Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов учебно-методический материал на тему. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов доу Упражнение «Эмоциональный словарь»

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов учебно-методический материал на тему. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов доу Упражнение «Эмоциональный словарь»

Дипломная работа *

4 010руб.

Введение ……………………………………………………………..3
Глава I. Теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания педагогов………………………………………………..8
1.1.Проблема эмоционального выгорания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………8
1.2.Сущностная характеристика феномена эмоционального выгорания….15
1.3.Специфика профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения……………………………………………………………………23
Выводы по первой главе………………………………………31
Глава II. Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений……………………………32
2.1. Методы исследования………………………………………………………32
2.2. Программа профилактики эмоционального выгорания…………………42
2.3. Анализ результатов исследования…………………………………………72
Выводы по второй главе……………………………………….76
Заключение…………………………………………………………78
Список литературы………………………………………………80

Введение

Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений.

Фрагмент работы для ознакомления

способность точно выражать эмоции и эмоциональные потребности;
способность находить различия между искренним и неискренним проявлением эмоции.
2. Использование эмоций для улучшения мышления:
способность включать эмоции при выполнении мыслительных операций;
способность использовать эмоции для лучшего запоминания и принятия решений;
способность использовать изменения настроения, чтобы оценивать различные точки зрения;
способность применять эмоции в процессе создания чего-либо нового.
3. Понимание эмоций:
способность понимать, как одна эмоция может быть связана с другой;
способность осознавать, что вызвало данные эмоции и что может за этим последовать;
способность понимать возможность одновременного проявления различных эмоций;
способностьпонимать, как одна эмоция может повлиять на другую.
4. Управление эмоциями:
способность быть открытым эмоциональным проявлениям как положительным, так и отрицательным;
способность исследовать причины появления определенных эмоций;
способность вызывать определенные эмоциональные состояния, продлевать их и выходить из них;
способность управлять своими эмоциями;
способность помогать другим справляться с их эмоциями.
Пять характеристик эмоционального интеллекта
1. Самосознание – чтобы сделать доступными ваши способности и чувства, которые управляют принятием решений.
2. Саморегуляция – чтобы направлять эмоции в нужную сторону. Саморегуляция также помогает сдерживаться во имя достижения лучших результатов.
3. Мотивация – чтобы обеспечить себя топливом, которое даст возможность достичь целей. У вас должны быть цели, и в них следует верить.
4. Сочувствие - чтобы завоевать расположение окружающих, потому что вы должны понимать, как они себя чувствуют.
5. Социальные навыки - чтобы вы были способны понимать социальные ситуации, обладали соответствующим типом поведения, обаянием и были приятны для окружающих, тем самым, достигая хорошего качества общения.
Неразвитость эмоционального интеллекта проявляется в следующем:
отсутствие осознания самого факта возникновения эмоций (например, человек не замечает своего беспокойства, зарождающегося чувства и т.п.);
неверная трактовка эмоций (например, человек трактует обиду как моральное возмущение, а боязнь неуспеха – как незаинтересованность);
неверная интерпретация причины возникшей эмоции (например, человек считает, что его гнев вызван чьим-то недостойным поведением, тогда как в действительности он вызван тем, что ему было оказано недостаточно внимания);
неверная интерпретация связи между эмоцией и вызвавшим ее поступком (так, человек считает, что наказывает ребенка «для его же пользы», тогда как в действительности делает это для того, чтобы показать свое превосходство).
Развитие эмоционального интеллекта может служить профилактикой возникновения таких нарушений, как депрессия, раздражительность и т.д., что является особенно важным для педагогов, испытывающих постоянные эмоциональные перегрузки. Именно поэтому при подготовке профессионального педагога развитие эмоционального интеллекта является одной из важных составляющих. Распознавание общего эмоционального настроя группы необходимо при планировании и при спонтанной корректировке учебного процесса. Например, опытный педагог, заметив, что дети устали, перевозбуждены или огорчены чем-либо, постарается внести изменения в план занятия уже в первые минуты. Это может быть ободряющая шутка, релаксационные упражнения, сюрпризный момент. Если педагог видит, что дети еще не полностью переключились с предыдущего вида деятельности или не настроились на занятие, он может предложить им нестандартные ситуации или загадки.
Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их на две группы:
специфические,
неспецифические.
Специфические способы выражаются в адаптации к напряженным факторам деятельности, стимулирующим развитие эмоциональной напряженности, в особом профессионально заостренном развитии качеств личности педагога: педагогической направленности, профессионального самосознания, психологической культуры (эмпатичность, экспрессивность) и др.
Неспецифические способы характеризуются применением средств и способов саморегуляции эмоционального состояния, способов профилактики и преодоления состояния эмоциональной напряженности (обучение приемам релаксации, специальным физическим и дыхательным упражнениям, самоконтролю внешних проявлений эмоционального состояния, развитие навыков нахождения и снятия «мышечных зажимов»).
У каждого человека при напряженных эмоциональных состояниях меняется мимика, повышается тонус скелетной мускулатуры, темп речи, появляется суетливость, приводящая к ошибкам в ориентировке, изменяются дыхание, пульс, цвет лица, могут появиться слезы.
Эмоциональное напряжение может пойти на убыль, если внимание человека переключается от причины гнева, печали или радости на их внешние проявления - выражение лица, слезы или смех и т.д. Это говорит о том, что эмоциональные и физические состояния человека взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга.
