Практикум по общей психологии. Практикум по общей психологии Приблизительный поиск слова

Практикум по общей психологии. Практикум по общей психологии Приблизительный поиск слова
ББК 88.4 Рецензенты:

П 78 член-корр. РАО, д. псх. н., проф. В. И. Панов, д. псх. н., проф. А. Б. Леонова


Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 01-06-85006 а/у
Авторы: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров
П78 Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.
ISBN 5-9268-0288-1
Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний предназначено студентам, аспирантам, практическим психологам и специалистам, интересующимся проблемами психических состояний .

Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу «Психология психических состояний». Основная цель пособия – дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях, так и в профессиональной деятельности психолога.

Пособие снабжено глоссарием психических состояний.
© Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров,

ISBN 5-9268-0288-1

© Издательство «Речь», 2004

© П. В. Борозенец, обложка, оформление, 2004


Тема I. Методы изучения психических состояний 10

Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний 15

Занятие 1. Самооценка психического состояния

по шкалированному признаку состояний. Самоотчет 18

Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического

состояния 19

Оценка функционального состояния «САН» 19

Шкала-градусник 21

Тест-опросник «Оценка настроения» 21

Качество жизни 23

Занятие 3. Определение доминирующего и актуального

психического состояния 34

Методика определения доминирующего состояния 34

Опросник ДС (полный вариант) 45

Опросник ДС (краткий вариант) 48

Опросник «Актуальное состояние» (АС) 62

Занятие 4. Реконструкция субъективного семантического

пространства психических состояний 74

Занятие 5. Построение рельефа психического состояния 80

Методика «Рельеф психического состояния» 80

Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта 87

Анкета «Причины эмоционального дискомфорта» 87

Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке


(тревога, агрессия, фрустрация, нервно-психическое напряжение, депрессия, дистимия,
одиночество, эмоциональное выгорание, уверенность/неуверенность, интерес и др.) 92

Синдром эмоционального выгорания В. Бойко 92

Профессиональное выгорание 105

Исследование синдрома отключения 106

Опросник на «выгорание» МВ1 107

Шкала нервно-психического напряжения 110

Диагностика состояния стресса 115

Тест «Степень напряженности» 116

Нервно-психическая устойчивость (НПУ).

Методика «Прогноз» 117

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант) 121

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант) 122

Личностная шкала проявлений тревоги 123

Шкала тревоги 125

Шкала астенического состояния (ШАС) 127

Методика В. Бойко «Фрустрация» 129

Социальная фрустрированность 131

Методика диагностики уровня субъективного ощущения

одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 134

эмоциональной экспрессии 263

Факторы успешности опознания эмоциональных состояний

по выражению лица 263

Изучение экспрессивного компонента эмоций

методом наблюдения эмоциональной экспрессии 266

Методика «Определение эмоционального состояния

путем наблюдения за экспрессией» 275

Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по


эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) 278

Методика «Оценка своих средств экспрессии» 283

Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения

психического состояния 283

Шкала мимического выражения психического состояния 283

Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний 293

Умение понимать язык мимики и жестов 296

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка

эмоциональных состояний» 300

Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?» 301

Занятие 13. Определение эмоционального состояния


Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности 304

Занятие 14. Диагностика психических состояний детей

дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей 307

Методики диагностики психических состояний детей

дошкольного возраста 307

Цветорисуночный тест диагностики психических состояний

младших школьников 319

Психические состояния школьников 326

Психические состояния студентов 328

Психические состояния учителей 329

Психические состояния преподавателей 331

Занятие 15. Оценка физического и умственного утомления

с помощью опросников 332

Опросник для оценки острого умственного утомления 335

Дифференцированная оценка работоспособности 337

Занятие 16. Хроническое утомление и его проявление 341

Опросник «Степень хронического утомления» 341

Занятие 17. Самооценка предсоревновательного

Исследование предсоревновательного психического состояния

у спортсменов 350

Измерение предсоревновательного состояния спортсменов 357

Занятие 18. Комплексная методика моделирования

психической напряженности 361

Занятие 19. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания»

