Проект на тему бактерии враги или друзья. Исследовательская работа "Микробы- друзья или враги? Опасны ли грибы в кишечнике

Проект на тему бактерии враги или друзья. Исследовательская работа
25.04.2011 10:34

Микробы незаметны и живут на Земле уже задолго до нас. Микробы встречаются везде и всегда, могут быть как друзьями, так и врагами.

Микробами, называют группу микроорганизмов, которых не видно невооружённым глазом. Размером они менее 0.1 мм. Они способны жить где угодно – глубоко в недрах земли, на дне мирового океана и даже в горячих источниках воды.

Есть теории, которые утверждают, что микробы самые древнейшие обитатели Земли и были первыми живыми организмами.

В основном микроорганизмы полезны. Они помогают разлагать остатки растений и животных, при этом возвращают углекислоты в атмосферу и азот в почву. Без всего этого жизнь других живых была бы невозможной.

Существуют такие бактерии, которые проникают в корни растений и сотрудничают с ними. Одними из таких бактерий являются клубеньковые бактерии, они обогащают бобовые растения азотом, поглощая его из воздуха. В коже человека тоже живут различные микробы. Их количество увеличивается или уменьшается в зависимости от гигиены человека. Чем чаще ее моют, тем меньше на ней .

Например, на слизистой оболочке носоглотки всегда есть пневмо-, стафило- и стрептококки. Отличной средой для жизни и размножения микроорганизмов является налет на зубах. Обильно развивающиеся микробы во рту способствуют разложению пищевых остатков и накапливанию химических продуктов этого распада, ведущих к кариесу и разрушению эмали зубов. Поэтому и важно чистить зубы, после каждой еды.

Микробы в организме человека живут везде. Исключением не является и кишечник человека. Они могут оказывать вредное и полезное воздействие. Микроорганизмы молочнокислого брожения синтезируют белки и витамины, которые усваиваются организмом; так же они разлагают углеводы, тем самым создавая неблагоприятные условия для развития гнилостных микробов. Благодаря деятельности микробов готовится кефир, вино, масло, сыр, пиво, тесто для хлеба, квасится капуста. Для приготовления антибиотиков используются плесневые грибки.

Под воздействием внешних факторов микроорганизмы способны видоизменяться – менять свою форму, структуру ядра, способность к окраске, усиливать активность. Таким образом, микробы способны мутировать и сохранять стойкие наследственные свойства.

Вот фотографии микробов, а также некоторых страшных насекомых, внешне таких же “красивых”.






Слайд 2

ЦельИзучить особенности жизни бактерий и выяснить могут ли они быть полезными

Гипотеза Бактерии могут приносить не только вред, но и пользу

Слайд 3

Задачи

Рассмотреть под микроскопом бактериальную клетку и изучить внешний вид бактерии Выяснить где живут бактерии Изучить литературные данные о вреде или пользе бактерий

Слайд 4

Методы исследования:

Побеседовали с учителями, родителями, школьным врачом Обратились к словарю Ожегова, чтобы узнать значение слова «бактерия» Прочитали книгу «Петька-микроб» Г. Остера и др.

Слайд 5

4.Рассмотрели бактериальные клетки в микроскоп 5. Получили кефир из молока путём добавления закваски 6. Предложили ребятам ответить на вопросы 7. Составили рекомендации

Слайд 6

Анкета для учеников 1 – 4-х классов

Знаешь ли ты о существовании бактерий? Как ты их себе представляешь? Где, по-твоему, могут жить бактерии? Могут ли бактерии быть полезными?

Слайд 7

Бактерии

Микроорганизмы, которые состоят из одной клетки и могут жить в любой среде

Слайд 8

Исследование 1 Внешний вид бактерий

Слайд 9

По форме бактерии делят на:

Кокки–бактерии шаровидной формы Бациллы–бактерии в виде палочек Вибрионы–бактерии, изогнутые в виде запятой Спириллы – бактерии, скрученные в спираль Так выглядит бактериальная клетка под электронным микроскопом

Слайд 10

В 1 м3 воздуха 280 000 бактерий В 1 см3 воды 6 000 бактерий В 1 г почвы – 3 000 000 На одну клетку человеческого организма приходится около 10 бактерий, живущих внутри нас

