назначению врача: муколитики, отхаркивающие, противовоспалительные, антибиотики - Обучить правилам эффективного кашля - Обучить технике дренажных положений (по 30 минут 3-4 раза в день) - Обучить правилам использования индивидуальной плевательницы
3. Наблюдение над функциональным состоянием - Термометрия - Цвет и количество мокроты

Правила кашлевой дисциплины:

Пациенту объяснить, что мокроту сглатывать нельзя;

Следует сдерживать кашель в непосредственной близости людей;

Прикрывать рот платком и отворачиваться;

Мокроту откашливать только в плевательницу;

Правила использования индивидуальной плевательницы:

Плевательница на 1\3 должна быть заполнена дезраствором;

Откашливать мокроту, не задевая её краёв;

Сразу закрывать крышкой;

Заранее готовить сменную плевательницу;

Отдавать наполненную плевательницу медсестре, которая осуществляет контроль над количеством и качественными характеристиками мокроты;

Правила эффективного кашля:

После медленного глубокого вдоха задержать дыхание на 2-3 секунды, осуществляя выдох через рот, откашляться;

Откашливать на выдохе через плотно сомкнутые губы;

Принять отхаркивающие, назначенные врачом, через 5 минут сделать ингаляцию симпатомиметика с помощью индивидуального ингалятора, занять одно из дренажных положений с активным форсированным дыханием и откашливанием мокроты на выдохе;

Правила использования индивидуального ингалятора с симпатомиметиком:

Приготовьте ингалятор с лекарственным веществом (сальбутамол, беротек).

Предложите пациенту:

· Снять с баллончика защитный колпачок

· Сесть или встать, голову запрокинуть, ингалятор встряхнуть, взять вверх дном

· Сделать глубокий выдох через рот

· Охватить губами мундштук ингалятора

· Нажать на дно ингалятора, одновременно делая вдох через рот

· Задержать дыхание на 5-10 секунд

· Извлечь мундштук изо рта, плотно сомкнуть губы

· Сделать выдох через нос

· Надеть на мундштук защитный колпачок

Примечание:

· Если пациент пользуется ингаляционным симпатомиметиком, ему следует объяснить, что количество доз аэрозоля определяется врачом (не более 2-х с интервалом 1-10 минут)

· Ингаляцию следует начинать только в начале приступа удушья

· Ингалятором можно пользоваться не более 3-4 раз в сутки.


Проблема: сухой кашель

Жалобы на кашель без отделения мокроты;

Осмотр: кашлевые толчки одиночные или приступообразный кашель с выражением страдания на лице;

Кашель сложный рефлекс, задача которого состоит в очищение дыхательных путей. Благодаря кашлю дыхательные пути избавляются от раздражающих веществ, слюны или инородных тел, которые могли попасть туда при вдохе (аспирация), а также секрета, фрагментов клеток и микроорганизмов, секретируемых тканью легких или клетками бронхиального дерева. Кашель может быть непроизвольным как реакция на попадание инородного тела (в том числе фрагментов пищи) или произвольным как осознанное действие, призванное очистить гортань от слизи.

Как БАС влияет на силу кашля

Поддержание чистоты дыхательных путей имеет первостепенное значение, и кашлевой рефлекс служит основным средством для этого. Поскольку БАС приводит к снижению силы мышц, способность человека произвольному и непроизвольному кашлю также нарушается. К основным мышцам, обеспечивающим вентиляцию легких, относятся диафрагма, межреберные мышцы и мышцы шеи. Кроме того, при БАС также могут быть поражены мышцы области рта и горла (бульбарные), ответственные за голос и глотание, что приводит к невозможности закрытия, открытия и защиты голосовой щели, располагающейся между голосовыми связками.

Кашель включает три фазы:

  1. вдох;
  2. форсированный выдох при закрытой голосовой щели;
  3. открытие надгортанника с резким выходом воздуха из гортани, обычно сопровождающееся характерным звуком.

В каждой из этих фаз задействованы определенные мышцы:

  • диафрагма и межреберные мышцы в фазе вдоха;
  • мышцы горла при закрытии голосовой щели, при этом диафрагма и мышцы груди создают повышенное давление;
  • при открытии голосовой щели за счет силы, создаваемой изгоняемым воздухом, из дыхательных путей удаляются твердые частицы и секрет.

Кашель предназначен для защиты дыхательных путей от частиц пищи, жидкостей или секрета, другими словами он нужен, чтобы пища «не попала не в то горло». Кашель также способствует очищению нижних дыхательных путей от скопления секрета в альвеолах, что является условием адекватного обмена кислорода и углекислого газа между легкими и кровью. Глубокое дыхание и кашель способствуют поддержанию адекватной вентиляции легких. Поддержание чистоты дыхательных путей снижает риск пневмонии.

