При проведении медико социальной экспертизы гражданина ведется протокол. Медико-социальная экспертиза (МСЭ)

При проведении медико социальной экспертизы гражданина ведется протокол. Медико-социальная экспертиза (МСЭ)

Для того чтобы человеку получить инвалидность, необходимо пройти специальное освидетельствование, которое позволит подтвердить факт инвалидности. Такое освидетельствование называется медико-социальной экспертизой – МСЭ.

Пройти данную экспертизу не просто. Начинать следует с того, что для начала прохождения необходим полный пакет документов.

Законодательное регулирование

Законодательство четко регламентирует порядок и условия предоставления инвалидности. Тем, кто впервые оформляет инвалидность, приходится столкнуться с массой непонятных нюансов, моментов которые заставляют человека впадать в апатию или панику.

В частности, основанием получения инвалидности является наличие подтверждения по трем фактам:

Причем важно отметить, получение инвалидности возможно только при наличии двух вышеперечисленных признаков, так как одного из них может оказаться недостаточно.

Установить инвалидность имеет право только медико-социальная экспертиза , которая представляет собой главное или федеральное бюро.

Направление на освидетельствование выдается лечебно-профилактическими учреждениями, независимо от прав собственности, а также органами пенсионного обеспечения или социальной защиты. Важно понимать, что человек самостоятельно может обратиться в бюро МСЭ, если ранее одна из организаций отказала ему в выдаче направления.

При этом прохождение экспертизы предусматривает установление одной из трех степеней инвалидности, а именно:

Получение статуса «инвалидность» предполагает четкое соблюдение всех норм закона. Регулирование в этом вопросе осуществляется за счет ФЗ о социальной защите инвалидов в России, а также ПП о порядке и условиях признания лица инвалидом.

Перечень необходимой документации

Чтобы оформить инвалидность, необходимо представить следующие документы :

Поэтапный порядок прохождения

Оформление инвалидности – кропотливый процесс, который требует огромного запаса терпения, и, конечно же, времени.

Помимо того, что необходимо собрать необходимые документы, важно отстоять свои права. В некоторых случаях, претендующий, на инвалидность сталкивается с нежеланием со стороны медработников оказывать помощь и содействие в непростом деле, несмотря на то, что это является их прямой обязанностью. Однако в виду того, что этого требует состояние здоровья, важно преодолеть все препятствия.

Медицинский осмотр

Перед тем как оформлять инвалидность, претендующий проходит медицинское обследование, согласно которому подтверждается диагноз, а также обосновывается наличие заболевания, которое мешает полноценно жить и трудится.

Первое действие, которое необходимо сделать претендующему на получение статуса – посетить своего лечащего врача, который обязан зафиксировать все жалобы в амбулаторной карте и выдать направление к узкопрофильным специалистам, для того, чтобы человек прошел полноценное обследование.

Врач выдает пациенту соответствующий бланк, в котором стоят отметки, каких специалистов необходимо посетить, а также какие обследования пройти. При этом важно отметить, что результаты некоторых обследований действительны всего лишь две недели. В некоторых случаях, может потребоваться прохождение обследования в условиях стационара.

Также лечащим врачом оформляется пакет документов, для дальнейшего прохождения комиссии МСЭ. При отказе врача выдавать соответствующее направление, должен быть оформлен письменный отказ ссылкой на причины отказа. Только в этом случае, человеку разрешено обращаться самостоятельно в комиссию МСЭ. При отказе врача писать документально отказ, человек имеет право обратиться в судебные органы.

Документы, которые оформляются лечащим врачом, называются посыльными. В них должно фиксироваться состояние здоровья на момент обращения, результаты анализов, а также необходимые средства для прохождения реабилитации. В частности, к реабилитационным средствам относят инвалидная коляска, специальная ортопедическая обувь, подгузники или ходунки, слуховой аппарат или санаторно-курортное лечение и прочее. Помимо этого выдается бланк направления на прохождение комиссии МСЭ, который заверяется печатью больницы или лечебного заведения, а также имеет подпись трех врачей.

Сбор необходимой документации

После того как будет назначена дата прохождения комиссии, необходимо иметь все необходимые документы, в частности:

Прохождение комиссии

После сбора необходимой документации очень важно прийти в региональное бюро МСЭ в назначенный срок. Как правило период ожидания приема в бюро составляет один месяц со дня подачи документов.

На комиссии МСЭ присутствуют пациент, которому необходимо получить статус инвалидность, а также специалисты, в количестве трех человек. Они могут осмотреть пациента, при необходимости, задать вопросы, которые касаются темы здоровья и материального состояния больного. Также может заинтересовать комиссию условия проживания, социальные навыки, образование, характеристика с места работы и т.д.

Все вопросы и ответы во время заседания, фиксируются в протоколе, после чего проводится голосование. Если есть разногласия – может быть назначено дополнительное обследование.