Слайд 11

Слайд 12

Вредные (болезнетворные)

воспаление легких дифтерия инфекции в открытых ранах

Слайд 13

Исследование 2:

Полезные Вредные ИЛИ

Слайд 14

Полезные

Бактерии гниения питаются органическими веществами умерших растений и животных, превращая их в перегной Почвенные бактерии превращают перегной в минеральные вещества, которые поглощают корни растений Некоторые бактерии участвуют в образовании полезных ископаемых

Слайд 15

Полезные

Из уксусной бактерии делают закваску для кваса. Бактерии, живущие внутри живых организмов, помогают им переваривать пищу, бороться с болезнями Молочнокислые бактерии позволяют делать из молока простоквашу, кефир, --сметану, сыр и др.

Слайд 16

Получение кисломолочных продуктов

  • Слайд 17

    Быстрое размножение молочнокислых бактерий в молоке приводит к тому, что оно скисает за считанные часы.

    Наши далекие предки даже представить себе не могли, что мир, который их окружает, густо заселен целыми армиями невидимых живых существ. Лишь с изобретением микроскопа в XVII веке человечество узнало эту ошеломляющую новость. А ведь эти живые организмы появились на нашей планете несколько миллиардов лет назад! Мельчайшие живые существа играют на Земле свою неоценимую роль. Бактерии преобразовывают органические вещества в неорганические, очищая нашу планету от мусора, а полезные микроорганизмы, которые обитают в пищеварительном тракте, на коже и слизистых оболочках, участвуют в пищеварении, защищают нас от болезнетворных «сородичей» и даже синтезируют некоторые витамины. Вот уже несколько столетий ученые постоянно «подсматривают», что же творится в этом «параллельном мире». Открытия в области микробиологии позволили разработать правильные, научно обоснованные методы лечения болезней, а также меры, препятствующие их широкому распространению микробов - друзей и врагов человека.


    Зловредные «запятые»

    В недалеком прошлом одним из самых страшных и опасных заболеваний считалась холера. Из Индии, где появлялись ее очаги, эпидемия проникала в другие страны, неся с собой смерть и опустошение. Никто не знал, как бороться с этим бедствием. Рассматривая под микроскопом воду, взятую из водоемов, где бушевала холера, исследователи обнаружили в ней крохотные живые существа, которые имели форму запятой и быстро передвигались с помощью жгутиков. Это и были возбудители холеры. Открытие помогло разработать эффективные методы, способные побороть недуг, и спустя некоторое время холера перестала быть страшной, вселяющей ужас болезнью. С помощью микроскопа также были обнаружены микробы, вызывающие туберкулез, брюшной тиф, сибирскую язву. Со временем ученые изобрели лекарства для борьбы с этими заболеваниями и микробами - друзьями и врагами человека.


    Маленькие, да удаленькие микробы
    - друзья и враги человека.

    Размер микробов - друзей и врагов человека составляет от тысячных до миллионных долей миллиметра, рассмотреть их можно только под микроскопом. Состоят эти микроорганизмы из одной клетки (исключение - некоторые грибки). Как и всякие живые существа, микробы питаются и размножаются. Хорошей питательной средой для них являются продукты, содержащие много воды (молоко, бульоны), а также мясо, рыба и т. д. Благоприятная для размножения микроорганизмов температура - 37-40 С. В таких условиях уже через полчаса количество микробов удваивается, а через два часа увеличивается в 16 раз и т. д. Микробы широко распространены в природе: в 1 мл загрязненной воды можно обнаружить десятки миллионов микробов, в 1 г унавоженной почвы их миллиарды.

    Микрофлора организма человека «весит» до 1,5 кг. Бактерии живут на коже, слизистых оболочках, в органах пищеварительной системы, выполняя роль наших помощников и защитников. «Вредные» микробы - друзья и враги человека также чувствуют себя в нашем теле весьма комфортно, а при ослаблении иммунитета и вовсе «распоясываются», провоцируя различные заболевания.


    Тайные враги

    Всем известно, что при царапинах и порезах нужно смазать рану дезинфицирующим веществом: спиртом, перекисью водорода или йодом, чтобы не оставить микробам шансов.

