Предложный определить падеж существительного. Падежи имен существительных

Предложный определить падеж существительного. Падежи имен существительных

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.

Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежей
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
  1. Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
    • Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
    • Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
    • Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
    Род имени прилагательного можно определить по существительному, к которому оно относится в тексте.
  2. Имена прилагательные склоняются по числам.
    • В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
    • Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
Вы можете определять число имени прилагательного по существительному, к которому прилагательное относится.

Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
  • Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
  • Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
  • Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
  • Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
  • Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Запомните порядок склонения данной группы прилагательных. Обратите внимание, что окончания прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах совпадают. В подобных случаях вам потребуется определять падеж по существительному.

Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:

Падеж Мужской род
Окончание
Пример Средний род
Окончание
Пример
именительный -ой, -ый, -ий
Стол (какой?) большой,
деревянный
-ое, -её
Небо (какое?)
голубое, синее
родительный -ого, -его
Стола (какого?) большого,
деревянного
-ого, -его
Неба (какого?)
голубого, синего
дательный -ому, -ему
Столу (какому?) большому,
деревянному
-ому, -ему
Небу (какому?)
голубому, синему
винительный
Одушевл.
сущ.-см.
род. падж
Неодушевл.-
см. им.
падеж
См. им.
падеж
Небо (какое?)
голубое, синее
творительный -ым, -им
Столом (каким?) большим,
деревянным
-ым, -им
Небом (каким?)
голубым, синим
предложный -ом, -ем
О столе (каком?) большом,
деревянном
-ом, ем
О небе (каком?)
голубом, синем

Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.

Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
  • Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
  • Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
  • Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
  • Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
  • Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Обратите внимание, что слова данной группы прилагательных имеют одинаковые окончания в родительном и предложном падежах. Также сложности могут возникнуть при определении именительного, родительного, винительного падежа. Тогда обращайте внимание на падеж существительного, роль существительного в предложении.

Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.

  1. Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
  2. Выпишите на листочек прилагательное.
  3. Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
  4. Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
  5. Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
  6. Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
    • существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
    • существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
    У прилагательного будет такой же падеж.
Помните признаки разных падежей, особенности склонения данной части речи, пользуйтесь алгоритмом. Тогда вы будете всегда правильно определять падеж прилагательного.

В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.

Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.

1. Постановка вопроса.

Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.

У обоих претендентов (у кого? Р. п.).

Что произошло в 1812 году? (в чём? П. п.).

После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? Р. п.) остались в зале (в чём? П. п.).

Через десять минут (через что? В. п.) он (И. п.) вернулся.

Она довольна новым автомобилем (чем? Т. п.).

2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный вопрос

Именительный

Родительный

кого? чего?

Дательный

кому? чему?

Винительный

кого? чего?

Творительный

Предложный

говорить

о ком? о чём?


Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.

3. Замена единственного числа на множественное.

Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).

Идти по дорогам (по чему? Д. п., в П. п. о дорогах).

4. Замена мужского рода на женский.

Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).

Встретил подругу (кого? В. п., в Р. п. подруги).

5. Волшебное слово мама.

Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА именительный, мамЫ родительный падеж; мамУ винительный падеж.

Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.

Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .

6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.

Падеж

Предлоги

Именительный

Родительный

без, у, от, до, с, из, возле

Дательный

Винительный

на, за, под, через, в, про,

Творительный

над, за, под, с, перед, между

Предложный

в, о, об, на, при

Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без для родительного падежа (без задоринки) ; по, к для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при для предложного падежа (о трех головах, при тебе).

Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.

Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым Т. п.

Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

135. Прочитайте.

      В рощах птичье пение,
      А в классе - тишина.
      Проходим мы склонение,
      Склоняется « весна ».
      Склоняем вслух: «Весна, весны...
      Весне, весну, весною, о весне...»
      «Пришла ве-сна,
      Дождись ве-сны...
      Привет ве-сне,
      Встречай ве-сну...
      Весна, весны, весне, весну,
      Весною, о весне...»
      (Я. Аким)

  • Что обозначает выражение склоняется «весна»? Какая часть в слове весна при склонении изменяется?
  • Спишите последнее предложение. Определите падеж имени существительного весна по вопросам.

Вспомните! Изменение имён существительных по падежам называется склонением . В русском языке 6 падежей. Каждый падеж имеет своё название, свои вопросы, свои предлоги и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.

136. Прочитайте названия падежей, вспомогательные слова, падежные вопросы.

  • Почему у каждого падежа два падежных вопроса, а не один? Объясните свой ответ.

Обратите внимание! Начальная форма имени существительного - это форма именительного падежа единственного числа.
Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.
Имена существительные склоняются не только в единственном, но и во множественном числе.

