Артикуляционно все звуки речи делятся на два класса - гласные и согласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков и их ролью при формировании слога: при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта, типичным артикуляционным движением является размыкательное, тогда как при образовании согласных - необязательно участие голосовых связок, но обязательно наличие преграды и смыкательной артикуляции; слогообразующими являются, как правило, гласные, которые образуют вершину слога, поэтому практически во всех языках мира число согласных превышает число гласных.
Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград (именно поэтому известный русский ученый В.А. Богородицкий называл их «ртораскрывателями»). Фонетическая функция гласных -в организации звуковой целостности слога, слова и синтагмы. В артикуляционных классификациях гласных учитываются следующие критерии: 1) степень подъема языка (т.е. степень его вертикального смещения); 2) степень продвинутое™ языка вперед или назад; 3) положение губ; 4) положение мягкого неба.
В большинстве языков мира по степени подъема языка гласные делятся натри группы: 1) гласные нижнего подъема, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение в полости рта, а благодаря опущенной нижней челюсти достигается широкий раствор рта, поэтому эти гласные называют также широкими: рус. а; 2) гласные верхнего подъема, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта, причем раствор рта узкий, поэтому эти гласные называют узкими: рус. и, у, ы; 3) гласные среднего подъема, т.е. не относящиеся ни к гласным верхнего подъема, ни к гласным нижнего подъема, рус. е, о. Некоторые ученые (Л.В. Щерба, Л.Р. Зиндер) предлагают выде-
лять не три, а четыре и даже семь степеней подъема гласных (по мнению Л.Р. Зиндера, отакм ведет непрерывный ряд гласных, возникающих при медленном подъеме языка).
Горизонтальное смещение языка в переднюю или заднюю часть полости рта является основанием для классификации гласных по ряду. С точки зрения этого признака гласные во многих языках мира делятся также на три группы: 1) гласные переднего ряда, при артикуляции которых язык продвигается вперед, рус. и, е; 2) гласные заднего ряда, при образовании которых язык перемещается назад, рус. у, о; 3) гласные среднего ряда, при образовании которых язык вытянут вдоль полости рта, рус. ы, а. Следует, однако, отметить, что в некоторых языках (например, в тюркских) выделяются только два ряда - передний (ö, ü ,/) и задний (у, о, и).
При артикуляции гласных важную роль играют губы, которые могут вытягиваться вперед с разной степенью округления или лабиализации (< лат. labialis "губной"). С этой точки зрения гласные делятся на две большие группы: 1) лабиализованные, т.е. огубленные, при образовании которых губы сближаются, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор: рус. о, у; 2) нелабиализованные, т.е. неогубленные, рус. и, е, а, ы.
По положению мягкого неба гласные делятся на две группы:
1) ртовые, при артикуляции которых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа: все русские гласные; 2) носовые, при образовании которых мягкое небо опущено, воздух проходит в полость носа: носовые гласные в польском, португальском, французском языках.
В некоторых языках мира учитываются также такие характеристики гласных, как длительность и тон. При этом выделяются долгие и краткие гласные (однако есть языки, например, эстонский, где различаются три степени долготы гласных - долгие, сверхдолгие и краткие). Долгие гласные отличаются от соответствующих им кратких прежде всего длительностью звучания (ср. словенские долгие гласные е., а:), хотя иногда они могут отличаться и некоторыми артикуляционными характеристиками (например, английский звук /: долгий более закрытый и передний, чем /"). Долгота гласных в некоторых языках семасиологизирована: в латинском языке, например, с длительностью гласного были связаны различия в значениях слов (ср. лат. os "кость" и o:s "рот",populus "народ" npo.pulus "толпа").
В тональных языках (например, в языках юго-восточной Азии) при классификации гласных по тону учитываются более сложные
признаки, в частности, скорость изменения частоты, время, за которое происходит изменение, регистр и др.
Типологические исследования в области фонетики показали, что в основе системы вокализма большинства языков лежит противопоставление трех универсальных признаков - подъема, ряда и лабиализованное™, все остальные признаки являются уже специфическими, отличительно характеризующими тот или иной язык.
С точки зрения однородности артикуляции гласные подразделяются на дифтонги (< греч. diphthongos "двугласный") и монофтонги (< греч. monos "один" и phthongos "звук"). Дифтонг - это сложный гласный, возникший в результате слияния двух (а иногда и трех) гласных в одном слоге, произносимый единым артикулято-рным движением (ср., например, английский дифтонг at, немецкий ае). В зависимости от того, на какой гласный приходится вершина слога, различают восходящие, нисходящие и восходяще-нисходящие дифтонги: восходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является второй гласный (ср., например, испанский дифтонг ue.fuente "источник"); нисходящий дифтонг - это дифтонг, у которого слогообразующим является первый гласный (ср. немецкий дифтонг au: Maus "мышь"); восходяще-нисходящий (или истинный) дифтонг - это дифтонг, состоящий из двух одинаково ударных гласных (ср. латышский дифтонг au: tauta "народ"). Все дифтонги, как правило, обладают большей длительностью, чем монофтонги. Монофтонг - это гласный, характеризующийся артикуляционной и акустической однородностью, органы речи при артикуляции звука не меняют своего положения на всем протяжении артикуляции, тогда как при произнесении дифтонга происходит сдвиг органов речи (ср., например, английский дифтонг в словах now "сейчас" и pound "фунт").
От дифтонгов следует отличать дифтонгоиды, качественно неоднородные гласные, имеющие в своем составе призвук, выступающий в качестве переходного (ср., например, русский диалектные звуки е" (е склонный к и) или (о склонный к у).