    В местах скопления людей (метро, существенный транспорт, супермаркеты, концертные и кинозалы) количество микробов доходит до 300 тысяч на один кубический метр. На открытом воздухе их гораздо меньше. Ученые обнаружили микробы даже на высоте 1000 метров: в одном кубическом метре, казалось бы, совершенно чистого воздуха находится около 1500 микробов. Если у тебя крепкий иммунитет, организм успешно справляется с невидимыми армиями. А вот если защитные силы ослаблены, любой зловредный маленький агрессор может спровоцировать заболевание. И тогда тебе нужно придерживаться гигиены особенно тщательно.


    Операция «чистые руки»

    Частое мытье рук для современного человека не просто признак хорошего воспитания и аккуратности. Эта несложная процедура способна защитить от опасных заболеваний, ведь именно через грязные руки микробы-возбудители попадают в наш организм. Мытье рук с соблюдением определенных правил - один из лучших способов профилактики, который требует только мыла и теплой воды или дезинфицирующего средства на спиртовой основе.

    В течение дня мы «накапливаем» на руках бактерии - они могут находиться на перилах лестницы, поручнях метро, дверных ручках, клавиатуре компьютера и других поверхностях. Именно через грязные руки передаются многие инфекционные и вирусные заболевания: ОРВИ, грипп, дизентерия, энтеробиоз, гепатит А и ряд других недугов.

    Ты помнишь еще с детского сада, что после посещения туалета, а также по возвращении с улицы домой и перед едой нужно непременно мыть руки с мылом и под проточной водой.

    Особенно актуальна операция «чистые руки» во время эпидемий, в период обострения сезонных болезней.

    Ты посчитала деньги, разобрала покупки, убрала в обувном шкафчике или собрала в коридоре разбросанные вещи своего школьника? Не забудь помыть руки - все предметы, к которым ты только что прикасалась, не идеально чистые! Путь ребенка с улицы в комнату или на кухню непременно должен пролегать через ванную, иначе твой непоседа рискует вместе с яблоком или бутербродом отправить в рот также зловредные микробы - друзей и врагов человека.


    Надежный защитник
    от вездесущих микробов - друзей и врагов человека - бактерицидное мыло. Оно содержит антибактериальный компонент триклозан, благодаря которому с поверхности рук удаляется большая часть патогенных и условно патогенных микроорганизмов. Вот почему бактерицидное мыло должно быть в каждом доме, ведь оно обеспечит тебе и твоей семье надежную защиту в любой ситуации: в дороге и на пикнике, в походе и на даче. Интересно также, что производители бактерицидного мыла теперь предлагают различные ароматы своего продукта - на любой вкус. Ты можешь выбрать тот, что для тебя приятнее!

    Актуальность проекта Актуальность проекта Чем раньше у ребёнка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из - за отсутствия элементарных медицинских знаний молодой человек совершает множество ошибок. К сожалению, очень часто эти ошибки становятся роковыми.


    Проблема и проблемные вопросы Проблема и проблемные вопросы Проблема возникла во время проведения гигиенических процедур, когда мыли руки перед обедом, возник вопрос: « Нам говорят, нужно мыть руки перед едой, а то на них много микробов » Нам стало интересно. Что это за микробы? Чем они нам могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микроорганизмы приносят вред человеку? Нам стало интересно. Что это за микробы? Чем они нам могут навредить? Откуда они берутся? Все ли микроорганизмы приносят вред человеку?




    Задачи проекта: Задачи проекта: получить некоторые представления о микроорганизмах, об их свойствах (растут, размножаются, питаются, дышат); узнать, что микроорганизмы бывают полезными и вредными; учить детей получать новые знания с помощью микроскопа; подвести к пониманию значения бережного отношения к своему здоровью; познакомиться с простыми способами борьбы с болезнетворными бактериями.






    Краткая аннотация проекта: Краткая аннотация проекта: Проект направлен на формирование у детей положительного отношения к здоровому образу жизни. В ходе проекта дети узнают о том, как вредные бактерии попадают в организм, задумаются над вопросом, как сохранить здоровье. Составят правила сохранения здоровья. Станут соблюдать правила личной гигиены. Научатся сотрудничать в команде, коллективе. Приобретут навык работы в Интернете


    После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения Предметные: выполнять правила личной гигиены; определять принадлежность бактерий к царствам живой природы Личностные универсальные учебные действия: учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; знание основных гигиенических норм и ориентация на их выполнение; установка на здоровый образ жизни Регулятивные универсальные учебные действия: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.