137. Устно просклоняйте вместе со вспомогательными словами имена существительные лиса́, окно́, ежи́ . Запишите склонение этих существительных без вспомогательных слов.

И. п. (кто?) лиса, (что?) окно, (кто?) ежи

Р. п. (кого?) лисы, (чего?) окна, (кого?) ежей

Д. п.- - - - - - - - - - - - - - - -

  • Выделите окончания имён существительных.

Обратите внимание! Падежные формы имён существительных образуются с помощью окончаний. У каждой падежной формы своё окончание:

лиса , лисы , лисе , лису , лисой , (о) лисе .

Признаки падежных форм имён существительных

Падежи

Предлоги

Вопросы
падежные
и смысловые

Роль в
предложении

кто? что?

Подлежащее

без, у, от, до, из, для, около, возле, с, вокруг, после, между

кого? чего?
где?
куда?
откуда?

Второстепенный член

кому? чему?
где? куда?

Второстепенный член

через, про, в, во, на, за, под, сквозь, по

кого? что?
куда?

Второстепенный член

над, за, под, перед, с, со, между,

кем? чем?
где? куда?

Второстепенный член

о, об, в, на, при

о ком? о чём?
где?

Второстепенный член

138. Прочитайте таблицу «Признаки падежных форм имён существительных».

  • Прочитайте признаки, по которым можно определить каждую падежную форму имени существительного (предлоги, вопросы, каким членом предложения является).
  • Обратите внимание на выделенные предлоги - они употребляются только с одним падежом.
  • В чём сходство и различие в признаках падежных форм имён существительных?

Вспомните! В именительном падеже имя существительное является в предложении подлежащим .
Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:
а) найти слово, от которого зависит имя существительное, и поставить от этого слова вопрос;
б) по падежному вопросу и предлогу определить падеж.

139. Прочитайте. Соотнесите загадки и отгадки.

1. Конь бежит, земля дрожит. 2. Шёл долговяз, в землю увяз. 3. Из земли вырастаю, весь мир одеваю. 4. Под землёй птица гнездо свила, яиц нанесла. 5. Красна, сочна, душиста, растёт низко, к земле близко. 6. Алый сапог в земле горит.

Отгадки: дождь, гром, лён, земляника, картофель, свёкла.

  • Подготовьтесь объяснить, как определить падеж имени существительного земля в каждом предложении.
  • Спишите любые три загадки. Укажите падеж имени существительного земля в каждом предложении.

140. Прочитайте.

Ул..тели на юг ласточки, скв..рцы, зяблики . Од..ноко с..дит на б..рёзовой ветке у д..роги б..льшая и тихая птица. Это деряба. М..лч..ливая, не очень нарядная, эта птица осталась верной р..дному лесу . Вмест.. с лесом она стойко переносит зимние м..розы и л..денящие м..тели.

(В. Медведев)

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж выделенных имён существительных.

Обратите внимание! Падежная форма именительного падежа чаще всего используется для называния, наименования предмета, а падежная форма винительного падежа - для называния предмета, на который направлено действие.

141. Прочитайте. Какова тема этих поэтических строк?

      Роняет лес багряный свой убор ,
      Сребрит мороз увянувшее поле ,
      Проглянет >день как будто поневоле
      И скроется за край окружных гор.
      (А. Пушкин)

  • Докажите, что это сложное предложение. Спишите.
  • Укажите падеж выделенных имён существительных. Подчеркните главные члены в каждом простом предложении.
  • Как различить неодушевлённые имена существительные в именительном и винительном падежах, если они отвечают на вопрос что?

142. Составьте предложения, употребляя в них любое из данных существительных сначала в именительном падеже, затем в винительном. Запишите предложения. Укажите падеж имён существительных.

Говори правильно!

      столя́р - столяра́ (Р. п.; В. п.)
      сле́сарь - сле́саря
      снеги́рь - снегиря́
      волк - во́лка
      шарф - шарфа́ (Р. п.)
      торт - торта́
      герб - герба́
      зонт - зонта́

143. Прочитайте. Составьте из слов пословицы.

1. Терпенья, нет, без, ученья. 2. Около, и, мыши, хлеба, водятся. 3. От, дело, в, скуки, руки, бери. 4. Еда, после, вкуснее, работы. 5. Лень, до, доводит, добра, не. 6. У, конца, нет, кольца.

  • Запишите пословицы. Подчеркните имена существительные в родительном падеже. По каким признакам вы их узнали?
  • Разберите пятое предложение по членам.

144. Прочитайте.