Кроме артикуляционных, существуют акустические характеристики гласных, где в качестве дифференциальных выступают иные признаки: частота звука, зона его образования и др. Надгортанные полости (рта и носа), выступающие в роли резонаторов, усиливают определенные частоты гласных звуков. Эти резонансные частоты называются формантами гласных. При классификации гласных с акустической точки зрения учитывают обычно сведения о частоте двух формант - первой и второй, относительно которых известно,
что их частота определенным образом связана с артикуляционными свойствами гласных: частота первой форманты зависит от подъема гласного (чем более открытый гласный, т.е. чем ниже его подъем, тем выше частота первой форманты, рус. гласный а и, наоборот, чем более закрытый гласный, т.е. чем выше его подъем, тем частота ниже, рус. гласные и, ы, у); частота второй форманты зависит от ряда гласного (чем более передний гласный, тем выше частота второй форманты, рус. гласные е, и); лабиализованность гласных понижает частоту обеих формант. В соответствии с этим гласные верхнего подъема и, ы, у имеют наиболее низкую по частоте первую форманту, тогда как гласный нижнего подъема а имеет наиболее высокую первую форманту. Наиболее высокую вторую форманту имеет нелабиализованный гласный переднего ряда и, а наиболее низкую - лабиализованный гласный заднего ряда у.
Согласные - это звуки, которые состоят из шума или голоса и шума: при артикуляции согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды в полости рта (поэтому согласные нередко называют «ртосмыкателями»). Согласные как класс звуков противостоят гласным еще и потому, что они, как правило, не являются слогообразующими: само название «со-гласный», т.е. встречающийся вместе с гласным, указывает на подчиненную роль согласного в слоге (хотя существуют языки, например, сербский, хорватский, македонский, словенский и др., где согласные, но только сонорные, обладают слоговостью; в русском языке в беглой речи в позиции конца или начала слова они также могут приобретать сло-говость, ср. бобр, мудр, ржав, льстить). Артикуляционная классификация согласных строится на основе следующих признаков: 1) поведение голосовых связок; 2) положение активного действующего органа, образующего преграду; 3) способ образования преграды и ее место; 4) положение мягкого неба.
В зависимости от степени участия голосовых связок при образовании согласных они делятся на звонкие и глухие. При артикуляции звонких согласных голосовые связки напряжены и находятся в состоянии колебания, в артикуляции глухих согласных они не участвуют. В большинстве артикуляционных классификаций приводится акустический признак - степень участия шума при образовании согласного. В соответствии с этим признаком все согласные делятся на шумные (образуемые либо при помощи шума, либо -голоса и шума) и сонорные (< лат. sonorus "звучный"), образуемые при помощи голоса и незначительного шума: р, л, м, н, j, что с акустической точки зрения приближает их к гласным.
В зависимости от места образования согласного, т.е. от того, какой активный орган образует преграду, а также от того, где возникает эта щумообразующая преграда, все согласные делятся на губные, язычные, увулярные, фарингальные и ларингальные.
Губные согласные - это звуки, в которых шумообразующая преграда обеспечивается либо губами (губно-губные согласные, рус. п, б,м), либо губами и зубами (губно-зубные согласные,рус.в, ф).
В язычных согласных активным действующим органом, создающим шумообразующую преграду, является язык, артикулирующий к верхним зубам, альвеолам (бугоркам у корней верхних зубов), разным частям неба. В зависимости от того, какая часть спинки языка создает преграду, различают переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные согласные.
В переднеязычных согласных работает передняя часть и кончик языка. Они подразделяются на апикальные согласные (< лат. apex "верхушка"), в которых активным органом является кончик языка, приподнимающийся к верхним зубам и альвеолам (англ. /, d); дорсальные (< лат. dorsum "спина"), в которых передняя часть спинки языка приближается к верхним зубам (рус. т, д); какуминальные (< лат. саситеп "острый конец, вершина"), в которых происходит подъем всего края передней части спинки языка (слн. dz "); ретрофлексные, в которых активным органом является кончик языка, загнутый вверх и назад (рус. р).
В среднеязычных согласных шумообразующая преграда создается сближением средней части спинки языка ствердым небом (рус. j).
При артикуляции заднеязычных согласных преграда образуется за счет сближения задней части спинки языка с мягким небом (рус. к, г, х).
Увулярные согласные (< лат. uvula "язычок") - это согласные, при образовании которых преграда создается за счет сближения маленького язычка и мягкого неба с задней частью языка (ср. нем. [х] в слове Buch или парижское произношение звука [г]).
Фарингальные, т.е. глоточные согласные (< греч. pharynx "зев") - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается путем сужения глотки (ср. укр., слц., чеш. [И], укр. нога; слц. hora; чеш. hlava).
Ларингальные или гортанные согласные (< греч. larynx "гортань") - это согласные, в которых шумообразующая преграда создается вследствие сближения голосовых связок (чеш. диал. ?око, араб, ahl "семья", иврит, mahir "искусный").
В зависимости от способа образования согласного, т.е. от того, каков характер преграды, преодолеваемой воздухом, и способ ее преодоления, все согласные подразделяются на смычные, щелевые
и дрожащие.
При образовании смычных согласных проход воздушной струи по речевому тракту преграждает смычка, которую образуют губы, язык и небо, язык и зубы. В зависимости от того, как раскрывается смычка, смычные согласные подразделяются на взрывные, в которых смычка раскрывается мгновенно (рус. п,б,щд,к г)", аффрикаты (< лат. affricata "притертая"), в которых смычка раскрывается медленно, постепенно, при этом после смычки следует щелевая фаза, так как артикулирующие органы не раскрываются полностью и между ними сохраняется сужение (рус. ч, ц); носовые, в которых смычка образуется полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием небной занавески, вследствие чего воздух свободно протекает в носовую полость (рус. н, м).
Некоторые ученые среди смычных выделяют также имплозивные (или сомкнутые) согласные, которые имеют только фазу смычки и не заканчиваются взрывом (ср. рус. а[бб]ат, о[тт]уда).
Щелевые согласные - это согласные, при артикуляции которых язык образует затор, оставляя для выхода воздуха щель (рус. с, з, ш, ж,ф,в,х, n,j), В зависимости от того, где образуется щель - в срединной части языка или сбоку (между боковой частью языка и зубами) - различают срединные согласные (рус. с,з,ш,ж, ф, в, x,j) и боковые (рус. л).
