Морфологический разбор имён прилагательных обычно не вызывает особых вопросов и трудностей. Прилагательные имеют всего один постоянный морфологический признак - разряд, хотя определить его не всегда просто, и несколько непостоянных (число, род, падеж).
Прежде чем приступить к разбору, давайте вспомним свойства разрядов прилагательных. Без учёта лексического значения определить разряд можно с ошибкой, потому что многие прилагательные в контексте приобретают переносное значение.
Например: качественные становятся относительными (лёгкий пух - лёгкая атлетика), относительные - качественными (серебряная ложка - серебряный голос), а притяжательные - качественными и относительными (собачья конура - собачья шуба, собачий холод).
У каждого разряда прилагательного есть свои отличительные признаки. Рассмотрим характеристику качественных прилагательных. Они обозначают признак предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, образуют степени сравнения, имеют краткую форму (близкий - ближе, более близкий, самый близкий, ближайший; близок, близка, близко, близки), синонимы и антонимы. Их узнают по сочетаниям с наречиями меры и степени (слишком близкие, очень близкие), по наличию приставки НЕ- (неблизкий), по образованию сложных слов путём повтора (близкий-близкий).
Не все эти характеристики могут проявляться сразу, некоторые отсутствуют, к примеру, у прилагательных, обозначающих цвета (жёлтый, коричневый), нет форм сравнения. Даже если прилагательное обладает не всеми этими свойствами, оно считается качественным.
Нельзя забывать о том, что некоторые качественные прилагательные не имеют либо полной, либо краткой формы, и тогда этот признак является постоянным (чужой, рад). Есть ещё группа несклоняемых слов: кофе мокко, музыка ретро, волна цунами, юбка беж. Напомним, что прилагательные в краткой форме отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? и выполняют функцию составного именного сказуемого.
Относительные прилагательные, как и качественные, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?. Они обозначают материал, из которого сделан предмет, пространственные и временные признаки (плюшевый мишка, спортивный костюм, пришкольный участок, зимний день).
Словосочетания с относительными прилагательными имеют синонимы: мишка из плюша, костюм для спорта, участок при школе, день зимы. Узнать относительные прилагательные можно по суффиксам -АН-, -ЯН-, -ОНН-, -ЕНН-, -Н-, -СК- (кожаный диван, серебряная ваза, авиационный полк, торжественное заседание, барабанный бой, московский дворик). Не найти у относительных прилагательных степени сравнения и краткой формы.
Бывает трудно различить разряды прилагательных с суффиксов -СК-. Рассуждать нужно так: «пушкинские места» имеют отношение к жизни и творчеству А.С. Пушкина, это относительное прилагательное, «пушкинский роман» написан А.С. Пушкиным и принадлежит только ему, это притяжательное прилагательное.
Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность к лицу или животному, отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?, имеют узнаваемые суффиксы -ОВ-, -ЕВ-, -ИН-, -ИЙ, -Й- (отцов кабинет, тестев характер, кошкин дом, куриная печень, рыбий хвост, заячьи уши). Эта группа прилагательных может иметь краткую форму: лосиные следы - папины муки, моржовые - крокодиловы слёзы. К слову сказать, качественные в краткой форме не склоняются, а притяжательные, наоборот, имеют категорию падежа: Плещеево озеро (Им.п.) - у Плещеева озера (Р.п.).
Определить степень сравнения нетрудно: исходная форма называется положительной, простая форма сравнительной и превосходной степеней имеет суффиксы -ЕЕ-, -ЕЙ-, -Е-, -ШЕ- (слабее, смелей, слаще, тоньше) и -АЙШ-, -ЕЙШ- (ближайший, скорейший), а также приставку НАИ- (наилучший). Для составной сравнительной и превосходной используются частицы наречного происхождения более-менее (более высокий, менее сильный), самый, наиболее-наименее (самый высокий, наиболее высокий, наименее сильный).
Не забудьте, что простая сравнительная форма не изменяется по родам, числам, падежам и не согласуется с определяемым существительным или местоимением. Она всегда является частью составного именного сказуемого, в особых случаях несогласованным определением. Составная сравнительная и превосходная степень может быть употреблена и в полной, и в краткой форме (более крепкий - более крепок, наиболее крепкий - наиболее крепок).