Сроки и результаты оформления

Процесс оформления инвалидности проходит поэтапно. На сбор документов и прохождение обследования уходит не менее 7 – 10 дней. Решение о присвоении инвалидности принимается в день проведения экспертизы.

Если комиссию все устраивает, присваивается группа инвалидности, которая оформлена соответствующей справкой и разработкой индивидуальной системы реабилитации.

По факту оформление инвалидности не должно занимать более чем два с половиной месяца с учетом всех нюансов и проблем.

Оформление инвалидности ребенку

Присвоение занимает до четырех месяцев. При этом также проводится экспертиза МСЭ, на которую направляет лечащий врач.

В бюро МСЭ должны быть предоставлены такие документы:

  1. Справка от врача.
  2. Амбулаторная карта.
  3. Прописка.
  4. Документы, удостоверяющие личность родителя или .
  5. Документы, удостоверяющие личность ребенка.

Детям не присваивается никакая степень инвалидности, то есть, нет степеней тяжести.

Что делать в случае отказа

При прохождении комиссии могут возникнуть ситуация, когда пациент получает отказ. В таком случае, пациент имеет право подать на обжалование решения. Важно соблюсти граничные сроки обжалования – не позднее одного месяца со дня вынесения такого решения.

В заявлении указывается:

  1. Полное наименование бюро, в которое направляется заявление.
  2. Данные заявителя.
  3. Изложение сути, с указанием состава комиссии.
  4. Требование о проведении повторной экспертизы.

Рассмотрение заявления проходит на протяжении трех дней. При положительном ответе назначается новая экспертиза в течение 30 дней после рассмотрения заявления

Переосвидетельствование

Переосвидетельствование происходит ежегодно, так как комиссия МСЭ ежегодно проводит осмотр лиц, которым присвоен статус инвалида.

Порядок прохождения переосвидетельствования подразумевает три типа:

  1. Для первой группы инвалидов – один раз в два года.
  2. Для второй и третьей группы инвалидов поводят переосвидетельствование один раз в год.
  3. Для детей один раз в течение установленного срока.

Пропускать процедуру переосвидетельствования категорически нельзя, так как человек может лишиться права считаться инвалидом. При прохождении переосвидетельствования есть все шансы получить смену категории, если врачи сочтут, что человек идет на поправку или состояние его здоровья ухудшилось. При удовлетворительном состоянии здоровья, человек может лишиться статуса инвалидности.

Для переосвидетельствования необходимо предоставить :

Оформление инвалидности – кропотливое занятие, которое требует много терпения и сил, однако если не бояться трудностей и знать свои права и все правила оформления, процедура пройдет практически беспрепятственно, позволив получать дополнительные льготы и выплаты.

О правилах прохождения МСЭ рассказано в следующем видеоматериале:

С каждым годом количество неспособных вести полноценную жизнь человек увеличивается. Расстройства функциональности организма вследствие заболеваний, травматизация или врожденные дефекты, которые вызвали ограничение жизнедеятельности, необходимость в социальной защите - все это дает человеку статус "инвалид". Подтверждение состояния больного проводится медико-социальной (МСЭК). Документы на инвалидность, рассмотрение которых проводится представителями комиссии, заверяют право человека на оформление нетрудоспособности.

Что такое инвалидность

Состояние, при котором человек не способен осуществлять психическую, умственную или физическую деятельность в полной мере, называется инвалидностью. Этот термин используется не только в медицинской сфере, но и в юридической, ведь установление нетрудоспособности больного проводится специальными органами в соответствии с законодательством.

Определением состояния человека занимается медико-социальная экспертная комиссия. Процедура под названием получение инвалидности основывается на оценивании следующих критериев:

  • вид нарушения функций в организме человека;
  • степень выраженности нарушения;
  • класс жизнедеятельности человека;
  • степень ограничения класса жизнедеятельности;
  • критерии установления нетрудоспособности и групп инвалидности.

Перечень заболеваний, дающих право обратиться в МСЭК

Одного мнения больного по поводу того, что он нуждается в оформлении инвалидности, недостаточно. Существует определенный перечень патологических состояний, на основании которого комиссия определяет статус пациента. Обобщенные группы стойких изменений функциональности организма включают:

  • психосоматические функции;
  • речевые и языковые функции;
  • функциональность органов чувств;
  • двигательные функции;
  • состояние обмена веществ;
  • внутренняя секреция;
  • функции кроветворения и сердечно-сосудистой системы;
  • работа систем дыхания, пищеварения и выделения;
  • состояние иммунной системы;
  • врожденные дефекты (при их наличии).

Указанные нарушения проявляются в большей или меньшей степени. Колебания показателей изменений функциональности варьируется от незначительных до ярко выраженных.