1. Друга ищи, а найдёшь - береги. 2. Друзей много, а настоящего друга нет. 3. Медведи у волка не гостят. 4. От волка бежал, да на медведя напал. 5. Для медведя зима - одна ночь. 6. Без кота мышам раздолье. 7. Есть сало, да не про кота .

  • В чём сходство и различие падежных форм одних и тех же имён существительных? По каким признакам можно определить падеж выделенных имён существительных?

145. Прочитайте. Составьте словосочетания, употребляя в них существительные в дательном падеже. Где нужно, используйте предлоги для связи слов в словосочетании. Запишите.

  • Что обозначают слова телефон, телефонист ?
  • По каким признакам можно определить имена существительные в дательном падеже?
  • Подберите другие имена существительные, первой частью которых является часть теле- : телебашня , ... .

Обратите внимание! Падежная форма дательного падежа может указывать на предмет, которому адресовано какое-либо действие.

теле фо́н теле переда́ча

146. Прочитайте. Назовите сказки.

1. Пошла Женя по лесу искать такую полянку , где земляника сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.

2. Девочка побежала на полянку , нагнулась к земле , села на корточки, заглянула под листики и стала рвать ягоды .

(В. Катаев)

  • Объясните значения словосочетаний лезть на глаза, сесть на корточки .
  • Определите падеж выделенных имён существительных. Какие из них отвечают на вопрос куда? По каким признакам вы различили эти падежи?

147. Прочитайте. Придумайте к стихотворению название.

      Зябнет липа за окошком ,
      Выпал иней поутру.
      Машет маленькой ладошкой
      Жёлтый листик на ветру.
      Перед самою зимой
      Он прощается со мной.
      (В. Орлов)

  • Выпишите выделенные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Определите падеж имён существительных в данных словосочетаниях.
  • Найдите в предложениях олицетворения - слова, которые помогают представить неодушевлённые предметы в образе живого существа.

Обратите внимание! Одним из значений творительного падежа является значение орудия действия: рисую кистью, пишу пером .

148. Прочитайте. Спишите.

Награда за храбрость, жить за городом, пирог с черникой, пришёл с завода, положил под подушку, вырос под берёзой.

  • Как определить падежи имён существительных, у которых одинаковые предлоги?
  • Составьте предложение с любым словосочетанием, в котором имя существительное употреблено в творительном падеже.

149. Прочитайте.

      На горе шумит ветла,
      На ветле звенит пчела,
      Полосатая, как зебра...
      В роще - клёны и дубравы,
      А под ними есть грибы,
      Каждый гриб похож на зонтик.
      (Ю. Мориц)

  • Спишите. Объясните, по каким признакам можно узнать имена существительные в предложном падеже.
  • Найдите в предложениях сравнения.
  • Вспомните, почему предложный падеж так называется.

150. Прочитайте.

1. Дети поют песню о Родине . 2. О берег тихо плещется река. 3. На стебелёк осоки села стрекоза. 4. На дворе бушует вьюга. 5. С горы в долину бежит ручей. 6. В аллее парка тихо и прохладно. 7. В небе раздалась песня жаворонка.

  • Объясните, как различить падежи имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.
  • Выпишите словосочетания с каждым выделенным именем существительным. Укажите падеж имён существительных.

Образец. Поют о Родине (П. п.).

а лле́я

Страничка для любознательных

Употребление падежей в речи

Учёные подсчитали, какие падежи в русском литературном языке самые частотные, то есть чаще всего употребляются в речи.

В письменной речи самым частотным по употреблению является именительный падеж, затем родительный, после этого - винительный.

В устной речи самым частотным остаётся именительный падеж, после него - винительный, затем - родительный.

151. Прочитайте.

      Я сам себя в пальто одел
      И рукавом свой нос задел.
      Решил пальто я наказать
      И без пальто пошёл гулять.
      (О. Григорьев)

  • Почему строки вызывают улыбку? Когда в речи употребляется глагол одел , а когда - надел ?
  • По каким признакам можно определить падеж имени существительного пальто ?

Вспомните! В русском языке есть небольшая группа имён существительных, которые во всех падежах имеют одну и ту же форму: услышать по радио (Д. п.), слушать радио (В. п.), нет радио (Р. п.).
Это несклоняемые имена существительные: пальто, шоссе, кино, такси, кофе, кафе . В этом случае падеж определяется по вопросу.

152. Прочитайте. Запишите, вставляя пропущенные слова метро и радио . Укажите падеж неизменяемых слов.

Жить около _____. Слушать _____. Ехать на _____. Выступать по _____. Войти в _____.