    Познавательные универсальные учебные действия: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), интернета; выделять существенную информацию из текстов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно - следственные связи; Коммуникативные универсальные учебные действия ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать и оценивать действия партнера;


    Название Микроорганизмы (микробы) произошло от греческих слов микрос– маленький и биос – жизнь. Название Микроорганизмы (микробы) произошло от греческих слов микрос– маленький и биос – жизнь. К микроорганизмам относятся бактерии, дрожжи, микроскопические грибы и водоросли. Что такое микроорганизмы? Что такое микроорганизмы?












    Некоторые микроорганизмы вызывают пищевое отравление. Даже небольшое количество микробов, которые попадают в наш организм, могут вызвать серьёзные заболевания. Даже небольшое количество микробов, которые попадают в наш организм, могут вызвать серьёзные заболевания. В окружающей нас среде: воздухе, почве, воде находится много микробов, и они попадают в наш организм. В окружающей нас среде: воздухе, почве, воде находится много микробов, и они попадают в наш организм. A можно ли уничтожить этих микробов? Есть вредные микробы, которые вызывают разные болезни.










    26






    Что нам показывает данный опыт? Опыт 3 открыл нам полезные свойства дрожжей. Дрожжи- выполняют нужную работу. Какой же важной работой они заняты? А вот какой: они вырабатывают углекислый газ и тесто поднимается, становится пышным. Микроорганизмы - наши помощники.


    Какие можно сделать выводы? Находясь в нашем организме, полезные микробы помогают ему быть здоровым и не дают вредным бактериям наносить вред человеку. Мир микробов интересен и многообразен! Среди микробов есть наши друзья и враги. Более подробно мы изложили материал в Энциклопедии Мойдодыра, где мы объясняем как нужно заботиться о своем здоровье. Будьте здоровы!




    Текст работы размещён без изображений и формул.
    Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

    Научно-исследовательская работа

    Бактерии:

    враги или друзья?

    Выполнил:

    Градусов Максим Александрович ,

    учащийся 2«Е» класса

    муниципального автономного

    общеобразовательного учреждения

    «Школы № 187 с углубленным изучением

    отдельных предметов» г. Нижнего Новгорода

    Научный руководитель:

    Сапунова Ольга Александровна ,

    учитель начальных классов высшей категории

    МАОУ «Школы № 187»

    Научный консультант:

    Левакова Эльвира Юрьевна,

    к.х.н, учитель химии высшей категории

    МАОУ «Школы № 187»

    Нижний Новгород

    Введение

    ………………………………………………………………..

    Теоретическая часть………………………………………...

    История исследования бактерий…………………………...

    Строение бактерий………………………………………….

    Виды бактерий………………………………………………

    Размножение бактерий……………………………………...

    Среда обитания бактерий…………………………………..

    Польза от бактерий………………………………………….

    Опасность для человека…………………………………….

    Практическая часть…………………………………………

    Анкетирование учащихся………………………………….

    Анализ проведенной анкеты……………………………….

    Эксперимент………………………………………………...

    Заключение

    ………………………………………………………………..

    Список используемых источников и литературы…………………………

    Приложение………………………………………………………………….

    Введение

    С раннего детства все мы знаем, что после улицы надо мыть руки с мылом, а грязные предметы нельзя брать в рот. Вокруг нас обитает огромное количество микроскопических организмов, невидимых невооружённым глазом, и они могут вызвать серьёзные заболевания. Но с экрана телевизора и в интернете нам рассказывают о полезных для здоровья продуктах, которые содержат … бактерии! Получается, что не все микроорганизмы вредны для человека. В своей исследовательской работе мы решили найти ответ на вопрос: кто для человека бактерии - враги или друзья? На этот вопрос может дать ответ микробиология – наука, которая изучает микроорганизмы, их виды и строение, значение, которое они имеют в природе и жизни человека. Тема моего исследования волнует и взрослых учёных, в настоящее время активно развивается метагеномика - новый раздел генетики, изучающий генный состав целых сообществ организмов. Анализ бактериальных сообществ организмов людей позволит установить, каким образом микроорганизмы предотвращают или повышают риск развития заболеваний.