Классы жизнедеятельности

Получение инвалидности требует оценивания жизнедеятельности человека и степени выраженности изменений, учитывая больного. Когда дают инвалидность, определяются следующие показатели:

  1. Оценка способности к самообслуживанию включает определение того, сколько времени ежедневно человек тратит на повседневные бытовые дела, не прибегая к посторонней помощи. Может колебаться от частичного использования вспомогательных средств до полной зависимости от посторонней помощи.
  2. Анализ способности самостоятельно передвигаться учитывает частичную необходимость дополнительных технических сооружений или полную зависимость от посторонних лиц.
  3. Показатели способности ориентироваться в пространстве, местности, собственных мыслях варьируются от самостоятельности до абсолютной неспособности к подобной ориентации и нужде в помощи третьих лиц.
  4. Оценка способности общаться основывается на определении необходимости использования технических средств или невербальных факторов языковой речи.
  5. Способность контролировать поведение колеблется от частичной самокоррекции поведенческих реакций до абсолютной невозможности самостоятельно за это отвечать.
  6. Анализ способности обучаться включает возможность посещения общеобразовательных или специализированных учебных заведений, а также отсутствие возможности к самостоятельному обучению.
  7. Оценка способности работать основывается на определении условий, необходимых для трудового процесса конкретного больного, интенсивности нагрузок, объема выполняемых задач. В противоположном случае подтверждается невозможность самостоятельно работать.

Группы инвалидности

В случае когда дают статус нетрудоспособного человека несовершеннолетнему больному, его категория называется "ребенок-инвалид". Лиц старше 18 лет разделяют на 3 основные группы. Первая группа инвалидности дается человеку в следующих случаях:

  • наблюдается ярко выраженное нарушение функций организма стойкого характера;
  • наличие критериев абсолютной неспособности по одному или нескольким классам жизнедеятельности;
  • больной нуждается в социальной опеке и реабилитации.

Вторая группа назначается лицам, соответствующим следующим критериям:

  • наблюдается выраженное нарушение функций организма стойкого характера;
  • наличие промежуточных критериев неспособности по одному или нескольким классам жизнедеятельности;
  • человек нуждается в социальной защите и восстановлении после болезни.

Третья группа нетрудоспособности основывается на следующих показателях, которые учитываются медико-социальной экспертной комиссией:

  • наблюдается умеренное нарушение функций организма;
  • наличие начальных критериев неспособности по одному классу жизнедеятельности;
  • требуется социальная защита и реабилитация.

Срок назначения инвалидности

Лицам, получившим 1 группу нетрудоспособности, подавать в МСЭК документы на инвалидность в следующий раз необходимо через 2 года. У представителей остальных групп пересмотр статуса проводится ежегодно. "Ребенок-инвалид" оформляется на 1, 2 года или до достижения совершеннолетия.

По прошествии срока необходимо пройти освидетельствование в МСЭ, чтобы подтвердить или опровергнуть состояние здоровья. Подтверждение группы может оставить больного в той же категории, а может определить необходимость его переведения в другую.

Бессрочная нетрудоспособность

Установить пожизненную (бессрочную) инвалидность могут на основании наличия опухолевых процессов злокачественного или доброкачественного характера, неизлечимых заболеваний со стороны нервной системы, психических патологий, необратимых изменений в головном мозге, прогрессирующих системных заболеваний, дефектов конечностей, наличия глухоты и слепоты.

Право на оформление бессрочной инвалидности имеют следующие группы населения:

  • мужчины старше 60 лет и женщины после 55 лет (независимо от группы);
  • мужчины, которые должны пройти следующий пересмотр после наступления 60 лет (независимо от группы);
  • женщины, которым исполняется 55 лет до следующего переоформления (независимо от группы);
  • военнослужащие, получившие травмы, раны и дефекты в период несения службы (независимо от группы).

Документация

В случае первого установления нетрудоспособности больной задается вопросом: "Какие нужно подать в МСЭК документы на инвалидность?" Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Орган пенсионного назначения или управление социальной защиты выдают направление на комиссию. Больница и поликлиника оформляют подобный документ только после диагностирования болезни, проведения лечения и реабилитации. Направления, которые выдают остальные органы, должны быть подтверждены соответствующими указаниями ЛПУ.

Отказ выдать человеку направление на МСЭК должен быть задокументирован, чтобы больной мог самостоятельно обратиться в бюро.

Перечень документов, являющихся обязательными для определения трудоспособности конкретного лица:

  • копия паспорта или свидетельства о рождении (зависит от возраста);
  • в случае обращения представителя больного - документ, подтверждающий его лицо;
  • заявление с указанной целью проведения экспертизы;
  • направление на МСЭК, выданное ЛПУ или другим органом;
  • документы о полученном образовании;
  • производственная или педагогическая характеристика;
  • при повторном обращении справка об инвалидности;
  • индивидуальная карта реабилитации;
  • другие документы по требованию.