Все мировые языки условно можно поделить на флективные и нефлективные. Это значит, что слова, входящие в состав языков первой группы, имеют окончания, а лексические единицы, относящиеся ко второй группе языков, не имеют их. Русский язык относится к первому типу языков. Это объясняется тем фактом, что слова в родном языке в предложении и словосочетании связаны по смыслу и грамматически, то есть с помощью окончаний.

Окончания именных частей речи указывают на то, в каком падеже употребляется искомая часть речи. Вообще категория имени в русском языке обладает таким грамматическим признаком, как падеж. Именно он позволяет связывать лексемы в словосочетания, а словосочетания в предложения, то есть более крупные единицы выражения мысли.

Падежом принято именовать один из морфологических признаков именных частей речи. Он предназначен для того, чтобы грамматически верно можно было определять, в каких отношениях находятся составляющие словосочетания или

Категория падежа существительного определяется как признак, входящий в группу морфологически непостоянных. При изменении части речи меняется и ее падеж. Вообще в русском языке выделяют шесть падежей. Они же входят в , изучаемый в рамках школьной программы.

  • Именительный – это падеж, при котором имя существительное находится в форме ед.ч. Для сравнения: сирень (что?), ребенок (кто?). Существительное в этом И. п. никогда не употребляется в речи с предлогом. По этой причине И. п. является прямым.
  • Родительный. Косвенный. Он всегда употребляется с предлогами. Можно для проверки подставлять вспомогательное слово «нет». К примеру: (нет кого?) Миши .
  • Дательный. Вспомогательное слово — «дам». Косвенный, его употребление возможно без предлога и с ним. Пример: (дам кому?) Никите.
  • Винительный. Помогает верно определить его слово «вижу». Косвенный. Существительные в В. п. являются дополнениями в предложении. По вышеуказанным признакам его не спутаешь с именительным. Например: сквозь (что?) время, (вижу что?) знамя .
  • Творительный. Для него вспомогательным словом будет «доволен». Косвенный. Он употребляется с . Пример: (доволен кем?) дочкой , (доволен чем?) результатом .
  • Предложный. Косвенный. Его наименование напрямую говорит о том, что употребляется он всегда с предлогом. Вспомогательное слово «думаю». Например: (думаю о ком?) о любимой ; (думаю о чем?) о защите диссертации .

Таблица падежей русского языка с вопросами:

Падежная система

Оказывается, падежная система нашего родного языка представлена пятнадцатью падежами. Шесть из них изучаются в курсе . А об остальных речь пойдет далее.

  • Звательный. Он входил в падежную систему старославянского языка. Сейчас его формой можно считать слово Боже . Сегодня похожие формы в языке образуются при отсекании флексии. Получаются не совсем «полноценные» в грамматическом смысле слова: мам, баб, пап и тому подобные формы.
  • Местный. Его легко угадать по предлогам в, на, при и по вопросу где?: (где?) при полку , (где?) на шифоньере , (где?) в носу.
  • Разделительный. Является производной формой родительного. Определяется в контексте. К примеру: выпить чаю, огоньку не будет, с пылу с жару.
  • Счетный. Показателем является слово, обозначающее число или количество в контексте: два часА, два шагА.
  • Отложительный. Он употребляется с предлогом из . Имеет значение начала движения. К примеру: из дому и т.п.
  • Лишительный. Узнать его легко по контексту. Всегда употребляется с частицей не. Например: не может иметь ребенка.
  • Ждательный. Он похож на винительный. Определить его можно лишь в контексте. К примеру: ждать с моря погоды.
  • Превратительный или включительный. Он тоже узнаваем в контексте. Например: возьму в жены, годится в дочери и т.п.

Как определять

Определение грамматической категории, например, падежи имен существительных и их окончания, школьники должны уметь выполнять как устно, так и письменно.

Сначала рассмотрим алгоритм, по которому можно устно определить падеж:

  1. В предложении необходимо выделить такое словосочетание, чтобы существительное в нем было зависимым словом.
  2. Задать вопрос к имени существительному.
  3. у существительного.

Например: Слышу зов папы . Зов (кого?) пап-ы (Р. п.)

Теперь опишем схему определения падежа у существительного письменно:

  1. В предложении знаками // обозначить границы словосочетания.
  2. Главное слово в словосочетании обозначить Х.
  3. Провести стрелочку от главного к зависимому слову.
  4. Над стрелочкой написать вопрос.
  5. Определить падеж.
  6. Надписать падеж над существительным.

Падежные окончания

Косвенные падежи в русском языке и их окончания требуют тщательного изучения школьниками в рамках общеобразовательной программы.