При образовании дрожащих согласных происходит вибрация кончика языка, смыкание и размыкание его с альвеолами (рус. р). По этому признаку дрожащие согласные рассматриваются иногда в классе смычных согласных.
В зависимости от положения мягкого неба (или точнее, небной за-навески)при произношении согласных различают ртовые и носовые согласные. Ртовые согласные-это согласные, при артикуляции которых мягкое небо поднято и закрывает проход воздуха в полость носа (все русские согласные, кромем,н); в носовых согласных мягкое небо опущено и открывает проход воздуха в полость носа (рус. м, н).
В зависимости от того, происходит ли наложение дополнительной (йотовой) артикуляции на основную, все согласные подразделяются на мягкие (или палатальные < лат. palatum "небо") и твердые. Мягкие согласные - это согласные, при образовании которых происходит дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому небу и продвижение всей массы языка вперед (ср.
Рус. мягкие согласные б\ в", д\ т" и др.); твердые согласные произносятся без этой дополнительной артикуляции, хотя последние исследования в области фонетики показали, что при произнесении твердых согласных наблюдается приподнятие задней части языка по направлению к мягкому небу, т.е. веляризация < лат. velum "завеса" (ср. произношение русского веляризованного согласного [л] и невеляризованного, т.н. европейского [/]).
Учитываются и другие артикуляционные признаки согласных, в частности, участие пассивного органа в образовании преграды (зубов, альвеол, различных частей неба). Так, например, язычные (по активному действующему органу) согласные по пассивному органу, т.е. по тому органу, с которым происходит смычка языка, могут быть охарактеризованы как дентальные (или зубные, рус. т,д,с,з,л,н,ц\ альвеолярные (или надзубные англ. /, d), передненебные (рус. ш, ж, ч р), средненебные (рус. у), задненебные (рус. к, г, х).
Кроме артикуляционной, существует акустическая классификация согласных, в которой учитывается прежде всего сила шумовых составляющих. В соответствии с этим критерием, как уже указывалось, согласные подразделяются на шумные и сонанты. При артикуляции сонантов наблюдается преобладание голоса над шумовыми составляющими, что с акустической точки зрения приближает их к гласным, при образовании шумных согласных преобладающим является шум.
Важнейшим акустическим признаком согласных является характер нарастания шума в начале их звучания (именно по этому признаку различаются взрывные и щелевые согласные), а также характер его спада в конце звучания: по этому признаку выделяют глот-тализованные (или смычно-гортанные согласные), при образовании которых происходит гортанная смычка в конечной фазе артикуляции (слн. [?]) и неглоттализованные. Существуют и другие акустические признаки, использующиеся в акустической классификации согласных.
Стремление описать все многообразие звуков человеческой речи на единых классификационных основаниях способствовало разработке новых универсальных классификаций, построенных по дихотомическому (< греч. dicha "на две части" и tome "сечение") принципу. Первая такая классификация была предложена американскими учеными P.O. Якобсоном, М. Халле, Г. Фантом. Выделив 12 пар различительных признаков (среди которых были, например, такие, как: гласный/негласный, согласный/несогласный, компакт-
ный/диффузный, т.е. учитывается степень концентрации произносительной энергии, напряженный/ненапряженный, т.е. степень напряжения мускулатуры речевых органов, прерванный/непрерванный, т.е. учитывается наличие и характер преграды при прохождении воздушной струи, носовой/ртовый, звонкий/глухой и др.), они попытались описать звуки, представленные во всех языках мира. Позднее эта классификация была упрощена американскими учеными Н. Хомским и М. Халле, предложившими учитывать три основных признака при описании звуков речи: сонорный/несонорный, вокальный/невокальный, консонантный/неконсонантный, которые, однако, при необходимости можно расширить за счет введения дополнительных (таких, например, как способ артикуляции, место образования звука, источник голоса или шума и др.). Эти классификации свидетельствуют о том, что возможности описания звуков речи во всем их многообразии еще далеко не исчерпаны. Работа над созданием универсальных классификаций продолжается и в настоящее время.
СЛОГ КАК АРТИКУЛЯЦИОННО-АКУСТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА
Слог как артикуляционно-акустическая единица речи относится к числу сложнейших фонетических явлений. Единой теории слога в лингвистике пока нет, каждая из имеющихся теорий акцентирует внимание на одних сторонах слога, оставляя без объяснения другие. Существуют разные определения слога. Основное различие между ними связано с тем, какие признаки (артикуляционные или акустические) берутся за точку отсчета.
С артикуляционной точки зрения слог - это минимальная единица речевого потока (Л.В. Бондарко) или минимальная артикуляционная единица речи (Ю.С. Маслов). Иногда эти определения уточняют, расширяя их указанием на организацию дыхания в процессе речи: «Слог - это минимальная единица речи, произносимая одним выдыхательным толчком или одним импульсом мускульного напряжения» (Л.В.Щерба). Это так называемая экспираторная теория слога. Однако данные экспериментальной фонетики свидетельствуют о том, что число дыхательных толчков и число слогов не совпадают.
Существует и другая теория слога - сонорная, основанная на акустических критериях. При акустическом подходе слог определяют как волну нарастания и ослабления звучности. «Слог - это отре-
зок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью» (Р.И. Аванесов). Этот наиболее звучный звук является слогообразующим, вокруг него группируются неслогообразующие звуки.
Существуют и другие, менее распространенные теории слога, например, динамическая, согласно которой слог - это волна силы, интенсивности звука. Самый интенсивный звук слога - слоговой, менее сильные звуки - неслоговые (Л.Л. Касаткин).
В русском языке (как и во многих других языках) слогообразующим является гласный. Именно гласный образует вершину слога, составляя его ядро, на периферии же располагаются согласные. Однако существуют языки (например, сербский, хорватский, македонский, чешский), в которых в роли слогообразующего могут выступать и согласные, но только сонорные (ср. сх. врх "верх", мак. врба "верба", чеш. vlk "волк"). В русском языке в потоке речи сонорные также могут иногда приобретать слоговость, однако только в позиции конца или начала слова при беглом произношении (ср. смотр, театр, рдеть, рты).