Люди с БАС часто испытывают проблемы с поддержанием достаточной силы кашля в связи с невозможностью сделать глубокий вдох и слабым выдохом, а также слабостью мышц, участвующих в акте глотания. Снижение двигательной активности или поступления жидкости может стать причиной нарушения поверхностного дыхания и сгущения секрета. В этом случае для очистки дыхательных путей требуется больше усилий.

Техники откашливания

Существуют техники, с помощью которых можно добиться более глубокого вдоха и большей силы кашля. Одно упражнение заключается в том, что человек с БАС производит серию коротких вдохов до полного расправления легких с последующим резким выдохом, сопровождающимся кашлем. В другом случае помогает ухаживающий.

Третья методика механическая гиперинфляция легких. Она имеет сходства с предыдущей, однако в отличие от первого способа подразумевает использование мешка Амбу и маски или мундштука для достижения глубокого вдоха. Ухаживающий может помочь человеку с БАС в использовании данных приспособлений.

Автоматические инсуффляторы-эксуффляторы (откашливатели) Philips Cough Assist™ или Hill-Rom Vital Cough™ эффективны при недостаточной силе кашля. Создавая положительное давление, устройство через мундштук или маску обеспечивает глубокий вдох, после чего переключаясь на отрицательное давление, симулирует нормальный кашель и позволяет переместить секрет вверх по дыхательным путям.

Придание определенного положения человеку с БАС, когда он спит или сидит, а также соблюдение диеты и использование техник безопасного глотания позволяет уменьшить нагрузку на дыхательные мышцы, затрачиваемую на поддержание адекватного дыхания и чистоты дыхательных путей. С помощью лекарственных средств и физиотерапевтических процедур можно добиться снижения секреции желез ротовой полости и бронхов, а использование аппаратных средств для вспомогательного дыхания поможет в поддержании адекватного объема легких.

Проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом для получения дополнительной информации о том, как снизить нагрузку на дыхательные мышцы, обеспечить поддержание чистоты дыхательных путей и как применять техники дыхательных или кашлевых упражнений.

Лекарственная терапия

Обезвоживание, дыхание через рот и испарение слюны способствуют накоплению густой слюны и слизи в ротовой полости и на задней стенке глотки. Это может привести к образованию густой слизи и закупорке дыхательных путей. Некоторое облегчение обеспечивают лекарства, перечисленные в таблице ниже.

Внимание! С осторожностью применять при выраженной слабости дыхательной мускулатуры.
Препарат Лекарственные формы и комментарии
Муколитики средства, которые способствую разжижению слюны. Ацетилцистеин АЦЦ таблетки или порошок
Бромлейн (bromelaine) биологически активная добавка
Таблетки папаина или Папайя-ЖКТ (или фрукт папайя) принимайте препараты, полученные из папайи, в то время дня, когда вязкая слюна беспокоит больше всего. Фермент папаин помогает сделать вязкую слюну более жидкой. Протирайте полость рта или пейте сок.
  • увеличение количества жидкости пейте больше жидкости, желательно добавлять лед;
  • сократите прием молочных продуктов;
  • употребляйте меньше кофеина и алкоголя;
  • воздержитесь от использования жидкостей для полоскания рта, содержащих алкоголь (попробуйте вместо этого раствор из 1 чайной ложки соли, 1 чайной ложки соды и 4 стаканов теплой воды);

Обучение пациента только тогда может быть эффективным, когда знает и понимает значимость каждого этапа обучения. Процесс обучения, как и сестринский процесс , состоит из пяти этапов.

Этапы обучение пациента:

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения пациента.

3. Определение целей обучения пациента, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения пациента медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки - интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: в познавательной сфере,
психологической сфере, эмоциональной сфере.
В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.

После определения целей обучения пациента медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время и продолжительность обучения.

Содержание обучения пациента может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни пациента .
Медицинская сестра должна привлекать пациента к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние.

4. Реализация плана обучения пациента. Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен
(плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение
лучше отложить.
Для успешного обучения пациента можно использовать следующие методы:
демонстрация - медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, определение ЧДД , использование костылей, инъекции , измерение артериального давления и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
консультирование - медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
разыгрывание ролей - очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой
обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.
Схема обучения состоит из пяти этапов:
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения пациента необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос - ответ», подчеркивать информацию, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения пациента. После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.

Понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения пациента, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.