Копия паспорта должна быть подтверждена оригиналом документа. Копию трудовой книжки следует заверить в отделе кадров, где работает больной. Медицинская карта должна включать выписки о проведении стационарного лечения, результаты обследований, анализов, рентгенологические снимки. Предыдущие осмотры специалистов должны быть официально заверены печатями и подписями. При наличии патологий со стороны опорно-двигательной системы обязательным является описание рентгеновского снимка, сделанного непосредственно перед обращением в МСЭК.

Более точно на вопрос о том, какие нужно подать в МСЭК документы на инвалидность, ответит медицинский регистратор конкретного бюро.

Ход проведения экспертизы

Специалисты комиссии проводят комплексное обследование лица, обратившегося для установления нетрудоспособности, анализируя его психологическое, соматическое, социальное и профессиональное состояние. В некоторых случаях прямо во время экспертизы проводят дополнительные обследования. Больной может отказаться от этих мероприятий, что фиксируется в документации. В этом случае решение выносится на основании имеющихся фактов.

Экспертиза проводится в бюро, территориально расположенном по месту проживания или прописки заявителя. При невозможности лица прибыть на комиссию, возможен вариант ее проведения в домашних условиях, в стационаре или при отсутствии больного (исключительно по имеющимся документам).

Установление группы инвалидности подтверждается соответствующей справкой, выданной комиссией с подписями и печатями. Также заполняется индивидуальная карта реабилитации, где указываются следующие данные:

  • срок назначения инвалидности;
  • паспортные данные;
  • интенсивность и объем рекомендуемого трудового режима;
  • сроки необходимого обращения в стационар за период реабилитации;
  • консультации специалистов до следующего переосвидетельствования.

Состав МСЭК

Комиссия общего профиля включает терапевта, хирурга, невропатолога, представителя органа социальной защиты, представителя профсоюза и регистратора.

Комиссия, имеющая узкую направленность, состоит из двух специалистов профиля, по которому происходит специализация, врача смежной специализации, представителей социальной защиты и профсоюза и регистратора.

Различают следующие направления узкопрофильных комиссий:

  • психиатрия;
  • фтизиатрия;
  • офтальмология;
  • кардиоревматология;
  • онкология;
  • травматология;
  • профпатология.

Отказ в получении инвалидности

В случае если гражданин не был признан нетрудоспособным, ему выдают справку, фиксирующую данное решение. С этим документом заявитель может обратиться в вышестоящее бюро для пересмотра своего вопроса.

Для обжалования подаются все те же документы, добавив к ним отказ в присвоении инвалидности и личное заявление. Это необходимо сделать в течение месяца после получения первого решения комиссии. Вопрос рассматривается и выносится решение не позднее чем через 30 дней со дня подачи заявления про обжалование.

Заключение

Решение комиссии является обязательным и требует исполнения обязательств государственных служб перед заявителем. Оно может быть обжаловано в судовом порядке на основании установленных законодательством инструкций.

Министерства труда и
социальной защиты РФ
от 29 декабря 2015 г. N 1171н
(с изменениями от 6 апреля 2017 г.,

Форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы

_________________________________________________________________________ (наименование федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы)

Протокол
проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы*(1)

N_____________от____________ 1. Дата подачи заявления: "____"________________20_____г. 2. Дата проведения медико-социальной экспертизы: "____"_________20____г. 3. Время проведения медико-социальной экспертизы: 3.1. назначено: "_____:_____"; 3.2. прибыл: "_____:______"; 3.3. начало процедуры: "_____:_____" 4. Дата вынесения решения: "______"_______________20____г.

*(1) Заполняются пункты, сведения из которых имеют отношение к гражданину, проходящему медико-социальную экспертизу, и к цели (целям) проводимой в отношении него медико-социальной экспертизы. Часть данных отмечается условным знаком "X", вносимым в соответствующие квадраты, свободные строки предназначены для текстовой информации. При распечатывании электронной формы протокола допускается вывод на печать только отмеченных и заполненных полей.

*(1.1) Заполняется при наличии заключения медицинской организации о нуждаемости гражданина в оказании паллиативной медицинской помощи, указанной в пункте 3 формы N 088/у "Направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 сентября 2018 г. N 578н/606н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 ноября 2018 г., регистрационный N 52777).

*(2) Заполняется в отношении военнообязанных граждан, лиц призывного возраста (с момента постановки на воинский учет в год достижения возраста 17 лет - для лиц мужского пола, с момента получения военно-учетной специальности - для лиц женского пола) до снятия с воинского учета в связи с достижением предельного возраста состояния в запасе по данным документа, удостоверяющего личность, военного билета, справки военного комиссариата.