Слоги могут иметь разную структуру: если элементы слога обозначить латинскими буквами С - consonans "согласный", V - vocalis "гласный", то структуру слога можно представить следующим образом: CV (мо-ло-ко), CVV (лау-ра), V (у-жас), С VC (о-вес), VC (ар-ка), CVVC (нем. Maus "мышь"), CCVVV (вьетнам. ngoäi "снаружи"): в двух последних случаях один гласный, а именно [а], составляет ядро, а другие периферию и т.д.
В зависимости от того, на какой элемент заканчивается слог, различают открытые и закрытые слоги. Открытые слоги оканчиваются слоговым звуком (ма-ма), закрытые - неслоговым (у-тес). Учитывается не только качество звука, закрывающего слог, но и звука, с которого начинается слог. В зависимости от этого слоги подразделяются на прикрытые (начинающиеся с неслогового звука: бар-кас) и неприкрытые (начинающиеся со слогового звука: у-сы). В большинстве языков мира преобладают открытые слоги, хотя в рамках этих слогов существуют различия в сочетаемости входящих в них согласных (ср. возможную для русского языка в начальном открытом слоге сочетаемость четырех согласных типа встре-ча и невозможность подобных сочетаний во французском языке), есть языки (например, полинезийские), которые допускают только открытые слоги (ср., например, названия островов Тихого океана: Са-мо-а, Ра-па-ну-и), однако для германских языков более типичны закрытые слоги (тип CVC).
В истории русского языка существовали разные тенденции в построении слога. В древний период (Х-ХИ вв.) преобладала тенденция к открытому слогу, которая имела силу закона, о чем свидетельствуют древнерусские памятники, где встречаются написания типа къто, съна и др., в которых первый слог заканчивает редуцированный гласный звук «ер». Однако со временем (после процесса «падения редуцированных») эта тенденция стала носить менее выраженный характер, так как появились и закрытые слоги (др.-рус. съ-нъ > сон).
Конец одного слога и начало другого образует слогораздел, являющийся границей слога. На границе слога происходит, как правило, уменьшение звучности, что связано со строением слога. В современной фонетической литературе существует несколько теорий слогораздела. Согласно теории, разработанной Р.И. Аванесо-вым, каждый слог в русском языке строится по закону восходящей звучности, т.е. звуки располагаются в слоге от наименее звучного к наиболее звучному, поэтому слогораздел проходит всегда на месте спада звучности (в слове, имеющем слоговую структуру CVCV, слогораздел пройдет между гласным и последующим согласным CV-CV: во-да). Исходя из того, что наиболее звучными являются гласные, а из согласных - сонорные, Р.И. Аванесов предложил следующие правила слогораздела:
1) сочетание шумных согласных между гласными (модель
VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-стюм;
2) сочетание шумного и сонорного согласного между гласными (модель VCCV)otxoäht к последующему слогу, т.е. V-CCV: до-бро;
3) сочетание сонорных между гласными (модель VCCV) отходит к последующему слогу, т.е. V-CCV: ко-рма;
4) сочетание сонорного и шумного между гласными (модель VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: пар-ma, поскольку сонорный обладает большей звучностью, чем шумный. При таком слогоразделе следующий слог строится в соответствии с законом восходящей звучности.
5) сочетание j с любым согласным между гласными (модель
VCCV) имеет слогораздел внутри слога, т.е. VC-CV: лей-ка.
Однако эти правила слогораздела распространяются только на неначальные слоги, в начальных слогах закон восходящей звучности нарушается (ср. рта, льды, где имеются два «пика звучности» -на начальном сонорном и на гласном), иногда он может нарушаться и в неначальных слогах (ср. ло-жка, где щелевой согласный [ш] более звучный, чем смычный [к]). В связи с этим появилась другая
теория, согласно которой слогораздел всегда проходит после гласных (Л.В. Бондарко).
Существует, однако, еще одна теория, сформулированная JLB. Щер-бой, в соответствии с которой граница слогораздела в русском языке тесно связана с ударностью слога:
1) если ударным является первый слог, то следующий за ним согласный является сильным и примыкает к ударному гласному, образуя закрытый слог: шап-ка;
2) если ударным является второй слог, то оба согласных в модели VCCV отходят к ударному слогу в связи с действующей в русском языке тенденцией к открытому слогу: до-стать;
3) в сочетании сонорного и шумного согласных между гласными принцип ударности не действует, так как слогораздел проходит внутри слога, т.е. VC-CV: сол-дат.
Однако данные экспериментальной фонетики не подтвердили зависимости места слогораздела от локализации ударения, хотя признак ударности слога для слогораздела является значимым.
Законы слогораздела в языках мира неодинаковы (во французском языке, например, в отличие от русского, слогораздел, как правило, проходит между согласными, ср. tek-nik), они могут различаться в диалектах даже одного языка (ср., например, севернорусское и южнорусское слогоделение слова картошка: сев.-рус. кар-тош-ка, юж.-рус. ка-рто-шка).
В разных языках соотношение между членением слова на слоги и его морфемным членением складывается по-разному: в русском, например, связь между слоговым и морфемным членением отсутствует (ср. различие в слоговом и морфемном членении слова сбежали: слоговое членение сбе-жа-ли, морфемное с-беж-а-л-и). Об отсутствии влияния морфологической границы на слогораздел свидетельствует и тот факт, что согласный в абсолютном конце слова произносится в одном слоге с гласным, начинающим следующее слово, ср. [но-чу-жа-са]. Однако в китайском и вьетнамском языках (являющихся языками слогового строя) эта связь прослеживается: слог почти всегда выступает в качестве представителя морфемы, и границы слогов не могут перемещаться, ср. вьетн. bat "чашка" и bat Ыее "чашечка".