Самый простой, но достаточно эффективный способ эмоциональной саморегуляции - расслабление мимической мускулатуры. Научившись расслаблять лицевые мышцы, а также произвольно и сознательно контролировать их состояние, можно научиться управлять и соответствующими эмоциями.
Педагогу особенно важно овладеть навыками расслабления мимических мышц. Упражнения для релаксации мышц лица включают задания на расслабление той или иной группы мышц (лба, глаз, носа, щек, губ, подбородка). Суть их состоит в чередовании напряжения и расслабления различных мышц, чтобы легче было запомнить ощущение различных мышц, чтобы легче было запомнить ощущение расслабления по контрасту с напряжение.
Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния является совершенствование дыхания. Как ни странно, не все люди умеют правильно дышать. Сосредоточив свое внимание, нетрудно заметить, как меняется дыхание человека в разных ситуациях: по-разному дышат спящий, работающий, разгневанный, развеселившийся, загрустивший или испугавшийся. Как видно, нарушения дыхания зависят от внутреннего состояния человека, значит, произвольно упорядоченное дыхание должно оказывать обратное воздействие на это состояние.
Основы дыхательных упражнений заимствованы из системы йогов. Их смысл состоит в сознательном контроле за ритмом, частотой, глубиной дыхания. На всем протяжении дыхательные пути обильно снабжены окончаниями вегетативной нервной системы. Установлено, что фаза вдоха возбуждает окончания симпатического нерва, активизирующего деятельность внутренних органов, а фаза выдоха - блуждающего нерва, как правило, оказывающего тормозящее влияние. В дыхательной гимнастике это свойство используется в виде так называемого «вечернего» - успокаивающего или «утреннего» - мобилизующего дыхания. Успокаивающий тип дыхания характеризуется постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха.
Мобилизующее дыхание - это как бы зеркальное отражение успокаивающего дыхания: изменяются не выдохи, а вдохи, дыхание задерживается не после выдоха, а после вдоха. Оно помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому и безболезненному переходу от сна к бодроствованию, мобилизации внимания.
Кроме успокаивающего и мобилизующего существует четыре основных типа дыхания, которые важны при обучении произвольной регуляции дыхания: ключичное, грудное, диафрагмальное и полное.
Ключичное дыхание является самым коротким и поверхностным. Его можно определить как легкое поднятие ключиц кверху вместе с небольшим расширением грудной клетки на вдохе.
Грудное дыхание более глубокое в том смысле, что вдыхается большее количество воздуха. Оно начинается с сокращения межреберных мышц, которые расширяют грудную клетку в направлении вверх и вширь.
Диафрагмальное (брюшное) дыхание является самым глубоким из всех типов дыхания. При таком дыхании наполняются воздухом нижние отделы легких: диафрагма опускается, а живот раздувается. Движение диафрагмы является основной причиной глубокого вдоха.
И, наконец, полное (глубокое) дыхание включает три описанных выше вида дыхания, объединяя их в одно целое. Оно начинается с брюшного (нижнего) и заканчивается ключичным (верхним) дыханием. Глубокое дыхание используется для того, чтобы быстрее расслабиться и успокоиться в неожиданной или сложной ситуации.
Эффективность влияния дыхательных упражнений на эмоциональное состояние увеличивается, если они используются в комплексе с другими способами эмоциональной саморегуляции. Одним из таких способов является сознательная концентрация внимания. Концентрация - это сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности.
Эффективность эмоциональной саморегуляции способствует также использование приемов воображения или визуализации. Визуализация - это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизации воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных, осязательных ощущений, а также их комбинаций.
Разновидностью визуализации являются упражнения «сюжетного воображения», которые основаны на преднамеренном использовании цвета и пространственных представлений сознания человека.
Сознательные представления окрашиваются в нужный цвет, соответствующий моделируемому эмоциональному состоянию. Цвет обладает мощным эмоциональным действием на нервную систему. Красный, оранжевый, желтый - цвета активности: голубой, синий, фиолетовый - цвета покоя; зеленый - нейтральный.
На протяжении тысячелетий эмоции человека были непосредственно связаны с мышечной деятельностью. Стрессовая реакция вызывает физиологическую готовность организма к физической деятельности. Если физической нагрузки нет, то подавляемые двигательные реакции способствуют увеличению нагрузки на сердце, а также к эндокринным и другим физиологическим изменениям. При частом повторении таких случаев наступает психофизиологическая перегрузка, которая является основной причиной психосоматических заболеваний.
Систематические занятия физкультурой и спортом не только способствуют укреплению здоровья, но и оказывают положительное воздействие на личностные характеристики. Это проявляется прежде всего в развитии эмоциональной устойчивости, повышении уверенности в своих силах, формировании способности противостоять развитию эмоциональной напряженности.
Физические упражнения могут применяться для формирования навыков мышечного расслабления. Этому способствует специальная физическая тренировка - комплекс упражнений, формирующих навыки произвольного напряжения и расслабления отдельных групп мышц (напряжение одних мышц при одновременном расслаблении других, последовательное напряжение и расслабление отдельных групп мышц, расслабление мышц всего тела в сочетании с ритмичными дыхательными движениями).
Существование прямой зависимости между тонусом скелетной мускулатуры и эмоциональным напряжение заметил чикагский врач
Э. Джекобсон, который положил начало разработке приемов релаксации. Занимаясь регистрацией объективных признаков эмоций, Э. Джекобсон заметил, что различному типу эмоционального реагирования соответствует напряжение соответствующей группы мышц.
Релаксация - это физическое и психическое расслабление. Цель релаксации - подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточении на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего физического и эмоционального напряжения.
Релаксация необходима:
для подготовки сознания и тела к самовнушению, аутотренингу;
в напряженных моментах, конфликтных ситуациях, требующих проявлении эмоциональной устойчивости;
для снятия утомления, усталости после трудного дня, нервных и эмоциональных перегрузок.
Действие релаксации основано на механизме взаимовлияния. Между состоянием тела и состоянием нервной системы существует взаимосвязь: тело расслабляется по мере того, как успокаивается мозг, а мозг успокаивается в зависимости от того, как расслабляется тело.
Под воздействием расслабления мышц снижается поток импульсов, идущих от рецепторов мышц связок и суставов в центральную нервную систему, снимается активность очага возбуждения головного мозга, происходит снижение тонусов гладкой мускулатуры внутренних органов. Такое состояние способствует снятию напряжения, созданию положительных эмоций, состоянию покоя и удовлетворенности.
Релаксация обычно сочетается с приемами самовнушения. Слово - чрезвычайно сильный раздражитель, который может оказывать влияние на динамику и характер процессов в головном мозге, а через них - на процессы внутренних органов и эмоциональные состояния.
Самовнушение - это создание установок, воздействующих на подсознательные механизмы психики, утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени. Сила внушения заключается в способности создать свой собственный положительный образ и постоянно этот образ укреплять с помощью слов, обращенных к себе.
Таким образом, целенаправленное использование предлагаемых способов и приемов саморегуляции эмоционального состояния окажет существенное влияние на развитие эмоциональной устойчивости педагогов дошкольного образовательного учреждения.
В ходе нашего исследования была разработана программа профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования. Она включала в себя беседы, задания и упражнения по следующим темам:
Программа профилактики эмоционального выгорания педагогов дошкольных образовательных учреждений
1. Напряженные ситуации педагогической деятельности
Задания на осознание напряженности педагогической деятельности:
Напряженность педагога
Информация к размышлению: Более 80 педагогов имели высокий уровень ситуативной напряженности (по методике Спилбергера), 60% - постоянной напряженности. Это очень тревожные факты: они говорят прежде всего о профессиональной непригодности. Тем более что такие результаты обнаружились отнюдь не у пожилых педагогов, а у тех, кто проработал 10 – 15 лет».
Вопросы для обсуждения:
В чем проявляется разница между напряжением и напряженностью педагогов в общении с детьми? Проиллюстрируйте свои суждения примерами.
Как соотносятся напряженность и конфликтность в педагогическом общении?
Профессиональное здоровье педагога
Информация к размышлению: Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Неудивительно, что учительство, как профессиональная группа, отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере увеличения стажа в образовательном учреждении.
Лишь 34% обследованных педагогов находятся в зоне психофизиологического благополучия. Они способны справиться с отрицательными воздействиями жизни на психологическом уровне. Около 40% - имеют умеренные нервные расстройства, им необходима специальная психологическая помощь. Психофизиологическая усталость способствует развитию патологии души и тела, психосоматических заболеваний, она постепенно и неуклонно переходит в психологическую и телесную депрессию - страшную болезнь нашего века.
Вопросы для обсуждения:
Каковы причины снижения уровня психического и физического здоровья педагогов?
Каким образом можно сохранить «психофизиологический потенциал» педагога?
Эмоциональная напряженность детей
Информация к размышлению: Жизнь каждого ребенка отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами.
К 10-му классу 40 – 50% школьников имеют различные формы нервозов, отклонения в развитии нервной системы.
В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах. У подростков преобладает высокий уровень тревожности, снижение оптимистического восприятия будущего, переживания душевного дискомфорта, агрессивность, конфликтность поведения.
Проанализируйте приведенные данные исследования и дайте им психологическую оценку.
Предложите способы улучшения эмоционально-психологического климата в школах.
2. Профессиональное самосознание педагогов:
Задания для развития профессионального самосознания педагогов:
Я-концепция педагога и его педагогические установки
Информация к размышлению: Проблема Я-концепция педагога служит реальным психологическим обеспечением успеха его деятельности либо приводит к неизбежным затруднениям и явным или скрытым неудачам.
В исследованиях Р. Камингса у педагогов, обладающих пониженной самооценкой, были выявлены установки, заключающие в себе очевидный негативный потенциал, способный оказывать на личность ребенка пагубное влияние. Для характеристики собственного стиля они выбирали следующие утверждения:
1. Отрицательно реагировать на тех детей, которые тебя не любят.
2. Используя любую возможность, создавать детям трудности, так как это не дает расслабляться.
3. Стимулировать детей, вызывая у них чувство вины за свои промахи.
4. По возможности строить учебно-педагогическую деятельность на основе конкурентной борьбы.
5. Исходить из вероятности нечестного поведения детей.
Вопросы для обсуждения:
Насколько были присущи учителям школы, которую Вы окончили, приведенные педагогические установки?
Какие из них разделяете Вы?
Какая Я-концепция характерна для Вас: высокая или заниженная?
Задания по анализу информации:
Обсудите каждую из процитированных учительских установок с точки зрения конфликтогенности общения с детьми.
Отталкиваясь от приведенных Р. Каммингсом педагогических ориентаций, сформулируйте их на принципиально иной основе, соответствующей педагогам с положительной Я-Концепцией.
Психологически здоровый человек
Информация к размышлению: Психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно. Жизнь их всегда полна смысла, имеет цель - будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей. Психологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом - от аромата цветка, и от красоты математической формулы. Такая личность исключительно оптимистична. Она не боится идти на риск - не ради самого риска, а ради дела. Не боится неудач - умеет достойно пережить их, не сломаться.