Для оценки возможности пациента удовлетворять потребность в нормальном дыхании (обеспечение достаточным количеством кислорода) сестра должна уметь собрать как субъективную информацию, так и провести объективное обследование пациента.

Дыхание характеризуется частотой (в норме16 – 20 дыхательных движений в мин), глубиной (в норме – не глубокое, но и не поверхностное, можно сказать – удовлетворительно поверхностное ) и ритмом ( в норме ритмичное ).

Наиболее частыми признаками, свидетельствующими о недостаточном обеспечении организма человека кислородом, являются одышка, кашель, кровохарканье, боль в грудной клетке, тахикардия.

Одышка (диспноэ) – нарушение частоты, глубины и ритма дыхания. Это субъективное ощущение затруднения дыхания. Пациент говорит, что ему «не хватает воздуха», «нечем дышать». Следует обязательно уточнить, при каких обстоятельствах появляется одышка.

Одышка может быть физиологической , если она появляется после физической нагрузки или в стрессовой ситуации и патологической (при заболеваниях органов дыхания, кровообращения, головного мозга, крови и др.)

В зависимости от затруднения вдоха или выдоха дыхания различают три вида одышки:

    Инспираторная – затруднён вдох. Это бывает, например, при попадании в дыхательные пути инородного тела или любого механического препятствия.

    Экспираторная – затруднён выдох. Такой вид одышки характерен для бронхиальной астмы, когда происходит спазм бронхов и бронхиол.

    Смешанная – затруднён и вдох, и выдох. Такой вид одышки характерен для заболеваний сердца.

Если одышка резко выражена, что заставляет пациента принять вынужденное сидячее положение – такая одышка называется удушьем (асфиксия).

В зависимости от глубины дыхания может увеличиваться или уменьшаться дыхательный объём. Дыхание может быть поверхностным или глубоким.

Поверхностное дыхание часто сочетается с патологическим учащением дыхания (тахипноэ ), при этом вдох и выдох становятся короче.

Глубокое дыхание, наоборот, в большинстве случаев связано с патологическим урежением дыхания. (Одно дыхательное движение это вдох + выдох).

При резком нарушении частоты глубины и ритма дыхания возникают патологическое дыхание

ритм

вдох выдох

Нормальное дыхание

Патологические типы дыхания

    Дыхание Чейна – Стокса – характеризуется постепенным нарастанием глубины дыхания

которое, достигнув максимума на 6 – 7 минуте вдоха, а потом в той же последовательности уменьшается и переходит в паузу от нескольких секунд до 1 мин. Наблюдается при заболеваниях мозга, тяжёлых расстройствах кровообращения, при комах и отравлениях наркотиками.

    Дыхание Биота – ритмичные глубокие дыхательные движения чередующиеся через равные промежутки времени остановкой дыхания (от нескольких минут до 30 секунд).

остановка дыхания

    Волнообразное дыхание Грокка – колебания глубины дыхания, как и при дыхании Чейна – Стокса, но вместо дыхательных пауз отмечается слабое поверхностное дыхание.

    «Большое дыхание Куссмауля» – ритм дыхания не нарушен, но значительно изменена глубина дыхания – глубокое и шумное дыхание, один из видов гематогенной одышки. Возникает при диабетической, печёночной и других комах вследствие накопления в крови ядовитых кислых продуктов в результате нарушения обмена веществ. Может возникнуть при кровоизлиянии в мозг (центрогенная одышка).

Запомните !

При появлении у пациента любого из этих типов патологического дыхания следует немедленно вызвать врача! Это может привести к апноэ (остановке дыхания)!

Гастингс – характеризуется редкими, нерегулярными по глубине и частоте вдохами.

Кашель – защитно-рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты и инородных тел. кашлевой толчок – это форсированный звучный выдох. Кашель может быть сухим , без выделения мокроты, и влажным , с выделением мокроты.

Существует еще и лающий кашель – самый тяжелый кашель, встречается при коклюше, ларингите, отёке гортани и др.

Мокрота – патологический секрет дыхательных путей. Мокрота может выделяться при кашле в различном количестве и различного качества. По консистенции – густая, жидкая, пенистая; по цвету – прозрачная, жёлто-зелёная, с кровью; по запаху – без запаха, зловонная, гнилостная. Следует знать, что эффективность кашля зависит от нескольких факторов:

    текучести мокроты;

    способности пациента сделать глубокий вдох и сжать лёгкие, чтобы повысить в них давление.

При повреждении нервных центров, мышечной слабости, парезе кишечника, болевом синдроме, наличие интубационной трубки или трахеостомы, а также не смыкании голосовых связок очистка лёгких с помощью кашля не возможна.

