Проект по биологии наблюдение за животными. Исследовательская работа "мой домашний питомец"

Проект по биологии наблюдение за животными. Исследовательская работа

Отдел образования Клинцовской городской администрации

городской конкурс исследовательских работ и проектов

«Юный исследователь»

Исследовательская работа

Направление: окружающий мир

Тема: Мои домашние друзья

Руководитель Крупянко Людмила Ивановна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Учащаяся Протченко Надежда

Клинцы 2012 г

Введение

Номинация «Окружающий мир»

У меня дома живут котенок «Дымок» и собачка по кличке « Жучка». Это очень веселые и ласковые животные. «Дымок» живет в доме, а собака – в своей конуре на улице. У нее длинная, густая шерсть, поэтому в большой мороз ей не холодно на улице. Моя мама не очень любит животных т.к.считает, что домашние животные никакой пользы не приносят. Папа и я с ней категорически не согласны. Мы считаем,что польза от домашних животных очевидна. Они не только охраняют наше жилище,но и влияют на наше здоровье и на эмоциональное состояние.

Чтобы доказать это, я решила провести собственное исследование.

Актуальность моего исследования в том, что мне интересно показать связь между животными и их хозяевами и как эта связь влияет на эмоциональное состояние человека.

Целью данной работы является проведение эмпирического исследования поведенческих особенностей домашних животных.

Задачи:

    изучить материалы по источникам о домашних животных (кошке и собаке)

    провести наблюдения за своими домашними питомцами;

    сделать выводы об особенностях их поведения.

Объект исследования : мой котенок «Дымок» и собака «Жучка».

Гипотеза: Я предположила, что мои любимые питомцы повышают настроение,а значит укрепляют здоровье,учат нас быть внимательными, заботливыми и прививают любовь.

Методы исследования:

1.Изучение литературы о животных.

2.Практическая работа.

3.Анализ проделанной работы.

Место проведения исследования : домашние условия.

Основная часть

В ноябре 2011года в классе был проведен блиц-опрос, в котором приняли участие ученики 3-4 классов, а также их родители. Им были предложены следующие вопросы:

Есть ли у вас необходимость заводить дома домашнее животное?

1) да 2) нет 3) не знаю.

Ответы учащихся

Таблица1

Да

Нет

Не знаю

Показатель

90%

0%

10%

Ответы родителей

Таблица2

Да

Нет

Не знаю

Показатель

70%

20%

10%

На основе анкетирования были сделаны следующие выводы: К заведению домашних животных в семье большинство учащихся и родителей класса относятся положительно. Все опрошенные отдали свое предпочтение кошкам и собакам.

Домашние животные обладают рядом качеств, сходных с человеческими, – эмоциональность, способность выражать свои переживания определенными действиями, звуками, мимикой. Они реагируют на человека, и человек чувствует, что животное отвечает на его любовь привязанностью, преданностью, собственной любовью. Можно говорить о «дружбе» человека с животными, о способности их понимать своего хозяина, сочувствовать ему, сострадать, а подчас и об особой надежности. Верности, преданности животного человеку, едва ли не более прочной, чем в отношениях людей. (Приложение № 4)

      Мой ласковый и нежный зверь.

В России кошка всегда считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Ряд народных примет и пословиц характеризует отношение к кошкам простых людей, любивших ее и нуждающихся в помощи этого нетребовательного и ласкового животного. Наши питомцы делят с нами кров на протяжении тысячелетий. И такое соседство можно назвать взаимовыгодным: кошки ловили мышей, а люди наслаждались обществом кошек. Однако нам никогда не удавалось подчинить себе кошек. Кошки, заняв прочное место в наших домах и в нашей жизни, все же по-прежнему остаются весьма независимыми.

Происхождение домашней кошки

Кошка на Руси появилась c начала 7 века. Ее завезли торговцы и воины. Они жили при церквях и монастырях, в боярских палатах, и деревенских избах. Кошке отвели почетное место хранительницы домашнего очага. При переезде в новое жилище её первой запускали в дом. В мире больше 1000 пород кошек. Но среди них существует одна – единственная, самая главная – мой котик Дымок.

Поведение домашних кошек проживающих в семье связано с наличием добрых отношений между кошкой и человеком, взаимной привязанности человека и кошки, которая перерастает в настоящую дружбу.

Чтобы построить крепкие и дружеские отношения со своим котом, очень важно научиться понимать его желания и потребности.

Для нас, людей, язык – важнейшее средство общения. С помощью речи мы объясняемся с другими людьми и выражаем свои чувства, пристрастия, показываем свое расположение духа. Язык – самое универсальное средство общения между людьми, он позволяет передать все сообщения, предназначенные для других людей. (Приложение №1)

Мои наблюдения

Исследуя и наблюдая за моим котом «Дымком», я заметила следующее:

    коты не любят шума

    не любят резких движений от людей

    не любят, когда им смотрят пристально и долго в глаза

Наблюдения

Выводы

Если глаза кошки открыты широко

кошка в хорошем настроении, уши у нее навострены вперед. Будучи любопытной, она изучает мир.