Наша речь представляет собой поток звуков, и при членении этого речевого потока, кроме звука и слога, выделяются фонетическое слово, фонетическая синтагма (или речевой такт) и фраза, хотя выделение их происходит на разных основаниях - собственно фонетических, функциональных, смысловых и интонационных.
Фонетическое слово -это отрезок речевой цепи, объединенный одним ударением. В русском языке это чаще всего сочетание знаменательного слова с примыкающим к нему служебным (ср. сон ли, на гору, чтобы прочитать), однако есть языки, где в этот отрезок могут входить три и более знаменательных слова (ср. франц. Elle est heureuse "она счастлива").
Фонетическая синтагма - это отрезок речевой цепи, объединенный интонационно-смысловым единством входящих в него знаменательных слов, образующих одну ритмомелодическую группу (ср. Завтра вечером \ туристская группа \ в полном составе \ возвращается на базу). В семантическом плане синтагма представляет собой отрезок осмысленно расчлененной речи, в противном случае речь теряет свою информативность (ср. нарушение смысла высказывания при ином его членении на синтагмы: Завтра \ вечером туристская I группа в полном \ составе возвращается на \ базу).
Фраза - это отрезок речевой цепи, заключенный между двумя паузами, обладающий интонационно-смысловой законченностью, имеющий определенную интонационную структуру и характеризующийся синтаксической связанностью. Фраза как фонетическая единица может состоять из одного или нескольких предложений (ср. фразу, которая представлена тремя предложениями: Вот вы сели, лошади тронулись, колокольчик зазвенел).
Наиболее распространенной является артикуляционная классификация гласных.
Так как при образовании гласных в речевом аппарате преграда не возникает, гласные невозможно классифицировать по тем признакам, на которых строится классификация согласных: невозможно говорить ни о месте , ни о способе образования . Признак «участие – неучастие голоса» также нерелевантен (неважен), так как при образовании гласных голосовые связки обязательно работают.
В артикуляции гласных участвует весь речевой аппарат , ноглавную роль играетязык , так что основаниями классификации гласных в первую очередь служат:
ряд (движение языка погоризонтали ),
подъем (движение языка повертикали ),
а также работа губ .
Эти признаки характеризуют гласные в подавляющем большинстве языков мира 7 .
Английские фонетисты Бэлл иСуит (Alexander Melville Bell (1847–1905), Henri Sweet(1845–1912)) разработали таблицу гласных, в которой учитываются:
3 положения языка при движении по горизонтали,
3 степени его подъема.
В зависимости от того, какая часть языка поднимается при произнесении гласного, различаются гласные:
переднего ,
среднего (смешанного ),
заднего ряда.
При произнесении гласных переднего ряда ктвердому небу поднимаетсясредняя часть языка, акончик языка находится у передних нижних зубов; вся масса языка продвинута вперед:
При произнесении гласных среднего ряда к небу поднимаетсявесь язык , вытянутый вдоль полости рта:
При произнесении гласных заднего ряда к мягкому небу поднимается задняя часть языка, а кончик языка отодвинут от передних нижних зубов; вся масса языка отодвинута назад:
Разумеется, резких физиологических границ, отделяющих артикуляцию гласных одного ряда от гласных другого ряда, нет. Однако, в тех языках, где встречаются все эти артикуляторные типы, они достаточно четко выражены.
Движение языка по направлению к небу (твердому или мягкому) определяет степень подъема , илизакрытость иоткрытость гласных. Этот признак связан со степенью раствора рта [ООФ, с. 21].
По признаку движения языка по вертикали различаются гласные:
верхнего ,
среднего ,
нижнего подъема .
При образовании гласных верхнего подъема язык занимает самое высокое положение:
[и], [у], [ü].
При произнесении гласных среднего подъема язык и нижняя челюсть менее приподняты:
При произнесении гласных нижнего подъема язык наиболее опущен (напр., у врача предлагается произнести: а – а – а). Фактически никакого подъема языка нет, так что звук [а] чисто условно относится к гласным среднего ряда.
Система русских гласных фонем в этой таблице выглядит так:
передний ряд |
средний ряд |
задний ряд |
|
Получается так называемый «треугольник русских гласных», очень наглядный и удобный, т.к. с его помощью можно примерно определить зону образования гласных типа [и], [а] и т.д. в других языках:
И ы у э о а
По участию губ гласные делятся на
лабиализованные (огубленные) – губы округлены [о] или округлены и вытянуты вперед [у];
нелабиализованные (неогубленные) –губы нейтральны [а], [э] или растянуты [ы], [и].
Лабиализация (округление, вытягивание) существенно влияет на форму резонаторов, а тем самым и на тембр гласных: он понижается .
Если учесть лабиализацию, то в таблице получится 18 клеток:
передний ряд |
средний ряд |
задний ряд |
||||
нем. über |
y норв. hus |
каз. r ыз | ||||
э , ε эта фр. les |
фр. seul |
англ. sun | ||||
англ. man |
ангел |
α : англ. part |
англ. dog |
[Реформатский, с. 185; Кодухов, с. 122]
Различие лабиализованных и нелабиализованных гласных переднего ряда ярко проявляется во французском, немецком, уральских, алтайских и др. языках:
немецкий французский
Kiefer ‘сосна’ –K ü fer ‘бондарь’dire ‘говорить’–dure ‘твердый’
edel ‘благородный’–Ö de [ø:] ‘пустыня’f é e ‘фея’ –feu ‘огонь’
Helle [ε] ‘ясность’– H ö lle [œ] ‘ад’p è re ‘отец’– peur ‘страх’
Современная экспериментальная фонетика способна фиксировать очень тонкие артикуляционные различия, так что трех рядов и трех подъемов часто недостаточно 9 [Шайкевич, с. 19–20]. См. схему в [Маслов, с. 81].
По словам Л. Р. Зиндера , «от [i] к [а]… ведетнепрерывный ряд гласных , возникающий при медленном опускании или подъеме языка. Три, четыре, шесть или семь степеней подъема – это лишь условные остановки на этом пути» [Цит. по: ЛЭС, с. 106].