    Актуальность и значимость работы заключается в том, чтобы все дети знали, почему необходимы бактерии людям, чем они опасны, и применяли эти знания на практике.

    Предмет исследования: бактерии, их строение, формы и виды

    Цель исследования: выяснить, какую роль играют бактерии в природе и жизни человека

    Задачи исследования:

    Изучить научную литературу по этому вопросу;

    Проанализировать влияние бактерий на организмы человека и животных;

    Разработать анкету и провести анкетирование среди учеников класса на предмет исследования;

    Провести эксперимент по выращиванию бактерий в домашних условиях.

    Гипотеза заключается в том, что жизнь человека неразрывно связана с бактериями, они приносят не только вред, но и пользу.

    ГЛАВА 1. Теоретическая часть

    1.1 История изучения бактерий

    Удивительный, невидимый глазу мир бактерий «живой пленкой» укутывает нашу планету.

    Бактерии считаются самыми древними существами на Земле. Они образовались более 3,5 млрд лет назад и в течение очень длительного времени (около миллиарда лет) были единственными организмами на нашей планете.

    Бактерии – это живые организмы, которые окружают нас повсюду. Они обитают везде: в воздухе, в воде, на поверхности нашего тела, во рту, на всех предметах, растениях и животных.

    Бактерии настолько малы, что увидеть их можно только при помощи микроскопа.

    Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ, он назвал их «анималькули».

    Рисунок 1. Антони ван Левенгук, его микроскоп и бактерии

    Название «бактерии» ввёл в употребление в 1828 году немецкий ученый Христиан Эренберг, которое в переводе с греческого означало «маленькая палочка».

    Рисунок 2. Немецкий ученый Христиан Эренберг.

    В 1850-х годах французский микробиолог Луи Пастер положил начало изучению физиологии и метаболизма бактерий, а также открыл их болезнетворные свойства.

    Рисунок 3. Французский микробиолог Луи Пастер.

    Дальнейшее развитие медицинская микробиология получила в трудах Роберта Коха, которым были сформулированы общие принципы определения возбудителя болезни (постулаты Коха). В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза.

    Рисунок 4. Немецкий микробиолог Роберт Кох.

    Изучение строения бактериальной клетки началось с изобретением электронного микроскопа в 1930-е годы.

    Рисунок 5. Сканирующий электронный микроскоп.

    1.2 Строение бактерий

    Бактерия покрыта прочной оболочкой – клеточной стенкой. Основная ее функция – защита организма от внешних воздействий и придание ему определенной формы. Очень часто над клеточной стенкой бактерии образуется дополнительный защитный слой – капсула, которая предохраняет бактерию от высыхания.

    Внутри клетка заполнена цитоплазмой. Ядра у бактерии нет, его место занимает - ДНК, которое несет генетическую информацию клетки.

    На поверхности некоторых бактерий находятся жгутики или короткие ворсинки, которые помогают организму двигаться.

    Плазматическая мембрана проницаема, через нее происходит обмен веществ.

    Рисунок 6. Строение бактерии.

    1.3 Виды бактерий

      По способу питания бактерии делятся на:

    Рисунок 6. Виды бактерий по способу питания.

      Бактерии, в зависимости от формы клеток, делят на несколько групп:

      шаровидные - кокки,

      палочковидные - бациллы или палочки,

      спиралевидные - спирохеты

    Рисунок 7. Виды бактерий по форме

      Сине-зеленые водоросли - это тоже бактерии. Они способны к фотосинтезу, как растения, и не нуждаются в органических веществах для питания.

    Рисунок 8. Сине-зеленые водоросли.

      Есть подвижные и неподвижные бактерии. Среди подвижных одни свободно плавают при помощи специальных хвостиков – жгутиков, а другие просто скользят за счет волнообразных сокращений собственного тела.

    Рисунок 9. Неподвижные и подвижные бактерии.

      Бактерии бывают полезные и вредные:

    Рисунок 10. Полезные и вредные бактерии.