Если у кошки избегающий взгляд

кошка сделала что-то недозволенное. Но я заметила, что у киски никогда не бывает виноватых глаз, как у нашкодившей собаки!

Если кошка смотрит тебе в глаза и мяукает

Кошка просит есть или выйти погулять

Постепенно я научилась хорошо понимать «слова» своей кошки. Вот несколько из них:

«Я голодна!» – звучное, настойчивое «мяу».

«Я боюсь!» – горловой звук, короткий вскрик.

«Мне больно!» – «пронзительный крик».

«Ты мне надоел!» – приглушенное ворчание.

«Поиграй со мной!» – короткое нежное мяуканье.

Путем наблюдения я выяснила, что если моя кошка сильно напугана чем-нибудь, то она сообщает мне об этом громкими воплями, напоминающими что-то вроде «врау - врау».

Увидев меня, она приветствует негромким, мягким, почти утробным звуком «ррррр».

Если Мурка хочет что-то от меня (например, молока), то она вежливо просит меня высоким вопросительным (в конце тон ее голоса еще больше повышается) «ирр».

Если мой «домашний любимец» сильно проголодался, то он оповестит меня об этом громким и отрывистым «мяу – мяу», которое будет беспрерывно, иногда растягиваясь в звучании гласных.

Если «Дымок» сильно сердит, он громко и угрожающе фыркает и шипит, добавляя веское «кхх».

При хорошем настроении, когда кот чувствует себя хорошо и спокойно, он умиротворенно мурлычет. Чем сильнее и громче он мурлычет, тем ему комфортнее.

А еще я заметила, когда маме нездоровиться, наша кошка устремляется к ней на диван и ложится рядом или даже на больное место. Мама говорит, что ей становится легче.

Выводы:

Наблюдая за своей кошкой Муркой, я учусь понимать ее желания и потребности. Ведь правильное общение с кошкой – залог хороших отношений с ней. Сейчас же узнав о том, что конкретно означает то или иное ее движение, действие, поступок или воспроизводимые ею звуки, я могу добиться взаимопонимания со своим любимцем.

1.2. Мой верный друг В давние времена в Ирландии говорили: « Дом без собаки или кошки- дом без любви и радости». Собака разделит и счастье, и горе, всегда будет радостно встречать у порога дома и никогда, ни в чем не упрекнет своего хозяина и друга. А С. Батлер, английский романист XIX века, так выразился о назначении собаки: «Величайшее удовольствие, получаемое от собаки, состоит в том, что человек вместе с собакой валяет дурака, а она не только не сердится, но и подыгрывает ему. (Приложение №3) Происхождение

Собака первое домашнее существо, появившееся возле человека. Предками собаки были разные виды волков.

Приручение собаки происходило приблизительно 15 тыс. лет назад, в эпоху первобытного человека – в каменном веке. А сейчас мы имеем множество различных пород собак, иногда так похожих между собой, что нам трудно поверить в то, что они относятся к одному виду. Сейчас на земле существует около 400 пород собак.

Тысячи лет собака заслуженно пользовалась славой лучшего друга и помощника. Писатели, поэты, ученые во все времена и во всех странах прославляли собаку за ее верность, любовь к человеку, воспитавшему ее.

(Приложение № 2)

Мои наблюдения

Мой четвероногий друг лаем выражает свои эмоции. Лай-это показатель его настроения или намерения. В отличие от кошки он всегда объявляет о своем желании громким голосом. Вопрос лишь в том,чтобы вовремя его услышать.

Я заметила:

*если моя собака голодна или ощущает холод, одиночество, то она начинает выть, причем с нотками тоски в ее голосе.

*если «Жучка»нуждается в моем внимании, хочет поиграть - она начинает повизгивать, смотреть не отрываясь мне в глаза и весело вилять хвостом.

*если собака чувствует опасность – она вначале рычит, а затем громко лает.

* свою радость моя собака сопровождает звучным веселым лаем.

* если мой любимец машет хвостом вправо - это значит он явно в хорошем настроении

*если больше влево – чем-то рассержен или расстроен.

Выводы:

Наблюдая за моей любимой собакой,я научилась понимать ее, любить. Это мой самый верный друг. Это мое сокровище. Мне захотелось создать свой сайт в интернете, чтобы найти друзей, таких же любителей собак как я. Ведь можно будет обмениваться накопленным опытом и знаниями.

Заключение

Я рада, что в моей семье проживают эти удивительные существа. Благодаря им я стала лучше, добрее, нежнее, заботливее и ответственнее. Они поднимают мне и моим родным хорошее настроение, воспитывают, учат быть верными, преданными и трудолюбивыми.

Благодаря моему четвероногому другу я больше стала проводить времени на свежем воздухе, а это положительно влияет на мое здоровье.

Наблюдение за домашними животными заставили меня обратить внимание на свое поведение, эмоции не только в отношении моих «пушистых» друзей, но и окружающих меня людей.

Самое главное помнить слова Антуана де-Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Список литературы

  1. Боголюбский С.Н. «Происхождение домашних животных», М., 1987г.
  2. Гершун В.И. «Домашние животные», М., 1991г.
  3. Лакиер А.Б. «Четвероногие животные», М.: Книга, 1990г.
  4. Мельников И.В. «Энциклопедия кошек. Советы на каждый день»,М.:Феникс, 2005г.
  5. Интернет-ресурсы.