Язык - поистине чудесный дар человечеству. Это совершенное орудие общения имеет сложное устройство, представляет собой систему Традиционно, начиная изучение языка, обращаются к фонетике - разделу науки о языке, предметом рассмотрения которого являются звуки речи, а конкретнее, классификация гласных и
Фонетика
Фонетика предназначена для изучения речевых звуков. Она занимает особое положение, которое определяется тем, что предмет её изучения - единицы языка, имеющие материальную природу. Звучащая речь образуется органами речи человека и колебаниями воздуха. Восприятие звучащей речи происходит органами слуха человека.
Фонетика имеет дело с самой минимальной единицей языка - звуком речи. Таких звуков бесконечное множество. Ведь произносит их каждый по-своему. Но можно выделить среди этого многообразия такие звуки, которые произносятся одинаковым способом. Способ образования - основа для классификации звуков.
Главное, - классификация гласных и согласных звуков. Артикуляционно и речи бывают или обеспечивают речь певучестью. Согласные - шумом.
Согласные же звуки получаются, когда воздух преодолевает препятствия на своём пути. Они состоят из голоса и шума либо только шума. Разные способы образования и преодоления этих препятствий позволяют отличать согласные звуки друг от друга. На этих различиях строится классификация гласных/согласных звуков русского языка. Ее принципы мы рассмотрим далее.
Фонетика является разделом языкознания, в котором изучаются артикуляционные и акустические особенности речевых звуков. Артикуляционная фонетика занимается изучением анатомо-физиологической природы звука и механизмов его производства. Акустическая фонетика исследует звук как колебательные движения, осуществляемые прохождением его через голосовые связки и ротовую полость. Предметами изучения акустической фонетики являются его высота, сила, долгота и тембр.
Акустическая классификация гласных звуков
Знакомство с фонетикой обычно начинается с изучения гласных звуков. Не будем отступать от традиций, которые обусловлены большей их значимостью. Они являются слогообразующими. Согласные примыкают к гласным.
Какая классификация гласных и согласных звуков станет предметом нашего внимания для изучения гласных звуков в первую очередь?
Сначала рассмотрим акустические особенности гласных:
- все эти звуки образуются при помощи тона голоса;
- характеризуются ударностью и безударностью, то есть бывают слабыми и сильными;
- слабые гласные короткие по звучанию, при их произнесении не требуется напрягать голосовые связки;
- сильные гласные отличаются более долгим произношением и с напряжением голосовых связок.
Тон гласных звуков не является смыслоразличительной характеристикой. Может передавать только эмоциональное состояние говорящего или грамматический смысл. Например, в вопросительном предложении более высоким тоном произносится гласный в слове, несущем наибольшую смысловую нагрузку.
Слабые и короткие звуки называются в русском языке безударными. Сильные и долгие являются ударными. Ударение является в нашем языке незакреплённым и выполняет чаще всего грамматическую функцию: дом (ед. ч.), дома (мн. ч.). Иногда ударение бывает смыслоразличительным: зАмок (сооружение), замОк (устройство для запирания двери).
Классификация гласных звуков по артикуляционным особенностям. Огубленные/неогубленные гласные
Артикуляционная классификация гласных звуков гораздо шире, чем акустическая. Кроме голоса они образуются губами, языком и нижней челюстью. Звук формируется определённым способом и характеризуется следующими признаками:
- участием губ в его образовании;
- степенью подъёма языка;
- горизонтальным движением языка в ротовой полости.
Гласные могут образовываться с помощью вытягивания губ, тогда они имеют название огубленные (лабиализованные). Если губы не участвуют при образовании гласного, то он называется неогубленным (нелабиализованные).
Огубленные гласные образуются при выпяченных вперёд, сближенных друг с другом губах. Воздух проходит через узкое пространство, образованное сложенными в трубочку губами, ротовой резонатор удлиняется. Степень огубленности бывает разная: у гласного [о] меньшая, а гласный [у] характеризуется большей степенью огубленности. Остальные гласные являются неогубленными, то есть нелабиализованными.
Гласные по степени вертикального движения языка, то есть по подъёму
По тому, как поднимается к нёбу язык, гласные звуки бывают:
Чем ниже подъём, тем шире открывается рот и ниже опускается челюсть.
Гласные по горизонтальному движению языка
Гласные по горизонтальному движению языка во рту тоже распределяются на три группы:
- Переднего ряда - это звуки [и], [э]. При их образовании переднюю часть языка нужно поднимать к передней части нёба.
- Среднего ряда - это звуки [а], [ы]. При их образовании поднимается средняя часть языка к средней части нёба.
- Заднего ряда - [у], [о]. При их образовании задняя часть языка приподнимается к задней нёбной части.
В обобщённом виде классификация гласных звуков отражается в треугольнике гласных. Его вы можете увидеть на рисунке ниже.
Оттенки гласных звуков
Деление по ряду и подъёму никак не соответствует всему богатству и разнообразию гласных. Вообще классификация гласных/согласных звуков русского языка гораздо шире, чем дано в учебниках школьной программы. Как первые, так и вторые могут иметь варианты произношения. Это зависит от позиции, в которой они стоят.
Кроме звука [и] есть тот, который произносится с чуть большей открытостью рта и подъёмом языка более низким, чем [и]. Такой звук имеет название [и] открытый. В транскрипции обозначается [и э ]. Пример: леса [л"и э са"].
Не столь открытым является звук [ы э ]. Например, в слове "железный", который произносится как [жы э л"э"зный].
В слабой позиции, перед ударным слогом вместо звуков [а], [о] произносится нелабиализованный звук . Он по положению языка занимает место между [а] и [о], например: трава [тр/\ва"], поля [п/\л"а"].
Существуют ещё редуцированные гласные, их называют ещё ослабленными звуками. Это [ъ] и [ь]. [ъ] - это звук среднего ряда средненижнего подъема. [ь] - этот звук является звуком переднего ряда средненижнего подъёма. Примеры: паровоз [пър/\во"с], водяной [въд"и э но"й]. Ослабление их произношения обусловлено удалённостью этих гласных от ударения.