Список литературы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. Бодрова. – М.: Наука,1995. – 345 с.
2.Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. – М.:Наука, 1985. – 386 с.
3.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М., Информационно-издательский дом "Филинъ"", 1996. – 354 с.
4.Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченко. – СПб.: Изд-во «Питер», 2009. – 389 с.
5.Гиппиус С. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники / С. Гиппиуч // Учеб. – метод.Пособие к урокам актерского мастерства. – М.: Просвещение, 1971. – 186 с.
6.Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности / Е.М. Иванова.- М.: Академия, 1996. – 256 с.
7.Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Уч. пособие / Т.С. Кабаченко. - СПб., 2007. – 386 с.
8.Каган М.С. Общение как ценность и как творчество / М.С. Каган, А.М. Эткинд // Вопросы психологии. 1988. №4. С. 30 – 42.
9.Казанская В.Г. Психологические механизмы формирования взаимоотношений педагогов с обучаемыми / В.Г. Казанская // Адукацыя i выхавание, 1995, № 2. – С. 34 - 39.
10.Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. – 356 с.
11.Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. – 450 с.
12.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Педагогика, 1998. - 289 с.
13.Митина Л.М. Эмоциональная гибкость учителя / Л.М. Митина, Е.С. Асмаковец. - М.: Издательство «Флинта», 2005 г. – 286 с.
14.Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. - М.: Просвещение, 2005. – 186 с.
15.Никитин В.Н. Психология телесного сознания / В.Н. Никитин. – М.: Наука, 2002. – 256 с.
16.Новицкая Л.П. Уроки вдохновения: Система
К.С. Станиславского в действии / Л.П. Новицкая. – М.: Просвещение, 1988. – 287 с.
17.Психологический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С.М. Косенок, В.М. Карлышев, А.П. Исаев,
С.А. Кабанов // Педагогика, №4.
18.Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога / Е.М. Семенова // Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 224 с.
19.Соколова Л.Е. Формирование эмоциональной культуры у учителя лицея средствами методической работы /
Л.Е. Соколова // Научно-исследовательская и методическая работа в средних и высших учебных заведениях: проблемы, поиски, решения: Сб. науч. ст /Под ред. А.П. Сманцера. – Минск, 1997. – С. 56 - 59.
20.Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. - М.: Ин-т психологии РАН, 2005. – 256 с.
21.Орел В.Е. Феномен выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. 2005г. сентябрь.
22.Рубцова, Н. Е. Статистические методы в психологии /
Н. Е. Рубцова, С. Л. Леньков. - М.: Психология, 2005. – 389 с.
23.Руковишников А.А. Личностные детерминанты и организационные факторы генезиса психического выгорания педагогов: Дисс. …канд. психол. наук / А.А. Рукавишников. – Ярославль, 2001. – 186 с.
24.Рыданова И.И. Основы педагогики общения / И.И. Рыданова. – Минск, 1998. – 316 с.
25.Темиров, Т.В. Психическое выгорание работников социальных профессий / Т.В. Темиров//Человеческий фактор: Проблемы психологии эргономики. - 2007. - №3/2. - С. 94 - 102.
26.Толочек В.А. Индивидуальный стиль- устойчивость и изменчивость / В.А. Толочек // Вопросы психологии. - М.: Наука, 2005. – С. 78 – 92.
27.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман. Томск: Пеленг, 1993. - 346 с.
28.Шульц Д. Психология и работа / Д.Шульц, С. Шульц. - СПб.: Питер, 2003. – 560 с.
29.Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии /
Н.Е. Щуркова. М.: Пед. общество России, 1998. – 256 с.
30.Maslach C., Schaufeli W, History and conceptual specificity of burnout //Recent Developments in Theory and Research, Hemisphere. - New York, 1993. - P. 44-52.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности . Для того чтобы помочь педагогам разобраться в теоретических основах и практических подходах к созданию и реализации толерантных отношений, которые послужат образцом для воспитанников, родителей, молодых специалистов создана в ДОУ Школа "Толерантный педагог".