Проектная работа принимала участие в школьном туре исследовательских и творческих проектов " Юный исследователь"

Целью проекта было выяснить. как животные влияют на самочувствие человека.

Задачи исследования:

провести наблюдения за своими питомцами;

сделать вывод по проделанной работе и дать рекомендации.

Актуальность проекта:

Данная тема актуальна, так как в настоящее время в медицине все чаще используются нетрадиционные методы лечения.

Еще во времена Гиппократа было известно, что домашние животные благоприятно влияют на здоровье человека:

Они создают у людей хорошее настроение и служат стимулом к жизни, особенно у одиноких людей.

Домашние животные способны избавить человека от многих серьезных болеваний.

Ученые убеждены, что длительная дружба с кошкой укрепляет иммунную систему и способствует здоровью и долголетию.

Объект исследования:

Домашние питомцы.

ГИПОТИЗА:

Кошки наделены даром угадывать больные места своего хозяина.

Домашние животные – лучшие «подниматели» настроения!

Практическая значимость проекта:

· Выявление лечебных навыков у домашних питомцев.

Ожидаемый результат:

В ходе реализации исследовательского проекта мы ожидаем открыть для себя лечебные качества домашних животных живущих у нас дома. Надеемся, что проведенная нами работа будет служить примером для подражания.

Этапы и ход работы

1. Подготовительныйэтап. Планирование проекта.

· Определение творческого названия проекта.

· Обсуждение целей и задач.

2. Основной этап.Выполнение проекта.

1. Зачитывание сообщений учащихся о домашних питомцах, основанные на исследованиях ученых. Положительные тенденции у людей имеющих питомцев.Особенности их поведения.

Наблюдение.

Задачи: понаблюдать за своими домашними животными. Сопоставить реальное поведение своих питомцев с исследованиями ученых.

2. Мое животное – мой лучший друг и «скорая помощь».

Задачи: Обратить внимание на поведение своих питомцев, если ты себя плохо чувствуешь.

Как себя ведет твой питомец, если у тебя плохое настроение, болит голова или живот.

Всем ли домочадцам оказывается одинаковое внимание с их стороны?

3. Фото «Не только дружба, но и здоровье».

3. Заключительный этап. Итоги.

Заключение :

В результате наблюдений мы пришли к выводу:

Гипотеза, выдвинутая в исследовательской работе, полностью подтвердилась.

Кошки способны угадывать больные места своего хозяина.

Собаки и кошки чувствуют все неполадки в нашем организме.

Домашние питомцы - универсальные лекари, они нормализуют наш энергообмен.

Животные в доме – признак всегда хорошего настроения.

Если Вы устали или у Вас плохое настроение , Ваши домашние питомцы вас «подпитают», вернут утраченные силы.

Все, что вам нужно делать, - почаще уделять им внимание: брать на руки, гладить и играть со своими четвероногими друзьями!

За время исследовательского проекта мы еще больше узнали о наших четвероногих друзьях. Спасибо им за их помощь!

Список используемой литературы:

· Midgard - info . ru «Кошкотерапия. Как кошкилечат людей?»;

· Beautyuniverse . usoz . ru «Лекарь человека – кошки лечат людей»;

· Tinlib . ru «Как кошки лечат людей»; MyDog . su «Как собака лечит?»;

· Zooeco . com «Собаки нас лечат»

Елена Левина

Актуальность проекта

Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком. (А. Шопенгауэр)

4 октября во всем мире отмечается День защиты животных. Россия - крупнейшая по занимаемой площади страна в мире. В нашей стране обитает значительная часть сухопутных представителей мировой фауны: около 300 видов млекопитающих и более 700 видов различных птиц. В настоящее время очень многие из них нуждаются в особой защите, т. к. оказались на грани вымирания. Для того чтобы помочь им необходимо, в числе прочих мер, воспитать поколение гуманно относящееся ко всему живому на Земле.

Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного, доброго, чуткого и заботливого ребенка, способного гармонично ощущать себя в окружающем мире. По мнению авторов проекта, одна из основных задач родителей и педагогов состоит в формировании нравственных чувств и моральных оценок ребёнка. Необходимо способствовать развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Наш проект направлен на решение этой задачи через знакомство ребёнка с животным миром России.

Актуальность данного проекта состоит в том, что необходимо заложить первые ориентиры ребёнка в мире животных, сформировать элементарные знания и навыки правильного взаимодействия с животными, бережного отношения к ним. Необходимо предупреждать в детях такой порок, как бессердечное отношение к животным, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам. Проект способствует формированию у ребёнка интереса к диким животным, знакомит с миром зверей и птиц, обитающих на территории нашей страны, дает представления о среде их обитания, способствует развитию кругозора, воспитанию любви и уважения к природе. Ребенок, полюбивший животных и достаточно узнавший о них, не станет разорять гнезда и муравейники, обижать животных и птиц.