в профессиональной деятельности 364

Шкала оценки профессионального стресса 365

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной

деятельности 367

Опросник MBI 370

Занятие 20. Диагностика экзаменационной тревожности 373

Занятие 21. Особенности психодиагностики

посттравматического стрессового расстройства 374

Занятие 22. Методика диагностики психического выгорания учителей 387


Teм a VI. Регуляция психических состояний 397

Занятие 23. Оценка индивидуального стиля саморегуляции

состояния человека 397

Методики, определяющие тип и характеристики

индивидуального стиля саморегуляции состояния 398

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний предназначено студентам, аспирантам, практическим психологам и специалистам, интересующимся проблемами психических состояний.
Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу «Психология психических состояний». Основная цель пособия – дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях, так и в профессиональной деятельности психолога.
Пособие снабжено глоссарием психических состояний.

Тема I. Методы изучения психических состояний 10
Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний 15
Занятие 1. Самооценка психического состояния
по шкалированному признаку состояний. Самоотчет 18
Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического
состояния 19
Оценка функционального состояния «САН» 19
Шкала-градусник 21
Тест-опросник «Оценка настроения» 21
Качество жизни 23
Занятие 3. Определение доминирующего и актуального
психического состояния 34
Методика определения доминирующего состояния 34
Опросник ДС (полный вариант) 45
Опросник ДС (краткий вариант) 48
Опросник «Актуальное состояние» (АС) 62
Занятие 4. Реконструкция субъективного семантического
пространства психических состояний 74
Занятие 5. Построение рельефа психического состояния 80
Методика «Рельеф психического состояния» 80
Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта 87
Анкета «Причины эмоционального дискомфорта» 87
Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке
(тревога, агрессия, фрустрация, нервно-психическое напряжение, депрессия, дистимия,
одиночество, эмоциональное выгорание, уверенность/неуверенность, интерес и др.) 92
Синдром эмоционального выгорания В. Бойко 92
Профессиональное выгорание 105
Исследование синдрома отключения 106
Опросник на «выгорание» МВ1 107
Шкала нервно-психического напряжения 110
Диагностика состояния стресса 115
Тест «Степень напряженности» 116
Нервно-психическая устойчивость (НПУ).
Методика «Прогноз» 117
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант) 121
Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант) 122
Личностная шкала проявлений тревоги 123
Шкала тревоги 125
Шкала астенического состояния (ШАС) 127
Методика В. Бойко «Фрустрация» 129
Социальная фрустрированность 131
Методика диагностики уровня субъективного ощущения
одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 134
Методика «Т и Д» 134

состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой) 138
Методика дифференциальной диагностики депрессивных
состояний В. А. Жмурова 140
Шкала депрессии Э. Бека 147
Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса,
напряжения и комфортности 150
Самооценка эмоциональных состояний 158
Методика диагностики психических состояний (по Г. Айзенку) 160
Диагностика состояния агрессии 163
Тест агрессивности 167

Тема III. Изучение неосознаваемых компонентов психических состояний 171
Занятие 8. Изучение вегетативных проявлений
психического состояния 174
Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванической реакции 174
Изучение вегетативных проявлений психического состояния
(методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ
и кожно-галъванической реакции) 184
Занятие 9. Диагностика психических состояний
с помощью проективных тестов 190
Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения
фрустрационных реакций» 190
Метод цветовых выборов (МЦВ) 204