Приступим к анализу прилагательных. Во-первых, отметим, что любое прилагательное всегда обозначает признак предмета. Выписываем прилагательное с тем словом, от которого оно зависит или с которым связано по смыслу и грамматически. Во-вторых, начальная форма - это именительный падеж единственного числа мужского рода. В-третьих, прилагательные могут выполнять роль согласованного определения (полные формы, составная сравнительная и превосходная степени) и именной части сказуемого.
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- разряд.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной или краткой форме (только у качественных и некоторых притяжательных),
- сравнительной или превосходной степени (только у качественных),
- числе (нет в простой сравнительной форме),
- роде (нет во множественном числе и у простой сравнительной форме),
- падеже (нет в краткой форме у качественных, в простой сравнительной форме).
3. Синтаксическая роль прилагательного (согласованное определение, составное именное сказуемое).
Выберем прилагательные для морфологического разбора из повести Веры Инбер «Как я была маленькой». Сначала разберём качественные прилагательные, затем относительные и, наконец, притяжательные.
Образцы разбора имён прилагательных
По сторонам дороги шепчутся зелёные колосья: они пожелтеют ещё не скоро.
1. Зелёные (колосья) - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): зелёный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- положительной степени,
- мн.ч.,
- Им.п.
3. колосья (какие?) зелёные (согласованное определение).
Лицо у скрипача было худое , неспокойное, глаза тёмные.
1. (Было) худое (лицо) - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): худой
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- положительной степени,
- ед.ч.,
- ср.р.,
- Им.п.
3. Лицо было (какое?) худое (составное именное сказуемое).
Мы были очень нарядны .
1. (Мы были) нарядны - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): нарядный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- положительной степени,
- мн.ч.
3. Были (каковы?) нарядны (составное именное сказуемое).
Снег!.. До чего же он прелестен !
1. (Он) прелестен - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): прелестный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- положительной степени,
- ед.ч.,
- м.р.
3. Он (каков?) прелестен (составное именное сказуемое).
Теперь тётя Наташа одинока .
1. (Тётя Наташа) одинока - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): одинокий
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- положительной степени,
- ед.ч.,
- ж.р.
3. Тётя Наташа (какова?) одинока (составное именное сказуемое).
Дядя Оскар лицом был похож на тётю Нашу, но только он был моложе .
1. (Он был) моложе - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): молодой
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
3. Был (каков?) моложе (составное сказуемое).
Ты разглядываешь её и видишь, что у неё тончайший узор.
1. (Узор) тончайший - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): тонкий
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- простой превосходной степени,
- ед.ч.,
- м.р.,
- В.п.
3. Узор (какой?) тончайший (согласованное определение).
Отражаясь в нём, самые красивые вещи казались уродливыми.
1. (Вещи) самые красивые - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): красивый
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- мн.ч.,
- И.п.
3. Вещи (какие?) самые красивые (согласованное определение).
Пальцы на руках самые обыкновенные .
1. (Пальцы) самые обыкновенные - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): обыкновенный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- составной превосходной степени,
- мн.ч.,
- И.п.
3. Пальцы (какие?) самые обыкновенные (составное именное сказуемое).
А вот и низенький бабушкин домик с глиняной завалинкой, с мальвами у крыльца.
1. (С завалинкой) глиняной - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): глиняный
Постоянные (П.п.):
- относительное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед.ч,
- ж.р.,
- Т.п.
3. С завалинкой (какой?) глиняной (согласованное определение).
Песок сыпался из одного стеклянного пузырька в другой, на это уходило полчаса.
1. (Из пузырька) стеклянного - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): стеклянный
Постоянные (П.п.):
- относительное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед.ч.,
- м.р.,
- Р.п.
3. Из пузырька (какого?) стеклянного (согласованное определение).
А вот и низенький бабушкин домик с глиняной завалинкой, с мальвами у крыльца.
1. (Домик) бабушкин - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): бабушкин
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- ед.ч.,
- м.р.,
- И.п.
3. Домик (какой?) бабушкин (согласованное определение).
Мы едем спокойно и так долго, что успеваем вздремнуть, привалившись справа и слева к маминому плечу.
1. (К плечу) маминому - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): мамин
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- ед.ч.,
- ср.р.,
- Д.п.