Очевидно, что наиболее доступными для детей является знакомство и наблюдение за домашними животными, такими как кошки, собаки, хомячки, волнистые попугайчики и другими питомцами, которые у многих живут дома. Наш проект посвящен знакомству с дикими животными, которых можно встретить на территории России. Самым доступным местом для такого знакомства в современном мире является зоопарк. Именно здесь у ребёнка есть возможность наблюдать за миром животных в приближённой к естественной среде.

Данный проект был подготовлен благодаря посещению Нижегородского зоопарка «Лимпопо» и Самарского зоопарка.

Противоречие На протяжении всей истории Земли животные вымирали по тем или иным причинам. Одни погибали в ходе эволюции, другие из-за природных катастроф или смены климата. В наше время основной причиной исчезновения многих видов животных стала человеческая деятельность: охота и коллекционирование, уничтожение естественных мест обитания и загрязнение окружающей среды. Когда смертность среди особей того или иного вида превышает рождение, этому виду грозит гибель.

В 2001 году вышло новое издание «Красной Книги России», куда занесено 123 вида птиц и 65 видов млекопитающих. Идея создания «Красной книги» впервые появилась у учёных в 50-х гг. прошлого века. Экологи хотели привлечь внимание международного сообщества к состоянию природы и к необходимости спасения исчезающих видов животных и растений. «Красная книга» включает в себя сведения о распространении, численности и биологии редких и исчезающих животных. Особый раздел предлагает меры по охране и восстановлению численности этих животных.

В нашем проекте мы познакомим ребёнка с некоторыми животными, занесёнными в «Красную Книгу России», а также дадим представление о научном понятии «Красная Книга».

Гипотеза

Мир животных необычайно разнообразен и привлекателен для детей. Различные ситуации общения с животными пробуждают интерес и любознательность ребёнка, развивают познавательный интерес к природе, мышление, связную речь, способствуют обогащению словарного запаса. Восприятие животного мира помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, внимательное отношение ко всему живому.

В течение первых семи лет жизни происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире и вычленять его ценности.

Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру и не последнюю роль в этом играет общение с животными и наблюдение за ними. Такое общение развивает наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому, а также развивает эстетическую сферу ребёнка. Знания, накопленные в процессе общения ребенка с животными, обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку и адекватное реагирование. Ребёнок усваивает разнообразные законы жизни животных, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком. Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. У ребёнка формируется привычка замечать не только необычное, удивительное, но и в обыденном, привычном он учится находить интересное. Наблюдая за животными, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, определенный эмоциональный настрой у детей, возникающий при общении с животными, также способствует обучению.

Таким образом, непосредственное наблюдение в природе имеет огромное значение для ребенка и является важным условием накопления разнообразных представлений о животном мире.

Цель

Знакомство ребёнка с миром диких животных, обитающих на территории России. Развитие любознательности и познавательного интереса к жизни животных. Научить ребёнка бережному отношению к животным.

Задачи

1. Дать представление о многообразии животного мира нашей страны.

2. Познакомить ребёнка с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых зверей и птиц, обитающих на территории России.

3. Воспитывать бережное отношение к животным. Способствовать формированию у ребёнка добрых чувств, интереса и любви к животным.

4. Знакомство с редкими исчезающими видами животных, с научным понятием «Красная Книга».

5. Развивать творческую активность, внимание, воображение, память.

6. Стимулировать стремление ребёнка отражать полученные знания в своей художественно-продуктивной деятельности (рисунки любимых животных, изготовление поделок на тему животного мира).

7. Развивать любознательность и стремление изучать природу и окружающий мир.

Предполагаемый результат

Главным итогом проведения проекта стало понимание ребёнком необходимости существования на Земле животных и бережного отношения к ним. Проект позволил ребёнку углубить и накопить знания, расширить представление о повадках и потребностях животных, развить внимательное, чуткое отношение ко всему живому. Ребёнок получил простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану жизни исчезающих животных.


«Кормлю винторогого козла. Он занесён в Международную Красную Книгу».



Камерунская коза. Очень общительное и ласковое животное. Её отличительная особенность - загнутые назад маленькие рога, которыми невозможно нанести травму».



В роли «придворных» синоптиков могут быть и обитающие возле людей сельскохозяйственные и домашние животные - млекопитающие и птицы.

Если петухи начинают кукарекать среди дня, куры взлетают на самые высокие предметы - скоро дождь; купаются в песке, хлопают крыльями, ощипываются и кудахчут - к ненастью. Если куры не прячутся от дождя, то он будет несильным и недолгим. Раннее пение петухов в морозы - к оттепели.

Утки и гуси головы под крыло прячут - к холоду и стуже.

Небольшие избалованные комнатные собачки при похолодании зимой забираются в мягкое кресло или на диван, прячут нос между лапами, свертываются и дремлют.

В число синоптиков попали и другие домашние животные. Опытные скотоводы, осмотрев и погладив шерсть животных, могут судить о предстоящей перемене погоды. Перед дождём она становится мягче и распрямляется.

Собака свёртывается и лежит калачиком - на холод, растягивается на земле и лежит или спит, раскинув ноги и брюхом кверху - на тепло. Летом собака катается по земле, много спит и мало ест - к дождю. Если собака усиленно роет землю или залезла в воду и ест траву - к дождю; глухой лай собак зимой - к снегу.