        Размножение бактерий

    Клетки бактерий при благоприятных условиях очень быстро размножаются, делясь надвое. Если клетка удваивается каждые полчаса, то за сутки она способна дать 281 474 976 710 656 потомков. А некоторые бактерии способны размножаться еще быстрее.

    Рисунок 11. Размножение бактерий.

        Среда обитания бактерий

    Бактерии обитают везде: в воздухе, в воде, на поверхности нашего тела, во рту, на всех предметах, растениях и животных.

    Рисунок 12. Среда обитания бактерий.

        Польза от бактерий

      Круговорот веществ происходит с участием бактерий: если бы эти маленькие труженики однажды исчезли, планета очень быстро оказалась бы завалена остатками отмерших растений и погибших животных.

    Рисунок 13. Роль бактерий в природе.

      Скисание молока в разнообразные кисломолочные продукты.

    Рисунок 14. Кисломолочные продукты

      Бактерии сделали хлеб из дрожжевого теста пышным, лучше пропекаемым.

    Рисунок 15. Хлеб из дрожжевого теста.

      Без бактерий не было бы маринованных овощей.

    Рисунок 16. Маринованные овощи.

      Фармацевты изготавливают разнообразные антибиотики, вакцины, ферменты, витамины.

    Рисунок 17. Изготовление лекарственных препаратов.

      Бактерии живут на человеке и в человеке. Больше всего бактерий проживает в кишечнике, где они трудятся на благо человека. Одни помогают переваривать пищу, другие вырабатывают витамины, третьи убивают вредные микробы.

    Рисунок 18. Бактерии в кишечнике человека.

        Опасность для человека

      Бактерии вызывают различные инфекционные заболевания.

    Рисунок 19. Опасные бактерии.

      Приводят к порче продуктов питания: молочнокислые бактерии сквашивают свежее молоко.

    Рисунок 20. Прокисшее молоко.

    Чтобы обезопасить себя от вредных бактерий и подружиться с полезными нужно:

    Мыть руки перед едой и после возвращения домой, откуда бы то ни было;

      мыть овощи и фрукты;

      следить за сроками годности продуктов;

      в период эпидемий ограничивать контакт с возможными носителями инфекции.

    Рисунок 21. Защита от вредных бактерий.

    ГЛАВА 2. Практическая часть

    2.1 Анкетирование

    Мы всем классом посещаем кружок «Биолог будущего», который ведет кандидат биологических наук преподаватель биологического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского Макеев Игорь Серафимович. На этих занятиях мы изучаем микроорганизмы, рассматриваем их в микроскоп.

    Чтобы выяснить представление о бактериях у учеников, мы провели анкетирование 26 учащихся класса.

    2.2 Анализ проведенной анкеты

    По первому вопросу получены следующие данные:

    Данные по второму вопросу:

    Данные по третьему вопросу вот такие:

    Данные по четвертому вопросу:

    Данные по пятому вопросу следующие:

    И наконец, таковы данные по шестому вопросу:

    Проанализировав проведенную анкету, можно сделать вывод, что 80% учащихся владеет информацией, а 20% - затрудняются ответить. Для более полного ознакомления с новой информацией, ученикам будут выданы информационные буклеты.

    На следующих занятиях кружка мы будем изучать другие микроорганизмы, такие как плесневые грибы. Попробуем самостоятельно вырастить хлебную плесень и рассмотреть её под микроскопом.

    2.3 Эксперимент

    А ещё я решил попробовать вырастить бактерии в домашних условиях.

    Рисунок 22. Чашки Петри

    Я вымыл три чашки Петри, простерилизовал их на газу.

    Рисунок 23. Стерилизация чашек Петри

    Затем приготовил питательную среду из вещества Агар-агар.

    Рисунок 24. Приготовление питательной среды

    Залил питательную среду в нижнюю половинку чашек Петри тонким слоем, только лишь покрывающим дно.

    Агар-агар тверд, чашка Петри комнатной температуры – все готово к продолжению эксперимента! Далее высаживаем бактерии в питательную среду! Легонько касаюсь пальцами поверхности питательной среды (до и после мытья рук).

    Рисунок 25. Высаживание бактерий с грязных рук в 1-ю чашку Петри

    Рисунок 26. Высаживание бактерий после мытья рук во 2-ю чашку Петри

    Поместив бактерии на питательную среду, я закрыл чашки Петри крышкой, запечатал их малярным скотчем, подписал и поместил чашки Петри в теплое и темное место (под батареей).