С учетом возрастного состава педагогического коллектива (приложение 1) возникла необходимость одно из занятий Школы посвятить эмоциональному выгоранию педагогов ДОУ.

Цель: развитие толерантной культуры, формирование профессионального самосознания педагогов.

  • формировать профессионально значимые качества: рефлексию, принятие себя и принятие других, способствующих толерантному общению;
  • развивать способности к самопознанию (познание своих сильных и слабых сторон при взаимодействии с другими людьми);
  • развивать эмоциональную устойчивость и гибкость;
  • при помощи упражнений помочь осознать личностные и профессиональные ресурсы, способы достижения жизненных целей.
  1. Вступительное слово, повторение материалов предыдущего занятия с помощью вопросов.
  2. Тест на профессиональное выгорание.
  3. Личность педагога и профессиональное выгорание. Теоретический блок.
  4. Об эмоциях.
  5. Упражнение "Продолжи фразу".
  6. Упражнение "О ребенке".
  7. Упражнение "Автобус".
  8. Упражнение "Радуга".
  9. Рефлексия.

1. Вопросы для повторения материалов предыдущего занятия.

Что значит в переводе с латинского "толерантность", и какие слова в русском языке близки по смыслу?

Что в вашем понимании не может быть терпимо?

Какие психологические защиты вы использовали недавно?

2. Тест на профессиональное выгорание.

Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).

Меня тяготит педагогическая деятельность.

У меня нет желания общаться после работы.

У меня в группе есть "плохие" дети.

Если есть настроение - проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения - не считаю это необходимым.

Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Результаты теста конфиденциальны и каждый сам решает, стоит ли полученной информацией делиться с другими.

Каждый ответ "да"- 3 очка, "иногда"-2 очка, "нет"- 1 очко.

Ключ: 5-8 очков - Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания; 9-12 очков - идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания; 13-15 очков - идет развитие синдрома эмоционального выгорания .

3. Личность педагога и профессиональное выгорание.

Выбор сферы деятельности "Человек - человек" и процесс накопления опыта педагогом - воспитателем можно представить как 3 этапа становления качеств личности профессионала. 1 этап - репродуктивный (до 28 лет), 2 этап- до 40 лет, 3 этап - "как?" - после 40 лет. Затем - либо моделирование деятельности, либо профессиональная деформация.

Специфическим видом профессиональных деформаций называют эмоциональное выгорание. Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам, провоцирующим выгорание у воспитателей ДОУ, можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциогенных факторов, как объективных, так и субъективных, которые воздействуют на труд педагога и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, осуществляемые в режиме внешнего и внутреннего контроля, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения. Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся:

  • характер решаемых задач и ответственность за исполняемые функции;
  • загруженность рабочего дня;
  • высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;
  • большое количество детей в группе;
  • нечеткая организация деятельности;
  • неблагоприятная психологическая обстановка в учреждении;
  • социальные условия.
  • Среди субъективных факторов выделяются:
  • индивидуальные свойства нервной системы;
  • уровень чувствительности к профессиональным трудностям;
  • мотивации к профессиональной деятельности и поведению;
  • опыт, знания, навыки.

Основываясь на понимании эмоционального выгорания как динамического процесса, который возникает поэтапно в полном соответствии с механизмом развития стресса, выделяют три фазы формирования выгорания:

  • напряжения;
  • резистенции (формирование сопротивления и зашиты нарастающему стрессу);
  • истощения.

Напряженными для педагога могут быть ситуации :

  • взаимодействия с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями между детьми;
  • взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;
  • взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей.
  • низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

4. Об эмоциях.

В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась напряженность, она способна вызвать стресс.

Стресс(от англ. Stress- давление, напряжение) - состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры), проявляемое на физическом, психологическом и поведенческом уровнях .

Кратковременный стресс может быть полезен человеку, поскольку сопровождается большим выбросом энергии. Хронический же стресс, который развивается при многократном повторении сильных воздействий, вредит человеку, приводя к снижению сопротивляемости организма, усилению подверженности нарушениям в любых системах организма, обмене веществ, энергетическом балансе. Считается, что самые тяжелые болезни нашего времени связаны с хроническими стрессами.

Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем бурном эмоциональном процессе не только не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает психическое напряжение, сказывающееся на состоянии здоровья.

В фазе формирования сопротивления и защиты нарастающему стрессу преобладает симптом расширения сферы экономии эмоций - это ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться.

Симптом неадекватного эмоционального реагирования - воспитатель неоправданно "экономит" на эмоциях. "Если есть настроение, проявлю участие и сочувствие, откликнусь на потребности и состояние ребенка, если нет настроения, не считаю это необходимым".

Симптом редукции профессиональных обязанностей - это попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, желание упростить решение профессиональных задач.

Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Преобладает симптом эмоциональной отстраненности - воспитатель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: начинает работать как бездушный автомат.

Другими словами, к симптомам эмоционального выгорания относятся :

  • эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
  • напряженность в отношении к людям;
  • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
  • частая раздражительность;
  • психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
  • снижение активности.

Профессия педагога относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших внутренних резервов. Повышение толерантной культуры педагога способствует снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости.

Сталкиваясь с жизненными трудностями, мы вынуждены искать равновесие между адаптацией к реальности и развитием своих потенциальных возможностей, которые позволяют утвердить собственную индивидуальность. Вся жизнь - это смена эпизодов неустойчивости и стабильности. В чем заключаются особенности уравновешенного педагога? (Приложение 2).

5. Упражнение "Продолжи фразу".

Цель: Осознание личностного и профессионального ресурса.

Я горжусь своей работой, когда я:

Не хочу хвастаться, но в своей работе:

6. Упражнение "О ребенке".

Фундаментом позитивной педагогики является принятие каждого ребенка.

Предпосылкой позитивной педагогики является умение увидеть в любом ребенке что-то хорошее.

Выбрать и назвать одного из детей группы, которого Вы считаете трудным, затем найти и назвать 5 его хороших качеств.

7. Упражнение "Автобус".

Цель: Осознание способов достижения жизненных целей.

При помощи стульев отграничивается небольшое пространство, имитирующее салон автобуса. Участники изображают пассажиров автобуса в часы пик. Ведущий, обращаясь к участнику, находящемуся в середине салона, сообщает, что автобус подъехал к остановке, и предлагает срочно выйти из автобуса. По мере того, как участники один за другим покидают салон, стулья сдвигаются, создавая тесноту. Когда в автобусе останется 3-4 пассажира, он снова заполняется участниками.