Кровохарканье – выделение крови или мокроты с кровью во время кашля.

Боли в грудной клетке возникают, обычно, при вовлечении в патологический процесс лепестков плевры. Следует уточнить у пациента:

    локализацию болей;

    интенсивность и характер боли;

    причину усиления или уменьшения боли (например, пациент лежит на больном боку – так ему легче, так как реже кашель или прижимает больной бок рукой).

Запомните!

Признаками любой (по локализации) боли могут быть:

    выражение лица (гримасы, стиснутые зубы, наморщенный лоб, крепко зажмуренные или широко раскрытые глаза, крепко стиснутые зубы или широко раскрытый рот, прикусывание губ и т.д.);

    телодвижения (беспокойство, неподвижность, напряжение мышц, непрекращающееся движение вперёд - назад, почёсывания, движения, защищающие болезненную часть тела и т.д.);

    социальные взаимодействия (избегание разговоров и социальных контактов, осуществление только тех форм активности, которые облегчают боль, сужение круга интересов).

Курение , особенно в течение продолжительного времени и большого количества сигарет, ведёт к развитию хронических обструктивных заболеваний лёгких и раку лёгких. Эти заболевания приводят ухудшению обеспечения организма кислородом, т. е. нарушают потребность в нормальном дыхании.

Эта потребность может быть не удовлетворена и при неблагоприятной окружающей среде (загазованность, запылённость, табачный дым и т. д.).

Оценивая состояние пациента, необходимо обратить внимание на положение пациента в постели (например, вынужденное положение сидя – «ортопноэ»,вынужденное положение на больном боку, ввысоке положение Фаулера) и на цвет кожных покровов и слизистых (цианоз).

Оценивая потребность в нормальном дыхании, необходимо определить частоту, глубину и ритм дыхания.

В норме дыхательные движения ритмичны. Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16 – 20 в минуту, причем у женщин она на 2 – 4 дыхания больше, чем у мужчин. В положении лежа число дыханий обычно уменьшается (до 14 – 16 в мин.), а в вертикальном положении – увеличивается (18 – 20 в мин).

Поверхностное дыхание обычно наблюдается в покое, а при физическом или эмоциональном напряжении оно более глубокое.

В тех случаях, когда потребность в дыхании не удовлетворена вследствие какого-то острого заболевания и острой дыхательной недостаточности (ОДН), при оценке состояния пациента можно выявить ряд характерных признаков.

Одним из признаков ОДН является тахипноэ (учащенное дыхание) до 24 и более в мин. Изменяется поведение человека: появляется беспокойство, иногда эйфория, многословие, возбуждение. Многословие порождено страхом. Говорить на фоне учащения дыхания всегда очень трудно. В высокой степени ОДН человек постепенно утрачивает сознание и впадает в кому.

Запомните!

Пациент с острой дыхательной недостаточностью нуждается в экстренной помощи всех членов медицинской бригады!

Изменяется и цвет кожных покровов. Чаще всего развивается цианоз , но ещё более опасной является серая бледность , так называемый « землистый цвет холодной, покрытой липким потом кожи».
    1. Проблемы пациента при нарушении дыхания

Проблемы пациента могут быть связаны с:

    незнанием, неумением, нежеланием или невозможностью занять положение, уменьшающее одышку или боль;

    нежеланием выполнять дыхательные упражнения регулярно;

    неумением использовать плевательницу;

    неумением использовать ингалятор;

    снижением физической активности из-из одышки или боли;

    страхом смерти от удушья;

    необходимостью отказа от курения;

    снижением аппетита из-за мокроты с неприятным запахом;

    непониманием необходимости регулярного приёма назначенных врачом лекарственных средств и др.

    1. Определение целей сестринского ухода

Обсуждая вместе с пациентом план предстоящего ухода в связи с неудовлетворением потребности в нормальном дыхании, следует предусмотреть достижение одной или нескольких целей:

    пациент будет знать и сможет занять положение, облегчающее дыхание;

    у пациента сохранится физическая активность, необходимая для ухода;

    пациент сможет самостоятельно пользоваться ингалятором или плевательницей;

    пациент принимает лекарственные средства в соответствии с назначением врача;пациент;

    пациент бросит курить (уменьшит количество выкуриваемых в день сигарет);

    пациент (родственники) знает приёмы самопомощи при приступе удушья;

    пациент знает меры, уменьшающие дискомфорт, связанный с отхаркиванием мокроты; и др.

1.4. Сестринский уход

Положение пациента в постели с приподнятым изголовьем кровати или использование 2-3 подушек позволит значительно улучшить дыхание.