Улавливают изменения погоды и домашние кошки. Перед теплом кошка ложится посреди комнаты, вытягивается и спит. А перед дождем и холодами выбирает место повыше и потеплее, сворачивается калачиком, прикрывшись лапкой и спит.

Из всех четвероногих кошка самое чувствительное животное к переменам погоды, к ветру и т. п. Один немецкий исследователь провёл 392 наблюдения и обнаружил, что поза спящей кошки зависит от температуры окружающего воздуха. Когда в комнате холодно, кошка свертывается в клубочек - при­жимает голову и лапы к животу, а снаружи прикрывает их хвостом. При потеплении кошка слегка распрямляется, и тогда её тело образует дугу примерно 270 0 . Еще теплее – тело спящей кошки распрямляется до полукольца. В жару она совсем вытягивается по прямой линии.

Чуткие терморецепторы и, вероятно, другие, пока ещё не выявленные, биомеханизмы домашних кошек позволяют им улавливать изменения погоды, «составлять» прогнозы, которые мы определяем по их поведению. Отсюда и кошачьи приметы, зафиксированные в народном погодоведении. Кош­ка облизывает всё тело или хвост - к не­настью. Моется, лижет лапу - к вёдру, морду прячет ­– к морозу, либо к ненастью. Лежит, свернувшись клубком, жмётся к печке - к морозу. Скребёт когтями пол - к ветру и метели, стену дерёт когтями, встав на задние лапы - к вьюге. Растягивается на полу или крепко спит - к теплу, вверх брюшком вытянулась – к теплу. Об одной из примет рассказывает в своём стихотворении А. А. Фет:

Мама! Глянь-ка из окошка -

Знать вчера не даром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно есть мороз.

Она прячется, забирается в теплое место, ища защиты от холода, дождя или ветра, и любопытно то, что она это делает заранее, когда эти явления еще не наступили, т.е. прогнозирует погоду.

У многих дома есть кошки. Мы решили понаблюдать за своими питомцами и по их поведению предсказать погоду. Наши прогнозы подтверждались показаниями термометра. Итоги представлены в сводной таблице:

Дата Животное Погода в этот день Поведение животного Наш прогноз Как изменилась погода
18.09.08 Кот Феликс Ясно, +25 0 Лежит брюхом вверх Будет жарко 19.09 Ясно, +25 0 20.09 Ясно, +26 0 21.09 Ясно, +28 0
Кот Маркиз Спит, вытянувшись во весь рост
Кошка Бася Моется, лижет лапу
Собака Рекси Спит, брюхом кверху и раскинув лапы
Куры Как всегда
26.09 Кот Феликс Ясно, +24 0 Облизывает всё тело и хвост Будет дождь, понижение температуры 28.09 Пасмурно, к полудню дождь, +18 0
Кот Маркиз Спит, свернувшись
Кошка Бася Трет за ухом, спит, свернувшись
27.09 Собака Рекси Ясно, +22 0 Роет землю
Куры Купаются в песке и хлопают крыльями
28.09 Кот Феликс Пасмурно, к полудню дождь, +18 0 Трёт лапой за ухом Перемена погоды, тепло Дождь будет несильным и недолгим 29.09 Ясно, +23 0
Кот Маркиз Поведение не изменилось
Кошка Бася Спит, свернувшись клубком, голова лежит на лапах, нос не спрятан
Собака Рекси Спокойная, развалилась на полу
Куры Не прячутся от дождя
16.11 Кот Феликс Ясно, +11 0 Перемена погоды: понижение температуры 18.11 Пасмурно, дождь, +7 0
Кот Маркиз Спит, свернувшись клубком, нос спрятан
Кошка Бася
Собака Рекси
Куры Кудахчут, перебирают перья Будет дождь.
19.11 Кот Феликс Пасмурно, дождь, +8 0 Спит, свернувшись клубком, нос спрятан Будет дождь. 20.11, 21.11, 22.11 Пасмурно, дождь со снегом, +1 0
Кот Маркиз Спит, свернувшись клубком, нос спрятан
Кошка Бася Спит около теплого радиатора
Собака Рекси Роет землю, забирается в будку
Куры Кудахчут, перебирают перья

Из таблицы видно, что более точный прогноз дают наблюдения за кошками. Обычно кошка предсказывает погоду за 2-3 дня до перемены погоды. Сопоставляя наблюдения за другими животными, сравнивая и суммируя их, можно точно предсказывать погоду.

Мы ещё раз убедились, что все животные умеют предсказывать погоду. Нужно быть только очень наблюдательным.

Синоптики в саду

Все мы очень любим гулять по саду, парку, отдыхаем, наблюдаем. Даже в саду находим «синоптиков»:

· Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

· Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.

· Перед дождем фиалка сгибает стебелёк, жимолость - облеплена насекомыми.

· Вьюнок закрывает свой венчик перед дождём, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,

· Клевер съёживается, а цветы мальвы сникают и свёртываются - к дождю.