Можно усилить интригу - спросить перед упражнением у участников, какое название остановке они бы дали - чего бы Вы хотели добиться в жизни? - ведущий записывает на листок. Затем называются остановки (быть богатым, сделать блестящую карьеру и т.д.), и выходит тот участник, кто назвал данную остановку.

Рефлексия:

  • каково выбираться из переполненного автобуса?
  • приходилось ли Вам оказываться в таких ситуациях?
  • как Вы обычно поступаете, оказавшись в подобной ситуации?
  • как чаще всего ведут себя окружающие?

"Автобус" - это наша повседневная жизнь. То, как человек пробирается к выходу, показывает, как он обычно добивается намеченной цели.

8. Упражнение "Радуга".

Цель: Стабилизация эмоционального состояния.

9. Рефлексия.

Что ожидали Вы от мероприятия? Оправдались ли Ваши ожидания?

Ценна ли полученная информация для Вас? Что особенно значимо?

Каков Ваш настрой на дальнейшую работу?

Литература.

  1. Безюлева Г.В. Толерантность: взгляд, поиск, решение [Текст]: Учебное пособие./ Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М.: Вербум - М, 2003.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст]: Практическое пособие./ В.В. Бойко.- М.: Информационно - издательский дом "Филинъ", 1996.
  3. Митина Л.М. Учитель как личность и как профессионал (психологические проблемы) [Текст]: практическое пособие. \ Л.М. Митина. М.: Дело, 1994.
  4. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога [Текст]: Учебное пособие. / Е.Г. Семенова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002.

Лариса Михеева
Консультация для воспитателей ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»

Современная жизнь с ее трудностями как экономического, так и психического характера требует от представителей любой профессии повышенной отдачи моральных и физических сил. А от педагогов требует этого вдвойне.

Эмоциональное выгорание - это синдром , развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных , энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Влияние организационного фактора в условиях ДОУ чаще всего проявляется в неблагополучной психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции , а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Низкий социально-психологический статус профессии воспитателя , разочарование собой и выбранной профессией , конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей .

Причины возникновения стресса :

Повышенная ответственность, связанная с профессиональными обязанностями .

Постоянный контроль ситуации.

Необходимость постоянно поддерживать свою компетентность.

Недостаточно быстрая адаптация к новому в образовательном процессе.

Неуверенность в своих силах.

Неожиданно возникающие конфликтные ситуации.

Социально-экономическая незащищенность педагога, вынужденная подработка.

Низкая заработная плата.

Если педагог заметил у себя хотя бы один из симптомов, мы советуем ознакомиться с наиболее известным тестом на выявление эмоционального выгорания , который позволит определить степень выраженности основных составляющих синдрома и таким образом установить общий показатель уровня эмоционального выгорания .

Анкета «Выявление уровня эмоционального выгорания » .

Цель : Выявить наличие или отсутствие признаков синдрома эмоционального выгорания .

Инструкция : дайте ответ «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

1. После завершения запланированной работы вы перестаете о ней думать? ___

2. Вы часто недовольны собой? ___

3. Возникает ли у Вас чувство повышенной ответственности? ___

4. Вы постоянно пребываете в тревожном состоянии? ___

5. Вы часто чувствуете усиленное сердцебиение? ___

6. Вы жалуетесь на плохой сон? ___

7. Чувствуете ли Вы нехватку времени? ___

8. Вы часто жалуетесь на упадок физических сил? ___

9. У Вас возникает ощущение, что «загнаны в клетку» ? ___

10. У Вас возникает ощущение, что все предопределено? ___

Интерпретация результатов : Если ответов «Да» 1-5 – низкий уровень эмоционального выгорания , 6-7 – средний уровень, 8-10 – высокий уровень.

эмоционального выгорания воспитателей ДОУ , необходимо определить уровня стрессоустойчивости.

Анкета «Определение уровня стрессоустойчивости» .

Цель : Определение уровня стрессоустойчивости. Развитие навыков самоанализа, рефлексии.

Инструкция : дайте ответ «Да» или «Нет» на следующие вопросы.

1. Вы часто чувствуете усталость? ___

2. Раздражаетесь ли Вы по мелочам? ___

3. Вы чувствуете, что устали после отпуска (выходных, каникул) больше, чем до него? ___

4. Вы ощущаете, что после рабочего дня у вас немеет шея, ноют плечи, а в спине тупая боль? ___

5. У Вас болит голова из-за конфликтов в семье? ___

6. Приводят ли конфликты в семье к нарушению пищеварения?___

7. Вам иногда хочется плакать? ___

8. У Вас бывает аллергическое проявление? Они случаются при сильном эмоциональном проявлении ? ___

9. Приходилось ли Вам ощущать внезапные приступы болезни именно тогда, когда нужно собрать все силы для решительных действий? ___

10. Вам часто кажется, что затрачиваете больше времени на решение чужих проблем, чем на решение своих? ___

Интерпретация результатов : Если ответов «Да» 1-5 – высокий уровень стрессоустойчивости, 6-7 – средний уровень, 8-10 – низкий уровень.

Для того, чтобы уменьшить уровень эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ , необходимо постоянно повышать уровень стрессоустойчивости. Для этого я вам предлагаю выполнить несколько практических упражнений.

Качества, помогающие воспитателю избежать эмоциональное выгорание .

Во-первых :

Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни) ;

Высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых :

Опыт успешного преодоления профессионального стресса ;

Способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

Высокая мобильность;

Открытость;

Общительность;

Самостоятельность;

Стремление опираться на собственные силы.