*(3) Заполняется при проведении медико-социальной экспертизы на предмет установления причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусмотрено предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

*(4) Заполняется при проведении медико-социальной экспертизы в бюро.

*(5) Заполняется при проведении медико-социальной экспертизы в главном бюро, Федеральном бюро.

*(6) Заполняется в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для лиц до 18 лет.

*(7) Основной профессией (специальностью) для целей медико-социальной экспертизы считается профессия (специальность), полученная путем обучения или переобучения, либо та профессия (специальность), по которой получена наиболее высокая квалификация либо имеется наибольший стаж работы.

*(8) Заполняется в отношении лиц до 18 лет.

*(9) Указывается суточный объем физиологических отправлений в миллилитрах. Заполняется при определении медицинских показаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (абсорбирующим бельем, подгузниками).

*(10) Заполняется по результатам проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

*(11) Заполняется путем внесения в квадраты условного знака "X". Заключение о степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, выносится в соответствии с количественной системой оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в процентах. В квадратах, содержащих знак "%", перед этим знаком указывается количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами. В случае, если отсутствует возможность сделать заключение о количественной оценке степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах) в соответствии с количественной системой оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в процентах, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается в соответствии с классификациями и критериями, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов.

*(12) Заполняется в соответствии с количественной системой оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в процентах.

*(13) Заполняется в соответствии с Правилами определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 г. N 70 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 6, ст. 554; 2014, N 34, ст. 4687).

*(15) Указывается причина смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы.

*(16) Заполняется при представлении заявителем документов, подтверждающих его социальную категорию.

*(17) Учет реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий формируется в хронологическом порядке по дате выдачи индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (далее - ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), в соответствии с формой информации об исполнении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 г. N 723н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2015 г., регистрационный N 40050).

При заполнении таблицы раздела указывается:

в графе 1 - наименование реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ребенка-инвалида);

в графе 2 - номер акта медико-социальной экспертизы гражданина;

в графе 3 - номер ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), в которой данное реабилитационное и (или) абилитационное мероприятие рекомендовано;

в графе 4 - дата выдачи ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), в которой данное реабилитационное и (или) абилитационное мероприятие рекомендовано;

в графе 5 - сроки проведения реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, рекомендованных в ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

в графе 6 - непосредственный исполнитель реабилитационного и (или) абилитационного мероприятия, указанного в ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), определенного соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, органом местного самоуправления, а также организацией независимо от организационно-правовых форм;

в графе 7 - дата выполнения реабилитационного и (или) абилитационного мероприятия, предусмотренного ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), рекомендованного федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы;

в графе 8 - реквизиты контракта (соглашения, государственного задания) на предоставление реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, включая оказание медицинской помощи, технических средств реабилитации и услуг по реабилитации;

в графе 9 - основной государственный регистрационный номер (ОГРН) непосредственного исполнителя реабилитационного и (или) абилитационного мероприятия, указанного в ИПРА инвалида (ребенка-инвалида).

Графы 1-5 формируются в соответствии с аналогичными данными ИПРА инвалида (ребенка-инвалида). Графы 6-9 формируются в соответствии с аналогичными данными органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, органа местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм), предоставляющего информацию об исполнении реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, возложенных на него ИПРА инвалида (ребенка-инвалида).

Официальное оформление инвалидности – это достаточно сложная процедура, так как несмотря на точные разъяснения от государства, процесс ее реализации все равно имеет множество вопросом и проблем.

Алгоритм оформления инвалидности регламентируется постановлением правительства нашего государства от 20-го февраля 2006-го года. Согласно второму пункту данного документа, признание официальное признание гражданина инвалидом возможно исключительно на основании заключения медико-социальной экспертизы.

Объясним, как попасть на эту экспертизу. В случае наличия какого-либо заболевания, которое не позволяет человеку вести полноценную жизнедеятельность, ему выдается направление на МСЭ. Выдать такой документ могут три учреждения:

  • территориальное лечебное учреждение по месту жительства гражданина;
  • территориальное учреждение пенсионного фонда Российской Федерации;
  • орган социальной защиты.

Получить описываемый документ в двух последних инстанциях можно лишь при предъявлении заключения лечащего врача, которое подтверждает наличие оснований для получения статус инвалида.

Обратите внимание! Ранее МСЭ именовали ВТЭК (врачебно-трудовая экспертиза). Если раньше комиссия решала вопросы относительно трудоспособности граждан-инвалидов, тот МСЭ занимается также и нетрудоспособными несовершеннолетними детьми с расстройствами, относящихся к категории «инвалид с детства». Подробнее о комиссии ВТЭК мы расскажем в этой статье

Требуемый пакет документов для прохождения МСЭ

Обладая направлением, полученным одним из вышеописанных способов, гражданин, претендующий на получение статуса инвалида, направляется на комиссию. Для этого ему требуется собрать требуемый пакет документов, которые нужны для оформления инвалидности:

  • непосредственно само направление;
  • оригинал и копия документа, удостоверяющего личность гражданина;
  • копия трудовой книжки, заверенная работодателем или нотариусом (в случае если лицо в данный момент не ведет трудовую деятельность);
  • выписка о получаемых доходах;
  • амбулаторная карта пациента из поликлиники;
  • выписка из больницы;
  • характеристика, полученная на месте трудоустройства или учебы;
  • заявление на получения статуса инвалида.