  • Если при хорошей погоде мало муравьёв или они далеко не удаляются, окрыляются или спешно возвращаются в муравейник, старательно закрывают все входы - к дождю, а если активно работают и их "двери" в муравейник открыты - к хорошей погоде.
  • Если крупные бабочки не садятся на цветы - к ясной погоде, садятся - к дождю.
  • Если цикады сильно стрекочут - к хорошей погоде.
  • Если при приближении грозовых туч пчёлы не прячутся в ульи - дождя не будет, утром не летят в поле, гудят и сидят в ульях - к дождю с раннего утра.

Мы решили понаблюдать за поведением некоторых животных и растений перед изменением погоды, проверить достоверность народных примет.

Объекты наблюдения : одуванчик, черемуха, крапива, клевер, пауки, муравьи, ласточки, лягушки, стрекозы, бабочки, пчелы, жуки.

Время наблюдения : апрель, май, сентябрь 2008 г.

Объект Время Поведение
одуванчик 20.04.08 Полянка одуванчиков зелёная, соцветия не раскрылись. Пошёл дождь.
одуванчик 27.04.08 Перед дождём при порывах ветра семена не отлетали далеко, крепко держались на стебле.
черемуха 07.05. 08 Перед дождем цветы сильно пахли, много насекомых.
крапива 10.09.08 Перед дождём не заметили никаких изменений.
клевер 10.09.08 Цветы сникли, листочки прижались.
муравьи 10.09.08 Перед дождем муравьи закрыли все входы в муравейник.
лягушки 10.09.08 Видели много лягушек на озере перед дождем.
ласточки 19.09.08 Было тепло, ласточки летали высоко, ловили стрекоз, которые тоже летали высоко. Дождя не было.
паук 19.09.08 Накануне вечером вышел из своего убежища и стал делать новые сети. На следующий день была тёплая, хорошая погода.
стрекозы 24.09.08 Стрекозы летали над растениями стайками, издавали шум своими крыльями перед дождём.
пчелы 24.09.08 Пчелы весь днем летали возле ульев, сильно гудели. После обеда пошел дождь.
ипомея 24.09.08 Перед дождем закрываются цветки.
календула (ноготки) Развернули венчики после полудня – дождь.
жуки 30.09.08 Жуки не летают. Вечером был дождь.
бабочки 30.09.08 Тоже не летают. Спрятались перед дождем.
паук 30.09.08 Паук не вышел на охоту, сидел спокойно в гнезде. Был дождь.

Анализ наблюдений показал, что многие растения и животные чутко реагируют на изменения в атмосфере. Их вполне можно назвать «живыми» барометрами. А вот крапива такими способностями, по нашим наблюдениям, не обладает. Приметы, в основном, точны.

Номинация «Окружающий мир»

Мы часто просим своих родителей подарить нам домашнее животное. С одной стороны, вроде бы и хорошо, что мы будем ухаживать за собачкой или кошечкой, а с другой, родителям не хочется лишних проблем и мусора в доме. Как быть? Какую пользу могут принести домашние животные нам и нашим родителям? Эти вопросы и стали решающими для проведения мною собственного исследования.

Актуальность моего исследования в том, что мне интересно показать связь между животными и их хозяевами и как эта связь влияет на эмоциональное состояние.

Целью данной работы является проведение эмпирического исследования поведенческих особенностей домашних животных.

Задачи:

  • изучить материалы по источникам о домашних животных (кошке, рыбках, хомяках);
  • провести наблюдение за своими домашними питомцами;
  • сделать выводы об особенностях их поведения.

Объект исследования: хомячок Тырсик, мой котик Асик и золотые рыбки.

Гипотеза: Я предположила, что мои любимые питомцы повышают настроение, а значит укрепляют здоровье, учат нас быть внимательными и прививают любовь.

Методы исследования:

1. Изучение литературы о животных.

2. Работа с Интернет рисурсами.

3. Практическая работа.

4. Анализ проделанной работы.

Место проведения исследования: домашние условия.

Время проведения исследования: январь-май 2011 года.

Ход исследования

Животное становится полноправным членом семьи, он такой же, как и все, просто не может выразить словами свои чувства и желания. Животные сильно привязываются к нам и становятся преданным и верным другом. Совместная жизнь с животными - это наилучшая возможность, научиться нести ответственность, заботиться о ком-то, завоевать чьё-то доверие и избежать одиночества, снять стресс и расслабиться.

В классе в марте-апреле 2011 года проведен блиц-опрос, в котором приняли участие 24 ученика и их родители. Респондентам* были предложены следующие вопросы:

Есть ли у Вас необходимость заводить дома животное?

1) да 2) нет 3) не знаю.

Ответы респондентов-родителей

Таблица2

На основе анкетирования были сделаны следующие выводы: К заведению домашних животных в семье большинство учащихся и родителей класса относятся положительно. Респонденты отдали предпочтение хомякам, рыбкам и кошкам.

Домашние животные обладают рядом качеств, сходных с человеческими, - эмоциональность, способность выражать свои переживания определенными действиями, звуками, мимикой. Они реагируют на человека, и человек чувствует, что животное отвечает на его любовь привязанностью, преданностью, собственной любовью. Можно говорить о «дружбе» человека с животными, о способности их понимать своего хозяина, сочувствовать ему, сострадать, а подчас и об особой надежности. Верности, преданности животного человеку, едва ли не более прочной, чем в отношениях людей.