В-третьих :

Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности - как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Способы преодоления стресса :

Позитивные аффирмации (положительные утверждения, установки) .

Соблюдение режима.

Сбалансированное питание.

Посильные физические нагрузки.

Общение с природой.

Музыкотерапия, хромотерапия (лечение с помощью цвета, аромотерапия.

Дыхательная гимнастика.

Юмор, смех.

Хобби, домашний уют.

Повышение заработной платы.

Способы ,

связанные с воздействием слова.

Известно, что «слово может убить, слово может спасти» .

1. Самоприказы - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе : «Разговаривать спокойно!» , «Не поддаваться на провокацию!» , «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции , вести себя достойно.

2. Самовнушение - помогает владеть собой в самых трудных ситуациях. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза : «Я спокойна в любых обстоятельствах» , «Я владею собой» .

3. Самоодобрение. Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад» , вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря : «Молодец!» , «Умница!» , «Здорово получилось!»

Фототерапия. Для снятия стресса, эмоционального выгорания часто используют фототерапию - рассматривание фотографий под музыку.

Релаксация по Джекобсону.

На 1-2 секунды напрягите и отпустите 2-3 раза подряд соответствующие мышцы :

1. Пальцы ног.

3. Икроножные мышцы.

4. Мышцы бедра.

5. Ягодичные мышцы.

7. Мышцы спины.

8. Кисти рук (сжать в кулак, разжать) .

9. Предплечье напрячь, расслабить.

10. Трицепсы, бицепсы.

11. Мышцы груди.

12. Мышцы шеи.

Упражнения для лица :

Маска удивления - поднять высоко брови;

Маска гнева - нахмурить брови;

Маска поцелуя - сомкнуть губы, как для поцелуя;

Маска смеха - улыбка «Буратино» ;

Маска недовольства - сжать губы, поджать подбородок и опустить уголки рта, сильно зажмурьтесь и откройте глаза, напрягите и расслабьте нос.

Некоторые правила профилактики эмоционального выгорания :

1. Будьте внимательны к себе : это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.

2. Любите себя, или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3. Подбирайте дело по себе : сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность.

5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.

7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос : так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?

9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет» .

10. Определяйте для себя краткосрочные и долгосрочные цели.

11. Возьмите «тайм-аутов» (отдых от работы) .

12. Овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, положительная внутренняя речь) .

Для создания позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия – используют аффирмации - позитивные утверждения. Много интересных аффирмаций есть у Луизы Хей. Хотелось бы присоединиться к ней и пожелать :

Когда от боли капает слеза,

Когда от страха сердце бьется,

Когда от света прячется душа,

Когда от горя жизнь вся рвется.

Ты посиди тихонько в тишине,

Закрой глаза, и понимая, что устала.

Сама себе скажи наедине :

«Я буду счастлива, во чтобы то не стало» !

Не забывайте дорогие воспитатели ДОУ : работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой!

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.

Ход занятия

I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

II. Практическая часть

Существует китайская поговорка:

«Расскажи мне – и я забуду

Покажи мне – и я запомню

Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»

Человек усваивает:

10% того, что слышит

50 % того, что видит,

70 % того, что сам переживает,

90 % того, что сам делает.

1. Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

2. Упражнение “Карусель общения”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

“Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

3. Упражнение «Тест геометрических фигур»

Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

Комментарий ведущего

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

4. Упражнение «Выбор»

Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1.​ Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

2​. Говорите себе: «Бывает» — и съедаете пустой пончик.

3​. Съедаете что-то другое.

4.​ Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

Комментарий ведущего

Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

5. Упражнение «Лестница»

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

— Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

— Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

— Что мешает Вам находиться наверху?

— Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?

6. Упражнение » Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

— дети

— работа

— муж (жена)

— Я

— друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

1. Я

2. Муж (жена)

3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

7. Упражнение «Удовольствие»

Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как » скорую помощь» для восстановления сил.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

— громко запеть;

— резко встать и пройтись;

— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное

10. Упражнение » Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. » По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

11. Рефлексия.

Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога; повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; создать условия для психологической разгрузки педагогов; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

Участники : педагоги дошкольных образовательных учреждений.

Ход проведения

Оглашение психологом темы семинара-практикума.

Приветствие

Участникам семинара-практикума предлагается поздороваться с группой и продолжить фразу: “Здравствуйте! Сегодня замечательный день, потому что…”.

Ожидания

Педагоги на бутонах бумажного цветка записывают свои ожидания от семинара.

Упражнение “Ассоциации”

Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.

Материалы: листы бумаги А4, карандаши, фломастеры.


Психолог: Подумайте, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать. Долго не размышляйте, остановитесь на первом варианте, который пришел вам в голову, и изобразите его на листе бумаги”.

После того как педагоги завершат свои рисунки, каждый по очереди должен охарактеризовать, назвать главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказать почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.

Информационное сообщение психолога

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально “сгораем” на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые “тлеют” и со временем постепенно превращаются в “пламя”.

Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без “разрядки” или “освобождения” от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Понятие “эмоциональное выгорание” ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе “человек-человек”: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.

В. Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:

1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:

— переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);

— недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);

— “загнанность в тупик” – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;

— тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.

2. “Резистенция” – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.

Проявляется в таких симптомах:

— Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;

— Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;

— Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;

— Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.

3. “Истощение” – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:

— Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;

— Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;

— Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;

— Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.