Все документы должна обладать презентабельным видом. Информация должна хорошо просматриваться и читаться как на оригиналах, так и на копиях. Ни в коем случае на них не должно присутствовать никаких ошибок и исправлений. Пакет документов необходимо предоставлять непосредственно при первом обращении в медико-социальную экспертизу.

Алгоритм прохождения процедуры

Пошаговый процесс прохождения медицинско-социальной экспертизы выглядит следующим образом.

  1. Подача заявление с необходимым пакетом документов и их рассмотрение комиссией.
  2. Регистрация гражданина.
  3. Прохождение полного медицинского осмотра для подтверждения оснований получения статуса инвалида.
  4. Проверка условий проживания гражданина специализированным уполномоченным лицом.
  5. Вынесение вердикта по поданному заявлению.
  6. В случае принятия положительного решения – выдача документа, подтверждающего статус инвалидности.

Медико-социальная экспертиза признает гражданина инвалидом в случае наличия следующих факторов:

  • ограничение процесса жизнедеятельности по причине болезни или травмы;
  • необходимость определенного количества времени, для успешного прохождения процедуры реабилитации;
  • наличие постоянного патологического расстройства.

В процессе прохождения всех вышеописанных этапов, медико-социальной экспертизой ведется специальный протокол выполненных действий. В итоге, именно он является основным документом, на основе которого гражданин признается или не признается инвалидом.

Важно: при определенных ситуациях комиссия может признать человека нетрудоспособными, однако при этом не присвоить ему статус инвалида.

Дополнительные документы, необходимые для прохождения МСЭ

В случае, если гражданином, который претендует на получение статуса инвалида, является ребенок, то помимо основного пакета, также необходимо предоставлять дополнительные документы. Ими являются:

  • справка, содержащая в себе информацию о месте прописки и жительства ребенка (список вы можете найти на нашем сайте);
  • оригинал и заверенную копию свидетельства о рождении (в случае если ребенок достиг четырнадцатилетнего возраста – паспорт);
  • оригинал и копию документа, удостоверяющего личность родителя, опекуна или попечителя;
  • заполненное заявление.

Документы, выдаваемые после получения статуса инвалидности

В случае, если вердикт медицинско-социальной экспертизы о присвоении статуса инвалида гражданину принял положительный сторону, то лицу выдается два документа:

  • справка о присвоенной группе инвалидности (может обладать сроком действия, в этом случае по его окончанию потребуется пройти процедуру переосвидетельствования);
  • программу реабилитации, которая подбирается индивидуально для каждого гражданина.

Два вышеописанных документа могут понадобиться при обращении в пенсионный фонд, органы социальной защиты, при получении льгот и денежных выплат и т.д. Кстати, о том, какие нужны документы в соцзащиту для инвалидов, вы можете прочитать на нашем сайте .

Как получить направление на МСЭ — смотрите в видеосюжете ниже:

Что необходимо для успешного прохождения процедуры переосвидетельствования

Статус инвалида не всегда выдается гражданину на бессрочной основе. В большинстве случаев он имеет определенный период действия, по окончании которого необходимо проходить процедуру переосвидетельствования.

Помимо того, что она требует предоставление основного пакета документов, необходимы следующие документы, которые нужны для МСЭК повторно:

  • индивидуально разработанную программу реабилитации;
  • справку об инвалидности, срок действия которой подходит к концу или уже истек.

Таким образом, процесс получения статуса инвалида в нашей стране достаточно сложен. Любая неточность в предоставляемом пакете документов, выполнении процедуру и т.д. может значительно усложнить процесс. Во избежание этого, перед тем как обращаться в МСЭ, настоятельно рекомендуется пройти консультацию у вашего лечащего врача или у любого другого осведомленного специалиста.

Задавайте вопросы в комментариях к статье и получите консультацию специалиста

Гражданское

Суть спора: Жалобы на решения и действия (бездействие) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений

Дело № 2- 412/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Петровой М.В.,

при секретаре Саенко С.С.,

с участием представителя истца Сноз М.С. по доверенности Сноз С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сноз М.С. о признании незаконными действий Бюро № 9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» от об отказе в установлении группы инвалидности,

У С Т А Н О В И Л:

Сноз М.С. обратился в суд с заявлением к Бюро № 9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» о признании незаконными действий от об отказе в установлении группы инвалидности.