Тема IV. Изучение экспрессивного компонента психических состояний 262
Занятие 10. Использование метода прямого наблюдения
эмоциональной экспрессии 263
Факторы успешности опознания эмоциональных состояний
по выражению лица 263
Изучение экспрессивного компонента эмоций
методом наблюдения эмоциональной экспрессии 266
Методика «Определение эмоционального состояния
путем наблюдения за экспрессией» 275
Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по
эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) 278
Методика «Оценка своих средств экспрессии» 283
Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения
психического состояния 283
Шкала мимического выражения психического состояния 283
Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний 293
Умение понимать язык мимики и жестов 296
Методика «Визуально-ассоциативная самооценка
эмоциональных состояний» 300
Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?» 301
Занятие 13. Определение эмоционального состояния
говорящего по интонации голоса 302

Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности 304
Занятие 14. Диагностика психических состояний детей
дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей 307
Методики диагностики психических состояний детей
дошкольного возраста 307
Цветорисуночный тест диагностики психических состояний
младших школьников 319
Психические состояния школьников 326
Психические состояния студентов 328
Психические состояния учителей 329
Психические состояния преподавателей 331
Занятие 15. Оценка физического и умственного утомления
с помощью опросников 332
Опросник для оценки острого умственного утомления 335
Дифференцированная оценка работоспособности 337
Занятие 16. Хроническое утомление и его проявление 341
Опросник «Степень хронического утомления» 341
Занятие 17. Самооценка предсоревновательного
психического состояния спортсменов 346
Исследование предсоревновательного психического состояния
у спортсменов 350
Измерение предсоревновательного состояния спортсменов 357
Занятие 18. Комплексная методика моделирования
психической напряженности 361
Занятие 19. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания»
в профессиональной деятельности 364
Шкала оценки профессионального стресса 365
Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной
деятельности 367
Опросник MBI 370
Занятие 20. Диагностика экзаменационной тревожности 373
Занятие 21. Особенности психодиагностики
посттравматического стрессового расстройства 374
Занятие 22. Методика диагностики психического выгорания учителей 387

Teмa VI. Регуляция психических состояний 397
Занятие 23. Оценка индивидуального стиля саморегуляции
состояния человека 397
Методики, определяющие тип и характеристики
индивидуального стиля саморегуляции состояния 398
Методики оценки оптимальности индивидуального стиля
саморегуляции состояния 400
Определение индивидуального стиля саморегуляции состояния 401
Занятие 24. Методы управления психическим состоянием 404
Методы прямой регуляции психического состояния 404
Занятие 25. Методы опосредованного влияния
на психическое состояние 406
Занятие 26. Общая характеристика методов психического
самоуправления. Нервно-мышечная релаксация 408
Методика «Нервно-мышечная релаксация» 409
Занятие 27. Аутогенная тренировка и ее модификации 414
Методика «Аутогенная тренировка» 414
Методика «Идеомоторная тренировка» 417
Методика «Сенсорная репродукция» (СР) 420
Занятие 28. Построение курса обучения навыкам
самоуправления психическим состоянием 423
Комплексная программа обучения навыкам психического
самоуправления 430
Задание для практикума 432
Психотехники развития эмоциональной гибкости 434
Глоссарий психических состояний 451


ББК 88.4 Рецензенты:

П 78 член-корр. РАО, д. псх. н., проф. В. И. Панов, д. псх. н., проф. А. Б. Леонова


Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 01-06-85006 а/у
Авторы: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров
П78 Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.
ISBN 5-9268-0288-1
Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний предназначено студентам, аспирантам, практическим психологам и специалистам, интересующимся проблемами психических состояний.

Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу «Психология психических состояний». Основная цель пособия – дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях , так и в профессиональной деятельности психолога.