3. К плечу (какому?) маминому (согласованное определение).
Он схватил со стола салфетку, сложил кончик, как заячье ушко, подсунул его под иголку и проворно завертел ручку колеса.
1. (Ушко) заячье - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): заячий
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- ед.ч.,
- ср.р.,
- И.п.
3. Ушко (какое?) заячье (входит в состав обособленного обстоятельства, выраженного сравнительным оборотом).
Кроме тряпок, была у меня ещё метёлочка из куриных перьев.
1. (Из перьев) куриных - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): куриный
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- мн.ч.,
- Р.п.
3. Из перьев (каких?) куриных (согласованное определение).
Самые распространённые формы имён прилагательных мы рассмотрели. А теперь пора перейти к более сложным примерам. Выполните морфологический разбор указанных прилагательных. Если возникнут вопросы, воспользуйтесь самопроверкой.
Я рад 3 всему, что вижу.
Чем проще слово, тем более оно точно 3 .
Все лошади в полку были вороными 3 .
Он надел рубашку цвета хаки 3 .
Нигде не найдёте варенья вкуснее 3 .
Утиный 3 выводок держится вместе и после того, как молодые начнут летать.
Мне нравился её бронзовый 3 загар.
У меня всегда появляется волчий 3 аппетит от волнения.
Проливной дождь меня не испугал.
Наиболее внимателен 3 был Петя.
Он скоро попал на родной 3 аэродром.
Она выбрала более трудное 3 дело.
САМОПРОВЕРКА
Я рад 3 всему, что вижу.
1. (Я) рад - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): рад
Постоянные (П.п.):
- качественное,
- краткая форма.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед.числа,
- м.рода.
3. Я (каков?) рад (составное именное сказуемое).
Слово «рад» не имеет степеней сравнения и не изменяется по падежам.
Чем проще слово, тем более оно точно 3 .
1. (Оно) более точно - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): точный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- составной сравнительной степени,
- ед.числе,
- ср.роде.
3. Оно (каково?) более точно (составное именное сказуемое).
Форма «более точно» не изменяется по падежам.
Все лошади в полку были вороными 3 .
1. (Лошади были) вороными - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): вороной
Постоянные (П.п.):
- качественное,
- полная форма.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- мн.числа,
- Т. падежа.
3. Лошади были (каковы?) вороными (составное именное сказуемое).
Слово «вороной» всегда в полной форме и не имеет степеней сравнения.
Он надел рубашку цвета хаки 3 .
1. (Цвета) хаки - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): хаки
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
- неизменяемое слово.
3. Цвета (какого?) хаки (несогласованное определение).
Нигде не найдёте варенья вкуснее 3 .
1. (Варенья) вкуснее - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): вкусный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- простой сравнительной степени.
3. Варенья (какого?) вкуснее (несогласованное определение).
Слово «вкуснее» не имеет полной или краткой формы, а также числа, рода и падежа.
Утиный 3 выводок держится вместе и после того, как молодые начнут летать.
1. (Выводок) утиный - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): утиный
Постоянные (П.п.):
- притяжательное в значении относительного.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- И.п.
3. Выводок (какой?) утиный (согласованное определение).
Мне нравился её бронзовый 3 загар.
1. (Загар) бронзовый - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): бронзовый
Постоянные (П.п.):
- относительное в значении качественного.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- В.п.
3. Загар (какой?) бронзовый (согласованное определение).
У меня всегда появляется волчий 3 аппетит от волнения.
1. (Аппетит) волчий - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): волчий
Постоянные (П.п.):
- притяжательное в значении качественного.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- В.п.
3. Аппетит (какой?) волчий (согласованное определение).
Проливной 3 дождь меня не испугал.
1. (Дождь) проливной - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): проливной
Постоянные (П.п.):
- качественное,
- полная форма.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- И.п.
3. Дождь (какой?) проливной (согласованное определение).
Наиболее внимателен 3 был Петя.
1. (Петя был) наиболее внимателен - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): внимательный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- краткой форме,
- составной превосходной степени,
- ед. числе,
- м.роде.
3. Петя был (каков?) наиболее внимателен (составное именное сказуемое).
Он скоро попал на родной 3 аэродром.