    Рисунок 27. Три чашки Петри с питательной средой и бактериями в двух чашках.

    Рисунок 28. Три чашки Петри, помещенные в теплое и темное место

    На пятый день эксперимента стали появляться чуть заметные глазу колонии бактерий.

    Рисунок 29. Бактерии, появившиеся от грязных рук

    В этой чашке Петри, где я дотронулся чистыми руками до питательной среды, на пятый день бактерии практически незаметны.

    Рисунок 30. Бактерии, появившиеся от чистых рук

    В данной чашке Петри, куда я не высаживал бактерий, всё идеально чисто!

    Рисунок 31. Чистая питательная среда

    Вывод:

    Рисунок 32. Мытьё рук с мылом

    Заключение

    Я собрал и проанализировал научную информацию о бактериях, провел социологический опрос, чтобы выяснить представление о бактериях у учеников класса, и подготовил памятки-буклеты о роли бактерий в природе и жизни человека. В ходе исследовательской работы я сделал для себя открытие, что бактерии – это неотъемлемая часть живого на нашей планете, и без них жизнь на Земле была бы невозможна. Существуют опасные бактерии, но и они выполняют определенную функцию. Я узнал, что бактерии являются нашими помощниками, в первую очередь это симбионты, без которых многие процессы нашего организма были бы невозможны. Полезные бактерии восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет человека. Бактерии играют положительную роль в хозяйственной деятельности человека, они широко используются в медицине и биотехнологии, являются объектом для научных исследований.

    Отрицательная роль принадлежит болезнетворным, или патогенным, бактериям. Они способны проникать в ткани растений, животных и человека и выделять при этом вещества, угнетающие защитные силы организма. Известен целый ряд болезней человека бактериального происхождения. В ходе работы я действительно узнал много нового о бактериях, способах их культивирования и изучения. Я убедился, что все материалы подтверждают гипотезу о том, что бактерии могут быть как вредными для человека, так и полезными. Подводя итог своей работе, я пришел к выводу, что бактерии - наши друзья, и врагами становятся лишь по вине самого человека.

    В заключение приведу слова нашего современника, учёного-исследователя Вильгельма Боланда: «Этот результат ещё раз подтверждает предположение, что все высшие организмы, такие как растения, насекомые и животные (включая людей), сосуществуют с микробиологическими симбионтами. Без этих благотворных микроорганизмов, мы не могли бы жить и выживать. Их следует считать неотъемлемой частью нашего тела».

    Список используемых источников и литературы

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Бактерии

      http://jbio.ru/istoriya-issledovaniya-bakterij

      Вайткене Л.Д. Биология, М.: Издательство АСТ, 2017. – 256с.: ил.

      Вахрушев А.А., Окружающий мир. (Обитатели Земли). 3кл.: учебник, М.: Баласс, 2013. – 144 с.: ил.

      Плешаков А.А., Биология. Введение в биологию. 5кл.: учебник, М.: Дрофа, 2016. – 158с.: ил.

      Сергеев Б.Ф., Я познаю мир: Биология, М.: Издательство АСТ, 2004. – 398 с.: ил.

    Приложение 1.

      Знаешь ли ты о существовании бактерий на нашей планете?

    □ затрудняюсь ответить

      Как ты думаешь, бактерии могут вызывать различные заболевания?

    □ затрудняюсь ответить

      Как ты считаешь, все ли бактерии являются вредными для человека?

    □ затрудняюсь ответить

      Как ты думаешь, в организме человека живут бактерии?

    □ затрудняюсь ответить

      Какую пользу приносят бактерии, живущие в организме человека?

    □ Помогают переваривать пищу

    □ Восстанавливают защитные силы организма и укрепляют иммунитет

    □ Не приносят пользы

      Как человек использует бактерии в хозяйственной деятельности?

    □ Отдельные виды бактерий используют в кулинарии

    □ Бактерии используют при производстве лекарств и витаминов

    □ Бактерии используют при производстве удобрений для растений

    □ Бактерии используют для получения химических веществ




  • Самое обсуждаемое
    Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
    Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
    К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


    top