Пособие снабжено глоссарием психических состояний.
© Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров,

ISBN 5-9268-0288-1

© Издательство «Речь», 2004

© П. В. Борозенец, обложка, оформление, 2004


Тема I. Методы изучения психических состояний 10

Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний 15

по шкалированному признаку состояний. Самоотчет 18

Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического

состояния 19

Оценка функционального состояния «САН» 19

Шкала-градусник 21

Тест-опросник «Оценка настроения» 21

Качество жизни 23

Занятие 3. Определение доминирующего и актуального

психического состояния 34

Методика определения доминирующего состояния 34

Опросник ДС (полный вариант) 45

Опросник ДС (краткий вариант) 48

Опросник «Актуальное состояние» (АС) 62

пространства психических состояний 74

Занятие 5. Построение рельефа психического состояния 80

Методика «Рельеф психического состояния» 80

Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта 87

Анкета «Причины эмоционального дискомфорта» 87

Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке


(тревога, агрессия, фрустрация, нервно-психическое напряжение , депрессия, дистимия,
одиночество, эмоциональное выгорание, уверенность/неуверенность, интерес и др.) 92

Синдром эмоционального выгорания В. Бойко 92

Профессиональное выгорание 105

Исследование синдрома отключения 106

Опросник на «выгорание» МВ1 107

Шкала нервно-психического напряжения 110

Диагностика состояния стресса 115

Тест «Степень напряженности» 116

Нервно-психическая устойчивость (НПУ).

Методика «Прогноз» 117

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант) 121

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант) 122

Личностная шкала проявлений тревоги 123

Шкала тревоги 125

Шкала астенического состояния (ШАС) 127

Методика В. Бойко «Фрустрация» 129

Социальная фрустрированность 131

Методика диагностики уровня субъективного ощущения

одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 134

Методика «Т и Д» 134

состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой) 138

Методика дифференциальной диагностики депрессивных

состояний В. А. Жмурова 140

Шкала депрессии Э. Бека 147

Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса,

напряжения и комфортности 150

Самооценка эмоциональных состояний 158

Методика диагностики психических состояний (по Г. Айзенку) 160

Диагностика состояния агрессии 163

Тест агрессивности 167
Тема III. Изучение неосознаваемых компонентов психических состояний 171

Занятие 8. Изучение вегетативных проявлений

психического состояния 174

Определение состояний напряженности по динамике параметров кожно-гальванической реакции 174