Мой нежный и ласковый зверь…

В России кошка всегда считалась признаком домашнего уюта и благополучия. Ряд народных примет и пословиц характеризует отношение к кошкам простых людей, любивших ее и нуждающихся в помощи этого нетребовательного и ласкового животного. Наши питомцы делят с нами кров на протяжении тысячелетий. И такое соседство можно назвать взаимовыгодным: кошки ловили мышей, а люди наслаждались обществом кошек. Однако нам никогда не удавалось подчинить себе кошек. Кошки, заняв прочное место в наших домах и в нашей жизни, все же по-прежнему остаются весьма независимыми.

Происхождение домашней кошки

Кошка на Руси появилась cначала 7 века. Ее завезли торговцы и воины. Они жили при церквях и монастырях, в боярских палатах, и деревенских избах. Кошке отвели почетное место хранительницы домашнего очага. При переезде в новое жилище её первой запускали в дом. В мире больше 1000 пород кошек. Но среди них существует одна - единственная, самая главная - мой кот Асик, но я не всегда понимаю его поведение.

Поведение домашних кошек проживающих в семье связано с наличием добрых отношений между кошкой и человеком, взаимной привязанности человека и кошки, которая перерастает в настоящую дружбу.

Чтобы построить крепкие и дружеские отношения со своим котом, очень важно научиться понимать ее желания и потребности.

Для нас, людей, язык - важнейшее средство общения. С помощью речи мы объясняемся с другими людьми и выражаем свои чувства, пристрастия, показываем свое расположение духа. Язык - самое универсальное средство общения между людьми, он позволяет передать все сообщения, предназначенные для других людей.

Во мне возник дух исследователя, и я решила понаблюдать за своей кошкой.

И вот, я вывела несколько советов при проведении наблюдений:

  • не приближайся слишком быстро;
  • не делай резких движений;
  • не смотри прямо в глаза кошке;
  • старайся не шуметь.

По глазам своей кошки Мурки я могу определить, как она себя чувствует.

Мои наблюдения

С сентября по ноябрь я наблюдала за своей кошкой и сделала следующие выводы:

Наблюдения

Выводы

Глаза кошки открыты широко

Кошка в хорошем настроении, уши у нее навострены вперед. Будучи любопытной, она изучает мир.

Избегающий взгляд

Кошка сделала что-то недозволенное. Но у киски никогда не бывает виноватых глаз, как у нашкодившей собаки!

Кошка смотрит тебе в глаза

Между кошками это означает вызов!

Глаза кошки полузакрыты

Кошка доверяет мне. Но не заблуждайтесь: несмотря на видимую расслабленность, кошка следит за всем, что шевелится!

Постепенно я научилась хорошо понимать «слова» своей кошки. Вот несколько из них:

«Я голодна!» - звучное, настойчивое «мяу».

«Я боюсь!» - горловой звук, короткий вскрик.

«Мне больно!» - «пронзительный крик».

«Ты мне надоел!» - приглушенное ворчание.

«Займись мной!» - короткое нежное мяуканье.

«Я хочу укусить тебя!» - пощелкивание челюстями.

Путем наблюдения я выяснила, что если моя кошка сильно напугана чем-нибудь, то она сообщает мне об этом громкими воплями, напоминающими что-то вроде «врау-врау».

Увидев меня, она приветствует негромким, мягким, почти утробным звуком «ррррр».

Если Мурка хочет что-то от меня (например, молока), то она вежливо просит меня высоким вопросительным (в конце тон ее голоса еще больше повышается) «ирр».

Если мой «домашний тигренок» сильно проголодался, то она оповестит меня об этом громким и отрывистым «мяу - мяу», которое будет беспрерывно, иногда растягиваясь в звучании гласных.

Если Мурка сильно сердита, она громко и угрожающе фыркает и шипит, добавляя веское «кхх».

При хорошем настроении, когда кошка чувствует себя хорошо и спокойно, она умиротворенно мурлычет. Чем сильнее и громче она мурлычет, тем «шикарнее» она себя чувствует.

Выводы

Наблюдая за своей кошкой Муркой, я учусь понимать ее желания и потребности. Ведь правильное общение с кошкой - залог хороших отношений с ней. Сейчас же узнав о том, что конкретно означает то или иное ее движение, действие, поступок или воспроизводимые ею звуки, я могу добиться взаимопонимания со своим любимцем.

Хозяин закромов

Я прочитала много литературы о хомяках, прежде чем взять в дом маленького, забавного, рыженького друга Тырсика.

У меня живет сирийский хомячок. называют также золотистым. Мой хомячок - добрый, доверчивый и очень симпатичный зверек. Посмотрите, какая милая мордочка у моего Хомки: глазки, как чёрные бусинки, около рта усики, ушки торчат, сзади маленький хвостик. А какие у него лапки? Да, верно, розовые, коротенькие с маленькими, игрушечными пальчиками. Он любит умываться сразу двумя лапками, стоя на задних. Спит он, свернувшись в клубок, смешно прикрывшись розоватыми лапками. Хомячку очень нравится лазить, поэтому для него в клетке поставлено беговое колесо.