1. (На аэродром) родной - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): родной
Постоянные (П.п.):
- качественное,
- полная форма.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в форме
- ед. числа,
- м.рода,
- В.п.
3. На аэродром (какой?) родной (согласованное определение).
Она выбрала более трудное 3 дело.
1. (Дело) более трудное - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): трудный
Постоянные (П.п.):
- качественное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- составной превосходной степени,
- ед. числе,
- ср.роде,
- В.п.
3. Дело (какое?) более трудное (согласованное определение).
Вдруг он увидел, как впереди, в кустах, мелькнул рыжий лисий 3 хвост.
1. (Хвост) лисий - прилагательное, т.к. обозначает признак предмета.
2. Начальная форма (Им. п., ед.ч., м.р.): лисий
Постоянные (П.п.):
- притяжательное.
Непостоянные (Н.п.):
употреблено в
- полной форме,
- ед.ч.,
- м.р.,
- И.п.
3. Хвост (какой?) лисий (согласованное определение).
Литература
1. Вороничев О.Е. О логической основе морфологического анализа знаменательных слов / Русский язык в школе и дома. - 2008. - № 1.
2. Илюшина Л.А. О морфологическом разборе имён прилагательных, числительных, местоимений / Русский язык в школе. - 2002. - № 4.
3. Широкова Л.Н., Ерошкина Н.А. Переход прилагательных из одного разряда в другой (VI класс) / Русский язык в школе. - 2009. - № 10.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель: Познакомить с разрядами прилагательных.
Задачи:
- научить выделять отличительные признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных в их сопоставлении.
- учить самостоятельно работать с учебником, представлять коллективу новую информацию.
- развивать умение грамотно употреблять прилагательные в текстах – описаниях.
- развивать навык самоконтроля
- развивать у учащихся познавательный интерес, речь, через связанные ответы на вопросы, память, внимание, развивать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их роль в произведениях художественной литературы.
- воспитать такие нравственные качества, как аккуратность; стремление к знаниям, интерес к изучению русского языка, бережное отношение к окружающему миру.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю всем вам!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко приспосабливается к любому предмету. Какое слово разыскивается? (Имя прилагательное.)
Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой? чей?; согласуется с именем существительным.)
Свойства, которые вы назвали, общие для всех прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.
Выберите любой предмет и опишите его, используя только имена прилагательные.
Выслушиваются ответы учеников.
Вы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет? Одни обозначают качества предмета по вкусу, другие - по цвету, третьи - по внешнему виду и т.д. Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других.
3. Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, о чем идет речь?
Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема урока?
Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату и тему урока: “Морфологические признаки имени прилагательного. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные”.
Поставьте цель своей деятельности на уроке.
- Научиться различать прилагательные разных разрядов.
- Уметь доказывать принадлежность имён прилагательных к данному разряду.
- Правильно употреблять имена прилагательные в тексте.
Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Лаборатория – учреждение для проведения научных и технических опытов, исследований).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Создание проблемной ситуации. Организация исследования. Представление результатов
1. Слово учителя. Когда учёный приступает к работе, он тщательно изучает литературу по интересующей его теме. Я вас приглашаю к исследованию. Вы найдёте нужный для вашего исследования материал в учебнике. Работать будете по группам.
Задание: Каждая группа готовит рассказ об одном из разрядов прилагательных как представление результатов исследования другим группам, ответ строите по плану на слайде; данные для ответа заносите в таблицы (они у вас на столах); примеры можно взять из теоретического материала на странице 101 – 102, листах – помощника (Приложение 2).
План исследования | Разряды | ||
качественные | относительные | притяжательные | |
Свойства прилагательных: | |||
1) Значение | Отвечают на вопросы какой?. Обозначают различные качества предмета | Отвечают на вопросы какой?. Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету | Отвечают на вопросы чей?. Обозначают принадлежность предмета человеку или животному |
2) Наличие краткой формы | да | нет | нет |
3) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) | да | нет | нет |
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями очень, весьма | да | нет | нет |
5) Свойство образовывать антонимические пары | да | нет | нет |
6) Имеют особые суффиксы | - ан(ый), - ян(ый), - ск(ий), - ов(ый) | - ин(?), - ов(?), ий(?) |
2) Определение темы и цели групповых исследований
Учитель: Итак, тема исследования:
- 1-я группа – качественные прилагательные;
- 2-я группа – относительные прилагательные;
- 3-я группа – притяжательные прилагательные.