Изучение вегетативных проявлений психического состояния

(методика измерения частоты пульса по данным ЭКГ

и кожно-галъванической реакции) 184

Занятие 9. Диагностика психических состояний

с помощью проективных тестов 190

Тест «Экспериментально-психологическая методика изучения

фрустрационных реакций» 190

Метод цветовых выборов (МЦВ) 204


Тема IV. Изучение экспрессивного компонента психических состояний 262

Занятие 10. Использование метода прямого наблюдения

эмоциональной экспрессии 263

Факторы успешности опознания эмоциональных состояний

по выражению лица 263

Изучение экспрессивного компонента эмоций

методом наблюдения эмоциональной экспрессии 266

Методика «Определение эмоционального состояния

путем наблюдения за экспрессией» 275

Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по


эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) 278

Методика «Оценка своих средств экспрессии» 283

Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения

психического состояния 283

Шкала мимического выражения психического состояния 283

Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний 293

Умение понимать язык мимики и жестов 296

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка

эмоциональных состояний» 300

Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?» 301

Занятие 13. Определение эмоционального состояния


Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности 304

Занятие 14. Диагностика психических состояний детей

состояния человека 397

Методики, определяющие тип и характеристики

индивидуального стиля саморегуляции состояния 398

Методики оценки оптимальности индивидуального стиля

саморегуляции состояния 400

Определение индивидуального стиля саморегуляции состояния 401

Занятие 24. Методы управления психическим состоянием 404

Методы прямой регуляции психического состояния 404

Занятие 25. Методы опосредованного влияния

на психическое состояние 406

Занятие 26. Общая характеристика методов психического

самоуправления. Нервно-мышечная релаксация 408

Методика «Нервно-мышечная релаксация» 409

Занятие 27. Аутогенная тренировка и ее модификации 414

Методика «Аутогенная тренировка» 414

Методика «Идеомоторная тренировка» 417

Методика «Сенсорная репродукция» (СР) 420

самоуправления психическим состоянием 423

Комплексная программа обучения навыкам психического

самоуправления 430

Задание для практикума 432

Психотехники развития эмоциональной гибкости 434

Глоссарий психических состояний 451

Введение

Проблема психических состояний, впервые поставленная в отечественной психологии Н. Д. Левитовым, до настоящего времени является слабоизученной областью психологии. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние , занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами – с другой. Это проявляется в размытости и относительности границ, отличающих психическое состояние от психических процессов и свойств личности, что создает методологические трудности при изучении явления. Отсутствие четких временных границ отдельного состояния в свою очередь вызывает значительные методологические трудности в их диагностике. Теоретические и методологические сложности изучения состояний возрастают в связи с тем , что психические состояния как системные явления характеризуются многоуровневостью, мно-гокомпонентностью, полифункциональностью и широким диапазоном проявления, что маскирует различия между ними. Такое положение привело к тому, что эта категория психических явлений , оказывающая влияние на все стороны поведения и деятельности человека, оказалась вне поля зрения специалистов-психологов, существенно снижая эффективность их деятельности.

Другой аспект методологических трудностей исследования состояний заключается в слабой разработанности экспериментального аппарата изучения: при огромном множестве методик измерения психических процессов и психологических свойств число методик, диагностирующих и измеряющих психические состояния, ограничено. Более того , методики диагностики и измерения психических состояний разбросаны по отдельным изданиям, что затрудняет их использование в реальной психологической практике. Поэтому целью нашей работы явилось объединение методик диагностики психических состояний в одно пособие, с подробным изложением их применения в деятельности психолога.

Учебное пособие содержит шесть тематических разделов, представляющих комплекс современных методов исследования психических состояний. Четыре первых раздела посвящены методам изучения феноменологии психических состояний, предстающих как в осознаваемых , так неосознаваемых и экспрессивных компонентах этого явления. Занятия пятого раздела знакомят с диагностикой и измерением психических состояний, проявляющихся в деятельности. В шестом разделе приводятся методы управления психическим состоянием.

Преподаватель может выбрать темы и задания в зависимости от времени занятий, предусмотренного учебным планом, и возможностей оснащения аудитории необходимой аппаратурой или бланковым инструментарием. Ряд занятий может быть отнесен на самостоятельную работу учащихся.

ББК 88.4 Рецензенты:

П 78 член-корр. РАО, д. псх. н., проф. В. И. Панов, д. псх. н., проф. А. Б. Леонова


Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 01-06-85006 а/у
Авторы: Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров
П78 Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А. О. Прохорова. – СПб: Речь, 2004. – 480 с., илл.
ISBN 5-9268-0288-1
Руководство к практическим занятиям по психологии психических состояний предназначено студентам, аспирантам, практическим психологам и специалистам, интересующимся проблемами психических состояний .

Пособие содержит лабораторные и практические работы по курсу «Психология психических состояний». Основная цель пособия – дать точное изложение процедур диагностики и измерения психических состояний, позволяющее воспроизводить их как на учебных занятиях, так и в профессиональной деятельности психолога.

Пособие снабжено глоссарием психических состояний.
© Г. Ш. Габдреева, А. О. Прохоров,

ISBN 5-9268-0288-1

© Издательство «Речь», 2004

© П. В. Борозенец, обложка, оформление, 2004


Тема I. Методы изучения психических состояний 10

Тема II. Изучение осознаваемых компонентов психических состояний 15

Занятие 1. Самооценка психического состояния

по шкалированному признаку состояний. Самоотчет 18

Занятие 2. Дифференцированная самооценка психического

состояния 19

Оценка функционального состояния «САН» 19

Шкала-градусник 21

Тест-опросник «Оценка настроения» 21

Качество жизни 23

Занятие 3. Определение доминирующего и актуального

психического состояния 34

Методика определения доминирующего состояния 34

Опросник ДС (полный вариант) 45

Опросник ДС (краткий вариант) 48

Опросник «Актуальное состояние» (АС) 62

Занятие 4. Реконструкция субъективного семантического

пространства психических состояний 74

Занятие 5. Построение рельефа психического состояния 80

Методика «Рельеф психического состояния» 80

Занятие 6. Выявление причин эмоционального дискомфорта 87

Анкета «Причины эмоционального дискомфорта» 87

Занятие 7. Диагностика отдельных психических состояний, основанная на самооценке


(тревога, агрессия, фрустрация, нервно-психическое напряжение, депрессия, дистимия,
одиночество, эмоциональное выгорание, уверенность/неуверенность, интерес и др.) 92