Хомячок - это не игрушка! Это живое существо, требующее заботы, внимания и правильного ухода!

В этой клетке живёт мой хомячок. В клетке толстые прутья, потому что тонкую сетку и прутья хомячки перегрызают острыми зубками. Для гнезда в клетку наложены лоскутки из мягкой ткани, опилки, чтобы хомячок мог устроить для себя удобное гнездо.

Кормление

Хомячки очень запасливы и чистоплотны. Когда я даю корм, то он частенько начинает набивать им щеки, а потом некоторое время ходит с надутыми щеками, думая, куда все это положить.

Хомячок Хома ест сухие зёрна разных растений, овощи, фрукты, зелень, сухой хлеб. Он пьет воду.

Ест он, сидя на задних лапках, а пищу держит в передних. Кладет зёрна в рот и грызет их зубами. Недаром хомячков называют грызунами Во рту у них есть большие защёчные мешки. Когда хомячок сыт, он туго набивает зерном защёчные мешки и переносит в кладовую, где высыпает его. Мой Хомка любит получать лакомства из моих рук. Противоположный уголок клетки он выбирал для туалета и всегда ходит в одно и то же место.

Выводы

Мой хомяк Хомка помог мне узнать много нового о жизни грызунов, а прочитанная литература подтолкнула меня к созданию миниэнциклопедии «Хомячье счастье», где мне захотелось предложить свою классификацию этих забавных зверюшек. Позже появился буклет с рекомендациями по кормлению и уходу за хомяками и памятка о их поведении. На уроке окружающего мира я рассказала о своих наблюдениях одноклассникам и четверо моих друзей тоже завели хомячков. Теперь мы проводим фото сессии наших домашних питомцев, обмениваемся книгами о них, с удовольствием рассказываем друг другу о их забавных проделках.

Я рада, что в моей семье проживает удивительное пушистое чудо. Благодаря ему, я стала более нежной, заботливой, ответственной.

Ниспадающие вуали, горящие золотом

Ну кто хотя бы раз не слышал сказку «О золотой рыбке» А. С. Пушкина? Произведение было написано в далёком 1833 году под влиянием, как считают некоторые историки и литературоведы, впечатлений о чудо - красных - рыбках, как раз в эти годы завозимых в Россию из далёких заморских стран. И действительно, маленькие золотые рыбки, как будто, пришли к нам в жизнь из сказки.

Самые давние сведения о золотых рыбках были обнаружены в Китае в VI веке до нашей эры. А самое большое развитие в разведении золотых рыбок происходило в период династии Мин. Именно тогда появились предшественники всех современных пород золотых рыбок. Далее золотые рыбки распространились в Корею, а затем и в Японию. Японские аквариумисты вывели много различных видов золотой рыбки.

Мои наблюдения и знания

Кормление золотой рыбки - весьма сложный вопрос, прежде всего для новичков. Дело в том, что эти рыбы весьма прожорливы и вечно голодные. Каждый раз, проходя мимо аквариума, я вижу её несчастную мордочку, жадно «кричащую»: «Дай! Дай!» Но Вы должны быть твердыми и не идти на поводу у рыб. Тренируйте свою и их силу воли, помните правило: чем рыба голоднее, тем она здоровее. Кормить золотых нужно один или два раза в день мелкими порциями, чтобы все съедалось за 5-10 минут и меньше (если кормите два раза в день, соответственно порции уменьшайте вдвое). Перекорм является очень распространенной проблемой при содержании этих рыб.

Золотые рыбки всеядны. Следовательно, рацион для них должен быть разнообразным. Туда входят живые корма и растительная пища.

Я даю своим рыбкам растительную пищу - салат, огурец, укроп, капусту. Все это ошпариваю, мелко режу и подаю рыбам. Они это любят.

Золотые рыбки любят «копаться в камнях» (как будто грядки на огороде копают), поэтому я рекомендую использовать речные камни.

Выводы

Наблюдая за жизнью обитателей аквариума, можно увидеть очень много интересного. Надо только приучить себя делать это внимательно. А можно попытаться вывести какую-либо новую породу рыб. Я выступил на классном часу с рассказом о своей рыбке и предложил свои одноклассникам изобразить ее портрет. Получилась целая картинная галерея.

Не зря говорят, что природа - это раскрытая книга и надо только уметь ее читать, а для этого надо научиться терпеливо наблюдать.

Наблюдение за животными заставило нас самих обратить внимание на свое поведение, эмоции не только в отношении домашних любимцев, но и к окружающим нас людям.

Воробьева Анна, 11 лет, ученица 5 А класса МБОУ Гимназия, р.п.Чишмы, МР Чишминский район Республики Башкортостан. Руководитель: Янбарисова Рида Гизаровна, учитель биологии высшей квалификационной категории МБОУ Гимназия, победитель конкурса лучших учителей РФ, р.п.Чишмы, МР Чишминский район Республики Башкортостан. Педагогический стаж - 27 лет.




Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top