3) Выступления представителей групп учащихся о результатах поисковой работы
Данные всех групп заносятся всеми в индивидуальные таблицы.
4) Поиск сходства и отличий между прилагательными разных разрядов
– Найдите сходства и отличия в разрядах имён прилагательных.
– Обязательны ли все признаки для качественных имён прилагательных?
5) Составление алгоритма рассуждения для определения разряда прилагательных
– Попробуем составить алгоритм действий с целью определения разряда прилагательных.
1) Если сочетается со словом очень, можно подобрать антоним, значит, качественное.
2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит кому - то, значит, притяжательное.
3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.
5. Первичное закрепление.
1) Устный тренинг
Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Закрепление с целью совершенствования навыка определения разряда имен прилагательных, умения доказывать их принадлежность к данному разряду, употреблять их в речи.
Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре словосочетания каждой группе.
- 1-й – только качественные
- 2-й – только относительные
- 3-й – притяжательные
Имена прилагательные | ||
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Упражнение 833 | ||
Обидчивый ребенок | Клубничное варенье | Мамина шляпа |
Сильный ветер | Детские игрушки | Лисьи следы |
Гордый человек | Серебряная ложка | Мышиная норка |
Спортивный костюм | Меховое пальто | Собачий хвост |
Яркий свет | Деревянная ручка | Бабушкин дом |
Безобразный поступок | ||
Упражнение 834 | ||
Добрым молодцам | Ребятишки заводские | Лисий хвост |
Песок сыпучий | Отцовский дом | |
Глухой степью | Папиного детства | |
Неизвестный путь | ||
Бесконечной цепью |
На основе фрагментов из мультфильма составьте небольшой текст с использованием имён прилагательных разных разрядов.
Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи.
1. Грамматическое значение - «признак предмета».
К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?
- 2. Морфологические признаки:
- · постоянные - разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
- · изменяемые - падеж, число, в единственном числе - род.
- 3. Синтаксическая роль в предложении: у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных - определение, у кратких форм качественных прилагательных - часть составного именного сказуемого.
Морфологические признаки прилагательных
У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий - это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе - в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной - сравнительной - превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:
слаще - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания, менее сладкий - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий , сладок - краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий имеет окончание -ий.
Имя прилагательное
- это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой. какая. какое. какие. чей. чья. чьё. чьи. и обозначает признак предмета.
Постоянные:
разряд по значению: качественные, относительные, притяжательные прилагательные;
степень сравнения: сравнительная и превосходная (у качественных прилагательных);
полная или краткая форма (у качественных прилагательных).
Непостоянные:
род;
число;
падеж.
Начальная форма
- полная форма имени прилагательного в именительном падеже единственного числа мужского рода.
Прилагательные по значению могут быть качественными, относительными, притяжательными.
широко часть речи
Качественные прилагательные
называют признаки, обозначающие качества предмета:
по величине (маленький);
по возрасту (молодой);
по цвету (яркий);
по весу (легкий);
по внешнему виду (милый);
разобрать слово воет по составу
по внутренним качествам (ленивый) и др.
Качественные прилагательные могут иметь:
степени сравнения (злой - злее - самый злой);
краткую форму (зол - зла - злы);
синонимы, антонимы (сердитый, добрый);
могут образовывать наречия на -о. -е. зло (посмотрел); сложные прилагательные путем повтора: злой-презлой; отвлеченные существительные: злость.
Относительные прилагательные
называют признаки, выражающие отношение одного предмета к другому:
часть речи обдуманно
по месту (украинский язык - язык украинцев);
по материалу (хрустальный бокал - бокал из хрусталя);
по времени (прошлогодняя встреча - встреча в прошлом году);
по назначению (стиральный порошок - порошок для стирки) и др.
Не имеют степеней сравнения, краткой формы, синонимов, антонимов и т. д.
радостный разобрать слово по составу
Притяжательные прилагательные
называют признак предмета по его принадлежности какому-либо лицу или животному: отцов (инструмент), дедов (орден), медвежья (берлога), мужнин (портфель); отвечают на вопросы чей. чья. чьё. чьи.