Несмотря на то, что чаще всего правильно написать окончание в существительных для носителей языка не составляет труда, однако встречаются и особые случаи, которые требуют умения определять падежи и грамотно писать окончания в словах.

Окончания в падежах русского языка:

1 скл. Наименование Окончания в единственном числе Окончания во множественном числе
Именительный -а, -я -ы, -и
Родительный -ы, -и -, -ей
Дательный -е, -и -ам,-ям
Винительный -у, -ю -ы,-и,-ей
Творительный -ой,-ей -ами,-ями
Предложный -е,-и -ах,-ях
2 склонение Именительный -о,-е (ср.р.) -а,-я,-ы,-и
Родительный -а,-я -, -ов,-ев,-ей
Дательный -у,-ю -ам,-ям
Винительный -о,-е (ср.р.) -а,-я,-ы,-и
Творительный -ом,-ем -ами,-ями
Предложный -е,-и -ах,-ях
3 склонение Именительный -
Родительный -ей
Дательный -ам,-ям
Винительный -
Творительный -ами,-ями
Предложный -ах,-ях

Полезное видео

Подведем итоги

Имея в виду изменение по падежам, мы на самом деле говорим о склонении. Кстати, их в системе русского языка три типа. Падеж формально выражается посредством окончаний (флексий) у слов. Таким образом, в ходе размышлений мы пришли к выводу, что падежная категория в русском языке выполняют функцию изменения слов. Он нужен для того, чтобы слова соединялись в словосочетания и образовывали предложение. Причем это предложение должно быть логически завершенным и грамматически правильным.

На данном уроке вы вспомните изученное о падежах имени существительного, усовершенствуете свои умения в определении падежа имени существительного, в том числе и в случаях употребления имени существительного с предлогом.

1. Вспоминаем изученное

Имя существительное в зависимости от выполняемых им в предложении функций изменяется по падежам. Падеж является грамматической категорией, которая показывает синтаксическую роль существительного и его связи с другими словами в предложении.

Вы уже знаете, что в русском языке шесть падежей :

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

2. Как определить падеж имени существительного?

Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

Форму именительного падежа обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

Важно не путать винительный падеж с именительным. В предложении слово в винительном падеже обычно бывает дополнением.

Сравните: Максим надул шарик (вижу (что?) шарик) - В. п.

Шарик улетел от Максима - шарик - И. п.

Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

Я видел [кого? что?] друга - В. п.;

Здесь нет [кого? чего?] друга - Р. п.;

Я видел [кого? что?] фильм - В.п.

В кинотеатре демонстрируется [кто? что?] фильм - И.п.

Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Но связан предлог с именем существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Russisch-fuer-kinder.de ().
  2. Опорная таблица ().

Домашнее задание

Упражнение 1

Прочитайте текст. Запишите все существительные в нужной форме, определите падеж.

Сильно одряхлел дедушка, а прежде был молодец ____________ . Плохо он видел, плохо слышал; рука _______ и нога _________ дрожали у него от старость _____________ : несет ложка ______________ ко рот ___________ - и суп расплескивает.

Не понравилось это сын_____ и невестка______________ : перестали они отец_______ с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашка_________ . Задрожали рука__________ у старик _________, чашка выпала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали кормить отец________ из старой деревянной миска__________ .

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на пол____________ и складывает что-то из щепочка__________________ .

Что ты делаешь, дитятко? - спросила у него мать, вытирая посуда ______________ полотенце _______________.

Коробочка ________________ , - отвечает дитя, - вот как вы состаритесь с тятенька _________________, я буду вас из деревянной коробочка_______________ кормить.

Переглянулись отец с мать ___________________ и покраснели. Перестали с тех пора ________________ старик ______________________ за печь прятать, из деревянной миска __________ кормить.

Упражнение 2

Напишите в скобках падежный вопрос и определите падеж.

Образец: Писать (в чём?) в тетради (чем?) ручкой.

1. Плыть (___) по реке (____) на лодке. Расти (___) на опушке (____) леса. Уколоть (____) палец (___) иглой. Идти (__) по тропинке (___) к лесу. Сварить (__) компот (___) из яблок. Работать (_) учителем (___) в школе. Приехать (___) в деревню (___) к бабушке. Играть (____) с другом (____) во дворе.

2. Съехать(___) на санках (__) с горы. Построить (___) крепость (___) из снега. Попасть (___) снежком (___) в окно. Кататься (__) по лесу (__) на лыжах. Поздравить (___) друга (___) с праздником. Бежать (____) по льду(____) на коньках.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top