В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:

— усталость, истощение;

— недовольство собой, нежелание работать;

— усиление соматических болезней;

— нарушение сна;

— плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;

— агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);

— негативная самооценка;

— пренебрежение своими обязанностями;

— снижение энтузиазма;

— отсутствие удовлетворения от работы;

— негативное отношение к людям, частые конфликты;

— стремление к уединению;

— чувство вины;

— потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);

— снижение аппетита или переедание.

Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.

Упражнение “Ведро мусора”

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для “мусора”.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Упражнение “Лужайка позитивных качеств”

Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.

Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, стикеры в форме цветка.

На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).

Коллаж “Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе”

Цель: активизация группового взаимодействия, определение условий, которые помогают обеспечить эмоциональный комфорт педагога дома и на работе.

Материалы: фото, журналы, ватманы, ножницы, клей, скотч, фломастеры, карандаши.

Психолог: “Мы с вами уже ознакомились с основными причинами и признаками “синдрома эмоционального выгорания”. А теперь я предлагаю определить те условия, которые помогут нам сохранить ощущение внутреннего равновесия и эмоционального комфорта как дома, так и на работе”.

Педагоги делятся на две группы. Психолог предлагает первой группе создать коллаж на тему “Условия эмоционального комфорта педагога на работе”, а второй – “Условия эмоционального комфорта педагога дома после работы”.

По окончании команды защищают свои проекты.

Упражнение “Открытки позитива”

Цель: повысить самооценку и позитивное настроение педагогов, их уверенность в себе.

Материалы: основа для открыток, материал для декорирования, ножницы, клей, карандаши, фломастеры.


Каждый педагог выбирает себе основу для открытки и используя материал для декорирования (наклейки, картинки, бантики, бусинки, клей с блестками, фломастеры и тому подобное) создает свою авторскую открытку и подписывает ее. Потом педагоги возвращаются на свои места и по кругу передают открытки, записывая на них хорошие пожелания, комплименты и т.п., пока те не вернутся к своим владельцам. Педагоги по желанию могут зачитать содержание своих открыток.


Релаксация

Цель: релаксация, снятие эмоционального напряжения.

Материалы: ноутбук, проектор, проекционный экран.

Релаксацию можно провести двумя способами: либо подготовить видеофильм, который содержит в себе фото с пейзажами природы и сопровождается спокойной и расслабляющей музыкой, либо подобрать текст и музыку и провести релаксацию с использованием зрительных представлений.

Игра “Волшебная шкатулка”

В конце семинара-практикума участникам предлагается достать по одной записке из волшебной шкатулки (вазы, мешочка), которая подскажет им, что на них ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

Варианты пожеланий:

— Тебе сегодня особенно повезет!

— Жизнь готовит тебе приятный сюрприз!

— Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

— Люби себя такой, какая ты есть, — неповторимой!

— Сделай себе подарок, ты на него заслуживаешь!

— Сегодня с тобой вместе радость и спокойствие!

— Сегодня твой день, успехов тебе!

— Все твои желания и мечты реализуются, поверь в это!

Можно также пожелать педагогам создать такую шкатулку у себя дома и каждое утро доставать из нее по одной записке. Эти пожелания волшебным образом влияют на настроение людей, подбадривают, придают уверенности.

После этого каждый педагог получает буклет с практическими рекомендациями относительно профилактики эмоционального выгорания (содержание рекомендаций в конце семинара-практикума).

Ожидания (подведение итогов)

Психолог раздает педагогам вырезанные из цветной бумаги изображения цветов, на лепестках которых они записывают, что из их ожиданий исполнилось, чего удалось достичь, чего нового научились и узнали. Если какие-то ожидания не исполнились, то их опять записывают на бутонах.

1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

2. Думайте о чем-то хорошем, отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.

3. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

4. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

5. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

6. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

7. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

8. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

9. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

10. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзями, коллегами.

11. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

12. Не забывайте хвалить себя!

13. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

14. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!

15. Станьте энтузиастом собственной жизни!

16. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

17. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

18. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

19. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

20. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

21. Посещайте музеи, выставки, театр, концерты.

22. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

23. Музыка – это тоже психотерапия.

24. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.

25. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

26. Позитивное влияние на нервую систему и настроение имеет и общение с животными.

26. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.

27. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью!

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

Список использованной литературы

  • Дацунова С. Подолання синдрому емоційного вигоряння. Аналітичний практикум / С. Дацунова // Психолог. – 2009. — №17. – С. 9 -11.
  • Психологічне здоров’я дошкільників / Уклад. Т.І. Прищепа. – Х.: Вид. група “Основа”, 2011. – 239 с.
  • Пуцан І. Світячи іншим – не згори сам. Тренінг для профілактики емоційного виснаження педагогів / І. Пуцан // Психолог. – 2009. — №29- 30. – С. 61.63.
  • Стреж Л. Профілактика емоційного вигорання серед педагогів ДНЗ / Л. Стреж // Психолог дошкілля. – 2012. — № 11. – С. 51-53.
  • Чувасова Ю. Профілактика синдрому професійного вигорання. Семінар-практикум для педагогів / Ю. Чувасова // Психолог дошкілля. – 2012. — №2. – С. 30-34.



Самое обсуждаемое
Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках? Какие бывают выделения при беременности на ранних сроках?
Сонник и толкование снов Сонник и толкование снов
К чему увидеть кошку во сне? К чему увидеть кошку во сне?


top