Имеют суффиксы -ов - (-ев -), -ин - (-ын -), -ий -:
Полные прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по падежам, родам и числам:
красивая, красивой, красивый, красивое, красивые;
в предложении выполняют роль определения:
часть речи двое
Туристы совершили трудный и долгий подъём на вершину.
Краткие прилагательные
имеют окончания:
;
изменяются по родам и числам: красив - красива - красиво - красивы;
в предложении выполняет роль сказуемого:
Подъём на вершину .
Выделяют сравнительную
и превосходную степени сравнения
. Сравнительная степень сравнения делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -ее (-ей), -е, -ше (). другие основы (хороший - лучше, плохой - хуже, маленький - меньше). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: более, менее и прилагательного в полной форме (более удобный, менее интересный).
Превосходная степень сравнения также делится на простую и составную. Прилагательные простой степени сравнения состоят из одного слова, имеют суффиксы -айш- , -ейш - (,
), другие основы (хороший - луч-ший, плохой - худший, маленький - меньший). Прилагательные составной степени сравнения состоят из двух слов: самый, наиболее, наименее и прилагательное в полной форме (самый заметный, наиболее правильный, наименее заметный).
мгновение морфемный разбор
В случае твёрдого склонения основа оканчивается на твёрдый согласный:
В случае мягкого склонения основа оканчивается на мягкий согласный:
разбор слова хоккей
В случае смешанного склонения основа оканчивается на г, к, х:
1. Часть речи. Общее значение (признак предмета).
Начальная форма (полная форма И. п. ед. ч. муж. р.).
2. Постоянные морфологические признаки:
качественное;
относительное;
притяжательное.
Непостоянные морфологические признаки:
степень сравнения (у качественного прилагательного);
сотый прилагательное или числительное
число;
искусственный морфемный разбор
полная или краткая форма (у качественного прилагательного);
падеж (в полной форме);
род (в единственном числе).
3. Синтаксическая роль.
Утренний воздух тих, прозрачен и свеж.
Утренний (воздух) - прилаг.
1. Воздух (какой?) утренний (обозн. признак предмета). Н. ф. - утренний.
2. Пост. - относит.; непост. - И. п. ед. ч. муж. р.
3. .
Тих (воздух) - прилаг.
1. Воздух (каков?) тих (обозн. признак предмета). Н. ф. - тихий.
2. Пост. - качеств.; непост. - в крат. ф. ед. ч. муж. р.
3. . ?
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель:
Познакомить с разрядами
прилагательных.
Задачи:
- научить выделять отличительные признаки
качественных, относительных и притяжательных
прилагательных в их сопоставлении. - учить самостоятельно работать с учебником,
представлять коллективу новую информацию. - развивать умение грамотно употреблять
прилагательные в текстах – описаниях. - развивать навык самоконтроля
- развивать у учащихся познавательный интерес,
речь, через связанные ответы на вопросы, память,
внимание, развивать умения находить имена
прилагательные в тексте, определять их роль в
произведениях художественной литературы. - воспитать такие нравственные качества, как
аккуратность; стремление к знаниям, интерес к
изучению русского языка, бережное отношение к
окружающему миру.
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда – за работу!
Удачи желаю всем вам!
2. Актуализация знаний и фиксация
затруднений в деятельности.
– Внимание! Розыск! Пропало слово! Особые
приметы: отзывается на вопросы какой? чей?; легко
приспосабливается к любому предмету. Какое слово
разыскивается? (Имя прилагательное.)
– Как вы догадались? (Отвечает на вопросы какой?
чей?; согласуется с именем существительным.)
– Свойства, которые вы назвали, общие для всех
прилагательных. А сейчас посмотрите на экран.
Выберите любой предмет и опишите его, используя
только имена прилагательные.
Выслушиваются ответы учеников.
– Вы заметили, что имена прилагательные
по-разному характеризуют предмет? Одни
обозначают качества предмета по вкусу, другие –
по цвету, третьи – по внешнему виду и т.д. Значит,
кроме общих признаков, по которым имена
прилагательные отличаются от слов других частей
речи, есть признаки, по которым одни
прилагательные отличаются от других.
3. Постановка учебной задачи.
– Как вы думаете, о чем идет речь?
Вот о них-то мы сегодня и поговорим. Какая тема
урока?