Звуки [и э ], [ы э ], , [ъ], [ь] встречаются лишь в поло-жении без ударения.
Зависимость гласных звуков от мягкости согласных
Изменение произношения гласных в зависимости от мягких (палатализованных) согласных рассматривает фонетика. Классификация гласных звуков в зависимости от такого соседства может быть представлена следующим образом:
- Гласные ["а], ["э], ["о], ["у] продвигаются чуть вверх и вперед в начале произношения.
- Если эти гласные стоят между согласными мягкими, изменения в артикуляции сохраняется на протяжении всего произнесения звука: зять [з"а"т"], тётя [т"о"т"а], тюль [т"у"л"].
Виды ударных гласных
В нашем языке есть шесть позиций, которые представлены разными видами ударных гласных. Все они представлены в таблице ниже.
Виды безударных гласных
Классификация гласных стоящих не под ударением, зависит от близости или удалённости от ударения и препозиции или постпозиции по отношению к нему:
- Гласные [и], [ы], [у], стоящие в предударном слоге, чуть ослабляются в своей артикуляции, но кардинально не изменяются.
- Если [ы] стоит после шипящих и твёрдых перед мягким, то он чуть продвигается вверх и вперёд в конце произнесения звука, например в слове ж[ы˙]вет.
- Звук [у] в самом начале слова, стоя перед согласными мягкими и после твёрдых заднеязычных или шипящих, тоже чуть сдвигается вверх и вперёд в конце произношения. Например: [у˙]тюг, ж[у˙]рить.
- Гласный [у], если он стоит за мягким согласным, перед согласным твёрдым, сдвигается вверх и вперёд в начале произношения. Например: [л’˙у]бовь.
- Если [у] находится между согласными мягкими, он сдвигается вверх и вперёд на протяжении всего времени произнесения: [л’˙у˙]бить.
- Гласные [а], [о], если они стоят после заднеязычных в начале слова, твёрдых и [ц], произносятся как [ㆄ], этот гласный образуется в среднем ряду, по подъёму является средне-нижним, он нелабиализованный.
- Гласные [а], [о], [э], если они стоят после согласных мягких, [ч], [j] произносятся как [ие], который характеризуется как нелабиализованный гласный, средний между [и] и [э], по ряду образования он передний, по подъёму является средне-верхним.
- Гласные [э], [о], которые стоят после [ш], [ж], произносятся как [ыэ], он является звуком непереднего ряда, это уже не ы и не э, такой звук можно услышать, например, в слове "прож[ыэ]вать".
- Гласный [а] после [ш], [ж] произносится как [ㆄ]. Этот звук можно услышать в слове "ш[ㆄ]лить".
- [и], [ы], [у] ослабляют свою артикуляцию в третьем и во втором предударных слогах, но свой характер произношения не меняют.
- Гласный [у], если он стоит во втором и третьем предударном слоге, перед палатализованными согласным и за твердыми звуками, не отличается от звука, произносимого в предударном слоге, это касается и гласных [ы] и [и].
- Гласные [а], [о], [э] в третьем и во втором предударных слогах, в самом начале слова, изменяются по типу слога, стоящего перед ударением - на месте ударных гласных [а], [о] произносится [ㆄ], а на месте [э] произносится [ыэ].
Изменения гласных ударных звуков в заударных слогах отражаются в таблице, представленной ниже.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать вывод: на классификацию гласных звуков влияет положение языка. Перемещаясь во рту, он создаёт разные условия для образования звуков. Они воспринимаются как разные гласные.
Гласные звуки. Физиолого-акустическая характеристика.
Эта классификация дана для изолированной позиции звуков. Изолированные звуки необходимы для того, чтобы выявить индивидуальные физиологические свойства, отличающие из друг от друга.
Гласные – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.
При произношении гласных звуков работают 2 активных органа: язык и губы. Гласные звуки выделяют по трем признакам:
1. По участию-неучастию губ гласные звуки делятся на лабиализованные и нелабиализованные. Лабиализованных звуков 2 – у, о. При их произношении губы вытягиваются в трубочку (при о – шире, у – уже), сквозь нее проходит воздушная струя. При произнесении нелабиализованных звуков губы растягиваются. Таких звуков 4 (и, ы, э, а)
2. По степени подъема языка к верхнему небу выделяют 3 степени подъема (движение языка по вертикали):
Верхнего подъема (узкое раскрытие рта). Это гласные и, ы, у. Язык максимально приближен к верхнему небу.
Среднего подъема (среднее раскрытие рта). Язык занимает срединное положение. Это гласные э, о.
Нижнего подъема (широкое раскрытие рта). Язык находится на дне ротовой полости. Это гласный а.
3. С учетом движения языка по горизонтали выделяют 3 ряда:
Переднего ряда. При произнесении этих звуков язык продвигается вперед. Это звуки и, е.
Среднего ряда. При произнесении этих звуков тело языка отодвигается в срединную область рта. Это звуки ы, а.
Заднего ряда. Тело языка отодвигается назад. Это звуки у, о.
Согласные звуки. Физиолого-акустическая характеристика.
Согласные – это звуки речи, состоящие или из шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из легких струя воздуха встречает различные преграды.
Таблица артикуляции согласных звуков.
Голос и шум | Способ образования | Место образования | ||||||
Губные | Язычные | |||||||
Губно-губные | Губно-зубные | Переднеязычные | Среднеязычные | Заднеязычные | ||||
зубные | Нёбно-зубные | |||||||
шумные | взрывные | б б’ п п’ | д д’ т т’ | г г’ к к’ | ||||
фрикативные (щелевые) | в в’ ф ф’ | з з’ с с’ | ж ж’ ш ш’ | х х’ | ||||
аффрикаты | ц | ч’ | ||||||
сонорные | смычно-проходные | боковые | л л’ | |||||
носовые | м м’ | н н’ | ||||||
дрожащие | р р’ | |||||||
фрикативные (щелевые) | J’ |
Понятие фонемы.