Различные виды дренирующего положения улучшают отхождение мокроты, а значит способствуют выздоровлению.

Постуральный дренаж (дренирующее положение) будет стимулировать естественное отхождение мокроты только в случае долгого нахождения пациента в определённом положении. Постуральный дренаж назначается врачом, а выполняется под наблюдением и выполнением сестры. Сестра обязана объяснить пациенту важность такого положения. Существует несколько позиций, применяемых для опорожнения различных сегментов лёгких.

Положения тела для дренирования легочных сегментов

Доли и сегменты лёгкого

Положение тела

Верхние доли

Апикальный

Лежа на спине, голова наклонена вперёд (30°)

Передний

Лёжа на спине без подушки, валик под коленными суставами

Задний

Сидя, наклонившись вперёд, уживота валик

Средние доли

Справа:

латеральный и медиальный

Слева:

верхнеязычковый и нижнеязычковый

Лежа на противоположном боку, голова опущена на 30°, пораженная сторона слегка отклонена назад

20° колени согнуты

Нижние доли

Верхний

Лежа на животе, под таз подложена подушка

Переднебазальный

Лежа на спине, голова опущена на 30°, колени согнуты

Базально-латеральный

Лежа на животе, голова опущена, поражённая сторона слегка приподнята, бёдра на валике

Заднебазальный

Лежа на животе, голова опущена, таз приподнят

Следует сказать, что постуральный дренаж (осушение полостей с помощью положения тела) наиболее эффективен в сочетании с другими методами стимуляции естественного отхождения и искусственного удаления мокроты, выполняемыми другими, специально обученными специалистами. При этом необходимо учитывать, что некоторые из них, например вибрационный массаж, в период пребывания пациента в дренирующем положении значительно улучшает отхождение мокроты.

Положение на больном боку позволит уменьшить болевые ощущения и дыхание станет более глубоким.

Обучение пациента «технике кашля» позволит ему наиболее эффективно откашливать мокроту. Один из способов:

    сделать медленный глубокий вдох;

    задержать дыхание на 2 сек.;

    открыть рот и откашляться во время выдоха.

Обучение определённым дыхательным приёмам также направлено на улучшение удовлетворение потребности пациента в нормальном дыхании. Один из таких приёмов заключается в том, что пациент выдыхает сквозь сжатые губы, при этом выдох удлиняется. При такой технике дыхания пациенты легче откашливают мокроту, так как кашель становится более эффективным.

По назначению врача сестра проводит оксигенотерапию (терапия кислородом). Кислород является необходимым компонентом в процессе дыхания и газообмена, поэтому при кислородной недостаточности он используется как лекарство с целью заместительной терапии.

Запомните!

Как любое лекарство, принятое в избыточной дозе, кислород может стать ядом. Концентрацию, скорость, и продолжительность определяет врач.

Одним из наиболее распространенных методов оксигенотерапии является ингаляции кислорода. Независимо от вида используемого ингалятора и метода подачи кислорода необходимо обязательно увлажнять вдыхаемые кислородные смеси, а в некоторых случаях желательно их ещё согревать (при осуществлении оксигенотерапии через интубационную или трахеостомическую трубу).

Наиболее комфортным для пациента является способ ингаляции через носовую вилкообразную канюлю, поскольку в данном случае пациент имеет возможность говорить, кашлять, пить и есть. Но следует помнить, что если не применяются специальные методы увлажнения, у пациента может быть выраженная сухость носовой полости. Лицевая маска обеспечивает лучшее увлажнение дыхательной смеси, но создаёт значительный дискомфорт и требует перерыва оксигенотерапии для удаления мокроты, приёма пищи, общения.

Дискомфорт, создаваемый лицевой маской, проявляется значительной отрыжкой, поскольку пациент «закладывает» дыхательную смесь. Возникающая в результате оксигенотерапии через лицевую маску, является грозным симптомом, так как может послужить аспирации рвотными массами и, и как следствие - асфиксии (остановки дыхания).

По-прежнему используется способ оксигенотерапии через носовой катетер, имеющий те же преимущества, что и носовая канюля, но создающий определённый дискомфорт пациенту.

Пациент должен чётко представлять себе цели лекарственной терапии, которую сестра осуществляет по назначению врача.

    1. Оценка сестринского ухода

В процессе реализации плана ухода сестра осуществляет текущую и итоговую оценку эффективности сестринского вмешательства. Если вмешательства, направленные на увеличение возможности пациента удовлетворить его потребность в нормальном дыхании оказались малы или неэффективны, следует изменить характер вмешательств, согласовав их с лечащим врачом.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top