Запишите в маршрутном листе (Приложение 1) дату
и тему урока: “Морфологические признаки имени
прилагательного. Качественные, относительные и
притяжательные имена прилагательные”.
– Поставьте цель своей деятельности на уроке.
- Научиться различать прилагательные разных
разрядов. - Уметь доказывать принадлежность имён
прилагательных к данному разряду. - Правильно употреблять имена прилагательные в
тексте.
– Я приглашаю вас за знаниями в лингвистическую
лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория?
(Лаборатория – учреждение для проведения
научных и технических опытов, исследований).
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Создание проблемной ситуации. Организация
исследования. Представление результатов
1. Слово учителя. Когда учёный приступает к
работе, он тщательно изучает литературу по
интересующей его теме. Я вас приглашаю к
исследованию. Вы найдёте нужный для вашего
исследования материал в учебнике. Работать
будете по группам.
Задание:
Каждая группа готовит
рассказ об одном из разрядов прилагательных как
представление результатов исследования другим
группам, ответ строите по плану на слайде; данные
для ответа заносите в таблицы (они у вас на
столах); примеры можно взять из теоретического
материала на странице 101 – 102, листах – помощника
(Приложение 2).
План исследования | Разряды | ||
качественные | относительные | притяжательные | |
Свойства прилагательных: | |||
1) Значение | различные качества предмета | Отвечают на вопросы какой?. Обозначают признак предмета через его отношение к другому предмету | Отвечают на вопросы чей?. Обозначают принадлежность предмета человеку или животному |
2) Наличие краткой формы | да | нет | нет |
3) Способность проявлять признак в большей или меньшей степени (наличие степеней сравнения) | да | нет | нет |
4) Наличие возможности сочетаться с наречиями очень, весьма | да | нет | нет |
5) Свойство образовывать антонимические пары | да | нет | нет |
6) Имеют особые суффиксы | – ан(ый), – ян(ый), – ск(ий), – ов(ый) | – ин(?), – ов(?), ий(?) |
2) Определение темы и цели групповых
исследований
Учитель: Итак, тема исследования:
- 1-я группа – качественные прилагательные;
- 2-я группа – относительные прилагательные;
- 3-я группа – притяжательные прилагательные.
3) Выступления представителей групп
учащихся о результатах поисковой работы
Данные всех групп заносятся всеми в
индивидуальные таблицы.
4) Поиск сходства и отличий между
прилагательными разных разрядов
– Найдите сходства и отличия в разрядах имён
прилагательных.
– Обязательны ли все признаки для качественных
имён прилагательных?
5) Составление алгоритма рассуждения для
определения разряда прилагательных
– Попробуем составить алгоритм действий с
целью определения разряда прилагательных.
1) Если сочетается со словом очень, можно
подобрать антоним, значит, качественное.
2) Если отвечает на вопрос чей? и принадлежит
кому – то, значит, притяжательное.
3) Если ни то, ни другое не подходит, но есть
суффиксы –ан, -ян, -ск, значит, относительное.
5. Первичное закрепление.
1) Устный тренинг
Холодный чай, стеклянный шар, бабушкин платок
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону.
Закрепление с целью совершенствования навыка
определения разряда имен прилагательных, умения
доказывать их принадлежность к данному разряду,
употреблять их в речи.
Упражнение 833, страница 102. Выписать по четыре
словосочетания каждой группе.
- 1-й – только качественные
- 2-й – только относительные
- 3-й – притяжательные
Имена прилагательные |
||
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Упражнение 833 | ||
Обидчивый ребенок | Клубничное варенье | Мамина шляпа |
Сильный ветер | Детские игрушки | Лисьи следы |
Гордый человек | Серебряная ложка | Мышиная норка |
Спортивный костюм | Меховое пальто | Собачий хвост |
Яркий свет | Деревянная ручка | Бабушкин дом |
Безобразный поступок | ||
Упражнение 834 | ||
Добрым молодцам | Ребятишки заводские | Лисий хвост |
Песок сыпучий | Отцовский дом | |
Глухой степью | Папиного детства | |
Неизвестный путь | ||
Бесконечной цепью |
На основе фрагментов из мультфильма составьте
небольшой текст с использованием имён
прилагательных разных разрядов.