Русской науке принадлежит приоритет первой формулировки теории фонем и введения этого термина в лингвистический обиход с 80-хгг XIXв. Возникновение теории фонем связано с деятельностью Казанской лингвистической школы, где работали И.А. Бодуэн де Куртенэ (1845-1929) и Н.В. Крушевский (1851-1887). Этими учеными (особенно Бодуэном де Куртенэ) были разработаны основные положения о фонемах как компонентах морфем, о многообразии звуков, объединяемых в одну фонему – «общее представление о звуке», об изменениях (дивергенции) и чередовании (альтернациях) фонем. Хотя психологические объяснения Бодуэна не могут быть приняты, но его лингвистические анализы заложили прочный фундамент фонологии.
Во всех языках мира существуют 2 типа звуков речи: гласные и согласные. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных – консонантизм. Гласные и согласные различаются функционально , артикуляционно и акустически .
Артикуляционное различие согласных и гласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата. Функциональное различие состоит в их роли в словообразовании. Акустическое различие – гласные противопоставляются шумным, т.е. глухим согласным типа [ф] и [п]; между гласными и шумными согласными располагаются, с одной стороны, звонкие согласные, а с другой – сонорные согласные.
Классификация гласных
Все гласные являются сонорными (голосовыми) и щелевыми. Основанием классификации служат ряд и подъем языка , а также работа губ ; дополнительно учитываются назализация , напряжение и долгота . Ряд определяется по части языка, которая приподнимается при образовании данного гласного. Различают три ряда, и соответственно три типа гласных: передние, средние и задние. Например, в русском языке [и] является передним, а [ы] – средним гласным. Подъем определяется степенью приподнятости языка при образовании данного гласного; различаются обычно три подъема : верхний , средний , нижний . По участию губ в их образовании гласные делятся на губные (лабиализованные, огубленные) и негубные. Данные гласные иногда называют монофтонгами.
Кроме монофтонгов и долгих гласных, в языках мира существуют дифтонги – гласные со сложной артикуляцией, произносимые в один слог и выступающие как одна фонема. Например, нем.: au, eu, ei ; англ.: go , no – произносятся одним усилием на [о], второй элемент произносится менее четко, как [y]-образный призвук. Дифтонги делятся на нисходящие и восходящие . В нисходящем дифтонге сильным выступает первый элемент, как в английском go , нисходящими являются также немецкие и Baum, mein . Восходящие дифтонги сильным имеют второй элемент (встречаются в испанском языке).
Классификация согласных
При образовании согласных сильная струя воздуха преодолевает преграду, взрывает ее или проходит через щель, и эти шумы составляют характеристику согласного. Классификация согласных более сложна, так как согласных в языках мира больше, чем гласных. Основанием классификации согласных служат четыре основных артикуляционных признака: способ артикуляции , активный орган , место артикуляции , работа голосовых связок .
Способ артикуляции – характер преодоления преграды и прохода воздушной струи при создании шума, необходимого при образовании согласного. Различают два основных способа артикуляции согласных – смычка и щель ; по способу артикуляции согласные делятся на смычные и щелевые .
Смычные согласные образуются путем взрыва воздушной струей преграды, поэтому смычные согласные называют также взрывными и эксплозивными. Смычными являются [п], [б], [т], [г] и т.п. Щелевые согласные образуются трением воздушной струи о стенки прохода, созданного сближением органов речи ротовой полости; поэтому щелевые согласные называют также фрикативными (от лат. frico – тру).
Наряду с чистыми смычными и щелевыми согласными существуют сложные (смешанные) смычно-щелевые согласные. По акустической характеристике они бывают двух видов: с одной стороны, это голосовые (сонорные ), с другой – шумные (глухие и звонкие ). Сонорные согласные: носовые [м], [н], англ.,нем. [ŋ] morning, Zeitung ; боковые [л], дрожащие, например [р], франц. [r] rose .
Сонорные согласные артикулируются, когда воздушная струя преодолевает смычку и проходит через щель; при произнесении носового смычка остается ненарушенной, так как часть воздушной струи проходит через носовую полость, а при артикуляции бокового согласного смычка, образуемая языком и небом, сохраняется, так как бок языка опущен и образуется щель для прохода воздушной струи.
Длительность согласного связана с образованием аффрикат: приступ аффрикаты смычный, а отступ – щелевой [ц] литься .
По активному органу согласные делятся на три типа: губные , язычные и заязычные (гортанные). Губные бывают губно-губные [б], реже встречаются губно-зубные [ф], [в]. Язычные согласные делятся на переднеязычные , среднеязычные и заднеязычные . Переднеязычные согласные по месту артикуляции бывают зубными (свистящими ) и передненебными (шипящими ) [с] и [ш]; [ц] и [ч]. Среднеязычные образуются сближением средней части языка с твердым небом. Среднеязычным согласным является [j] (этот звук называют йотом); при его произнесении кончик языка упирается в нижние зубы, бока языка – в боковые зубы, средняя спинка языка приподнимается к твердому небу, образуя очень узкую щель, через которую проходит голос. Заязычные согласные делятся на увулярные (язычковые), фарингальные и гортанные . Примером увулярного согласного может служить французское картавое [р]. При произнесении этого звука кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть, напрягаясь, поднимается к небу, так что воздушная струя заставляет вибрировать маленький язычок (увулу), который периодически соприкасается с поднятой спинкой языка, прерывая струю и создавая шум. Фарингальные согласные артикулируются путем движения корня языка назад и сокращения мускулов стенки зева. Примером может служить укр. г ора . Гортанные согласные представлены главным образом гортанным взрывом. Как самостоятельный звук речи он имеется в арабском языке; называется гамза . Гортанные звуки чаще выступают как дополнительная артикуляция гласных и согласных. Например, при произнесении немецких слов, начинающихся с гласного, слышится глухой гортанный шум от внезапного разрыва сомкнутых голосовых связок; такое произнесение называют сильным приступом, а звук – кнаклаутом.