В обоснование заявления указал, что имеет диагноз поставленный врачами ГУ РНХИ им. Поленова г.Санкт-Петербург - После операции, проведенной по удалению, в том же институте, диагноз не изменяется. Заключение ДРБ Республики Коми, согласно выписке из истории болезни, диагноз – В феврале 2013 года был пройден курс радиохирургии в Киберклинике г.Киева. При прохождении МСЭ Княжпогостского района очередной комиссии, Сноз М.С. было отказано в установлении инвалидности, с мотивировкой о том, что он здоров. Диагноз Сноз М.С. не меняется на протяжении четырех лет, он состоит на учете у, где каждые полгода проходит обследование и лечение. Просит признать действия МСЭ №9 Княжпогостского района РК от об отказе в установлении группы инвалидности незаконными.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Сноз С.В. требования поддержал, просил суд признать Акт и Протокол проведения медико-социальной экспертизы Сноз М.С. в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от Бюро МСЭ № 9 Княжпогостского района незаконным, т.к. Протокол содержит недостоверные сведения, в нем отсутствует заключение специалиста по социальной работе, что свидетельствует о том, что специалистами МСЭ не обсуждался и не учитывался вопрос о наличии у Сноз М.С. признаков ограничений жизнедеятельности; не указано о предыдущих обращениях Сноз М.С. за установлением инвалидности; также по его письменному заявлению на проведение МСЭ не был приглашен специалист ФИО1 – терапевт Княжпогостской ЦРБ - лечащий врач Сноз М.С., которая согласилась принять участие в проведении экспертизы в соответствии с законом, т.е. по вызову Бюро № 9 МСЭ. Полагает, что при наличии имеющихся в амбулаторной карте Сноз М.С. рекомендаций о прохождении МРТ, медико-социальная экспертиза была проведена без учета данного заключения.

Определением суда в качестве ответчика по делу привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Минтруда России.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Минтруда России в судебном заседании не участвует, представил суду письменный отзыв на иск Сноз М.С., в котором требования Сноз М.С. не признает. Суду также представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Допрошенные в качестве свидетелей врачи ФИО2 и ФИО3 суду пояснили, что принимали участие в проведении МСЭ в отношении Сноз М.С. Первые листы Протокола заполняет регистратор, поэтому считают, что за незаполненные необходимые пункты Протокола, а также внесение недостоверных сведений, они ответственности не несут. Сноз М.С. им знаком, т.к. ранее имел статус и обращался за установлением инвалидности.

Свидетель ФИО4 суду пояснила, что участвовала в проведении МСЭ в качестве специалиста по социальной работе, заполнять предусмотренный бланком Протокола пункт 51.5. - «специалист по социальной работе» она не сочла нужным, поскольку инвалидность Сноз М.С. установлена не была.

Допрошенная в судебном заседании ФИО5 пояснила, что подписывала Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от как руководитель Бюро МСЭ. Признала факт отсутствия незаполненных пунктов Протокола, объяснив это сложившейся практикой (п.51.5) и, возможно, невнимательностью регистратора (п.26). Полагала, что пригласить специалиста ФИО1 на МСЭ должен был сам Сноз М.С., поскольку закон их к этому не обязывает.

В силу ст. дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях о признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно которых признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 апреля 2011 года № 295н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы (далее - государственная услуга), доступности, создания комфортных условий для получателей государственной услуги, определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы.

Согласно п. 3, п. 5 Регламента Государственная услуга предоставляется по заявлению лиц с просьбой о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности, определения степени утраты профессиональной трудоспособности, установления причины инвалидности в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки, а также физических и юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями при предоставлении государственной услуги.

Заявителями государственной услуги являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации.

Пунктом 49 Административного регламента предусмотрено, что предоставление государственной услуги проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро). В состав специалистов бюро (главного бюро, Федерального бюро) входят не менее трех врачей - специалистов по медико-социальной экспертизе, психолог (медицинский психолог), специалист по реабилитации (врач по медико-социальной экспертизе), специалист по социальной работе.

Получатель государственной услуги (его законный представитель) имеет право на приглашение по своему заявлению любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

Заявление о приглашении специалиста для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса (далее - заявление о приглашении специалиста) подается получателем государственной услуги (его законным представителем) в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) не позднее назначенного дня освидетельствования (включительно).

Согласно части четвертой ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями) признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В пунктах 25 - 29 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее – Порядок и условия признания лица инвалидом) установлен следующий порядок проведения экспертизы.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина (п. 25).

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина ведется протокол (п. 26).