Синдром эмоционального выгорания В. Бойко 92

Профессиональное выгорание 105

Исследование синдрома отключения 106

Опросник на «выгорание» МВ1 107

Шкала нервно-психического напряжения 110

Диагностика состояния стресса 115

Тест «Степень напряженности» 116

Нервно-психическая устойчивость (НПУ).

Методика «Прогноз» 117

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (полный вариант) 121

Шкала ситуативной (реактивной) тревожности (сокращенный вариант) 122

Личностная шкала проявлений тревоги 123

Шкала тревоги 125

Шкала астенического состояния (ШАС) 127

Методика В. Бойко «Фрустрация» 129

Социальная фрустрированность 131

Методика диагностики уровня субъективного ощущения

одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона 134

эмоциональной экспрессии 263

Факторы успешности опознания эмоциональных состояний

по выражению лица 263

Изучение экспрессивного компонента эмоций

методом наблюдения эмоциональной экспрессии 266

Методика «Определение эмоционального состояния

путем наблюдения за экспрессией» 275

Занятие 11. Самооценка склонности к проявлению эмоциональэкспрессии. Вопросник по


эмоциональной экспрессии (ВЭЭ) 278

Методика «Оценка своих средств экспрессии» 283

Занятие 12. Детальный анализ мимического выражения

психического состояния 283

Шкала мимического выражения психического состояния 283

Распознавание выражения эмоций и эмоциональных состояний 293

Умение понимать язык мимики и жестов 296

Методика «Визуально-ассоциативная самооценка

эмоциональных состояний» 300

Тест «Понимаете ли Вы язык мимики?» 301

Занятие 13. Определение эмоционального состояния


Тема V. Диагностика и измерение психических состояний, проявляющихся в деятельности 304

Занятие 14. Диагностика психических состояний детей

дошкольного возраста, школьников, студентов и преподавателей 307

Методики диагностики психических состояний детей

дошкольного возраста 307

Цветорисуночный тест диагностики психических состояний

младших школьников 319

Психические состояния школьников 326

Психические состояния студентов 328

Психические состояния учителей 329

Психические состояния преподавателей 331

Занятие 15. Оценка физического и умственного утомления

с помощью опросников 332

Опросник для оценки острого умственного утомления 335

Дифференцированная оценка работоспособности 337

Занятие 16. Хроническое утомление и его проявление 341

Опросник «Степень хронического утомления» 341

Занятие 17. Самооценка предсоревновательного

Исследование предсоревновательного психического состояния

у спортсменов 350

Измерение предсоревновательного состояния спортсменов 357

Занятие 18. Комплексная методика моделирования

психической напряженности 361

Занятие 19. Методы измерения стресса и «синдрома выгорания»

в профессиональной деятельности 364

Шкала оценки профессионального стресса 365

Выявление «синдрома выгорания» в профессиональной

деятельности 367

Опросник MBI 370

Занятие 20. Диагностика экзаменационной тревожности 373

Занятие 21. Особенности психодиагностики

посттравматического стрессового расстройства 374

Занятие 22. Методика диагностики психического выгорания учителей 387


Teм a VI. Регуляция психических состояний 397

Занятие 23. Оценка индивидуального стиля саморегуляции

состояния человека 397

Методики, определяющие тип и характеристики

индивидуального стиля саморегуляции состояния 398




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top