Из представленного суду Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от (далее – Протокол) следует, что Сноз М.С. обратился в Бюро № 9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности. При этом в поданном заявлении выражена просьба Сноз М.С. о приглашении на МСЭ специалиста ФИО1

Предоставление государственной услуги проводилось специалистами Бюро № 9 филиала ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Минтруда России. В состав специалистов бюро вошли руководитель Бюро № 9 –ФИО5 (врач хирург), а также врач терапевт ФИО2, врач невролог ФИО3 и специалист по социальной работе ФИО4

Как следует из пояснений представителя истца и руководителя Бюро № 9 ФИО5, просьба Сноз М.С., выраженная в заявлении, адресованном в Бюро № 9 ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Минтруда России о приглашении специалиста ФИО1 оставлена Бюро № 9 без внимания, специалист ФИО1 на проведение МСЭ не приглашалась.

Вместе с тем, в силу п.27 Порядка и условий признания лица инвалидом в проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты).

Неприглашение руководителем Бюро № 9 по письменному заявлению Сноз М.С. в качестве специалиста его лечащего врача свидетельствует о нарушении прав лица, обратившегося с просьбой о проведении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности в федеральное государственное учреждение.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Медико-социальная экспертиза в силу п.25 Порядка и условий признания лица инвалидом проводится специалистами бюро путем, в том числе, изучения представленных им документов. Поскольку заключение МРТ истцом Сноз М.С. для проведения медико-социальной экспертизы не предоставлялось, довод представителя истца Сноз С.В. о том, что экспертиза проведена без учета заключения МРТ суд находит несостоятельным.

В судебном заседании установлено, что Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина Сноз М.С. в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от при участии специалиста по социальной работе не содержит его заключения, предусмотренного п.51.5.

Таким образом, при решении вопроса о признании либо не признании Сноз М.С. инвалидом, согласно Протоколу, только три специалиста из четырех дали свое заключение, что свидетельствует о неполном и необъективном подходе в разрешении поставленного перед медико-социальной экспертизой вопроса.

Суд также учитывает, что в Протоколе не заполнен п.26. - сведения о результатах предыдущей медико-социальной экспертизы, тогда как представитель истца и допрошенные в качестве свидетелей специалисты МСЭ подтвердили, что располагали сведениями о том, что Сноз М.С. ранее устанавливалась инвалидность, но по результатам предыдущих заключений МСЭ в установлении инвалидности было отказано.

Кроме того, Протокол (п.51.3, 51.4) содержит записи нескольких специалистов, при этом установить кем именно они произведены невозможно ввиду отсутствия подписей под этими записями. Довод руководителя Бюро № 9 ФИО5 о том, что все почерки ей знакомы и она всегда может пояснить, рукой какого специалиста произведена запись, суд находит несостоятельным, поскольку Протокол является письменным документом.

Согласно Направлению (форма № 088/у-06) на медико-социальную экспертизу, выданному Сноз М.С. МБУ «Княжпогостская ЦРБ», целью направления на МСЭ являлись: 1) установление инвалидности, 2) установление степени утраты профессиональной трудоспособности, 3) разработка (коррекции) индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Как следует из содержания Протокола (п.51.4) одним из специалистов МСЭ (установить кем именно невозможно, ввиду отсутствия личного штампа врача или его подписи) произведена запись «», при этом степень утраты профессиональной трудоспособности Сноз М.С., не определена.

Исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая установленную частью 1 статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, суд оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о том, что при проведении освидетельствования Сноз М.С. в Бюро № 9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» не был соблюден предусмотренный законом порядок освидетельствования, в Протоколе заполнены не все необходимые разделы, что свидетельствует о несоответствии Протокола требованиям, предъявляемым к составлению медико-экспертных документов.

У суда отсутствуют основания сомневаться в квалификации врачей, проводивших освидетельствование истца, вместе с тем суд находит, что при проведении медико-социальной экспертизы специалистами были нарушены процедура проведения освидетельствования и положения Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 № 295н, в частности пункт 49 Административного регламента, устанавливающий состав специалистов бюро при освидетельствовании, а также положения, предусматривающие описание последовательности действий при предоставлении государственной услуги.

В связи с установлением нарушений при проведении медико-социальной экспертизы и заполнении Протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от Бюро № 9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» акт медико-социальной экспертизы гражданина, составленный на основании Протокола, по результатам медико-социальной экспертизы также подлежит признанию незаконным.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Сноз М.С. обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. - , 254, 256 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Сноз М.С. удовлетворить.

Признать незаконными Протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина Сноз М.С. в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы от Бюро № 9 филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» и составленный на его основании акт от медико-социальной экспертизы гражданина.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья М.В. Петрова

Копия верна. Судья М.В. Петрова

Суд:

Княжпогостский районный суд (Республика Коми)


Самое обсуждаемое
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?
Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее? Яркая и мечтательная женщина-Овен: как завоевать ее?
Печень индейки рецепт приготовления в сметане Печень индейки рецепт приготовления в сметане


top